Сочинение на тему волевой человек

12 вариантов

  1. Вот хочет человек добиться многого в жизни, стать известным артистом или великим ученым, но мешает лень или страх перед неизведанным. В общем, причин может быть много и все они разные. Хотя нужно понимать, что только благодаря силе воли можно добиться желаемого.
    Не бывает все легко и просто! Не бывает все и сразу! Результату предшествует долгий и трудный путь.
    Возьмем для примера обучение в школе. Да, нелегко даются науки молодым людям. Хочется не только учить уроки, но и поиграть в футбол, сходить в кино или просто пообщаться с друзьями. Вот здесь и пригодится сила воли. Если в будущем мечтаешь стать “большим” человеком, придется очень постараться и заставить себя учиться, выполнять домашние задания, готовиться к контрольным работам и экзаменам. В общем – придется жертвовать удовольствиями ради того, к чему стремишься! Ведь сила воли – это терпение, смелость и вера. Без этих составляющих невозможно осуществить заветную мечту.
    Если поставил для себя цель – добивайся! Нет ничего невозможного! Человеку под силу вынести любые трудности. Преодолевай препятствия, борись за свою мечту, сделай все возможное и невозможное, и тогда ты получишь заслуженную награду! Именно тогда ты поймешь, что полученный результат стоил тех усилий, которые были приложены. Именно тогда ты сможешь гордиться, что у тебя есть сила воли!

  2. В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной ситуации. При этом предполагается, что если человек волевой, то он волевой во всем.
    К сожалению, подобные взгляды высказываются и сейчас. Например, когда читаешь статью Ю. Б. Гиппенрейтер (2005), так и кажется, что советское время еще не кончилось. И социально зрелая личность приравнивается к «волевой» личности, хотя не каждая «волевая» личность является социально зрелой.
    Если кратко сформулировать интуитивное понимание воли в широком смысле, то можно сказать, что волевой личностью мы называем человека, который успешно реализует свои высокие, социально значимые мотивы.
    Как видно, здесь приводятся всего два критерия. Вопервых, успешность деятельности, которая определяется зарядом энергии и устремленностью к целям. Вовторых, высота социально значимых мотивов. Эта содержательная характеристика мотивов как необходимый критерий волевой личности, по мысли А. Н. Леонтьева, позволяет отличать волевых людей от фанатиков, наркоманов или преступников, способных проявлять упрямство, упорство и даже творческую изобретательность для получения предмета своего вожделения. Гиппенрейтер Ю. Б. 2005. С. 17

  3. РЕФЕРАТ
    по курсу «Психология»
    по теме: «Волевые качества человека»
    1. Воля, ее функции
    Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Не любые действия человека являются волевыми. Действия, не связанные с сознательной постановкой цели и преодолением трудностей (например, поворот головы на резкий или неожиданный звук), являются непроизвольными. Произвольные действия всегда предполагают осознание цели, представление тех операций, с помощью которых она может быть достигнута. Это сознательные действия, направленные на определенную цель и связанные с преодолением трудностей, стоящих перед человеком на пути к цели.
    В психической деятельности человека воля выполняет две взаимосвязанные функции – активизирующую и тормозящую. Активизирующая функция проявляется в том, что воля позволяет человеку мобилизовать свои внутренние силы и направить их на активную деятельность по достижению сознательно поставленной цели. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности в соответствии со своими потребностями, намерениями, интересами. В то же время с помощью волевых усилий человек регулирует свое поведение, тормозит возникновение таких побуждений и осуществление таких действий, которые не соответствуют его идеалам, убеждениям, предъявляемым требованиям. В этом находит свое выражение функция торможения, контроля, регулирования поведения.
    Физиологические основы воли составляет взаимодействие первой и второй сигнальных систем коры головного мозга. С помощью, главным образом, первой сигнальной системы осуществляется непосредственное отражение окружающей обстановки, условий деятельности человека. Постановка же цели, обдумывание путей ее достижения, сознательные усилия, преодоление трудностей, управление собой основываются на активности второй сигнальной системы. В единстве и взаимодействии этих двух систем ведущую роль играет вторая сигнальная система. «Человек, — говорил И.П. Павлов, — прежде всего, воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему (слово, речь, научное мышление)».
    Когда совершается волевое действие, в коре головного мозга возникают сложные процессы возбуждения и торможения. Возбуждение позволяет активизировать, торможение – задержать слова и движения. Сила и уравновешенность нервных процессов коры головного мозга (первой и второй сигнальных систем) основа регулирования человеком поведения.
    Волевой процесс тесно связан со всеми другими сторонами психики человека: вниманием, мышлением, воображением, памятью, чувствами, темпераментом, способностями, характером. «Воля, — писал И.М. Сеченов, – не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства».
    Человек преодолевает препятствие не только благодаря воле и под влиянием своих потребностей, чувств, опыта, знаний, привычек. Поэтому нельзя считать единственным критерием воли преодоление трудностей. Специфика волевого психического процесса состоит в сознательном усилий, направленном на активизацию всех возможностей для достижения цели.
    Каждое волевое действие имеет определенную внутреннюю структуру. В простом волевом действии четко выделяются два звена – постановка цели и исполнение. Действие, направленное на достижение цели, осуществляется немедленно, как только возникло соответствующее побуждение. Промежуточные звенья здесь отсутствуют.
    Сложное волевое действие включает в себя: осознание цели, ее важности; определение путей достижения цели, наиболее подходящих способов действий; принятие решения; исполнение принятого решения, выполнение поставленной задачи; оценка сделанного.
    Всякое волевое действие предполагает наличие цели, которая возникает перед человеком. Иначе говоря, человек осознает то, чего он хочет добиться путем тех или иных действий – изменить свое положение в коллективе, удовлетворить какие-то потребности и т.д. Цель у человека возникает либо в результате актуализации внутренних побуждений (мотивов), либо осознания задачи, поставленной руководителем, командиром. Важной психологической проблемой здесь является глубокое осознание человеком необходимости выполнения данной задачи, превращение его во внутренне принятую цель, появление желания достичь ее.
    Следующее звено волевого действия – обдумывание того, как достичь поставленной цели, каковы должны быть пути к ее достижению, какие виды действий к ней ведут. При этом обдумывании иногда взвешивается целесообразность того или иного пути, выбор тех средств, которые делают реальным достижение цели. Все это связано с интеллектуальной деятельностью человека. Нередко затрагивается и мотивационная сфера личности, возникает борьба мотивов, т.е. столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. И уже здесь человеку приходится проявить волевое усилие, чтобы преодолеть борьбу противоречивых побуждении.
    Существенным звеном волевого действия выступает принятие решения осуществить данное действие, с помощью которого достичь поставленной цели. Для принятия решения требуется не только максимальная осознанность, но и решительность, ответственность личности. С принятием решения, как правило, наступает разрядка, ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов. Человек испытывает полное облегчение, чувство удовлетворения, снимаются все колебания и внутреннее напряжение, если принятое решение соответствует его желаниям, помыслам. Но облегчение наступает и тогда, когда принимаемое решение не полностью согласуется с желаниями и чаяниями человека. Напряжение снижает сам факт состоявшегося решения.
    Исполнения решения – самая главная часть волевого действия. Оно всегда сопряжено с преодолением внешних и внутренних трудностей. Внешние, объективные трудности не зависят от самого человека. Это – затруднения в работе, сложность выполняемых операций, требующих больших физических усилий, сопротивление других людей, погодные и климатические условия и т.д. Внутренние, субъективные трудности зависят от физического и психического состояния человека. К ним относятся отсутствие знаний, опыта, противоречие между прежними привычками и новыми требованиями и др. В большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в единстве.
    Для преодоления этих трудностей требуется волевое усилие, которое характеризуется количеством энергии, затраченной человеком на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта – осознание цели, определение путей ее достижения, принятие решения. Но особенно проявляется оно в процессе исполнения принятого решения, в борьбе с трудностями. По способности человека проявить волевые усилия судят об особенностях его воли.
    Важное место в психологической структуре волевого действия занимает оценка сделанного. Еще в процессе деятельности человек контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее. На завершающем этапе деятельности оценка ее результатов, анализ процесса достижения цели приобретают самостоятельное значение. Это необходимо, чтобы выявить и учесть в дальнейшем как положительное, так и недостатки в действиях человека.
    Особо значимое волевое действие (героический поступок, подвиг) совершается как порыв в предельно короткое время при мобилизации всех сил личности. В таких условиях все звенья волевого действия как бы сливаются воедино, взаимо пронизывают друг друга. Осознание цели, принятие решения, программы действий, определение способов достижения цели здесь вплетается в непосредственные практические действия человека. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных действиях, авариях, катастрофах и т.д.
    2. Волевые качества человека
    Воля человека проявляется в его практической деятельности как совокупность присущих ему волевых качеств. Основными из них являются:
    целеустремленность,
    настойчивость,
    инициативность,
    решительность,
    самостоятельность,
    смелость,
    храбрость,
    самообладание,
    стойкость,
    мужество и др.
    Целеустремленность проявляется, как способность человека подчинять все свои действия и поступки сознательно поставленным, общественно-значимым целям. Человек, обладающий целеустремленностью, как правило, достигает высоких результатов в своей жизни и деятельности. Он не разменивается на мелочи, хорошо понимает общественные потребности и интересы и, в соответствии с ними, ставит перед собой цели. При этом общественные и личные цели гармонически сочетаются. Целеустремленный – это одержимый (в самом положительном понимании этого слова) человек.
    С целеустремленностью тесно связано такое волевое качество, как настойчивость. Она проявляется в способности человека к длительному и неослабному напряжению энергии, проявлению высокой волевой активности в соответствии с поставленной целью. Настойчивого человека трудности не пугают, он неуклонно движется к намеченной цели, не останавливаясь перед неудачами. Не настойчивые люди не способны к длительному напряжению своих физических и духовных сил, перед трудностями пасуют, останавливаются перед неудачами, поддаются постоянному чувству сомнения, встретив препятствия, откладывают исполнение принятого решения или совсем отказываются от него.
    Настойчивость коренным образом отличается от упрямства и негативизма, свидетельствующих о слабости воли человека. Негативизм – необоснованное противодействие всему тому, что исходит от других людей. Упрямство, как частный случай негативизма, проявляется в том, что человек отстаивает неверные позиции, ошибочно принятое решение, невзирая на мнение окружающих. Инициативность как волевое качество – это умение и способность человека проявить творчество и самостоятельность при выполнении задачи. Она находит свое выражение в его почине, в умении отыскать лучшие средства и приемы достижения цели. Инициативность противоположна инертности, равнодушию и безразличному отношению к делу. Одной из ее предпосылок является хорошо развитое мышление, готовность нести ответственность за последствия своих действий.
    Инициативный человек, как правило, обладает и таким волевым качеством, как решительность. Она представляет собой способность своевременно принимать обоснованные и продуманные решения и без промедления переходить к их выполнению. Решительный человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях. Решительность – качество личности, свидетельствующее о высоком уровне развития воли.
    Нерешительность у различных людей проявляется по-разному. Для одних свойственны колебания, сомнения или торопливость при принятии решения (чтобы поскорее избавиться от мучительной для них процедуры). Другие – безвольны в исполнении решения, допускают сомнения, колебания в выборе путей и средств или откладывают его без достаточных оснований.
    Инициативность и решительность предполагают самостоятельность человека. Она проявляется в неуклонном проведении в жизнь принятого решения в силу твердого убеждения в его правильности. Самостоятельный человек не ждет подсказки, указаний от других людей, не боится проявить инициативу, взять на себя всю полноту ответственности за предпринимаемые действия. Самостоятельность предполагает уверенность в своих силах, критичность ума, высокую ответственность. Противоположностью самостоятельности является внушаемость – легкая податливость чужому влиянию, безоговорочное принятие советов других людей. Человек, легко поддающийся внушению, может совершить поступки, которые до этого сам считал неправильными.
    К числу важных волевых качеств относится и смелость, позволяющая человеку идти на риск, на выполнение таких задач, исход которых неясен. Она проявляется не только в опасной для жизни ситуации, но и в необычной, новой обстановке, в принципиальности, критике и самокритике.
    Со смелостью неразрывно связана храбрость – способность вести борьбу в обстановке непосредственной опасности. Если смелость может проявляться в повседневной жизни, то храбрость наиболее ярко обнаруживается в бою с врагом. Большое значение для проявления храбрости имеет уверенность в своих силах. Храбрые и смелые действия, как правило, связаны с риском. Если действия, хотя бы и сложные, совершаются в безопасной, знакомой обстановке, то их нельзя назвать ни смелыми, ни храбрыми.
    Самообладание представляет собой такое волевое качество, в котором выражается способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению цели. Это его умение владеть собой в экстремальных и стрессовых условиях. Самообладание помогает проявить выдержку в случае неудачи или неожиданного изменения обстановки, удержаться от неправильных действий, подавить отрицательные чувства и желания. Самообладание основывается на устойчивости убеждений, привычек и чувств человека, а также на ясном понимании им обстановки, в которой он находится.
    Стойкость – это моральная и физическая выносливость в длительной борьбе с трудностями, временными неудачами и невзгодами. Упорство и настойчивость в действиях, направленных на достижение цели, – основной признак стойкого поведения человека.
    Со стойкостью неразрывно связано мужество – такое волевое качество, которое позволяет человеку не терять присутствие духа и вести себя с достоинством в любой обстановке. Обладая мужеством, человек всегда остается хозяином своих чувств и стремлений, в любых условиях сохраняет ясность ума. Мужество проявляется как в сложных и опасных обстоятельствах, так и в повседневной жизни. Человек может мужественно переносить свое горе, переживать неудачи, преодолевать жизненные затруднения и неудобства.
    Литератур а
    1. Балин Л.К. Психология человека. М.: Издательство «Мир», 2005 год
    2. Попов Е.В. Психология. Уч. Пособие. М.: 2007 год
    3. Коломейцев С.Г. Основы психологии. М.: 2006 год

  4. Сила воли – это качество характера, дающее возможность человеку достигать поставленных целей и не отступать перед трудностями. Достижение больших высот невозможно без приложения больших усилий, умения преодолевать неудобства и лишения.
    В нашей жизни отсутствие силы воли часто называют основной причиной многих проблем: невозможность избавиться от вредных привычек, недостижение целей из-за отказов от выполнения сложных заданий, нежелание прекращать затратные по времени развлечения ради шагов к большой цели и т.д. Почему такое происходит? Я думаю, что зачастую основной причиной слабой силы воли является лень. Например, человек мечтает добиться успехов в искусстве или науке, но при этом не проявляет целеустремленности, твердости в характере, не делает все зависящее от себя, необходимое для достижения цели. В таком случае осуществить даже самую заветную мечту будет почти невозможно.
    Сильная воля не всегда сопутствует человеку как врожденная черта характера, но у каждого человека всегда есть возможность развить свою волю, усилить ее, научиться не отступать перед трудностями.
    История знает много примеров, когда люди достигали своих целей, несмотря на то, что сталкивались с большими трудностями и даже непониманием, насмешками со стороны других людей. Мне кажется, что любой человек обладает большим потенциалом и возможностями, но многие из них так никогда и не раскрываются из-за того, что люди не верят в себя, проявляют лень и не получают поддержки и понимания со стороны родственников. Преодолеть все эти трудности возможно, имея сильную волю и стремление на пути к цели.
    Хочется привести в пример яркую историю ставшего всемирно известным Ника Вуйчича. Этот человек родился инвалидом: у него никогда не было рук и ног, из-за чего долгое время он страдал одиночеством и неуважительным отношением со стороны общества; однако, воспитав в себе твердую силу воли, он научился справляться со своими проблемами, получил высшие образования, активно участвовал в общественной жизни, вследствие чего возглавил благотворительную организацию и создал компанию по выступлениям, позволяющим дать мотивацию людям на пути к достижению своих целей.

  5. Человек свободен в своих действиях, однако если ты своими поступками и действиями заденешь права какого-либо другого человека, то ты понесёшь за это наказание.
    Конечно же согласна, ведь не может же человек делать всё, что ему прийдёт в голову (например захватить всю Европу).
    “Человек рождается наделенным присущими ему правами. ..(…) никто не вправе ограничивать его права. ”
    По этой стилизованной выдержке из Декларации прав человека можно с уверенностью сказать – права человека всегда ограничены. И никогда не имеется полной свободы для каждого человека – полная свобода каждого -это полнейшая анархия, причем в самом худшем смысле этого слова. Права каждого человека всегда будут ограничиваться правами другого – в этом смысле, полного правового раскрепощения в человеческом обществе никогда не произойдет.
    Вместе с тем совершенно понятно, исходя из теории классовой борьбы, что права одного класса постоянно ущемляются в угоду другого, т. е. эксплуатируемый класс поражается в правах эксплуатирующим. Также, так как любое государство – это аппарат принуждения, инструмент для осуществления диктатуры господствующим классом, то становится понятно, что п о л н о с т ь ю правовым государство не станет никогда, и миф о “правовом государстве”, особенно при капитализме – это всего лишь лозунг, ложь навязываемая и кидаемая либералами, которые прикрывают этим лозунгом, как ширмой, свою сущность, совершенно диктаторскую и классово определенную на деле. Потому им, либералам, приходится обманывать простой народ такими лозунгами, такой ложью, чтобы простой народ не смог увидеть за этой ширмой классовых интересов.
    Возвращаясь к основной теме сочинения на основе сделанных выводов в рассуждении, можно дополнить это утверждения – права каждого человека кончаются там, где начинаются интересы господствующего класса, и в зависимости от того, к какому классу этот человек принадлежит, в том уровне и будут поражаться его права, его свобода, его жизнь.
    Пометка от меня: обязательно поясните учительнице, что вы решили написать сочинение с марксистких позиций, чтобы поинтересней было. Кто такие марксисты, что такое классовая борьба -прочитайте в интернете ОБЯЗАТЕЛЬНО.
    Удачи!

  6. В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной ситуации. При этом предполагается, что если человек волевой, то он волевой во всем.
    К сожалению, подобные взгляды высказываются и сейчас. Например, когда читаешь статью Ю. Б. Гиппенрейтер (2005), так и кажется, что советское время еще не кончилось. И социально зрелая личность приравнивается к «волевой» личности, хотя не каждая «волевая» личность является социально зрелой.
    Если кратко сформулировать интуитивное понимание воли в широком смысле, то можно сказать, что волевой личностью мы называем человека, который успешно реализует свои высокие, социально значимые мотивы.
    Как видно, здесь приводятся всего два критерия. Вопервых, успешность деятельности, которая определяется зарядом энергии и устремленностью к целям. Вовторых, высота социально значимых мотивов. Эта содержательная характеристика мотивов как необходимый критерий волевой личности, по мысли А. Н. Леонтьева, позволяет отличать волевых людей от фанатиков, наркоманов или преступников, способных проявлять упрямство, упорство и даже творческую изобретательность для получения предмета своего вожделения. Гиппенрейтер Ю. Б. 2005. С. 17

  7. Мы любим заявлять: “Хочу начать бегать по утрам, хочу бросить курить, хочу похудеть”. Но большинство этих желаний так и остаются неосуществимыми, потому что нам не хватает силы воли. То есть воля есть, а сила ее слабая. В этой статье вы узнаете, можно ли воспитать в себе силу воли. Существует множество пониманий, что такое сила воли, но чёткого и понятного определения до сих пор нет. Например, кто-то понимает под силой воли её количество. Но вот в каких единицах это измерить? Еслибестолковый ребенок упорно и настойчиво бьёт молотком по любимому вами серванту, причём количество повторений удивляет, несмотря ни на какие наказания, то можно сказать, что у него большая сила воли? Но чем тогда волевой ребёнок отличается от упрямого? Иногда под силой воли понимают мотивацию, что тоже не совсем верно. Сила воли исходит от самого человека, а мотивация бывает внешней. Например, повышение зарплаты хорошо повышает мотивацию, но не силу воли. Ещё одно понимание. Сила воли – это умение себя убедить. Но это тоже неверно. Например, многие уговаривали себя и обещали не есть на ночь. И что? После очередного полночного посещения холодильника откладывали это мероприятие на следующий месяц, а лучше – на после Нового года. Убедили себя? Да, но силы воли не хватило удержаться. Правильнее же сказать, что сила воли – это внутренний источник энергии, позволяющий человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий. Для наглядности приведем метафорическое пояснение. Например, мышца человека бывает слабой, но она всё равно работает. Человек может легко поднять привычный для себя вес – штангу в 50 кг. Но вот если вес сделать непривычным (например, 80 кг) , тогда понадобится большая сила мышцы, степень её напряжения должна возрасти. Возможно, вес будет взят, но может не хватить силы мышцы (силы воли) , поскольку она не тренирована, то есть как источник энергии, движения, не готова к поднятию 80 кг. Продолжая аналогию, можно допустить, что силу воли можно тренировать так же, как и мышцы, то есть регулярным повторением с постановкой более трудных задач. Кстати, аналогия очень уместна, поскольку ничто так не развивает силу воли, как регулярное занятие спортом. Кто может сказать, что настоящие спортсмены не волевые люди? Мышцы растут медленно, но если упражняться, то станет видно, как возрастает их сила. Они увеличатся в объёме и будут способны поднимать больший вес. Так же и с силой воли: она увеличивается медленно, но через некоторое время то, что казалось раньше невозможным, быстро преодолевается лишь лёгким усилием. Подумайте, что для вас на данный момент является просто подвигом или кажется невозможным? Встать в шесть утра, рано лечь, начать бегать по утрам, записаться в спортзал и регулярно его посещать, выучить иностранный язык, получить второе высшее образование? Начните это делать, но сначала не загружайте себя сильно. Если это пробежки, то бегайте ровно столько, сколько сможете, потом постепенно увеличивайте дистанцию. Скорее всего, уже через два месяца регулярных занятий бежать будет легко физически, а самое главное – даже если вам не очень будет хотеться это делать, то лёгким усилием воли вы быстро настроите сами себя и побежите с удовольствием. Видимо, существует множество способов в её воспитании, но если относиться к себе мягко и не стремиться насиловать свою психику, как можно быстрее стараясь выработать эту самую силу воли, можно попробовать щадящий вариант тренировки воли. – Силу воли может воспитать наблюдение над человеком с сильной волей и доброжелательное общение с ним, так он самим фактом постоянного применения воли как принципа существования, наглядным примером показывает, что это совсем не страшно, а даже банально – проявлять волю и упорство в достижении поставленной цели. Воспитуемый человек должен почувствовать и осознать, что так ему будет комфортнее жить, так чего ж теряться, вперёд и действовать!

  8. ПЛАН
    Введение 1. Воля а) Понятие о воле б) Волевые акты в) Функции воли г) Развитие воли у человека 2. Волевые качества личности Вывод Список использованной литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.
    Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
    Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
    Цель данной работы – дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые качества личности.

    ВОЛЯ

    “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. ”.

    С.Л. Рубинштейн. Понятие о воле

    Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
    В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.
    Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.
    Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.
    Второй — связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.
    На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.
    На четвёртом — волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.
    В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.
    Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» — значит сказать «против желания». Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.
    Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.
    Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе — практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).
    Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие «волевые качества» является производным от слова «воля», а не наоборот.
    Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.
    Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.
    Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.
    В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.
    Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно — проявляющийся акт тела”.
    Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

    Волевые акты

    Волевой акт — сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.
    Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.
    Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, – это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления – телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.
    Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это – первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.
    Основные признаки волевого акта:
    1) приложение усилий для выполнения волевого акта;
    2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
    3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
    4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

    Функции воли

    Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себя проявляет.
    Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).
    В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).
    По мнению В.А. Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
    Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
    Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
    Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
    Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
    Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
    Можно выделить следующие характерные особенности воли:
    — выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.
    — принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное
    — критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.
    — решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.
    Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

    Развитие воли у человека

    Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
    1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
    2) приобретение человеком контроля над своим поведением;
    3) выработка волевых качеств личности;
    4) а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человека” контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.
    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.
    Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

    Волевые качества личности

    В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что «первый шаг труден». Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединённые с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы бродилом в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.
    Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труден первый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляции извне, по собственной инициативе что-то предпринять.
    Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость, как существенную особенность воли. Её прямой противоположностью является подверженность чужим влияниям, лёгкая внушаемость. Подлинная самостоятельность воли предполагает, как показывает анализ внушаемости, негативизма и упрямства, её сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.
    От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность — качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твёрдости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.
    Сама решительность может быть различной природы в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно в частности определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.
    Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный тип не обязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторых людей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силой импульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и господствующей всё же над ней силой сознательного контроля.
    Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего, здесь играет роль энергия, т.е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую, говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всеми и всяческими препятствиями за достижение цели.
    Некоторые люди вносят сразу большой напор в свои действия, но скоро «выдыхаются»; они способны лишь на короткий наскок и очень быстро сдают. Ценность такой энергии, которая умеет брать препятствия лишь с налёта и спадает, как только встречает противодействие, требующее длительных усилий, не велика. Подлинно ценным качеством она становится, лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, не взирая на трудности и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Когда, не дифференцируя различных сторон воли, говорят вообще о сильной воле, то обычно имеют в виду прежде всего именно эти два свойства — решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеют в виду прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Поскольку это в сущности два различных свойства воли, можно различать два разных типа безволия: 1) нерешительность, т.е. неумение принять решение, и 2) отсутствие настойчивости, т.е. неумение бороться за исполнение принятого решения.
    Такую нерешительность или ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накалён страстью и озарён чувством, он выливается в энтузиазм.
    Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения — необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и пр. ради достижения цели. Эти качества воли в очень сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем.
    Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены единой линией, насколько твёрдо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей их объединяющей цели. Это беспринципные люди без чётких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все от времени до времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели — конечной цели всей его жизни и деятельности.
    Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

    ВЫВОД

    Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.
    Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
    · преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
    · приобретение человеком контроля над своим поведением;
    · выработка волевых качеств личности;
    · а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
    Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. В.А. Крутецкий “Психология”, Москва 1999г.
    2. Психология – учебник Москва 1998г.
    3. Бодалев А.А. Личность и общение М. 1983г.
    4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, Собр. сочинений М. 1982г. т.3
    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М. 1989, т.2
    6. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977г.

  9. Так, слабый мальчик Юлий, герой рассказа Б. Раевского, именно благодаря силе воли смог в течение года тренироваться и в конце концов победить сильного Яшку Кривоносого.
    Ещё один отличный пример человека с железной во­лей — известная спортсменка-сёрфингистка Бетани Хемилтон. В 13 лет акула откусила ей руку, но девушку это не сломило: она стала победительницей многих соревнований и по всему миру учит детей держаться на волнах.
    Сила воли — одно из обязательных условий достижения любой, особенно сложной цели!
    Вариант 3
    Я понимаю под силой воли умение делать всё, что от те­бя зависит на протяжении такого времени, которое необхо­димо для достижения цели. Сила воли — это целеустрем­лённость и твёрдый характер, она помогает не сдаваться, даже когда очень хочется отступить.
    Мальчику Юлию из рассказа Б. Раевского вряд ли хоте­лось каждый день тренироваться, он признаётся, что год подготовки к драке с Яшкой был полон мучений, однако он смог одолеть противника.
    И в окружающей нас жизни много примеров людей с сильной волей. Моя старшая сестра, несмотря на то что ей плохо даются точные науки, в течение года всё свободное время готовилась к экзамену по физике и блестяще сдала его. Так она стала на шаг ближе к своей мечте стать инже­нером.
    Я считаю, что сила воли — это отличное качество, кото­рое требует собранности, и наградой за твёрдость характера всегда будет исполнение любого задуманного желания.
    Вариант 4
    Сила воли, по-моему, — это умение преодолевать себя, выполнять для достижения своей цели что-то, что кажется невозможным. Без работы над собой нельзя реализовать свои мечты. Материал с сайта //iEssay.ru

  10. Возникает тогда резонный вопрос: как сформировать «волевую личность»?
    И тут, давая ответ на этот вопрос, Ю. Б. Гиппенрейтер неожиданно вступает в конфронтацию с существовавшей в советское время установкой: «Ты комсомолец, ты обязан». Она отстаивает позицию, что для формирования волевой личности противопоказано принуждение и самопринуждение. Так, она пишет: «Жизнь показывает, что принуждение себя или другого, а также манипуляции с собственной мотивацией (уговоры, доводы, намеренное придание смысла) могут вполне срабатывать в отдельных конкретных случаях: действия будут (лучше сказать, могут) выполняться. Однако влияние этих мер на мотивационную сферу личности в целом остается под большим вопросом. Предостерегающе выглядят многочисленные факты «воспитанного отвращения». Сошлемся лишь на хорошо известные примеры старательных девочек, которые, сдав выпускной экзамен в музыкальной школе на отлично, закрывают крышку фортепьяно с тем, чтобы больше никогда к нему не подойти. А ведь до этого они в течение 8 лет «волевым образом» упражнялись по нескольку часов в день! Локальный выигрыш нередко оборачивается личностно мотивационным проигрышем. Наверное, поэтому проблема безволия продолжает беспокоить человечество» [с. 18]. И далее: «…Особый урон развитию личности наносят авторитарные методы воспитания и обучения. Под сильным давлением, принуждением или угрозами человек начинает отправлять и осваивать требуемое поведение без переживания его связи с собственными интересами, желаниями и целями. Такие формы поведения остаются психологически чужеродными образованиями, становятся инкорпоративными, но не ассимилированными и не интегрированными личностью. Более того, превалирование установки “я должен” (как инкорпорация внешнего “ты должен”) означает возникновение внутренней инстанции жесткого контроля и самопринуждения… Главная энергия в таких случаях уходит на борьбу с собственными желаниями или нежеланиями, на самопреодоление. Примечательно, что целый ряд авторов (среди них К. Левин, Р. Мэй и др.) отождествляли отправления этой инстанции самопринуждения с силой воли… тем самым подвергая сомнению традиционное мнение о ценности такой “силы”, которая выражается в действиях “через сжатые зубы”. Чрезмерное развитие той же инстанции приводит к формированию комплекса черт, который описывается в литературе как “ригидный характер” [Ryan et al., 1995]» [с. 22]. Если следовать представлениям Ю. Б. Гиппенрейтер, что прежде всего нужно ориентироваться на то, что мне интересно, какие у меня имеются потребности, то становится непонятным, за счет чего спортсмены достигают мировых рекордов, музыканты – высочайшего исполнительского мастерства, и т. п. Неужели они не проявляют ежедневно самопринуждение (или волевое усилие), совершаемое, что бы удовлетворить имеющуюся у них потребность и интерес к тому делу, которым они занимаются? Конечно, нельзя любое дело осуществлять только на самопринуждении, но и без него успеха в большинстве случаев не добиться. Поэтому неслучайно в народе волевыми признаются люди, способные к самопринуждению. Однако есть ли «вообще» волевые или безвольные люди?

  11. Министерство образования и науки Украины
    Севастопольский национальный технический университет
    Контрольная работа
    по дисциплине «Психология»
    на тему: «Воля. Волевые качества и их развитие»
    Севастополь
    2010
    Содержание
    Введение
    Психологическая структура волевого акта
    Волевые качества человека и их развитие
    Вывод
    Список использованной литературы
    Введение
    Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.
    Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией — эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
    Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
    Психологическая структура волевого акта
    «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. „
    С.Л.Рубинштейн. Понятие о воле
    Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией или волей.
    Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.
    Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
    Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
    Волевые качества человека и их развитие
    Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.
    Среди различных проявлений силы воли, принято выделять такие личностные черты: как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется; в недопущении импульсивных и необдуманных действий; в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.
    Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Очень часто, когдаговорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.
    От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия. Как правило, упрямый человек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.
    Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятельность — это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.
    От самостоятельности следует отличать негативизм. Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.
    Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли — решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств, к самому выполнению действия.
    От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.
    Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.
    Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.
    Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.
    В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.
    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человека“ контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учиться пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.
    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли. Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
    Вывод
    Понятием „воля“ оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.
    Развитие воли у человека связано с такими действиями как:

    1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

    2) приобретение человеком контроля над своим поведением;

    3) выработка волевых качеств личности;

    4) а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
    Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.
    Список использованной литературы
    Маклаков А. Общая психология.
    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
    Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.
    В.А. Крутецкий „Психология“, Москва 1999г.
    Психология — учебник Москва 1998г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *