Сочинение на тему выхожу один я на дорогу лермонтов

0 вариантов

  1. Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

    Тема

    Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.
    Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

    Жанр

    Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.
    Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.
    Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

  2. М.Ю. Лермонтов умер рано, не дожив даже до 27 лет. Творческий гений его не успел раскрыться полностью и оправдать тех великих надежд, которые возлагала на него русская литература. Однако и то, что осуществил поэт, оставило глубокий след в истории литературы и поставило Лермонтова в один ряд с величайшими русскими писателями. Поэзия Лермонтова поражает глубиной мысли и прелестью формы. Это ее основные свойства и бесценные достоинства. Эти свойства ее были ясны уже современникам и, в частности, великому критику Белинскому, который дает такую оценку поэзии Лермонтова: «…Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе — в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души…»
    Через все творчество Лермонтова проходит тема одиночества, которое испытывал поэт. Это чувство нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках. В стихах его возникают образы сосны, тоскующей о пальме — о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая»; одинокого дубового листка, который оторвался от ветки родимой и нигде не находит приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова — о роли природы в духовной жизни человека. Поэт испытывает воздействие умиротворяющих картин — румяного вечера, «златого» утреннего часа, когда волнуется нива, кивают головой ландыши, играет по оврагу ключ.
    Но Лермонтов, ощущая трагический характер своего одиночества, порой не чувствует слияния и с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики.
    Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит» — поэт противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, которые вносят контраст в гармонию вселенной:
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    Эти простые и четкие слова, в которых, за их прямотой и ясностью, скрывается большая, но сдержанная тревога, вызывают такие же лаконичные ответы:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Система риторических вопросов и восклицаний представляет нам замкнутый, безнадежный диалог человека с самим собой. Обращаясь к самому себе, отвечая самому себе, человек не обнаруживает в своей душе ни жалости к прошлому, ни надежды на будущее. Поэту «больно и трудно» жить в мире, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы. Свобода, о которой мечтает поэт, ассоциируется с уходом из жизни:
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть! —
    Но не тем холодным сном могилы…
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы…
    При всей тяжести существования, при всех ударах жизни поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют силы жизни в его груди, еще дорог ему сладкий голос песен, еще дышит в его груди любовь:
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел…
    Сквозь тишину ночи раздается голос поэта, протестующего против вечного сна — смерти, который ему словно предложен засыпающей природой. Образ «темного дуба», появляющегося в финале стихотворения, выступает символом вечного обновления жизни.
    В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» показана красота окружающего мира. Мир принимается Лермонтовым, но лишь в согласии любви, свободы и покоя. Состояние души уподоблено гармонии природы. Поэт отвергает смерть, потому что трепет жизни для него прекрасен и таинствен. И потому просветление, а не горечь несет читателю это грустное стихотворение. В нем в полной мере проявилось мастерство поэта. Особую выразительность стихотворению придают перекличка вопросов и ответов, повтор выражений, неизбежный в диалоге даже с самим собой. Интересна особая усиленная нагрузка немногочисленных эпитетов: кремнистый путь, сиянье голубое, сладкий сон, темный дуб. Они конкретны и вместе с тем ассоциативно богаты. Особенно интересно определение «холодный сон могилы», синонимичный ряду слов: мрачный, безжизненный. Глаголы забыться и заснуть в выражении: «Я б хотел забыться и заснуть!» становятся практически синонимами. «Забыться» употреблено в значении — позабыть об окружающем, отвлечься от действительности, а «заснуть» — погрузиться в сон, сохранить способность слышать звуки, наслаждаться ими. Это жизнеутверждение составляет доминанту лирики Лермонтова. Вспомним стихотворение «Мой дом»:
    Мой дом везде, где есть небесный свод,
    Где только слышны звуки песен.
    Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
    Но для поэта он не тесен.
    Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Творчество Пушкина оказало большое воздействие на прозу и поэзию Лермонтова. Многие мотивы сближают лирику этих двух великих поэтов. Например, понимание природы как силы, которая вносит в душу покой и умиротворение. Так, лирический герой стихотворения «Выхожу один я на дорогу» видит пейзаж глазами религиозного человека: «пустыня внемлет Богу», небо для него «торжественно и чудно». Именно в небесах лирический герой ищет «свободы и покоя». Эта тема звучала и в творчестве А.С. Пушкина («Монастырь на Казбеке», «Пора, мой друг, пора!..»). Для обоих поэтов символом вечности был дуб. У Лермонтова: «…вечно зеленея, / Темный дуб склонялся и шумел», а у Пушкина в стихотворении: «Брожу ли я…»: «дуб уединенный… пережил он век отцов». Лирические герои находятся в гармонии с природой, они являются ее неотъемлемой частью.

  3. 15 июля 1841 Михаил Юрьевич Лермонтов погиб. Одним из последних произведений великого поэта и писателя является стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
    Лирический герой этого произведения отправляется поздней ночью к склону горы Машук. Красота природы, луна и звёзды, тернистый путь, по которому шёл лирический герой (почему-то мне кажется, что автор олицетворял самого себя в этом стихотворении) – в описаниях всего вышеперечисленного чувствуется волнение автора перед величием и красотой природы.
    В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» поэт преклоняется перед величием южной ночной прохлады, его чарует окружающий покой и тишина. Читая строки Лермонтова, сам невольно начинаешь ощущать себя свидетелем этой прекрасной картины – перед глазами встают и «кремнистый путь» и склон Машука.
    И в этой чудесной обстановке, Лермонтов обращается уже не к природе, а к людям, к обществу, к своим печальным мыслям. Он не может обрести свободы, ему от этого тяжело и больно. При этом в словах Лермонтова чувствуется то, как сильно он любит жизнь, невзирая на горе и трудности, которые встречаются постоянно на пути. Он пытается отогнать от себя тоскливые мысли о надвигающейся гибели.
    Мне кажется, что когда Лермонтов писал своё стихотворение «Выхожу один я на дорогу», он предчувствовал свою смерть, которая постигла его в ближайшее время после написания этого произведения. Наверное, именно поэтому он и вписал его в «Записную книгу Одоевского«

  4. М.Ю. Лермонтов умер рано, не дожив даже до 27 лет. Творческий гений его не успел раскрыться полностью и оправдать тех великих надежд, которые возлагала на него русская литература. Однако и то, что осуществил поэт, оставило глубокий след в истории литературы и поставило Лермонтова в один ряд с величайшими русскими писателями. Поэзия Лермонтова поражает глубиной мысли и прелестью формы. Это ее основные свойства и бесценные достоинства. Эти свойства ее были ясны уже современникам и, в частности, великому критику Белинскому, который дает такую оценку поэзии Лермонтова: «…Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души…»
    Через все творчество Лермонтова проходит тема одиночества, которое испытывал поэт. Это чувство нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках. В стихах его возникают образы сосны, тоскующей о пальме – о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая»; одинокого дубового листка, который оторвался от ветки родимой и нигде не находит приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – о роли природы в духовной жизни человека. Поэт испытывает воздействие умиротворяющих картин – румяного вечера, «златого» утреннего часа, когда волнуется нива, кивают головой ландыши, играет по оврагу ключ.
    Но Лермонтов, ощущая трагический характер своего одиночества, порой не чувствует слияния и с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики.
    Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит» – поэт противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, которые вносят контраст в гармонию вселенной:
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    Эти простые и четкие слова, в которых, за их прямотой и ясностью, скрывается большая, но сдержанная тревога, вызывают такие же лаконичные ответы:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Система риторических вопросов и восклицаний представляет нам замкнутый, безнадежный диалог человека с самим собой. Обращаясь к самому себе, отвечая самому себе, человек не обнаруживает в своей душе ни жалости к прошлому, ни надежды на будущее. Поэту «больно и трудно» жить в мире, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы. Свобода, о которой мечтает поэт, ассоциируется с уходом из жизни:
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть! –
    Но не тем холодным сном могилы…
    Я б желал навеки так заснуть.
    Чтоб в груди дремали жизни силы…
    При всей тяжести существования, при всех ударах жизни поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют силы жизни в его груди, еще дорог ему сладкий голос песен, еще дышит в его груди любовь:
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея.
    Про любовь мне сладкий голос пел…
    Сквозь тишину ночи раздается голос поэта, протестующего против вечного сна- смерти, который ему словно предложен засыпающей природой. Образ «темного дуба», появляющегося в финале стихотворения, выступает символом вечного обновления жизни.
    В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» показана красота окружающего мира. Мир принимается Лермонтовым, но лишь в согласии любви, свободы и покоя. Состояние души уподоблено гармонии природы. Поэт отвергает смерть, потому что трепет жизни для него прекрасен и таинствен. И потому просветление, а не горечь несет читателю это грустное стихотворение. В нем в полной мере проявилось мастерство поэта. Особую выразительность стихотворению придают перекличка вопросов и ответов, повтор выражений, неизбежный в диалоге даже с самим собой. Интересна особая усиленная нагрузка немногочисленных эпитетов: кремнистый путь, сиянье голубое, сладкий сон, темный дуб. Они конкретны и вместе с тем ассоциативно богаты. Особенно интересно определение «холодный сон могилы», синонимичный ряду слов: мрачный, безжизненный. Глаголы забыться и заснуть в выражении: «Я б хотел забыться и заснуть!» становятся практически синонимами. «Забыться» употреблено в значении – позабыть об окружающем, отвлечься от действительности, а «заснуть»- погрузиться в сон, сохранить способность слышать звуки, наслаждаться ими. Это жизнеутвер- ждение составляет доминанту лирики Лермонтова. Вспомним стихотворение «Мой дом»:
    Мой дом везде, где есть небесный свод,
    Где только слышны звуки песен.
    Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
    Но для поэта он не тесен.
    Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Творчество Пушкина оказало большое воздействие на прозу и поэзию Лермонтова. Многие мотивы сближают лирику этих двух великих поэтов. Например, понимание природы как силы, которая вносит в душу покой и умиротворение. Так, лирический герой стихотворения «Выхожу один я на дорогу» видит пейзаж глазами религиозного человека: «пустыня внемлет Богу», небо для него «торжественно и чудно». Именно в небесах лирический герой ищет «свободы и покоя». Эта тема звучала и в творчестве А.С. Пушкина («Монастырь на Казбеке», «Пора, мой друг, пора!..»). Для обоих поэтов символом вечности был дуб. У Лермонтова: «…вечно зеленея, / Темный дуб склонялся и шумел», а у Пушкина в стихотворении: «Брожу ли я…»: «дуб уединенный… пережил он век отцов». Лирические герои находятся в гармоний с природой, они являются ее неотъемлемой частью.

  5. Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых “все лермонтовское”. Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их “лирическом настоящем”, оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. “Кремнистый путь” во второй строке, восхищавший Л. Н. Толстого как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа, – это и обобщение: путь странника в “пустыне безотрадной”. Но меняется лирическая оценка образа пустыни, устойчивого у Лермонтова: безотрадный край, символ опустошенной жизни здесь становится так же местом уединенного свидания с Вселенной. “Голубое сияние” сообщает земному пейзажу космическую широту и бытейственность, приобщает его к “пространствам синего эфира” (“Демон”) и к ночной голубизне “Русалки”. Точно так же через необычайно смелый из философски значительных образов четвертой строки в поэзии Лермонтова возвращаются “звезды” его юности, почти исчезнувшие из зрелой лирики.
    Тема песни (“сладкий голос”, или голос “отрадный” из чернового варианта), возникающая при поддержке гармоничной звукописи в последней строфе, но разлитая в напевном строе всего стихотворения (начиная с “Ангела”), связывается с тем особым лермонтовским Эдемом, которому он присвоил имя “отрады”, с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветенье природы, женскую любовь). “Темный дуб” примыкает к той же цепи образов блаженства. Девятая и десятая строки перекликаются с одиннадцатой и двенадцатой строками “Демона” и с седьмой строкой стихотворения “И скучно и грустно” (“…прошлого нет и следа…”), отличаясь от них новым настроением задумчивой грусти. Ключевая формула “свободы и покоя”, по видимости, совпадает с пушкинской: “…ищу забвенья и свободы…”. Мотив побега в “обитель мирную” у Лермонтова лишен пушкинской уравновешенности и “превратился в тему романтически универсального избавления” приобщения к неувядающей жизни.
    Все эти прежние смысловые моменты лермонтовской лирики вступают здесь в новое трепетно сложное соотношение – душевная тончайшая вибрация, совмещающая восторг пред мирозданием с отчужденностью от него, печальною безнадежностью с надеждой на сладостное чудо.
    Природа в стихотворении – не безучастная и не “равнодушная” к человеческой бренности. Герой, казалось бы, готов к ней припасть и, однако, едва прозвучал вопрос вздох: “Что же мне так больно и так трудно?”, как прекрасный мир, чьей реальности воздано должное в первых шести строках, словно бы меркнет для героя, болезненно ощутившего свое неутоленное “я”, и он с неожиданной силой желания прорывается, куда то прочь, в блаженную область.
    “Психологическая и моральная утопия свободы и покоя” как вечно длящегося блаженства получила в литературе разноречивые философские оценки: для них это “деятельный покой” в едином ритме с жизнью целого, для других напротив, “дремотная нирвана”, растворение в “космической безмятежности”. В стихотворении, действительно, есть тон глубокой и трагичной усталости, однако “мир и отрада” всегда были для Лермонтова высокими ценностями и подчас пределом бурных стремлений; они противостоят деятельности жизни. В стихотворении желанные “мир и отрада” облекаются в образ вечного расцвета, обретают, по замечанию Д. Максимова, черты “космического эроса” – это “природы жаркие объятия” (“Демон”), которые, быть может, в ином плане бытия вновь раскроются навстречу давнему изгнаннику.
    Даже среди богатств русской лирической поэзии стихотворение остается непревзойденным по музыкальности. Как и в “Тучах”, но с большей выразительностью, стиховой строй сочетает черты элегичной медитации и песни. К типично песенным приемам относятся повторы подхваты, сочленяющие строфы.
    По словам В. О. Ключевского, пьеса “своим стихом почти освобождает композитора от труда подбирать мотивы и звуки”

  6. Стихотворение «выхожу один я на дорогу», написанный Лермонтова в последний год жизни, мог бы быть эпиграфом ко всей творчества поэта. Когда читаешь эти строки, создается впечатление, что вместе с поэтом проходишь еще раз «кремнистьий путь» его творческой жизни – от начала и до конца, где он всегда один, изнывает от тоски и страданий, все ищет и не может найти ни покоя, ни желанной цели. Слова «сам», «одинокий» так часто случаются в стихах Лермонтова, которые могут быть их опознавательным знаком, символом лермонтовской музы. Еще в первых, знакомых с детства, стихах поэт приходит к нам «одиноким парусом, белеющим в тумане моря голубом. Затем упоминается обрыв-великан, одиноко плачет в пустыне облачком, которая оставила его. А на другом «горючим Утес», «в том краю, где солнца восход», «одна и грустно … прекрасная пальма растет.
    «На севере диком стоит одиноко сосна …» Это ей, в ее холодной одиночества мерещится солнце и пальма … Но это где-то далеко и недосягаемо … Таких примеров очень много. И вот сам поэт, пройдя десятилетний путь творчества, снова выходит на дорогу и снова в одиночестве … Путь его «кремнистая. Кремний – твердый камень с острыми краями. Идти по нему больно и тяжело, особенно, если не с кем разделить этот путь … Что из того, что
    В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньем голубом … В такую тихую, звездную ночь человек еще сильнее чувствует свое одиночество. О нем даже никто не вспоминает:
    … Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. И от этого «так больно и так трудно» одинокому путнику, утомленному от несбывшихся надежд, обманчивых страстей, бесплодных усилий. «Свобода и покой» – вот последнее пристанище души, последнее желание. Мысли о свободе и покой напоминают пушкинские размышления о жизни:
    На свете счастья нет, А есть покой и воля … Но именно тогда, когда человек спокоен и свободен, она снова начинает мечтать о том, что не свершилось, о любви, счастье, о вечной красоте и гармонии:
    Я бы желавшему на веки так заснуть, Чтоб в грудь дремалы жжзнл силы, Чтоб дыша вздьшалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух Леле, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленое Темный дуб склонялся и Шумел. Мечта о гармонии, о слиянии с миром всегда жило в сердце поэта. Но на-нить в юности она уже казалась неосуществимой. В стихотворении «Желание» (1832) поэт писал:
    Дайте раз на жизнь и свободу, Как на чуждую мне долю Посмотреть поближе мне … Михаил Юрьевич Лермонтов до конца своей короткой жизни чувствовал себя одиноким странником, «чужим для мира и небес». Но одновременно он стал верным и постоянным спутником многих читателей, мудрым собеседником и любимым поэтом.

  7. Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу.
    С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащим к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Это стихотворение Лермонтов написал до своей смерти, будто чувствовал, что недолго осталось ждать ее прихода. Стихотворение позже назовут своеобразным завещанием поэта и выполнят изложенную в последних строчках волю Михаила Юрьевича:
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб вечно зеленея.
    Темный дуб склонялся и шумел.
    И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.
    Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, сну земли в «сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов:
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего не я,
    И не жаль мне прошлого ничуть… –
    придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…
    Что же натолкнуло его на такие безрадостные, трагические мысли? Почему так явно звучит в этом стихотворении мотив смерти? Всю свою жизнь, с трехлетнего возраста, когда судьба отобрала у него возможность слышать любимый и любящий голос матери, напевавшей знакомую песню, поэт прошел в душевном одиночестве. И сейчас, выйдя прочувствовать невыразимую, истинную красоту южной ночи, Лермонтов снова один. Он наблюдает, как
    …Сквозь туман кремнистый путь блестит,
    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит.
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сияньи голубом…
    Он понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира: «Что же мне так больно и так трудно?». Нет ответа на вопрос, который не раз задавал он себе. Тоска, боль и одиночество. Не нашла тонкая, чувствительная, творческая душа поддержки и понимания в этом мире.
    Жанр данного стихотворения – лирический монолог. Автор сам задает вопросы и сам отвечает на них: «Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я…». Композицию составляют две части. В первой поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя олицетворения («пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит») эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»). Во второй части поэт переходит к тяжелым мыслям и тревожным раздумьям. Его отчаянье передают восклицательные («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и заснуть!») и неоконченные предложения («Но не тем холодным сном могилы…»). Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы, это придает особую мелодичность и плавность стиху.
    С исключительной проницательностью, верно поняв творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский прогнозировал его значение. Он заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». На мой взгляд, такое время наступило, в наших разговорах нет-нет, да и промелькнут строки гения, уже давно ставшие афоризмами.

  8. Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу.
    С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащим к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Это стихотворение Лермонтов написал до своей смерти, будто чувствовал, что недолго осталось ждать ее прихода. Стихотворение позже назовут своеобразным завещанием поэта и выполнят изложенную в последних строчках волю Михаила Юрьевича:
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб вечно зеленея.
    Темный дуб склонялся и шумел.
    И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.
    Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, сну земли в «сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов:
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего не я,
    И не жаль мне прошлого ничуть… –
    придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…
    Что же натолкнуло его на такие безрадостные, трагические мысли? Почему так явно звучит в этом стихотворении мотив смерти? Всю свою жизнь, с трехлетнего возраста, когда судьба отобрала у него возможность слышать любимый и любящий голос матери, напевавшей знакомую песню, поэт прошел в душевном одиночестве. И сейчас, выйдя прочувствовать невыразимую, истинную красоту южной ночи, Лермонтов снова один. Он наблюдает, как
    …Сквозь туман кремнистый путь блестит,
    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит.
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сияньи голубом…
    Он понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира: «Что же мне так больно и так трудно?». Нет ответа на вопрос, который не раз задавал он себе. Тоска, боль и одиночество. Не нашла тонкая, чувствительная, творческая душа поддержки и понимания в этом мире.
    Жанр данного стихотворения – лирический монолог. Автор сам задает вопросы и сам отвечает на них: «Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я…». Композицию составляют две части. В первой поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя олицетворения («пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит») эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»). Во второй части поэт переходит к тяжелым мыслям и тревожным раздумьям. Его отчаянье передают восклицательные («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и заснуть!») и неоконченные предложения («Но не тем холодным сном могилы…»). Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы, это придает особую мелодичность и плавность стиху.
    С исключительной проницательностью, верно поняв творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, великий критик В. Г. Белинский прогнозировал его значение. Он заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». На мой взгляд, такое время наступило, в наших разговорах нет-нет, да и промелькнут строки гения, уже давно ставшие афоризмами. .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *