Сочинение на тему влияние литературы на человека

16 вариантов

  1. Человек знакомится с книгой практически с рождения. Малыши познают мир, листая альбомы с яркими картинками. Милые зверюшки, герои мультфильмов, забавные истории приветствуют маленького первооткрывателя на бумажных страницах. А мама читает о невероятных приключениях положительных и отрицательных персонажей. И кроха учится отличать добро от зла, хорошее от плохого, правильное от того, что делать не следует.
    Первые уроки морали приходят с детскими книгами. Как все знают, в сказках есть намек, который “добрым молодцам урок”. Так построены сказки всех народов мира. Поэтому они интересны не только детям, но и взрослым.
    Подрастая, ребята учатся читать сами. И теперь уже красочные иллюстрации не играют такой важной роли. Формируется вкус, появляются личные интересы. Мальчишки читают приключенческие романы об отважных героях, лихих пиратах, воинах, роботах, о войне, научную фантастику. А девочки примеряют на себя роли прекрасных принцесс и волшебниц, читают о любви и иных мирах. И каждый из этих ребят верит, что и в его жизни будет место любви, конечно, найдет правильный выход.
    Книга влияет на детей и взрослых. Человек, читая, получает опыт, которого у него никогда бы не было, учится выходить из сложных ситуаций. Книга – это уход от серых будней в мир приключений и чужих эмоций, которые становятся своими. После хорошей, увлекательной художественной прозы так тяжело возвращаться в реальный мир.
    Книга протягивает руку и уводит тебя в иные страны, города, эпохи. Ты переживаешь события вместе с героем, проходишь его путь. Иными словами на время становишься тем, кем никогда не будешь в жизни: волшебником, рыцарем, поэтом, принцессой, жителем сказочного королевства. Вариантов тысячи. Книг настолько много, что даже нескольких жизней не хватит, чтобы прочесть их все. И каждая несет в себе собственную мудрость. И не стоит останавливаться на одном жанре. Читать нужно все: классику и современную прозу, детективы и научную фантастику, любовные и фантастические романы, повести, рассказы и стихи. Главное, читать. Читать как можно больше.

  2. Чтение книг всегда являлось популярным занятием, поскольку благодаря этому человек не только обогащает свой словарный запас, делается более грамотным, но еще это влияет на его мировоззрение, преподносит ему урок правильного поведения в обществе, а также рассказывает о тех ошибках, которые довелось познать героям, и что в итоге с этого получилось.
    Часто именно благодаря литературе человек понимает чего ему не хватает в жизни и он начинает строить планы и идти к намеченной цели. И это не удивительно, ведь правильные книги умело и ненавязчиво преподают нам тот или иной урок.
    В литературе классиков всегда поднимались насущные проблемы, которые, впрочем актуальны и для современников. Так, к примеру, Лермонтов в «Герое нашего времени» рассказывает, к чему может привести человека эгоизм, а именно к пустоте и одиночеству. Достоевский в «Преступлении и наказании» преподал своему читателю урок о том, что ни один злой поступок не может оставаться безнаказанным. Только тогда, когда человек за свое преступление понесет правильное наказание, он снова обретет себя и жизнь его наладится.
    Тургенев в «Отцах и детях» говорит о вечном конфликте нового и старого поколения. И, несмотря на то, что это произведение было написано в 19 веке, его проблема остается актуальной и для современности, как и те, которые были указаны выше. Поэтому хоть время и быстротечно, но все же произведения минувших лет являются жизненными и для молодежи, которым необходимо упиваться литературой, чтобы извлечь из нее для себя правильный урок.
    По этой причине можно с уверенностью сказать, что чтение книг очень даже влияет на человека. Благодаря ним он становится мудрее. Но не только этим литература должна привлекать человека, ведь увлекательные истории, которые когда-то были созданы писателями, могут перенести нас в их мир. Так, книга обладает еще одним волшебным свойством. Она способна перемещать читателя во времени. Поэтому читая, к примеру, «Войну и мир» можно побывать на роскошных балах, где все в красивых нарядах, а кругом бурлит жизнь. Еще одно не менее интересное путешествие удастся, если прочесть «Мастера и Маргариту» Булгакова, ведь здесь присутствует любовь и страдания, жизнь и смерть, Бог и дьявол. Из-за таких сложных перипетий от книги невозможно оторваться и чтобы все это ощутить, достаточно всего лишь прочесть ее.
    Конечно же, литература влияет на сознание человека. Она делает его богаче, и даже сама жизнь при этом становится интереснее и увлекательнее.

  3. Аннотация:
    Автор анализирует влияние классической литературы на разные поколения, выявляет разницу и оценивает качество этого влияния на современного человека.
    Ключевые слова: классическая литература, классика, человек, поколение
    Современное общество характеризуется тем, что с каждым годом молодежь читает книги все меньше и меньше. К сожалению, классическую литературу воспринимают и понимают все по-разному, а кто-то и вообще не понимает. Проблема в том, что современный человек – это и очень молодые, и пожилые люди. И каждый из них, в соответствии со своим жизненным опытом, знаниями, представлениями, ценностями, воспитанием относится к литературе совершенно неодинаково. Отсюда и возникает вопрос, а как тогда классика может влиять на образ жизни современного человека?
    Итак, старшее поколение воспитано на дореволюционной классической литературе, т.е. на Федоре Михайловиче Достоевском, Льве Николаевиче Толстом, Николае Ивановиче Тургеневе и др. Они учили, прежде всего, доброте, порядочности, чувству долга, любви, ответственности за свои поступки, преданности Родине. Взять к примеру, произведения “Война и мир”, “Преступление и наказание”, “Отцы и дети”, “Мастер и Маргарита”. Зарубежная классика, такая как “Айвенго” Вальтера Скотта, “Странная жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо написанные им самим” Даниэля Дефо, “Зов предков” Джека Лондона и др., помогают найти ответы на вопросы о преданности другу, чести, о воле к жизни, любви. На мой взгляд, все они являются вечными, постоянными учителями, найти замену которым в сегодняшнем мире трудно. Один раз прочитав эти произведения, человек получает знания о добре и зле, о морали и нравственности, о том, как поступить в той или иной ситуации. А у кого можно научится мудрости, конечно, у философов. Ф. Бэкон, И. Кант, Р. Декарт, Т. Гоббс, Ф. Вольтер – эти люди в своих трудах заставляют задуматься о вечных проблемах человеческого общества, например, о свободе, государстве, познании. Их высказывания имеют в себе глубинный смысл, который необходимо осознать и принять во внимание. Например, Ф.Вольтер говорил:” Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу, значит, вновь увидать старого друга”[1] или Ф. Бэкон: “Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению…”[6]. Классика – первая ступенька нашей жизни, без которой невозможно продвинуться вперед. К сожалению, не многие понимают важность этих произведений. Но в то же время старшее поколение в процессе своей жизни испытывало на себе влияние другой литературы, более современной для своего времени, которая имеет в своей основе уже иные ценности. Поэтому ему трудно находиться в настоящем времени, когда вокруг ложь, коррупция, стремление заработать деньги любым способом, а духовные начала человечества практически забыты. То есть все то, на чем они были воспитаны утратило свою силу и не является актуальным. Если сравнить названия произведений XXI века и XIX века, то можно заметить ощутимую разницу, не говоря уже об их содержании. Например, “S.N.U.F.F.”, “Люди в голом”, “Кровожадные сказки”, разве их хочется прочитать? Одни названия отпугивают. Если раньше была цензура, то сейчас в книжном магазине можно найти книгу, одобряющую употребление наркотиков, пропагандирующую идеологию фашизма, отрицающую семейные ценности, а также книги антисоциального содержания. Естественно, в таких книгах вс? это описывается, опираясь на какие-то факты и ведь кто-то обязательно подда?тся этому влиянию, но люди, имеющие внутренний стержень понимают, что это лжеистина [5]. А классика, в свою очередь, воспитывает вкус. Тот кто хорошо знаком с ней, легко отличит хорошую литературу от серости. Есть с чем сравнить и выбрать в потоке современных книг наиболее достойные для чтения [2].
    Среднее поколение более адаптировано к современной жизни. Оно успели что-то взять хорошего от классической литературы. В зрелом возрасте, попав под перестройку, могло осознанно строить свою жизнь. Прочитанные в свое время книги, дают ценные советы из опыта их героев, а от нас требуется только уметь правильно понимать смысл, заложенный в них.
    К сожалению, на молодое поколение классическая литература практически никак не влияет. Это связано с тем, что в школе обучение ей поверхностное, информация, идущая из СМИ, зачастую добру и порядочности не учит, а скорее наоборот проповедует насилие и вседозволенность. Информационные технологии “убивают” тягу к чтению, такая потребность в современном мире почти утрачена. Образ жизни настоящей молодежи никак не связан с литературой. “Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку” [4],- сказал как-то Луи Жан Жозеф Блан, в чем был абсолютно прав.
    В заключение хотелось бы отметить, что влияние классической литературы на образ жизни современного человека исключительно избирательное. Тот, кто в свое время почерпнул знания из книг, его жизнь проходит на этой основе. В основном, такой человек является «белой вороной» в обществе, особенно в настоящее время, находит недопонимание и зачастую враждебное отношение к себе. И в противовес этому существует большая серая масса людей, которая от своей общей необразованности и неначитанности чувствует комфорт в современном мире. На них классическая литература не влияет никак, потому что они сами этого не хотят, а то и вовсе не считают нужным. Ведь чтение подобных произведений не развлечение, не отдых, а напряженный духовный труд, требующий постоянной внутренней работы над собой. Классика зовет человека вперед, она его тревожит, раздражает, делая явными его тайные грехи и несовершенства [3]. Но нельзя забывать, что “литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрым” [4] , – как справедливо отмечал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
    Список литературы
    1. Афоризмы и высказывания писателей, философов, поэтов. – [Электронный ресурс].- URL: http://kobriniq.ru/aforizmi/kniga-pechat (дата обращения 12.06.2015)
    2. Зачем нужна классическая литература.- [Электронный ресурс].- URL: http://www.proza.ru/2015/06/10/1002 (дата обращения 11.06.2015)
    3. Лебедев, Ю.В. Литература: учебник 10 класс.- М: Просвещение, 2012.- 365 с.
    4. О литературе. – [Электронный ресурс].- URL: http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_243_2.shtml (дата обращения 11.06.2015)
    5. Почему люди читают книги? Влияние литературы на человека – зачем современному человеку читать? .- [Электронный ресурс].- URL: http://www.ruavtor.ru/mir-lyudey/pochemu-lyudi-chitayut-knigi-zachem- sovremennomu-cheloveku-chitat-paulo-koehlo-luchshie-knigi_7606.html (дата обращения 11.06.2015)
    6. Фрэнсис Бэкон высказывания.- [Электронный ресурс].- URL: http://flaminguru.ru/af530.html (дата обращения 12.06.2015)

  4. Юность – это пора, когда хочется самоутвердиться, кричать о себе, хочется
    быть услышанным и в то же время немножко отчужденным, не понятым до
    конца.
    Юным быть трудно, ведь рядом с юностью всегда стоят порок и безумие.
    Легко воспламенится о собственную горячность, сделать необдуманный шаг.
    К сожалению, сегодня среди подростков не принято говорить на отвлеченные
    темы, говорить о литературе, мироощущении, религии и патриотизме.
    Совсем недавно мне пришлось расстаться с другом — нет, мы не ссорились.
    Он уехал в Израиль. Я смотрела на него и думала о том, что его ждет там, в
    его новой жизни. Наверное, ему тяжело, ведь рядом нет ни старых друзей, ни
    даже родной речи. Мне кажется, что какая бы кровь в тебе ни текла:
    еврейская, цыганская, русская, земля, на которой ты родился, ее традиции и
    обычаи оставят свой след в сознании и в характере.
    Сборник сочинений. Учитель Слюдеева Елена Викторовна.
    Можно надеть кепи, тюбетейку или чалму – изменится только внешность, а
    суть останется прежней. Человек не может изменить в одно мгновение свой
    менталитет, складывавшийся годами. Можно в совершенстве говорить на
    иностранных языках, но думать человек, родившийся в России, все равно
    будет по-русски.
    Отчего же так происходит? Наверное, оттого, что очень велико влияние
    русской культуры и, прежде всего, литературы на человеческое сознание.
    Вспомним, с чего начинается наше знакомство с литературой: с русских
    сказок. Борьба добра и зла, правды и лжи, ума и глупости. Никак не хотелось
    быть Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, а хотелось стать похожим на Ивана
    Царевича, Елену Прекрасную. Стремление к совершенству заложено в
    человеке с рождения.
    Многим качествам нашего характера (патриотизм, нравственность и
    духовность) мы обязаны именно литературе. В свою очередь, патриотизм,
    нравственность и духовность можно (и нужно) объединить и назвать
    «национальным самосознанием».
    Фундаментом для него служит патриотизм, хотя сейчас многие молодые
    люди стесняются этого «устаревшего» слова, поэтому прячутся за броскими
    названиями различных организаций, но, как я уже говорила, от оболочки суть
    не меняется. Молодежь начинает понимать и верить в свою страну, помогает
    ей, разве это не патриотизм? Я стараюсь быть похожей на героев Л.Н.
    Толстого, М. Булгакова, героев Великой Отечественной войны.
    Второй фактор – это нравственность В.Г. Белинский говорил: «Есть много
    родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех
    их выше должно стоять образование нравственное».
    Нравственность – это одна из вечных тем в литературе. Она берет начало из
    «Слова о полку Игореве», «Поучения» Владимира Мономаха и продолжает
    развиваться в наши дни в прозе В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Нагибина…
    Нравственность не относится к врожденным чертам характера, ее надо
    воспитывать. А как?
    Снова ответ на этот вопрос дают нам книги. Мы наблюдаем путь от хаоса к
    гармонии Онегина, Базарова, Раскольникова, Пьера Безухова, Мастера… Этот
    список литературных персонажей можно продолжать бесконечно долго. Они
    все выдержали испытания, искания, на наших глазах происходит
    преображение. В чем же его сущность? Приходит понимание жизни,
    переоценка ценностей, меняется мировоззрение – происходит духовная
    эволюция человека.
    И если патриотизм – это фундамент, нравственность – стены, то духовность –
    это крыша. И чтобы человек был гармонично развитым, нравственным и
    патриотом, ему нужна вера, вера в Бога. Я не говорю о религии, потому что
    религия — это бесконечные конфликты и войны между представителями
    разных вероисповеданий, отсутствие компромиссов, иногда фанатизм,
    граничащий с безумием. Поэтому важна не религия, а вера, которая несет
    человеку благодать и успокоение, учит его терпимости и искусству
    прощения. Для постижения истинного православия нужно прочитать Книгу –
    Книг -Библию. Но Библия разных народов. Я считаю, что ко всем своим
    поступкам и решениям важна не только как святыня, но и как символ
    двухтысячелетней культуры (правильным или нет, плохим или хорошим),
    человек должен прийти сам. Однако не всегда получается так, как нужно.
    Человек уходит в сторону.
    Кто виновник этих метаморфоз? Общество, они сами? Почему одни легко
    меняют свои привычки, образ мыслей, а другие отстаивают свое мнение?
    Дело в воле, уверенности в себе и, конечно, в неколебимости мировоззрения.
    У человека, родившегося в России, как безусловный рефлекс вырабатывается
    понимание ее традиций и принятие культурного и духовного наследия. И все
    национальные черты передаются на генетическом уровне. И нельзя за
    несколько минут разговора убедить человека, что много лет, верив в одно, он
    ошибался, а истина ему недоступна.
    Вспомнилась мне сцена из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», когда
    Наташа Ростова, воспитанная гувернантками во французском стиле, так
    красиво – просто, так искренне и по-русски танцевала народный танец.
    Неоспорим тот факт, что литература влияет на самосознание человека,
    наверное, именно поэтому за границей существует понятие «загадочная
    русская душа», и стремящиеся разгадать ее секрет ищут ответ в русской
    литературе. Поэтому им и интересно читать в оригинале Ф.М. Достоевского,
    А.П. Чехова, И.С. Тургенева. Когда мы читаем, то невольно сравниваем,
    ставим себя на место героев. У каждого человека разное восприятие той или
    иной ситуации, следовательно, и разные взгляды на мир. Но ведь если бы все
    люди смотрели на окружающее под одним углом, видели, чувствовали и
    думали об одном и том же, жизнь была бы неинтересной. Мы все,
    безусловно, разные, но есть люди, которые отличаются от всех, они как
    будто вбирают в себя все то, что их окружает. Они ничего не отвергают, но
    острее, чем мы, переживают недостатки и в то же время умеют радоваться
    возникшему внезапно совершенству. Они обычно вне времени, вне
    притяжения Земли, она под ними вращается быстрее, они бывают изгоями
    своей эпохи, впоследствии становясь ее самым прекрасным лицом. Это
    писатели и поэты.
    Как и взгляд на жизнь, взгляд на литературу у каждого свой. Есть любимый
    поэт, писатель. И бессмысленно спорить о превосходстве одного писателя
    над другим. Не лучше ли принимать все так, как видел сам автор, пропуская
    его творчество через призму своей души.
    Тема родины – это, наверное, универсальная тема, к которой обращаются
    все поэты. Для некоторых она становится главной. Я не могу не сказать о
    С.А. Есенине. Не только потому, что он не раз обращался в своих
    стихотворениях к родине, но и потому, что чувствую себя причастной к тому
    духу, настроению, царящему на есенинской земле. Я люблю Константинове,
    люблю День рождения поэта, когда стольких разных людей, собравшихся на
    берегу Оки, объединяет что-то незримое, никому не понятное, но близкое.
    Наверное, это и принято называть положительной энергетикой. И как
    заклинания бьются в такт пульсу есенинские строчки:
    О Русь, взмахни крылами,
    Поставь иную крепь!
    С иными именами
    Встает иная степь.

  5. Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Библия оказала огромное влияние на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок, повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге, Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь духовного воскрешения.
    Джек Лондон “Мартин Иден”. Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая, герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена подтверждает, что именно книги – это огромный багаж знаний человечества, в котором можно найти ответ на любой вопрос.
    К. Паустовский “Сказочник”. В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.

  6. «Среди книг, как и среди людей, можно попасть и в хорошее и в дурное общество.»
    Адриан Гельвеций
    Зачем и почему люди читают книги, литературу? Литература – это целый мир. Мир идей, фантазий, бесконечный источник разных точек зрения, философских основ. И самое главное, что в этом мире всё находится в равновесии, каждая мысль имеет право на существовании – в этом и есть особенность литературы. Там есть всё, и каждый человек может найти то, что ему нужно, может найти ответы на свои вопросы.
    Человек сам не понимает насколько даже одна книга влияет на его личность. Читая, мы пропускаем книгу через свой разум, своё сердце и также очень многое откладывается в подсознание. Бывает, в какой-то момент всплывает предложение из книги, которую человек читал много лет назад, и может быть он даже и не помнит что это за книга, кто её автор, но какие-то установки очень глубоко врезаются в память. Поэтому очень важно какую литература читает человек.
    Есть как созидательная литература, преображающая человека изнутри, так и разрушительная, убивающая нравственность человека. В наше время разрушительных книг очень много. Если раньше была цензура, то сейчас в книжном магазине можно найти книгу, одобряющую употребление наркотиков, пропагандирующую идеологию фашизма, отрицающую семейные ценности, а также книги антисоциального содержания. Естественно, в таких книгах всё это описывается, опираясь на какие-то факты и ведь кто-то обязательно поддаётся этому влиянию, но люди, имеющие внутренний стержень понимают, что это лжеистина. Исходя из этого очень важно на каких книгах воспитывался человек. Не просто то, что он читал в школе, а то, что он сам выбирал, и прочитал потому что сам этого захотел.
    Я считаю, что самые лучшие книги, воспитывающие литературный вкус и самого человека – это классические. Классическая литература проверена временем, она действительно заставляет человека думать, анализировать, чувствовать. Поначалу бывает сложно читать классику, особенно русскую, можно начать с лёгкой классики, например с Шарлоты и Эмилии Бронте «Джен Эйр», «Грозовой перевал», с Джея Остина «Гордость и предубеждение» и т.д.
    Литература нужна человеку как воздух. Она учит чувствовать – людей, природу, весь окружающий мир. Заставляет нас глубоко рассматривать разные проблемы. Она как ничто другое украшает нашу жизнь; читая, начинаешь смотреть на вещи под разным углом, в обыденности становится видно что-то такое, чего раньше не замечал, на многое открываются глаза. Но в литературе тоже нужно расти, от лёгких книг переходить к более сложным, иначе можно остановится в своём развитии. Ведь можно читать всю жизнь бульварную литературу: детективы, романы для домохозяек и прочее чтиво. Многому ли человек может научиться благодаря такой литературе?
    Я знаю случаи, когда благодаря чтению человек полностью менялся. Был унылым, пессимистичным, во всём видел какой-то подвох и обман. Но потом ему посоветовали прочитать пару лучших книг Пауло Коэльо, он на своё счастье прочитал и через какое-то время он словно ожил, будто окрылённый он начал строить грандиозные планы, у него появились великие мечты, которым можно даже позавидовать. Пауло Коэльо конечно пока не классик, но его книги оставляют след во многих сердцах читателей этого автора.
    Почему некоторые книги люди перечитывают? Чтобы найти ответ на этот вопрос, перечитайте статью сначала )).

  7. Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. К ней мы привыкли с самого детства, она раскрывала перед нами удивительные тайны жизни и давала полезные советы в трудную минуту, учила нас понимать самих себя.
    Важнейшее предназначение книги – сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, не тратя время на открытие того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами древней литературы.
    Общение с книгой помогает человеку развиваться и совершенствоваться. Ведь для того, чтобы понять смысл, который автор стремится донести до читателя, надо читать вдумчиво, внимательно, подключать свой собственный опыт, уметь анализировать информацию. И если читателю это удается, то перед ним раскрывается целый мир интересных событий, глубоких душевных переживаний, интеллектуальных открытий.
    Во все времена к книге относились как к святыне. Некогда, еще до изобретения технологии печати, книги переписывались от руки, а их обложки украшались позолотой и драгоценными камнями. Книгой книг по праву считается Библия – древняя и вечная сокровищница человеческой мудрости на все случаи жизни, что дошла до нас сквозь непростую историю двух тысячелетий. Изложенные в ней принципы жизни актуальны и сегодня.
    Книга, написанная много веков назад, помогает нам познать мировоззрение и мышление наших далеких предков, раскрывая тем самым секреты человеческой сущности. Благодаря книгам мы можем проследить эволюцию мировоззрения человека, общественного устройства, этических норм. Книги хранят всю известную историю нашего существования на Земле.
    Сегодня книга несколько теряет свои позиции по отношению к другим высокотехнологичным средствам коммуникации. Но, на мой взгляд, в этом нет ничего плохого. Электронные книги, которые можно найти в Интернете, значительно облегчают и ускоряют доступ к нужной человеку информации. А сторонников чтение традиционных книг всегда будет много, ведь общение с печатной книгой вызывает особое чувство, будто общаешься с живым человеком.

  8. Огромный мир открывается перед нами со страниц книг. Книги окружают нас с детства. Вместе с литературными героями мы радуемся, огорчаемся, путешествуем, пытаемся решить различные проблемы. Считают, что люди, любящие читать, – счастливые люди. Может быть, потому, что рядом с ними всегда находятся умные и верные друзья – их любимые книги. Ведь к ним, как к друзьям, привыкаешь, советуешься, не хочешь расставаться.
    Правы те, которые утверждают, что любовь к книге должна прививаться с детства. Именно тогда книги могут повлиять на формирование мировоззрения человека, на его духовное развитие. С детских лет моим любимым поэтом был А. С. Пушкин. Пушкина можно назвать писателем для всех и для каждого. Его произведения рассчитаны на любой возраст.
    М. Цветаева считала, что у каждого из нас “свой” Пушкин. В мою жизнь А. Пушкин пришел вместе с добрыми, поучительными, немного грустными сказками, которые составляют золотой фонд детской классики. Без этих сказок я не могу представить не только русскую, но и мировую литературу.
    Говорят, о вкусах не спорят: каждый читает то, что ему нравится. Дети вырастают, взрослеют, их вкусы и интересы меняются. Они хотят других “сказок” – более реалистичных, более правдивых. Но в подростковом возрасте люди часто ошибаются и, пленившись блеском, не могут отличить фальшивого золота от настоящего. Они буквально набрасываются на низкопробные детективные, приключенческие, любовные романы с несуразным, запутанным сюжетом. Но потом, когда приходит насыщение, интерес к чтению может пропасть. А бывает, что захочется чего-то чистого, светлого.
    Может быть, именно в этот момент нужно снова обратиться к Пушкину. Ведь писал он о вечном: о любви и дружбе, о красоте природы и свободе человеческого духа, о том, что волнует каждого человека. Мой Пушкин. Кто он для меня? Великий поэт, известный всему миру, или что-то большее? Конечно, он не просто поэт. Он – человек, который вобрал в себя частичку Вселенной в виде звезды вдохновения и донес до меня эту звездочку через свои стихотворения. Он показал мне мир во всей его красоте. Читая лирические произведения А. Пушкина, ощущаешь глубину и полноту переживаний, вылитую поэтом на мертвую бумагу, чувствуешь близость к Пушкину, к своему Пушкину, который обращается к нам через столетия: “Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред”.
    Без книги прожить нельзя. Иногда, читая книгу, кажется, что она живая и беседует с нами. У книги есть ум, сердце. Она учит отличать добро от зла, друга от врага, заставляет переживать, бороться и надеяться. Но сейчас слово “компьютер” является более популярным, нежели слово “книга”. С появлением компьютеров стало возможным использовать их в самых различных областях человеческой деятельности.
    Зачем ходить в библиотеку или искать нужную книгу, если можно текст произведения найти в интернете или, в крайнем случае, прослушать аудиокнигу? Но если вы любите читать, то именно книга в жестком или мягком переплете доставит вам истинное удовольствие, потому что она “живая”. Ее можно подержать, полистать, оставить свои пометки, закладки.
    Книги будут сопровождать нас всю жизнь. Они заставляют нас совершенствоваться, развивают чувство красоты, учат жить, расширяют наш кругозор, поднимают настроение, отвечают на вечные вопросы о смысле жизни и нередко помогают найти выход из трудной ситуации. Книги всегда должны быть с человеком, особенно тогда, когда он нуждается в поддержке, потому что, как считал Цицерон, “занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение”.

  9. Как правильно составлять личную библиотеку?
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Что касается личной библиотеки, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Свою библиотеку не надо делать слишком большой. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
    Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.
    Как книги могут повлиять на человека?
    Аргумент из романа-антиутопии Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”
    Ярким примером, который показывает ценность книг, является роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Главный герой Гай Монтег работает пожарником, но не в привычном для нас понимании: вместо того чтобы тушить пожары, он сжигает дома в которых есть книги. Книги в этом обществве находятся под строжайшим запретом, потому что правительству легче управлять людьми, не обладающими знаниями и свободным умом. Все меняется в жизни Монтега, когда он знакомиться с миром книг: он начинает критически мыслить, у него появляется свое мнение. Так герой превращается в агента сопротивления. В конце романа остается надежда на то, что, возможно, именно он и подобные ему люди изменят жуткую реальность.
    Как литература влияет на жизнь человека?
    Аргумент из рассказа Майкла Гелприна “Свеча горела”.
    Литература делает человека духовно развитым. В антиутопическом рассказе М. Гелприн рисует читателю страшную картину действительности, в которой литература не смогла ужиться с прогрессом и совсем угасла. Литература была тем, что формировало умы, она определяла внутренний мир человека, его духовность. «Дети растут бездуховными, вот что страшно» – восклицал один из немногих оставшихся учителей литературы Андрей Петрович. Большинство людей не осознавало проблемы. Исключением оказался робот-гувернер, который осознал, что дети растут бездуховными, и втайне от своих хозяев пришел к одному из немногих преподавателей литературы, чтобы научиться основам. Его целью было обучение детей. Робот по имени Максим, соприкоснувшийся с миром литературы, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». В итоге его утилизировали, но его жертва не стала напрасной, он научил Аню и Павлика, детей хозяев, любить литературу. А это означает, что еще не все потеряно.
    Что такое литература?
    Аргумент из рассказа Майкла Гелприна “Свеча горела”.
    Главный герой рассказа «Свеча горела на столе» М. Гелприна, обучая робота Максима, рассуждает о том, что такое литература. «Литература — это не только о чём написано… Это ещё и как написано. Язык… тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты». Другими словами, в литературных произведениях важен не только замысловатый сюжет, но еще и богатство языка, который становится инструментом, пробуждающим жизнь в читателе.  Язык – это гармония. Назначение литературы – это воспитание умов, а красота литературного языка помогает добиться этой главной цели.
    Как научиться воспринимать красоту художественного слова?
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Искусство слова – самое сложное искусство, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта. Перевести это греческое по происхождению слово можно так – «любовь к слову». Но в действительности филология – шире. В разное время под филологией понимались разные области культуры: именно культуры, а не только науки. Поэтому ответ на вопрос о том, что такое филология может быть дан только путем детального, кропотливого исторического исследования этого понятия, начиная с эпохи Ренессанса.
    Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения – наиболее сложной области литературоведения. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т. п.
    Приведу примеры того, как важно филологическое понимание значения слов. Новое значение возникает из сочетания слов, а иногда и из их простого повторения. Вот несколько строк из стихотворения «В гостях» хорошего советского поэта, и притом простого, доступного – Н. Рубцова:
    И все торчит.
    В дверях торчит сосед,
    Торчат за ним разбуженные тетки,
    Торчат слова,
    Торчит бутылка водки,
    Торчит в окне бессмысленный рассвет!
    Опять стекло оконное в дожде,
    Опять туманом тянет и ознобом…
    Если бы не было в этой строфе двух последних строк, то и повторения «торчит», «торчат» не были полны смысла. Но объяснить эту магию слов может только филолог…
    Дело в том, что литература – это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста. Подобно тому как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в скульптуре преодолеваются обычные словарные значения слова. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдешь в лучших исторических словарях русского языка.
    Совершенно ясно, что нельзя заниматься литературой, не будучи хоть немного лингвистом, нельзя быть текстологом, не вдаваясь в потаенный смысл текста, всего текста, а не только отдельных слов текста.
    Слова в поэзии означают больше, чем они называют, «знаками» чего они являются. Эти слова всегда наличествуют в поэзии – тогда ли, когда они входят в метафору, в символ или сами ими являются, тогда ли, когда они связаны с реалиями, требующими от читателей некоторых знаний, тогда ли, когда они сопряжены с историческими ассоциациями.
    Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура.
    Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

  10. В современное время люди перестают читать. Человечество сейчас больше времени уделяет современной технике и развлечениям, а книги не замечает. Но ведь именно книги насыщают человека опытом, делают его мудрее. И есть книги, без которых человеку обойтись нельзя. Именно о проблеме влияния литературы на человека говорит Д.С. Лихачёв в своём тексте.
    Привлекая к разговору читателя, автор размышляет о влиянии литературы на человека. Он говорит, что «литература даёт нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт в жизни». То есть автор хочет сказать, что литература делает людей мудрее, опытнее.
    Д.С. Лихачёв призывает читателей больше времени уделять литературе. Он говорит, что сейчас телевизор частично вытесняет книгу, но «есть много книг, без которых жить нельзя, которые важнее и интереснее, чем многие передачи». Литература, в отличие от передач, будет положительно влиять на человека, наделяя его хорошими качествами.
    Я соглашусь с позицией автора. Действительно, в современное время телевизор и другие развлечения вытесняют книгу. Люди перестают читать. Но ведь на самом деле есть книги, которые важнее и интереснее других развлечений. И время, проведённое с книгой, будет потрачено не зря. Книга учит читателей жизни и делает их мудрее.
    Проблема влияния литературы на человека поднимается в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой романа, Пётр Гринёв, оказывается в самых различных ситуациях. Он проигрывался в карты, был слишком доверчив к Швабрину, терпел предательство, но также у него было немало ситуаций, в которых он поступал по чести. Читая этот роман, человек учится жизни, становится мудрее и опытнее на примерах жизненных ситуаций Петра Гринёва.
    Такая же проблема поднимается в другом произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Евгений совершает некоторые поступки, за которые потом становится обидно. Именно эти поступки и будут учить читателя жизни. Самой же большой ошибкой Евгения стал отказ Татьяне в любви. Из-за этого Евгений и переживал. Роман «Евгений Онегин» также оказывает своё влияние на человека и насыщает его опытом и мудростью.
    Таким образом, опираясь на текст Д.С. Лихачёва и на произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» можно сказать, что литература оказывает своё влияние на читателя. Она наделяет его опытом, мудростью, учит справляться с жизненными ситуациями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *