Сочинение на тему власть денег в пьесе островского бесприданница

16 вариантов

  1. Большой вклад произведений А. Н. Островского неоспорим, и это касается не одной русской литературы, но и развития русского театра. Многие писатели, драматурги восхищались его творчеством и умением описывать эпоху той жизни, в которой переплелись противоречивые характеры героев. Именно А. Н. Островский был назван автором, который превознес национальную культуру. Он был автором, которым гордились и которого очень любили как истинно русского писателя-драматурга.
    Он прославился в эпоху развития промышленности, когда начинали складываться новые социально-экономические отношения. Этот факт и стал основой сюжетов его произведений, в которые были вплетены трагизм и комизм человеческих отношений.
    А. Н. Островскому выпала честь описать солидный временной отрезок , где человек непрерывно сталкивается с выбором между добром и злом. В ту эпоху добром выступали человеческие отношения, которые не были зашорены властью денег, в которых ценились, в первую очередь человеческие качества, которые не позволяли унижать, лукавить и хитрить во благо собственной выгоды. Злом же в данной пьесе выступают экономические отношения, в которых власть получают только при наличии финансового капитала. Именно его наличие или отсутствие и определяло положение человека в обществе. А. Н. Островский показал, как пылкие сердца героев испытывают нечеловеческие терзания между моральными устоями и алчными законами действительности. Многие авторы пытались отобразить проблему материального неравенства и противоречивое отношение к нему. У некоторых получались нейтральные образы, которые любили деньги и пытались приумножить их количество. Некоторые показывали, что деньги не имеют в жизни людей решающей роли, так как не служат их обогащению. Но именно А. Н. Островскому это удалось просто блестяще. У него тема денег является решающей, которая определяет судьбы людей, изменяя их души.
    В драме «Гроза» четко показана трагедия человеческих судеб, как они остаются у «разбитого корыта», поскольку не могут расстаться с деньгами. Возьмем к примеру, образ Дикого, которому тяжка сама мысль о потере хотя бы копейки. В этом раскрыта жадность героя. Его племянник, Борис не женится на чистой и горячей любви Катерины, потому как потеряет возможность получить наследство. Да и сами родители Катерины показаны очень ярко, которые не хотели выдавать ее замуж за Тихона Кабанова, только лишь потому, что тот во всем слушался свою «маменьку», так как зависел от ее денег.
    В «Бесприданнице» же все отношения определены и крутятся вокруг денег. Начиная с бедной вдовы, матери Ларисы, которая всегда считает каждую копейку и за нее отчитывает кухарку. В этом произведении четко видна линия, что именно деньги, состояние или капитал играют решающую роль в судьбах главных героев. Именно деньги искаверкали судьбы, заставляя совершать не совсем хорошие поступки. Да и отсутствие денег иногда толкает героев на опрометчивые шаги. Возьмем Кнурова, солидный человек с огромным капиталом, а поговорить не с кем. Тогда он решает подкупить Ларису. Вожеватов, приходясь Ларисе другом детства, отказывает ей в помощи, поскольку дал кому-то свое «купеческое слово», что навсегда определило отношение Ларисы к этому человеку. Паратов поражает своей готовностью поплатиться свободой в пользу денежного состояния, хотя искренне любит и ценит настоящие чувства. Трагизм этих судеб предрешен с самого начала, хотя они в произведении играют роль людей, которые имеют власть не только над капиталом, но и над людьми. На самом деле – это не единственные трагические роли, которые решают судьбу Ларисы.
    Значительную нагрузку несет и образ Карандышева, мелкого начальника почтового отделения. С первого взгляда нам импонирует его желание спасти Ларису от подлости и жестокости мира. Но впоследствии поступает не совсем честно, чем и подталкивает ее к неприглядным поступкам, что провоцирует ее в обществе, которое с удовольствием предаст моральному суду.
    Лариса же была с ним честна с самого начала. Она сказала, что не любит его, но, не смотря на это, она приложит максимум усилий, чтоб стать ему хорошей женой. При этом просит только одного – чтоб он увез ее поскорей туда, где они смогли бы жить спокойно, вдалеке от городской суеты. Но Карандышев, будучи человеком мелочным и тщеславным решает свадьбу играть в городе, чтоб всем показать, кто его невеста. Карандышев, который терпел столько лет унижения и насмешки, вдруг получает шанс хоть не на много, но приподняться к «сильным и властным».
    «
    1
    2
    »

  2. 2
    Текст добавил: Ломая_системы

    Пьеса Островского Бесприданница написана в 1878 г., как раз в то время, когда в России все решали деньги, когда классовая несправедливость достигла необы?айных размеров, в то время, когда браки заклю?ались не на небесах, а в банках. Как все пьесы Островского, Бесприданница раскрывает все противоре?ия
    того времени, когда жизнь людей напрямую зависела от их материального благосостояния.
    Через все твор?ество Островского проходит тема Волги, тема реки, которая уносит все плохое, даруя размеренность и успокоение. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, которая не смогла противостоять темному царству домостроя и патриархата, по?ти ?ерез два десятилетия в волнах этой копирование запрещено великой русской реки нашла свою смерть Лариса, ?еловек горя?его сердца из пьесы Бесприданница.
    Мир Диких и Кабаних, с которым писатель знакомит нас в своей пьесе Гроза, в Бесприданнице существенно изменился. Здесь зна?ительные лица в городе правят свой бал, торжествуют над красотой и молодостью. Главная героиня, женщина пылкого сердца Лариса Огудалова ищет любви, в ней нет никакого рас?ета, она натуральна и безыскусна. Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет, заме?ает Кнуров.
    Ее любовь поругана, для Паратова она лишь развле?ение: Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Мир денег, выгоды, пошлости засасывает ?истую и непоро?ную душу Ларисы, она бесприданница и не может, не должна расс?итывать на большее на ?истое и искреннее ?увство. И Паратов, которого девушка полюбила всем сердцем, довер?иво и беззаветно, не может жениться на ней. Свою волюшку он продает за полумиллионное состояние. Дешевле… нельзя-с, рас?ету нет, говорит он о предстоящем браке.
    Даже ее жениха мелкого ?иновника Карандыше-ва, ?еловека с болезненным и уязвленным самолюбием вле?ет к Ларисе не столько любовь, сколько желание доказать, ?то он не хуже других, ?то именно ему она оказала предпо?тение. И невеста это вполне понимает. Видя, ?то Лариса на краю гибели, Кнуров и Вожеватов разыгрывают девушку в орлянку, при?ем соперники даже не пытаются скрыть свою сделку под маской порядо?ности и говорят о ?еловеке как о вещи, как о товаре: Отступного я не возьму, Мокий Пармены?; Я не в убытке, расходов меньше.
    На каждом шагу ?истая душа и горя?ее сердце Ларисы сталкиваются с жестокостью, рас?етом. Что же сам автор? Разве мог он допустить, ?тобы деньги и жажда наживы оказались сильнее, зна?ительнее подлинного ?увства? Коне?но, не мог. Поэтому финал бесы траги?ен и сложен. Лариса погибает от выстрела Карандышева, но она не упрекает и не осуждает убийцу, а благодарит его за то, ?то он избавил ее от этой жизни, в которой нет места истинному и ?истому ?увств}7, в ней нет места любви и верности. Есть только деньги…

  3. Проект выполнила : Субботина Ольга

    Руководитель проекта: Попова Ольга Александровна

    ” Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в ” тройке ” , ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз ” . (В. Г. Маранцман).

    ,

    Все детство и часть юности Островского прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту пору, по условиям своей жизни, совершенно особым миром. Этот мир населил его воображение теми представлениями и типами, которые он впоследствии воспроизвел в своих комедиях.

    Новый герой Островского порождает своеобразие проблем и тем пьес, определяет особенности характеров.

    Очень часто в пьесах Н.А. Островского возникает тема власти денег. Жажда наживы определяет поступки многих его персонажей, изменяет их психологию. Причем деньги приносят много горя и тем, кто не стремится к ним любой ценой: состоятельные люди у драматурга осознают силу положения, которое богатство дает им, и всегда готовы унизить слабого.  Капитал позволяет получить реальную власть над людьми, влиять на их судьбы.

    Островский ввел в литературу слово «самодур», так объяснив его в одной из пьес: « Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он своё» На чем же основано самодурство персонажей Островского?

    «Самодурство их не знает никаких границ, пока чувствуют они под собой твердую почву – богатство.»

    Самсон Силыч Большов – деспот, не знавший «никакого удержу». Вся семья трепетала перед ним. Деньги дают власть, и силу, и почет – этому учит всех окружающих пример Большова. Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лицемерие. В этом обществе царствует закон: «человек человеку – волк». Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку.

    «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать … »

    На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности основано и самодурство Дикого, он сознает свою силу – это сила денежного мешка. Поэтому так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы.

    «Власть денег ломает судьбы людей». Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможности получить когда-либо наследство. Вероятно, сыграли свою роль деньги и в решении родителей Катерины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери, как мне кажется, еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны.

    «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь…».

    В «Бесприданнице» тема денег является необычайно важной. Можно сказать, что именно деньги или их отсутствие определяют поступки персонажей, а во многом и их судьбу. Жажда денег, солидного капитала заставляет Паратова «продать свою свободу», отказавшись от искреннего чувства, ценность которого он понимает. Кнуров-«миллионщик», решает просто купить любовь Ларисы Огудаловой. Для него она товар.

    Товар Лариса и для своей матери. Харита Игнатьевна – приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом свей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова торговать дочерьми. Как говорит о ней Вожеватов: «Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай». Впрочем, он не в обиде, ведь «за удовольствия платить надо, они даром не достаются…».

    «Я, как бы ни увлекался, из бюджета не выйду»

    Один из исследователей творчества А. Островского так определил это сочетание: «Бешеные деньги — значит, деньги случайные, непоседливые, которые в кармане надолго не задерживаются. Всегда их не хватает, все за ними охотятся, да только не каждому они достаются. А значит, пьеса Островского – и о наших сегодняшних проблемах».

    Брак для героев пьесы «Бешеные деньги»- торговая сделка, а любовь – предмет купли-продажи. Все человеческие чувства оцениваются на вес золота. Для них денежный интерес – единственный движущий мотив поведения.

    Драматург увидел, как губительна власть денег, как все становится предметом купли-продажи. Начало явления — во второй половине 1870-х годов. Расцвет его мы наблюдаем в наши дни. К сожалению, деньги по-прежнему остаются величайшей ценностью, становясь мерилом красоты, любви, счастья.  Я считаю, что пьесы Островского не утратили своей актуальности: если осовременить его произведения: изменить имена, детали быта, социальные условия и т.д., то любая из его пьес будет как “слепок” с нашей жизни.

    Список литературы

    А.Н. Островский « Бесприданница»

    А.Н. Островский « Свои люди – сочтемся»

    А.Н. Островский « Гроза»

    А.Н. Островский « Бешенные деньги»

    Вишневская И. Шумит страна Замоскворечье

    Гончаров И. А. Собрание сочинений

    Журавлева А. И. Мир драматургии Островского.

    Овчинина И. Деньги, бизнес, любовь: комедия А. Н. Островского «Бешеные деньги» 

      Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. 

    Энциклопедии по литературе. Издательство “Аванта +”

    Спасибо за внимание.

  4. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах.
    Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница», сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами. Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило « торжество буржуазии », где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота». Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне. На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти. Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».
    В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?» Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью.
    Она устала от «цыганского табора» в доме. И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения. Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы. Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.
    Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей. Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности.
    Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл. Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами. И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира.
    Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу. Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.
    В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть. Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в « безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы. Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н. Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.
    Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несет в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.

  5. 5
    Текст добавил: Дружная Весёлая Семья

    Текст сочинения:
    Пьеса Островского Бесприданница написана в 1878 г., как раз в то время, когда в России все решали деньги, когда классовая несправедливость достигла необычайных размеров, в то время, когда браки заключались не на небесах, а в банках. Как все пьесы Островского, Бесприданница раскрывает все противоречия
    того времени, когда жизнь людей напрямую зависела от их материального благосостояния.
    Через все ?ворчество Островского проходи? тема Волги, тема реки, которая уноси? все плохое, даруя размеренность и успокоение. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, которая не смогла противостоять темному царству домостроя и патриархата, почти через два десятилетия в волнах этой копирование запрещено великой русской реки нашла свою смерть Лариса, человек горячего сердца из пьесы Бесприданница.
    Мир Диких и Кабаних, с которым писатель знакоми? нас в своей пьесе Гроза, в Бесприданнице существенно изменился. Здесь значительные лица в городе правят свой бал, торжествую? над красотой и молодостью. Главная героиня, женщина пылкого сердца Лариса Огудалова ищет любви, в ней нет никакого расчета, она натуральна и безыскусна. Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет, замечает Кнуров.
    Ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение: Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Мир денег, выгоды, пошлости засасывает чистую и непорочную душу Ларисы, она бесприданница и не может, не должна рассчи?ывать на большее на чистое и искреннее чувство. И Паратов, которого девушка полюбила всем сердцем, доверчиво и беззаветно, не может жениться на ней. Свою волюшку он продает за полумиллионное состояние. Дешевле… нельзя-с, расчету нет, говори? он о предстоящем браке.
    Даже ее жениха мелкого чиновника Карандыше-ва, человека с болезненным и уязвленным самолюбием влечет к Ларисе не столько любовь, сколько желание доказать, что он не хуже других, что именно ему она оказала предпочтение. И невеста это вполне понимает. Видя, что Лариса на краю гибели, Кнуров и Вожеватов разыгрываю? девушку в орлянку, причем соперники даже не пытаю?ся скрыть свою сделку под маской порядочности и говорят о человеке как о вещи, как о товаре: О?ступного я не возьму, Мокий Парменыч; Я не в убы?ке, расходов меньше.
    На каждом шагу чистая душа и горячее сердце Ларисы сталкиваю?ся с жестокостью, расчетом. Что же сам автор? Разве мог он допустить, чтобы деньги и жажда наживы оказались сильнее, значительнее подлинного чувства? Конечно, не мог. Поэтому финал бесы трагичен и сложен. Лариса погибает от выстрела Карандышева, но она не упрекает и не осуждает убийцу, а благодари? его за то, что он избавил ее от этой жизни, в которой нет места истинному и чистому чувств}7, в ней нет места любви и верности. Есть только деньги…
    Права на сочинение “Что сильнее власть денег или власть чувств, власть подлинного таланта? (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского Бесприданница)” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  6. Пьеса “Бесприданница” великого русского драматурга А.Н.Островского, написанная в 1878 году, – художественное изображение царства хищных, цепких и умных купцов, которые из мелких торговцев превращаются в богатых миллионеров. В этом мире лжи и пошлости обитает юная девушка, наделенная чистой и светлой душой, девушка, чьей судьбой распоряжаются посторонние или даже самые близкие люди. На примере жизни этой женщины автор пьесы показал, насколько бездуховным был этот мир, где купля-продажа человека и его души считалась нормальным явлением. Выгодное замужество было целью молодых девушек того времени, навязанной обществом и родной семьей, но согласны ли они сами на такую участь? Осталось ли в этом грязном царстве место для искренних чувств и любви, или же людей поработила идея о том, что в мире все можно купить и продать? Кто же будет бороться за то, чтобы светлое и доброе не погибло, не оказалось затоптанным ногами вечно спешаших предпринимателей, пренебрегающих любым проявлением чувств и уверенных в своей власти?
    Кто же была эта чистая и светлая душа? Лариса Дмитриевна Огудалова – мягкая, жизнелюбивая и мечтательная девушка, оказавшаяся непонятой окружающими. Вокруг нее все покупается и продается, а любовь и красота внутреннего мира обесцениваются. Что же делать Ларисе, жаждущей свободы и правды? Ей хотелось выйти замуж за человека, которого она бы любила и который любил бы ее. Однако в то время наступал расцвет капитализма, и деньги становились единственной ценностью для людей. Что делать ей, бесприданнице? Ларисе бы не хотелось остаться одной, но меньше всего она желала выйти замуж за человека, которого не любит. Однако у девушки нет другого выхода, ведь если она не найдет мужа, то встретит неодобрение со стороны общества и даже собственной матери, неспособной понять родную дочь. Такова нравственная установка того времени, внушавшаяся людям: девушка – лишь красивая вещица, предмет, служащий украшением жизни мужчины, безделушка, не имеющая чувств и способности к саморазвитию. Влияние этой установки настолько сильно, что прекрасная Лариса сама начинает верить в то, что она вещь: Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, а Паратов меняет некогда любимую девушку на женитьбу на богатой женщине. Ларисой играют, будто игрушкой; даже самые близкие люди готовы ради денег переступить через человеческое достоинство. Похожая ситуация сложилась в пьесе того же Островского “Свои люди – сочтемся”. По сюжету Самсон Большов отдает свою дочь Липочку замуж против ее воли, подтверждая широкую распространенность идеи о купле-продаже человеческой души. Тема бездуховности также раскрывается в рассказе В.П.Астафьева “Людочка”, где с главной героине играют, издеваются над ней, как будто у нее нет чувств.
    Островский в своей пьесе затронул целое множество очень важных тем, которые остаются актуальными по сей день. Он призвал читателей задуматься над сложившейся бездуховностью и отношениями купли-продажи человека, показал, что в таком темном царстве выход для светлой души лишь один – смерть… Станем ли мы продолжать угнетать и доводить до духовной и физической смерти эти чистые души, или прекратим ставить деньги выше всего человеческого, что в нас осталось?
    Добавил: kindadesperate

  7. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах.
    Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница», сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами. Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило « торжество буржуазии », где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота». Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне. На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти. Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».
    В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?» Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью.
    Она устала от «цыганского табора» в доме. И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения. Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы. Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.
    Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей. Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности.
    Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл. Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами. И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира.
    Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу. Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.
    В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть. Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в « безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы. Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н. Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.
    Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несет в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.

  8. В русской литературе «маленький человек» традиционно изображался как жертва социальной несправедливости. Таков образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель» или Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Судьбы мелких чиновников вызывали сочувствие, а их страдания – чувство горького сожаления. Максим Максимыч в «Герое нашего времени» Лермонтова и семья Мироновых в «Капитанской дочке» Пушкина отличались душевностью, способностью искренне и верно любить. В драме А.Н.Островского «Бесприданница» в образе «маленького человека» появились сатирические краски.
    В одном из главных героев пьесы – Карандышеве – автор показывает множество нравственных изъянов. Юлий Капитоныч вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления. Своей невесте Ларисе он говорит: «Вам надо старые привычки бросить… Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было». Вожеватов молод, еще только разворачивает «свое дело», поэтому Карандышев разговаривает с ним фамильярно. С Кнуровым, пожилым человеком, крупным дельцом с «громадным состоянием» он почтителен: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?»
    Никто из персонажей не отзывается о Карандышеве сколько-нибудь уважительно. Окружающим неприятны его завистливость, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе, сравняться с такими людьми, как Кнуров, Вожеватов и Паратов, которые, однако, вызывают у него резко отрицательное отношение уже только потому, что в их руках деньги и власть. Себя он причисляет к «образованным людям», всячески «топорщится», чтобы заявить о себе погромче и повнушительней, хотя ни по уму, ни по характеру, ни по образованию он не превосходит окружающих, и его претензии нелепы и смешны. Лариса нужна ему для самоутверждения, с ее помощью он надеется занять более высокое общественное положение. Карандышев – это амбициозный тип «маленького человека». «Человек самолюбивый, завистливый», – говорит о нем Вожеватов. «Не глуп, да самолюбив», – подчеркивает Огудалова. Еще более резко и пренебрежительно отзывается о Карандышеве Паратов: «Кому он может нравиться! А еще разговаривает, гусь лапчатый». А вот Кнуров иначе оценил действия Карандышева, увидев за ними определенную цель: «Пожалуй, с своей точки зрения он не глуп. Что он такое… А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество». Когда Лариса приняла предложение Карандышева, он сразу возомнил себя большим человеком.
    «Небогатый чиновник» спешит сравняться с богатыми и преуспевающими Кнуровым и Вожеватовым. Он стал украшать квартиру коврами и оружием, обзавелся «экипажем», у которого, по словам Вожеватова, «все винты да гайки дребезжат на разные голоса». «Ему покрасоваться хочется, – подметила Харита Игнатьевна. – Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал». Во всех этих поступках проявляется явная ограниченность Карандышева. Он хочет утвердиться в глазах общества, усваивает манеры и стиль жизни местных купцов-воротил, а в результате его попытки приобретают пародийный характер. Не случайно А.Н.Островский дает герою «говорящую» фамилию: «Карандышев» образовано от слова «карандаш» – недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. «Маленький человек» Карандышев действительно смешон и жалок в своем тщеславии.
    На званом обеде в честь Ларисы герой пережил настоящее унижение: деловые люди его подпоили, а затем невеста сбежала с ними на пикник. После такого потрясения Карандышев произнес обличительную речь: «…Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон, – ну, смейся надо мной, смейся в глаза!.. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!..» Островский показывает, как хищные дельцы жестоко унизили и растоптали мелкого почтового служащего. Так в тему «маленького человека», нарисованного сатирически, входит мотив осуждения тех, кому «все позволено».
    Преуспевающие купцы и судовладелец Паратов не щадят и Ларису, девушку из «порядочной фамилии». Но она – бесприданница, ее участь незавидна. Мать заставляет дочь быть любезной с мужчинами, завлекать богатых женихов, забыть о гордости, чтобы обеспечить себе безбедное будущее. Окружающие Ларису поклонники относятся к ней, как к вещи, как к красивой игрушке. Ее чувства никого не волнуют. Мать говорит дочери «голую» правду: « А кому нужно, что ты терзаешься?» Даже Вожеватов, который рос вместе с Ларисой, ничего не предпринимает, чтобы остановить ее от роковой встречи с Паратовым. Паратов «безбожно» обманул девушку и постарался поскорее от нее избавиться. Деловые люди привыкли использовать в своих целях тех, у кого ниже социальный статус.
    Тот же Паратов, например, повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: «Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить». «Маленький человек» Аркадий Счастливцев покорно выполняет прихоти господ, привык к роли шута. Он алкоголик, зависит от сильных мира сего. И все-таки даже Робинзон способен понять всю меру подлости деловых людей, для которых нет никаких нравственных преград. «Грозя кулаком», он говорит: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»
    Итак, в пьесе Островского тема «маленького человека» раскрывается в двух аспектах. С одной стороны, автор беспощаден к «мелким» рабам, к Карандышеву и Робинзону. Они становятся жертвами своих пороков. Счастливцев хотел «легкой» жизни за счет богатых «приятелей», а Карандышев стремился удовлетворить свое мелкое самолюбие и тщеславие. С другой стороны, Островский осуждает дельцов, которые готовы купить и красоту, и честь, и человеческое достоинство. Для своих забав они выбирают «слабых», находящихся в сложном материальном положении, как Лариса, или тех, у кого в душе преобладает холопское начало.

  9. Пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» произвела на меня сильное впечатление. Автор показывает жизнь провинциального городка на Волге, где мерилом человеческой ценности стали деньги. Свадьба Ольги, сестры Ларисы Дмитриевны не вносит радости в жизнь городка, хотя и цыгане с их песнями приглашены, и знатные купцы города провожают невесту с женихом к нему на родину, но все понимают, что мать «пристроила» дочку, выдав замуж не по любви, а за деньги отправив на чужбину. Лариса остается одна с матерью, которая не знает, как расплатиться с долгами и, не желая снижать былой уровень жизни, из последних сил устраивает приемы и празднование дня рождения дочери с единственной целью – выдать и ее выгодно замуж.
    Лариса, мечтательная и чистая натура, полюбила Сергея Сергеевича, эффектно появившегося в белом костюме, на белом коне, с белым букетом в ее серой жизни. Ее глаза светились радостью, когда она видела его, жизнь наполнялась смыслом в его присутсвии, все его явно тщеславные и пафосные поступки в ее глазах были геройством, неординарностью и выражением независимости и свободы этого человека. Она ничего не боялась с ним, полностью ему доверяла. Чистая душой, она и в других видела чистоту, не подозревая, что в этом и заключается ее трагедия: Лариса была слишком светла для мира, где все взвешивается и продается. И, если Паратов Сергей Сергеевич зовет ее на свой теплоход «Ласточка», то она принимает приглашение, как любящего ее человека, который позвал ее не только в это путешествие по Волге, но и в соединение судеб, которое началось так романтично и надежно. Но Паратов – это человек другого нравственного склада, других устремлений. Да, он играет жизнью, не очень ценя ее, но раз живет, то не ниже того уровня, где деньгами можно «сорить», производя эффектное впечатление. И Лариса Дмитриевна – это чистый подарок искренней любви в его жизни. Он воспользовался этим даром, но, сам уже устроив свою судьбу выгодным обручением, оставляет Ларису. Ларисе Дмитриевне открылась двойственность его души, но пережить это она была не в состоянии – рухнул весь ее мир, в него нагло вторглась двуличность, лицемерие и обман, которые она принять не смогла. Она стала ощущать себя вещью в этом мире, где деньги делают рабами людей, но жить по законам этого общества не смогла.
    И трагедию другого человека, мелкого чиновника Юрия Капитоновича Карандышева, полюбившего Ларису, но так и не сумевшего своей тщеславной кичливостью создать достойную «оправу для брилианта», показывает автор. Да, Лариса, понимая, что она бесприданница, согласилась выйти за него замуж, но это было только подчинение воле матери, которую «душили» долги. И чем больше она узнавала своего будущего мужа, тем яснее можно было разглядеть пропасть, разделяющую их отношение к жизни. Лариса не могла соответствовать его мелким меркам, а Карандышев хотел через ее окружение приобщиться к «сильным мира сего».
    И по воле автора, Лариса умирает от руки Карандышева, слова которого: «Так не доставайся же ты никому!» стали символом жизни Ларисы. Она умерла оставаясь самой собой – любящей и свободной.

  10. «Бесприданница» одна из наиболее значительных пьес Островского последнего периода— «Бесприданница» (1878) — и некоторых отношениях напоминает «Грозу». Но различий, пожалуй, больше чем сходства. Композиция новой пьесы организована более строго: все события,- происходящие в течение одного дня, прямо связаны с историей главной героини — Ларисы.
    Сюжет крепко стянут в один узел, почти нет несюжетных персонажей. Но дело не только в форме; не менее показательны содержательные отличия. Если в «Грозе», как специально подчеркивал автор, «все лица, кроме Бориса, одеты по-русски», то в «Бесприданнице » все основные герои одеты по-европейски. Правда, Островский не считает нужным специально оговаривать это обстоятельство применительно к Кнурову (о котором сказано многозначительно «из крупных дельцов последнего времени») или Паратову («блестящий барин»). Но о Вожеватове все-таки говорится: «по костюму европеец». Все в этих начальных ремарках знаменательно. Сразу становится ясно, что новый «дух времени» отразился даже на быте, на нравах, на костюмах. Не менее важно тонкое указание драматурга: Вожеватов (и не он один) — европеец только по костюму.
    «В «Бесприданнице» наиболее отчетливо проявилось столкновение между циничной, антигуманной философией капиталистических дельцов и «горячим сердцем» героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность и гибнущую в неравной борьбе с бесчеловечным миром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.
    Лариса — красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка, наделенная душевной чуткостью и отзывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей мириться с окружающей обстановкой. Лариса противопоставлена всем остальным действующим лицам. Они преследуют свои личные своекорыстные цели, лишь она одна неспособна на ложь и обман. Героиня драмы живет и ожидании необыкновенного счастья, она тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны. Причины крушения ее иллюзий точно обозначены в самом заглавии пьесы: «Бесприданница» .
    Конфликт в пьесе строится иначе, чем в «Грозе». Там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. Судьба же Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, неукротимо преследующий человека. Происходит крушение веры в любовь (Паратов), дружбу (Вожеватов), семью (Карандышев).
    В пьесах последнего периода социально-психологическая характеристика действующих лиц у Островского усложняется. Так, в отличие от Кабанихи и тем более Дикого персонажи, окружающие Ларису в «Бесприданнице», вовсе не выглядят прямыми злодеями, характеры их более сложные, порою противоречивые (таков, например, Карандышев, своеобразный вариант «маленького человека», с присущим ему комплексом социальной неполноценности), они могут быть наделены даже привлекательными чертами, как Паратов, являющийся в глазах Ларисы идеалом настоящего мужчины. Но как бы они ни отличались друг от друга, для них всех (не исключая даже родной матери) Лариса — прежде всего красивая игрушка, вещь, которую можно купить или продать.
    Образ Ларисы создан Островским по законам реалистического искусства. Отмечая поэтическую чуткость, глубину внутреннего мира, даже талантливость своей героини, драматург все же не идеализирует ее. В Ларисе нет простой, естественной цельности Катерины, напротив, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. Трагедия человеческого одиночества, сознание всеобщей разобщенности выражали идеи и настроения, характерные для новой исторической эпохи. (В советском литературоведении уже было обращено внимание, что в «Грозе» действие происходит как бы на фоне народных песен, а»в «Бесприданнице» таких песен уже нет: их заменяет романс, цыганский хор, который звучит даже в финале, в момент кровавой развязки.)
    Тлетворное влияние среды уже затронуло героиню «Бесприданницы», отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова уже принять циничное предложение Кнурова. Вот почему выстрел Карандышева Лариса принимает как избавление от позора, который неминуемо ожидал ее в близком будущем.
    Как и в «Грозе», так и в «Бесприданнице» действие в значительной части происходит на улице, на берегу Волги. Это укрупняло конфликт, помогало воспринимать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной, светлой, свободной жизни, к полету. Лариса в переводе с греческого означает «чайка». Отсюда — прямой путь к известной пьесе Чехова, во многом строившейся на основе драматургических находок Островского последнего периода.

  11. Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.
    Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

    Проблематика

    Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.
    Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
    Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
    Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.
    На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.
    Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.
    Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

    Быт и нравы провинции

    В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.
    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня,  на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.
    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.
    Автор: Мария Онилова

  12. Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.
    Но Лариса — натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя. Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.
    Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.
    Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», — говорит она, стоя у решетки.
    Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «…смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
    Этот выстрел возвращает Ларису к самой себе, она, умирая, прощает всех.

  13. о А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.
    В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».
    Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Но за внешним лоском этих хозяев жизни — тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
    Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — замечает Кнуров.
    Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова: «…Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты… Я не нашла любви, так буду искать золото».
    Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.
    В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.

  14. Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» произвела на меня сильное впечатление. Автор показывает жизнь провинциального городка на Волге, где мерилом человеческой ценности стали деньги.
    Свадьба Ольги, сестры Ларисы Дмитриевны, не вносит радости в жизнь городка, хотя и цыгане с их песнями приглашены, и знатные купцы города провожают невесту с женихом к нему на родину. Но все понимают, что мать «пристроила» дочку, выдав замуж не по любви, а за деньги отправив на чужбину.
    Лариса остается одна с матерью, которая не знает, как расплатиться с долгами и, не желая снижать былой уровень жизни, из последних сил устраивает приемы и празднование дня рождения дочери с единственной целью – выдать и ее выгодно замуж.
    Лариса, мечтательная и чистая натура, полюбила Сергея Сергеевича, эффектно появившегося в белом костюме, на белом коне, с белым букетом в ее серой жизни. Ее глаза светились радостью, когда она видела его, жизнь наполнялась смыслом в его присутствии, все его явно тщеславные и пафосные поступки в ее глазах были геройством, неординарностью и выражением независимости и свободы этого человека. Она ничего не боялась с ним, полностью ему доверяла. Чистая душой, она и в других видела чистоту, не подозревая, что в этом и заключается ее трагедия: Лариса была слишком светла для мира, где все взвешивается и продается. И, если Паратов Сергей Сергеевич зовет ее на свой теплоход «Ласточка», то она принимает приглашение, как любящего ее человека, который позвал ее не только в это путешествие по Волге, но и в соединение судеб, которое началось так романтично и надежно. Но Паратов — это человек другого нравственного склада, других устремлений. Да, он играет жизнью, не очень ценя ее, но раз живет, то не ниже того уровня, где деньгами можно «сорить», производя эффектное впечатление. И Лариса Дмитриевна — это чистый подарок искренней любви в его жизни. Он воспользовался этим даром, но, сам, уже устроив свою судьбу выгодным обручением, оставляет Ларису. Ларисе Дмитриевне открылась двойственность его души, но пережить это она была не в состоянии — рухнул весь ее мир, в него нагло вторглась двуличность, лицемерие и обман, которые она принять не смогла. Она стала ощущать себя вещью в этом мире, где деньги делают рабами людей, но жить по законам этого общества не смогла.
    И трагедию другого человека, мелкого чиновника Юрия Капитоновича Карандышева, полюбившего Ларису, но так и не сумевшего своей тщеславной кичливостью создать достойную «оправу для бриллианта», показывает автор. Да, Лариса, понимая, что она бесприданница, согласилась выйти за него замуж, но это было только подчинение воле матери, которую «душили» долги. И чем больше она узнавала своего будущего мужа, тем яснее можно было разглядеть пропасть, разделяющую их отношение к жизни. Лариса не могла соответствовать его мелким меркам, а Карандышев хотел через ее окружение приобщиться к «сильным мира сего».
    И по воле автора, Лариса умирает от руки Карандышева, слова которого: «Так не доставайся же ты никому!» стали символом жизни Ларисы. Она умерла оставаясь самой собой — любящей и свободной.

  15. 7
    Самсон Силыч Большов – деспот, не знавший «никакого удержу». Вся семья трепетала перед ним. Деньги дают власть, и силу, и почет – этому учит всех окружающих пример Большова. Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лицемерие. В этом обществе царствует закон: «человек человеку – волк». Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку.
    8
    «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать … »
    9
    На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности основано и самодурство Дикого, он сознает свою силу – это сила денежного мешка. Поэтому так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы.
    10
    «Власть денег ломает судьбы людей». Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможности получить когда-либо наследство. Вероятно, сыграли свою роль деньги и в решении родителей Катерины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери, как мне кажется, еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны.
    11
    «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь…».
    12
    В «Бесприданнице» тема денег является необычайно важной. Можно сказать, что именно деньги или их отсутствие определяют поступки персонажей, а во многом и их судьбу. Жажда денег, солидного капитала заставляет Паратова «продать свою свободу», отказавшись от искреннего чувства, ценность которого он понимает. Кнуров-«миллионщик», решает просто купить любовь Ларисы Огудаловой. Для него она товар.
    13
    Товар Лариса и для своей матери. Харита Игнатьевна – приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом свей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова торговать дочерьми. Как говорит о ней Вожеватов: «Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай». Впрочем, он не в обиде, ведь «за удовольствия платить надо, они даром не достаются…».
    14
    «Я, как бы ни увлекался, из бюджета не выйду»
    15
    Один из исследователей творчества А. Островского так определил это сочетание: «Бешеные деньги значит, деньги случайные, непоседливые, которые в кармане надолго не задерживаются. Всегда их не хватает, все за ними охотятся, да только не каждому они достаются. А значит, пьеса Островского – и о наших сегодняшних проблемах». Брак для героев пьесы «Бешеные деньги»- торговая сделка, а любовь – предмет купли-продажи. Все человеческие чувства оцениваются на вес золота. Для них денежный интерес – единственный движущий мотив поведения.
    16
    Драматург увидел, как губительна власть денег, как все становится предметом купли- продажи. Начало явления во второй половине 1870-х годов. Расцвет его мы наблюдаем в наши дни. К сожалению, деньги по-прежнему остаются величайшей ценностью, становясь мерилом красоты, любви, счастья. Я считаю, что пьесы Островского не утратили своей актуальности: если осовременить его произведения: изменить имена, детали быта, социальные условия и т.д., то любая из его пьес будет как “слепок” с нашей жизни.
    17
    Список литературы 1.А.Н. Островский « Бесприданница» 2.А.Н. Островский « Свои люди – сочтемся» 3.А.Н. Островский « Гроза» 4.А.Н. Островский « Бешенные деньги» 5.Вишневская И. Шумит страна Замоскворечье 6.Гончаров И. А. Собрание сочинений 7.Журавлева А. И. Мир драматургии Островского. 8.Овчинина И. Деньги, бизнес, любовь: комедия А. Н. Островского «Бешеные деньги» 9. Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. 10.Энциклопедии по литературе. Издательство “Аванта +”
    18
    Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *