Я помню, как в наш класс первый раз вошла наша учительница русского языка. Мы знали, что у нас будет новый учитель, который к тому же будет нашим классным руководителем. Всем было интересно, какая она — строгая или добрая, молодая или пожилая, серьезная или веселая. И вот дверь класса открылась и на пороге появилась высокая молодая женщина.
Первое впечатление было неоднозначным. Весь ее облик выражал строгость и сдержанность. Густые темные волосы были аккуратно собраны на затылке. А из-под красивых, слегка изогнутых черных бровей смотрели на нас внимательные карие глаза. Казалось, ее взгляд был направлен на каждого из нас в отдельности, но в то же время она видела сразу весь класс. За те несколько минут, когда учительница молча, с еле заметной улыбкой, оглядывала нас, создалось ощущение, что она успела проникнуть в душу каждого ученика, изучить его характер, услышать его мысли. Все невольно притихли. Дело в том, что наш класс вовсе не отличается примерным поведением. О нас даже ходит слава, что мы самые неуправляемые ученики во всей школе. Мы умудрялись доводить учителей до истерик, для нас были привычны грозные речи директора, пытавшегося пробудить в нас совесть. Но мы оставались “маленькими разбойниками”. Сейчас-то мы, кажется, поумнели, а может быть, стали старше. Но тогда все было иначе. И именно в это время она вошла в наш класс и взяла на себя ответственность за нас. Так вот, вся эта непоседливая “орда” стояла перед ней, не издавая ни звука, не производя ни одного движения. И тогда она сказала: “Садитесь”. Ее голос звучал четко и звонко. Мы так же тихо сели. Учительница легко и быстро прошла к своему столу и открыла журнал, чтобы с нами познакомиться. От учеников старших классов иногда можно было услышать об учителях, которые кричали на учеников, звонили родителям провинившихся детей, вызывая тех в школу. Быть может, это были выдумки. В любом случае, не эти мысли владели нами в тот момент. Новая учительница, при всем своем строгом виде, вызывала не страх. Скорее, уважение. Хоть мы еще совсем не знали ее.
Надежда Александровна излагает у нас историю.. Впервые она пришла к нашему классу в прошлом году. Теперь история — мой любимый предмет, а Надежда Александровна — моя любимая учительница
Она средняя на рост, струнка, молодая. У нашей учительницы светлый волосы, и оно очень удивительно объединяется с темными глазами, черными бровями, черными ресницами
Надежда Александровна — суровый и справедливый учитель. Она не любит, когда кто-то не сделал домашнего задачи или неважно отвечает. ее темные глаза тогда еще больше темнеют, лицо становится удивленным и суровым. Надежда Александровна никогда не кричит, она вообще не повышает голоса. Однако даже ее тихое замечание вызывает стыд и ощущения вины. Но которая бывает в Надежды Александровны кроткая и веселая улыбка, когда она слушает хорошие ответы своих учеников на уроках! В это время ее глаза немного светлеют, она тихо улыбается и качает главой, будто соглашаясь со словами ученика
Более всего мне нравится, когда Надежда Александровна объясняет новый материал. Наш класс замирает, слушая тихий, неторопливый голос учительницы. ее интересный, яркий рассказ переносит нас в прошлые времена. Надежда Александровна, не смотря, одному точным движением затрагивает указкой карты. И мы видим, где произошли событию, о которых идет язык
В Надежды Александровны очень красивые руки, с длинными тонкими пальцами. В разговоре наша учительница жестикулирует. Мне кажется, что ее руки продолжают рассказ, дополняют ее, делают еще более интересной
Надежда Александровна является любимой учительницей не только для меня, но и для других моих одноклассников. Все мы очень обрадовались, когда в этом году Надежда Александровна стала нашим класнимкеривником.
Моя любимая учительница ( твip-описание внешности человека)
Надежда Александровна преподает у нас историю .. Впервые она пришла в наш класс прошлого года. Теперь история — мой любимый предмет, а Надежда Александровна — моя любимая учительница.
Она среднего роста, стройная, молодая. У нашей учительницы светлые волосы, и оно очень странно сочетается с темными глазами, черными бровями, черными ресницами.
Надежда Александровна — строгий и справедливый учитель. Она не любит, когда кто не сделал домашнего задания или плохо отвечает. ее темные глаза тогда еще больше темнеют, лицо становится удивленным и суровым. Надежда Александровна никогда не кричит, она вообще не повышает голоса. Однако даже ее тихое замечание вызывает стыд и чувство вины. Но какая бывает у Надежды Александровны ласковая и веселая улыбка, когда она слушает хорошие ответы своих учеников на уроках! В это время ее глаза немного светлеют, она тихо улыбается и качает головой, словно соглашаясь со словами ученика.
Больше всего мне нравится, когда Надежда Александровна объясняет новый материал. Наш класс замирает, слушая тихий, неторопливый голос учительницы. ее интересная, яркая рассказ переносит нас в былые времена. Надежда Александровна, не глядя, одним точным движением касается указкой карты. И мы видим, где произошли события, о которых идет речь.
У Надежды Александровны очень красивые руки с длинными тонкими пальцами. В разговоре наша учительница жестикулирует. Мне кажется, что ее руки продолжают рассказ, дополняют ее, делают еще интереснее.
Надежда Александровна является любимой учительницей не только для меня, но и для других моих одноклассников. Все мы очень обрадовались, когда в этом году Надежда Александровна стала нашим классным руководителем.
Жизнь индейского народа
Суббота | 14.01.2017 | Комментарии к записи Жизнь индейского народа отключены
Победный пафос романа Жюля Верна «Дети капитана Ґранта»
Суббота | 14.01.2017 | Комментарии к записи Победный пафос романа Жюля Верна «Дети капитана Ґранта» отключены
Родной язык (2)
Пятница | 13.01.2017 | Комментарии к записи Родной язык (2) отключены
Образа Энея и троянцив в «Енейди»
Среда | 11.01.2017 | Комментарии к записи Образа Энея и троянцив в «Енейди» отключены
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери: понимание героями главных жизненных …
Среда | 11.01.2017 | Комментарии к записи «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери: понимание героями главных жизненных ценностей отключены
В этой части цикла Ясумаро отмечает три главных
Комментарии к записи В этой части цикла Ясумаро отмечает три главных отключены
Таким образом, драма Верхарна, где все время
Комментарии к записи Таким образом, драма Верхарна, где все время отключены
Мартин Иден, как и Жан-Кристоф, выступает вначале
Комментарии к записи Мартин Иден, как и Жан-Кристоф, выступает вначале отключены
Поэтому для целей историко-литературного исследования рассматривать
Комментарии к записи Поэтому для целей историко-литературного исследования рассматривать отключены
Родившись в том самом 1850 г., когда умер Бальзак, Мопассан
Комментарии к записи Родившись в том самом 1850 г., когда умер Бальзак, Мопассан отключены
Этого человека невозможно не любить, им нельзя не восхищаться! Это удивительный человек!
Зовут его Игорь Борисович. Он работает в нашей школе учителем истории уже не первый год. Его все знают и любят.
Это молодой мужчина среднего роста. У него широкие плечи, тёмные волосы всегда коротко подстрижены. Он очень аккуратен.
Носит элегантный серый костюм, светлые рубашки и обязательно галстук. У него широкое симпатичное лицо, зелёные глаза, прямой нос и дружелюбная весёлая улыбка. Костюм и очки придают ему вид серьёзного мужчины и строгого учителя. Но это совсем не так. Игорь Борисович редко бывает строгим, что не мешает его ученикам хорошо знать историю, ведь интереснее его уроков нет. Невозможно не запомнить его увлекательных рассказов, да и огорчать его никому из нас не хочется. Игорь Борисович знает, по-моему, всё на свете и может ответить на любой вопрос.
Нашего учителя истории любят в школе буквально все ученики: и старшеклассники, и малыши. И, конечно, все ребята мечтают у него учиться.
На переменах Игоря Борисовича окружает детвора. Он не уходит в столовую или в учительскую, а продолжает общаться с ребятами. Всё своё свободное время он тоже посвящает нам, его ученикам. И это здорово! Он никогда не оставит без ответа ни одного нашего вопроса, всегда поможет в трудную минуту. Приятно осознавать, что наш учитель относится к нам как старший товарищ и что ему с нами интересно. Не говоря уже о том, как интересно нам с ним.
Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Никакая внешняя прелесть
Не может быть полной, если она
Не оживлена внутренней красотой.
В. Гюго
Худ. Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…
Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.
Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.
Вспомните:
• Что такое литературный портрет?
• Для кого он вводится в художественное произведение?
(1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры
Держаться, жестов, мимики. 2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.)
III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. слово учителя
Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:
• Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
• Что сразу бросается в глаза?
1) «Правду молвит, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»
(Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой
Царевне и о семи богатырях»)
2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
3) «лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)
4) «месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава, Выступает, словно пава…» (Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
— Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
2. слово учителя
— Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.
1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный ко
Стюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе
К подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. На
Шедших просим сообщить…
Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.
Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?
2) Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задум
Чивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье
В красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эски
Мо». Увлекается коллекционированием марок. любит петь весёлые
Песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой машей. У неё
Есть кошка мурка.
Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.
3. работа над составлением плана
1) Основная мысль описания (замысел).
2) Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).
3) яркие, незабываемые портретные детали.
4) языковые средства, использованные для описания.
План поможет и в работе со специальными карточками, подготов
Ленными к этому уроку. (На карточках — красочные фотографии и ин
Дивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят.)
4. работа с ситуативным материалом
А) лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только
Что она закончила своё выступление на бревне. а что скажут судьи?
Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она ду
Мает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?
Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!
Опиши выражение лица максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.
Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Юра. Он не слушал объяснения учителя. а когда его спросили правило, то…
Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.
Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.
Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?
Б) Следующий вид работы — описание соседа по парте с использова
Нием составленной заранее портретной лексики.
Советуем запомнить!
5. составление и разыгрывание диалогов
Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.
Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.
Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.
(Как правило, ребята вскользь говорят об улыбке человека, либо вообще не включают её в описание. И тогда уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли — всё покажет».)
6. слово учителя
— Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. мы до сих пор замираем перед картиной леонардо да Винчи «Джоконда».
Улыбка ДЖОКОНДЫ
Летел в её улыбку камень,
Вонзали нож по рукоять.
Посмотрит тёмными зрачками —
И улыбается опять.
Из лувра выкрали. И даже
На Пикассо упала тень,
Но вновь она на вернисаже
Улыбкою встречает день.
Смеялись флейты,
Пели скрипки
На всех сеансах год подряд,
Чтоб вызвать этот миг улыбки,
Непостижимый этот взгляд.
Умолкло всё,
Всё притаилось
На всех ветвях, на всех кустах,
Когда улыбка появилась
У моны лизы на устах.
Постичь до дна улыбку надо,
Чтоб увидать в её венце
Измученного леонардо
С улыбкой на худом лице.
Левша, он сам сработал раму,
Сам врезал в раму вензеля.
С тех пор улыбкой этой самой
Интересуется земля.
Джоконда властно и коварно
Сквозь линзы стёкол четырёх
Глядит с улыбкой лучезарной
Равно на умниц и дурёх.
Смеётся флейта,
Плачет скрипка —
Не расставались будто с ней,
А легендарная улыбка
Меж тем с годами всё ясней.
Не меркнет и не угасает,
Светлее дня,
Сильнее тьмы.
Джоконда, видно, что-то знает,
Чего ещё не знаем мы.
(М. Лисянский)
— Посмотрите на картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Это
Одно из ранних произведений художника.
…Холмистая местность, вдалеке несётся лошадь, гуляет женщина с детьми. Здесь же стоянка бродячих акробатов. Тоненькая девочка-гимнастка легко балансирует на шаре, рядом — её партнёр и тренер — широкоплечий атлет. Сила и грация… Художник умышленно чуть преувеличивает контраст могущества и изящества.
(можно предложить дифференцированные задания:
А) описание внешности девочки;
Б) описание фигуры мужчины;
В) подобрать синонимы к словам хрупкая, сильный;
Г) подобрать антонимы к словам изящный, мощный, массивный, нежный)
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— Всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг? Нет, не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества.
…что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. Заболоцкий)
Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»,— гласит народная мудрость.
Послушайте песни анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами…
V. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)».
Методическая разработка составлена на основе учебника русского языка для 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений. Москва. Просвещение. 2011)
Накануне подготовки к сочинению учащиеся наблюдают за интересным для них человеком (упр.145. 146), фиксируют свои мысли и наблюдения в соответствии с самостоятельно составленным сложным планом. На представленном уроке подводится итог работы над портретом. дополняются, уточняются, редактируются самостоятельные наблюдения учащихся. На уроке повторяется изученное, обращается внимание на компоненты описания внешности, способы выражения личного отношения, сопоставление внешности с нравственными качествами описываемого человека. Уделяется внимание умению озаглавить работу. Учитель знакомит с образцом сочинения.
Предлагается в качестве домашнего задания создать черновик сочинения. На последующем уроке сочинение переписывается в тетради по развитию речи.
Автор: Тейхреб Людмила Николаевна
Источник: Л.А. Лазарева. Сочинение по личным наблюдениям. Л.А. Лазарева. Уроки русского языка в 6 классе. Из опыта работы. Пособие для учителя. Москва. Просвещение 1979. Т.А. Костяева. Примерное планирование и краткие методические указания к работе по русском
Тэги: портрет, общее впечатление. одежда, лицо, глаза, Фигура. изменение лица, характер
Автор: Людмила Николаевна ТейхребПрислано: 2011/12/09, 02:00:37Участвует: Сообщество учителей русского языка и литературы, Людмила Николаевна Тейхреб
ОБСУЖДЕНИЕ
2011-12-09 07:06:33 – Марина Юрьевна Горбачева
Приглашаю в гости!2012-11-14 10:39:16 – Венера Харисовна Дебердеева
Большое спасибо!2012-11-14 23:55:00 – Наталья Викторовна Размашкина
Спасибо!2012-12-05 06:47:18 – Альфия Зинуровна Асфатуллина-Вахитова
Очень хорошая работа!Спасибо за помощь!2013-09-22 21:36:37 – Татьяна Викторовна Носова
Спасибо!2013-10-24 18:05:48 – Ирина Ивановна Кукуева
Большое спасибо!2013-11-12 15:14:40 – Маргарита Николаевна Саенко
Большое спасибо за помощь!
2013-11-25 19:51:58 – Юлиана Вячеславовна Стекольникова
Вы просто умница!2014-05-18 10:22:23 – Светлана Николаевна Ключникова
спасибо!
2014-11-30 17:48:39 – Галина Анатольевна Титова
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу2015-03-03 19:30:00 – Светлана Петровна Чуева
Большое спасибо! Мне очень понравилась подборка материала к уроку. Просто и понятно для детей.
Большое спасибо! Мне очень понравилась подборка материала к уроку. Просто и понятно для детей.2015-11-08 22:50:54 – Нина Витальевна Васильева
Спасибо!2015-11-23 21:27:11 – Елена Алексеевна Архипова
Спасибо, коллега!2016-11-16 22:41:30 – Людмила Анатольевна Архипова
Спасибо!
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии
Зарегистрироваться
У каждого свои представления о дружбе и взаимоотношениях, поэтому даже лучшие друзья часто ссорятся. Счастливым исключением из этого правила можно считать нас с Алиной. Мы настолько хорошо понимаем друг друга, что нам не нужно лишних слов.
Алина – очень красивая девочка, которая учится в параллельном классе. Она невысокая для своего возраста, поэтому многие не верят, что мы – ровесницы. У моей подружки красивые длинные волосы, которые она любит заплетать в косу. Правда, так она ходит только в школе, а вот на прогулку Алина отправляется с шикарной прической, которая отличается оригинальностью. По особым случаям она распускает волосы – и тогда они развеваются от малейшего порыва ветра. В такие моменты кажется, что это крыло огромной иссиня-черной птицы, которая просто решила пролететь близко к земле.
Глаза у Алины необычные, поэтому трудно сходу определить их цвет. Когда она в спокойном состоянии, глаза становятся светло-карими с легкими желтыми прожилками. Если же Алина начинает сердиться, в глазах появляется зеленоватый оттенок. Были случаи, когда Алину серьезно обижали – и ее глаза становились зелеными.
Что касается фигуры, то моя лучшая подружка занимается танцами, поэтому у нее отличное телосложение. Она может проснуться среди ночи – и заняться постановкой нового танца.
В общем, Алина – это замечательный во всех планах человечек, который отличается яркой внешностью и богатым внутренним миром.
Я помню, как в наш класс первый раз вошла наша учительница русского языка. Мы знали, что у нас будет новый учитель, который к тому же будет нашим классным руководителем. Всем было интересно, какая она — строгая или добрая, молодая или пожилая, серьезная или веселая. И вот дверь класса открылась и на пороге появилась высокая молодая женщина.
Первое впечатление было неоднозначным. Весь ее облик выражал строгость и сдержанность. Густые темные волосы были аккуратно собраны на затылке. А из-под красивых, слегка изогнутых черных бровей смотрели на нас внимательные карие глаза. Казалось, ее взгляд был направлен на каждого из нас в отдельности, но в то же время она видела сразу весь класс. За те несколько минут, когда учительница молча, с еле заметной улыбкой, оглядывала нас, создалось ощущение, что она успела проникнуть в душу каждого ученика, изучить его характер, услышать его мысли. Все невольно притихли. Дело в том, что наш класс вовсе не отличается примерным поведением. О нас даже ходит слава, что мы самые неуправляемые ученики во всей школе. Мы умудрялись доводить учителей до истерик, для нас были привычны грозные речи директора, пытавшегося пробудить в нас совесть. Но мы оставались “маленькими разбойниками”. Сейчас-то мы, кажется, поумнели, а может быть, стали старше. Но тогда все было иначе. И именно в это время она вошла в наш класс и взяла на себя ответственность за нас. Так вот, вся эта непоседливая “орда” стояла перед ней, не издавая ни звука, не производя ни одного движения. И тогда она сказала: “Садитесь”. Ее голос звучал четко и звонко. Мы так же тихо сели. Учительница легко и быстро прошла к своему столу и открыла журнал, чтобы с нами познакомиться. От учеников старших классов иногда можно было услышать об учителях, которые кричали на учеников, звонили родителям провинившихся детей, вызывая тех в школу. Быть может, это были выдумки. В любом случае, не эти мысли владели нами в тот момент. Новая учительница, при всем своем строгом виде, вызывала не страх. Скорее, уважение. Хоть мы еще совсем не знали ее.
Надежда Александровна излагает у нас историю.. Впервые она пришла к нашему классу в прошлом году. Теперь история — мой любимый предмет, а Надежда Александровна — моя любимая учительница
Она средняя на рост, струнка, молодая. У нашей учительницы светлый волосы, и оно очень удивительно объединяется с темными глазами, черными бровями, черными ресницами
Надежда Александровна — суровый и справедливый учитель. Она не любит, когда кто-то не сделал домашнего задачи или неважно отвечает. ее темные глаза тогда еще больше темнеют, лицо становится удивленным и суровым. Надежда Александровна никогда не кричит, она вообще не повышает голоса. Однако даже ее тихое замечание вызывает стыд и ощущения вины. Но которая бывает в Надежды Александровны кроткая и веселая улыбка, когда она слушает хорошие ответы своих учеников на уроках! В это время ее глаза немного светлеют, она тихо улыбается и качает главой, будто соглашаясь со словами ученика
Более всего мне нравится, когда Надежда Александровна объясняет новый материал. Наш класс замирает, слушая тихий, неторопливый голос учительницы. ее интересный, яркий рассказ переносит нас в прошлые времена. Надежда Александровна, не смотря, одному точным движением затрагивает указкой карты. И мы видим, где произошли событию, о которых идет язык
В Надежды Александровны очень красивые руки, с длинными тонкими пальцами. В разговоре наша учительница жестикулирует. Мне кажется, что ее руки продолжают рассказ, дополняют ее, делают еще более интересной
Надежда Александровна является любимой учительницей не только для меня, но и для других моих одноклассников. Все мы очень обрадовались, когда в этом году Надежда Александровна стала нашим класнимкеривником.
Моя любимая учительница ( твip-описание внешности человека)
Надежда Александровна преподает у нас историю .. Впервые она пришла в наш класс прошлого года. Теперь история — мой любимый предмет, а Надежда Александровна — моя любимая учительница.
Она среднего роста, стройная, молодая. У нашей учительницы светлые волосы, и оно очень странно сочетается с темными глазами, черными бровями, черными ресницами.
Надежда Александровна — строгий и справедливый учитель. Она не любит, когда кто не сделал домашнего задания или плохо отвечает. ее темные глаза тогда еще больше темнеют, лицо становится удивленным и суровым. Надежда Александровна никогда не кричит, она вообще не повышает голоса. Однако даже ее тихое замечание вызывает стыд и чувство вины. Но какая бывает у Надежды Александровны ласковая и веселая улыбка, когда она слушает хорошие ответы своих учеников на уроках! В это время ее глаза немного светлеют, она тихо улыбается и качает головой, словно соглашаясь со словами ученика.
Больше всего мне нравится, когда Надежда Александровна объясняет новый материал. Наш класс замирает, слушая тихий, неторопливый голос учительницы. ее интересная, яркая рассказ переносит нас в былые времена. Надежда Александровна, не глядя, одним точным движением касается указкой карты. И мы видим, где произошли события, о которых идет речь.
У Надежды Александровны очень красивые руки с длинными тонкими пальцами. В разговоре наша учительница жестикулирует. Мне кажется, что ее руки продолжают рассказ, дополняют ее, делают еще интереснее.
Надежда Александровна является любимой учительницей не только для меня, но и для других моих одноклассников. Все мы очень обрадовались, когда в этом году Надежда Александровна стала нашим классным руководителем.
Жизнь индейского народа
Суббота | 14.01.2017 | Комментарии к записи Жизнь индейского народа отключены
Победный пафос романа Жюля Верна «Дети капитана Ґранта»
Суббота | 14.01.2017 | Комментарии к записи Победный пафос романа Жюля Верна «Дети капитана Ґранта» отключены
Родной язык (2)
Пятница | 13.01.2017 | Комментарии к записи Родной язык (2) отключены
Образа Энея и троянцив в «Енейди»
Среда | 11.01.2017 | Комментарии к записи Образа Энея и троянцив в «Енейди» отключены
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери: понимание героями главных жизненных …
Среда | 11.01.2017 | Комментарии к записи «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери: понимание героями главных жизненных ценностей отключены
В этой части цикла Ясумаро отмечает три главных
Комментарии к записи В этой части цикла Ясумаро отмечает три главных отключены
Таким образом, драма Верхарна, где все время
Комментарии к записи Таким образом, драма Верхарна, где все время отключены
Мартин Иден, как и Жан-Кристоф, выступает вначале
Комментарии к записи Мартин Иден, как и Жан-Кристоф, выступает вначале отключены
Поэтому для целей историко-литературного исследования рассматривать
Комментарии к записи Поэтому для целей историко-литературного исследования рассматривать отключены
Родившись в том самом 1850 г., когда умер Бальзак, Мопассан
Комментарии к записи Родившись в том самом 1850 г., когда умер Бальзак, Мопассан отключены
Этого человека невозможно не любить, им нельзя не восхищаться! Это удивительный человек!
Зовут его Игорь Борисович. Он работает в нашей школе учителем истории уже не первый год. Его все знают и любят.
Это молодой мужчина среднего роста. У него широкие плечи, тёмные волосы всегда коротко подстрижены. Он очень аккуратен.
Носит элегантный серый костюм, светлые рубашки и обязательно галстук. У него широкое симпатичное лицо, зелёные глаза, прямой нос и дружелюбная весёлая улыбка. Костюм и очки придают ему вид серьёзного мужчины и строгого учителя. Но это совсем не так. Игорь Борисович редко бывает строгим, что не мешает его ученикам хорошо знать историю, ведь интереснее его уроков нет. Невозможно не запомнить его увлекательных рассказов, да и огорчать его никому из нас не хочется. Игорь Борисович знает, по-моему, всё на свете и может ответить на любой вопрос.
Нашего учителя истории любят в школе буквально все ученики: и старшеклассники, и малыши. И, конечно, все ребята мечтают у него учиться.
На переменах Игоря Борисовича окружает детвора. Он не уходит в столовую или в учительскую, а продолжает общаться с ребятами. Всё своё свободное время он тоже посвящает нам, его ученикам. И это здорово! Он никогда не оставит без ответа ни одного нашего вопроса, всегда поможет в трудную минуту. Приятно осознавать, что наш учитель относится к нам как старший товарищ и что ему с нами интересно. Не говоря уже о том, как интересно нам с ним.
Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Никакая внешняя прелесть
Не может быть полной, если она
Не оживлена внутренней красотой.
В. Гюго
Худ. Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…
Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.
Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.
Вспомните:
• Что такое литературный портрет?
• Для кого он вводится в художественное произведение?
(1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры
Держаться, жестов, мимики. 2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.)
III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. слово учителя
Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:
• Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
• Что сразу бросается в глаза?
1) «Правду молвит, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»
(Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой
Царевне и о семи богатырях»)
2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
3) «лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)
4) «месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава, Выступает, словно пава…» (Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
— Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
2. слово учителя
— Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.
1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный ко
Стюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе
К подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. На
Шедших просим сообщить…
Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.
Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?
2) Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задум
Чивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье
В красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эски
Мо». Увлекается коллекционированием марок. любит петь весёлые
Песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой машей. У неё
Есть кошка мурка.
Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.
3. работа над составлением плана
1) Основная мысль описания (замысел).
2) Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).
3) яркие, незабываемые портретные детали.
4) языковые средства, использованные для описания.
План поможет и в работе со специальными карточками, подготов
Ленными к этому уроку. (На карточках — красочные фотографии и ин
Дивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят.)
4. работа с ситуативным материалом
А) лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только
Что она закончила своё выступление на бревне. а что скажут судьи?
Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она ду
Мает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?
Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!
Опиши выражение лица максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.
Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Юра. Он не слушал объяснения учителя. а когда его спросили правило, то…
Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.
Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.
Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?
Б) Следующий вид работы — описание соседа по парте с использова
Нием составленной заранее портретной лексики.
Советуем запомнить!
5. составление и разыгрывание диалогов
Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.
Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.
Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.
(Как правило, ребята вскользь говорят об улыбке человека, либо вообще не включают её в описание. И тогда уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли — всё покажет».)
6. слово учителя
— Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. мы до сих пор замираем перед картиной леонардо да Винчи «Джоконда».
Улыбка ДЖОКОНДЫ
Летел в её улыбку камень,
Вонзали нож по рукоять.
Посмотрит тёмными зрачками —
И улыбается опять.
Из лувра выкрали. И даже
На Пикассо упала тень,
Но вновь она на вернисаже
Улыбкою встречает день.
Смеялись флейты,
Пели скрипки
На всех сеансах год подряд,
Чтоб вызвать этот миг улыбки,
Непостижимый этот взгляд.
Умолкло всё,
Всё притаилось
На всех ветвях, на всех кустах,
Когда улыбка появилась
У моны лизы на устах.
Постичь до дна улыбку надо,
Чтоб увидать в её венце
Измученного леонардо
С улыбкой на худом лице.
Левша, он сам сработал раму,
Сам врезал в раму вензеля.
С тех пор улыбкой этой самой
Интересуется земля.
Джоконда властно и коварно
Сквозь линзы стёкол четырёх
Глядит с улыбкой лучезарной
Равно на умниц и дурёх.
Смеётся флейта,
Плачет скрипка —
Не расставались будто с ней,
А легендарная улыбка
Меж тем с годами всё ясней.
Не меркнет и не угасает,
Светлее дня,
Сильнее тьмы.
Джоконда, видно, что-то знает,
Чего ещё не знаем мы.
(М. Лисянский)
— Посмотрите на картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Это
Одно из ранних произведений художника.
…Холмистая местность, вдалеке несётся лошадь, гуляет женщина с детьми. Здесь же стоянка бродячих акробатов. Тоненькая девочка-гимнастка легко балансирует на шаре, рядом — её партнёр и тренер — широкоплечий атлет. Сила и грация… Художник умышленно чуть преувеличивает контраст могущества и изящества.
(можно предложить дифференцированные задания:
А) описание внешности девочки;
Б) описание фигуры мужчины;
В) подобрать синонимы к словам хрупкая, сильный;
Г) подобрать антонимы к словам изящный, мощный, массивный, нежный)
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— Всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг? Нет, не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества.
…что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. Заболоцкий)
Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»,— гласит народная мудрость.
Послушайте песни анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами…
V. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)».
Методическая разработка составлена на основе учебника русского языка для 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений. Москва. Просвещение. 2011)
Накануне подготовки к сочинению учащиеся наблюдают за интересным для них человеком (упр.145. 146), фиксируют свои мысли и наблюдения в соответствии с самостоятельно составленным сложным планом. На представленном уроке подводится итог работы над портретом. дополняются, уточняются, редактируются самостоятельные наблюдения учащихся. На уроке повторяется изученное, обращается внимание на компоненты описания внешности, способы выражения личного отношения, сопоставление внешности с нравственными качествами описываемого человека. Уделяется внимание умению озаглавить работу. Учитель знакомит с образцом сочинения.
Предлагается в качестве домашнего задания создать черновик сочинения. На последующем уроке сочинение переписывается в тетради по развитию речи.
Автор: Тейхреб Людмила Николаевна
Источник: Л.А. Лазарева. Сочинение по личным наблюдениям. Л.А. Лазарева. Уроки русского языка в 6 классе. Из опыта работы. Пособие для учителя. Москва. Просвещение 1979. Т.А. Костяева. Примерное планирование и краткие методические указания к работе по русском
Тэги: портрет, общее впечатление. одежда, лицо, глаза, Фигура. изменение лица, характер
Автор: Людмила Николаевна ТейхребПрислано: 2011/12/09, 02:00:37Участвует: Сообщество учителей русского языка и литературы, Людмила Николаевна Тейхреб
ОБСУЖДЕНИЕ
2011-12-09 07:06:33 – Марина Юрьевна Горбачева
Приглашаю в гости!2012-11-14 10:39:16 – Венера Харисовна Дебердеева
Большое спасибо!2012-11-14 23:55:00 – Наталья Викторовна Размашкина
Спасибо!2012-12-05 06:47:18 – Альфия Зинуровна Асфатуллина-Вахитова
Очень хорошая работа!Спасибо за помощь!2013-09-22 21:36:37 – Татьяна Викторовна Носова
Спасибо!2013-10-24 18:05:48 – Ирина Ивановна Кукуева
Большое спасибо!2013-11-12 15:14:40 – Маргарита Николаевна Саенко
Большое спасибо за помощь!
2013-11-25 19:51:58 – Юлиана Вячеславовна Стекольникова
Вы просто умница!2014-05-18 10:22:23 – Светлана Николаевна Ключникова
спасибо!
2014-11-30 17:48:39 – Галина Анатольевна Титова
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу2015-03-03 19:30:00 – Светлана Петровна Чуева
Большое спасибо! Мне очень понравилась подборка материала к уроку. Просто и понятно для детей.
Большое спасибо! Мне очень понравилась подборка материала к уроку. Просто и понятно для детей.2015-11-08 22:50:54 – Нина Витальевна Васильева
Спасибо!2015-11-23 21:27:11 – Елена Алексеевна Архипова
Спасибо, коллега!2016-11-16 22:41:30 – Людмила Анатольевна Архипова
Спасибо!
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии
Зарегистрироваться
У каждого свои представления о дружбе и взаимоотношениях, поэтому даже лучшие друзья часто ссорятся. Счастливым исключением из этого правила можно считать нас с Алиной. Мы настолько хорошо понимаем друг друга, что нам не нужно лишних слов.
Алина – очень красивая девочка, которая учится в параллельном классе. Она невысокая для своего возраста, поэтому многие не верят, что мы – ровесницы. У моей подружки красивые длинные волосы, которые она любит заплетать в косу. Правда, так она ходит только в школе, а вот на прогулку Алина отправляется с шикарной прической, которая отличается оригинальностью. По особым случаям она распускает волосы – и тогда они развеваются от малейшего порыва ветра. В такие моменты кажется, что это крыло огромной иссиня-черной птицы, которая просто решила пролететь близко к земле.
Глаза у Алины необычные, поэтому трудно сходу определить их цвет. Когда она в спокойном состоянии, глаза становятся светло-карими с легкими желтыми прожилками. Если же Алина начинает сердиться, в глазах появляется зеленоватый оттенок. Были случаи, когда Алину серьезно обижали – и ее глаза становились зелеными.
Что касается фигуры, то моя лучшая подружка занимается танцами, поэтому у нее отличное телосложение. Она может проснуться среди ночи – и заняться постановкой нового танца.
В общем, Алина – это замечательный во всех планах человечек, который отличается яркой внешностью и богатым внутренним миром.