Сочинение на тему времена года в поэзии пушкина

16 вариантов

  1. Для А.С.Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзане в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении «Деревня» идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении «Погасло дневное светило…» морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — «К морю» символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении «Осень». Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем «расшифровать» мотивы стихотворения «Осень» с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа «Евгений Онегин».
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения «Осень» скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении «Весна, весна, пора любви…», где на лирического героя весна «наводит скуку», томленье и «томное волненье». Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: «весной я болен» («Осень») и «тяжко мне» («Весна, весна, пора любви;..»).
    В седьмой главе «Евгения Онегина» в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение «Весна, весна, пора любви…». То, что «синея блещут небеса» и природа «улыбкой ясной» встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг «ликует и блестит», но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, «мертвую давно», не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна «живит» Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению «Осень». На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за «зной, да пыль», за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в «Евгении Онегине» мысль о краткости этой поры: «лето быстрое летит» (глава седьмая, строфа XXIX) — «мелькнет и нет»» (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В «Осени» есть фраза, что лирический герой зимой «более доволен», чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, «зимних праздников блестящие тревоги», катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении «Бесы»: путник заблудился «в чистом поле» во время метели. «Снег летучий» мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, «невидимкою» скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении «Зимнее утро» описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера «вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась», то сегодня «мороз и солнце; день чудесный», и снег лежит «великолепными коврами». После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают-еще два стихотворения Пушкина: «Зимняя дорога» и «В поле чистом.. .». Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: «пробирается луна», «льет печально свет она», «отуманен лунный лик» («Зимняя дорога») и «светит месяц» («В поле чистом…»). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении «Зимняя дорога» написано: «тройка борзая бежит», и в тексте «В поле чистом…» — аналогично: «тройка мчится». В стихотворении «В поле чистом…» Пушкин с восхищением описывает «снег волнистый и рябой», который в пятой главе «Евгения Онегина» (I строфа) был назван автором «зимы блистательным ковром».
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении «Осень», звучит и в «Евгении Онегине». «Мгла крещенских вечеров» (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения «Зима» заметил: «медленно глотаю скуки яд». О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении «Зима» и в пятой главе, строфе XLIII «Евгения Онегина». Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить «чашку чая», «возиться со старыми журналами соседа» («Евгений Онегин») или проверять «расход» («Зима»), кататься на коньках, сесть «на коня» («Зима») и «скакать верхом» («Евгений Онегин») и, наконец, читать. В стихотворении «Зима» Пушкин дополняет этот список «разговором», «встречами» с приятными людьми.
    Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения «Зима» замечает: «теряю все права над рифмой». Осенью же, наоборот, в душе поэта «пробуждается поэзия». Этому творческому подъему способствует «прощальная краса» (стихотворение «Осень») увядающей природы. Действительно, осенью «краса тихая» («Осень») окружает поэта, а «служенье муз не терпит суеты» («19 октября»).
    Осенняя природа напоминает Пушкину «чахоточную деву» («Осень»), она «трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана» (седьмая глава, строфа XXIX «Евгения Онегина»). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении «19 октября» есть строчки о том, как лес роняет «багряный свой убор», а в седьмой главе «Евгения Онегина» употреблен эпитет «осень золотая».
    Именно.из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

  2. ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА
    Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю” символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”, где на лирического героя весна “наводит скуку”, томленье и “томное волненье”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).
    В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный”, и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении “Зимняя дорога” написано: “тройка борзая бежит”, и в тексте “В поле чистом…” — аналогично: “тройка мчится”. В стихотворении “В поле чистом…” Пушкин с восхищением описывает “снег волнистый и рябой”, который в пятой главе “Евгения Онегина” (I строфа) был назван автором “зимы блистательным ковром”.
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” заметил: “медленно глотаю скуки яд”. О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении “Зима” и в пятой главе, строфе XLIII “Евгения Онегина”. Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить “чашку чая”, “возиться со старыми журналами соседа” (“Евгений Онегин”) или проверять “расход” (“Зима”), кататься на коньках, сесть “на коня” (“Зима”) и “скакать верхом” (“Евгений Онегин”) и, наконец, читать. В стихотворении “Зима” Пушкин дополняет этот список “разговором”, “встречами” с приятными людьми.
    Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
    Осенняя природа напоминает Пушкину “чахоточную деву” (“Осень”), она “трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана” (седьмая глава, строфа XXIX “Евгения Онегина”). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении “19 октября” есть строчки о том, как лес роняет “багряный свой убор”, а в седьмой главе “Евгения Онегина” употреблен эпитет “осень золотая”.
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

  3. ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА
    Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описы­вался в основном политически, с характерными условными образа­ми. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пей­заж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросве­щенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушки­на — “К морю” символизирует романтическое направление в лите­ратуре и в образе мыслей, от следования которому поэт отказыва­ется.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описа­нии пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихо­творении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэ­зии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лири­ческому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”, где на лирического героя весна “наводит скуку”, томле­нье и “томное волненье”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).
    В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихо­творениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в по­вествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ли­кует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирическогогероя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздей­ствия. Подобно этому весна “живит” Евгения Онегина, но не при­носит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более дово­лен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу:снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на конь­ках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэти­ческих текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудил­ся “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лири­ческому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в сти­хотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носи­лась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный”, и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рас­сказывают еще два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроени­ем, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах:“пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произ­ведений. В стихотворении “Зимняя дорога” написано: “тройка бор­зая бежит”, и в тексте “В поле чистом…” — аналогично: “тройка мчится”. В стихотворении “В поле чистом…” Пушкин с восхище­нием описывает “снег волнистый и рябой”, который в пятой главе “Евгения Онегина” (I строфа) был назван автором “зимы блиста­тельным ковром”.
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла кре­щенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” заметил: “мед­ленно глотаю скуки яд”. О занятиях, которые могут помочь разве­ять тоску, Пушкин говорит в стихотворении “Зима” и в пятой главе, строфе XLIII “Евгения Онегина”. Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить “чашку чая”, “возиться со ста­рыми журналами соседа” (“Евгений Онегин”) или проверять “рас­ход” (“Зима”), кататься на коньках, сесть “на коня” (“Зима”) и “скакать верхом” (“Евгений Онегин”) и, наконец, читать. В стихотворении “Зима” Пушкин дополняет этот список “разговором”, “встречами” с приятными людьми.
    Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток:она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворе­ния “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
    Осенняя природа напоминает Пушкину “чахоточную деву” (“Осень”), она “трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана” (седьмая глава, строфа XXIX “Евгения Онегина”). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении “19 октября” есть строчки о том, как лес роняет “багряный свой убор”, а в седьмой главе “Ев­гения Онегина” употреблен эпитет “осень золотая”.
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с опреде­ленным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

  4. 4
    Текст добавил: Ведущий балтолог

    Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА
    Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю” символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”, где на лирического героя весна “наводит скуку”, томленье и “томное волненье”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).
    В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный”, и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении “Зимняя дорога” написано: “тройка борзая бежит”, и в тексте “В поле чистом…” — аналогично: “тройка мчится”. В стихотворении “В поле чистом…” Пушкин с восхищением описывает “снег волнистый и рябой”, который в пятой главе “Евгения Онегина” (I строфа) был назван автором “зимы блистательным ковром”.
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” заметил: “медленно глотаю скуки яд”. О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении “Зима” и в пятой главе, строфе XLIII “Евгения Онегина”. Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить “чашку чая”, “возиться со старыми журналами соседа” (“Евгений Онегин”) или проверять “расход” (“Зима”), кататься на коньках, сесть “на коня” (“Зима”) и “скакать верхом” (“Евгений Онегин”) и, наконец, читать. В стихотворении “Зима” Пушкин дополняет этот список “разговором”, “встречами” с приятными людьми.
    Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
    Осенняя природа напоминает Пушкину “чахоточную деву” (“Осень”), она “трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана” (седьмая глава, строфа XXIX “Евгения Онегина”). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении “19 октября” есть строчки о том, как лес роняет “багряный свой убор”, а в седьмой главе “Евгения Онегина” употреблен эпитет “осень золотая”.
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

  5. Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве Пушкина мы находим пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю” — символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).
    В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому, весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный” и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина. “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”).
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “медленно глотаю скуки яд”. Но, кроме скуки, зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

  6. Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве Пушкина мы находим пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю” — символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).
    В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому, весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный” и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина. “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”).
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “медленно глотаю скуки яд”. Но, кроме скуки, зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.
    Беру!

  7. ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА
    Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении Деревня идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении Погасло дневное светило… морская стихия символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина К морю символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении Осень. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем расшифровать мотивы стихотворения Осень с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа Евгений Онегин.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения Осень скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении Весна, весна, пора любви…, где на лирического героя весна наводит скуку, томленье и томное волненье. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: весной я болен (Осень) и тяжко мне (Весна, весна, пора любви…).
    В седьмой главе Евгения Онегина в IIII строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение Весна, весна, пора любви…. То, что синея блещут небеса и природа улыбкой ясной встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг ликует и блестит, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, мертвую давно, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна живит Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению Осень. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за зной, да пыль, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в Евгении Онегине мысль о краткости этой поры: лето быстрое летит (глава седьмая, строфа XXIX) мелькнет и нет (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В Осени есть фраза, что лирический герой зимой более доволен, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, зимних праздников блестящие тревоги, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении Бесы: путник заблудился в чистом поле во время метели. Снег летучий мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, невидимкою скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении Зимнее утро описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась, то сегодня мороз и солнце; день чудесный, и снег лежит великолепными коврами. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: Зимняя дорога и В поле чистом…. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: пробирается луна, льет печально свет она, отуманен лунный лик (Зимняя дорога) и светит месяц (В поле чистом…). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении Зимняя дорога написано: тройка борзая бежит, и в тексте В поле чистом… аналогично: тройка мчится. В стихотворении В поле чистом… Пушкин с восхищением описывает снег волнистый и рябой, который в пятой главе Евгения Онегина (I строфа) был назван автором зимы блистательным ковром.
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении Осень, звучит и в Евгении Онегине. Мгла крещенских вечеров (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения Зима заметил: медленно глотаю скуки яд. О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении Зима и в пятой главе, строфе XLIII Евгения Онегина. Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить чашку чая, возиться со старыми журналами соседа (Евгений Онегин) или проверять расход (Зима), кататься на коньках, сесть на коня (Зима) и скакать верхом (Евгений Онегин) и, наконец, читать. В стихотворении Зима Пушкин дополняет этот список разговором, встречами с приятными людьми.
    Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения Зима замечает: теряю все права над рифмой. Осенью же, наоборот, в душе поэта пробуждается поэзия. Этому творческому подъему способствует прощальная краса (стихотворение Осень) увядающей природы. Действительно, осенью краса тихая (Осень) окружает поэта, а служенье муз не терпит суеты (19 октября).
    Осенняя природа напоминает Пушкину чахоточную деву (Осень), она трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана (седьмая глава, строфа XXIX Евгения Онегина). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении 19 октября есть строчки о том, как лес роняет багряный свой убор, а в седьмой главе Евгения Онегина употреблен эпитет осень золотая.
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

  8. Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве Пушкина мы находим пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю” — символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на пора года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зимушка, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве пишется в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”. Даже физическое состояние одинаково в это пора года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).
    В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что пишется в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все около “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому, весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на тот самый вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздникоз блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во пора метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, более того луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный” и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке аккурат в такую ночь рассказывают ещё два стихотворения Пушкина. “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и более того образный ряд в них схож. Луна, неизменный ингредиент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”).
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе дело. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “медленно глотаю скуки яд”. Но, кроме скуки, зимушка для Пушкина имеет ещё один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое пора года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

  9. Сочинение: Времена года в поэзии А.С.Пушкина
    ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА
    Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю” символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”, где на лирического героя весна “наводит скуку”, томленье и “томное волненье”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).
    В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный”, и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении “Зимняя дорога” написано: “тройка борзая бежит”, и в тексте “В поле чистом…” — аналогично: “тройка мчится”. В стихотворении “В поле чистом…” Пушкин с восхищением описывает “снег волнистый и рябой”, который в пятой главе “Евгения Онегина” (I строфа) был назван автором “зимы блистательным ковром”.
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” заметил: “медленно глотаю скуки яд”. О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении “Зима” и в пятой главе, строфе XLIII “Евгения Онегина”. Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить “чашку чая”, “возиться со старыми журналами соседа” (“Евгений Онегин”) или проверять “расход” (“Зима”), кататься на коньках, сесть “на коня” (“Зима”) и “скакать верхом” (“Евгений Онегин”) и, наконец, читать. В стихотворении “Зима” Пушкин дополняет этот список “разговором”, “встречами” с приятными людьми.
    Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
    Осенняя природа напоминает Пушкину “чахоточную деву” (“Осень”), она “трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана” (седьмая глава, строфа XXIX “Евгения Онегина”). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении “19 октября” есть строчки о том, как лес роняет “багряный свой убор”, а в седьмой главе “Евгения Онегина” употреблен эпитет “осень золотая”.
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

    Информационная Библиотека
    для Вас!

  10. Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия – символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина – “К морю” символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”, где на лирического героя весна “наводит скуку”, томленье и “томное волненье”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).
    В седьмой главе “Евгения Онегина” в I-III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) – “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный”, и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении “Зимняя дорога” написано: “тройка борзая бежит”, и в тексте “В поле чистом…” – аналогично: “тройка мчится”. В стихотворении “В поле чистом…” Пушкин с восхищением описывает “снег волнистый и рябой”, который в пятой главе “Евгения Онегина” (I строфа) был назван автором “зимы блистательным ковром”.
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” заметил: “медленно глотаю скуки яд”. О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении “Зима” и в пятой главе, строфе XLIII “Евгения Онегина”. Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить “чашку чая”, “возиться со старыми журналами соседа” (“Евгений Онегин”) или проверять “расход” (“Зима”), кататься на коньках, сесть “на коня” (“Зима”) и “скакать верхом” (“Евгений Онегин”) и, наконец, читать. В стихотворении “Зима” Пушкин дополняет этот список “разговором”, “встречами” с приятными людьми.
    Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
    Осенняя природа напоминает Пушкину “чахоточную де-ву” (“Осень”), она “трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана” (седьмая глава, строфа XXIX “Евгения Онегина”). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении “19 октября” есть строчки о том, как лес роняет “багряный свой убор”, а в седьмой главе “Евгения Онегина” употреблен эпитет “осень золотая”.
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

  11. Сочинение: Времена года в поэзии А.С.Пушкина
    ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА
    Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю” символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”, где на лирического героя весна “наводит скуку”, томленье и “томное волненье”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).
    В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный”, и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении “Зимняя дорога” написано: “тройка борзая бежит”, и в тексте “В поле чистом…” — аналогично: “тройка мчится”. В стихотворении “В поле чистом…” Пушкин с восхищением описывает “снег волнистый и рябой”, который в пятой главе “Евгения Онегина” (I строфа) был назван автором “зимы блистательным ковром”.
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” заметил: “медленно глотаю скуки яд”. О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении “Зима” и в пятой главе, строфе XLIII “Евгения Онегина”. Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить “чашку чая”, “возиться со старыми журналами соседа” (“Евгений Онегин”) или проверять “расход” (“Зима”), кататься на коньках, сесть “на коня” (“Зима”) и “скакать верхом” (“Евгений Онегин”) и, наконец, читать. В стихотворении “Зима” Пушкин дополняет этот список “разговором”, “встречами” с приятными людьми.
    Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
    Осенняя природа напоминает Пушкину “чахоточную деву” (“Осень”), она “трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана” (седьмая глава, строфа XXIX “Евгения Онегина”). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении “19 октября” есть строчки о том, как лес роняет “багряный свой убор”, а в седьмой главе “Евгения Онегина” употреблен эпитет “осень золотая”.
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

  12. Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
    В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
    Например, в стихотворении «Деревня» идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении «Погасло дневное светило…» морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — «К морю» символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
    Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
    Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении «Осень». Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
    Попробуем «расшифровать» мотивы стихотворения «Осень» с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа «Евгений Онегин».
    Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения «Осень» скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении «Весна, весна, пора любви…», где на лирического героя весна «наводит скуку», томленье и «томное волненье». Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: «весной я болен» («Осень») и «тяжко мне» («Весна, весна, пора любви…»).
    В седьмой главе «Евгения Онегина» в I-III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение «Весна, весна, пора любви…». То, что «синея блещут небеса» и природа «улыбкой ясной» встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг «ликует и блестит», но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, «мертвую давно», не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна «живит» Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
    Вернемся к стихотворению «Осень». На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за «зной, да пыль», за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в «Евгении Онегине» мысль о краткости этой поры: «лето быстрое летит» (глава седьмая, строфа XXIX) — «мелькнет и нет» (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
    В «Осени» есть фраза, что лирический герой зимой «более доволен», чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, «зимних праздников блестящие тревоги», катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении «Бесы»: путник заблудился «в чистом поле» во время метели. «Снег летучий» мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, «невидимкою» скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении «Зимнее утро» описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера «вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась», то сегодня «мороз и солнце; день чудесный», и снег лежит «великолепными коврами». После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: «Зимняя дорога» и «В поле чистом…». Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: «пробирается луна», «льет печально свет она», «отуманен лунный лик» («Зимняя дорога») и «светит месяц» («В поле чистом…»). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении «Зимняя дорога» написано: «тройка борзая бежит», и в тексте «В поле чистом…» — аналогично: «тройка мчится». В стихотворении «В поле чистом…» Пушкин с восхищением описывает «снег волнистый и рябой», который в пятой главе «Евгения Онегина» (I строфа) был назван автором «зимы блистательным ковром».
    Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении «Осень», звучит и в «Евгении Онегине». «Мгла крещенских вечеров» (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
    Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения «Зима» заметил: «медленно глотаю скуки яд». О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении «Зима» и в пятой главе, строфе XLIII «Евгения Онегина». Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить «чашку чая», «возиться со старыми журналами соседа» («Евгений Онегин») или проверять «расход» («Зима»), кататься на коньках, сесть «на коня» («Зима») и «скакать верхом» («Евгений Онегин») и, наконец, читать. В стихотворении «Зима» Пушкин дополняет этот список «разговором», «встречами» с приятными людьми.
    Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения «Зима» замечает: «теряю все права над рифмой». Осенью же, наоборот, в душе поэта «пробуждается поэзия». Этому творческому подъему способствует «прощальная краса» (стихотворение «Осень») увядающей природы. Действительно, осенью «краса тихая» («Осень») окружает поэта, а «служенье муз не терпит суеты» («19 октября»).
    Осенняя природа напоминает Пушкину «чахоточную де-ву» («Осень»), она «трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана» (седьмая глава, строфа XXIX «Евгения Онегина»). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении «19 октября» есть строчки о том, как лес роняет «багряный свой убор», а в седьмой главе «Евгения Онегина» употреблен эпитет «осень золотая».
    Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
    Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *