Сочинение на тему витя малеев в школе и дома 4 класс

6 вариантов

  1. 1. История создания произведения.
    Свою повесть «Витя Малеев в школе и дома» Николай Носов создал в 1951 году. В этом же году ее впервые напечатали в журнале «Новый мир» (выпуск № 6). Немного позже повесть напечатают отдельной книгой в издательстве «Детгиз». К тому времени писатель внес в нее ряд значительных изменений.
    Всего произведение выдержало тридцать переизданий и было переведено на двадцать три языка. А автору дали за него Сталинскую премию III степени.
    Есть версия, что перед публикацией повести редактор издания обратился к автору с просьбой упомянуть в тексте имя Сталина, так как вождь пролетариата будет читать эту книгу. Носов отнесся к этому с иронией, но в раннем издании все-таки имя Сталина было использовано один раз.
    2. Жанр произведения.
    Произведение Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» по жанру относится к повести. Оно имеет средний объём, а сюжетная линия сосредоточена вокруг главного героя, что соответствует признакам этого жанра.
    3. Название произведения и его смысл.
    Как часто принято в повестях, в название своего произведения писатель вынес имя главного героя. От его имени ведется повествование, вокруг его личности развивается сюжет. Название детализировано: ведь указано не только имя, но и места действия – в школе и дома. Это говорит о том, что для ребенка именно эти две сферы являются важными. Именно дома и в школе дети формируются как личности. Этим объясняется название.
    4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
    Повествование ведется от имени мальчика Вити Малеева, ученика четвертого класса. Он является главным героем и рассказчиком. Автор выбирает такой прием для того, чтобы читатель увидел события глазами ребенка и лучше понял детский мир.
    5. Тема и идея произведения.
    Тема повести – жизнь обычных школьников, их неудачи и победы.
    Идея повести – борьба личностей, которые еще только формируются, со своими недостатками, воспевание высоких моральных ценностей: доброты, взаимопомощи, дружбы, любви.
    6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
    Повесть начинается с того, что каникулы закончились, и дети снова идут в школу. Главный герой, Витя Малеев, размышляет о том, как здорово перейти в четвертый класс. Но одно его огорчает – он не занимался математикой летом, как обещал учительнице.
    Все последующие события связаны со школьными буднями, праздниками, соревнованиями и домашним бытом.
    Главный конфликт – борьба главных героев со своей ленью, неорганизованностью. Мальчики, как и все обычные дети, ленятся делать уроки, любят играть, но со временем они становятся дисциплинированными и ответственными.
    7. Система образов произведения.
    Главные герои повести – рассказчик Витя Малеев и его друг Костя Шишкин. К важным второстепенным героям относятся: учительница Ольга Николаевна (образцовый педагог), мудрый директор школы, сестра Вити – Лика (умная и талантливая девочка, ученица третьего класса), пионервожатый Володя, староста класса Глеб Скамейкин и другие.
    8. Композиция произведения.
    Произведение состоит из двадцать одной главы. Все они объединены общей темой – описание домашнего быта и школьной жизни главных героев. В повести мало описаний и портретов, внимание сосредоточено больше на событиях и размышлениях о них главного героя.
    9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
    Автор создает веселую динамичную сюжетную картину в повести. Он удачно использует юмор в эпизодах с детьми. Их рассуждения о мире взрослым кажутся наивными и вызывают улыбку.
    10. Читательское восприятие произведения.
    Повесть Николая Носова оставила приятные впечатления, веру в то, что люди могут преодолеть свои недостатки.

  2. Главные герои повести «Витя Малеев в школе и дома» – два школьника, Витя Малеев и Костя Шишкин. Витя познакомился с Костей в четвертом классе, в самом начале учебного года, когда Костя пришел учиться в Витин класс. Витя и Костя быстро подружились. Два друга учились, в целом, неплохо. Но у каждого из них были проблемы с одним из школьных предметов. Вите никак не давалась арифметика, а Костя отставал по русскому языку. Проблемы с учебой усугублялись еще и тем, что ребята любили играть в футбол, и очень поздно приходили домой, когда на подготовку домашнего задания совсем не оставалось времени.
    Костя свои проблемы с русским языком решил очень просто – он начал списывать домашнее задание по русскому языку у Вити. Глядя на друга, и Витя научился списывать арифметику у одноклассников. В итоге, Витя однажды получил двойку по арифметике. Когда в школьной стенгазете была опубликована карикатура, высмеивающая Витину двойку, он решил исправиться и усиленно заняться арифметикой. Но ему все время что-то мешало – то футбол, то игра с другом в шахматы, то подготовка костюма лошади к школьному концерту. За первую четверть по арифметике Вите поставили двойку.
    Во второй четверти Витя серьезнее подошел к делу и начал усиленно заниматься. У него появились первые успехи. Он даже стал помогать сестре с задачами третьего класса. Повторение задач за прошлый год существенно помогло Вите понять арифметику и научиться решать и задачи четвертого класса. Он перестал бояться арифметики.
    А Костя никак не мог подтянуться по учебе. Ему нравилось ухаживать за домашними животными – мышами, хомяками, ежами, а на них уходило много времени. Костя по-прежнему отставал по русскому языку и часто прибегал к подсказкам. А в те дни, когда были диктанты или сочинения, он притворялся больным, чтобы не получить двойку, и мама писала в школу записку о болезни сына. Но однажды она поняла, что Костя ее обманывает, и перестала писать записки. В результате, Костя совсем перестал ходить в школу и целыми днями бродил по улице. Но однажды обман раскрылся, когда одноклассники решили проведать мнимого больного.
    Тогда директор школы поручил Вите заниматься с Костей русским языком. А Косте он сказал, что надо уметь делать не только то, что легко, но и то, что трудно. Все новогодние каникулы ребята потратили на занятия. Когда началась третья четверть, Костя получил за диктант первую тройку. Он был очень рад даже такой оценке. Но требовалось еще много усилий, чтобы поднять его успеваемость по русскому языку до уровня остальных учеников. Друзья продолжали усердно заниматься. И когда весной Костя получил первую четверку по русскому языку, то по дороге домой все время доставал дневник и любовался на долгожданную оценку.
    Таково краткое содержание произведения.
    Главная мысль повести «Витя Малеев в школе и дома» заключается в том, что успех достигается упорным трудом. Надо уметь преодолевать трудности, воспитывать свою волю. Повесть учит быть самостоятельным и никого обманывать.
    В повести мне понравился Витя Малеев. Он сумел самостоятельно справиться со своим слабоволием и разобраться с трудным для него предметом, арифметикой. Витя оказался хорошим другом, он приложил много усилий, чтобы помочь Косте улучшить успеваемость по русскому языку.

    Какие пословицы подходят к повести «Витя Малеева в школе и дома»?

    Жизнь в обмане, как в тумане.
    Терпенье и труд все перетрут.
    Без друга в жизни туго.
    Тяжело в учении, легко в бою.

  3. ГЛАВА 10.
    Пришел я домой и сразу взялся за дело. Такая решимость меня одолела, что я даже сам удивился. Сначала я задумал сделать самые трудные уроки, как Ольга Николаевна нас учила, а потом взяться за то, что полегче. Как раз в этот день была задана задача по                                                                                                                                                                                                                                      арифметике. Недолго думая я раскрыл задачник и принялся читать задачу:
    “В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?”
    Сначала я совсем ничего не понял и начал читать задачу во второй раз, потом в третий… Постепенно я понял, что тот, кто составляет задачи, нарочно запутывает их, чтобы ученики не могли сразу решить. Написано: “В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше”. Ну и написали бы просто, что топоров было 24 штуки. Ведь если пил было 8, а топоров было в три раза больше, то каждому ясно, что топоров было 24. Нечего тут и огород городить! И еще: “Одной бригаде плотников продали половину топоров и 3 пилы за 84 рубля”. Сказали бы просто: “Продали 12 топоров”. Будто не ясно, раз топоров было 24, то половина будет 12. И вот все это продали, значит, за 84 рубля. Дальше опять говорится, что оставшиеся пилы и топоры продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Какие это оставшиеся? Будто нельзя сказать по-человечески? Если всего было 24 топора, а продали 12, то и осталось, значит, 12. А пил было всего-навсего 8; 3 продали одной бригаде, значит, другой бригаде продали 5. Так бы и написали, а то запутают, запутают, а потом небось говорят, что ребята бестолковые – не умеют задачи решать!
    Я переписал задачу по-своему, чтоб она выглядела попроще, и вот что у меня получилось:
    “В магазине было 8 пил и 24 топора. Одной бригаде плотников продали 12 топоров и 3 пилы за 84 рубля. Другой бригаде плотников продали 12 топоров и 5 пил за 100 рублей. Сколько стоит одна пила и один топор?”
    Переписавши задачу, я снова прочитал ее и увидел, что она стала немножко короче, но все-таки я не мог додуматься, как ее сделать, потому что цифры путались у меня в голове и мешали мне думать. Я решил как-нибудь подсократить задачу, чтоб в ней было поменьше цифр. Ведь совершенно неважно, сколько было в магазине этих самых пил и топоров, если в конце концов их все продали. Я сократил задачу, и она получилась вот какая:
    “Одной бригаде продали 12 топоров и 3 пилы за 84 рубля. Другой бригаде продали 12 топоров и 5 пил за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?”
    Задача стала короче, и я стал думать, как бы ее еще сократить. Ведь неважно, кому продали эти пилы и топоры. Важно только, за сколько продали. Я подумал, подумал – и задача получилась такая:
    “12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля.
    12 топоров и 5 пил стоят 100 рублей.
    Сколько стоит один топор и одна пила?”
    Сокращать больше было нельзя, и я стал думать, как решить задачу. Сначала я подумал, что если 12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля, то надо сложить все топоры и пилы вместе и 84 поделить на то, что получилось. Я сложил 12 топоров и 3 пилы, получилось 15, Тогда я стал делить 84 на 15, но у меня не поделилось, потому что получился остаток. Я понял, что произошла какая-то ошибка, и стал искать другой выход. Другой выход нашелся такой: я сложил 12 топоров и 5 пил, получилось 17, и тогда я стал делить 100 на 17, но у меня опять получился остаток. Тогда я сложил все 24 топора между собой и прибавил к ним 8 пил, а рубли тоже сложил между собой и стал делить рубли на топоры с пилами, но деление все равно не вышло. Тогда я стал отнимать пилы от топоров, а деньги Целить на то, что получилось, но все равно у меня ничего не получилось. Потом я еще пробовал складывать между собой пилы и топоры по отдельности, а потом отнимать топоры от денег, и то, что осталось, делить на пилы, и чего я только не делал, никакого толку не выходило. Тогда я взял задачу и пошел к Ване Пахомову.
    – Слушай, – говорю, – Ваня, 12 топоров и 3 пилы вместе стоят 84 рубля, а 12 топоров и 5 пил стоят 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила? Как, по-твоему, нужно сделать задачу?
    – А как ты думаешь? – спрашивает он.
    – Я думаю, нужно сложить 12 топоров и 3 пилы и 84 поделить на 15.
    – Постой! Зачем тебе складывать пилы и топоры?
    – Ну, я узнаю, сколько было всего, потом 84 разделю на сколько всего и узнаю, сколько стоила одна.
    – Что – одна? Одна пила или один топор?
    – Пила, – говорю, – или топор.
    – Тогда у тебя получится, что они стоили одинаково.
    – А они разве не одинаково?
    – Конечно, не одинаково. Ведь в задаче не говорится, что они стоили поровну. Наоборот, спрашивается, сколько стоит топор и сколько пила отдельно. Значит, мы не имеем права их складывать.
    – Да их, – говорю, – хоть складывай, хоть не складывай, все равно ничего не выходит!
    – Вот поэтому и не выходит.
    – Что же делать? – спрашиваю я.
    – А ты подумай.
    – Да я уже два часа думал!
    – Ну, присмотрись к задаче, – говорит Ваня. – Что ты видишь?
    – Вижу, – говорю, – что 12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля, а 12 топоров и 5 пил стоят 100 рублей.
    – Ну, ты замечаешь, что в первый раз и во второй топоров куплено одинаковое количество, а пил на две больше?
    – Замечаю, – говорю я.
    – А замечаешь, что во второй раз уплатили на 16 рублей дороже?
    – Тоже замечаю. В первый раз уплатили 84 рубля, а во второй раз – 100 рублей. 100 минус 84, будет 16.
    – А как ты думаешь, почему во второй раз уплатили на 16 рублей больше?
    – Это каждому ясно, – ответил я, – купили 2 лишние пилы, вот и пришлось уплатить лишних 16 рублей.
    – Значит, 16 рублей заплатили за две пилы?
    – Да, – говорю, – за две.
    – Сколько же стоит одна пила?
    – Раз две 16, то одна, – говорю, – 8.
    – Вот ты и узнал, сколько стоит одна пила.
    – Тьфу! – говорю. – Совсем простая задача! Как это я сам не догадался?!
    – Постой, тебе еще надо узнать, сколько стоит топор.
    – Ну, это уж пустяк, – говорю я. – 12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля. 3 пилы стоят 24 рубля. 84 минус 24, будет 60. Значит, 12 топоров стоят 60 рублей, а один топор – 60 поделить на 12, будет 5 рублей.
    Я пошел домой, и очень мне было досадно, что я не сделал эту задачу сам. Но я решил в следующий раз обязательно сам сделать задачу. Хоть пять часов буду сидеть, а сделаю.
    На следующий день нам по арифметике ничего не было задано, и я был рад, потому что это не такое уж большое удовольствие задачи решать.
    “Ничего, – думаю, – хоть один день отдохну от арифметики”.
    Но все вышло совсем не так, как я думал. Только я сел за уроки, вдруг Лика говорит:
    – Витя, нам тут задачу задали, я никак не могу решить. Помоги мне.
    Я только поглядел на задачу и думаю:
    “Вот будет история, если я не смогу решить! Сразу весь авторитет пропадет”.
    И говорю ей:
    – Мне сейчас очень некогда. У меня тут своих уроков полно. Ты поди погуляй часика два, а потом придешь, я помогу тебе.
    Думаю:
    “Пока она будет гулять, я тут над задачей подумаю, а потом объясню ей”.
    – Ну, я пойду к подруге, – говорит Лика.
    – Иди, иди, – говорю, – только не приходи слишком скоро. Часа два можешь гулять или три. В общем, гуляй сколько хочешь.
    Она ушла, а я взял задачник и стал читать задачу:
    “Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?”
    Прочитал я задачу, и даже смех меня разобрал: “Вот так задача! – думаю. Чего тут не понимать? Ясно, 120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько мальчик: 120 отнять 60, тоже будет 60… Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задаче сказано, что девочка сорвала в два раза меньше орехов. Ага! – думаю. – Значит, 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит, мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов”. Посмотрел в ответ, а там: мальчик 80, а девочка 40.
    – Позвольте! – говорю. – Как же это? У меня получается 30 и 60, а тут 40 и 80.
    Стал проверять – всего сорвали 120 орехов. Если мальчик сорвал 60, а девочка 30, то всего получается 90. Значит, неправильно! Снова стал делать задачу. Опять у меня получается 30 и 60! Откуда же в ответе берутся 40 и 80? Прямо заколдованный круг получается!
    Вот тут-то я и задумался. Читал задачу раз десять подряд и никак не мог найти, в чем здесь загвоздка.
    “Ну, – думаю, – это третьеклассникам задают такие задачи, что и четвероклассник не может решить! Как же они учатся, бедные?”
    Стал я думать над этой задачей. Стыдно мне было не решить ее. Вот, скажет Лика, в четвертом классе, а для третьего класса задачу не смог решить! Стал я думать еще усиленнее. Ничего не выходит. Прямо затмение на меня нашло! Сижу и не знаю, что делать. В задаче говорится, что всего орехов было 120, и вот надо разделить их так, чтоб у одного было в два раза больше, чем у другого. Если б тут были какие-нибудь другие цифры, то еще можно было бы что-нибудь придумать, а тут сколько ни дели 120 на 2, сколько ни отнимай 2 от 120, сколько ни умножай 120 на 2, все равно 40 и 80 не получится.
    С отчаяния я нарисовал в тетрадке ореховое дерево, а под деревом мальчика и девочку, а на дереве 120 орехов. И вот я рисовал эти орехи, рисовал, а сам все думал и думал. Только мысли мои куда-то не туда шли, куда надо. Сначала я думал, почему мальчик нарвал вдвое больше, а потом догадался, что мальчик, наверно, на дерево влез, а девочка снизу рвала, вот у нее и получилось меньше. Потом я стал рвать орехи, то есть просто стирал их резинкой с дерева и отдавал мальчику и девочке, то есть пририсовывал орехи у них над головой. Потом я стал думать, что они складывали орехи в карманы. Мальчик был в курточке, я нарисовал ему по бокам два кармана, а девочка была в передничке. Я на этом передничке нарисовал один карман. Тогда я стал думать, что, может быть, девочка нарвала орехов меньше потому, что у нее был только один карман. И вот я сидел и смотрел на них: у мальчика два кармана, у девочки один карман, и у меня в голове стали появляться какие-то проблески. Я стер орехи у них над головами и нарисовал им карманы, оттопыренные, будто в них лежали орехи. Все 120 орехов теперь лежали у них в трех карманах: в двух карманах у мальчика и в одном кармане у девочки, а всего, значит, в трех. И вдруг у меня в голове, будто молния, блеснула мысль: “Все 120 орехов надо делить на три части! Девочка возьмет себе одну часть, а две части останутся мальчику, вот и будет у него вдвое больше!” Я быстро поделил 120 на 3, получилось 40. Значит, одна часть 40. Это у девочки было 40 орехов, а у мальчика две части. Значит, 40 помножить на 2, будет 80! Точно как в ответе. Я чуть не подпрыгнул от радости и скорей побежал к Ване Пахомову, чтоб рассказать ему, как я сам додумался решить задачу.
    Выбегаю на улицу, смотрю – идет Шишкин.
    – Слушай, – говорю, – Костя, мальчик и девочка рвали в лесу орехи, нарвали 120 штук, мальчик взял себе вдвое больше, чем девочка. Что делать, по-твоему?
    – Надавать, – говорит, – ему по шее, чтоб не обижал девочек!
    – Да я не про то спрашиваю! Как им разделить, чтоб у него было вдвое?
    – Пусть делят, как сами хотят. Чего ты ко мне пристал! Пусть поровну делят.
    – Да нельзя поровну. Это задача такая.
    – Какая еще задача?
    – Ну, задача по арифметике.
    – Тьфу! – говорит Шишкин. – У меня морская свинка подохла, я ее только позавчера купил, а он тут с задачами лезет!
    – Ну, прости, – говорю, – я не знал, что у тебя такое горе.
    И вот я как-то совсем неожиданно из одного человека превратился в совсем другого. Раньше мне самому помогали, а теперь я сам мог других учить. И главное, у меня ведь по арифметике была двойка!
    На другой день, когда я проснулся, то увидел в окно, что уже наступила зима. На дворе выпал снег. Все побелело вокруг: и земля и крыши, а деревья стояли как кружевные – все веточки облепило снегом. Я хотел сейчас же пойти покататься на конечках, которые подарила мне мама, но нужно было идти в школу, а после школы я сначала засел за уроки, а потом стал делать задачи по Ликиному задачнику. Я задумал перерешать все задачи для третьего класса. Там было много простых задач, и я щелкал их, как будто семечки, но попадались и такие, над которыми приходилось ломать голову. Только это теперь меня не пугало. Я поставил себе за правило не двигаться дальше, пока не решу задачи. Конечно, я в один день не решил все задачи, а сидел над ними недели две или три. На коньках я ходил кататься только по вечерам, когда становилось совсем темно. Зато когда я перерешал все задачи для третьего класса, то я очень поумнел и уже мог без посторонней помощи решать задачи для четвертого класса, которые задавала нам Ольга Николаевна. В задачнике для четвертого класса было много задач, которые были похожи па задачи для третьего класса, только они были сложнее, но теперь я уже умел распутывать сложные задачи. Мне даже интереснее было решать те задачи, которые посложней. Я уже не боялся арифметики, как раньше. С меня как будто свалилась какая-то тяжесть, и жить мне стало легко. Ольга Николаевна была довольна моими успехами и ставила мне хорошие отметки. Ребята больше не упрекали меня. И мама и папа были рады, что я стал хорошо учиться. Меня приняли в баскетбольную команду, и я через день тренировался с ребятами по два часа А когда тренировки не было, я катался на коньках, ходил на лыжах, играл с ребятами в хоккей – было что делать.
    После обеда я сейчас же отправился к Шишкину и еще на лестнице услышал собачий лай. Захожу в комнату, смотрю – Лобзик уже сидит на стуле и лает, а Костя щелкает пальцами у него перед самым носом.
    – Это, – говорит, – я его приучаю к сигналу, как Игорь Александрович учил. Давай немножко позанимаемся с Лобзиком, а потом начнем делать уроки. Все равно ведь Лобзика учить надо.
    – Э, брат, – говорю я, – сам сказал, что с Лобзиком начнешь заниматься после того, как исправишься по русскому языку, и уже передумал.
    – Кончено! – закричал Шишкин. – Пошел вон, Лобзик! Вот, даже смотреть на него не стану, пока не исправлюсь по русскому. Скажи, что я тряпка, если увидишь, что я занимаюсь с Лобзиком. Ну, с чего мы начнем?
    – Начнем, – говорю, – с русского.
    – А нельзя ли с географии или хотя бы с арифметики?
    – Нет, нет, – говорю. – Я уж на собственном опыте знаю, кому с чего начинать. Что нам по русскому задано?
    – Да вот, – говорит, – суффиксы “очк” и “ечк”, и еще мне Ольга Николаевна задала повторить правило на безударные гласные и сделать упражнение.
    – Вот с этого ты и начнешь, – сказал я.
    – Ну ладно, давай начнем.
    – Вот и начинай. Или, может быть, ты думаешь, что я с тобой буду это упражнение делать? Ты все будешь делать сам. Я только проверять тебя буду. Надо приучаться все самому делать.
    – Что ж, хорошо, буду приучаться, – вздохнул Шишкин и взялся за книгу.
    Он быстро повторил правило и принялся делать упражнение. Это упражнение было очень простое. Нужно было списать примеры и вставить в словах пропущенные буквы. Вот Шишкин писал, писал, а я в это время учил географию и делал вид, что не обращаю на него внимания. Наконец он говорит:
    – Готово!
    Я посмотрел… Батюшки! У него там ошибок целая куча! Вместо “гора” он написал “гара”, вместо “веселый” написал “виселый”, вместо “тяжелый” “тижелый”.
    – Ну-ну! – говорю. – Наработал же ты тут!
    – Что, очень много ошибок сделал?
    – Да не так чтоб уж очень много, а, если сказать по правде, порядочно.
    – Ну вот! Я так и знал! Мне никогда удачи не будет! – расстроился Костя.
    – Здесь не в удаче дело, – говорю я. – Надо знать, как писать. Ты ведь учил правило?
    – Учил.
    – Ну, скажи: что в правиле говорится?
    – В правиле? Да я уж и не помню.
    – Как же ты учил, если не помнишь?
    Я заставил его снова прочитать правило, в котором говорится о том, что безударные гласные проверяются ударением, и сказал:
    – Вот ты написал “тижелый”. Почему ты так написал?
    – Наверно, “тежелый” надо писать?
    – А ты не гадай. Знаешь правило – пользуйся правилом. Измени слово так, чтоб на первом слоге было ударение.
    Шишкин стал изменять слово “тяжелый” и нашел слово “тяжесть”.
    – А! – обрадовался он. – Значит, надо писать не “тижелый” и не “тежелый”, а “тяжелый”.
    – Верно, – говорю я. – Вот теперь возьми и сделай упражнение снова, потому что ты делал его и совсем не пользовался правилом, а от этого никакой пользы не может быть. Всегда надо думать, какую букву писать.
    – Ну ладно, в другой раз я буду думать, а сейчас пусть так останется.
    – Э, братец, – говорю, – так не годится! Уж если ты обещал слушаться меня, слушайся.
    Шишкин со вздохом принялся делать упражнение снова. На этот раз он очень спешил. Буквы у него лепились в тетрадке и вкривь и вкось, валились набок, подскакивали кверху и заезжали вниз. Видно было, что ему уже надоело заниматься. Тут к нам пришел Юра. Он увидел, что мы занимаемся, и сказал:
    – А, занимаетесь! Вот это хорошо! Что вы тут делаете?
    – Упражнение, – говорю. – Ему Ольга Николаевна задала.
    Юра заглянул в тетрадь.
    – Что же ты тут пишешь? Надо писать “зуб”, а ты написал “зуп”.
    – А какое тут правило? – спрашивает Шишкин. – У меня правило на безударные гласные, а это разве безударная гласная?
    – Тут, – говорю, – такое правило, что надо внимательно списывать. Смотри, что в книжке написано? “Зуб”!
    – Тут тоже есть правило, – сказал Юра. – Надо изменить слово так, чтобы после согласной, которая слышится неясно, стояла гласная буква. Вот измени слово.
    – Как же его изменить? “Зуб” так и будет “зуб”.
    – А ты подумай. Что у тебя во рту?
    – У меня во рту зубы, и язык еще есть.
    – Про язык тебя никто не спрашивает. Вот ты изменил слово: было “зуб”, стало “зубы”. Что слышится: “б” или “п”?
    – Конечно, “б”!
    – Значит, и писать надо “зуб”.
    На следующий день Ольга Николаевна проверила упражнение, которое задала Косте на дом, и нашла у него ошибки, каких даже я не заметил. Пропущенные буквы в словах он написал в конце концов правильно, потому что я за этим следил, а ошибок наделал просто при списывании. То букву пропустит, то не допишет слово, то вместо одной буквы другую напишет. Вместо “кастрюля” у него получилась “карюля”, вместо “опилки” – “окилки”.
    – Это у тебя от невнимательности, – сказала Ольга Николаевна. – А невнимательность оттого, что еще нет, наверно, охоты заниматься как следует. Сразу видно, что ты очень торопишься. Спешишь, как бы поскорей отделаться от уроков.
    – Да нет, я не очень спешу, – сказал Костя.
    – Как же не спешишь? А почему у тебя буквы такие некрасивые? Посмотри: и косые и кривые, так и валятся на стороны. Если б ты старался, то и писал бы лучше. Если ученик делает урок прилежно, с усердием, то обращает внимание не только на ошибки, но и на то, чтобы было аккуратно, красиво написано. Вот и сознайся, что охоты у тебя еще нет.
    – У меня есть охота, только вот не хватает силы воли, чтоб заставить себя усидчиво заниматься. Мне все хочется сделать поскорей почему-то. Сам не знаю почему!
    – А потому, что ты еще не понял, что все достигается лишь упорным трудом. Без упорного труда не будет у тебя и силы воли и недостатков своих не исправишь, – сказала Ольга Николаевна.
    С тех пор по Костиной тетрадке можно было наблюдать, как он боролся со своей слабой волей. Иногда упражнение у него начиналось красивыми, ровными буквами, на которые просто приятно было смотреть. Это значило, что вначале воля у него была сильная и он садился за уроки с большим желанием начать учиться как следует, но постепенно воля его слабела, буквы начинали приплясывать, налезать друг на дружку, валиться из стороны в сторону и постепенно превращались в какие-то непонятные кривульки, даже трудно было разобрать, что написано. Иногда получалось наоборот: упражнение начиналось кривульками. Сразу было видно, что Косте хотелось как можно скорее покончить с этим неинтересным делом, но, по мере того как он писал, воля его крепла, буквы становились стройнее, и кончалось упражнение с такой сильной волей, что казалось, будто начал писать один человек, а кончил совсем другой.
    Но все это было полбеды. Главная беда была – это ошибки. Он по-прежнему делал много ошибок, и, когда был диктант в классе, он опять получил двойку.
    . Я дал ему тетрадку по русскому языку, и он начал списывать.
    – Послушай, – говорит. – А зачем ты в слове “светлячок” приставку одной чертой подчеркнул? Корень одной чертой надо подчеркивать.
    – Много ты понимаешь! – говорю я. – Это и есть корень!
    – Что ты! “Свет” – корень? Разве корень бывает впереди слова? Где-тогда, по-твоему, приставка?
    – А приставки нет в этом слове.
    – Разве так бывает, чтобы приставки не было?
    – Конечно, бывает.
    – То-то я ломал вчера голову: приставка есть, корень есть, а окончания не получается.
    – Эх, ты! – говорю п. – Мы ведь это еще в третьем классе проходили.
    – Да я уж не помню. Значит, у тебя тут все правильно? Я так и спишу.
    Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и окончание, но тут прозвонил звонок и в класс вошла Ольга Николаевна.
    Некоторые книжки были уже старенькие. У некоторых еле держались переплеты или оторвались страницы. Мы решили взять такие книжки домой, чтоб починить. И вот, сделав все уроки, мы пошли с Костей ко мне, потому что у меня дома был клей, и взялись за дело. Лика увидела, что мы починяем книжки, и тоже захотела нам помогать.
    Особенно много возни у нас было с переплетами. Костя все время ворчал.
    – Ну вот! – говорил он. – Не знаю, что ребята делают с книжками. Бьют друг друга по голове, что ли?
    – Кто же это дерется книжками? – сказала Лика. – Вот еще выдумал! Книги вовсе не для того.
    – Почему же переплеты отрываются? Ведь если я буду сидеть спокойно и читать, разве переплет оторвется?
    – Конечно, не оторвется.
    – Вот об этом я и говорю. Или вот, смотрите: страница оторвалась! Почему она оторвалась? Наверно, кто-то сидел да дергал за листик, вместо того чтоб читать. А зачем дергал, скажите, пожалуйста? Вот дернуть бы его за волосы, чтоб не портил книг! Теперь страничка выпадет и потеряется, кто-нибудь станет читать и ничего не поймет. Куда это годится, спрашиваю я вас?
    – Верно, – говорим, – никуда не годится.
    – А вот это куда годится? – продолжал кричать он. – Смотрите, собака на шести ногах нарисована! Разве это правильно?
    – Конечно, неправильно, – говорит Лика. – Собака должна быть на четырех ногах.
    – Эх, ты! Да разве я о том говорю?
    – А о чем?
    – Я говорю о том, что разве правильно в книжках собак рисовать?
    – Неправильно, – согласилась Лика.
    – Конечно, неправильно! А на четырех она ногах или на шести, в этом разницы нет, то есть для книжки, конечно, нет, а для собаки есть. Вообще в книжках ничего не надо рисовать – ни собак, ни кошек, ни лошадей, а то один нарисует собаку, другой кошку, третий еще что-нибудь придумает, и получится в конце концов такая чепуха, что и книжку невозможно будет читать.
    Он взял резинку и принялся стирать собаку. Потом вдруг как закричит:
    – А это что? Рожу какую-то нарисовали, да еще чернилами!
    Он принялся стирать рожу, но чернила въелись в бумагу, и кончилось тем, что он протер в книге дырку.
    – Ну, если б знал, кто это нарисовал, – кипятился Шишкин, – я бы ему показал! Я бы его этой книжкой – да по голове!
    – Ты ведь сам говорил, что книжками нельзя бить по голове, – сказала Лика. – От этого переплеты отскакивают. Костя осмотрел книгу со всех сторон.
    – Нет, – говорит, – эта книжка выдержит, у нее переплет хороший.
    – Ну, – говорю я, – если все библиотекари будут бить читателей по голове книжками, то переплетов не напасешься!
    – Надо же учить как-нибудь, – сказал Костя. – Если у нас будут такие читатели, то я и не знаю, что будет. Я не согласен, чтоб они государственное имущество портили.
    – Надо будет объяснить ребятам, чтоб они бережно обращались с книжками, говорю я.
    – А вы напишите плакат, – предложила Лика.
    – Вот это дельное предложение! – обрадовался Костя – Только что написать? Лика говорит:
    – Можно написать такой плакат: “Осторожней обращайся с книгой. Книга не железная”.
    – Где же это ты видела такой плакат? – спрашиваю я.
    – Нигде, – говорит, – это я сама выдумала.
    – Ну, и не очень умно, – ответил я. – Каждый без плаката знает, что книга железная не бывает.
    – Может быть, написать просто: “Береги книгу, как глаз”. Коротко и ясно, сказал Костя.
    – Нет, – говорю, – мне это не нравится. При чем тут глаз? И потом, не сказано, почему нужно беречь книгу.
    – Тогда нужно написать: “Береги книгу, она дорого стоит”, – предложил Костя.
    – Тоже не годится, – ответил я, – есть книжки дешевые, так их рвать нужно, что ли?
    – Давайте напишем так: “Книга – твой друг. Береги книгу”, – сказала Лика.
    Я подумал и согласился:
    – По-моему, это подойдет. Книга – друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, ее нужно беречь, как друга.
    Мы взяли бумагу, краски и написали плакат. На другой день мы повесили этот плакат на стене, рядом с книжным шкафом, и начали выдавать ребятам книжки.
    Я тоже не хотел брать ежа, потому что мыши, которых он нам подарил, расплодились во множестве, и несколько мышей поселилось в комоде, к тому же этот еж был какой-то вялый, наверно, больной. Но Шишкин сказал, что еж совсем не больной, а находится в оцепенении, так как ежи обычно погружаются на зиму в спячку, и вот этот еж, значит, тоже уже погружался в спячку. Тогда я согласился взять ежа, а Шишкин сказал, что весной, когда еж пробудится от спячки, он заберет его обратно к себе.
    – Ты зверей любишь? – спрашивал меня Шишкин, пока я намыливал лицо мылом.
    – Смотря каких, – говорю я. – Если таких, как тигры или крокодилы, то не люблю. Они кусаются.
    – Да я не про таких зверей спрашиваю. Мышей любишь?
    – Мышей, – говорю, – тоже не люблю. Они портят вещи: грызут все, что ни попадется.
    – И ничего они не грызут. Что ты выдумываешь?
    – Как – не грызут? Один раз они у меня даже книжку на полке изгрызли.
    – Так ты, наверно, не кормил их?
    – Вот еще! Стану я мышей кормить!
    – А как же! Я каждый день их кормлю. Даже дом им выстроил.
    – С ума, – говорю, – сошел! Кто же мышам дома строит?
    – Надо же им где-нибудь жить. Вот пойдем посмотрим мышиный дом.
    Мы кончили умываться и пошли на кухню. Там под столом стоял домик, склеенный из пустых спичечных коробков, со множеством окон и дверей. Какие-то маленькие белые зверушки то и дело вылезали из окон и дверей, ловко карабкались по стенам и снова залезали обратно в домик. На крыше домика была труба, а из трубы выглядывала точно такая же белая зверушка.
    Я удивился.
    – Что это за зверушки? – спрашиваю.
    – Ну, мыши.
    – Так мыши ведь серые, а эти какие-то белые.
    – Ну, это и есть белые мыши. Что ты, никогда белых мышей не видел?
    Шишкин поймал мышонка и дал мне подержать. Мышонок был белый-пребелый, как молоко, только хвост у него был длинный и розовый, как будто облезлый. Он спокойно сидел у меня на ладони и шевелил своим розовым носиком, как будто нюхал, чем пахнет воздух, а глаза у него были красные, точно коралловые бусинки.
    – У нас в доме белые мыши не водятся, у нас только серые, – сказал я.
    – Да они ведь в домах не водятся, – засмеялся Шишкин. – Их покупать надо. Я купил в зоомагазине четыре штуки, а теперь видишь, сколько их расплодилось. Хочешь, подарю тебе парочку?
    – А чем их кормить?
    – Да они всё едят. Крупой можно, хлебом, молоком.
    – Ну ладно, – согласился я.
    А Шишкин все свободное время возился с Лобзиком и выучил его не только держать палку в зубах, но и таскать ее за собой. Правда, все это Лобзик делал не даром, а за сахар, но трудился очень усердно. За какой-нибудь маленький кусочек сахару он мог тащить палку или даже целое полено как отсюда до Вокзального переулка.
    Шишкин говорил, что выучит Лобзика не только этому, но и многому другому, только больше пока ничему не выучил, потому что ему надоело, и вообще он долго не любил заниматься одним делом, а перескакивал с одного на другое и ничего не доводил до конца.
    На третьем уроке у нас была география. Я думал, что география – это какой-нибудь очень трудный предмет, вроде арифметики, но оказалось, что она совсем легкая. География – это наука о Земле, на которой мы все живем; про то, какие на Земле горы и реки, какие моря и океаны. Раньше я думал, что Земля наша плоская, как будто блин, но Ольга Николаевна сказала, что Земля вовсе не плоская, а круглая, как шар. Я уже и раньше слыхал об этом, но думал, что это, может быть, сказки или какие-нибудь выдумки. Но теперь уже точно известно, что это не сказки. Наука установила, что Земля наша – это огромнейший-преогромнейший шар, а на этом шаре вокруг живут люди. Оказывается, что Земля притягивает к себе всех людей и зверей и все, что на ней находится, поэтому люди, которые живут внизу, никуда не падают. И вот еще что интересно: те люди, которые живут внизу, ходят вверх ногами, то есть вниз головой, только они сами этого не замечают и воображают, что ходят правильно. Если они опустят голову вниз и посмотрят себе под ноги, то увидят землю, на которой стоят, а если задерут голову кверху, то увидят над собой небо. Вот поэтому им и кажется, что они ходят правильно.
    А Шишкин, вместо того чтобы взяться как следует за учебу, накупил разных морских свинок, белых крыс, черепах. Одних ежей у него было три штуки! И он с ними по целым дням возился, кормил их, ухаживал за ними, а они у него часто болели и дохли. И еще он достал где-то Лобзика. Этот Лобзик был обыкновенный бездомный щенок, то есть, если сказать по правде, то совсем не щенок, а уже довольно большая собака, но еще. видно, молодая, не совсем еще взрослая: мохнатая такая, черного цвета, и уши у нее висели, как лопухи. Он ее встретил где-то на улице и поманил за собой, и привел домой, и выдумал ей имя “Лобзик”, хотя Лобзик – это совсем неподходящее для собаки имя, потому что лобзик – это такая маленькая пилочка для выпиливания по дереву. Но Шишкин не знал, что такое лобзик, и вообразил, будто это собачье имя.

  4. Итак, повествование в этой книге ведётся от первого лица: от лица школьника, ученика четвёртого класса Вити Малеева. Всё начинается первого сентября и с его похода в школу. Встреча одноклассников. В класс, где учится Витя приходит новичок – Костя Шишкин. Именно этот мальчик становится соседом Вити по парте и его другом в будущем. Витя – хороший мальчик, но немного ленивый и безвольный. ему не очень дается математика и по этому предмету у него вечные проблемы. Костя Шишкин – добрый мальчик, очень любит зверей и их у него очень много дома. Но у него большие проблемы с учёбой (особенно русский язык)и ленью, с которой он ничего не может и не хочет делать.
    Витя Малеев и Костя Шишкин получают двойки в четверти. Витя по математике, Костя по русскому. Из-за двоек их не берут в баскетбольную школьную команду и не дают участвовать в школьном выступлении на сцене. однако мальчишки хитрят. Костя предлагает сделать костюм лошади, для сценки “Руслан и Людмила”. Витя соглашается. Им помогает сшить костюм сестра Вити – Лика. Костюм получается и Костя с Витей играют лошадь на сцене, однако, без репетиций, у них получается смешно и нелепо.
    Витя очень огорчён двойкой и берёт себя в руки, усердно занимается (помогая своей сестре с математикой)и с успехом подтягивает учёбу. А вот Костя ленится и находит выход – он прогуливает школу. К тому же после посещения цирка, Костя мечтает стать циркачом и гастролировать. Шишкин подбирает на улице молодую собаку и называет его – Лобзик. Пытается дрессировать. И продолжает прогуливать школу. Витя не хочет выдавать прогулы друга и покрывает его перед ребятами и учительницей, говоря, что Шишкин болеет. Обман раскрывается и у Кости с Витей происходит разговор с директором школы. Директор поручает Вите подтянуть Костю по учёбе. Витя соглашается. Друзья продолжают дрессировать Лобзика и выступают на школьном новогоднем вечере с “учёной собакой”. У друзей первый успех. По началу, у Вити не получаются занятия с Костей, но друзья не унывают и вот, у Кости уже нет двоек, и первая, заветная четвёрка по русскому языку. Ребята получаю поручение организовать Классную библиотеку. С увлечением берутся за это дело – увлекаются чтением. Последние сцены в книге – это обещание друзей друг другу хорошо учиться. И они прекрасно заканчивают четвертый класс.

  5. Тема: Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».
    Цели: 1) познакомить учащихся с творчеством Н. Носова; начать знакомство с содержанием пьесы «Витя Малеев в школе и дома»;
    2) развивать речь, память, творческие способности учащихся;
    3) воспитывать нравственные качества.
    Оборудование: выставка творческих работ учащихся, портрет Н.Н. Носова,
    выставка книг Н.Носова.
    Ход урока
    I. Организационный момент урока.
    Сообщение темы урока.
    Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по разделу
    «Мир – театр, люди – актеры». Но сначала давайте сделаем небольшую разминку.                ч1/
    II. Динамическое чтение.
    1. Жужжащее чтение (птичий базар)
    2. Чтение чистоговорок.
    Са-са-са – в лесу бегает лиса,
    Со-со-со – у Вити колесо,
    Ос-ос-ос – на поляне много ос,
    Су-су-су – было холодно в лесу,
    Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
    3. Чтение скороговорок.        ***
    Ах вы, сени, сени,                                       Везет на горку Саня
    Вышел в сени сонный Сеня,                      За собою сани.
    И в сенях споткнулся Сеня,                       Ехал с горки Саня
    И кувырк через ступени.                           А на Сане сани.
    ***                ***
    Было весело на горке                               Слышит смех честного люда,
    Сане, Соне и Егорке,                               Трусит с горки съехать Люда.
    А Маруся не каталась –
    В снег упасть она боялась.
    III. Проверка домашнего задания.
    1. Пересказ пьесы учащимися.
    2. Выставка творческих работ учащихся.
    (несколько учеников рассказывают придуманное ими продолжение)
    IV. Актуализация знаний.
    – Ребята, объясните название раздела, который мы изучаем?
    -Над произведением какого жанра мы начали работать? (пьесы)
    – Можете ли вы объяснить смысл слова «пьеса»?
    – Правильно, пьеса – это любое драматическое произведение, предназначенное для театра – трагедия, комедия, драма, водевиль.
    – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пьесами. Но сначала вспомните, из какого произведения следующие строки: «Мы с Мишкой ре шили бороться за красное
    знамя… Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили
    участки и вбили колышки с номерами. («Огородники»).
    – Кто автор произведения? (Н.Носов)
    – Какое еще произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году? («Клякса»)
    – А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н.Носове?
    – Правильно, потому что повесть, которую мы будем читать сегодня на уроке написал Н.Носов и называется «Витя Малеев в школе и дома».
    – Что характерно для произведений Н.Носова?
    – Кто является главным героем его произведений?
    – Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех
    возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого
    человеческого существа, которое называется «мальчик». Уже не дитя, но еще и не
    юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие черты, как
    принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать.
    – Давайте послушаем это произведение.
    V. Первичное восприятие текста.
    Чтение текста учителем.
    Беседа по прочитанному.
    – Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста?
    – Кто является главным героем повести?
    – Понравился ли вам этот герой? Чем?
    – Что бы вы ему посоветовали?
    – Кто был близким другом Кости Шишкина?
    – Каким мальчиком был Витя?
    – Почему он оказался втянут в эту историю?
    – Как Вите нужно было поступить с самого начала?
    – Давайте еще раз прочитаем о каждом из них.
    VI. Повторное чтение о каждом из героев.
    VII. Словесное «рисование».
    – «Нарисуйте» словами каждого из главных героев, используя слова из текста.
    (2-3 ученика рассказывают, а остальные учащиеся дополняют).
    VIII. Работа над содержанием текста.
    1. Подготовка к чтению по ролям (работа в парах).
    – Сейчас, работая в парах, подготовьте чтение по ролям наиболее понравившегося отрывка.
    2. Чтение по ролям нескольких групп.
    – Какой группе наиболее удачно удалось с помощью интонации и голоса передать характеры всех героев повести?
    3. Деление текста на части и озаглавливание.
    – Ребята, а на сколько частей можно разделить эту главу повести? (на три).
    а) Работа над 1-й частью.
    – Как можно озаглавить эту часть? (Шишкин болен)
    – Кто навестил Шишкина в тот день? А кто навещал его каждый день?
    – Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?
    – Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?
    -Как ребята подбадривали больного?
    б) Работа над 2-й частью.
    – Как можно озаглавить эту часть?
    -Кто раскрыл секрет Шишкина?
    – Как это случилось?
    -Как ребята отнеслись к обману Шишкина?
    -Как он пытался объяснить свой обман?
    в) Работа над 3-й частью.
    -Озаглавьте эту часть.
    – О чем говорится в этой части?
    – Как Костя объяснил свои прогулы?
    – Как ученики относились к своей учительнице?
    – Какие слова текста подтверждают это?
    – Какое обещание дал Костя Шишкин?
    – С какой просьбой обратился Костя к учительнице?
    – Как она отреагировала на эту просьбу?
    IX. Работа с иллюстрациями учебника.
    – Какой момент изображен на рисунке?
    X. Подведение итогов урока.
    – Чему учит этот отрывок из повести Носова?
    XI. Домашнее задание.

  6. Повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1952) насыщена веселой динамичностью сюжетных поворотов, передающих непосредственность ребячьего восприятия жизни, создающих простор для домысливания читателем того или другого персонажа. Писатель рассказывает о событиях, которые произошли в жизни двух учеников четвертого класса в течение учебного года. Повествование ведется от лица Вити Малеева. Каждая глава повести раскрывает новый эпизод из жизни Вити и Кости, двух друзей, и всего четвертого класса, в котором они учатся. И каждый эпизод по-своему способствует развитию основной идеи, убеждающей в важности товарищеской взаимопомощи, пионерского коллективизма, дисциплинированности, самостоятельности. Вот один из таких эпизодов. Все в классе знали, что Игорь Грачев испортил стену, нарисовав углем морячка, подшучивали, посмеивались, любуясь морячком, говорили друг другу: «Это Игорь Грачев нарисовал, только, чур, не выдавать».
    Очень тактично, без нарушения достоверности событий ребяческой жизни развивается этот эпизод, к которому писатель обращается в главах III и IV. Проследим динамику его: вначале описание факта и легкомысленного отношения ребят к нему, затем беседа учительницы с классом и решение ребят не выдавать товарища, но вместе с тем осуждение его поступка. Далее разговор с директором и описание того, что почувствовал при этом Витя Малеев, которому казалось, что Игорь сейчас же встанет и признается в поступке. События нагнетаются, не теряя своей жизненной убедительности. Автор не дает облегченного решения даже такого, казалось бы, попутного в повествовании эпизода, который, казалось бы, косвенно связан с основными персонажами. Психологически достоверно перемежая ход событий юмористическими и драматическими деталями, завершает Носов развитие эпизода с морячком в главе IV, находя эмоционально и педагогически верную его разрядку. Юмор Носова не снисходительная улыбка взрослого человека, свысока глядящего на детский мир, это умение под определенным углом зрения рассматривать события действительности, отдавая им много своей души.
    Писатель превосходно владеет средствами юмористического обличения. Собственно-прямая речь персонажей с лаконичным авторским комментарием превосходно способствует этому. Ремарки автора в эпизоде выдуманной болезни Кости сопровождаются репликами мальчика. Костя «растерянно остановился», «заковылял к постели», «стал оправдываться», «пролепетал», «пробормотал». Преобладание глаголов в попутных замечаниях писателя дает возможность следить за героем так, как будто он все время находится перед нашими глазами. Особенностью повести является и то, что Костя – не отрицательный в привычном смысле этого термина персонаж. Можно сказать, что это «мнимо-отрицательный» герой. В представлении читателя возникает облик подростка симпатичного, но запутавшегося в нелепых затруднениях, возникших по его вине. Костя сам понимает это, и в его репликах отражается неуверенность и жалкая попытка защитить свою позицию. Но ему не удается сбить с толку настойчивых ребят, и они задают острый вопрос: «А почему же ты все-таки в школу не ходишь?»
    Автор великолепно знает ребяческую речь. Он следит за точностью развития диалога, давая юмористические псевдонимы, вроде «ябеды», применяя сниженную лексику: «рехнулся», «не ври», «брось притворяться», сравнения разговорного обихода: «покраснел, как вареный рак». Если сравнить разговор ребят с Костей (XV глава) с диалогом о морячке, нарисованном Игорем Грачевым (III глава), можно легко заметить, что писатель показывает, как изменилось отношение ребят класса к отрицательным поступкам товарищей. В диалоге о рисунке ребята, рассказывая друг другу новость, добавляли: «только не выдавать», а в диалоге с Костей в ответ на его обвинение в ябедничестве сказали: «Раз мы предупредили тебя, значит, не ябеды». Носов умеет передать юмор различных ситуаций, понимая природу ребяческого мышления, ориентируясь на конкретность и логичность его. Это позволяет наполнить повесть педагогическим содержанием, не создавая ощущения тяжеловесности воспитательного элемента в ней. Писатель разоблачает в глазах читателей-подростков уловки, к которым часто прибегают ребята. Костя и Витя получили двойки в четверти, оба огорчены, и Шишкин делится с Витей своим решением:
    «А я не буду перед праздником показывать двойку. Зачем я буду маме праздник портить?»
    «Но после праздника ведь все равно придется показывать».
    «Ну что ж, после праздника, конечно, а на праздник все веселые, а если я покажу двойку, все будут скучные. Нет, пусть лучше все веселые будут, зачем я буду огорчать маму напрасно? Я люблю маму».
    Этот диалог важен не потому, что он разоблачает маленькую хитрость Кости, пытающегося уговорить самого себя и товарища не показывать дома табель. Он важен потому, что воспитывает отвращение к малейшему проявлению ханжества, убивая его в самом зародыше. Читателю понятно, что дело не в любви к матери, а в попытке избежать неприятностей дома. Автор повести вскрывает всю неприглядность даже почти неосознанной спекуляции на чувствах к матери, на внешнем проявлении заботы о ней. Так происходит формирование в читателе-ребенке отвращения к лицемерию, притворству, самоуспокоенности. Юмористическая тональность может воспитать больше позитивного в человеке, чем явно откровенная нотация.
    Повесть «Витя Малеев в школе и дома», как и другие повести Носова, имеет большое воспитательное значение. Она заставляет серьезно задуматься о многом не только детей, но и взрослых. Взрослые читатели смогут оценить советы, связанные с правильной организацией воспитания в школе и в семье. Юные читатели с ее помощью разберутся в понятиях коллективизма, дружбы, долга, самодисциплины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *