Сочинение на тему война и дети 11 класс

8 вариантов

  1. Дети войны – это люди, которые выжили. Это люди, которые смогли дожить до сегодняшнего времени,  не смотря ни на что. Это люди, в памяти которых много ужасных картинок. Это уникальные личности, подобных которым нет.
    Невозможно в своих самых буйных фантазиях представить себе новорожденных детей, которые появились на свет во времена войны. Отсутствие нормальных условий жизни, отсутствие возможности нормально питаться, отсутствие мира, постоянных страх за жизнь – это то, что сопровождало этих малюток несколько лет подряд. Малыши постарше не видели своих пап и братьев. Им так и не довелось познакомиться с ними. Дети того времени по другому ценят хлеб, у них совершенно другое отношение к еде, к продуктам в целом.
    Детям войны не повезло поиграть в хорошие игрушки или погонять мяч с друзьями во дворе. Некоторым детям довелось испытать голод, потерю родителей или даже всех своих родственников. На глазах у некоторых детей в те времена могли скидывать с балконов членов семьи или насиловать женщин. Психика у детей войны однозначно сдвинута. Им не повезло.
    Дети войны – это люди, которым приходилось недоедать, не досыпать, ходить в обносках. Они мыслят совершенно другими категориями, у них другие ценности в жизни, другие приоритеты. Дети войны смогут достойно воспитать своих детей и внуков. Они точно знают, что им рассказать и в чем состоит смысл жизни.
    Эти люди ценят жизнь. Эти люди никогда не забудут свое прошлое, свое детство.
    Сегодня нужно отдать свое уважение этим людям. Нужно ценить свою жизнь, возможность наслаждаться материнством, возможность гулять с коляской по спокойным улицам, без летающих военных самолетов и взрывов, как это было в их детстве. Для того, чтобы люди ценили мирное время, им нужно чаще общаться с детьми войны. И тогда им сразу станет лучше.

  2. Великая Отечественная война — это огромная рана нашего народа, которому пришлось отстаивать свободу и защищать ценой собственной жизни границы Родины. Война — это период, когда не сладко было всем. Обычно все говорят о солдатах и защитниках и мало кто рассказывает о детях войны, а ведь им было не менее тяжело и страшно. Кто они, дети войны и как им жилось? Давайте порассуждаем в нашем сочинении на тему.

    Дети войны сочинение на тему

    Уже одно только сочетание слов дети и война само по себе устрашает. Сложно вообще совмещать веселое беззаботное детство, которое должно быть у каждого ребенка, с той болью, что несет война, с теми жертвами, смертями, с разрухой и лишениями. Однако военные годы сумели лишить детства наших бабушек и дедушек, ведь именно им пришлось жить в то ужасное время, именно у них война украла детство. Такие маленькие и беззащитные дети, вмиг должны были превращаться во взрослых, жить среди страха, боли и ежедневно слышать, как кто-то умирает, как кого-то убивают на поле сражения. Наши бабушки и дедушки не знали, что такое настоящее детство, ведь они не знали обычной детской радости. Мало того, многим из них кого война застала в юношеские годы, пришлось взять автоматы и идти воевать.

  3. Война – ужасное время. Это настоящее бедствие для людей. Самыми уязвимыми в этот период оказываются дети. Их детство уходит бесповоротно, оставляя взамен печаль, мытарства и нужду. Многие теряют близких и тогда неокрепшие детские души на веки калечатся в железных тисках бойни. Другие погибают сами и тогда Родина теряет своих сыновей и дочерей, которые могли бы вырасти смелыми и благородными ее гражданами.
    Гражданская война, которая случилась после революции 17-го, стала суровым испытанием для разваленной страны, привела детей к нищете и беспризорничеству. Голод побуждал многих к воровству и убийствам. Мужское население воевало на фронтах, и предоставленные себе дети превратились в оборвышей без рода и племени. Они на себе изведали тяготы нужды и одиночества.
    Великая Отечественная Война стальным катком проехалась по юным человечкам. Верно и подлинно об этом рассказывается в повести А. Приставкина под названием “Ночевала тучка золотая”. Это творение воспринимается очень тяжело, даже слеза наворачивается на глаза. Автор знакомит читателей с отдельными ребячьими судьбами, исковерканными войной, безотцовщиной и лишениями. Детский приют вынужденно перевозят из Подмосковья на далекий Кавказ. Сирот ожидают неимоверные испытания, которые не смог бы выдержать даже взрослый. Ничего нового дети не находят и в Гудермесе – голод и безнадежность достигают их и здесь. Озверевшие чеченцы разоряют детский дом, и мучительная смерть постигает одного из братьев-двойняшек. Другой брат выносит его мертвое тело и старается увезти из “этого проклятого Кавказа”. Его еще не окрепший разум не может смириться с убийством брата и он считает его живым. Читая это повествование хочется выкрикнуть: “За что война так поступила с этими беззащитными ребятами?”.
    Мрачных иллюстраций детской жизни во время военных действий можно привести великое множество. Вспоминаются специально обустроенные нацистами концентрационные лагеря для детей, где фашистские “ученые” проводили над ними бесчеловечные опыты. Не поддаются уму муки, которые перепали бедным узникам в застенках гестапо. Выжившие юные герои с годами не забыли тех испытаний и пронесли воспоминания через всю последующую жизнь. О погибших рассказали очевидцы, чтобы последующие поколения знали об преступных зверствах поработителей и не допустили тех событий, которые человечеству совершенно не нужны.

  4. Великая Отечественная  война принесла неоценимое горе всем , кто был  в это время на войне и на тылу.  С первых же дни войны многие жители деревень и сел , городов по вызову отправились на войну . Многие, особенно  молодые и деревенские мужики ,первый раз держали на руках автомата. Первый раз стреляли и убили человека. Как это было страшно!
    А в это время в тылу женщины и дети работали за фронт  и за победу !  Дети остались без отцов , без образования , без детства.  Жены остались без мужей с грудными  детьми на руках.
    А те, кто жил в тылу, запомнились воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети тогда потеряли своих пап, а иногда даже мам и других близких людей на войне.
    Во время войны почти все люди в нашей стране жили в бедности и лишениях.  Многие дети тогда не знали, что такое игрушки.
    Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.
    А теперь хочется спросить ,кто виноват?
    Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
    Высочайшей вершиной мужества стала Великая Отечественная война.
    История уже расставила точки в этой войне: мы знаем о сражениях, сожженных деревнях, разрушенных городах, о погибших солдатах, о безмерном подвиге защитников Отечества.
    Мы низко склоняем головы в память о тех, кто выстоял и победил, завещал всем нам жизнь.
    О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов,  книг.
    Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда. Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто знает это страшное слово «война». Среди них дети войны.
    Детям, пережившим ту войну,
    Поклониться нужно до земли!
    В поле, в оккупации, в плену,
    Продержались, выжили, смогли!
    Дети, что без детства повзрослели,
    Дети, обделенные войной,
    Вы в ту пору досыта не ели,
    Но честны перед своей страной.
    Девочки и мальчики войны!
    На земле осталось вас немного.
    Дочери страны! Ее сыны!
    Чистые пред Родиной и Богом!
    В этот день и горестный, и светлый,
    Поклониться от души должны
    Мы живым и недожившим детям
    Той большой и праведной войны!
    Мира вам, здоровья, долголетья,
    Доброты, душевного тепла!
    И пускай нигде на целом свете
    Детство вновь не отберет война!
    Валентина САЛИЙ
    Встречая 70летие Победы  Великой Отечественной войны в школах проводятся  различные мероприятия.  И конечно мы пишем  сочинения. Вот некоторые из них .
    Сочинение на тему « Дети войны»
    Галиуллин  Гумар ученик 7 класса
    Уходят в вечность ветераны
    Но сохраним мы навсегда.
    Бессмертный ваш Великий подвиг
    И не забудем никогда
    ( Алекс)
    Все дальше уходит в историю Великая Отечественная Война. О ней много рассказано, но самыми убедительными я считаю, бесхитростные фронтовые письма, открытки скромных авторов , видевших войну своими глазами. А самыми правдивыми свидетелями невыносимых мук ,героического подвига солдат являются их награды . Бережно хранимые и передаваемые от поколения к поколению. Они являются данью памяти наших дедов и прадедов. Мы , потомки обязаны по крупицам собирать правду о войне  , о неповторимой , тяжелой работе , которую во все времена наши защитники называли , «обыкновенным делом , которые должны выполнять добросовестно ».
    Дети войны, как же вы голодали…
    Как же хотелось собрать горсть зерна.
    На зрелых полях колосья играли,
    Их поджигали, топтали…Война…( Светлана Сирена)
    Любая война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах, а особенно в крошечных сердечках детей. Моя бабушка родилась в 1931 году . Когда война началась , ей было всего десять лет . Своего отца она не помнит . Его по ложному обвинению арестовали и посадили в тюрьму. Оттуда он не вернулся.
    Война для бабушки связана с голодом . Она не помнит конкретно день начало войны. Помнит только как было трудно и голодно. В 12 лет пошла работать в колхоз. И с этого времени начался ее трудовой стаж. Она подолгу может рассказывать об этих трудных временах. Она со слезами вспоминает семью своей двоюродный сестры . Там было 5 девочек  ,одна меньше другой.  И маленькая все время плакала и плакала , хотела есть.
    Моя бабушка рассказывает , что все лето они питались разными растениями. А было холодно и голод.
    Моя бабушка сейчас молится каждый день и желает , чтобы не было войны и голода .Это самое страшное
    Сочинение на тему « Дети войны»
    Зарипова Айсылу – ученица 7 класса
    Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, а у кого-то это даже прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, во время Великой Отечественной войны им пришлось трудно. Их лучшие, детские годы пришлись на времена горя и лишений.
    Дети войны, вы детства не знали.
    Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
    В страхе вы жили. Не все выживали.
    Горечь-полынь и сейчас на губах.
    Слёзы в глазах от обид застывали.
    Кровь и расстрелы. Горела страна…
    Долго ее из руин поднимали,
    Жить лучше мечтали… Снова война.( Светлана Сирена)
    Великая отечественная война –это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Она не обошла и мою семью.
    Моего деда зовут Закир Назипович. Он 1929 года рождения . Мой дед не помнит своего отца : когда ему было три года , из-за подлости односельчан, ихняя семья осталась без кормилица. Они росли без отца. Поэтому все его детство прошло , можно сказать, без радости. В семье было двое детей: он и сестренка Амина. Одеться, обуться было нечего, вдобавок, и есть нечего. Он говорит, что весной , когда организм нуждается витаминам, они в огородах искали гнилой картошки. Летом было легче : можно было из крапивы сварить суп.
    В период Великой Отечественной Войны моему деду пришлось не сладко . Хотя в начале войны ему было всего 12 лет, деду приходилось наравне со взрослыми работать в колхозе.
    Он и был способным учеником , он вынужден был бросить школу: не было материальной возможности для дальнейшей учебы. Из-за нужды ему пришлось научиться плести лапти. Это было очень тяжелое ремесло: не хватало силенка.   Он от зари до темня собственной  коровой ,работал в бороновании. Ходили с коровами и быками в лес за стройматериалами и дровами . Ему было очень тяжело , надо было помогать матери , вести хозяйство. Ведь он был старшим из мужчин в хозяйстве . Его отца невинно посадили в тюрьму, где он умер .
    Мой дед не может спокойно говорить о своем детстве . Он не хочет  вспоминать о нем. Теперь он живет с нами , радуясь сегодняшнему дню.
    В  Великую Отечественную люди показали , на что способен российский народ и какая великая и могущественная наша страна. И теперь , в наше время , я ненавижу тех людей ,которые смеются над событиями минувших дней. Я считаю , что наше поколение никогда не смог бы повторить подвиг наших предков.
    Если подумать, ведь не так давно и страшно то , что многие забывают это.А жаль…
    Я думаю, что дети войны очень сильные и отважные. Их надо помнить. И нельзя забывать то, что наши деды, прадеды боролись за нашу счастливую жизнь.
    Сочинение на тему « Дети войны»
    Магизов Ильфир ученик 7 класса
    Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война . Поколение к которому принадлежу я, знает о войне , к сожалению , не из уст участников, а по рассказам  родителей , учителей, из книг и фильмов.
    Великая Отечественная Война – самая страшная война за все историю нашего человечества. Она унесла более двадцати миллионов человеческих жизней. Война не просто вписана в историю страны, но и является отдельной славой в летописи каждой семьи. Практически каждая семья имеет связь с этой войной. Великая Отечественная Война – это след и в судьбе моей семьи , который не сотрется временем.
    Мой дед родился в 1932 году. Ему было всего 9 лет ,когда началась война. Наша семья жила в деревне Тахтала . Он вспоминает : « В районе узнали , что началась война. На в торой день войны многие односельчане получили повестки. Потом забирали всех мужиков на войну.  В деревне остались старики , старушки и мы- дети. Даже всех лошадей забирали на войну. В тот момент , мы начали понимать трудности жизни . Старики сеяли вручную , а мы дети запрягли коровы и бороновали посевные участки после них.
    Печку топить дров не было . За дровами в лес страшно было идти , там лесник охранял. Пришлось топить избушки соломой. Света не было , для керосиновых ламп  керосина нет .  Поэтому мы целыми днями заготавливали лучины . А вечером мы зажигали эти лучины , а мамы , бабушки при свете этих лучинок делали свои ручные работы: вязали , шили, стирали и т.д.
    При поступление весны нашей основной едой была крапива . Не забывается вкус гнилой картошки, которую находили когда копали огороды вручную. Вкуснее этой картошки ничего не было в те времена .
    Полевые работы во время войны выполнялись вручную .Посевы убирали и молотили руками .За целый день работы давали один стакан ржи. Кто взял стакан зерна  без спроса , сажали в тюрьму.
    Скоро 70 летие    Великой Победы. Мы говорили благодарности своим отцам и дедам, которые подарили нам эти прекрасные дни .С праздником Вас, дорогие Ветераны!
    Вам ветераны,
    В близи и в дали …
    Низкий поклон
    Мой
    До самой земли !!!
    ( Г.Кучер)
    Сочинение на тему « Дети войны»
    Ахметзянова Алсу  – ученица 7 класса
    Прошло много лет с первого дня Великой Отечественной войны. Никто никогда не сможет забыть этот день . Именно память не позволяет отпускать ниже той нравственной отметки , который помечены горькие и героические годы , продолжает свято и неотступно жить в сердце каждого человека.
    Война .. Как много говорит это слово . Война –страдание матерей , миллионы погибших солдат , миллионы сирот и семьи без отцов , жуткие воспоминание людей .
    Нет не одной семьи , наверное , которая не коснулась бы война.
    Страна ежегодно торжественно отмечает  «праздник со слезами на глазах», вспоминает всех павших солдат , защищающих Родину ценой своей жизни . Ведь они шли лицом к лицу смерти
    Светлая память
    Тем ,кого нет !
    Тем ,
    Кто не встретил
    Мирный рассвет
    .( Г.Кучер)
    Мой дедушка не участвовал на войне, потому что ему было всего один год , когда началась Великая Отечественная война. По рассказам дедушки , я знаю, что мой прадед погиб на войне защищая Белорусскую землю. А второй прадед тоже не вернулся с войны. Он попал под бомбежку , когда перевозили оружия для фронта. Когда началась бомбежка он хотел спасти оружию и свернул машину в сторону леса, но не  успел доехать до леса его машина взорвалось.     Это мы узнали от слов очевидцев.
    Страшно когда думаешь ,что война может начаться . Нельзя воевать беспрерывно. Надо думать и о детях, и о матерях, и обо всех людях прежде чем начать войну. Я хочу , чтобы все люди жили дружно!
    Сочинение на тему « Дети войны»
    Гинятуллина Зиния   – ученица 7 класса
    Воспоминание о Великой Отечественной войне- это очень тяжелая и грустная  история. Об этом даже не хочется писать и вспоминать . Но мы не должны забыть что видели наши дедушки- дети войны , те страшные годы . Не должны забывать , что наши прадедушки остались навсегда на чужой земли , сохраняя нашу светлую жизнь и защищая Родину.
    Мой дед один из тех, кто был грудным ребенком во время войны. По словам дедушки это очень болезненная тема для воспоминаний. Он в этой войне потерял самого близкого человека- отца. Когда прадедушки забрали в войну , дедушке было всего 1,5 годика, а самому младшему ребенку было всего 3 дня. У них в семье было шестеро детей. После ухода кормильца им было очень трудно выживать . Дети спрашивали кушать от прабабушки , потому что нечего было есть . Они не понимали что такое война ! Моя прабабушка работала днем и ночью  , чтобы кормить детей . Чего только не видели они в эти страшные годы.
    Когда мы с дедушкой сидели и беседовали  я увидела на глазах у дедушки грусть и тоску. Он ведь из – за этой войны потерял своё детство. Поэтому он всегда говорит : « Берегите своё детство  и молите бога , чтобы ваше глаза не видели войну и не теряли  дорогих людей !»
    Я никогда не видела войны
    И ужаса ее не представляю,
    Но то, что мир наш хочет тишины,
    Сегодня очень ясно понимаю.
    Спасибо Вам, что нам не довелось
    Представить и узнать такие муки.
    На вашу долю все это пришлось-
    Тревоги, голод, холод и разлуки.
    Да! Позади остался страшный час.
    Мы о войне узнали лишь из книжек.
    Спасибо Вам. Мы очень любим Вас,
    Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

  5. МБОУ Павловская СОШ с УИОП
    Сочинение
    ДЕТИ ВОЙНЫ
    Выполнила: Колесникова Анастасия,ученица 11 «А»класса
    Руководитель: Новикова В.П. – учитель русского языка и литературы
    Павловск
    Дети войны.
    Звонок в дверь заставил меня вздрогнуть. Укутанная в тёплый платок, за дверями стояла Мария Ивановна Пугачёва, соседка. Обычно весёлые, глаза её были взволнованными, к груди прижимала тетрадь. «Хочу рассказать, как тяжело жилось нам во время войны. Вот написала, чтобы дети знали о трудностях, какие пережили мы, пусть учатся и радуются тому, что мир на земле!» — проговорила она, а в глазах стоял вопрос: « Надо ли?»
    Надо! Память о прошлом делает нас мудрее, добрее, даёт нам силы противостоять злу. Меня она тоже изменила, заставила посмотреть на эту хрупкую женщину другими глазами.
    «За окном шумит февральская вьюга… А я сижу и плачу, пишу о том, как я пережила войну, как я прожила свои 80 лет…»
    Когда началась Великая Отечественная война, девочке Маше было пять лет. Жили они в селе Александровка Донская – родители и четверо детей: три брата и она. Отец на второй день мобилизации стал собираться на войну. По селу ходил фотограф, который фотографировал семьи перед уходом мужчин на фронт. Такие фотографии есть в каждом семейном архиве жителей села: на плетень повешен незамысловатый ковёр с прудом и лебедями, а на его фоне сидит отец с малышом на руках, за ним, как надёжный тыл, стоит мать, а рядом старшие дети. Милое гнёздышко… Как хорошо, тепло, уютно чувствовать крепкие папины руки, чувствовать запах хлеба от маминых жилистых нежно-грубоватых рук. Думали ли они, что эта фотография в таком составе будет последней? Наверняка, да! Вслед за отцом ушёл и старший брат. Война – это страшное слово, поэтому и лица у всех сосредоточенные, встревоженные мыслями о….
    «Смотрю, и не верится, что всё это было со мной. Словно кинолента крутится!» Страшно было. Все боялись, что немцы придут в село. Объявили эвакуацию. Сельчане встретили эту весть настороженно. Здесь дом, огород, всё, что нажито за всю жизнь. К домам подъезжали подводы. Хозяйки плакали, сопротивлялись, но военные с оружием в руках усаживали на подводы, помогали укладывать вещи, сопровождали колонну. По селу ветер кружил пух и перья от перин и подушек, которые вспарывались от отчаяния, дабы не оставлять в брошенных домах.
    Ехали по дороге на Бутурлиновку. Мать с маленьким братом, вещами, что получше, продуктами, Маша на подводе со старшим братом. Рёв самолётов встревожил колонну. И вот уже столбы воды на много метров поднимаются ввысь, словно фонтаны. Бомбят переправу… Лошадь рванулась то ли от того, что испугалась, то ли от того, что кучер достался неумелый. «И мчались мы по Шипову лесу, пока от удара о ствол сосны не сломалась оглобля! Вокруг лес, где-то слышны взрывы. Брат сильно испугался. Всю ночь, голодные, мы сидели, прижавшись друг к другу. Брат ножичком выстругивал оглоблю из длинной ветки. Руки истёр в кровь».
    Утром отправились на дорогу, чтобы догнать мать. Она, бедная, остановилась в первом же селе и ждала своих деток. Они в селе были ночью. Попросились переночевать в крайнюю хату, но дядька в дом не пустил, а ночью мешок решил стащить. Брат услышал и стал кричать. Так ни с чем, ползком, чтобы не увидели люди, дядька ретировался восвояси.
    Съёжившись от утренней прохлады, ехали бедные ребятишки по селу, а мать, ломая руки, выглядывала на дорогу, стоя возле дома, где остановилась. « Как она обнимала и плакала, прижимая нас к себе! А мы просто выли от страха, что могли не увидеть её и братишку, и от счастья, что нашли маму! Я всё заглядывала в её глаза и так хотела, чтобы она улыбнулась! Ведь мы вместе!»
    Трудная была зима. Жили они не в доме, а в летней кухне у хозяев, слепленной из самана. Топили печь кукурузными початками. Собирали их в поле, сушили и использовали вместо дров. Коровушка — кормилица давала силы жить, как — никак своё молоко! И жили. Ждали весну. Зимой в мороз с оледеневшими полами потрёпанных пальтишек катались с горок, катали друг друга на самодельных деревянных санках по десять человек. Болели редко.
    Возвращались из эвакуации по слякотной весенней распутице. От села тянуло тошнотворным запахом. Сельчане рассказали, что пленных итальянцев, которые были в сарае, кто-то поджёг. «Отомстили люди за тринадцатилетних мальчишек, расстрелянных итальянцами» — объяснила пожилая женщина.
    Смрад долго сопровождал их по радостной дороге домой. Только мать почему-то плакала. «Сейчас понимаю, почему она плакала. От обиды, что приходится на своей родной земле скитаться, искать приюта и, наконец, возвращаться домой, где ждало мало радости…»
    Двери сняты с петель, рамы выставлены. Запас пшеницы, который мать закопала в сарае в фляге, оставил только след, который пророс тропинкой на соседний двор – в дне фляги была прореха, через которую зерно и сыпалось тонкой струйкой.
    А тут вскоре похоронка на отца…. Что по сравнению с нею эвакуация?! Горше горя мы не чувствовали! «Мама совсем была обессиленная. А тут старший брат, слава Богу, на денёк заскочил. Танкист, красивый, стройный! Сказал: «За отца отомщу!»
    И отомстил…. Гвардии сержант Павел Иванович Пугачёв пал смертью храбрых на Прохоровском поле во время танкового сражения.
    «Снова февральская вьюга заметает тропинки. Только ничем не стереть из моей памяти воспоминания тех далёких военных лет, когда я девчонкой жила страданиями моей семьи, моей страны. Плакала с мамой от горя, смеялась с ребятишками, морща свой рыжий в канапушках нос, бегая по берегу Дона»

  6. (291 слово) Война – это всегда тяжело даже для самых стойких и выносливых взрослых. А у детей война отнимает самое ценное и дорогое – детство. Ребёнок, который видит все беды и страдания кровопролития, которые оно приносит с собой, вынужден повзрослеть. Порой слишком рано.
    В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» мы видим маленького Ванюшу. Сирота, у которого жестокая буря войны унесла обоих родителей, просит еды у чайной и спит где попало. Мне кажется, неслучайно его имя – Ваня. Это собирательный образ детей войны – послевоенных маленьких «русских Вань», потерявших своих родных. Ване повезло, что добрый солдат, лишившийся собственной семьи, решил взять его к себе. Тут показательна сцена, где Андрей Соколов видит, как вздыхает малыш, и думает, что он рано научился этому. Ведь маленькие дети должны жить беззаботно, вздыхания – не для них. Но маленькому Ване, как и всем детям военной поры, пришлось чересчур рано испытать на себе тяготы жизни – голод, потерю близких, сиротство. Уже в пяти-шестилетнем возрасте они познали жестокие страдания, и научились горестно вздыхать. Этот вздох как бы выдувает из маленьких ребятишек детство. Но так быть не должно. Детство – самое ценное время в жизни человека, оно должно быть счастливым и безмятежным. Потерянное детство снимает с войны маску «доблести», и обнажает её злой, бесчеловечный и беспощадный лик.

  7. Управление образования Администрации
    Муниципального образования «Город Можга»
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное
    учреждение гимназия №8
    Конкурсное  сочинение на тему:
    «Дети и война»
    Выполнила: Алексеева Аня
    ученица 7в класса
    Руководитель: Хорошилова Светлана Алексеевна
    учитель русского языка и литературы
    Можга 2013
    Юные погибшие герои,
    Юными остались вы для нас.
    Мы – напоминание живое,
    Что Отчизна не забыла вас.
    Жизнь иль смерть- и нету середины
    Благодарность вечная вам всем,
    Маленькие стойкие мужчины,
    Девочки, достойные поэм…
    Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Но в  годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети.
    «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — написал Твардовский  в одном из своих очерков.
    Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…
    Я прочитала  несколько  повестей и рассказов о жизни, судьбе  детей в годы Великой Отечественной войны, но больше всего меня тронули повесть Валентина Катаева «Сын полка» и выставка в библиотеке нашей  школы, рассказывающая о подвиге детей в годы войны.
    Повесть Катаева «Сын полка»  была написана в 1944 году. Это  книга о мальчике Ване Солнцеве, осиротевшем в годы войны и ставшем сыном полка. С первых же страниц  мы узнаём, что разведчики сержанта Егорова находят в окопчике спящего мальчика. Лицо его было покрыто царапинами и синяками. «Мальчик спал, и по его измученному лицу пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне». Воины нашей армии помогли Ване Солнцеву стать смелым разведчиком, воспитали в нем лучшие человеческие качества. Читая эту повесть, понимаешь, что нет ничего страшнее для детей, чем война, искалечившая их судьбу и душу.
    Но дети в суровую пору были не только жертвами – они становились и воинами. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны… Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
    Смотрю на страницы выставки и …думаю,…а ведь до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, как мы.… Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
    За особые заслуги, за мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками многим из них было присвоено звание  Героя Советского Союза (Александру Чекалину, Леониду Голикову, Марату Казею и другим детям) А  Клава Шалимова была на фронте разведчицей и радисткой, помогала раненым. Война  лишила её зрения. После окончания войны она уже никогда не могла видеть своих друзей, солнца и салюта Победы.
    А вот…Марат Казей. Было тогда герою 14 лет…
    «…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
    Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
    За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою »
    Строгие, серьезные, детские лица смотрят на меня со стендов  выставки и словно рассказывают, рассказывают…
    «Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Там  была создана подпольная  организация “Юные мстители”, и Зину стала членом ее комитета. Она участвовала  в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
    Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза»
    Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Можно  привести ещё не один пример мужества наших  сверстников. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что  и через много – много  лет память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу, а также будут помнить о  детях, которые  несли на своих плечах непосильную ношу военных лет. Я хочу, чтобы люди всегда  помнили об этом, и ни одному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники.

  8. Причиной войны всегда является человек. Хотя, трудно назвать человеком того, кто посылает других убивать и рисковать своей жизнью. Войне нет оправдания. Нет ничего дороже человеческой жизни, а война забирает жизни с огромной скоростью и в огромных количествах.
    Разрушительной силе войны нет преград, она не щадит ни взрослых, ни детей, ни культурные памятники, ни города, ни страны. Это огненная лава, которая сметает все на своем пути. Слезы матерей, тысячи погибших, семьи без отцов, дети-сироты, страх, голод, картины жестокости и бесчеловечности – вот, что оставляет после себя война. Она приносит только горе и страдания. Кто пережил войну, у того навсегда перед глазами останутся страшные картины, смерть родных и близких, кровь и утраты.
    Со слезами на глазах вспоминаю рассказы своей бабушки о Великой Отечественной войне. Нашей стране пришлось пережить это горе, но мы достойно выстояли благодаря героизму и самоотдаче наших солдат, благодаря смелости детей войны и невероятной помощи женщин в тылу. Несмотря на всеразрушающий характер, война становится главной причиной сплоченности народа. Она объединяет людей, делая их сильными, смелыми и практически бесстрашными в борьбе против общего врага.
    Размышляя на тему войны, задаешься вопросом: почему в мире до сих пор идут войны? Зачем люди убивают друг друга? Загублено уже миллионы жизней и нет конца и края человеческой жестокости. Я не вижу смысла в войнах, не вижу причины продолжать эту жестокую и страшную борьбу во всем мире. Я думаю, на нашем поколении лежит ответственное задание – остановить все войны и достичь понимания между разными народами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *