Сочинение на тему внешняя и внутренняя культура человека

9 вариантов

  1. «Мещанин во дворянстве» — это высокая комедия Мольера, высмеивающая людей, обладающих необоснованной претензией на титул и богатство. Именно таких, которые, как говорится, вышли «из грязи в князи». Ведь есть те, кто добивается всего непосильным трудом, стараясь день ото дня. А вот господин Журден решил добиться всего и сразу. В своем желании походить на аристократическую особу он смешон и жалок, показывает себя самым наиглупейшим образом.
    Итак, главный герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден. Он сумел приумножить полученное от отца купца наследство и неплохо стабильно закрепиться в обществе. Но этого ему мало. Великое желание Журдена – быть дворянином. Ради этого он идет на различные, правда, комичные, жертвы: носит тесные туфли, с трудом натягивает шелковые чулки, наряжается в безвкусные одежды. Стремление получить титул отодвинуло на второй план все остальное, оно полностью заполнило жизнь Журдена.
    В первую очередь он занялся своим образованием и пригласил учителей. Буржуа решил освоить такие дисциплины, как фехтование, музыка, философия и танцы.
    Уже с самых первых строк произведения, еще только знакомя нас с героем, автор высмеивает каждую фразу господина Журдена. Обычно таких людей называют кошельками. Окружение быстро понимает, что с помощью лести можно получить выгоду и легко этим пользуется. Подмастерье портного выуживает у Журдена деньги и получает неплохую сумму всего лишь за три слова Ваша светлость”, “Ваша милость” и “Ваше сиятельство”. Как бы смешно это ни звучало, но факт остается фактом.
    Дорант тоже обводит вокруг пальца доверчивого и падкого на лестное обращение буржуа. Он постоянно одалживает у него деньги, рассказывая при этом, что упоминал Журдена в королевских апартаментах.
    «Ученый» буржуа забавляет нас на каждом шагу. Чего только стоят его рассуждения о том, как нужно произносить букву «у». Этот момент пьесы – яркое отражение образованности Журдена. Такие же познания, впрочем, у него и в области музыки, и в философии, и в танцах.
    Плохо в этой ситуации приходится близкому окружению Журдена, ведь его причуды сказываются на семье. Хуже всех приходится дочери. Отец пророчит ей брак с маркизом, даже не беря в расчет тот факт, что дочь уже влюблена в другого человека.
    Правда, смешная и оригинальная выдумка спасают Люсиль. Слуга Ковьель переодевает своего хозяина, жениха девушки, в турецкого султана. Уж за него то Журден точно отдаст свою дочь. А получить звание «мамамуши» – для него и вовсе превеликая честь. И неважно, что он и не знает, что это за звание такое! В итоге дочь выдана замуж за возлюбленного, и все при этом счастливы.
    Прекрасное произведение непревзойденного драматурга Мольера еще раз доказывает, насколько внутренний мир и культура важнее внешнего облика. Если ты внутренне богат, ты прекрасно осознаешь, что титул – это не самое главное в жизни.

  2. Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни.
    Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др.
    Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.
    Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.
    Внешняя культура – это культура поведения в обществе или с другими людьми.
    Внешняя культура — это, видимо, ощущаемая душой наружная часть жизни, которая способна тревожить, — искусство, непрактическая (фундаментальная) часть науки, просто мыслелюбие и мечтания. То бишь культура — это гигантская, необозримая система текстов, — текстов языковых, музыкальных, вообще аудиальных, визуальных (живопись, ваяние) , архитектурных, технических (эстетика формы и имени автомобиля “Бентли”, например) , ювелирных, камнерезных (мы — на Урале!) , антропологических, зоологических, фитологических, вообще природных текстов, снов и проч. , проч. , проч.
    В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

  3. Тема занятия: «Культура человека – внешняя и внутренняя»
    Цель: Формирование гражданской позиции,  нравственной культуры у старшеклассников.
    Задачи:1. Сформировать понятия этика, нравственность, мораль
    2. Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.
    3. Побудить воспитанников задуматься о самовоспитании.
    Оборудование и материалы:
    Возраст:
    Ход занятия:
    I. Организационный момент.
    -Тема нашего занятия: « Культура человека – внешняя и внутренняя».
    Эпиграфом нашего занятия я взяла слова А.П.Чехова.
    «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
    II. Постановка целей занятия.
    -Наверно, понятие «Культура человека для вас не ново». Подумайте, что нового вы сможете узнать сегодня?  ( Что такое культура человека?  Чем отличаются внешняя и внутренняя культуры?  Что является критериями культуры человека?….)
    III. Беседа.
    – Что вы вкладываете в понятие «культурный человек»?
    -Человек, имеющий высокий уровень образования и будучи хорошим специалистом, не умеет себя вести ни в семье, ни на производстве. Можно ли назвать его культурным человеком?
    – Когда мы говорим о культуре человека, мы используем два понятия: внешняя и внутренняя культура. Давайте подробнее рассмотрим эти понятия.
    Культура человека
    Внешняя                                                                 Внутренняя
    Этикет (с фр.-«этикетка, надпись,                         Этика – учение о морали. Мораль,
    ярлык»).                                                                  в свою очередь, с лат. «нравственность».
    Под этикетом в широком  смысле                        Мораль или нравственность рассматри-
    понимают совокупность правил                           вают как один из способов  регулирования
    поведения, касающихся внешнего                        отношений людей в человеческом
    проявления отношения к людям,                          обществе, то есть поступки людей.
    обхождение с окружающими,
    формы обращений и приветствий,
    нормы поведения в общественных
    местах, манеры и одежда.
    – Какой вид культуры отсутствовал в приведенном примере?
    -В определении присутствует еще два понятия «мораль» и «нравственность».
    Справка: Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трёх разных языках. Слово «этика» происходит от греч. Ethos – нрав, характер, обычай.  Его ввёл в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека проявляющиеся в его поведении, – такие качества, как мужество, честность, благоразумие, а «этикой» – науку об этих качествах. Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образовано от лат.  мos (множ. Число mores)?  Что  означало примерно то же, что entos в греческом – нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль которые стали латинским эквивалентом греческих слов «этический» и «этика». А «нравственность» – русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в ХVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
    -Нравственная культура имеет два аспекта: 1)ценности и 2) регулятивы.
    -Под ценностями подразумеваются общепринятые нормы поведения. Что бы вы отнесли к ценностям?  (Честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие,  патриотизм, мужество, доброжелательность, справедливость и т. д.)
    -Нравственные регулятивы – это правила поведения, ориентированные на указанные ценности. На каждую ценность есть свой  регулятив. Например: ценность – «честность», регулятив – «Будь честен!».
    -Приведите свои примеры.
    -Многие аспекты нравственной культуры мы подробно разберем с вами на последующих занятиях.
    2. Нормы жизни в обществе.
    -Наступил 2012 год, год в котором большинство из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их?
    -Вы,  уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и право. Рассмотрим их отличия.
    мораль
    право
    определение
    Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.
    В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.
    источник
    Эти нормы нигде не записаны.
    Конституция, законы.
    кто
    придумал
    Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.
    Государство
    ответственность
    За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.
    Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.
    3. Групповая работа.
    Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:
    Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.
    2) Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:
    Распивать алкогольные напитки
    Ловить рыбу
    Угрожать расправой
    Бить стекла
    Завидовать
    Лгать
    Не дружить со слабыми
    Разводить костры
    Не платить налоги
    Брать чужие вещи
    Ломать деревья
    Перебегать улицу
    Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?
    4. Самооценка нравственных качеств.
    Перед вами лежат карточки с записанными на них качествами личности. Предлагаю:
    Проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
    -Назовите то качество и нравственную категорию, которую вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.
    III. Подведение итогов.
    -Ответили ли мы на поставленные вопросы?
    Вывод: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом – грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.
    В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

  4. Охарактеризуем черты культурного человека.
    Духовное богатство – наличие у человека широкого круга духовных потребностей и интересов и богатого внутреннего мира. Культурный человек отдает приоритет духовным, а не материальным ценностям.
    Разносторонняя образованность – человек компетентен не только в своей специальности, но и во многих других областях.
    Интеллектуальное развитие – степень и глубина развития ума, интеллекта.
    Нравственная воспитанность – обладание нравственной культурой, знание и соблюдение моральных норм и принципов.
    Эстетическое воспитание – формирование чувства красоты и эстетического вкуса.
    В узком смысле культурным называют просто вежливого, воспитанного человека, т.е. обладающего внешней культурой, или культурой поведения. Внешняя культура состоит в соблюдении норм и правил этикета. К внешней культуре относится: манеры человека, речь, форма и стиль одежды, умение вести себя и пр. Наиболее важными чертами внешней культуры человека являются:
    вежливость,
    воспитанность,
    тактичность.
    Охарактеризуем их. Культурный человек прежде всего вежлив. Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам. Главное в вежливости – внимание и уважение к людям, уважение человеческого достоинства. В общении с людьми надо придерживаться золотого правила нравственности, сформулированного И.Христом: Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
    О значении вежливости. Обсудить слова писателя Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево, и не ценится людьми так дорого, как вежливость».
    Воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой человека. Воспитанный человек автоматически, не задумываясь, делает то, о чем вежливый человек знает, но не всегда делает, например, здороваться при встрече, пропускать вперед старшего, уступать ему место, снимать головной убор в помещении и др. Воспитанность – более высокая ступень культуры человека по сравнению с вежливостью.
    Тактичность – это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция, подсказывающая человеку наиболее верную, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила поведения тактичного человека обычно начинаются с частицы «не»: «не лезь в душу», «не затрагивай больной вопрос для человека», «не усугубляй» и пр. («не сыпь мне соль на рану»). Обсудить слова А.П.Чехова: «Хорошее воспитание состоит не в том, что ты не прольешь соуса на стол, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-либо из окружающих».
    Внутренняя и внешняя культура не всегда совпадают между собой и дополняют друг друга. Человек может обладать внешней культурой, безупречно овладеть правилами этикета и в то же время по своей внутренней сути быть непорядочным, безнравственным. Т.е. за внешней показной вежливостью он может маскировать свою отрицательную внутреннюю сущность (свое «гнилое нутро»). Идеалом является сочетание внутренней и внешней культуры, сочетание хороших манер и умения вести себя с внутренней красотой, нравственным совершенством человека. Формирование такого человека и есть цель воспитания. Другими словами, идеал и цель воспитания – всестороннее, гармоничное развитие личности, в единстве внутренних и внешних качеств, духовных и физических. Единство духовного и физического развития – это идеал, сформулированный еще в Древней Греции. Духовное развитие (воспитание) включает в себя: нравственное, эстетическое, политическое, правовое воспитание и т.п. И соответственно, это направлено на формирование и совершенствование нравственной, интеллектуальной, психологической, политической и т.д. культуры.
    Процесс формирования и развития культуры человека – целенаправленный, длительный, постепенный и трудный процесс. Здесь многое зависит от целеустремленности, усилий, настойчивости, упорства и терпения человека. Привести поговорки: «Что посеет человек, то и пожнет». «Посеешь хороший поступок, пожнешь хорошую привычку, посеешь хорошую привычку, пожнешь хороший характер, а посеешь хороший характер, пожнешь хороший нрав и обычай». Человек создает самого себя сам. Но и ответственность за то, Чем он стал и каким стал, тоже несет он.












  5. ПЛАН РЕФЕРАТА:
    1.
    Введение: из истории культуры……………..………………….2
    2.
    Общество и культура: внешние и внутренние факторы………4
    3.
    Человек и культура – внутренняя и внешняя…………………..9
    4.
    Заключение………………………………………………………12
    5.
    Список использованной литературы…………………………..13


























    ВВЕДЕНИЕ: из истории культуры
    На протяжении всей истории развития философской мысли культу-
    ра в  том  или ином аспекте являлась предметом изучения различными
    мыслителями, литераторами,  историками.   Первоначальное   понятие
    культуры, существовавшее  в  древних  цивилизациях  Китая (понятие
    “жень”) и Индии (понятие “дхарма”), означало прежде
    всего  целенап-
    равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало
    оно также и воспитание и обучение самого человека.  Философы древ-
    ней Греции видели в “пайдейе”,  т.е.
    “воспитанности”, которую они
    считали синонимом культуры, главное свое отличие от
    “некультурных”
    варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи-
    тав философские взгляды древнегреческих мыслителей,  породила свое
    представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза-
    ции. Культура стала ассоциироваться с  признаками  личного  совер-
    шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-
    ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейше-
    го качественного  и органичного признака человеческого бытия.  Сам
    процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека
    целиком отдавался в удел бога.  Процесс творческого подъема иногда
    отождествлялся то с проявлением божьей милости,  то с кознями  дь-
    явола. Подлинное  возрождение интереса к изучению и познанию куль-
    туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения.  Именно в этот период
    под совершенством  культуры стали понимать соответствие гуманисти-
    ческому идеалу человека, а в дальнейшем – идеалу просветителей.
    Для зарождавшейся  буржуазной  философии характерно понимание
    под культурой различных форм духовного и политического  саморазви-
    тия общества и человека,  проявляющихся в движении науки,  искусс-
    тва, морали,  религии  и  государственном  правлении.  Французские
    просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер-
    жание культурно-исторического процесса как развитие  человеческого
    разума. Цель  этого  процесса,  по  их мнению,  сделать всех людей
    счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей
    “естественной” природы. Однако уже в то время зародилось
    философс-
    кое направление “критики культуры”.  Последователи этого
    направле-
    ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию,  но и саму че-
    ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-
    тоту и  простоту  нравов  народов,  находившихся на патриархальной
    ступени развития,  испорченности и развращенности
    “культурных” на-
    ций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретическо-
    го осмысления противоречий буржуазной  цивилизации,  представители
    немецкой классической  философии  стали  искать  выход в осознании
    культуры как сферы “духа”.  Кант рассматривал культуру прежде
    все-
    го с  позиций  морального  сознания (его знаменитый категорический
    императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания,  а
    Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна-
    ния человека.  С этой точки зрения, культура предстает как область
    духовной свободы  человека.  Таким  образом представители немецкой
    классической философии рассматривали сущность культуры как  единую
    цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис-
    торической последовательности и образующих единую  линию  духовной
    эволюции человечества.
    Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-
    нимались и занимаются изучением феномена культуры.  Собственно го-
    воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя-
    тельная философская  дисциплина. Последователи неокантианства (Рик-
    керт и М.Вебер) рассматривали культуру прежде всего  как  специфи-
    ческую систему ценностей и идей,  различающихся по их роли в жизни
    и организации общества того или иного  типа.  Интересна  концепция
    немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера.  Сущность ее заключается
    в рассмотрении культуры как организма,  который обладает единством
    и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному
    организму, по Шпенглеру,  заранее отмерен предел,  после  которого
    культура, умирая,  перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци-
    вилизация рассматривается как противоположность культуре.  Это оз-
    начает, что  единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
    С этой точки зрения на культуру очень тесно  соприкасается  теория
    “локальных” цивилизаций английского историка  А.Тойнби.
    Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу-
    ру как  специфическую  характеристику  общества,  которая выражает
    достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-
    щий в  себя  определенное отношение человека к природе и обществу,
    развитие творческих сил и способностей личности.  Важнейшей детер-
    минирующей характеристикой  культуры является ее качественная сто-
    рона. Любое  выражение  культуры  есть   проявление   качественных
    свойств и  признаков, степени  развития человека.  Реальная,  живая
    культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры.  Собст-
    венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис-
    торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво-
    ения им  языка,  приобщения  к  существующим в обществе ценностям,
    традициям,овладения присущими данной культуре приемами и  навыками
    деятельности. можно сказать, что культура – это мир человека, и, в
    известном смысле,  способ его бытия, созданный и постоянно воссоз-
    даваемый им  самим.  Культура – это очеловеченный слой жизни,”вто-
    рая” искусственно созданная человеком природа.  Там,где есть чело-
    век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми –
    там и есть культура.  Иными словами,  культура представляет  собой
    меру человеческого в человеке.
    ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА:
    ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
    Развитие культуры  – органическая составная часть истории об-
    щества. Поэтому детерминацию движения культуры  следует  искать  и
    вне ее самой,  прежде всего в развитии основы общества, материаль-
    ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен-
    ной жизни – социальной и социально-политической.  Характерно,  что
    при крайне низких темпах развития материального производства в эпо-
    ху феодализма столь же низкой  была  и динамика развития в области
    культуры. Специфическое место религии и церкви также  в  то  время
    обусловливало религиозную  окраску  практически всех сторон и всех
    составляющих культуры этой эпохи.  Однако, нельзя не отметить, что
    в отдельные  периоды могут наблюдаться активные всплески в культу-
    ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в  эконо-
    мической сфере.  Это, в частности, характерно для литературы и ис-
    кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.
    Развитие культуры  связано и с другими внешними
    детерминанта-
    ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов  цивилиза-
    ции утрачивает изолированный,  замкнутый на себя характер. История
    с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто-
    рии, а  вместе с тем становится реальностью мировая культура, акку-
    мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях
    все большее значение для развития культуры каждой страны,  каждого
    народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак-
    тов с другими странами и народами.
    Естественная изоляция или нарочитое  самообособление  народов
    ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля-
    ции, например,  одна из причин сохранения первобытных форм жизни у
    аборигенов Австралии.  Китай  на  рубеже  I-II тысячелетия стоял в
    первых рядах стран по развитию культуры,  а затем наступили столе-
    тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело
    к утрате былых позиций.  Только покончив в 60-е годы  XIX  века  с
    преградами на  пути развития связей с остальным миром Япония уско-
    ренно пошла вперед.
    Следует отметить, что  на развитие культуры,  как впрочем и на
    ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние,
    но внутренние  факторы. Необходимость углубленного
    анализа внутрен-
    них
    причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия-
    ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру-
    шило присущее первобытности единство материального и духовного,  а
    наряду с  этим  положило предел не только слитности материальной и
    духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект
    и носитель – первобытный коллектив.
    В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал
    все больше отделяться от физического, город – от деревни, когда об-
    щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ-
    ных уровней, на этнические образования, территориально-региональные
    общности, а также демографические страты – картина культуры в  це-
    лом, как и картина ее исторического движения усложняется.
    Прежде всего с возникновением  сложной  социальной  структуры
    общества, возникшей  в  результате  разделения труда,  управление,
    умственная деятельность,  духовное производство стали  преимущест-
    венно сферой  занятий  определенного класса или социальной группы.
    Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали
    мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво-
    лила сделать интеллектуальную деятельность –  профессией,  которая
    органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак-
    тической деятельности человека.  С каждым этапом развития общества
    и его  фундаментальной  основы-  общественного производства,  роль
    умственного труда,  его практическая значимость в  жизни  общества
    все более возрастает.
    Культура каждой эпохи неразрывно связана  с  потребностями  и
    интересами различных  классов,  социальных  слоев и групп.  В этом
    суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп
    на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме-
    ре определяет разницу в содержании и формах культурных  пластов  и
    уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация
    господствовавшего до недавнего времени в  отечественных  общество-
    ведческих науках  классового подхода к анализу и классификации яв-
    лений культуры неизбежно заводит исследователя  в логический тупик.
    Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо-
    вости просто неприменим – это наука, техника, язык.
    Во-вторых, культура включает группу явлений,  которые несут в
    себе общечеловеческое содержание,  хотя на них и  распространяется
    влияние социально-классовых  и  групповых  интересов – это искусс-
    тво, мораль, философия и т.д.
    В-третьих, отдельную группу составляют явления,  связанные, в
    силу их природы,  непосредственно с возникновением классов, напри-
    мер, область  политической  культуры, хотя даже здесь абсолютизация
    классового подхода была бы неправомерна.  Наиболее отчетливо соци-
    ально-классовое начало  проявляется  в культуре в форме идеологии,
    при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая
    борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в
    соответствии со своими социальными идеалами.  При  этом  выход  за
    пределы меры  в воздействии идеологии на культуру может порой при-
    вести к деформации последней,  к  лишению  предметов  культуры  их
    собственного содержания  и  их превращению в своего рода рупор для
    распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри-
    вается в  различного  рода “культурных клише”,  назначение
    которых
    состоит в навязывании через культуру  определенных  идеологических
    стереотипов.
    На развитие культуры в современных  условиях  оказывает  свое
    воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР.  Это воздействие
    многогранно и противоречиво.  С одной стороны, НТР неизмеримо рас-
    ширила возможности  приобщения  самых широких масс к духовным цен-
    ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви-
    ла возросшие  требования  к образованности, к повышению интеллекту-
    ального потенциала  общества.  Одновременно   благодаря   развитию
    транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела
    к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна-
    ционализации общественной жизни и культуры.
    Национальные культуры являются специфическими  культур-
    ными системами,  обладающими  относительной автономностью и автох-
    тонностью (коренным происхождением).  Различные культуры многочис-
    ленных народов и национальностей,  имеют в своей основе единое об-
    щечеловеческое творческое начало.  Они отличаются друг от друга по
    форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро-
    дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих
    культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее
    большинство народов не существует в изоляции,  а  активно  взаимо-
    действует с другими народами.  Поэтому многие национальные культу-
    ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких  прожи-
    вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви-
    тие национальных культур – важное условие и предпосылка их взаимо-
    обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а
    тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя  выстраивать
    национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на-
    ции в качестве своеобразного эталона культуры.  Националистическое
    высокомерие тормозит  развитие  любой  национальной культуры.  Это
    особенно важно,  если учесть усиление процесса интернационализации
    общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом про-
    цессе национальных культур,  каждая из которых включает в себя как
    свое национальное,  так  и  интернациональное содержание.Не умаляя
    ценности и  уникальности  существования  и  развития  национальных
    культур, следует отметить,  что каждая нация вносит свой историчес-
    кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает  из  кладовой
    мировой культуры.  Магистральный  путь  развития  мировой культуры
    пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому
    единому образцу,  а  через аккумулирование всего лучшего в богатс-
    твах культуры  всех  народов,  сохранение  богатства  многообразия
    культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест-
    ва.
    Региональные особенности  культуры  проявляются  не  только в
    специфических чертах культуры отдельных народов.  Имеются  опреде-
    ленные существенные различия между городской культурой и культурой
    села, культуры крупного города и культуры мелких и  средних  горо-
    дов. Есть  основания  говорить  об особенностях культуры в больших
    регионах мира.  Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос-
    воение действительности и использование его успехов.  Восток же до
    недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок-
    ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль-
    ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и
    Востока уже основательно размыты,  обмен принципами,  идеями и ду-
    ховными ценностями идет со  все  большей  интенсивностью.  Подводя
    итог можно  сказать,  что  мировая  культура  – явление достаточно
    сложное и многогранное,  куда входят  формационные,  региональные,
    национальные типы культур и огромное число субкультур,  существую-
    щих в качестве подсистем в этих культурных типах.
    Во внутренней организации культуры существуют также
    структур-
    ные уровни,  которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль-
    туры. Массовая  культура  сформировалась  одновременно с обществом
    массового потребления.  В работах западных философов и  социологов
    данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры,  по-
    тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред-
    метов потребления,  способных при продаже приносить прибыль,  если
    они учитывают вкусы  и  запросы  массового  потребителя.  Реклама,
    ставшая обязательным атрибутом современного общества, является не-
    отъемлемой частью массовой культуры.
    Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и
    характеризу-
    ется относительной самостоятельностью  и  своеобразной  внутренней
    детерминацией, которая реализуется не только в активном использова-
    нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры,  но
    и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры,  его
    основные направления, его содержание и темп.
    Постоянно развиваясь,  культура всегда проявляет себя в конк-
    ретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдви-
    ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например,
    при переходе от античности к средневековью, а затем от средних ве-
    ков к эпохе Возрождения.
    Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества
    от формации  к формации.  При этом в истории формирования культуры
    имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как
    бы по двум направлениям – по вертикали и по горизонтали. Важнейшей
    закономерностью развития культуры является преемственность,  в ко-
    торой реализуется  единство  противоположностей – традиции и твор-
    чества. История предметных результатов человеческой  деятельности,
    воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо-
    действии со сменяющими друг друга  поколениями  людей,  в  которых
    сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каж-
    дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду-
    щее, как  к  центру, который  с течением времени сдвигается к новым
    поколениям.
    Наиболее устойчивой  стороной  культуры  являются  культурные
    традиции. Под ними понимаются элементы  социального и  культурного
    наследия, которые  не  просто передаются от поколения к поколению,
    но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жиз-
    ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как
    наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных тра-
    диций и  в  этом смысле выбирает не только будущее,  но и прошлое.
    Современное поколение не может не  опираться  на  созданные  ранее
    ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каж-
    дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.
    Однако, культура – это не только традиции, процесс накопления
    и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование
    культуры предполагает  и  ее развитие,  т.е.  не только сохранение
    лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс-
    тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет-
    ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч-
    но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством
    тогда, когда оно  приобретает  общественную  значимость,  получает
    признание других людей.  Хотя данный критерий новаторских культур-
    ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе-
    ния искусства  или научные открытия  не находят признания у совре-
    менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела-
    ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано
    или поздно приходит,  и, последующие поколения воздают им должное.
    Творчество Ван Гога и Гюгена,  гениальных художников, непризнанных
    при жизни современниками, работы предтечи космических полетов чело-
    вечества  К.Циолковского – блестящее свидетельство этому.
    В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа-
    но с  неповторимостью,  уникальностью  созданной  духовной ценнос-
    ти. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя
    и играет  важную роль в распространении культуры.  Но,  это именно
    распространение, а не создание культуры.
    Новое поколение  не  только пассивно потребляет уже созданное
    культурное богатство,  вместе с тем оно вносит и свой вклад в  ко-
    пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова-
    но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в
    развитии культуры органично взаимосвязаны.
    В целом подход к культурному наследию должен  быть  диалекти-

  6. О культуре поведения
    Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней.
    Внутренняя культура — это знания, чувства, умения и навыки, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, профессиональная подготовка, компетентность, добродетельность-нравственность, порядочность).
    Внешняя культура — это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.
    Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарно невоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры.
    Внешняя культура относительно независима от внутренней. Вольтер говорил: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета, натаскан на их соблюдение и соблюдать их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, в том числе развитым интеллектом.
    Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью… Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении, либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой.
    Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от общественного мнения (разных общепринятых правил, этикета) и того, что идет от совести человека (деликатность, такт, вкус, манеры).
    Существуют правила поведения разного уровня:
    1) уровень общечеловеческих правил, принятых в современном обществе;
    2) уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране;
    3) уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, Москве);
    4) уровень правил, принятых в том или ином общественном слое (в среде рабочих, в среде интеллигенции, в высшем обществе и т. п.).
    5) уровень правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, полицейских, военных, государственных служащих, членов той или иной партии…)
    6) уровень правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом…)
    Если говорить о том, что идет от совести человека, то здесь тоже можно наблюдать большое разнообразие типов поведения: и деликатность и хамство, и хорошие и дурные манеры, и хороший и плохой вкус.
    Человек может не знать тех или иных правил поведения, принятых в данном сообществе. Но если он обладает развитым интеллектом и развитой совестью, то может в какой-то мере компенсировать это незнание чутьем, интуицией, основанными на прирожденных или приобретенных деликатности, такте, вкусе.
    ——————
    Между правилами и внутренними регуляторами поведения имеют место очень сложные отношения. Они противоположны как внутреннее и внешнее, типичное и индивидуальное и в то же время «работают» в одном направлении.
    Из книги: Л.Е.Балашов. Этика. (см. сайт).

  7. “3. Внешняя культура человека проявляется в:
    а) социальном образе человека
    б) созданных человеческими руками вещах
    в) окружающей действительности
    4. Внутренняя культура человека проявляется в его:
    а) интересной, яркой, содержательной жизни
    б) духовном богатстве, нравственности
    в) внешнем облике
    5. Единство внутренней и внешней культуры обеспечивают:
    а) прогресс в развитии человеческого общества
    б) смысл существования человека
    в) ориентацию в окружающем мире”
    (Из методической разработки урока для 8 класса «ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА»)
    http://collection.edu.ru/attach/17/9616….
    Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.
    Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.
    Источник: Этика > Межличностное общение > Нравственная культура
    http://www.etiks.info/?Mezhlichnostnoe_obshenie...
    Интересны материалы опроса “Как россияне понимают слово ‘интеллигенция'” на сайте Фонда “Общественное мнение”. В понимании людей внутренняя культура отождествляется с духовностью, моральными устоями, добротой, человечностью, прорядочностью, честностью, совестливостью, и 41 % опрошенных считают все это качествами, характерными для интеллигенции…
    bd.fom.ru/report/cat/val_/spiritual/dof0…
    А вот интересная цитата: “Показателем внутренней культуры не служит только обилие знаний или способностей. Способность сдерживать себя характеризует внутреннюю культуру человека гораздо больше, чем способность совершить какое-то действие. Умение сдержать себя — это умение удержать себя в направлении к цели.” Это из реферата “Структура культуры. Классификация ее видов”:
    http://www.ref.by/refs/41/32817/1.html
    Еще почитайте довольно интересное обсуждение понятия внутренней культуры на Интеллектуальном форуме молодежи и студентов, где этому посвящена целая тема: http://www.stydenty.ru/forum/lofiversion/index….

  8. ПЛАН РЕФЕРАТА:
    1. Введение: из истории культуры……………..………………….2
    2. Общество и культура: внешние и внутренние факторы………4
    3. Человек и культура – внутренняя и внешняя…………………..9
    4. Заключение………………………………………………………12
    5. Список использованной литературы…………………………..13
    ВВЕДЕНИЕ: из истории культуры
    На протяжении всей истории развития философской мысли культу- ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие
    “жень”) и Индии (понятие “дхарма”), означало прежде всего целенап- равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ- ней Греции видели в “пайдейе”, т.е. “воспитанности”, которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от “некультурных” варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи- тав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза- ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совер- шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев- ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейше- го качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дь- явола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль- туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманисти- ческому идеалу человека, а в дальнейшем – идеалу просветителей.
    Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазви- тия общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс- тва, морали, религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер- жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей
    “естественной” природы. Однако уже в то время зародилось философс- кое направление “критики культуры”. Последователи этого направле- ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму че- ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис- тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития, испорченности и развращенности “культурных” на- ций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретическо- го осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической философии стали искать выход в осознании культуры как сферы “духа”. Кант рассматривал культуру прежде все- го с позиций морального сознания (его знаменитый категорический императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а
    Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна- ния человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис- торической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.
    Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за- нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го- воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя- тельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Рик- керт и М.Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфи- ческую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци- вилизация рассматривается как противоположность культуре. Это оз- начает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
    С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория
    “локальных” цивилизаций английского историка А.Тойнби.
    Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу- ру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю- щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детер- минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто- рона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собст- венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис- торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво- ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям,овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. можно сказать, что культура – это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз- даваемый им самим. Культура – это очеловеченный слой жизни,”вто- рая” искусственно созданная человеком природа. Там,где есть чело- век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми – там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке.
    ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА:
    ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
    Развитие культуры – органическая составная часть истории об- щества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материаль- ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен- ной жизни – социальной и социально-политической. Характерно, что при крайне низких темпах развития материального производства в эпо- ху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех составляющих культуры этой эпохи. Однако, нельзя не отметить, что в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культу- ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в эконо- мической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и ис- кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.
    Развитие культуры связано и с другими внешними детерминанта- ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов цивилиза- ции утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто- рии, а вместе с тем становится реальностью мировая культура, акку- мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак- тов с другими странами и народами.
    Естественная изоляция или нарочитое самообособление народов ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля- ции, например, одна из причин сохранения первобытных форм жизни у аборигенов Австралии. Китай на рубеже I-II тысячелетия стоял в первых рядах стран по развитию культуры, а затем наступили столе- тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело к утрате былых позиций. Только покончив в 60-е годы XIX века с преградами на пути развития связей с остальным миром Япония уско- ренно пошла вперед.
    Следует отметить, что на развитие культуры, как впрочем и на ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние, но внутренние факторы. Необходимость углубленного анализа внутрен- них причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия- ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру- шило присущее первобытности единство материального и духовного, а наряду с этим положило предел не только слитности материальной и духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект и носитель – первобытный коллектив.
    В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал все больше отделяться от физического, город – от деревни, когда об- щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ- ных уровней, на этнические образования, территориально-региональные общности, а также демографические страты – картина культуры в це- лом, как и картина ее исторического движения усложняется.
    Прежде всего с возникновением сложной социальной структуры общества, возникшей в результате разделения труда, управление, умственная деятельность, духовное производство стали преимущест- венно сферой занятий определенного класса или социальной группы.
    Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво- лила сделать интеллектуальную деятельность – профессией, которая органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак- тической деятельности человека. С каждым этапом развития общества и его фундаментальной основы- общественного производства, роль умственного труда, его практическая значимость в жизни общества все более возрастает.
    Культура каждой эпохи неразрывно связана с потребностями и интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме- ре определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация господствовавшего до недавнего времени в отечественных общество- ведческих науках классового подхода к анализу и классификации яв- лений культуры неизбежно заводит исследователя в логический тупик.
    Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо- вости просто неприменим – это наука, техника, язык.
    Во-вторых, культура включает группу явлений, которые несут в себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется влияние социально-классовых и групповых интересов – это искусс- тво, мораль, философия и т.д.
    В-третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в силу их природы, непосредственно с возникновением классов, напри- мер, область политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо соци- ально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами. При этом выход за пределы меры в воздействии идеологии на культуру может порой при- вести к деформации последней, к лишению предметов культуры их собственного содержания и их превращению в своего рода рупор для распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри- вается в различного рода “культурных клише”, назначение которых состоит в навязывании через культуру определенных идеологических стереотипов.
    На развитие культуры в современных условиях оказывает свое воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо рас- ширила возможности приобщения самых широких масс к духовным цен- ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви- ла возросшие требования к образованности, к повышению интеллекту- ального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна- ционализации общественной жизни и культуры.
    Национальные культуры являются специфическими культур- ными системами, обладающими относительной автономностью и автох- тонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочис- ленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое об- щечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро- дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимо- действует с другими народами. Поэтому многие национальные культу- ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких прожи- вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви- тие национальных культур – важное условие и предпосылка их взаимо- обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя выстраивать национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на- ции в качестве своеобразного эталона культуры. Националистическое высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом про- цессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как свое национальное, так и интернациональное содержание.Не умаляя ценности и уникальности существования и развития национальных культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой историчес- кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатс- твах культуры всех народов, сохранение богатства многообразия культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест- ва.
    Региональные особенности культуры проявляются не только в специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются опреде- ленные существенные различия между городской культурой и культурой села, культуры крупного города и культуры мелких и средних горо- дов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос- воение действительности и использование его успехов. Восток же до недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок- ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль- ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и
    Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и ду- ховными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя итог можно сказать, что мировая культура – явление достаточно сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные, национальные типы культур и огромное число субкультур, существую- щих в качестве подсистем в этих культурных типах.
    Во внутренней организации культуры существуют также структур- ные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль- туры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления. В работах западных философов и социологов данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, по- тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред- метов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама, ставшая обязательным атрибутом современного общества, является не- отъемлемой частью массовой культуры.
    Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризу- ется относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней детерминацией, которая реализуется не только в активном использова- нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры, но и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры, его основные направления, его содержание и темп.
    Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конк- ретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдви- ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например, при переходе от античности к средневековью, а затем от средних ве- ков к эпохе Возрождения.
    Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества от формации к формации. При этом в истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям – по вертикали и по горизонтали. Важнейшей закономерностью развития культуры является преемственность, в ко- торой реализуется единство противоположностей – традиции и твор- чества. История предметных результатов человеческой деятельности, воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо- действии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каж- дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду- щее, как к центру, который с течением времени сдвигается к новым поколениям.
    Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жиз- ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных тра- диций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.
    Современное поколение не может не опираться на созданные ранее ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каж- дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.
    Однако, культура – это не только традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс- тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет- ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч- но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культур- ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе- ния искусства или научные открытия не находят признания у совре- менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела- ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное.
    Творчество Ван Гога и Гюгена, гениальных художников, непризнанных при жизни современниками, работы предтечи космических полетов чело- вечества К.Циолковского – блестящее свидетельство этому.
    В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа- но с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценнос- ти. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Но, это именно распространение, а не создание культуры.
    Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в ко- пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова- но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны.
    В целом подход к культурному наследию должен быть диалекти- ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос- тей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего от- жившего, консервативного в культурной традиции.
    ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА – ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ
    Само становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится лич- ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего “Я”.
    Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности. Культура – это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого су- щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс- тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли.
    Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура – мир человека. Культура – это развитие духовно-практических способ- ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз- витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль- тивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.
    Важнейший момент в этом процессе – формирование развитого са- мосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла- нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ- ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального вы- бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.
    Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож- на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на- чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных си- туациях, но и планировать, моделировать свое будущее.
    Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс- тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а на- ряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов- лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно- го мировоззренческого стержня.
    Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе- нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза- даптации.
    Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.
    В становлении личности важное место занимает образование, од- нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.
    Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети- ческая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль- турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.
    Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со- четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.
    Следующие ориентиры в становлении культуры личности – духов- ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре- делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз- ни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл ду- ховности – быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм – вот ядро духовности. Антиподом духов- ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен- ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте- ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу- ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим.
    Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира- ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духов- ным миром и глубокой внутренней культурой.
    Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог- ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто- кость – все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об- щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.
    Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций – в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест- венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль- туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.
    Обратимся теперь к понятию “интеллигентность”, которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция – это разноплано- вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, по- лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен- ную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыс- тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло- ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак- теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.
    В становлении культуры личности большое место отводится куль- туре общения. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе- нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз- витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя- зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво- дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции – все эти организации и институты иг- рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для твор- ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи- вой психической структуры личности.
    Ценность и эффективность общения во всех его видах – служеб- ного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. – в решаю- щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем об- щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более да- вить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходс- тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента.
    Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстанов- ке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры – одна из сущностных характеристик общест- венного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
    1. Баллер Э.А. “Преемственность в развитии культуры”
    2. Орнатская Л.А. “Происхождение и формирование понятия “культура”
    3. Межуев В.М. “О понятии “Культура”
    4. Артановский С.Н. “Историческое единство человечества и взаимное влияние культур”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *