Сочинение на тему вольнолюбивая лирика пушкина 10 класс

10 вариантов

  1. А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, “вольности святой”.
    Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века – это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольготный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.
    У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения реальности и, следовательно, образа лирического героя.
    Образ лирического героя Пушкина – это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.
    Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде “Вольность” 1817 года:
    Тираны мира! Трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!
    Увы! Куда ни брошу взор –
    Везде бичи, везде железы,
    Законов гибельный позор,
    Неволи немощные слезы;
    Везде неправедная Власть
    В сгущенной мгле предрассуждений
    Воссела – Рабства мрачный Гений
    И Славы роковая страсть.
    Призыв лирического героя к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенному к другу поэта, “товарищу” по делу освобождения, – Чаадаеву. По жанру это стихотворение – послание, в котором слышны политические нотки:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой товарищ, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    “Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, ждут все прогрессивные люди того времени минуты “вольности святой”. В послании возникают два образа: образ “власти роковой” и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения Родины. Упоминание в стихотворении слова “звезда”, символизирующего в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения.
    В 1819 году во пора поездки в Михайловское поэт анонсирует стихотворение “Деревня”, направленное против второго зла в России – крепостного права. Лирический герой наблюдает “везде Невежества убийственный Позор”. “Деревня” построена по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй части – резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: “барства дикого” и “рабства тощего”.
    Здесь Барство дикое без чувства, без Закона
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и пора земледельца…
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь Рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения “Погасло дневное светило”, написанном в 1820 году:
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
    Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
    По грозной прихоти обманчивых морей.
    Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении “Узник” (1822), а также в элегии “К морю” (1824), где море олицетворяет собой абсолютную свободу человека – как внутреннюю, так и
    поэтическую:
    Прощай, свободная стихия,
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    С 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов, хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.
    В стихотворении 1828 года “Анчар” поэт обличает тиранию во всех ее проявлениях. Стихотворение трагично по существу:
    В пустыне чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскаленной,
    Анчар, как мрачный часовой,
    Стоит – один во всей вселенной.
    Даже природа не приемлет “древо яда”:
    К нему и птица не летит,
    И тигр нейдет: лишь вихорь черный
    На древо смерти набежит –
    И мчится прочь, уже тлетворный.
    “Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом”. “Бедный раб” не протестует против воли владыки, который преумножил зло, “напитав ядом свои послушливые стрелы” и разослав их в соседние пределы.
    С темой свободы в стихотворениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “Элегия” (1830) и “Вновь я посетил” (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина.
    В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” поэт мыслит о “дубе уединенном”, который “переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов”.
    Своеобразный результат своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836), отмечая одну из своих первостепенных заслуг перед народом и потомками — прославление идеалов свободы:
    И длительно буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой зверский век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звездочка – символы свободы), анафоры (“пока свободою горим, пока сердца для чести живы”), сравнения.
    Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.
    Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.

  2. Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы сво­боды и воли в своей поэзии.
    В раннем творчестве поэт понимает свободу как внеш­нюю — свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представля­ет только внутренняя свобода, которая ограничивается нрав­ственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт вос­принимает вольность как философскую категорию.
    В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает госу­дарство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Воль­ность», в которой поучает царей и воспевает свободу и воль­ность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:
    Лишь там над царскою главой
    Народов не легло страданье,
    Где крепко с Вольностью святой
    Законов мощных сочетанье;
    Где всем простерт их твердый щит,
    Где сжатый верными руками
    Граждан над равными главами
    Их меч без выбора скользит…
    [sms]
    Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:
    Владыки! Вам венец и трон
    Дает Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические при­меры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском Замке.
    В конце стихотворения автор преподносит урок правите­лям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления спра­ведливости:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лириче­ский герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    Более глубокое понимание свободы поэт выражает в сти­хотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопостав­ленных друг другу, то есть Пушкин использует прием анти­тезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Приро­да живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:
    Я здесь, от суетных оков освобожденный,
    Учуся в Истине блаженство находить,
    Свободною душой Закон боготворить…
    Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой пере­водит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают Закон.

  3. Тема свободы и воли присутствует в творчестве Александра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему. Подводя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт написал такие строки:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу…
    Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы свободы и воли в своей поэзии.
    В раннем творчестве поэт понимает свободу как внешнюю – свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представляет только внутренняя свобода, которая ограничивается нравственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт воспринимает вольность как философскую категорию.
    В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает государство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Вольность», в которой поучает царей и воспевает свободу и вольность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:
    Лишь там над царскою главой
    Народов не легло страданье,
    Где крепко с Вольностью святой
    Законов мощных сочетанье;
    Где всем простерт их твердый щит,
    Где сжатый верными руками
    Граждан над равными главами
    Их меч без выбора скользит…
    Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:
    Владыки! Вам венец и трон
    Дает Закон – а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические примеры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском замке.
    В конце стихотворения автор преподносит урок правителям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления справедливости:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лирический герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    Более глубокое понимание свободы поэт выражает в стихотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, то есть Пушкин использует прием антитезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Природа живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди, должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:
    Я здесь, от суетных оков освобожденный,
    Учуся в Истине блаженство находить,
    Свободною душой Закон боготворить…
    Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой переводит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают закон.
    В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой – сомневается, что это возможно:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворении «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме свободы, но осознает ее по-другому. Это произведение перекликается со стихотворением шестилетней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории храма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вывод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:
    …И, в умиленьи вдохновенном,
    На камне, дружбой освященном,
    Пишу я наши имена.
    Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 1825 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддержать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд…» и «Арион».
    В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало даром, что «темницы рухнут и свобода … примет радостно у входа…».
    Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пятерых декабристов. В этом произведении автор в иносказательной форме описывает события, связанные с декабристами. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пушкин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихотворения свидетельствуют, что лирический герой продолжает начатое дело:
    …Я гимны прежние пою
    И ризу влажную мою
    Сушу на солнце под скалою.
    К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и отношения к свободе. Философское осмысление категории свободы раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (государственной службы), от мирской суеты: «Все это, видите ль, слова, слова, слова».
    Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностями. Для Пушкина главное – это внутренняя свобода, которая ограничена нравственным идеалом самого человека:
    …Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…
    В противовес идеалам общества Пушкин называет другие ценности, которые составляют содержание жизни человека: это природа и искусство. По мнению поэта, человек, приобщившийся к этим «правам», постигает истину и счастье: «Вот счастье! вот права…»
    Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание изменить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.

  4. Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»
    Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства:
    Хочу воспеть свободу миру,На тронах поразить порок.
    С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию:
    Тираны мира! трепещите!А вы, мужайтесь и внемлите,Восстаньте, падшие рабы!
    В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое». Лирический герой с горечью отмечает: «Везде невежества убийственный позор». Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа:

  5. Одной из отличительных особенностей Пушкина как писателя была не­обыкновенная разносторонность его творчества. Он выступает и как лирик, и как драматург, и как прозаик.
    Лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, раздумья о жизни, передать свои чувства и настроения, участ­вовать в общественно-политической и литературной жизни России. Его вольнолюбивая лирика послелицейских лет тесно связана с развитием революционных идей декабристов.
    Полно и четко взгляды Пушкина выразились в оде «Вольность», напи­санной вскоре по выходе из Лицея, в том же 1817 году.
    Уже название оды указывает, что Пушкин взял за образец одноименное стихотворение Радищева. В варианте одной строки «Вольности» Пушкин подчеркивает связь своей оды с одой Радищева.
    Пушкин, как и Радищев, прославляет вольность, политическую свобо­ду. Оба они указывают на исторические примеры торжества вольности (Ра­дищев — на английскую революцию XVII века, Пушкин — на Француз­скую революцию 1789 года). Вслед за Радищевым Пушкин считает, что рав­ный для всех закон — залог обеспечения политической свободы в стране.
    Сила пушкинского стиха, художественное мастерство придавали оде более революционное значение. Передовой молодежью она воспринималась как призыв к революции. Начинается ода с обращения к грозной для царей музе — гордой певице свободы, тут же указывается тема: «Хочу воспеть свободу мира, на тронах поразить порок». Далее следует основное: для блага народов необходимо сочетание мощных законов с вольностью святой. Затем это иллюстрируется историческими примерами (Людовик XIV, Павел I). Заканчивается ода, как обычно, обращением к царю извлечь урок из сказанного.
    Ода «Вольность» оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в революционной агитации.
    Тема вольности в борьбе с самодержавием звучит и в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.
    В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александ­ра I. Гнет «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свобо­долюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой».
    Поэт призывает своего друга «отчизне посвятить души прекрасные по­рывы» , бороться за ее свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.
    Здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представле­нии с революционным служением родине. Любовь к родине связана с борь­бой за ее свободу.
    Чувства находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов. Здесь есть такие замечательные метафоры, как «в нас горят еще желания», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эпитеты «вольность святая», «нетерпеливые душой»; яркие об­разные выражения: «под гнетом власти роковой», «на обломках самовластья».
    В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин гневно обличает крепостное право. Две части стихотворения имеют различные окраски.
    Первая выдержана в стиле сентиментализма и романтизма, с особым вниманием к сельскому пейзажу. Пушкин прославляет «пустынный уго­лок», «Праздность вольную, подругу размышленья», восторгается «лазур­ными равнинами» озер, нивами, учится «в истине блаженство находить». Он замечательно рассказывает о деревенской природе, о тишине, которая располагает к занятиям наукой и поэзией, вызывает прилив творческой энергии.
    Лексика этой части напоминает элегическую поэзию. Но дальше он смотрит на деревню глазами «друга человечества», противника крепост­ничества, и фактически разрушает сельскую идиллию стихотворения. И если в начале шестистопный ямб с цезурой в середине звучит как элегия, то во второй — как обличив, как приговор. Меняется синтаксический строй речи и в каждом слове слышится горячий протест Пушкина против «барства дикого» и «рабства тощего».
    Сила таланта Пушкина заключалась в том, что мысль политическую он умел сделать мыслью поэтической и, следовательно, действующий с удвоенной силой на разум и чувство читателя. Пафос горечи и негодования нарастает в конце стихотворения: «О, если б голос мой / Умел сердца тре­вожить!». И сердца современности бились тревожно. Тревога переходила в потребность действовать.
    «Деревня» выражала чувства и мысли лучшей части дворянской мо­лодежи 10-20-х годов XIX века. Этим стихотворением пользовались члены тайных обществ для пропаганды своих идей.
    Цензура впервые разрешила напечатать произведение лишь в 1870 го­ду, спустя девять лет после отмены крепостного права.
    Своим взглядам, идейно объединявшим поэта со всей передовой Рос­сией, Пушкин не изменил ни в ссылке, ни после разгрома декабристов. Об этом говорят его стихи…

  6. С юных лет заветной мечтой, главной жизненной ценностью А.С. Пушкина была свобода. Она лежит в основе дружбы и является необходимым условием для творчества. К этой желанной «звезде пленительного счастья» был устремлен поэт со своими друзьями-единомышленниками. Не случайно тема вольности занимает важное место в его творчестве.
    Взгляд думавших о будущем России просвещенных дворян нашел отражение в оде «Вольность». Пушкин с негодованием говорит в ней о неправедной власти, скорбит о лишенном счастья и блага мире, в котором отсутствует свобода. Глашатай вечных истин, автор страстно желает быть услышанным, хочет, чтобы жизнь устроилась по законам свободы. Протестуя против насилия, он обращается к разуму монархов:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную Закона.
    В «Деревне» поэт правдиво нарисовал образ русской крепостной деревни. Идиллические картины деревенских пейзажей, изображенных художником слова, — лишь иллюзия счастливой жизни. «Здесь барство дикое…присвоило себе…и труд, и собственность, и время земледельца», «…покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится…». Автор показывает, что проявление тирании – типичное для крепостной России явление.
    Каждая строчка написанного во время южной ссылки стихотворения «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу в произведении не встречается. Увидев однажды прикованного к цепи орла, поэт представил себя томящимся в темнице пленником. Чем выразительнее в стихотворении описывается неволя, тем ярче ощущается желание вырваться на свободу: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»
    Предметом глубоких размышлений А.С. Пушкина были итоги движения декабристов. Стихотворным посланием «Во глубине сибирских руд», в котором отражена вера в будущее торжество гуманных идей декабризма, поэт стремится укрепить дух своих товарищей:
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Судьба выступивших в защиту свободы декабристов в аллегорической форме передана в стихотворении «Арион». Выброшенный грозою на берег «таинственный певец» хранит верность своим друзьям и убеждениям: «Я гимны прежние пою».
    Совершенным воплощением идеала свободы и гуманного устройства общества является стихотворение «Анчар», созданное в период творческой зрелости поэта. В нем автор хочет показать, как разрушительно влияет рабство на развитие жизни. Смерть раба, гибель соседей – трагические и бессмысленные последствия неограниченной власти человека над человеком. Гуманист Пушкин дает понять: если зло в природе – только угроза, то, обусловленное произволом «непобедимого владыки», оно всесильно.
    Вольнолюбивая лирика характеризует А.С. Пушкина как борца за справедливость и свободу. Она разоблачала самодержавие и крепостничество, призывала современников бороться за свободу России и народа.
    Стремясь показать свои заслуги перед Родиной, в одном из последних произведений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» поэт написал:
    …в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  7. ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА. Тема вольности, свободы была актуальна для Пушкина на всем протяжении его творчества, хотя и вмещала в себя в разные перио­ды творчества поэта разные идеи.
    Приехавший в Петербург молодой Пушкин попадает в «Арзамас», в который в 1817 году вступают Н. Тургенев, Орлов и Мура­вьев, которые, будучи активными членами конспиративных групп, рассматривают литературу как средство политической пропаганды. Основная идея — «необходимость уничтожения рабства». Начало оды «Вольность» Пушкина — демонстративный отказ от любовной поэзии, и обращение к вольнолюбивой Музе вполне в духе этих на­строений. Да и весь круг идей — отношение к русскому самодержа­вию и французской революции — вполне выражает политические концепции Союза Благоденствия. Вольность в понимании Пушкина наступает только тогда, когда выше всех будет стоять не царь, не тиран, а закон и правосудие.
    В то же время тема свободы у Пушкина связана с идеей «естест­венного человека» Руссо. Свобода не противопоставляется Счастью, а совпадает с ним. Свободное общество должно обеспечить полноту и расцвет личности, расширение внутренних сил и страстей.
    Одновременно с этим тема свободы приобретает личный харак­тер — человек противопоставляется чиновному миру. В стихах по­является идея объединения единомышленников, в это время пи­шется много посланий («К Чаадаеву», «Жуковскому», «Послание к Тургеневу» и т. д.). В стихотворении «К Чаадаеву» выражены стремления в борьбе за свободу, честолюбивые замыслы, желание бессмертной славы:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы.
    В стихотворении 1819 года «Деревня» с темой борьбы за свобо­ду соединяется тема поэта-витии. Кроме того, свобода соединяется с просвещением:
    И над отечеством Свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря!
    В годы ссылки тема свободы приобретает романтический коло­рит. В поэме «Кавказский пленник» тема свободы носит философ­ский смысл: герой не только пленник горцев, но и пленник своих страстей, «цепей судьбы». Свободолюбивый романтический герой бежит из тесных городов на волю, но и там он не находит полного раскрепощения, хотя и не жалеет людей города:
    О чем жалеть? Когда б ты знала
    Когда бы ты воображала
    Неволю душных городов!
    Там люди в кучах, за оградой,
    Не дышат утренней прохладой,
    Ни вешним запахом лугов,
    Любви стыдятся, мысли гонят,
    Торгуют волею своей,
    Главы пред идолами клонят
    И просят денег да цепей.
    Алеко не может жить вольной жизнью цыган, он «не рожден для дикой доли, он для себя лишь хочет воли*.
    В годы южной ссылки Пушкин сближается с Орловым, Раев­ским и другими кишиневскими декабристами и становится вырази­телем их политических идей. В стихотворении 1821 года «Кинжал» Пушкин явно выражает себя сторонником тираноубийства. По идее Пушкина, на каждого тирана обязательно находится кинжал:
    Как адский луч, как молния богов,
    Немое лезвие злодею в очи блещет,
    И, озираясь, он трепещет
    Среди своих пиров.
    Цезарь хочет стать императором Рима, но его убивает Брут. Марат становится палачом революции, вольности, и его убивает Шарлотта Конде. «Грозя бедой преступной силе», кинжал стано­вится символом мести для каждого тирана.
    Весной 1923 года Пушкин переезжает в Одессу. В это время его ждут два потрясения. Первое — подавленная революция в Греции, второе — разгром кишиневской группы заговорщиков, что было связано и с общим кризисом декабризма. Настроения этого времени выразились в стихах «Свободы сеятель пустынный…», «Недвиж­ный страж дремал на царственном пороге» и т. д. Появляется идея бесполезности всех усилий:
    Паситесь мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Кроме того, в южной ссылке Пушкин, разрабатывая тему поэта, приходит к противопоставлению поэта и царя и пишет о свободе внутренней, о свободе человека творчества.
    В период Михайловской ссылки вольнолюбивая лирика Пушки­на связана с декабристскими идеями. В 1825 году написано стихо­творение «Андрей Шенье» о гибели знаменитого французского поэта. Пушкин пишет о гибели поэта, чья слава будет бессмертна, который даже перед смертью казнит самодержавных палачей, вос­певает свободу. В стихотворении провозглашается неизбежность свободы:
    Постой, постой, день только, день один:
    И казней нет, и всем свобода,
    И жив великий гражданин
    Среди великого народа.
    В 1827 году Пушкин пишет послание декабристам «Во глубине сибирских руд». Декабризм требовал осмысления, и первой реак­цией явилось чувство эмоциональной солидарности («Любовь и дру­жество до вас дойдут сквозь мрачные затворы…»). Пушкин пишет декабристам о небесполезности всего, что было сделано, и о том времени, когда оковы непременно рухнут и настанет царство свобо­ды. В стихотворении «Арион» Пушкин подчеркивает свою причаст­ность к делу и идеям декабристов и вместе с тем провозглашает: «Я гимны прежние пою…»
    В 1828 году Пушкиным было написано стихотворение «Анчар». В нем поэт говорит о несвободе от всякой власти, поэтому любая власть ужасна. Больше того: в этом стихотворении ясно указывает­ся на то, что смерть порождает смерть:
    А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
    В конце 20 — начале 30-х годов темой вольнолюбивых стихов Пушкина становится тема внутренней, духовной свободы — свобо­ды поэта и свободы человека. Свобода поэта — это способность не обращать внимание на критику, цензуру:
    Все это, видите ль, слова, слова, слова.
    Иные, лучшие мне дороги права,
    Иная, лучшая потребна мне свобода,
    Зависеть от царя, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно? Бог с ними,
    Никому
    Отчета не давать. Себе лишь самому Служить и угождать…
    Свобода человека — свобода от всего, что тревожит покой чело­века, препятствует его воле:
    Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь — как раз — умрем.
    На свете счастья нет, но есть покой и воля.
    Давно завидная мечтается мне доля —
    Давно, усталый раб, замыслил я побег
    В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

  8. Страница: [ 1 ] 2
    А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «вольность». В первый период своего творчества — период окончания лицея и проживания в Петербурге — до 1820 года — понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.
    В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов. В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы «воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Выступая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы. мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы.
    Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI — «мученике ошибок славных», указывая при этом не только на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона.
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское послание — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна». В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа «под гнетом власти роковой». В обращении «товарищ» появляется новый оттенок — соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена.
    В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотворении «Деревня» он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. «Деревня» — это выступление поэта по одному из важнейших вопросов того времени — вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молодежи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борьба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко угадываются окрестности Михайловского.
    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
    Где парус рыбаря белеет иногда,
    За ними ряд холмов и нивы полосаты,
    Вдали рассыпанные хаты,
    На влажных берегах бродящие стада,
    Овины дымные и мельницы крилаты;
    Везде следы довольства и труда…
    Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:
    без закона,
    Здесь барство дикое, без чувства.
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время
    земледельца.
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Здесь тягостный ярем до гроба все
    влекут…
    Возникающие образы «барства дикого» и «рабства тощего» — это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение заканчивает риторическим вопросом:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели изменения. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонялся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие «свобода» приобрело абсолютное, абстрактное значение. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет стихи о побеге в «мир вольных стихий». В стихотворении «Узник» мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти «вольные стихии» противопоставлены несвободному миру с его «темницами сырыми» и «решетками». В элегии «К морю» поэт прощается со свободной стихией — океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное понятие свободы — свободы материальной. Так, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» он высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».
    События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения восстания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзьям-декабристам. Среди них послание в Сибирь «Во глубине сибирских руд», отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свободы победит и тогда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Он остался верен делу декабристов, говоря о том. что их «скорбный труд» не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении «Арион» поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой «кормщика умного». Поэт поет песни «беспечной веры полн» в торжество общего дела. Затем появляется образ «грозового вихря», в результате которого «погиб и кормщик, и пловец», но «таинственный певец» «выброшен на берег волною». Он остается верен своим идеалам и помыслам:
    Я гимны прежние пою
    И ризу влажную мою
    Сушу на солнце под скалою.
    В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода — это независимость поэта и его деятельности от мнения толпы «непросвещенной», и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, «велению Музы». Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).
    Поэт! Не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум,
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    В зрелые годы у Пушкина – происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834), а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает эту мысль:
    Иная, лучшая потребна мне свобода…
    …себе лишь самому
    Служить и угождать,
    По прихоте своей скитаться здесь и там,
    Дивясь божественным природы красотам.
    Страница: [ 1 ] 2

  9. А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди 1810— 1820-х годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей. Талант его мыслился “средством” политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными.
    Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817—1820 годы), по сути, стали программой и манифестом декабристской этики. Но “муза” Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли “Протеем” (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.
    На первом этапе своего творческого пути Пушкин присягает на верность общественному идеалу —жертвенному служению. В оде “Вольность” (1817 год) он отказывается от любви (Афродиты — “Цитеры слабой царицы”) и посвященных ей “венка” с “изнеженной лирой”.
    В стихотворении “Деревня” (1819 год), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:
    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества убийственный позор.
    Поэтический “жар”, обращенный на красоты природы и уединенные “размышления”, назван “бесплодным”:
    О, если б голос мой умел сердца тревожить!
    Почто в груди моей горит бесплодный жар,
    И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
    В послании “К Чаадаеву” (1818 год) — все тот же “отказ”, но на этот раз от всего круга “частных” поэтических тем, от всего “личного” и “тихого”:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман…
    Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуту первого свиданья.
    В 1823 году этот общественный идеал претерпевает кризис, а с 1824 года — теряет былую силу. Надежда поэта “на тронах поразить порок” не только несбыточна, но и вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы — надо вернуться к этим темам, вечным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку послания к Чаадаеву 1818 года — через шесть лет — в стихотворении “Чаадаеву”:
    Чадаев, помнишь ли былое?
    Давно ль с восторгом молодым
    Я мыслил имя роковое
    Придать развалинам иным?
    Но в сердце, бурями смиренном,
    Теперь и лень, и тишина.
    И в умиленьи вдохновенном,
    На камне, дружбой освященном,
    Пишу я наши имена.
    После перелома 1823—1824 годов вольнолюбивая тема из гражданской лирики переходит в стихотворения о назначении поэта и поэзии, приобретя характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен — и от “властей”, и от “народа”:
    Иная, лучшая потребна мне свобода:
    Зависеть от властей, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться тут и там,
    Дивясь божественным природы красотам
    И пред созданьями искусств и вдохновенья
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.
    Вот счастье! Вот права…
    (“Из Пиндемонти”, 1836 год)
    Поэт — “царь” и.должен “жить один”, он “сам свой высший суд” (“Поэт! не дорожи любовию народной”, 1830 год). Всякие внешние цели и условия, навязываемые поэту, отвергаются им: кто возьмется сказать, в чем тайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическому вдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а в чем заключается его внутренний закон — загадка.
    Что же касается политической лирики, то она после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и об исторической необходимости. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное — остаться человеком. Поэтому поэт, обращаясь и к властителю (Николаю I), и к его жертвам (декабристам — политическим узникам), взывает к простым человеческим добродетелям, призывая: властителя — к милосердию (“милость к падшим призывал”), жертв — к “гордому терпенью”.

  10. А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, “вольности святой”.
    Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века — это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.
    У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения действительности и, следовательно, образа лирического героя.
    Образ лирического героя Пушкина — это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.
    Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде “Вольность” 1817 года:
    Тираны мира! Трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!
    Увы! Куда ни брошу взор —
    Везде бичи, везде железы,
    Законов гибельный позор,
    Неволи немощные слезы;
    Везде неправедная Власть
    В сгущенной мгле предрассуждений
    Воссела — Рабства грозный Гений
    И Славы роковая страсть.
    Призыв лирического героя к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенному к другу поэта, “товарищу” по делу освобождения, — Чаадаеву. По жанру это стихотворение — послание, в котором слышны политические нотки:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    “Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, ждут все прогрессивные люди того времени минуты “вольности святой”. В послании возникают два образа: образ “власти роковой” и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения Родины. Упоминание в стихотворении слова “звезда”, символизирующего в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения.
    В 1819 году во время поездки в Михайловское поэт пишет стихотворение “Деревня”, направленное против второго зла в России — крепостного права. Лирический герой наблюдает “везде Невежества убийственный Позор”. “Деревня” построена по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй части — резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: “барства дикого” и “рабства тощего”.
    Здесь Барство дикое без чувства, без Закона
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца…
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь Рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения “Погасло дневное светило”, написанном в 1820 году:
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
    Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
    По грозной прихоти обманчивых морей.
    Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении “Узник” (1822), а также в элегии “К морю” (1824), где море олицетворяет собой абсолютную свободу человека — как внутреннюю, так и
    поэтическую:
    Прощай, свободная стихия,
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    С 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов, хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.
    В стихотворении 1828 года “Анчар” поэт обличает тиранию во всех ее проявлениях. Стихотворение трагично по существу:
    В пустыне чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскаленной,
    Анчар, как грозный часовой,
    Стоит — один во всей вселенной.
    Даже природа не приемлет “древо яда”:
    К нему и птица не летит,
    И тигр нейдет: лишь вихорь черный
    На древо смерти набежит —
    И мчится прочь, уже тлетворный.
    “Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом”. “Бедный раб” не протестует против воли владыки, который преумножил зло, “напитав ядом свои послушливые стрелы” и разослав их в соседние пределы.
    С темой свободы в стихотворениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “Элегия” (1830) и “Вновь я посетил” (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина.
    В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” поэт мыслит о “дубе уединенном”, который “переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов”.
    Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836), отмечая одну из своих главных заслуг перед народом и потомками — прославление идеалов свободы:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звезда — символы свободы), анафоры (“пока свободою горим, пока сердца для чести живы”), сравнения.
    Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.
    Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *