С самого детства всем нам неустанно повторяют, что очень важно вырасти воспитанным человеком, потому что это играет едва ли не ключевую роль в становлении нашей личности. Но, что означает словосочетание «быть воспитанным», и какими критериями определяется уровень воспитанности? К примеру, можно ли считать воспитанным юношу, который уступает места в транспорте пожилым людям, но при этом сквернословит в людных местах, или девушку, которая всегда забывает говорить слова благодарности, но при этом является добрейшим души человеком?
Все дело в том, что воспитанием являются поведенческие навыки, привитые человеку его близким окружением в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общества. Нельзя утверждать, что воспитание является чем-то конкретным и определяется лишь вежливостью. Оно также включает в себя толерантность, взаимоотношения с другими людьми, поведение в общественных местах, уважение к окружающим. Только проанализировав каждый конкретный аспект деятельности человека, и сопоставив его с остальными, можно делать конкретные выводы об уровне воспитанности.
Следует отметить, что в воспитании каждого из нас принимает участие большое количество человек. В первую очередь, это родители, которым необходимо заложить в сознание ребенка понимание моральных ценностей и общепринятых норм, а также, осуществлять его воспитание. Помимо родителей и родственников, в процесс воспитания непременно вовлечено учебное заведение, в котором в разные периоды жизни пребывает человек – детские сады, школы, университеты. Все потому, что абсолютно каждый урок имеет не только образовательную цель, но также и воспитательную. Но, так как любой человек развивается на протяжении всей жизни, то отчасти наблюдается и процесс самовоспитания, когда осознание, как следует себя вести, как поступить будет правильнее, приходит на подсознательном уровне.
От воспитания человека будет зависеть его внешний вид – умение правильно подбирать одежду в соответствии с мероприятием и учреждением, в котором он находится. Насколько человек образован, вежлив, грамотен, тактичен, спокоен и уравновешен – все это также определяется уровнем воспитанности.
Эссе по теме: «Воспитать человека»
Выполнила: Алешина Маргарита Вячеславовна,
классный руководитель 6Б класса
ГБОУ Гимназии №1529 им.А.С.Грибоедова
Москва
2011
Из всех плодов наилучшее приносит хорошее воспитание.
К.Прутков
О воспитательном процессе пишут и говорят уже десятки столетий, однако единства взглядов в определении процесса воспитания нет. А между тем, воспитать человека – самое нужное, самое ответственное и самое трудное дело для семьи и страны. Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить. Позднее это понятие стали трактовать так: воспитать – «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие». В толковом словаре русского языка В.Даля под словом «воспитывать» подразумевается забота «о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его».
Воспитание…Что же оно значит для меня? Что в третьем тысячелетии считать воспитанием? На мой взгляд, воспитание – это привитие детям с раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему, приобщение ребенка к прекрасному, истине, доброте, доброй воле, красоте души.
Так что и как нужно сделать, чтобы воспитать ученика, воспитать настоящего Человека? Воспитывать – значит правильно ориентировать формирование личности, что возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Прежде всего, для этого воспитателю самому надо быть истинным Человеком – «жить правильно, любить людей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика». Воспитателю не следует забывать азбучную истину: фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов закладывается в умении видеть интересы других людей, вести себя так, чтобы рядом было удобно и приятно учиться, работать, отдыхать другим людям, в умении относиться к окружающим с тем вниманием, которого сами ждем от них. Взаимная помощь, высокая требовательность и глубокое уважение друг к другу – правила поведения воспитанного человека. Во-вторых, хороший воспитатель должен обладать такими качествами, как терпимость и сдержанность, умение все видеть, но далеко не на все реагировать, иметь чуткое сердце и пытливый ум. В-третьих, еще одной основой воспитания является тесное взаимодействие классного руководителя и родителей, ведь не зря Л.Н.Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5 лет. Даже самый талантливый учитель не справится в одиночку, когда дело касается воспитания. В-четвертых, необходимо выработать для себя определенную систему правил или заповедей.
Так, в своей работе классного руководителя я стараюсь придерживаться следующих основных правил:
Главная цель воспитания – счастливый человек.
Нужно верить в то, что воспитываешь, любить тех, кого воспитываешь.
Воспитание без уважения – подавление.
Каждый ребенок – это талант, который должен быть открыт.
Предоставлять самостоятельность ребенку.
Учить детей личным примером.
Учить отвечать за свои поступки.
Не навредить.
Уметь извиняться, если ты не прав.
В заключение скажу, что пусть говорят, что овладеть искусством воспитания в совершенстве невозможно, но я считаю, что стремиться к нему надо! Ведь только сильные духом никогда не сдаются. Если хочешь быть достойным классным руководителем, нужно никогда не останавливаться на достигнутом, всегда учиться, оттачивать своё мастерство, иначе ты будешь неинтересен детям. Как бы ни было трудно, входить в класс необходимо с улыбкой и светлой душой, тогда тебе поверят и пойдут за тобой ученики.
Завтра будет новый школьный день, и на меня опять будут смотреть глаза – глаза 28 моих учеников. Меня снова будут ждать тревоги и заботы, взлеты и падения, радость победы и горечь поражения…Все это будет, потому что я –классный руководитель, и это звучит гордо!
Человек – единственное на Земле живое существо, которое имеет разум и способно не только понимать, но и осмысливать, творить и передавать свой опыт новым поколениям. Имя уникальную способность к разумному мышлению, каждый человек может выработать свое отношение к жизни. Размышляя о том, что такое жизнь, мы невольно ищем ответ на само собой возникающий вопрос: “В чем смысл жизни?”Есть люди, которые вообще не задумываются о смысле жизни, они живут, не думая о своем предназначении. Хотя правильнее было бы сказать о таких людях словами киногероя Игоря Костолевского из фильма “Безымянная звезда”: “им только кажется, что они живут”. Философы неслучайно относят смысл жизни к основополагающим категориям человеческого бытия. Размышления о смысле жизни позволяют человеку выработать главные поведенческие правила, которым он следует в повседневных делах и поступках на разных уровнях: в семье, в общении с друзьями и коллегами, в обществе в целом. Во многом, в поисках истины и ответов помогает искусство. Еще в школе когда мы писали сочинения по картинам русских художников начинали задумываться не только о себе, но и о чувствах других людей, переданных художниками в своих картинах.Каждому важно подумать о том, для чего человеку дана жизнь, что в ней является приоритетным, как ей распоряжаться, чтобы потом не было больно, как писал классик советской литературы “за бесцельно прожитые годы”. К сожалению, немало людей считает, что жизнь дана для того, чтобы жить только для себя, ради достижения каких-то своих целей. Но разве может человек чувствовать себя подлинно счастливым, если свои силы и всю энергию он тратит исключительно на себя, удовлетворяя свои потребности? Скорее всего, в старости он окажется одиноким, покинутым всеми и забытым. И как такой человек будет чувствовать себя тогда?Если каждый из нас чуть шире приоткроет глаза, то увидит вокруг множество людей со своими желаниями, интересами, суждениями
Отсутствие дисциплинированности — причина моих поздних бдений над домашними заданиями и опозданий на первый урок. Необходимо составить распорядок дня и стараться следовать ему.
Моя склонность к лени означает потребность в воспитании такого человеческого качества как трудолюбие. Я люблю «зависнуть» на диване с книжкой на долгое время, при этом скучные домашние дела и уроки остаются заброшенными до прихода родителей. Потом всё делается наспех. Надо отказываться от этой практики, сначала на совесть делать всё необходимое.
Я сознаю, что мне не хватает ответственности, а это необходимое для взрослой жизни качество. Воспитывать в себе его надо уже сейчас. Если я взяла на себя какие-то обязательства, я должна быть ответственна за них. Люди безответственные не пользуются уважением. Однажды мне мама поручила забрать младшего брата из музыкальной школы, а я с подругами пошла в кафе-мороженое и забыла про него. Мне потом было очень стыдно.
Мне хотелось бы стать оптимисткой. Оптимистам всё удаётся, к ним тянутся люди. Я в случае неудачи начинаю ныть. А надо уметь находить в неприятных жизненных ситуациях что-то хорошее. Этому учит книга Элинор Портер «Поллианна», в которой девочка нелёгкой судьбы умеет во всём находить радость.
Ещё мне требуется стать более отзывчивой, менее эгоистичной. Говорят, если при отсутствии любви к людям начинаешь что-то делать для них, то любовь приходит. Когда человек не зациклен только на себе и своих проблемах, его жизнь полнее.
Доброта – величайшее из человеческих качеств. Добрые люди искренни и отзывчивы, они заботятся о других, порой ставя их интересы выше своих собственных. Поступки таких людей не имеют никакой выгоды, они чисты и лишены корысти. Порой я задаюсь вопросом, а можно ли воспитать в себе доброту? Или это врожденное качество, которое появляется на свет вместе с человеком? Мне думается, что доброта закладывается в нас, как и любая другая черта характера еще в утробе матери, а потом взращивается в детские годы, в юности, да и на протяжении всей жизни. Если же человек попадает в суровые условия, он может навсегда глубоко внутри спрятать это качество и никогда никому его не показывать.
Так, например, и случается с главным героем рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк». Лесник обладает суровым нравом, никому и ничего не прощает. Незаконная рубка леса оборачивается задержанием. Бирюк замкнут и суров. И даже бедняки, которых на преступление толкает нужда, не вызывают в нем жалости. Но дома у этого человека есть маленькие дети. И доброта прорывается наружу, когда по просьбе случайного путника он отпускает застигнутого врасплох вора.
Бирюк не был таким с рождения, он воспитан в доброте, но суровые жизненные обстоятельства наложили отпечаток на этого человека. Неверная жена, сбежавшая в поисках лучшей жизни, оставила его одного с маленькими детьми в убогой избе, состоящей из одной комнаты. Как тут не озлобиться? Не стать суровым?
С самого детства всем нам неустанно повторяют, что очень важно вырасти воспитанным человеком, потому что это играет едва ли не ключевую роль в становлении нашей личности. Но, что означает словосочетание «быть воспитанным», и какими критериями определяется уровень воспитанности? К примеру, можно ли считать воспитанным юношу, который уступает места в транспорте пожилым людям, но при этом сквернословит в людных местах, или девушку, которая всегда забывает говорить слова благодарности, но при этом является добрейшим души человеком?
Все дело в том, что воспитанием являются поведенческие навыки, привитые человеку его близким окружением в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общества. Нельзя утверждать, что воспитание является чем-то конкретным и определяется лишь вежливостью. Оно также включает в себя толерантность, взаимоотношения с другими людьми, поведение в общественных местах, уважение к окружающим. Только проанализировав каждый конкретный аспект деятельности человека, и сопоставив его с остальными, можно делать конкретные выводы об уровне воспитанности.
Следует отметить, что в воспитании каждого из нас принимает участие большое количество человек. В первую очередь, это родители, которым необходимо заложить в сознание ребенка понимание моральных ценностей и общепринятых норм, а также, осуществлять его воспитание. Помимо родителей и родственников, в процесс воспитания непременно вовлечено учебное заведение, в котором в разные периоды жизни пребывает человек – детские сады, школы, университеты. Все потому, что абсолютно каждый урок имеет не только образовательную цель, но также и воспитательную. Но, так как любой человек развивается на протяжении всей жизни, то отчасти наблюдается и процесс самовоспитания, когда осознание, как следует себя вести, как поступить будет правильнее, приходит на подсознательном уровне.
От воспитания человека будет зависеть его внешний вид – умение правильно подбирать одежду в соответствии с мероприятием и учреждением, в котором он находится. Насколько человек образован, вежлив, грамотен, тактичен, спокоен и уравновешен – все это также определяется уровнем воспитанности.
Эссе по теме: «Воспитать человека»
Выполнила: Алешина Маргарита Вячеславовна,
классный руководитель 6Б класса
ГБОУ Гимназии №1529 им.А.С.Грибоедова
Москва
2011
Из всех плодов наилучшее приносит хорошее воспитание.
К.Прутков
О воспитательном процессе пишут и говорят уже десятки столетий, однако единства взглядов в определении процесса воспитания нет. А между тем, воспитать человека – самое нужное, самое ответственное и самое трудное дело для семьи и страны. Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить. Позднее это понятие стали трактовать так: воспитать – «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие». В толковом словаре русского языка В.Даля под словом «воспитывать» подразумевается забота «о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его».
Воспитание…Что же оно значит для меня? Что в третьем тысячелетии считать воспитанием? На мой взгляд, воспитание – это привитие детям с раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему, приобщение ребенка к прекрасному, истине, доброте, доброй воле, красоте души.
Так что и как нужно сделать, чтобы воспитать ученика, воспитать настоящего Человека? Воспитывать – значит правильно ориентировать формирование личности, что возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Прежде всего, для этого воспитателю самому надо быть истинным Человеком – «жить правильно, любить людей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика». Воспитателю не следует забывать азбучную истину: фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов закладывается в умении видеть интересы других людей, вести себя так, чтобы рядом было удобно и приятно учиться, работать, отдыхать другим людям, в умении относиться к окружающим с тем вниманием, которого сами ждем от них. Взаимная помощь, высокая требовательность и глубокое уважение друг к другу – правила поведения воспитанного человека. Во-вторых, хороший воспитатель должен обладать такими качествами, как терпимость и сдержанность, умение все видеть, но далеко не на все реагировать, иметь чуткое сердце и пытливый ум. В-третьих, еще одной основой воспитания является тесное взаимодействие классного руководителя и родителей, ведь не зря Л.Н.Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5 лет. Даже самый талантливый учитель не справится в одиночку, когда дело касается воспитания. В-четвертых, необходимо выработать для себя определенную систему правил или заповедей.
Так, в своей работе классного руководителя я стараюсь придерживаться следующих основных правил:
Главная цель воспитания – счастливый человек.
Нужно верить в то, что воспитываешь, любить тех, кого воспитываешь.
Воспитание без уважения – подавление.
Каждый ребенок – это талант, который должен быть открыт.
Предоставлять самостоятельность ребенку.
Учить детей личным примером.
Учить отвечать за свои поступки.
Не навредить.
Уметь извиняться, если ты не прав.
В заключение скажу, что пусть говорят, что овладеть искусством воспитания в совершенстве невозможно, но я считаю, что стремиться к нему надо! Ведь только сильные духом никогда не сдаются. Если хочешь быть достойным классным руководителем, нужно никогда не останавливаться на достигнутом, всегда учиться, оттачивать своё мастерство, иначе ты будешь неинтересен детям. Как бы ни было трудно, входить в класс необходимо с улыбкой и светлой душой, тогда тебе поверят и пойдут за тобой ученики.
Завтра будет новый школьный день, и на меня опять будут смотреть глаза – глаза 28 моих учеников. Меня снова будут ждать тревоги и заботы, взлеты и падения, радость победы и горечь поражения…Все это будет, потому что я –классный руководитель, и это звучит гордо!
Человек – единственное на Земле живое существо, которое имеет разум и способно не только понимать, но и осмысливать, творить и передавать свой опыт новым поколениям. Имя уникальную способность к разумному мышлению, каждый человек может выработать свое отношение к жизни. Размышляя о том, что такое жизнь, мы невольно ищем ответ на само собой возникающий вопрос: “В чем смысл жизни?”Есть люди, которые вообще не задумываются о смысле жизни, они живут, не думая о своем предназначении. Хотя правильнее было бы сказать о таких людях словами киногероя Игоря Костолевского из фильма “Безымянная звезда”: “им только кажется, что они живут”. Философы неслучайно относят смысл жизни к основополагающим категориям человеческого бытия. Размышления о смысле жизни позволяют человеку выработать главные поведенческие правила, которым он следует в повседневных делах и поступках на разных уровнях: в семье, в общении с друзьями и коллегами, в обществе в целом. Во многом, в поисках истины и ответов помогает искусство. Еще в школе когда мы писали сочинения по картинам русских художников начинали задумываться не только о себе, но и о чувствах других людей, переданных художниками в своих картинах.Каждому важно подумать о том, для чего человеку дана жизнь, что в ней является приоритетным, как ей распоряжаться, чтобы потом не было больно, как писал классик советской литературы “за бесцельно прожитые годы”. К сожалению, немало людей считает, что жизнь дана для того, чтобы жить только для себя, ради достижения каких-то своих целей. Но разве может человек чувствовать себя подлинно счастливым, если свои силы и всю энергию он тратит исключительно на себя, удовлетворяя свои потребности? Скорее всего, в старости он окажется одиноким, покинутым всеми и забытым. И как такой человек будет чувствовать себя тогда?Если каждый из нас чуть шире приоткроет глаза, то увидит вокруг множество людей со своими желаниями, интересами, суждениями
Отсутствие дисциплинированности — причина моих поздних бдений над домашними заданиями и опозданий на первый урок. Необходимо составить распорядок дня и стараться следовать ему.
Моя склонность к лени означает потребность в воспитании такого человеческого качества как трудолюбие. Я люблю «зависнуть» на диване с книжкой на долгое время, при этом скучные домашние дела и уроки остаются заброшенными до прихода родителей. Потом всё делается наспех. Надо отказываться от этой практики, сначала на совесть делать всё необходимое.
Я сознаю, что мне не хватает ответственности, а это необходимое для взрослой жизни качество. Воспитывать в себе его надо уже сейчас. Если я взяла на себя какие-то обязательства, я должна быть ответственна за них. Люди безответственные не пользуются уважением. Однажды мне мама поручила забрать младшего брата из музыкальной школы, а я с подругами пошла в кафе-мороженое и забыла про него. Мне потом было очень стыдно.
Мне хотелось бы стать оптимисткой. Оптимистам всё удаётся, к ним тянутся люди. Я в случае неудачи начинаю ныть. А надо уметь находить в неприятных жизненных ситуациях что-то хорошее. Этому учит книга Элинор Портер «Поллианна», в которой девочка нелёгкой судьбы умеет во всём находить радость.
Ещё мне требуется стать более отзывчивой, менее эгоистичной. Говорят, если при отсутствии любви к людям начинаешь что-то делать для них, то любовь приходит. Когда человек не зациклен только на себе и своих проблемах, его жизнь полнее.
Доброта – величайшее из человеческих качеств. Добрые люди искренни и отзывчивы, они заботятся о других, порой ставя их интересы выше своих собственных. Поступки таких людей не имеют никакой выгоды, они чисты и лишены корысти. Порой я задаюсь вопросом, а можно ли воспитать в себе доброту? Или это врожденное качество, которое появляется на свет вместе с человеком? Мне думается, что доброта закладывается в нас, как и любая другая черта характера еще в утробе матери, а потом взращивается в детские годы, в юности, да и на протяжении всей жизни. Если же человек попадает в суровые условия, он может навсегда глубоко внутри спрятать это качество и никогда никому его не показывать.
Так, например, и случается с главным героем рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк». Лесник обладает суровым нравом, никому и ничего не прощает. Незаконная рубка леса оборачивается задержанием. Бирюк замкнут и суров. И даже бедняки, которых на преступление толкает нужда, не вызывают в нем жалости. Но дома у этого человека есть маленькие дети. И доброта прорывается наружу, когда по просьбе случайного путника он отпускает застигнутого врасплох вора.
Бирюк не был таким с рождения, он воспитан в доброте, но суровые жизненные обстоятельства наложили отпечаток на этого человека. Неверная жена, сбежавшая в поисках лучшей жизни, оставила его одного с маленькими детьми в убогой избе, состоящей из одной комнаты. Как тут не озлобиться? Не стать суровым?