Сочинение на тему витязь на распутье васнецов 6 класс

11 вариантов

  1. Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

    Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.
    Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.
    Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.
    Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти – то ждет смерть. Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь. Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.

  2. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник, кисти которого принадлежат такие произведения искусства, как «Богатыри», «Алёнушка», «Балаганы в Париже» и не только. Его картины всегда манили своей загадочностью, чудом, таинственностью и детской сказочностью. Художник зачастую писал картины-иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.
    Картина «Витязь на распутье» вышла в свет еще в 1882 году. На ней явно присутствует некая таинственность, омрачающая композицию. Летают чёрные грустные вороны, травы беззаботно высохли, словно здесь несколько лет уже царила засуха, повсюду разбросаны серые валуны, а на земле лежат кости и черепа – останки некогда сильных и могущественных богатырей. Грозовые тучи скрывают обнадеживающее солнышко. Вороны, окружившие героя полотна, добавляют картине мрачности, безысходности. Верный друг богатыря – белый коренастый конь жалостно склонил голову с потухшей гривой. Ситуация словно отображает молчаливое почтение памяти падшим.
    Перед богатырем стоит немыслимо сложный выбор. Он остановился на распутье, где стоит камень, который гласит: «Как прямо ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Казалось бы, ситуация и вправду безвыходная. Возможно, у богатыря такая судьба – отправиться на свет божий молодому, красивому и сильному. Но как же семья, дети, возлюбленная, родственники? Это очень сложно осознавать в преддверии смерти богатырю. Куда пойти? Направо? Или быть может отправиться налево? Каждый смотрящий на картину уже так и хочет сказать: «Ну же, не томи, раскрой секрет, поведай тайну!» Но автор потрясающее сохраняет интригу.
    А что, если богатырь, как Илья Муромец вместо смерти одержит лихую победу над коварством нечистых сил? Зрителю приходится только задумываться и надеяться на лучший исход. Ведь как всех учили: «Добро побеждает зло». Верно?
    Вместе со статьёй «Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье», 6 класс» читают:
    Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка», 6 класс
    Сочинение по картине Герасимова «После дождя»
    Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег», 6 класс

  3. Картина Васнецова «Витязь на распутье» очень популярна среди людей. Ее узнают даже те, кто не знаком с художником и вообще далек от искусства. В своих шедеврах Васнецов часто отражает сюжеты сказок и былин. Взять, к примеру, ту же картину «Алёнушка» или «Иван-Царевич на сером волке».
    «Витязь на распутье» – очень атмосферная картина. Она отражает тяжелые чувства главного персонажа, которому предстоит сделать нелегкий выбор. Богатырь на коне стоит перед камнем, который утверждает, что если поехать прямо, то на дороге он встретит свою гибель. Других надписей на камне нет, вероятно, они стерлись. Нет по близости и других дорог или тропинок. Решиться ехать на верную смерть нелегко даже богатырю, поэтому он находится в задумчивом состоянии. Это видно в его напряженной фигуре, склоненной голове и копье, которое тоже наклонено вниз. Как известно, конь для богатыря был не просто средством передвижения, но и верным другом и на картине это очень четко отображено. Они с витязем составляют как бы одно целое, у коня тоже опущена голова, он понимает, что их с хозяином ждут трудные испытания. Считается, что на картине изображен один из легендарных русских богатырей – Илья Муромец. Видно, что он направляется на какое-то задание, при нем все его оружие.
    Атмосферу дополняет фон картины. На нем изображена серая болотистая местность, по которой разбросаны кости, а вокруг кружат вороны. Ворон всегда был символом чего-то недоброго, предвестником беды, считается, что воронье обычно собирается в недобрых местах. Нависшие грозовые тучи на заднем фоне тоже показывают настроение всей картины.
    Однако тучи покрывают небо не полностью. Видно, что вдалеке оно чистое и освещено утренними лучами. Этим художник, возможно, показывает зрителю, что эта история закончится хорошо. Все-таки не стоит забывать, что Васнецов писал свои картины по известным сказкам и былинам, в которых русские богатыри всегда побеждали противника и находили выход из любой ситуации. Изобразив зарево, художник дает надежду на то, что витязь сможет преодолеть все препятствия и выполнить свою миссию, оставаясь целым и невредимым.
    Вместе со статьёй «Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье», 6 класс» читают:
    Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»
    Сочинение по картине Петрова-Водкина «Портрет мальчика», 6 класс
    Сочинение по картине Ромадина «Керженец», 6 класс

  4. Картина «Витязь на распутье» была создана В. М. Васнецовым в еще совершенно юном возрасте. Ему было около двадцати лет, когда он начал рисовать свое полотно. Показав первые наброски картины своему другу, в художнике вспыхнуло непреодолимое желание поскорее ее закончить.
    В.М. Васнецов любил изображать на своих полотнах героев народных сказок и былин. Он был заинтересован и увлечен теми событиями, которые происходили в текстах народных сказаний. Поэтому, перед нами изображен витязь на белом коне.
    Картина показывает читателю ту простую истину, что перед человеком очень часто стоит выбор, он, глядя на свои убеждения, может сделать его. Но, бывают ситуации, когда выбора нет. Только судьба может решить, выиграешь ли ты в схватке с жизнью или погибнешь.
    Главный образ картины – это богатырь. Он странствовал по свету и наткнулся на камень, который лежал на его пути. На камне была надпись, которая предполагала ехать только лишь прямо. Остальные варианты пути давно истерлись под влиянием ветра и дождя.
    И о чем гласила надпись? О том, что если прямо поедешь, найдешь свою смерть. Вот и загрустил витязь, опустив свое копье. Теперь у него одна дорога, где все решено.
    Возле судьбоносного камня изображен череп и коршун. Они еще больше нагнетают обстановку и говорят о том, что были уже в этих землях смельчаки, которые хотели потягаться с судьбой. А стали лишь обедом для птиц.
    Заря, которая освещала полотно, затягивалась грозовыми тучами! Тьма закрывала свет. Что же теперь делать витязю, как ему поступить? Конечно, он, храбрый и смелый, пойдет вперед. И подвиг его останется в памяти наследников навечно.

  5. Русские сказки и былины часто становились темой произведений В. М. Васнецова, самые известные из которых – «Алёнушка», «Иван царевич на сером волке», «Витязь на распутье». Полотно «Витязь на распутье» было написано художником на сюжет русских народных преданий про Илью Муромца.
    В центре этой картины изображен русский богатырь в полном воинском снаряжении, верхом на могучем боевом коне. Бранные доспехи Ильи Муромцы нарисованы художником тщательно, в деталях. Тело воина защищает крепкая кольчуга, на голове — тяжелый шлем. В руках богатырь держит копье, за спиной его – узорчатый щит, на правом боку висит колчан с калёными стрелами и полутора-пудовая палица. Воображение подсказывает нам, что с левой стороны, в ножнах, покоится богатырский меч, а за пояс витязя заткнуты стальные рукавицы.
    Склоненная книзу голова героя, опущенное копье, говорят об одолевших его мрачных думах. Да и как не призадуматься добру молодцу! Ведь на его пути – придорожный камень с надписью: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
    Тревожное настроение картины подчеркивают череп и кости, лежащие у камня, голые валуны, разбросанные по всему полю, грозовые тучи на горизонте. Мы словно слышим карканье воронья, кружащего в поисках добычи и предвещающего беду путнику.
    Но не запугать богатыря русского! Вот-вот очнется он от тяжелых дум и воскликнет: «Не боюсь тебя, сила лютая, выходи же ты в поле ратное, и отведай-ка силушки богатырской!»

    Вместе с сочинением «Описание картины В.М. Васнецова “Витязь на распутье”» часто ищут

    Сравнение картин И.И. Левитана “Золотая осень” и “Осенний день”
    Описание картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели”
    Описание картины А.А.Пластова ” Сенокос”
    Картина З. Е. Серебряковой «За завтраком»
    И. Левитан. “Золотая осень” (сочинение по картине)
    Категория: Сочинения для 6 класса | Метки: В.М.Васнецов, сказочный персонаж, сочинение-описание, Витязь на распутье, народный герой, Сочинение по картине, былины, описание картины
    Популярность темы: 32385 | Оценка: 4.2 | Закладки:
    Всего комментариев: 0

  6. Виктор Михайлович Васнецов — талантливый русский художник, родился в 1848 году в Вятской губернии, в селе Лопьял Уржумского уезда. Отец мальчика был сельским священником, умным и образованным человеком. Именно отец стал первым учителем рисования для Виктора Васнецова. Начальное образование Васнецов получил в духовном училище, потом в духовной семинарии. Кроме того, юноша постоянно рисовал, практиковался в копировании с литографий, увлекался графикой.
    В.М. Васнецов создал множество удивительных работ. Он стал одним из основоположников национально-романтического варианта русского модерна.
    Картина «Витязь на распутье» — это одна из самых знаменитых работ художника. Первые карандашные наброски и эскизы к этому произведению появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Виктор Михайлович написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия. В то время художник пребывал под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
    Первый вариант картины был завершён в 1877 году. Полотно было выставлено на VI Передвижной выставке 1878 года. В 1882 года был создан окончательный вариант картины. Она предназначалась в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова.
    На камне можно разглядеть надпись, которая соответствует текстам былины. Сам Виктор Михайлович Васнецов писал в письме, адресованном Владимиру Стасову:
    «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
    Критик Стасов высоко оценил картину.
    Когда художник создавал начальные эскизы, лицо витязя было повёрнуто к зрителю. Но когда картина была завершена, размер холста заметно увеличился. Фигура зрителя выглядела более монументальной. В первых эскизах была изображена дорога. Но потом художник отказался от неё. Это было сделано для большей выразительности — у витязя не должно быть другого выхода, чем тот, который указан на камне.
    Для Васнецова былинная тема всегда имела огромное значение. Ещё в ранних своих произведениях он обращался к былинам. Так были созданы картины «Богатырь» (1870), «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914). Сюжет «Витязя на распутье» был воспроизведён на надгробии самого Виктора Михайловича Васнецова.
    Сюжет картины очень интересен, он восходит к древним былинам. Сильный и бесстрашный богатырь оказался в чистом поле. Здесь зловещая атмосфера — небо недоброго красного цвета, кружатся в нем чёрные птицы. Всё вызывает тревогу. А среди поля стоит огромный камень, на котором написаны слова:
    Налево ехати — богату быти,
    Направо ехати — женату быти.
    Как прямо ехати — живу не бывати.
    Нет пути ни прохожему,
    Ни проезжему, ни пролётному.
    Как тут не остановиться и не задуматься. Куда же богатырю теперь путь держать? Камень олицетворяет жестокую и неотвратимую судьбу. Каждый путь по-своему опасен, даже если он на первый взгляд кажется заманчивым.
    Цвета картины только подчёркивают тревожное настроение, которое ощущается в самом сюжете произведения. Череп и кости, кружащиеся вороны, дорога, которой конца-краю не видно — всё это заставляет задуматься о бренности всего земного. Историкобытовая тема очень привлекала художника. И картина была создана в особой манере, свойственной Васнецову — свободной и живописной.
    Цикл работ, которые были созданы по сюжетам былин и русских сказок, оказались совершенно новым словом и изобразительном искусстве. Васнецова стали считать «художником-сказочником». На самом деле его интересовали и привлекали былины, сказки и сама русская старина. Даже дом художника выглядел как деревянная изба.
    Картина «Витязь на распутье» может восприниматься как олицетворение судьбы самого Виктора Васнецова. Он был художником-передвижником, создавал жанровые композиции на остросоциальные темы, которые тревожили передовых людей того времени. Однако былинные и сказочные мотивы настолько захватили его, что проблемы современности ушли на второй план. Васнецов рисковал подвергнуться осуждению общественности, но русская старина более привлекала его. Иными словами, в жизни самого художника вставал вопрос о выборе пути.
    Вопрос выбора в рамках человеческой жизни всегда очень и очень непрост. Можно выбрать любой путь. И откроется широкая дорога. Но пройти её удастся далеко не каждому. Ждут на пути нелёгкие испытания, для преодоления которых потребуются силы, мудрость, решительность.
    На холсте художника выбор пути приобретает поистине эпическое значение. Опечаленный богатырь согнулся перед старинным камнем. Судьбу нельзя обмануть, она настигнет и воздаст по заслугам.
    В центре композиции находится сам богатырь. Мы не видим лица Ильи Муромца, он открывается сбоку со спины. Монументальная фигура витязя говорит о его силе и решимости. Богатырь не боится встретить на пути врагов. Он хорошо вооружён копьём, булавой. Есть у него щит и колчан, полный стрел. У Ильи Муромца мощный боевой конь белого цвета. Если на пути встретится враг, Илья Муромец обязательно одержит победу.
    Но противиться судьбе не может ни один из смертных. Поэтому старинный камень с предсказанием вызвал у витязя тяжкие раздумья. Потусторонние силы всегда готовы вмешаться с жизнь людей. И тут никакая сила и решимость не смогут помочь. Вот поэтому так задумчив богатырь. Он склонил голову, размышляя над мрачными словами, начертанными на камне. Поза коня также выражает задумчивость и сомнение. Конь склонил головы, словно он чувствует настроение своего хозяина.
    Мрачный задний фон картины полностью соответствует общей атмосфере. Местность здесь неприветливая, болотистая. Преобладают серые, бурые, зелёные цвета, что вызывает скрытую тревогу, печаль. На земле разбросаны кости. Здесь когда-то давным-давно нашли последний приют несчастные путники. Что случилось с ними? Может быть, они погибли в неравном бою… Или их растерзали дикие звери…
    Сильный и бесстрашный воин, оказавшись на распутье, не может не чувствовать свою уязвимость и беспомощность перед лицом судьбы. На чужбине всегда нелегко. Здесь никто не поддержит, и нужно надеяться только на свои силы. Очень важно принять верное решение. От этого зависит не только выбор пути, но и вся дальнейшая жизнь.

  7. 7
    Фёдор Иванович Шаляпин Фёдор Иванович Шаляпин – русский оперный и камерный певец – был потрясён картинами В.М. Васнецова: «Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение мощи – физической и духовной».
    8
    «Да наехал он во чистом поле три дороженьки, Три дороженьки, три ростании. На тех ростанях лежит там бел горюч камень. А на камени том подпись подписана: «Налеву ехать – богата быть, Направу ехать – женату быть, Как прямо ехать – живу не бывать, – Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному» Из былины «Илья Муромец и разбойники»
    9
    Витязь – древнерусский воин, богатырь. Синонимы к слову «витязь»: Воин Герой Рыцарь Богатырь Ратник
    10
    Описание воина Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая кольчуга. Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч, колчан с калёными стрелами, длинное копьё, булава. Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова, усталая решимость.
    11
    Описание коня Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги. Поза: уверенно стоит. Единство с фигурой наездника: автор желает показать единство помыслов.
    12
    «Камень» Фраза на камне: «Как прямо ехать – живу не бывать – нет пути ни прохожему, ни пролётному». Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем? Предположите, о чём он может размышлять в этот момент?
    13
    «Мрачный пейзаж» Описание местности: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и камни; много черепов; холодный смертный ветер; пустынное поле, лежат человеческие кости; высохшая трава; множество валунов; холодный смертный ветер; никого нет; видны облака; небо чистое. Какое настроение создаётся при виде картины: запах смерти; душецепляющая картина; грустная. Что могло здесь произойти?
    14
    «Небосклон» Какие краски использует художник, рисуя небо на картине? Какое время суток изображено? Какие мысли у вас вызывает небосклон? Что символизирует светлеющее небо? (Надежду на светлое будущее, на новые победы богатыря).
    15
    Заключение Слова для справок: защитник земли русской, мужественный богатырь, вся картина проникнута, полотно завораживает, живёт дух русского народа, огромный талант В.М. Васнецова.
    16
    План сочинения 1. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец, история создания его картины «Витязь на распутье». 2. Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»: -витязь на коне; -роковой камень; -пейзаж. 3. Воплощение духа русского народа.
    17
    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье» ученицы 6 «Б» класса ГБОУ СОШ 1371 Каузовой Анны На картине В.М. Васнецова мы можем увидеть витязя на распутье. Эта картина нарисована тусклыми, невзрачными красками. В воздухе парят вороны со зловещим карканьем, они плавно передвигаются. Богатырь сидит на коне неподвижно, его мысли погружены в раздумье. Конь же его склонил голову, будто бы тоже в раздумьях. На земле лежат кости, черепа храбрецов, которые были здесь. Это наводит некий трепет при взгляде на картину. Указательный камень покрыт мхом, кажется, что кроме карканья ворона, больше нет ни звука. Дует лёгкий ветерок и развивает гриву благородного коня. На поле лежат много валунов, трава покачивается то в одну сторону, то в другую. На небе виднеется только одно единственное облако. Небо переливается туманными, бледными красками, сильно выделяется на тёмном фоне белоснежный конь с длинной красивой гривой. Но на нём сидит такой же мрачный воин, как туман. Он держит в руках копьё, на голове у него тяжёлый шлем, на седле висит полутора пудовая палица, узорчатый щит висит на его мощной спине, одетой в прочную кольчугу. На эту картину можно смотреть долго, не отрывая глаз, вглядываться в разные мелочи, думать и размышлять. В этой картине есть какая-то загадка. Эту картину можно описывать долго, описывать каждую мелочь, вдумываться в неё. Мне очень нравится картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

  8. Картина художника Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье» была написана под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре полотна мы видим Илью Муромца – это самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Взгляд Ильи Муромца направлен на камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Другие надписи на камне не сохранились, потому что прошло уже очень много лет. Илья Муромец понимает, что путь у него только один, который приведёт к смерти.
    Богатырь сидит на своём белом коне, в руке у него копьё, за спиной щит, булава, лук, наполненный стрелами. Копьё его наклонено вниз. Илья Муромец находится в раздумье, это видно и по его немного склонившейся голове. Голова коня также наклонена вниз – это говорит о единстве между богатырём и конём.
    Обстановка вокруг героя былин мрачная – видны оставшиеся после боя кости, а над ними летают вороны. Камни изображены в достаточно мрачных оттенках, сама местность болотистая, растительности здесь почти нет. Перед богатырём стоит очень трудный выбор и ему тяжело даётся принятие единственного верного решения.
    Картина дополняется нависшими грозовыми тучами, нагнетающими обстановку и указывающими на полную безысходность ситуации: нельзя идти ни налево, ни направо, да и прямая дорога также приведёт к смерти. Хочется верить, что богатырю удастся выйти из этой непростой ситуации и уничтожить злую силу, одержать верх над всеми врагами, преграждающими путь. Так он сможет в очередной раз спасти Русь.
    Вместе со статьёй «Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье» читают:
    Описание картины Васнецова «Алёнушка»
    Описание картины Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
    Описание картины Васнецова «Три богатыря»

  9. 1. В.М.Васнецов
    2. Витязь.
    3. Небо.
    4. Моё впечатление.
    Художник В.М.Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Например, «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и другие. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного!
    Картина «Витязь на распутье» изображает богатыря или Ивана-царевича, который подъехал к камню, чтобы узнать, что ждет его на этой дроге. И что же? На камне грозное предупреждение: «Живу не бывати». Но куда же ехать, если не сюда? Вокруг нет никаких больше дорог, только зловещие камни, похожие на могилы, кружит ворон, словно отыскивает мертвечину, еще один сидит возле камня, а под камнем лежит и скалится череп. Витязь огорченно задумался. Он не знает, как ему быть. Распутье не столько в чистом поле, сколько в мыслях витязя, он не может решиться.
    Впереди художник изобразил черную тучу. Она словно пугает витязя, предупреждает его об опасности. Но дальше небо чистое и немного розоватое. Там, наверное, заря. Мне кажется, художник хочет показать, что путь будет трудным и опасным, но все же приведет к добру. Наверное, витязь все-таки решится ехать вперед и победит все опасности.
    Мне картина очень понравилась. Она страшная и таинственная, но чувствуется, что все закончится хорошо, как всегда бывает в сказках.

  10. Предлагаемый урок развития речи построен по принципам технологии «Развития критического мышления». Урок построен в соответствии со стратегией «Детализация». Подробно прописана фаза рефлексии.
    Цель урока:
    – обучать учащихся приёмам создания текста по картине;
    – познакомить с понятием детали и её назначением в тексте;
    – формировать умение видеть образ в подробностях и создавать свои образы с помощью деталей;
    – развивать умение собирать, оценивать, информацию, устанавливать причинно-следственные связи между её частями, систематизировать и обобщать материал.
    На доске записана тема урока, даны опорные слова: деталь, назначение, образ, связь, тема, идея; размещена таблица.
    Сбор материала (деталей). Таблица № 1
    Этап
    Вижу
    Слышу
    Ощущаю (запах, вкус, осязание), чувствую
    Представления, ассоциации
    Для чего?
    Я в картине
    Подзорная труба
    Летательный аппарат
    Урок
    Организация
    работы
    Ход урока
    Формы
    работы
    Стадия вызова
    На доске записаны тема, опорные слова, сделана заготовка таблицы.
    Сообщение о детали и её роли в тексте
    Вопрос классу
    Формулирование и обсуждение задач урока
    Вопрос классу
    Сообщение учителя
    Организационная часть.
    Введение в тему.
    – На прошлом уроке мы познакомились с такой частностью текста, как деталь, её назначением и ролью в произведении. Сегодня мы продолжим работу с деталью, но на другом материале и в другой форме.
    Обратите внимание на записанные опорные слова, составьте по ним сообщение, можно обсудить задание в парах.
    Прочитайте записанную на доске тему урока. Предположите, как она может быть связана с имеющимися у вас знаниями о детали. Попробуйте сформулировать задачи урока.
    Задачи: создать текст-описание картины, используя как можно больше деталей в описании, отразить в своём сочинении роль конкретных деталей в создании отдельных образов и воплощении общей идеи произведения.
    Как можно решить поставленную задачу?
    Дети предлагают известные им способы и приёмы
    На уроке освоим новые способы работы с деталью произведения и сбора материала к сочинению.  И это ещё одна задача урока.
    в парах
    коллективная
    коллективная
    Стадия осмысления
    Высказывания детей
    Беседа (осмысление основной идеи картины)
    Обращаем внимание детей на таблицу и просим сделать предположение по названиям её строк и столбцов о видах и  способах предстоящих действий.
    Предлагаем начертить заготовку таблицы, обозначив и подписав только столбцы, и объяснить, почему не ограничиваем строки.
    Опорные единицы: смысл названия, настроение, содержание, чувства, поле брани, распутье – ключевое слово, витязь, былина, дорога, путь, выбор.
    Лексическая работа: упражнение № 149
    в парах
    коллективная
    индивидуальная
    Стадия рефлексии
    Вопросы-помощники записываются на доске и тетрадях
    Вопросы классу перед написанием сочинения
    Совет записывается в копилку писательского мастерства.
    Наблюдения над картиной и заполнение таблицы по этапам с обсуждением в парах и коллективно.
    1.       Детей просим представить, что они  находятся внутри картины, являются её частью. Задание: Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, определите, что чувствуете, ощущаете. Возьмите ручку, заполните 1-ю строку таблицы, опишите свои представления и ощущения.
    Вопросы-помощники для заполнения последней колонки таблицы: Насколько важна эта деталь? Для чего нужна именно эта деталь? А если бы её не было?
    Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.
    Заполнение 1-й строки таблицы на доске.
    2.      Теперь представьте, что у вас в руках появилась подзорная труба. Вы с её помощью можете рассмотреть всё вокруг ещё более внимательно. Присмотритесь к каждому фрагменту, к каждой части картины. Наверняка, появились новые детали, которые вы не заметили ранее. Опишите их и свои дополнительные впечатления.
    Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.
    Заполнение 1-й строки таблицы на доске
    3.      Теперь представьте, что у вас есть небольшой летательный аппарат. Выбирайте разные фрагменты картины и, как можно ближе к ним приблизившись, рассмотрите их внимательней. Можете что-то потрогать, прислушаться к тому, что происходит. Опишите увиденное, услышанное, заполните 3-ю строку таблицы.
    Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.
    Заполнение 1-й строки таблицы на доске
    4.«Возвращаемся» в класс и, используя все три записи, составляем эссе на тему картины. Необходимо учесть в сочинении все те детали, которые удалось выявить.
    Какая основная трудность может возникнуть на 4-мэтапе?
    Как связать все три строки таблицы, отдельные образы друг с другом в одно целое? Что необходимо учитывать? Что позволяет увидеть образ, представить его, создать? Какие средства языка  делают текст выразительным, образным, эмоциональным?
    Совет. Помните при написании сочинения: тема, идея связывают отдельные части в одно целое, используйте в своей работе языковые средства выразительности, замечайте детали и объясняйте их назначение в произведении, в своём тесте давайте детальную характеристику предметам и персонажам.
    индивидуальная
    и в парах
    коллективная
    Примерное заполнение таблицы № 1
    Этап
    Вижу
    Слышу
    Ощущаю (запах, вкус, осязание), чувствую
    Представления, ассоциации
    Для чего?
    Я в картине
    Всадник, конь белый поле, камень, копьё, череп, ворон
    Тишина, иногда карканье ворон
    Холодные камни. Запах трав, тяжёлая палица, острое копьё.
    Былина, сказка, «направо пойдёшь – коня потеряешь…», выбор в жизни каждого человека
    Выбор – главное. Камень – выбор
    Подзорная труба
    Остатки скелета, серо-белый скелет,  валяются кости, они поросли травой,  вороны. Богатырь: зелёные сапоги мягкие, шит с узора миколчан кожаный, перья стрел, булава, кольчуга, копьё красное с острым железным наконечником, небо серо-зелёное, облака синие, внизу розовое, заря. Надпись на камне
    Ветерок свистит в костях черепа, трава шелестит, вздох, конь похрапывает
    Острые кости, пронзительное карканье, зловещее, мрачное поле
    Напряжённое ожидание, закат или рассвет, поле битвы – поле жизни. Сила физическая – сила духа
    Выбрать – тяжело любому, не зависит от физической силы, тяжёлые предметы «утяжеляют» выбор
    Летательный аппарат
    Много ворон, камней, костей, перекрёсток дорог, речушка, горизонт.
    Шум крыльев ворона
    Белеющие колодные камни
    Всё повторяется рассвет
    Смерть и жизнь. Жизнь побеждает

  11. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье»
    Виктор Михайлович Васнецов — талантливый рус­ский художник, родился в 1848 году в Вятской губер­нии, в селе Лопьял Уржумского уезда. Отец мальчика был сельским священником, умным и образованным человеком. Именно отец стал первым учителем рисо­вания для Виктора Васнецова. Начальное образова­ние Васнецов получил в духовном училище, потом в духовной семинарии. Кроме того, юноша постоянно рисовал, практиковался в копировании с литографий, увлекался графикой.
    В. М. Васнецов создал множество удивительных работ. Он стал одним из основоположников нацио­нально-романтического варианта русского модерна.
    Картина «Витязь на распутье» — это одна из самых знаменитых работ художника. Первые карандашные наброски и эскизы к этому произведению появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Виктор Михай­лович написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия. В то время художник пре­бывал под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
    Первый вариант картины был завершён в 1877 го­ду. Полотно было выставлено на VI Передвижной выставке 1878 года. В 1882 года был создан окон­чательный вариант картины. Она предназначалась в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова.
    На камне можно разглядеть надпись, которая соот­ветствует текстам былины. Сам Виктор Михайлович Васнецов писал в письме, адресованном Владимиру Стасову:
    «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые далее надписи: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
    Критик Стасов высоко оценил картину.
    Когда художник создавал начальные эскизы, лицо витязя было повёрнуто к зрителю. Но когда картина была завершена, размер холста заметно увеличился. Фигура зрителя выглядела более монументальной. В первых эскизах была изображена дорога. Но потом художник отказался от неё. Это было сделано для большей выразительности — у витязя не должно быть другого выхода, чем тот, который указан на камне.
    Для Васнецова былинная тема всегда имела огром­ное значение. Ещё в ранних своих произведениях он обращался к былинам. Так были созданы картины «Богатырь» (1870), «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914). Сюжет «Витязя на распутье» был воспро­изведён на надгробии самого Виктора Михайловича Васнецова.
    Сюжет картины очень интересен, он восходит к древним былинам. Сильный и бесстрашный богатырь оказался в чистом поле. Здесь зловещая атмосфера — небо недоброго красного цвета, кружатся в нем чёрные птицы. Всё вызывает тревогу.
    Как тут не остановиться и не задуматься. Куда же богатырю теперь путь держать? Камень олицетворя­ет жестокую и неотвратимую судьбу. Каждый путь по-своему опасен, даже если он на первый взгляд кажется заманчивым.
    Цвета картины только подчёркивают тревожное настроение, которое ощущается в самом сюжете про­изведения. Череп и кости, кружащиеся вороны, доро­га, которой конца-краю не видно — всё это заставляет задуматься о бренности всего земного. Историко­бытовая тема очень привлекала художника. И кар­тина была создана в особой манере, свойственной Васнецову — свободной и живописной.
    Цикл работ, которые были созданы по сюжетам былин и русских сказок, оказались совершенно новым словом и изобразительном искусстве. Васнецова стали считать «художником-сказочником». На самом деле его интересовали и привлекали былины, сказки и сама русская старина. Даже дом художника выглядел как деревянная изба.
    Картина «Витязь на распутье» может восприни­маться как олицетворение судьбы самого Виктора Васнецова. Он был художником-передвижником, со­здавал жанровые композиции на остросоциальные темы, которые тревожили передовых людей того вре­мени. Однако былинные и сказочные мотивы настоль­ко захватили его, что проблемы современности ушли на второй план. Васнецов рисковал подвергнуться осуждению общественности, но русская старина бо­лее привлекала его. Иными словами, в жизни самого художника вставал вопрос о выборе пути.
    Вопрос выбора в рамках человеческой жизни все­гда очень и очень непрост. Можно выбрать любой путь. И откроется широкая дорога. Но пройти её удастся далеко не каждому. Ждут на пути нелёгкие испытания, для преодоления которых потребуются силы, мудрость, решительность.
    На холсте художника выбор пути приобретает поистине эпическое значение. Опечаленный богатырь согнулся перед старинным камнем. Судьбу нельзя обмануть, она настигнет и воздаст по заслугам.
    В центре композиции находится сам богатырь. Мы не видим лица Ильи Муромца, он открывается сбоку со спины. Монументальная фигура витязя говорит о его силе и решимости. Богатырь не боится встретить на пути врагов. Он хорошо вооружён копьём, булавой. Есть у него щит и колчан, полный стрел. У Ильи Муромца мощный боевой конь белого цвета. Если на пути встретится враг, Илья Муромец обязательно одержит победу.
    Но противиться судьбе не может ни один из смерт­ных. Поэтому старинный камень с предсказанием вызвал у витязя тяжкие раздумья. Потусторонние силы всегда готовы вмешаться с жизнь людей. И тут никакая сила и решимость не смогут помочь. Вот поэтому так задумчив богатырь. Он склонил голову, размышляя над мрачными словами, начертанными на камне. Поза коня также выражает задумчивость и со­мнение. Конь склонил головы, словно он чувствует настроение своего хозяина.
    Мрачный задний фон картины полностью соот­ветствует общей атмосфере. Местность здесь непри­ветливая, болотистая. Преобладают серые, бурые, зелёные цвета, что вызывает скрытую тревогу, печаль. На земле разбросаны кости. Здесь когда-то давным- давно нашли последний приют несчастные путники. Что случилось с ними? Может быть, они погибли в неравном бою… Или их растерзали дикие звери…
    Сильный и бесстрашный воин, оказавшись на распутье, не может не чувствовать свою уязвимость и беспомощность перед лицом судьбы. На чужбине всегда нелегко. Здесь никто не поддержит, и нужно надеяться только на свои силы. Очень важно принять верное решение. От этого зависит не только выбор пути, но и вся дальнейшая жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *