Сочинение на тему виды общения

7 вариантов

  1. Не так давно население нашей планеты не могло достаточно быстро обмениваться сообщениями друг с другом, использовали письма, а для дальних расстояний это был длительный процесс, и письма шли адресатам долго. Сегодня благодаря высоким технологиям, мы имеем возможность звонить по телефону, отправлять сообщения в социальных сетях итп. Выход в интернет это возможность каждого для общения на сегодняшний день.
    Социальный сети на сегодняшний день самый популярный вид общения на далеком расстоянии. Можно использовать интернет просто поговорить с соседями, друзьями, родными. Конечно общение реальное гораздо лучше и интереснее чем виртуальное.
    Общение необходимость каждого, кому то больше нужно кому то меньше, но в этом нет человека кому его ненужно совсем. Все мы с помощью общения заводим знакомства, обучаемся новому, делимся эмоциями. Человек с ранних лет обучается общению, также как и ходить, есть. Нам нужно как можно раньше научиться общению что бы в обществе мы были адаптированы. Бывают полные исключения в виде отшельников, но это не означает что им ненужно общение совсем. В их случаях можно завести животных получить тем самым часть общения.
    Есть разные варианты общения. Один из них общение с друзьями. С ними у нас много общего, темы наших разговоров схожи, много увлечений которых можно обсудить. Общение идет с ними на равных. Бывает друзья помогают нам советами или рассказывают нам секреты. Второй способ это общение с близкими нам людьми. Общение с ними может проходить гораздо труднее чем с друзьями, но благодаря их опыту они могут давать очень важные советы. С родными общение проявляется и в виде отдыха и в виде работы. Можно ездить на шашлыки, рыбалку, ходить в кино.
    Третий вид общение интернет конечно он не заменит вам общение реальное но позволит поддерживать связь с родными и друзьями.
    Общение есть неотъемлемая часть каждого человека, Общение всегда нужно человеку для хорошего настроения в обществе.

  2. Человек учится навыкам общения с самого рождения наряду с умением сидеть, ходить, есть и т.п. Учитывая, что нас везде окружают люди, нам нужно как можно раньше научиться с ними общаться, чтобы влиться в социальную среду. Возможно, где-то в отдаленных районах Сибири или в горах есть люди, живущие в полном одиночестве, но это не означает, что им совсем не нужно общение. В таких случаях они часто заводят животных и получают общение хотя бы таким образом.
    В нашей жизни существуют разные виды общения. Например, мы общаемся со сверстниками. У нас много общих тем для разговора, вместе мы шутим, играем, слушаем музыку или смотрим фильмы. Все мы общаемся на равных. Часто мы делимся друг с другом секретами или спрашиваем совета. Вместе мы проводим достаточно много времени: в школе, на улице, ходим друг к другу в гости.
    Другое дело – общение с родителями. Чувствовать себя с ними на равных мы, конечно, не можем, но зато они часто дают более дельные советы, чем друзья. С родителями тоже можно вместе повеселиться, мы выезжаем на природу или идем в кино. Мне, например, очень нравится ездить с папой на рыбалку. А мама готовит очень вкусные пироги с малиной, и тогда мы всей семьей собираемся за столом, пьем чай и общаемся.
    Есть еще один вид общения – это общение в интернете. Оно, конечно, не может заменить живого, но помогает держать связь с друзьями и родными, которые не могут быть рядом. Также с его помощью можно заводить новых друзей.
    В моей жизни общение имеет большое значение. Я открытый человек, мне нужно делиться эмоциями и чувствовать поддержку и понимание. Со своей стороны, я тоже стараюсь дарить светлые чувства близким.

  3. Человек является социальным существом. По сути, каждая личность создана для общения. Каждый индивид нуждается в обществе, имеет потребность в принятии, любви, внимании и понимании.
    Человек, который может спокойно абсолютно ни с кем не общаться, имеет серьёзные проблемы с психикой. Потому что психически здоровая личность не может существовать без общения.
    Люди делятся на 3 категории: интроверт, амбиверт и экстраверт. Интроверт – это личность, сосредоточенная на собственном внутреннем мире, она быстро утомляется от общения с большим количеством людей, имеет круг из близких друзей, с которыми делится своими переживаниями. Экстраверт – это личность, сосредоточенная на внешнем мире, возможностях и общении. Такие люди не могут сидеть на месте, не терпят одиночества, очень открыты и общительны. Амбиверт – личность, которая имеет черты интроверта и экстраверта.
    В общении часто можно встретить экстравертов. Они очень активны, как правило, проводят все мероприятия, открыты для всего нового. С ними очень легко общаться, экстраверты всегда найдут тему для разговора. Они привыкли всё время говорить. Им отлично даётся работа с людьми, так как они буквально жаждут общения.
    Интроверты не любят говорить ни о чём, они почти всегда в своих мыслях, смотря на них, можно подумать, что они всегда где-то витают. Когда их ненароком потревожишь, можно заметить, как недовольство отразиться на лице. Они совсем не любят, когда их беспокоят просто так, не выносят пустых разговоров и болтовни. У интровертов часто возникает желание забросить телефон как можно дальше. Но в кругу близких людей они максимально раскрываются, порой даже можно подумать, что они тоже обладают экстроверсией. Интроверты не замкнуты, они не боятся общения. Все эти доводы являются мифами. Им элементарно нужно время, чтобы восстановиться. Они очень много энергии теряют на общении с бурными и эмоциональными людьми, потому как умеют слушать. Другим, разумеется, это нравится.

  4. Содержание
    Введение
    1 Виды общения
    2 Функции общения
    3 Средства общения.
    Заключение
    Список литературы

    Введение

    Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
    Общение – это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.
    В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. И третья, перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
    Данная работа имеет целью характеристику процесса общения как взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы – осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами. Без таких характеристик повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес.

    1 Виды общения

    В специальной литературе существует целый ряд разнообразных подходов к классификации видов общения. В некоторых источниках, исходя из позиции общающихся в коммуникативном процессе, рассматриваются такие виды общения[1] :
    — деловое общение (идет учет особенностей личности собеседника ради интересов дела)
    — формально-ролевое общение (регламентированное общение исходя из формальных ролей собеседника)
    — примитивное общение (происходит учет только своих потребностей, игнорирование личности и интересов собеседника)
    — межличностное общение (духовное, дружеское, с взаимным учетом и пониманием личности друг друга)
    — манипулятивное общение (учет личности собеседника с целью манипулировать им ради достижения собственных интересов)
    — светское общение (говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях)
    — контакт масок (игнорирование личности собеседника, сокрытие своих истинных чувств и интересов за «маской»).
    Каждый из видов общения имеет свои правила, свой «кодекс». Так кодекс делового общения базируется на следующих правилах:
    1. принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таков, требует совместно принятое направление разговора»;
    2. принцип достаточности информации – говорить не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;
    3. принцип качества информации – «не ври»;
    4. принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение;
    5. «выражай мысль четко и ясно, убедительно для собеседника»;
    6. «умей слушать и понять нужную мысль»;
    7. «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
    На иных принципах выстраивается светское общение. В основе такого общения – вежливость, такт: «соблюдай интересы другого». Одобрение, согласие «не порицай другого, избегай возражения», симпатия – «будь доброжелателен, приветлив».
    Если один собеседник ориентируется на «принцип вежливости», а другой – «кооперативности», они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила коммуникации должны быть согласованы и соблюдаться обеими сторонами общения.
    Различные формы взаимодействия людей характеризуются различными специфическими позициями в ситуации общения. Трансактный анализ предполагает анализ процесса общения на основе принципов, «ролей», или позиций общающихся в процессе трансакции. Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.
    Социально-ориентированное общение – одна из распространенных форм взаимодействия, которая строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе. Проявление такого вида общения – ритуальное общение. Ритуал выступает как специфическая форма взаимодействия, придуманная людьтми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиций «Родитель – Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.
    Английский ученый В. Тернер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией[2]. Ритуальные взаимодействия нужны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие – это своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, это мощное средство поддержания традиций, стабильности, прочности, преемственности социальных связей, это механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных социальных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.
    Человечество выработало на протяжении веков огромное множество видов ритуалов, которые можно отнести к социально-ориентированному общению. Это религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические и светские рауты, светские обряды, включая похороны и праздники. К социально-ориентированному общению относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и т. д.
    Ритуал – это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя почувствовать людям себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Этот вид общения как раз призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в социальном признании хотя бы на минимальном уровне.
    Соревнование – один из подвидов социально-ориентированного общения. Это форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, все действия людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт, сам человек не вступает в конфликт с самим собой, принимая установки другого участника этого своеобразного соревнования.
    Еще один тип фиксируемых социальных взаимодействий – времяпрепровождение – трансакция, призванная удовлетворять потребность человека в признании, осуществляется с позиций «Родитель – Родитель». Тема такого общения – осуждение и обсуждение всех отклоняющихся от норм, это темы детей, воспитания, женщин, мужчин, телевидение и проч. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров по общению и перспектив отношений с ними.
    Эрик Берн исследовал такой тип взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция[3]. Игра (англ. – гейм) – искаженный способ взаимодействия, так как все межличностные потребности человека преобразуются в одну – потребность контроля, тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения. Геймы – стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний другого. Геймы, в отличие от всех других видов общения – нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты. Игры предполагают скрытые мотивы, наличие выигрыша для одной или обоих сторон. Каждый участник гейма, даже проигравший, получает выигрыш – например, в форме обиды, страха, вины, зависти, подозрения и т. д. Берн отмечал, что люди играют в эти бессознательные игры, поскольку они являются важной частью неосознаваемого плана жизни. Чтобы выйти из гейма, не стать жертвой чужих манипуляций, важно стараться заменять двойные трансакции на открытые, прямы, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, скрытых позиций в трансакциях.
    Предметно-ориентированное общение, или деловое общение, в трансактном анализе осуществляется с позиций «Взрослый — Взрослый». Здесь можно выделить подвиды общения. Например, операция. С этим видом общения мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, приготовлении пищи, при повседневных заботах и проч. Успешно проводя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение от окружающих.
    Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – это те операции, которые заполняют жизнь людей.
    Личностно-ориентированное общение предполагает тесное взаимодействие людей, оно обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции.[4] Такие формы личностного взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, но здесь четко присутствует партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом. Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие пребывания с близким человеком, забота, ответственность, доверительность, самораскрытие (обнаружение человеком сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). По точному замечанию Ф. Крэйна: «Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой».

    2 Функции общения

    Соответственно сторонам общения различают три основные функции общения:
    1) коммуникативная, или информационно-коммуникативная, т.к. процесс общения предполагает обмен информации, не важно, какого она содержания.
    Общие требования к осуществлению коммуникативной функции таковы: точное оринентирование высказывания на собеседника, отражение в сообщаемом личного отношения говорящего, отбор формы передачи информации, выбор речевых средств в ситуации информирования, предвидение реакции партнера, способность конкретизировать информации по ходу высказывания, приспособить ее к партнеру, учет индивидуальных особенностей собеседника.
    Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми».
    Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме).
    Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопнимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение цели с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
    Причинами плохой коммуникации могут быть:
    А) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
    Б) предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все что ново, необычно. Мы редко осознаем что толкование событий другим человеком столь же законно что и наше собственное;
    В) плохие отношения между людьми, поскольку если отношения человека враждебны, трудно его убедить в справедливости вашего мнения;
    Г) отсутствие внимания и интереса собеседников. Интерес возникает если собеседник осознает значимость информации для себя;
    Д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключение при отсутствии достаточного числа фактов;
    Е) ошибки в построении высказывании: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;
    Ж) неверный выбор стратеги и тактики общения.
    Каждый из видов общения имеет свою стратегию и тактику.
    Стратегии общения:
    1) открытое – закрытое общение. При открытом общении проявляется желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение предполагает нежелание либо неумении понятно свою точку зрения, свое отношение, а также имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в таких случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметно компетентности и бессмысленно тратить время силы на поднятие компетентности низкой стороны; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств и планов противоборствующей стороне нецелесообразно.
    2) Существуют полузакрытые коммуникации, например, по типу одностороннего спрашивания, когда человек пытается выяснить позиции другого, в тоже время не раскрывая свои позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто предъявляет свою проблему, выражает чувства, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать «излияния».
    3) Монологическая-диалогическое общение.
    4) Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
    Различные виды общения предполагающие выбор той или иной стратегии, подчиняются своим специфическим правилам.
    Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
    В общении выделяют следующие позиции:
    — доброжелательная позиция по отношению к собеседнику
    — нейтральная позиция;
    — враждебная позиция, неприятие собеседника;
    — доминирование, или «общение сверху»;
    — общение «на равных»;
    — подчинение, или общение «снизу».
    Следующая функция общения – познание людьми друг друга в процессе общения, или перцептивная (от лат. – психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения – это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы – память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.
    Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность общения с этим человеком); развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, экспрессию – то есть внешние проявления обратной связи. В процессе общения нужно постоянно думать о партнере. В этом случае процесс общения становится более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается неудачным, а это в свою очередь может привести к ухудшению межличностных отношений.
    Следующая функция общения — это организация межличностных отношений.[5]
    Процесс формирования плодотворных взаимоотношений предполагает:
    — подлинный интерес к другому человеку, стремление познать и понять его;
    — осознания себя как части целого – частички человеческого взаимодействия;
    — стремление так организовать взаимоотношения, чтобы общение с вами было приятным для другого;
    — взаимоотношения не должны складываться стихийно, необходимо направленно их формировать, тогда быстрее и приятнее пройдет взаимопонимание.
    Еще одной функцией общения является взаимовлияние людей друг на друга (т.е. интерактивная сторона общения). В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен – это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.
    Взаимодействие людей всегда есть борьба – борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком существует желание «спровоцировать» его поведение в интересующем направлении, найти в системе его контраргументов слабые точки, воздействовать на них и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях используются разнообразные неречевые средства общения.

    3 Средства общения

    Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:
    — речевой (вербальный);
    — неречевой (невербальный).
    Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника.
    В структуру речевого общения входит:
    — значение и смысл слов и фраз;
    — речевые и звуковые явления – темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная манера речи.
    — выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плачь, шепот, вздохи и т.д.;
    — разделительные звуки, например, кашель, нулевые звуки – паузы.
    Спектр неречевых средств общения, достаточно широк:
    — чувства и эмоции (их проявления изучает специальная наука кинестика);
    — движения мышц лица (изучает мимика);
    — жестовые движения отдельных частей тела (изучается жестикой);
    — моторика всего тела – позы, осанка, поклоны, походка (изучается понтамимикой);
    — прикосновения в ситуации общения – рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, поцелуи, отталкивания и т.д. (изучается такесикой);
    — расположение людей в пространстве также несет определенную информацию (изучается проксемикой).
    Ученые установили, что цели и задачи общения существенным образом влияют на дистанцию между партнерами. Выделяют следующие зоны дистанции между партнерами:
    — интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерно доверительное общение, исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
    — личная или персональная зона (45-120 см), для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
    — социальная зона (120-400 см), обычно соблюдается во время официальных встреч, как правило с теми, кого не очень знают.
    — публичная зона (свыше 4 м), подразумевает общение с большой группой людей.
    Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее состояние говорящего. Мимика способна дать информацию о том, что на самом деле переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
    Взгляд по своей специфике может быть:
    — деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
    — светским, взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня губ. Такой взгляд способствует непринужденной светской обстановке.
    — интимным – направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном настрое к собеседнику.
    Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные эмоции – радость, любовь, удивление, труднее всего воспринимаются отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
    Много информации несут жесты. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:
    1. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения – указатели, пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты – биты («жесты-отмашки»); идеографы, т. е. Своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые движения вместе.
    2. Жесты-регуляторы. Это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
    3. Жесты-эмблемы- это заменпители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне руки во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».
    4. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть почесывания, подергивания отдельных частей тела, касания, пошлепывания партнера, перебирания предметов руками и т. д.
    5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.
    Существуют и микрожесты – движения глаз, покраснения щек, слушателя важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. подергивания губ и т. д.
    Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Поэтому для проницательного слушателя важно понимать притворные, ложные жесты. Особенность их в том, что они направлены на преувеличение слабого волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.
    При общении чаще всего возникают следующие виды жестов:
    — жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки;
    — жесты уверенности – раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол;
    — нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами и т. д.
    — жесты самоконтроля – например, заведение рук за спину, поза сидящего в кресле человека. Вцепившегося в подлокотник;
    — жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание ладоней о ткань;
    — жесты отрицания- сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;
    — жесты расположения – прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику; жесты неискренности — прикрытие рукой рта, прикосновение к носу как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о о сомнении в чем-то, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и т. д.
    Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться в людях.

    Заключение

    Общение – сложный и многогранный процесс, который является основополагающим в совместной деятельности людей.
    В работе дана характеристика общения именно как процесса деятельности человека; были рассмотрены основные виды общения, функции общения как вида деятельности человека, а также средства общения. Средства общения достаточно разнообразны, предполагают неречевые и речевые формы взаимодействия. Речь – далеко не лидирующее средство социального взаимодействия. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации слова составляют 7%, звуки интонации 38%, а неречевое взаимодействие 53%.
    Разные исследователи рассматривают виды и структуру процесса общения с разных позиций, поэтому в терминологии возникают вариации.
    Виды общения можно выделить, используя разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, времяпрепровождение, операция, игра, социальное взаимодействие, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие виды взаимодействия.
    Общение – это не только самодостаточный процесс социального взаимодействия, оно зависит от многих факторов, коммуникативных умений и навыков субъектов общения. С другой стороны, от общения, его качества и уровня зависит внутреннее психическое состояние участников коммуникации, и в общем, результаты трудовой деятельности человека, целого коллектива.
    Объективно процесс общения определяется закономерностями, определенными правилами, которые должны соблюдаться участниками этого процесса, во имя достижения общих целей в деятельности.

    Список литературы

    1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 480 с.
    2. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.
    3. Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. – 336 с.
    4. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 304 с.
    5. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 512 с. С. 436.
    [1] Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 410.
    [2] Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 439.
    [3] Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 14.
    [4] Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. С. 280.
    [5] Канн-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. С. 18.

  5. Что такое общение и какую роль оно играет в жизни человека?
    Общение — это важное условие жизни каждого человека. Только контакт с другими людьми и общение со сверстниками, помогут найти свое место в этом мире. Жизнь каждого человека состоит исключительно из общения с окружением. Поэтому общение можно смело назвать одной из самых важных потребностей в жизни каждого из нас.
    Человек осваивает навыки общения с самой первой минуты своей жизни. Ребенку объясняют его родители ка правильно есть, реагировать на эмоции и прочие привычные правила и нормы полноценной жизни в обществе. Ведь нас постоянно окружает огромная масса людей и нам нужно, как можно скорее, научиться с ними общаться, чтобы побыстрее влиться в социальную среду. Если человек, по весомому ряду причин, остается в полном одиночестве, он непременно заводит себе домашнего питомца. Это отчасти компенсирует ему общение с окружением.
    В жизни существует множество подвидов общения. К ним можно отнести:
    1. Общение со сверстниками и ровесниками.
    Ежедневно мы имеем контакт со своими одноклассниками и сверстниками. Это расширяет наш кругозор и приводит к общим увлечениям. Контакт с друзьями очень важен. Это дает нам понятие дружбы и взаимовыручки, умение находить общий язык и решать возникающие конфликтные ситуации.
    2. Общение с родителями.
    Незаменимая часть нашей жизни. Общение с родителями — это краеугольный камень нашей с вами жизни. Родители всегда подскажут и направят нас в нужное русло. Советы мамы мы пронесем через всю нашу долгую жизнь. Ведь все проблемы, которые возникают на нашем жизненном пути, мы в первую очередь обсуждаем с самыми близкими людьми. С родителями можно повеселиться и отдохнуть душой. Мама с папой — это главная опора в нашей жизни.
    3. Общение в интернете.
    Немаловажная часть современной жизни. Общение в социальных сетях и прочих ресурсах, постепенно вытесняет прямой контакт. Мы ежедневно общаемся в интернете со своими сверстниками и одноклассниками. Договариваемся о встречах и строим совместные планы.
    Общение очень важная составляющая нашей жизни. Умение разговаривать и доносить свои мысли до окружения, огромный труд. Грамотный общительный человек, никогда не останется в стороне. Вот почему крайне важно, учится этой науке на протяжении всей своей жизни. Ведь как известно нет предела совершенству. Эрудированному и грамотно преподносящему свои мысли и доводы человеку, открыты любые дороги и двери.

  6. 6
    Текст добавил: *ПоШлЫй ПрЕзИдЕнТ*

    3
    Содержание
    Введение……………………………………………………………………………3
    Категория общения в психологической науке…………………………………..5
    Виды общения……………………………………………………………………..7
    Трансактный анализ общения…………………………………………………..11
    Трудности в процессе общения…………………………………………………13
    Заключение……………………………………………………………………….16
    Список литературы………………………………………………………………17
    Введение

    Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
    Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.
    Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы – это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.
    Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если – не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.
    Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
    Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
    Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
    Главной задачей контрольной работы является определить категорию общения в психологической науке и определить его виды.
    Категория общения в психологической науке

    Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000. с. 23-24
    Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека.
    В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект–субъект(ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000. с. 30-35 В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект–субъект(ы)».
    Виды общения

    Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
    Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
    Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).
    В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
    Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
    Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
    Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники). Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006. с. 63-68
    В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.
    Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.
    Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.
    Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.с. 70-73
    Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.
    Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
    В свою очередь, диалогическое общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. Там же
    «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника». Леви-строс К. Путь масок. М.: 2001. с. 120-129
    Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
    Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000. с. 50-52
    Трансактный анализ общения
    Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.
    Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 1992. с. 230-232
    При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
    С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра».
    С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта – соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.
    В позиции Родителя могут быть две разновидности:
    – «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
    – «опекающий Родитель» – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
    В позиции Ребенка выделяют: «послушного Ребенка» и «бунтующего Ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!»).
    Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых. Могут друг друга понять и два Ребенка.
    Трасакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого
    Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную «взрослую» позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.
    Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции «опекающего Родителя».
    Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий ребенок»).
    Встречаются замаскированные виды общения, где внешне (социальный) уровень общения не совпадает, маскируют истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 1992. с. 232-238
    Трудности в процессе общения
    В процессе общения человека с человеком могут встречаться трудности, которые часто препятствуют достижению индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств.
    Со стороны личности трудности общения могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это зависит и от из ролевого положения.
    Особую группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных участниками. Например, неожиданная форма контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению могут привести к полной растерянности.
    Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности или психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.
    Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории «плохой – хороший», «надежный – ненадежный» и т.п. существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают эффективность установления отношений.
    Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.
    В настоящее время разнообразные тренинговые программы общения при развитии техник говорения включают в себя отработку не только техники построения и произнесения речевого высказывания, но и его адекватного сопровождения мимикой, пантомимикой, жестами, взглядом.
    Обучение тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между людьми. Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся. Эти расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного, ролевого, социального. В разных культурах эти зоны несколько отличаются, что определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они колеблются от 0-15 см до 15-46 см при интимных отношениях, от 35-60 до 80-120 – при межличностных отношениях, от 120 до 210 см при ролевых взаимодействиях и в самых крайних случаях могут достигать 3,6 м. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003. с. 118-120
    Социальные пространства – это пространства взаимодействия групп людей, массового общения с аудиториями. Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой общедоступную зону индивида. Вхождение в зону другого человека, несоответствующее установившимся с ним отношениям, вызывает выделение большого количества адреналина, покраснение кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические реакции, характерные для стресса.
    В западных странах на допросах в полиции часто практикуют метод «территориального» вторжения, чтобы сломить преступника. Но такая тактика пространственного нарушения совершенно недопустима в дружеских, приятельских, товарищеских отношениях. Она представляет собой некоторую опасность и при общении начальника с подчиненными.
    Психологические барьеры, т.е. препятствия, преграды, в общении могут возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи с несовпадением смыслов высказываний, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).
    Барьер общения (психологический) – психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению.
    В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.
    Барьеры в общении связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становятся ожидание непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005. с. 152-156
    Заключение

    По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.
    Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
    Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).
    Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой – общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
    Список литературы

    1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.
    2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.
    3. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 1992.
    4. Леви-строс К. Путь масок. М.: 2001.
    5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005.
    6. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  7. Зачем же человеку общаться?
    Очень немаловажную роль играет общение в жизни каждого индивида. С его помощью люди узнают много нового и интересного. Оно также помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. С помощью общения люди могут дарить эмоции друг другу.
    Из курса обществознания мы знаем, что общение это обмен информацией между людьми. Общение бывает в устной или письменной форме. Существует несколько классификаций человеческого общения: так общение может быть как деловым, так и дружеским, как вербальным, так и невербальным, как личным, так и опосредованным, доминантным и т.д.
    Есть замечательное выражение: “общение – это открытие других для себя и себя для других”. Тем самым человек с помощью общения узнает другого человека и одновременно сам открывается для него.
    Существует несколько золотых правил успешного общения:
    а) любите общаться с другим человеком;
    б) будьте вежливыми и приветливыми;
    в) почаще называйте имя собеседника;
    г) внимательно его слушайте;
    д) затрагивайте только те темы, которые будут интересны вам обоим;
    Проблема исследования сущности общения затрагивает сегодня множество сфер жизни. Ею занимаются и экономисты, и экономисты, психологи, педагоги, политики, философы и многие другие. Ведь без общения не было бы и общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *