Описание внешности человека – это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания – найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.
Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, “Внешность человека, которого я видел однажды…”). Или воображение (“Мой портрет через 10 лет”).
Примерный план сочинения:
1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.
Возможные определения: Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные… Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные… Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский… Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый… Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой… Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу… Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская… Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная… Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…
Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.
Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. Конечно, точно я узнать не могу, что они думают. Вот у этого парня крепкие мышцы, мозолистые руки, наверняка он спортсмен. При его росте хорошо играть в баскетбол или волейбол. Он достаточно выносливый, а в этих видах спорта нужна сила. На одной из станций в электричку вошел его знакомый, парни разговорились, и я понял, что парень — фигурист. Да, я не специалист отгадывать профессии. Но в Одном не ошибся, что этот парень — спортсмен. И даже лучше, что он оказался фигуристом. Я представляю, как мощно и красиво он катит по льду. Он большой, стройный, а его партнерша — тоненькая, почти эфирная, он поднимает ее легко и свободно. Она красиво парит в воздухе, как птица.
Почему я решил, что он хороший спортсмен? У парня открытый и вдумчивый взгляд. Ямочки на щеках украшают его лицо, особенно когда он улыбается. А умение так открыто и искренне смеяться говорит о доброте и честности, удовлетворении собой и своей деятельностью. Он молод, счастлив, занят интересным делом. Я вырасту и тоже найду свое дело. Хочется в это верить! Вариант 2:
Я хочу рассказать о моем папе. Говорят, что я очень похож на него. У моего папы голубые глаза, прямой нос, всегда улыбающиеся губы. Когда-то у него была борода и усы, но сейчас их нет, и мне так больше нравится. Папа высокого роста, и иногда он задевает в гостях головой люстру, но смеется над этим. Все говорят, что у моего папы умелые руки, так как он всегда что-то дома делает: мастерит полки, чинит приборы, вешает картины. Я люблю наблюдать за его работой. У него всегда все очень легко получается, а у меня — нет, но я ведь когда-нибудь научусь. Еще мой папа сильный. Когда-то давно он занимался спортом, а сейчас на даче носит ведра с пруда для полива грядок и вскапывает землю, помогая маме.
Мой папа немногословен, но очень любит ходить в гости и беседовать со своими друзьями о футболе и о машинах. Когда папа сердится, то на лбу у него появляется морщинка. По ней сразу можно понять, что папа недоволен. Но все же улыбается он чаще, любит подшутить надо мной или посмеяться над комедией. Моему папе очень нравится выглядеть аккуратным, поэтому он всегда внимателен к своей одежде, никогда не ходит взлохмаченным или грязным. Даже когда он работает, то не сильно пачкается. Мою маму это удивляет. Она рада, что и в этом я похож на отца.
Я хочу рассказать о моем папе. Говорят, что я очень похож на него. У моего папы голубые глаза, прямой нос, всегда улыбающиеся губы. Когда-то у него была борода и усы, но сейчас их нет, и мне так больше нравится. Папа высокого роста, и иногда он задевает в гостях головой люстру, но смеется над этим. Все говорят, что у моего папы умелые руки, так как он всегда что-то дома делает: мастерит полки, чинит приборы, вешает картины. Я люблю наблюдать за его работой. У него всегда все очень легко получается, а у меня — нет, но я ведь когда-нибудь научусь. Еще мой папа сильный. Когда-то давно он занимался спортом, а сейчас на даче носит ведра с пруда для полива грядок и вскапывает землю, помогая маме. Мой папа немногословен, но очень любит ходить в гости и беседовать со своими друзьями о футболе и о машинах. Когда папа сердится, то на лбу у него появляется морщинка. По ней сразу можно понять, что папа недоволен. Но все же улыбается он чаще, любит подшутить надо мной или посмеяться над комедией. Моему папе очень нравится выглядеть аккуратным, поэтому он всегда внимателен к своей одежде, никогда не ходит взлохмаченным или грязным. Даже когда он работает, то не сильно пачкается. Мою маму это удивляет. Она рада, что и в этом я похож на отца.
Я часто вглядываюсь в лица прохожих, мне очень интересно, о чем они в настоящий момент думают. Я не физиономист, только учусь. Вот мне всегда было очень интересно, можно ли по выражению лица человека узнать, чем он занимается, какую имеет профессию? Иногда это совсем не сложно. Видя в метро впереди себя сидящего молодого человека, с накачанными мышцами и со спортивной сумкой в руках, сразу можно понять, что он занимается спортом и едет на тренировку или уже со спортзала. Тогда я пытаюсь догадаться, каким именно видом спорта он может заниматься. С его большим ростом, скорее всего это занятия волейболом или баскетболом. По внешнему виду, он выносливый, а там нужна сила и ловкость. Так я наблюдал за юношей, пока в вагон не зашел его товарищ, они разговорились. Оказывается они оба баскетболисты. Мне было очень интересно и даже приятно, что моё предположение подтвердилось.
Есть всем известная поговорка, гласящая о том, что зеркалом души человека является его лицо. Возможно, что и так. Вот взять нашего учителя по физической культуре. Это веселый, жизнерадостный человек. Он всегда в хорошем настроении и физической форме. На уроках он всегда в стильном спортивном костюме. У него очень стройная фигура, и мы, ребята, все хотим быть такими же. Когда мы его встречаем вне стен школы, он все также весел, но одет уже совершенно по-другому. Иногда и не узнать. Мы часто видим его в костюме, в белоснежной рубашкой и очень красивыми галстуками. Наши девочки даже засматриваются на внешность нашего преподавателя – физрука.
У него слегка вытянутое лицо, очень красивая модная стрижка. Его широко посаженные густые, черные, как смоль, брови, словно крылья птиц над его синими, как небо, глазами. Взгляд у него всегда очень умный и откровенный, но не стоит обольщаться, он не так прост, как кажется. Его кажущаяся доброта и откровенность, присущая любому честному человеку, сразу улетучивается, лишь стоит ему увидеть несправедливость или грубость. Тут же и выражение лица и глаз очень резко изменяется. Взгляд становится гневным и пронзительным.
Когда то нам пришлось нечаянно быть свидетелями того, как наш преподаватель разогнал группу подвыпивших молодых людей, которые разгуливали пред нашей школой. Вот с таким выражением лица, какое было у него, и злобой на этих хулиганов, мне бы не хотелось встретиться. Конечно, это не показатель того, что он был прав, но этим парням хватило его роста, силы и ловкости, чтобы они больше и не подумали вернуться к этому зданию.
Я хочу описать внешность самого дорогого для меня человека – моей мамы. Она мой лучший друг и я ею очень горжусь.
Мамочку зовут Татьяна Васильевна. Ей 35 лет, но знакомые считают, что она выглядит гораздо моложе. Моя мама невысокого роста, поэтому она часто надевает обувь на каблуке, чтобы казаться чуть выше. Ее фигуре позавидует любая молоденькая девушка, ведь она очень стройная. Для того, чтобы быть красивой, мама посещает тренажерный зал три раза в неделю, а также тщательно следит за своим питанием. Дома она готовит только здоровую еду. Поначалу мы с папой были против этого, но потом привыкли. Сейчас мы уже не вспоминаем о вредной еде. Мама даже подговаривает нас тоже заняться спортом, но мы пока еще не готовы к этому.
У мамы длинные густые волосы каштанового цвета, и каждую пятницу во время девичьих посиделок мы плетем друг дружке косы. Глаза у моей мамы зеленые, как изумруд. Они всегда излучают доброту и искренность. Если у меня что-то не получается, мне достаточно ее взгляда и все мигом образовывается. Пушистые и густые ресницы придают ее глазам особой выразительности. А еще у нее очень красивые губы цвета спелой вишни. Когда мама улыбается все вокруг заряжаются хорошим настроением. Папа говорит, что при встрече с мамочкой, он сразу влюбился в улыбку. Она показалась ему такой искренней, что он решил познакомиться с ее обладательницей.
Моя мама очень стильная и я жду с нетерпением, когда подрасту и смогу одалживать у нее наряды. Она всегда одевается со вкусом. На работу мамочка надевает официальные платья или строгие классические костюмы. Свой образ она добавляет модной сумочкой, часами и туфельками. У нее маленький размер ноги, поэтому думаю через год, я смогу носить ее обувь.
Мамочка не только красива внешне, но и внутренне. У нее много друзей, которые иногда приходят к нам в гости. Она очень добрая, приветливая, умная и ласковая. Моя мама понимает меня, а в любую трудную минуту помогает дельным советом. Мне нравится, что мы с ней можем доверять другу и делиться секретами. Многие мои подружки часто жалуются, что у их мам не хватает времени на них. Я счастлива, что несмотря на то, что у моей мамочки много дел, она всегда находит свободную минутку для меня. После работы мы всей семьей садимся за стол и обсуждаем все, что произошло за день. Как бы мне хотелось в будущем быть хоть немного похожей на мою маму.
МОЯ БАБУШКА. Я люблю свою бабушку, и все исходные дни провожу у нее. Бабушка небольшая на рост, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты лица выразительные, четко очерченные, правильные. Они указывают на то, что раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде никогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрение. Ее голубые глаза освещены изнутри мягким живым сиянием, они излучают тепло и искренность даже тогда, когда бабушка сердится. Когда бы я не приехала, на бабушке был беленький платочек, который резко выделял черные брови и загорелое лицо. Иногда платочек сдвигал набок, и из-под нее выбивалась прядь седого волос. Бабушка знает много сказок, и мне нравится слушать ее тихий разговор. Вот такая она, моя дорогая бабушка. МОЙ ТОВАРИЩ. Говорят, что
[smszamok]
лицо — зеркало души человека. И это в самом деле так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его радушное открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный мальчик. Лицо продолговатое, худое, загорелое на солнце. Высокий лоб, сверху к которому легенько прилегает зачесанный набок коротко подстриженный густой черный волос. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, будто в полете птичьи крылья. Из-под них смотрят большие круглые сыне, как пожилое небо, глаза. Взгляд их умный, добродушный, прямой и откровенный, как у каждого честного человека. И довольно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, так как постоянно занимается спортом. В нашей школе есть Шевченковская светлица. Там собран огромный материал о Тарасе Шевченко, сохраняются произведения поэта, его картины. Центральное место занимает «Юбилейное панно Т. Шевченко», выполненное заслуженным народным художником Украины Ф. Панком. Каждого раза, когда мы заходим к светлице, встречает нас мужественное, волевое лицо Великого Кобзаря. Мудрый задумчивый взгляд темно-карих глаз и сморчки на лбе свидетельствуют, что на его судьбу выпало немало трудных испытаний. На голове у него седая смушковая шапка, на плечах кожух. Из-под кожуха виднеется рубашка красного цвета. Портрет поэта выполнен на фоне красных ягод калины, цветов подсолнечника, дубовой листвы. Это символы Украины. Подсолнечники символизируют солнце, листву дуба — мужество и непокоренность, калина — красоту. Краски, которыми выполненный портрет, яркие, насыщенные, что создает торжественность и праздничность. Из того времени она гостеприимно встречает посетителей нашей светлицы. ВЫШИТАЯ СОРОЧКА. Вышитая рубашка — любимая одежда каждой украинки. Они украшали рубашку магическими знаками солнца, поля, воды. Считалось, что эти символы отводят от человека болезни и несчастье. И самая ткань рубашки, и вышивка, и цвет нитей имели волшебную силу. Для вышивания нужны нити «мулине». Их следует сначала проварить с солью, чтобы они не линяли. Потом нити следует хорошенько прополоскать и высушить. Наилегче вышивать на канве, так как на этой плотной ткани плетение нитей образовывает маленькие и большие дырочки. Нужно сосчитать, сколько клеточек займет орнамент в ширину и, набросив из каждого края по четыре клеточки, отрезать шмат канвы. Втянув нить в иглу, можно браться к вышиванию. Вкалывать нить нужно в большую дырочку канвы и выкалывать ниже в дырочку так, чтобы сверху образовался косой стежок. Когда сделать такие самые стежки назад по тем же проколам, косые стежки лягут в другом направлении и образуют крестики. Я признательная бабушке за ее науку, за то, что открыла мне тайны вышивки. ДОРОГА К СПОРТИВНЫМ ВЕРШИНАМ. Кто не виднеется стать спортсменом? Кто не хочет быть сильным и здоровым? Наверное, все, кто занимается спортом, виднеются стать чемпионами. Я, как и большинство моих ровесников, тоже захватываюсь спортом. Люблю играть в футбол, катать на коньках. Я также пробовал заниматься и бігом, и прыжками, и гимнастикой, но особых успехов не достигал. Мои одноклассники говорят, что у меня нет способностей. Но разве заниматься спортом должны только «перспективные» ребята и девушки? А как же узнать или «перспективный» ты или нет, если тебя не будут рассматривать на фоне других спортсменов. Итак по моему мнению, спортом должны заниматься все, кто испытывает внутреннюю потребность в этом.. НУЖНО ЛИ ИЗУЧАТЬ ДЕЛОВУЮ РЕЧЬ. Язык обслуживает все сферы общественной жизни: государственных и общественных учреждений, учебных заведений, науки, литературы, делового общения. Деловая документация отображает характер общественного отношения, в ней информация о событиях, явлениях, частных отношениях между людьми. Следует знать, что любой документ составляется лишь в официально- деловом стиле. В документах не употребляются эмоционально-окрашенные слова, разговорные повороты, слова с уменьшительно-ласковыми суффиксами. Недопустимые в документах эпитеты, сравнения, метафоры. Точность достигается употреблением только однозначных слов, использованием сроков, цифровых данных, указанием дат, фамилий. Документи имеют разную степень стандартизации. Одни более регламентированные: расписки, заявления, протоколы. Письма и объявления менее регламентированы. А автобиографии и характеристики имеют незначительный уровень стандартизации. Для документов характерные упроченные языковые повороты, стандартные начала и окончания. Итак, умение составлять деловые бумаги, вдумчиво их читать, правильно понимать — обязанность каждого современного человека.
[/smszamok] КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕРПИМЫМ. Произведение-раздумье. Я часто задумываюсь над поступками и поведением людей, которые меня окружают. Что-то в них мне нравится, а что-то — ни. Но я заметил, что всем нам не хватает терпимости в наших действиях и поступках. Терпимость — качество, которое характеризуется старанием достичь взаимного понимания интересов, убеждений, вероисповеданий, привычек, поведения людей. Согласование разных интересов и поглядев при условии терпимости осуществляется без давления и образ. А вы как думаете? Я за терпимость между одноклассниками: мы все разные, но же мы — класс. Я за терпимость между родителями и детьми, так как мы же — семья. Я считаю, что в наше время, терпимость между разными политическими системами, культурами, гладами, а также отдельными лицами является необходимым условием выживания человечества.
Моя бабушка уже не работает, она на пенсии. Но она совсем не выглядит старой. У неё короткая современная причёска. Волосы у бабушки седые, поэтому она красит их в красивый насыщенный цвет. Обычно волосы у неё тёмно-бордовые. Этот цвет хорошо подходит к её красивым добрым карим глазам и тёмно-коричневым бровям.
Я считаю, что именно глаза – это самое красивое во внешности бабушки. Они очень большие, глубокие и добрые. Взгляд у бабушки всегда ласковый и немного тревожный, ведь она всегда заботится о нас, своих родных.
Моя бабушка среднего роста. Когда-то она была совсем худенькой, но с возрастом поправилась. Наверное, правильно будет сказать, что теперь она средней полноты. Десятилетия работы по своей должности и домашняя работа сделали бабушкины руки сильными. Иногда мне кажется, что эти руки умеют всё на свете.
Одеваться бабушка любит очень практично, ей нравятся строгие брючные костюмы, пиджаки и кофты с воротником, из обуви она предпочитает туфли на низком каблуке. Одежда у бабушки всегда опрятная. Она выбирает довольно сдержанные цвета: бежевый, песочный, коричневый, разве что иногда может надеть красный свитер. Бабушка считает, что одежда должна быть удобной и никак не мешать. Пожалуй, я с ней в этом соглашусь.
В целом моя любимая бабушка выглядит довольно бодро и энергично. Поэтому ей дают намного меньше лет, чем есть на самом деле. На её лице заметны морщины, но они совсем не портят её внешность, а скорее, наоборот, украшают.
Вместе со статьёй «Сочинение-описание внешности человека» читают:
Сочинение на тему «Тарас Бульба», 7 класс
Сочинение по картине «Друзья», Е.Широков (7 класс)
Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. Конечно, точно я узнать не могу, что они думают. Вот у этого парня крепкие мышцы, мозолистые руки, наверняка он спортсмен. При его росте хорошо играть в баскетбол или волейбол. Он достаточно выносливый, а в этих видах спорта нужна сила. На одной из станций в электричку вошел его знакомый, парни разговорились, и я понял, что парень — фигурист. Да, я не специалист отгадывать профессии. Но в Одном не ошибся, что этот парень — спортсмен. И даже лучше, что он оказался фигуристом. Я представляю, как мощно и красиво он катит по льду. Он большой, стройный, а его партнерша — тоненькая, почти эфирная, он поднимает ее легко и свободно. Она красиво парит в воздухе, как птица.
Почему я решил, что он хороший спортсмен? У парня открытый и вдумчивый взгляд. Ямочки на щеках украшают его лицо, особенно когда он улыбается. А умение так открыто и искренне смеяться говорит о доброте и честности, удовлетворении собой и своей деятельностью. Он молод, счастлив, занят интересным делом. Я вырасту и тоже найду свое дело. Хочется в это верить!
Вариант 2: Я хочу рассказать о моем папе. Говорят, что я очень похож на него. У моего папы голубые глаза, прямой нос, всегда улыбающиеся губы. Когда-то у него была борода и усы, но сейчас их нет, и мне так больше нравится. Папа высокого роста, и иногда он задевает в гостях головой люстру, но смеется над этим. Все говорят, что у моего папы умелые руки, так как он всегда что-то дома делает: мастерит полки, чинит приборы, вешает картины. Я люблю наблюдать за его работой. У него всегда все очень легко получается, а у меня — нет, но я ведь когда-нибудь научусь. Еще мой папа сильный. Когда-то давно он занимался спортом, а сейчас на даче носит ведра с пруда для полива грядок и вскапывает землю, помогая маме.
Мой папа немногословен, но очень любит ходить в гости и беседовать со своими друзьями о футболе и о машинах. Когда папа сердится, то на лбу у него появляется морщинка. По ней сразу можно понять, что папа недоволен. Но все же улыбается он чаще, любит подшутить надо мной или посмеяться над комедией. Моему папе очень нравится выглядеть аккуратным, поэтому он всегда внимателен к своей одежде, никогда не ходит взлохмаченным или грязным. Даже когда он работает, то не сильно пачкается. Мою маму это удивляет. Она рада, что и в этом я похож на отца.
Страница: [ 1 ] 2
Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Никакая внешняя прелесть
Не может быть полной, если она
Не оживлена внутренней красотой.
В. Гюго
Худ. Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…
Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.
Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.
Вспомните:
• Что такое литературный портрет?
• Для кого он вводится в художественное произведение?
(1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры
Держаться, жестов, мимики. 2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.)
III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. слово учителя
Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:
• Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
• Что сразу бросается в глаза?
1) «Правду молвит, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»
(Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой
Царевне и о семи богатырях»)
2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
3) «лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)
4) «месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава, Выступает, словно пава…» (Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
— Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
2. слово учителя
— Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.
1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный ко
Стюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе
К подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. На
Шедших просим сообщить…
Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.
Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?
2) Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задум
Чивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье
В красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эски
Мо». Увлекается коллекционированием марок. любит петь весёлые
Песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой машей. У неё
Есть кошка мурка.
Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.
3. работа над составлением плана
1) Основная мысль описания (замысел).
2) Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).
3) яркие, незабываемые портретные детали.
4) языковые средства, использованные для описания.
План поможет и в работе со специальными карточками, подготов
Ленными к этому уроку. (На карточках — красочные фотографии и ин
Дивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят.)
4. работа с ситуативным материалом
А) лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только
Что она закончила своё выступление на бревне. а что скажут судьи?
Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она ду
Мает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?
Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!
Опиши выражение лица максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.
Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Юра. Он не слушал объяснения учителя. а когда его спросили правило, то…
Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.
Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.
Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?
Б) Следующий вид работы — описание соседа по парте с использова
Нием составленной заранее портретной лексики.
Советуем запомнить!
5. составление и разыгрывание диалогов
Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.
Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.
Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.
(Как правило, ребята вскользь говорят об улыбке человека, либо вообще не включают её в описание. И тогда уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли — всё покажет».)
6. слово учителя
— Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость.
Страница: [ 1 ] 2
Сочинение «Описание внешности человека» 7 класс
План
1. Кто этот человек?
2. Внешность человека: лицо, рост, осанка, мимика, жесты.
3. Одежда. Прическа.
4. Характер. Особенности поведения.
5. Что меня в нем привлекает?
Описание внешности человека довольно непростая задача, но выполнимая. С чего же начать? Конечно, проще описывать знакомого тебе человека. Поэтому я буду рассказывать о своем друге, который учится со мной в классе.
Внешность этого человека отличает его от других одноклассников. Во-первых, он очень высокого роста. Тот, кто его не знает, думает, что он старшеклассник. Во-вторых, у него интересные глаза. Они серого цвета и всегда чуть прищурены. Но иногда переходят в серо-голубой цвет и становятся как будто бездонными. Смотришь в них и не можешь определить глубину взгляда. Его лицо овальной формы. Подбородок острый. Нос прямой. Когда он напряжен, то его брови чуточку приподняты. А когда друг улыбается, то все лицо озаряется заразительным светом. Все вокруг тоже начинают улыбаться.
Мой друг не вычурен в одежде, но носит ее с достоинством. Обычные брюки, но всегда с наведенными стрелками. Если джинсы, то не потертые и не обтягивающие. Рубашка не броского цвета, но всегда поглаженная. Все это говорит о его аккуратности. Он не любит спортивный стиль одежды. Наверное, мой друг будет дипломатом.
Характер человека определяют по его поведению, словам, поступкам. Мой друг очень добрый. Он готов помочь, если его попросишь о чем-нибудь. В нем нет агрессии, злости, недовольства. Если ему что-то неприятно, он не показывает это окружающим. Все говорит о его сдержанности и терпимости.
Мой друг мне нравится. С ним приятно разговаривать. Он – хороший собеседник. Я рад, что у меня есть такой одноклассник. Надеюсь, описание внешности человека у меня получилось.
Я хотел бы рассказать о своём лучшем друге. Моего лучшего друга зовут Коля, мы с ним начали дружить ещё в первом классе и до сих пор учимся вместе и даже сидим за одной партой. Коля очень надёжный друг, он всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, поддержать меня, на него всегда можно положиться. Внешне Коля заметно отличается от других парней, у него красивые чёрные волосы и очень интересная стрижка, как у известных певцов. Также Коля выделяется из толпы своими огромными карими глазами, за что он нравится многим девчонкам. Нос и уши у Коли ничем особенным не выделяются, зато губы очень красивые и имеют интересную форму. Также у Коли чёрные густые брови и ресницы, многие девочки завидуют ему, потому что тоже хотят иметь от природы густые красивые брови и ресницы.
Коля ниже меня по росту, но это никак не мешает ему добиваться успехов в жизни. Он также отличается от одноклассников своей красивой фигурой, он очень любит спорт и никогда не пропускает тренировки. Больше всего ему нравится бокс, он даже учувствовал в городских соревнованиях по боксу. Мой друг любит вступать во всякие передряги, потому на нём часто можно обнаружить синяки и ссадины. Я иногда даже подшучиваю над ним, говоря: «Тебя издалека можно узнать по твоим синякам!» – он никогда не воспринимает мои шутки всерьёз, всегда понимает меня и смеётся над моими шутками вместе со мной.
Описание внешности человека – это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания – найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.
Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, “Внешность человека, которого я видел однажды…”). Или воображение (“Мой портрет через 10 лет”).
Примерный план сочинения:
1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.
Возможные определения:
Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные…
Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский…
Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой…
Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…
Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская…
Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная…
Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…
Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.
Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. Конечно, точно я узнать не могу, что они думают. Вот у этого парня крепкие мышцы, мозолистые руки, наверняка он спортсмен. При его росте хорошо играть в баскетбол или волейбол. Он достаточно выносливый, а в этих видах спорта нужна сила. На одной из станций в электричку вошел его знакомый, парни разговорились, и я понял, что парень — фигурист. Да, я не специалист отгадывать профессии. Но в Одном не ошибся, что этот парень — спортсмен. И даже лучше, что он оказался фигуристом. Я представляю, как мощно и красиво он катит по льду. Он большой, стройный, а его партнерша — тоненькая, почти эфирная, он поднимает ее легко и свободно. Она красиво парит в воздухе, как птица.
Почему я решил, что он хороший спортсмен? У парня открытый и вдумчивый взгляд. Ямочки на щеках украшают его лицо, особенно когда он улыбается. А умение так открыто и искренне смеяться говорит о доброте и честности, удовлетворении собой и своей деятельностью. Он молод, счастлив, занят интересным делом. Я вырасту и тоже найду свое дело. Хочется в это верить!
Вариант 2:
Я хочу рассказать о моем папе. Говорят, что я очень похож на него. У моего папы голубые глаза, прямой нос, всегда улыбающиеся губы. Когда-то у него была борода и усы, но сейчас их нет, и мне так больше нравится. Папа высокого роста, и иногда он задевает в гостях головой люстру, но смеется над этим. Все говорят, что у моего папы умелые руки, так как он всегда что-то дома делает: мастерит полки, чинит приборы, вешает картины. Я люблю наблюдать за его работой. У него всегда все очень легко получается, а у меня — нет, но я ведь когда-нибудь научусь. Еще мой папа сильный. Когда-то давно он занимался спортом, а сейчас на даче носит ведра с пруда для полива грядок и вскапывает землю, помогая маме.
Мой папа немногословен, но очень любит ходить в гости и беседовать со своими друзьями о футболе и о машинах. Когда папа сердится, то на лбу у него появляется морщинка. По ней сразу можно понять, что папа недоволен. Но все же улыбается он чаще, любит подшутить надо мной или посмеяться над комедией. Моему папе очень нравится выглядеть аккуратным, поэтому он всегда внимателен к своей одежде, никогда не ходит взлохмаченным или грязным. Даже когда он работает, то не сильно пачкается. Мою маму это удивляет. Она рада, что и в этом я похож на отца.
Я хочу рассказать о моем папе. Говорят, что я очень похож на него. У моего папы голубые глаза, прямой нос, всегда улыбающиеся губы. Когда-то у него была борода и усы, но сейчас их нет, и мне так больше нравится. Папа высокого роста, и иногда он задевает в гостях головой люстру, но смеется над этим. Все говорят, что у моего папы умелые руки, так как он всегда что-то дома делает: мастерит полки, чинит приборы, вешает картины. Я люблю наблюдать за его работой. У него всегда все очень легко получается, а у меня — нет, но я ведь когда-нибудь научусь. Еще мой папа сильный. Когда-то давно он занимался спортом, а сейчас на даче носит ведра с пруда для полива грядок и вскапывает землю, помогая маме. Мой папа немногословен, но очень любит ходить в гости и беседовать со своими друзьями о футболе и о машинах. Когда папа сердится, то на лбу у него появляется морщинка. По ней сразу можно понять, что папа недоволен. Но все же улыбается он чаще, любит подшутить надо мной или посмеяться над комедией. Моему папе очень нравится выглядеть аккуратным, поэтому он всегда внимателен к своей одежде, никогда не ходит взлохмаченным или грязным. Даже когда он работает, то не сильно пачкается. Мою маму это удивляет. Она рада, что и в этом я похож на отца.
Я часто вглядываюсь в лица прохожих, мне очень интересно, о чем они в настоящий момент думают. Я не физиономист, только учусь. Вот мне всегда было очень интересно, можно ли по выражению лица человека узнать, чем он занимается, какую имеет профессию? Иногда это совсем не сложно. Видя в метро впереди себя сидящего молодого человека, с накачанными мышцами и со спортивной сумкой в руках, сразу можно понять, что он занимается спортом и едет на тренировку или уже со спортзала. Тогда я пытаюсь догадаться, каким именно видом спорта он может заниматься. С его большим ростом, скорее всего это занятия волейболом или баскетболом. По внешнему виду, он выносливый, а там нужна сила и ловкость. Так я наблюдал за юношей, пока в вагон не зашел его товарищ, они разговорились. Оказывается они оба баскетболисты. Мне было очень интересно и даже приятно, что моё предположение подтвердилось.
Есть всем известная поговорка, гласящая о том, что зеркалом души человека является его лицо. Возможно, что и так. Вот взять нашего учителя по физической культуре. Это веселый, жизнерадостный человек. Он всегда в хорошем настроении и физической форме. На уроках он всегда в стильном спортивном костюме. У него очень стройная фигура, и мы, ребята, все хотим быть такими же. Когда мы его встречаем вне стен школы, он все также весел, но одет уже совершенно по-другому. Иногда и не узнать. Мы часто видим его в костюме, в белоснежной рубашкой и очень красивыми галстуками. Наши девочки даже засматриваются на внешность нашего преподавателя – физрука.
У него слегка вытянутое лицо, очень красивая модная стрижка. Его широко посаженные густые, черные, как смоль, брови, словно крылья птиц над его синими, как небо, глазами. Взгляд у него всегда очень умный и откровенный, но не стоит обольщаться, он не так прост, как кажется. Его кажущаяся доброта и откровенность, присущая любому честному человеку, сразу улетучивается, лишь стоит ему увидеть несправедливость или грубость. Тут же и выражение лица и глаз очень резко изменяется. Взгляд становится гневным и пронзительным.
Когда то нам пришлось нечаянно быть свидетелями того, как наш преподаватель разогнал группу подвыпивших молодых людей, которые разгуливали пред нашей школой. Вот с таким выражением лица, какое было у него, и злобой на этих хулиганов, мне бы не хотелось встретиться. Конечно, это не показатель того, что он был прав, но этим парням хватило его роста, силы и ловкости, чтобы они больше и не подумали вернуться к этому зданию.
Я хочу описать внешность самого дорогого для меня человека – моей мамы. Она мой лучший друг и я ею очень горжусь.
Мамочку зовут Татьяна Васильевна. Ей 35 лет, но знакомые считают, что она выглядит гораздо моложе. Моя мама невысокого роста, поэтому она часто надевает обувь на каблуке, чтобы казаться чуть выше. Ее фигуре позавидует любая молоденькая девушка, ведь она очень стройная. Для того, чтобы быть красивой, мама посещает тренажерный зал три раза в неделю, а также тщательно следит за своим питанием. Дома она готовит только здоровую еду. Поначалу мы с папой были против этого, но потом привыкли. Сейчас мы уже не вспоминаем о вредной еде. Мама даже подговаривает нас тоже заняться спортом, но мы пока еще не готовы к этому.
У мамы длинные густые волосы каштанового цвета, и каждую пятницу во время девичьих посиделок мы плетем друг дружке косы. Глаза у моей мамы зеленые, как изумруд. Они всегда излучают доброту и искренность. Если у меня что-то не получается, мне достаточно ее взгляда и все мигом образовывается. Пушистые и густые ресницы придают ее глазам особой выразительности. А еще у нее очень красивые губы цвета спелой вишни. Когда мама улыбается все вокруг заряжаются хорошим настроением. Папа говорит, что при встрече с мамочкой, он сразу влюбился в улыбку. Она показалась ему такой искренней, что он решил познакомиться с ее обладательницей.
Моя мама очень стильная и я жду с нетерпением, когда подрасту и смогу одалживать у нее наряды. Она всегда одевается со вкусом. На работу мамочка надевает официальные платья или строгие классические костюмы. Свой образ она добавляет модной сумочкой, часами и туфельками. У нее маленький размер ноги, поэтому думаю через год, я смогу носить ее обувь.
Мамочка не только красива внешне, но и внутренне. У нее много друзей, которые иногда приходят к нам в гости. Она очень добрая, приветливая, умная и ласковая. Моя мама понимает меня, а в любую трудную минуту помогает дельным советом. Мне нравится, что мы с ней можем доверять другу и делиться секретами. Многие мои подружки часто жалуются, что у их мам не хватает времени на них. Я счастлива, что несмотря на то, что у моей мамочки много дел, она всегда находит свободную минутку для меня. После работы мы всей семьей садимся за стол и обсуждаем все, что произошло за день. Как бы мне хотелось в будущем быть хоть немного похожей на мою маму.
МОЯ БАБУШКА. Я люблю свою бабушку, и все исходные дни провожу у нее. Бабушка небольшая на рост, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты лица выразительные, четко очерченные, правильные. Они указывают на то, что раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде никогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрение. Ее голубые глаза освещены изнутри мягким живым сиянием, они излучают тепло и искренность даже тогда, когда бабушка сердится. Когда бы я не приехала, на бабушке был беленький платочек, который резко выделял черные брови и загорелое лицо. Иногда платочек сдвигал набок, и из-под нее выбивалась прядь седого волос. Бабушка знает много сказок, и мне нравится слушать ее тихий разговор. Вот такая она, моя дорогая бабушка.
МОЙ ТОВАРИЩ. Говорят, что
[smszamok]
лицо — зеркало души человека. И это в самом деле так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его радушное открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный мальчик. Лицо продолговатое, худое, загорелое на солнце. Высокий лоб, сверху к которому легенько прилегает зачесанный набок коротко подстриженный густой черный волос. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, будто в полете птичьи крылья. Из-под них смотрят большие круглые сыне, как пожилое небо, глаза. Взгляд их умный, добродушный, прямой и откровенный, как у каждого честного человека. И довольно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, так как постоянно занимается спортом.
В нашей школе есть Шевченковская светлица. Там собран огромный материал о Тарасе Шевченко, сохраняются произведения поэта, его картины. Центральное место занимает «Юбилейное панно Т. Шевченко», выполненное заслуженным народным художником Украины Ф. Панком. Каждого раза, когда мы заходим к светлице, встречает нас мужественное, волевое лицо Великого Кобзаря. Мудрый задумчивый взгляд темно-карих глаз и сморчки на лбе свидетельствуют, что на его судьбу выпало немало трудных испытаний. На голове у него седая смушковая шапка, на плечах кожух. Из-под кожуха виднеется рубашка красного цвета. Портрет поэта выполнен на фоне красных ягод калины, цветов подсолнечника, дубовой листвы. Это символы Украины. Подсолнечники символизируют солнце, листву дуба — мужество и непокоренность, калина — красоту. Краски, которыми выполненный портрет, яркие, насыщенные, что создает торжественность и праздничность. Из того времени она гостеприимно встречает посетителей нашей светлицы.
ВЫШИТАЯ СОРОЧКА. Вышитая рубашка — любимая одежда каждой украинки. Они украшали рубашку магическими знаками солнца, поля, воды. Считалось, что эти символы отводят от человека болезни и несчастье. И самая ткань рубашки, и вышивка, и цвет нитей имели волшебную силу. Для вышивания нужны нити «мулине». Их следует сначала проварить с солью, чтобы они не линяли. Потом нити следует хорошенько прополоскать и высушить. Наилегче вышивать на канве, так как на этой плотной ткани плетение нитей образовывает маленькие и большие дырочки. Нужно сосчитать, сколько клеточек займет орнамент в ширину и, набросив из каждого края по четыре клеточки, отрезать шмат канвы. Втянув нить в иглу, можно браться к вышиванию. Вкалывать нить нужно в большую дырочку канвы и выкалывать ниже в дырочку так, чтобы сверху образовался косой стежок. Когда сделать такие самые стежки назад по тем же проколам, косые стежки лягут в другом направлении и образуют крестики. Я признательная бабушке за ее науку, за то, что открыла мне тайны вышивки.
ДОРОГА К СПОРТИВНЫМ ВЕРШИНАМ. Кто не виднеется стать спортсменом? Кто не хочет быть сильным и здоровым? Наверное, все, кто занимается спортом, виднеются стать чемпионами. Я, как и большинство моих ровесников, тоже захватываюсь спортом. Люблю играть в футбол, катать на коньках. Я также пробовал заниматься и бігом, и прыжками, и гимнастикой, но особых успехов не достигал. Мои одноклассники говорят, что у меня нет способностей. Но разве заниматься спортом должны только «перспективные» ребята и девушки? А как же узнать или «перспективный» ты или нет, если тебя не будут рассматривать на фоне других спортсменов. Итак по моему мнению, спортом должны заниматься все, кто испытывает внутреннюю потребность в этом..
НУЖНО ЛИ ИЗУЧАТЬ ДЕЛОВУЮ РЕЧЬ. Язык обслуживает все сферы общественной жизни: государственных и общественных учреждений, учебных заведений, науки, литературы, делового общения. Деловая документация отображает характер общественного отношения, в ней информация о событиях, явлениях, частных отношениях между людьми. Следует знать, что любой документ составляется лишь в официально- деловом стиле. В документах не употребляются эмоционально-окрашенные слова, разговорные повороты, слова с уменьшительно-ласковыми суффиксами. Недопустимые в документах эпитеты, сравнения, метафоры. Точность достигается употреблением только однозначных слов, использованием сроков, цифровых данных, указанием дат, фамилий. Документи имеют разную степень стандартизации. Одни более регламентированные: расписки, заявления, протоколы. Письма и объявления менее регламентированы. А автобиографии и характеристики имеют незначительный уровень стандартизации. Для документов характерные упроченные языковые повороты, стандартные начала и окончания. Итак, умение составлять деловые бумаги, вдумчиво их читать, правильно понимать — обязанность каждого современного человека.
[/smszamok]
КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕРПИМЫМ. Произведение-раздумье. Я часто задумываюсь над поступками и поведением людей, которые меня окружают. Что-то в них мне нравится, а что-то — ни. Но я заметил, что всем нам не хватает терпимости в наших действиях и поступках. Терпимость — качество, которое характеризуется старанием достичь взаимного понимания интересов, убеждений, вероисповеданий, привычек, поведения людей. Согласование разных интересов и поглядев при условии терпимости осуществляется без давления и образ. А вы как думаете? Я за терпимость между одноклассниками: мы все разные, но же мы — класс. Я за терпимость между родителями и детьми, так как мы же — семья. Я считаю, что в наше время, терпимость между разными политическими системами, культурами, гладами, а также отдельными лицами является необходимым условием выживания человечества.
Моя бабушка уже не работает, она на пенсии. Но она совсем не выглядит старой. У неё короткая современная причёска. Волосы у бабушки седые, поэтому она красит их в красивый насыщенный цвет. Обычно волосы у неё тёмно-бордовые. Этот цвет хорошо подходит к её красивым добрым карим глазам и тёмно-коричневым бровям.
Я считаю, что именно глаза – это самое красивое во внешности бабушки. Они очень большие, глубокие и добрые. Взгляд у бабушки всегда ласковый и немного тревожный, ведь она всегда заботится о нас, своих родных.
Моя бабушка среднего роста. Когда-то она была совсем худенькой, но с возрастом поправилась. Наверное, правильно будет сказать, что теперь она средней полноты. Десятилетия работы по своей должности и домашняя работа сделали бабушкины руки сильными. Иногда мне кажется, что эти руки умеют всё на свете.
Одеваться бабушка любит очень практично, ей нравятся строгие брючные костюмы, пиджаки и кофты с воротником, из обуви она предпочитает туфли на низком каблуке. Одежда у бабушки всегда опрятная. Она выбирает довольно сдержанные цвета: бежевый, песочный, коричневый, разве что иногда может надеть красный свитер. Бабушка считает, что одежда должна быть удобной и никак не мешать. Пожалуй, я с ней в этом соглашусь.
В целом моя любимая бабушка выглядит довольно бодро и энергично. Поэтому ей дают намного меньше лет, чем есть на самом деле. На её лице заметны морщины, но они совсем не портят её внешность, а скорее, наоборот, украшают.
Вместе со статьёй «Сочинение-описание внешности человека» читают:
Сочинение на тему «Тарас Бульба», 7 класс
Сочинение по картине «Друзья», Е.Широков (7 класс)
Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. Конечно, точно я узнать не могу, что они думают. Вот у этого парня крепкие мышцы, мозолистые руки, наверняка он спортсмен. При его росте хорошо играть в баскетбол или волейбол. Он достаточно выносливый, а в этих видах спорта нужна сила. На одной из станций в электричку вошел его знакомый, парни разговорились, и я понял, что парень — фигурист. Да, я не специалист отгадывать профессии. Но в Одном не ошибся, что этот парень — спортсмен. И даже лучше, что он оказался фигуристом. Я представляю, как мощно и красиво он катит по льду. Он большой, стройный, а его партнерша — тоненькая, почти эфирная, он поднимает ее легко и свободно. Она красиво парит в воздухе, как птица.
Почему я решил, что он хороший спортсмен? У парня открытый и вдумчивый взгляд. Ямочки на щеках украшают его лицо, особенно когда он улыбается. А умение так открыто и искренне смеяться говорит о доброте и честности, удовлетворении собой и своей деятельностью. Он молод, счастлив, занят интересным делом. Я вырасту и тоже найду свое дело. Хочется в это верить!
Вариант 2: Я хочу рассказать о моем папе. Говорят, что я очень похож на него. У моего папы голубые глаза, прямой нос, всегда улыбающиеся губы. Когда-то у него была борода и усы, но сейчас их нет, и мне так больше нравится. Папа высокого роста, и иногда он задевает в гостях головой люстру, но смеется над этим. Все говорят, что у моего папы умелые руки, так как он всегда что-то дома делает: мастерит полки, чинит приборы, вешает картины. Я люблю наблюдать за его работой. У него всегда все очень легко получается, а у меня — нет, но я ведь когда-нибудь научусь. Еще мой папа сильный. Когда-то давно он занимался спортом, а сейчас на даче носит ведра с пруда для полива грядок и вскапывает землю, помогая маме.
Мой папа немногословен, но очень любит ходить в гости и беседовать со своими друзьями о футболе и о машинах. Когда папа сердится, то на лбу у него появляется морщинка. По ней сразу можно понять, что папа недоволен. Но все же улыбается он чаще, любит подшутить надо мной или посмеяться над комедией. Моему папе очень нравится выглядеть аккуратным, поэтому он всегда внимателен к своей одежде, никогда не ходит взлохмаченным или грязным. Даже когда он работает, то не сильно пачкается. Мою маму это удивляет. Она рада, что и в этом я похож на отца.
Страница: [ 1 ] 2
Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Никакая внешняя прелесть
Не может быть полной, если она
Не оживлена внутренней красотой.
В. Гюго
Худ. Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…
Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.
Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.
Вспомните:
• Что такое литературный портрет?
• Для кого он вводится в художественное произведение?
(1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры
Держаться, жестов, мимики. 2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.)
III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. слово учителя
Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:
• Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
• Что сразу бросается в глаза?
1) «Правду молвит, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»
(Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой
Царевне и о семи богатырях»)
2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
3) «лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)
4) «месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава, Выступает, словно пава…» (Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
— Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
2. слово учителя
— Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.
1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный ко
Стюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе
К подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. На
Шедших просим сообщить…
Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.
Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?
2) Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задум
Чивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье
В красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эски
Мо». Увлекается коллекционированием марок. любит петь весёлые
Песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой машей. У неё
Есть кошка мурка.
Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.
3. работа над составлением плана
1) Основная мысль описания (замысел).
2) Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).
3) яркие, незабываемые портретные детали.
4) языковые средства, использованные для описания.
План поможет и в работе со специальными карточками, подготов
Ленными к этому уроку. (На карточках — красочные фотографии и ин
Дивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят.)
4. работа с ситуативным материалом
А) лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только
Что она закончила своё выступление на бревне. а что скажут судьи?
Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она ду
Мает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?
Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!
Опиши выражение лица максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.
Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Юра. Он не слушал объяснения учителя. а когда его спросили правило, то…
Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.
Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.
Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?
Б) Следующий вид работы — описание соседа по парте с использова
Нием составленной заранее портретной лексики.
Советуем запомнить!
5. составление и разыгрывание диалогов
Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.
Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.
Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.
(Как правило, ребята вскользь говорят об улыбке человека, либо вообще не включают её в описание. И тогда уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли — всё покажет».)
6. слово учителя
— Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость.
Страница: [ 1 ] 2
Сочинение «Описание внешности человека» 7 класс
План
1. Кто этот человек?
2. Внешность человека: лицо, рост, осанка, мимика, жесты.
3. Одежда. Прическа.
4. Характер. Особенности поведения.
5. Что меня в нем привлекает?
Описание внешности человека довольно непростая задача, но выполнимая. С чего же начать? Конечно, проще описывать знакомого тебе человека. Поэтому я буду рассказывать о своем друге, который учится со мной в классе.
Внешность этого человека отличает его от других одноклассников. Во-первых, он очень высокого роста. Тот, кто его не знает, думает, что он старшеклассник. Во-вторых, у него интересные глаза. Они серого цвета и всегда чуть прищурены. Но иногда переходят в серо-голубой цвет и становятся как будто бездонными. Смотришь в них и не можешь определить глубину взгляда. Его лицо овальной формы. Подбородок острый. Нос прямой. Когда он напряжен, то его брови чуточку приподняты. А когда друг улыбается, то все лицо озаряется заразительным светом. Все вокруг тоже начинают улыбаться.
Мой друг не вычурен в одежде, но носит ее с достоинством. Обычные брюки, но всегда с наведенными стрелками. Если джинсы, то не потертые и не обтягивающие. Рубашка не броского цвета, но всегда поглаженная. Все это говорит о его аккуратности. Он не любит спортивный стиль одежды. Наверное, мой друг будет дипломатом.
Характер человека определяют по его поведению, словам, поступкам. Мой друг очень добрый. Он готов помочь, если его попросишь о чем-нибудь. В нем нет агрессии, злости, недовольства. Если ему что-то неприятно, он не показывает это окружающим. Все говорит о его сдержанности и терпимости.
Мой друг мне нравится. С ним приятно разговаривать. Он – хороший собеседник. Я рад, что у меня есть такой одноклассник. Надеюсь, описание внешности человека у меня получилось.
Я хотел бы рассказать о своём лучшем друге. Моего лучшего друга зовут Коля, мы с ним начали дружить ещё в первом классе и до сих пор учимся вместе и даже сидим за одной партой. Коля очень надёжный друг, он всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, поддержать меня, на него всегда можно положиться. Внешне Коля заметно отличается от других парней, у него красивые чёрные волосы и очень интересная стрижка, как у известных певцов. Также Коля выделяется из толпы своими огромными карими глазами, за что он нравится многим девчонкам. Нос и уши у Коли ничем особенным не выделяются, зато губы очень красивые и имеют интересную форму. Также у Коли чёрные густые брови и ресницы, многие девочки завидуют ему, потому что тоже хотят иметь от природы густые красивые брови и ресницы.
Коля ниже меня по росту, но это никак не мешает ему добиваться успехов в жизни. Он также отличается от одноклассников своей красивой фигурой, он очень любит спорт и никогда не пропускает тренировки. Больше всего ему нравится бокс, он даже учувствовал в городских соревнованиях по боксу. Мой друг любит вступать во всякие передряги, потому на нём часто можно обнаружить синяки и ссадины. Я иногда даже подшучиваю над ним, говоря: «Тебя издалека можно узнать по твоим синякам!» – он никогда не воспринимает мои шутки всерьёз, всегда понимает меня и смеётся над моими шутками вместе со мной.