Сочинение на тему вологодская область душа русского севера

10 вариантов

  1. Вологодская область первая на Северо-­Западе обзавелась собственным брендом и претендует на право называться душой Русского Севера
    В преддверии Петербургского международного экономического форума и.о. губернатора Вологодской области Олег Кувшинниковпрезентовал концепцию бренда Вологодчины, в основе которой лежит визуальный символ: красная птица на белом фоне, расположенная в центре круга из слов «Вологодская область. Душа Русского Севера». Стоит отметить, что это, пожалуй, первый пример на Северо-Западе, когда регион разработал свой символ, который должен решать задачу собственной идентификации во внешнем мире. Конечно, у многих городов и областей есть множество собственных символов, однако большинство из них либо основаны на историко-геральдической символике (гербы, памятники архитектуры и т.п.), либо визуализируют отдельные локальные смыслы (как правило, туристические или прагматично-деловые). На этом фоне инициатива Вологодчины отличается комплексным и системнообоснованным подходом.
    В беседе с «Экспертом» Олег Кувшинников поделился своими взглядами на необходимость появления нового бренда региона и задач, которые этот бренд должен решать: «Мы понимаем, что в нынешней жесткой борьбе между регионами за трудовые ресурсы, инвестиции, рынки сбыта наша область должна быть конкурентоспособной, популярной, узнаваемой и привлекательной». И.о. губернатора рассказывает: «Активная работа по формированию единого образа Вологодской области началась еще несколько лет назад. Мы пригласили к сотрудничеству специалистов, экспертов, интернет-сообщество и, конечно, жителей региона. В итоге в конце апреля в рамках XIII Межрегиональной выставки туристского сервиса “Ворота Севера” мы провели панельную дискуссию “Народный сход: Вологодчина – душа земли русской!” представив новый бренд для широкого обсуждения представителям городов и районов, членам различных общественных и религиозных организаций. Нам нужно было найти такой образ, чтобы, во-первых, мы сами могли гордиться своей землей, во-вторых, чтобы она стала узнаваемой, привлекательной для туристов и инвесторов. И мне кажется, что нам это удалось».

    Здесь русский дух

    «Давайте попытаемся ответить на несколько вопросов. Кто мы? Где наши духовные основы? На чем стоит Вологодская земля? Что же такое настоящая русская душа?  продолжает Олег Кувшинников. – Географически наша область – это север России. Кроме того, исторически сложилось так, что ранее и сегодня мы находимся на первом месте среди других регионов страны по доле русского населения. Таким образом, Вологодская область – регион с сохраненной русской идентичностью и культурными традициями, православная территория.
    Приведу слова нашего президента Владимира Путина: “Мировое развитие становится все более противоречивым и более динамичным. В этих условиях возрастает историческая ответственность России. И не только как одного из ключевых гарантов глобальной и региональной стабильности, а как государства, которое последовательно отстаивает свои ценностные подходы”.
    Опираясь на историю нашего региона, современная наука пришла к пониманию, что взаимопроникновение славянских племен с народами, уже заселявшими северные территории, стало началом формирования северо-русского этноса русской народности».
    Действительно, сегодня этническая структура населения Вологодской области многообразна – здесь проживает около сотни различных национальностей, при этом, по заключению, сделанному в 2014 году Центром изучения национальных конфликтов, в регионе «нет зафиксированных межэтнических конфликтных ситуаций».
    Исторически сложилось так, что и ранее, и сегодня Вологодчина находится на первом месте среди других регионов России по доле русского населения – более 97% (по официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года). Эксперты отмечают, что и в прежние времена, и сейчас русский язык является объединяющим для многонационального Севера, а кириллическая письменность – уникальным графическим кодом россиян.
    Особое место в истории России занимает такая часть Вологодской земли, как Белозерье. Синеус, брат варяга Рюрика, в 862 году начал княжить в Белоозере, которое стало неотъемлемой частью державы Рюриковичей, ее основой и оплотом государственности на северных границах Киевской Руси. Таким образом, Вологодская область – регион с сохраненной русской идентичностью и культурными традициями. От крещения Руси и по сей день Вологодчина – это православная земля, не только носитель русских традиций, русского социума, русской культуры. Главное – она сохраняет исторический культурный суверенитет, основанный на национальном наследии. Здесь расположено около 3 тыс. объектов культурного наследия, из которых 758 включены в “Реестр объектов культурного наследия народов РФ”.

    Кружевная основа

    Для разработки концепции образа Вологодской области было проведено социологическое исследование об имиджевой составляющей бренда региона среди населения с привлечением различных фокус-групп. В нем приняли участие жители Вологды, Череповца, Белозерска, Великого Устюга, Кириллова, Сокола и Тотьмы – более 1200 человек. В результате анализа и интерпретации данных социологи обосновали приоритет вербального образа «Вологодская область – душа Русского Севера».
    Знак вобрал в себя суть народных традиций: кружево, вышивку, резьбу, роспись по дереву, доступным изобразительным языком отразив широкую русскую душу в образе птицы. При этом композиция построена на символе круга. Круг – это солнце, душа, свет, бесконечность и, конечно, буква «О», знаковая для построения вербального образа региона. У вологжан и правда особо душевное отношение к «О» (кстати, самой распространенной в русском языке – на 1 тыс. букв приходится примерно 125 «О»), поскольку оканье, или вологодский говор, войдя в пословицы и поговорки, создал основу местного фольклорно-фонетического наследия. Не зря в Вологде есть даже памятник букве «О». Еще одной визуальной трактовкой символа области стал круг с надписью «Вологодская область», в котором угадываются и людские фигуры в круге хоровода, и солнечные лучи.

    Задача – нести отдачу

    «Концепция образа Вологодской области опирается на глубинные народные исторические традиции, отмечает руководитель экспертного центра Всемирного Русского народного собора Александр Рудаков. – Для современной России это редкий случай. Мы привыкли считать, что все лучшее находится за границей, но это не так. То, что регион готов показать через свой бренд экономические, культурные традиции, обязательно принесет отдачу».
    О том, что реализация представленного образа должна иметь практическое применение, говорит и губернатор: «Душа Русского Севера – девиз не только для того, чтобы его печатать на ручках и блокнотах. Это главная духовная скрепляющая мысль, которая у каждого из нас должна вызвать гордость и близость со своими городами и селами. Это задача для всех органов власти, для каждого департамента, органов местного самоуправления, общественности, бизнес-сообщества. Только совместными действиями исторические и культурные ценности нашего региона могут стать доступны и понятны каждому жителю Вологодской области и приезжающему к нам гостю».
    Как уже отмечалось, новый бренд  отличает комплексность, и он охватывает сразу несколько направлений, по которым призван работать: социокультурная сфера, туризм, продвижение вологодских товаров, инвестиционная привлекательность области и даже лоббирование интересов региона на разных уровнях.
    «Безусловно, реализация представленного бренда должна иметь практическое применение. В менеджменте это назвали бы «кейсом сенсорного управления восприятием образа», – поясняет Олег Кувшинников. – Конечно, главная аудитория, которая должна воспринимать социокультурный образ региона, – это жители области, особенно дети и молодежь. И этот образ необходимо продвигать в среде образования – от детского сада, затем через школу до высших учебных заведений, чтобы наши дети знали, откуда они родом и кто они. Учебники, книги, фильмы, народные праздники, фольклор, элементы быта, с которыми мы сталкиваемся каждый день, должны объемно отражать культурно-историческое наследие наших предков, сохранять и развивать наши традиции в интересах будущих поколений. Поддержка семьи, формирование духовных идеалов должны быть пропитаны Вологодчиной – душой Русского Севера».
    В свою очередь, туристский образ основан на самобытности вологодского края как неотъемлемой части Русского Севера. Неповторимый комплекс историко-культурных объектов – от архитектурных памятников до духовных центров и центров сохранения традиционной культуры, присущих этой земле, а также удобное расположение логистических центров позволяют увидеть и почувствовать все богатство красок Русского Севера.
    Следующей сферой деятельности, непосредственно связанной с туристским образом, являются товарные бренды Вологодской земли. Многовековые традиции качества нашли свое продолжение в уже существующей марке «Настоящий вологодский продукт», гарантирующей использование только натурального сырья, которым богат Русский Север. Уже известные вологодское масло, молоко, кружево, черная икра и новый товарный бренд – вологодское варенье из лесных ягод – являются визитной карточкой Вологодской области.
    «Инвестиционный потенциал региона раскрывается через огромные территории,  бескрайние лесные массивы, поля, богатые водные и минерально-сырьевые ресурсы. Все это создает благоприятные условия для реализации любых инвестиционных проектов в различных сферах деятельности народного хозяйства, – продолжает глава Вологодской области. – Наличие высококвалифицированного трудового капитала в городах совместно с трудовыми ресурсами на селе обеспечивают кадровый потенциал для устойчивого развития аграрного и промышленного комплексов».
    При этом совместно с туристским и товарными направлениями создаются комфортные условия для ведения малого и среднего бизнеса. Инвестиционные вложения в реализацию собственного бренда местными предпринимателями Вологодчины позволят создать новый рынок товаров и услуг местного производства. Это своеобразный эффект инвестирования в самих себя – каждый турист и житель Вологодской области сможет купить товар, сделанный на родной земле: сувениры собственного производства, натуральные продукты питания из местного сырья, дома из экологически чистых материалов и многое-многое другое.
    Говоря о лоббировании региона на уровне СЗФО, Российской Федерации и зарубежья, губернатор выразил уверенность, что сделать это удастся именно за счет комплекса вышеуказанных мероприятий.
    «Реальные дела и достижения вологодской земли способны давать неповторимый национальный ответ на вызовы времени. Общественное обсуждение нового образа Вологодской области продолжается, – убежден Олег Кувшинников. – Однако я очень рад, что мы не ошиблись в предпосылках, и мне кажется, что предложенный нами образ близок каждому из волгожан и станет нам родным».
    Вологодская область
    Материал создан: 01.12.2014
    создано на основе этого материала
    комментарии к статье

  2. вологжанин Сергей Орлов
    Небольшой и очень зеленый городок под названием Вологда расположен на берегу одноименной речки с живописными берегами и спокойным течением. Как и сама река, город этот тихий и уютный. Здесь нет многоголосой суеты, присущей большим мегаполисам. Не знаю, как живется здесь местным жителям, возможно, что скучновато, но для туристов Вологда — раздолье. Это уникальный город-музей, здесь очень много старинных зданий деревянного зодчества, многочисленных церквей и храмов.
    Самолеты в Вологду летают только из 4–5 городов России, но зато с Вологдой очень удобное железнодорожное сообщение, более 20-ти поездов дальнего следования, в том числе в Минск, Астану, Евпаторию. Ну и конечно, никто не отменял поездки на автомобиле. Через Вологду проходит федеральная трасса М8.
    Что касается размещения: гостиниц в городе достаточно, несколько новых мини-отелей с евроремонтом и большие гостиницы советского типа. С питанием проблем нет – ресторанчики, кафе, столовые — на любой вкус и кошелек.
    Туристический бренд Вологды «город с сохранившимися памятниками деревянного зодчества», «город с деревянным кружевом» и пресловутый «резной палисад», на мой взгляд, недооценен.
    Гуляя по городу впечатляешься то открыточными видами , то тонким пластичным узорам кружевных наличников, поражают легкостью кружевные балкончики и далеко выступающие резные карнизы – защита стен от дождя.
    Центр Вологды очень похож на центр небольшого города 17 века, прекрасно сохранившиеся деревянные домики и отреставрированные солидные каменные строения .
    Вологда имеет многовековую историю. 1147 г. — официальная дата основания этого города. Первое упоминание о Вологде связано с основанием здесь Троице-Герасимовского монастыря преподобным Герасимом.
    С самого своего основания Вологда считалась одновременно воротам на Север и кордоном, охранявшим Москву от иноземных завоевателей. Кстати, у Вологды был шанс стать северной резиденцией Ивана Грозного. По его приказу в 1565 году было начато строительство Кремля-Крепости и Софийского кафедрального собора. Это первый (1568—1570 гг.) каменный храм города, возведенный по образу Успенского собора в Московском Кремле.
    Собор располагается в центральной части города на Соборной площади. Рядом с Софийским собором в 1654 году была построена колокольня: На колокольне сохранился настоящий музей колоколов, преимущественно голландских, русских и немецких — XVII, XVIII и XIX веков: На высоте 73-х метров на колокольне устроена смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на город и окрестности.
    Сама Соборная площадь уютно расположилась на Соборной горке, на берегу реки , откуда открывается панорамный вид на район Заречье (самый молодой район, который начал застраиваться в начале XVII века). Глядя на заречье, невозможно не увидеть Сретенскую церковь (1731—1735 гг.), она очень хорошо видна с набережной , а в советское время церковь уже была включена в число памятников всесоюзного значения. Она хороша необыкновенно даже в пасмурную погоду и дождь, который сопровождал нас в прогулке.
    Интересно то , что в Вологде почти нет церквей с золоченными куполами ( это очень заметно всем, кто много путешествует по Российской глубинке), есть зеленые, темные, но в большинстве своём — купола серебристые. Не даром Вологда входит в Серебряное кольцо России.
    Вдоль набережной расположен чудесный сквер – одно из любимых мест прогулок горожан, а чуть в глубине, на березовой аллее сквера, установлен памятник букве «О». Бытует мнение, что вологжане «окают», что отличает их от жителей других регионов России. Жители Вологды решили увековечить эту особенность таким необычным способом. Поэтому вологодское «оканье» можно теперь не только услышать, но даже с ним сфотографироваться!
    Вологодская земля дала России немало выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Среди них, писатель В. Гиляровский, знаменитый художник — баталист В.Верещагин, поэт Константин Батюшков (поэтический наставник Пушкина). Замечательный памятник Батюшкову установлен в 1987 году на берегу реки Вологды рядом со сквером на Соборной площади.
    Есть в городе и забавный памятник, посвященный 100-летию электрического освещения Вологды. Он представляет собой скульптурную композицию из фонарного столба и задравшей лапу дворняги.
    Ну вот наверно и всё, что мы успели посмотреть в Вологда. Этот город очаровал нас с первого взгляда. Тихий, уютный, где нет скопления машин и людских толп. Здесь так приятно отдохнуть от городской суеты больших городов. Мы обязательно сюда еще вернемся. Этот город требует более вдумчивых и более длительных прогулок, чем та, которая получилась у нас.

  3. Маршрут входит в федеральный проект «Серебряное ожерелье»

    Целевая аудитория:  семьи с детьми,  школьники старших классов, студенты,  люди старшего возраста
    Сезон: круглогодично
    Продолжительность маршрута: 3 дня/2 ночи

    Населенные пункты, через которые проходит маршрут:

    Вологда ? Тотьма ? Ферапонтово – Кириллов – Вологда

    Карта маршрута:

    1 день: Вологда – с. Семенково – с. Покровское – Вологда – 80 км
    2 день: Вологда – Тотьма – Вологда ? 420 км
    3 день: Вологда – Ферапонтово – Кириллов – Вологда – 270 км

    Программа тура:

    1 день

    Прибытие в Вологду
    Поезд:
    05.46 №042В из Москвы на ж/д вокзал Вологды
    08.53 №618Я из Санкт-Петербурга на ж/д вокзал Вологды
    Самолет (неудобно):
    12.35 – из Москвы
    15.45 – из СПб
    06.00 Для участников прибывающих в 6 часов. Размещение в хостеле.
    09.10 Завтрак
    10.00 Обзорная экскурсия по городу на автобусе по историческому центру города
    11.30 Обзорная экскурсия по Кремлевской площади: Кремль, Софийский собор, Архиерейский двор, Колокольня Софийского собора.
    Музей кружева (экскурсия и мастер-класс по кружевоплетению). Единственный в России музей с коллекциями бесценных изделий мастеров Вологодской области, регионов России и зарубежных стран. Расположен в старинном купеческом особняке. Имеется художественный салон-магазин, студии по обучению кружевоплетению, кафе.
    13.30 Обед
    14.30 Переезд в архитектурно-этнографический музей Семёнково (12 км). Мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв (памятники деревянного зодчества).
    15.00 Обзорная экскурсия (20 минут).
    Интерактивная программа «Масло само не родится» (1 час).  Крепкий хозяин живет в деревне. Есть у него и сепаратор – главная подмога в будущем деле. Мечтает он завести маслодельню, да такую, чтобы со всей округи молоко собирать ни сливки и на масло его перерабатывать. Вот и прикупил он корову. В программе: Встреча с хозяевами дома, знакомство с устройством хозяйственного двора и традициями ухода за животными, приготовление свежевзбитого масла, дегустация пахты и масла.
    Экскурсия «Быт зажиточного крестьянина» (30 минут – сокращенный вариант). И сам дом, и все, что в нем находится, говорят о богатстве хозяина, который мог себе позволить не только дорогую мебель из города привезти и часы иностранные на ярмарке купить, но даже мастера пригласить избу украсить росписями – удовольствие по тем временам не малое.
    17.00 Трансфер в с. Покровское Грязовецкий р-н (28 км).
    17.40 Посещение «Усадьбы Брянчаниновых». Её история тесно связана с родом Брянчаниновых, который ведет начало от оруженосца великого князя Московского Дмитрия Донского. В 1803 году была построена усадьба. А.С. Брянчанинов устроил родовое гнездо на новый, европейский лад. Здание напоминает типичный французский загородный дом начала XIX века.
    Интерактивная программа «Мир дворянской усадьбы» (1 ч. 20 мин.). Для школьников младших и средних классов. Участники программы познакомятся с дворянскими усадебными традициями, примут участие в салонных дворянских играх. На втором этаже в детских комнатах школьники делятся по гендерному признаку: девочки узнают о том, как выглядели дамы в XIX веке на примере нарядов винтажных картонных кукол, а мальчики узнают историю военной службы и познакомятся с видами войск Российской армии. Гостям предоставляются услуги фоторетросалона.
    Экскурсия по усадебному дому с элементами интерактива (1 ч. 20 мин.). Для взрослых. Экскурсия по усадебному дому, сопровождаемая рассказом о жизни старинной дворянской усадьбы начала XIX века, включающая в себя костюмированные интерактивные мастер-классы по языку веера, языку цветов, перчаток.
    19.00 Трансфер в Вологду
    19.30 Ужин
    20.45 Размещение в гостинице, свободное время

    2 день

    Тотьма-город купцов и мореходов. Старинный город Тотьма внес неоценимый вклад в развитие государства Российского. Во многом благодаря купечеству. Тотемские купцы снаряжали морские экспедиции к берегам Аляски за ценным пушным мехом. Процветало меценатство. Богатые купцы стоили неповторимые храмы, похожие на корабли и благоустраивали город (Тотемские картуши).
    05.00 Пробуждение, завтрак (включен в стоимость проживания)
    06.00 Трансфер из Вологды в Тотьму (209 км)
    09.30 Завтрак в кемпинге «Аляска»
    10.00 Обзорная экскурсия по Тотьме.
    – Посещение Входоиерусалимской церкви (XVIII в.). Знакомство с «тотемскими картушами». Архитектурный облик города очень своеобразен. Его определяют храмы в стиле барокко. Причём местные архитекторы творчески обработали западноевропейские идеи. Поэтому говорят об особой тотемской школе барокко.
    Тотемские церкви очень высокие, буквально устремлённые в небо. Их силуэты похожи на силуэты парусных кораблей. Изысканные орнаменты на фасадах церквей делают их непохожими на другие. Эти орнаменты казались так необычны для русской архитектуры XVIII века, что специалисты окрестили их иностранным словом “картуш”.
    – В здании Входоиерусалимской церкви с ее известными картушами расположился Музей мореходов. Экспозиция музея наполнена историей зарождения и становления Российского флота, плаваний купцов-мореходов в Тихий океан в XVIII в., современной историей морского дела.
    – Проведение интерактивной программы «Морской бой» (участники делятся на 2 группы, перед ними интерактивное шахматное поле, состоящее из ячеек с заданиями о фактах, рассказанных во время экскурсии по музею. Участники набирают баллы. В конце определяется команда-победитель).
    – посещение сувенирной лавки «Народные зимние забавы» (например кружевной мешочек с солью, черная лисица, глиняные магниты в форме тотемских картушей, изделия из дерева).
    13.00 Обед
    14.00 Посещение Музейно-выставочного центра «На Большой Садовой». Это не только выставочная площадка, но и центр интерактивных экскурсий, где можно попробовать морошкового варенья и поторговаться в купеческой лавке. Каждому времени года здесь – свои обряды и обычаи. В январе – колядки, в июне – Троица. А называется одна из площадок нового музея, где народные традиции во главе угла, вкусно и просто – «Морошка». В другой части выставочного центра посетителей будут ждать купцы с товарами по ценам вне всякой конкуренции. Торг приветствуется. Расскажут здесь и о традициях русского чаепития и истории самовара. Третья часть – выставка картин художников-пленэристов.
    16.00 Трансфер в Вологду
    19.00 Ужин

    3 день

    Кириллов и Ферапонтово – святая земля, край величественных монастырей и чистых озёр, гордо именуемый Северной Фиваидой (130 км)
    07.00 Пробуждение и завтрак (включен в проживание)
    08.00 Переезд в с. Ферапонтово (110 км)
    10.00 Экскурсионная программа по Ферапонтову монастырю и музею фресок Дионисия. Ферапонтов монастырь – это святыня Белозерья. Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия – единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI в. пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи. Живописный, поэтичный ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
    12.00 Переезд в Кириллов (20 км).
    12.30 Обед
    13.30 Экскурсионная программа по Кирилло-Белозерскому монастырю, расположенному в г. Кириллове, на берегу Сиверского озера, был основан в конце XIV столетия. В XV—XVII веках – один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Основан как «Великая государева крепость» на северо-западных рубежах Русского государства.
    17.30 Трансфер в Вологду
    19.45 Ужин
    21.12 Отбытие участников на поезде в Москву
    21.16 Отбытие участников на поезде в Санкт-Петербург

    СТОИМОСТЬ ТУРА:

    Эконом-вариант (Москва, плацкарт, 2хместное размещение) – 10500р.
    Люкс-вариант (Москва, купе, 1-местное размещение) – 13500 р.
    Эконом-вариант (СПб, плацкарт, 2хместное размещение) – 11700р.
    Люкс-вариант (СПб, купе, 1-местное размещение) – 16000 р.

    ОРГАНИЗАТОР

  4. 30 и 31 июля 2019 Ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев посетил с рабочим визитом Вологодскую область и делится итогами поездки и впечатлениями от города.
    «Я, как и многие думал, что «Душа русского севера» – это больше слова, выражающие региональный бренд. Но поездка 30-31 июля 2019 года перевернула моё сознание. Впервые я был в Вологде ещё весной 2014 года, когда мы начинали всероссийское родительское обсуждение проекта Концепции государственной семейной политики. Был один день. Просто бегом по мероприятиям и снова в поезд на Москву. Но уже от той поездки осталось и все пять лет жило в моей памяти какое-то необыкновенное, незабываемое, душевное воспоминание…
    На прошлой неделе облик Вологодской области предстал передо мной многими гранями. В городе удивительно бережно сохраняют облик старины. И это касается не только зданий церквей или других «традиционных» памятников. Это касается домов, фасадов обычных и в то же время необычайных городских ансамблей.
    Вологодская область – самый «русский» регион России (русскими себя признали свыше 98 % участников переписи 2010 года). Привожу этот факт не для того, чтобы разжигать нехорошие чувства, просто душевность – черта, присущая русскому народу. Вот и Вологодчина душевная.
    Вологодская социальная политика известна своими новациями, не случайно ещё в феврале 2014 года Президент России В. Путин проводил заседание Госсовета по вопросам материнства и детства в городе Череповце Вологодской области. Замечательно, что многие озвученные тогда инициативы входят в нашу повседневную жизнь сегодня на федеральном уровне. Практики межведомственного взаимодействия в рамках 10-летия детства мне посчастливилось увидеть в ходе заседания Общественной палаты области. Среди них монетизация выделения земли многодетным, межведомственный мониторинг приёмных семей, выплаты 8-мидетным семьям, программы «Путь добра» и «Дорога к дому», практики организации отдыха для многодетных и семей с детьми-инвалидами.
    Основа вологодской душевности имеет корни в истории. А прошлое Вологодского края не просто богатое, оно всё пропитано мирным созидательным трудом, верностью заветам предков. Достаточно вспомнить ещё одно образное имя края – Северная Фиваида. Как южная, египетская Фиваида была в первые века христианства прибежищем, защитой для последователей Христа, так и Вологодчина, её леса, берега озёр и рек испокон веков привлекали святых подвижников. Вологодчина дала миру наибольшее, сравнительно других областей России, количество православных святых – 127 (!) Среди множества историко-духовных памятников в этой поездке мне удалось посетить лишь Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в 1371 году святым Дмитрием Прилуцким, другом Сергия Радонежского. Нет возможности, да и необходимости пересказывать историю обители… Отмечу одно, но, на мой взгляд, главное – складывается абсолютное впечатление соучастия его основателя и монахов прошлого в делах современности! Этот дух единения с прошлым, восприятие себя частью того большого и значимого, что сделали предки – вот основа душевности Вологодской земли. Важнейшим фундаментом сохранения основ в семьях Вологодчины является уникальный «Духовно-просветительский центр «Северная Фиваида», который возглавляет уникальный человек, патриот Отечества Надежда Тихомирова
    Но основа любого региона – это его люди, наши современники! Благодарю судьбу за подаренные многочисленные встречи в течение всего двух дней. Трудно перечислить всех тех, кому хочется сказать спасибо за профессиональное просвещение, за вдохновение, за погружения в социальные дела региона. Это замгубернатора Олег Васильев, председатель Общественной палаты Ольга Данилова, начальник Департамента образования Елена Рябова, ректор ВГУ Вячеслав Приятелев, начальник Департамента социальной защиты Лариса Камнина, директор областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ирина Токарева.
    Перечисляя наших вологодских современников, особое слово хочу сказать о Галине Осокиной. 31 июля мы с радостью отметили её юбилей! Это не только Сопредседатель Национальной родительской ассоциации, член Общественной палаты России. Галина Александровна – прекрасный человек, впитавший в себя лучшие черты земляков – вологжан. Родившаяся в вологодской «глубинке» Харовском районе, мать троих сыновей, она всю свою профессиональную деятельность посвятила, по словам самой Г. Осокиной, «борьбе с дураками» – работала следователем по особо опасным преступлениям (в основном расследовала серийные убийства), потом – судья областного суда, первой начавшая работать совместно с судом присяжных, ныне Федеральный судья в почётной отставке. Столь сложная и специфическая профессия, казалось бы, предполагает жёсткий и даже чёрствый облик человека. Но это невозможно сказать про Галину Александровну! Уже в 4-м классе она опубликовала в областной газете своё первое стихотворение!!! Сегодня она член Союза писателей России. Стихи и проза, написанные Галиной Александровой (таков её творческий псевдоним), прекрасны, удивительно тонко и реалистично несут в себе прекрасные образы людей и родной природы, выражают эмоции удивительно тонкой любящей души.
    Для Национальной родительской ассоциации Вологодская область – регион перспективного развития. Важно, что на всех материалах заседания Общественной палаты была нанесена эмблема НРА! Мы о многом договорились – об участии региона в мониторинге и апробации по вопросам государственно-общественного управления, о включении Вологодского государственного университета в проект «Популяризация семейных ценностей в студенческой среде», о тиражировании и совместной проработке перспективных практик организации семейного отдыха… Символично, что Сергей Сорокин – самый молодой из наших ответственных секретарей региональных отделений. Пусть ему сопутствует удача и в общественной, и в профессиональной работе (ведь он вступает в должность директора школы). Важнейшее для успеха в дальнейшем развитии родительского сообщества есть – прекрасные люди-единомышленники, базовые вековые традиции воспитания и удивительная душа. Душа русского севера!».
    Источник: https://nra-russia.ru/news/2019/avgust/vologodskaya-oblast-dusha-russkogo-severa.html

  5. Лета не будет никогда. Это мы поняли еще в мае, когда ураган в столице сносил остановки общественного транспорта и крыши зданий..
    Куда сбежать от убийственной непогоды? Где душа русского человека сможет восстать из пепла после бесконечной череды трудовых будней? В «дружеской» Турции? На Тенерифе? На Кипре?
    Не проще ли сесть в поезд и уехать туда, где можно выйти на улицу и встретить светлых лицом, гостеприимных и отзывчивых людей. Называют их «русские».
    Вологодская область. Сокровищница национальной культуры и традиций. Ласковый перезвон колоколов. Шедевры деревянного зодчества. «То самое» масло. Волшебной красоты кружева. «Северная чернь» по серебру – древнейшая и наиболее продвинутая из известных подобных технологий. Наконец, вологодские девушки – символ тихой и прекрасной русской женственности. Не это ли тихое русское место, где живут немногословные северные люди, окажет благотворное воздействие на обитателей мегаполисов, почерневших не только от выхлопных газов? Не здесь ли отыщется соль Земли Русской, щепотка которой вернет в разгар холодного лета вкус к жизни кому хошь?
    Возможность погрузиться в чарующую атмосферу старинных дворянских усадеб предоставило группе журналистов ряда федеральных изданий Правительство Вологодской области. Поезд, двигавшийся не на Юг, но на Север, увозил из Москвы в Россию тех, кто решил принять участие в пресс-туре, и воочию убедиться, что места, где есть Русский Дух и пахнет Русью, а не шаурмой, существуют не только в сказках.
    Состав прибыл в Вологду в 5.29 утра, но к удивлению, погода была по-летнему теплая, светило солнце. А на перроне столичных гостей приветливо ожидали представители пресс-службы Правительства Вологодской области.
    Горячий привет тем кто, побывав в Вологде лет 15 назад, роптал на отсутствие развлечений и отелей, соответствующих «заветным европейским стандартам». Времена нынче изменились. Сегодня в гостеприимной Вологде достаточно «многозвездных» гостиниц, в одной из которых мы и остановились. Комфортабельность и уровень сервиса находится на более чем приличном уровне.
    Уютный отель для уставшего путника
    Впрочем, залеживаться в уютном номере было некогда. Через пару часов после заселения бодрый голос в телефоне сообщил, что в автобусе с экскурсоводом, гармонью, медведем, самоваром и сушками для полноты картины не хватает только представителей «Русской Планеты». А уже через пять минут мы мчались в село Покровское.
    Можно не носить бороды и креста, не надеть за всю жизнь лаптей и не узнать, что такое самовар-эгоист. Но прожить век, не посмотрев на усадьбу, которая расположена в 28 км южнее Вологды — это верный промах.
    Усадьба Брянчаниновых
    Когда-то Покровское принадлежало представителям одного из самых древних и знатных родов России – господам Брянчаниновым. Именно здесь появился на свет и провел свои юношеские годы именитый деятель Русской Православной Церкви, богослов и проповедник Игнатий (в миру – Д. А. Брянчанинов), который почти 30 лет назад был причислен к лику святых.
    Вообразите себе! В тиши трехтеррасного усадебного парка, спускающегося вниз по холму, восемь волшебной красоты липовых аллей образуют фигуры звезды. Здесь притаился шедевр русского зодчества — старинный двухэтажный дом. У входа журналистов привечал благообразный господин в сюртуке, семья которого подготовила для гостей великолепный концерт. Собравшиеся не сразу догадались, что в нарядах XIX века были вовсе не артисты, а вице-губернатор Вологодской области Олег Александрович Васильев, курирующий вопросы туризма, искусства и культуры, а также охраны культурного наследия.
    Олег Александрович Васильев с супругой и наследницами
    После выступления глава семьи, словно герой Булгакова, перевоплотился в чиновника и откровенничал с нами о растущей туристической привлекательности Вологодской области. Выяснилось, что посещаемость региона растет день ото дня. И те, кто хотел бы нагрянуть на родину Деда Мороза в канун Нового года, мест уже могут и не сыскать. Но функционирует Центр активного отдыха и туризма, где летом можно доставить удовольствие себе и друзьям игрой в экзотический лесной гольф, пляжный волейбол, гонками на квадроциклах, скейтбордах. Детям будет весело в уникальном веревочном парке «Лабиринт приключений». Зимой можно отправиться на одну из многочисленных турбаз в различных районах области, посетить горнолыжный комплекс «Фристайл», развлечь себя катанием на сноубордах, снегоходах и снегоступах, горных и беговых лыжах.
    Рассказав о главных турмаршрутах, пролегающих через Вологду и Кириллов, Белозерск и Устюжну, Ферапонтово, Тотьму, Пожарище, приведя статистику, вице-губернатор отметил, что Душа Русского Севера интересна не всем категориям туристов. Нашествия китайцев, вооруженных селфи-палками, в этих местах ждать не стоит. Может, оно и к лучшему?
    Покидая гостеприимную усадьбу Брянчаниновых, я узнал, что буквально через пару недель, в начале июля, в Покровском распустятся удивительной красоты садовые колокольчики, которые покроют верхнюю террасу парка незабываемым ковром из голубых цветов. Можно успеть!
    Следующей точкой нашего экскурсионного маршрута стал мистический «Дом забытых вещей». Здесь бывали и водили дружбу с заведующей этим уникальным музеем Татьяной Владимировной Касьяновой итальянский сценарист Тонино Гуэрра и его супруга Лора, актер Пьер Ришар, на голову которого, словно в фильме «Невезучие», на Вологодчине обвалился карниз. Впрочем, это лишь добавило впечатлений от визита в это удивительное место, где проходят замечательные литературно-музыкальные вечера, а количество предметов, вышедших из обихода, но завораживающих своей красотой, просто зашкаливает.
    Гостиная XIX века в миниатюре…
    В этом музее можно было бы осуществлять съемки познавательных передач, открывающих зрителю русскую историю сквозь призму раритетных вещей, которых касалась рука жившего в этом доме Константина Батюшкова и других знаменитых людей ушедших времен. Но игры, которые развивают интеллект, увы, не в фаворе…
    К чему готовиться, отправляясь в эти края? Гуляя по городу, стоит начать с Кремлевской площади, где возвышается Софийский сбор XVI века, посетить Музей кружева, расположенный напротив Александро-Невской церкви, осмотреть Верхний посад, где когда-то, рядом с Ленивым торгом был в году 1147 основан Троицкий на Кайсаровом ручье монастырь. Впоследствии вокруг него и был построен град, имя которому Вологда.
    Визит москвича на Вологодчину может быть неплохим «дауншифтингом» – цены здесь приятно отличаются от московских, а качество продуктов питания не в пример лучше. Не стоит спешить «к закрытию» – немало супермаркетов работает в режиме 24/365. Прохожие приветливы и добродушны настолько, что готовы не только ответить заблудившемуся страннику на его вопросы, но и потратить время на то, чтобы сопроводить.
    — Культурная столица Русского Севера могла стать столицей всея Руси! – рассказывает коренной житель Вологодской области Юрий Щербаков, поминая о планах Ивана Грозного, которые являются то ли действительным историческим фактом, то ли городской легендой. — Но в какой-то момент царю на голову свалился камень! – посмеивается он. – Кто знает, может быть, сегодня ты мечтал бы вырваться из разросшейся до невероятных пределов Вологды в тихую и провинциальную Москву…
    Действительно, кто знает? Но история не терпит сослагательного наклонения. День первый близился к закату. А утром меня ждал Череповец — город, который 7 лет назад перевернул мою жизнь и судьбу. Но это уже совершенно другая история.
    Продолжение следует…

  6. Осиповский, Владимир. Вологодчина – душа
    Русского Севера : [беседа с начальником Департамента культуры и
    туризма Вологодской области В. Осиповским / записала Г.
    Башманова] // Справочник руководителя учреждения культуры. –
    2015. – № 11. – С. 78-81. – (Регион в фокусе)
    О работе по продвижению туристических брендов
    области.
    Как и когда была
    разработана концепция бренда Вологодской области?

    С целью успешного развития Вологодской области под эгидой
    правительства области при активном участии культурной
    общественности, научных кругов, жителей области в 2014 году
    разработана концепция бренда Вологодской области «Вологодская
    область – душа Русского Севера». Концепция обобщила то, что
    существует уже много веков, то, чем живет и дышит Вологодская
    область: географические и исторические предпосылки, гуманитарные
    ценности региона.
    Визуальный образ бренда сформирован на основе всемирно
    известного промысла – вологодского кружева, и представляет
    кружевное изображение птицы – собирательного образа народных
    традиций Русского Севера. Композиция логотипа построена на
    символе круга. Круг – это солнце, душа, свет, бесконечность и
    буква «0», знаковая для построения вербального образа
    Вологодской области.
    Ваша малая родина – Вологодская область – богата объектами
    культуры. Перечислять все – не хватит журнала…

    Действительно, туристский потенциал Вологодской области богат и
    разнообразен. Вологодская область является регионом живой
    традиционной культуры, территорией, сохранившей самобытное
    культурное и природное наследие России. Это и территория
    бытования традиционных ремесел, промыслов и производств –
    «Северная чернь», «Шемогодская резьба по бересте», «Вологодское
    кружево». Кроме того, Вологодская область является родиной
    всероссийских брендов: «Вологодское масло», «Великий Устюг –
    родина Деда Мороза», «Вологодское кружево», «Северная чернь»,
    «Настоящий Вологодский продукт».
    Приведу несколько цифр. На территории нашей области находятся:
    – 3500 объектов культурного наследия, из них 762 включены в
    официальные Списки памятников истории и культуры и состоят под
    государственной охраной;
    – 199 особо охраняемых природных территорий федерального,
    регионального и местного значения в области;
    – 25 туристских проектов и брендов, реализующихся в
    муниципальных образованиях области, привлекают туристов на
    разнообразные туристские программы и отдых. Самые популярные:
    «Белозерск – былинный город», «Липин Бор – Царство Золотой
    Рыбки», «Вытегория – обитель батюшки Онего», «Нюксеница –
    сокровищница народных традиций», «Тотьма – город купцов и
    мореход», «Сизьма – самобытный уголок Вологодчины»;
    – 3 города – Белозерск, Великий Устюг и Тотьма имеют статус
    исторических и являются музеями под открытым небом.
    Очевидно, такое разнообразие определяет приоритеты развития
    туристической отрасли в регионе. Как формируется и в каких
    направлениях движется турпоток в области?

    Наличие уникальных природных ресурсов с живописными северными
    ландшафтами и экологически чистыми местностями,
    культурно-исторических и этнических памятников наследия Русского
    Севера, безусловно, создают благоприятные условия для развития
    многих видов туризма – культурно-познавательного,
    паломнического, усадебного, событийного, активного,
    экологического, сельского. В 2015 году на территории области
    планируется принять более 2,5 млн путешественников. Приоритетным
    для Вологодской области видом туризма является
    культурно-познавательный – в настоящее время это 66,4% посещений
    из общего турпотока. Нам есть что предложить каждому, кто
    захочет посетить Вологодскую область.
    Начинать путешествие по Вологодской области лучше всего из
    столицы области города Вологды. Познакомиться с историей города
    туристы могут в ходе классической обзорной экскурсии по городу.
    А тематические экскурсии, такие как «Православные святыни
    Вологды», «Резная летопись Вологды», «Литературные места», а
    также интерактивные экскурсионные программы: «Званный вечер в
    Кремле», «7 чудес Кремля» и даже поиск клада во время
    образовательно-развлекательной игры-путешествия по Кремлю «Тайны
    Кремля» – помогут более подробно узнать наш древний город.
    В Вологодской области туристам открыты памятники федерального
    значения, монастыри и усадьбы, такие как ансамбль
    Архитектурно-этнографического музея в д. Семенково, собор
    Рождества Богородицы, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и
    Спасо-Прилуцкий Димитриев монастыри, усадьба Брянчаниновых.
    Многие города Вологодчины, по сути, являются городами-му – зеями.
    Здесь, кроме классических экскурсий, проводятся этнографические
    и фольклорные праздники, фестивали и театрализованные
    представления. Разнообразные интерактивные программы для детей
    объединены общей темой – эпоха Древней Руси.
    Нельзя не упомянуть древний город Белозерск и его окрестности,
    которые связаны с творчеством русского писателя, актера и
    режиссера Василия Шукшина. Здесь он снял свой фильм «Калина
    красная». В городском «Центре ремесел и туризма» находятся
    девять мастерских, занимающихся народными промыслами:
    ивоплетения, деревообработки, гончарная, мастерская изготовления
    изделий из рогоза, ткачества, росписи по дереву, берестоплетения,
    народной игрушки, мастерская изделий из соломки.
    Ярким туристским центром, конечно же, является Великий Устюг –
    старинный русский город на северо-востоке Вологодской области. С
    1998 года здесь реализуется проект «Великий Устюг – родина Деда
    Мороза», который можно назвать одним из самых успешных и
    «молодых» российских региональных брендов. За 17 лет реализации
    проекта в него вложено более 2, 5 млрд рублей, из которых
    порядка 50% – средства инвесторов, направленные на создание
    туристской инфраструктуры. Туристский поток в 2014 году составил
    221,2 тыс. посетителей и увеличился по сравнению с 2013 годом на
    41,8%. Все экскурсионные программы разработаны в соответствии с
    возрастными особенностями посетителей, в перечне экскурсий есть
    и интерактивные и классические программы.
    Большую роль в формировании туристских маршрутов, их продвижении
    и реализации играют музеи города Тотьма. Это памятник под
    открытым небом, город музеев и мореходов, душа русской
    провинции. Тотемское музейное объединение, которое в этом, 2015
    году отметило столетний юбилей и включает в себя шесть музеев в
    городе и один в районе.
    Современный туризм не может жить только прошлым и только в
    рамках одного региона. Как область участвует в федеральных
    программах?

    Прежде всего ежегодно в Вологде проходит Межрегиональная
    выставка туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота
    Севера».
    Также следует сказать, что два инвестиционных проекта по
    созданию туристских кластеров в Вологодской области –
    туристско-рекреационный кластер «Насон-город», г. Вологда, и
    туристско-рекреационный кластер «Центр отдыха и туризма «У.Е.S»,
    Вологодский район, – включены в федеральную целевую программу
    «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации
    (2011-2018 годы).
    Еще три инвестиционных наших проекта прошли конкурсный отбор в
    Ростуризме и внесены в Реестр инвестиционных проектов для
    включения в перечень мероприятий Программы на 2015-2018 годы –
    туристско-рекреационный кластер «Северная Фиваида» (Кирилловский
    район), туристско-рекреационный кластер «Центральная городская
    набережная, г. Череповец», туристско-рекреационный кластер «Дед
    Мороз» (Великоустюгский район).
    Межрегиональный проект «Узоры городов России» реализуется с 2013
    года по инициативе Вологодской области при поддержке
    Федерального агентства по туризму и участии восьми субъектов
    Российской Федерации – Москвы, Владимирской, Вологодской,
    Ивановской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской
    областей. Он вошел в план мероприятий по реализации Стратегии
    развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.
    Министерство культуры Российской Федерации в 2015 году объявило
    о реализации межрегионального историко-культурного и туристского
    проекта «Серебряное ожерелье России», координатором которого
    является департамент культуры и туризма Вологодской области.
    «Серебряное ожерелье России» – это межрегиональный туристский
    проект, состоящий из комплекса маршрутов, проходящих по
    историческим городам, областным центрам, крупным населенным
    пунктам северо-запада России, в которых сохранились уникальные
    памятники истории и культуры, а также природные объекты, в том
    числе включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Проект
    объединяет 11 субъектов, входящих в состав Северо-Западного
    федерального округа Российской Федерации: Санкт-Петербург,
    Ленинградскую, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую,
    Мурманскую, Псковскую, Новгородскую области, Республики Карелия
    и Коми, Ненецкий автономный округ. Проект направлен на развитие
    внутреннего и въездного туризма, увеличение туристского потока и
    продолжительности пребывания туристов, формирование их повторных
    визитов на территорию северо-запада России.
    Перед нашим департаментом стоит задача способствовать развитию
    существующих и формированию новых туристских маршрутов,
    объединяющих наиболее конкурентоспособные
    туристско-рекреационные и историко-культурные центры
    северо-запада России, комплексному продвижению территорий,
    входящих в состав проекта, под единым брендом на внутреннем и
    международном туристских рынках, привлечению инвестиций в
    развитие туристской и сопутствующих инфраструктур, а также
    повышению интереса к истории и культуре малых народностей,
    проживающих на территории северо-запада России (карельский,
    саамский, коми, вепсский, ненецкий и другие народы)

  7. «Вологодская область – душа Русского
    Севера» // Призыв. – Харовск. – 2014. – 6 авг. (№ 59). – С. 2. –
    (Сообщает пресс-служба Губернатора Вологодской области).
    Олег
    Кувшинников: «Вологодские хлебобулочные изделия, конфеты и напитки отныне
    будут выпускаться под новым товарным знаком «Вологодская область – душа
    Русского Севера». В Правительстве области подписаны договоры с кружевной
    фирмой «Снежинка», Вологодским хлебокомбинатом, Кондитерской фабрикой и
    производителем напитков ООО «Родина».

    Теперь Правительство области имеет полное право на распоряжение эскизом
    «Птица счастья» из кружевного панно «Вологда» (1984 г.) фирмы «Снежинка».
    ЗАО «Вологодский хлебокомбинат», ЗАО «Кондитерская фабрика» и ООО «Родина»
    получили возможность использовать товарный знак области при производстве
    своей продукции, оформлении упаковки и мест продажи.
    Работа по разработке бренда Вологодской области велась на протяжении двух
    последних лет. К формированию образа региона для идентификации во внешнем
    мире были привлечены специалисты, эксперты, жители региона,
    Интернет-сообщество. Инициативы общественности по формированию бренда
    региона были поддержаны Правительством области и лично губернатором. В
    рамках разработки концепции было проведено социологическое исследование
    среди населения с привлечением различных фокус-групп на тему имиджевой
    составляющей региона.
    Главной объединяющей идеей стала история, культура и православное наследие
    Вологодской земли и всего Русского Севера. В результате анализа и
    интерпретации данных социологами удалось доказать приоритет вербального
    образа «Вологодская область – душа Русского Севера».
    Итоговая концепция была презентована Олегом Кувшинниковым в ходе
    межрегиональной выставки туристского сервиса «Ворота Севера». Панельная
    дискуссия «Народный сход: Вологодчина – душа земли русской!», в рамках
    которой выступил глава региона, собрала представителей городов и районов,
    членов различных общественных и религиозных организаций.
    По мнению Олега Кувшинникова, «новый образ оказался простым, привлекательным
    и узнаваемым, родным и близким каждому». 11 июля на выездном заседании
    Правительства области врио губернатора поручил профильным департаментам
    разработать механизмы интеграции нового образа не только в сферу торговли и
    экономики, но и в социальную сферу: культуру и образование, молодежную
    политику, спорт и средства массовых коммуникаций.
    В ходе совещания были представлены итоги общественного обсуждения
    идеологической составляющей бренда, инструменты его продвижения – как на
    Вологодчине, так и за ее пределами.
    Работа начнется с подготовки необходимого учебного и методического материала
    для внедрения образа Вологодской области в сферу образования: проектов для
    детей и молодежи. Сегодня ведется разработка подарочного издания книги для
    первоклассников с акцентом на истории и традициях Вологодчины. По словам
    начальника департамента образования Елены Рябовой, подобный проект,
    направленный уже на выпускников школ, также может быть реализован в ключе
    нового бренда. Кроме того, «Душу Русского Севера» вологодские школьники
    могут «узнавать» и в часы внеурочных занятий.
    Помимо этого фирменный стиль Вологодской области будет внедряться в
    конкретные проекты экономической и социокультурной жизни региона. Речь идет
    не только об уникальных сувенирах и канцелярских товарах с использованием
    визуальных символов и орнамента, но и, к примеру, об одежде (от повседневной
    до формы спортивных команд), нанесении символа региона на общественный
    транспорт и самолеты местных авиапредприятий, а также различных вариантах
    полиграфической продукции.
    Образ будет активно интегрироваться и в сферу туризма. Под общим брендом
    «Вологодская область – душа Русского Севера» пройдут события культурного
    календаря региона в 2015 году.
    Предполагается также, что производители масла, кружева, изделий из серебра,
    продуктов питания и напитков будут наносить на упаковку новый фирменный
    знак. Подписанные соглашения – только начало этой работы.
    «Наш бренд приобрел не только общие очертания, он впервые получил
    юридическую самостоятельность, сделал первые шаги к закреплению в виде
    отдельного товарного знака. Уверен, что первые клиенты, соглашения с
    которыми мы подписали, с гордостью понесут его имя как внутри области так и
    за ее пределы, расширяя границы нашей Вологодской земли», – резюмировал Олег
    Кувшинников.

  8. Именно поэтому для обсуждения нового символа для Вологодской области пришлось собрать в Вологде целый народный сход, который под девизом «Вологодчина — душа земли Русской» прошел в рамках традиционной выставки «Ворота Севера». Он был нужен, чтобы всем миром разобраться: что же такое вологодская земля, где наши духовные основы и какое место занимает Вологодчина в огромной России?
    А как говорится, разобрался сам — помоги другому. В том смысле, что вологжане, гордясь своей землей, также должны сделать Вологодчину узнаваемой и привлекательной для туристов и инвесторов. Последнее в конечном счете должно благоприятно отразиться на состоянии региональной экономики. Так что бренд — это действительно не значок на авторучке, а серьезный экономический инструмент.
    Впрочем, начинается все с самоидентификации. Где мы? Вологодская область — это территория севера России, то есть Русский Север. Проведенные исследования (это и опросы, и статистика запросов в интернет-поисковиках) показали, что хотя понятие «Русский Север» объединяет в себе целый ряд регионов, но именно с Вологодчиной оно ассоциируется у россиян прежде всего.
    — Географически Вологодская область обладает единством по всем имиджевым направлениям, которые связаны с Русским Севером, — заметила в ходе дискуссии глава областного отделения Русского географического общества Надежда Максутова. — И если мы считаем, что Русский Север — наследие, которое нам досталось от достаточно длительного формирования и развития России, то в современности и в будущем такой образ может стать и матрицей возрождения территории.
    Олег Кувшинников отметил, что наша область находится на первом месте среди регионов России по доле русского населения (более 97 %), а значит, мы сохранили русскую идентичность и культурные традиции.
    Далее, другие исследования доказали приоритет вербального образа «Душа Русского Севера» — образ яркий, теплый, относящий нас к пушкинскому «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
    — «Душа Русского Севера» — это главный духовный скрепляющий образ, который объединяет наши города, — сказал глава региона. — Это Череповец — Горячее сердце Русского Севера, это Вологда — культурная столица Русского Севера, Тотьма — город купцов и мореходов, Кириллов — святая русская земля, Белозерск — Былинный город и так далее. Наши исторические и культурные ценности должны стать доступны и понятны каждому жителю области и приезжающему к нам гостю.
    А лучший символ души и духа — птица. Руководитель Вологодского государственного музея-заповедника Александр Суворов объяснил суть процесса становления русского народа на территории Вологодчины, в котором участвовало много племен и народностей, но образ птицы был характерен как для славянской мифологии, так и для финно-угорской.
    Доминирующие цвета первого варианта бренда Вологодской области — красный и белый. По мысли создателей, белый — это чистые и благородные помыслы вологжан, символ божественного света, а красный знаменует мужество и доблесть земляков.
    — В народном искусстве очень много красного цвета, — отметила заведующая художественным отделом Вологодского государственного музея-заповедника Ангелина Глебова. — Самое напряженное цветовое сочетание на севере — белый с красным. Эти цвета господствуют в тканях, вышивках, народных промыслах Русского Севера.
    Наконец, вся композиция построена на символе круга. А он — это солнце, душа, свет, бесконечность… Ну и конечно, буква «о».
    — Это наш вологодский говорок, — сказал Олег Кувшинников. — «О» — самая распространенная буква в русском языке, и через нее, через наш говорок нас знают по всей России. И не зря в областной столице есть памятник этой букве.
    Второй вариант символа области менее традиционен по исполнению, но и в нем заложен глубокий смысл. Всего два слова — «Вологодская область». Знак построен на визуальном эффекте вращения, который ему придает некая смазанность контуров букв. Это символизирует движение, динамику современного мира, вращение жизни, вращение Земли, русский хоровод.
    — Буквы и буквенные просветы как бы выполняют роль солнечных лучей, людских фигур в круге народного хоровода, — отметил глава региона. — Это вторая сторона символизма знака Вологодской области — движение вперед, готовность к переменам. Наш знак не должен быть статичен — он должен жить и развиваться вместе с нами.
    В дальнейшем, по словам губернатора, будет проделана масштабная работа по формированию целостного образа Вологодчины. Это и непрерывный процесс популяризации Вологодской земли, и увеличение турпотока, и продвижение вологодских товаров, и привлечение инвестиций. Глава региона пригласил всех вологжан на обсуждение представленной концепции: поддержать ее, покритиковать или дополнить. А первая оценка со стороны прозвучала тут же, на народном сходе, из уст представителя Всемирного русского народного собора Александра Рудакова:
    — Впервые вижу в России, когда руководство региона, граждане и представители культурной общественности работают над региональным брендом, опираясь на глубинные национальные традиции, на исторический и культурный потенциал, который заложен в прошлом и настоящем региона.
    — Я надеюсь, что создание нового образа позволит четко сказать, кто мы, и создаст устойчивую ассоциацию Вологодской области и Русского Севера, — подчеркнул Олег Кувшинников. — И нас наконец-то перестанут путать с Волгоградской областью.
    СПРАВКА:
    Научный подход
    Словесный образ «Вологодская область — душа Русского Севера» появился после проведения социологического исследования среди населения с привлечением различных фокус-групп.
    МНЕНИЕ:
    Пора продвигать!
    Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области
    Лоббирование интересов региона — это стратегическая задача. У нас есть огромные конкурентные преимущества: логистика, рынки сбыта, охват населения центральной и северо-западной частей России, где проживают более 50 млн человек. Мы должны рассказать о наших конкурентных преимуществах всему миру.
    Александр Сирченко, начальник управления государственных туристских проектов и безопасности Ростуризма
    Вологодчина — это, наверное, единственный субъект РФ, который четко и планомерно подошел к продвижению своего туристического продукта. Когда регион не ассоциируется с каким-либо брендом, осуществлять продвижение сложно. Ростуризм готов всячески помогать области в продвижении ее турпотенциала.
    ЛОГОТИПЫ:
    Душа и ее символ
    Знак изображается красным цветом на белом фоне или белым цветом — на красном. Такое сочетание цветов всегда было характерно для северных народов. Композиция построена на символе круга. Круг — это солнце, душа, свет, бесконечность и буква «О», являющаяся знаковой для построения словесного образа Вологодской области. Изображение птицы в центре олицетворяет душу человека на основе образов, почерпнутых в культуре и мифологии народов, издавна проживавших на территории региона. Знак вобрал в себя суть народных традиций: кружево, вышивку, резьбу, роспись по дереву.
    Движение по кругу
    Другая — более современная — визуальная трактовка символа Вологодской области: круг с надписью «Вологодская область» и размытостью букв, говорящей о движении по кругу. Красный цвет букв при смещении раскладывается и дает желтый — цвет солнца. Буквы и буквенные просветы играют роль солнечных лучей или людских фигур в круге народного хоровода. Таким образом формируются несколько важных символов: и солнце, и хоровод (движение по кругу), и душа (движение души от центра вовне), в целом — движение к развитию. Еще более явно в этом знаке присутствует буква «о».
    Моногород — это не приговор
    В Череповце выяснили, что при желании привлечь туристов можно в любой город
    Еще одним событием в рамках выставки «Ворота Севера» стало обсуждение стратегии развития моногородов через раскрытие их туристического потенциала. Это то, что может диверсифицировать их экономику, и то, к чему стремится, в частности, Череповец.
    Межрегиональная конференция «Моногорода ждут туристов», которую организовало Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), прошла в Вологде и Череповце. Для нашего города, развивающего новый бренд «Горячее сердце Русского Севера», вопрос привлечения туристов стоит остро.
    Директор Агентства городского развития Оксана Андреева рассказала, что за несколько лет Череповец собирается втрое увеличить турпоток, сосредоточившись на бизнес-туризме, а также развитии рекреационного и спортивного туризма. В планах — строительство гостиниц, организация музея промышленности. Последний, по словам Оксаны Андреевой, очень хотели бы видеть в Череповце многие приезжающие в наш город.
    Мэр Юрий Кузин оговорился, что Череповец, хотя был и остается крупным промышленным центром, по сути дела, моногородом не является. Да, у нас высока доля промышленного производства, но на промпредприятиях трудится всего 35 % населения, тогда как в иных сферах — 65 %. Для сравнения, в конце 1980-х годов это соотношение было почти обратным: 80 и 20 процентов соответственно.
    — Абсолютно любая территория обладает туристическим потенциалом, ниша для его развития есть практически всегда, — заявил градоначальник и получил подтверждение своих слов от других участников встречи.
    По мнению представителя столичного коммуникационного агентства Владислава Шулаева, для быстрого набора очков в этой области Череповцу необходим «турпроект мирового масштаба, чтобы сделать город привлекательным в любой точке земного шара». Задача грандиозная? Но, как считает московский гость, вполне выполнимая.
    Так, Челябинск после памятного падения в окрестностях города метеорита сейчас пытается развивать так называемый аномальный туризм, предлагая гостям со всего света экскурсии в места необычного природного явления. А Ульяновск после долгого перерыва вновь вспомнил самого знаменитого своего уроженца. Оказалось, на родину Ленина буквально рвутся туристы из Китая, для которых имя и родные пенаты пролетарского лидера все еще имеют огромное значение, что сулит городу немалые туристские перспективы. Череповец же, по мысли Шулаева, вполне в состоянии занять нишу этакого «перевалочного пункта» для туристов, которые именно через наш город смогут попадать к фрескам Дионисия в Ферапонтов монастырь.
    Доказательства реальности превращения моногорода в туристическую Мекку предъявил Виталий Ахматов, представитель Каменска-Уральского Свердловской области. Город, называемый столицей уральской металлургии, смог за короткое время поставить на широкую ногу событийный туризм: это и фестиваль колокольного звона (Колокольная столица России), и сплав по местным рекам, и проведение мировых состязаний по мотокроссу («Уральский Монако»).
    Добавим, что итогом разговора станет подготовка предложений по мерам господдержки развития туризма в моногородах, которые будут направлены в Минэкономразвития России.
    Андрей Савин

  9. Савин, Андрей. Символом Вологодчины
    стала русская душа: Вологодская область решила не только
    ассоциировать себя со всем Русским Севером, но и стать его душой
    / Андрей Савин // Речь. -Череповец. – 2014. – 6 мая (№ 80). – С.
    4. – (Тема номера).
    Бренд
    Вологодской области обсуждали всем миром. Несколько лет работой над ним
    занимались эксперты, граждане, интернет-сообщество, а на минувшей неделе в
    областную столицу на народный сход съехались представители всех уголков
    Вологодчины.
    Придумать хороший бренд или логотип для чего-либо (будь то небольшая фирма
    или целый регион) – задача хоть и непростая, однако многими она
    воспринимается как нечто, относящееся к сугубо творческой работе. Художник
    нарисовал, идею поддержали – и давай штамповать новый знак на авторучках и
    зажигалках! Меж тем глубинная задача любого символа не только быть
    узнаваемым, но прежде всего – заключать в себе смысл того, что он собой
    олицетворяет. И это самое непростое.
    Именно поэтому для обсуждения нового символа для Вологодской области
    пришлось собрать в Вологде целый народный сход, который под девизом
    «Вологодчина – душа земли Русской» прошел в рамках традиционной выставки
    «Ворота Севера». Он был нужен, чтобы всем миром разобраться: что же такое
    Вологодская земля, где наши духовные основы и какое место занимает
    Вологодчина в огромной России?
    А как говорится, разобрался сам – помоги другому. В том смысле, что
    вологжане, гордясь своей землей, также должны сделать Вологодчину узнаваемой
    и привлекательной для туристов и инвесторов. Последнее в конечном счете
    должно благоприятно отразиться на состоянии региональной экономики. Так что
    бренд – это действительно не значок на авторучке, а серьезный экономический
    инструмент.
    Впрочем, начинается все с самоидентификации. Где мы? Вологодская область –
    это территория севера России, то есть Русский Север. Проведенные
    исследования (это и опросы, и статистика запросов в интернет-поисковиках)
    показали, что хотя понятие «Русский Север» объединяет в себе целый ряд
    регионов, но именно с Вологодчиной оно ассоциируется у россиян прежде всего.
    – Географически Вологодская область обладает единством по всем имиджевым
    направлениям, которые связаны с Русским Севером, – заметила в ходе дискуссии
    глава областного отделения Русского географического общества Надежда
    Максутова. – И если мы считаем, что Русский Север — наследие, которое нам
    досталось от достаточно длительного формирования и развития России, то в
    современности и в будущем такой образ может стать и матрицей возрождения
    территории.
    Олег Кувшинников отметил, что наша область находится на первом месте среди
    регионов России по доле русского населения (более 97 %), а значит, мы
    сохранили русскую идентичность и культурные традиции.
    Другие исследования доказали приоритет вербального образа «Душа Русского
    Севера» – образ яркий, теплый, относящий нас к пушкинскому «здесь русский
    дух, здесь Русью пахнет».
    – «Душа Русского Севера» – это главный духовный скрепляющий образ, который
    объединяет наши города, – сказал глава региона. – Это Череповец – горячее
    сердце Русского Севера, это Вологда – культурная столица Русского Севера,
    Тотьма – город купцов и мореходов, Кириллов – Святая русская земля,
    Белозерск – былинный город и так далее. Наши исторические и культурные
    ценности должны стать доступны и понятны каждому жителю области и
    приезжающему к нам гостю.
    А лучший символ души и духа – птица. Руководитель Вологодского
    государственного музея-заповедника Александр Суворов объяснил суть процесса
    становления русского народа на территории Вологодчины, в котором участвовало
    много племен и народностей, но образ птицы был характерен как для славянской
    мифологии, так и для финно-угорской.
    Доминирующие цвета первого варианта бренда Вологодской области – красный и
    белый. По мысли создателей, белый – это чистые и благородные помыслы
    вологжан, символ божественного света, а красный знаменует мужество и
    доблесть земляков.
    – В народном искусстве очень много красного цвета, – отметила заведующая
    художественным отделом Вологодского государственного музея-заповедника
    Ангелина Глебова. – Самое напряженное цветовое сочетание на севере – белый с
    красным. Эти цвета господствуют в тканях, вышивках, народных промыслах
    Русского Севера.
    Наконец, вся композиция построена на символе круга. А он – это солнце, душа,
    свет, бесконечность… Ну и конечно, буква «о».
    – Это наш вологодский говорок, – сказал Олег Кувшинников. – «О» – самая
    распространенная буква в русском языке, и через нее, через наш говорок нас
    знают по всей России. И не зря в областной столице есть памятник этой букве.
    Второй вариант символа области менее традиционен по исполнению, но и в нем
    заложен глубокий смысл. Всего два слова – «Вологодская область». Знак
    построен на визуальном эффекте вращения, который ему придает некая
    смазанность контуров букв. Это символизирует движение, динамику современного
    мира, вращение жизни, вращение Земли, русский хоровод.
    – Буквы и буквенные просветы как бы выполняют роль солнечных лучей, людских
    фигур в круге народного хоровода, – отметил глава региона. – Это вторая
    сторона символизма знака Вологодской области – движение вперед, готовность к
    переменам.
    Наш знак не должен быть статичен – он должен жить и развиваться вместе с
    нами.
    В дальнейшем, по словам губернатора, будет проделана масштабная работа по
    формированию целостного образа Вологодчины. Это и непрерывный процесс
    популяризации Вологодской земли, и увеличение турпотока, и продвижение
    вологодских товаров, и привлечение инвестиций. Глава региона пригласил всех
    вологжан на обсуждение представленной концепции: поддержать ее,
    покритиковать или дополнить. А первая опенка со стороны прозвучала гут же,
    на народном сходе, из уст представителя Всемирного русского народного собора
    Александра Рудакова:
    – Впервые вижу в России, когда руководство региона, граждане и представители
    культурной : общественности работают над региональным брендом, опираясь на
    глубинные национальные традиции, на исторический и культурный потенциал,
    который заложен в прошлом и настоящем региона.
    – Я надеюсь, что создание нового образа позволит четко сказать, кто мы, и
    создаст устойчивую ассоциацию Вологодской области и Русского Севера,
    -подчеркнул Олег Кувшинников. – И нас наконец-то перестанут путать с
    Волгоградской областью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *