Сочинение на тему властителям и судиям

14 вариантов

  1. Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:
    …Ваш долг – спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но, по словам поэта, «властители и судии»:
    Не внемлют! – видят и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:
    Цари! Я мнил: вы боги властны,
    Никто над вами не судья;
    Но вы, как я, подобно страстны
    И так же смертны, как и я.
    Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
    А слава тех не умирает,
    Кто за Отечество умрет:
    Она так вечно и сияет,
    Как в море ночью лунный свет.
    По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».

  2. 2
    Текст добавил: ЕвРоПа ютубцо

    Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
    В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:
    Цари! Я мнил, вы боги властны,
    Никто над вами не судья,
    Но вы, как я подобно, страстны
    И так же смертны, как и я.
    «Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета – «Псалтырь». В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
    Восстал всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их…
    Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
    Ваш долг есть: охранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Ваш долг: спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
    Не внемлют! Видят – и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
    На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых
    И будь един царем земли!
    Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком ХVI, впоследствии казненным.
    Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.

  3. 3
    Текст добавил: Слушайте люди

    Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
    Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
    Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

  4. Г. Р. ДЕРЖАВИН
    ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
    Восстал Всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их;
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Ваш долг есть: сохранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Ваш долг: спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Не внемлют! видят – и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    Цари! Я мнил, вы боги властны,
    Никто над вами не судья,
    Но вы, как я подобно, страстны,
    И так же смертны, как и я.
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых,
    И будь един царем земли!

  5. 5
    Текст добавил: Абрам Линкольн

    Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
    Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:
    …Ваш долг – спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но, по словам поэта, «властители и судии»:
    Не внемлют! – видят и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:
    Цари! Я мнил: вы боги властны,
    Никто над вами не судья;
    Но вы, как я, подобно страстны
    И так же смертны, как и я.
    Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал-прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами-декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
    А слава тех не умирает,
    Кто за Отечество умрет:
    Она так вечно и сияет,
    Как в море ночью лунный свет.
    По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».
    6. Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова и оды «Бог» Г. Р. Державина
    Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой – величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению:
    Вещает ложь язык врагов,
    Десница их сильна враждою,
    Уста обильны суетою;
    Скрывает в сердце злобный ков.
    И все-таки он не падает духом, а надеется побороть зло, потому что за поэтом – истина и справедливость. Личная тема возвышается у Ломоносова до общефилософского обобщения – человек повсюду борется со злом. В духовных одах Ломоносов восхищен величием природы и одновременно испытывает «пиитический ужас» перед ней. Эти два чувства – остро и священный трепет – рождают «парение мысли». Поэт стремится постичь внутреннюю гармонию природы и преклоняется перед ее мощью. Он хочет понять законы природы:
    Кто море удержал брегами
    И бездне положил предел,
    И ей свирепыми волнами
    Стремиться доле не велел?
    В «Утреннем размышлении о божием величестве» Ломоносов в зримой картине запечатлел солнце, представившееся взору в упор взглянувшего на него человека:
    Там огненны валы стремятся и не находят берегов;
    Там вихри пламенны крутятся,
    Борющись множество веков;
    Там камни, как вода, кипят,
    Горящи там дожди шумят.
    Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы:
    Песчинка как в морских волнах,
    Как мала искра в вечном льде,
    Как в сильном вихре тонкий прах,
    В свирепом как перо огне,
    Так я, в сей бездне углублен,
    Теряюсь, мысльми утомлен!
    Но, испытывая восторг и священный ужас, Ломоносов в духе века просвещения изображает человека не бессильным созерцателем, подавленным и сникшим. В Духовных одах проходит иная тема: человеку даны разум, мысль, и он хочет проникнуть в тайны природы. Когда Ломоносов написал «Теряюсь, мысльми утомлен!», то он имел в виду не растерянность человека, опустившего руки, а недостаточность знаний для объяснения всемогущества природы. Он «мысльми утомлен», потому что твердо верит в познаваемость мира, но еще не может светлым умом постичь законы Вселенной. Поэта постоянно влечет пафос знания:
    Творец, покрытому мне тьмою
    Прости премудрости лучи
    И что угодно пред тобою
    Всегда творити научи…
    Могущество светлого разума несомненно для Ломоносова и в будущем, и в живой современности. Поэт не уставал ратовать за серьезные изыскания, за развитие просвещения. Ученый посвящал вдохновенные поэтические произведения успехам отечественной и мировой науки. Неподдельная радость и гордость искрятся в «Письме о пользе Стекла». Эта эпистола, принадлежащая к жанру «дидактической поэзии», становится хвалебной одой стеклу, природные свойства которого раскрылись благодаря успехам ученых, и стекло выступает свидетельством победы науки над природой. Не сухой трактат о свойствах стекла, а волнение поэта-ученого воплощают строки этого произведения. Ломоносов передает пафос научных открытий и восхищение их практическими результатами. Его интересует не изложение научных теорий, хотя поэт не избегает традиций своего времени, а поэтическая сторона науки – вдохновенное творчество и полет фантазии, дарящие человеку наслаждение богатствами природы и возможность разумного их использования. Примечательно, что в оде Державина «Бог» тоже воспевается могущество человеческого разума. Ломоносов! Вот кто стал для Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку, молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следовать поэтическим правилам Ломоносова было не так-то просто: в возвышенный слог произведения, посвященного торжественному событию, у Державина то и дело врывались разговорные словечки, и требуемый для оды «высокий штиль» распадался. Унаследовав от Ломоносова гражданский пафос и широту поэтического кругозора, Державин обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой, ввел в поэзию сельский и городской пейзаж, а прекрасное сумел увидеть в обыденном. Оду «Бог» Державин считал самым высоким своим созданием. Она произвела ошеломляющее впечатление на современников: впервые в русской поэзии бесконечный духовный мир простого смертного выразился столь грандиозно и столь задушевно-пронзительно. Если воспользоваться словом Ломоносова, эти стихи воспевали «божие величество» в человеке. В их основании лежит мысль слишком гордая, чтобы не быть кощунственной. Неслучайно ода «Бог» вызвала протесты церковников. Это стихотворение переведено на многие языки мира. Без лиц, в трех лицах божества, Державин пояснял: «Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические, т. е.: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и неокончаемое течение времени, которое бог в себе совмещает».

  6. Ода Державина “Властителям и судиям” представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был “горяч и в правде черт”; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде “Властителям и судиям” Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:
    …Ваш долг – спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но, по словам поэта, “властители и судии”:
    Не внемлют! – видят и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    В оде содержится прозрачный намек на то, что “злодействы” не пресекаются всесильным монархом:
    Цари! Я мнил: вы боги властны,
    Никто над вами не судья;
    Но вы, как я, подобно страстны
    И так же смертны, как и я.
    Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина “содержит в себе вредные якобинские замыслы”. Державин вспоминал: “В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: “Вели ее, брат, несколько прикрыть”. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве”. Обличительная ода “Властителям и судиям” стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин “был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям” Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
    А слава тех не умирает,
    Кто за Отечество умрет:
    Она так вечно и сияет,
    Как в море ночью лунный свет.
    По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: “…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II”. Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода “Властителям и судиям”.

  7. Восприятие,
    истолкование,
    оценка стихотворения
    Г. Р. Державина
    «Властителям
    и судиям»

    Ода Державина
    «Властителям
    и судиям»
    представляет
    собой переложение
    псалма. Переложение
    священного
    текста показывает
    обличительный
    пафос общества,
    в котором жил
    Державин. Державин
    был свидетелем
    крестьянской
    войны под
    предводительством
    Емельяна Пугачева
    и, разумеется,
    понимал, что
    восстание было
    вызвано непомерным
    крепостническим
    гнетом и злоупотреблениями
    чиновников,
    грабивших
    народ. Служба
    при дворе Екатерины
    II убедила Державина
    в том, что и в
    правящих кругах
    господствует
    вопиющая
    несправедливость.
    По характеру
    своему он был
    «горяч и в правде
    черт»; его возмущало
    злоупотребление
    властью, неправосудие.
    Державин, как
    и многие образованные
    люди того времени,
    наивно полагал,
    что строгое
    соблюдение
    законов, установленных
    в самодержавно-крепостническом
    государстве,
    может принести
    мир и покой
    стране, охваченной
    народными
    волнениями.
    В оде «Властителям
    и судиям» Державин
    гневно порицает
    властителей
    именно за то,
    что они нарушают
    законы, забыв
    о своем священном
    гражданском
    долге перед
    государством
    и обществом:
    …Ваш долг – спасать
    от бед невинных,
    Несчастливым
    подать покров;
    От сильных
    защищать бессильных,
    Исторгнуть
    бедных из оков.
    Но, по словам
    поэта, «властители
    и судии»:
    Не внемлют! –
    видят и не знают!
    Покрыты мздою
    очеса:
    Злодействы
    землю потрясают,
    Неправда зыблет
    небеса.
    В оде содержится
    прозрачный
    намек на то,
    что «злодействы»
    не пресекаются
    всесильным
    монархом:
    Цари! Я мнил:
    вы боги властны,
    Никто над вами
    не судья;
    Но вы, как я, подобно
    страстны
    И так же смертны,
    как и я.
    Гражданский
    пафос оды встревожил
    Екатерину II,
    которая отметила,
    что стихотворение
    Державина
    «содержит в
    себе вредные
    якобинские
    замыслы». Державин
    вспоминал: «В
    1779 г. был перестроен
    Сенат, а особливо
    зала общего
    собрания, украшенная
    лепными барельефами.
    Между прочими
    фигурами была
    изображена
    скульптором
    Рашетом Истина
    нагая, и стоял
    тот барельеф
    к лицу сенаторов,
    присутствующих
    за столом; когда
    изготовлена
    была та зала,
    и генерал-прокурор,
    князь Вяземский
    осматривал
    оную, то, увидев
    обнаженную
    Истину, сказал
    экзекутору:
    „Вели ее, брат,
    несколько
    прикрыть“. И
    подлинно, с тех
    пор стали от
    часу более
    прикрывать
    правду в правительстве».
    Обличительная
    ода «Властителям
    и судиям» стоит
    у истоков гражданской
    поэзии, развитой
    позднее
    поэтами-декабристами,
    Пушкиным,
    Лермонтовым.
    Недаром декабрист
    В. К. Кюхельбекер
    писал, что Державин
    «был в своей
    стране Органом
    истины свободной
    порочным властителям
    и судиям» Державин
    противопоставил
    людей чести
    и подвига. В
    одной из державинских
    од мы читаем
    проникновенные
    строки:
    А слава тех не
    умирает,
    Кто за Отечество
    умрет:
    Она так вечно
    и сияет,
    Как в море ночью
    лунный свет.
    По убеждению
    Державина, цель
    искусства и
    литературы
    – содействовать
    распространению
    просвещения
    и воспитанию
    любви к прекрасному,
    исправлять
    порочные нравы,
    проповедовать
    истину и справедливость.
    Державин подчеркивает
    национальный
    характер своего
    творчества.
    На этот существенный
    признак державинской
    поэзии спустя
    полвека указывал
    В. Г. Белинский:
    «…мы имеем в
    Державине
    великого, гениального
    русского поэта,
    который был
    верным эхом
    жизни русского
    народа, верным
    отголоском
    века Екатерины
    II». Державин
    свел поэзию
    с заоблачных
    высот, приблизил
    ее к жизни. Его
    произведения
    насыщены множеством
    реальных примет
    времени, конкретными
    подробностями,
    в которых
    запечатлелись
    быт и нравы
    современной
    ему эпохи. Державин
    выражал интересы
    государства,
    родины; цари
    и царедворцы
    слышали от него
    порою очень
    горькую правду.
    Убедительный
    пример тому
    – ода «Властителям
    и судиям».
    6. Сопоставительный
    анализ духовных
    од М. В. Ломоносова
    и оды «Бог» Г.
    Р. Державина
    Духовные оды
    Ломоносов
    создавал как
    философские
    произведения.
    В них поэт перелагал
    Псалтырь, но
    только те псалмы,
    которые близки
    его чувствам.
    При этом Ломоносова
    привлекало
    не религиозное
    содержание
    духовных песнопений,
    а возможность
    использовать
    сюжеты псалмов
    для выражения
    мыслей и чувств
    философского
    и отчасти личного
    характера.
    Известно, что
    Ломоносову
    приходилось
    отстаивать
    свои взгляды
    в жестокой
    борьбе с псевдоучеными,
    с религиозными
    фанатиками.
    Поэтому в духовных
    одах развиваются
    две основные
    темы – несовершенство
    человеческого
    общества, с
    одной стороны,
    а с другой –
    величие природы.
    Ломоносов
    видит, что живет
    в злом мире,
    что окружен
    врагами – мелкими
    льстецами,
    интриганами,
    корыстолюбцами,
    которые завидовали
    его гению:
    Вещает ложь
    язык врагов,
    Десница их
    сильна враждою,
    Уста обильны
    суетою;
    Скрывает в
    сердце злобный
    ков.
    И все-таки он
    не падает духом,
    а надеется
    побороть зло,
    потому что за
    поэтом – истина
    и справедливость.
    Личная тема
    возвышается
    у Ломоносова
    до общефилософского
    обобщения –
    человек повсюду
    борется со
    злом. В духовных
    одах Ломоносов
    восхищен величием
    природы и
    одновременно
    испытывает
    «пиитический
    ужас» перед
    ней. Эти два
    чувства – остро
    и священный
    трепет – рождают
    «парение мысли».
    Поэт стремится
    постичь внутреннюю
    гармонию природы
    и преклоняется
    перед ее мощью.
    Он хочет понять
    законы природы:
    Кто море удержал
    брегами
    И бездне положил
    предел,
    И ей свирепыми
    волнами
    Стремиться
    доле не велел?
    В «Утреннем
    размышлении
    о божием величестве»
    Ломоносов в
    зримой картине
    запечатлел
    солнце, представившееся
    взору в упор
    взглянувшего
    на него человека:
    Там огненны
    валы стремятся
    и не находят
    берегов;
    Там вихри пламенны
    крутятся,
    Борющись множество
    веков;
    Там камни, как
    вода, кипят,
    Горящи там
    дожди шумят.
    Стихийная
    диалектика
    в этом описании
    проявилась
    с удивительной
    силой. Нанизывание
    контрастных
    сопоставлений
    самого малого
    и грандиозного
    передает гиперболизм
    переживаний
    человека, изумленного
    гармонией и
    стихийной
    творческой
    мощью природы:
    Песчинка как
    в морских волнах,
    Как мала искра
    в вечном льде,
    Как в сильном
    вихре тонкий
    прах,
    В свирепом как
    перо огне,
    Так я, в сей бездне
    углублен,
    Теряюсь, мысльми
    утомлен!
    Но, испытывая
    восторг и священный
    ужас, Ломоносов
    в духе века
    просвещения
    изображает
    человека не
    бессильным
    созерцателем,
    подавленным
    и сникшим. В
    Духовных одах
    проходит иная
    тема: человеку
    даны разум,
    мысль, и он хочет
    проникнуть
    в тайны природы.
    Когда Ломоносов
    написал «Теряюсь,
    мысльми утомлен!»,
    то он имел в
    виду не растерянность
    человека, опустившего
    руки, а недостаточность
    знаний для
    объяснения
    всемогущества
    природы. Он
    «мысльми утомлен»,
    потому что
    твердо верит
    в познаваемость
    мира, но еще не
    может светлым
    умом постичь
    законы Вселенной.
    Поэта постоянно
    влечет пафос
    знания:
    Творец, покрытому
    мне тьмою
    Прости премудрости
    лучи
    И что угодно
    пред тобою
    Всегда творити
    научи…
    Могущество
    светлого разума
    несомненно
    для Ломоносова
    и в будущем, и
    в живой современности.
    Поэт не уставал
    ратовать за
    серьезные
    изыскания, за
    развитие просвещения.
    Ученый посвящал
    вдохновенные
    поэтические
    произведения
    успехам отечественной
    и мировой науки.
    Неподдельная
    радость и гордость
    искрятся в
    «Письме о пользе
    Стекла». Эта
    эпистола,
    принадлежащая
    к жанру «дидактической
    поэзии», становится
    хвалебной одой
    стеклу, природные
    свойства которого
    раскрылись
    благодаря
    успехам ученых,
    и стекло выступает
    свидетельством
    победы науки
    над природой.
    Не сухой трактат
    о свойствах
    стекла, а волнение
    поэта-ученого
    воплощают
    строки этого
    произведения.
    Ломоносов
    передает пафос
    научных открытий
    и восхищение
    их практическими
    результатами.
    Его интересует
    не изложение
    научных теорий,
    хотя поэт не
    избегает традиций
    своего времени,
    а поэтическая
    сторона науки
    – вдохновенное
    творчество
    и полет фантазии,
    дарящие человеку
    наслаждение
    богатствами
    природы и возможность
    разумного их
    использования.
    Примечательно,
    что в оде Державина
    «Бог» тоже
    воспевается
    могущество
    человеческого
    разума. Ломоносов!
    Вот кто стал
    для Державина
    подлинным
    образцом стихотворца!
    Служа в Преображенском
    полку, молодой
    поэт пробовал
    создавать оды,
    подобные
    ломоносовским,
    но следовать
    поэтическим
    правилам Ломоносова
    было не так-то
    просто: в возвышенный
    слог произведения,
    посвященного
    торжественному
    событию, у Державина
    то и дело врывались
    разговорные
    словечки, и
    требуемый для
    оды «высокий
    штиль» распадался.
    Унаследовав
    от Ломоносова
    гражданский
    пафос и широту
    поэтического
    кругозора,
    Державин обогатил
    оду сочетанием
    возвышенного
    слога с лирикой
    и сатирой, ввел
    в поэзию сельский
    и городской
    пейзаж, а прекрасное
    сумел увидеть
    в обыденном.
    Оду «Бог» Державин
    считал самым
    высоким своим
    созданием. Она
    произвела
    ошеломляющее
    впечатление
    на современников:
    впервые в русской
    поэзии бесконечный
    духовный мир
    простого смертного
    выразился столь
    грандиозно
    и столь задушевно-пронзительно.
    Если воспользоваться
    словом Ломоносова,
    эти стихи воспевали
    «божие величество»
    в человеке. В
    их основании
    лежит мысль
    слишком гордая,
    чтобы не быть
    кощунственной.
    Неслучайно
    ода «Бог» вызвала
    протесты церковников.
    Это стихотворение
    переведено
    на многие языки
    мира. Без лиц,
    в трех лицах
    божества, Державин
    пояснял: «Автор,
    кроме богословского
    православной
    нашей веры
    понятия, разумел
    тут три лица
    метафизические,
    т. е.: бесконечное
    пространство,
    беспрерывную
    жизнь в движении
    вещества и
    неокончаемое
    течение времени,
    которое бог
    в себе совмещает».

  8. 8
    Текст добавил: Куратор Анна

    Сочинение
    9 класс. Анализ стихотворения Г.Р. Державина “Властителям и
    судиям”

    Стихотворение «Властителям и судиям» является
    «гневной одой» , как сам назвал свое произведение автор. В этом
    стихотворении поэт выражает свое живейшее возмущение несправедливостью
    и жестокостью власть придержащих. В самом начале стихотворения Державин
    говорит о том, что, пусть властители неподвластны земному суду,
    есть высший судия – Бог, который рано или поздно рассудит всех.
    Восстал всевышний бог, да судит
    Земных богов во сонме их;
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Поэт говорит о высшей справедливости
    как об идеале, к которому должно стремиться человечество. Но, увы,
    в действительности все обстоит совершенно иначе. «Земные боги» ,
    как называет Державин властителей, думают только о своих низменных
    интересах. Хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных
    законов.
    Ваш долг есть: сохранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Властители и судьи равнодушны к
    беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца.
    Они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. Но так будет
    далеко не всегда. Высшая справедливость рано или поздно восторжествует.
    И даже царь окажется перед лицом Бога. И все дела его и поступки
    будут известны тому, кто всех сильней:
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Все земное рано или поздно найдет
    своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено.
    Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться
    в своих прегрешениях.

  9. Сочинение по произведению на тему: Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»
    Гаврила Романович Державин – поэт XIII в. Верной характеристикой данного столетия служат слова Радищева, что оно было «безумно и мудро». В России шли в жизнь идеи, зародившиеся во Франции, возвышавшие человеческую личность, был рост национального подъема, промышленности, науки и просвещения.
    Основной темой поэзии Державина была тема человека. В этом заключены ее новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Описания у Державина столь подробны и живописны, что чем-то походят на картины голландских и фламандских художников XVII века, изображавшие на своих натюрмортах плоды, дичь и вино, играющее в хрустале.» … роскошь, прохлады, пиры, казалось, составляли цель и разгадку жизни.
    Со всеми своими благоразумными толками об «умеренности» Державин невольно, может быть, часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении картин такой жизни…» – писал Белинский. Державин пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора не скрывается в тени, а выходит на первый план. В стихах появляется сам Державин, он выступает со своими собственными мыслями, делами, заботами, как друзьями, так и врагами. Вплетение живых образов в образы поэзии – это большой шаг в сторону развития русской реалистической поэзии. В поэзии Державин создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного борца за правду, смело разговаривающего с царями, не боящегося говорить сильным мира сего даже самые неприятные истины. Многие оттенки настроений поэта, отзвуки его личной жизни можно найти почти в каждом стихотворении. Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь.
    Стихотворение «Властителям и судиям» является «гневной одой», как сам назвал свое произведение автор. В этом стихотворении поэт выражает свое живейшее возмущение несправедливостью и жестокостью власть придержащих. В самом начале стихотворения Державин говорит о том, что, пусть властители неподвластны земному суду, есть высший судия – Бог, который рано или поздно рассудит всех.
    Восстал всевышний бог, да судит
    Земных богов во сонме их;
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Поэт говорит о высшей справедливости как об идеале, к которому должно стремиться человечество. Но, увы, в действительности все обстоит совершенно иначе. «Земные боги», как называет Державин властителей, думают только о своих низменных интересах. Хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных законов.
    Ваш долг есть: сохранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Властители и судьи равнодушны к беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца. Они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. Но так будет далеко не всегда. Высшая справедливость рано или поздно восторжествует. И даже царь окажется перед лицом Бога. И все дела его и поступки будут известны тому, кто всех сильней:
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Все земное рано или поздно найдет своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено. Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях.
    В стихах Державина – и это было его принципиальным успехом – достижением являются фигуры конкретных людей. Их поведение описывает поэт, к ним обращает свои упреки и назидания.
    Современники угадывали конкретные намеки многих стихотворений Державина, приобретавших тем самым острое, своевременное содержание . Сатирическое дарование Державина, его склонность к поучениям получили широкий выход в этих стихах.
    Практически во всех стихотворениях Державина, и серьезных, и шутливых, можно встретить упоминания о различных людях, о свойственных им чертах характера, привычках, о взаимоотношениях с ними поэта.
    Стихи Державина были посвящены его друзьями, знакомыми, но прежде всего в них присутствует сам поэт со своими взглядами, мыслями, настроениями.
    ?

  10. Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
    В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта- гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:
    Цари! Я мнил, вы боги властны.
    Никто над вами не судья.
    Но вы, как я подобно, страстны
    И так же смертны, как и я.
    «Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81- го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета- «Псалтырь». В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
    Восстал всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их…
    Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
    Ваш долг есть: охранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Ваш долг: спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
    Не внемлют! Видят – и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
    На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами 4добра и справедливости:
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых
    И будь един царем земли!
    Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81-й псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
    Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.

  11. Жизни великих поэтов, которые живут в различные эпохи и столетия практически не разделимы с судьбами народа. Именно в творческих работах многих авторов мы видим отражение реальной человеческой жизни, той угнетенной ситуации, которая царила над городами и селами, той установленной монархии, которая совершенно не считалась с окружающими людьми и народом.
    Знаменитый поэт Г.Р. Державин относится именно к тем авторам, которые не остались в стороне и осмелились высказать свое мнение в стихотворной форме. Свою работу «Властителям и судиям» он посвящает именно тем людям, которые сидят высоко и правят народом, страной. Он пытается вызвать в них совесть и напоминает о необходимости выполнения своих обязанностей.
    Вчитываясь в первые строки стихотворения, мы сразу же принимаем тот крик автора, который обращает внимание на то, что и Всевышний не может больше спокойно наблюдать за тем, что творят «земные боги». В образе так званых «богов земных» Державин обобщает всех чиновников, которые вместо поддержки слабых и обездоленных, стараются помогать «сильным». Ведь в этом есть выгода для них. Государственные верха совершенно забыли о своих обязанностях, о долге перед народом, о заботе о людях. Они творят деяния в своих интересах, не видят тех злодеяний, которые происходят вокруг:

  12. 12
    Текст добавил: ((((((((((((kInG $tRеЕt)))))))))

    Главная
    Сочинения по литературе
    Стихотворение Державина Властителям и судиям – сочинение
    Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
    В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:
    Цари! Я мнил, вы боги властны,
    Никто над вами не судья,
    Но вы, как я подобно, страстны
    И так же смертны, как и я.
    «Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета – «Псалтырь». В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
    Восстал всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их…
    Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
    Ваш долг есть: охранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Ваш долг: спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
    Не внемлют! Видят – и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
    На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых
    И будь един царем земли!
    Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком ХVI, впоследствии казненным.
    Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *