Сочинение на тему война 11 класс по литературе

16 вариантов

  1. Война… Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Это злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты. Однако, не стоит думать, что человек является жертвой войны. Это совсем не так. Жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война – дело рук самого человека. Не выявляет ли это животное начало в людях? Своеобразный «естественный отбор», в результате которого выживает сильнейший, будь он с дубиной, со стрелами, с мечем, с порохом, с ружьем… Человеческая цивилизация совершенствуется с каждым годом и с каждым годом совершенствуются средства эффективной войны. Подсозначтельно люди настолько проникнуты этой «воинственностью», что очень часто в обычной, бытовой ситуации употребляют военную терминологию: «на речных рубежах», «на границе нашей области», «собираться, как на войну…»
    Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться дл разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму, как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она – путь к славе, для других – борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих – дело принципа…
    Война – это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага. Не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы… Они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. Очень сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне.

  2. В начале повести наши симпатии на стороне Рыбака: он
    энергичнее, более приспособлен к суровым условиям борьбы, нежели обессиленный,
    «измученный простудой» напарник, так некстати заболевший, потом раненый,
    ставший впрямь обузой. Но уже с самого начала повествования писатель делает нам
    намеки, почему именно Рыбак станет предателем. Так, герою было не совсем
    понятно поведение больного напарника: имел право отказаться идти на задание, но
    «потому и не отказался, что другие отказались». В том и суть, что такое
    недопонимание обнаруживает в Рыбаке неглубоко укоренившееся чувство долга. Во
    время перестрелки с полицаями Рыбак вернулся за Сотниковым не потому, что вспомнил
    о святом законе взаимовыручки в бою, а потому что взяла верх мысль об ответе,
    который придется держать перед товарищами по отряду. Он испугался за себя. Во
    всех неудачах Рыбак винит Сотникова: болен, ранен, из-за его кашля попали в
    плен к полицаям. В Рыбаке нет того духовного стержня характера, какой есть у
    Сотникова. Не случайно после предательства напарника Сотников поймет: «Как
    человек и гражданин Рыбак, безусловно, недобрал чего-то». Панический страх за
    свою жизнь, стремление выжить любой ценой ведут героя к предательству. Теперь
    он всем и всюду враг. И видно, самому себе тоже.

  3. С момента окончания Великой Отечественной войны прошло более 50 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои произведения теме войны. Среди них такие выдающиеся деятели литературы, как А. Твардовский (“Василий Теркин”), К. Симонов (“Живые и мертвые”), В. Гроссман (“Жизнь и судьба”), В. Некрасов (“В окопах Сталинграда”), Б. Васильев (“Азори здесь тихие…”), В. Астафьев (“Звездопад”), В. Быков (“Сотников”) и многие, многие другие. Пожалуй, трудно назвать писателя советской эпохи, который бы не обращался к этой теме. Но само освещение темы в разные моменты истории страны было различным, время диктовало выбор угла зрения, под которым рассматривались эти события.
    В сороковые годы создаются преимущественно лирические произведения (К. Симонов, М. Исаковский, А. Сурков). Лирическим героем стихов становится простой человек, которому на войне недостает прежде всего семьи, любви, дома. Бурно развивается публицистика (И. Эренбург, К. Симонов). Все писатели едины во мнении: главная задача — победа, главное чувство — ненависть к врагу. Понятно, кто свой, а кто враг, а потому в произведениях того периода нет полутонов, сомнений, сложностей.
    Произведения первых послевоенных лет полны радости, в них звучат фанфары, радость победы. Люди еще находятся под впечатлением грандиозности свершившегося, они не склонны видеть плохое. Главный победитель — Сталин, это не вызывает сомнений. Немцы изображаются только сатирически, им отказывается даже в элементарном уме. Советский же солдат изображается былинным чудо-богатырем (“Падение Берлина”). Но уже тогда некоторые писатели находят в себе мужество рассказать и правду о войне. “Мы не умели воевать, не жалели людских сил”, — говорит В. Астафьев.
    Позже писатели начинают осмыслять опыт войны с позиций общечеловеческих ценностей, на уровне борьбы жизни и смерти. Отчетливо проявляются толстовские традиции изображения войны как противоестественного человеческой природе события. Основной проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. В этот момент утрачивают значение любые привычные схемы, хотя в сознании человека они могут укорениться настолько глубоко, что с ними трудно бороться. Попал в плен — предатель. Без партийного руководства войну не выиграть. И многие, многие другие “аксиомы”, вбитые в голову простых людей, определяли поступки человека в моменты, когда задумываться надо было о вечном.
    Итак, после парадных, хвалебных произведений литература приходит к изображению оборотной стороны войны. Человек начинает испытываться на человечность. “Судьба человека” — это произведение, посвященное изображению противостояния человека и бесчеловечной машины, жизни и смерти. Герой М. Шолохова воплощает стремление к жизни, которое должно победить смерть и жестокость. Андрей Соколов проходит через все испытания, включая гибель семьи. Но рассказ заканчивается утверждением возрождающейся жизни, весны.
    Вслед за Л. Н. Толстым писатели показывают войну глазами новичка. К. Воробьев в повести “Убиты под Москвой” воскрешает события печального, самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны. Действие повести происходит под Москвой в ноябре 1941 года. Рота кремлевских курсантов идет на фронт. “И от того, — писал В. Астафьев, — что она не просто рота, трагедия ее по-особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооруженных “новейшими винтовками”, СВТ, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением”. Переполняющее героев повести чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах трагический контраст, резче обозначает два полюса — молодой, бьющей через край жизни и неизбежной — всего через несколько дней — смерти. Контраст становится еще резче, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени. “В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны”, — говорит писатель о главном герое. Сцена гибели роты написана прозаиком поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце немецких танков ужасает, ужасает именно своей правдивостью, своим реализмом.
    До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”. Женщина на войне воспринимается нами как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни — и погибают. Они готовы умереть за победу, но все говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и это смогли очень тонко изобразить многие писатели. Конечно, они понимают, что это — смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной. Пожалуй, точнее всех это чувство выразила Ю. Друнина, написавшая очень простые строки:
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот Ничего не знает о войне.

  4. Бой идет святой и правый,
    Смертельный бой не ради славы –
    Ради жизни на земле.
    А.Т. Твардовский
    Война… Это слово пугает своей жестокостью, ненавистью к людям. История человечества неразрывно связана с тысячами войн. Первые войны начинались между человеческими племенами из-за конкуренции, желания выжить в диком мире, но шли годы, люди приобретали больше опыта и знаний. Появились первые философские учения, отвергающие насилие как способ получения благополучия общества. Более того, появились первые морально-этические учения, которые не только отвергали, но и осуждали любые проявления насилия, провозгласив принцип непротивления злу. Эти учения позже перерастут в такие мировые религии, как христианство, ислам, буддизм. Но все эти явления никак не способствовали нормализации отношений на нашей планете. Чем эффективнее развивалась цивилизация, тем мощнее и разрушительнее становилось оружие. В XX веке на службу к войне пришла идеология – мощнейшее оружие, которое при правильном использовании может разрушить всё на своём пути. Появились философы, которые оправдывали войну как единственно возможный способ развития человечества. Ницше писал: «Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина — для отдохновения воина». Он открыто призывал германскую нацию к военной экспансии в соседние страны, в том числе и в Россию. Такие «идеологи» и развязали руки шовинистическим и националистическим настроениям в Германии. Назревала Вторая Мировая Война. Самая разрушительная война за всю историю человеческой цивилизации. За время ведения этой войны было убито больше людей, чем за все войны ранее. Это был переломный момент в истории.
    Великая Отечественная Война ассоциируется с чем-то страшным и жутким. Я никогда не видел войны и очень счастлив, что живу в мирное время, но много знаю о ней из фильмов, книг, газет и рассказов очевидцев. Нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта беда. Моему дедушке было 6 лет, когда началась война. Он смутно помнит подробности, но одна боль осталась у него на всю жизнь – это страшный голод, нищета, которые свирепствовали вплоть до начала 50-х годов. Румынские оккупанты отбирали у мирного населения всё до последней крошки, а что не могли забрать, то уничтожали прямо на глазах у хозяев. В первые дни оккупации в Каменке было замучено и убито 4 евреев. Не жалели никого: ни женщин, ни стариков, ни маленьких детей. Ужасы войны до сих пор преследуют этих людей. Миллионы человеческих судеб, загубленных фашистской идеологией и советской тоталитарной системой. Ради чего? О значении этой войны ещё долго будут спорить многие историки: кто, отстаивая историческую справедливость, а кто, перекраивая её на свой лад и пытаясь создать своё «видение» этой войны. Неизменным в наших сердцах останется только одно – войну победил советский народ, который заплатил за это миллионами разорванных горем сердец матерей, потерявших своих детей, стариков, увидевших на склоне лет не спокойную старость, а ужас войны, детей, навсегда потерявших детство.
    Прошло уже более шести десятилетий с тех пор, и время уносит нас всё дальше от этой трагедии, но надо помнить всегда имена своих героев. Мы обязаны чтить и уважать память тех, кто отдал жизнь ради нашего существования. Мы обязаны знать историю этой войны, чтобы никогда больше не допустить этого. Мы должны сохранить это знание для наших потомков. Каждый год смерть уносит очевидцев этой войны, их становится всё меньше и меньше. Но народная память не смолкнет, мы сохраним и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей. Мы преклоняемся перед теми, кто остаётся в живых…
    Никто не забыт, ничто не забыто!
    Ольга Берггольц.
    Добавил: Rudash

  5. АВТОР: Володина Нина Николаевна
    учитель русского языка и литературы
    бюджетное общеобразовательное  учреждение
    города Омска
    «Средняя общеобразовательная школа № 16»
    «Сердцем прикоснись к подвигу»
    А почестей мы не просили, не ждали наград за дела,
    Нам общая слава России солдатской наградой была.
    Годы отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика.
    Мы много говорим о подвиге солдата, офицера, и маршала, целых батальонов, полков, дивизий, армий. И это, конечно, справедливо, но нельзя забывать о тех, кто поставлял в эти грозные годы «душевные боеприпасы», нельзя забывать о подвиге, который вместе со своим народом, со своей страной совершила в эти годы наша литература.
    На вопрос «Почему вы пишете о войне?» А.Адамович отвечал, что его, вопрос, надо перефразировать: « Почему вы не можете не писать о войне?»
    Нет, не могли молчать и не молчали музы советской литературы..
    Произведения о войне актуальны и по сей день. Их продолжают не только читать, но и писать. И это правильно! Мир не должен забывать ужасы войны,  разруху, страдание и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её тропами.
    Любовь к Родине, верность гражданскому долгу, чувство товарищества – вот основные черты, присущие героям литературы о войне. Они глубоко осознают и общий смысл борьбы, и свою личную ответственность за судьбу страны, сознательно идут на подвиг, на самопожертвование. Жизнь и борьба во имя Родины неразделимы для них, героизм – не минутная вспышка, а норма поведения, мировоззрение. Таких людей нельзя победить. Убить можно, а победить нельзя. Смертью смерть поправ, они уходят в бессмертие. Кажется, нет литературы более жестокой, чем та, что говорит о войне. Материал войны неизбежно жесток и кровав.
    В произведениях современных авторов о войне оживает то суровое героическое время, но обращены они к нашим дням и к будущему. Каждым своим образом, каждой фразой напоминая о том, каким должен быть человек,
    Напоминая о его ценности, о его достоинстве, о его праве на счастье, напоминая о тех нравственных принципах, которыми мы должны быть верны в любых обстоятельствах.
    О литературе, которая описывает период войны, можно говорить бесконечно. Но в своей работе я хотела бы рассмотреть не многогранный подвиг русского народа на страницах книг, а историю простых мальчиков.             И это неслучайно. На мой взгляд, в нашем возрасте ещё тяжело понять войну со стороны взрослого человека. Мы до сих пор задаёмся вопросами : Зачем надо было лишать жизни стольких людей? Почему люди со столь сильной жестокостью уничтожают друг друга? Нам намного легче поставить себя на место своего ровесника. Конечно, когда ты представляешь то время его глазами, то по телу пробегает крупная дрожь. Это действительно страшно.   Невозможно без слез читать повесть В. Козько « Скудный день».У детдомовского мальчишки Кольки Летички ( это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит), оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Маленьким ребенком он попал в концлагерь, где содержались дети- доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Страшное прошлое Колька не помнит и не хочет вспоминать, но оно оживает и убивает Кольку, который случайно через десять лет попадает в зал суда. Слушая показания бывших полицейских – карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Крик Кольки, прозвучавший в зале суда,- это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей: « Мама! Спаси меня!»- закричал он на весь зал, как кричал в том далеком 1943, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.
    Много лет назад рассказал Владимир Богомолов историю маленького разведчика. Она с тех пор и живет, изданная  на  32 языках общим тиражом свыше семи миллионов экземпляров. Наверное, он мог бы начать с какого-нибудь другого « сюжета » войны, раз попал туда с юных лет и, значит, повидал всякого, но почему-то он стал рассказывать о мальчике.
    Когда-то Лев Толстой говорил, что дети похожи на увеличительные стекла зла, и это, видимо, можно понимать так: через детей зло виднее, даже то зло, что прикидывается малым, простительным, нормальной, извечной примесью жизни.
    Иван Буслов, разведчик, лазутчик, был «совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти- одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по – детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать». Нет, не приключения храброго юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага описал Владимир Богомолов, хотя мог бы… Он исходил из того , что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда. И повода для восхищения и подражания тут нет. Можно ли желать кому-либо повторения такой судьбы и таких подвигов?
    Автор нам показывает Ивана таким, какой он есть, обнажает трагизм его детства, дает увидеть, что это порождение войны, прекрасно приспособленное к военной обстановке, именно поэтому никогда не сможет адаптироваться в мирной жизни. Таким образом история сама делает людей: она их выбирает, садится верхом и заставляет умереть под своей тяжестью. Среди людей, согласных умереть ради мира и воюющих за него, этот безумный воинственный ребенок воюет ради войны. Именно ради этого и живет он в полном одиночестве в окружении любящих его солдат. И все же он – ребенок. Его опустошенная душа хранит детскую нежность, которую он, однако, уже не чувствует и, тем более не может выразить.
    Я не знаю более волнующего эпизода, чем бесконечная, медленная, душераздирающая переправа через реку. Несмотря на тревогу и сомнения ( стоило ли подвергать ребенка такому риску?), сопровождающие его офицеры заворожены этой унылой пугающей красотой. Но ребенок, одержимый смертью, ничего не замечая, выпрыгивает на берег: он идет к врагу.
    Мальчика в рассказе редко называют Ванюшей. Взрослые – боевые офицеры – как бы даже стесняются Ивана, потому что они сильные, вооруженные, а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражьем тылу, на вершок от смерти. Об Иване говорят, что ему          « ненависть душу жжет». Наверное, этот мальчик видел и пережил то, что не поддается словам.
    Владимир Богомолов не описывает катастрофы счастливого детского мира, он старается показать нам последствия и чувство ненависти, потому что у этого мальчика на руках была убита сестренка полутора лет. Разговаривая с Иваном, взрослые чувствуют, что этот ребенок в чем-то старше их. Он знает то, чего не знают они. « Маленький?.. А ты в лагере смерти был?- глаза его вспыхивают лютой, недетской ненавистью, крохотная верхняя губа подергивается…».
    Иван – самая невинная жертва войны: мальчишка, которого невозможно не любить, вскормленный насилием и впитавший его. Нацисты убили Ивана в тот момент, когда они убили его мать и уничтожили жителей его деревни. Однако он продолжает жить. Но жить в прошлом.
    Конечно, значение образа Ивана в литературе можно оценить по-разному. Хотя я бы назвала его своеобразным символом войны. На мой взгляд, именно этот герой олицетворяет дух того времени. Вы только подумайте, сколько детей оказалось в такой же ситуации. Они потеряли родных. В их душе действительно вспыхнул огонь ненависти, хотя как могла попасть туда даже искорка, ведь ребенок – это цвет жизни. Это все война, которая искалечила жизни не только физически, но и духовно.
    Нелегкой ценой досталась нам победа. Русский народ спас и свою Родину, и все человечество от фашизма. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил это зло. Этот подвиг будет жить в наших сердцах вечно!
    Литература.
    Наш современник № 5 (май 1976), статья Михаила Кузнецова «Мастерская Владимира Богомолова. Иван.»
    Детская литература №5 (май 1980), статья Игоря Дедкова «Он был совсем ещё ребёнок…»
    Советская культура (октябрь 1989), статья Сартра о фильме Тарковского «Иваново детство»
    Детская литература №11-12 (1992), статья О. Алдошиной «Как эхо будущего»
    Энциклопедия для школьников «Великая Отечественная война 1941-1945», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2000
    М Кузнецов «Советский роман», Москва, Советский писатель, 1986
    В. Гусев «Испытание веком», Москва, Современник, 1982
    Энциклопедия для детей «Аванта +», История России и её ближайших соседей, том 5, часть третья, Москва, Аванта +, 2001
    Борисов Н.В. Кто был кто в Великой Отечественной войне: Люди. События. Факты: Краткий справочник. М., 1995.
    История партизанского движения в Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.,2001.
    Медаль за бой, медаль за труд. Т.1-2. М.,1970-1975. Сборник документальных рассказов о мальчишках и девчонках 10-14 лет, принимавших активное участие в Великой Отечественной войне на фронте, в подполье, партизанских отрядах, в тылу на заводах и колхозных полях.

  6. 6
    Текст добавил: Не_ГрУстИ_УлЫбниСь

    „Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне“.
    Многовековая русская литература на всех этапах своего развития обращалась к теме войны, к образу защитника родной земли, к истокам героизма и причинам предательства, проблемам нравственных испытаний человека на войне — начиная со „Слова о полку Игореве“ и воинских повестей древнерусской литературы, „Севастопольских рассказов“ и „Войны и мира“ Льва Толстого,  до повестей о „горячих точках“ нашего времени.   Война, к сожалению, вновь стучится в двери наших соседей, совсем близко от нас самих.
    Война… Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Эта злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.
    Однако, не стоит думать, что человек является жертвой войны. Это совсем не так. Жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война – дело рук самого человека. Не выявляет ли это животное начало в людях? Своеобразный «естественный отбор», в результате которого выживает сильнейший, будь он с дубиной, со стрелами, с мечем, с порохом, с ружьем… Человеческая цивилизация совершенствуется с каждым годом и с каждым годом совершенствуются средства эффективной войны. Подсознательно люди настолько проникнуты этой «воинственностью», что очень часто в обычной, бытовой ситуации употребляют военную терминологию: «на речных рубежах», «на границе нашей области», «собираться, как на войну…»
    Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться для разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму, как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она – путь к славе, для других – борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих – дело принципа…
    Война – это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага.
    Не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы… Они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. Очень сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне.
    Женщина на войне – это бесчеловечно. Именно это мнение прослеживается в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Произведение поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Героини повести – пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней.
    Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие…» невозможно читать без слез.
    Очень сильно и образно показаны ужасы войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Народ в изображении Льва Николаевича – решающая сила истории. В романе это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над Наполеоном рассматривается как результат патриотических усилий народных масс, не потерпевших иноземного насилия. Во время битвы на Бородинском поле каждый понимал, что борется за свою землю. Вот почему, не дожидаясь приказа командиров, солдаты перед сражением надевали чистое платье, торжественно и сурово готовились к исполнению своего долга – умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. Они понимали, что на них легла ответственность за судьбу Родины. Уловив это настроение солдат, Андрей Болконский приходит к выводу, что Бородинское сражение будет выиграно из-за чувства патриотизма, которое есть в нем самом, и в каждом русском человеке.
    В «Севастопольских рассказах» Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении – в крови, в страдании, в смерти…». Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ.
    И, спустя десятилетия, Россию ждало новое потрясение – Великая Отечественная Война, которая снова заставила писателей и поэтов обратиться к вопросу «Что такое Война?».
    В повести Кондратьева «Сашка» глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. Но прежде всего Сашка, да и все солдаты, – обычные люди с человеческими мыслями и поступками. Когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с «фрицем» мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. И, в то же время, Сашка всегда готов прийти на помощь ближнему.
    В годы Великой Отечественной Войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашистами.
    Размышляя на тему войны, задаешься вопросом: «Что же такое война в Чечне, в Афганистане?». Я не нахожу смысла в этих войнах, не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных жизней. И в этом заключается весь ужас действительности. Я думаю, благополучие страны нужно оценивать не только по росту экономики и курсу валюты, но и по «нравственному» здоровью людей. Нормальный, здравомыслящий человек никогда не поднимет оружие против себеподобных и не примет участие в войне – безумии глобального масштаба.
    Поэтому, не верьте тем, кто скажет, что на войне не страшно, потому что так говорит лишь тот, кто ничего не знает о войне.

  7. С момента окончания Великой Отечественной войны прошло более 50 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои произведения теме войны. Среди них такие выдающиеся деятели литературы, как А. Твардовский (“Василий Теркин”), К. Симонов (“Живые и мертвые”), В. Гроссман (“Жизнь и судьба”), В. Некрасов (“В окопах Сталинграда”), Б. Васильев (“Азори здесь тихие…”), В. Астафьев (“Звездопад”), В. Быков (“Сотников”) и многие, многие другие. Пожалуй, трудно назвать писателя советской эпохи, который бы не обращался к этой теме. Но само освещение темы в разные моменты истории страны было различным, время диктовало выбор угла зрения, под которым рассматривались эти события.
    В сороковые годы создаются преимущественно лирические произведения (К. Симонов, М. Исаковский, А. Сурков). Лирическим героем стихов становится простой человек, которому на войне недостает прежде всего семьи, любви, дома. Бурно развивается публицистика (И. Эренбург, К. Симонов). Все писатели едины во мнении: главная задача — победа, главное чувство — ненависть к врагу. Понятно, кто свой, а кто враг, а потому в произведениях того периода нет полутонов, сомнений, сложностей.
    Произведения первых послевоенных лет полны радости, в них звучат фанфары, радость победы. Люди еще находятся под впечатлением грандиозности свершившегося, они не склонны видеть плохое. Главный победитель — Сталин, это не вызывает сомнений. Немцы изображаются только сатирически, им отказывается даже в элементарном уме. Советский же солдат изображается былинным чудо-богатырем (“Падение Берлина”). Но уже тогда некоторые писатели находят в себе мужество рассказать и правду о войне. “Мы не умели воевать, не жалели людских сил”, — говорит В. Астафьев.
    Позже писатели начинают осмысливать опыт войны с позиций общечеловеческих ценностей, на уровне борьбы жизни и смерти. Отчетливо проявляются толстовские традиции изображения войны как противоестественного человеческой природе события. Основной проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. В этот момент утрачивают значение любые привычные схемы, хотя в сознании человека они могут укорениться настолько глубоко, что с ними трудно бороться. Попал в плен — предатель. Без партийного руководства войну не выиграть. И многие, многие другие “аксиомы”, вбитые в голову простых людей, определяли поступки человека в моменты, когда задумываться надо было о вечном.
    Итак, после парадных, хвалебных произведений литература приходит к изображению оборотной стороны войны. Человек начинает испытываться на человечность. “Судьба человека” — это произведение, посвященное изображению противостояния человека и бесчеловечной машины, жизни и смерти. Герой М. Шолохова воплощает стремление к жизни, которое должно победить смерть и жестокость. Андрей Соколов проходит через все испытания, включая гибель семьи. Но рассказ заканчивается утверждением возрождающейся жизни, весны.
    Вслед за Л. Н. Толстым писатели показывают войну глазами новичка. К. Воробьев в повести “Убиты под Москвой” воскрешает события печального, самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны. Действие повести происходит под Москвой в ноябре 1941 года. Рота кремлевских курсантов идет на фронт. “И от того, — писал В. Астафьев, — что она не просто рота, трагедия ее по-особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооруженных “новейшими винтовками”, СВТ, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением”. Переполняющее героев повести чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах трагический контраст, резче обозначает два полюса — молодой, бьющей через край жизни и неизбежной — всего через несколько дней — смерти. Контраст становится еще резче, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени. “В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны”, — говорит писатель о главном герое. Сцена гибели роты написана прозаиком поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце немецких танков ужасает, ужасает именно своей правдивостью, своим реализмом.
    До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”. Женщина на войне воспринимается нами как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни — и погибают. Они готовы умереть за победу, но все говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и это смогли очень тонко изобразить многие писатели. Конечно, они понимают, что это — смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной. Пожалуй, точнее всех это чувство выразила Ю. Друнина, написавшая очень простые строки:
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот Ничего не знает о войне.

  8. Причиной войны всегда является человек. Хотя, трудно назвать человеком того, кто посылает других убивать и рисковать своей жизнью. Войне нет оправдания. Нет ничего дороже человеческой жизни, а война забирает жизни с огромной скоростью и в огромных количествах.
    Разрушительной силе войны нет преград, она не щадит ни взрослых, ни детей, ни культурные памятники, ни города, ни страны. Это огненная лава, которая сметает все на своем пути. Слезы матерей, тысячи погибших, семьи без отцов, дети-сироты, страх, голод, картины жестокости и бесчеловечности – вот, что оставляет после себя война. Она приносит только горе и страдания. Кто пережил войну, у того навсегда перед глазами останутся страшные картины, смерть родных и близких, кровь и утраты.
    Со слезами на глазах вспоминаю рассказы своей бабушки о Великой Отечественной войне. Нашей стране пришлось пережить это горе, но мы достойно выстояли благодаря героизму и самоотдаче наших солдат, благодаря смелости детей войны и невероятной помощи женщин в тылу. Несмотря на всеразрушающий характер, война становится главной причиной сплоченности народа. Она объединяет людей, делая их сильными, смелыми и практически бесстрашными в борьбе против общего врага.
    Размышляя на тему войны, задаешься вопросом: почему в мире до сих пор идут войны? Зачем люди убивают друг друга? Загублено уже миллионы жизней и нет конца и края человеческой жестокости. Я не вижу смысла в войнах, не вижу причины продолжать эту жестокую и страшную борьбу во всем мире. Я думаю, на нашем поколении лежит ответственное задание – остановить все войны и достичь понимания между разными народами.

  9. С момента окончания Великой Отечественной войны прошло более 50 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои произведения теме войны. Среди них такие выдающиеся деятели литературы, как А. Твардовский (“Василий Теркин”), К. Симонов (“Живые и мертвые”), В. Гроссман (“Жизнь и судьба”), В. Некрасов (“В окопах Сталинграда”), Б. Васильев (“Азори здесь тихие…”), В. Астафьев (“Звездопад”), В. Быков (“Сотников”) и многие, многие другие. Пожалуй, трудно назвать писателя советской эпохи, который бы не обращался к этой теме. Но само освещение темы в разные моменты истории страны было различным, время диктовало выбор угла зрения, под которым рассматривались эти события.
    В сороковые годы создаются преимущественно лирические произведения (К. Симонов, М. Исаковский, А. Сурков). Лирическим героем стихов становится простой человек, которому на войне недостает прежде всего семьи, любви, дома. Бурно развивается публицистика (И. Эренбург, К. Симонов). Все писатели едины во мнении: главная задача — победа, главное чувство — ненависть к врагу. Понятно, кто свой, а кто враг, а потому в произведениях того периода нет полутонов, сомнений, сложностей.
    Произведения первых послевоенных лет полны радости, в них звучат фанфары, радость победы. Люди еще находятся под впечатлением грандиозности свершившегося, они не склонны видеть плохое. Главный победитель — Сталин, это не вызывает сомнений. Немцы изображаются только сатирически, им отказывается даже в элементарном уме. Советский же солдат изображается былинным чудо-богатырем (“Падение Берлина”). Но уже тогда некоторые писатели находят в себе мужество рассказать и правду о войне. “Мы не умели воевать, не жалели людских сил”, — говорит В. Астафьев.
    Позже писатели начинают осмыслять опыт войны с позиций общечеловеческих ценностей, на уровне борьбы жизни и смерти. Отчетливо проявляются толстовские традиции изображения войны как противоестественного человеческой природе события. Основной проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. В этот момент утрачивают значение любые привычные схемы, хотя в сознании человека они могут укорениться настолько глубоко, что с ними трудно бороться. Попал в плен — предатель. Без партийного руководства войну не выиграть. И многие, многие другие “аксиомы”, вбитые в голову простых людей, определяли поступки человека в моменты, когда задумываться надо было о вечном.
    Итак, после парадных, хвалебных произведений литература приходит к изображению оборотной стороны войны. Человек начинает испытываться на человечность. “Судьба человека” — это произведение, посвященное изображению противостояния человека и бесчеловечной машины, жизни и смерти. Герой М. Шолохова воплощает стремление к жизни, которое должно победить смерть и жестокость. Андрей Соколов проходит через все испытания, включая гибель семьи. Но рассказ заканчивается утверждением возрождающейся жизни, весны.
    Вслед за Л. Н. Толстым писатели показывают войну глазами новичка. К. Воробьев в повести “Убиты под Москвой” воскрешает события печального, самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны. Действие повести происходит под Москвой в ноябре 1941 года. Рота кремлевских курсантов идет на фронт. “И от того, — писал В. Астафьев, — что она не просто рота, трагедия ее по-особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооруженных “новейшими винтовками”, СВТ, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением”. Переполняющее героев повести чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах трагический контраст, резче обозначает два полюса — молодой, бьющей через край жизни и неизбежной — всего через несколько дней — смерти. Контраст становится еще резче, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени. “В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны”, — говорит писатель о главном герое. Сцена гибели роты написана прозаиком поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце немецких танков ужасает, ужасает именно своей правдивостью, своим реализмом.
    До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”. Женщина на войне воспринимается нами как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни — и погибают. Они готовы умереть за победу, но все говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и это смогли очень тонко изобразить многие писатели. Конечно, они понимают, что это — смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной. Пожалуй, точнее всех это чувство выразила Ю. Друнина, написавшая очень простые строки:
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот Ничего не знает о войне.

  10. В мае наш народ празднует великую Победу. Май месяц, когда вспоминают страшные страницы истории нашего народа, возвращаясь в дни, когда на мирную страну нападает враг и приходится брать в руки оружие, чтобы защитить родную землю от фашиста. Речь идет конечно же о войне. И хоть годы проходят, поколения сменяются, а в живых остается все меньше ветеранов войны, память о прошлом трагическом времени живет и будет жить. Отечественная война навсегда останется в нашей истории и об этом будут напоминать не только государственные официальные документы, видеосъемки и личные письма солдат, но и художественная литература. Тема Великой Отечественной войны живет в русской литературе под разным ракурсом, с разных точек зрения и в различных жанрах. Этому поспособствовали писатели как военного, так и послевоенного времени. Сегодня мы раскроем тему войны в русской литературе в нашем сочинении.

    Великая Отечественная война в русской литературе

    Как мы уже писали, военную тематику раскрывали писатели не только военного периода, но и послевоенного времени. В сочинении хотелось бы выделить рассказ Шолохова Судьба человека, который он написал в 1957 году. Шолохов знакомит нас с отважным, смелым человеком Соколовым, у которого война отобрала счастливую судьбу, забрала родных, дом и счастье. Произведение показывает, насколько сложно было людям в годы войны, где многие побывали в плену, голодали, но не сдавались и не теряли своих человеческих качеств.
    О войне писал и Борис Васильев, который создал замечательную книгу под названием А зори здесь тихие. Это произведение еще раз доказывает, что за Родину сражались все, не только мужчины, но и женщины. Повесть знакомит нас с пятью женскими образами, с героинями, что стали воевали против фашистов за счастье своих детей, и отдали свою жизнь за светлое будущее.
    Замечательный роман, который раскрывает судьбу защитников Брестской крепости был также написан Васильевым и называется он В списках не значился.
    Трогательностью и насыщенностью событий пропитано и произведение Платонова под названием Возвращение. Оно знакомит нас с капитаном Ивановым, что вернулся с войны к своей семье и с последующей его судьбой, где автор описывает не военные события, а жизнь людей после войны. Писатель показал, как менялись судьбы и характеры людей.
    Однако не только прозу писали авторы, имеется множество стихотворений о войне. Среди них стих Жди меня Симонова, Огонек Исаковского, Землянка Суркова и многие другие работы поэтов военного и послевоенного времени.

  11. С момента окончания Великой Отечественной войны прошло более 50 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои произведения теме войны. Среди них такие выдающиеся деятели литературы, как А. Твардовский (“Василий Теркин”), К. Симонов (“Живые и мертвые”), В. Гроссман (“Жизнь и судьба”), В. Некрасов (“В окопах Сталинграда”), Б. Васильев (“Азори здесь тихие…”), В. Астафьев (“Звездопад”), В. Быков (“Сотников”) и многие, многие другие. Пожалуй, трудно назвать писателя советской эпохи, который бы не обращался к этой теме. Но само освещение темы в разные моменты истории страны было различным, время диктовало выбор угла зрения, под которым рассматривались эти события.
    В сороковые годы создаются преимущественно лирические произведения (К. Симонов, М. Исаковский, А. Сурков). Лирическим героем стихов становится простой человек, которому на войне недостает прежде всего семьи, любви, дома. Бурно развивается публицистика (И. Эренбург, К. Симонов). Все писатели едины во мнении: главная задача — победа, главное чувство — ненависть к врагу. Понятно, кто свой, а кто враг, а потому в произведениях того периода нет полутонов, сомнений, сложностей.
    Произведения первых послевоенных лет полны радости, в них звучат фанфары, радость победы. Люди еще находятся под впечатлением грандиозности свершившегося, они не склонны видеть плохое. Главный победитель — Сталин, это не вызывает сомнений. Немцы изображаются только сатирически, им отказывается даже в элементарном уме. Советский же солдат изображается былинным чудо-богатырем (“Падение Берлина”). Но уже тогда некоторые писатели находят в себе мужество рассказать и правду о войне. “Мы не умели воевать, не жалели людских сил”, — говорит В. Астафьев.
    Позже писатели начинают осмыслять опыт войны с позиций общечеловеческих ценностей, на уровне борьбы жизни и смерти. Отчетливо проявляются толстовские традиции изображения войны как противоестественного человеческой природе события. Основной проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. В этот момент утрачивают значение любые привычные схемы, хотя в сознании человека они могут укорениться настолько глубоко, что с ними трудно бороться. Попал в плен — предатель. Без партийного руководства войну не выиграть. И многие, многие другие “аксиомы”, вбитые в голову простых людей, определяли поступки человека в моменты, когда задумываться надо было о вечном.
    Итак, после парадных, хвалебных произведений литература приходит к изображению оборотной стороны войны. Человек начинает испытываться на человечность. “Судьба человека” — это произведение, посвященное изображению противостояния человека и бесчеловечной машины, жизни и смерти. Герой М. Шолохова воплощает стремление к жизни, которое должно победить смерть и жестокость. Андрей Соколов проходит через все испытания, включая гибель семьи. Но рассказ заканчивается утверждением возрождающейся жизни, весны.
    Вслед за Л. Н. Толстым писатели показывают войну глазами новичка. К. Воробьев в повести “Убиты под Москвой” воскрешает события печального, самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны. Действие повести происходит под Москвой в ноябре 1941 года. Рота кремлевских курсантов идет на фронт. “И от того, — писал В. Астафьев, — что она не просто рота, трагедия ее по-особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооруженных “новейшими винтовками”, СВТ, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением”. Переполняющее героев повести чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах трагический контраст, резче обозначает два полюса — молодой, бьющей через край жизни и неизбежной — всего через несколько дней — смерти. Контраст становится еще резче, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени. “В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны”, — говорит писатель о главном герое. Сцена гибели роты написана прозаиком поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце немецких танков ужасает, ужасает именно своей правдивостью, своим реализмом.
    До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”. Женщина на войне воспринимается нами как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни — и погибают. Они готовы умереть за победу, но все говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и это смогли очень тонко изобразить многие писатели. Конечно, они понимают, что это — смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной. Пожалуй, точнее всех это чувство выразила Ю. Друнина, написавшая очень простые строки:
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот Ничего не знает о войне.

  12. Война – это страшное слово, а сколько трагического и ужасного стоит за ним!
    Великой Отечественной войне посвящено множество произведений в нашей литературе. Это и стихи, и поэмы, и рассказы, и романы. Их авторы – писатели-фронтовики и те, кто родился уже после того, как война закончилась. Но «сороковые, роковые» все равно остаются кровоточащей раной в нашей истории.
    Страшная и неприкрытая правда военного времени встает перед нами в своей ужасающей наготе со страниц дилогии Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Жуткая бессмысленность, торжествующая повсюду в советской армии: у солдат нет патронов, зато у заградотряда их сколько угодно; нет сапог большого размера, и солдат идет в бой в каких-то обмотках на ногах; связист, вместо любого необходимого инструмента использует собственные зубы; парней, не умеющих плавать, посылают вплавь через реку, и сотни из них просто тонут, не сделав ни выстрела по врагу… Все это фронтовик Астафьев знал не понаслышке. И вот в таких условиях советские солдаты смогли победить сильного и жестокого врага!
    Виктор Астафьев изображает в своем произведении и фашистских солдат. Они не похожи на наших, у них другие мечты и другая психология. И все же мы видим сочувствие автора к этим людям, так же вырванным силой из привычной жизни. Они так же не хотят умирать и не стремятся стать убийцами. Есть среди них немцы, которые пытаются даже, если возможно, помогать тем, кого они должны бы считать врагами. Некоторые их поступки и мысли, показанные автором, кажутся нам странными, но ненависти и жажды крови в немецких солдатах не больше, чем в русских.
    Глубоким трагизмом проникнута повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» Гибель юных девушек, не видевших еще жизни и не встретивших счастье, потрясает читателя. Горе старшины Васкова, не сумевшего сберечь своих бойцов, близко любому, кто прочитал это произведение.
    Голос погибшего героя-солдата звучит в знаменитом стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» Кажется, что этот потусторонний голос павших героев звучит прямо в наших сердцах. И это в какой-то степени правда. Ведь мы живем на этой земле именно благодаря их великой жертве, их беспримерному подвигу.
    К теме войны обращались и те писатели, которые сами в ней не участвовали. Наверное, самый известный пример – это песни Владимира Высоцкого «Он не вернулся из боя», «Мы вращаем Землю», «Братские могилы» и другие. Иногда можно услышать о том, что не стоило бы Высоцкому писать о войне от первого лица. Но мне кажется, это правильно. Ведь все мы – наследники Великой Победы. И все, что было с нашей страной, – это и наша биография. Тот человек, который думал и чувствовал, как защитник Отечества, уже никогда не напялит майку со свастикой и даже в шутку не будет кричать «Хайль!»
    Книги о войне учат нас патриотизму, но не только. Мудрые люди говорят: «Если о войнах забывать, то они повторяются». Мы должны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы трагедия не повторилась.

  13. Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне)Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне) Сочинения на свободную тему >> 11 классПодвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне) Скачать сочинение

    Подвиг народа бессмертен
    Что гибель нам?
    Мы даже смерти выше.
    В могилах мы построились в отряд,
    И ждем приказа нового,
    И пусть
    Не думают, что мертвые
    не слышат,
    Когда о них потомки говорят.

    Б. Майоров
    Тема Великой Отечественной войны — необычная тема…Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле.
    Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.
    Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять совсем юных девушек тоже не хотели войны!
    Книга Бориса Васильева “А зори здесь тихие” потрясла меня до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня — это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Все они очень близки мне, в каждой из них я нахожу немного от себя. Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она — самая мужественная, бесстрашная, волевая, она — мать!.. Женька Комелькова — веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич — воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура — “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов А. Блока. Лиза Бричкина… “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!” Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями…
    А ты, Лиза… Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не слушать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… стать новой Любовью Орловой. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты — усилие воли и выстрел в висок, у Жени — отчаянная и немного безрассудная (могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась); у Сони — удар кинжала в сердце; у Гали — такая же болезненная и беспомощная, как она сама, у Лизы — “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны”.
    И остается старшина Васков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его “сестричек”.
    Как сокрушается старшина: “Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери — они!” Поневоле наворачиваются слезы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их
    любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.
    В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова “мужчины” и “война”, а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, — против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их. Но они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и были их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны. И мне было бы трудно без книги Б. Васильева жить, учиться, быть настоящим человеком.
    Еще одну страницу Великой Отечественной войны открыл, передо мной писатель Виталий Закруткин. В его книге “Матерь человеческая” показана другая сторона войны: сожжены врагом станицы и хутора, обессилевшая от горя Мария осталась одна на пепелище. На женские плечи легло страшное горе, которое испытал не один советский человек в дни войны: “Враги сожгли родную хату, убили всю ее семью…”. Женщина никуда не может уйти от сгоревшего дома: здесь погибшие муж и сын, здесь она снова должна стать матерью, сберечь здесь теплившийся огонь, чтобы на земле не угасла жизнь. Это помогает Марии выжить и не просто выжить, а стать матерью и своему ребенку, и осиротевшим детям из Ленинграда. Мать — хранительница Жизни. Эта высокая гуманная мысль воплощена Закруткиным в очень сильной сцене, когда Мария, охваченная ненавистью и жаждой мести, поднимает острые вилы, чтобы казнить вражеского солдата, спрятавшегося в погребе. Но он, оказывается, ранен и безоружен, он совсем еще юнец; его пронзительный крик “мама!” обезоруживает женщину. Наверное, она могла бы убить фашиста в бою, но она — мать — не может мстить поверженному врагу.
    Мария — человек сильный; в труде находит она смысл своего существования. Женщина в одиночку собрала урожай на брошенных полях, сберегла колхозный скот. Все это для живых, во имя жизни. И поэтому опускается перед Марией на колени и целует с благодарностью ее маленькую натруженную руку воин — командир кавалерийского полка.
    Нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь.
    На мой взгляд, природу истинной храбрости прекрасно выразил Антуан де Сент-Экзюпери: “А мне плевать на презрение к смерти. Если корни его (героизма) не в сознании ответственности, он — лишь свойство нищих духом…” Корни героизма героев произведений о войне Василя Быкова — в сознании своей ответственности, твердой убежденности в непобедимости правого дела.
    Возьмем, например, повесть В. Быкова “Сотников”. Уже в самом начале ее виден резкий контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбаком и молчаливым, угрюмым, больным Сотниковым. Этот внешний контраст помогает нам сосредоточить внимание на духовной сущности героев. Когда на их долю выпало страшное испытание, в тот миг, когда проверяется истинная ценность человека, Рыбак обнаружил постыдное малодушие и согласился ради своего спасения стать полицаем, а Сотников погиб как герой. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом. По-разному проявляется и страстная любовь к жизни, присущая обоим героям. Рыбак просто хочет жить — во что бы то ни стало, чего бы это ни стоило ему: “Он еще и теперь не терял надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись”. О Сотникове сказано другое: “И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям”. В этом проявилось убеждение писателя в том, что от каждого зависит все.
    А от нас сейчас зависит сохранить память о погибших. Она священна. Не потому ли стучит в нашем сердце ненависть, когда мы читаем поэму А. Вознесенского “Ров” о нелюдях, копающихся в черепах расстрелянных возле Феодосийского шоссе?! Не могилы они обворовывают, не в жалких золотых граммах презренного металла дело, а души они обворовывают, души погребенных, свои, наши! Как заклинание звучат слова Р. Рождественского:

    Люди! Покуда сердца стучатся,


    Помните!
    Какой ценой завоевано счастье,


    Пожалуйста, помните!

  14. Великая отечественная война самая кровавая война в истории нашей страны. Не сосчитать до конца, сколько семей потеряло своих родных, сколько детей стало сиротами, сколько родителей потеряли своих детей, сколько вдов появилось в нашей стране.
    Не смотря на все ужасы войны, люди шли на фронт, кто-то даже прибегал к обману, чтобы попасть под призыв. Сейчас это кажется чем-то странным, но люди понимали, что если они не пойдут воевать, фашисты уничтожат и их и их родных. Люди бросали все свои силы, свои жизни и жизни своих близких на жернова войны.
    Кто-то может считать, посмотрев фильмы, что солдаты шли в бой за Сталина, за Ленина, за Родину. Но они шли в бой не за политических лидеров, а за своих матерей, жен, детей, внуков, родителей, сестер. Люди были смелее и крепче наших современников. Они не боялись пожертвовать собой ради своих близких и ради своих потомков.
    Сколько судеб и жизней покалечила война, сколько семей она разбила, забрав сыновей, отцов, мужей, братьев. Сколько семей до сих пор не знают, где похоронены их родные.
    Говорят, что война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат. Не все солдаты той войны найдены и похоронены. Мы должны выполнить свой долг перед победителями, отдавать почести, уважать и помогать ветеранам и искать пропавших солдат, чтобы отдать им последние почести. А еще мы не должны забывать ужасы той войны, что небо над нашей страной оставалось мирным.

  15. Война…Одно слово вселяет неясный страх, пугает всех. Войну побаиваются даже самые храбрые, рвущиеся в бой. Она опустошает всё: города и сёла- все места, где живёт человек. Но самое страшное – она опустошает душу. Война – это стихийное бедствие, родившееся с появлением человека и живущее до сих пор, несмотря на все усилия, прилагаемые защитниками мира.
    Матери теряют сыновей. Сёстры – братьев. Дети – отцов. Жёны – мужей. Не только воины, бойцы за Родину, гибнут: простой народ забирает смерть из-за голода, непосильного труда.
    Но больше всего достаётся детям. Какое это детство, когда над головой летят несущие смерть бомбардировщики, где-то рядом грохочут танки, раздаются ружейные выстрелы, идёт пальба, и тысячи раненых везут в госпитали? Какое это детство, когда вечный страх за жизни родных, знакомых, друзей, за свою, в конце концов, жизнь?
    Об этом книга Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…» Об этом и многом другом: благородстве и предательстве, милосердии и жестокости, братстве детей и бездушии взрослых. Невозможно читать повесть спокойно, а над эпизодом прощания Сашки с убитым братом – близнецом плакали все мои одноклассники.
    Война шла не только на передовой, но и в тылу врага. Наравне со взрослыми уходила в партизаны юность. У писателя Юрия Яковлева есть рассказ «Память» о партизанке Лиде Демеш. Она «спала на минах», которые подкладывала под составы фашистов. Ходила около поездов, заглядывала в вагоны, записывала что-то в блокнот и записки доставляла партизанам. Но девочку поймали. Когда её вели на казнь, она крикнула: «Скажите маме, что меня ведут на расстрел».
    Порой дети подсказывали командирам, что надо делать. Такие подсказки иногда помогали достичь победы. Не зря говорят, что устами младенца глаголет истина. Таких храбрых мальчишек и девчонок называли «детьми полка». Я бы их назвала «юными патриотами с большим сердцем», как в стихотворении Павла Когана:
    Я – патриот. Я воздух русский,
    Я землю русскую люблю,
    Я верю, что нигде на свете
    Второй такой не отыскать.
    Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины также уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды. Они были снайперами, летчицами, связистками… Они были солдатами. Для некоторых оружием стало слово. Анна Ахматова, Ольга Берггольц. Их стихи знали, их стихи ждали…На фронт идёт семнадцатилетняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.
    Ольга Берггольц не с чужих слов знала, что такое блокада. По свидетельству сестры, она «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны она создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», поэму «Февральский дневник», книги «Ленинградская тетрадь». «Ленинград» и другие.
    В стихотворении «Армия» поэтесса показала, что и в страшные, голодные дни блокады человек оставался человеком. Гуманность победила фашизм, любовь победила ненависть.
    На уроке внеклассного чтения мы познакомились со сборником стихов о войне и военном детстве  «…И для нас это свято». Он посвящён шестьдесят пятой годовщине   Победы и вышел в свет по инициативе самарской поэтессы Эвелины Глазковой, собравшей под одной обложкой стихи, посвящённые детям военной поры, поэтические воспоминания о своём военном детстве. Соавторы этой книги – люди зрелого возраста, чьё детство пришлось на страшные военные годы. Мне запомнились строки из стихотворения Людмилы Голодяевской:
    Мы пришли из распятого детства,
    Где погибли отец или мать.
    И досталась нам память в наследство,
    Чтобы внукам ее передать.
    О войне нужно помнить, чтобы на полях колосились янтарные хлебные колосья. О войне нужно помнить, чтобы в ярко-синем небе плыли белоснежные облака и светило ласковое солнце. О войне нужно помнить, чтобы над миром плыл колокольный звон, а не бил тревожный набат, и с иконы смотрело умиротворённое лицо Девы Марии с младенцем на руках- символ красоты, любви и мира. Об этом слова Юлии Друниной: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир». Поэтому я читаю книги о войне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *