Сочинение на тему времени в произведении герой нашего времени

12 вариантов

  1. Герой нашего времени Лермонтова — это мое любимое произведение писателя. Здесь автор благодаря описанию жизни главного героя Печорина, показывает талантливых и энергичных людей, что не могут в жизни найти себе применение, хотя это способные люди. Писателю удалось создать образ молодого человека тридцатых годов, тем самым вызвав бурю восхищения у прогрессивных людей, так как они увидели в этом произведении правду. А вот критики раскритиковали этот роман, хотя ответ Лермонтова был незамедлителен, ведь он говорит о том, что критики не верят в образ героя, потому что он правдив и в нем правды больше, нежели бы хотелось в действительности.

    Герой нашего времени краткое сочинение

    Когда читаешь произведение, написанное автором в 1838 году, мы видим желание героя разгадать смысл жизни, но с другой стороны убивает его бесцельное существование. При этом и сегодня встречаются люди, которые бесцельно проживают свою жизнь, поэтому произведение актуально и в наше время.
    Роман состоит из нескольких рассказов, которые нас и знакомят с героем произведения Печориным. Так в первой повести Бэлла мы встречаем Печорина впервые. Здесь описывает героя Максим Максимыч. Он рассказывает о Печорине, чья юность прошла в Петербурге. Далее мы узнаем, как его переводят на Кавказ. Здесь герой и встречает Бэллу, чье расположение пытается завоевать, а добившись девушки, скучает и понимает, что это не его и он ошибся в выборе.
    В главе Максим Максимыч Печорин нам показан именно так, как видел его Максим Максимыч. Для него это странный человек, который даже во время смеха имел холодный взгляд.
    В Журнале Печорина о себе пишет сам главный герой. Эта часть произведения, как дневник, где герой рассказывает историю с контрабандистами. Раскрыв тайну деятельности Янко и его девушки, Печорин разочаровывается, он огорчается своим бессмысленным вмешательством в их жизнь.
    Рассказ Княжна Мэри — это, наверное, самая главная повесть, где Печорин начинает анализировать свои поступки и свою жизнь. Он встречает здесь Мэри и опять пытается добиться девушки, но не потому что полюбил, а потому, что она увлечена другим мужчиной. Печорин вступает в борьбу с Грушницким и эта борьба приводит к дуэли, на которой Грушницкий погибает.
    Завершается работа автора повестью Фаталист. Здесь герой решает важный философский вопрос о том человек ли решает свою судьбу и пишет ее сам или все зависит от рока.
    Печорин предстает перед нами активным человеком, который пытается найти себя в жизни, но у него не получается.

  2. В сочинении необходимо рассмотреть двух героев-антагонистов, а так же разобрать историю их противостояния: кто виноват, в чем причина конфликта, итоги и ваше отношение к случившемуся. Можно провести параллели с биографией Лермонтова, сравнить изображенный конфликт с его смертельной дуэлью и проанализировать сходства характеров автора и героя. План сочинения на тему: Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика):
    — Вступление: Кто такие Печорин и Грушницкий? Что их связывает?
    — Основная часть: сходства и различия характеров. Причины и последствия конфликта. Реакция Печорина и реакция Грушницкого.
    — Заключение: нравственные последствия конфликта для Печорина, ваше отношение к дуэли.

    Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

    В данной работе рассматриваются сходства и различия героя поэмы Пушкина Евгения Онегина и героя романа Лермонтова Григория Печорина. Нужно подчеркнуть, что оба героя — лишние люди, и между ними есть определенная преемственность, ведь Лермонтов был большим поклонником творчества Пушкина и создал своего персонажа, опираясь на открытия «солнца русской поэзии». В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Печорин и Онегин.

    Психологизм в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

    В сочинение на эту тему нужно написать свое определение психологизма и проанализировать, в чем заключается новаторство Лермонтова в изображении психологизма. Необходимо привести примеры, где, по-вашему, необыкновенно широко раскрывается душа скрытного героя, и и где находится применение для мастерства писателя передавать характер через бытоописание героя. Так же стоит уделить внимание психологии Печорина, эмоциональным мотивам его поведения. В качестве примера можно посмотреть сочинение «Психологизм в романе Герой нашего времени«.

  3. “И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей» (по произведению М. Лермонтова «Герой нашего времени
    “Мы сделались приятелями…” (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”,)
    «Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
    «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой» (В.Г.Белинский) (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Во мне два человека…»(В чем сложность и противоречивость натуры Печорина)
    «Водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Герои нашего времени» – социально-психологический роман
    «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени» (Женские образы в романе)
    «Герой нашего времени» – социально-психологический роман
    «Герой нашего времени» М. Лермонтова – социально-психологический роман
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как философский роман
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: любимые страницы
    «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман
    «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман
    «И дай вам бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей»
    «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    «История души человеческой»в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он…» (В.Г. Белинский) (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Печорин и Грушницкий в сцене дуэли»
    Авторская позиция и способы ее выражения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Анализ главы “Тамань” (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Анализ главы «Тамань» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Анализ фразы Печорина “Из двух друзей всегда один раб другого”
    Анализ эпизода “Погоня”.
    Анализ эпизода «Бал в ресторации» из главы «Княжна Мэри» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Бэла и Мери (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    В чем состоит трагизм судьбы Печорина?
    В чем сходства и различия Онегина и Печорина
    В чем трагедия Печорина?
    В чем трагедия Печорина? (по роману «Герой нашего времени»)
    Верил ли Печорин в предопределение? (по главе «Фаталист» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе «Бэла» или «Максим Максимыч»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Герой и героини. По роману М. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Герой нашего времени. Виртуальная встреча с Печориным.
    Герой нашего времени. Виртуальная встреча с Печориным.
    Григорий Печорин – герой своего времени
    Дополнительная глава к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Друзья и враги Печорина
    Духовное путешествие Печорина
    Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Жанр и композиция «Героя нашего времени»
    Жанр романа “Герой нашего времени”
    Женские образы в романе «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Загадка характера Печорина
    Значение образа Максима Максимыча в романе “Герой нашего времени”.
    Значение письма Веры к Печорину
    Идейно-композиционная роль главы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века
    Индивидуализм Печорина как психологическая доминанта его характера и мировоззренческая концепция жизни.
    Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Какие мотивы лирики М.Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»
    Какое сходство между героями произведений М.Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри.
    Композиция романа «Герой нашего времени»
    Композиция романа «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина
    Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина
    Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина
    Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    Круг интересов «водяного общества» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Кто такой Печорин?
    Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова (Герой нашего времени)
    Любимая страница в романе Лермонтова “Герой нашего времени”
    Любовный треугольник: Печорин, Грушницкий, Мери.
    Любовь в жизни Печорина
    Любовь и дружба в жизни Печорина
    Люди эпохи безвременья в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Мое отношение к Печорину (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Мои любимые страницы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени».
    Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ горянки в главе “Бэла” (По роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Образ Грушницкого.
    Образ Максима Максимыча в “Герое нашего времени”
    Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина
    Образ Печорина
    Образ Печорина
    Образ Печорина
    Образ Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
    Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе “Герой нашего времени” и стихотворении “Дума”
    Онегин и Печорин
    Онегин и Печорин
    Онегин и Печорин как выразители своих эпох.
    Онегин и Печорин как типичные герои своего времени
    Особенности композицииромана М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Особенности композиционного построения романа «Герой нашего времени»
    Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века. (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».)
    Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Пари Печорина с Вуличем (анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    Пари Печорина с Вуличем (анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    Пейзаж в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени
    Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Пейзаж и его роль в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    Первый русский социально-психологический роман
    Печорин
    Печорин – герой или антигерой?
    Печорин – герой своего времени.
    Печорин – злой гений или жертва общества?
    Печорин – портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»)
    Печорин – тип «лишнего человека»
    Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Печорин и “водяное общество” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Печорин и “водяное общество” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Печорин и Бэла
    Печорин и герой лирики Лермонтова
    Печорин и Грушницкий
    Печорин и Грушницкий
    Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев.
    Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Печорин и его двойники в романе (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Печорин и контрабандисты (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Печорин и Онегин
    Печорин как лишний человек
    Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Печорин – герой нашего времени.
    Печорин-герой нашего времени
    Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Повесть “Княжна Мери” (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?)
    Помогает или мешает жить Печорину самоанализ?
    Портрет «Героя нашего времени» в романе М. Ю. Лермонтова
    Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)
    Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Почему глава «Фаталист» завершает историю души человеческой? (по роману Ю. М. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Почему именно повесть “Фаталист” завершает роман “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова?
    Почему несчастлив Печорин?
    Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»?
    Почему роман М.Ю. Лермонтова называется «Герой нашего времени»?
    Преступление и наказание Печорина
    Приёмы психологической характеристики героев в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Природа в романе «Герой нашего времени»
    Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Противоречивая натура Печорина
    Путь Печорина
    Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского
    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского
    Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»
    Связь идейной проблематики лирики М. Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»
    Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина.
    Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
    Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди xix века)
    Сравнительная характеристика: Печорин и Грушницкий
    Страницы любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Судьба Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. (Анализ эпизода из главы “Фаталист”.)
    Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А.Пушкина и М.Лермонтова
    Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени»
    Тема судьба поколения в романе Лермонтова “Герой нашего времени”
    Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на примере повести «Фаталист»)
    Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”: Печорин и Вулич.
    Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”: Печорин и Вулич.
    Трагедия жизни Печорина и его поколения
    Трагедия Печорина
    Трагедия Печорина
    Трагедия Печорина – трагедия эпохи или трагедия личности
    Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века
    Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени».
    Философская проблематика романа
    Чацкий, Онегин и Печорин.
    Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Чем дорожит Печорин больше всего на свете?
    Честь в представлении Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «герой нашего времени»)
    Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами?
    Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  4. На протяжении всего произведения автор знакомит нас с жизнью Печорина: его характером, поступками и размышлениями. Сначала мы видим светского франта, этакого «прожигателя жизни», который живет в свое удовольствие, пренебрегая моральными устоями.
    Головокружительные победы «на фронте любви», легкомыслие и жестокосердие — именно таким чертами наделен этот персонаж в первых главах романа. Но Лермонтов дает нам возможность не только со стороны наблюдать за Григорием, но и заглянуть в его душу, взрослеть вместе с ним и видеть то, что ранее было скрыто завесой его праздной жизни.
    Как это часто случается в жизни, Григорий Печорин неожиданно для себя стал жертвой любви – этого светлого и, в то же время, разрушительного чувства. Он продолжает совершать множество чудовищных ошибок, но мы уже не в силах упрекнуть его за это. Мы начинаем сопереживать и страдать вместе с ним.
    Почему? Потому что понимаем — для него настал «час расплаты»! Но в своих злодеяниях виновен не только сам Григорий. Общество, частью которого являлся Печорин, предопределило его жизненные взгляды, манеру общения и поведения. Каким может быть человек, если его всегда окружали ложь, лицемерие и блуд? Если самые низкие помыслы и действия считались нормой?
    А каким вы были бы человеком, попав на место Печорина? Хорошим или плохим? Автор романа дает шанс каждому читателю взглянуть на себя со стороны, не повторить ошибок главного персонажа.

  5. Как басня, так и жизнь
    ценится  не  за  длину,
    но   за   содержание.
    Сенека.
    У каждого  времени  свои  герои.  О них рассказывали   писатели, поэты, художники.
    Так в произведении Лермонтова  « Герой нашего  времени»,  по  традиционному  мнению, Печорин  выступает как герой  своего времени. Но автор подчёркивает, что в этом образе дан  портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения начала 19 века. В романе показан  молодой  человек, страдающий  от своей  неприкаянности, в отчаянии задающий себе  мучительный  вопрос: «Зачем  я жил? Для какой  цели  я  родился?» Он  не питает ни малейшей склонности  к  тому, чтобы  идти  проторенной  дорогой светских  молодых  людей. Печорин  –  офицер. Он служит, но не выслуживается. Мы не можем  не видеть, что Печорин  на голову выше окружающих его людей: он умён, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие его к людям, неспособность к настоящей  любви и дружбе, индивидуализм и эгоизм. Он глубоко несимпатичен нам « жалкостью действий», пустой  растратой  своих  сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим  людям.
    Сложность и противоречивость характера Печорина можно считать следствием общественно – политических условий 30 годов 19 века, времени  мрачной  реакции,  глубоких  потрясений  и разочарований.
    Человек  – по самой  своей  природе существо общественное, он  не способен для самоизоляции, для замкнутого существования в себе  самом. Радости и страдания других становятся действительной  пищей его жизни лишь тогда, когда отношения его с людьми строятся на основе добра, благородства стремлений, справедливости.
    В образе Печорина Лермонтов показал всю тщетность попыток жить в обществе  и быть свободным от него.
    Читая роман Лермонтова, невольно  проводишь параллель с веком двадцать первым  и  понимаешь, что у нас много общего. Наше время  –  время больших экономически, политических  перемен. Время ускорения объективного развития, которое  повышает в цене качества образованности, деловитости. И   столь же резко  повышает в цене и качества  нравственные, неразрывно  связанные с социальной  сферой  жизни, – совесть, честность, человечность.  Сложное  время…
    Но в  России были, есть и будет  множество  героев  в самых  разных  сферах  жизни. Герои бывают известными  и неизвестными. У каждого человека они свои.   Для  кого– то им может  быть, например, участник  боевых  действий в Чечне –  генерал Романов, актёр Меньшов, фигурист Плющенко, певец Дима Белан, известный  политик, учёный, врач, учитель, бизнесмен.
    Думается, что сейчас Героем становится человек энергичный, целеустремлённый, хорошо понимающий, что необходимо работать с удовольствием, а где  и кем он  работает  –   не  важно. Это не  обязательно  самая высшая  должность.
    Вот, к примеру, один  наш знакомый, которому  нет ещё  и тридцати. Окончил университет, работал  в  разных  фирмах. Самостоятельно изучил два иностранных языка. Сейчас  –  коммерческий директор  крупной  фирмы. Его предприятие процветает.   И  это  –  результат его трудолюбия, профессионализма.
    Для современного  Героя важно  иметь  хороший  дом. Как правило, у него работающая  жена и  обязательно есть дети. Он понимает, что работает уже  не только для себя, но и для своих  детей. Он  стремится дать своим детям хорошее образование.  Для  него очень  важна  семья, так как без семьи человек   просто теряет  перспективу.
    Восхищает  в  таких людях умение  работать  так, чтобы  получать удовлетворение  от  своего труда, умение  организовать себя  так, чтобы  найти  время на  работу  и отдых, причём  отдых   еженедельный с семьёй, детьми, друзьями.
    Ему  важно, что он  не  один.  Когда  человек  сам  за  себя, он  ущербен, а когда  он  может  опереться на плечо друга, когда есть на кого  надеяться, кому  помочь, жизнь становится в  радость.   Чтобы наша  страна стала стабильной, необходимы  такие  люди.
    И  таких людей в нашей стране  много. Они понимают: чтобы жить успешно  и счастливо, необходимо  быть интернационалистом. Поэтому  из  числа  Героев вытесняются  те люди, которые склонны к ксенофобии.
    И друзья  у них такие  же, как  они: честные и порядочные. Именно  они  являются стержнем,  основой  нашего  общества.
    Хочется  рассказать о человеке, живущем в нашем родном селе Кутузовка. Это Каргина Ольга Петровна. Успешно окончила МОУ « Кутузовская СОШ» и Омский областной колледж культуры и искусства, сейчас  –  студентка Омского университета им. Ф. М. Достоевского.
    Ольга   Петровна  уже 8 лет является художественным руководителем  Кутузовского  сельского Дома культуры.  Это человек высокой  нравственности, честности и принципиальности.  Для своих воспитанников  Ольга  является  примером огромного трудолюбия и преданности своему  делу. Хороший организатор, она  сплотила вокруг себя  ребят, влюблённых в танец.  Хореографические коллективы, которыми руководит этот талантливый человек, являются лауреатами, дипломантами не только  областных, но и международных  конкурсов.  Её жизнь – труд, поиск, стремление превзойти себя  вчерашнюю. Она  и сегодня  полна творческих  планов  и замыслов.
    Односельчане  же  знают Ольгу  Петровну   как требовательного руководителя   и  как отзывчивого человека, всегда готового прийти на помощь.
    Ольга  – человек активной  жизненной  позиции,  инициатор многих  интересных   дел    в  селе, заместитель председателя Молодёжной  палаты Шербакульского района  Омской  области.
    Глядя  на  эту  хрупкую девушку,  невольно  думаешь:  вот образ Героя  нашего  времени.  Она  самостоятельна, деятельна, активна. Имеет нравственные  принципы   и хорошее образование. И пусть Ольга  ещё  молода, но сделано в её жизни уже достаточно, чтобы заслужить уважение  и любовь людей, среди которых она выросла  и живёт. Ведь   лишь  в  работе  на благо людей, общества человек с наибольшей  полнотой  раскрывается как личность,  находит смысл своего существования, духовно  обогащая  себя.
    Время Печорина  давно  прошло. Сегодняшний Герой, обладая  нравственными качествами, образованностью, деловитостью, трудолюбием  живёт не только  для  себя, своей  семьи, но и для людей,  общества, своей страны.
    Министерство  образования  РФ
    МОУ « Кутузовская  СОШ».
    Сочинение «Герой  нашего  времени»
    Выполнили:  Борова Д. и Шарашенидзе М.
    ученицы  10 класса.
    Руководитель: Вейкум Г. В.
    учитель  русского языка  и литературы.
    с.Кутузовка.
    2009 г.

  6. В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно». Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими. И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»
    Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

    Проблема счастья в «Герое нашего времени»

    Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.
    «Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.
    Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.
    Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

    Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

    Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.
    Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.
    Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.
    В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».

    Современность проблем романа

    Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?
    Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.
    «Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?.. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.
    Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

  7. Сочинение-эссе на тему: « Герой нашего времени».
    В нашем современном мире, насыщенном суетой, спешкой, информацией, кризисами, есть свои герои. О них не рассказывают по телевизору, им не вешают медали на грудь. Это – простые люди, которые живут по совести.
    Таких героев довольно много среди нас: оглянись и ты обязательно увидишь чьи-то умные глаза, услышишь доброе слово. Каждый день нас ждут какие-то дела, все мы куда-то торопимся, спешим, ничего не замечая вокруг, а ведь иногда стоит смотреть по сторонам. Порой упадёшь на гололёде, кто-то поможет подняться, так сказать, «протянет руку помощи»- вот он, герой, спасибо! А кто-то пройдёт мимо – ведь у него и своих забот полно…
    Как ты относишься к окружающим, так и они будут относиться к тебе.
    Но настоящий герой не будет ждать похвалу, он пойдет дальше, освещая все вокруг своей улыбкой, навстречу трудностям и победам. Победам, скорее, над самим собой: над своей ленью, что порой накатывает, как волна, и уносит на диван, к телевизору; над своим эгоизмом, который время от времени заставляет думать только о себе, не обращая внимания на потребности других. Да, все это свойственно и герою нашего времени, вся разница в том, что он умеет преодолевать свои слабости и идти дальше к своей цели.
    Я считаю, что герой нашего времени – это тот человек, который трудится на благо общества, то есть любит свою работу и отдаётся ей полностью, он всё время к чему-то стремится: живет, видя перед собой цель. Пусть наш герой не директор, не начальник, а просто рабочий, воспитательница детского сада, учитель, врач, и т.д.Но он делает свое дело искренне, профессионально, азартно, заинтересованно. Это и есть настоящее геройство в наше время – быть преданным своему делу, увлеченным им.
    Думаю, что герой нашего времени верит в будущее своей страны и, конечно же, принимает близко к сердцу беды других, незнакомых ему людей. Эти качества простого человека позволяют пока ещё существовать нашему российскому обществу. А это ли не признак мужества и героизма – оставаться человеком, несмотря ни на какие трудности?
    Можно ли мне и таким, как я, стать героями нашего времени? Думаю, да. Если мы поймем, что жизнь у нас только одна и прожить ее надо так, чтобы нами гордились наши родители, дети, внуки и правнуки, тогда вся страна станет героической, какой она была во время Великой Отечественной войны.
    Сергиенко Альбина, ученица 8 А класса МБОУ СОШ № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинска.

  8. Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
    В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.
    В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.
    Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».
    Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

    Печорин – Ундина – Янко

    И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.
    На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.
    Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.
    Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.
    Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы. По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства. Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

  9. Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”.
    Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Лермонтов показал Печорина как бы через историю “души человеческой” через его судьбу.
    Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”. Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он словно соткан из противоречий: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина.
    Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий. Грушницкому же нужно затратить множество усилий, чтобы обратить на себя внимание. Поведение Грушницкого вызывало чувство раздражения у Печорина. Весь свой ум, энергию он употребил ради мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить” Грушницкого. Печорин приложил все усилия, чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни заставляет его действовать ради ощущения жизни, что и привело к дуэли с Грушницким.
    Из всех героев романа Вернер ближе всех к Печорину по своему интеллектуальному уровню. Он умный, проницательный, так же, как и у Печорина, у Вернера иронический склад ума. Вернер — единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.
    Ни глубокой любви, ни настоящей привязанности Печорин не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя на предрассудках и инстинктах горцев, Печорин тратит свой ум, энергию на цель, недостойную порядочного человека.
    В своем отношении к княжне Мери Печорин выглядит еще более отталкивающе. Он добивается любви молодой княжны только лишь для того, чтобы досадить Грушницкому, он даже не задумывается над тем, что обрекает Мери на страдание.
    Способен ли вообще Печорин любить? Из отношения Печорина к Вере мы понимаем, что он любит ее. Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: “…Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для меня дороже всего на свете…” Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться за погибшим счастьем”, что ему даст последняя встреча, но больше всего он боялся, что его могут увидеть рыдающим. И Печорин возвращается домой.
    В отношениях в людьми Печорин проявляется более чем “пустой ненужностью”. Это и о нем Лермонтов сказал в “Думе”:
    “И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови”.
    Печорин сам говорит о себе: “Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. Печорин — энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин — жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. Но Белинский говорил, что он “страдающий эгоист”, потому что он обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, и ничего не приносит ему удовлетворения. Виною всему то общество, в котором появлялись талантливые люди, но которые не смогли проявить свои способности, обратить свою энергию на добрые и нужные дела.
    Реакционная критика не смогла дать должной оценки образу Печорина. Ф. Булгарин оценил положительно в романе все, кроме главного героя, как бы отвергая тем самым тот беспощадный приговор условиям жизни русского общества, продуктом которого был Печорин. Характерно, что оценка Булгарина совпала с оценкой Николая I, который поначалу решил, что героем будет старый служака Максим Максимыч. Когда роман был дочитан, царь пришел к мысли, что образ Печорина — дань западной моде. Именно так в письме к императрице оценил Николай I роман своего гениального современника, которого он ненавидел. Печорин был порождением русской действительности, не только героем, но и жертвой своего времени.

  10. В русской литературе XIX-го века роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема была центральной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману Лермонтов показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”), Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей.
    Так же как и в пушкинском “Онегине”, в романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.
    В отличие от Онегина, Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен.
    Конечно, нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
    В образе Печорина мало однозначного, его характер сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…” Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…”, — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине.
    Как и автору романа, Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа.
    В сковывающих творческий потенциал общественно-политические условия 30-х годов XIX века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб под чеченские пули, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться.
    Он понимает, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человек, привыкший смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” — как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. Именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.
    В то же время, Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия.
    Черты характера, которые более всего раздражают окружающих — равнодушие, черствость —лишь маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.
    Печорин предстает перед нами во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.
    Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”, а в самом Печорине — кипучую натуру в “эпоху безвременья”.

  11. В первой половине XIX века Лермонтов написал «Героя нашего времени», выведя в нем типичный портрет представителя молодежи того времени, в котором, по его словам свел воедино все пороки поколения.
    Печорин – представитель потерянного поколения
    Главным персонажем романа Лермонтов вывел Григория Печорина. Это необычная личность, к которой нельзя применить окончательный эпитет – плохой или хороший. Он волевой, умный, имеет много талантов, обладает неистощимой энергией. По происхождению Печорин был из богатой семьи, приятен на внешность. Все данные говорят о том, что главный герой – незаурядная во многом натура. Однако все его способности оказываются растраченными впустую.
    В ранней юности это была пылкая натура, жившая страстями. Печорин верил в то, что судьбой ему предначертано прожить интересную жизнь. Он боролся с обществом, навязывавшим свои критерии, презирал его, стремился быть выше пустого существования. Однако борьба была проиграна. В тех условиях, которые его окружали, для умной и прогрессивной натуры невозможно было найти достойной цели. Печорин отвергает старое, но и не может примкнуть к новому.
    Хотя Григорий был сильной личностью со многими талантами, он сам себя называет нравственным калекой. Неоднозначность натуры проявляется в противоречивости характера. Даже внешность отражает его внутренний облик – невысокий, но сильный, с глазами, не умеющими смеяться, когда он улыбается.

    Противоречия во всем
    Лермонтов считает, что главная проблема молодежи – противоречивость характера, вызванная однобоким воспитанием и отсутствием подходящей среды для развития личности.
    Противоречия видны во всем образе персонажа. Его отношение к собственному существованию и жизни других людей двояко. С одной стороны, Печорин предстает перед нами как скептически настроенный человек, разочарованный в людях и в самом бытие. С другой – он борец, который не сдается перед судьбой, отчаянно желает действовать, испытывать сильные чувства. Он обладает трезвым, холодным умом, и в то же время живет страстями, порывами сердца.
    Противоречиво ведет он себя и по отношению к женщинам, встречающимся на его пути. Он хочет нравиться им, хочет добиться любви во что бы то ни стало.
    Сам Григорий говорит, это всего лишь неудовлетворенное честолюбие, потому что ему хочется подчинить себе всех, кто его окружает – то есть любовь в его глазах всего лишь способ властвовать и подчинять. Но героя нельзя назвать законченным эгоистом. В нем все же есть живое сердце, которое может страдать и сочувствовать. Получив последнее отчаянное письмо от Веры, он, как безумный, загоняет лошадь, пытаясь успеть еще раз увидеть княжну.
    Символ потерянного поколения
    Двойственность характера не дает шанса герою на полноценное бытие. Он сам себя считает нравственным калекой, существующим с наполовину мертвой душой. Великодушные порывы и душевная щедрость уживаются в персонаже с мелкими, подлыми поступками. Стремление любить весь мир не приносит никому счастья, а только лишь зло.
    Еще больше страдает герой от того, что в нем уживаются два разных человека. Один действует, не сожалея об окружающих, а другой осуждает поступки первого. Это страдающий эгоист, гибнущая душа, пропадающая из-за пустой жизни. Равнодушное общество взрастило равнодушную личность – и это вина не Григория, а всей общественной жизни.
    Он жадно впитывает эмоции других людей, потому что без них он пуст и холоден, они дают ему силы существовать дальше. Против собственной воли Печорин старается получать от каждого человека положительные или отрицательные чувства, ибо сам он холоден. Без страданий и радостей окружающих он сам не умеет уже чувствовать, и бытие его с каждым днем становится все беспросветнее и скучнее.

  12. “Герой нашего времени” — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому,
    что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром
    являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа
    заключено именно в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов
    утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое
    глубже слов и идей.
    Одной из особенностей композиции является последовательное раскрытие тайны. Лермонтов ведет
    читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к
    разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.
    Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая
    композиция в точности соответствует “разочарованной”, противоречивой личности человека.
    В первых трех повестях (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя.
    Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, которые
    показаны либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные
    контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и
    эгоизм: “Какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?” Но не все так
    просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий
    человек. В “Княжне Мери” есть рефлексия Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: “Во
    мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. А позже Григорий
    Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: “Я смотрю на страдания и радости других только
    в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои духовные силы…” Далее Печорин развивает целую
    теорию счастья: “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного
    права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость”.
    Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и
    неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него — утомление и скука…
    Почему же судьба героя так трагична?
    Ответом на этот вопрос является последняя повесть “Фаталист”. Здесь решаются уже проблемы не
    столько психологические, сколько философские и нравственные.
    Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни.
    Вулич — сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: “Если точно есть предопределения, то зачем
    же нам дана воля, рассудок?” Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с
    судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых,
    случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу.
    Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приходит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным
    судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти
    которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается
    от, казалось бы, верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо
    траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: “…офицеры меня
    поздравляли — и точно было с чем”.
    Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны, он иронизирует по поводу их наивной
    веры в светила небесные, с другой стороны — откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера
    — благо. Отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время нечем заменить утраченные идеалы.
    Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только
    не существует святынь, он смеётся “над всем на свете”… А безверие порождает либо бездействие, либо
    пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека. Показывая мужество
    своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий
    Александрович очень дорожит своей свободой: “Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю
    свою жизнь на карту, но свободы своей не продам”. Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с
    тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: “Я давно уже живу не сердцем, а
    головой”.
    Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он сам
    страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман — это гимн мужественной, свободной от
    предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, даже гениальному человеку, который не смог
    “угадать своего высокого назначения”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *