Сочинение на тему выстрел пушкин 6 класс

10 вариантов

  1. «Выстрел» А. С. Пушкина – первое произведение, открывающее его знаменитый цикл «Повести Белкина». Эти первые прозаические произведения поэта написаны от лица никогда не существовавшего человека – Ивана Петровича Белкина. Загадочность и тайна отличают все повести Пушкина, входящие в этот цикл.
    Сюжет «Выстрела» сразу захватывает внимание читателя. Неоконченная дуэль Сильвио и молодого графа обретает своё завершение через несколько лет. Всё заканчивается хорошо, но динамичные события и неожиданные повороты сюжета заставляют читателя изрядно поволноваться.
    Поддержанию читательского интереса способствует необычная композиция произведения. Оно состоит из двух частей, причём у каждой части свой повествователь, непосредственный участник событий. Первая половина повести рассказана Белкину самим Сильвио. Мы видим происходящее с его точки зрения. По мнению Сильвио, молодой граф – легкомысленный и беспечный человек, не понимающий ценности жизни. Рассказчик же предстаёт перед читателем уверенным в себе, смелым, опытным офицером, но одновременно человеком, которому свойственны чувства зависти, злопамятности и мстительности. Достаточно вспомнить его досаду, когда центральное место в полку занял новый молодой офицер, вызывавший дружеские чувства у сослуживцев и благосклонность у дам.
    Рассказ Сильвио прерывается в самый напряжённый момент, когда он узнаёт новости о своём обидчике. Нам остаётся только гадать, чем же закончится эта дуэль. Таким образом автор усиливает драматизм событий и поддерживает интерес читателя.
    Вторая часть повести рассказана другим участником дуэли – молодым графом, счастливо женившимся и переехавшим жить в поместье.
    Перед нами совершенно другой человек, ставший старше и мудрее. В нём ничего не осталось от того легкомысленного молодого повесы, каким он представлялся нам в первой части произведения. Отношение читателя к этому герою в процессе повествования меняется. Он понял ценность жизни, мы видим его страх под дулом пистолета Сильвио и сочувствуем ему. Однако и Сильвио проявил себя великодушно: он сохранил молодому человеку жизнь, хотя мог убить его. Оба героя, казавшиеся не слишком привлекательными в начале повести, в итоге оказываются лучше и благороднее.
    В повести «Выстрел» Пушкин выбирает необычный способ изложения сюжета, разделяя произведение на две части. Изображение событий с разных точек зрения позволяет читателю объективнее представить картину происходящего, а автору сохранить эмоциональность и живость повествования.

  2. Произведение «Выстрел» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году в селе Болдино. Оно входит в цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Изначально в задумке автора была лишь одна часть, а далее было приписано «окончание было утеряно». Спустя несколько дней Александр Сергеевич всё-таки дописал вторую часть повести. Произведение отчасти носит автобиографический характер. Пушкин был вызван на дуэль своим товарищем, офицером Зубовым из-за нечестной игры в карты, а писатель во время выстрела завтракал черешней.
    Кажется, что «Выстрел» должен носить жанр рассказа по своему небольшому размеру, на самом деле, как упоминалось выше, жанр этого произведения – повесть. Литературное направление тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. Наш главный действующий персонаж в начале показан романтической натурой, но, узнавая его ближе, мы видим дерзкую, полную решимости личность. Поэтому литературным направлением является реализм.
    Основная мысль очень кратка, проста и актуальна в наше время: даже, отстаивая свою честь, иногда лучше проявить великодушие вместо жестокости.
    В произведении раскрываются темы жажды отмщения, длиной в шесть лет, сострадания, благородства и, конечно, отстаивания собственной чести.
    Действующих лиц в произведении немного, их будет легко пересчитать по пальцам. Сначала повествование ведётся от автора, лирического героя, который находится на службе. Далее он сближается с отставным гусаром по имени Сильвио, который перед своим отъездом рассказывает ему ситуацию, волнующую его уже шесть лет. Во второй части произведения лирический герой знакомится с графом. По прошествии этого диалога он узнаёт, что этот граф являлся тем самым врагом Сильвио и наш лирический герой узнаёт окончание этого противостояния.
    Перейдём к последнему и самому важному пункту в любом анализе – личное отношение к герою и произведению в целом. Несмотря на то, что повесть была написана почти два столетия назад, мы можем применить эту ситуацию и к нашему веку. Повесть учит тому, что в любой неприятной ситуации стоит находить золотую середину, не нужно всеми способами, возможно даже жестокими, отстаивать свою честь или своё мнение. Нужно уметь сдерживаться в сложных ситуациях, особенно когда всё может выйти из-под твоего контроля. Лучшее место проявления жестокости – поле битвы, а не человек из твоего окружения.

  3. Эта повесть входит в число замечательных “Повестей Белкина”. Содержание повести передано рассказчику свидетелями случившегося, так или иначе имевшими отношение к тем людям, с которыми приключились описываемые события.
    Повесть “Выстрел” разделена на две главы. Художественные центры обеих глав – поединки, символизируемые выстрелами.
    Психологическая картина прерванной дуэли передается двумя рассказчиками. В ней присутствуют два значимых выстрела, о которых говорит тот участник, который в данный момент стоял под дулом пистолета. Это перекрещивание углубляет трагизм самого понятия дуэли, сознательного риска жизнью в первую очередь во имя самоуважения. Каждый из героев должен выдержать поединок с самим собой, опираясь только на глубинные нравственные силы и дух. Граф полностью потерял и волю, и достоинство, он подчинился внешним силам. Сильвио же вышел победителем и перед соперником, и перед собой. Каждый из героев имеет выбор, как поступить, показать благородство или низость. Это зависит от самого человека, от его принципов и взглядов на жизнь. Сильвио вызывает сочувствие и понимание из за того, что нет покоя и мира в его душе и сознании, но в то же время он имеет и недобрые намерения, а это отталкивает.
    Сильвио в полку был всегда первым. Вот как он сам говорит о себе: “Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии. Мы хвастались пьянством… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом. Товарищи меня обожали, а полковые командиры, поминутно сменяемые, смотрели на меня как на необходимое зло”. Поэтому когда появился соперник у Сильвио, он не мог с этим смириться, это постоянно уязвляло его самолюбие, он просто возненавидел его. Он всячески пытался унизить графа и нагрубить ему. А второй герой был ничуть не хуже Сильвио: “Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние”, – вспоминал он.
    Повесть построена таким образом, что сначала идет пространное авторское вступление, затем рассказ непосредственного участника событий, а потом краткое авторское заключение, т. е. проводится некая параллель. Каждый из двух эпизодов прерванной дуэли оставил памятник: простреленная фуражка Сильвио – “памятник нашего поединка” (“Он прицелился и прострелил мне фуражку”), картина в кабинете графа – “памятник последней нашей встречи” (“Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся”).
    Образы героев очень динамичны и изменчивы. Так, соперник Сильвио в начале повести равнодушен ко всему происходящему, уверен в себе, ничего не боится. Сильвио так и описывает его: “Отроду не встречал счастливца столь блистательного! Вообразите себе молодость, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен был он произвести между нами”. Однако в конце повествования герой становится совсем другим. Он нервничает, ему есть что терять, он боится и сомневается, не знает, как правильно поступить: “Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить… но я выстрелил и попал вот в эту картину”.
    Также изменчива речь героев повести на протяжении всего повествования. Так, рассказы Сильвио и графа более живые, чем речь рассказчика. Кроме того, Сильвио рассказывает более богатым литературным языком. В его речи много коротких предложений, он передает действие, а не просто описывает его. Периодически возрастает и уменьшается степень напряженности произносимой речи, передается быстрая смена событий.
    В повести есть мрачное ощущение неразрешимости ситуации, печального его конца. Но стремление героев жить так, как они хотят, вселяет надежду на то, что каждый герой – творец своего счастья.
    “Повести Белкина”, написанные А. С. Пушкиным более 150 лет назад, остаются по прежнему интересными для читателя, открывают новый мир, способный обогатить возвышенными чувствами. Это неиссякаемый клад, который учит нас и жизни, и правильному отношению к окружающим.

  4. Произошло так, что один из новых офицеров, еще плохо знакомый с Сильвио, незаслуженно оскорбил его в его же доме. Все присутству­ющие ожидали ответного вызова на дуэль и “полагали нового товарища уже убитым”. Однако Сильвио сумел по­давить гнев, а впоследствии “довольствовался очень лег­ким объяснением и помирился”. Многие объяснили для себя его поступок недостатком смелости, хотя раньше ро­бости за Сильвио не замечал никто. Было понятно, что за его поведением кроется какая-то тайна. Как выяснится позже, Сильвио не желал в то время подвергать свою жизнь никакой опасности, потому что берег ее для выполнения определенной задачи.
    Разгадка этой тайны сильно поколебала в моих глазах сильный и мужественный образ Сильвио, раскрыв такие нелицеприятные его черты, как мелочность, зависть, мсти­тельность, неумение уступать.
    Оказывается, что еще несколько лет назад Сильвио слу­жил в гусарском полку, отличаясь храбростью, острым языком и безудержным буйством: “…я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию”. И вот в  полку появляется молодой человек, который своими дос­тоинствами и манерой поведения завоевывает еще боль­ший успех в полку и у женщин, чем сам Сильвио. Кажет­ся что этот “блистательный счастливец” безупречен: у него есть громкое имя, деньги, ум, красота, беспечная храбрость и бешеная веселость, он дружелюбен и общителен. Само­любие и гордость тщеславного Сильвио уязвлены настолько, что он не только отталкивает руку дружбы, протянутую ему графом Б***, но и откровенно ищет с ним ссоры. В конце концов, в порыве ревности он говорит графу какую-то грубость, за что и получает пощечину и вызывает про­тивника на дуэль.
    Как отличались они друг от друга во время поединка! Совершенно спокойный, сохраняющий самообладание и чувство собственного достоинства граф и злобный, не­рвный, сделавший достаточно подлое предложение Силь­вио. Взбешенный равнодушным спокойствием противни­ка, он не стал стрелять, оставив за собой право выстрела до того момента, когда жизнь будет графу дорога больше, чем сейчас.
    Так несколько лет ждал Сильвио своего часа, пока не получил известие, что граф женится на молодой и пре­красной девушке. И Сильвио решил, что настало время, когда можно увидеть страх смерти в глазах своего про­тивника. Однако и здесь граф оказался на высоте. Конечно, умирать ему не хотелось, но боялся он лишь того, что с минуты на минуту войдет его молодая жена и испугается этого страшного поединка. Сильвио же смалодушничал. Ему так хотелось припугнуть графа, что он постоянно тянул время, дождавшись, пока в комнату не вбежала графиня и, узнав в чем дело, бросилась к его ногам с мольбой. В смятении граф пристыдил жену и гневно поторопил Сильвио, на что тот ответил отказом стрелять: “…я доволен: я видел твое смятение, твою робость…” Поведение графа вызывает у меня восхищение, а Сильвио — отвращение, потому что только внутренне слабый и подлый человек может самоутверждаться, пользуясь беззащитностью других. А последний выстрел (пуля в пулю) характеризует его еще и как безудержного хва­стуна.
    Размышляя над этой повестью, я поняла, что каким бы странным ни казалось поведение человека, нужно в первую очередь постараться разобраться в мотивах его дей­ствий и лишь после этого выносить свои оценки.[/sms]

  5. сочинения и рефераты

    Сочинение А. С. Пушкин Выстрел

    Повесть А.С.Пушкина «Выстрел» состоит из двух частей.
    Центральным героем повести является бывший гусар Сильвио.
    Повествование ведется от лица офицера, бывшего свидетелем описываемых событий.
    Первая часть повести изображает жизнь армейских офицеров. Утро начиналось с ученья, затем – обед, вечером – пунш и карты. Офицеры собирались друг у друга, и «кроме своих мундиров» ничего не видели. Но среди офицеров везде и всегда был человек, не принадлежавший военному обществу. Его звали Сильвио. Крутой нрав, злой язык, опытность – все вышеперечисленное давало ему «многие преимущества» перед другими. Когда-то он служил в гусарах, но потом по известной причине ушел в отставку – его окружала какая-то тайна, несомненно, и она служила причиной его притягательности. Жил Сильвио бедно, а единственной роскошью его «бедной мазанки» была богатая коллекция пистолетов. По несколько раз в день Сильвио стрелял из одного из своих пистолетов, отчего все стены его комнаты были «источены пулями».
    Однажды несколько офицеров обедали у Сильвио. Было много выпито, стали играть в карты. Среди прочих офицеров находился новый, недавно переведенный откуда-то офицер. Он совсем не знал Сильвио, и во время игры у них из-за чего-то возник спор. В результате офицер схватил медный шандал и запустил им в Сильвио. Тот едва успел отклониться. Все ждали, что будет дальше. Но Сильвио всего лишь попросил офицера покинуть дом. На следующий день многие ждали дуэли между офицером и Сильвио, но ничего не произошло. Это повторилось и позже. Пояснений Сильвио никому не дал. Но это не очень изменило отношение окружающих к нему. Один лишь офицер, от лица которого автор рассказывает эту историю, был расстроен: ему казалось проявлением некой трусости со стороны Сильвио оставить все таким образом, как было…
    Но как-то раз Сильвио получил письмо. Когда он его читал, глаза его сверкали. Он попросил офицеров в ближайший вечер прийти к нему на прощальный ужин, потому что по обстоятельствам он должен был уехать навсегда. Вечером все были у Сильвио. Ужин прошел прекрасно, было видно, что хозяин «чрезвычайно в духе». После ужина, когда все стали расходиться, Сильвио попросил остаться того, кто в глубине души уже стал считать Сильвио трусом. Сильвио рассказал ему историю своей жизни, объяснив свое нежелание стреляться с тем, кто недавно его оскорбил. Сильвио не хотел рисковать своей жизнью. Этому была причина.… Шесть лет назад Сильвио служил в гусарском полку. Он был первым буяном в армии, а слава о нем ходила кругом. Но однажды в их полк определился юноша, во всем превосходящий Сильвио. Ум, красота, деньги, храбрость – все заставляло Сильвио испытывать к нему зависть и бешеную злобу. Он стал искать ссоры со своим врагом. Однажды на балу Сильвио сказал своему врагу какую-то грубость, а в ответ получил пощечину. Решено было драться. Первый выстрел достался по жребию врагу Сильвио. Он прицелился и … прострелил лишь фуражку. Очередь была за Сильвио. Сильвио был рад, но его враг не проявлял и тени беспокойства, а равнодушно ел черешню. Это очень разозлило Сильвио, и тогда он предложил ответить выстрелом на выстрел когда-нибудь в другой раз. Теперь, спустя шесть лет, Сильвио получил письмо, в котором говорилось, что его дальнейший враг собирается вступить в брак. Сильвио собирался только теперь завершить некогда начатую дуэль.
    Во второй части повести «Выстрел» автор рассказывает о событиях, произошедших позже. Тот, кому Сильвио некогда поведал историю своей жизни, вынужден был однажды поселиться в бедной деревеньке N. Жизнь была скучна. Казалось, еще немного и наш герой стал бы пить. Неожиданно стало известно, что в деревеньку должен приехать сосед – граф со своей женой. А так как скука уже была нестерпимой, то герой отправился в гости к ним. И граф, и графиня были весьма миловидны собой, а дом их был полон картин и антиквариата. Больше других гостя привлекала одна картина, прострелянная в двух местах. Разговорились о выстрелах. Выяснилось, что граф и был тем самым врагом Сильвио, а зловещая история с долгожданным выстрелом произошла именно здесь. Сильвио не смог просто стрелять в графа, и потому снова предложил ему выстрелить первым. След от пуль в картине и есть результат этого выстрела. Затем Сильвио хотел было выстрелить в графа, но помешала графиня, которая упала к его ногам. Со словами «предаю тебя твоей совести» Сильвио вышел. После этого граф его никогда не видел.
    Через некоторое время Сильвио погиб на войне.
    Так завершается произведение А.С.Пушкина «Выстрел».
    Любое распространение авторских текстов в зоне интернет или
    использование их для извлечения коммерческой выгоды запрещено.

  6. Сочинение по повести “Выстрел” Пушкина – образ главного героя.
    Произведение А. С. Пушкина «Выстрел» открывает его прозаический цикл «Повести Белкина». Структура повести отличается сложностью, так как автор вводит в повествование кроме себя еще двух рассказчиков и разделяет произведение на две части. С помощью этого необычного композиционного приема автору удается гораздо глубже раскрыть характеры персонажей.
    Основным рассказчиком является А. С. Пушкин, выступающий в повествовании как некий подполковник. Являясь действующим лицом обеих частей повести, подполковник сначала рассказывает историю о Сильвио, а затем, во второй части – о графе. По сути, повесть «Выстрел» – это история трех дуэлей. Главным ее героем выступает Сильвио – виртуозный стрелок, заслуживший своим талантом уважение всех офицеров гарнизона.
    В молодости герой соперничал с одним из полковых товарищей, который своим богатством, внешней красотой и умом вызывал зависть у Сильвио, привыкшего быть первым во всем. Сильвио не хотел мириться с таким положением дел, и намеренно шел на конфликт с графом. Нагрубив сопернику, герой добился своей первой дуэли. Путем жребия было определено, что первый будет стрелять граф, но тот лишь зацепил головной убор соперника. Настала очередь Сильвио, но из-за спокойствия графа и его непринужденного поведения герой отказался стрелять, так как его задачей было сделать сопернику больно морально, заставить его страдать так, как страдал он сам.
    А жизнь противника не была для него ценной на тот момент – у молодого графа не было привязанностей, ему нечем было дорожить, отсюда его спокойствие. Тогда Сильвио оставил выстрел за собой и решил подождать, когда наступит подходящее время, чтобы отомстить.
    Вторая дуэль героя не состоялась, как ни парадоксально, из-за первой. Один из офицеров оскорбил Сильвио, но он отказался от дуэли, несмотря на то, что мог легко пристрелить обидчика. Конечно, своим поступком герой вызвал недоумение у однополчан, но Сильвио считал, что у него есть долг – его месть, поэтому он не может подвергать свою жизнь риску раньше времени.
    Спустя годы состоялась третья дуэль героя, которая стала решающей в его жизни. Участь стрелять первым опять выпала графу, но тот снова дал осечку. И тут Сильвио увидел на лице своего противника те чувства, которых ждал долгие годы – испуг и смятение. Этого герою оказалось достаточно. Сильвио отказался стрелять, ведь цель была достигнута.
    Автор преподносит нам образ главного героя с трех разных точек зрения. Сначала мы узнаем о Сильвио от подполковника, затем от самого Сильвио, и наконец, смотрим на него глазами графа. Такая необычная структура произведения дает читателю возможность увидеть истинное лицо героя, живее представить его характер и более объективно оценить его поступки. Так, сначала Сильвио кажется нам каким-то злодеем, мстительным и смелым, затем мы видим, что на самом деле он ранимый человек с обостренным самолюбием, которому свойственны импульсивные поступки.
    Причиной его поведения является неуверенность в себе, природная доброта и даже благородство души. Сильвио догадывается, что эти черты его характера не вызвали бы одобрения в офицерской среде, поэтому прячется за маской злодея. И все-таки, в итоге положительные качества героя взяли верх над его робостью и скрытностью – Сильвио научился прощать.
    На первый взгляд может показаться, что произведение А. С. Пушкина является повестью о нескольких дуэлях, но автор вложил в нее более глубокий смысл, рассказав нам историю одной души.

  7. Одна из самых замечательных повестей А.С. Пушкина это «Выстрел». Писатель и поэт в основном в своих произведениях описывал чувства и жизнь людей того времени. Но эту повесть он писал можно сказать о себе. Дело в том что, таких, как Александр Сергеевич было много, а он был хоть и не гусар, но страшный забияка. При всем при этом он не боялся отвечать за свои шалости. Честь и достоинство вот чем гордились мужчины. Это были не просто дуэли, а именно способ доказать что ты не трус, не только другим, но и самому себе.
    Повесть состоит из двух глав. В которых рассказывается о двух офицерах. В первой главе оба молодые офицеры, отчаянные задиры, которые то и дело старались над кем-нибудь подшутить. Эти шутки не всегда были безобидные, поэтому случались поединки. Много денег, шампанского, что еще можно делать, когда нет военных действий? Только вести разгульный образ жизни, тем более что ни у кого, ни перед кем еще нет обязательств. Дуэль это не просто выяснение отношений это доказательство того что офицер осознанно рискует жизнью и прежде всего ради самоуважения. Несмотря на то, что можно было избежать поединка никто, никогда этого не делал.
    В повести два главных героя это граф и Сильвио. Оба молодые офицеры, повздорившие и решившие стреляться. Сильвио не мог потерпеть того, что новенький может быть лучше и решил сразу поставить его на место с помощью поединка. Быть первым заманчиво. В полку сослуживцы уважали или боялись Сильвио непонятно чего больше. И чтобы быть по-прежнему первым обидчика следовало проучить. Но граф был молодой и свободный не обремененный никакими обязательствами ни перед кем. Это наверно, больше всего задело Сильвио. Он решил отложить дуэль на некоторое время.
    Время прошло быстро, бесшабашность с годами выветрилась, граф стал серьезным рассудительным человеком. Вскоре женился, что еще надо для счастья. Вот в этот момент и появился Сильвио. Кто бы мог подумать, что через столько лет придется отдавать долг. Граф побледнел, но не подал и вида. Он готов отдать долг. Сильвио не столько видел, сколько чувствовал волнение и страх графа, желание жить. Этого ему было достаточно. Нет, ему не нужна смерть, ему достаточно видеть, как человек волнуется. Его самолюбие удовлетворено. Он оставляет графа с молодой женой, таким образом, хорошенько проучив.

  8. Творчество А. С Пушкина предопределило развитие русской литературы, заложило основы современного русского языка.
    Композиция повести “Выстрел” интересна и непроста благодаря своей многоуровневости, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин, который находится на верхней ступени композиционной лестницы, формально передает авторство Ивану Петровичу Белкину. Мнимое “авторство” приводит к созданию многоуровневого текста, а это в свою очередь позволяет глубже и шире охватить действительность, описать нравы, рассказать о судьбах и устремлениях героев. На фоне исключительных событий развернута обобщенная картина действительности, сами исключительные события подчиняются законам повседневной реальности, конкретным времени и пространству.
    Герои повести изначально попадают в ситуацию, где присутствует любовь. Они влюблены или ждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание значимых событий сюжета.
    Центральным героем повести является бывший гусар Сильвио. “Ему было около тридцати пяти лет… Опытность давала ему… многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые… умы. Какая то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя… У него водились книги, большею частию военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета”. Его окружала какая то тайна, и, наверное, именно она была причиной всеобщего интереса к нему.
    Другой герой (автор не называет его имени) ни в чем не уступал Сильвио. Это был “молодой человек богатой и знатной фамилии”. Вот как о нем отзывается Сильвио: “Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен он был произвести между нами… Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние… Я стал искать с ним ссоры…”
    Являясь центральным компонентом художественного текста, персонаж оказывается связанным с движением сюжетных линий, что приводит к динамичности образа. В начале повести подчеркивается равнодушие соперника Сильвио: “Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня…”. В финале же заметно его смятение: “Я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом”
    Мысль о мести не оставляет Сильвио. Понимание чести перевернуто для него с ног на голову: одно оскорбление не смыто кровью из за того, что не завершена предыдущая дуэль.
    В конце повести автор показывает, что все же Сильвио получил успокоение, для него было важно не убить соперника, а просто потешить свое самолюбие: “Не буду, – отвечал Сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести”.
    Сильвио не убил своего противника, но тем не менее он восторжествовал над ним, увидел его слабость. Для него главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. Мощь и сила его духа не только поражают своей стихийной красотой, но и страшат красотой пугающей, разрушительной. Его душа обесчеловечена гордостью. Так проявляется противоречие между понятием дворянской чести, присущим конкретному времени и определенному слою людей, и общечеловеческими ценностями.
    Удовлетворяя злое чувство, Сильвио приносит горе и непричастной к конфликту жене графа. Но вслед за сценой переживаний графской четы упоминается героическая смерть героя, вечно гонимого его страстями.
    Автор разрешает все конфликты неординарным, но вполне реальным ходом.
    В своих произведениях А. С. Пушкин учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.

  9. Творчество А. С Пушкина предопределило развитие русской литературы, заложило основы современного русского языка.
    Композиция повести «Выстрел» интересна и непроста благодаря своей многоуровневости, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин, который находится на верхней ступени композиционной лестницы, формально передает авторство Ивану Петровичу Белкину. Мнимое «авторство» приводит к созданию многоуровневого текста, а это в свою очередь позволяет глубже и шире охватить действительность, описать нравы, рассказать о судьбах и устремлениях героев. На фоне исключительных событий развернута обобщенная картина действительности, сами исключительные события подчиняются законам повседневной реальности, конкретным времени и пространству.
    Герои повести изначально попадают в ситуацию, где присутствует любовь. Они влюблены или ждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание значимых событий сюжета.
    Центральным героем повести является бывший гусар Сильвио. «Ему было около тридцати пяти лет… Опытность давала ему… многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые… умы. Какая то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя… У него водились книги, большею частию военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета». Его окружала какая то тайна, и, наверное, именно она была причиной всеобщего интереса к нему.
    Другой герой (автор не называет его имени) ни в чем не уступал Сильвио. Это был «молодой человек богатой и знатной фамилии». Вот как о нем отзывается Сильвио: «Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен он был произвести между нами… Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние… Я стал искать с ним ссоры…»
    Являясь центральным компонентом художественного текста, персонаж оказывается связанным с движением сюжетных линий, что приводит к динамичности образа. В начале повести подчеркивается равнодушие соперника Сильвио: «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня…». В финале же заметно его смятение: «Я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом»
    Мысль о мести не оставляет Сильвио. Понимание чести перевернуто для него с ног на голову: одно оскорбление не смыто кровью из за того, что не завершена предыдущая дуэль.
    В конце повести автор показывает, что все же Сильвио получил успокоение, для него было важно не убить соперника, а просто потешить свое самолюбие: «Не буду, – отвечал Сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».
    Сильвио не убил своего противника, но тем не менее он восторжествовал над ним, увидел его слабость. Для него главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. Мощь и сила его духа не только поражают своей стихийной красотой, но и страшат красотой пугающей, разрушительной. Его душа обесчеловечена гордостью. Так проявляется противоречие между понятием дворянской чести, присущим конкретному времени и определенному слою людей, и общечеловеческими ценностями.
    Удовлетворяя злое чувство, Сильвио приносит горе и непричастной к конфликту жене графа. Но вслед за сценой переживаний графской четы упоминается героическая смерть героя, вечно гонимого его страстями.
    Автор разрешает все конфликты неординарным, но вполне реальным ходом.
    В своих произведениях А. С. Пушкин учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.


  10. 5. Изучение нового материала.
    5.1
    Учитель: Как мы услышали, вы кое-что знаете
    о дуэли. Но для того чтобы рассмотреть явление
    дуэли в конкретном литературном произведении,
    необходимо понять, что такое дуэль, и почему она
    была так популярна на протяжении нескольких
    веков среди людей разного возраста, разных
    национальностей? Какие правила существовали на
    дуэлях? Для этого несколько учеников подготовили
    для нас доклад на тему “10 фактов о дуэли”.
    (доклад на тему “10 фактов о дуэли”)
    Учитель: Итак, дуэль, как мы услышали,была очень
    необычным явлением. Эта тема коснулась не только
    творчества А.С. Пушкина, но и его жизни, так
    трагично оборвавшейся в самом расцвете.
    Сегодня мы посмотрим на примере повести
    “Выстрел”, как дуэль может изменить судьбу,
    характер человека. Но перед тем, как мы начнем
    анализировать текст повести, давайте узнаем как
    она появилась в творчестве Пушкина для этого
    послушаем доклад на тему “История создания
    Повестей Белкина”
    ( доклад на тему “История создания “Повестей
    Белкина”звучит под музыку Чайковского “Осенняя
    песня”из цикла “Времена года”.)
    5.2. Работа по содержанию и анализу повести.
    Учитель: Пушкин был автором не только
    лирических, но и прозаических произведений. Один
    из исследователей творчества Пушкина говорил о
    его прозаических произведениях: “Проза Пушкина
    экзотична и легка, как его собственные рисунки
    пером, которые он любил за их воздушность и
    выразительность”.
    Давайте же окунемся в этот интереснейший мир
    Пушкинской прозы.
    – Какое событие лежит в основе повести?
    Ученик: Дуэль Сильвио и графа.
    – Кто является главными действующими лицами
    повести?
    Ученик: Сильвио, граф и рассказчик.
    – От чьего имени ведется повествование?
    Ученик: От лица рассказчика, который служил в
    части, где жил Сильвио, о через несколько лет жил
    в деревне рядом с графом.
    – Для чего вводится образ рассказчика?
    Ученик: Для того, чтобы со стороны показать то,
    что произошло между Сильвио и графом. Также он
    служит связующим звеном в композиционном
    построении повести.
    – Как относятся к Сильвио в Гусарском полку?
    (найти по тексту)
    Ученик: Он имел сильное влияние на молодых
    офицеров.
    – После какого эпизода Сильвио теряет свой
    авторитет в полку? (найти по тексту)
    Ученик: После того как он не вызвал на дуэль
    своего обидчика.
    – А почему Сильвио отказался от дуэли? (Найти по
    тексту)
    Ученик: Потому что он не имел права подвергать
    свою жизнь опасности, так как не отомстил своему
    врагу.
    – Найдите в тексте эпизод, описывающий первую
    дуэль Сильвио и перескажите его.
    (Ученик пересказывает эпизод первой дуэли
    графа с Сильвио).
    – Почему Сильвио не выстрелил соперника?
    Ученик: Потому что соперник был очень спокоен,
    что задевало Сильвио. И тот оставляет за собой
    право выстрела.
    – Кто рассказывает, чем закончилась вторая
    дуэль Сильвио и графа?
    Ученик: граф.
    – Мальчики подготовили для нас инсценировку
    второй дуэли. Давайте посмотрим.
    (Трое учеников показывают инсценировку второй
    дуэли)
    – Я просила вас подготовить дома вопросы для
    интервью, которое можно было бы взять у
    участников этой дуэли и сегодня у вас есть такая
    возможность.
    Возможные вопросы:
    – Почему Сильвио не выстрелил и в этот раз?
    – Почему в этот раз граф был взволнован?
    – Повлияло ли на поведение Сильвио присутствие
    жены графа?
    Учитель: Молодцы, ребята! Я думаю, что и актеры и
    журналисты немного устали, поэтому предлагаю
    немного отвлечься и расслабиться.
    – Как нам уже известно на дуэлях чаще всего
    стреляли из пистолетов, ну а на балах девушки и
    юноши учились стрелять глазками. Вот и мы сейчас
    потренируемся в этом нелегком искусстве.
    – Откройте широко глазки. Необходимо настроить
    прицел. Для этого поводите глазками по кругу
    слева направо. Теперь закройте глазки,
    расслабьтесь. Открывая глаза, стреляем в правый
    верхний угол. Закрываем глаза. Открывая, стреляем
    в левый верхний угол. Закройте. Теперь открываем
    и стреляем по очереди сначала в соседа слева, а
    теперь справа. Теперь закрываем и расслабляемся.
    Я считаю до трех, открываем глаза и продолжаем
    урок.
    – Теперь давайте обратимся к композиции
    повести. Для начала вспомним, что такое
    композиция?
    Ученики отвечают.
    – Правильно. Композиция – это последовательное
    построение, расположение и взаимосвязь частей,
    образов, эпизодов художественного произведения.
    – Итак, из скольких глав состоит повесть?
    Ученик: Из двух.
    – А на сколько смысловых частей можно разделить
    повесть?
    Ученик: На четыре.
    – Давайте попробуем их озаглавить
    Ученики: 1 глава: Рассказ офицера о Сильвио и
    рассказ Сильвио о первой дуэли.
    2 глава: Рассказ офицера о графе и рассказ графа
    о второй дуэли.
    – Какой можно сделать вывод о композиции данной
    повести?
    Ученик: Такое построение позволяет расширить
    временные и пространственные границы действия и
    создать неослабевающее сюжетное напряжение.
    – Теперь проанализируем эпиграфы к данному
    произведению. Как вы заметили, их два. Для начала
    вспомним из курса русского языка, что такое
    эпиграф?
    Ученик: Эпиграф – это короткий текст или цитата
    перед текстом, выражающий основную идею,
    настроение всего сочинения.
    – Посмотрите на доску:
    – Как вы думаете, для чего Пушкин взял два
    эпиграфа к повести?
    Ученик: Они относятся к разным частям текста.
    Первый к первой главе. Второй ко второй.
    – Кто же по-вашему является победителем во
    второй дуэли?
    Ученик: Сильвио, так как он одержал
    нравственную победу. А теперь давайте ответим на
    главный вопрос нашего урока- Как дуэль могла
    повлиять на жизнь человека?
    Ученик: Дуэль в те времена была делом чести, а
    потому могла полностью изменить жизнь человека,
    стать основой жизни, и главное после этого было
    остаться нравственным и гуманным человеком.

    6. Закрепление материала


    Теперь я предлагаю Вам ответить на вопросы
    теста по теме урока. Вам даны листочки с пятью
    вопросами. При ответе на все вопросы вы получаете
    – 5. на четыре – 4 и т.д.

    На работу с тестом дается 3 минуты, затем
    листочки собираются для оценивания

    7. Подведение итогов урока.

    – Ребята, вы сегодня хорошо работали. Давай
    подведем итоги нашей работы.
    – Что нового вы сегодня узнали?
    – Что вам понравилось?
    – Что не понравилось?
    Учитель выставляет оценки за урок. Оценивая при
    этом не только правильность ответов, но и
    самостоятельность, и оригинальность мышления.
    Учитель задает домашнее задание.
    – Следующий наш урок будет посвящен образу
    Сильвио в повести “Выстрел”, поэтому я
    предлагаю Вам выполнить следующие задания на
    выбор:
    1. Нарисовать портрет Сильвио.
    2. Выписать портретную характеристику Сильвио.
    3. Найти, что обозначает имя Сильвио?
    (Записано на доске)

    Тест по повести “Выстрел”А.С.Пушкина.

    1.Повесть “Выстрел”
    А) начинает цикл “Повести Белкина”
    Б) находится в середине цикла.
    В) завершает цикл “Повести Белкина”.
    2.“Ему было около тридцати пяти лет…к тому же
    его обыкновенная угрюмость и злой язык…какая-то
    таинственность.”Это описание:
    А) графа;
    Б) рассказчика;
    В) Сильвио.
    3.Композиция – это:
    А) перестановка частей фразы, придающая ей
    особую выразительность; необычайная
    последовательность слов в предложении.
    Б) последовательное построение, расположение и
    взаимосвязь частей, образов, эпизодов
    художественного произведения.
    В) короткий текст или цитата перед текстом,
    выражающий основную идею, настроение всего
    сочинения.
    4. Сильвио не выстрелил во второй раз в графа:
    А) потому что испугался;
    Б) потому что увидел смятение и робость графа;
    В) потому что пожалел жену графа.
    5.Слово дуэль происходит от слова
    А) война;
    Б) битва
    В) два.
    Приложение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *