В человеческом мире воспитание детей не ограничивается базовыми навыками, такими как добывание пищи или защита от врагов. Это значительно более глубокий процесс, направленный на формирование личности, умение взаимодействовать с социумом, развитие мышления и прививание моральных и этический норм.
С раннего детства ребенок начинает познавать мир. Важными составляющими этого процесса является родительское воспитание, обучение, копирование поведения окружающих, общение со сверстниками обоих полов. Все это формирует в нем необходимые знания, личностные качества, творческие способности и в результате получается полноценный человек.
Недостаток воспитания не может не отразиться на личности в целом. Если растущему человеку не привили элементарных правил этикета и поведения в обществе, ему потом будет очень сложно в это самое общество вписаться и адаптироваться к жизни в нем. Это провоцирует в нем стремление отделить себя от социума, оградиться от него.
Очевидно, что требования современной жизни необходимо учитывать в воспитании, но и о духовности забывать тоже нельзя. Потому что воспитанный только в духе материализма человек получается развитым односторонне и многое теряет.
Хорошее воспитание открывает перед человеком многие двери. Он становится желанным гостем в любой компании, у него появляется много друзей. Если родители хотят, чтобы их ребенок вписался в общество, чтобы у него было достойное будущее, начать нужно с правильного воспитания.
Воспитание – также немаловажная вещь в жизни человека, которая играет огромную роль, как и в развитии человеческого поведения в обществе, так и развития всей человеческой личности, в общем. В процессе воспитания человек получает все необходимые навыки и понятия, которые пригодятся ему при жизни, и которые также всегда укажут ему правильный путь развития собственных убеждений и взглядов. Воспитание формирует в человеке все самые лучшие черты, которые ценятся в человеческом обществе, и также создаёт определенную форму его поведения, которое впоследствии, если воспитание было правильное, очень поможет ему в развитии его как члена человеческого общества.
Воспитание также является некой вещью, которая формирует человеческое восприятие, делая из человека того, кем он и должен, по сути, являться. Пока идёт процесс воспитания человека можно называть ещё не сформировавшейся полностью уникальной личностью, так как только в процессе воспитания взгляды человека формируются полностью и в точности, после чего человек может с уверенностью сказать, что дальше в жизни он может двигаться сам. Однако, как и в любом другом понятии, существуют исключения, которые и есть также в понятии о воспитании. Воспитание как мы знаем, бывает, как и хорошее, так и, к сожалению, плохое. Очень часто происходит так, что люди, воспитывающие нас совсем ничего не понимают в воспитании и формировании личности, а потому в итоге человек получает очень плохое воспитание, которое впоследствии ему только вредит. Очень часто также человек просто не получает воспитание, что конечно же хуже даже чем плохое воспитание, так как человек вырастает полностью не подготовленным.
Таким образом, мы видим, что воспитание очень важный аспект в жизни человека, без которого не обойтись.
Эссе по теме: «Воспитать человека»
Выполнила: Алешина Маргарита Вячеславовна,
классный руководитель 6Б класса
ГБОУ Гимназии №1529 им.А.С.Грибоедова
Москва
2011
Из всех плодов наилучшее приносит хорошее воспитание.
К.Прутков
О воспитательном процессе пишут и говорят уже десятки столетий, однако единства взглядов в определении процесса воспитания нет. А между тем, воспитать человека – самое нужное, самое ответственное и самое трудное дело для семьи и страны. Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить. Позднее это понятие стали трактовать так: воспитать – «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие». В толковом словаре русского языка В.Даля под словом «воспитывать» подразумевается забота «о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его».
Воспитание…Что же оно значит для меня? Что в третьем тысячелетии считать воспитанием? На мой взгляд, воспитание – это привитие детям с раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему, приобщение ребенка к прекрасному, истине, доброте, доброй воле, красоте души.
Так что и как нужно сделать, чтобы воспитать ученика, воспитать настоящего Человека? Воспитывать – значит правильно ориентировать формирование личности, что возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Прежде всего, для этого воспитателю самому надо быть истинным Человеком – «жить правильно, любить людей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика». Воспитателю не следует забывать азбучную истину: фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов закладывается в умении видеть интересы других людей, вести себя так, чтобы рядом было удобно и приятно учиться, работать, отдыхать другим людям, в умении относиться к окружающим с тем вниманием, которого сами ждем от них. Взаимная помощь, высокая требовательность и глубокое уважение друг к другу – правила поведения воспитанного человека. Во-вторых, хороший воспитатель должен обладать такими качествами, как терпимость и сдержанность, умение все видеть, но далеко не на все реагировать, иметь чуткое сердце и пытливый ум. В-третьих, еще одной основой воспитания является тесное взаимодействие классного руководителя и родителей, ведь не зря Л.Н.Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5 лет. Даже самый талантливый учитель не справится в одиночку, когда дело касается воспитания. В-четвертых, необходимо выработать для себя определенную систему правил или заповедей.
Так, в своей работе классного руководителя я стараюсь придерживаться следующих основных правил:
Главная цель воспитания – счастливый человек.
Нужно верить в то, что воспитываешь, любить тех, кого воспитываешь.
Воспитание без уважения – подавление.
Каждый ребенок – это талант, который должен быть открыт.
Предоставлять самостоятельность ребенку.
Учить детей личным примером.
Учить отвечать за свои поступки.
Не навредить.
Уметь извиняться, если ты не прав.
В заключение скажу, что пусть говорят, что овладеть искусством воспитания в совершенстве невозможно, но я считаю, что стремиться к нему надо! Ведь только сильные духом никогда не сдаются. Если хочешь быть достойным классным руководителем, нужно никогда не останавливаться на достигнутом, всегда учиться, оттачивать своё мастерство, иначе ты будешь неинтересен детям. Как бы ни было трудно, входить в класс необходимо с улыбкой и светлой душой, тогда тебе поверят и пойдут за тобой ученики.
Завтра будет новый школьный день, и на меня опять будут смотреть глаза – глаза 28 моих учеников. Меня снова будут ждать тревоги и заботы, взлеты и падения, радость победы и горечь поражения…Все это будет, потому что я –классный руководитель, и это звучит гордо!
План
1. Что вкладывает человек в понятие «воспитание»?
2. Можно ли воспитать человека?
3. Нужно ли быть воспитанным?
«Воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования» М.П.Алпатов
Что такое воспитание? И должен ли современный человек быть воспитанным? Нужно ли это сегодняшнему обществу? На все эти вопросы я постараюсь ответить в своем небольшом сочинение на тему «Воспитание». Хорошее определение «воспитания» мы читаем в эпиграфе. Воспитывают все: родители, школа, общество, т.е. окружающий человека мир. Но как мы понимаем, воспитан человек или нет?
Современное общество хочет видеть честного, добропорядочного, умного, тактичного, уважающего окружающих, понимающего и умеющего сострадать другому, т.е. воспитанного человека. Оно оценивает высокие нравственные качества, чувство эмпатии, готовность помочь, умение любить. Именно эти понятия мы и вкладываем в определение «воспитание».
А как воспитать такого человека? Семья – это основа воспитания. Родители часто влияют на определение ребенка в жизни, на его профессию, выбор друзей или супруга. Это влияние может быть и насильственным. Ребенок идет по велению отца или матери учиться на дипломата, хотя ему интересна фотография или уличные граффити. Не реализуется талант, творчество, желание быть полезным своим умением.
Но ничто не действует сильнее, чем собственный пример. С детства ребенок видит поведение своих родителей, их поступки, слова, и это для него оказывается лучшим воспитателем, чем произнесенные слова «правильно», «красиво», «нужно». И если родители воспитаны, то и ребенок будет таким. Он примет у них это как естественное правило жизни. Несомненно, школа играет не последнюю роль в воспитании человека. Педагог передает ребенку не только свои знания, но и умение вести себя в обществе, общаться с людьми, жить честно и быть достойным гражданином своей Родины.
Воспитанный человек всегда будет в цене. История еще не знает таких примеров, когда выбирали недостойных и невоспитанных. Уметь быть воспитанным – трудное дело, но жизнь оценит эти старания. Воспитание – это красота. Красота тела, сознания, ума. Красота души.
Воспитанный человек
Воспитанный человек. Что означает это понятие? Толковый словарь определяет слово «воспитанный» так: «Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя».
В разное время люди, конечно, вкладывали разный смысл в это понятие, потому что «хорошее» воспитание людям разных эпох представлялось по-разному. Ведь то, что считалось «хорошим» воспитанием у древних греков или у шумеров, в наше время может оказаться просто неприличным!
Но я попытался разобраться, что означает «хорошее воспитание» и «хорошо вести себя» в наши дни, и вот к каким выводам я пришёл.
Хорошо воспитанный человек никогда не грубит никому, даже недругам. Он всегда вежлив и доброжелателен со всеми. Такой человек никогда не обидит ни словом, ни делом. От воспитанного человека не услышишь нецензурного слова, да и просто грубое слово навряд ли он произнесёт в присутствии других людей.
Человека можно назвать воспитанным, если он открывает дверь перед идущей за ним женщиной (кстати, в Америке женщина посчитает такого человека грубияном, нарушающим её права, унижающим её достоинство предположением, что она сама не в состоянии открыть дверь!), если мужчина первым здоровается с женщиной. А в деревне воспитанный человек обязан здороваться с любым встречным, даже незнакомым, человеком в городе это уже необязательно.
Также воспитанным считается человек, умеющий культурно вести себя за столом. Он должен правильно и аккуратно вести себя в быту, быть опрятным в одежде и следить за своим внешним видом.
Многое требуется от воспитанного человека! Но эти требования не такие уж и трудновыполнимые, если получил хорошее воспитание в детстве.
Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание»
Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Всё начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и ребенок – зеркальные отражения друг друга.
Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях. «Я хочу!» – вот их лозунг.
В представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Таким образом, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. У учащихся отмечается проявление негативного отношения к своему Отечеству, и представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, а приобретают критически-циничный оттенок.
Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность – изделие штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.
Какова же цель воспитания? На этот счёт существовало и существует много разных мнений. Цель воспитания определяется потребностями общества и зависит от темпов социального и научно–технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей учебных заведений, учителей и учеников.
Уходит в историю двадцатый век, этот век вместил в себя столько великого и низкого, мудрого и бездумного, столько крови и самоотверженности, высоких порывов и зла. Век со своими задачами и приоритетами, в том числе и в воспитании подрастающего поколения…
Воспитание в третьем тысячелетии…
Каким оно должно быть? Кого воспитывать? Как воспитывать?
В нашем современном обществе в условиях образовательного процесса целью воспитания является человек, воспитание в человеке человека.
А дети, они совсем другие, не такие как мы… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание не возможно! Чаще с нескрываемым интересом и любопытством надо задавать детям вопросы: «Что читают? Что модно? Что означает это новое слово?» Надо уметь разговаривать на «их языке», не допуская панибратства и фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не забудем протянуть им свою руку…
Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества – это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.
Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается — только бесстрашному общению.
Каждый педагог и родитель должны запомнить, что передать миру наших детей нужно честными людьми. Это наша совместная простая забота, это наш социальный заказ. Ребенок приходит в жизнь как гость — он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на все готовы ради него, мы любим его, мы счастливы видеть его таким, каков он есть. Дорогой, самый дорогой гость в доме. Но, вырастая, он становится равным нам, нашим сотрудником. И так в нашу педагогику входит, самое важное и самое сложное слово — педагогика сотрудничества. Сотрудничество в воспитании — то же, что дух в личности. Сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. В последние годы мало говорят о сотрудничестве, хотя слова “педагогика сотрудничества” и стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по-разному, и, зачастую, в совсем противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале.
Я считаю, что вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться и развиваться, самому добывать знания.
Сотрудничать с людьми — значить уважать их, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться в них и быть им нужным. Но ведь это то же самое, чего мы ждем от ребенка. С. Соловейчик пишет о своем понимании сотрудничества так: “Сотрудничество — это совместная работа равных. Сотрудника нельзя заставить отвечать или вызывать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать”. Если разделять эту точку зрения, то приходим к выводу о несовместимости классно-урочной системы и педагогики сотрудничества. В моем понимании сотрудничество это совместное творчество, совместная деятельность как на уроках, так и в внеклассное время. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собой устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение.
Сегодня педагогика безнадежно начинает отставать от современного, стремительно меняющегося мира. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации. Порождается драматическая ситуация, при которой знания устаревают, не успев стать по настоящему освоенными. Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становиться не само знание, а умение его добывать. Однако сегодня никого не надо убеждать, что информация может быть как полезной, так и вредной. В первую очередь волны мутных информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негативной информации. Поэтому дети, даже из вполне благополучных семей, массово становятся трудновоспитуемыми. Раньше основными источниками информации были печать и телевидение, подконтрольные власти, школа и семья. Сейчас спутниковые антенны и Скоростной Интернет выбрасывают детей с свободное плавание, в котором утрачена система ценностных ориентиров, где белое становится черным и наоборот., настоящее все труднее отличить от ложного.
Классный руководитель принимает ребенка таким, каков он есть Надо не переделывать, а развивать то что уже есть, выращивать то чего пока нет. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие личности ученика оказывает та система отношений, которая его окружает.
И как учитель – предметник я постоянно работаю над формированием у своих учеников бережного отношения к природе, так как человек, на мой взгляд, становится способным видеть прекрасное только через любовь к своей природе. Мой любимый вопрос – почему? А природа предоставляет для любопытства неограниченную свободу, так как сама не имеет границ. Знакомство с природой будет любознательность ребенка, она помогает понять многое, приучает видеть удивительный мир. Этот мир встречает человека тысячами разных загадок и тайн, морем звуков и запахов, заставляя останавливаться, чтобы видеть красоту, окружающую нас. Учитель не должен бояться говорить ученику, что у него все получается. Я часто произношу слова одобрения: «молодец», «умница» и рада за учеников, когда успехи ученика более чем скромны.
Воспитание детей – рекордно сложное занятие,
самое запутанное из всех видов творчества. Это
творение живых характеров, создание
необыкновенно сложных микромиров, а для такого
творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие
знания. К воспитанию детей стоило бы относиться
как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Я часто перебираю фотографии своих учеников…
За весь период моей работы в школе было несколько
выпусков. Все ребята такие разные: грустные и
веселые, красивые и мудрые, добрые и не очень,
романтики и прагматики, озорные и смешные,
наивные, трогательные, но, самое главное, – все
они состоялись, состоялись как личности.
А вот мои бывшие ученики, девятиклассники,
выпускники школы… Провожаю их глазами и от души
улыбаюсь им вслед, я видела их непослушные
пуговицы на зимних шапочках и тёплых шубках,
куда-то спрятавшиеся рукавички, вечно
пропадающие пакеты со сменной обувью. Теперь это
взрослые люди, серьёзные ученики, без пяти минут
выпускники. Стройные и сильные юноши, красивые и
воспитанные девушки.
Я часто представляю, какими будут мои дети. Это
будут САМОстоятельные и САМОдеятельные
личности, понявшие свою САМОценность, которые
достигли САМОопределения и САМОутверждения
путём САМОразвития и САМОреализации. Таков
идеал. Путь к нему достаточно долгий и непростой.
Как сделать так, чтобы он был прямым и светлым?
В Толковом словаре русского языка Владимира
Даля читаю: “Воспитывать – заботиться о
вещественных и нравственных потребностях
малолетнего до возраста его”.
При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем,
что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой
след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо,
если те, с кем общается маленький человек, умные,
добрые, люди высокой нравственной культуры.
Педагогический смысл в понятии воспитание
приоткроется, если задуматься над значением
самих педагогических действий в процессе
воспитания. Какие же это действия?
Во-первых, объяснять то или иное значение
поступка или события, обращаться к ребенку,
вызывая его к собственным размышлениям о
происходящем, к переживаниям.
Во-вторых, вызвать эмоционально
положительное отношение к новой деятельности, к
трудному, но важному усилию, обязанностям.
В-третьих, включать общее дело, общие заботы,
во взаимодействие с другими людьми. Эти действия
указывают на свою близость друг к другу,
единство, взаимосвязь.
Воспитание – это действие “притяжения”
ребенка к Истине, Доброте, Доброй Воле, Красоте
Духа.
Нельзя научить человека жить, если он сам не
учится этому. Воспитание для ребенка это не
подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей
ее полноте, а для воспитателя воспитание – это
тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни
учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом
поддерживает мудрый взрослый. Один из героев
знаменитого фильма “Доживем до понедельника”
на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это
когда тебя понимают”. Что же такое способность
к пониманию? Это может быть любовь,
заинтересованность, оправдание, поддержка,
сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть
очень внимательным, терпеливым, благодарным,
способным к соучастию. На мой взгляд, главной
задачей воспитания сегодня, является задача
привития детям с самого раннего возраста чувства
сострадания и любви к ближнему. В конечном счете,
позиция учителя должна быть основана на любви,
доброте, милосердии, взаимопонимании.
Духовность, любовь к ближнему, любовь к своей
стране и её жителям – эти качества, на мой взгляд,
в первую очередь формируются во время знакомства
с народным творчеством, народными традициями на
моих уроках и занятиях кружка.
В деятельности воспитания опору и помощь я
вижу, со стороны родителей моих воспитанников.
Не скрою, что в этом мне повезло. Ни одного
мероприятия, ни одной задумки родители моего
класса не оставляют без внимания.
Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что
50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5
лет, остальные 50% собирает по крупицам всю жизнь.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит
ошибок воспитания родителей и “нелепости”
воспитания окружающей жизни. Но, воспитывая
личность, учитель дает шанс ученику состояться
как человеку, как личности. Личность – изделие
штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы
таких “изделий” было как можно больше.
Следующая опора – классный коллектив, где
каждый знает свои обязанности и без особых
напоминаний исполняет порученное дело. Особое
внимание хотелось бы заострить на подготовке и
проведении общешкольных и классных творческих
дел. Очень много внимания уделяю тому, чтобы мои
воспитанники занимались в системе
дополнительного образования. Занятость и
постоянные творческие поиски помогают им
заполнить пустоту, которая образовалась в нашем
обществе, объединяют их, а мне помогают достичь
нужной цели.
В.А. Сухомлинский писал: “Слово – самый
тонкий и самый острый инструмент, которым мы,
учителя, должны умело прикасаться к сердцам
наших питомцев”. Я провожу с детьми беседы о
чувствах, качествах, присущих человеку, таких как
доброжелательность, любовь к близким, верность и
преданность, скромность и благородство,
бескорыстие и щедрость. Чаще всего такие беседы
проходят во время подготовки общего дела, или
когда мы отдыхаем на природе у костра. Даже за
чашкой чая можно поговорить о многом. Я считаю,
что слово – самое необходимое и самое тонкое
прикосновение учителяк сердцам своих
учеников, которые стремятся стать лучше сегодня,
чем были вчера.
Не только слово, но и действие создает
пространство, которое можно назвать
воспитательным. Если что-то необходимо
выполнить моим ученикам, я не только помогаю
организовать, но и делаю вместе с ними. Это не
означает, что всю трудную работу я беру на себя.
Моим ученикам сейчас 9–10 лет и помощь им нужна, но
с каждым годом по мере взросления мое участие
будет уменьшаться, однако его нельзя полностью
исключить. И тогда моя помощь перерастет в
участие. Классный руководитель должен быть не
наблюдателем, а постоянным участником всех
событий.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает
духовную близость, жажду сопереживания,
стремление сотворчества и сотрудничества – это и
есть, на мой взгляд, основа воспитания личности,
Человека. Ведь главной целью воспитания является
возникновение понимания и доброго отношения к
окружающим тебя людям.
Неизменный факт в нашем изменяющимся обществе
то, что школа была, есть и будет центром, ядром
созидания и воспитания личности будущего, она
служила и будет служить для того, чтобы все
усилия педагогов были направлены на развитие и
воспитание личности. Каким будет результат
воспитания сегодня, таким станет наше будущее, от
этого зависит благополучие и мир нашей Родины.
Мои мысли и идеи сегодняшнего воспитания,
когда-то давно и очень точно, определил великий
педагог К.Д. Ушинский: “Для того, чтобы
воспитание могло создать для человека вторую
природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания
переходили в убеждения воспитанников, убеждения
и привычки… Когда убеждение так вкоренилось в
человеке, что он повинуется ему прежде, чем
думает, что он должен повиноваться, тогда только
он делается элементом его природы”.
Выпуская очередной класс, я думаю, что мне
больше не хватит сил, добра, тепла, терпения для
новых детей…
Наступает сентябрь, и я принимаю от воспитателя
детского сада первоклашек, маленьких, смешных,
любознательных, любопытных…
Значит, снова – работа, тревоги, заботы, удачи,
огорчения, – все это будет, потому что я –
классный руководитель.
Эссе на тему “Мой взгляд на
воспитание”
(Приложение)
Вариативность – включает многообразие
форм работы, отдыха и развлечений, а также
различные подходы к содержанию воспитания.
Оперативность, т.е. максимальная
насыщенность и быстрое реагирование на все
события классной (школьной) жизни.
Само управление, означает позицию учителя
в 1-2 классе – “смотри, как делаю я”, в 3 классе –
“делаем вместе”, ну, а в 4 – “ты знаешь, ты
умеешь, ты сделаешь лучше меня!”.
Соревнование включает стимулирование успеха
коллектива, путем учета и сравнимости
результата.
Слово учителя, сила личного примера.
Справедливость – основа доверия.
Способность прощать ребенка, доброта.
Патриотизм предполагает формирование
национального самосознания как одного из
основных условий, обеспечивающих связь между
поколениями, освоение национальной культуры.
Патриотизм – важнейшее человеческое качество,
принадлежащие ученику – личности. Здесь главное
– стремление его участвовать в жизни общества на
благо Родины, изучение прошлого страны, ее
национальных традиций.
Индивидуальность заключается в том, что
каждый получает свободу проявления своих
индивидуальных особенностей и способностей в
полной мере.
Толерантность проявляется в терпимости к
мнению и позиции других людей, к инакомыслию и
другому образу жизни.
Творчество – это двигатель всех школьных
дел: учебы, труда, внеклассной работы, –
способный вовлечь в процессе педагогов, детей и
родителей.
Авторитет предполагает признание за
учеником и учителем права на принятие
ответственности решений в условиях совместной
деятельности.
Нравственность проявляется во внутренних
и духовных качествах, которыми руководствуется
человек, этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами
Не утаивай правды. Не давай повода подозревать
себя в пристрастии, предвзятости, враждебности.
Информационные технологии включают
запрограммированные на компьютере алгоритмы тех
или иных видов умственной деятельности человека
либо обработка и преобразование информации с
помощью ПК.
Единые педагогические требования означают
организацию коллектива, способствуют
формированию хороших привычек, ценных традиций,
сознательной дисциплины.
Необходимы тесные контакты с семьей. Если
разнобой в требованиях – сразу просчет в
нравственном воспитании детей.
Ежедневно воспитывать детей, а не заниматься
воспитанием от случая к случаю.
В человеческом мире воспитание детей не ограничивается базовыми навыками, такими как добывание пищи или защита от врагов. Это значительно более глубокий процесс, направленный на формирование личности, умение взаимодействовать с социумом, развитие мышления и прививание моральных и этический норм.
С раннего детства ребенок начинает познавать мир. Важными составляющими этого процесса является родительское воспитание, обучение, копирование поведения окружающих, общение со сверстниками обоих полов. Все это формирует в нем необходимые знания, личностные качества, творческие способности и в результате получается полноценный человек.
Недостаток воспитания не может не отразиться на личности в целом. Если растущему человеку не привили элементарных правил этикета и поведения в обществе, ему потом будет очень сложно в это самое общество вписаться и адаптироваться к жизни в нем. Это провоцирует в нем стремление отделить себя от социума, оградиться от него.
Очевидно, что требования современной жизни необходимо учитывать в воспитании, но и о духовности забывать тоже нельзя. Потому что воспитанный только в духе материализма человек получается развитым односторонне и многое теряет.
Хорошее воспитание открывает перед человеком многие двери. Он становится желанным гостем в любой компании, у него появляется много друзей. Если родители хотят, чтобы их ребенок вписался в общество, чтобы у него было достойное будущее, начать нужно с правильного воспитания.
Воспитание – также немаловажная вещь в жизни человека, которая играет огромную роль, как и в развитии человеческого поведения в обществе, так и развития всей человеческой личности, в общем. В процессе воспитания человек получает все необходимые навыки и понятия, которые пригодятся ему при жизни, и которые также всегда укажут ему правильный путь развития собственных убеждений и взглядов. Воспитание формирует в человеке все самые лучшие черты, которые ценятся в человеческом обществе, и также создаёт определенную форму его поведения, которое впоследствии, если воспитание было правильное, очень поможет ему в развитии его как члена человеческого общества.
Воспитание также является некой вещью, которая формирует человеческое восприятие, делая из человека того, кем он и должен, по сути, являться. Пока идёт процесс воспитания человека можно называть ещё не сформировавшейся полностью уникальной личностью, так как только в процессе воспитания взгляды человека формируются полностью и в точности, после чего человек может с уверенностью сказать, что дальше в жизни он может двигаться сам. Однако, как и в любом другом понятии, существуют исключения, которые и есть также в понятии о воспитании. Воспитание как мы знаем, бывает, как и хорошее, так и, к сожалению, плохое. Очень часто происходит так, что люди, воспитывающие нас совсем ничего не понимают в воспитании и формировании личности, а потому в итоге человек получает очень плохое воспитание, которое впоследствии ему только вредит. Очень часто также человек просто не получает воспитание, что конечно же хуже даже чем плохое воспитание, так как человек вырастает полностью не подготовленным.
Таким образом, мы видим, что воспитание очень важный аспект в жизни человека, без которого не обойтись.
Эссе по теме: «Воспитать человека»
Выполнила: Алешина Маргарита Вячеславовна,
классный руководитель 6Б класса
ГБОУ Гимназии №1529 им.А.С.Грибоедова
Москва
2011
Из всех плодов наилучшее приносит хорошее воспитание.
К.Прутков
О воспитательном процессе пишут и говорят уже десятки столетий, однако единства взглядов в определении процесса воспитания нет. А между тем, воспитать человека – самое нужное, самое ответственное и самое трудное дело для семьи и страны. Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить. Позднее это понятие стали трактовать так: воспитать – «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие». В толковом словаре русского языка В.Даля под словом «воспитывать» подразумевается забота «о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его».
Воспитание…Что же оно значит для меня? Что в третьем тысячелетии считать воспитанием? На мой взгляд, воспитание – это привитие детям с раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему, приобщение ребенка к прекрасному, истине, доброте, доброй воле, красоте души.
Так что и как нужно сделать, чтобы воспитать ученика, воспитать настоящего Человека? Воспитывать – значит правильно ориентировать формирование личности, что возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Прежде всего, для этого воспитателю самому надо быть истинным Человеком – «жить правильно, любить людей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика». Воспитателю не следует забывать азбучную истину: фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов закладывается в умении видеть интересы других людей, вести себя так, чтобы рядом было удобно и приятно учиться, работать, отдыхать другим людям, в умении относиться к окружающим с тем вниманием, которого сами ждем от них. Взаимная помощь, высокая требовательность и глубокое уважение друг к другу – правила поведения воспитанного человека. Во-вторых, хороший воспитатель должен обладать такими качествами, как терпимость и сдержанность, умение все видеть, но далеко не на все реагировать, иметь чуткое сердце и пытливый ум. В-третьих, еще одной основой воспитания является тесное взаимодействие классного руководителя и родителей, ведь не зря Л.Н.Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5 лет. Даже самый талантливый учитель не справится в одиночку, когда дело касается воспитания. В-четвертых, необходимо выработать для себя определенную систему правил или заповедей.
Так, в своей работе классного руководителя я стараюсь придерживаться следующих основных правил:
Главная цель воспитания – счастливый человек.
Нужно верить в то, что воспитываешь, любить тех, кого воспитываешь.
Воспитание без уважения – подавление.
Каждый ребенок – это талант, который должен быть открыт.
Предоставлять самостоятельность ребенку.
Учить детей личным примером.
Учить отвечать за свои поступки.
Не навредить.
Уметь извиняться, если ты не прав.
В заключение скажу, что пусть говорят, что овладеть искусством воспитания в совершенстве невозможно, но я считаю, что стремиться к нему надо! Ведь только сильные духом никогда не сдаются. Если хочешь быть достойным классным руководителем, нужно никогда не останавливаться на достигнутом, всегда учиться, оттачивать своё мастерство, иначе ты будешь неинтересен детям. Как бы ни было трудно, входить в класс необходимо с улыбкой и светлой душой, тогда тебе поверят и пойдут за тобой ученики.
Завтра будет новый школьный день, и на меня опять будут смотреть глаза – глаза 28 моих учеников. Меня снова будут ждать тревоги и заботы, взлеты и падения, радость победы и горечь поражения…Все это будет, потому что я –классный руководитель, и это звучит гордо!
План
1. Что вкладывает человек в понятие «воспитание»?
2. Можно ли воспитать человека?
3. Нужно ли быть воспитанным?
«Воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования» М.П.Алпатов
Что такое воспитание? И должен ли современный человек быть воспитанным? Нужно ли это сегодняшнему обществу? На все эти вопросы я постараюсь ответить в своем небольшом сочинение на тему «Воспитание». Хорошее определение «воспитания» мы читаем в эпиграфе. Воспитывают все: родители, школа, общество, т.е. окружающий человека мир. Но как мы понимаем, воспитан человек или нет?
Современное общество хочет видеть честного, добропорядочного, умного, тактичного, уважающего окружающих, понимающего и умеющего сострадать другому, т.е. воспитанного человека. Оно оценивает высокие нравственные качества, чувство эмпатии, готовность помочь, умение любить. Именно эти понятия мы и вкладываем в определение «воспитание».
А как воспитать такого человека? Семья – это основа воспитания. Родители часто влияют на определение ребенка в жизни, на его профессию, выбор друзей или супруга. Это влияние может быть и насильственным. Ребенок идет по велению отца или матери учиться на дипломата, хотя ему интересна фотография или уличные граффити. Не реализуется талант, творчество, желание быть полезным своим умением.
Но ничто не действует сильнее, чем собственный пример. С детства ребенок видит поведение своих родителей, их поступки, слова, и это для него оказывается лучшим воспитателем, чем произнесенные слова «правильно», «красиво», «нужно». И если родители воспитаны, то и ребенок будет таким. Он примет у них это как естественное правило жизни. Несомненно, школа играет не последнюю роль в воспитании человека. Педагог передает ребенку не только свои знания, но и умение вести себя в обществе, общаться с людьми, жить честно и быть достойным гражданином своей Родины.
Воспитанный человек всегда будет в цене. История еще не знает таких примеров, когда выбирали недостойных и невоспитанных. Уметь быть воспитанным – трудное дело, но жизнь оценит эти старания. Воспитание – это красота. Красота тела, сознания, ума. Красота души.
Воспитанный человек
Воспитанный человек. Что означает это понятие? Толковый словарь определяет слово «воспитанный» так: «Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя».
В разное время люди, конечно, вкладывали разный смысл в это понятие, потому что «хорошее» воспитание людям разных эпох представлялось по-разному. Ведь то, что считалось «хорошим» воспитанием у древних греков или у шумеров, в наше время может оказаться просто неприличным!
Но я попытался разобраться, что означает «хорошее воспитание» и «хорошо вести себя» в наши дни, и вот к каким выводам я пришёл.
Хорошо воспитанный человек никогда не грубит никому, даже недругам. Он всегда вежлив и доброжелателен со всеми. Такой человек никогда не обидит ни словом, ни делом. От воспитанного человека не услышишь нецензурного слова, да и просто грубое слово навряд ли он произнесёт в присутствии других людей.
Человека можно назвать воспитанным, если он открывает дверь перед идущей за ним женщиной (кстати, в Америке женщина посчитает такого человека грубияном, нарушающим её права, унижающим её достоинство предположением, что она сама не в состоянии открыть дверь!), если мужчина первым здоровается с женщиной. А в деревне воспитанный человек обязан здороваться с любым встречным, даже незнакомым, человеком в городе это уже необязательно.
Также воспитанным считается человек, умеющий культурно вести себя за столом. Он должен правильно и аккуратно вести себя в быту, быть опрятным в одежде и следить за своим внешним видом.
Многое требуется от воспитанного человека! Но эти требования не такие уж и трудновыполнимые, если получил хорошее воспитание в детстве.
Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание»
Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Всё начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и ребенок – зеркальные отражения друг друга.
Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях. «Я хочу!» – вот их лозунг.
В представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Таким образом, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. У учащихся отмечается проявление негативного отношения к своему Отечеству, и представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, а приобретают критически-циничный оттенок.
Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность – изделие штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.
Какова же цель воспитания? На этот счёт существовало и существует много разных мнений. Цель воспитания определяется потребностями общества и зависит от темпов социального и научно–технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей учебных заведений, учителей и учеников.
Уходит в историю двадцатый век, этот век вместил в себя столько великого и низкого, мудрого и бездумного, столько крови и самоотверженности, высоких порывов и зла. Век со своими задачами и приоритетами, в том числе и в воспитании подрастающего поколения…
Воспитание в третьем тысячелетии…
Каким оно должно быть? Кого воспитывать? Как воспитывать?
В нашем современном обществе в условиях образовательного процесса целью воспитания является человек, воспитание в человеке человека.
А дети, они совсем другие, не такие как мы… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание не возможно! Чаще с нескрываемым интересом и любопытством надо задавать детям вопросы: «Что читают? Что модно? Что означает это новое слово?» Надо уметь разговаривать на «их языке», не допуская панибратства и фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не забудем протянуть им свою руку…
Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества – это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.
Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается — только бесстрашному общению.
Каждый педагог и родитель должны запомнить, что передать миру наших детей нужно честными людьми. Это наша совместная простая забота, это наш социальный заказ. Ребенок приходит в жизнь как гость — он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на все готовы ради него, мы любим его, мы счастливы видеть его таким, каков он есть. Дорогой, самый дорогой гость в доме. Но, вырастая, он становится равным нам, нашим сотрудником. И так в нашу педагогику входит, самое важное и самое сложное слово — педагогика сотрудничества. Сотрудничество в воспитании — то же, что дух в личности. Сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. В последние годы мало говорят о сотрудничестве, хотя слова “педагогика сотрудничества” и стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по-разному, и, зачастую, в совсем противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале.
Я считаю, что вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться и развиваться, самому добывать знания.
Сотрудничать с людьми — значить уважать их, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться в них и быть им нужным. Но ведь это то же самое, чего мы ждем от ребенка. С. Соловейчик пишет о своем понимании сотрудничества так: “Сотрудничество — это совместная работа равных. Сотрудника нельзя заставить отвечать или вызывать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать”. Если разделять эту точку зрения, то приходим к выводу о несовместимости классно-урочной системы и педагогики сотрудничества. В моем понимании сотрудничество это совместное творчество, совместная деятельность как на уроках, так и в внеклассное время. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собой устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение.
Сегодня педагогика безнадежно начинает отставать от современного, стремительно меняющегося мира. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации. Порождается драматическая ситуация, при которой знания устаревают, не успев стать по настоящему освоенными. Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становиться не само знание, а умение его добывать. Однако сегодня никого не надо убеждать, что информация может быть как полезной, так и вредной. В первую очередь волны мутных информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негативной информации. Поэтому дети, даже из вполне благополучных семей, массово становятся трудновоспитуемыми. Раньше основными источниками информации были печать и телевидение, подконтрольные власти, школа и семья. Сейчас спутниковые антенны и Скоростной Интернет выбрасывают детей с свободное плавание, в котором утрачена система ценностных ориентиров, где белое становится черным и наоборот., настоящее все труднее отличить от ложного.
Классный руководитель принимает ребенка таким, каков он есть Надо не переделывать, а развивать то что уже есть, выращивать то чего пока нет. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие личности ученика оказывает та система отношений, которая его окружает.
И как учитель – предметник я постоянно работаю над формированием у своих учеников бережного отношения к природе, так как человек, на мой взгляд, становится способным видеть прекрасное только через любовь к своей природе. Мой любимый вопрос – почему? А природа предоставляет для любопытства неограниченную свободу, так как сама не имеет границ. Знакомство с природой будет любознательность ребенка, она помогает понять многое, приучает видеть удивительный мир. Этот мир встречает человека тысячами разных загадок и тайн, морем звуков и запахов, заставляя останавливаться, чтобы видеть красоту, окружающую нас. Учитель не должен бояться говорить ученику, что у него все получается. Я часто произношу слова одобрения: «молодец», «умница» и рада за учеников, когда успехи ученика более чем скромны.
Воспитание детей – рекордно сложное занятие,
самое запутанное из всех видов творчества. Это
творение живых характеров, создание
необыкновенно сложных микромиров, а для такого
творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие
знания. К воспитанию детей стоило бы относиться
как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Я часто перебираю фотографии своих учеников…
За весь период моей работы в школе было несколько
выпусков. Все ребята такие разные: грустные и
веселые, красивые и мудрые, добрые и не очень,
романтики и прагматики, озорные и смешные,
наивные, трогательные, но, самое главное, – все
они состоялись, состоялись как личности.
А вот мои бывшие ученики, девятиклассники,
выпускники школы… Провожаю их глазами и от души
улыбаюсь им вслед, я видела их непослушные
пуговицы на зимних шапочках и тёплых шубках,
куда-то спрятавшиеся рукавички, вечно
пропадающие пакеты со сменной обувью. Теперь это
взрослые люди, серьёзные ученики, без пяти минут
выпускники. Стройные и сильные юноши, красивые и
воспитанные девушки.
Я часто представляю, какими будут мои дети. Это
будут САМОстоятельные и САМОдеятельные
личности, понявшие свою САМОценность, которые
достигли САМОопределения и САМОутверждения
путём САМОразвития и САМОреализации. Таков
идеал. Путь к нему достаточно долгий и непростой.
Как сделать так, чтобы он был прямым и светлым?
В Толковом словаре русского языка Владимира
Даля читаю: “Воспитывать – заботиться о
вещественных и нравственных потребностях
малолетнего до возраста его”.
При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем,
что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой
след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо,
если те, с кем общается маленький человек, умные,
добрые, люди высокой нравственной культуры.
Педагогический смысл в понятии воспитание
приоткроется, если задуматься над значением
самих педагогических действий в процессе
воспитания. Какие же это действия?
Во-первых, объяснять то или иное значение
поступка или события, обращаться к ребенку,
вызывая его к собственным размышлениям о
происходящем, к переживаниям.
Во-вторых, вызвать эмоционально
положительное отношение к новой деятельности, к
трудному, но важному усилию, обязанностям.
В-третьих, включать общее дело, общие заботы,
во взаимодействие с другими людьми. Эти действия
указывают на свою близость друг к другу,
единство, взаимосвязь.
Воспитание – это действие “притяжения”
ребенка к Истине, Доброте, Доброй Воле, Красоте
Духа.
Нельзя научить человека жить, если он сам не
учится этому. Воспитание для ребенка это не
подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей
ее полноте, а для воспитателя воспитание – это
тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни
учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом
поддерживает мудрый взрослый. Один из героев
знаменитого фильма “Доживем до понедельника”
на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это
когда тебя понимают”. Что же такое способность
к пониманию? Это может быть любовь,
заинтересованность, оправдание, поддержка,
сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть
очень внимательным, терпеливым, благодарным,
способным к соучастию. На мой взгляд, главной
задачей воспитания сегодня, является задача
привития детям с самого раннего возраста чувства
сострадания и любви к ближнему. В конечном счете,
позиция учителя должна быть основана на любви,
доброте, милосердии, взаимопонимании.
Духовность, любовь к ближнему, любовь к своей
стране и её жителям – эти качества, на мой взгляд,
в первую очередь формируются во время знакомства
с народным творчеством, народными традициями на
моих уроках и занятиях кружка.
В деятельности воспитания опору и помощь я
вижу, со стороны родителей моих воспитанников.
Не скрою, что в этом мне повезло. Ни одного
мероприятия, ни одной задумки родители моего
класса не оставляют без внимания.
Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что
50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5
лет, остальные 50% собирает по крупицам всю жизнь.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит
ошибок воспитания родителей и “нелепости”
воспитания окружающей жизни. Но, воспитывая
личность, учитель дает шанс ученику состояться
как человеку, как личности. Личность – изделие
штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы
таких “изделий” было как можно больше.
Следующая опора – классный коллектив, где
каждый знает свои обязанности и без особых
напоминаний исполняет порученное дело. Особое
внимание хотелось бы заострить на подготовке и
проведении общешкольных и классных творческих
дел. Очень много внимания уделяю тому, чтобы мои
воспитанники занимались в системе
дополнительного образования. Занятость и
постоянные творческие поиски помогают им
заполнить пустоту, которая образовалась в нашем
обществе, объединяют их, а мне помогают достичь
нужной цели.
В.А. Сухомлинский писал: “Слово – самый
тонкий и самый острый инструмент, которым мы,
учителя, должны умело прикасаться к сердцам
наших питомцев”. Я провожу с детьми беседы о
чувствах, качествах, присущих человеку, таких как
доброжелательность, любовь к близким, верность и
преданность, скромность и благородство,
бескорыстие и щедрость. Чаще всего такие беседы
проходят во время подготовки общего дела, или
когда мы отдыхаем на природе у костра. Даже за
чашкой чая можно поговорить о многом. Я считаю,
что слово – самое необходимое и самое тонкое
прикосновение учителя к сердцам своих
учеников, которые стремятся стать лучше сегодня,
чем были вчера.
Не только слово, но и действие создает
пространство, которое можно назвать
воспитательным. Если что-то необходимо
выполнить моим ученикам, я не только помогаю
организовать, но и делаю вместе с ними. Это не
означает, что всю трудную работу я беру на себя.
Моим ученикам сейчас 9–10 лет и помощь им нужна, но
с каждым годом по мере взросления мое участие
будет уменьшаться, однако его нельзя полностью
исключить. И тогда моя помощь перерастет в
участие. Классный руководитель должен быть не
наблюдателем, а постоянным участником всех
событий.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает
духовную близость, жажду сопереживания,
стремление сотворчества и сотрудничества – это и
есть, на мой взгляд, основа воспитания личности,
Человека. Ведь главной целью воспитания является
возникновение понимания и доброго отношения к
окружающим тебя людям.
Неизменный факт в нашем изменяющимся обществе
то, что школа была, есть и будет центром, ядром
созидания и воспитания личности будущего, она
служила и будет служить для того, чтобы все
усилия педагогов были направлены на развитие и
воспитание личности. Каким будет результат
воспитания сегодня, таким станет наше будущее, от
этого зависит благополучие и мир нашей Родины.
Мои мысли и идеи сегодняшнего воспитания,
когда-то давно и очень точно, определил великий
педагог К.Д. Ушинский: “Для того, чтобы
воспитание могло создать для человека вторую
природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания
переходили в убеждения воспитанников, убеждения
и привычки… Когда убеждение так вкоренилось в
человеке, что он повинуется ему прежде, чем
думает, что он должен повиноваться, тогда только
он делается элементом его природы”.
Выпуская очередной класс, я думаю, что мне
больше не хватит сил, добра, тепла, терпения для
новых детей…
Наступает сентябрь, и я принимаю от воспитателя
детского сада первоклашек, маленьких, смешных,
любознательных, любопытных…
Значит, снова – работа, тревоги, заботы, удачи,
огорчения, – все это будет, потому что я –
классный руководитель.
Эссе на тему “Мой взгляд на
воспитание”
(Приложение)
Вариативность – включает многообразие
форм работы, отдыха и развлечений, а также
различные подходы к содержанию воспитания.
Оперативность, т.е. максимальная
насыщенность и быстрое реагирование на все
события классной (школьной) жизни.
Само управление, означает позицию учителя
в 1-2 классе – “смотри, как делаю я”, в 3 классе –
“делаем вместе”, ну, а в 4 – “ты знаешь, ты
умеешь, ты сделаешь лучше меня!”.
Соревнование включает стимулирование успеха
коллектива, путем учета и сравнимости
результата.
Слово учителя, сила личного примера.
Справедливость – основа доверия.
Способность прощать ребенка, доброта.
Патриотизм предполагает формирование
национального самосознания как одного из
основных условий, обеспечивающих связь между
поколениями, освоение национальной культуры.
Патриотизм – важнейшее человеческое качество,
принадлежащие ученику – личности. Здесь главное
– стремление его участвовать в жизни общества на
благо Родины, изучение прошлого страны, ее
национальных традиций.
Индивидуальность заключается в том, что
каждый получает свободу проявления своих
индивидуальных особенностей и способностей в
полной мере.
Толерантность проявляется в терпимости к
мнению и позиции других людей, к инакомыслию и
другому образу жизни.
Творчество – это двигатель всех школьных
дел: учебы, труда, внеклассной работы, –
способный вовлечь в процессе педагогов, детей и
родителей.
Авторитет предполагает признание за
учеником и учителем права на принятие
ответственности решений в условиях совместной
деятельности.
Нравственность проявляется во внутренних
и духовных качествах, которыми руководствуется
человек, этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами
Не утаивай правды. Не давай повода подозревать
себя в пристрастии, предвзятости, враждебности.
Информационные технологии включают
запрограммированные на компьютере алгоритмы тех
или иных видов умственной деятельности человека
либо обработка и преобразование информации с
помощью ПК.
Единые педагогические требования означают
организацию коллектива, способствуют
формированию хороших привычек, ценных традиций,
сознательной дисциплины.
Необходимы тесные контакты с семьей. Если
разнобой в требованиях – сразу просчет в
нравственном воспитании детей.
Ежедневно воспитывать детей, а не заниматься
воспитанием от случая к случаю.