Сочинение на тему воскресенский собор

9 вариантов

  1. Петро-Павловский храм, бывший в свое время вместительным и прославившийся своим великолепием, с ростом населения стал казаться не соответствующим новому поколению куртамышан. У жителей появилась мысль воздвигнуть новый собор, тем более, что при церкви имелся свободный капитал – более 20 тысяч рублей. Разрешение было получено и, 27 июня 1867 года, последовала торжественная закладка каменного, трёхпрестольного храма. За пять лет он был полностью построен и торжественно освящён 20 сентября 1873 года в честь Воскресения Господня. Постройка храма первоначально проводилась исключительно на церковную сумму, а прибегать к сбору пожертвований жители Куртамыша считали унизительным для себя. Но этих денег не хватило. Тогда куртамышане решили пожертвовать на строительство церкви средства, получаемые от базаров, ярмарок, общественных и церковных лавок и балаганов. В обшей сложности, постройка самого храма обошлась в 9500 рублей.
    В 1885 году в храме сложили печи, до этого служба велась только в летнее время. По праздникам в церкви пел хор, содержание которого обходилось в 240 рублей в год. Почти через 20 лет после открытия храм был заново отремонтирован главным образом на средства купца П. Л. Воинова, пожертвовавшего на это дело 1500 рублей. Воскресенский собор затмил собою прежний, он был более богат, более красив и изящен. Среди драгоценностей храма были: запрестольная икона Воскресения Христова, сребропозлаченная дарохранительница, осыпанная стразами стоимостью 314 рублей; пятиглавая напрестольная сребропозлаченная икона в футляре стоимостью 400 рублей; Евангелие, облепленное позолоченным серебром 500 рублей; паникадило серебряное – 250 рублей, а также много другой очень дорогой церковной утвари. При церкви находилась библиотека, в которой тоже встречались ценные сочинения. Всего в ней было 443 книги.
    В 1922 году собор был закрыт. Динамо-машина, освещавшая его, национализирована. В 1928 году по инициативе коммуниста Радько были сняты с собора колокола и увезены на переплавку. Через год-полтора решили разломать купола и сделать из храма дом культуры, но из-за отсуствия необходимых материалов для сооружения перекрытий работы так и не начали. Было принято решения разобрать собор на кирпич, но кладка оказалась монолитной, пришлось разрывать тракторами… В 1975 голу на месте собора построили пятиэтажку. Жаль, что собор не сохранился до наших дней. Он был настоящим украшением города.
    По материалам музея имени Н. Д. Томина подготовил Станислав БАТУЕВ.

  2. Министерство образования Российской Федерации
    Новосибирская Государственная Архитектурно-Художественная академия
    Кафедра ОАПИАиГ
    Тема:
    Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
    Выполнила: студентка 311 гр.
    Ерохина А.А.
    Проверил: Туманник А. Г.
    Новосибирск 2009.
    Содержание:
    1. Архитектура централизованного Русского государства XVII в.
    2. Архитектура Московского государства.
    3. Многообразие культовых зданий и их региональные черты.
    4. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
    5. Заключение.
    6. Иллюстрации.
    7. Список используемой литературы.
    Архитектура централизованного Русского государства XVII в.
    17 век в Русском государстве богат историческими событиями. Указ о пятилетнем сыске беглых хлопов (1597) завершил закрепощение крестьян. В общественную деятельность втягиваются более прогрессивные слои посадского населения. Ослабевает влияние церкви на мировоззрение людей. Противоречива и сложна жизнь на Руси в XVII в: тяга к просвещению и церковный раскол, переводные научно- технические руководства и страстные проповеди ревнителя старой веры – протопопа Аввакума, проникновение в религиозную живопись реалистических тенденций, и многое другое отражают борьбу светской и церковной идеалогий, говорят о наростании противоречий между новым и старым.[1] Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.
    Формирование общерусских рыночных отношений не могло не отразиться на росте городов, их развитии за счет новых свобод и включения в городскую сферу влияния близлежащих сел и деревень. В середине столетия количество городов достигло 254. Менялся так же и архитектурный облик городов. Почетное место в городе занимали воеводные дворы, приказные избы, хоромы должностных лиц. По соседству с собором ставится гостиный двор, у реки выростают шеренги амбаров для хранения товаров и теснятся мелкие ремесленные мастерские.
    В крупных торговых городах среди множества деревянных построек красуются пока еще редкие каменные палаты богатых купцов. Увеличение городской территории вынуждает строить колокольни более высокими и делать выразительными силуэты других вертикальных ориентиров – воторных и крепостных башен.. Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными.
    Архитектура Московского государства.
    Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации.
    Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, характерных для феодального уклада. Это—жилые дома и хозяйственные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и сооружений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборонительных требований. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними — архитектоника зданий и сооружений. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные постройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий к сооружений.[2]
    Многообразие культовых зданий и их региональные черты.
    Светское начало проникает и в культовые постройки, архитектурные формы которых отражают общие тенденции и народности, обогащению дакоративных средств и включению заподноевропейских ордерных деталей.
    Возросшая политическая и экономическая сила посада сказалась на увеличении количества каменных приходских церквей, строившихся на «сборные» деньги и во во многом воплощавших художественные идеалы посадского люда Более того, основным типом церковных зданий становится бесстолпный приходской храм с кокошниками. Известный и впрежние времена, этот тип церкви приобретает новые черты.
    Все более увеличивается разрушение тектонической взаимосвязи декоративных форм с объемно – пространственной композицией. Архитектурные членения фасадов свободно размещаются на плоскости, не отвечая конструктивной структуре здания.[3]
    Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. В церквах на протяжении XVII в. Происходила эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
    Общий подъем национальной культуры, вызванный укреплением русского национального государства, получил выражение и в развитии архитектуры. Ко второй половине XVII в. относится сооружение ряда замечательных памятников архитектуры: царского дворца в Коломенском, грандиозного и оригинального комплекса архитектурных сооружений так называемого Нового Иерусалима в подмосковном Воскресенском монастыре, церквей Грузинской Божьей Матери в Москве и Покрова в Филях. Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности и нарядности получает яркое выражение в украшении монументальных кремлевских башен шатрами, имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором.[4]
    Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
    Одним из интереснейших историко-архитектурных памятников Подмосковья является Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он расположен в живописной местности на высоком холме, который с трех сторон огибает река
    В некоторых местах возвышенность была искусственно подсыпана, а своей восточной частью она примыкала к городу, который разросся рядом с монастырем и ранее назывался Воскресенском. В 1939 году он был переименован в город Истра по названию протекающей здесь реки.
    Основателем монастыря был честолюбивый патриарх Никон, один из крупнейших деятелей Руси XVII века. В целях демонстрации величия и могущества церкви, ее приоритета над светской властью он задумал создать под Москвой дивный монастырь – свою новую резиденцию, который превзошел бы и затмил своим величием царские усадьбы. Воскресенский монастырь – колоссальный по тем временам архитектурный ансамбль – должен был стать новым центром православия.
    Новые исторические задачи (объединение в одном государстве западнорусских, украинских и белорусских земель) настойчиво требовали от правительства России укрепления международного авторитета, к чему и призывала теория «Москва — третий Рим». Архитектурным воплощением ее и стал Новоиерусалимский монастырь — любимое детище Никона. Патриарх лично выбрал место для него в 50 км от Москвы, на высоком холме, с трех сторон огибаемом речкой Истрой. Монастырь был заложен в 1656 г. на землях села Воскресенского (некоторые источники называют его также Сафатовым). При этом Никон, стремясь во всем уподобить новую обитель Святой Земле, переименовал все окрестные места в соответствии с библейской топонимикой: реку Истру — в Иордан, впадающий в нее ручей — в Кедрон; холм, где построили монастырь, назвали горой Сион; два других холма получили названия Фавор и Ермон. На возвышенности, названной горой Елеон, был основан женский монастырь Вифания. Березовую рощу в окрестностях обители назвали Гефсиманским садом. Даже близлежащие деревни не обошла общая участь — село Микулино назвали Преображенским, а деревня Зиновьева Пустошь получила наименование Капернаум.
    Работы по строительству монастыря потребовали немалой подготовки: выбранный холм был очищен от леса, его укрепили и подсыпали. Уже через год здесь возвышалась временная деревянная Воскресенская церковь, освященная в присутствии самого царя. Главным храмом обители должен был стать собор во имя Воскресения Господня, построенный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме.[5]
    Строительные работы начались в 1656 году, и этот год считается годом основания Воскресенского монастыря. Архитектурным прообразом Воскресенского собора послужила, по идее Никона, христианская святыня – храм гроба господня в Иерусалиме, построенный в XII веке и поражавший всех паломников своей необычной формой и размером. Поэтому свой монастырь Никон назвал Новый Иерусалим.
    Почти в точности повторяя сложнейший план длиной более 100метров, сохранив размеры основных частей храма в Иерусалиме, строители Воскресенского собора возвели памятник глубоко национальный. Строительство незнакомого типа храма с пещерной церквью, ротондой, колокольней и большим количеством пристроек осуществлялось русскими мастерами по чертежам, модели и описаниям поломников. Это свидетельствует о том, что зодчие уже в XVIII веке достаточно хорошо разбирались в чертежах и могли на их основании вести строительные работы. Замечательно и то, что, повторив основные элементы прославленного храма в Иерусалиме, мастера каменных дел сумели создать в Новоиерусалимском монастыре национальный памятник архитектуры. Творцы Воскресенского собора переосмыслили честолюбивую идею Никона и создали вдохновенное произведение, отразивший народные представления о «красоте неизглаголенной» и запечатлевшее мирские стремления к праздничным, нарядным формам.[6]
    Собор Новоиерусалимского монастыря лишен аскетичности и суровости каменных плоскостей своего прототипа, в его облике как бы материализованы мечты о райской красоте, о светлой счастливой жизни.
    Задуманное строительство обеспечивалось огромными материальными богатствами, которые этот крупнейший церковный феодал сосредоточил в своих владениях. К строительству были привлечены лучшие зодчие того времени, огромное число крепостных крестьян, мастеровых. Новый Иерусалим стал крупным центром художественных ремесел. На месте было организовано производство кирпича и рельефных многоцветных (ценинных) изразцов.
    Керамическими мастерскими руководил «всяких рукодельных хитростей премудрый ремесленный изыскатель» белорус Петр Заборский. С ним работал талантливый мастер изготовления многоцветных изразцов Степан Полубес. Строительными работами руководил русский зодчий «каменных дел мастер» Аверкий Мокеев, плотницкими – мастер Иван Яковлев. При постройке собора были использованы все новшества русской архитектуры XVII века.
    Многоглавие, ярусность, невиданное изобилие многоцветного изразцового декора позволили создать величественное и монументальное сооружение. Особую красоту и оригинальность собору придавало украшение из цветных изразцов, искусство изготовления которых было хорошо известно русским строителям, применявшим поливные кирпичи в своих сооружениях еще с глубокой древности. Изразцовые орнаменты украшали порталы входов, наличники, пояса-карнизы и другие детали храма.
    Не меньшее впечатление производил храм Воскресения и своим внутренним убранством. Могучие пилоны с арками между ними охватывали полукольцом алтарь, который воспринимался почти как театральная сцена. В его глубине располагалось «горнее место», состоявшее из ступеней, поднимавшихся кверху амфитеатром. В центре находился патриарший трон, на котором должен был восседать Никон в окружении священнослужителей. Особенно богато были декорированы иконостасы, выполненные из многоцветных изразцов удивительной красоты. Их отличали богатство фантазии и искусство исполнения.[7]
    Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой. Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова. Самый известный и красивый рисунок, украшавший собор, назывался «павлиньим оком» и представлял собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина. Сейчас эти изразцы сохранились только на апсиде основной части собора, снаружи и внутри; вообще же она была очень распространена в декоре храмов Московской земли в XVII веке.
    Со стороны кажется, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра – главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря. Южный фасад собора очень близок к Иерусалимскому храму. Перспективные порталы обрамляют двойные врата – Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.
    Восточнее Красных и Судных врат в стене есть вход в гробницу Патриарха Никона. Сразу после смерти Никон был похоронен в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел. В изножии гробницы стоит плита со стихотворной эпитафией, написанной архимандритом Германом.
    Основными частями сложной композиции центральной части собора можно назвать главный алтарь с Горним местом, вокруг которых располагаются части храма, символизирующие крестный путь Христа и события, предшествующие воскресению: камень Миропомазания, «жалостный путь» на Голгофу, церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская), придел Поругания Господня, или Тернового Венца, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»). В замысел композиции грандиозного храма входило показать все эпизоды от последних дней Христа до его Воскресения, которому и посвящен весь монастырь. На обустройство приделов и Голгофской церкви давали средства и члены царской семьи, и богатые дворяне.
    Своды центральной части собора поддерживают четыре массивных столпа, изукрашенных барочной лепниной и фресками. Уровень пола здесь выше, чем в остальных частях здания. По всему периметру крестовой части собора расположен выложенный из изразцов текст «Сказания о церковных таинствах», составленного Патриархом Никоном и датированная 1 сентября 1666г. Центральный иконостас в 12 ярусов, изготовленный в начале 1680-х гг., погиб во время Великой Отечественной войны, сейчас на его месте – простой временный, в один ярус и с новодельными иконами. За иконостасом – колоссальных размеров алтарная часть со ступенями, ведущими к Горнему месту.
    Центральную часть и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка». В центре помещается часовня, называемая Кувуклией («опочивальней») и состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Сама ротонда повторяет Иерусалимский прототип, построенный в VI веке, с деревянным шатром. Однако первоначальный замысел деревянного шатра в Новом Иерусалиме был изменен, и в 1680-х гг. завершение ротонды над Кувуклией было сделано из кирпича, диаметр шатра был 23 метра, был покрыт покрыт поливной цветной черепицей, украшенная тремя рядами окошек-слухов. Но конструкция оказалась слишком тяжелой и не выдержала собственного веса: в 1723г. шатер обрушился и только по счастливой случайности никто не пострадал – все были на праздновании Вознесения Господня у Елеонской часовни. В 1726г. к обрушению в соборе добавился пожар, приведший здание в совершенно плачевное состояние. Только в 1730-1731гг. начались работы по восстановлению собора, в которых были заняты лучшие зодчие этого времени. Руководил работами Иван Федорович Мичурин (впоследствии главный архитектор Москвы).Сильно разрушенная ротонда была восстановлена заново с использованием старого кирпича, заново изготовлены изразцы для наличников и фризов. Оставался нерешенным вопрос с реставрацией шатра. Наконец в 1756-1759гг. по проекту архитектора Бартоломео Растрелли и инженера В.Бернардаччи московский архитектор К.И.Бланк начал возводить новый деревянный шатер с 60-ю люкарнами, между которыми на внутренней стороне были размещены картины на сюжеты Священного Писания. Тогда же была заново сделана Кувуклия, оформленная, как считают исследователи, также по проекту Растрелли, в барочном стиле, с резными деревянными украшениями и изразцами.
    Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690г. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах. При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями.
    После закрытия монастыря в соборе разместилась часть экспозиций музея: коллекции картин, графики, фарфора. При устроении музейных залов были уничтожены иконостасы многих приделов. В 1941г. монастырь был захвачен фашистами. В Воскресенском соборе расположился склад боеприпасов, а музейные ценности частично были вывезены, а те, которые вывезти не удалось – разломаны или сожжены.Отступая, фашисты взорвали собор. Рухнула семиярусная колокольня, сгорел уникальный шатер, обрушились два столпа, поддерживавших своды. Собор являл собой страшное зрелище; и сейчас в музее можно увидеть фотографии, сделанные до реставрации. Восстановление началось уже в 1942г.: разбирали обломки, расчищали завалы. Официальное решение о реставрационных работах было принято только в 1949г., а проект восстановления собора был составлен в 1982г. Чудом после взрыва сохранились все части собора, освященные Никоном: главный алтарь, Голгофская церковь и приделы под ней.
    Сейчас внешняя реставрация храма почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора. Внутренняя отделка храма еще продолжается. Собор передан в 1994г. вместе с рядом других монастырских строений братии возобновленного мужского монастыря, и в северной части основного объема проводятся богослужения.
    Заключение.
    Воскресенский собор, построенный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме, представляет собой образец начала новых традиций середины XVII в. Новые исторические задачи настойчиво требовали от правительства России укрепления международного авторитета, к чему и призывала теория «Москва — третий Рим». Русские мастера смогли создать вдохновенное произведение, отразивший народные представления о «красоте неизглаголенной» и запечатлевшее мирские стремления к праздничным, нарядным формам. В отличии от прообраза храма в его облике как бы материализованы мечты о райской красоте, о светлой счастливой жизни.
    Светское начало проникшее и в культовые постройки, архитектурные формы которых отражают общие тенденции и народности, обогащению декоративных средств присутствует как на фасаде, так и во внутреннем убранстве Воскресенского собора.
    Иллюстрации.
    1679–1685. План. 1870-е гг.
    НИЖНИЙ ЭТАЖ
    1 – Святой Гроб, 2 – Придел Ангела, 3 – Гробы Иосифа и Никодима, 4 – Придел Марии Магдалины, 5 – Придел Сошествия Святого Духа, 6 – Собор Воскресения Господнего, 7 – Царская арка, 8 – Главный алтарь, 9 – Придел Рождества Богородицы, 10 – Церковь Гевсимания, 11 – Темница Господня, 12 – Придел Лонгина сотника, 13 – Придел преподобного Иулия и великомученицы Екатерины, 14 – Придел Разделения риз Господних, 15 – Придел Тернового венца, 16 – Церковь Царицы Елены, 17 – Придел Утоления печали, 18 – Место для придела Святого Кириака, 19 – Колодец, где обретен Голговский крест, 20 – Авраамова палатка, 21 – Темница Иоанна Предтечи, 22 – Церковь Иоанна Предтечи, 23 – Гроб патриарха Никона, 24 – Жалостный путь, 25 – Придел Архангела Михаила, 26 – Святые врата, 27 – Церковь Марии Египетской, 28 – Камень повития, 29 – Колокольня с приделом всех святых, 30 – Придел Святого Николая Чудотворца, 31 – Придел Святой Праведной Анны, 32 – Лестница на хоры и ризницу, 34 – Кладезь церковный, 35 – Лестница на хоры.
    ГОЛГОФА
    36 – Чертог царицы Елены, 37 – Церковь Страстей Господних, 38 – Гора Голгофа, 39 – Алтарь, 40 – Три палатки кладовых, 41 – Лестница из соборного алтаря на Голгофу.
    Список используемой литературы.
    1. Грабарь Игорь Эммануилович. История русского искусства.Т2.Архитектура.История архитектуры. (допетровская эпоха).
    2. Зодчие Москвы XV-XIX вв. (Сост. Ю.С.Яралов) М.: Московский рабочий, 1981
    3. История русской архитектуры. Под редакцией С.В. Безсонова.
    4. История русской архитектуры. Под редакцией Ю.С.Ушакова, Спб. 1994.
    5. История русского искусства. Т. 5. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.
    [1] История русской архитектуры. Под редакцией Ю.С.Ушакова, Спб. 1994.
    [2] История русской архитектуры. Под редакцией С.В. Безсонова.
    [3] История русской архитектуры. Под редакцией Ю.С.Ушакова, Спб. 1994.
    [4] Грабарь И.Э. История русского искусства.Т2.Архитектура.История архитектуры. (допетровская эпоха).
    [5] История русской архитектуры. Под редакцией Ю.С.Ушакова, Спб. 1994.
    [6] История русской архитектуры. Под редакцией С.В. Безсонова.
    [7] Зодчие Москвы XV-XIX вв. (Сост. Ю.С.Яралов) М.: Московский рабочий, 1981.

  3. Собор — место совершения богослужений, там люди становятся ближе к высшим силам, могут получить тепло, поддержку и понимание. В соборах собираются паломники, мечтая получить духовное обогащение, исцеление или просто помолиться. Не знаю чем это объяснить, но проходя мимо любого храма или собора, от увиденного великолепия хочется сказать лишь одно: Что это за чудный собор! Об этом мы и напишем наше сочинение за 8 класс, рассуждая на тему чудного собора.

    Чудный собор

    Почти в каждом городе нашей страны имеется множество храмов и соборов. Больших и маленьких, старых и совсем новеньких, при этом многие из них имеет многовековую историю, пережив разрушение и период восстановления. Как не восхищаться этим великолепием? Вы хоть раз бывали в соборе? Не важно, будь это собор Святой Софии в Нижнем Новгороде или Успенская церковь в Угличе, храм Святого Семейства в Барселоне или собор Святой Екатерины в Крыму. Все они по-своему великолепны своей лепниной, куполами, белоснежными стенами и внутренним убранством. Невозможно без восторга смотреть на эти иконы, иконостас, расписные потолки и фрески. При этом собор чудный в любую погоду, будь сейчас солнечно или дождливо, при заходящем солнце или рассвете. Купола все равно будут сверкать, блестеть, манить своим золотым сиянием, переливаясь красными, синими, оранжевыми голубыми и зелеными оттенками.

  4. Я никогда не забуду день, когда впервые попала в церковь. Было это три года назад. Стояло лето. Удивительно голубое и ласковое небо как бы приглашало меня войти, а солнышко, освещая своими лучами серебристый купол храма, словно говорило: «Смотри, смотри, какая красота! А ты проходишь мимо». Белоснежные стены, высокие окна, загадочный крест на куполе – всё делало этот дом таинственным и манящим. Но, наконец, я робко вошла в храм. Никто не гнал меня, я застенчиво встала в уголке и огляделась.
    Какое – то волнение охватило меня, когда я стала всматриваться в лица святых, строгие и одухотворённые, добрые и милосердные, так не похожие на лица озабоченных или озлобленных прохожих. Сверху огромными синими глазами смотрел на меня Христос, словно всё понимая и одобряя, проникая своим взглядом в душу. Я давно чувствовала, что не могу быть совершенно одна на свете, что должен быть «кто-то ещё другой, важный и всё понимающий так, как никто не может понять», с ним можно говорить обо всём – обо всём. Мысленно стала исповедоваться ему в своих делах.
    Всё чаще я ходила в храм. Службы, пение певчих, особый аромат горящих свечей, истово молящиеся люди – всё это трогало меня несказанно. Я замечала, что после каждого посещения настроение становилось радостнее, а на душе чище.
    Небольшой, но очень уютный храм в нашем посёлке Хоботово перестроен в 1999 году из магазина. 2 июня того же года он был освящён. Назван храм  в честь иконы Божией Матери Владимирской.
    Не единожды  Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», — сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…
    С 2001 года в нашем храме служит Батюшка Николай.  В самое короткое время батюшка завоевал всеобщую любовь и признательность. Его внешний вид, ласковый и приветливый, внушает к нему доверие и уважение. Для каждого батюшка Николай находит добрые, ободряющие слова, умеет поднять дух приходящих к нему в горе людей, оберегая их от уныния и отчаяния.
    Два года назад моя мама тяжело заболела, ей сделали операцию, но выздоровления не наступало. Родные и близкие не находили себе места. Вместе со старшей сестрой, отчаявшиеся и испуганные, мы пошли в наш храм. Поставили свечи, помолились, рассказали про несчастье батюшке Николаю. Ушли мы абсолютно уверенные в том, что мама скоро поправиться. И, действительно, мама пошла на поправку и вскоре была дома.
    Летом 2011 года в храме замироточила икона великого старца Серафима Саровского. Из окрестных деревень, из Мичуринска и посёлка Первомайского люди ехали со своими бедами и горестями, надеждами и чаяниями. Я тоже подходила к иконе.  Этот день был очень счастливым. Удивительно доброе лицо отца Николая, особый смысл молитвенных слов, большой душевный подъём. Я впервые тогда почувствовала значение слова «благодать».
    В храм я теперь хожу часто: причащаюсь, молюсь. Там прекрасная библиотека, где можно выбрать книгу. Я прочитала  недавно замечательную книгу Н. В. Скоробогатько «Рассказы о батюшке Амвросии, оптинском старце».
    Я многого ещё не знаю, не всё понимаю в прочитанном. Но основное усвоила крепко: мы должны быть добрыми к родным, близким, всем людям, помогать им, чем можем. Если у меня есть немного денег, я раздаю их нищим, жертвую на восстановление храмов. Когда я стану зарабатывать сама, буду дарить больше.
    Я счастлива, что обрела веру, что Бог теперь в моей душе.
    Я верю, что каждый найдёт свой путь к Храму.

  5. Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» – книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».
    Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.
    Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».
    Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.
    В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.
    В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.
    Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.
    Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.
    В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.
    Использованная литература:
    1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.
    2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.
    3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)
    4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.
    5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».

  6. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»
    309061 Белгородская область Яковлевский район с. Быковка ул. Центральная, 64
    Районный конкурс «Моя православная малая Родина»
    Сочинение «Моё посещение Храма»»
    Работа ученицы 8 класса
    Дубенцовой Оксаны,
    24.01.2001г.р.
    Учитель Власова Галина
    Михайловна, учитель
    русского языка и
    литературы
    «Мне ближе мир и тишина,
    И степь зеленая, как море,
    И белый храм на белом взгорье,
    И рек равнинных письмена»                                                                                                         ИгорьЧернухин.
    Много событий, имён и дат забывает человек. Память не способна хранить все детали жизни, но есть такие путеводные маяки, которые не погаснут в моём сердце никогда. Именно они помогают мне пережить минуты духовного озарения, оживляют славные картины прошлого, которые наиболее полно приближают к истине.
    В прошлом году я впервые посетила церковь Новомучеников и Исповедников Белгородских, расположенную а городе Строитель. Эта церковь строилась на пожертвования частных лиц и организаций. Новый Храм –  самое высокое здание в городе. Этот Храм – памятник людям, жертвовавшим жизнь за свои убеждения, символ покаяния и единения. В историю Белгородчины ХХ века вписаны и трагические страницы гонений на православную веру, сопровождавшиеся поруганием святынь, разрушением храмов, жестокими расправами над священнослужителями.
    Меня поразил красотой и двор храма, и его строение (комплекс состоит из двух Храмов – нижнего и верхнего, служба в которых может проходить одновременно). Какое странное чувство охватило меня, когда я попала в этот замкнутый мир. Инстинктивно почувствовала я святость места.
    Едва я вошла под своды этой церкви, меня охватило благодатное чувство. Здесь я увидела иконы, услышала неземное  пение певчих. Начинаешь понимать причины, побудившие людей посещать храм. У каждого человека должен быть свой путь к Богу, только его необходимо найти. Главное, не нарушать его заветы.
    В сегодняшние дни очень важно молиться друг за друга, быть благодарным Господу – чтобы не потерять критерии истинности, чтобы отличить благую волю от злых деяний, чтобы рассмотреть в этом калейдоскопе событий те важные события, которые определяют историю нашей святой Руси, которые делают ее сильной. Только заповеди Христа являются неизменным критерием оценки того или иного деяния, или того или иного человека. Мы должны сохранить наше духовное богатство. Нужно очистить нашу жизнь от всего того, что нам мешает прийти ко Христу.
    Если в жизни измучен бываешь,
    И труды не по силе тебе,
    Если тяжко душой ты страдаешь,
    Изнываешь в неравной борьбе.
    Если вера тебя покидает.
    И надежда начнет оставлять,
    Если сердце от боли рыдает,
    На судьбу тогда станешь роптать.
    Если сил не хватает порою,
    В Божий храм поскорей поспеши,
    Припади пред иконой святою
    Помолись, помолись от души.
    Там ты найдешь утешение,
    От тяжелых трудов отдохнешь
    Все твои разрешатся сомненья,
    Когда душу в слезах изольешь.
    Ты с любовью и верой святою,
    Будешь жизненный путь проходить,
    Если станешь во храме с мольбою
    Утешенье себе находить
    А.Волжская.
    Я верю, что каждый найдёт свой путь к Богу.

  7. Если отправиться в путешествие на запад от Брянска в сторону Гомеля, то через 80 км вам встретится небольшой, но очень старинный город Почеп. Входивший когда-то в состав Малороссии город, в 1709 году был подарен Петром I своему любимцу А. Д. Меньшикову. В середине XVIII века Почеп принадлежал последнему гетману Малороссии графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. Пользуясь благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны и связями при дворе, он сумел получить огромные земельные владения и восстановить ненадолго институт гетманства.
    Став полноправным хозяином Почепа, граф Разумовский принялся обустраивать город с поистине столичным размахом. Кроме шикарного дворца и парка по заказу К. Г. Разумовского был построен красивейший Воскресенский собор. Проект храма разрабатывался придворным итальянским архитектором Антонио Ринальди. Творения итальянского зодчего до сих пор украшают Петербург и его окрестности.
    Воскресенская церковь-единственное, что сохранилось от усадьбы графа Разумовского. На сегодняшний день храм является главной достопримечательностью города и его визитной карточкой.
    В архитектурном облике собора прослеживаются черты классицизма и барокко.
    В основу планировки здания положен так называемый латинский крест с закруглёнными концами. К западной части собора пристроена высокая четырёхъярусная колокольня с длинным шпилем.
    Храм имеет два этажа, из которых главным является второй.
    Его интерьер поражает своим великолепием, нехарактерным для провинциального храма.
    Золочёные капители пилястр, витражи на окнах создают внутри праздничную, торжественную атмосферу .
    [image title=»окна» size=»large» align=»center»]http://chicherone.com/wp-content/uploads/2012/02/0_826d4_27e263f6_XL.jpg» />
    В восточной части храма находится потрясающей красоты иконостас в стиле барокко, выполненный предположительно по эскизу Растрелли.
    Иконы XVIII века, написанные в необычной манере, принадлежат кисти украинского художника Григория Стеценко и считаются одними из лучших его работ.

  8. Мой храм.
    Воскресное утро. Оглядываюсь вокруг. Останавливаюсь. Что за прелесть! Неужели это то самое место, о котором мне так много рассказывала бабушка? Но я даже не представляла себе, что это может быть так восхитительно и как-то таинственно. Храм!  Это тот самый храм, о котором мне поведала моя бабушка.
    Я в станице Каневской бываю редко. И случайно оказавшись поблизости, я не могла пройти мимо этого исторического святилища. Свято – Покровский храм. О его историческом прошлом я слышала и на классных часах,  и на некоторых уроках истории. Всё это было как-то далеко от меня. А сейчас, когда я так близко от него, со мною происходит что-то необыкновенное. На это мало смотреть с фотографий или видеороликов, это надо увидеть своими глазами, это надо прочувствовать. Я подошла ближе, мне стало как-то немного страшновато, ведь это первое святое место, которое я посетила. Но я не могла на этом остановиться, ведь не для того сюда пришла, чтобы сразу уйти. Да и не получается. Мне нужно увидеть всё!
    Я, к моему удивлению и счастью, попала в час службы, до меня доносилось песнопение и молитвы. Здесь всё по-другому. Уже приблизившись к храму, я поняла, что дома всё не так. Там простая текучая жизнь. А это…  Сначала у меня не было слов. Храм для меня ассоциируется со словом «хранитель», хотя я знаю, что это здание для богослужения. Но чувствуется, что здесь не может произойти с тобой ничего плохого. Мне стало как-то легко и спокойно. Я подняла голову вверх, увидела чистое и ясное небо, голубеющие в поднебесье купола храма, и у меня немного закружилась голова.
    – Это , наверное, от счастья,-подумала я.
    Если мне так хорошо здесь, то что же там, в этих стенах. Прежде чем войти, я перекрестилась (этому меня учила бабушка). Вообще, семья у нас не верующая. Есть иконы, молитвенники, библия, которую читает бабушка, но храм не посещаем, как-то не заведено. А вот чтить и хранить память о своём историческом прошлом нужно всем, это наш долг. Я знаю, что за свою жизнь храму пришлось многое перенести, но благодаря вере и людской любви он сейчас перед нами. И каждый из нас может прийти сюда и помолиться. Я не умею этого делать, но чувствовать могут все. Ведь мы же люди. Я просто вошла и сказала первое, что было тогда у меня на душе:
    – Господи, как хорошо, что ты есть!
    Не знаю, почему именно эти слова вырвались у меня. К Богу ли я обратилась, либо к храму. Для меня они кажутся едины. Это пение, молитвы, чистые глаза людей, чудотворные иконы, запах ладана – всё просто уводит тебя от разных мыслей. У меня ещё нет больших проблем, я хорошо учусь, люблю маму и бабушку, папа живёт не с нами. Но я молча попросила, стоя в храме, чтобы все мои родные и близкие были счастливы.
    Я рада, что у меня появилась такая возможность увидеть Свято-Покровский храм, и теперь мне кажется, что я тоже под покрывалом Божьей Матери.
    С праздникам тебя, храм! Будь с нами всегда.
    Сочинение-размышление,
    посвящённое 100-летнему юбилею
    Свято-Покровского храма
    Ученицы 8 класса МБОУСОШ №10
    Игнатченко Виктории
    Учитель русского языка
    и литературы
    Снагустенко Нина
    Дмитриевна

  9. Сейчас передо мной фотография красивейшего храма, что находится в нашей стране, в Москве на Красной площади. И если честно, то даже глядя на фото, чувствуется величие святыни, видится красота, и веет от нее праздником. А что тут говорить, когда находишься совсем рядом с этим храмом! Смотришь и не веришь глазам, неужели можно было построить такую красоту. А ведь построили и это храм Василия Блаженного.
    Сегодня я напишу сочинение-описание Храма, где расскажу немного об истории, познакомлю с мифами и легендами, с предположениями, что связаны со святыней Василия Блаженного.

    Храм Василия Блаженного

    Итак, сочинение Храм Василия Блаженного за 8 класс я начну с истории появления этого замечательного архитектурного шедевра. И вот, следуя за историей, мы переносимся во времена правления царя Грозного. В то время, в пятидесятых годах шестнадцатого века, царю удалось взять Казанское ханство. По случаю данного события, согласно указу царя, и был возведен собор Святой Троицы, на месте которого позже возвели храм. Он получил свое название в честь Покрова Богородицы. В него, спустя время, перенесены мощи Василия Блаженного, которого Грозный чтил. Говорят, даже царь побаивался этого святого ясновидца. Как раз захоронение юродивого в стенах храма и дало второе название собору, о котором я пишу сочинение. Есть среди люда легенда о том, что сам юродивый собирал деньги на святыню, оставляя их на площади. По легенде, монеты были неприкосновенны, передал же деньги на строительство святыни Блаженный царю перед самой своей смертью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *