Сочинение на тему воспитание истинного гражданина

8 вариантов

  1. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается важнейшая тема всех времен и народов — воспитание человека. Что же такое воспита­ние? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать до­стойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына — Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: «Мит­рофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…». Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан — избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отстав­ной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не пре­вращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Враль­ман — бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является без­божное коверканье русского языка.
    Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстанов­ке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормив­шую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершен­но бесполезного человека. «Ну что может выйти из Митрофана…», о ка­ком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
    «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время».
    Но воспитание истинного гражданина — не единственная проблема, ко­торую затрагивает Фонвизин по ходу комедии. Для отражения своих про­светительских идеалов он создает образы носителей добродетелей: Стародума и Правдина, усложняет и традиционные образы влюбленных — Милона и Софьи. Фонвизин вложил в их монологи все свои идеи, противоречия, недовольства. То есть они говорят о том, что дорого автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, непогре­шимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уваже­ние к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковским понятия о чести, знатности и бо­гатстве: «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Также автор «Недоросля» требует человеческого отношения к крепостным: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был стать жи­вым укором господам, в чьих домах творился такой же беспредел. Заставив в конце комедии Правдина взять имение в опеку, Фонвизин подсказывал правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестья­нами, должны быть лишены права владеть ими.
    Писатель выступил в «Недоросле» как «страж общего блага». И он хо­тел навсегда остаться именно таким в памяти своих читателей.

  2. В комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” раскрывается важнейшая тема всех времен и народов – воспитание человека. Что же такое воспитание? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать достойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына – Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: “Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…”. Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан – избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отставной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не превращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Вральман – бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является безбожное коверканье русского языка.
    Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстановке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормившую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: “Да отвяжись, матушка, как навязалась”. Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершенно бесполезного человека. “Ну что может выйти из Митрофана…”, о каком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
    “Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время”.
    Но воспитание истинного гражданина – не единственная проблема, которую затрагивает Фонвизин по ходу комедии. Для отражения своих просветительских идеалов он создает образы носителей добродетелей: Стародума и Правдина, усложняет и традиционные образы влюбленных – Милона и Софьи. Фонвизин вложил в их монологи все свои идеи, противоречия, недовольства. То есть они говорят о том, что дорого автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковским понятия о чести, знатности и богатстве: “Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану”. Также автор “Недоросля” требует человеческого отношения к крепостным: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”. Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был стать живым укором господам, в чьих домах творился такой же беспредел. Заставив в конце комедии Правдина взять имение в опеку, Фонвизин подсказывал правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть ими.

  3. В итоге, за три года он при упоминании науки истории говорит, что и сам знает несколько историй, а дверь у него может быть как прилагательное, так и существительное. Об арифметике и других науках и вовсе говорить не стоит. Митрофанушка невежда, ничего не знает и не стремится к познаниям. При этом в Недоросли проблема воспитания и образования заключается и в том, что и сами учителя, которые должны были научить молодого человека наукам, не настаивают на учебе. Да и чему они могут научить, когда один из них бывший кучер. Цыфиркин дал все, что знал, а это говорит о том, что нужно полностью менять систему образования.
    Благодаря таким героям, как Простакова, Скотинин, Митрофан, мы и можем ответить на вопрос, как раскрывается проблема воспитания в комедии. Именно из-за старых взглядов, из-за лени, из-за отсутствия стремления к познаниям, из-за взрослых, которые являясь примером для подражания, Митрофанушки ведут себя наихудшим образом и будет существовать проблема воспитания. Но, не все так плохо, ведь Фонвизин при этом рисует и других героев, таких как Стародум, Правдин, которые придерживались других взглядов. Они поддерживали просветительство и развитие. При этом и среди молодого поколения есть те, кто хочет развиваться, хочет стремиться к лучшему и здесь появляются образы Софьи и Милона. Эти герои были образованными, честными, добрыми и справедливыми людьми. И пока такие люди есть, страна будет двигаться вперед, ну а Митрофанушки, они были, есть и будут, главное, чтобы мы сами не стали их подобием.

  4. Ты должен посвятить Отечеству свой век,
    Коль хочешь навсегда быть честный человек.
    Д. И. Фонвизин
    24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу состоялась пре­мьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Придавая комедии большое обществен­ное значение, Фонвизин сам был и режиссером. Роль Стародума он отдал крупнейше­му русскому актеру Ивану Дмитровскому, роль Правдина сыграл талантливый артист Плавильщиков. Премьера комедии «Недоросль» стала триумфом идей русского дворянского Просвещения. Театр был полон, публика аплодировала «метанием кошель­ков». Первым кошелек, наполненный золотом, бросил на сцену Дмитровскому сам Потемкин. В историю вошли слова, будто бы сказанные им автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
    Центром спектакля стал Стародум. Его речи находили отклик у передовых людей того времени. Стародум, Правдин, Милон разъясняли зрителям, что означает истин­ный патриотизм в нашем Отечестве. Не слепо подчиняться государственной власти, не льстить монарху и его окружению, а честно исполнять свой долг. О, как презирал Стародум льстецов! «Льстец есть тварь… Все его стремление к тому, чтоб сперва осле­пить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть начнет». В молодости Стародум подружился как- то с одним графом, любившим говорить о чести и долге перед государством. Когда же была объявлена война, граф остался дома, а Стародум поспешил на фронт, чтобы за­служить звание дворянина, данное ему от рождения. О его героизме на фронте гово­рили многочисленные раны, а также уважение солдат и офицеров, но чином он был обойден. В тот момент Стародум был так оскорблен, что «тотчас взял отставку». Те­перь же, вспоминая об этом, он приходит к выводу, «что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Вот если бы нынешние чиновники помни­ли об этом!
    В просветительских убеждениях Фонвизина важное место занимает мысль о долж­ностях. В «Недоросле» утверждается, что все люди, живущие в обществе, связаны друг с другом исполнением своих должностей. Должность — «это тот священный обет, ко­торым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим». Общество разделено на сословия, у каждого сословия свои должности, свои обязанности, но у дворян они наи­большие. Дворянин обязан помнить, что есть люди, которым надо помогать; есть Отечество, которому надо служить. «Степени знатности, — говорил Стародум, — рассчи­тываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества». Самый большой господин в государстве — монарх. К нему, значит, надо предъявлять и самые высокие требования.
    Правдин глубоко убежден в справедливости и просвещенном характере екатери­нинского самодержавия. Он прибыл, чтобы исполнить его волю: взять под опеку име­ние Простаковых. То же самое ожидает и Скотининых. Эти помещики, развращен­ные неограниченной властью, превратили своих крестьян в тягловый скот и еще более скотоподобными стали сами. Финал комедии — это своего рода рекомендация Фонви­зина Екатерине вмешаться в отношения помещиков и крестьян, ограничить помещи­чий произвол. Однако история царствования Екатерины не знает примера, чтобы пра­вительство брало в опеку чье-либо поместье. Поэтому Стародум ближе Фонвизину, чем Правдин. Стародум противопоставляет Екатерине Петра I: именно Петр официаль­ным указом ввел опеку правительства над имениями помещиков-тиранов, а Екатери­на сознательно этот указ не выполняла. На предложение Правдина служить при дво­ре, чтобы лечить общественные болезни, Стародум отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».
    Идеал фонвизинского гражданина выражен в очень простой формуле — честный человек. Честным может быть человек любого сословия. Если для Простаковой Цифиркин — слуга, то для Стародума он человек, заслуживающий уважения. На вопрос Правдина, сколько ему должны за обучение Митрофана, Цифиркин отвечает: «Мне? Ничего». Даже Простакова признается, что за двухлетнее обучение Митрофана Цифиркину заплатили только десять рублей. Цифиркин с достоинством отвечает: «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года, мы и квиты». Он не желает брать денег за то, в чем не добился успеха. Стародум видит перед собой еще одну родствен­ную душу. Сам-то он тоже когда-то «отошел от двора без деревень, без ленты, без чи­нов», зато сохранил свою душу, свою честь, свои правила.
    Честность, добронравие надо воспитывать с детства. Вот почему тема воспитания проходит через всю пьесу. Какой гражданин может вырасти из Митрофанушки?! А ведь он от природы далеко не глуп, всему виной воспитание. И дело не в том, что он азов наук не знает. В нем нет ни капли «благонравия», то есть доброты. А Стародум убеждает нас в том, что «главная цель всех знаний — благонравие».
    Некоторые считают, что Правдин и Стародум — резонеры, что их реплики чересчур длинны и скучны, что Милон и Софья — слишком идеальные герои: в жизни таких не бывает, автор их выдумал. Ничего подобного! Тогдашние зрители узнавали в лучших героях Фонвизина многих своих современников. А Стародум как будто сошел со страниц пьесы и стал соратником Фонвизина, Новикова, Крылова и других русских просветителей. Мудрые советы Стародума, «друга честных людей», вполне могут при­годиться и сегодня. У Е. Евтушенко есть строки, с которыми не очень хочется согла­шаться (хотя приходится):
    Государство, ты всегда холопство, барство,
    Царство лести, доносительство, вражда.
    Чувство Родины и чувство государства
    Не сольются в человеке никогда.
    Если бы выполнялись советы Стародума, то «чувство Родины и чувство государ­ства» никогда не противоречили бы друг другу.

  5. Тема: “Как воспитать истинного гражданина?” ( Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»)
    Цели:
    формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;
    содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания;
    учить анализировать и обобщать приобретённые знания;
    развивать речевую активность;
    воспитывать гражданские качества ( “…есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”).
    Оборудование:
    портрет Д. И. Фонвизина
    рисунки учащихся к комедии
    таблица -“системный оператор”
    домашнее задание, выполненное в группах (таблицы “хорошо-плохо”).
    Ход урока
    1. Слово учителя
    В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.
    Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
    Мы говорили, что комедия “Недоросль” не столько бытовая, сколько социально-политическая. И тема нашего урока: “Как воспитать истинного гражданина?”
    2. Беседа
    Раскрывая тему воспитания, автор говорит устами своего героя Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства”.
    (Эти слова записаны на доске.)
    – Объясните смысл этих слов. (Один из ответов: “Каких людей, граждан мы воспитаем, в таком обществе и будем жить”.)
    – Что значит – быть гражданином? (Один из ответов: “Быть полезным обществу, приносить пользу государству, стараться сделать его лучше”.)
    – А вы считаете себя гражданами? Да или нет – объясните: почему?
    – Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? (Один из ответов: “Человек рождается – его воспитывает семья, он подрастает, становится более зрелым – его воспитывает семья, окружение, общество и, конечно, он сам. ”)
    Итак, человека – гражданина воспитывает семья, общество и сам человек воспитывает себя.
    Давайте вспомним, каковы были культура, просвещение, общественно-политическая обстановка последней трети XVIII века.
    3. Сообщение учащегося
    (Индивидуальное д/з.)
    В последнюю треть XVIII века Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Был получен выход в Чёрное море, возникли города: Одесса, Николаев, Севастополь.
    Это было время расцвета крепостничества и помещичьего произвола. Крестьяне превратились в полную собственность помещика, власть которого в его имении стала безгранична. Такое положение привело к обострению классовой борьбы. Наивысшая точка этой борьбы – крестьянская война под предводительством Пугачева.
    После его подавления в стране ещё больше усилилась правительственная реакция, проводились мероприятия против всего передового, прогрессивного.
    Обострение классовых противоречий содействовало развитию передовой общественной мысли. Растёт и крепнет передовая литература, обличающая чиновников-взяточников, вельмож, жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Открываются школы, развивается образование. Образуются научные и литературные общества.
    – Запишите в тетрадь вывод: какой была обстановка в России этого периода?
    (Один из вариантов: о-п обстановка в России последней трети XVIII века сложилась противоречивая: с одной стороны – развивается и крепнет наука, культура, просвещение, прогрессивные умы стараются изменить общество; с другой стороны – правительственная реакция, которую поддерживают власть имущие, они борются со всем новым, передовым, не понимают, боятся прогрессивных преобразований.)
    4. Учитель
    – Последняя треть ХVIII века, семья господ Простаковых. Что же представляет из себя семья и окружение Митрофанушки? (Ответы учащихся.)
    Вот в таком окружении, в такой семье рос и воспитывался Митрофанушка.
    – Кто же главный в этой семье? (Мать, госпожа Простакова, цель всей жизни которой – счастье сына.)
    5. Приём “хорошо – плохо”
    – Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (Ответы учащихся.)
    – Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?
    Учащиеся представляют свои д/работы, выполненные в группах. Одна из работ:
    Хорошо
    Плохо
    заботится, чтобы сынок был сыт, обут, одет;
    беспокоится, не загружен ли он умственно;
    заботится о будущем (выгодная женитьба), ни в чём не отказывает, исполняет все желания.
    воспитала эгоизм, он вырос неблагодарным, не обременён ни умом, ни совестью;
    ограничен в развитии, нет духовного воспитания;
    невежество, необразованность;
    не умеет и не хочет трудиться, приносить пользу обществу;
    научился хитрить, приспосабливаться, использует людей, никого не уважает, даже свою мать, которая его так любит.
    – Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен.
    Но чего нет в такой любви, в таком воспитании?
    (Один из ответов: в любви и воспитании г. Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящего гражданина. Это нравственный калека.
    6. “Системный оператор”
    – А что же сам Митрофанушка, каков он? Давайте посмотрим, где кроется причина того, что Митрофанушка стал тем, кем он стал. Поработаем по СО. (Работа по группам)
    1 гр. – система (Митрофанушка) и подсистема (его нравственные качества);
    2 гр. – прошлое системы (семья) и прошлое подсистемы (воспитание родителей М. , воспитание Митрофанушки);
    3 гр. – будущее системы (судьба героя) и будущее подсистемы (нравственное развитие);
    4 гр. – прошлое надсистемы (общество, эпоха Петра I, дворцовых переворотов), надсистема (общество – эпоха Екатерины), будущее надсистемы (XIX век, пореформенная эпоха.)
    (По результатам работы групп заполняется таблица “Системный оператор”.)
    Системный оператор
    Прошлое надсистемы.
    Общество
    Эпоха Петра I – реформы во всех областях; развитие образования, науки, просвещения. Вводятся европейские обычаи; победа в Северной войне.
    Эпоха дворцовых переворотов – о развитии государства никто не заботится.
    Надсистема.
    Общество, семья
    Эпоха Екатерины II. – развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи. Но в то же время правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным; усиление крепостного права. Митрофана окружают невежественные, грубые, деспотичные люди, живущие для себя.
    Будущее надсистемы. Общество
    XIX век. Пореформенная эпоха – 1812 г. – победа, подъём патриотического духа, 1825 г. – стремление декабристов изменить общество. 1861 г. – отмена крепостного права. Реформы Александра II. Время, прогрессивное для России.
    Прошлое системы.
    Семья
    Отец. Робкий, безвольный, слабохарактерный, ограниченный человек.
    Мать. Грубая, необразован- ная, трусливая, жестокая крепостница. Любит только сынка.
    Дядя. Невежественный, ограниченный, интересы – скот. Скотинины и воспитывались в невежестве.
    Система.
    Митрофанушка
    Дворянин, ему 16 лет; семья.
    Домашнее воспитание, а точнее, отсутствие всякого воспитания. Любит вкусно и много поесть, гонять голубей. Живет в своё удовольствие.
    Будущее системы.
    Его будущее
    Идёт служить на низкую должность. Он не может справляться со своими обязанностями. Не приносит пользы обществу, а значит, мы не можем считать его гражданином.
    Прошлое подсистемы.
    Нравственные качества, воспитание
    Митрофана воспитывали грубым, хитрым, невежественным, эгоистичным. Мать воспитывала сына на биологическом уровне: нет духовного и нравственного воспитани.
    Подсистема.
    Нравственные качества
    Никого не любит. Живет для себя, хитёр, увёртлив, жесток, сильно избалован, эгоистичен. Шантажирует мать, предаёт её. Хоче просто жить, не утруждая себя ни в чём.
    Будущее подсистемы.
    Нравственные качества
    Т.к. он ничего не умеет, бесполезный человек, он становится забитым, а потом выплёскивает злость на крепостных. Нет моральных устоев, не развивается духовно. Он ещё хуже матери и не хочет меняться.
    7. Итог
    – Мы увидели, что представляет из себя герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофанушка, посмотрели, из чего складывалось его воспитание в семье, в каком обществе он жил, каково его отношение к окружающим, к обществу, что его ожидает в будущем.
    – Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой?
    (Вывод делают учащиеся. Один из ответов: Первая причина – в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к. сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её. И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.)
    – А если изменить что-нибудь в системе, например, прошлое системы?
    (Учащиеся фантазируют, что могло бы быть: дедушка Митрофана служил бы государству, был бы патриотом…)
    – Вспомните примеры в литературе: этот же период, эпоха, тоже дворянская семья, но этого героя мы называем истинным гражданином…(Учащиеся: это Пётр Гринёв. Его действительно можно назвать истинным гражданином. Главным в родительском воспитании было служение Отечеству, соблюдение чести дворянина, “ беречь честь смолоду…”
    И Пётр Гринёв сам старался быть таким, каким был его отец, каким его воспитывали родители, быть гражданином.)
    За что бы вы сказали спасибо Митрофанушке? (Чему научились, что поняли…)
    (К этому уроку ученица Воронина Аня написала стихотворение.)
    Кто есть истинный гражданин?
    У кого-то есть талант
    Землю засевать,
    У кого-то есть талант
    Книги создавать.
    Кто-то трудится в земле,
    В темных дырах шахт.
    Ну а кто-то день и ночь
    Не сменяет вахт.
    Кто-то служит на границе,
    Сторожит покой.
    Кто-то лечит, кто-то строит, –
    Вот закон простой.
    Вот они, на ком земля
    Держится подчас.
    Истинными гражданами
    Называем вас.
    8. Домашнее задание (по выбору)
    Выписать советы Стародума по воспитанию истинного гражданина. Что бы вы изменили, что , на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения. Составьте свои рекомендации по воспитанию гражданских черт характера, гражданских чувств.
    Напишите сочинение (“Эпилог”) о будущем героя, о его судьбе. (В любом жанре).
    “Воспитайте” его. Какие обстоятельства могли бы изменить героя?
    9. Оценки за урок выставляются “старшими” в группах на листах-экранах

  6. Вопросо ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря всовременном русском языке слово недоросль означает недоучка. ВедьМитрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотямать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, атолько потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого “…ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..”
    Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: “…имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…” Онипрезирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал,что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в немдостоинство. “…Золотой болван – все болван…”
    Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог статьМитрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество,грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно,ведь родители – всегда главный пример для подражания детям. А какойпример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если онапозволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижатьокружающих?Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильноизбаловала его. Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана – он растет невеждой.
    Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь онибыли такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и незаставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Есличто-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Тригода он уже учился, а нового ничего не узнал. “… Не хочу учиться, хочужениться…”
    Этим учителям госпожа Простаковапредпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет еесыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.
    В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.
    “… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говрит отом, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимомурезультату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.
    Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда.Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия”Недоросль”. Она раскроет последствия недостойного воспитания, данногоглавному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и ихродителей.

  7. Ты должен посвятить Отечеству
    свой век,
    Коль хочешь навсегда быть
    честный человек.
    Д.И. Фонвизин
    24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», которая стала триумфом идей русского дворянского Просвещения. Театр был полон, публика аплодировала «метанием кошельков». Первым кошелек, наполненный золотом, бросил на сцену Дмитровскому сам Потемкин. В историю вошли слова, будто бы сказанные им автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
    Центром спектакля стал Стародум. Его речи находили отклик у передовых людей того времени. Стародум, Правдин, Милон разъясняли зрителям, что означает истинный патриотизм в нашем Отечестве. Не слепо подчиняться государственной власти, не льстить монарху и его окружению, а честно исполнять свой долг.
    В молодости Стародум подружился как-то с одним графом, любившим говорить о чести и долге перед государством. Когда же была объявлена война, граф остался дома, а Стародум поспешил на фронт, чтобы заслужить звание дворянина, данное ему от рождения. О его героизме на фронте говорили многочисленные раны, а также уважение солдат и офицеров, но чином он был обойден. В тот момент Стародум был так оскорблен, что «тотчас взял отставку». Теперь же, вспоминая об этом, он приходит к выводу, «что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Вот если бы нынешние чиновники помнили об этом!
    В просветительских убеждениях Фонвизина важное место занимает мысль о должностях. Должность — «это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим». Общество разделено на сословия, у каждого сословия свои должности, свои обязанности, но у дворян они наибольшие. Дворянин обязан помнить, что есть люди, которым надо помогать; есть Отечество, которому надо служить. «Степени знатности, — говорил Стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества». Самый большой господин в государстве — монарх. К нему, значит, надо предъявлять и самые высокие требования.
    Правдин глубоко убежден в справедливости и просвещенном характере екатерининского самодержавия. Он прибыл, чтобы исполнить его волю: взять под опеку имение Простаковых. То же самое ожидает и Скотининых. Эти помещики, развращенные неограниченной властью, превратили своих крестьян в тягловый скот и еще более скотоподобными стали сами. Финал комедии — это своего рода рекомендация Фонвизина Екатерине вмешаться в отношения помещиков и крестьян, ограничить помещичий произвол.
    Идеал фонвизинского гражданина выражен в очень простой формуле — честный человек. Честным может быть человек любого сословия. Если для Простаковой Цифиркин — слуга, то для Стародума он человек, заслуживающий уважения. На вопрос Правдина, сколько ему должны за обучение Митрофана, Цифиркин отвечает: «Мне? Ничего». Лаже Простакова признается, что за двухлетнее обучение Митрофана Цифиркину заплатили только десять рублей. Цифиркин с достоинством отвечает: «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года, мы и квиты». Он не желает брать денег за то, в чем не добился успеха. Стародум видит перед собой еще одну родственную душу. Сам-то он тоже когда-то «отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов», зато сохранил свою душу, свою честь, свои правила.
    Честность, добронравие надо воспитывать с детства. Вот почему тема воспитания проходит через всю пьесу. Какой гражданин может вырасти из Митрофанушки?! А ведь он от природы далеко не глуп, всему виной воспитание. И дело не в том, что он азов наук не знает. В нем нет ни капли «благонравия», то есть доброты. А
    Стародум убеждает нас в том, что «главная цель всех знаний — благонравие».
    Если бы выполнялись советы Стародума, то «чувство Родины и чувство государства» никогда не противоречили бы друг другу.

    по теме:

    Актуальность образов комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» сегодня
    Смешное и трагическое в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
    Добро и зло в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
    Изображение дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
    категория: сочинения по русской литературе / сочинения по творчеству Фонвизина Д.И. / Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

  8. Автор: Ирина Михайлова
    Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
    Сатира комедии Фонвизина «Недоросль» направлена против крепостничества и помещичьего произвола. На почве крепостничества выросли плоды жестокой эксплуатации – человеконенавистничество, подлость, деспотизм, умственная тупость. Носителями всех этих качеств являются Простаковы, Скотинины. В основу комедии положена идея воспитания. Типичность Митрофанушки в произведении так ярка, что имя его стало нарицательным для обозначения великовозрастного лентяя и неуча. Воспитание его, среда, условия жизни определили его поведение и взгляды на жизнь.
    Но есть в комедии персонажи положительные, которые выражают совершенно иные взгляды. Таков Стародум. Он хорошо знает, что во времена Петра I был другой взгляд на человека, его воспитание, его служение Отечеству. «Невежда без души – зверь», – говорит Стародум. Он считает, что «честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Стародум говорит о богатстве нравственном: «…Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук; а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». Честность, добродетель, мужество высказывать правду «самому государю», – вот основные качества, которые признают Софья, Милон, Правдин, Стародум. Чему могут научить помещичьих детей Вральманы, Кутейкины, Цифиркины, которые так же невежественны, глупы, драчливы, как Скотинины и Простаковы, которые все считают «вздором, чего не знают», так как «все родом крепколобы»?
    Стародум думает, что если каждый помещик будет строго блюсти все законы, то жизнь будет лучше, счастливее. Но царя окружают льстецы, уверяя, «что люди сотворены для него, а не он для людей». Льстец – это «ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет». Также Стародум мечтает о том, что чины будут даваться тем, кто их достоин. Образование – вот «залог благосостояния государства». Плохи те родители, которые доверяют воспитание своих детей крепостным учителям-невеждам. Результат его – новый «недоросль», молодой барин – «злонравия достойные плоды».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *