Сочинение на тему видение отроку варфоломею

8 вариантов

  1. Художник изучал жизнь святого с большим интересом. Святой Сергий Радонежский нес в себе надежду, что в скором времени на Руси возродится дух монастырской жизни. Все старались брать пример со святого. В больших монастырях начали строительство храмом, писались иконы. Художник, когда писал полотно, проживал вблизи самого святого. И мог, более подробно, ознакомится с его жизнью и деятельностью.
    На картине изображены два человека. Это один из дней жизни святого в далеком детстве. Тот по приказу отца был в поиске скотины, которая куда-то пропала. Парень блуждал по долине и встретил странного старца. Он остановился уточнить у него, не видел ли он овец. Тот стоял загадочно под деревом, его лица не видно, видно только седую бороду.  А незнакомый старец, подарил ему дар постижения смысла Священного Писания и премудрости.
    Мы видим как молодой мальчишка, одетый в русскую национальную одежду, белая подпоясанная рубашка, синие шаровары, красные сапоги, с кнутом на пояске стоит лицом к старцу, который одет в черный балахон, его голова светится как нимб. Лица мы не видим. Видно только как он что-то держит в руках.А парень тем временем скрестив руки, внимательно слушает. Они стоят под могучим деревом, в ногах высокая зеленая трава. Как раз разгар лета. За спиной высокие зеленые холмы. Маленькие соломенные домики с огородами, и высокий храм за домами. Видно не большую синюю речку, которая простирается вдоль всего оврага.  Светло-голубое небо спокойно.

  2. Картину «Видение отроку Варфоломею» написал великий русский художник М.В. Нестеров. Она является одним из самых значимых произведений русской живописи конца 19 века, точнее картина была написана в 1880-х годах. Произведение носит религиозный характер, художник писал ее под влиянием сюжетов и рассказов о преподобном Сергии Радонежском. Этот святой был символом русского оружия, так как с его благословения в битве на Куликовом полке победил Дмитрий Донской. Но сюжет еще связан не только с религиозной тематикой, но и с тем, что, как и преподобный Сергий Радонежский, Михаил в детстве тяжко заболел и лишь благодаря матери, молившейся преподобному, он смог выжить.
    В юном возрасте Нестеров увлекался церковной живописью, в частности фресками на темы жития святых, недаром в будущем он создаст множество произведений на эту тему. Одним из самых известных произведений художника станет картина «Видение отроку Варфоломею».
    Художник много общался с промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым и часто бывал в его имении в Абрамцево. Нестеров был членом так называемого абрамцевского кружка, куда входили многие знаменитые художники конца 19 века. Часто ездивший в те края создатель картины, писал пейзажи именно с абрамцевских красот, полей и окрестностей. Во многом в картине воплотился русский пейзаж, спокойный и тихий, соответствовавший настроению сюжета.
    Нестеров писал картину в деревне недалеко от Сергиева Посада. Во многом влияние на произведение оказало близость к монастырю с мощами Святого Сергия Радонежского. Перед написанием своего шедевра художник написал несколько этюдов с натуры с Абрамцево и множество зарисовок и набросков самой картины.
    На картины центральной фигурой является мальчик, отрок Варфоломей, стоящий перед иноком в темной закрытой одежде, Сергием Радонежским. Фигура мальчика явно меньше последней, это придает картине некую таинственность и даже святость. Юноша преклоняет колени перед иноком, а преподобный дает ему в руки что-то наподобие ларчика. Ларец олицетворяет собой Священной Писание и мудрость Божию. Именно эти главные ипостаси Святой Сергий вручает отроку. Действительно, произведение художника Нестерова отчасти напоминает икону, здесь чувствуется неуловимый религиозный и мистический подтекст. Например, даже сияние нимба над головой инока говорит о святости изображаемого героя.
    Костюмы обоих героев очень различны по своей цветовой насыщенности и типу. Юноша одет в традиционную русскую одежду: рубаху с поясом и шаровары, а инок носит длинную до пол темную рясу с капюшоном. Эти элементы подчеркивают различие между героями. Юноша еще совсем молод и его молодость подчеркивает белый оттенок, дополненный синими и красными цветами. А мудрость и старость олицетворяет черный, такой мрачный, но в то же время строгий и спокойные цвет.
    Одно из главных значений здесь играет пейзаж, насыщенный яркими желтыми тонами, видимо, действие происходит осенью, в то же время солнечно, а небо окрашено в нежно-голубой цвет. Светлое небо играет фоном для выделяющихся на заднем плане ярких элементов, таких как купола церкви, огороды на противоположной стороне и огромное простирающееся поле.
    В общем картина представляет собой законченное и гармоничное произведение, где в основу лег известный сюжет о Сергии Радонежском и встрече с отроком Варфоломеем. У Нестерова это был целый цикл картин, посвященных святому старцу, но самой лучшей из них была именно эта. Художник сам признавался, что «Видение отроку Варфоломею» вершина его творчества.

  3. 3
    Текст добавил: НевиДимая_ВидиМость

    Сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею »
    Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году, в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось 12 лет, отец отвёз его в Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена и был определён в Реальное училище К. П. Воскресенского. Здесь у него пробудился интерес к рисованию, всё сильнее и сильнее влекла мечта стать художником. Наконец в 1877 году В. И. Нестеров по совету К. П. Воскресенского, принимавшего большое участие в мальчике и К. М. Трутов, тогда инспектора Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, согласился связать судьбу своего сына с профессией художника.
    В стенах училища, начиная с 1872 года, устраивались выставки передвижников, картины которых очень привлекали начинающего художника. На передвижных выставках, устраиваемых в Училище, всегда особый зал отводили ученическим работам. Однако В. Г. Перов и А. К. Саврасов настаивали на организации специальных выставок учеников. Первая из них открылась в декабре 1878 года. Уже через год, на ?? ученической выставке наряду с С. А. Коровиным, К. А. Коровиным, А. П. Рябушкиным, И. И. Левитаном, К. В. Лебедевым и др. выставлялись работы и Нестерова.
    Несмотря на одобрение товарищей и Перова, Нестеров не находил удовлетворения в его работах. В начале 80-х годах Нестеров делает много портретных работ.
    В поисках своего пути Нестеров делает предметом искусства область духовной жизни русского народа, связанную преимущественно с нравственными религиозными исканиями.
    Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившееся в XV??? на передвижной выставке. Работать над ней Нестеров начал в 1889 году.
    При работе над своей картиной художник придавал первостепенное значение пейзажу.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким вниманием и любовью. Он тонко передал её нежную красоту и удивительную гармонию. Она избавлена от повседневной суеты, умиротворённая, прекрасная в своей чистоте. Этот пейзаж, как бы является воплощением чисты и благорасположенности.
    Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледными золотыми цветами картину. Линии плавные, круглящиеся, текучие, всё замерло в ожидании чуда.
    Слева лесистые холмы, под ними протекает голубая речка (там где-то розовеют, дали, вьётся дымок), а ближе малахитовые огороды. Справа золотится роща, деревянная церквушка с синими маковками.
    Найдя убедительный пейзаж, уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, художник никак не мог найти голову мальчика.
    Но однажды, идя по деревне, он заметил девочку лет десяти, стрижённую, с большими, широко открытыми, удивлёнными глазами, болезненную, с кордным, горячечно дышащим ртом. Наконец он нашёл, что искал.
    И так, на переднем плане, на возвышенности стоят пастушок, а монах. Тонкая фигура мальчика, помещена почти в центре картины, она сливается с пейзажем и кажется неотъемлемой частью полей, зелёных перелесков, трепетных деревьев, этого чисто русского пейзажа с его деревянною церковью и извилистой речкой.
    Большие, почти круглые глаза Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно сложены перед его грудью. Он замер в ожидании чуда. Даже не приглядываясь к картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на бытовые, а на возвышенные темы.
    Отрок одет в белую рубашку, окаймлённую красной тесьмой, синие порты и красные сапожки. Всё это символизирует юность, чистоту души мальчика.
    Перед мальчиком, рядом с высоким, старинным дубом, стоит монах в чёрном плаще. Из-за его тёмного одеяния создаётся ощущение (впечатление) массивности фигуры старца.
    Белая рубашка, синий капюшон, нимб вокруг головы, говорят о божественной чистоте его мыслей и деяний. А борода говорит о мудрости, но в то же время красные кресты на капюшоне показывают молодость его души. Чувствуется контраст между образами отрока и старца.
    Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности, надуманности.
    Пейзаж на картине собирает в себе все красоты русской природы, а Варфоломей и монах—молодое о старшее поколение.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

  4. Перед тем, как приступить к творческому процессу написания сочинения по
    картине М.Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, надо внимательно рассмотреть
    иллюстрацию этой картины в художественном альбоме или скачать её из интернета.
    На фото – иллюстрация картины М.Нестерова “Видение отроку Варфоломею”.
    Следующий этап – изучить фактический материал – краткую биографию художника, историю написания
    картины, направления и жанры в которых он работал, другие произведения и особенности его творчества.
    И только после этого можно приступать к написанию плана и самого сочинения.
    Вступление.
    Русский живописец М.Нестеров (1862 – 1942 г.) родился в Уфе в купеческой интеллигентной семье,
    в которой царил традиционный русский религиозно-патриархальный уклад жизни.
    В семье особой любовью и почитанием пользовались образы святых Тихона Задонского и Сергия Радонежского. Таким образом, семейный уклад жизни повлиял на весь дальнейший творческий путь
    художника.
    М.Нестеров писал сюжетно-бытовые, исторические картины, пейзажи, портреты,
    но религиозная тематика стала основной в его творчестве.
    Картина “Видение отроку Варфоломею” посвящена Сергию Радонежскому, которого М.Нестеров считал воплощением нравственного идеала. На XVIII выставке художников-передвижников работа произвела
    настоящую сенсацию.
    Основная часть.
    Сюжет картины взят из старинного “Жития преподобного Сергия”, написанного Епифанием Премудрым.
    По легенде, отрок Варфоломей ( в будущем Сергий Радонежский ) бродил по полям и лесам, по берегу
    озера, отыскивая жеребят, отбившихся от стада.
    Неожиданно на холме на краю леса ему случилось видение – святой старец, одетый в черные монашеские
    одежды, прилежно молился у могучего дуба. Старец заметил, что благочестивый отрок – это “сосуд,
    избранный Святым Духом” и спросил его, что он хочет и что ищет. Варфоломей мог бы попросить
    помочь найти жеребят, но он попросил старца, чтобы тот помолился Богу с просьбой научить грамоте,
    которая давалась ему с трудом.
    Святой старец усердно помолился, затем достал кусочек просфоры из своей “сокровищницы” и дал
    отроку, чтобы тот съел её.
    Таким чудесным образом старец одарил Варфоломея премудростью и познанием смысла
    Священного Писания.
    Как раз этот эпизод и запечатлён М.Нестеровым на полотне.
    Смысловым центром картины является хрупкая фигура мальчика-пастушка, застывшего в священном
    трепете с широко открытыми глазами на одухотворенном лице в ожидании чуда. Крепко сжатые,
    сцепленные “в замок” пальцы рук говорят об огромном напряжении и волнении и, в то же время,
    о смирении. Белая рубаха символизирует чистую, открытую для знаний и веры душу.
    Для воздействия на чувственное восприятие зрителя художник использует контраст в изображении
    образа мальчика и старца, черного мощного векового дуба и тонкой белой березки или маленькой
    чахлой сосенки.
    Старец стоит наклонив вперед голову, что говорит о его смирении, а нимб над головой говорит о его
    святости. Мощный дуб за спиной символизирует непоколебимость его веры. Лицо старца закрыто
    накидкой и зрителю оно не видно, потому что это собирательный образ священнослужителя, который
    не участвует в пышных обрядах в позолоченных церковных интерьерах, а уходит от мирской суеты
    в лесную глушь, в “пустынь”, где остается со своей молитвой наедине с живой природой и находит
    счастье в этом уединении.
    Природа на картине М.Нестерова гармонично связана с лирическим настроением героев,
    с их образами.
    На картине показан теплый денек начала осени и неброская красота среднерусской природы без
    особо ярких красок. С холма открывается прекрасный вид – типичный “нестеровский пейзаж”.
    На переднем плане – тонкие рябина и белоствольная березка, слева змейкой извивается тихая речушка,
    виден заливной луг и извилистая дорога в деревеньку, где церковь с маковками символично
    возвышается над маленькими домишками. Внизу в долине зеленеет капустное поле, а слева и справа
    видны холмы, поросшие лесом, одевающимся в осенний наряд. Между холмами за перелеском видно
    вспаханное поле, а за ним – необъятная даль, уходящая до самого горизонта.
    Вся эта светлая тишина “угасающей осенней природы” написана без ярких красок, полутонами,
    что придает ей особую одухотворенность и реалистичность.
    И, действительно, зарисовки пейзажа для картины М.Нестеров делал с натуры в окрестностях
    Троице-Сергиевой лавры.
    Заключение.
    Картина М.Нестерова проникнута русским национальным духом, глубиной народного религиозного
    чувства, любовью к родному краю и красоте его природы.
    “Кроткое природы увядание” всегда навевает грусть о прошедшем теплом весёлом лете и
    размышления о бренности всей нашей жизни, о скором наступлении холодов.
    Мне созвучна позиция художника по отношению к вере. Жить надо в мире с самим собой, со своей
    совестью, с природой и окружающим мирозданием.
    Веру надо иметь в душе, делать добро окружающим и жить по заповедям.
    В этом я увидел основной замысел создания картины.

  5. Картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», посвященная жизни преподобного Сергия Радонежского, рассказывает нам о чудесном явлении молодому мальчику таинственного старца, подарившего ему разум к учению. Все это происходит, в руках художника, на фоне удивительной природы, типичной для средней полосы России.
    Вся картина глубоко символична, и многое, что заставляет задуматься, будет видно только при внимательном рассмотрении. Так, например, символично то, что мальчик, стремящийся к учению и святости, на картине изображен под куполами деревенского храма, а старец – наравне с этим храмом. Еще символично то, что действие происходит на вершине холма, будто возвышающего персонажей над всем вокруг. А спокойные осенние тона усиливают наше внимание. Художник, изобразивший отрока смиренным и вопрошающим, именно таким видел Сергия Радонежского в детстве.
    Мальчик и ВарфоломейМногое картина нам может рассказать и о времени, когда жил отрок Варфоломей. Мы видим засеянные, еще не убранные небольшие поля, а рядом находятся маленькие деревенские домики, во всем чувствуется атмосфера трудолюбия и семейной доброй жизни. Видимо, в такой любящей семье воспитывался и Сергий Радонежский, иначе как бы он стал таким великим святым, известным во всем мире. А старец, стоящий под большим деревом, и цветом своей одежды, и всем видом своим символизирует и показывает нам что-то очень высокое, вечное и таинственное. У старца над головой, Михаил Нестеров изобразил свет вокруг, а у отрока Варфоломея – над головой чистое небо.
    И все вокруг мальчика чистое и светлое, приятное и спокойное, что выражено не только деталями, но и неяркими тихими красками, успокаивающими наш взор. Действительно, именно характер мальчика, хотел показать автор картины, его внутреннюю чистоту и красоту. И сама его тонкая фигура и, что-то просящее положение рук, и спокойный взгляд говорят нам о его внутренней красоте, и о важности самого события.
    В каждом отдельном элементе картины чувствуется абсолютная гармония и красота. Очень плавно холмы и возвышения переходят один к другому, соприкасаясь осторожно с водной гладью. А деревенский храм сливается всем своим видом с общим пейзажем. Сейчас у художника вся природа участвует в этой чудесной встрече, каждое деревце и каждая травинка становятся свидетелями этой великой тайны, подарившей русской земле великого святого.

  6. Главная
    О проекте
    Сочинения
    Картины
    О художниках
    Методическая страница
    О жанрах
    Посмотреть

    Пейзаж

    Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Март»
    Сочинение – описание картины И.К. Айвазовского «Девятый вал»
    Сочинение-описание картины Василия Поленова «Московский дворик»

    Исторический жанр

    Сочинение – описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Сочинение-описание картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
    Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»

    Портрет

    Сочинение-описание картины И.Е. Репина «Осенний букет»
    Сочинение – описание картины Серова «Девочка с персиками»
    Сочинение – описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Всё в тающей дымке – холмы, перелески,
    Здесь краски неярки и звуки нерезки,
    Здесь медленны реки, туманны озёра,
    И всё ускользает от беглого взора…

    Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»
    О картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890–е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.
    Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.
    Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.
    В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.
    В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика.
    Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием – это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.
    Но мальчик печален – столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении – и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества – удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности.
    Новизна картины во многом заключена не только в изображении природы. Перед Нестеровым стояла этическая проблема – показать душевную частоту мальчика, показать идеал чистой, возвышенной, гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа.
    Мальчик не удивлён появлением старца, он точно ждал его и теперь погружён в созерцание. Нестеров утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея.
    Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» была новым явлением в русском искусстве. Сверхъестественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с видением (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), повышенная, почти идеальная в своей сверхъестественности эмоциональная характеристика героя, слитность его настроения с настроением, царящим в окружающей природе, окрашенной золотым сиянием осени, – всё это были новые моменты в живописи передвижников.
    Л. Воронихина, Т. Михайлова

    На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев. На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.
    На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.
    Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.
    Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.
    наверх
    ©
    Проект Цепковой Евгении 2008

  7. Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Цели: – помочь учащимся понять идею картины;
    – обогатить словарь учащихся историзмами и архаизмами;
    – формировать гражданские и нравственные чувства старшеклассников.
    Ход урока:
    1. Вступительное слово.
    Каким представился вам этот святой, «просиявший в земле Русской»?
    Человеком нравственной чистоты, мудрым, умным, посвятившим свою жизнь Богу и людям.
    Кем было составлено «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца»?
    В 1418 году учеником Епифанием.
    Преподобный – максимально (очень) подобный высшему идеалу. Преподобными называют святых, которые своими подвигами и святостью жизни достигли высшего нравственного достоинства.
    В какую историческую эпоху жил Сергий Радонежский?
    В 1314-1392гг, во времена нашествия татаро-монгольских полчищ.
    Расскажите о семье, в которой воспитывался Варфоломей, будущий Сергий Радонежский?
    Родители Варфоломея были благочестивы и праведны. Будучи знатными ростовскими боярами, они тем не менее вели жизнь простую, с крепким укладом.
    Что огорчало Варфоломея в период обучения его в церковной школе?
    Не мог постичь грамоту, что огорчало и его самого, и родителей, и учителя.
    Сумел ли художник на картине выразить черты характера, свойственные Варфоломею?
    Да, художник запечатлел в созерцательной позе мечтательного, тихого и скромного мальчика.
    2. Рассказ о художнике.
    Михаил Васильевич Нестеров родился в семье, жившей по старинному укладу: ходили в церковь, соблюдали посты, радовались праздникам. Все переживания детства Нестерова, его представления о высшей правде, о совершенной красоте связывались с религиозным чувством, что не могло не отразиться в его художественном творчестве.
    В 1877 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
    Нестеров рано стал самобытным художником, сказавшим свое слово в искусстве. Героями своих картин художник выбрал людей особого склада, натуры, чистые в своих помыслах.
    Картиной «Видение отроку Варфоломею» Нестеров начал ряд картин, посвященных жизни и трудам Сергия Радонежского, выдающегося деятеля древней Руси, способствовавшего ее объединению.
    Нестеров вспоминал: «Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать».
    В его картинах высказано свое понимание идеи русского народа, русского духа в крутые переломные эпохи истории.
    3. Беседа по картине.
    Какой момент легенды отражен на картине?
    Отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания его молитвы.
    Что вы видите в глазах мальчика?
    Душевную чистоту, спокойствие, ожидание, но они печальны.
    Как вы думаете, о чем диалог двух встретившихся людей?
    Варфоломей поведал монаху свою печаль: он не может овладеть грамотой. Монах ему сказал, что теперь, по благословению Божьему, он научится читать и будет мудрым.
    Каким изображен старец-монах?
    Его лицо почти целиком закрыто капюшоном. Он стоит, слегка наклонив голову.
    Что можно сказать про пейзаж картины?
    Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика.
    Изображена осень: нивы сжаты, покраснела рябина, облетают золотые листья берез.
    Природа охвачена тишиной, в ней нет ярких красок.
    – Нестерова, по его собственному выражению, в искусстве «всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа». И в герое его картины угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям.
    4. Работа с текстом.
    1. Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький, в онучах – кажется олицетворением стародавней России – ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, тихих лесов, ее легенд и сказок.
    Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.
    Самое замечательное в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе видны каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка – березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы.
    Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера. (К. Паустовский. «Заметки о живописи»)
    Чем вас заинтересовал текст К.Паустовского?
    Поэтичность описания картины, безграничная любовь автора к родной земле, язык писателя красив.
    Какими художественно-изобразительными средствами языка пользуется писатель для описания картины и своих чувств?
    Использует эпитеты: хрустальный светильник, синеглазые реки, тихая красота России; сравнения: чистый, как ключевая вода, воздух; девочка-березка; ударяет по сердцу, сдержать невольные слезы – оценочные словосочетания.
    К какому стилю речи мы можем отнести этот текст?
    Художественный стиль с элементами публицистического (обращение к читателям, стремление их убедить, эмоциональность)
    – В тексте 154 слова, из них прилагательных – 26, причастий – 4, существительных – 52, глаголов – 9. Исходя из этого, можем сделать вывод, что текст представляет собой описание с некоторыми элементами повествования.
    2. «Художник, часто живя недалеко от Троице-Сергиевского монастыря, хорошо знал природу этих мест. В основу будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890гг) легло множество пейзажных зарисовок, пронизанных тонким поэтическим чувством.
    Маленькая болезненная девочка из деревни Комякина послужила моделью для отрока Варфоломея.
    Мягкие очертания холмов, ритмически повторяемые первым и вторым планами, тонкие деревца, покрытые осенней листвой, прозрачный воздух создают особый мир, исполненный созерцательности и тишины. Хрупкая фигура отрока с молитвенно сложенными руками кажется трогательно-беззащитной. Но печально-проникновенное выражение глаз, в которых светятся непоколебимая вера и желание служения этой вере, поражают недетской силой убежденности.
    Более лаконична фигура монаха. Капюшон почти целиком закрывает его лицо. Легкий наклон головы, тонкие пальцы, держащие ковчег, создают образ, лишенный зримой конкретности, несущей в себе некую отвлеченность, призванную открыть истину тому, к кому он послан.
    Картина была экспонирована на 18 передвижной выставке. Она несла идею, которая еще не находила в русском искусстве этой эпохи своего живописного выражения, идею, заключавшую в себе веру в возможность чудесных нравственных перевоплощений в духовной жизни человека». (П.А.Буевская)
    Что нового о картине вы узнали из этого текста?
    Художник писал картину недалеко от Троице-Сергиевого монастыря. Моделью образа Варфоломея послужила девочка из деревни. Обращено внимание на фигуру монаха.
    Есть ли разница в языковом оформлении текстов и в чем она заключается?
    Язык Паустовского поэтичен; он использует яркие образные средства для описания картины и передачи своих чувств.
    Текст Буевской менее эмоционален, автор сообщает о содержании картины более спокойно, не выражая открыто своих чувств, впечатлений, поэтому язык ее текста не так красочен.
    К какому стилю можно отнести 2-ой текст?
    К научно-популярному: популярно и доступно рассказано о картине, использованы искусствоведческие термины.
    Какой тип речи присутствует в тексте?
    Описание и повествование, но преобладает описание.
    – В тексте несколько абзацев, разных по объему. Они выделяются по признаку единства и некоторой законченности содержания. Есть повествовательные элементы: в них сообщается о создании картины (используются предложения с причастными и деепричастными оборотами, употребляются глаголы прошедшего времени, много описательных слов)
    – Мы убедились, что и писатель Паустовский, и искусствовед Буевская для раскрытия содержания картины и ее изобразительных средства используют описание, но стиль описания различен, поскольку авторы решали различные задачи: один стремился передать свое впечатление, восприятие, чувства, целью другого было раскрыть содержание и смысл картины.
    5. Написание сочинения.
    -Приступая к работе, уясните, о чем вы хотели бы рассказать и как, в какой форме (тип, речь, стиль).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *