» Андрей собирался на войну, несмотря на то, что жена его была беременна. А в разговоре с Безуховым он сказал: «…чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» Потом война, небо Аустерлица, разочарование в своем кумире, смерть жены и старый дуб… «наша жизнь кончена!» Возрождение его души произойдет после встречи с Наташей Ростовой – «…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…» Умирая, он простил ей и то, что она отказалась от любви к нему, когда была очарована Анатолем Курагиным. Но именно Наташа заботилась об умирающем Болконском, именно она сидела у его изголовья, именно она приняла его последний взгляд. Не в этом ли было счастье Андрея? Он умер на руках любимой женщины, и душа его обрела покой. Уже перед кончиною он сказал Наташе: «…я слишком люблю вас. Больше всего на свете». Андрей простил Курагина перед смертью: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях».
Наташа Ростова
Наташа Ростова встречает нас в романе тринадцатилетней девочкой, которая любит всех вокруг. Вообще, семейство Ростовых отличалось особым радушием, искренней заботой друг к другу. В этой семье царили любовь и гармония, поэтому Наташа и не могла быть иной. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, который обещал ждать её четыре года, искренняя радость и доброе отношение к Денисову, который сделал ей предложение, говорят о чувственности натуры героини. Ее главная потребность жизни – любить. Когда только Наташа увидела Андрея Болконского, чувство любви охватило её полностью. Но Болконский, сделав Наташе предложение, уехал на год. Увлеченность Анатолем Курагиным в отсутствие Андрея дала Наташе сомнение в своей любви. Она даже задумала побег, но раскрывшийся обман Анатоля остановил ее. Душевная пустота, оставшаяся у Наташи после отношений с Курагиным, породила новое чувство к Пьеру Безухову – чувство благодарности, нежности и доброты. Пока Наташа не знала, что это будет любовь.
Она чувствовала вину перед Болконским. Ухаживая за раненым Андреем, она знала, что он скоро умрет. Ее забота нужна была ему и ей самой. Для нее это важно было, чтобы именно она была рядом, когда он закроет глаза.
Отчаяние Наташи после всех произошедших событий – бегства из Москвы, смерти Болконского, гибели Пети принял Пьер Безухов. После окончания войны Наташа вышла за него замуж и обрела истинное семейное счастье. «Наташе нужен был муж… И муж дал ей семью…все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье…»
Пьер Безухов
Пьер пришел в роман незаконнорожденным сыном графа Безухова. Его отношение к Элен Курагиной строилось на доверии и любви, но спустя время он понял, что его просто водят за нос: «Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Начался сложный путь жизненных исканий Пьера Безухова. Он бережно, с нежными чувствами относился к Наташе Ростовой. Но даже в отсутствие Болконского не посмел себе ничего лишнего. Он знал, что Андрей любит её, и Наташа ждет его возвращения. Пьер старался исправить положение Ростовой, когда та увлеклась Курагиным, он истинно верил, что Наташа не такая. И он не ошибся. Его любовь пережила все ожидания и разлуку и обрела счастье. Создав семью с Наташей Ростовой, Пьер был по-человечески счастлив: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что не дурной человек, и чувствовал это потому, что был отражен в своей жене».
Марья Болконская
О княжне Марье Болконской Толстой пишет: «…княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная». В доме отца жить было трудно, князь Болконский держал дочь в строгости. Нельзя сказать, что он не любил ее, только для него любовь эта выражалась в деятельности и разуме. Марья любила отца по-своему, она все понимала и говорила: «Мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования». Она была наивна и чиста и видела во всех доброе и хорошее. Даже Анатоля Курагина, который решил жениться на ней для выгодного положения, она считала добрым человеком. Но счастье свое Марья нашла с Николаем Ростовым, для которого путь к любви оказался тернист и запутан. Так соединились семьи Болконских и Ростовых. Николай и Марья сделали то, чего не смогли сделать Наташа и Андрей.
Любовь к родине
Судьбы героев, их соприкосновение неотделимы от судьбы страны. Тема любви к родине красной нитью проходит через жизнь каждого персонажа. Нравственные искания Андрея Болконского привели его к мысли, что русский народ победить нельзя. Пьер Безухов прошел путь от «молодого человека, не умеющего жить» до настоящего мужчины, который посмел посмотреть в глаза Наполеону, спасти девочку в пожаре, выдержать плен, жертвовать собой ради других. Наташа Ростова, отдавшая повозки раненым солдатам, умела ждать и верить в силу русского народа. Петя Ростов, погибший в пятнадцать лет за «правое дело», испытывал истинный патриотизм. Платон Каратаев, партизан-крестьянин, голыми руками боровшийся за победу, сумел объяснить простую истину жизни Безухову. Кутузов, отдавший всего себя «за землю русскую», верил до конца в силы и дух русских солдат. Л.Н.Толстой в романе показал мощь русского народа в единстве, вере и непоколебимости России.
Любовь к родителям
Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных не случайно представлены в романе Толстым с подробным описанием жизни почти всех членов семей. Они противопоставлены друг другу по принципам воспитания, нравственности, внутренних отношений. Почитание семейных традиций, любовь к родителям, забота и участие – вот основа семьи Ростовых. Уважение, справедливость и непрекословие своему отцу – принцип жизни семьи Болконских. Курагины же живут во власти денег и пошлости. Ни Ипполит, ни Анатоль, ни Элен не испытывают к родителям благодарных чувств. В их семье возникла проблема любви. Они обманывают других и обманываются сами, думая, что в богатстве и есть счастье человеческое. На самом же деле их праздность, легкомыслие, распущенность не приносит счастья никому их них. Изначально в этой семье не было воспитано чувство любви, доброты, доверия. Каждый живет сам за себя, не печалясь о ближнем.
Толстой дает этот контраст семей для полной картины жизни. Мы видим любовь во всех ее проявлениях – разрушающую и всепрощающую. Мы понимаем, чей идеал нам близок. У нас есть возможность увидеть, какой путь нужно пройти, чтобы достичь счастья.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г.Балашова Саратовской области»
«Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ О КНИГЕ…»
ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
Выполнила:
Калякина Надежда Ивановна,
ученица 11 класса.
Руководитель:
Иванькова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Балашов, 2015
Любовь- это самое прекрасное чувство, которое может испытать человек. Оно меняет людей: делает их счастливее, заставляет смотреть на мир совсем по-другому. Любовь – это не просто красивое слово. Для кого-то это целая жизнь.
На мой взгляд, это удивительное чувство. Оно позволяет людям видеть то, что, возможно, раньше они не замечали. Я думаю, что любовь может быть настолько сильной, что разрушить ее не может ничто.
Даже во время Великой Отечественной войны, когда вокруг разрывались снаряды, находилось место для этого великого чувства. В романе Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» главный герой произведения на себе испытал все прелести и трудности любви. Девятнадцатилетний лейтенант долгое время жил в подвале с Миррой и очень привязался к ней. Их любовь была единственным лучом света в то трудное время. Девушка опасалась признаться в своих чувствах: « Я боюсь, что ты скажешь, нашла время влюбляться. А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?» Душевные разговоры ограждали их от внешнего мира. Они не замечали ни крыс, что пищали в углах, ни подвала, ни войны.
Плужников был для Мирры волшебником, делал ее счастливой в самые трудные месяцы ее жизни. Кода лейтенант узнал, что его возлюбленная ждет ребенка, он почувствовал «лишающий разума» страх одиночества. Мирре нужно было уйти, чтобы выжить и родить здорового ребенка, а Николай Плужников очень не хотел расставаться. Боль, которую он скрывал, была страшнее смерти. Для молодой пары была невыносима даже мысль о расставании.
Их волшебная история закончилась после смерти Мирры. Но любовь Плужникова жила и дальше, потому что он не видел, как немцы убили мать его ребенка.
Борис Львович Васильев в своем романе показал всю силу любви. Мне кажется, что у этого чувства нет преград, и даже во время войны должно быть место прекрасному. Я уверена, что любовь может преодолеть любые трудности. Это чувство делает людей счастливыми во время кровопролитных боев. Любовь продолжает существовать, когда боится возникнуть даже мысль о радости и благополучии.
Основанием для этого утверждения может послужить использование темы любви как причины войны: например, в «Илиаде» Гомера Троянская война началась из-за вспыхнувших между Еленой и Парисом чувств. Многие мифы Древней Греции имеют схожие сюжеты: вражда или войны возникали из-за ревности, влюбленности, а также любви матерей или отцов к своим детям, любви к родине и т. д., но именно в «Илиаде» использованы все эти мотивы. Так, герои Гомера мстят за своих друзей и детей, боги меняют исход событий из-за личных симпатий или ревности, троянцы отчаянно защищают родную землю… И все это можно назвать одним словом — любовь, проявленная в самых разных своих вариациях.
Также не стоит забывать и о том, что многие видят в любви источник моральных сил для солдат, вынужденных нести службу на войне. Именно любовь к родине движет человеком, готовым отчаяться на поле боя; любовь к родным, оставленным дома, поднимает солдата с колен и заставляет бросить все силы на их защиту… Одна из главных ассоциаций многих людей со словом «победа» – счастливые объятия близких, встретившихся после долгой войны, а со словом «разлука» – слезы жен и матерей, провожающих мужчин на фронт. Например, повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Рита Осянина берет силы из осознания, что ее ждет маленький сын — единственный родной человек, оставшийся после гибели мужа. Многие девушки из ее отделения также имеют свои причины воевать и ненавидеть немцев, и все эти причины так или иначе связаны с любимыми людьми.
Таким образом, можно сделать вывод: любовь, действительно, прочно связана с понятием войны. Из-за этого чувства развязывались войны и начиналась вражда, но оно и помогало людям справиться с тяжестью военной службы, давало силы и многих вернуло домой живыми. Если бы любовь исчезала из души человека с наступлением войны, возможно, ни одна война так и не была бы закончена.
Наталью с детства окружала любовь, забота родных и близких. Девочка жаждала любви. Она жила эмоциями и чувствами. Сердце трепетало, душа рвалась навстречу новым ощущениям. Первая влюбленность в Бориса Друбецкого, потом был Денисов, настроенный по отношению к ней серьезно и даже предложивший девушке руку и сердце.
Настоящие чувства Наталья испытала, встретив Болконского. Мечты о будущем с любимым разбились после того, как Андрей уехал. Перед отъездом он сделал ей предложение. Его не было год. За это время Наталья знакомится с Курагиным, вовремя оказавшимся рядом. Измена Болконскому в его отсутствие тяготила Наталью. Она мучилась угрызениями совести и не могла простить себе, что пошла на поводу чувств. Отношения с Курагиным закончились так же быстро, как начались.
Последним мужчиной в ее жизни станет Пьер Безухов. Сначала девушка не питала к нему особых чувств. Гораздо позже она поймет, что он и есть ее настоящая любовь. Пьер сумел окружить ее любовью и заботой, став опорой и поддержкой. С ним она обретет и поймет, что значит семейное счастье.
Пьер Безухов
Пьер долго шел к своему счастью. Отношения с Элен были фальшивыми и ничего кроме омерзения у него не вызывали. Ему была симпатична Наталья Ростова, но девушка была увлечена на тот момент Болконским, и он не посмел вставать на пути друга. Видя, что у нее начинаются в отсутствие Андрея отношения с Курагиным, сделал попытку образумить ее, искренне веря, что Наталья не из таких. Его любовь пройдет множество преград, прежде чем он обретет истинное счастье. Счастье с любимой женщиной. Только в браке с Натальей он понял, что не ошибся, остановив свой выбор на ней.
Любовь — это самое прекрасное чувство, которое может испытать человек. Оно меняет людей: делает их счастливее, заставляет смотреть на мир совсем по-другому. Любовь – это не просто красивое слово. Для кого-то это целая жизнь.
На мой взгляд, это удивительное чувство. Оно позволяет людям видеть то, что, возможно, раньше они не замечали. Я думаю, что любовь может быть настолько сильной, что разрушить ее не может ничто.
Даже во время Великой Отечественной войны, когда вокруг разрывались снаряды, находилось место для этого великого чувства. В романе Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» главный герой произведения на себе испытал все прелести и трудности любви. Девятнадцатилетний лейтенант долгое время жил в подвале с Миррой и очень привязался к ней. Их любовь была единственным лучом света в то трудное время. Девушка опасалась признаться в своих чувствах: » Я боюсь, что ты скажешь, нашла время влюбляться. А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?» Душевные разговоры ограждали их от… внешнего мира. Они не замечали ни крыс, что пищали в углах, ни подвала, ни войны.
Плужников был для Мирры волшебником, делал ее счастливой в самые трудные месяцы ее жизни. Кода лейтенант узнал, что его возлюбленная ждет ребенка, он почувствовал «лишающий разума» страх одиночества. Мирре нужно было уйти, чтобы выжить и родить здорового ребенка, а Николай Плужников очень не хотел расставаться. Боль, которую он скрывал, была страшнее смерти. Для молодой пары была невыносима даже мысль о расставании.
Их волшебная история закончилась после смерти Мирры. Но любовь Плужникова жила и дальше, потому что он не видел, как немцы убили мать его ребенка.
Борис Львович Васильев в своем романе показал всю силу любви. Мне кажется, что у этого чувства нет преград, и даже во время войны должно быть место прекрасному. Я уверена, что любовь может преодолеть любые трудности. Это чувство делает людей счастливыми во время кровопролитных боев. Любовь продолжает существовать, когда боится возникнуть даже мысль о радости и благополучии.
План
1.Вступление
2.Цена любви в годы войны
3.Нынешнее время
4.Вывод
Человечество не один раз сталкивалось с войной. Это ужасная сила, которая сметает все на своем пути. Для войны нет ценностей и авторитетов, она не знает что такое чувства людей. Однако именно в минуты страха и боли люди показывают настоящие, искрение чувства. Это касается и любви, ведь тот, кто любит готов отдать свою жизнь за родственную душу, за любимого человека.
Любовь издавна считается священным чувством. Искренняя любовь заставляет творить чудеса. Это чувство проявляется к многим вещам: стране, дому, родным. Но особенно любовь видна там, где есть конкретный человек, когда чувства персонифицированы. В ситуации, когда объект любви находится в серьезной опасности, можно отдать все, лишь бы сохранить его.
В годы войны наши любимые идут на фронт, ведь хотят защитить то, что любят: Родину, семью, дом. Особенно семью, ведь кто, если не мужчина должен защищать собственную жену и детей. Молодые парни после школы в тысяча девятьсот сорок первом уходили совсем юными в адское пекло. Уходили с верой в скорую победу и счастливое будущее. Каждый солдат знал, что его любят и ждут, именно любовь придавала силы и мужество, стойкость. Мы знаем, какой ценой досталось нам, потомкам, счастье жить под мирным небом. В каждой семье не дождались любимого и родного человека….
Сегодня в мире неспокойно, есть такие политики, которые постоянно сеят рознь, вызывая непонимание и вражду. Такое ощущение, человечество забыло горе, разруху и страдание. Или живем слишком хорошо? Кому-то стало скучно и он решил развлечься. У чиновников нет понятия бедность, где найти работу, как вырастить детей. У них все хорошо и, такое ощущение, им нечем заняться. Не надо так делать, господа политики, дайте людям жить спокойно и мирно.
Во все времена войны у человека забирали самое ценное – жизнь. Матери и жены, сестры и дети дорожили и помнили, не вернувшихся с войны, продолжая жить памятью и бережно сохраняя в своем сердце любовь. Солдаты и обычные мирные граждане готовы отдавать свои жизни лишь бы те, кого они любят, остались в живых. Любовь всегда заставляет творить чудеса, и военное время не исключение.
В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно,эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.
Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развиваю-Щее и очищающее душу.
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись… до тех пор, пока ты не сделал все, что мог… Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”
Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и идиотом”.
Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя — ничего не было видно”.
Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда Наташе, ноуже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него “наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней — душевной.
Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это “нехорошо почему-то”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.
Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Кураги-ным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая – Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”.
“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея.
Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее — любовь — еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.
Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.
В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала — Ростовых и Болконских.
“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”. Добавил: kosyak
В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно,эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.
Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развиваю-Щее и очищающее душу.
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись… до тех пор, пока ты не сделал все, что мог… Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”
Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и идиотом”.
Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя — ничего не было видно”.
Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда Наташе, ноуже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него “наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней — душевной.
Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это “нехорошо почему-то”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.
Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Кураги-ным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая – Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”.
“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея.
Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее — любовь — еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.
Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.
В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала — Ростовых и Болконских.
“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”.
Показывая читателю трагедию Настены и Андрея Гуськовых, Валентин Распутин исследует деформирующее влияние на человека силы, название которой – война. В повести пет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. А все же – это именно повесть о войне. Она занимает достойное место в ряду антивоенных шедевров современной классики. Война разрушила семейную жизнь Андрея и Настены, загубила судьбу Надьки, оставшейся вдовой с тремя детьми; война наложила свой неизгладимый отпечаток на каждого из героев книги. Собственно, война же дала автору сюжет. Ведь не будь войны, не стал бы Андрей Гуськов дезертиром, не разрушил бы жизнь Настены.
Их любовь и война – две движущие силы их судеб, то, что определило горькую долю Настены и позорную участь Андрея. Хотя, если быть честными, они изначально были несовместимы – человечная Настена и жестокий Андрей. Она – сама доброта и душевное благородство, он – вопиющая черствость и эгоизм. Война сначала даже сблизила их, но глобальную несовместимость не могут преодолеть никакие вместе перенесенные испытания. Ведь и любовь, как любые другие отношения, разбивается о предательство.
Чувство Андрея к Настене – скорее потребительское. Он все время хочет что-то получать от нее – будь то предметы материального мира (топор, хлеб, ружье) или же чувства. Гораздо интереснее понять, любила ли Настена Андрея? В замужество она кинулась, “как в воду”, иными словами, долго не раздумывала. Любовь Настены к мужу строилась отчасти на чувстве благодарности, ведь он взял ее, одинокую сироту, в свой дом, не давал никому в обиду. Отчасти же ее привязанность к Андрею можно объяснить чувством вины оттого, что у них не было детей. Настена не думала о том, что здесь может быть вина Андрея. Так и позже она винила почему-то саму себя в преступлении мужа. А в сущности, Настена и не может любить кого-то иного, кроме мужа, ведь одна из священных семейных заповедей для нее – это супружеская верность.
Неизвестно, к чему пришли бы их отношения, не будь войны. Видимо, улучшились бы. Но война круто изменила их судьбы. Как все женщины, Настена ждала мужа, рвалась к нему, переживала и боялась за него. Он также думал о ней. Будь Андрей другим человеком, он, вполне вероятно, вернулся бы из армии, и они снова зажили бы обычной семейной жизнью. Все случилось не так: Андрей вернулся раньше срока. Вернулся дезертиром. Предателем. Изменником Родины. В те времена это клеймо было несмываемым. Настена не отворачивается от мужа. Она находит в себе силы, чтобы понять его. Такое поведение – единственно возможная для нее форма существования. Она помогает Андрею, поскольку жалеть, отдавать и сочувствовать для нее естественно. Она уже не помнит того плохого, что омрачало их довоенную семейную жизнь. Она знает только одно – ее муж попал в большую беду, его надо жалеть и спасать. И она спасает как может. Судьба снова свела их воедино и в качестве огромного тяжкого испытания послала им ребенка.
А ведь, по сути дела, ребенок должен посылаться как награда, как величайшее счастье. Как когда-то Настена мечтала о нем! Теперь же ребенок – плод любви его родителей – обуза, грех, хотя он и зачат в законном браке. И снова Андрей думает лишь о себе: “Плевать нам на него”. Он говорит “нам”, но на самом деле “плевать” только ему. Настена не может так же равнодушно относиться к этому событию. Для Андрея главное, чтобы родился ребенок, продолжился род. Он не думает в эту минуту о Настене, которой придется выносить позор и унижение. Такова степень его любви к жене. Конечно, нельзя отрицать, что Гуськов привязан к Настене. Иногда даже у него бывают минуты нежности и просветления, когда он с ужасом думает о том, что он делает, в какую пропасть толкает жену.
Их любовь не была такой, о которой пишут в романах. Это обычные отношения мужчины и женщины, мужа и жены. Если бы не война, никогда бы не стали эти отношения такими “прозрачными”. Благодаря войне проявились и преданность Настены мужу, и потребительское отношение Гуськова к жене. Война же и разрушила эту семью, как семью Надьки Березкиной и тысячи других семей. Хотя кто-то все же сумел сохранить свои отношения, как Лиза и Максим Волошины, И Лиза могла ходить с гордо поднятой головой. А Гуськовы, даже если бы сохранили семью, никогда не сумели бы поднять глаз от стыда. Потому что и в любви, и на войне, где, как говорится, все средства хороши, все же нужно сохранять свое достоинство и оставаться честным. Андрей же не смог быть честным. Это и определило тяжелую судьбу Настены. Так своеобразно Распутин решает тему любви и войны. Эта тема, взятая в таком ракурсе, не избита. Может быть, поэтому из числа прочитанных книг о Великой Отечественной войне повесть Распутина “Живи и помни” запоминается так ясно и остается в памяти так надолго.
» Андрей собирался на войну, несмотря на то, что жена его была беременна. А в разговоре с Безуховым он сказал: «…чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» Потом война, небо Аустерлица, разочарование в своем кумире, смерть жены и старый дуб… «наша жизнь кончена!» Возрождение его души произойдет после встречи с Наташей Ростовой – «…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…» Умирая, он простил ей и то, что она отказалась от любви к нему, когда была очарована Анатолем Курагиным. Но именно Наташа заботилась об умирающем Болконском, именно она сидела у его изголовья, именно она приняла его последний взгляд. Не в этом ли было счастье Андрея? Он умер на руках любимой женщины, и душа его обрела покой. Уже перед кончиною он сказал Наташе: «…я слишком люблю вас. Больше всего на свете». Андрей простил Курагина перед смертью: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях».
Наташа Ростова
Наташа Ростова встречает нас в романе тринадцатилетней девочкой, которая любит всех вокруг. Вообще, семейство Ростовых отличалось особым радушием, искренней заботой друг к другу. В этой семье царили любовь и гармония, поэтому Наташа и не могла быть иной. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, который обещал ждать её четыре года, искренняя радость и доброе отношение к Денисову, который сделал ей предложение, говорят о чувственности натуры героини. Ее главная потребность жизни – любить. Когда только Наташа увидела Андрея Болконского, чувство любви охватило её полностью. Но Болконский, сделав Наташе предложение, уехал на год. Увлеченность Анатолем Курагиным в отсутствие Андрея дала Наташе сомнение в своей любви. Она даже задумала побег, но раскрывшийся обман Анатоля остановил ее. Душевная пустота, оставшаяся у Наташи после отношений с Курагиным, породила новое чувство к Пьеру Безухову – чувство благодарности, нежности и доброты. Пока Наташа не знала, что это будет любовь.
Она чувствовала вину перед Болконским. Ухаживая за раненым Андреем, она знала, что он скоро умрет. Ее забота нужна была ему и ей самой. Для нее это важно было, чтобы именно она была рядом, когда он закроет глаза.
Отчаяние Наташи после всех произошедших событий – бегства из Москвы, смерти Болконского, гибели Пети принял Пьер Безухов. После окончания войны Наташа вышла за него замуж и обрела истинное семейное счастье. «Наташе нужен был муж… И муж дал ей семью…все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье…»
Пьер Безухов
Пьер пришел в роман незаконнорожденным сыном графа Безухова. Его отношение к Элен Курагиной строилось на доверии и любви, но спустя время он понял, что его просто водят за нос: «Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Начался сложный путь жизненных исканий Пьера Безухова. Он бережно, с нежными чувствами относился к Наташе Ростовой. Но даже в отсутствие Болконского не посмел себе ничего лишнего. Он знал, что Андрей любит её, и Наташа ждет его возвращения. Пьер старался исправить положение Ростовой, когда та увлеклась Курагиным, он истинно верил, что Наташа не такая. И он не ошибся. Его любовь пережила все ожидания и разлуку и обрела счастье. Создав семью с Наташей Ростовой, Пьер был по-человечески счастлив: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что не дурной человек, и чувствовал это потому, что был отражен в своей жене».
Марья Болконская
О княжне Марье Болконской Толстой пишет: «…княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная». В доме отца жить было трудно, князь Болконский держал дочь в строгости. Нельзя сказать, что он не любил ее, только для него любовь эта выражалась в деятельности и разуме. Марья любила отца по-своему, она все понимала и говорила: «Мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования». Она была наивна и чиста и видела во всех доброе и хорошее. Даже Анатоля Курагина, который решил жениться на ней для выгодного положения, она считала добрым человеком. Но счастье свое Марья нашла с Николаем Ростовым, для которого путь к любви оказался тернист и запутан. Так соединились семьи Болконских и Ростовых. Николай и Марья сделали то, чего не смогли сделать Наташа и Андрей.
Любовь к родине
Судьбы героев, их соприкосновение неотделимы от судьбы страны. Тема любви к родине красной нитью проходит через жизнь каждого персонажа. Нравственные искания Андрея Болконского привели его к мысли, что русский народ победить нельзя. Пьер Безухов прошел путь от «молодого человека, не умеющего жить» до настоящего мужчины, который посмел посмотреть в глаза Наполеону, спасти девочку в пожаре, выдержать плен, жертвовать собой ради других. Наташа Ростова, отдавшая повозки раненым солдатам, умела ждать и верить в силу русского народа. Петя Ростов, погибший в пятнадцать лет за «правое дело», испытывал истинный патриотизм. Платон Каратаев, партизан-крестьянин, голыми руками боровшийся за победу, сумел объяснить простую истину жизни Безухову. Кутузов, отдавший всего себя «за землю русскую», верил до конца в силы и дух русских солдат. Л.Н.Толстой в романе показал мощь русского народа в единстве, вере и непоколебимости России.
Любовь к родителям
Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных не случайно представлены в романе Толстым с подробным описанием жизни почти всех членов семей. Они противопоставлены друг другу по принципам воспитания, нравственности, внутренних отношений. Почитание семейных традиций, любовь к родителям, забота и участие – вот основа семьи Ростовых. Уважение, справедливость и непрекословие своему отцу – принцип жизни семьи Болконских. Курагины же живут во власти денег и пошлости. Ни Ипполит, ни Анатоль, ни Элен не испытывают к родителям благодарных чувств. В их семье возникла проблема любви. Они обманывают других и обманываются сами, думая, что в богатстве и есть счастье человеческое. На самом же деле их праздность, легкомыслие, распущенность не приносит счастья никому их них. Изначально в этой семье не было воспитано чувство любви, доброты, доверия. Каждый живет сам за себя, не печалясь о ближнем.
Толстой дает этот контраст семей для полной картины жизни. Мы видим любовь во всех ее проявлениях – разрушающую и всепрощающую. Мы понимаем, чей идеал нам близок. У нас есть возможность увидеть, какой путь нужно пройти, чтобы достичь счастья.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г.Балашова Саратовской области»
«Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ О КНИГЕ…»
ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
Выполнила:
Калякина Надежда Ивановна,
ученица 11 класса.
Руководитель:
Иванькова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Балашов, 2015
Любовь- это самое прекрасное чувство, которое может испытать человек. Оно меняет людей: делает их счастливее, заставляет смотреть на мир совсем по-другому. Любовь – это не просто красивое слово. Для кого-то это целая жизнь.
На мой взгляд, это удивительное чувство. Оно позволяет людям видеть то, что, возможно, раньше они не замечали. Я думаю, что любовь может быть настолько сильной, что разрушить ее не может ничто.
Даже во время Великой Отечественной войны, когда вокруг разрывались снаряды, находилось место для этого великого чувства. В романе Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» главный герой произведения на себе испытал все прелести и трудности любви. Девятнадцатилетний лейтенант долгое время жил в подвале с Миррой и очень привязался к ней. Их любовь была единственным лучом света в то трудное время. Девушка опасалась признаться в своих чувствах: « Я боюсь, что ты скажешь, нашла время влюбляться. А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?» Душевные разговоры ограждали их от внешнего мира. Они не замечали ни крыс, что пищали в углах, ни подвала, ни войны.
Плужников был для Мирры волшебником, делал ее счастливой в самые трудные месяцы ее жизни. Кода лейтенант узнал, что его возлюбленная ждет ребенка, он почувствовал «лишающий разума» страх одиночества. Мирре нужно было уйти, чтобы выжить и родить здорового ребенка, а Николай Плужников очень не хотел расставаться. Боль, которую он скрывал, была страшнее смерти. Для молодой пары была невыносима даже мысль о расставании.
Их волшебная история закончилась после смерти Мирры. Но любовь Плужникова жила и дальше, потому что он не видел, как немцы убили мать его ребенка.
Борис Львович Васильев в своем романе показал всю силу любви. Мне кажется, что у этого чувства нет преград, и даже во время войны должно быть место прекрасному. Я уверена, что любовь может преодолеть любые трудности. Это чувство делает людей счастливыми во время кровопролитных боев. Любовь продолжает существовать, когда боится возникнуть даже мысль о радости и благополучии.
Основанием для этого утверждения может послужить использование темы любви как причины войны: например, в «Илиаде» Гомера Троянская война началась из-за вспыхнувших между Еленой и Парисом чувств. Многие мифы Древней Греции имеют схожие сюжеты: вражда или войны возникали из-за ревности, влюбленности, а также любви матерей или отцов к своим детям, любви к родине и т. д., но именно в «Илиаде» использованы все эти мотивы. Так, герои Гомера мстят за своих друзей и детей, боги меняют исход событий из-за личных симпатий или ревности, троянцы отчаянно защищают родную землю… И все это можно назвать одним словом — любовь, проявленная в самых разных своих вариациях.
Также не стоит забывать и о том, что многие видят в любви источник моральных сил для солдат, вынужденных нести службу на войне. Именно любовь к родине движет человеком, готовым отчаяться на поле боя; любовь к родным, оставленным дома, поднимает солдата с колен и заставляет бросить все силы на их защиту… Одна из главных ассоциаций многих людей со словом «победа» – счастливые объятия близких, встретившихся после долгой войны, а со словом «разлука» – слезы жен и матерей, провожающих мужчин на фронт. Например, повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Рита Осянина берет силы из осознания, что ее ждет маленький сын — единственный родной человек, оставшийся после гибели мужа. Многие девушки из ее отделения также имеют свои причины воевать и ненавидеть немцев, и все эти причины так или иначе связаны с любимыми людьми.
Таким образом, можно сделать вывод: любовь, действительно, прочно связана с понятием войны. Из-за этого чувства развязывались войны и начиналась вражда, но оно и помогало людям справиться с тяжестью военной службы, давало силы и многих вернуло домой живыми. Если бы любовь исчезала из души человека с наступлением войны, возможно, ни одна война так и не была бы закончена.
Наталью с детства окружала любовь, забота родных и близких. Девочка жаждала любви. Она жила эмоциями и чувствами. Сердце трепетало, душа рвалась навстречу новым ощущениям. Первая влюбленность в Бориса Друбецкого, потом был Денисов, настроенный по отношению к ней серьезно и даже предложивший девушке руку и сердце.
Настоящие чувства Наталья испытала, встретив Болконского. Мечты о будущем с любимым разбились после того, как Андрей уехал. Перед отъездом он сделал ей предложение. Его не было год. За это время Наталья знакомится с Курагиным, вовремя оказавшимся рядом. Измена Болконскому в его отсутствие тяготила Наталью. Она мучилась угрызениями совести и не могла простить себе, что пошла на поводу чувств. Отношения с Курагиным закончились так же быстро, как начались.
Последним мужчиной в ее жизни станет Пьер Безухов. Сначала девушка не питала к нему особых чувств. Гораздо позже она поймет, что он и есть ее настоящая любовь. Пьер сумел окружить ее любовью и заботой, став опорой и поддержкой. С ним она обретет и поймет, что значит семейное счастье.
Пьер Безухов
Пьер долго шел к своему счастью. Отношения с Элен были фальшивыми и ничего кроме омерзения у него не вызывали. Ему была симпатична Наталья Ростова, но девушка была увлечена на тот момент Болконским, и он не посмел вставать на пути друга. Видя, что у нее начинаются в отсутствие Андрея отношения с Курагиным, сделал попытку образумить ее, искренне веря, что Наталья не из таких. Его любовь пройдет множество преград, прежде чем он обретет истинное счастье. Счастье с любимой женщиной. Только в браке с Натальей он понял, что не ошибся, остановив свой выбор на ней.
Любовь — это самое прекрасное чувство, которое может испытать человек. Оно меняет людей: делает их счастливее, заставляет смотреть на мир совсем по-другому. Любовь – это не просто красивое слово. Для кого-то это целая жизнь.
На мой взгляд, это удивительное чувство. Оно позволяет людям видеть то, что, возможно, раньше они не замечали. Я думаю, что любовь может быть настолько сильной, что разрушить ее не может ничто.
Даже во время Великой Отечественной войны, когда вокруг разрывались снаряды, находилось место для этого великого чувства. В романе Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» главный герой произведения на себе испытал все прелести и трудности любви. Девятнадцатилетний лейтенант долгое время жил в подвале с Миррой и очень привязался к ней. Их любовь была единственным лучом света в то трудное время. Девушка опасалась признаться в своих чувствах: » Я боюсь, что ты скажешь, нашла время влюбляться. А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?» Душевные разговоры ограждали их от… внешнего мира. Они не замечали ни крыс, что пищали в углах, ни подвала, ни войны.
Плужников был для Мирры волшебником, делал ее счастливой в самые трудные месяцы ее жизни. Кода лейтенант узнал, что его возлюбленная ждет ребенка, он почувствовал «лишающий разума» страх одиночества. Мирре нужно было уйти, чтобы выжить и родить здорового ребенка, а Николай Плужников очень не хотел расставаться. Боль, которую он скрывал, была страшнее смерти. Для молодой пары была невыносима даже мысль о расставании.
Их волшебная история закончилась после смерти Мирры. Но любовь Плужникова жила и дальше, потому что он не видел, как немцы убили мать его ребенка.
Борис Львович Васильев в своем романе показал всю силу любви. Мне кажется, что у этого чувства нет преград, и даже во время войны должно быть место прекрасному. Я уверена, что любовь может преодолеть любые трудности. Это чувство делает людей счастливыми во время кровопролитных боев. Любовь продолжает существовать, когда боится возникнуть даже мысль о радости и благополучии.
План
1.Вступление
2.Цена любви в годы войны
3.Нынешнее время
4.Вывод
Человечество не один раз сталкивалось с войной. Это ужасная сила, которая сметает все на своем пути. Для войны нет ценностей и авторитетов, она не знает что такое чувства людей. Однако именно в минуты страха и боли люди показывают настоящие, искрение чувства. Это касается и любви, ведь тот, кто любит готов отдать свою жизнь за родственную душу, за любимого человека.
Любовь издавна считается священным чувством. Искренняя любовь заставляет творить чудеса. Это чувство проявляется к многим вещам: стране, дому, родным. Но особенно любовь видна там, где есть конкретный человек, когда чувства персонифицированы. В ситуации, когда объект любви находится в серьезной опасности, можно отдать все, лишь бы сохранить его.
В годы войны наши любимые идут на фронт, ведь хотят защитить то, что любят: Родину, семью, дом. Особенно семью, ведь кто, если не мужчина должен защищать собственную жену и детей. Молодые парни после школы в тысяча девятьсот сорок первом уходили совсем юными в адское пекло. Уходили с верой в скорую победу и счастливое будущее. Каждый солдат знал, что его любят и ждут, именно любовь придавала силы и мужество, стойкость. Мы знаем, какой ценой досталось нам, потомкам, счастье жить под мирным небом. В каждой семье не дождались любимого и родного человека….
Сегодня в мире неспокойно, есть такие политики, которые постоянно сеят рознь, вызывая непонимание и вражду. Такое ощущение, человечество забыло горе, разруху и страдание. Или живем слишком хорошо? Кому-то стало скучно и он решил развлечься. У чиновников нет понятия бедность, где найти работу, как вырастить детей. У них все хорошо и, такое ощущение, им нечем заняться. Не надо так делать, господа политики, дайте людям жить спокойно и мирно.
Во все времена войны у человека забирали самое ценное – жизнь. Матери и жены, сестры и дети дорожили и помнили, не вернувшихся с войны, продолжая жить памятью и бережно сохраняя в своем сердце любовь. Солдаты и обычные мирные граждане готовы отдавать свои жизни лишь бы те, кого они любят, остались в живых. Любовь всегда заставляет творить чудеса, и военное время не исключение.
В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно,эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.
Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развиваю-Щее и очищающее душу.
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись… до тех пор, пока ты не сделал все, что мог… Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”
Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и идиотом”.
Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя — ничего не было видно”.
Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда Наташе, ноуже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него “наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней — душевной.
Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это “нехорошо почему-то”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.
Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Кураги-ным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая – Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”.
“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея.
Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее — любовь — еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.
Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.
В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала — Ростовых и Болконских.
“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”.
Добавил: kosyak
В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно,эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.
Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развиваю-Щее и очищающее душу.
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись… до тех пор, пока ты не сделал все, что мог… Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”
Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и идиотом”.
Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя — ничего не было видно”.
Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда Наташе, ноуже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него “наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней — душевной.
Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это “нехорошо почему-то”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.
Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Кураги-ным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая – Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”.
“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея.
Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее — любовь — еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.
Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.
В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала — Ростовых и Болконских.
“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”.
Показывая читателю трагедию Настены и Андрея Гуськовых, Валентин Распутин исследует деформирующее влияние на человека силы, название которой – война. В повести пет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. А все же – это именно повесть о войне. Она занимает достойное место в ряду антивоенных шедевров современной классики. Война разрушила семейную жизнь Андрея и Настены, загубила судьбу Надьки, оставшейся вдовой с тремя детьми; война наложила свой неизгладимый отпечаток на каждого из героев книги. Собственно, война же дала автору сюжет. Ведь не будь войны, не стал бы Андрей Гуськов дезертиром, не разрушил бы жизнь Настены.
Их любовь и война – две движущие силы их судеб, то, что определило горькую долю Настены и позорную участь Андрея. Хотя, если быть честными, они изначально были несовместимы – человечная Настена и жестокий Андрей. Она – сама доброта и душевное благородство, он – вопиющая черствость и эгоизм. Война сначала даже сблизила их, но глобальную несовместимость не могут преодолеть никакие вместе перенесенные испытания. Ведь и любовь, как любые другие отношения, разбивается о предательство.
Чувство Андрея к Настене – скорее потребительское. Он все время хочет что-то получать от нее – будь то предметы материального мира (топор, хлеб, ружье) или же чувства. Гораздо интереснее понять, любила ли Настена Андрея? В замужество она кинулась, “как в воду”, иными словами, долго не раздумывала. Любовь Настены к мужу строилась отчасти на чувстве благодарности, ведь он взял ее, одинокую сироту, в свой дом, не давал никому в обиду. Отчасти же ее привязанность к Андрею можно объяснить чувством вины оттого, что у них не было детей. Настена не думала о том, что здесь может быть вина Андрея. Так и позже она винила почему-то саму себя в преступлении мужа. А в сущности, Настена и не может любить кого-то иного, кроме мужа, ведь одна из священных семейных заповедей для нее – это супружеская верность.
Неизвестно, к чему пришли бы их отношения, не будь войны. Видимо, улучшились бы. Но война круто изменила их судьбы. Как все женщины, Настена ждала мужа, рвалась к нему, переживала и боялась за него. Он также думал о ней. Будь Андрей другим человеком, он, вполне вероятно, вернулся бы из армии, и они снова зажили бы обычной семейной жизнью. Все случилось не так: Андрей вернулся раньше срока. Вернулся дезертиром. Предателем. Изменником Родины. В те времена это клеймо было несмываемым. Настена не отворачивается от мужа. Она находит в себе силы, чтобы понять его. Такое поведение – единственно возможная для нее форма существования. Она помогает Андрею, поскольку жалеть, отдавать и сочувствовать для нее естественно. Она уже не помнит того плохого, что омрачало их довоенную семейную жизнь. Она знает только одно – ее муж попал в большую беду, его надо жалеть и спасать. И она спасает как может. Судьба снова свела их воедино и в качестве огромного тяжкого испытания послала им ребенка.
А ведь, по сути дела, ребенок должен посылаться как награда, как величайшее счастье. Как когда-то Настена мечтала о нем! Теперь же ребенок – плод любви его родителей – обуза, грех, хотя он и зачат в законном браке. И снова Андрей думает лишь о себе: “Плевать нам на него”. Он говорит “нам”, но на самом деле “плевать” только ему. Настена не может так же равнодушно относиться к этому событию. Для Андрея главное, чтобы родился ребенок, продолжился род. Он не думает в эту минуту о Настене, которой придется выносить позор и унижение. Такова степень его любви к жене. Конечно, нельзя отрицать, что Гуськов привязан к Настене. Иногда даже у него бывают минуты нежности и просветления, когда он с ужасом думает о том, что он делает, в какую пропасть толкает жену.
Их любовь не была такой, о которой пишут в романах. Это обычные отношения мужчины и женщины, мужа и жены. Если бы не война, никогда бы не стали эти отношения такими “прозрачными”. Благодаря войне проявились и преданность Настены мужу, и потребительское отношение Гуськова к жене. Война же и разрушила эту семью, как семью Надьки Березкиной и тысячи других семей. Хотя кто-то все же сумел сохранить свои отношения, как Лиза и Максим Волошины, И Лиза могла ходить с гордо поднятой головой. А Гуськовы, даже если бы сохранили семью, никогда не сумели бы поднять глаз от стыда. Потому что и в любви, и на войне, где, как говорится, все средства хороши, все же нужно сохранять свое достоинство и оставаться честным. Андрей же не смог быть честным. Это и определило тяжелую судьбу Настены. Так своеобразно Распутин решает тему любви и войны. Эта тема, взятая в таком ракурсе, не избита. Может быть, поэтому из числа прочитанных книг о Великой Отечественной войне повесть Распутина “Живи и помни” запоминается так ясно и остается в памяти так надолго.