Сочинение на тему я историк

6 вариантов

  1. В качестве эпиграфа привожу маленький диалог, виденный по телевизору, и характеризующий умственные способности Б. Е. Немцова. Речь идет о роли Ельцина в истории.
    Проханов: – Если бы не Ельцин, Советский Союз не развалился.
    Немцов : – История не имеет сослагательного наклонения. Если бы не Ельцин, была бы гражданская война.
    То есть, Борис Ефимович умудрился в конце фразы забыть о том, что сказал в ее начале.
    К чему я это вспомнил? Сегодня топовый блоггер
    doctor_livsy, в реале более известный, как писатель фантаст Сергей Лукъяненко, выложил в своем дневнике маленький рассказ, ранее ни где не публиковавшийся:
    “Алёшенька и бекасы ”. Это очередная многотысячная вариация на тему: “Что было бы с Россией, если бы чего-то не было бы”.
    Я тоже иногда люблю порассуждать на такие темы, но, как бывший математик, обычно расставляю какие-то вероятностные оценки. Например, если бы не было октябрьской революции то с вероятностью:
    20% – Россия сейчас жила бы лучше, чем Америка
    20% – Россия сейчас была бы колонией Третьего Рейха, заселенной немецкими колонистами.
    20% – На планете Земля никого бы уже не было.
    И так далее.
    Российская история первой половины прошлого века ужасна. Революция, гражданская война, коллективизация с раскулачиванием и голодом, война с фашистами, массовые репрессии. Как хорошо, казалось бы, чтобы всего этого не было. Но, расставляя вероятностные оценки, я неожиданно пришел к такому выводу: если бы этих ужасов не было, то вероятность одного очень важного для меня события была бы практически нулевой.
    Вполне возможно, что в счастливой и благополучной России жили бы некие счастливые и благополучные люди, в чьих жилах текла бы кровь моих бабушек и дедушек. Но вот меня, любимого, являющегося следствием встречи моих папы и мамы в нужное время в нужном месте, меня бы точно не было.
    Например, моя бабушка по отцовской линии была дочкой благополучного нижегородского купца, а дедушка – сыном бедного крестьянина из глухого Кологривского уезда Костромской губернии. Если бы не революция, которая перемешала все сословия, их встреча была бы очень маловероятна.
    Мои бабушка и дедушка по материнской линии вели успешное крестьянское хозяйство в Пензенской губернии. Если бы не коллективизация, они так бы и продолжали заниматься этим делом. Но, спасаясь от высылки раскулаченных, они бежали, бросив все, и в конце концов, осели в Нижнем. И т.д.
    Вот и получается, что я должен любить эту страшную российскую историю и радоваться, что она была. И кажется мне, почему-то, что практически любой житель нашей страны, порывшись в своей семейной истории, мог бы прийти к такому же выводу.

  2. Написал заголовок и задумался…Не слишком ли помпезно? Прямо: «Васисуалий Лоханкин и его роль в русской революции». Может лучше было бы «История и я»? Как-то скромнее. А с другой стороны, как же роль личности? «Человек – это звучит гордо!», «Историю делают люди!». И компромисс с Душой все-таки состоялся.
    Итак, я учитель истории. Уже два года. Думаю, что еще не осознал какой груз взвалил на себя.
    – Учитель Истории – человек, который ищет Правду. Ищет и несет ее людям, – романтически шепчет Душа,
    – Книги, путешествия, научные семинары, жаркие споры, рождение Истины Нет жалкому прозябанию кабинетной крысы, ради колбасы и денег! Нет обретению «теплых» местечек, ради карьеры! Упорная работа, преодоление страха и лени. Вперед, мой друг!
    Ого. В нерешительности тру макушку. Так, ведь, не семнадцать. Вспомнил свое босоногое, которое дается только раз… Как помногу раз перелистывал старенький учебник «Рассказы по истории СССР» (в школу еще не ходил), как заворожено глядел на великолепные цветные иллюстрации. Любимой картинкой была «Штурм монголо-татарами Рязани». Панорама боя «затягивала» в себя. Вот хищный кочевник, натянув тетиву, выцеливает защитника на крепостной стене. Другой его сородич падает, сраженный в грудь стрелой. Третий хватается за саблю. Сверху рязанцы тоже стреляют из луков. насмерть бьются с врагами перед городскими воротами. Застывшие замахи мечей и топоров. Поразительно, как на сравнительно небольшом формате рисунка художник передал такое напряжение схватки. На лицах воинов все оттенки чувств: ненависть, боль, тревога. Мастер остановил их лишь на мгновение, кажется, моргнешь – и вновь засвистят стрелы, польется кипящая смола со стен.
    Вопрос «А было ли так на самом деле?» не возникал в моей пятилетней голове, как и многие другие вопросы. Например, почему учебник назывался «Рассказы по истории СССР»?
    Однажды отец, вернувшись из рейса в Грецию, привез настенное украшение – бронзовый колокол с изображением афинского Парфенона. Нам нравилось дергать за цепочку и получать звонкое, протяжное: «Д-и-н-ь…д-и-н-ь»! Он и сейчас висит у нас на стене. Вот дергаю за цепочку…
    –Д-и-н-ь!… Голос детства. И… следующая строфа эпиграфа.
    «Лишь один зовет колокольчик,
    Словно спрашивает: «Ну, где же ты?»
    Словно хочет побыть со мною,
    А я рад бы, да не могу.
    От причала отходит судно –
    На него все мои надежды.
    Я слежу за его движеньем,
    Оставаясь на берегу».
    Прекрасные, загадочные символы: судно, колокольчик, – словно Душа рвется куда-то и томится в ожидании. «Ну, когда же? Когда?»
    Внутренний скептик вовсю захохотал.
    -Уважаемый, не хочется Вас называть карасем-идеалистом и прочими словами, коих Вы вполне заслуживаете за Ваше упрямство и, простите, глупость. Ну, подумайте сами. Первое. Вы НЕ СОСТАВЛЯЕТЕ образовательный стандарт – Вы его ВЫПОЛНЯЕТЕ. Так? Замечательно!
    Второе. При всем уважение к Вашей пылкости, горению, благим намерениям, Вы ограничены учебно-методическим комплектом. Учебник такой-то, глава такая-то, пособие такое-то. Понимаете?
    И плевать, что в древнем Киеве находили, в основном римские монеты и арабские дирхемы. И плевать, что летописи полны несуразицей. Написано в учебнике ВСЕМИ УВАЖАЕМОГО АВТОРА: «Киев – столица Древнерусского государства» – и быть посему. Вы можете сетовать, можете жаловаться, но повлиять на содержание…увы.
    Третье – это ЕГЭ. Тут, вообще, не сманеврируешь. Вам, батенька, за что государство деньги платит? Вот-вот. Еще раз. Ваша задача – дать готовый, разработанный материал. Качественно, творчески, интересно. Вот здесь, пожалуйста, любая Ваша самодеятельность. Дерзайте, творите…Ну, и, наконец, – голос скептика сделался почти сочувственным,
    – Наконец, родители. Да-да, любезный…Сами понимаете. Ведь многие полагают, что их чада почти Ключевские и Соловьевы, а тут бац! – низкий балл. И что Вы будете делать? В колокольчик трезвонить? Ох-хо-хо! Истина, книги, путешествия…
    Я представил себе его образ.
    Лысина, козлиная бородка, очёчки – все непременные атрибуты учености.
    – Ну, разве я неправ?
    Внимательные, колючие бусинки прокалывают меня сквозь очки, едва заметная снисходительная улыбка. «Уймись, дурак! Уймись!»
    Я молчу, и, поглаживая бородку, скептик выкладывает последний козырь.
    – Вот Вы любите исторические труды. А кто их пишет? Ученые-историки? Но они, все до единого – не очевидцы! Те самые кабинетные крысы. Вас самих раздражает масса мифов и лжи в этих, так называемых трудах. И ждать, что спустя столько лет в них вдруг откроется что-то другое – наивность! Да, уйдут старые путаники, лжецы, маразматики, но их место займут новые. Такие же. Почему? Да как Вы не поймете?! Потому что им тоже нужны: должности, диссертации, зарплаты.
    Да та же самая колбаса, в конце концов. И так было и будет всегда.
    Мысли начинаю закипать. «Надо успокоиться, успокоиться»,- бормочу себе, – «Но ведь спокойствие – душевная подлость, как писал Л.Толстой. Значит…(Снова тру макушку), значит вновь рвать, путаться, начинать и бросать… Так ведь уже не семнадцать.
    Упорная работа? Было. Преодоление страха и лени? Тоже было.
    Опять? Заново перелопатить огромный материал, схемы, графики, таблицы. Взять новое, узреть этот блеск исторической спирали, ее циклы, ее невидимые кольца. Отделить объективные законы Истории, от мусора, от накипи человеческих страстей. Но как? Раствориться в тумане древних летописей, понять их сакральный смысл? Нужно ДРУГОЕ сознание и потом – где их взять? А где найти все объясняющие артефакты? А ДНК-генеалогия поможет? Или опять перемудрим, а потом еще больше запутаемся? Вопросы, вопросы, вопросы… «Программа усложняется до тех пор, пока не превышает способности программиста», – вспомнилась чья-то ехидная фраза.
    Но ведь нельзя же мусолить одно и тоже набившее оскомину?
    Ведь как красиво! – «И бьёт крылами Матерь-Сва-Слава, и рассказывает потомкам…и преграждает дорогу врагам Руси, бросается на них, сияя огнем и светом…». Неужели выдумки?
    Надо что-то делать. И постараться успеть, потому как есть еще и Время».
    «Я то Вас прощу, – выговаривал один профессор, опоздавшему на лекцию и стыдливо извиняющемуся студенту истфака, – «Я то Вас прошу, но простит ли Вас История?»
    Простит ли меня История?
    «Навсегда расставаясь с морем,
    Наблюдаю почти бесстрастно,
    Словно, даже уже и это
    Не могло бы меня развлечь,
    Как невидимые пределы
    Разграничивают пространство
    И ничто этих черт запретных
    Не осмелится пересечь.
    Лишь корабль моих упований
    Нарушает сию границы,
    Тяжело поднимает крылья
    И, волнуясь идет во мглу.
    Я слежу за его движеньем,
    Но пустуют мои таблицы
    Ни о прошлом, ни о грядущем
    Ничего сказать не могу».
    Последняя строфа «Корабля…» выплыла и повисла в комнате.
    Сохранена орфография и пунктуация автора.
    Автор: Жутовский Вадим Евгеньевич, учитель, ОШ № 14

  3. Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной  работе.
    Вступление
    Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
    Выбор данной темы продиктован следую щими соображениями…
    Поразительный простор для мысли от крывает это короткое высказывание…
    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
    Я согласен с данным мнением…
    Я не разделяю подобную точку зрения…
    Нельзя не согласиться  с мнением …
    Поражает глубина мысли великого…
    Удивляет нестандартный подход к проблеме…
    Эта фраза заставляет задуматься над…
    Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
    Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
    Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
    Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…
    Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…
    Я не могу присоединиться к этому утверждению…
    Основная часть.
    Существует несколько подходов к данной проблеме…
    С незапамятных времен бытовало мнение…
    Посмотрим на проблему с другой стороны…
    Во-первых, … во-вторых, … в-третьих,…
    Рассмотрим несколько подходов…
    Например,…
    Проиллюстрируем это положение следующим примером …
    Для полемического эссе:
    С одной стороны, …
    С другой стороны,…
    Следует отметить…
    Необходимо заметить…
    Заключение
    Исходя из вышесказанного…
    Подводя итог размышлениям…
    Таким образом,…
    Подведем общий итог рассуждению…
    Итак,…
    Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…
    Вот почему я согласен с мнением…
    Резюмируя сказанное, следует отметить…
    Требования, предъявляемые к эссе
    1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
    2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
    3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
    4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
    Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
    6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
    Алгоритм написания эссе:
    Внимательно прочтите все темы   (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
    Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
    а)           интересна  вам;
    б)           вы в целом поняли смысл этого высказывания;
    в)           по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
    Определите главную мысль высказывания   (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
    Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
    Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
    Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).
    Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
    Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
    Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
    Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
    Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
    На что стоит обратить внимание при написании эссе.
    1.  Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике – существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
    2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
    3.  При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
    4.способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
    5.способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
    6.умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
    7.умение понимать аналитические подходы и модели;
    8.  готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.
    4.  Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
    Классификация эссе
    С точки зрения содержания эссе бывают:
    философскими,
    литературно-критическими,
    историческими,
    художественными,
    художественно-публицистическими,
    духовно-религиозными и др.
    По литературной форме эссе предстают в виде:
    рецензии,
    лирической миниатюры,
    заметки,
    странички из дневника,
    письма и др.
    Различают также эссе:
    описательные,
    повествовательные,
    рефлексивные,
    критические,
    аналитические и др.
    Признаки эссе
    Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:
    Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе – от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.
    Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
    Свободная композиция – важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом “Всё наоборот”.
    Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
    Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
    Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
    Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.
    Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.
    Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача – сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.
    Ошибки при написании эссе
    В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.
    Плохая проверка. Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит “брать на заметку”: “Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака”. “Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой”.
    Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей. Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.
    Многословие. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.
    Длинные фразы. Чем длиннее предложение, тем лучше – так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.
    Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S – менее 10 слов, M – менее 20 слов, L – 20 и более слов. Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв – M S M L M S. Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв – S S S M L L L.
    Не перегружайте эссе. При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.
    Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.
    Чего следует избегать при написании эссе:
    1. Непонимания сути заявленной темы.
    2. Отсутствия структурированности в изложении.
    3.  Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
    4.  Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
    5.  Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
    6. Слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
    7.  Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
    8. Повторов без необходимости.
    Материал представлен на основании публикации на сайте http://school-help.ru/index.php/katalog/12-raznoe/44-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-esse
    http://www. edu. ru/ – федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.
    http://www. rusolymp. ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
    http://ecsocman. edu. ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
    http://www. mospat. ru/index. html – официальный Web-сервер Московского патриархата.
    http://his.1september. ru/index. php – электронная версия газеты «История» – приложение к газете «Первое сентября».
    http://www. historia. ru/ – российский электронный журнал «Мир истории».
    http://www. shm. ru/ – на сайте Государственного исторического музея представлены материалы основной экспозиции, посвященной истории России, в том числе освещающие ее начальный период.
    http://hermitage. museum. ru/ – сайт одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа предлагает совершить виртуальную экскурсию по своим залам, в том числе увидеть экспонаты, иллюстрирующие начальный период мировой и российской истории.
    http://archaeology. kiev. ua/cultures/ – мультимедийный портал, содержащий всестороннюю информацию об археологических памятниках на территории Восточной Европы, материалы реконструкции этапов и характера русско-скандинавских связей.
    http://www. magister. msk. ru/library/history/history1.htm – сайт содержит основные материалы для изучения русской истории. Здесь можно найти следующие тексты: Н. М. Карамзин. История государства Российского; В. О. Ключевский. Курс русской истории; Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; С. М. Соловьев. История России с древнейших времен; В. Н. Татищев. История Российская; Митрополит Макарий. История Русской церкви; С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории.
    http://www. sib. net/n_russia/ – на сайте представлены материалы о скифах, населявших степную часть Евразии в греко-римскую эпоху: даты; имена; названия; описание жилищ, одежды, обычаев.
    http://oldslav. chat. ru – история расселения славянских земледельческих племен и их взаимоотношений с кочевыми племенами из Азии.
    http://paganism. ru/a-cloth. htm – история древнерусского костюма: верхней одежды, головных уборов, шейных гривн. Иллюстрации.
    http://lants. tellur. ru/history/danilevsky/ – лекции известного историка И. Н. Данилевского о происхождении восточных славян и формировании феодального государства (в том числе Киевская Русь, язычество, принятие христианства и др.).
    http://his.1september. ru/2002/23/1.htm – материалы из нового учебного пособия С. Н. Бледного, И. В. Лебедева «История России». Представлены отрывки из сочинений Геродота, Прокопия Кесарийского; фрагменты работ русских историков – Ключевского, Соловьева, Платонова.
    http://lants. tellur. ru/history/ – библиотека ссылок на информационные статьи и исторические материалы. Генеалогическое древо русских князей IX – XI вв., краткие биографии князей Рюриковичей, хронологическая таблица (IX – XVII вв.), карты Древней Руси. Несколько лекций из курса И. Н. Данилевского «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.)». Справочник по истории Руси и др.
    http://lib. userline. ru/689?secid=8324&num=1 – электронная версия «Повести временных лет».
    http://www. hrono. ru/libris/lib_p/index. html – электронная версия курса лекций по русской истории С. Ф. Платонова.
    http://www. hrono. ru/libris/lib_s/skr00.html – на сайте размещена электронная версия книги Р. Г. Скрынникова «Древнерусское государство».
    http://www. hrono. ru/dokum/pravda72.html – на сайте приведены два текста: «Русская правда» в краткой и пространной редакции.
    http://oldru. narod. ru/ – электронная библиотека: монография К. Егорова «Образование Киевской Руси», исторические источники, статьи. Коллекция карт. Библиография.
    http://www. magister. msk. ru/library/history/makary/makary. htm – полная электронная версия многотомного труда митрополита Макария «История Русской церкви», написанная им в 1866 – 1883 гг. (охватывает период с Х по XVIII в.).
    http://his.1september. ru/2001/42/no42_01.htm – отечественные историки об эпохе Ивана Грозного.
    http://ou. tsu. ru/hischool/his_JuF/ – основные этапы истории формирования русского государства в XIV – XVII вв. Таблицы, схемы, словарь.
    http://klio. webservis. ru/lec7_1.htm – конспект лекции по истории правления Ивана Грозного. Становление самодержавного строя в России. Фрагменты воспоминаний современников, а также оценки этого периода в работах русских историков. Словарные гиперссылки по личностям, терминам и пр.
    http://www. hrono. ru/libris/lib_s/skrynn00.html – на сайте размещена электронная версия книги Р. Г.Скрынникова «Третий Рим», посвященной истории России XV – XVI вв.
    http://kursy. rsuh. ru/istoria/moskva/moskva. asp – сайт, посвященный истории Москвы. На сайте представлена информация по истории города XVII в.
    http://old-rus. narod. ru/paper. html – в этом разделе сайта расположены статьи и исследования, в которых рассматриваются различные периоды русской истории и древнерусской литературы, в том числе посвященные Смутному времени.
    http://sscadm. nsu. ru/deps/hum/readerhist10/smuta. html – электронная версия хрестоматии по истории России (10 класс). Смутное время в России начала XVII в. глазами современников.
    http://www. moscowkremlin. ru/romanovs. html – виртуальная экскурсия, рассказывающая о династии Романовых. Хронология. Персоналии, современники, важнейшие события, регалии и личные вещи. Коллекция изображений и фотографий. Создана на основе CD-ROMа «Династия Романовых» компании «Коминфо».
    http://www. hronos. km. ru/1700ru_lit. html – хронологическая таблица основных культурных событий России в XVIIIв.
    http://grandwar. kulichki. net/books/dubov01.html – война России с Францией, поход Суворова в Италию, политика России в Европе. Карта Европы в 1799 г.
    http://rels. obninsk. com/Rels/Limited/Nsub/ml/9801/hist-1.htm – Екатерина II: Жалованная грамота городам 1785 г.
    http://lichm. narod. ru/Part4/411.htm – эпоха петровских преобразований.
    http://syw-cwg. narod. ru/ – Семилетняя война.
    http://fstanitsa. ru/gla_pugachev. shtml – биография Емельяна Пугачева – руководителя крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Иллюстрации (репродукции картин).
    http://his.1september. ru/2000/no09.htm – рассказы из русской истории XVIII в. Фрагменты из книги занимательных рассказов. Материал для уроков в 6 – 9 классах. Тексты о событиях XVIII в.: преобразования Петра I, дворцовые перевороты и т. д.
    http://dinastya. narod. ru/ – правление Александра III (1881 – 1894 гг.): приход к власти, внутренняя и внешняя политика, русское национальное строительство, царь-миротворец.
    http://www. fictionbook. ru/author/lyashenko_leonid_mihayilovich/aleksandr_ii_ili_istoriya_trehodinochestv/lyashenko_aleksandr_ii_ili_istoriya_treh_odinochestv. html  – книга Л. М. Ляшенко «Александр II», всестороннее описание жизни человека, занимающего исключительное место в ряду российских самодержцев.
    http://old-map. narod. ru/all-17.html – карта России и племена, ее населяющие (1866).
    http://www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/russia. htm – библиотека электронных ресурсов МГУ.
    http://www. nsu. ru/vk/info/d_205.htm#Heading – на сайте в лекционной форме представлен материал «Военная реформа 60 – 70-х гг. XIX в.».
    http://www. hist. msu. ru/ER/Etext/feb1861.htm – Манифест 19 февраля 1861 г.
    http://dinastya. narod. ru/ – сайт, посвященный личности Александра III. На сайте представлены материалы монографии Н. Д. Тальберга «Александр III».
    http://hronos. km. ru/biograf/alexand3.html – проект «Хронос», где представлена биография Александра III. Здесь же можно познакомиться с письмами К. П. Победоносцева к Александру I.
    http://www. arthistory. ru/peredvizh. htm – сайт, посвященный истории изобразительного искусства. На этой странице содержатся сведения о русских художниках-передвижниках.
    http://rusart. nm. ru/ – сайт, посвященный художникам-передвижникам.
    http://www. altai. fio. ru/projects/group3/potok69/site/moguchaya. htm – на сайте рассказывается о творчестве музыкантов, входивших в состав Могучей кучки.
    http://www. encspb. ru/ – сайт «Энциклопедия Санкт-Петербурга» рассказывает об архитектурных стилях, используемых архитекторами города, в том числе и о стилях второй половины XIX в.
    http://www. alhimik. ru/great/mendel. html – сайт «Великие химики» рассказывает о выдающемся открытии Д. А. Менделеева. Здесь также представлена биография великого химика.
    http://www. gramma. ru; http://www. krugosvet. ru – на этих сайтах можно найти интересный материал об эссе.
    «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
    (В.О. Ключевский)
    На первый взгляд может показаться, что не мог выдающийся русский историк В. О. Ключевский сказать, что история ничему не учит. По-моему, Ключевский хотел подчеркнуть, что если мы не знаем истории, то за это будем наказаны в жизни. И я с ним согласна.
    История – одна из древнейших наук. Она возникла с появлением человека на земле. Изучая историю, мы рассматриваем путь человечества на протяжении тысячелетий, т.е. мы изучаем исторический процесс. Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
    За историей кроются события; те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. И каждое историческое событие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснение этих черт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие. Кроме того, каждое историческое событие имеет важное значение.
    Необходимо изучать исторические события, чтобы извлечь правильный урок. Конечно, история никогда не повторяется дважды. Ведь социальные науки отличаются от естественных, где какое-то физическое явление можно воспроизвести какое угодно количество раз. Но и в истории присутствуют свои закономерности. Зная их, легче прогнозировать современное социальное развитие, предотвратить беду. Говорят французский король Людовик XUI перед казнью читал книгу об английском короле Карле I, которого тоже казнили революционеры. А прочитай он книгу раньше, может и не совершил бы ошибок, которые спровоцировали революцию во Франции.
    Мне хотелось бы привести примеры из истории России. Наполеон Бонапарт вторгся на территорию России с целью ее захвата. И ему даже казалось, что со взятием Москвы, Россия окажется в его руках. И как позорен был его побег из России! В своих воспоминаниях он предостерегал других о том, что не стоит воевать с Россией. Но честолюбивый фашистский лидер Адольф Гитлер решил вновь идти на Россию. Чем это закончилось?! Разгромом гитлеровской Германии в Берлине. Вот оно – наказание за незнание истории, неумение делать соответствующие выводов. В обычной жизни происходит то же самое.
    Итак, можно сделать выводы, что история не прощает ее незнания.
    “Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы” (Г.Гегель).
    В чем заключается историческое развитие? В чем сущность общественного прогресса? Эти вопросы волновали человечество с давних пор и продолжают волновать по сей день. Свой ответ на них дает Георг Вильгельм Фридрих Гегель, – немецкий философ, один из основателей немецкой классической философии и философии романтизма. Он считает, что весь ход истории  – это движение к признанию и защите прав и свобод личности, и это движение – прогресс. И я полностью согласна с этой точкой зрения.
    Если оглянуться на историю, то такое движение становится очевидным. Античность с  ее республиканскими институтами, культом свободного гражданина,  имела в своей основе рабство. Средние века “распределили” свободу более равномерно: разница междуфеодалом и зависимым крестьянином была велика, но несравнима с разницей между господином и рабом, также следует помнить, что в Средние века путь из одного сословия в другое был труден, но открыт (маленький пример: министр Филиппа Красивого, Ногаре, был выходцем из торговцев). Помимо этого существовали вольные города, и цехи, и коммуны, автономные университеты, а королевская власть уже в зрелом средневековье была ограничена народными представительствами. Да, личность была зажата в рамках своей корпорации, но в этих рамках она получала и определенную свободу, а ведь свобода человека всегда ограничена в каких – то рамках, вопрос лишь в каких. Рамки Средневековья расширило новое время. Идет разрушение сословной системы, приходит конец духовному диктату церкви, продолжается ограничение, а в некоторых странах ип роисходит свержение королевской власти, расширение прав и свобод граждан. И, наконец, в наши дни человек становится во главу угла.
    Можно подумать. что этот процесс идет лишь в Европе, но на самом деле такие изменения характерны для всего мира: в большинстве стран сегодня – республиканский строй, во многих мусульманских государствах женщины с успехом борются за свои права.
    А вопрос, является ли свобода личности, возможности ее выбора своего пути, борьбы за свое счастье прогрессом, не нуждается в доказательстве. Это – как аксиомы геометрии, на которых покоятся все теоремы. Хотя свобода личности, как и все в этом мире, имеет и свои обратные стороны. Зажатый в рамках своей группы, человек одновременно всегда имел защиту и поддержку. Обретя большую свободу, он одновременно обрел ее частого спутника – одиночество.
    Таким образом, я пришла к выводу, что история человечества –  это развитие, которое заключается в движении к свободе.
    «Нация – это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер».   (О. Пауэр)
    Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Постараемся ответить на вопрос, что значит нация, и какие этому понятию определения дает наука. Нация – наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного времени в результате соединения и переплетения различных племен и народностей. Среди свойств нации можно выделит общность территории проживания, национальную экономику, самоуправление, особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации.
    Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Сплоченности нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый путь.
    Я согласна с высказыванием автора и хотела бы привести в пример базовые ценности российской культуры. В России, в отличие от Запада, природа не давала человеку надежды на то, что ее когда-то удастся «приручить» и «одомашнить». Природа приучила человека к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать скоро и споро. Ни один народ в Европе не способен был к такому напряжению труда на короткое время как русские.
    Кажется, не найти было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в России. До сих пор русские люди надеяться на «авось», откладывают на завтра.
    Или взять другой народ – японцев. Положение после Второй мировой войны заставило их отказаться от выходных дней, чтобы поднять «на ноги» свою экономику. Сегодня у них в этом нет необходимости, но трудолюбие у них в крови. Интересно проследить, как историческая судьба может разделить единый народ. Южные славяне в средние века оказались в разных исторических условиях. Хорватия, вошедшая в Германскую империю, испытала влияние западной цивилизации, боснийцы омусульманились, войдя в состав Турецкой империи. Теперь это разные народы, хотя они имеют общее происхождение и язык. Так и различия между Западной и Восточной Украиной объясняются различием их исторических судеб.
    Список примеров можно было бы продолжить, останавливаясь подробно на каждый нации. Однако считаем, что все они лишь будут подтверждать правоту высказывания.

  4. Эссе на тему:М. В. Ломоносов как историк.
    В своем эссе я хочу рассказать о Ломоносове. Мне всегда казалось удивительным, что человек, родившийся на окраине империи в далеком XVIII веке, смог столько совершить на благо Отечества и его наследие актуально до сих пор. Михаил Васильевич очень много занимался вопросами истории, понимая важность и значимость исторической науки. Великой битвой можно назвать противостояние Ломоносову немецкой исторической школы в научном мире России. Я считаю, что диспут вокруг «норманнской теории» имеет политические корни. До Ломоносова, связной истории России, как цельной работы не существовало.Поэтому, мне хотелось быпроанализировать вклад М.В. Ломоносова в Российскую историческую науку и влияние его на историческую науку вообще.
    Основные исторические труды Ломоносова – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года…» (1766); «Краткой Российской летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (это сочинение почти дословно включил Вольтер в свою книгу «История Российской империи при Петре Великом» (1761). Описание исторических событий и их оценка содержатся также во многих других произведениях Ломоносова.
    Самый большой труд Михаила Васильевича по истории — «Древняя Российская история». Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи и делает вывод: Россия ещё в незапамятные времена была развита ничуть не меньше «классической» Европы. Первый том, «Древняя Российская история», доведённый до Ярослава Мудрого, был завершён в 1758 году, но вышел только после смерти учёного, как и второй. От остальных томов остались только наброски, о которых даёт представление «Краткий российский летописец», написанный в 1760 году совместно с А. Богдановым и долго игравший роль главного учебного пособия по истории, что тоже, несомненно, является, огромным вкладом Ломоносова в историческую науку. Исторические произведения Ломоносова – это исследования, основанные на различных источниках.Так же чрезвычайно важным, Ломоносов, считал задачу создания национальных кадров историков.
    Исторические открытия Ломоносова, касающиеся Древней Руси, не были своевременно и в должной мере поняты и оценены большинством последующих историков.Считалось, что он необъективно и слишком предвзято, прорусски, изучает и описывает историю. Однако последние исторические и археологические исследования подтвердили практически все то, о чем писал Ломоносов в XVIII веке, например, в монографии современного историка В.В. Фомина «Ломоносов: Гений русской истории». Профессор В.В. Фомин обстоятельно, с привлечением самого широкого круга источников – исторических, археологических, лингвистических, антропологических, показал, что почти все идеи, высказанные Ломоносовым в XVIII веке в отношении русской и мировой истории, соответствуют уровню современной науки, например, что Ломоносов прав, выводя варяжскую Русь с берегов Южной Балтии.
    Список литературы
    Абрамзон Т. В. «Ломоносовский текст» русской культуры: Избранные страницы. — М.: ОГИ, 2011. — 240 с.
    Бояринцев В.И., Великий М. В. Ломоносов: так начиналась русская наука. М., 2011. – 415 с.
    Гусева Н. Ю.. М. В. Ломоносов и елизаветинское время. СПб., 2011. — 596 с.
    Ломоносов: Гений русской истории.ФоминВ. В., Институт российской истории РАН. — М.: Русская панорама, 2006. — 464 с.
    Слово о Ломоносове / Cост. и отв. ред. ФоминВ. В.. — М.: Русская панорама, 2012. — 576 с.

  5. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    как решать 27^2/3-0,15?
    Каков состав ядра изотопа цезия 134 55 Cs
    получить глицил-валин из глицина, ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!
    Создать слова из слова “стройка”
    Число 12 разложить на два слагаемых,что бы их произведение было наибольшим.
    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! Завтра экзамен, а я не могу найти ответ на вопрос: Основные закономерности явлений наследственности
    В параллограмме ABCD на стороне BC отмечена точка K так, что BK=AB. Найдите угол BCD, если угол KAD=20
    ПОМГИЕ РЕШИТЬ СРОЧНО!!! прибыль предпринимателя 1млн. р при капиталовложениях равных тоже 1млн.р. . Кроме того ему предлагают за аренду его помещения 700 тыс.р. Банковский процент 40%.Выгоден ли его бизнес ?
    напишите реакции фенола с натрием и гидроксидом натрия, химия плиизз:)

  6. Содержание
    Коллектив или рабочая группа
    Коммуникационная структура и роли внутри группы
    Стадии развития коллектива
    Групповые роли
    Социально-психологический климат
    Тест: Факторы, влияющие на формирование положительной групповой мотивации
    Тест: Уровень благоприятности психологического климата
    Эффективность рабочей группы
    Мотивация достижения успеха и избегания неудачи
    Конфликты в группе
    Коллектив или рабочая группа
    Наш отдел –  финансовое управление – состоит из 5-ти человек, что является оптимальным с социологической точки зрения.
    Отдел по своей сути относится, скорее всего, к рабочей команде, т.к. в наличие все ее характеристики. Члены нашей команды:
    стремятся к достижению общей цели,
    решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей,
    постоянно взаимодействуют и координируют свои усилия.
    имеет место высокая частота взаимодействия членов команды;
    достаточно продолжительный срок “жизни”.
    Уровню коллектива отдел еще не соответствует, т.к. отношения в отделе для каждого из нас не столь значимы, и активными их назвать трудно. Хотя, конечно, отдел является целостной системой, где имеется распределение функций, структура руководства и управления. Также, работая в отделе, каждый из нас развивается и растет профессионально.
    Каждый из сотрудников вносит отдельный вклад в общий результат согласно своим функциям, ведет отдельный участок финансового учета по холдингу и данная работа не имеет какой-либо взаимозависимости. Поэтому в нашем случае создание высоко развитого коллектива не очень важно. Но т.к. местоположение у нас такого, что мы находимся в одном помещении, каждый из нас вносит свой вклад в эмоциональную сферу рабочей команды, что очень существенно. У всех нас есть профессиональный интерес к своей работе, что тем самым, стимулирует держаться за свое место и не создавать конфронтацию. Проблема противоречия между индивидуальными интересами сотрудников и групповыми, насколько мне известно, отсутствует.
    Если понаблюдать за нашими совместными беседами, в которых принимают участие все сотрудники, то это обычно «перетягивание одеяла на себя». Никто в отделе, включая финансового директора, не является лидером, и никто ни имеет особого влияния не коллективное мнение. Но никто и не претендует на роль лидера. Сотрудники ведут себя откровенно и открыто, свободно высказывая свое мнение и внимательны к мнениям других. Я бы даже сказала, что во время нерабочих моментов, люди пытаются отомстить директору за то, что в рабочей сфере им приходится полностью подчиняться его решениям. Но при этом, никаких негативных последствий или репрессий это за собой не несет. Поэтому, вылив свой негатив в нерабочей обстановке, работа в отделе потом продолжается слаженно и позитивно.
    Что касается рабочих собраний и совещаний, то тут присутствует абсолютная диктатура финансового директора. Сотрудники, конечно, высказывают свои предложения открыто и честно, т.к. этому никто не препятствует, но после всех обсуждений директор притворяет в жизнь свое решение, принятое еще до совещания. Хотя, если внесенное предложение имеет сильную аргументацию, то оно будет принято.
    Если финансовому директору нужна помощь в принятии решения по какому-либо отдельно взятому вопросу, то проводить совещание он не будет, а обратиться непосредственно к должностному лицу, выполняющему эту работу, и решит вопрос «тет-а-тет».
    Коммуникационная структура и роли внутри группы
    Структура нашего финансового управления относится к фронтальной структуре каналов коммуникаций. Мы все находимся в одном помещении, можем вступать в прямые контакты, видим друг друга. При этом присутствует руководитель, координирующий нашу работу. Т.о. параллельно непосредственно с самой работой, имеется и эмоционально-психологический фон, который иногда способствует какой-либо деятельности, а иногда препятствует ей.
    Если рассматривать структуру всего холдинга, то это, конечно, иерархическая структура каналов коммуникаций, какая принята в большинстве копаний, занимающихся коммерческой деятельностью. Сотрудник – простой специалист – не может напрямую обратится к генеральному директору, а только к своему непосредственному руководителю. Межличностное общение между всеми сотрудниками холдинга ограничено и возникает только по необходимости, либо при наличии личной дружбы.
    Что качается коммуникационных ролей, то, как финансовое управление, каждый из наших сотрудников выполняет роль сторожа. Каждый собирает информацию на вверенном ему участке холдинга, фильтрует и агрегирует ее. И уже в обработанном виде она поступает финансовому директору и при необходимости другим линейным руководителям.
    В мои обязанности входит общение с финансовыми работниками предприятий, которыми владеет наш холдинг. Причем я завязана сразу на несколько человек каждой из «дочек», и получаю информацию я как для своего отдела, так и для других, например для бухгалтерии. Т.о. я выполняю роль связного.
    Частично я осуществляю и роль «лидер мнения», т.к. во-первых, работаю в отделе достаточно долго, и, во-вторых, занимаю должность заместителя директора, и все приходящих новые сотрудники изначально получают информацию от меня. Я передаю им рабочую информацию, сильные и слабые стороны данного участка, и вместе с этим и личное восприятие ситуации.
    Роль космополита отведена финансовому директору. Он имеет большое количество внешних связей, как внутри холдинга, причем на разных уровнях иерархии, так и за его пределами – контрагенты, банки, государственные органы.
    Стадии развития коллектива
    Наш отдел был образован за короткий промежуток времени. Правда, изначально в нем работало только 3 человека. Одному человеку, теперь финансовому директору, было предложено собрать команду и начать осуществлять финансовый контроль на высоком профессиональном уровне. До этого в холдинге отслеживалось только движение денег. Я начала работать в команде одна из первых.
    Изначально это была стадия формирования. Т.к. до этого мы все не были знакомы, то, конечно, первое время присматривались друг к другу и отношения были абсолютно формальными. Не было ничего негативного, но и ничего позитивного. Отсутствовала критика руководства, сплетни, личные обиды, но отсутствовали также дружеские привязанности и человеческая теплота между сотрудниками. С точки зрения работы, люди выполняли поставленные им задачи безынициативно, но четко и вовремя. Творческой и воодушевляющей коллективной работы фактически не было. Я бы сказала, что тогда люди больше слушали и интересовались друг другом, при этом глубоко спрятав свои собственные идеи и мнения. Руководитель на первой стадии, действительно, был лидером команды, от которого сотрудники ждали распоряжений, выдвижения целей и разработки методов в достижении поставленных задач.
    После этого началась стадия противостояния. Люди уже достаточно изучили друг друга, и стали более открыто и свободно высказывать свои мысли. Причем у всех за плечами имелся опыт работы в других организациях, поэтому каждый предлагал свою методику работы и считал ее оптимальной. В команде начались трения и конкуренция за обладание более высоким статусом. Появились попытки покушения на власть руководителя. К сожалению, он воспринял такое поведение участников группы как неприятие к себе, достаточная самостоятельность сотрудникам предоставлена не была, а просто сохранил за собой положение руководителя-лидера, в следствие чего, один человек был уволен. С эмоциональной стороны группировки и кланы не образовывались из-за малой численности отдела.
    Несмотря на все трудности второго этапа, в итоге все нормализовалось. У сотрудников отдела возникло ощущение общности и единства. Противоборствующие силы пришли в состояние равновесия, началось сотрудничество. Только теперь появились реальные действия в работе в рамках, установленными руководителем, сформировалась культура команды.
    После отдел вступил в стадию зрелости. Результаты работы отдела стали оцениваться выше стоящем руководством и другими подразделениями холдинга.
    И стало понятно, что каждый из нас несет на себе часть ответственности за это. Появился азарт в работе и плодотворная активность. Появились первые достижения и результаты.
    С повышением качества работы начали расширяться и возможности для внедрения новшеств, у команды появился авторитет на уровне холдинге. Возникло чувство гордости за отдел, быть членом которого приятно, и сотрудники начали получать удовольствие просто от самого факта принадлежности к нему.
    Теперь руководитель следит, чтобы в общей деятельности участвовал каждый член группы, никто бы не оставался в стороне. А также положительно или отрицательно оценивает результаты работы каждого сотрудника.
    Отдел хорошо функционирует по сей день, и стадию расформирования мы еще не пережили.
    Групповые роли
    Согласно проведенному тестированию в нашем отделе имеются следующее групповые элементы:  завершитель, исследователь ресурсов, организатор группы, организатор работы (я), формирователь (руководитель).
    №РольФункцииСвойстваТипНуждается
    2.
    Формирователь
    Лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое
    Динамичный, решительный, напористый
    Доминирующий экстраверт
    в компетентной, умелой группе
    5.
    Организатор работы
    Преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения
    Организатор, волевой, решительный
    Волевой тип личности
    в предложениях и идеях группы
    6.
    Организатор группы
    Способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы
    Чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность
    Эмпативный и коммуникативный тип личности
    в постоянном контакте со всеми членами группы
    7.
    Исследователь ресурсов
    Связующее звено с внешней средой
    Общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный
    “Напористый экстраверт”
    в свободе действий
    8.
    Завершитель
    Побуждает группу все делать вовремя и до конца
    Профессиональная педантичность, обязательность ответственность
    Педантичный тип личности
    в групповой ответственности, обязательности
    Руководитель нашего отдела осуществляет роль формирователя, которая имеет вторую степень важности и первой по сути  в работе команды. Данная роль принадлежит лидеру, что соответствует статусу данного человека.
    Планируя работу, он распределяет ее между сотрудниками, тем самым, объединяя нас в команду, выполняющую одну работу и работающую на единый результат. Он, действительно, обладает свойствами такими, как динамичность и напористость. И мы – его сотрудники, являемся для него компетентными людьми для осуществления его идей.
    Я являюсь заместителем и осуществляю роль организатора работы. В моем перечне эта вторая роль, и что также соответствует моему статусу.
    Моя основная роль в данной рабочей команде переносить идеи руководителя «что?» в плоскость «как?». Т.е. я структурирую задания руководителя, нахожу методы их выполнения и контролирую процесс их выполнения. Я обладаю достаточно волевым и решительным характером, и у меня хорошие организаторские способности.
    Другие сотрудники выполняют роли организатора группы, исследователя ресурсов и завершителя рабочего процесса.
    У нас присутствует общительный и увлекающийся сотрудник, обладающий свободолюбивым и любознательным характером. Ее психологические особенности отражаются и на процессе работы – постоянный сбор информации и коммуникации с другими подразделениями. Также имеется очень дипломатичный и чувствительный сотрудник, что выражается в улаживании разногласий в команде и зачастую выполнении чужой работы. И завершитель – очень педантичный, ответственный и обязательный сотрудник, который в возникающих вопросах и проблемах пытается добраться до самой сути, очень скрупулезен, и доводит дела до абсолютной точности.
    На мой взгляд, сложившиеся роли в отделе хорошо дополняют друг друга. И факт, что первые лица отдела занимают и первые ролевые позиции, тоже является положительным моментом. Такое распределение ролей сложилось само по себе и соответствует организационной структуре.
    Единственное, что иногда происходит обмен ролями, и кто был организатором работы становится завершителем, а кто был завершителем – становится исследователем ресурсов. Сотрудники соответствуют своим ролям примерно на 70-80%. Т.е. абсолютные типажи отсутствуют, а люди имеют лишь предрасположенность к какой-либо роли, которая подходит им по складу ума и характера.
    Но имеется в нашей команде и одна проблема. 4 из 5 сотрудников на предыдущих местах работы занимали очень значимые если не должности, то статусы. Таким образом, четверо сотрудников не прочь стать руководителем данного подразделения. И если занять это место достаточно трудно, т.к. финансовый директор вполне справляется со своими обязанностями и им довольно высшее руководство, то хотя бы иметь весомое положение в рабочем процессе. Т.е. каждый раз, когда принимается решение, отличное от его личного мнения или важное задание отдается другому сотруднику, возникают напряженные моменты или ролевой конфликт.
    Единственное, что спасает ситуацию, это соответствие профессионализма сотрудников их должностям. Т.е. переборов внутри себя конфликт, человек понимает, что выше стоящее должностное лицо имеет более широкий опыт и его вариант, скорее всего, окажется лучшим. К тому же финансовый директор является и лидером нашей рабочей команды, он обладает достаточно высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересованностью в достижении хороших результатов и информированностью о делах отдела.
    Стиль нашего финансового директора это лидер-боец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Его преимущество – это активность, инициативность, энергичность. Его недостатки – неумение слушать и слышать других, упрямство. А также неумение поощрять и критиковать – как вышло, так вышло, значит, так тому и быть.
    Компоненты его лидерства – это деловой и информационный лидер.
    В моменты отсутствия финансового директора я становлюсь руководителем отдела. Мой стиль руководства это лидер-организатор. Рабочий процесс полностью поглощает меня, я очень чутко воспринимаю возникающие проблемы, но при этом не теряюсь, а действую оптимистично и уверенно. С подчиненными предпочитаю метод «кнута и пряника», т.к. люди должны понимать, когда они делают что-то не так, но необходимо и поощрение хороших результатов. В тоже время уважительно общаюсь со всеми, не задевая чужого достоинства.
    Компоненты моего лидерства те же – это деловой и информационный лидер. Эмоциональная сторона в нашей команде обделена вниманием.
    Социально-психологический климат
    Тест: Факторы, влияющие на формирование положительной групповой мотивации
    Преобладающие факторыБалльная оценкаПреобладающие факторы
    1. Высокий уровень сплоченности группы
    7 6 5 4 3 2 1
    1. Низкий уровень групповой сплоченности
    2. Высокая активность членов группы
    7 6 5 4 3 2 1
    2. Низкая активность членов группы
    3. Нормальные межличностные отношения в группе
    7 6 5 4 3 2 1
    3. Плохие межличностные отношения в группе
    4. Отсутствие конфликтных отношений в группе
    7 6 5 4 3 2 1
    4. Наличие конфликтов в группе
    5. Высокий уровень групповой совместимости
    7 6 5 4 3 2 1
    5. Низкий уровень групповой совместимости
    6. Принятие организационных целей как личностнозначимых
    7 6 5 4 3 2 1
    6. Принудительное принятие организационных целей
    7. Признание авторитета руководителя
    7 6 5 4 3 2 1
    7. Члены группы не принимают авторитета руководителя
    8. Уважение к компетентности руководителя.
    7 6 5 4 3 2 1
    8. Члены группы не отдают должного внимания компетентности руководителя
    9. Признание лидерских качеств руководителя
    7 6 5 4 3 2 1
    9. Члены группы не считаются с лидерскими качествами руководителя
    10. Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем
    7 6 5 4 3 2 1
    10. Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем
    11. Участие в принятии коллективных решений членами группы
    7 6 5 4 3 2 1
    11. Отсутствие участия членов группы в принятии решений
    12. Имеются условия для выражения творческого потенциала работников
    7 6 5 4 3 2 1
    12. Отсутствуют возможности выразить творческий потенциал членам группы
    13. Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу
    7 6 5 4 3 2 1
    13. Отсутствие стремления у членов группы принимать ответственность за выполняемую работу
    14. Хороший психологический климат в группе
    7 6 5 4 3 2 1
    14. Плохой психологический климат в группе
    15. Высокий уровень контроля за своим поведением каждым членом группы
    7 6 5 4 3 2 1
    15. Низкий уровень контроля за своим поведением каждым членом группы
    16. Наличие активной жизненной позиции у членов группы
    7 6 5 4 3 2 1
    16. Наличие пассивной жизненной позиции у членов группы
    17. Стремление к творчеству у членов группы
    7 6 5 4 3 2 1
    17. Отсутствие стремления к творчеству у членов группы
    18. Высокая степень согласованности действий у членов группы
    7 6 5 4 3 2 1
    18. Малая степень согласованности действий у членов группы
    19. Наличие общегрупповых ценностей
    7 6 5 4 3 2 1
    19. Отсутствие общегрупповых ценностей
    20. Стремление группы к коллективной деятельности
    7 6 5 4 3 2 1
    20. Стремление членов группы работать индивидуально
    21. Отсутствие стрессов у членов группы в процессе совместной деятельности
    7 6 5 4 3 2 1
    21. Наличие стрессов у членов группы в процессе совместной деятельности
    22. Положительное отношение руководителя к членам группы
    7 6 5 4 3 2 1
    22. Отрицательное отношение руководителя к членам группы
    23. Положительное отношение членов группы к своему руководителю
    7 6 5 4 3 2 1
    23. Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю
    24. Наличие нравственных моментов в отношениях между членами группы
    7 6 5 4 3 2 1
    24. Отсутствие нравственных моментов в отношениях между членами группы
    25. Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы
    7 6 5 4 3 2 1
    25. Отсутствие самостоятельности в решении поставленных задач у членов группы
    Оценка результатов:
    48 баллов группа отрицательно мотивирована
    74 баллов группа почти не имеет положительной мотивации
    125 баллов группа недостаточно мотивирована на положительные результаты в деятельности
    151 баллов группа в достаточной степени ориентирована на успех в выполнении поставленных задач
    175 баллов группа положительно мотивирована
    Тест: Уровень благоприятности психологического климата
    1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
    +3+2+1 0-1-2-3
    Преобладает подавленное настроение
    2. Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
    +3+2+1 0-1-2-3
    Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
    3. Членам коллектива нравится быть вместе
    +3+2+1 0-1-2-3
    Члены коллектива выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
    4. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание
    +3+2+1 0-1-2-3
    Успехи вызывают зависть, неудачи – злорадство
    5. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга
    +3+2+1 0-1-2-3
    Каждый нетерпим к мнению товарищей
    6. Один за всех и все – за одного
    +3+2+1 0-1-2-3
    Каждый сам за себя
    7. Чувство гордости за каждого члена коллектива
    +3+2+1 0-1-2-3
    Равнодушны друг к другу, к успехам и неудачам
    8. Каждый активен, полон энергии
    +3+2+1 0-1-2-3
    Коллектив невозможно поднять на совместное дело
    9. Совместные дела всех увлекают
    +3+2+1 0-1-2-3
    Коллектив распадается на привилегированных и отверженных
    10. В коллективе справедливо относятся друг к другу
    +3+2+1 0-1-2-3
    Оценка результатов:
    Результат = 0, т.е. явного комфорта или дискомфорта не наблюдается.
    Проанализировав ситуацию, можно отметить, что люди по-человечески хорошо настроены друг к другу, но профессиональные вопросы привносят в отношения соперничество и дискомфорт.
    Внутренние параметры СП-климата нашей финансовой службы:
    больше авторитарный, чем демократичный
    личностный, в силу малого количества
    высокая степень личной независимости
    отношения доброжелательные, есть взаимопонимание и поддержка (если требуется помощь, то она придет, причем с разных сторон)
    низкая терпимость к чужому мнению (личное мнение отстаивается до конца)
    от рядовых сотрудников больше ожидается поведение типа “не высовываться”, “не брать на себя больше, чем необходимо”
    есть система поощрения по качеству работы и результатам, цениться индивидуальный вклад
    Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что наша команда больше рабочая, чем дружеская. Что вполне нормально, ведь нас собрали для того, чтобы мы осуществляли определенные функции и приносили определенные результаты.
    Внешние параметры СП-климата нашей финансовой службы:
    в холдинге хорошие условия труда, красивая и уютная обстановка в офисе; личностная привязанность и сплоченность у «старого» коллектива высокая, у «нового» низкая (как мне кажется, в силу отсутствия корпоративных праздников ввиду мирового кризиса)
    в отделе домашние проблемы «приносятся» на работу, и даже если человек ничего не говорит, то всегда видно наличие серьезных проблем; небольшие проблемы все-таки «оставляются» дома (отвлекающим фактором является возможность переключится на другие дела)
    личностное настроение сотрудников изменчивое, но критические моменты возникают редко (в силу высокой личной независимости характера работы)
    Эффективность рабочей группы
    Именно повышение эффективности работы группы является конечной целью изучения социологии. Итак, основные моменты, оказывающие влияние на нашу рабочую группу:
    командное вознаграждение (материальное): чем дольше и эффективнее сотрудник работает в холдинге, тем выше у него зарплата и растет его профессиональный статус. Регулярных премий нет, но в холдинге есть примеры быстрого роста по карьерной лестнице, что воодушевляет других на плодотворную работу.
    способные и квалифицированные сотрудники: как уже отмечалось выше, на предыдущих местах работы большинство наших сотрудников обладали высоким статусом или должностью, а значит, являются высокими профессионалами. Все они активны и любознательны, энергичны, но разумны. В их руках дело спориться и они ищут новые возможности для себя.
    четкое осознание выполняемых функций: в команде работают сотрудники высокой квалификации, умеющие действовать самостоятельно, не дожидаясь приказов сверху. Имеет место даже частичное проникновение на чужой участок работы.
    наличие ясной и мотивирующей цели: т.к. отдел создан относительно недавно, то цель у нас одна – занять авторитетное место в холдинге, расширить свое влияние. Вся рабочая команда знает это и прилагает много усилий для достижения этой цели. Каждый ясно представляет себе, к каким результатам надо стремиться, принимает и разделяет цели команды.
    совершенствование методов работы: соперничество, являющееся характерной чертой нашей команды, стимулирует сотрудников на поиск новых знаний, идей, перспективных методов работы. Руководитель поддерживает разумные идеи и поддерживает их внедрение в рабочий процесс при условии, что они согласуются с проводимой им основной линией.
    отношения внутри коллектива: в отделе присутствует хороший психологический климат, но как показывают тесты, до комфорта еще далеко.
    В этом перечне отсутствуют поддерживающее окружение и нормы и стандарты группы. В первом случае, причиной является то, что отдел только завоевывает свой авторитет, и менеджмент холдинга присматривается к нам и не демонстрирует явно веру в способности членов команды и, к сожалению, не оказывает должной помощь, хотя у отдела уже есть хорошие результаты. Во втором случае, отсутствие стандартов определено независимым характером работы у каждого из нас.
    Мотивация достижения успеха и избегания неудачи
    Проведя тестирование у 5-ти наших сотрудников, я получила следующие результаты:
    Диагностика мотивации достижения успеха: 4 – умеренно высокий уровень мотивации, 1 – слишком высокий уровень мотивации.
    Диагностика мотивации избегания неудачи: 1 – низкая мотивация к избеганию неудач, 3 – средний уровень мотивации к избеганию неудач, 1 – слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
    Причем, чем выше была мотивация достижения успеха, тем ниже мотивация избегания неудач, и наоборот.
    Таким образом,  в нашем отделе преобладают люди рискованные, которых привлекает неопределенность, непредсказуемость, которые в случае успеха ожидают «овации», а неудачу объясняют большими трудностями и невыполнимостью. Им противен успех «на халяву», в работе им нужен азарт. Рутинная работа таким людям противопоказана, а сложная – приносит удовольствие.
    Я сама также отношусь к рискованным людям, но не могу сказать, что меня больше мотивируют неудачи, как сказано в теории.
    Склонность к риску – это черта характера, внутренне содержание. Неудачи, если они идут одна за другой, выбьют из колеи любого. И даже я прекращу этот процесс. Но когда появляется новая неразрешимая задача, «глаза вновь загораются». Это можно сравнить с азартом, любопытством, но никак не с твердолобостью и упрямством.
    Мотивация избегания неудач в нашей команде находится на среднем уровне. В данном случае это говорит о наличии чувства меры, т.е. риски возможны, но только, когда они обоснованы, и успех принесет хорошие результаты, а потери не будут столь значительными. Такие люди, хоть и любят «головоломки», понимают, что основная работа – это рутинная работа, повторяющаяся день изо дня и не подверженная большим изменениям.
    Лично я получила самую низкую мотивацию к избеганию неудач и защите, хотя причисляю я себя к людям разумным. Возможно, мне просто везло на сложные задачи, и, идя по жизни, большинство сложных задач мною были преодолены.  Таким образом , сложилось, что у меня нет боязни к риску, нет страха, что если что-то не получится, то взяв на себя непосильную ношу, я поставлю фирму в сложное положение. Возможно и уровень моих знаний более высокий, что я понимаю, что если я не возьмусь за решение сложного вопроса и не решу его, то это не сможет сделать никто не другой, либо качество решения будет оставлять желать лучшего.
    С точки зрения функций нашего отдела – ведение финансового учета, нам необходимы сотрудники со средней или высокой степенью избегания неудач, т.к. финансы требуют точности и аккуратности. И достаточно одного сотрудника с высокой степенью мотивации к успеху, который как «локомотив», будет двигать прогресс вперед и внедрять новые идеи и методы работы.
    Соотношения двух типов мотивации – наступающий (2), сильно мотивированный и ответственный (1), гармоничный (2). Т.е. все же преобладает мотивации достижения успеха.
    Я бы разграничила стиль поведения человека в работе и стиль общения. На мой взгляд, это две совершенно разные стороны человека. При изучении данного вопроса речь идет о стиле работы сотрудника.
    Итак, у двух наших сотрудников сильно развита мотивация достижения успеха – наступающие. Такие люди склонны к риску, проявляют напористость в продвижении своих идей и доводов. Причем, так сложилось, что именно эти двое людей обладают наибольшими умственными способностями (но не должностями) и высоким интеллектом в нашем отделе, и именно им обычно поручаются самые ответственные дела.
    Т.к. мотивация успеха у них выше, чем неудачи, то давая им поручения, надо обращать внимание, что это очень трудное задание, поэтому именно им оно было предложено к выполнению. Я думаю, что это будет самым сильным толчком и стимулом для них.
    Один сотрудник является очень ответственным и сильно мотивированным. У такого человека сильно завышенный самоконтроль. Я бы не стала давать ему действительно сложные задачи, т.к. с одной стороны он максималист, с другой стороны у него есть внутренний тормоз, сдерживающий его. И если он почувствует, что дело плохо продвигается, то скорее его мысли будут перенаправлены на то, как красиво выйти из этой ситуации. А ведь решение сложной задачи может быть найдено даже тогда, когда кажется, что все безнадежно. Для решения задач средней сложности – более прекрасного сотрудника не найти. Но давая ему задание, помимо поощрения в случае успеха, ему необходимо дать и гарантии в случае неудачи, т.е. как бы задать для него рамки.
    Двое сотрудников относятся к гармоничному типу. Это люди с хорошей саморегуляцией и средним уровнем тревожности. Т.к. осторожных сотрудников в нашем отделе не нашлось, то рутинную работу лучше поручить им. Стимулирование их работы должно быть сдержанным, во-первых, чтобы они не почувствовали сверхтрудность задания, и, во-вторых, ненужность их работы.
    Конфликты в группе
    Стили поведения в конфликте сотрудников в нашем отделе – соперничество (2), компромисс (2), избегание (1).
    К сожалению, разрешать конфликт соперничеством предпочитают двое наших руководящих сотрудников – финансовый директор и его заместитель (то есть я).
    Стратегия соперничества предполагает заставить других принять свою точку зрения, игнорируя интересы другой стороны и цену взаимных отношений. Данные люди обладают властью, чем собственно и пользуются во время конфликта. Этот стиль эффективен только в ситуации угрозы или форс-мажора. Постоянное же подавление инициативы подчиненных лишь ухудшает отношения с подчиненными и напрягает обстановку.
    Человек, придерживающийся стратегии избегания, ухода от конфликта, может лишь усугубить ситуацию своим бездействием и еще больше наэлектризовать отношения. Принятие его мнения другой стороной его не интересует, но и принимать чужое мнение он сам не собирается. Это лишь отдалит людей друг от друга и отнимет возможность дальнейшей продуктивной работы.
    Компромисс предполагает принятие точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Это снижает недоброжелательность во взаимоотношениях, но и оставляет вопрос нерешенным, поэтому в будущем конфликт может вспыхнуть вновь.
    Конечно, лучшим вариантом разрешения конфликта является сотрудничество и поиск решения, приемлемого для всех. Данная стратегия полностью исчерпывает конфликт по данному вопросу и оставляет людей в дружеских отношениях.
    Но, на мой взгляд, психологическое состояние любого человека испытывает разные состояния, и иногда, действительно, оптимальным будет игнорирование проблемы, т.е. необходимо дать человеку остыть и обдумать все. Бывают ситуации, когда, наоборот, следует отстоять свое решение, особенно если вы более компетентны в этом вопросе. Внутренний мир человека скрыт от посторонних, и не всегда ясно, почему именно он отстаивает именно это мнение. И потом, если решать все возникающие проблемы путем сотрудничества, то не хватит никакого времени непосредственно на текущую работу. Хотя, конечно, всегда необходимо искать оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *