Сочинение на тему вводные слова в русском языке

9 вариантов

  1. Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.
    Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.
    Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом (К счастью, никто меня не заметил), или к отдельным его членам (Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.
    2. Каковы функции вводных слов в речи?
    Функция №1. Вводные слова могут выражать оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
    Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
    Или оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности: бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др.
    Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей.
    Функция №2. Вводные слова могут выражать чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т. п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др.
    Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло.
    Функция №3. Вводные слова могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др.
    Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
    Функция №4. Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.
    Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно.
    Функция №5. Другие вводные слова указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.
    Например: По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
    Функция №6. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т. п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др.
    Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка.
    Функция №7. Вводные слова и словосочетания используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.
    Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие.
    Функция №8. В некоторых случаях вводные слова выполняют роль союзов.
    Например:
    Я не знаю, где зарыты – Путина – кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте. -Сравните: Я не знаю, где зарыты Путина – кости: то ли под кустом ракиты, то ли на погосте. Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный. Сравните: Погода была ветреная, а ветер не
    совсем был попутный.Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.Сравните: Хотя обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою

  2. 1. Роль вводных слов и предложений
    2. Роль цитат в речи
    3. Роль однородных членов предложения в речи
    4. Роль риторических вопросов в тексте
    5. Роль средств выразительности в речи
    6. Роль архаизмов в речи
    7. Разряды и функции частиц в русском языке
    8. Зачем нужно двоеточие?
    9. Зачем нужно тире?
    10.Зачем нужна орфография?
    11.Роль антонимов в речи
    12.Зачем надо изучать морфологию?
    Данные сочинения обязательно должны иметь примеры из конкретного текста. Образцы 8 и 9 демонстрируют то, как нужно оформлять примеры из текста в сочинении.
    1. Роль вводных слов и предложений
    Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
    Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
    А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
    В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
    Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
    2. Роль цитат в речи
    Цитата (от лат. cito – вызываю, привожу) – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.
    В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия.
    В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи.
    В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.
    Таким образом, цитаты очень важны в речи.
    3. Роль однородных членов предложения в речи
    Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
    Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
    Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
    В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
    Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
    4. Роль риторических вопросов в тексте
    Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
    Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
    Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).
    Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.
    5. Роль средств выразительности в речи
    В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
    Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
    Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
    Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
    Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.
    6. Роль архаизмов в речи
    Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
    Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
    Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
    Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
    7. Разряды и функции частиц в русском языке
    Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
    Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
    Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
    Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
    Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
    8. Зачем нужно двоеточие?
    Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
    «Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополни­тельную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
    Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
    Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
    В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
    Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
    9. Зачем нужно тире?
    Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
    Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
    Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).
    Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался».
    Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
    Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
    10. Зачем нужна орфография?
    Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: “И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!” Оказывается, не всегда.
    Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово “пора” (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: “пара”. Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
    Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
    Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
    Внимание! В данном сочинении приводится всего один пример из указанного текста, а надо два!
    11.Роль антонимов в речи
    Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.
    В тексте В.Пескова они есть: “хорошие и плохие” люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: “…сказка заставляет…тревожиться, радоваться”. На самом деле антонимом к слову “радоваться” будет слово “грустить”, но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
    Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
    Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
    12. Зачем надо изучать морфологию?
    Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.
    Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то “ь” на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то “ь” не пишется (могуч, дремуч). Или существительное “ожог” пишется с гласной “о” после шипящей в корне, а глагол “ожёг” – с гласной “ё”.
    Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.
    Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.
    Зачем нужны кавычки
    Кавычки – выделительно-ограничительный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своем обычном значении, используются в ироническом смысле, предлагаются впервые или, наоборот, как устаревшие, и так далее.
    Выделяются кавычками:
    слова непривычные, малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание: Петушков “стрепенулся”, а солдат вытянулся, пожелал ему “здравья” и вручил ему большой пакет, запечатанный казённой печатью (Т.);
    слова, употребленные в необычном, особом значении: Мне объявили, что я должен прожить тут ещё три дня, ибо “оказия” из Екатеринодара ещё не проходила (Л.);
    При словосочетании так называемый последующие слова в кавычки не заключаются. Исключение составляют случаи, когда эти слова употреблены в необычном или ироническом значении.
    слова, представляющие собой малоизвестные термины: Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать “ветошь”, т. е. прошлогодняя трава, начинаются “палы”, или лесные пожары (Акс.);
    слова устарелые или, наоборот, совсем новые, если подчеркивается эта их особенность: На открытие коммуны собрался весь актив районной “комсы” (Н.О.);
    слова, сказанные иронически: Мы в литературе чтим “табель о рангах” и боимся говорить вслух о “высоких персонах” (Бел.);
    слова из чужого текста, цитаты: Воспитанный на красивом языке бабушки и деда, я вначале не понимал такие соединения несоединимых слов, как “ужасно смешно”, “до смерти хочу есть”, “страшно весело”… (М.Г.);
    слова, разъясняющие термины, выражения (в значении…,в смысле… и т. п.):
    В сочетании “коренной перелом” слово коренной употреблено в значении “касающийся самых основ, существенный, решительный”;
    слова, употребленные в условном значении (применительно к ситуации или контексту): На манёврах “красные” выступали против “зелёных”;
    Ср. также: “бочка” (в авиации), “котёл” (в военном деле), “зелёная улица” (у железнодорожников и в переносном значении), “белое золото” (хлопок), “Белая книга” (сборник документов), “летучая мышь” (переносный керосиновый фонарь), “молния” (срочный выпуск в типографии), “великий немой” (дозвуковое кино), класс “А”, витамин “А” (но: витамины АВС – латинские буквы), быть на “ты”.
    В последнее время, по мере того как подобные выражения становятся обиходными, в кавычки они заключаются все реже. Например, стали писать без кавычек: часы пик, голосовать за и против, работать на отлично, живая газета и т. п.
    Зачем нужно тире
    Тире? (фр.tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н.М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а не словом «тире».
    Использование в русской речи
    По правилам русской пунктуации тире ставиться:
    • в ряде случаев между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки (А гений и злодейство — две вещи несовместные);
    • между именами собственными, совокупностью которых называется учение, явление и т. п. (уравнение Менделеева — Клапейрона; матч Каспаров — Карпов);
    • между именами нарицательными, сочетание которых служит определением (отношения учитель — ученик; проблема производство — человек — природа);
    • для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения (обычно обстоятельств: И опять побрёл по улице рикша — на этот раз к отелю);
    • для подчёркивания противопоставления (Страшно, сладко, неизбежно, надо / Мне — бросаться в многопенный вал, / Вам — зеленоглазою наядой / Петь, плескаться у ирландских скал);
    • при именительном темы, тесно связанным с основным предложением (Дорога в дождь — она не сладость), или в вопросительных предложениях (Парапсихология — это трюк или реальность?);
    • между однородными членами при пропуске противительного союза (знание законов не желательно — обязательно);
    • между однородными членами для обозначения резкого и неожиданного перехода (Хотел всегда жить в городе — и вот кончаю жизнь в деревне);
    • перед обобщающим словом (И эти поездки, и наши с ней разговоры — всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской);
    • после перечисления, если им предложение не заканчивается (Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры);
    • интонационной паузы (Лежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь);
    • в стилистических целях после союзов и их сочетаний с частицами (…прилегла на камень и — уснула);
    • обозначения прямой речи (— Именно то, что наиболее естественно, — заметил Бол-Кунац, — менее всего подобает человеку);
    • в значении «от — до» (поезд Москва — Севастополь; весна — осень; за первые десять — пятнадцать лет);
    • указания диапазонов значений; в этом случае его не отбивают и ставят вплотную к цифрам (1941—45 гг., 30—40 грамм);
    • на месте пропущенных членов предложения и их частей (Всё лучшее — детям);
    • и других случаях, согласно правилам русского языка.
    Обратите внимание на исключение: тире не ставится, когда пропущены глаголы бытия и движения: Книги на полке.
    Зачем нужно двоеточие
    Двоето?чие — знак препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.
    Двоеточие в русском языке:
    • разделяет слова автора и прямую речь;
    Двоеточие предупреждает, что после слов автора последует прямая речь, и нам следует обратить внимание на это место в предложении (Я воскликнул: «До ближайшего хутора рукой подать!»).
    • ставится после обобщающего слова в обобщении («Удивляло и восхищало в нём всё: его манера говорить, его отношение ко всем, всегдашняя приветливость…») или предложениях с большим количеством однородных членов;
    • используется как символ, который вводит перечисление чего-либо (примером может служить данный список).
    • в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
    1) Второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями можно вставить союз так как, потому что). [Не искушай меня без нужды возвратом нежности твоей]: [разочарованному чужды все обольщенъя прежних дней] Баратынский). [Путешествовал мало]: [не позволяло здоровье] (Д. Лихачёв).
    2) Второе предложение (часто несколько предложений с перечислительными отношениями) поясняет первое (между частями можно вставить союз а именно). [Двор живёт обычной жизнью]: [гремят телеги], [грохочут бочки], [всхрапывают битюги], [переругиваются грузчики с возчиками] (Ю. Нагибин). [Как все московские, ваш. батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов).
    3) Второе предложение дополняет одно из слов или словосочетаний первого (такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными изъяснительными; между частями можно вставить союз что). [Вижу]: [кто-то скачет на лихом коне] (А. Фет). И [знаю]: [молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье] (М. Лермонтов).
    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится и в том случае, если слова, к которым относится вторая часть (сказал, почувствовал, увидел, услышал и т. п.), опускаются: [Я выглянул из кибитки]: [всё было мрак и вихорь] (А. Пушкин) (ср.: выглянул и увидел, что…). [Обломов очнулся]: [перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц] (И. Гончаров) (ср.: очнулся и увидел, что…). [Варвара прислушалась]: [донёсся шум вечернего поезда] (А. Чехов) (ср.: прислушалась и услышала, что…).
    Зачем нужно многоточие
    Многоточие – знак препинания, обозначающий неоконченную фразу или пропуск в тексте.
    В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный». В просторечии многоточие также иногда называют «троеточием».
    В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:
    Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи. — Помню, отлично помню… Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская… А почему вы вспомнили? (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).
    В начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени. Мышь не удостоила его ответом и торопливо продолжала: «…Нашёл это благоразумным и решил вместе с Эдгаром Зтелингом отправиться к Вильгельму и предложить ему корону» (Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»).
    Для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой, между законченными предложениями. Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря… (А. С. Пушкин «Дубровский»).
    В начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Если при цитировании пропущено одно или несколько предложений, то многоточие в этом случае заключают в угловые скобки.
    Исходный текст А. С. Пушкина: «А поэзия, прости господи, должна быть глуповата». Пример с цитатой: Пушкин писал: «А поэзия… должна быть глуповата»
    Исходный текст (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»): Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею. Пример с цитатой: Раскольников так объяснял свое преступление: «мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать тварь ли я дрожащая или право имею».
    Для обозначения интервала значений (наряду с тире и знаком ?). Труба длиной 5…10 м. Температура ?5…+10 °C.
    Иногда многоточие применяют с вопросительным или с восклицательным знаками. В этих случаях после знака ставится только две точки: «!..» и «?..». Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить… (М. Булгаков. «Собачье сердце»). Светает!.. Ах! как скоро ночь минула! (А. С. Грибоедов «Горе от ума»).
    1 Зачем нужны запятые?
    Я считаю, что запятые, как и другие знаки препинания, выполняют важную роль в письменной речи. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
    Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении: «…..» – запятые отделяют (однородные члены предложения, части сложного предложения), а в предложении: «…..» – запятые выделяют (вводные слова, обращения, причастный оборот, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уточняющие члены предложения).
    Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.
    2. Зачем нужно двоеточие?
    Я считаю, что на письме без двоеточия, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно.
    Двоеточие останавливает наше внимание, требует паузы и предупредительной интонации. Этот знак препинания может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения (9), прямую речь от слов автора (3), простые предложения в составе сложного (23).
    Выполняя смысловую функцию, двоеточие ставится на границе частей бессоюзного сложного предложения, если вторая часть предложения указывает на причину (раскрывает, поясняет содержание) того, о чем говорится в первой части (15).
    Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
    3. Зачем нужно тире?
    Я считаю, что на письме без тире, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
    Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения (1), прямую речь от слов автора (2). Также оно может отделять состав подлежащего от состава сказуемого (3) и простые предложения в составе сложного (4).
    В неполных предложениях тире заменяет пропущенные члены предложения, помогая понять смысл написанного (5). Тире ставится на границе частей бессоюзного сложного предложения, если содержание первой части указывает на время (условие, причину) того, о чем говорится во второй части (6). (Или содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй части).
    Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
    4. Зачем нужна пунктуация (знаки препинания)?
    Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания. Я считаю, что на письме без знаков препинания обойтись невозможно.
    Они выполняют в письменной речи выделительную и разделительную функции. Например, разделяют предложения в тексте (1 и 2), части сложного предложения (3), однородные члены предложения (4), отделяют прямую речь от слов автора (5). Знаки препинания могут выделять обособленные члены предложения или слова, грамматически не связанные с предложением (вводные слова, обращения, причастный оборот, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уточняющие члены предложения) (6).
    Наличие знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную (7), вопросительную (8) и восклицательную (9) интонации, душевное состояние героев. Стоит заменить точку в предложении 10 на вопросительный знак, смысл предложения сразу изменится.
    Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства. Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись
    5. Зачем нужна орфография?
    Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Я считаю, что на письме без орфографии не обойтись.
    Представим себе, что в языке нет орфографических правил. Тогда первое предложение текста на письме будет выглядеть так: «Эта чюства йа испытывайу пастайано ужэ многийэ годы…». Как видим, нам трудно понять смысл записанной информации.
    Безошибочное написание частей слова – показатель знаний о языке. Например, по окончанию слова мы можем узнать, какая перед нами часть речи. В слове «виноватым» (предложение 10) – окончание –ым. Оно указывает на то, что перед нами имя прилагательное в форме мужского рода, единственного числа и творительного падежа.
    Следовательно, правила орфографии человеку необходимы, так как грамотное письмо – показатель не только знаний правил, но и культуры человека.
    6. Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения? (Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?)
    Я считаю, что на письме без знаков конца предложения обойтись невозможно.
    В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они разделяют предложения в тексте, помогая точно понимать написанное (1,2).
    Наличие знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную (3), вопросительную (4) и восклицательную (5) интонации, душевное состояние героев. Стоит заменить точку в предложении 6 на вопросительный знак, смысл предложения сразу изменится.
    Как мы видим, выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом предложения, а также зависит от интонации.
    7. Зачем нужно многоточие?
    Я считаю, что на письме без многоточия, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
    Многоточие как знак препинания стало употребляться только в конце XVIII века. Это знак незаконченности или обрыва предложения. В тексте таким является первое предложение: «……». Многоточие, поставленное автором в конце 2 и 3 предложений, является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить душевное состояние героя: задумчивость, погруженность в свои мысли и чувства.
    Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства. Без сомнения, многоточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
    8. Зачем нужна точка с запятой?
    Я считаю, что на письме без точки с запятой, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Она помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
    Точка с запятой разделяет простые предложения в составе бессоюзного сложного, если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания (1). Иногда точка с запятой ставится и в том случае, если части бессоюзного сложного предложения менее связаны между собой по смыслу, более самостоятельны (2).
    Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, точка с запятой – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
    9. Зачем нужен восклицательный знак (вопросительный знак, точка)?
    Я считаю, что на письме без восклицательного знака (вопросительного знака, точки) обойтись невозможно.
    Восклицательный знак (вопросительный, точка) обозначает границу предложения (1). Следовательно, он разделяет предложения в тексте, помогая точно понимать написанное (1,2).
    Наличие восклицательного знака (вопросительного знака, точки) в конце предложений помогает автору передать восклицательную (вопросительную, повествовательную) интонацию, душевное состояние героев (3). Стоит заменить восклицательный знак (вопросительный, точку) в предложении 3 на вопросительный знак (точку), смысл предложения сразу изменится.
    Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства. Без сомнения, восклицательный знак (вопросительный, точка) – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
    10. Зачем нужны кавычки?
    Я считаю, что на письме без кавычек, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
    Кавычки относятся к парным знакам препинания. Они применяются при введении в мысль одного лица чужого дословного высказывания. Так, например, в предложении 1 в кавычки заключена прямая речь, а в предложении 2 – цитата. Этот знак как бы охраняет авторские права.
    В кавычки заключаются слова, употреблённые в переносном значении (3), а также имена собственные, обозначающие названия журналов (4) (газет, книг, заводов, пароходов и т.д.).
    Если из любого предложения исключить кавычки, смысл предложения изменится.
    Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства. Без сомнения, кавычки – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
    ⇐ Предыдущая123Следующая ⇒
    Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 1222 | Нарушение авторских прав
    Рекомендуемый контект:
    Поиск на сайте:
    © 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

  3. В русском языке есть синтаксические элементы, которые грамматически не связаны с другими членами предложения. Это обращения, вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.
    К этим языковым единицам невозможно задать вопрос, они не являются членами предложения и могут быть извлечены из него без ущерба для основного смысла. Но если мы уберем эти слова, то текст потеряет либо свою глубину, либо объективность, либо эмоциональную окраску.
    Это можно проследить на примере вводных слов.
    Вводные слова могут передавать различную степень уверенности говорящего в том, о чем он говорит («Безусловно, это был один из лучших специалистов в своей отрасли». «Мы, возможно, поторопились с выводами».) С помощью вводных слов можно выразить различные чувства, такие, как радость или удовольствие, сожаление или огорчение («К общей радости, концерт был перенесен на более удобное время»). Субъективность или, наоборот, объективность высказывания достигается при помощи слов, указывающих на источник сообщения: «по-моему», «думаю», «по мнению ученых». Мы не сможем построить рассуждение без вводных слов, отвечающих за оформление мысли: «во-первых», «во-вторых», «следовательно», «таким образом». А такие выражения, как «простите», «пожалуйста», «будьте любезны», указывают на уровень общей культуры человека.
    Вводные слова на письме выделяются запятыми, а в устной речи произносятся с особой интонацией. Как правило, это понижение голоса и более быстрое произнесение по сравнению с другими словами в предложении.
    Правильный выбор и уместное использование вводных слов делает нашу речь богаче и выразительнее.

  4. Вводными называются слова или словосочетания, которые занимают в предложении автономную (независимую) позицию. Сами они не являются членами предложения, в состав которого входят, и не связаны напрямую с остальными членами предложения синтаксической связью. Используются вводные слова для выражения отношения к сообщению.
    По своему значению или цели, для которой используются в предложении, вводные слова подразделяются на несколько групп.
    1) Помогают говорящему уточнить степень достоверности своего сообщения.
    Для выражения большей степени убеждённости служат такие слова: конечно, безусловно, бесспорно, разумеется, несомненно, без сомнения, действительно.
    Чтобы высказать меньшую степень уверенности (скорее предположение), используют: кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй.
    2) Сообщают об источнике высказывания или проясняют, кому именно принадлежит мысль: по словам автора, как было указано в документе, как принято говорить в таких случаях, по словам (кого-либо), по мнению (кого именно), по сообщению (кого), по-моему, на мой взгляд, известно.
    3) Указывают на порядок или очерёдность мыслей и их связь, а также расставляют в предложении акценты: во-первых, к слову, итак, следовательно, напротив, наконец, значит, наоборот, например, кроме того, таким образом, между прочим.
    4) Характеризуют способ оформления мысли или выступают с оценкой речи: одним словом, иначе говоря, лучше сказать, короче говоря, грубо говоря, вернее, точнее, по сути, иными словами.
    5) Выражают степени обычности или необычности высказывания: бывало, как правило, по обыкновению, как водится, случается.
    6) Показывают различные чувства и эмоции (удовольствие, неодобрение, осуждение): к счастью, к несчастью, к удивлению, к стыду своему, удивительное дело, как на беду, как на грех.
    7) Привлекают интерес и акцентируют внимание собеседника на сообщении или вызывают его определённую реакцию:
    представьте, послушайте, заметьте, согласитесь, вообразите, знаете ли, не поверите, признаться, поймите меня правильно, откровенно говоря, уверяю вас, между нами, кроме шуток.
    При произношении вводные слова и сочетания выделяются интонацией и паузой, а на письме – запятыми, реже тире.
    Не стоит забывать, что чрезмерное употребление вводных слов является стилистическим недостатком, а назойливое использование превращает их в слова-паразиты. Частое произношение таких слов, как «понимаешь», «знаешь ли», «так сказать» – делают речь невнятной и косноязычной.

  5. Ответ оставил Гость
    Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.
    Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.
    Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом (К счастью, никто меня не заметил), или к отдельным его членам (Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.
    2. Каковы функции вводных слов в речи?
    Функция №1. Вводные слова могут выражать оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
    Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
    Или оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности: бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др.
    Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей.
    Функция №2. Вводные слова могут выражать чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т. п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др.
    Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло.
    Функция №3. Вводные слова могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др.
    Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
    Функция №4. Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.
    Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно.
    Функция №5. Другие вводные слова указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.
    Например: По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
    Функция №6. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т. п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др.
    Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка.
    Функция №7. Вводные слова и словосочетания используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.
    Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие.
    Функция №8. В некоторых случаях вводные слова выполняют роль союзов.
    Например:
    Я не знаю, где зарыты – Путина – кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте. -Сравните: Я не знаю, где зарыты Путина – кости: то ли под кустом ракиты, то ли на погосте. Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный. Сравните: Погода была ветреная, а ветер не
    совсем был попутный.Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.Сравните: Хотя обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою

  6. 7
    ВНИМАНИЕ! 1. Можно заменить другим вводным словом (кажется = видимо, наверное). 2. Нельзя поставить вопрос. 3. Не является членом предложения. 4. Можно убрать из предложения без изменения смысла. 1.Синоним не вводное слово. 2. Можно поставить вопрос. 3. Является членом предложения. 4. Нельзя убрать из предложения без изменения смысла. Вводное словоНе вводное слово
    8
    Укажем предложения с вводными словами К счастью нужно стремиться. – К счастью он вернулся на следующий день. Все казалось шло как нельзя лучше. – Лицо его казалось печальным. Решение очевидно. – Очевидно придется принять решение мне. Послание должно быть доставлено сегодня. – Было должно быть очень поздно. Между прочим его слова оказались пророческими.- Его слова были сказаны между прочим.
    9
    Особые случаи! Вводное слово указывает на связь мыслей, на порядок изложения = ЕЩЁ Наречие имеет обстоятельственное значение времени = под конец, после всего, в результате всего наконец однако Вводное слово стоит в середине простого предложения Союз стоит в начале предложения или между простыми предложениями = НО Вводное слово указывает на вывод = СТАЛО БЫТЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО = ОЗНАЧАЕТ и является сказуемым значит К вводному слову можно добавить слово ГОВОРЯ (вообще говоря) = ВСЕГДА, СОВСЕМ, В ЦЕЛОМ, НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ вообще
    10
    Не являются вводными словами Авось, буквально, вдобавок, в довершение, большей частью, ведь, весьма, в конечном счете, вряд ли, все равно, все же, все-таки, единственно, исключительно, именно, к тому же, между тем, небось, на редкость, неужели, непременно, наверняка, определенно, особенно, отчасти, по замыслу, поистине, по предложению, по решению, приблизительно, тем не менее, якобы и др.
    11
    Употребим вводные слова 1.Выразите свое отношение к тому, о чем говорите. 2. Укажите на способ выражения, оформления мыслей. 3. Укажите на источник сообщения. 4. Укажите на связь между предложениями 3 и Привлеките внимание, пригласите к соразмышлению. 1.Курение разрушает организм человека. 2. Курящий человек целенаправленно делает себя больным. 3. Курение превратилось в настоящее бедствие. 4. Мы все должны бороться с этим злом. 5. Курение – это вредная привычка.
    12
    Напишем сочинение-рассуждение Тема: «Зачем нужны вводные слова?» ТЕЗИС Аргумент 1: ФУНКЦИЯ + ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА Аргумент 2: ФУНКЦИЯ + ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА ВЫВОД
    13
    Работа с текстом Выписываем вводные слова. (1)Конечно, отравиться можно и нормальным грибом, если это перестарок. (2)Говорят, в старости каждый гриб немного ядовит. (3)Но по-настоящему ядовит и беспощаден в наших лесах один только гриб. (4)Называется он «бледная поганка». (5)Представьте себе, ее можно сравнить с коброй или гюрзой. (6)Пожалуй, она даже страшнее, потому что бывали случаи, когда после укуса и этих змей человека вылечивали при помощи специальных сывороток. (7)Зато, по данным медицины, не удалось еще спасти ни одного человека, съевшего бледную поганку… (8)Чаще всего отравляются бледной поганкой в местах более южных, где меньше лесов, а значит, и грибов. (9)В орловских и воронежских лесах собирают зонтики и поплавки, очень похожие на бледные поганки. (10)Согласитесь, лучше не съесть в своей жизни десяток- другой поплавков, нежели съесть одну бледную поганку… (По В. Солоухину)
    14
    Работа с вводными словами Определяем значение вводных слов, их роль в тексте. конечно (уверенность) говорят (источник сообщения) представьте себе (привлечение внимания) пожалуй (неуверенность) по данным медицины (источник сообщения) значит (связь мыслей) согласитесь (привлечение внимания)
    15
    Работа с вводными словами Группируем вводные слова. 1. Отношение говорящего к тому, что он сообщает: различная степень уверенности (конечно, пожалуй); 2. Связь мыслей (значит); 3. Источник сообщения (говорят, по данным медицины). 4. Привлечение внимания, приглашение к соразмышлению (представьте себе, согласитесь).
    16
    Подготовка к рассуждению. ОПОРА -Запишите вопрос задания: «Прав ли Витя, утверждая, что вводные слова не нужны в нашей речи?» -Запишите ответ на него: «Я считаю, что вводные слова имеют важное значение в нашей речи». -Запишите ПОТОМУ ЧТО и подберите аргументы, иллюстрируя их примерами из текста.
    17
    Композиция сочинения ЗАЧИН Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Вите, так и собственным высказыванием. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции языкового явления. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. КОНЦОВКА
    18
    Варианты вступления Начать можно с 1) фразы, принадлежащей герою дискуссии, и её комментария; 2) согласия или несогласия с одним из участников лингвистического спора; 3) вопроса; 4) собственного высказывания; 5) предложения, констатирующего актуальность темы.
    19
    Основная часть Виды аргументов: 1) прямое доказательство (прямое указание на необходимость явления); 2)доказательство от противного (что произошло бы, если бы явление отсутствовало?). Способы грамматической связи : вводные слова: во-первых, во-вторых… союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы… лексические, местоимённые повторы; синонимы.
    20
    Вывод В заключении сочинения возможно использование следующих клише Все сказанное позволяет сделать следующий вывод… Подводя итог сказанному, можно сделать вывод… Можно убедиться в том, что…; В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… Следовательно, таким образом, итак, в заключение, как видим…
    21
    Требования к экзаменационному сочинению-рассуждению Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Вити. Работа должна отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – отсутствие логических ошибок, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (Из демоверсии)
    22
    Вариант сочинения Я не могу согласиться с Витей, который утверждает, что вводные слова, не влияющие на смысл высказывания, только мешают нам. Уверена, что их можно сделать своими друзьями, которые помогут и выразить различное отношение к тому, о чем мы говорим, и указать на источник сообщения, на способ оформления мысли, и установить связь между явлениями, и привлечь внимание собеседника. Хорошими помощниками стали вводные слова писателю В. Солоухину. В 1-м и 6-м предложениях они указывают на разную степень уверенности автора (конечно, пожалуй). А в предложениях 2 и 7, благодаря вводным словам «говорят» и «по данным медицины», мы узнаем об источниках сообщения. Примеры из текста являются убедительным доказательством того, что без вводных слов нам не обойтись.
    23
    Литература Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку. – М.: Вербум, Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации: учебно- методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. – Ростов н/Д: Легион, Сиденко Н.В. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 11 класс. Синтаксис простого и сложного предложения. – М.: ОНИКС 21 век, 2009.

  7. Как начать сочинение

    Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?
    Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.
    Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.
    После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.
    На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

    Как закончить сочинение

    Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.
    Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

    Вводные слова для сочинения-рассуждения

    Как писать сочинение, чтобы оно понравилось экзаменаторам? Рассмотрим возможные вводные слова для сочинения-рассуждения:

    I часть. Введение

    Автор данного текста говорит о проблеме …
    Эта тема не потеряла своей актуальности и по сей день.
    Обратимся к предложениям (например, 1-7). Здесь раскрывается основной смысл всего текста.
    Чтобы доказать мои слова, обратимся к примерам.
    Многие писатели обращались к этой проблеме (пытались найти ее решения). Наиболее удачной, яркой иллюстрацией является (название произведения и автор).

    III часть. Заключение

    Невозможно не согласится с автором в том, что…
    Проблема …. очень важна для нашего поколения.
    Пути решения этой проблемы заключаются в том, что….

  8. Функция №3. Вводные слова могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др.
    Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

    Функция №4. Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.
    Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно.
    Функция №5. Другие вводные слова указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.
    Например: По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
    Функция №6. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др.
    Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка.
    Функция №7. Вводные слова и словосочетания используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.
    Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие.
    Функция №8. В некоторых случаях вводные слова выполняют роль союзов.
    Например:
    Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте.
    Сравните: Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: то ли под кустом ракиты, то ли на погосте.Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный. Сравните: Погода была ветреная, а ветер не совсем был попутный.
    Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.
    Сравните: Хотя обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.
    Источник информации

  9. Вводные слова
    Автор: Цедрик Е.С.
    учитель русского языка
    и литературы
    МОУ «Финно-угорская школа»
    г. Петрозаводск
    Способны ли вводные слова украсить нашу речь?
    Что такое вводные слова?
    Или они, наоборот,
    засоряют наш
    родной язык?
    Цель данной работы:
    определить роль вводных слов в языке, частоту употребления в речи.
    Задачи:
    рассмотреть, что такое вводные слова; выяснить, какое значение они имеют в нашей речи; классифицировать вводные слова в зависимости от их значений.
    рассмотреть, что такое вводные слова; выяснить, какое значение они имеют в нашей речи; классифицировать вводные слова в зависимости от их значений.
    рассмотреть, что такое вводные слова;
    выяснить, какое значение они имеют в нашей речи;
    классифицировать вводные слова в зависимости от их значений.
    Меняет ли вводное слово основной смысл предложения?
    Наш спектакль, по-моему , всем понравился.
    Наш спектакль всем понравился.
    Смысл предложения не меняется.
    Зачем же тогда нужны вводные слова?
    Что такое вводные слова?
    Вводные слова
    это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает .(Определение из учебника)
    И только?
    Проверим…
    И только? Проверим…
    И только? Проверим…
    И только? Проверим…
    И только? Проверим…
    к удивлению
    таким образом
    по словам
    очевидно
    во-первых
    без сомнения
    может быть
    конечно
    Какие вводные слова мы чаще всего употребляем в своей речи?
    одним словом
    наверное
    по мнению
    вероятно
    бесспорно
    пожалуй
    следовательно
    итак
    к счастью
    разумеется
    кроме того
    кстати
    Разумеется , я обрадовался этому предложению.
    Дождь, очевидно , совсем перестал.
    Художник, должно быть , поработал не одну ночь.
    В русских наших лесах, пожалуй , нет дерева мощнее и красивее берёзы.
    Разная степень уверенности
    Хозяйка побранила её за раннюю осеннюю прогулку, вредную, по её словам , для её здоровья.
    Мы были, по словам охотника , первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.
    Указание на источник высказывания
    К счастью , тёплая погода установилась надолго.
    К моему огорчению , нам не придётся больше увидеться.
    Старшее поколение, к сожалению , не всегда понимает современную молодёжь.
    Различные чувства
    Во-первых , слово должно с наибольшей точностью определять мысль. Во-вторых , оно должно быть музыкально-выразительным. Таким образом , самое трудное для писателя – работа над словом.
    Порядок мыслей, их связь
    и способы оформления
    Рассмотрев примеры, составим таблицу:
    «Разновидности вводных слов по значению»
    Значения вводных слов
    Разная
    степень
    уверенности
    Примеры
    Большая
    степень
    уверенности
    Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, кажется, наверняка
    Меньшая
    степень
    уверенности
    Выражение различных
    чувств
    Вероятно, кажется, наверно, очевидно, видимо, по-видимому, возможно, пожалуй, может быть
    Указание на источник
    сообщения
    К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению
    Порядок мыслей, их связь
    и способы оформления
    По сообщению, по словам, по мнению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по-вашему
    Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, например, наоборот, одним словом, иначе говоря, кроме того
    Подведём итоги нашей работы.
    По-видимому, нам удалось доказать необходимость существования вводных слов в языке. Бесспорно, они необходимы для выражения чувств и мыслей говорящего. Без них наша речь, безусловно, потеряла бы свою выразительность, эмоциональность и, наконец, логичность, последовательность. Иначе говоря, стала бы бедной, однообразной, скучной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *