Сочинение на тему война и мир мысль семейная

16 вариантов

  1. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

    В романе «Война и Мир» основными дворянскими семьями являются Ростовы, Болконские и Курагины, которые были взяты за основу сюжета и играют ключевую роль.
    Наиболее яркий и важный род, которому отдает предпочтение сам писатель – род Ростовых, состоящий из Графа Ильи Андреевича и его жены Натальи, воспитавшие и вырастившие в достатке и благополучии четырех детей: Веру, Наташу, Николая и Петю. Также частью семьи Ростовых наравне с остальными детьми стала Соня, племянница Графа, которая воспитывалась у Ростовых с самого детства. В каждом из них есть наивность и душевная простота. Одна лишь Вера отличалась и отделялась от остальных своей холодностью и никак не раскрылась в романе. Графиня-мать не скрывает, что воспитывала Веру не так, как других детей, а в строгости и ограничениях. В отличие от старшей сестры, остальные выросли очень дружными и искренними друг с другом. Совместное воспитание Графа Ильи и Графини Натальи заметны во всем. Лев Николаевич создал свой идеал семьи в Ростовых, где он видит четкое распределение – мать отвечает за духовные качества, а отец за мужество. К примеру, Граф Илья сумел привить детям чувство долга, отважности и чести, а Графиня – мать – доброту, отзывчивость и честность.
    Самая интересная и любимая самим автором героиня – Наташа. Она проходит путь от молодой девушки, совершающей ошибки (что, безусловно, простительно для нее) до женщины, которая, наконец, счастлива с любимым человеком. Мы видели её и в радости, и в горе, и в тех безрассудных ситуациях, когда она решила сбежать с Анатолем Курагиным. Как бы порой не поворачивался язык назвать Наташу недалекой и глуповатой, нельзя не вспомнить, что она была юна и как у всех молодых, чувства преобладали над разумом.
    Семья Ростовых тесно связана с семьей Болконских – влюбленные Андрей и Наташа, а после Николай с Марьей Болконской. Положение в этой семье обстоит несколько иначе, нежели у Ростовых. Глава семьи – Николай Андреевич, человек, с гордостью несущий устоявшийся семейный уклад, дух и характер своего рода и передающий его своим детям – Марье и Андрею. Николай Андреевич чувствует огромную ответственность за свою честь и долг, вспомним также, что Граф хорошо дружил с Генералом Кутузовым и, по сути, род Болконских — это потомственные военные, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность и жесткость.
    «Если с тобой что-то случится – мне будет больно, если же ты поступишь не как сын Болконского – мне будет стыдно» – говорит Граф своему сыну. А дочь Марью Николай Андреевич всячески старается сделать смекалистой и образованной девушкой, раз уж с внешностью ей повезло меньше.
    Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, а Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова). Семья Курагиных – это сплошные балы и рауты, ложь и притворство, расчетливость и низость. Глава рода – Василий Курагин, эгоист и карьерист. Нетрудно догадаться, что его дети – Элен и Анатоль, тоже не отличались достойными поступками. Они оба считают, что всё должно доставлять лишь удовольствие, но это не то благое удовольствие, а скорее пошлость и разврат. Его дети одни из тех людей, которые имеют красивую внешность, но не соответствующий внутренний мир. Но мы все же не вправе осуждать их, поскольку нам не узнать, что сделало их такими помимо воспитания.
    Анализ этих семей можно сделать, лишь дав краткую характеристику и лишний раз убедиться в том, что семья – это основа всего. Писатель еще раз дал нам знать, что семья есть почва для образования человеческой души и что каждый род – это отдельный мир. Мир Ростовых – яркий, шумный, веселый. Мир Болконских – серьезный, упорядоченный, консервативный, роскошный. Мир Курагиных – вольный, наигранный, расчетливый и безнравственный. Автор даже показывает нам исход всех пороков семьи – Наталья и Николай остаются со своими любимыми, а Элен и Анатоль погибли в своей хитрости и лживости.
    Я, как и Лев Николаевич Толстой, отдаю свое предпочтение семье Ростовых, наиболее нравственно воспитанных и культурных личностей, но также хотелось бы отметить Болконских за их точность и искреннюю любовь, хоть и скрывающуюся за гордостью, и будущее, безусловно, за этими двумя семьями.

  2. В своем романе Толстой рассказывает не только историю жизни государства в первой половине девятнадцатого века, но и истории различных семей.
    В романе наиболее подробно показана жизнь семьи Болконских и семьи Ростовых. Толстой показывает различные варианты взаимоотношений между членами двух семей.
    В семье Ростовых царит покой, демократия. Все члены этой семьи спокойно общаются между собой, у них нет тайн друг от друга. Дети искренне любят и уважают родителей. Дети не боятся родителей, а те искренне любят своих детей. Единственный недостаток этой семьи – неумение управлять своим имуществом и средствами.
    В семье Болконских, наоборот, очень непростые отношения между детьми и отцом. Дети боятся своего отца, стараются с ним лишний раз не общаться. Но из-за железной дисциплины, дети не творят глупостей, семья обладает солидным капиталом.
    В романе Толстой ставит на первое место семейные ценности. Он старается написать образ идеальной семьи. Для него такой семьей стала семья Ростовых. Ведь, несмотря на мягкий характер отца, его дети выросли достойными людьми. Они честно работали на благо государства, смогли создать свои семьи. Род Ростовых пусть и не очень богат, будет существовать и дальше. Род же Болконских по мужской линии прервался. Осталась княжна Марья. Мне кажется, что Толстой оставил ее лишь из-за того, что она была полной противоположностью отца и брата.

  3. В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.
    В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.
    Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных. Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царит в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету. Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц — маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».
    Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.
    Но она не что иное, как неприятное исключение из всеобщей обстановки. Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что уже очень сильно отличает его от представителей высшего света. Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.
    Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом.
    Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил. Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения, и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.
    Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию. Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку. Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек».
    Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило его детей также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать. «Помни одно, князь Андрей» – говорит он своему сыну, провожая его на войну, – «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет». Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.
    Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели.
    Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить».
    Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях. Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем. «Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».
    Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье. Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования. «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене».
    Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи. «Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».
    Мне кажется, автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества. Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.

  4. Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».
    Роман начинается с того, как тяготится семейной жизнью, обществом молодой жены князь Андрей Болконский. Семейные узы мешают его честолюбивым планам, а хорошенькая кокетливая жена раздражает его. «Никогда, никогда не женись!» – горячо советует он Пьеру Безухову.
    В то же время как почтителен Болконский к своему отцу, несмотря на все его деспотические замашки и на то, как несладко живётся с отцом его сестре Марии. В этой семье царит тяжёлая, напряжённая атмосфера, но старик Болконский искренне любит своих детей, переживает за них и безошибочно определяет чувства своего сына к жене. Дети отвечают ему взаимной любовью.
    Семья Курагиных – одна из самых значительных в свете семей и одна из самых отрицательно представленных в романе. Князь Василий, в отличие от старика Болконского, считает обузой своих детей, мать Курагиных завидует молодости и красоте своей дочери, Анатоль и Элен – развращённые и корыстные люди.
    Пьер Безухов первоначально женится на Элен Курагиной, потому что он поражён её красотой и попадает в ловко расставленные сети этого семейства. И лишь спустя некоторое время, когда пелена упала с глаз Пьера, он увидел, как глупа и ничтожна его красавица-жена. Наверное, Пьер совершил бы гораздо меньше ошибок, если бы рядом с ним были любящие, понимающие родители.
    Самая запоминающаяся и гармоничная семья в романе – это, конечно же, Ростовы. Начиная с милых сцен именин Наташи, когда глава семейства, граф Ростов, лихо отплясывает в честь своей любимицы, приводя всех в восторг, до выезда из Москвы, когда Наташа горячо убеждает родителей отдавать подводы не для вещей, а для раненых (и они соглашаются!), мы видим, насколько велики в этой семье взаимная любовь, дружба и понимание.
    В финале романа появляется ещё одна семья – Наташи и Пьера. И мы понимаем, что более подходящих друг другу людей трудно подобрать. Глубокие, тонко чувствующие и понимающие друг друга и окружающих, безгранично любящие своих детей, Наташа и Пьер, конечно же, проживут вместе полноценную, счастливую семейную жизнь. Пережитые горести и потери научили их лучше ценить друг друга, и тихое, истинное семейное счастье залечит душевные раны этих достойных людей.

  5. Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя — это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои — семейные люди, и характеризует он их через семьи.
    В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.
    Семья Ростовых — пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они — одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы — увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.
    В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.
    Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.
    В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними — только холодная рассудочность. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья — девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.
    Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели — деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский — дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.
    Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него — это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.
    Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая. Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи. Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.
    В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова — верх кощунства и презрения законов человеческой морали.
    В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.
    По мысли ТОЛСТОГО, хорошая семья — это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

  6. В романе Л.Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Эти семьи очень разные, каждая уникальна, но без общей, самой необходимой основы семейного бытия – любовного единения между людьми – истинная семья, по мнению Толстого, невозможна. Сопоставляя различные типы семейных отношений, автор показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности и как они влияют на формирование личности. Не случайно все герои, духовно близкие автору, воспитывались в «настоящих» семьях, и, напротив, эгоисты и приспособленцы выросли в «ложных» семьях, в которых люди связаны друг с другом лишь формально.
    Особенно близки писателю семьи Ростовых и Болконских. Он подробно описывает каждодневный быт Ростовых в московском доме, в Отрадном, а Болконских – в имениях Лысые горы и Богучарово. У Ростовых и Болконских есть Дом, есть великая общечеловеческая ценность.
    Семья Ростовых – идеальное гармоническое целое. Любовь связывает всех членов семьи. Только Вера – холодная и чуждая. Не случайно она вскоре «выпадает» из семьи Ростовых, выходит замуж за расчетливого Берга.
    Ростовых связывают искренние отношения. Сцена именин в московском доме Ростовых, святочное веселье с ряжеными в Отрадном исполнены истинного веселья, радушия, гостеприимства. Родители воспитывают своих детей, отдавая им всю свою любовь. Они стремятся к взаимопониманию и взаимопомощи. Так, когда Николай проиграл сорок тысяч Долохову, то не услышал ни слова упрека от отца и смог заплатить долг, хотя эта сумма грозила Ростовым разорением. Дети благодарны родителям: Ростов старается побыстрее выплатить долг; Наташа самоотверженно ухаживает за матерью, спасает ее от смерти после трагического известия о гибели Пети. Николай в эпилоге посвящает свою жизнь своей семье и матери.
    Ростовы – простые, сердечные люди. Не случайно Толстой в черновиках дал им фамилию Простовы. Жизнь сердца, мудрость, честность и порядочность определяют их взаимоотношения и поведение.
    Семейный уклад Болконских совершенно иной. Их жизнь подчинена строгому распорядку, жесткой дисциплине. На первый взгляд, отношения в этой семье лишены сердечности и взаимопонимания. Старый князь – деспот, который мучает свою дочь бесконечными придирками, уроками геометрии, кричит на нее. Княжна Марья боится отца. Князь Андрей вынужден отложить женитьбу на Наташе на целый год по требованию отца. Однако внутренне эти люди очень близки друг другу. Их любовь проявляется в трудные минуты. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, обнимая отца , говорит: «Давайте плакать вместе». Перед смертью старый князь хочет видеть только дочь, он проявляет к ней любовь и жалость, которые раньше скрывал, чтобы не портить ее лаской.
    И Ростовы, и Болконские – патриоты. Своим поведением во время Отечественной войны они выражают народный дух. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало сдачи Смоленска. Марья отвергает предложение французского генерала о покровительстве. Ростовы жертвуют имуществом, отдавая подводы раненым, принимают нелегкое решение: соглашаются отпустить юного Петю в армию. Николай и Андрей защищают Отечество на поле боя. Они живут интересами нации. 1812 год выявляет лучшие черты каждой семьи.
    Семья Курагиных в мирной жизни предстает во всей ничтожности своего эгоизма, бездушия, безнравственности. Курагины стремились использовать людей как средство для достижения своих целей. Князь Василий хотел выгодно женить Анатоля на самой богатой невесте – Марье Болконской. Эта интрига ему не удалась, зато Элен он пристроил, поломав жизнь Пьеру. Все низменные качества Курагиных проявились во время войны 1812 года. Они вели все ту же праздную жизнь в салонах. Князь Василий спекулировал на патриотизме, а Элен занималась устройством своей личной жизни. Однако и в этой «ложной» семье произошло несчастье – Анатолю ампутировали ногу, впоследствии он умер. Однако Толстой намеренно не рассказывает, как это восприняли Курагины. В этой семье не способны на истинные человеческие чувства.
    Семья Пьера и Наташи в изображении Толстого – почти идиллия. Цель их брака – не только продолжение рода и воспитание детей, но и духовное единение. Пьер «после семи лет супружества … чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене». Наташа – «зеркало» мужа, отражавшее «только то, что было истинно хорошо». Они настолько близки, что способны угадывать желания и мысли друг друга. Весь мир Наташи – дети, муж. Толстой считал, что в этом призвание женщины.
    Так же поглощена семьей и Мария. Графиня Ростова вносит в семейные отношения доброту, нежность, высокую духовность. Николай – хороший хозяин, опора семьи. Они дополняют друг друга, ощущая себя единым целым. Николай сравнивает жену с пальцем, который нельзя отрезать. Любовь Николая к жене, подчеркивает Толстой, – «твердая, нежная, гордая», в нем не угасает «чувство удивления пред ее душевностью».
    Новые семьи, за которыми читатель наблюдает в эпилоге, – семьи «подлинные». Автор показывает, что, создавая семью, человек делает шаг навстречу «живой» жизни, приближается к «органическому», естественному бытию. Именно в создании семьи «любимые» герои Толстого обретают смысл существования. Семья завершает этап их юношеского «неустройства» и становится своеобразным итогом духовных поисков.

  7. Невольно задаешься вопросом: есть ли дом у Курагиных? Можно ли назвать домом здание, в котором принимает го­стей Анна Павловна Шерер? Или вот, например, описание жили­ща молодоженов Бергов: «…новый, чистый, светлый, убранный бюстиками и картинками, новой мебелью кабинет… хозяйка у чай­ного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно также, какудругих».
    Все здесь неестественно, безжизненно, подражательно. Здесь важно еще одно обстоятельство: разговаривая о своей будущей се­мейной жизни, Вера и Берг, лишенные способности любить и от­носящиеся друг кдругу как к выгодному приобретению, абсолютно солидарны в одном — нежелании иметь детей.
    Писатель лишает счастья материнства и семьи всех нелюбимых им персонажей. Бездетна Элен, Анна Павловна, Борис Друбецкой. Отец троих детей (младший их которых — идиот, что свидетель­ствует о физическом вырождении), князь Василий стремится по­скорее избавиться от них и, не стыдясь, признается: «Мои дети -обуза моего существования. Это мой крест». Это бесплодие не только физиологическое, но и духовное.
    «Мысль семейная» в романе «Война и мир» служит, прежде все­го, созданию образца мира — то есть покоя и единения. Семья является своеобразным мостиком между личностью и историей.
    Лев Толстой ведет читателя от понимания личности как мате­риала (и в то же время двигателя) истории к пониманию истории как сложнейшей совокупности миллионов человеческих существо­ваний.[/sms]

  8. “Война и мир” — русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 годы. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная, семейная жизнь героев. Толстой считал, что семья — это ячейка мира, в которой должны царить дух взаимопонимания, естественности и близости к народу.
    В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.
    Семья Ростовых — идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.
    Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.
    Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа — олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.
    Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.
    В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.
    На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.
    Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого ( дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками — лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского — непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога— дорога чести”,— говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.
    Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее — закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.
    И Ростовы, и Болконские — патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим — гибелью Пети.
    В романе показана еще одна семья. Это Курагины. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни — удовлетворение своих низменных желаний, Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Во время войны они ведут все ту же салонную жизнь, рассуждая о патриотизме.
    В эпилоге романа показано еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер aи Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых — Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.
    Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские.

  9. Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.
    В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семейных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских. Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом. Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, – предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.
    Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.
    Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:“А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу”. Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были “деятельность и ум”.
    В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так, оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются “эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем”. Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у “божьих людей”, и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.
    Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья. Ее покорность — результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: “Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали”. Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость. Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.
    Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором. Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.
    В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, “умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.
    У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи. Хотя род Болконских должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, “она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек”. Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым. Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.
    В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, “покойный дурак” Ипполит и “беспокойный дурак” Анатоль. Князь Василий – расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безухова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.
    Дочь князя Василия — Элен — типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится “мраморная”, т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, — это ее салон и светские приемы.
    Сыновья князя Василия, по его мнению, оба “дураки”. Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.
    Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи. Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность. Итак, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, является главной в романе Л. Толстого “Война и мир”. Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

  10. Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя — это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои — семейные люди, и характеризует он их через семьи.
    В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.
    Семья Ростовых — пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они — одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы — увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.
    В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.
    Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.
    В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними — только холодная рассудочность. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья — девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.
    Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели — деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский — дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.
    Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него — это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.
    Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая. Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи. Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.
    В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова — верх кощунства и презрения законов человеческой морали.
    В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.
    По мысли Толстого, хорошая семья — это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

  11. “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.
    Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.
    “Мысль семейная” впервые серьезно была затронута Толстым в “Детстве”. Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития “мысли семейной” в творчестве Толстого стал роман “Анна Каренина”. В романе же “Война и мир” через призму “семейной мысли” рассматривается Отечественная война 1812 г.
    В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.
    Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает “мысль семейную”.
    В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.
    В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.
    Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.
    Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – “как у других”. Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.
    Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.
    Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

  12. Вступление
    Семья Ростовых
    Семья Болконских
    Семья Курагиных
    Новые семьи в романе
    Вывод

    Вступление

    Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя. Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека в ходе истории. Поэтому «мысль семейная» в романе «Война и мир» Толстого является одной из главных.
    Л.Н.Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.

    Семья Ростовых

    Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений.
    Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее. «…красивая Вера презрительно улыбнулась…», – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям».
    Наташа с детства была взбалмошной девочкой. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.
    Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество. Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.

    Семья Болконских

    В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства. Старый князь Николай Болконский считал: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Все в их семействе подчинялось строгому порядку – «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки.
    Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына.
    Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.
    Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: «Трудно тебе с ним?» Марья отвечала: «Разве возможно судить об отце?.. Я так довольна и счастлива с ним!»
    Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии. Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.

    Семья Курагиных

    Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви».
    Светская красавица Элен дурна душою, «блудный сын» Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет «дураком». Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге. Князь Василий признается: «Мои дети – обуза моего существования». Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.
    О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.

    Новые семьи в романе

    В конце романа «Война и мир» Л.Н.Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую. «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое», – говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась. А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.

    Вывод

    После написания сочинения на тему «Мысль семейная в романе «Война и мир»» я убедился, что семья – это мир, любовь, понимание. И гармония семейных отношений может прийти только в уважении друг к другу.
    Мысль семейная в романе «Война и мир» Толстого – сочинение по теме | источник

  13. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
    Семья… Значение этого слова знакомо каждому из нас. Каждый стре­мится к своему определенному идеалу. Многие писатели не раз обраща­лись к этой теме, стремясь показать в ней свое отношение к близким людям, любовь к ним. Несомненно, каждый из них воплощает в произведениях свой идеал семьи.
    Я очень люблю роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» и считаю, что именно в нем показан наиболее близкий мне идеал семьи. В романе «Война и мир» автор показывает нам различных людей: Болкон­ских, Ростовых, Курагиных. Но особое место, по-моему, занимает в рома­не семья Болконских.
    Семья Болконских состоит из старого князя Николая Андреевича, его детей Андрея и Марии, внука Коленьки. Толстой относится с необыкно­венной симпатией ко всем членам семьи. Из поколения в поколение пере­даются в этой семье душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. В семье Болконских воспитываются очень мужественные и сильные люди, находящиеся в по­стоянном движении жизни. Толстой показывает нам, как сильно отличает­ся семья Болконских от других семей высшего света. В них нет той лено­сти и праздности, которые так характерны для семей того времени. Бес­спорно, в центре семьи стоит старый князь Болконский — честный и образованный человек, считающий, что на свете «есть только две добро­детели — деятельность и ум». Николай Андреевич всю жизнь пытается следовать своим убеждениям и мечтает «развить в дочери обе добродете­ли». Он дает ей бесконечные уроки алгебры и геометрии, распределяет ее жизнь в постоянных занятиях. В романе мы видим князя Николая в посто­янных делах. То он пишет свои мемуары, то работает на станке или в саду, то занимается с Марьей. Этот человек вызывает у меня большую симпа­тию, так как я уверена, что он — идеал настоящего отца. В Николае Анд­реевиче равномерно распределены жестокость и мягкость, а также любовь к своим детям и забота о них.
    Черты отцовского характера мы можем наблюдать у Андрея Болкон­ского. Он — ищущая и деятельная натура. Андрей, как может, облегчает быт крестьян в своем имении. С самого начала романа мы понимаем, что Андрея Болконского раздражает тот круг людей, в котором он вынужден вращаться. На протяжении всего романа Андрей находится в постоянном поиске своего места в жизни.
    В характере Марьи Болконской также можно наблюдать некоторые черты характера старого князя. Она очень умна, уравновешенна и спокой­на. Иногда даже кажется, что Марья слишком тиха и неподвижна. Но за ее скромностью скрывается тонкая, чувственная натура. Толстой наделил Марью особым внутренним миром. В этом мире и жила Марья, переживая все происходящее вокруг.
    И вот война… Жизнь переворачивается прямо на глазах.
    Война и мир — вечная тема, и она прекрасно раскрыта в произведе­нии Толстого. Многих охватывает ужас при слове война, некоторых злость и ненависть, а многие просто стремятся завоевать славу и получить награды. По-разному переживают период войны все герои романа «Война и мир», но члены семьи Болконских рассуждают одинаково. Все они — истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино — он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старший князь, несмотря на возраст, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине. Он становится главнокомандующим ополчения и отдается этой должности всей душой. Всеми поступками князя Николая Андрееви­ча управляет чувство долга, которое развито в нем с необычайной силой. Ведь он мог и не принимать должности главнокомандующего, но князь «не счел себя вправе отказаться в такое время». Поразило меня и то, что Анд­рей Болконский отказался остаться при особе государя. Это было мечтой многих молодых людей, но «князь Андрей уходил воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине». Наконец-то Андрей находит свое истинное место в жизни. На войне он заботится о солдатах и офицерах своего полка. Андрей Болконский был очень ласков с ними, в ответ на это «в полку его называли „наш князь», им гордились и его любили». Я была очень расстроена, прочитав, о трагической смерти Андрея, но, осмыслив все случившееся, поняла, что в смерти он нашел успокоение, и перед ним открылся настоящий смысл жизни.
    Очень радует то, что поколение Болконских будет продолжать Нико­ленька, сын Андрея. Мы видим его маленьким мальчиком в эпилоге рома­на, но уже тогда он внимательно слушает лучшего друга своего отца — Пьера Безухова, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. И я уверена, что из него вырастет на­стоящий Болконский. Этот маленький человечек обязательно вберет в себя самые лучшие качества своих родителей, и они будут дальше передаваться из поколения в поколение. А это значит, что Болконские будут жить вечно.
    У любого из нас есть семья. Наш долг помнить, что любой человек рождается в семье!
    Рецензия
    В сочинении на фактическом материале романа «Война и мир» убеди­тельно показана семья Болконских, в которой мерилом ценности личности являются духовное богатство, полезная деятельность, патриотизм, служение Отечеству. Рассуждение строится логично, последовательно, части сочи­нения соразмерны. Работа отличается композиционной завершенностью, точностью словоупотребления, разнообразием языковых конструкций.
    Сочинение Написано в жанре литературно-критической статьи.

  14. “Мысль семейная” впервые серьезно была затронута Толстым в “Детстве”. Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития “мысли семейной” в творчестве Толстого стал роман “Анна Каренина”. В романе же “Война и мир” через призму “семейной мысли” рассматривается Отечественнаявойна 1812 г. В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных. Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает “мысль семейную”. В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности. В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный. Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому. Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – “как у других”. Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами. Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно. Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

  15. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

    В Пушкинском Доме в Санкт-Петербурге хранители рукописного от­дела русской литературы с трепетом показывают рукописи поэтов и писа­телей, в том числе рукописи романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Романа, на работу над которым ушло шесть с лишним лет «непре­станного и исключительного труда при наилучших условиях жизни», ро­мана, который восемь раз переписывала жена писателя Софья Андреевна. А почерк Толстого с трудом разбираем. Но ведь переписывала любящая женщина… И роман, равного которому по глубине содержания, по широте охвата событий по художественным качествам не знает ни одна литерату­ра мира, создавался в семье. Поэтому не случайно мысль семейная — одна из любимых мыслей в романе «Война и мир», в названии которого слово «мир» многозначно и обозначает в числе многих понятий состояние вза­имной любви и согласие. А семья — это особый мир.
    О мире семей Ростовых и Болконских я хочу рассказать в своем сочи­нении.
    Семья Ростовых — большая. Это дети: Вера, Николай, Наташа и Пе­тя, их родители и племянница Соня.
    Глава семьи — старый граф Илья Андреевич. Он добродушный и простой человек, любящий посмеяться от души.
    Его жена — женщина добрая и спокойная, «…видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек».
    В доме Ростовых царит атмосфера тепла, добра и света. Нет гнетущей напряженности. Ростовы искренны и отзывчивы, к ним тянутся самые луч­шие люди, такие, как Андрей Болконский и Пьер Безухов.
    Самой яркой представительницей семьи является Наташа, младшая дочь. В начале произведения она — тринадцатилетняя девочка, очень эмо­циональная и жизнерадостная. Такой она остается на протяжении всего романа. В ее душе всё горит разом: любовь к жениху, жажда жизни, глубо­кая привязанность к родным… Особенно близка девочка к матери, мать — лучший Наташин друг. Дочь рассказывает ей обо всех своих радостях и огорчениях, сомнениях и разочарованиях. Есть, несомненно, что-то трога­тельное в их вечерних задушевных разговорах. Наташа близка и к другим членам семьи: к Николаю, к Соне. Соня в доме Ростовых всегда чувство­вала себя немного чужой, не равной Наташе и Вере, хотя и не была никогда и ничем обделена. «Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей, она, как кошка, прижалась не к людям, а к дому». Петя — самый младший сын в семье. В нем с ранних лет проявляются патриотические чувства. Позже мы видим его офицером, совсем еще молоденьким мальчи­ком, «…с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами». Мы узнаем в Пете черты его семьи: он добрый, открытый, чистый. Но Петя погибает. Этот момент, наверное, самый трагичный в романе, ведь так страшно, когда умирают дети. И пусть Петя уже не ребенок, но это только по возрасту, для его матери и отца он всегда будет маленьким, родным мальчиком. Для всей семьи его гибель — страшный удар. В самоотвержен­ном поведении Пети на войне проявляются нравственные законы и прин­ципы семьи Ростовых.
    В этой семье детей любят естественной родительской любовью, их балуют, не сдерживают их самостоятельность и свободу. В семье удиви­тельное взаимопонимание, даже самых маленьких детей, Петю с Наташей, не оскорбляют подозрительностью или неуважением, чего не скажешь о Николае Андреевиче Болконском, постоянно придирающемуся к дочери. Княжна Марья любит отца, но очень его боится, не смея перечить ему да­же в мыслях. Их отношения совершенно особенные. Старый князь тоже очень любит свою дочь, но его любовь, его болезненная привязанность к ней причиняет ей много страданий. Особенно жестоко с его стороны то, что он позволяет себе унижать Марью в присутствии посторонних, не просто посторонних, а человека, который приехал к ней свататься. «Ты при гостях причесана по-новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса», «…уродовать себя нечего — и так дурна». Можно представить себе чувства бедной девушки.
    С сыном, князем Андреем, у старика другие отношения. Николай Ан­дреевич видит в нем продолжателя своего рода. Сын и дочь по-разному относятся к причудам отца. В отличие от княжны Марьи, покорно пови­нующейся отцу, Андрей позволяет себе судить отца. Но он тоже его очень любит. Порывами самолюбия и честолюбия, холодными и вместе с тем рев­нивыми отношениями к жене — всем этим, всеми своими чертами харак­тера Андрей Болконский напоминает отца.
    Для Льва Николаевича Толстого проблема семьи, потомства, сохране­ния и продолжения семейных традиций, преемственности поколений — проблема философская. Рождаясь, человек получает духовно-нравственное наследство, которое заложено в семье.
    Семья дала Андрею Болконскому то, чем он привлекает внимание всех как необыкновенная личность, которая главным в жизни считает цель и которая задает себе вопросы: «Как устроить жизнь, достойную человека? В чем предназначение человеческой жизни?» В семье получил Андрей понятия о верности в дружбе, об уважении к тем, кто служит Отечеству. Он искренне уважает своего отца, который твердо веровал в то, что «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Его точка опоры на дороге чести, которой он идет, истоки активной, деятельной духовной жизни кня­зя Андрея — его семья, нравственный опыт старого князя Николая Анд­реевича, безграничная любовь к нему сестры княжны Марьи. И это очень хорошо понял Кутузов, к которому отправил служить Андрея отец: «Иди с Богом своею дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести». Семья Болконских — семья патриотов. Судьба России дорога всем членам семьи. Умирая, старик Болконский со слезами на глазах восклицает: «Погибла Россия!»
    В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский открыл глав­ный психологический закон семейной жизни. Основным условием счастья, спокойствия, благополучия в семье является постоянное, ежедневное, ежеми­нутное чувство, что ты нужен, что тебя любят, жалеют, заботятся о тебе. Этот главный психологический закон семейной жизни действует в семьях Ростовых и Болконских.
    По Толстому, семья — главная опора в жизни человека, она дает ему ве­ру, надежду. Семья — торжество жизни, ее радостная, утверждающая сила.
    Рецензия
    Из содержания сочинения явствует, что тема сочинения вызвала глу­бокий интерес автора, сумевшего на примере семей Ростовых и Болкон­ских показать, что «мысль семейная» — одна из основных мыслей романа «Война и мир», что, по мысли Л. Н. Толстого, семья — это непрекращающееся, беспрерывное движение жизни и что семья — та духовная основа, та нравственная почва, на которой дают всходы истинные ценности чело­веческой жизни. Сочинение написано хорошим литературным языком, образ­но, логично.
    Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

  16. В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.
    В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.
    Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных. Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царит в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету. Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц — маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».
    Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.
    Но она не что иное, как неприятное исключение из всеобщей обстановки. Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что уже очень сильно отличает его от представителей высшего света. Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.
    Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом.
    Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил. Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения, и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.
    Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию. Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку. Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек».
    Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило его детей также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать. «Помни одно, князь Андрей» – говорит он своему сыну, провожая его на войну, – «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет». Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.
    Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели.
    Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить».
    Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях. Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем. «Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».
    Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье. Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования. «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене».
    Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи. «Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».
    Мне кажется, автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества. Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.
    Добавил: Elistratova

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *