Сочинение на тему выразительность это свойство сказанного или написанного

7 вариантов

  1. По мнению лингвиста А.И. Горшкова, «выразитель­ность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Несомненно, словесные образы создают особый мир, в который мы погружаемся, читая художественную литерату­ру, помогают понять и запомнить прочитанное.
    Например, желая точно изобразить форму раков-от­шельников, автор использует в предложении 7 метафору «крошечные кувшинчики», а вот цвет и движение плывущей медузы ему удалось передать с помощью сравнений: «Тон­кие закраины… купола дышали и волновались синей жела­тиновой каймой, как края парашюта».
    Вот так эти два средства выразительности речи позволи­ли и нам ярче представить обитателей моря, увиденных Петей.
    Вариант 2
    Лингвист А.И. Горшков считал, что «выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    В самом деле, у человека со словом связано представле­ние о предмете или явлении, поэтому языковые средства выразительности речи могут вызвать интерес к сказанному или написанному, ярче представить изображаемое.
    Так, внимание читателя невольно привлекает описание стайки морских коньков в предложении 36. С помощью эпитетов «точеные мордочки и грудки», «перепончатые плавники» и метафоры «крошечные подводные драконы» ав­тору удалось создать точный образ этих морских обитателей, а читателю — их увидеть.
    Поэтому можно с уверенностью сказать, что яркая, об­разная речь увлекает читающего, производит на него силь- ное действие.
    Вариант 3
    Средства художественной выразительности в тексте и в устной речи развивают образное мышление, фантазию чита­теля или слушателя, позволяют детально представить пред­меты или явления.
    Например, в предложении 19 автор сравнением «солнце зажглось… серебряной звездой» помог читателю увидеть цвет и форму отраженного солнца. Это сравнение необычно и не­вольно привлекает внимание.
    А в предложении 27 эпитет «паучьи ноги» и метафоры «дутая коробочка спины, покрытая известковыми бородав­ками моллюсков» рисуют образ старого краба, помогая чи­тателю зримо представить его.
    Поэтому нельзя не согласиться с известным лингвистом А.И. Горшковым, утверждавшим, что «выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Вариант 4
    «Выразительность, — утверждал лингвист А.И. Горш­ков, — это свойство сказанного или написанного своей смы­словой формой привлекать особое внимание читателя, про­изводить на него сильное впечатление».
    В самом деле, языковые средства выразительности по­могают нам с головой погрузиться в произведение, лучше понять его, пережить разнообразные чувства, эмоции, ощущения.
    Например, понять, как неприятен ожог от прикоснове­ния медузы, помогает сравнение «обжигающей, как крапи­ва», но зато мы можем позавидовать Пете, который увидел «дивный мир» подводного царства. Этот эпитет передает восхищение мальчика от красоты увиденного под водой, и мы вместе с ним невольно любуемся открывшейся кар­тиной.
    Следовательно, художественные средства выразительно­сти привлекают и удерживают внимание читателя, рождают в нем желание вновь и вновь перечитывать текст, испыты­вая при этом истинное наслаждение.
    Вариант 5
    Когда человек хочет выразить себя, свои мысли и чувст­ва так, чтобы читатели или слушатели его поняли, вошли в его мир и почувствовали красоту сказанного или написанно­го, он использует языковые средства выразительности.
    В предложении 4 меня поразила метафора «чешуя песча­ного дна». Если вы бывали на море, то ранним утром сквозь прозрачную воду наверняка видели намытые легкими дви­жениями волн округлые песчаные формы. Автор точно подметил их сходство с рыбьей чешуей, удивив меня ориги­нальной метафорой.

  2. Виноградов В.В. «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».
    У каждой части речи свои достоинства. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Особая роль, по мнению В.В.Виноградова, принадлежит имени прилагательному, неслучайно он утверждал: «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». Попробуем доказать это на примере текста Юрия Нагибина.
    С помощью имен прилагательных в тексте создаются неповторимые образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании девчонки: худая, с тонкими руками и ногами (предложение №10), длинные мокрые волосы (предло-жение №11), тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, большой рот (предложение №12). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живой, легко представляемый портрет героини.
    Прилагательные в предложении №6 передают заинтересованность героя, его увлеченность коллекционированием камней, именно поэтому камни такие необычные, красивые (Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка) — и читатель ясно представляет себе этот камешек, похожий на слезку, он словно видит этот камень наяву и восхищается его красотой вместе с героем.
    Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам В.В.Виноградова о роли прилагательных в создании выразительности нашей речи.
    Гоголь Н.В. «Нет в слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
    Как истинный патриот своей страны, своего родного языка, Н.В.Гоголь писал: « Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово». Действительно, меткое русское слово, идущее от самого сердца, может уничтожить, а может исцелить. Нетрудно доказать справедливость этого суждения, обратившись к тексту Л. Н. Толстого.
    Во-первых, «замашисто», ярко, на мой взгляд, звучит слово «огонь» (предложение 3). Оно в контексте предложения обозначает не пламя, не свет от осветительных приборов, не внутреннее горение, а боевую стрельбу, обстрел. Можно только представить, какой сильной должна была быть эта стрельба, чтобы ее можно было сравнить с огнем! Во-вторых, очень необычно, живо звучит имя мальчика-барабанщика, которое ему дали русские солдаты. Они его французское имя и фамилию «Винсент Боссе» превратили в теплое, обещающее пробуждение слово «Весенний», «Висеня». И сделали они это от всего сердца, по-доброму, проявив милосердие к жалкому пленному мальчику.
    Приведенные примеры позволяют доказать справедливость утверждения Н. В. Гоголя. Чем больше людей так, как Гоголь, поверят в силу своего языка, тем больше шансов у этого языка оставаться «великим и могучим».

    4. Горшков А.И.

    Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
    В тексте Альберта Лиханова особой выразительностью отличается речь тети Груни. Напевность, мелодичность придают ее манере говорить используемые просторечные слова и выражения: «И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили» (предложения № 18—19), «Аль не знал?» (предложение № 26). Некоторые фразы героини по лаконичности формы напоминают пословицы. Так, в предложении «Потому как добро без корысти» отсутствует глагол-сказуемое, смысл сосредоточен в двух словах «добро без корысти» (предложение № 25).
    Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова.
    Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    5. Горшков А.И.
    «Выразительность — это свойство сказанного или написанного самой своей формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»
    От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
    В тексте Константина Симонова особой выразительностью отличается речевая манера персонажей. Так, в речи машиниста используется слово «гад» (предложение №41), употребленное в адрес фашистского летчика, выражающее ненависть к врагу и одновременно гордость машиниста за свою нелегкую победу в поединке с вражеским самолетом. Недоумение немецкого летчика от собственной промашки выражается с помощью повторяющихся вводных слов в предложении №17 (Возможно, он плохо рассчитал, возможно, тут произошла какая-то случайность).
    Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание русского филолога Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного самой своей формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

    6. Горелов И.Н.

    123Следующая ⇒
    Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 1305 | Нарушение авторских прав
    Рекомендуемый контект:
    Похожая информация:
    Oslash;Социальная информация имеетсемантический (смысловой) характер.
    А у меня там другая теорема: свойство решений систем однородных уравнений о_О
    АА НАУЧИЛИ ЕГО УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ТРЕЗВОСТЬЮ
    Благодарю за внимание. Желаю Вам всем Удачи!
    Боец, потерявший оба погона, прекращает сражение и отправляется на место для выбывших, где продолжает молитвенно поддерживать воинов своей армии.
    Бытие. Небытие. Сущее. Сущность. Существование. Субстанция. Вещь. Свойство. Целое. Движение. Детерминизм. Индетерминизм.
    В старших группах особое значение придается коллективному характеру труда дошкольников.
    В частности, мы сможем уточнять правильность различных рассуждений. Здесь особое внимание следует уделить отношению логического следования.
    Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним).
    Внимание в дошкольном возрасте
    Внимание имеет и другие свойства и особенности.
    Внимание как научная проблема в современной психологии
    Поиск на сайте:
    © 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

  3. Напишите соченение-рассуждение на тему:
    “Выразительность-это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление.”
    Александр Иванович Горшков
    используя вот этот текст:
    Задами пробрался я к нашему дому. Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.
    Дверь распахнута. В сенцах гудел заблудившийся шмель, пахло прелым деревом. Краски на двери и на крыльце почти не осталось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери,
    Бабушка сидела на скамейке возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки на клубок.
    Я замер у двери.
    Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
    – – Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милово. У меня в ногу стрелило … Испужаюсь или обрадуюсь – – и стрельнет …
    Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. Я сгреб бабушку в беремя.
    – – Молилась, молилась за тебя, – – торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: – – Молилась, молилась …
    На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.
    – – Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок … Работы сделала – – иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня … Закрой мои глазоньки …
    Бабушка ослабла и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами.
    Я тоже плакал молча и просветленно.
    Вскорости бабушка умерла.
    Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:
    – – Не положено. Мать или отца – – другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей …
    Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – – всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне надо бы послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого.
    Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
    И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.
    И некому прощать …

  4. Напишите сочинениерассуждение,
    раскрывая смысл
    высказывания
    известного лингвиста
    А.И.Горшкова:
    «Выразительность –
    это свойство
    сказанного или
    написанного своей
    смысловой формой
    привлекать особое
    внимание читателя,
    производить на него
    сильное впечатление».
    Средства языковой выразительности
    многообразны. Особое место среди них
    занимают художественно-изобразительные
    средства:
    эпитеты, метафоры, олицетворения,
    гиперболы и т. д..
    Однако значительные выразительные
    ресурсы заключены в лексике и фразеологии
    языка, в его грамматическом строе и
    фонетических особенностях.
    Именно поэтому можно говорить о
    выразительных средствах языка на всех его
    уровнях: фонетики, лексики и фразеологии,
    морфологии и синтаксиса,словообразования.
    Стилистическая
    функция:
    языковые средства
    придают тексту
    определённую
    стилистическую окраску:
    • книжную;
    • разговорную;
    • служат средством
    создания комического
    эффекта.
    Экспрессивная функция:
    – эмоциональность (отражение
    личностного взгляда человека,
    выражение его чувств, оценок);
    – наглядность в отражении картин
    внешнего мира и внутреннего
    мира человека;
    – своеобразие отражения
    действительности, новизна в
    подходе изображения предметов
    и явлений;
    – красота речи, её
    привлекательность.
    Смысловая функция:
    языковые средства
    несут
    дополнительную
    смысловую
    нагрузку, т.е.
    происходит
    приращение
    смысла.
    Текстообразующая
    функция:
    языковые средства
    выразительности
    создают ткань
    текста, участвуют в
    его построении.
    (1) Петя решил наскоро выкупаться.
    (2)Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку,
    расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл
    все на свете.
    (3)Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. (4)Он
    взошел на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь
    прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна.
    (5)На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. (6)Но стоило только
    хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. (7) Там
    передвигались, то появляясь, то зарываясь в песок, крошечные кувшинчики
    рака-отшельника. (8)Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из
    него ракообразное – даже были крошечные клешни! – тельце моллюска.
    (9)Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (10)Медуза висела
    прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. (11)Казалось, что
    она висит неподвижно. (12)Но это только казалось. (13)Тонкие закраины ее
    толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно
    краям парашюта. (14)Щупальца шевелились. (15) Она косо уходила вглубь, как
    бы чувствуя приближающуюся опасность.
    (16)Но Петя настиг ее. (17)Осторожно – чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме,
    обжигающей, как крапива, – мальчик обеими руками схватил медузу за купол и
    вытащил увесистое, но непрочное ее тело из воды, с силой зашвырнул
    животное на берег. (18)Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на
    мокрый песок. (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой.
    (20)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся
    своим любимым делом – стал нырять с открытыми глазами.
    (22) На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный
    мир подводного царства. (23)Сквозь толщу воды, увеличенные, как в лупу, были
    явственно видны разноцветные камешки гравия. (24)Они покрывали дно, как
    булыжная мостовая. (25)Стебли подводных растений составляли сказочный лес,
    пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца, бледного, как месяц.
    (26) Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался
    боком большой старый краб. (27)Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку
    спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков.
    (28)Петя ничуть его не испугался. (29)Он хорошо знал, как надо обращаться с
    крабами. (30)Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. (31)Тогда
    краб никак не сможет ущипнуть. (32)Впрочем, краб не заинтересовал мальчика.
    (33)Пусть себе ползет, не велика редкость. (34)Гораздо интереснее казались
    морские коньки. (35)Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей.
    (36) С точеными мордочками и грудками – ни дать ни взять шахматный конь, но
    только с хвостиком, закрученным вперед, – они плыли стоймя, прямо на Петю,
    сверкая перепончатыми плавниками крошечных подводных драконов. (37)Как
    видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на
    охотника.
    (38)Сердце мальчика забилось от радости. (39)У него в коллекции был всего один
    морской конек, и то какой-то сморщенный, трухлявый. (40)А эти были крупные,
    красивые, один в одного. (41)Было бы безумием пропустить такой
    исключительный случай.
    (42)Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее
    начать охоту. (43)Но вдруг он увидел на обрыве отца. (44)Отец размахивал
    соломенной шляпой и что-то кричал.
    (45)Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело и стал взбираться наверх.
    (По В.Катаеву)
    Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную
    черту в изображаемом явлении и отличающееся от простого
    определения художественной выразительностью и образностью.
    В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
    К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще
    всего выражаются
    — прилагательными: ядовитая кайма (предл.17); дивный мир
    (предл.22); страшные клешни (предл.26), точёные мордочки и
    грудки (предл.36) и т.д.
    — существительными, дающими образную характеристику предмета:
    вопль восторга (предл.20)
    — наречиями, выступающими в роли обстоятельств: изумлённо
    раскрытые глаза (предл.22);
    — деепричастиями: плыли стоймя…. сверкая перепончатыми
    плавниками (предл.36);
    — причастиями и причастными оборотами:
    обжигающая кайма (предл.17)
    пронизанный лучами солнца (предл.25)
    В
    Н
    И
    М
    А
    Н
    И
    Е!
    Сравнения могут быть выражены:
    — формой творительного падежа
    существительных:
    (10)Медуза висела прозрачным абажуром…
    (13)Тонкие закраины ее толстого купола
    дышали и волновались синей
    желатиновой каймой…
    (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи
    серебряной звездой.
    (26) …Рогами расставив страшные клешни…
    — сравнительными оборотами с союзами
    как, словно, будто, как будто и др.:
    обжигающей, как крапива; увеличенные,
    как в лупу; бледного, как месяц;
    — при помощи слов подобный, похожий:
    (13)Тонкие закраины ее толстого купола
    дышали и волновались синей
    желатиновой каймой, подобно краям
    парашюта.
    Роль сравнений в тексте
    Сравнения, как и эпитеты,
    используются в тексте с
    целью
    • усиления его
    изобразительности и
    образности,
    • создания более ярких,
    выразительных образов,
    • выделения, подчеркивания
    каких-либо существенных
    признаков изображаемых
    предметов или явлений,
    • выражения авторских
    оценок и эмоций.
    • Метафора (в пер. с греч. —
    перенос) — это слово или
    выражение, которое
    употребляется в переносном
    значении на основе сходства
    двух предметов или явлений по
    какому-либо признаку. В
    отличие от сравнения, в
    котором приводится и то, что
    сравнивается, и то, с чем
    сравнивается, метафора
    содержит сравниваемое.
    В основу метафоры может быть
    положено сходство предметов
    • по форме,
    • цвету,
    • размеру,
    • назначению,
    • действию,
    • ощущениям и т. п.







    чешуя песчаного дна (предл.4);
    морщины песка (предл. );
    крошечные кувшинчики ракаотшельника (предл.7);
    дутая коробочка спины, покрытая
    известковыми бородавками
    моллюсков (предл.27);
    шахматный конь (предл.36);
    распустив перепончатые плавники
    крошечных подводных драконов
    (предл.36);
    кисть таких же прозрачных
    щупалец (предл.10).
    Вариант 1
    Несомненно, словесные образы создают особенный
    мир, в который мы погружаемся, читая художественную
    литературу, помогают понять и запомнить прочитанное.
    Например, желая точно изобразить форму раковотшельников, автор использует в предложении 7 метафору
    «крошечные кувшинчики», а вот цвет и движение
    плывущей медузы ему удалось передать с помощью
    сравнений: «Тонкие закраины …купола дышали и
    волновались синей желатиновой каймой, как края
    парашюта».
    Вот так эти два средства выразительности речи
    позволили и нам ярче представить обитателей моря,
    увиденных Петей.
    Вариант 2
    В самом деле, у человека со словом связано
    представление о предмете или явлении, поэтому
    языковые средства выразительности речи
    могут вызывать интерес к сказанному или написанному,
    ярче представить изображаемое.
    Так, внимание читателя невольно привлекает описание
    стайки морских коньков в предложении 36. С помощью
    эпитетов «точёные мордочки и грудки», «перепончатые
    плавники» и метафоры «крошечные подводные
    драконы» автору удалось создать точный образ этих
    морских обитателей, а читателю – их увидеть.
    Поэтому можно с уверенностью сказать, что яркая,
    образная речь увлекает читающего, производит на него
    сильное действие.
    Вариант 3
    Средства художественной выразительности в тексте и в устной
    речи развивают образное мышление, фантазию читателя или
    слушателя, позволяют детально представить предметы или
    явления.
    Например, в предложении 19 автор сравнением «солнце
    зажглось… серебряной звездой» помог читателю увидеть цвет и
    форму отражённого солнца. Это сравнение необычно и невольно
    привлекает внимание.
    А в предложении 27 эпитет «паучьи ноги» и метафоры «дутая
    коробочка спины, покрытая известковыми бородавками
    моллюсков» рисуют образ старого краба, помогая читателю зримо
    представить его.
    Поэтому нельзя не согласиться с известным лингвистом
    А.И.Горшковым, утверждавшим, что «выразительность – это
    свойство сказанного или написанного своей смысловой формой
    привлекать особое внимание читателя, производить на него
    сильное впечатление».
    Вариант 4
    В самом деле, языковые средства выразительности помогают нам
    с головой погрузиться в произведение, лучше понять его, пережить
    разнообразные чувства, эмоции, ощущения.
    Например, понять, как неприятен ожог от прикосновения медузы
    помогает сравнение «обжигающей, как крапива», но зато мы можем
    позавидовать Пете, который увидел «дивный мир» подводного
    царства. Этот эпитет передаёт восхищение мальчика от красоты
    увиденного под водой, и мы вместе с ним невольно любуемся
    открывшейся картиной.
    Следовательно, художественные средства выразительности
    привлекают и удерживают внимание читателя, рождают в нём
    желание вновь и вновь перечитывать текст, испытывая при этом
    истинное наслаждение.
    Вариант
    5
    Когда человек хочет выразить себя, свои мысли и чувства так,
    чтобы читатели или слушатели его поняли, вошли в его мир и
    почувствовали красоту сказанного или написанного, он использует
    языковые средства выразительности.
    В предложении 4 меня поразила метафора «чешуя песчаного
    дна». Если вы бывали на море, то ранним утром сквозь прозрачную
    воду наверняка видели намытые легкими движениями волн округлые
    песчаные формы. Автор точно подметил их сходство с рыбьей
    чешуёй, удивив меня оригинальной метафорой.
    Ему удалось также заставить нас представить медузу, которая
    «висела…прозрачным абажуром». Всего лишь одно сравнение, но
    какое оно точное и необычное!
    Всё-таки прав был лингвист А.И.Горшков, утверждавший, что
    «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей
    смысловой формой привлекать особое внимание читателя,
    производить на него сильное впечатление».
    «А Баба-Яга против…»
    Особое мнение
    Прочитайте и прокомментируйте сочинение Михаила Б.
    (текст сочинения передан без изменений).
    Я не согласен с высказыванием лингвиста А.И.Горшкова о том, что
    «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей
    смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на
    него сильное впечатление».
    Привлекать особое внимание читателя должны не средства
    выразительности, а содержание текста и его информативность. Ведь текст
    может быть «красивым», но он будет «пустышкой». И наоборот, текст может
    быть без средств выразительности, но он будет информативным,
    содержательным и интересным. Примером этого могут служить статьи из
    научно-популярных журналов.
    Производить на читателя сильное впечатление выразительность вряд ли
    может, но это в полной мере могут сделать факты, которые излагаются в
    тексте. Например, научные труды многих известных учёных не блещут
    обилием средств выразительности, но они производят сильное
    впечатление, за что и получают престижные премии. Это влияние на
    читателя производят факты, открытия в этих трудах.
    Следуя из этого, я считаю, что лингвист А.И.Горшков был неправ насчёт
    выразительности.

  5. 7
    Смысловая функция: языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.
    8
    Текстообразующая функция: языковые средства выразительности создают ткань текста, участвуют в его построении.
    9
    10
    (1) Петя решил наскоро выкупаться. (2)Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл все на свете. (3)Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. (4)Он взошел на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна. (5)На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. (6)Но стоило только хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. (7) Там передвигались, то появляясь, то зарываясь в песок, крошечные кувшинчики рака-отшельника. (8)Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из него ракообразное – даже были крошечные клешни! – тельце моллюска. (9)Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (10)Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. (11)Казалось, что она висит неподвижно. (12)Но это только казалось. (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта. (14)Щупальца шевелились. (15) Она косо уходила вглубь, как бы чувствуя приближающуюся опасность. (16)Но Петя настиг ее. (17)Осторожно – чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме, обжигающей, как крапива, – мальчик обеими руками схватил медузу за купол и вытащил увесистое, но непрочное ее тело из воды, с силой зашвырнул животное на берег. (18)Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой. (20)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом – стал нырять с открытыми глазами. (21) Какое это было упоение!
    11
    (22) На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. (23)Сквозь толщу воды, увеличенные, как в лупу, были явственно видны разноцветные камешки гравия. (24)Они покрывали дно, как булыжная мостовая. (25)Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца, бледного, как месяц. (26) Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. (27)Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков. (28)Петя ничуть его не испугался. (29)Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (30)Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. (31)Тогда краб никак не сможет ущипнуть. (32)Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. (33)Пусть себе ползет, не велика редкость. (34)Гораздо интереснее казались морские коньки. (35)Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей. (36) С точеными мордочками и грудками – ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закрученным вперед, – они плыли стоймя, прямо на Петю, сверкая перепончатыми плавниками крошечных подводных драконов. (37)Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника. (38)Сердце мальчика забилось от радости. (39)У него в коллекции был всего один морской конек, и то какой-то сморщенный, трухлявый. (40)А эти были крупные, красивые, один в одного. (41)Было бы безумием пропустить такой исключительный случай. (42)Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. (43)Но вдруг он увидел на обрыве отца. (44)Отец размахивал соломенной шляпой и что-то кричал. (45)Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело и стал взбираться наверх. (По В.Катаеву)
    12
    13
    Эпитет это образное определение, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении и отличающееся от простого определения художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: ядовитая кайма (предл.17); дивный мир (предл.22); страшные клешни (предл.26), точёные мордочки и грудки (предл.36) и т.д. существительными, дающими образную характеристику предмета: вопль восторга (предл.20) наречиями, выступающими в роли обстоятельств: изумлённо раскрытые глаза (предл.22); деепричастиями: плыли стоймя…. сверкая перепончатыми плавниками (предл.36); причастиями и причастными оборотами: обжигающая кайма (предл.17) пронизанный лучами солнца (предл.25)
    14
    Сравнения могут быть выражены: формой творительного падежа существительных: ( 10)Медуза висела прозрачным абажуром… (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой… (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой. (26) …Рогами расставив страшные клешни… сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.: обжигающей, как крапива; увеличенные, как в лупу; бледного, как месяц; при помощи слов подобный, похожий: (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта. В Н И М А Н И Е!
    15
    Роль сравнений в тексте Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов, выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, выражения авторских оценок и эмоций.
    16
    чешуя песчаного дна (предл.4); морщины песка (предл. ); крошечные кувшинчики рака- отшельника (предл.7); дутая коробочка спины, покрытая известковыми бородавками моллюсков (предл.27); шахматный конь (предл.36); распустив перепончатые плавники крошечных подводных драконов (предл.36); кисть таких же прозрачных щупалец (предл.10). Метафора (в пер. с греч. перенос) это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит сравниваемое. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, размеру, назначению, действию, ощущениям и т. п.
    17
    18
    Вариант 1
    19
    Несомненно, словесные образы создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу, помогают понять и запомнить прочитанное. Например, желая точно изобразить форму раков- отшельников, автор использует в предложении 7 метафору «крошечные кувшинчики», а вот цвет и движение плывущей медузы ему удалось передать с помощью сравнений: «Тонкие закраины …купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, как края парашюта ». Вот так эти два средства выразительности речи позволили и нам ярче представить обитателей моря, увиденных Петей.
    20
    Вариант 2
    21
    В самом деле, у человека со словом связано представление о предмете или явлении, поэтому языковые средства выразительности речи могут вызывать интерес к сказанному или написанному, ярче представить изображаемое. Так, внимание читателя невольно привлекает описание стайки морских коньков в предложении 36. С помощью эпитетов « точёные мордочки и грудки», « перепончатые плавники» и метафоры « крошечные подводные драконы » автору удалось создать точный образ этих морских обитателей, а читателю – их увидеть. Поэтому можно с уверенностью сказать, что яркая, образная речь увлекает читающего, производит на него сильное действие.
    22
    Вариант 3
    23
    Средства художественной выразительности в тексте и в устной речи развивают образное мышление, фантазию читателя или слушателя, позволяют детально представить предметы или явления. Например, в предложении 19 автор сравнением «солнце зажглось… серебряной звездой » помог читателю увидеть цвет и форму отражённого солнца. Это сравнение необычно и невольно привлекает внимание. А в предложении 27 эпитет « паучьи ноги» и метафоры « дутая коробочка спины, покрытая известковыми бородавками моллюсков» рисуют образ старого краба, помогая читателю зримо представить его. Поэтому нельзя не согласиться с известным лингвистом А.И.Горшковым, утверждавшим, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    24
    Вариант 4
    25
    В самом деле, языковые средства выразительности помогают нам с головой погрузиться в произведение, лучше понять его, пережить разнообразные чувства, эмоции, ощущения. Например, понять, как неприятен ожог от прикосновения медузы помогает сравнение «обжигающей, как крапива », но зато мы можем позавидовать Пете, который увидел « дивный мир» подводного царства. Этот эпитет передаёт восхищение мальчика от красоты увиденного под водой, и мы вместе с ним невольно любуемся открывшейся картиной. Следовательно, художественные средства выразительности привлекают и удерживают внимание читателя, рождают в нём желание вновь и вновь перечитывать текст, испытывая при этом истинное наслаждение.
    26
    Вариант 5
    27
    Когда человек хочет выразить себя, свои мысли и чувства так, чтобы читатели или слушатели его поняли, вошли в его мир и почувствовали красоту сказанного или написанного, он использует языковые средства выразительности. В предложении 4 меня поразила метафора « чешуя песчаного дна ». Если вы бывали на море, то ранним утром сквозь прозрачную воду наверняка видели намытые легкими движениями волн округлые песчаные формы. Автор точно подметил их сходство с рыбьей чешуёй, удивив меня оригинальной метафорой. Ему удалось также заставить нас представить медузу, которая «висела … прозрачным абажуром». Всего лишь одно сравнение, но какое оно точное и необычное! Всё-таки прав был лингвист А.И.Горшков, утверждавший, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    28
    «А Баба-Яга против…» Особое мнение
    29
    30
    Прочитайте и прокомментируйте сочинение Михаила Б. (текст сочинения передан без изменений). Я не согласен с высказыванием лингвиста А.И.Горшкова о том, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Привлекать особое внимание читателя должны не средства выразительности, а содержание текста и его информативность. Ведь текст может быть «красивым», но он будет «пустышкой». И наоборот, текст может быть без средств выразительности, но он будет информативным, содержательным и интересным. Примером этого могут служить статьи из научно-популярных журналов. Производить на читателя сильное впечатление выразительность вряд ли может, но это в полной мере могут сделать факты, которые излагаются в тексте. Например, научные труды многих известных учёных не блещут обилием средств выразительности, но они производят сильное впечатление, за что и получают престижные премии. Это влияние на читателя производят факты, открытия в этих трудах. Следуя из этого, я считаю, что лингвист А.И.Горшков был неправ насчёт выразительности.
    31

  6. С самого раннего детства мне помнится фраза учителя: «Читай выразительно!» Она означала, что читать нужно «с толком, с чувством, с расстановкой». Затем в старших классах мне уже стало понятно, что выразительность речи, т. е. ее образность и эмоциональность, помогают говорящему привлечь слушателя и полностью завоевать его внимание. Рассмотрим примеры того, как «завоевывает внимание» читателей писатель А. Лиханов.
    В первом случае, солдат, интересуясь, как ему рассчитаться с тетушкой Груней, в шутку использует сказочное выражение «златом-серебром», которое делает его речь яркой, образной, эмоциональной, способной привлечь внимание читателя.
    Во втором случае, рассмотрим речь самой тети Груни, которая не уступает по своей эмоциональности. В предложении №19 тетя Груня сердится на своего жильца, она говорит, что люди должны стать более милосердными и не такими расчетливыми, иначе скоро весь мир в один большой магазин превратится. Высказывание этой простой женщины запоминается читателю и производит на него сильное впечатление.
    Таким образом, можно сделать следующий вывод: Александр Иванович Горшков был прав, когда утверждал, что выразительность – это особое свойство написанного или сказанного собственной смысловой формой привлекать внимание читателя.
    Взято с http://www.litra5.ru/gia-2013-po-russkomu/rassuzhdenie-jesse-smysl-vyskazyvanija-gorshkova-vyrazitelnost-jeto-svojstvo-skazannogo-ili-napisannogo/

  7. Задание: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    В русском языке имеется множество средств выразительности: эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д. Данные художественные приемы в большом количестве используются авторами для того, чтобы привлечь внимание читателя и произвести на него особое впечатление. Рассмотрим примеры из текста.
    В предложениях №4, №6 и №7 встречаются лексические повторы: «приговаривала, приговаривала», «приговаривая, приговаривая», «гладила… и гладила». Они помогают писателю А.А. Лиханову рассказать о том, как долго ухаживала за Пряхиным вахтерша, и с каким упорством она это делала.
    В предложении №5 употребляется выразительная метафора «расширенные болью зрачки», позволяющая читателям лучше представить состояние больного Алексея.
    Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием лингвиста А.И. Горшкова о том, что эмоциональность, образность и выразительность речи увеличивают ее эффективность, помогают наилучшему пониманию, восприятию и запоминанию, дарят эстетическое удовольствие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *