Сочинение на тему виды речи

20 вариантов

  1. Монография Сергея Леонидовича Рубинштейна
    «Основы общей психологии», 1989г. издания
    Письменная Устная
    состоит
    знаки-буквы — обозначают — звуки устной речи
    — не просто перевод, а различные функции ———–
    Деловая Разговорная
    Безличная Личная
    Отвлеченное Непосредственные
    содержание переживания
    Их особенности в построении и средствах
    Развернутое построение Свернутый характер,
    т.к. существует общая ситуация
    Требует систематического Допускает пропуск отдельных
    логического связного компонентов
    изложения
    Ограниченны выразительные средства Многочисленны
    курсив жесты
    абзац мимика
    знаки препинания интонация,
    ударение и т.д.
    Виды письменной и устной речи значительно меньше отличаются
    от друга, чем письменная речь от устной речи в целом.
    письмо разговорная
    сообщение беседа
    научный трактат доклад
    конспект лекция
    ораторское выступление.
    Введение.
    Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
    Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) – это говорение и написание; два – в восприятии текста, заложенной в нем информации – это слушание и чтение. Речевая деятельность всех видов – сложный процесс, в котором участвуют особые психологические и речевые механизмы.
    Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.
    Виды общения:
    1. По положению коммуникантов в пространстве и во времени различают общение контактное – дистантное
    Понятие контактного общения очевидно: собеседники находятся рядом друг с другом. Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимические и интонационные сигналы. Здесь все на виду, многое понятно с полуслова, а нередко мимика, выражение глаз, жест, фразовое ударение, интонация в целом говорят больше, чем слова.
    К видам дистантного общения относят все те ситуации, где коммуниканты разделены пространством и временем. Это может быть разговор по телефону, при этом собеседники находятся на расстоянии, но связаны в едином времени. Дистантно во времени и пространстве общение в письмах (и вообще с помощью любого зафиксированного текста).
    2. По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное – опосредованное
    Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно – это обычный разговор, беседа, доклад и т.д. К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации с помощью средств массовой информации и произведений искусства.
    3. С точки зрения формы существования языка различают общение
    устное — письменное
    Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное – с признаками дистантности и опосредованности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Именно здесь бытуют разного рода обособленные обороты, в том числе причастные и деепричастные, ряды однородных членов, структурный параллелизм. Письменный текст требует обдумывания, он подчиняется более строгим правилам лексического и грамматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. Устное общение не допускает переработки текста, кроме уточнений, оговорок. К письменному тексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором.
    Виды речевой деятельности и их особенности .
    В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь содержит устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух и более человек.
    Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
    Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, системы знаний одним человеком. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.
    Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
    Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
    Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
    Взаимодействие устной и письменной речи .
    Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов не существует.
    Обе формы речи «связаны тысячими переходов друг в друга» (Бухаловский Л.А. Курс русского литературного языка.- Киев, 1952.- Т.1.- С.410). Эту органическую связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит также и внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль. Иногда устную речь характеризуют как «звучащую, произносимую, слышимую». Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге), а письменная – произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть текста человек воспринимает звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т.п.), эта звучащая речь не является устной в полном смысле этого слова.
    Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В.Г. Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения – в большей или меньшей степени.
    В наше время устная речь «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество – моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX в. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» (Костомаров В.Г. Проблемы современной филологии. – М., 1965. – С.176)
    Итак, устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Поэтому, когда характеризуют устную речь как говоримую, то имеем в виду только одну ее разновидность, связанную с порождением речи. На самом же деле есть и другая, тесно связанная с говорением сторона – слушание, восприятие, понимание порождаемой речи. Говорящий и создает свое высказывание в расчете на его смысловое восприятие. И в связи с этим совсем не безразлично, насколько говорящий знает и учитывает особенности собеседника, аудиторию, насколько свободно он владеет именно устной речью.
    Различия устной и письменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующей сопоставительной таблице:
    Устная речь
    Письменная речь Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно — будущего читателя. Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции. Не зависит от реакции адресата. Рассчитана на слуховое восприятие. Рассчитана на зрительное восприятие Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных техническихустройств Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется. Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.
    Особенности устной речи.
    Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносительные по содержанию конструкции, объясняется условиями созданиями устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Об этой особенности устной речи писал еще Аристотель: «… Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в речи письменной по справедливости отвергаются, а в устных состязаниях эти приемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны».
    Поскольку устной речи свойственна (в большой или меньшей степени) словесная импровизация, то — в зависимости от различных обстоятельств – устная речь может быть более или менее гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с остальными) остановок, пауз (между словами, предложениями), в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в «растягивании» звука типа [э] и в выражениях типа Как это сказать?
    Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но прерывистость устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.
    Функционально-стилистические разновидности речи .
    Между формами языка и его стилями существуют сложные взаимоотношения. Каждый из функциональных стилей употребляется и в устной, и в письменной речи. Однако некоторые стили реализуются преимущественно в определенной форме языка (речи). Так, например, разговорный стиль чаще всегосвязан с устной формой языка. В этом случае, как указывает В.Г. Костомаров, особенности разговорного стиля особенно тесно переплетаются с особенностями устной формы речи. С другой стороны, существуют стили, которые функционируют одинаково (или почти одинаково) как в устной, так и в письменной форме речи. Это прежде всего относится к публицистическому стилю, в котором имеются особенности, идущие от обеих форм речи. Так, для ораторской речи, которая функционирует в устной форме, характерна сознательная установка на средства выражения (например, на употребление различных фигур), что типично для книжных стилей письменной речи. (Костомаров В.Г. Разговорная речь: определение и роль в преподавании //Русский язык в национальной школе. – 1965. №1). В то же время в ораторской речи используются такие внеязыковые средства выражения, как жест и мимика, что связано с устной формой ораторской речи.
    Научный стиль также может реализоваться в устной речи, например в докладе на научную тему, и в письменной форме речи в научной статье. «Говорить, например, на научные темы даже в самой непринужденной обстановке диалога нельзя, не переходя при этом на научный стиль или в лучшем случае на смесь научного стиля с элементами разговорного» (Лаптева О.А. О структурных компонентах разговорной речи // Русский язык в национальной школе. – 1965. №2).
    Собственно, многие книжные стили языка (официально-деловой, научный), возникшие в связи с письменностью и развивающиеся в письменной форме, сейчас функционируют и в устной форме. При этом, естественно, форма речи накладывает определенный отпечаток на ее стиль. При устной форме функционирование книжных стилей в них легче и естественнее проникают элементы разговорного стиля, они более «вольны» в синтаксических построениях и т.п. Таким образом, хотя «стиль речи не оказывается закрепленным за формой», не безразлично, осуществляется ли высказывание устно или письменно, так как в зависимости от этого возникают различные модификации одних и тех же «функционально-стилистических категорий». (Винокур Т.Г.Стилистическое развитие современной русской разговорной речи // В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. – М., 1968).
    Развитие устной и письменной речи у детей .
    Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т.е. пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима, прежде всего, выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя интеллектуальную деятельность. Но чтение является более трудной операцией, чем слушание. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействует пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование. Читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.
    Очень важное значение имеет и овладение письмом. Прежде всего некоторые трудности представляет для ребенка овладение техникой письма; и эти трудности не могут не сказаться на уровне письменной речи. Тогда возникает вопрос: действительно ли письменная речь является простым переводом устной в письменные знаки? Германский исследователь Бузерман обратил внимание на то, что ребенок, устный рассказ которого отличается богатством и живостью, совершенно иначе ведет себя, когда должен написать письмо. Он пишет: «Дорогой, бравый Франц, я пишу тебе письмо. Твой Ганс». Можно сказать, что письменная речь представляет большие затруднения для школьника и низводит его умственную деятельность на более низкий уровень не потому, что содержит те же трудности, какие были в устной речи, а в силу других обстоятельств.
    Первое обстоятельство.
    Ряд исследователей показали, что письменная речь абстрактнее устной. Она абстрактна в том отношении, что это речь без интонации. Человек начинает понимать интонацию раньше, чем саму по себе речь. Ребенок в раннем детстве рассказывает о предметах, которые находятся перед глазами, и не может говорить, когда они отсутствуют. Поэтому перейти от конкретных предметов к разговору о них для него представляет значительную трудность. Еще сложнее становится переход к письменной речи, которая является в этом отношении более абстрактной.
    Второе обстоятельство.
    Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она совершается без собеседника. Всякая живая речь предполагает ситуацию, где я говорю, а вы меня слушаете или где вы говорите, а я вас слушаю. Ребенок привык к диалогу, т.е. к такой ситуации, где он говорит и сейчас же получает какой-то отклик. Говорить вне ситуации разговора – большая степень отвлечения, так как надо вообразить себе слушателя, обратиться к человеку, которого сейчас здесь нет, представить, что он сейчас рядом. Это опять-таки требует от ребенка абстракции, которая еще мало развита. Очень интересно наблюдение, что по телефону дети раннего возраста говорят гораздо хуже, чем в обычной ситуации.
    Не подлежит сомнению, что и письменная речь ребенка часто обнаруживает, наряду с несомненным отставанием в одних отношениях, известные преимущества по сравнению с его устной речью в других отношениях; она по большей части более планова, систематична, продумана; будучи менее распространенной, она иногда бывает скорее более сжатой, чем менее полной.
    Психологические различия в природе письменной и устной речи .
    В развитии речи реально проявляются и различия письменной и устной речи и их общность; она сказывается и в их взаимодействии. Сначала, естественно, доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребенка; ребенок пишет, как говорит: вырабатывающиеся у него формы устной речи определяютна первых порах строение его письменной речи.
    Но и в письменной речи неизбежно выпадает ряд выразительных моментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой ее предметно-смыслового содержания, письменная речь в силу этого оказывается беднее устной. В дальнейшем письменная речь с теми требованиями продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи.
    Основным звеном развития письменной речи является развитие связной речи – умение отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Развитие связной – контекстной речи существенно зависит от развития письменной речи.
    Исследования письменной речи школьников показывают, как лишь постепенно учащиеся средней школы начинают справляться с теми трудностями, с которыми сопряжено построение связного, понятного для читателя контекста. В связи с этим встают специфические задачи, которые должны быть разрешены во введении, затем другие – в изложении и, наконец, в заключении, когда нужно подытожить все изложение в свете тех установок, из которых исходит пишущий: построение связного контекста, понятного для читателя, требует особых приемов и средств. Требуется специальная работа, чтобы этими средствами овладеть.
    В подростковые и юношеские годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится все более богатой, многогранной, все более литературной: в связи с овладением в процессе обучения научным знанием и развитием мышления в понятиях речь становится более приспособленной к выражению отвлеченной мысли. Уже имевшиеся в распоряжении ребенка слова приобретают более обобщенное, отвлеченное значение. Помимо смыслового развития наличного словесного запаса в речь включается ряд новых специальных терминов – развивается техническая научная речь. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребенка, учащегося в начальной школе, выступают ее эмоционально-выразительные – лирические и риторические – моменты. Растет чувствительность к форме, к литературной подаче сказанного и написанного; более частым становится употребление метафорических выражений. Структура речи – особенно письменной – более или менее значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций; чужая речь, которая до того приводилась по преимуществу в форме прямой речи, передается чаще в форме косвенной речи; в связи с расширяющимся кругом чтения и формирующимися навыками работы с книгой, начинают использоваться цитаты; в речи наблюдается некоторая цветистость; она проявляется в результате известной диспропорции между интенсивностью переживания и речевыми средствами для его адекватного объективизированного и все же достаточно яркого выражения.
    Заключение.
    В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке – его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.
    Используемая литература:
    1. Ладыженская Т.А.Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта, 1998.
    2. Формановская Н.И.Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.
    3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
    4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

  2. Рассмотрим особенности каждого типа речи.

    Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
    Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
    Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

    Пример текста повествования:

    «Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»
    Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:
    что случилось? – в городе пошел дождь;
    где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
    когда случилось? —  летом пошел дождь.
    Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
    Текст описания состоит из следующих частей:
    общая характеристика предмета, общее впечатление;
    признаки, детали;
    общая оценка предмета.
    Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
    Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

    Пример текста описания:

    «Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»
    Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
    какой предмет описывается? – дождь;
    каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.
    Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».
    Рассуждение состоит из следующих частей:
    тезис – мысль, которую нужно доказать;
    обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
    резюме – итоги, выводы.
    Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
    Рассуждения бывают следующими:
    рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
    рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
    рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

    Пример текста рассуждения:

    «Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»
    Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
    почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
    зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

    Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

    повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
    описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
    рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.
    И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. ?? Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

  3. Оглавление
    1. Ведение
    2. Речь
    3. Формы речи
    4. Виды речи
    5. Заключение
    6. Список используемой литературы
    Введение
    Актуальность выбранной тему обусловлена тем, что речь является неотъемлемой частью нашей жизни. Речь это один из признаков отличающих человека от животных. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми(речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
    Целью данной работы является раскрыть, что такое речь, ее виды и формы.
    Объектом исследования является речь. Ее формы и виды.
    При работе над данной темой были использованы следующие источники: учебник «Русский язык и культура речи» под авторством Веденской Л.А. и Черкасова М.Н., также учебник «Русский язык икультура речи» под редакцией профессора В. И. Максимова.
    Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
    1. Речь
    Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.
    Речь отражает опыт индивидуума. У каждого человека свой больший или меньший словарныйзапас, свое знание и умение использовать слова, модели их сочетаемости, модели построения предложений. Поэтому речь субъективна и произвольна.
    Речь:
    1. материальна (представлена как поток звуко
    воспринимается слухом; в письменном виде, воспр
    нимается зрением)
    2) отражает опыт индивидуума;
    3)субъективна;
    4) произвольна;
    5) динамична, развивается во времени;
    6) бесконечна.
    В лингвистике подречью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание – внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем.
    Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени,реализуется в пространстве. Вспомним о способности некоторых ораторов, например, кубинского лидера Ф. Кастро или советского Президента М. Горбачева, говорить часами. Собрание сочинений многих писателей насчитывает десятки томов.
    Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна. Так, с объявлениемгласности и свободы слова в нашей стране заметно изменилась манера изложения информации, особенно о политических лидерах, общественных процессах. Если раньше сообщения выдерживались строго в официальном стиле, то сейчас без легкой иронии об этих процессах и лидерах редко кто пишет.
    В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией,вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена. С примерами такой речи мы сталкиваемся часто в быту и на производстве.
    Речь, с одной стороны, используя уже известные языковые средства, принципиально зависит от языка. В то же время ряд характеристик речи, например темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент, не имеют к языку прямого отношения. Особыйинтерес представляет использование в речи слов, отсутствующих в языке. Приведем несколько примеров таких авторских неологизмов:
    «У нас же ежемесячно раскупается в «менялках» 1,8–2,1 млрд долларов».
    «Придется расплачиваться за банковские кредиты в несколько десятков миллионов долларов, взятые областной администрацией эту самую «ку-ку-ри-за-цию».
    В индивидуальных отклонениях в речи заложены истокиязыковых изменений. Поэтому говорят, что язык творит речь и сам творится в речи.
    Индивидуальный характер речи делает ее неповторимой.
    Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо, и определяли речь как использование языка в коммуникативных целях. Может показаться, что выделение коммуникативной функции…

  4. Среди огромного многообразия тем, предлагаемых абитуриентам, можно выделить наиболее распространенные:
    — сочинение-описание (характеристика);
    — сочинение-повествование;
    — сочинение-рассуждение.
    Сочинение-описание
    Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения.
    Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, картина чаще всего изображается статичной. Наиболее распространенными темами для сочинений-описаний являются портреты, состояния героев, природа и т. п. Среди портретов выделяют внешнее и внутреннее описание (чувства героев), которые тесно связаны между собой. Описание природы могут являться не просто фоном, а параллелью состояния героя.
    В описаниях наиболее важно точное словоупотребление при характеристике людей или мест. Для описательного текста характерно использование прилагательных и глаголов в настоящем времени. Самые яркие признаки, создающие образ, передаются сравнениями, метафорами, метонимиями, словами с оценочным значением, эпитетами, символами и т. п.
    В зависимости от формулировки темы описательные части текста могут составить или основу всего рассуждения, или только его часть.
    Например, в следующих темах описание составит основу всего сочинения:
    1.      Портретная характеристика Печорина.
    2.      Идейно-художественная роль сцены в Отрадном (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).
    А в следующих темах описание является составной частью:
    1.      Мастерство М. Ю. Лермонтова в построении образа Печорина.
    2.      Счастливые минуты в жизни князя Андрея.
    3.      Конфликт в драме Островского А. Н. «Гроза» и его развитие.
    Сочинение-повествование
    Из повествовательных сочинений в школьной практике имеет место рассказ. На вступительных экзаменах  абитуриенты рассказы пишут редко. Как правило, рассказ используется в средней школе для обучения и усвоения таких понятий, как композиция, сюжет.
    Умение разобраться в структуре рассказа, написанного мастером поэтического слова, попытка самому написать рассказ развивают способность эстетического восприятия художественного произведения, формируют умение кратко, динамично излагать повествовательные тексты по принципу художественного рассказывания или литературного монтажа.
    Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временной последовательности. Сочинения-повествования включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).
    Поскольку в повествовательном тексте на первый план выходит действие, то в нем часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность или смену явлений, а глаголы употребляются в прошедшем времени.
    На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое сочинение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этой работы будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.
    Сочинение-рассуждение
    Наиболее распространенный тип сочинения. Как правило, на вступительных экзаменах встречается именно сочинение-рассуждение.
    Рассуждения на литературную тему могут быть в различных  жанрах: с отзыва о прочитанной книге и до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.
    Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем основным видам:
    1)     Тема-понятие (явление) — это такая формулировка темы, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения, автор определяет ее сам, например, «Образ Евгения Базарова».
    Тема-понятие дает самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключенную в теме, сам разрешает ее, т. е. формулирует основную идею сочинения.
    Примеры таких тем:
    1.      «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина» (экзаменующийся сам подбирает те произведения, о которых он будет рассказывать и которые будет анализировать. Главное в этой теме — показать эволюцию мировоззрения поэта).
    2.      «Лишние люди» в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
    3.      Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    4.      «Мертвые» и «живые» души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
    5.      Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).
    6.      Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова- Щедрина.
    7.      Ранний романтизм А. М. Горького.
    2)     Тема-вопрос. Такая формулировка тоже выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней. Пишущий сам определяет идею рассуждения. Причем разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос.
    Примеры таких тем:
    1.      Кто прав в споре о гуманизме, Лука или Сатин? (по пьесе А. М. Горького «На дне»)
    2.      Был ли выход у Катерины Кабановой?
    3.      Кто такой Базаров: человек дела или демагог?
    4.      Почему доктор Старцев стал Ионычем?
    3)     Тема-суждение. В такой формулировке уже выражена идея рассуждения, поэтому считается самой легкой. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборке аргументов для обоснования этой идеи в расположении материала.
    Примеры таких тем:
    1.      Иван Северьянович Флягин — самобытный русский характер.
    2.      «Мертвые души» Н. В. Гоголя — гениальная сатира на крепостническую Русь.
    3.      Н. А. Некрасов — народный поэт.
    4.      «Евгений Онегин» — роман, в котором отразился век.
    Назад
    Вперёд

  5. За 11 школьных лет учитель неоднократно объясняет, как писать сочинение. Вспомним важные моменты.
    По типу речи выделяют три основных вида школьных сочинений:
    – описание
    – повествование
    – рассуждение
    Сочинение-описание или характеристика
    Неотъемлемой частью большинства художественных произведений является описание. Это способ подчеркивания отдельных композиционных деталей авторской работы. Способ состоит в подробном изображении действительности, явления и раскрытии их признаков.
    Статистическая форма описания выделяет отдельные моменты, как нечто устойчивое и обособленное. Действие (в буквальном значении) в характеристиках отсутствует.
    Распространенными темами для сочинений этого вида являются: состояние героя, портрет, природа (пейзажи), интерьер.
    Выделяют виды описаний портретов человека:
    – внешнее описание (облик)
    — внутреннее описание (чувства)
    Состояние природы может стать не просто фоном, а отражением внутреннего мира героя.
    Чтобы не задаваться вопросом, как правильно писать сочинение, в котором присутствует описание, надо владеть приемами точного словоупотребления. Рассматриваемый вид текста обязательно содержит глаголы и прилагательные в настоящем времени.
    Наиболее яркие, подробные признаки передаются через использование:
    – сравнений
    — метафор
    — эпитетов
    — оценочных суждений
    — символов.
    Правильная формулировка темы обозначит место описания в тексте сочинения. Оно может стать:
    — основой рассуждения, например, «Портретная характеристика Печорина» или
    — небольшой его частью, например, «Мастерство Ю.М.Лермонтова в построении образа Печорина».
    Сочинение-повествование
    В школьной программе к этому виду сочинений относят рассказ. Цель освоения приемов написания рассказа – усвоение таких понятий, как сюжетная линия, композиция.
    Здесь важно умение разбираться в структуре произведения, особенно поэтического, а попытки самостоятельного написания рассказа способствуют развитию эстетического восприятия художественного слова.
    Тренировки по написанию сочинения-повествования формируют у школьника умение динамично, живо, кратко излагать текст по принципу литературного (художественного) рассказывания.
    Этот вид сочинения последовательно описывает действия, раскрывает события, сохраняя временные рамки.
    Компоненты повествовательного сочинения:
    – завязка (начало)
    — кульминация или развитие события
    — развязка (конец).
    Перечисленные особенности повествовательного текста предполагают использование автором глаголов в прошедшем времени и лексических средств, указывающих на смену явлений.
    Примеры тем для сочинения-повествования:
    1) Любовь в жизни Печорина
    2) Пути искания смысла жизни князем Болконским
    Результаты написанной учеником работы будут представлены основными этапами жизненного пути князи Андрея или стадиями развития отношений героя Печорина.
    Сочинение-рассуждение
    Этим видом авторских текстов изобилуют вступительные экзамены. Грамотное написание сочинения может представлять как отзыв о прочитанном произведении, так и краткий литературный обзор.
    Подвиды:
    Тема-понятие (явление). Автор самостоятельно указывает на проблему, указанную в теме, пути ее разрешения. Цель – правильное формулирование основной идеи сочинения. Пример темы, «Вольнолюбивая лирика Пушкина».
    Ученик самостоятельно выбирает произведения, анализирует их, после чего излагает проблему эволюции мировоззрения поэта.
    Тема-вопрос. Формулировка обозначает идею рассуждения, пути следует искать самостоятельно. Мнения разных авторов могут кардинально различаться. Пример, «Был ли выход у Катерины Кабановой?»
    Тема-суждение. Самая легкая, поскольку в формулировке заложена идея и пути рассуждения. Осталось лишь подобрать яркие аргументы для обоснования позиции. Пример, «Н.А. Некрасов – народный поэт».
    Статьи

  6. 32.
    Сочинение на уроках русского. Виды
    сочинений и методика их проведения.
    Конечной
    задачей уроков по развитию речи является
    создание учащимися собственных устных
    и письменных высказываний — текстов.
    Самостоятельные высказывания в письменной
    форме в школе называют сочинениями.
    К
    самостоятельным высказываниям учащихся
    предъявляются требования тематического
    единства, стилевой адекватности и
    цельности, наличия взаимообусловленных
    и связанных компонентов (частей),
    правильности и выразительности
    исполнения. Иными словами, особые
    требования предъявляются и к замыслу,
    и к исполнению высказывания.
    Для
    описания видов самостоятельных
    высказываний учащихся в методике
    существует понятие жанров и композиционных
    форм сочинений.
    Под
    жанрами сочинений традиционно понимают
    типы текстов — повествование, рассуждение
    и описание. Так, выделяют
    сочинение-по-вествование, сочинение-рассуждение
    и сочинение-описание. «Чистые» жанры
    дополняются смешанными: сочинение-повествование
    с элемен-тами описания и т. д.
    Внутри
    этих жанров сочинений говорят о
    композиционных формах сочинений,
    соответствующих понятию жанра в
    стилистике. Это, напри-мер, рецензия на
    прочитанную книгу как композиционная
    форма сочи-нения-рассуждения с элементами
    описания.
    Для
    методических целей различают более
    конкретизированные виды сочинений в
    зависимости от темы, например
    сочинение-описание по-мещения,
    сочинение-рассуждение на морально-этическую
    тему и т. д., каждый из которых имеет
    композиционное своеобразие и свой
    уровень сложности.
    Этапы
    работы над созданием текстов,
    соответствующие разным этапам порождения
    речи:
    Начальный,
    доязыковой этап

    создания текста — это определение темы
    и основной мысли высказывания.
    Тема
    — это предмет речи, то, что раскрывается
    в высказывании. Основная мысль — это
    ответ на поставленный темой вопрос.
    Обозначение темы выражается заголовком
    и/или начальными предложениями текста.
    Слова, обозначающие тему, являются
    стержневыми, обеспечивают тематическое
    единство текста.
    Тема,
    идея, коммуникативная установка и сфера
    применения предопределяет тип речи,
    стиль и жанр текста. Выражение основной
    мысли происходит через раскрытие темы.
    К
    предварительным этапам создания текста
    относится отбор материала к высказыванию,
    который предполагает умение фиксировать
    свои наблюдения и мысли, делать выписки
    (в том числе для их использования в
    качестве цитат), выбирать относящийся
    к теме материал из разных источников.
    Сочинения
    пишутся на материале личных наблюдений
    учащихся и на материале предложенных
    для анализа готовых материалов —
    художественных произведений, картин,
    фотографий.
    Материалы
    собираются и по книжным источникам, в
    основном художественным текстам. В
    художественных произведениях такими
    материалами служат цитаты, которые
    следует уместно включать в сочинение.
    Большую
    трудность для учащихся представляют
    сочинения по картине, что связано с
    объективным несовпадением образного
    и понятийного уровней мышления.
    Собранный
    материал подлежит систематизации —
    отбору и группировке значимого для
    раскрытия данной темы.
    Следующий
    этап — составление плана и композиционной
    схемы
    ,
    фиксирующей основные композиционные
    элементы высказывания данного типа
    речи.
    Составление
    плана, то есть отражение главных моментов
    высказывания, предваряется работой по
    конспектированию, составлению тезисов
    и работой над планом чужого текста, в
    частности художественного произведения.
    После
    этого приступают к созданию
    высказывания в устной или письменной
    форме
    .
    Письменное высказывание создается на
    черновике, устное — проговаривается
    вслух в подходящих для тренировки
    условиях.
    Далее
    текст подлежит совершенствованию.
    Для письменного текста его совершенствование
    носит название редактирования.
    Целью
    этого звена работы над созданием текста
    является самостоятельное совершенствование
    созданного текста учащимся до исполнения
    высказывания и проверки ее учителем,
    однако в процессе обучения этому виду
    работы большое значение имеет работа
    над ошибками в уже проверенном учителем
    изложении или сочинении.
    Еще
    один этап этой работы — рецензирование
    чужого текста, в том числе намеренно
    необразцового: чужие ошибки видно лучше,
    чем свои.
    При
    обучении совершенствованию текста
    необходимо учить делать это в несколько
    этапов. Первый этап самопроверки должен
    быть посвящен поиску ошибок замысла —
    соответствия теме, плану и выраженности
    основной мысли, а также логичности и
    последовательности изложения. Затем
    текст прочитывается снова на предмет
    выявления ошибок исполнения.
    Для
    совершенствования текста его создатель
    должен знать требования, предъявляемые
    к тексту, критически подойти к своему
    тексту и оценить раскрытие темы,
    выраженность основной мысли, правильность,
    уместность, точность и выразительность
    использования его элементов. Важным
    для совершенствования текста является
    самокритичность, развитие языкового и
    стилистического чутья и знание типичных
    ошибок и способов их преодоления.

  7. 7
    Текст добавил: СЛивка-ПоДлИвка

    Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер
    Речь и язык. Разновидности речи
    Непосредственно воспринимаемая сторона формы литературных произведений – это их словесный строй, или особенности их художественной речи.
    В обычном словоупотреблении “речью” называют отдельное ораторское выступление (кто-то где-то произнес речь). В филологических науках это слово имеет более широкое значение: “речью” называют не какое-то одно развернутое устное высказывание, а всю словесную деятельность людей, все и всякие их высказывания, словесные выражения мыслей на каком-то национальном языке.
    Филологи различают, следовательно, речь и язык. Язык – это тот запас слов и те грамматические принципы их сочетания в предложениях, которые живут в сознании людей той или иной националь-ности и с помощью которых эти люди всегда могут об-щаться между собой.
    Речь – это язык в действии, это самый процесс словесного общения между людьми, который всегда возникает в определенных условиях жизни и заключается в выражении определенных мыслей, окрашенных определенными чувствами и стремлениями. Для выражения мыслей и чувств, возникающих в разных условиях жизни, люди находят в общем запасе слов родного языка различные слова и выражения и, при-меняя их в своей речи, по-разному пользуются общими грамматическими принципами, свойственными их языку.
    Значит, определенный подбор слов и определенные синтаксические конструкции в речи зависят от особен-ностей эмоционально-мыслительного содержания тех или иных высказываний. Так, речь научных и философских работ сильно отличается в этом отношении от речи политико-публицистических статей и ораторских выступлений, или от речи юридических и канцелярских документов, или от речи религиозных книг и обрядов, или от речи художественных произведений.
    Все это различные виды речи, в которых отдельные высказывания всегда отличаются общественной направленностью, внешней законченностью и обычно оформляются письменно.

    Материалы по теме:

    Основные мотивы лирики М. Цветаевой
    Мотивы лирики М. Цветаевой
    Окрыленность духа
    Мой любимый поэт xx века М. Цветаева
    Мой любимый поэт «серебряного века» (поэзия М. Цветаевой)
    Любовная лирика М. И. Цветаевой

  8. Как писать сочинения различных типов речи
    Сочинение-рассказ
    Тип речи – повествование (что происходит и в какой последовательности?)
    Изложение последовательности определенных действий, поступков, явлений…
    Много глаголов, конкретных имен существительных, фактов…
    Если вы фотограф – получится несколько кадров
    Пример – сказка «Курочка Ряба»
    Общая структура:
    1. Экспозиция – знакомство с местом действия, временем и основными героями
    2. Завязка – обнаружение конфликта (противоречия)
    3. Развитие действия – что происходит
    4. Кульминация – момент наивысшего развития действия (самое главное событие)
    5. Развязка – разрешение конфликта
    6. Эпилог – дальнейшая судьба героев (может отсутствовать)
    План:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским…)
    Однажды…
    Несколько лет назад…
    Эту историю рассказал мне дедушка…
    Вы хотите узнать,  что произошло вчера с моей кошкой? Тогда слушайте…
    Этим летом наконец сбылась моя мечта…
    2. Основная часть (начало действия, развитие действия, кульминация – может быть несколько абзацев)
    3. Заключение (развязка, эпилог – указание на то, чем завершились изложенные события)
    И чем всё закончилось?..
    А завершилось всё очень просто:…
    С тех пор в этот странный дом никто не ходит, потому что…
    Сочинение-описание
    Тип речи – описание (что представляет собой некий предмет или некое явление, какой он?)
    Полная характеристика предмета или явления
    Много имен прилагательных, причастий, наречий, оценочных имен существительных, восклицательных предложений
    Если вы фотограф – получится один кадр
    Пример – любая картина
    Виды описаний:
    1. людей или животных – это портрет
    2. помещения – это интерьер
    3. природы – это пейзаж
    4. овощей и фруктов – это натюрморт
    5. действий – это инструкция
    План характеристики героя:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским; если сочинение по литературе, то можно кратко написать об истории создания произведения, его теме, основной идее)
    2. Основная часть:
    – первое знакомство с героем
    – внешность
    – характер
    – мировоззрение (увлечения, пристрастия, цель жизни…)
    – поступки
    – взаимоотношения с другими героями
    – отношение автора произведения к этому герою
    3. Заключение (итог: особенности героя, его сущность и ваше отношение к герою произведения)
    ! В сочинении по литературе обязательно должны быть цитаты из текста, которые или подтверждают ваши мысли, или ярче всего характеризуют героя!
    Сочинение-рассуждение
    Тип речи – рассуждение (почему это происходит, зачем, с какой целью?)
    Размышление по определенному вопросу, собственная точка зрения и её доказательство
    Цель – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления автора о них, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
    Много отвлеченных имен существительных, вводных слов, вопросительных и восклицательных предложений, используется вопросно-ответная форма изложения мыслей
    Если вы фотограф – кадры не получатся: мысли сфотографировать нельзя
    Пример – ответ на любой вопрос
    Общая структура:
    1. Тезис (некое утверждение, высказывание своей точки зрения)
    2. Доказательство (аргумент, подтверждающий тезис – факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии…)
    3. Второе доказательство (аргумент, подтверждающий тезис)
    4. Вывод
    План:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским… Главное – оно должно быть связано с ключевым понятием темы сочинения, это ключевое (самое значимое) понятие следует пояснить)
    Я считаю …
    Я думаю, что …
    Мне кажется, …
    По моему мнению, …
    2. Основная часть:
    – первый аргумент
    Во-первых, …
    В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из художественной  литературы. Вспомним произведение …
    В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из собственной жизни …
    – второй аргумент
    Во-вторых, …
    А …
    3. Заключение (вывод или следствие)
    Итак, …
    Таким образом, …
    Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть: …
    Хочется верить, что …
    Сочинение-рассказ «Мой день в школе»
    Школа еще совсем пустая. Непривычно тихо. Я быстро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сегодня я пришла раньше, потому что мы с Мариной дежурные. Но она почему-то опаздывает.
    Проходит десять минут, и коридоры наполняются веселым ребячьим шумом. Звенит звонок, и все расходятся по своим классам. В кабинет входит наш учитель истории. Он рассказывает нам о героических подвигах древних римлян и греков. Это захватывающе интересно!
    На первой перемене у нас зарядка, которую проводят старшеклассники . Впереди еще четыре урока. Среди них мой самый любимый – география. Сегодня я узнала, как нужно ориентироваться на местности. Теперь можно смело отправляться с друзьями в поход – не заблудимся. Так на каждом уроке мы изучаем что-то интересное, узнаем много нового и полезного.
    Окончились уроки. Куда пойти? Как много нужно успеть сделать! Хочется сходить на выставку цветов, поиграть с младшей сестрой. Но сейчас я спешу на тренировку, где меня ждут теннисная ракетка и мяч. Тренер снова будет учить отрабатывать удары и совершенствовать технику игры. Возможно, скоро я поеду на показательные соревнования. А после тренировки я спешу домой, ведь сколько уроков нужно успеть выучить.
    Свободного времени почти не остается, но я рада, что день был плодотворным и я не потратила время зря.
    Сочинение «Описание характера человека»
    Мой дядя Женя – очень интересный человек. Несмотря на его молодой возраст, дядю уважают и ценят все члены нашей семьи и знакомые. Дело в том, что дядя Женя – спокойный, уравновешенный и в то же время веселый человек. Он умеет найти общий язык со всеми, никогда не повысит голос и не скажет резкого слова. А еще мой дядя обладает потрясающим чувством юмора и умеет так здорово рассказывать смешные истории, что невозможно удержаться от смеха.
    Дядя Женя окончил технический университет. Он хорошо разбирается в технике. К нему часто обращаются за советами в этой области. Обычно дядя Женя охотно консультирует всех подряд, потому что ему самому это очень интересно. О какой-то новой технологии он может рассуждать часами, если вы будете внимательно его слушать. Однако если он заметит, что вам не особо интересно, он никогда не будет перегружать вас информацией.
    Единственное время, когда дядю Женю лучше не беспокоить, это когда он занят делом. Он работает в сервисном центре мастером по ремонту мобильных телефонов, ноутбуков и цифровой техники, а иногда берет работу на дом. Дядя Женя очень ответственно относится к своим обязанностям, поэтому любит полностью сосредоточиться на том, что делает. Если его отвлекать в такой момент, он может немного рассердиться, но никогда не станет кричать.
    Дядя Женя обычно вежлив со всеми. У него много друзей, с некоторыми он сохранил отношения со школы. Со мной он всегда дружелюбен, уделяет мне много времени, все показывает и объясняет. Он говорит, что любит общаться с молодежью, потому что их умы полны свежих идей.
    Мне нравится характер моего дяди. Я рад, что он часто приходит к нам в гости, а мы бываем у него. Общаться с ним очень интересно и познавательно.
    Сочинение-рассуждение «За что я люблю математику?»
    Я часто думаю, что было бы, если бы мы до сих пор не умели писать и считать. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной. Например, я очень люблю головоломки, разные математические задачи. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.
    Математика – основа точных наук. Без них невозможно построить корабль и самолет, автомобили и метрополитены, даже строительство домов требует точности. Любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами и давать точное определение.
    Я с большим старанием и желанием учу начальный курс математики, потому что ее знание приведет меня к алгебре, геометрии, физике, высшей математике. Это те ступени, которые я должен преодолеть, чтобы стать хорошим программистом.
    Работа на компьютере, создание новых интересных программ – вот моя мечта. И я осуществлю ее. Мое будущее связано с математикой.

  9. В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно
    разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает
    отличительными признаками.
    По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:
    повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
    описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
    рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
    Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/rech.php bugaga.net.ru
    Описание
    это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем
    перечисления и раскрытия его основных признаков. Например,
    описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет
    волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие
    его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон
    и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо
    или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность
    проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет
    описания, представил его в своем сознании.
    Описание может быть использовано в
    любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно
    полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.
    Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле
    разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и
    существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения,
    различные переносные употребления слов.
    Примеры описания в научном и художественном стиле.
    1. Яблоня —
    ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3
    см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим
    вкусом.

    2. Липовые
    яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на
    солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине
    чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как
    гремят семечки.

    (По В. Солоухину)
    Повествование
    — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной
    последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о
    следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим
    является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка).
    Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование.
    Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным
    местоимением я.
    В таких текстах часто употребляются глаголы в форме
    прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность,
    одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени
    несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его
    длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы
    происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с
    частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать
    стремительность, неожиданность того или иного действия.
    Повествование как тип речи очень распространен в таких
    жанрах, как воспоминания, письма.
    Пример повествования:
    Я стал гладить
    Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А
    ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он
    надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

    (Б. Житков)
    Рассуждение
    это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    Композиция рассуждения такова:
    первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать
    или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства,
    аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    Тезис должен быть четко доказуемым,
    четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве,
    чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также
    между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь.
    Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются
    вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким
    образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример
    рассуждения:
    Развитие
    значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному).
    Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание,
    отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает
    вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.
    Слова-термины, обозначающие
    отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка»,
    произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться,
    воткнуть (ткнуть).

    Во всех этих случаях исходное конкретное значение
    приобретает в языке более абстрактный смысл.
    Также смотрите статью об описании, повествовании и рассуждении.
    < Способы подчинительной связи в словосочетании Склонение количественных числительных >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

  10. • первична по отношению к письменной. Первоначально звучание было единственной, самой естественной формой существования языка. На языке только говорили. И до сих пор по степени употребительности явно преобладает устная речь;
    • устная речь обычно менее подготовлена, в ней больше непосредственности, стихийности, случайного, оговорок, повторов, междометий, незаконченных конструкций, слов-«паразитов»;
    • устная речь обладает средствами звуковой выразительности: темпом и тембром, паузами, логическими ударениями, силой звучания. Кроме того, она может сопровождаться жестами, мимикой;
    • к устной речи предъявляются орфоэпические требования (правильное произношение звуков, постановка ударения).
    Письменная форма:
    • письменная речь вторична. Она появилась из-за потребности передавать речь на расстоянии и сохранять ее на долгие времена. Сначала она была лишь способом передачи устной речи, но потом оказалось, что различие между ними столь велико, что говорят об особой, письменной речи;
    • письменная речь более строга, сложна по форме, более полна и логична по содержанию, в ней соблюдаются литературные нормы. В ней строже выбор слов, сложнее предложения;
    • письменной речи это несвойственно, поэтому она менее выразительна (в какой-то степени эти недостатки восполняются использованием знаков препинания, курсива, петита, шрифтовых выделений и т. п.);
    • К письменной речи предъявляются орфографические и пунктуационные требования.
    В настоящее время наблюдается взаимодействие устной и письменной форм речи: устная речь нередко опирается на письменную. Доклады, выступления, звуковые письма и т. п. вначале составляются письменно, а затем озвучиваются, поэтому такая устная речь обладает многими чертами письменной: подготовленностью, полнотой и правильностью, но при этом она сохраняет такие достоинства устной, как звуковая выразительность, мимика и жесты.
    Речь существует также в форме монолога или диалога. Монолог – это речь одного лица, адресованная многим слушателям (реже одному). Это развернутый вид речи, обычно заранее подготовленный. Он имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.).
    Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Он связан с обстановкой, в которой протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие. В диалоге важную роль играют жесты, мимика, указания на окружающие предметы, обращения, междометия, звукоподражательные слова, интонация.
    Итак, язык существует в двух своих разновидностях: устной и письменной. Первоначально на языке только говорили и звучание – было единственной формой его существования. Потребность передавать речь на расстоянии, сохранять речь на длительное время привела к изобретению письма. Появилась речь письменная. Сначала письменная речь только записывала речь звучащую, но с течением времени оказалось, что разница между звучащей речью и написанной настолько велика, что стали говорить о двух языках: о языке звучащем, устном и языке письменном.
    Язык письменный чаще выражает информацию интеллектуальную, поэтому он употребляется чаще в книжной речи. Устный язык обычно служит для выражения эмоций, настроений, отношений.
    Языковые различия устной и письменной речи сводятся прежде всего к различиям в синтаксисе. В устной речи меньше сложных предложений, зато много недосказанного, восполняемого жестами, мимикой, много неполных предложений. Письменная речь, напротив, требует полноты высказывания, связности, логичности. Письменный язык устанавливает правила письма и чтения. Так возникли орфография и пунктуация.
    Орфографические и пунктуационные нормы письменного языка обязательны для всех. Сами законы устного и письменного общения различны. Часто в одной и той же ситуации невозможно одинаково сказать или написать.

  11. 6) работа над композицией?важно напомнить о комп?ии соч?опис, соч?рассужд, соч?повеств. Вступл и закл не должны превыш 1/5 всей работы.
    7)работа с черновиком?совершенство.написанного
    8)перепис с черновика, проверка гот.работы. ? уч?ся должен распред.время так, чтобы успеть не только перепис.текст сочинения, но и внимат?но его проверить.
    9)при проверке и оценке сочинения?уч?ль д.учитывать полноту раскрытия темы, яркость замысла, самостоят?ть мышления, логичность, умение исп.выразит.ср?ва языка. При анализе на уроке д.учит.различн.ошибки:фактич, грамматич, пунктуац и др.
    29. Стилистика как раздел школьного курса по русскому языку: содержание, этапы обучения, основные понятия на различных этапах, группы упражнений.
    Стилистика изучает функциональные стили, т. е. разновидности языка, обусловленные сферой и функцией (задачей) общения, а также языковые средства, имеющие дополнительную стилистическую окраску. МЕСТО СТИЛИСТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Решая вопросы о месте стилистики в школьном курсе русского языка, следует, с одной стороны, учитывать специфику стилистики как раздела науки о языке, с другой — задачи школьного курса родного языка. Язык может быть изучен и описан с двух точек зрения: с точки зрения строя языка, его системы, и с точки зрения употребления языковых единиц в речи. В языкознании, следовательно, две основные части — учение о строе языка и учение о его употреблении. Дисциплины, изучающие строй языка: 1) фонетика; 2) грамматика; 3) семасиология. Дисциплина, изучающая употребление языка,— стилистика. Уже по одной этой причине стилистика не может быть поставлена в один ряд с фонетикой, лексикой, грамматикой как просто еще один раздел курса. Существенно также и то, что вопросы употребления языковых средств чрезвычайно близки задачам учебного курса родного языка, цель которого состоит в том, чтобы научить школьников свободно пользоваться устной и письменной речью в различных официальных сферах — производственной, общественно-политической, научной. В учебном (школьном) курсе родного языка параллельно с изучением строя языка учащиеся должны осваивать его употребление. Следовательно, и соображения дидактические убеждают в том, что стилистика в школе не может быть только небольшой изолированной темой, завершающей курс обучения родному языку. Работа над навыками правильного и целесообразного с точки зрения норм функциональной стилистики употребления языковых.
    30. Виды домашних заданий по русскому языку, методика, требования к домашнему заданию. Эффективные способы проверки его на уроке.+
    Методы контроля. Методика опроса, Требования к формулировке вопросов и заданий.
    В соответствии с содержанием обучения ря методы контроля делятся на: 1) контроля за усвоением знаний; 2) контроля за сформированностью языковых и реч. умений.
    Знания уч-ся проверяются, к. п., в процессе опроса, который проводится в ходе изучения темы (текущий контроль), и после ее изучения (итоговый контроль). В практике школьного обучения распространены 2 формы опроса: 1) фронтальный; 2) индивидуальный.
    Фронтальный опрос – в конце изучения темы или раздела шк курса ря. Сущность – в проверке знаний одновременно у большого количества учащихся. Организация: Учитель формулирует серию вопросов, задаваемых всему классу, затем на вопросы поочередно отвечают отдельные ученики. ответ оценивается поурочным баллом, кот. выводится с учетом качества всех ответов ученика. Задача учителя – спланировать опрос, наметить 5-6 учащихся, которые будут опрошены в обязательном порядке. Минусы:
    1. ограничивает возможность развернутых высказываний учащихся, требующих навыков связного изложения материала. превалируют односложные,краткие, отрывочные ответы, что приводит к торможению в развитии связной устной речи.
    2. Краткость, отрывочность ответов на уроке приводит к тому,что факты не укладываются в сознании в виде целостной системы. не развивается навык систематизации изученного.
    3. Возможность отвечать на уроке односложно, неразвернуто приводит к тому, что учащиеся дома не готовятся к уроку серьезно.
    Индивидуальный опрос – наиболее эффективная форма проверки. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем.
    В ходе индивидуального опроса ученик дает развернутый полный ответ на вопрос теоретического характера. индивидуальный опрос должен проводиться под контролем и при активном участии в работе всех учащихся.
    Одним из вариантов и. о. – опрос с предварительной подготовкой, в ходе которой ученик делает необходимые для ответа записи на доске.
    При проведении индивидуального опроса необходимо правильно оценить ответ ученика в соответствии с утвержденными нормами.
    Устный ответ ученика рассматривается, как рассуждение, в кот. выделяют тезис и доказательства: а) пример, б) его объяснение.
    Требования к формулировке вопросов и заданий:
    -Четко и правильно формулировать вопросы и задания для учащихся:
    · – не допускать формулировок с неправильным или неточным использованием терминов;
    · – не допускать формулировок, требующих уточнений, дополнительных вопросов и т.п.;
    · – избегать подсказывающих вопросов;
    · – соблюдать требования логики и психологии при составлении вопросов.
    – не только вопросы воспроизводящего характера, но и вопросы, создающие проблемные ситуации.
    32. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, классификация ошибок в творческих работах школьников, условные обозначения ошибок, критерии и нормативы оценки изложений и сочинений +

  12. Наша речь своего рода визитка, где указаны наше образование, возраст, профессия, место проживания. Согласитесь, манера разговора у грузчика и учителя сильно отличаются, хотя в обоих случаях выражения богатые и образные. В этой ситуации мы сталкиваемся с таким понятием, как «культура речи». Чтобы «окультурить» свою речь не нужно иметь большой словарный запас, достаточно грамотно распоряжаться тем, что уже имеется. Просто правильно ставьте ударения, избегайте слов — паразитов, не употребляйте не к месту «заумные» фразы. Не волнуйтесь, вас поймут и бомж, и пьяница, они тоже понимают литературные слова.
    Наш язык очень богат на различные художественные обороты: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории. Можете смело их использовать, их применение сделает вашу речь ярче, а вы добавите себе в копилку плюсов комплимент « он интересный собеседник». А ещё, точным словом можно ударить соперника сильнее, чем кулаком. Учитывайте, что именно, когда и как вы говорите, и скоро литературная речь станет для вас естественной.
    Я понимаю, что сегодня не актуально говорить правильно, мы предпочитаем разговорную, часто грубую речь. И мир вокруг становится недружелюбным, ведь « какая жизнь – такие песни». Попробуйте не оскорблять себя и окружающих грубостью, достаньте из словарного багажа вежливость и, возможно, жизнь тоже скажет вам «пожалуйста».

  13. Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.
    Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т.д.
    При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить пузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.
    Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличии от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.
    Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.
    Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *