Сочинение на тему встреча гринева с пугачевым

9 вариантов

  1. Первая
    встреча Гринева с Пугачевым

    Когда мы
    говорим о Пушкине, то говорим о нем обычно как о величайшем русском поэте.
    Именно стихотворные произведения сделали его уже при жизни любимцем России, ее
    великим поэтом. Но значение Пушкина велико в истории не только русской поэзии,
    но и прозы. Количество прозаических произведений Александра Сергеевича очень
    значительно. К ним относятся: “Арап Петра Великого”,
    “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “История
    Пугачева”, “Капитанская дочка” и другие. Историческая повесть
    “Капитанская дочка” дает широкое и всестороннее изображение
    крестьянского восстания под руководством Пугачева. В повести решаются вопросы о
    взаимоотношениях помещиков и крестьянства, о причинах крестьянских волнений, об
    обязанностях дворянина перед народом, государством.
    Поскольку
    “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейной
    повестью, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни
    дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства. Обе эти
    стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя
    народного движения и устроителя счастья Петра Гринева и Маши Мироновой. Читая,
    замечаешь, что решающую роль в судьбе Гринева играет случайно встретившийся ему
    в Оренбургской степи во время бурана вожатый, оказавшийся впоследствии самим
    Пугачевым.
    Вожатый –
    единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он
    стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив сметливость
    и умение ориентироваться. Гринев поблагодарил за оказанную помощь и подарил
    вожатому свой заячий тулупчик. Незаметный эпизод с заячьим тулупчиком искусно
    связывает обе части повести. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в
    “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает
    перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту
    социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнула Гринева с Пугачевым,
    на этот раз “вожатым” народа, вождем крестьянского восстания.
    Наконец, буран
    является завязкой сюжетной линии Гринев-Пугачев. Если бы не было бурана, не
    произошло бы знакомства этих двух главных героев, и судьба Гринева сложилась
    бы, очевидно, иначе. Именно буран был причиной того, что кибитка сбилась с пути
    и произошла встреча Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие
    взаимоотношения. Сразу же после встречи с неведомым вожатым Гринев во время
    бурана видит “пророческий” сон. Во сне возвращается домой и узнает,
    что отец его при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить
    последнее отцовское благословение, Гринев видит , что перед ним совсем не отец.
    Его место занимает весело поглядывающий “мужик с черной бородою”, под
    благословение которого мать Гринева убеждает его подойти.
    Сон Гринева
    намекает на те события, которые развернутся позднее: казнь защитников
    Белогорской крепости, помилование Пугачевым Гринева и дальнейшее ему
    покровительство. Предвосхищает сон и противоречивое отношение Петра Андреевича
    к вождю крестьянского восстания. Этот сон глубоко занимателен: не имея в себе
    ничего мистического, он настраивает Гринева на обостренное восприятие
    дальнейших событий.
    Когда Пугачев
    вошел в Белогорскую крепость, он щедро отплатил за стакан вина и заячий
    тулупчик: он даровал Гриневу жизнь и является своего рода земным провидением
    Гринева, усиливает его семейное счастье. Узнав из письма Маши о требовании
    Швабрина не позже трех дней выйти за него замуж под угрозой – в противном
    случае выдать ее Пугачеву в качестве дочери капитана Миронова, Гринев бросается
    к генералу, коменданту Оренбурга. После отказа генерала помочь Гриневу он едет
    в Белогорскую крепость, по дороге же его схватывают караульные Пугачева и
    насильно приводят в Бердскую слободу; таким образом, в “пристанище
    Пугачева” он попадает не намеренно, а случайно. Воспользовавшись случаем,
    он жалуется Пугачеву и просит его защитить сироту. Услышав, что его люди
    обижают Машу, Пугачев возмутился: “Кто из моих людей смеет обижать сироту?…
    Я проучу Швабрина.”
    Пугачев
    сдерживает свое обещание, едет вместе с Гриневым в Белогорскую крепость,
    освобождает Машу из-под власти Швабрина и даже предлагает Гриневу:
    “Пожалуй, я буду посаженым отцом. Дай вам бог любовь да совет!” По
    существу, он благословляет влюбленных. Невольно вспоминаются вещий сон Гринева
    и пророческие слова матери, прозвучавшие в этом сне: “Все равно,
    Петруша… это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку и пусть он тебя
    благословит”. В изображении Пушкина вождь крестьянского восстания оказывается
    устроителем людского счастья. Ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем.
    Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл А. М. Горький: “Как прозаик, – пишет
    Горький, – он написал исторический роман “Капитанская дочка”, где с
    проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачева,
    организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его
    рассказы положили основание русской прозе”.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  2. Первая встреча Петра Гринева и Пугачева выпадает на вторую главу повести «Капитанская дочка». Гринев был полностью подавлен и обессилен снежной бурей. Идти дальше не было сил. Именно в этот момент появляется образ Пугачева, который и помогает Петру.
    Сначала Пугачев был похожим на волка. Он, был словно вожаком стаи разбойников. Когда Петр знакомится с Пугачевым в постоялом дворе, он кажется ему совершенно иным. По его теперешнему мнению, Пугачев невелик, худощав. Его глаза постоянно бегали и словно таили в себе плутовские думы. На голове была прядь стриженых волос. Одет Пугачев в шаровары и армяк.
    После этого, Гринев насторожился, ведь не знал, чего же ожидать от такого человека. Дальнейшая встреча героев происходит в разделе «Пристул». Пугачев предстает перед нами в совершенно ином образе. Он едет на белом коне, его окружают вооруженные люди. Он напоминает нам великого военачальника. В руках его была сабля, и он ловко и смело ей размахивал.
    Еще один образ Пугачева раскрыт перед нами в момент казни. Он сидел в кресле, в шикарном казацком кафтане. Своими жестами злодей отдавал приказы о повешенье.
    В тексте повести мы еще не раз натыкаемся на различные описания внешности и повадок Пугачева. Это говорит о том, что автор «Капитанской дочки» хотел передать нам сущность этого персонажа. А.С. Пушкин действительно был увлечен образом лже-царя и самозванца. Во время совета Пугачева и его соратников, герой представляется нам простым и спокойным. Он равнодушно реагирует на разговоры своих побратимов, которые высказывают всякие мысли в сторону своего вожака. Он душевно затягивает песню, становясь одним целым со всеми присутствующими на совете.
    В развязке повести, мы видим, как Пугачев проявляет великодушие и отпускает Гринева. Вместе с ним он освобождает и его возлюбленную – Машу Миронову.
    После прочтения повести, мы понимаем, что образ Пугачева был симпатичен Пушкину, поэтому, он так старательно пытался передать черты его внешности и внутреннего мира.

  3. 3
    Текст добавил: одноклассники

    Петр Гринев, главный герой повести «Капитан­ская дочка» А. С. Пушкина, рассказчик и участник событий одновременно. Читатель воспринимает со­бытия его глазами. По мере прочтения повести мы ви­дим становление Гринева как личности. Эпизод встре­чи Петруши с «бродягой», впоследствии оказавшим­ся предводителем крестьянского восстания, играет большую роль в понимании характера молодого человека.
    Во второй главе Петр Гринев держит путь в Орен­бург. Юноша испытывает угрызения совести перед Савельичем за проигрыш Зурину, пьянство, грубое обращение. Несмотря на предупреждение о буране, Гринев приказывает ехать дальше. Будучи застигну­тыми непогодой в степи, путники встречают незна­комца, который взялся вывести их к жилью. И вот, после того как вожатый довел их постоялого двора, Гринев решил отблагодарить его. Увидев, что тот «в одном худеньком армяке», Петр подарил вожатому свой заячий тулуп. И даже признание мужика о том, что тулуп свой он «заложил вечор у целовальника» и протесты Савельича не повлияли на решение Петру­ши. А ведь еще недавно он просил прощения у Савель­ича за свое поведение и «дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою». Что это: очередное утверждение себя в роли хозяина или великодушие?
    Савельич относится к провожатому с недоверием, видит в нем пьяницу, разбойника: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке». А Петруша видит в незнакомце человека, оказав­шего им помощь в трудную минуту, возможно, даже спасшего их от смерти. Он не мог не отблагодарить его за помощь, к тому же замечает, что одет незнакомец «слишком легко». И хотя тулупчик едва налезает на мужика, тот «чрезвычайно доволен… подарком»: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».
    В последующих главах мы видим, чем обернулось для Петруши проявленное великодушие по отноше­нию к простому мужику. Пугачев не забыл своих слов и сделал добра для Петра Гринева и Маши Мироновой во сто крат больше.
    Говорят: «От добра не жди добра». А этот эпизод оп­ровергает народную мудрость и учит быть добрыми, внимательными к бедам и заботам других людей.

    Похожие сочинения

    Капитанская дочка
    “Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни…смотреть целиком
    Гринев и Швабрин
    Историческая повесть «Капитанская дочка» – последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный…смотреть целиком
    «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Новое!
    Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и…смотреть целиком
    Взгляды и характер Гринева
    Пускай послужит он в армии, да
    потянет лямку, да понюхает
    пороху, да будет солдат,
    а не шаматон.
    А. Пушкин
    Наряду с другими важными вопросами роман “Капитанская дочка” ставит проблему воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Как же предлагает…смотреть целиком
    Тема чести и бесчестия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    «Береги честь смолоду». Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести «Капитанская дочка», подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего себе ни одну стихотворную…смотреть целиком
    Капитанская дочка
    Многие считают, что эпиграфы — вещь не обязательная и старомодная. В школьном сочинении они, мол, больше для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения, подчеркнуть его главную мысль. До пушкинской…смотреть целиком
    Общая характеристика главного героя одного из произведений А. С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
    Петр Андреевич Гринев — герой повести Пушкина «Капитанская дочка», от имени которого ведется повествование. Сын симбирского помещика,
    Оказавшись в критической ситуации, Гринев стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский…смотреть целиком

  4. Когда мы говорим о Пушкине, то говорим о нем обычно как о величайшем русском поэте. Именно стихотворные произведения сделали его уже при жизни любимцем России, ее великим поэтом. Но значение Пушкина велико в истории не только русской поэзии, но и прозы. Количество прозаических произведений Александра Сергеевича очень значительно. К ним относятся: “Арап Петра Великого”, “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “История Пугачева”, “Капитанская дочка” и другие. Историческая повесть “Капитанская дочка” дает широкое и всестороннее изображение крестьянского восстания под руководством Пугачева. В повести решаются вопросы о взаимоотношениях помещиков и крестьянства, о причинах крестьянских волнений, об обязанностях дворянина перед народом, государством.
    Поскольку “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейной повестью, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства. Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя народного движения и устроителя счастья Петра Гринева и Маши Мироновой. Читая, замечаешь, что решающую роль в судьбе Гринева играет случайно встретившийся ему в Оренбургской степи во время бурана вожатый, оказавшийся впоследствии самим Пугачевым.
    Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив сметливость и умение ориентироваться. Гринев поблагодарил за оказанную помощь и подарил вожатому свой заячий тулупчик. Незаметный эпизод с заячьим тулупчиком искусно связывает обе части повести. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнула Гринева с Пугачевым, на этот раз “вожатым” народа, вождем крестьянского восстания.
    Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев-Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства этих двух главных героев, и судьба Гринева сложилась бы, очевидно, иначе. Именно буран был причиной того, что кибитка сбилась с пути и произошла встреча Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие взаимоотношения. Сразу же после встречи с неведомым вожатым Гринев во время бурана видит “пророческий” сон. Во сне возвращается домой и узнает, что отец его при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить последнее отцовское благословение, Гринев видит , что перед ним совсем не отец. Его место занимает весело поглядывающий “мужик с черной бородою”, под благословение которого мать Гринева убеждает его подойти.
    Сон Гринева намекает на те события, которые развернутся позднее: казнь защитников Белогорской крепости, помилование Пугачевым Гринева и дальнейшее ему покровительство. Предвосхищает сон и противоречивое отношение Петра Андреевича к вождю крестьянского восстания. Этот сон глубоко занимателен: не имея в себе ничего мистического, он настраивает Гринева на обостренное восприятие дальнейших событий.
    Когда Пугачев вошел в Белогорскую крепость, он щедро отплатил за стакан вина и заячий тулупчик: он даровал Гриневу жизнь и является своего рода земным провидением Гринева, усиливает его семейное счастье. Узнав из письма Маши о требовании Швабрина не позже трех дней выйти за него замуж под угрозой – в противном случае выдать ее Пугачеву в качестве дочери капитана Миронова, Гринев бросается к генералу, коменданту Оренбурга. После отказа генерала помочь Гриневу он едет в Белогорскую крепость, по дороге же его схватывают караульные Пугачева и насильно приводят в Бердскую слободу; таким образом, в “пристанище Пугачева” он попадает не намеренно, а случайно. Воспользовавшись случаем, он жалуется Пугачеву и просит его защитить сироту. Услышав, что его люди обижают Машу, Пугачев возмутился: “Кто из моих людей смеет обижать сироту?… Я проучу Швабрина.”
    Пугачев сдерживает свое обещание, едет вместе с Гриневым в Белогорскую крепость, освобождает Машу из-под власти Швабрина и даже предлагает Гриневу: “Пожалуй, я буду посаженым отцом. Дай вам бог любовь да совет!” По существу, он благословляет влюбленных. Невольно вспоминаются вещий сон Гринева и пророческие слова матери, прозвучавшие в этом сне: “Все равно, Петруша… это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку и пусть он тебя благословит”. В изображении Пушкина вождь крестьянского восстания оказывается устроителем людского счастья. Ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем. Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл А. М. Горький: “Как прозаик, – пишет Горький, – он написал исторический роман “Капитанская дочка”, где с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачева, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его рассказы положили основание русской прозе”.

  5. Когда мы
    говорим о Пушкине, то говорим о нем обычно как о величайшем русском поэте.
    Именно стихотворные произведения сделали его уже при жизни любимцем России, ее
    великим поэтом. Но значение Пушкина велико в истории не только русской поэзии,
    но и прозы. Количество прозаических произведений Александра Сергеевича очень
    значительно. К ним относятся: “Арап Петра Великого”,
    “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “История
    Пугачева”, “Капитанская дочка” и другие. Историческая повесть
    “Капитанская дочка” дает широкое и всестороннее изображение
    крестьянского восстания под руководством Пугачева. В повести решаются вопросы о
    взаимоотношениях помещиков и крестьянства, о причинах крестьянских волнений, об
    обязанностях дворянина перед народом, государством.
    Поскольку
    “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейной
    повестью, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни
    дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства. Обе эти
    стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя
    народного движения и устроителя счастья Петра Гринева и Маши Мироновой. Читая,
    замечаешь, что решающую роль в судьбе Гринева играет случайно встретившийся ему
    в Оренбургской степи во время бурана вожатый, оказавшийся впоследствии самим
    Пугачевым.
    Вожатый –
    единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он
    стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив сметливость
    и умение ориентироваться. Гринев поблагодарил за оказанную помощь и подарил
    вожатому свой заячий тулупчик. Незаметный эпизод с заячьим тулупчиком искусно
    связывает обе части повести. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в
    “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает
    перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту
    социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнула Гринева с Пугачевым,
    на этот раз “вожатым” народа, вождем крестьянского восстания.
    Наконец, буран
    является завязкой сюжетной линии Гринев-Пугачев. Если бы не было бурана, не
    произошло бы знакомства этих двух главных героев, и судьба Гринева сложилась
    бы, очевидно, иначе. Именно буран был причиной того, что кибитка сбилась с пути
    и произошла встреча Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие
    взаимоотношения. Сразу же после встречи с неведомым вожатым Гринев во время
    бурана видит “пророческий” сон. Во сне возвращается домой и узнает,
    что отец его при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить
    последнее отцовское благословение, Гринев видит , что перед ним совсем не отец.
    Его место занимает весело поглядывающий “мужик с черной бородою”, под
    благословение которого мать Гринева убеждает его подойти.
    Сон Гринева
    намекает на те события, которые развернутся позднее: казнь защитников
    Белогорской крепости, помилование Пугачевым Гринева и дальнейшее ему
    покровительство. Предвосхищает сон и противоречивое отношение Петра Андреевича
    к вождю крестьянского восстания. Этот сон глубоко занимателен: не имея в себе
    ничего мистического, он настраивает Гринева на обостренное восприятие
    дальнейших событий.
    Когда Пугачев
    вошел в Белогорскую крепость, он щедро отплатил за стакан вина и заячий
    тулупчик: он даровал Гриневу жизнь и является своего рода земным провидением
    Гринева, усиливает его семейное счастье. Узнав из письма Маши о требовании
    Швабрина не позже трех дней выйти за него замуж под угрозой – в противном
    случае выдать ее Пугачеву в качестве дочери капитана Миронова, Гринев бросается
    к генералу, коменданту Оренбурга. После отказа генерала помочь Гриневу он едет
    в Белогорскую крепость, по дороге же его схватывают караульные Пугачева и
    насильно приводят в Бердскую слободу; таким образом, в “пристанище
    Пугачева” он попадает не намеренно, а случайно. Воспользовавшись случаем,
    он жалуется Пугачеву и просит его защитить сироту. Услышав, что его люди
    обижают Машу, Пугачев возмутился: “Кто из моих людей смеет обижать сироту?…
    Я проучу Швабрина.”
    Пугачев
    сдерживает свое обещание, едет вместе с Гриневым в Белогорскую крепость,
    освобождает Машу из-под власти Швабрина и даже предлагает Гриневу:
    “Пожалуй, я буду посаженым отцом. Дай вам бог любовь да совет!” По
    существу, он благословляет влюбленных. Невольно вспоминаются вещий сон Гринева
    и пророческие слова матери, прозвучавшие в этом сне: “Все равно,
    Петруша… это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку и пусть он тебя
    благословит”. В изображении Пушкина вождь крестьянского восстания оказывается
    устроителем людского счастья. Ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем.
    Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл А. М. Горький: “Как прозаик, – пишет
    Горький, – он написал исторический роман “Капитанская дочка”, где с
    проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачева,
    организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его
    рассказы положили основание русской прозе”.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  6. Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

    Автор: Пушкин А.С.
    Работая над «Историей Пугачевского бунта», А.С.Пушкин внимательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у него вызывал облик Пугачева, о котором сохранилось множество воспоминаний.
    С первым описанием внешности Пугачева мы знакомимся во второй главе. Попавший в буран Гринев натыкается то ли на волка, то ли на человека. Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой — вожак разбойничьей стаи. Всего несколько слов, произнесенных незнакомцем, успокаивают Гринева, и он засыпает, «убаюканный пением бури и качкою тихой езды».
    Сон, который видит герой, в иносказательной форме раскрывает дальнейшее развитие сюжета и свидетельствует о неизгладимом впечатлении, произведенном на Гринева вожатым. Героя поразило сочетание несочетаемого: «страшный мужик», наполнивший комнату мертвыми телами, «ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди под мое благословение…“
    Проснувшись и войдя на постоялый двор, Гринев сразу стал спрашивать о вожатом, и здесь мы знакомимся уже с более подробным портретом героя: „Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары“. Подобное описание свидетельствует, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринева напряженно вглядываться в лицо незнакомца, но он остается неразгаданным как для него, так и для читателя.
    Следующая встреча героев происходит в главе „Приступ“. Сначала Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: „Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость“.
    Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями. Пушечный залп из Белогорской крепости помогает еще более убедительно показать Пугачева в роли военачальника. Испугавшись картечи, „мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…“ Мы не слышим слов героя, но его напряженная фигура и пластика говорят о воздействии, которое в данный момент он оказывает на своих подчиненных: „Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас возобновились…“
    В третий раз описание героя дано во время казни. Одежда и поведение Пугачева свидетельствуют о том, какое представление о царе-батюшке сложилось у народа, перед нами оживает практически лубочная картинка, на фоне которой противоестественно выглядит пролитая настоящая кровь: „Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза“. Во время вынесения смертных приговоров Пушкин намеренно не показал выражение лица и глаз Пугачева, он обрисовал лишь отрывистые жесты и резкие фразы: „Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком… “Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня”.
    В главе «Незваный гость» один за другим идут сразу три портрета Пугачева. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит о «ястребиных», хищнических глазах Пугачева, затем Гри неву предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличье. Попав на военный совет, Гринев внимательно смотрит на страшных знакомых: “… Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами… С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого” Двойственность лица, бросившаяся в глаза Гриневу на постоялом дворе, или же закрытость Пугачева, проявившаяся во время казни, исчезают, автор делает акцент на отсутствии свирепости в его облике.
    Во время принятия важного решения Пугачев серьезен и спокоен, мы видим его в новой ипостаси. Автор любуется патриархальной простотой и искренностью отношений казаков, явно противопоставляя им в дальнейшем военный совет в Оренбурге.
    В следующей картине герой слит со своими товарищами в едином душевном порыве, вызванном исполнением народной песни «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все это потрясло меня каким-то пиитическим ужасом», — делится своими ощущениями Гринев.
    Пугачев в этом описании выступает опять в новой роли. Его облик соотнесен с фольклорным образом разбойника, судьба героя зеркально отражается в исполняемой им песне. Однако уже через несколько минут перед нами оказывается другой человек: «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такой непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему».
    Смех Пугачева моментально сближает его с Гриневым, он опять превращается в веселого вожатого, спасшего молодого офицера во время бурана в степи. Между героями возникает искренний разговор, Гринев отказывается признать в ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачев, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать. Именно после этой встречи Гринев проникается к Пугачеву симпатией, переросшей затем в более глубокое и мучительное чувство: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал его вырвать из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время».
    Марина Цветаева в книге «Мой Пушкин» обратила внимание на «магическую внешность» Пугачева, «в которую сразу влюбился Пушкин. Чара — в его черных глазах и черной бороде, чара — в его усмешке, чара — в его опасной ласковости, чара — в его напускной важности…» Гринев очарован Пугачевым так же, как их общий создатель.

  7. Герои встречаются четыре раза на протяжении всего произведения. Первая их встреча случилась зимней ночью в буран. Петру понравилась внешность Пугачева: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь». Доверчивый и добрый Гринев показал лучшие свои качества, отдав Пугачеву свой заячий тулуп, что в итоге сыграет решающую роль в судьбе Петра. А также покажет, что предводитель повстанцев тоже может быть благородным.
    Сначала Пугачев казался Гриневу, как и всем остальным, разбойником и вором, способным только на убийства и грабежи. Но со временем юноша замечает в нем человеческие черты. Когда его люди захватили Белогорскую крепость, Пугачев приказал повесить всех офицеров, отказавшихся перейти на его сторону. Петр же даже перед лицом смерти не изменил присяге и не замарал офицерской чести предательством: «И чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой».
    Пугачев вспомнил Гринева и его поступок при первом знакомстве. За это парень был помилован. Кроме этого, предводитель повстанцев проникся чувствами Петра и Маши. А еще он наказал Швабрина, переметнувшегося на его сторону, за то, что тот обижал сироту. Такое поведение удивило Гринева. Царские генералы проявляли к людям только равнодушие, а простой разбойник показал человечность.
    Общение с Пугачевым научило Петра быть проще, разбираться в людях, дало ему полезный опыт и помогло проявить высокие качества своей души. Думаю, если бы обстоятельства сложились иначе и они встретились бы в мирное время, то смогли бы стать близкими друзьями.

  8. А. С. Пушкин очень серьезно относился к изображению реальных исторических событий в своих произведениях. Поэтому после того, как поэт решил написать о Пугачевском бунте 1773-1774 годов, он отравился в путешествие по местам этих событий. Путешествуя, Пушкин встречался со многими людьми, которые сохранили воспоминания о том времени и тех событиях. Поэт записывал рассказы этих людей, благодаря чему ему удалость максимально реалистично и точно отобразить восстание Емельяна Пугачева в своей повести.
    В повести «Капитанская дочка» рассказ ведется от лица молодого офицера П. А Гринева, который по воле отца попал служить в далекую Богом забытую Белогорскую крепость. Именно там разворачивались все события повести. Первая встреча со странным чернобородым и черноглазым мужиком с плутовским выражением лица, последующий сон о мужике с топором в руках — все это не случайно и все это обещает интересное развитие событий.
    Гриневу Емельян Пугачев представлялся простым хитроватым сибирским казаком, а потом немилосердным и жестоким человеком, «вором и разбойником». Конечно же, Гринев ни на секунду не усомнился, что этот разбойник никакой не царь и не имеет к нему никакого отношения. При этом он не боится главаря повстанцев и с риском для жизни отказывается ему служить.
    Пугачев оказался совсем не таким, как думал о нем Гринев. Показали это дальнейшие события. Этот простой казак смог по достоинству оценить верность молодого офицера и преданность присяге. Пугачев проявляет понимание и в истории с Машей, что говорит о его добросердечии и уме. Позже Гринев не раз был свидетелем того, как хорошо относились к Пугачеву простые люди.
    Мнение автора о Пугачеве полностью совпадает с мнением героя повести об этом удивительным человеке. Об этом мне стало понятно после того, как «народный…
    царь» рассказал сказку о Вороне и Орле. Широкая казацкая натура и бунтарский дух не позволяли Емельяну Пугачеву жить просто так и кое-как, поэтому он пошел вперед. Он был храбр, порой до безрассудства, он прекрасно понимал, чем закончится его поход. Но Пугачев, как Орел из сказки, был готов прожить короткую, но при этом очень яркую жизнь.
    Интересен портрет Емельяна Пугачева: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Таким его увидел А. С. Пушкин глазами Гринева. Потом Гринев видел Пугачева, изображающего русского царя, видел его и среди «своих ребят», которые «умничают», но не вызывают у Пугачева никакого доверия. Внешность Пугачева на протяжении всего повествования меняется удивительным образом. Зависит она от обстановки и выбранной им на тот момент роли. Особенно впечатляюща в этом произведении сцена казни Пугачева, из описания которой хорошо видно, что А. С. Пушкин искренне сочувствует народному герою.
    Русский народ свято верил, что Емельян Пугачев настоящий царь и если он доберется до Москвы, у людей появится не просто новый царь, а благодетель и заступник. И недаром войскам Пугачева удалось так быстро пройти огромное расстояние и завоевать множество крепостей практически без боя. Ему везде помогали простые люди, которые были буквально задавлены произволом чиновников, мечтали о свободе и независимости. В повести А. С. Пушкин осмыслил события того времени, проанализировал причины восстания и причины его поражения. Именно ему принадлежит высказывание: «Не приведи, господи, увидеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный!»

  9. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — это историческое произведение, отражающее события того времени. Оно полно глубокого смысла и, несмотря на небольшой объем, полностью раскрывает значение таких понятий, как «честь» и «долг».
    Одними из главных персонажей являются Петр Гринев и Емельян Пугачев. В чем же заключается основное сходство и различие характеров этих героев? Образцом порядочности выступает Петр Андреевич. Он при любых обстоятельствах остается человеком долга. Юноша верен своему Отечеству, готов предпочесть «самую лютую казнь такому подлому унижению», как присяга самозванцу. Он не видит для себя возможным изменить нравственным убеждениям и принципам. Характер героя отличается прямотой т искренностью, что всегда выручало его в сложных ситуациях. Благородством проникнуто поведение Гринева по отношению к Маше. Сначала он, рискуя жизнью, готов защищать честь возлюбленной на дуэли. Далее он даже возвращается из Оренбурга в стан пугачевцев для ее спасения. На допросе в суде, не пытаясь обелить себя, Петр Андреевич старается не впутывать в разбирательства Машу Миронову, чтобы не запятнать ее светлый образ.
    Создавая психологический портрет Пугачева, автор наделил его глубокими человеческими качествами. Для Емельяна понятия «честь» и «долг» так же важны, как и для Гринева. Он помнит добро и в ответ на подарок Петра жалует ему лошадь и шубу, а потом отпускает с миром. Емельян Пугачев, как человек, умеющий ценить прямоту и искренность характера Гринева, совершает благородные поступки: спасает Машу Миронову от ненавистного ей Швабрина и наказывает обидчика девушки. Это свидетельствует о его незаурядной натуре с самой лучшей стороны. Он умеет щадить не только друзей, но и врагов. Это гуманное поведение заслуживает искреннего уважения.
    Честность и благородство сближают Гринева и Пугачева, но при подробном рассмотрении художественных образов героев можно заметить различные черты. В первую очередь стоит обратить внимание на социальное неравенство персонажей и на большую разницу в возрасте. Петр Гринев – молодой дворянин, только вступивший на путь военной службы. За его плечами еще не достаточно опыта, в то же время он юн и полон сил. Емельян Пугачев – беглый казак, он много испытал за свою тяжелую жизнь, это человек сметливый и умный.
    Также различны взгляды героев на предназначение человека. Питча об орле и вороне раскрывает отношение Пугачева к жизни: по его мнению, лучше жить мало, но ярко, чем долго и скучно в спокойствии. Он не понимает аморальности того, на что указывает ему Гринев,- «жить убийством и разбоем», по суждению Петра Андреевича, и значит «клевать мертвечину». Емельян не считает себя «кровопийцей», но у Петра другое мнение.
    Гринев и Пугачев… Такие разные герои, совершенно не похожие друг на друга. Но автору удалось показать, что для русского человека главное в жизни честь и достоинство, не зависимо от того, где он рос и воспитывался: в барских палатах или в крестьянской избе.
    Источник: school-essay.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *