Сочинение на тему время в пьесе вишневый сад

17 вариантов

  1. Пьеса «Вишневый сад» начинается с вопроса о времени. Вторая реплика Лопахин – это вопрос «Который час?» Упоминания о времени есть и в ремарках. Писатель делает это не случайно. С первых строк произведения он дает понять, что тема времени в пьесе важна. Суждения героев о настоящем, прошлом и будущем раскрывают их характер.
    Начиная с первой ремарки, Чехов отмечает, что время в доме Раневских остановилось. В семье давно нет детей, но одна из комнат до сих пор называется детской. Все жители дома постоянно вспоминают о событиях, случившихся пять лет назад. О прошлом напоминается все: детская, шкаф, пруд, в котором утонул сын Раневской, сад.
    Символ ушедшей эпохи – старичок Фирс. В его разговорах слышна ностальгия по ушедшей эпохе и жалость к ней. О прошедших событиях он говорит так, как будто это было вчера, однако читатель понимает, что та эпоха уже не вернется никогда.
    Та же ностальгия звучит и в словах Гаева и Раневской. Поэтому, наверно, героям и тяжело расстаться с садом, с имением – они несут в себе вспоминания об их юности, о той поре, когда они были счастливы. Героям трудно осознать, что они живут событиями пятилетней данности, а не настоящим. Они плохо ориентируются во времени: 22 августа (день продажи вишневого сада) для них бесконечно далеко и они ничего не делают для того, чтобы спасти его. Для них важнее то, что шкафу исполняется сто лет. Единственный выход (к которому подталкивает их Лопахин) – вырубить сад и сдать землю в аренду под дачные участки. Но для Раневской и Гаева это кощунство, надругательство над прошлым. В итоге они жертвуют настоящим и будущим ради прошлого.
    Мысль о том, что прошлое господствует над каждым обитателем поместья, прослеживается чуть ли не в каждой строчке: «давно заброшенная часовенка», «большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами», «старая семья». И Петю Трофимова Раневская воспринимает скорее как бывшего учителя ее погибшего сына, чем как человека, олицетворяющего будущее.
    Один из героев пьесы не стремится оглядываться на прошлое. Это Лопахин. Но все же прошлое тяготеет над ним. Он не может не вспоминать о безотрадном детстве, о том, что его отец был мужиком. Поэтому приобретение имения и вырубка сада – это ,пусть даже неосознанная, но месть за унижения.
    Итак, время в пьесе – это время остановившихся часов, время прошлых лет, которые не хотят покидать этого имения и владеют умами и душами героев.

  2. Сложны и неоднозначны драматические произведения А. П. Чехова. Написанные «вопреки всем правилам дра­матического искусства», они и сегодня не сходят со сцен театров мира, поскольку затрагивают вечные вопросы че­ловечества: о месте человека в мире, его умении распоря­жаться своей жизнью, об умении своевременно совершать нужные поступки.
    Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» — это отражение духа времени перед революцией 1905 года, когда все сосло­вия России ощущали невозможность длительного продол­жения прежней жизни, поскольку дворянство изживало себя, появлялся новый класс — буржуазия.
    И этим пониманием неумолимо бегущего времени на­полнена вся пьеса, начиная с первых слов Лопахина: «…Который час?» Но у всех героев этой лирической коме­дии разные отношения со временем.
    В «Вишневом саде» с самого начала надо всем висит дата 22 августа. Это дата, когда вишневый сад и все име­ние пойдет с молотка за долги. Эта дата угнетает всех действующих лиц, но единства в поступках героев нет.
    Вишневый сад является символом прошлого, символом расцвета дворянства, именно поэтому так привязаны к нему Раневская и Гаев, для которых дом — это олице­творение молодости, всего значительного, что было в их жизни: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» — говорит Раневская.
    С помощью многих художественных приемов Чехов стремится показать нам, что дворянство изживает свой век. Поэтому так упорно и настойчиво Гаев и Раневская стара­ются спрятаться от нависшей проблемы, остановить время, оттянуть горький финал. Понимая всю неизбежность ра­зорения, продажи сада и имения, они в то же время не хотят ничего предпринимать, не хотят даже разговаривать об этой проблеме.
    Показывая нежизнеспособность дворянства, Чехов при­меняет и прием контраста. Наступил злополучный день 22 августа, в городе происходят торги, которые должны решить судьбу усадьбы. Но в имении — бал. Нелепый, несвоевременный, и это понимают все: «И музыканты при­шли некстати, и бал мы затеяли некстати». И во всем беспокойном веселье этого бала словно слышатся траур­ные нотки. Не зря на призыв Раневской о поддержке Петя Трофимов рассудительно отвечает: «Продано ли сегодня имение, или не продано — не все равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка…»
    Вишневый сад, а с ним и судьба России, переходит в руки нового владельца — бывшего мужика, нынешнего купца Лопахина. Это человек, умеющий ценить не только свой труд и труд других, но и время. Он единственный в пьесе, кто живет настоящим, недаром он постоянно смот­рит на часы. Именно он — деятельный, активный — при­думывает план спасения имения: сад вырубить, а землю раздать в аренду дачникам. Этот план отвергается Раневс­кой и Гаевым, потому что для них сад — это родовая память, духовная ценность. Лопахин же слишком прак­тичен, вишневый сад для него — всего лишь земля, кото­рую можно продать или купить. Наверное поэтому, не­смотря на то что Лопахин ощущает себя хозяином време­ни, он не может разобраться со своей любовью к Варе.
    Текучесть времени постоянно присутствует и при опи­сании образов других персонажей: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели? … Постарел и ты, Ле­онид». Шарлотта вообще кажется потерявшейся во време­ни: «… я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая…»
    Счастливыми, верящими в свое будущее кажутся самые молодые герои пьесы — Петя Трофимов и Аня. Они стре­мятся вырастить новый, еще более роскошный сад, утвер­ждают, что «вся Россия — наш сад», однако, устремляясь вперед, они хотят обрубить корни прошлого, не соглаша­ются с настоящим. Они не понимают непрерывности, пре­емственности времени, ведь то, что сегодня происходит в настоящем, когда-то было будущим и скоро станет безвоз­вратно прошедшим.
    Создавая свое удивительное драматическое произведе­ние «Вишневый сад», Чехов был смертельно болен и хоро­шо осознавал близость своего ухода. Я думаю, именно по­этому он так остро сумел почувствовать ход времени и донести его до нас. Однако понимание того, что время ухо­дит, в пьесе не вызывает болезненной грусти или отчая­ния. Листая страницы этого бессмертного произведения, хочется радостно верить: жизнь продолжается!

  3. А. П. Чехов начинает пьесу «Вишневый сад» с вопроса о времени. Вторая фраза, которую произносит Лопахин, — это вопрос: «Который час?» И надо думать, что писатель не случайно делает это. Уже с первых строк автор дает понять, что тема времени весьма важна в произведении. Суждения героев о прошлом, о настоящем и о будущем позволяют нам полнее раскрыть их характеры. А также упоминания о времени в ремарках и в устах персонажей задают общий настрой и ход комедии.
    Начиная с первой ремарки Чехов отмечает, что мало изменилось в имении с тех пор, как уехала из него Раневская. В семье уже давно нет детей, но одна из комнат до сих пор называется детской. Время как бы остановилось пять лет назад. Никто в имении не может забыть события той поры. Они у всех на устах. Все в доме, от Дуняши до Раневской, вспоминают былое, и у каждого из них воспоминания навевают различные чувства. И все в доме напоминает о прошлом: и детская, и шкаф, и пруд, в котором утонул маленький сын Раневской, и сам сад.
    Живым, ходячим «антиквариатом» является Фирс. Он живет во времени своей молодости. И возвращаясь памятью в прошлое, он говорит о нем, как будто это было только вчера, но нам становится ясно, что это прошлое уже не вернется никогда. В его разговорах чувствуется жалость к тому прекрасному для него времени.
    Та же ностальгия звучит и в словах Гаева и Раневской. И потому, наверное, тяжело расстаться им с садом и имением, что это то немногое, что осталось от их молодости. Им трудно осознать, что живут они событиями, происходящими в дан- ныймомент, а не пять лет назад. Время для них не имеетгра- ниц. Двадцать второе августа, время, на которое назначены торги по продаже сада, для них как-то нереально далеко. Незаметно особенно большого энтузиазма, направленного на спасение имения. Для них важнее, что шкафу, стоящему в детской, исполнилось сто лет. Конечно, ведь он помнит пору их юности, их счастья. А для обоих героев это как-то трогательно важно. Они не желают принимать действительность и делать то единственное, что может спасти их положение, то, что советует им сделать Лопахин. Вырубить сад и сдать землю в аренду дачными участками. Нет! Это звучит для них как кощунство над их прошлым. И ради этого прошлого они жертвуют своим настоящим и будущим.
    Чехов каждой строчкой стремится отметить, что прошлое главенствует в имении. Я уже упоминала о детской. Посмотрим, что пишет автор в ремарке перед вторым действием: «давно заброшенная часовенка», «большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами», «старая семья». Слова «заброшенная», «бывшие», «могильные», «старая» — разве они не приводят к мысли, что это уже отжило свой век, что это осталось в прошлом?! И Петю Трофимова Раневская воспринимает больше как бывшего учителя ее погибшего сына и студента, который все то время, сколько она его знает, не может окончить университет, чем человека, который представляет будущее.
    В пьесе есть человек, который старается не оглядываться в прошлое, а жить сегодняшним моментом, но прошлое все же тяготеет над ним. Но, в отличие от Раневской с Га- евым, для Лопахина это тяжелые воспоминания. В них горечь и обида на свое серое и безотрадное детство. Они постоянно напоминают купцу, что отец его был мужиком и он сам, «ежели подумать, разобраться, то мужик мужиком…» Поэтому приобретение этого имения, в котором отец Лопахина был крепостным, в котором Лопахин сам до некоторых пор ничего не значил, приводит его в такой восторг. Теперь, пусть не сознательно, но он хочет отмстить за годы унижений. И отыгрывается он на саде, вырубая его, хотя особо в деньгах не нуждается.
    Из всего видно, что время в пьесе — это время остановившихся часов. Время прошлых лет, которые не хотят покидать это имение, наоборот, властвуют над душами и судьбами героев.

  4. Пьеса “Вишневый сад” написана в 1903 году, незадолго до смерти А. П. Чехова. Как и всякая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них главные, второстепенные, эпизодические. Все они говорят, страдают, радуются. У каждого героя свое лицо, одежда, привычки, возраст, социальное положение. Но есть один герой, от которого очень много зависит, практически все, а его даже нет в списке действующих лиц. Об этом герое современник А. П. Чехова поэт и драматург В. В. Курдюмов писал: “…Главное невидимо действующее лицо в чеховских пьесах, как и во многих других его произведениях, — беспощадно уходящее время”.
    На сцене пьеса “Вишневый сад” идет около трех часов. Персонажи проживают за это время пять месяцев своей жизни. А действие пьесы охватывает более значительный отрезок времени, в который входят прошлое, настоящее и будущее России.
    “Время не ждет”, — многократно звучат слова в устах различных персонажей, а также в подтексте пьесы. Герои пьесы постоянно ощущают недостаток времени. Раневская, Гаев, Лопахин, каждый по-своему, тревожатся о приближающемся сроке продажи имения. Сосед Любови Андреевны, помещик Симеонов-Пищик переживает, что нечем завтра платить по закладным и, испытывая острый недостаток времени, пытается одолжить денег. В пьесе много реплик, связанных со временем: “Который час?”, “До поезда осталось сорок семь минут!”, “Через двадцать минут на станцию ехать”, “Минут через десять давайте уже в экипажи садиться”.
    Главные герои, хозяева вишневого сада, создав для себя иллюзию неподвижности времени, живут текущим днем, текущим часом, текущей минутой, но, постоянно опаздывая, безнадежно отстали от настоящего, застряв где-то в прошлом.
    Неумолимо приближается двадцать второе августа — день продажи имения. Все возрастающее беспокойство вызывает эта дата, но дальше беспокойства дело не идет, люди бездеятельны, пытаются обмануть время, забыться. Даже в день торгов в имении устраивают вечеринку: “…в передней играет еврейский оркестр… В зале танцуют…”
    И нет никакого сомнения в том, что ничего не произойдет, кроме того, что должно произойти. Жизнь пойдет дальше, переступив через эту дату.
    Но двадцать второе августа — не только день продажи имения, это и точка отсчета, по отношению к которой время делится на прошлое, настоящее и будущее. Вместе с жизнью героев в пьесу вместилось и движение исторической жизни: от предреформенной поры до конца XIX века.
    Фирс вспоминает об отмене крепостного права как о “несчастье”, об остатках крепостничества говорит Трофимов в монологе о вишневом саде, Гаев произносит речь по поводу столетнего служения книжного шкафа на ниве просвещения. В пьесе действуют три поколения: Фирсу — восемьдесят семь лет, Гаеву — пятьдесят один год, Ане — семнадцать лет.
    Неразрывность времени олицетворяет поэтичный образ вишневого сада, он все помнит. Йо словам Пети, “…с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола… глядят на вас человеческие существа…”. Сад — символ не только исторической памяти, но и вечного обновления жизни. Будущее в пьесе неясно, полно тайн.
    Лирический и трагический реализм А. П. Чехова открыл современникам время, в котором они живут, представил героев — истинных детей переломного времени. Они не принимают идеалов, лишившихся жизненности, но и не могут жить без идеалов, мучительно ищут их в памяти о прошлом или в страстных мечтах о будущем.
    Творчество А. П. Чехова в высочайшей мере отвечало его эпохе, самой потребности людей постигать жизнь, быть причастными к ходу истории, искать разумной цели существования, средств изменения “нескладной” жизни и путей к будущему. Этим он особенно близок и нашим современникам.

  5. И главный герой настоящего – сам Лопахин, живущий насущными вопросами и проблемами. В ремарках, касающихся этого героя, часто акцентируется внимание на то, что Лопахин смотрит на часы. Он следит за временем, за датами, за событиями: “Который час?”, “Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад”, “Да, время идет”, “Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать”. Лопахин обращается и к прошлому, но не живёт им, как Гаев и Раневская (“помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати”, “я купил имение, где дед и отец были рабами”), и к будущему (“настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…”), охватывает собой всё время, но волнует его только настоящее, он творит свою жизнь здесь и сейчас. Он использует прошлое, чтобы создать настоящее, как фундамент для будущего, в то время как остальные герои “застряли” либо в прошлом, либо в будущем, неприспособленные к жизни в действительном времени, к изменениям, не готовые к решительным поступкам. И только Лопахин требует действий: “Надо окончательно решить – время не ждёт”. Но пусть Лопахин и живёт настоящим, наиболее близок к реальности, он всё равно, как и остальные герои, безволен – он не может решиться сделать предложение для Вари и избегает этого.
    Также в пьесе подчёркивается и быстротечность времени. Как минимум, это можно увидеть в построении диалогов: фразы героев сбивчивые, часто высказываются совершенно невпопад (“враздробь”). Каждый слушает себя и как будто не желает и не успевает услышать другого. Создается некоторая иллюзия общения, иллюзия реальности происходящих действий. И в этой быстроте наиболее очевидным становится и одиночество каждого из героев.
    Герои, живя воспоминаниями или планами, не только не обращены друг к другу, но и не замечают присутствия смерти. Даже, казалось, комичный монолог Гаева о шкафе, затрагивает тему “вещь-человек”, тему бессмертия: “Этому шкафу сто лет!”, “Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости..”. Комизм очевиден – при таком уважительном обращении к шкафу, неодушевленному предмету, Гаев безответственен в отношении к родным людям. Но и ещё более страшный комизм в другом. Вещи, как часть пространства, неотделимы и от времени, его молчаливые свидетели – это создаёт иллюзию вечности вещи, её бессмертия. И потому на их фоне наиболее ярко выражена и быстротечность человеческой жизни, её краткосрочность – комичный монолог всё более предстает трагичным. Это ещё больше усиливает звучание в пьесе темы жизни и смерти, вечного и мимолётного.
    Эту быстроту невольно замечают герои пьесы уже только в самом её конце. Эту пустоту, холод (спутников смерти) можно увидеть в ремарке: “Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота”, – очевиден конец праздника жизни. Герои подмечают: “А жизнь, знай себе, проходит”, “Да, жизнь в этом доме кончилась”. Оставшийся в запертом доме Фирс, ложась, вздыхает: “Жизнь-то прошла, словно и не жил”. И всему этому сопутствует за окном стук топора, который является не чем иным, как стуком времени. Философия пьесы выходит за сюжетно-событийные рамки гораздо дальше, чем проблема социального характера – конфликт барства и предпринимательства. Во всём действии звучит тихий диалог со смертью, со временем, который даёт читателю повод задуматься о суетности, быстротечности и, конечно же, смысле нашего пребывания на земле.

  6. А. П. Чехов в своей комедии «Вишневый сад» разделяет временные линии рассказа на несколько значащих частей. События, описанные в комедии, хотя и происходят единовременно, но ощущение движения времени различается для отдельных групп героев.
    Владелец поместья — Раневская Любовь Андреевна — словно застыла в едином моменте времени вместе со своим окружением. Вернувшись из Франции, Раневская говорит о том, что словно попала в детстве и себя саму она ощущает, словно бы находящейся в том далёком времени. Этому способствует окружающая обстановка вкупе с вишневым садом и домашним окружением.
    Для Раневской, её семьи и окружения время остановилось в том месте, где у них есть большое состояние, обеспеченные родители, дом и сад ежедневно своим существованием радуют их, и, помимо того, вишневый сад приносит прибыль. В отрезок же времени, показанный в произведении, и сад уже не приносит прибыли, и забыто то, как это было возможно. Привыкшая к расточительности, Раневская погрязла в долгах, но пытается всё так же беззаботно вести свою жизнь. Она расточительна и совершенно не умеет контролировать свои расходы. Теоретически, сложившаяся экономическая ситуация могла бы научить Раневскую оптимизировать расходы, повысить хоть как-то доход и вылезти из долговой ямы, но в действительности этого не происходит. Человек, сформировавший свой характер много лет назад, не меняется, как и не меняется его поведение. Именно в этом состоит конфликт, базирующийся на устаревшем на многие годы восприятии объективной реальности.
    Отдельный объект для рассмотрения представляет собой Ермолай Лопахин. В противовес Раневской, потерявшей свое положение со временем, он представляет собой человека, поднявшегося из слуг в купцы. Для него становится вполне реальной покупка вишневого сада и поместья Раневской. На мой взгляд, Лопахин является примером движения во времени, некой временной прогрессии, что становится особенно заметно в некоторых эпизодах, где особенно контрастно видны бездеятельность Раневской и устремленность к некой цели Лопахина. Лопахин постоянно торопит Раневскую, ждет от неё принятия решения, но Раневская в принципе не способна успевать за реальной скоростью времени, эту способность она утратила еще в детстве, когда ей не требовалось самой принимать решения, действовать не в настоящий момент, а с учетом будущего времени и последствий своих действий и решений. Эта дифференциация показывает отличия в воспитании детей дворян, помещиков и детей их слуг. В данном случае получилось так, что поддержка дочери помещика исчезла, представив её в не самом лучшем свете, в особенности на фоне Лопахина.
    Во многих сценах произведения заметен крайне медленный ход времени, особенно это касается диалогов и последних сцен сборов семьи Раневской. Как правило, Раневская и её дочери подолгу обсуждают одно и то же, суетливо перебираются вокруг одного и того же места. Сцена с отъездом неестественно растянута, чтобы показать, насколько недееспособны становятся мать и дочери в момент, когда в жизни пришла пора чего-то добиваться силой, а не получать поддержку «сверху». Также замедление заметно в сцене обсуждения покупки сада Лопахиным.
    Медленно, не двигаясь, живёт вся семья. Так, упоминается, что уже два года между Лопахиным и Варей поддерживается некие странные, неопределенные отношения, не продолжающиеся, но и не заканчивающиеся. В разговорах об этих отношениях и Лопахин, и Варя, вроде бы, готовы выйти друг за друга, но дело, тем не менее, не продвигается.
    Стоит упомянуть, что весьма контрастно выделяется на фоне медленных действий семьи Лопахин, у которого, например, аукцион проходит довольно быстро и возвращается он уже с окончательными результатами.
    Вишневый сад поначалу кажется сердечной привязанностью, но, на мой взгляд, это всего лишь привычка, ведь после покупки усадьбы Любовь Андреевна вскоре перестала о нём грустить и даже повеселела.
    Для этих людей продажа вишневого сада стала тем толчком, который сдвинул их во времени, у каждого что-то поменялось в жизни. И хоть для Раневской и Пищика снова не оказалось никаких действий, который они бы предпринять для достижения целей (всё досталось им без их участия: белая глина у Пищика и деньги тётки Раневской), это стало для них открывающим шагом в новом времени их жизни.
    Весьма важно упоминание о том, что вся Россия — это большой сад. Это говорит о том, что в России в то время было множество людей, живущих по старым понятиям и не являющих никакого прогресса, и на их фоне приходили, либо должны приходить те самые Лопахины, которые и построят порядок, смогу что-то изменить в лучшую сторону, продвинув Россию вперед в ленте времени.
    Комедия «Вишневый сад» — олицетворение призыва Чехова к движению, к переменам и действиям, которые помогут догнать утерянное время и встать на путь новой жизни.

  7. Но судьба сводит женщину с тем, у кого нет времени «ждать у моря погоды». Когда занятому Лопахину «посчастливилось» иметь дело с нерасторопной Любовью, он просто выходил из себя. Его день был расписан практически по минутам. Сон у мужчины был на последнем плане. Он торопит ее принять решение касаемо вишневого сада, поторапливает на поезд. Мужчина постоянно контролирует время, поглядывая на часы.
    Только не переставая работать и ценя каждую минуту, Ермолай смог многого добиться. В его воспоминаниях то и дело всплывал образ отца, простого рабочего. И теперь его сын, владелец того самого имения, куда прежде его семью не пускали даже на порог. Для него время – деньги. Купец понимает, что если пустить все на самотек, в одну секунду может не стать ни первого, ни второго.
    Остальные герои проводят свое время по-разному. Семенова-Пищика время само подгоняет «жесткими» сроками. Мужчина находится в постоянном поиске денежных средств. Он в «долговой» яме, и уже который год, не может оттуда выбраться. Однако это не мешает ему наслаждаться жизнью, общаться с людьми и посещать разные мероприятия, на которых Пищик и находил требуемую сумму. Он сумел совмещать приятное с полезным.
    Варя, все время что-то ждет от жизни. Она до последнего надеется на то, что мама с дядей успеют найти деньги на выкуп «дворянского гнезда». Так же девушка уже долго находится в ожидании предложения о замужестве от Лопахина. Однако мужчина не торопится только в этом вопросе. В памяти девушки, он так и останется «названным женихом».
    Пьеса заканчивается очень символически. В ней умирают сразу два персонажа – старик Фирс, случайно забытый в поместье, и не менее старый вишневый сад. Их время настало. Они уносят с собой все воспоминания о прежней жизни поместья и России в целом. Все переживания, смех, слезы и то, что раньше казалось таким важным, вмиг потеряло всякий смысл. Автор таким окончанием произведения, дает понять, что время никого не щадит…

  8. Сложны и неоднозначны драматические произведения А. П. Чехова. Написанные «вопреки всем правилам дра­матического искусства», они и сегодня не сходят со сцен театров мира, поскольку затрагивают вечные вопросы че­ловечества: о месте человека в мире, его умении распоря­жаться своей жизнью, об умении своевременно совершать нужные поступки.
    Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» — это отражение духа времени перед революцией 1905 года, когда все сосло­вия России ощущали невозможность длительного продол­жения прежней жизни, поскольку дворянство изживало себя, появлялся новый класс — буржуазия.
    И этим пониманием неумолимо бегущего времени на­полнена вся пьеса, начиная с первых слов Лопахина: «…Который час?» Но у всех героев этой лирической коме­дии разные отношения со временем.
    В «Вишневом саде» с самого начала надо всем висит дата 22 августа. Это дата, когда вишневый сад и все име­ние пойдет с молотка за долги. Эта дата угнетает всех действующих лиц, но единства в поступках героев нет.
    Вишневый сад является символом прошлого, символом расцвета дворянства, именно поэтому так привязаны к нему Раневская и Гаев, для которых дом — это олице­творение молодости, всего значительного, что было в их жизни: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» — говорит Раневская.
    С помощью многих художественных приемов Чехов стремится показать нам, что дворянство изживает свой век. Поэтому так упорно и настойчиво Гаев и Раневская стара­ются спрятаться от нависшей проблемы, остановить время, оттянуть горький финал. Понимая всю неизбежность ра­зорения, продажи сада и имения, они в то же время не хотят ничего предпринимать, не хотят даже разговаривать об этой проблеме.
    Показывая нежизнеспособность дворянства, Чехов при­меняет и прием контраста. Наступил злополучный день 22 августа, в городе происходят торги, которые должны решить судьбу усадьбы. Но в имении — бал. Нелепый, несвоевременный, и это понимают все: «И музыканты при­шли некстати, и бал мы затеяли некстати». И во всем беспокойном веселье этого бала словно слышатся траур­ные нотки. Не зря на призыв Раневской о поддержке Петя Трофимов рассудительно отвечает: «Продано ли сегодня имение, или не продано — не все равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка…»
    Вишневый сад, а с ним и судьба России, переходит в руки нового владельца — бывшего мужика, нынешнего купца Лопахина. Это человек, умеющий ценить не только свой труд и труд других, но и время. Он единственный в пьесе, кто живет настоящим, недаром он постоянно смот­рит на часы. Именно он — деятельный, активный — при­думывает план спасения имения: сад вырубить, а землю раздать в аренду дачникам. Этот план отвергается Раневс­кой и Гаевым, потому что для них сад — это родовая память, духовная ценность. Лопахин же слишком прак­тичен, вишневый сад для него — всего лишь земля, кото­рую можно продать или купить. Наверное поэтому, не­смотря на то что Лопахин ощущает себя хозяином време­ни, он не может разобраться со своей любовью к Варе.
    Текучесть времени постоянно присутствует и при опи­сании образов других персонажей: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели? … Постарел и ты, Ле­онид». Шарлотта вообще кажется потерявшейся во време­ни: «… я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая…»
    Счастливыми, верящими в свое будущее кажутся самые молодые герои пьесы — Петя Трофимов и Аня. Они стре­мятся вырастить новый, еще более роскошный сад, утвер­ждают, что «вся Россия — наш сад», однако, устремляясь вперед, они хотят обрубить корни прошлого, не соглаша­ются с настоящим. Они не понимают непрерывности, пре­емственности времени, ведь то, что сегодня происходит в настоящем, когда-то было будущим и скоро станет безвоз­вратно прошедшим.
    Создавая свое удивительное драматическое произведе­ние «Вишневый сад», Чехов был смертельно болен и хоро­шо осознавал близость своего ухода. Я думаю, именно по­этому он так остро сумел почувствовать ход времени и донести его до нас. Однако понимание того, что время ухо­дит, в пьесе не вызывает болезненной грусти или отчая­ния. Листая страницы этого бессмертного произведения, хочется радостно верить: жизнь продолжается!

  9. Реальное время действия в пьесе «Вишневый сад» — начало двадцатого века. Это период окончательного утверждения капиталистических отношений и их нарастающего влияния на все сферы русской жизни. Дворяне в пьесе олицетворяют прошлое. Предприниматель Лопахин — человек настоящего. Молодая Аня и Петр Трофимов символизируют будущее.
    Основная тема пьесы — закат дворянских гнезд, которые уходят в прошлое. Чехов показывает неизбежность этого процесса. С одной стороны, Чехов понимает приговор истории, а с другой – сожалеет о том, что уходит в прошлое красота дворянских гнезд. Никогда не будет реализован тот духовный потенциал, который заложен в этих людях прошлого. Он будет растрачен по пустякам, «проеден на леденцах». Русские дворяне — Гаевы и Раневские — представлены людьми не от мира сего. В то время, когда им надо действовать быстро и энергично, чтобы спасти свое родное имение, они только и делают, что уклоняются от жизни. Как большой ребенок ведет себя Гаев, произнося напыщенную речь, обращенную к шкафу. Он давно уже перестал реально осознавать происходящее. Эта полная растерянность перед жизнью проявляется в его беспомощных и бессмысленных репликах в конкретных житейских ситуациях. Например, почти во всех случаях он произносит: «Дуплетом желтого в середину».
    Экзальтированную Раневскую Лопахин считает хорошим, душевным человеком. Она имеет образование, добрая и щедрая. Но жить не умеет, ведет себя наивно, легкомысленно и капризно. Она способна дать бродяге золотой, не подумав в этот момент, что сама разорена подчистую. Раневская стремится в Париж к человеку, который ее не любит и ее обобрал. Ему нужны от нее только деньги. Зная все это, она стремится туда.
    Ни Раневская, ни Гаев ничего не понимают в экономических отношениях. Они ни над чем не задумываются. Им нет никакого дела до других; например, до брошенного всеми в доме больного Фирса. Их положительные качества не реализуются.
    Все прекрасное в природе и в людях символизирует в пьесе вишневый сад. Чехов сожалеет о людях, не сумевших хорошо прожить. «Жизнь прошла, как будто и не жил вовсе», — подводит итог Фирс.
    Иначе ощущает себя в мире Лопахин. Наступило его время. Маленький босоногий мальчик Ермолай, сын господских холопов, превратился во владельца прекрасного имения. Лопахин — прагматик с коммерческим уклоном. У него не слишком развиты эстетические чувства, нет и особой тяги к образованию. Он хочет вырубить красивый сад, не приносящий дохода. Лопахин у Чехова не похож на безжалостного дельца. Ничто человеческое ему не чуждо. Он с сочувствием относится к своим бывшим господам, в ущерб себе пытается дать им практические советы по спасению имения. Он не скрывает своей радости при покупке сада и сразу же принимается за дело (стук топора). Трофимов называет его санитаром-хищником, который необходим на данном этапе. Это оценка не столько характера, сколько деятельности Лопахина.
    Будущее время связывается автором с Трофимовым и Аней, унаследовавшей потенциальные положительные качества матери. Трофимов смягчает трагизм происходящего, объясняя его исторической закономерностью. Он показывает неизбежность конца благополучия Раневских, построенного на крепостном праве. Трофимов убеждает Аню не жалеть о происходящем, потому что «вся Россия – наш сад». «Мы посадим новый сад, который будет лучше прежнего». Декларации Трофимова звучат достаточно абстрактно.
    Кликни на свой любимый цвет и получи от 50$ до 300$
    СЕНСАЦИЯ! ЖИР на животе уходит за 3 дня, если смешать СОДУ с…
    Вкуснейший напиток для ПОХУДЕНИЯ. Стоит КОПЕЙКА, а результат: -9 кг за НЕДЕЛЮ!
    ИМБИРЬ избавит от свисающего живота, для этого каждое утро…
    Анна воспринимает мир оптимистически. В ее поведении нет растерянности Гаевых и Раневских, нет прагматизма Лопахина. По мнению автора, Аня сумеет сохранить для будущего духовные ценности, символизируемые загубленным вишневым садом.
    Рецензия
    Сочинение представляет собой характеристики героев (достаточно поверхностные), никак не связанные с темой.
    Автор не смог глубоко раскрыть тему и показать умение анализировать текст.
    Не наблюдается соразмерность, логичность и связность частей сочинения. Хотелось бы больше аргументов для подтверждения тезисов. В некоторых случаях тезисы повисают в воздухе и не получают дальнейшего развития. Вступление слишком мало, нет перехода к основной части. Вывода работа также не содержит.
    В работе имеются некоторые речевые и стилистические ошибки.
    Огорчает недостаточное владение терминологическим аппаратом.

  10. 10
    Текст добавил: +ОТОШЁЛ БЫСТРО+

    Одна из самых известных работ Антона Павловича Чехова – пьеса “Вишневый сад”, которая была написана в 1903 году. В этом произведении автор затрагивает множество проблем, но я бы хотела поговорить о проблеме времени и памяти.
    Как и любая друга пьеса эта наполнена различными героями. Автор искусно рисует образы и характеры своих персонажей, дает им возможность любить, страдать и испытывать прочие чувства.
    На сцене пьеса “Вишневый сад” идет около трех часов. Персонажи проживают за это время пять месяцев своей жизни. А действие пьесы охватывает более значительный отрезок времени, в который входят прошлое, настоящее и будущее России.
    Стоит отметить, что персонажи этого произведения не раз многозначно говорили ” Время не ждет” эта же мысль звучит и в подтексте работы Чехова. Мы видим, что каждый герой остро ощущает нехватку времени. Раневская, Гаев, Лопахин, каждый по-своему, каждый из них тревожатся о приближающемся сроке продажи имения. Сосед Любови Андреевны, помещик Симеонов-Пищик переживает, что нечем завтра платить по закладным и, испытывая острый недостаток времени, пытается одолжить денег. В пьесе много реплик, связанных со временем: “Который час?”, “До поезда осталось сорок семь минут!”, “Через двадцать минут на станцию ехать”, “Минут через десять давайте уже в экипажи садиться”.
    Каждый читатель мог отметить для себя, что автор изобразил, как каждый герой, владелец сада, создал вокруг себя всего лишь иллюзию неподвижного времени. Они живут текущим моментом, не забегая вперед, так они постепенно застревают где-то в прошлом.
    Тем не менее, дата продажи имения, двадцать второе августа, стремительно приближается, задумываясь об этом, герои впадают в отчаяние, но при этом они ничего так и не предпринимают. Они старательно пытаются обмануть время, забыться, однако, безуспешно. Даже в день торгов в имении устраивают праздник: “…в передней играет еврейский оркестр… В зале танцуют…”. Мы видим, герои метают переступить через ту дату, как будто ее и не было вовсе.
    Стоит отметить, что наступающая на пятки дата, связане не только с продажей имения, но и с делением времени на прошлое, настоящее и будущее. Так, вместе с жизнью героев в пьесу вместилось и движение исторической жизни: от предреформенной поры до конца XIX века.
    Фирс вспоминает об отмене крепостного права как о “несчастье”, об остатках крепостничества говорит Трофимов в монологе о вишневом саде, Гаев произносит речь по поводу столетнего служения книжного шкафа на ниве просвещения. В пьесе действуют три поколения: Фирсу — восемьдесят семь лет, Гаеву — пятьдесят один год, Ане — семнадцать лет.
    В заключение хотелось бы сказать, что тема времени в пьесе Антона Павловича очень актуальна и по сей день. Он показывает читателю, как важно быть причастным к ходу истории, не отрицать время и не жить в иллюзиях.

  11. Раневская и Гаев представляют собой настоящую аристократию — возвышенную и образованную, обладающую тонкой натурой. Единственная их вина заключается в том, что дворянство, как таковое, вырождается, оказавшись в мире, который не понимает его сомнительные привилегии. И в этом Чехов видит трагедию увядающего класса. Лопахин является таким же продуктом своей эпохи. Несмотря на все свои достижения, воспитанный в духе крепостничества Ермолай оказывается не способным воспринимать себя как полноценного человека. Именно поэтому, даже купив поместье Гаевых, он не смог признаться в любви приёмной дочери Раневской — Варе, не признавая себя равным девушке из высшего сословия. Получается весьма парадоксальная ситуация: Любовь и Леонид вступают в безнадёжный бой с будущим, чтобы защитить своё счастливое прошлое, а Лопахин, напротив, пытается победить свой рабское прошлое, чтобы с уверенностью двигаться в будущее. Однако обе стороны конфликта терпят поражение, будучи не способными преодолеть обстоятельства и свою собственную натуру. Но всё-таки в столкновении прошедшего и грядущего Чехов отдаёт победу будущему. Вместе с вишнёвым садом погибает и другой символ прошлых порядков — лакей Фирс — такой же вчерашний крепостной, как и Лопахин, даже не пытающийся стать полноценным человеком. Финальная сцена, в которой забытый всеми Фирс остаётся один в пустом доме, выносит окончательный приговор старой эпохе.

  12. Пьеса “Вишневый сад” — шаг в развитии Чехова-драматурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это время вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить существующее состояние страны, найти выход из многочисленных противоречий, охвативших Россию начала XX столетия. По-своему пытался решить злободневные проблемы и Антон Павлович Чехов. Его “Вишневый сад” стал своеобразным итогом длительных творческих исканий писателя.
    В пьесе Чехов воссоздал жизнь России во всей сложности ее исторического развития, показав в ней повседневную жизнь прошлого и будущего поколений, задумывающихся над извечным вопросом: в чем смысл жизни человека на земле? “Вишневый сад” называют поэмой о прошлом, настоящем и будущем России.
    Прошлое представляют старые хозяева вишневого сада — Раневская, Гаев, живут они прошлым и в прошлом. При первом же знакомстве с Раневской мы видим барыню, умиленную видом детской комнаты. Она кажется простой, обаятельной, внешне доброй. Но доброта ее, оказывается, чисто внешняя: Раневская раздает милостыни, в то время как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, когда нечем заплатить долги. В пятьдесят лет и Раневская и Гаев остаются большими детьми, причем испорченными барством. Дожив до седин, они совершенно ничему не научились, кроме как произносить напыщенные речи, повелевать, проматывать состояние, нажитое чужим трудом. Бывшие владельцы вишневого сада живут в долг. Когда-то дворяне жили доходами с вишневого сада, крепостные развозили вишню по городам на телегах. Вишневый сад — один из атрибутов дворянской жизни. Он дорог его владельцам как воспоминание о детстве, молодости, благополучии. Герои плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдав под топор. Они не принимают нового общественного уклада — буржуазного и не дают согласия Лопахину сдать сад под дачные участки. Сами не действуют и ему не дают. Основной конфликт пьесы — борьба за вишневый сад — разрешается не в их пользу.
    Новым хозяином сада, хозяином имения, созданного руками его предков, становится Ермолай Лопахин. Сад весьма своеобразно дорог Лопухину как свидетельство его жизненных успехов, великолепное место для вложения капитала и энергии предпринимателя. По определению Трофимова, Лопахин — это “хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути”. Он необходим “для обмена веществ”, для выполнения короткой исторической роли — посильно помочь разрушению того, что уже отжило. Но Лопахин — не творец на земле, а потребитель: ради наживы он вырубает вишневый сад, а значит, разрушает красоту.
    Прогресс, который не украшает землю, неполноценен, потому что главная задача — украшать землю трудом, превращать ее в цветущий сад. Временны буржуазные дельцы типа Лопахина, господство их преходяще. Вот почему Лопахину в пьесе противопоставляется новая общественная сила. Ему на смену приходят новые люди — Петя Трофимов и Аня Раневская. В них воплощается будущее.
    Трофимов у Чехова — воплощение устремленности в будущее. Он просветитель, ратующий за освобождение людей от спячки, Петя с негодованием говорит о безделье, о том, что дворяне живут за чужой счет, буржуа — “хищные звери”, “нужные лишь для обмена веществ”, интеллигенты ничего не делают; рабочие живут скверно, хотя и трудятся.
    Трофимов — не революционер, не борец, не деятель. Он реформист, который видит переустройство жизни только в распространении просвещения, в сочувственном отношении интеллигенции к народу. По мнению Чехова, полезная общественная роль Пети Трофимова заключается в том, чтобы будить молодые силы, которые будут искать пути борьбы.
    Именно беседы с Трофимовым помогают Ане Раневской понять несуразность жизни, в которой она живет. Девушка прощается с вишневым садом, который символизирует в пьесе старую жизнь, прощается, чтобы начать жизнь новую, трудовую. Она уверовала в то, что прошлому пришел конец, хотя вишневый сад дорог ей, как один из чудесных уголков России. Аня и Петя прощаются с прошлым и вступают в новую жизнь: “Здравствуй, новая жизнь!”
    Устами молодого поколения Чехов звал к труду и переустройству жизни на новых, справедливых, демократических началах. Именно они, новые люди, превратят Россию в прекрасный вишневый сад и будут в первых рядах человечества, идущего “к высшей правде”, “к высшему счастью, какое только возможно на земле!”

  13. Пьеса “Вишневый сад” написана в 1903 году, незадолго до смерти А. П. Чехова. Как и всякая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них главные, второстепенные, эпизодические. Все они говорят, страдают, радуются. У каждого героя свое лицо, одежда, привычки, возраст, социальное положение. Но есть один герой, от которого очень много зависит, практически все, а его даже нет в списке действующих лиц. Об этом герое современник А. П. Чехова поэт и драматург В. В. Курдюмов писал: “…Главное невидимо действующее лицо в чеховских пьесах, как и во многих других его произведениях, — беспощадно уходящее время”.
    На сцене пьеса “Вишневый сад” идет около трех часов. Персонажи проживают за это время пять месяцев своей жизни. А действие пьесы охватывает более значительный отрезок времени, в который входят прошлое, настоящее и будущее России.
    “Время не ждет”, — многократно звучат слова в устах различных персонажей, а также в подтексте пьесы. Герои пьесы постоянно ощущают недостаток времени. Раневская, Гаев, Лопахин, каждый по-своему, тревожатся о приближающемся сроке продажи имения. Сосед Любови Андреевны, помещик Симеонов-Пищик переживает, что нечем завтра платить по закладным и, испытывая острый недостаток времени, пытается одолжить денег. В пьесе много реплик, связанных со временем: “Который час?”, “До поезда осталось сорок семь минут!”, “Через двадцать минут на станцию ехать”, “Минут через десять давайте уже в экипажи садиться”.
    Главные герои, хозяева вишневого сада, создав для себя иллюзию неподвижности времени, живут текущим днем, текущим часом, текущей минутой, но, постоянно опаздывая, безнадежно отстали от настоящего, застряв где-то в прошлом.
    Неумолимо приближается двадцать второе августа — день продажи имения. Все возрастающее беспокойство вызывает эта дата, но дальше беспокойства дело не идет, люди бездеятельны, пытаются обмануть время, забыться. Даже в день торгов в имении устраивают вечеринку: “…в передней играет еврейский оркестр… В зале танцуют…”
    И нет никакого сомнения в том, что ничего не произойдет, кроме того, что должно произойти. Жизнь пойдет дальше, переступив через эту дату.
    Но двадцать второе августа — не только день продажи имения, это и точка отсчета, по отношению к которой время делится на прошлое, настоящее и будущее. Вместе с жизнью героев в пьесу вместилось и движение исторической жизни: от предреформенной поры до конца XIX века.
    Фирс вспоминает об отмене крепостного права как о “несчастье”, об остатках крепостничества говорит Трофимов в монологе о вишневом саде, Гаев произносит речь по поводу столетнего служения книжного шкафа на ниве просвещения. В пьесе действуют три поколения: Фирсу — восемьдесят семь лет, Гаеву — пятьдесят один год, Ане — семнадцать лет.
    Неразрывность времени олицетворяет поэтичный образ вишневого сада, он все помнит. Йо словам Пети, “…с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола… глядят на вас человеческие существа…”. Сад — символ не только исторической памяти, но и вечного обновления жизни. Будущее в пьесе неясно, полно тайн.
    Лирический и трагический реализм А. П. Чехова открыл современникам время, в котором они живут, представил героев — истинных детей переломного времени. Они не принимают идеалов, лишившихся жизненности, но и не могут жить без идеалов, мучительно ищут их в памяти о прошлом или в страстных мечтах о будущем.
    Творчество А. П. Чехова в высочайшей мере отвечало его эпохе, самой потребности людей постигать жизнь, быть причастными к ходу истории, искать разумной цели существования, средств изменения “нескладной” жизни и путей к будущему. Этим он особенно близок и нашим современникам.
    ?

  14. Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.
    Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.
    В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

    Связь времен сегодня

    Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

  15. “Вишневый сад” — последнее произведение А. П. Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. Он сознавал, что скоро уйдет из жизни, и, наверное, поэтому вся пьеса наполнена какой-то тихой грустью и нежностью. Это прощание великого писателя со всем, что ему было дорого: с народом, с Россией, судьба которой волновала его до последней минуты. Наверное, в такой момент человек думает обо всем: о прошлом — вспоминает все самое важное и подводит итоги, — а также о настоящем и будущем тех, кого он оставляет на этой земле. В пьесе “Вишневый сад” как будто произошла встреча прошлого, настоящего и будущего. Создается впечатление, что герои пьесы принадлежат трем разным эпохам: одни живут вчерашним днем и поглощены воспоминаниями о давно прошедших временах, другие заняты сиюминутными делами и стремяться извлечь пользу из всего, что имеют на данный момент, а третьи обращают свои взоры далеко вперед, не принимая во внимание реальные события.
    Таким образом, прошлое, настоящее и будущее не сливаются в одно целое: они существуют по сдельности и выясняют между собой отношения.
    Яркими представителями прошлого являются Гаев и Раневская. Чехов отдает дань образованности и утонченности русского дворянства. И Гаев, и Раневская умеют ценить красоту. Они находят самые поэтичные слова для выражения своих чувств по отношению ко всему, что их окружает, — будь то старый дом, любимый сад, словом все, что им дорого
    с детства. Даже к шкафу они обращаются, как к старому другу: “Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…” Раневская, оказавшись дома после пятилетней разлуки, готова целовать каждую вещь, напоминающую ей о детстве и юности. Дом для нее — это живой человек, свидетель всех ее радостей и печалей. У Раневской совершенно особое отношение к саду — он как будто олицетворяет все самое лучшее и светлое, что было в ее жизни, является частью ее души. Глядя на сад в окно, она восклицает: “О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось”. Жизнь Раневской была не из легких: она рано потеряла мужа, а вскоре после этого погиб ее семилетний сын. Человек, с которым она попыталась связать жизнь, оказался недостойным — изменял ей и транжирил ее деньги. Но вернуться домой для нее все равно что припасть к живительному источнику: она вновь чувствует себя молодой и счастливой. Вся боль, накипевшая в ее душе, и радость встречи выражаются в ее обращении к саду: “О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы не покинули тебя…” Сад для Раневской тесно связан с образом покойной матери — она прямо видит, как мать в белом платье идет по саду.
    Ни Гаев, ни Раневская не могут допустить, чтобы их усадьба была сдана дачникам в аренду. Они саму эту мысль считают пошлой, но при этом не желают глядеть в лицо реальности: приближается день аукциона, и имение будет продано с молотка. Гаев проявляет полную инфантильность в этом вопросе (ремарка “Кладет в рот леденец” как будто подтверждает это): “Проценты мы заплатим, я убежден…” Откуда у него такая убежденность? На кого он рассчитывает? Явно не на себя. Не имея на то никаких оснований, он клянется Варе: “Честью моей клянусь, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! … Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!” Красивые, но пустые слова. Иное дело — Лопахин. Этот человек на ветер слов не бросает. Он искренне пытается растолковать Раневской и Гаеву, что есть реальный выход из создавшегося положения: “Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены”. С таким призывом “настоящее” обращается к “прошлому”, но “прошлое” не внемлет. “Окончательно решить” — это непосильная задача для людей такого склада. Им проще пребывать в мире иллюзий. Зато Лопахин времени даром не теряет. Он просто покупает это имение и ликует в присутствии несчастной и обездоленной Раневской. Покупка имения для него имеет особое значение: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню”. Это — гордость плебея, который “утер нос” аристократам. Ему только жаль, что отец и дед не видят его торжества. Зная, что значил вишневый сад в жизни Раневской, он буквально пляшет на ее костях: “Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!” И тут же сочувствует рыдающей Раневской: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. Но это — минутная слабость, ведь он переживает свой звездный час. Лопахин — человек настоящего, хозяин жизни, но вот за ним ли будущее?
    Может быть, человек будущего — Петя Трофимов? Он — правдолюб (“Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза”). Его не интересует собственная внешность (“Я не желаю быть красавцем”). Любовь он, видимо, считает пережитком прошлого (“Мы выше любви”). Все материальное его тоже не привлекает. Он готов разрушить и прошлое, и настоящее “до основанья, а затем…” А что затем? Разве можно вырастить сад, не умея ценить красоту? Петя производит впечатление человека несерьезного и поверхностного. Чехова, видимо, совсем не радует перспектива такого будущего для России.
    Остальные герои пьесы тоже являются представителями трех разных эпох. Например, старый слуга Фирс весь из прошлого. Все его идеалы связаны с далекими временами. Реформу 1861 года он считает началом всех бед. Ему не нужна “воля”, поскольку вся его жизнь посвящена господам. Фирс — очень цельная натура, он — единственный герой пьесы, наделенный таким качеством, как преданность.
    Лакей Яша сродни Лопахину — не менее предприимчивый, но еще более бездушный человек. Как знать, может, и он скоро станет хозяином жизни?
    Прочитана последняя страница пьесы, но нет ответа на вопрос: “Так с кем же писатель связывает свои надежды на новую жизнь?” Появляется ощущение какой-то растерянности и тревоги: кто будет решать судьбу России? Кому под силу спасти красоту?

  16. «Вишневый сад» – драма, комедия или трагедия?
    «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем
    «Вишневый сад» А. П. Чехова – пьеса о несчастных людях и деревьях
    «Вишневый сад» как пример чеховской пьесы
    «Вишневый сад» цветет для человечества (по творчеству А. П. Чехова)
    «Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия? – вариант 2
    «Вся Россия – наш сад» (в чем заключается оптимизм пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    «Вся Россия – наш сад!» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    «Недотепы» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    «Чехов был несравненный художник … художник жизни» (Л.Н. Толстой)
    Автор в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
    Анализ пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Анализ финальной сцены пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад»
    Будущее в пьесе “Вишневый сад”
    Будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
    Взгляд А.П. Чехова на судьбу России
    Время и память в пьесе «Вишневый сад»
    Герои «Вишневого сада»
    Герои пьесы А. Чехова «Вишневый сад» как представители прошлого, настоящего и будущего
    Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская)
    Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
    Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»? (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)
    Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишневый сад»
    Значение образа Пети Трофимова в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Идейное и художественно свообразие пьесы “Вишнёвый сад”
    Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»
    Идейное содержание пьесы А. Чехова «Вишневый сад»
    Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад»
    Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Комические образы и ситуации в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
    Комическое и трагическое в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Кто виновен в гибели вишневого сада?
    Лопахин – новый хозяин жизни?
    Место образа Лопахина в комедии А.П.Чехова “Вишневый сад”
    Мечта А. П. Чехова о новой жизни на страницах пьесы «Вишневый сад»
    Мечты и реальность – основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
    Молодое поколение в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
    Настоящее, прошлое, будущее в пьесе «Вишневый сад»
    Нежная душа или хищный зверь?
    Необычность сословно-классового подхода в пьесе А. Чехова «Вишневый сад
    Новаторство А. П. Чехова
    Новый хозяин вишневого сада
    О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова “Вишневый сад”?
    Образ “вечного студента” Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”
    Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
    Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Отношение автора к своим героям в пьесе «Вишневый сад»
    Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад» – «комедия, местами даже фарс»
    Почему слова Фирса – «Жизнь-то прошла, словно и не жил» – имеют отношение к содержанию всей пьесы Чехова «Вишнёвый сад»?
    Приезд Раневской и Гаева в имение. (Анализ сцены 1-го действия)
    Прошлое и настоящее дворянской усадьбы
    Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада»
    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Разговор о будущем во втором действии пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”. (Анализ сцены.)
    Раневская, Гаев, Лопахин – кто лучше?
    Рецензия на пьесу А.П.Чехова “Вишневый сад”
    Россия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде»
    Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
    Символ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова
    Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова
    Символика пьесы «Вишневый сад»
    Символом чего является вишневый сад?
    Смешное и серьезное в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл названия пьесы Чехова “Вишневый сад”
    Старые и новые хозяева вишневого сада
    Старый мир и новые хозяева жизни
    Тема прошлого и настоящего России
    Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова
    Три поколения в пьесе Чехова «Вишневый сад»
    Хищный зверь или человек (Лопахин в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)
    Ход времени в произведении А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад»
    Художественные функции пейзажа в пьесах А. Островского «Гроза» и А. Чехова «Вишневый сад»
    Чем мне понравилась пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Чеховский «Вишневый сад»

  17. Лопахин – представитель нового купеческого поколения. Для него сад – земля, на которой можно заработать. Также обладание имением Гаевых для него особый повод для гордости: место, где его предки ходили рабами, является теперь его собственностью. Это говорит о резкой смене в представлении о классовых различиях в России. Те, кто раньше угнетался, в некоторые времена даже на законодательном уровне, подмяли под себя угнетателей и господствуют теперь над ними. Лопахин — неплохой человек, ему жаль Раневскую, однако он не в состоянии разделить ее тоски и горечи от утраты имения.
    Петя Трофимов занимает нейтральное положение по отношению к судьбе сада; он не поддерживает ни Гаевых, ни Лопахина. Петя «выше любви» и продажа имения не является для него чем-то драматическим. Он — выходец из новой интеллигенции, для которых вся Россия- такой сад. Чехов предугадал появление подобного революционного настроя. Но автор не дает точного ответа об успешности будущей деятельности этих людей. Ведь Трофимов по сути также беспечен и не приспособлен к жизни, как Гаевы: он не может закончить учебу, не может даже отыскать свою обувь. Его речи полны амбициозности и уверенности в готовности полного переустройства всех сфер жизни, однако они не подкреплены личным опытом, а, следовательно, немного инфантильны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *