Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах, помогают лучше понять героев, и даже сам автор выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что они отличаются от строго организованной «онегинской строфы», здесь — иной стих.
Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно, по-французски), вероятно, переступая через серьезные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…
Уже в этих строках — вся Татьяна. Гордость, ее понятие о приличиях страдают оттого, что ей приходится первой признаваться в любви мужчине. В глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берет верх: «Другой!.. Нет, никому на свете не отдала бы сердца я…». Резкий, внезапный переход на «ты» — как бы случайный, неосознанный. Почему?.. Татьяна здесь и в последующих строках предельно открыта, абсолютно откровенна. Она рассказывает о своих чувствах, ничего не скрывая, честно и прямо:
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Так вот что искала она в Онегине!.. Понимание. Онегин с его светской пресыщенностью казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным — а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в ее собственных!), и пишет:
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Какая сила и простота в этих словах!.. И вновь — переход на «вы»… Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но — ни единого слова не исправила. Вот она — Татьяна Ларина, героиня романа.
Онегин не таков. Кстати, не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — это разные люди. Письмо пишет «второй» Онегин, изменившийся за время странствий, вновь способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности — пишет любовное письмо замужней даме:
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!..
Здесь не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами…
Вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин — тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, — не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить:
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор…
Онегин не может (и не смеет, и не имеет права!) выразить иначе свою любовь. Он вынужден притворяться. И в итоге герой признает себя побежденным:
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: я в вашей воле», — пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…». Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и несчастье одновременно. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их: они должны пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования, и два письма, таких близких по смыслу и таких разных по его выражению, — этапы этого сложного пути.
Так вот что искала она в Онегине!.. Понимание. Онегин с его светской пресыщенностью казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным — а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в ее собственных!), и пишет:
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Какая сила и простота в этих словах!.. И вновь — переход на «вы»… Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но — ни единого слова не исправила. Вот она — Татьяна Ларина, героиня романа.
Онегин не таков. Кстати, не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — это разные люди. Письмо пишет «второй» Онегин, изменившийся за время странствий, вновь способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности — пишет любовное письмо замужней даме:
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объяснены».
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!..
Здесь не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами…
Вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин — тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, — не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить:
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор.
Онегин не может (и не смеет, и не имеет права!) выразить иначе свою любовь. Он вынужден притворяться. И в итоге герой признает себя побежденным:
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: я в вашей воле», — пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…». Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и несчастье одновременно. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их: они должны пройти сложный и тернистый путь- нравственного совершенствования, и два письма, таких близких по смыслу и таких разных по его выражению, — этапы этого сложного пути. [/sms]
Письма героев романа “Евгений Онегин” – это классика жанра. Прошло уже почти два столетия с момента их написания, а их по-прежнему цитируют, они не потеряли своей актуальности. В этом произведении первая решила написать письмо Татьяна Ларина. Спустя несколько глав, несколько лет девушка получает письмо от Евгения. Между этими двумя посланиями проходит пара лет, но в жизни молодых людей они кажутся вечностью. Татьяна стала совсем другой, а Евгений, наконец, понял, что любит лишь ее. Я обратил внимание, что для написания этих писем Пушкин прибегнул к другой строфе, к иному стилю написания. Сразу чувствуется, что письма написаны от лица героев произведения. В этом чувствуется искренность их чувств. Решение первой написать о своих чувствах Евгению Онегину Татьяне далось нелегко, ведь она воспитывалась в добропорядочной семье. Светские нравы и манеры того времени не предусматривали подобного поведения со стороны девушек. Но ее чувства одержали верх. Татьяна пишет письмо на французском языке. Свой идеал молодого человека она почерпнула из многочисленных прочтенных ей романов. Именно такой образ она и перенесла на Евгения. Ее письмо получилось очень искренним, лишенным лжи и фальши. К своему возлюбленному она обращается очень нежно и ласково. Ее душа оказалась в его власти. Письмо Онегина, наоборот, отличается сдержанностью. Оно лишено нежных обращений и представляет собой послание, которое характерно для светской переписки. Однако это не означает, что он не испытывает к Татьяне трепетных чувств. Онегин уже сумел приспособиться к светской жизни, к ее требованиям и научился скрывать свои излишние эмоции. В письмах по-новому раскрываются образы, характеры героев. Особенно поразительно, как по истечении всего двух лет изменились эти два молодых человека. В конце произведения Татьяна уже разговаривает с Евгением на равных, давая понять, что ее жизнь теперь принадлежит другому человеку.
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Он является настоящим сокровищем классической русской литературы, произведением поистине мирового Уровня.
Этот роман своеобразно и во всех гранях отражает особенный поэтический талант автора. Трудно определить главную мысль, главную идею «Евгения Онегина». Роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. С другой стороны, «Евгений Онегин» не похож и на такие произведения, в которых действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания.
При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала XIX века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.
Автор изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально и не сгущая нарочно никаких событий. Но если внимательно присмотреться, становится ясно, что жизнь, устроена неправильно. При таком жизненном устройстве счастливы могут быть только посредственные люди, интересы которых мелки и ограниченны. Например, отец Татьяны и Ольги и другие деревенские соседи Евгения Онегина проводят свою жизнь спокойно, в еде и питье, пустых разговорах и мелких хлопотах. Они довольны собой, ни к чему не стремятся, даже книг не читают, считая их «пустой игрушкой». Такова и Ольга, быстро забывшая погибшего на дуэли жениха. Такова же и ее мать. Ее выдали замуж за нелюбимого человека, она смирилась, занялась хозяйством и вскоре стала даже получать удовольствие от такой жизни.
Люди же с высокими требованиями к себе и окружающим, тонко и сильно чувствующие, в этой жизни несчастны. Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, как Онегин и Татьяна. Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают жизнь и не приносят удовлетворения. Работать для достижения какой-нибудь высокой цели они не приучены, а особенности характера, воспитание и положение мешают им устроить свое личное счастье. Осознание ошибок приходит к ним слишком поздно. Онегин думал, что вольность и покой — замена счастью, но ошибался. Татьяна понимает, что поступила опрометчиво, поспешив выйти замуж за нелюбимого человека, ведь «счастье было так близко…».
Но во всех этих ошибках нельзя винить лишь самих героев. Их такими сделала среда. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры, выработала определенный тип поведения. Именно среда, говорит Пушкин, сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.
Автор стремится показать крепостнический строй, при котором норма — непосильный крестьянский труд и безделье помещиков-крепостников. Такая норма калечит как крестьян, так и дворян, помещиков, даже самых лучших и гуманных из них. Это грустное убеждение в ненормальности жизненного уклада, в невозможности настоящего счастья, в том, что нет в окружающем поэта дворянском обществе благородных честных людей, отражается и в лирических отступлениях:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
…Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.
По убеждению автора, люди в большинстве своем эгоисты:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя…
Ему горько сознавать это, но предательства можно ожидать даже от порядочных людей, которые «без всякой злобы и затей» могут «стократ ошибкой» повторить слух или сплетню.
Самая емкая характеристика светского общества дана Пушкиным в конце шестой главы, где он изображает ту среду, которая так искажает и ожесточает даже самую чистую и благородную душу. Он делает вывод, что спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней, может только высокий поэтический дар — «младое вдохновенье».
Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего современного жизненного строя наиболее полно выражены Пушкиным в последних грустных строках романа, где поэт завидует людям, рано покинувшим жизнь с ее горестями:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.
Тем не менее, автор не предлагает опустить руки и грустить о неосуществимости счастья. В его произведении много светлых картин, красоты в изображении жизни, природы; изображено много хороших, честных и высоких чувств, переживаний и поступков; при этом реалистично указаны все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу.
Источник: vsekratko.ru
Хотя «Письмо Татьяны к Онегину» является частью романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», оно стало одним из шедевров любовной лирики поэта. Главное его отличие от других лирических произведений на эту тему заключается в том, что здесь Пушкин выражает чувства молодой девушки.
С точки зрения морали того времени, само обращение Татьяны к малознакомому человеку с признанием в любви подлежит осуждению: идеи эмансипации тогда еще не нашли своего места в общественной жизни. Поэтому в проблематике романа такое поведение Татьяны оказывается выражением Пушкиным взгляда на равные права женщины в отношени-
ях с мужчиной. Именно с осознания того, что ее поступок может вызвать общественное осуждение, Татьяна и начинает свое письмо:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.
Почему же, понимая возможность осуждения и даже «презрения» со стороны Онегина, девушка все же продолжает писать? Потому что считает своего возлюбленного человеком, стоящим выше распространенных предрассудков и способным ее понять:
…Судьбу мою Отныне я тебе вручаю.
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
От чего же должен защитить ее Онегин? Прежде всего от одиночества и непонимания близких ей людей:
Вообрази, я здесь одна,
Главный герой, чье имя получил и сам роман – Евгений Онегин. Это молодой столичный франт, привыкший получать от жизни все, не прикладывая при этом никаких усилий. Он попадает в деревню и пытается себя развлечь. Принимая участие в приемах, он говорит умные речи, но на самом деле знания Евгения поверхностны.
Онегин совсем не глуп, он наделен интеллектом, способностью критически мыслить, ему также не чужда определенная доля романтизма. Но главная его черта, на мой взгляд – это эгоизм. Он озабочен лишь собственными переживаниями и ничьи беды его больше не волнуют. Об этом ярко свидетельствует дуэль Онегина с Ленским. Ведь они общались и были если не друзьями, то приятелями. Евгению ничего не стоило свести ссору с молодым поэтом на «нет», ведь он сам был в ней виноват, заигрывая с возлюбленной Ленского. Но он не стал этого делать и убил поэта на дуэли.
Так же он поступает и с влюбленной в него Татьяной. Провинциальная девушка по наивности открыла ему свое сердце, а Евгений пренебрег ее чувствами. Позже он путешествует в поисках смысла жизни, старается найти себя. Когда же герой возвращается в столицу, он встречает Татьяну замужней женщиной. Она сильно изменилась, стала неприступной и гордой. Тогда он сам признается ей в любви, но Татьяна не принимает его признаний.
Пушкин переплел в своем романе множество линий. Это и неразделенная любовь, и моральная увечность аристократии, и несостоятельность давно укоренившегося крепостнического строя. Автор очень точно описал окружающую его действительность. Читая строки романа, проникаешься сочувствием к героям, переживаешь вместе с ними. А благодаря красивому слогу его хочется перечитывать снова и снова.
“Евгений Онегин” – зеркало эпохи
Много замечательных шедевров подарил нам Александр Сергеевич, но роман “Евгений Онегин” по праву занимает центральное место в его творчестве. Это самое крупное художественное произведение Пушкина, наиболее сильно повлиявшее на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был написан Пушкиным в течении 8 лет. Это были годы апогея творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Фабула охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это было время правления царя Александра 1 – годы подъема русского общества .
История и современная автору действительность гармонично сочетаются в романе. Сюжет прост и хорошо известен. В центре романа – извечная любовная тема: проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря их взаимное чувство, они не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильные решения в сложных задачах жизни. Над глубинными причинами этих ошибок заставляет Пушкин задуматься своего читателя.
На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано немало живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это “собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных” показывало эпоху.. . Какова же главная идея, главная мысль “Евгения Онегина”?
На мой взгляд, она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди ограниченные, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чуткой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться “в бездействии пустом”, как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна. Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та обстановка, сформировавшая подобные нравы. Эта среда сделала несчастными по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Крепостнический строй, “барство дикое”, тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти горькие мысли об ужасной несправедливости всего жизненного уклада отражены Пушкиным в последних грустных строках романа.
Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах, помогают лучше понять героев, и даже сам автор выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что они отличаются от строго организованной «онегинской строфы», здесь — иной стих.
Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно, по-французски), вероятно, переступая через серьезные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…
Уже в этих строках — вся Татьяна. Гордость, ее понятие о приличиях страдают оттого, что ей приходится первой признаваться в любви мужчине. В глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берет верх: «Другой!.. Нет, никому на свете не отдала бы сердца я…». Резкий, внезапный переход на «ты» — как бы случайный, неосознанный. Почему?.. Татьяна здесь и в последующих строках предельно открыта, абсолютно откровенна. Она рассказывает о своих чувствах, ничего не скрывая, честно и прямо:
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Так вот что искала она в Онегине!.. Понимание. Онегин с его светской пресыщенностью казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным — а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в ее собственных!), и пишет:
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Какая сила и простота в этих словах!.. И вновь — переход на «вы»… Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но — ни единого слова не исправила. Вот она — Татьяна Ларина, героиня романа.
Онегин не таков. Кстати, не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — это разные люди. Письмо пишет «второй» Онегин, изменившийся за время странствий, вновь способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности — пишет любовное письмо замужней даме:
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!..
Здесь не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами…
Вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин — тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, — не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить:
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор…
Онегин не может (и не смеет, и не имеет права!) выразить иначе свою любовь. Он вынужден притворяться. И в итоге герой признает себя побежденным:
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: я в вашей воле», — пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…». Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и несчастье одновременно. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их: они должны пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования, и два письма, таких близких по смыслу и таких разных по его выражению, — этапы этого сложного пути.
Так вот что искала она в Онегине!.. Понимание. Онегин с его светской пресыщенностью казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным — а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в ее собственных!), и пишет:
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Какая сила и простота в этих словах!.. И вновь — переход на «вы»… Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но — ни единого слова не исправила. Вот она — Татьяна Ларина, героиня романа.
Онегин не таков. Кстати, не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — это разные люди. Письмо пишет «второй» Онегин, изменившийся за время странствий, вновь способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности — пишет любовное письмо замужней даме:
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объяснены».
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!..
Здесь не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами…
Вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин — тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, — не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить:
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор.
Онегин не может (и не смеет, и не имеет права!) выразить иначе свою любовь. Он вынужден притворяться. И в итоге герой признает себя побежденным:
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: я в вашей воле», — пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…». Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и несчастье одновременно. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их: они должны пройти сложный и тернистый путь- нравственного совершенствования, и два письма, таких близких по смыслу и таких разных по его выражению, — этапы этого сложного пути. [/sms]
Письма героев романа “Евгений Онегин” – это классика жанра. Прошло уже почти два столетия с момента их написания, а их по-прежнему цитируют, они не потеряли своей актуальности. В этом произведении первая решила написать письмо Татьяна Ларина. Спустя несколько глав, несколько лет девушка получает письмо от Евгения. Между этими двумя посланиями проходит пара лет, но в жизни молодых людей они кажутся вечностью. Татьяна стала совсем другой, а Евгений, наконец, понял, что любит лишь ее. Я обратил внимание, что для написания этих писем Пушкин прибегнул к другой строфе, к иному стилю написания. Сразу чувствуется, что письма написаны от лица героев произведения. В этом чувствуется искренность их чувств. Решение первой написать о своих чувствах Евгению Онегину Татьяне далось нелегко, ведь она воспитывалась в добропорядочной семье. Светские нравы и манеры того времени не предусматривали подобного поведения со стороны девушек. Но ее чувства одержали верх. Татьяна пишет письмо на французском языке. Свой идеал молодого человека она почерпнула из многочисленных прочтенных ей романов. Именно такой образ она и перенесла на Евгения. Ее письмо получилось очень искренним, лишенным лжи и фальши. К своему возлюбленному она обращается очень нежно и ласково. Ее душа оказалась в его власти. Письмо Онегина, наоборот, отличается сдержанностью. Оно лишено нежных обращений и представляет собой послание, которое характерно для светской переписки. Однако это не означает, что он не испытывает к Татьяне трепетных чувств. Онегин уже сумел приспособиться к светской жизни, к ее требованиям и научился скрывать свои излишние эмоции. В письмах по-новому раскрываются образы, характеры героев. Особенно поразительно, как по истечении всего двух лет изменились эти два молодых человека. В конце произведения Татьяна уже разговаривает с Евгением на равных, давая понять, что ее жизнь теперь принадлежит другому человеку.
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Он является настоящим сокровищем классической русской литературы, произведением поистине мирового Уровня.
Этот роман своеобразно и во всех гранях отражает особенный поэтический талант автора. Трудно определить главную мысль, главную идею «Евгения Онегина». Роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. С другой стороны, «Евгений Онегин» не похож и на такие произведения, в которых действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания.
При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала XIX века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.
Автор изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально и не сгущая нарочно никаких событий. Но если внимательно присмотреться, становится ясно, что жизнь, устроена неправильно. При таком жизненном устройстве счастливы могут быть только посредственные люди, интересы которых мелки и ограниченны. Например, отец Татьяны и Ольги и другие деревенские соседи Евгения Онегина проводят свою жизнь спокойно, в еде и питье, пустых разговорах и мелких хлопотах. Они довольны собой, ни к чему не стремятся, даже книг не читают, считая их «пустой игрушкой». Такова и Ольга, быстро забывшая погибшего на дуэли жениха. Такова же и ее мать. Ее выдали замуж за нелюбимого человека, она смирилась, занялась хозяйством и вскоре стала даже получать удовольствие от такой жизни.
Люди же с высокими требованиями к себе и окружающим, тонко и сильно чувствующие, в этой жизни несчастны. Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, как Онегин и Татьяна. Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают жизнь и не приносят удовлетворения. Работать для достижения какой-нибудь высокой цели они не приучены, а особенности характера, воспитание и положение мешают им устроить свое личное счастье. Осознание ошибок приходит к ним слишком поздно. Онегин думал, что вольность и покой — замена счастью, но ошибался. Татьяна понимает, что поступила опрометчиво, поспешив выйти замуж за нелюбимого человека, ведь «счастье было так близко…».
Но во всех этих ошибках нельзя винить лишь самих героев. Их такими сделала среда. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры, выработала определенный тип поведения. Именно среда, говорит Пушкин, сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.
Автор стремится показать крепостнический строй, при котором норма — непосильный крестьянский труд и безделье помещиков-крепостников. Такая норма калечит как крестьян, так и дворян, помещиков, даже самых лучших и гуманных из них. Это грустное убеждение в ненормальности жизненного уклада, в невозможности настоящего счастья, в том, что нет в окружающем поэта дворянском обществе благородных честных людей, отражается и в лирических отступлениях:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
…Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.
По убеждению автора, люди в большинстве своем эгоисты:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя…
Ему горько сознавать это, но предательства можно ожидать даже от порядочных людей, которые «без всякой злобы и затей» могут «стократ ошибкой» повторить слух или сплетню.
Самая емкая характеристика светского общества дана Пушкиным в конце шестой главы, где он изображает ту среду, которая так искажает и ожесточает даже самую чистую и благородную душу. Он делает вывод, что спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней, может только высокий поэтический дар — «младое вдохновенье».
Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего современного жизненного строя наиболее полно выражены Пушкиным в последних грустных строках романа, где поэт завидует людям, рано покинувшим жизнь с ее горестями:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.
Тем не менее, автор не предлагает опустить руки и грустить о неосуществимости счастья. В его произведении много светлых картин, красоты в изображении жизни, природы; изображено много хороших, честных и высоких чувств, переживаний и поступков; при этом реалистично указаны все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу.
Источник: vsekratko.ru
Хотя «Письмо Татьяны к Онегину» является частью романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», оно стало одним из шедевров любовной лирики поэта. Главное его отличие от других лирических произведений на эту тему заключается в том, что здесь Пушкин выражает чувства молодой девушки.
С точки зрения морали того времени, само обращение Татьяны к малознакомому человеку с признанием в любви подлежит осуждению: идеи эмансипации тогда еще не нашли своего места в общественной жизни. Поэтому в проблематике романа такое поведение Татьяны оказывается выражением Пушкиным взгляда на равные права женщины в отношени-
ях с мужчиной. Именно с осознания того, что ее поступок может вызвать общественное осуждение, Татьяна и начинает свое письмо:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.
Почему же, понимая возможность осуждения и даже «презрения» со стороны Онегина, девушка все же продолжает писать? Потому что считает своего возлюбленного человеком, стоящим выше распространенных предрассудков и способным ее понять:
…Судьбу мою Отныне я тебе вручаю.
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
От чего же должен защитить ее Онегин? Прежде всего от одиночества и непонимания близких ей людей:
Вообрази, я здесь одна,
Главный герой, чье имя получил и сам роман – Евгений Онегин. Это молодой столичный франт, привыкший получать от жизни все, не прикладывая при этом никаких усилий. Он попадает в деревню и пытается себя развлечь. Принимая участие в приемах, он говорит умные речи, но на самом деле знания Евгения поверхностны.
Онегин совсем не глуп, он наделен интеллектом, способностью критически мыслить, ему также не чужда определенная доля романтизма. Но главная его черта, на мой взгляд – это эгоизм. Он озабочен лишь собственными переживаниями и ничьи беды его больше не волнуют. Об этом ярко свидетельствует дуэль Онегина с Ленским. Ведь они общались и были если не друзьями, то приятелями. Евгению ничего не стоило свести ссору с молодым поэтом на «нет», ведь он сам был в ней виноват, заигрывая с возлюбленной Ленского. Но он не стал этого делать и убил поэта на дуэли.
Так же он поступает и с влюбленной в него Татьяной. Провинциальная девушка по наивности открыла ему свое сердце, а Евгений пренебрег ее чувствами. Позже он путешествует в поисках смысла жизни, старается найти себя. Когда же герой возвращается в столицу, он встречает Татьяну замужней женщиной. Она сильно изменилась, стала неприступной и гордой. Тогда он сам признается ей в любви, но Татьяна не принимает его признаний.
Пушкин переплел в своем романе множество линий. Это и неразделенная любовь, и моральная увечность аристократии, и несостоятельность давно укоренившегося крепостнического строя. Автор очень точно описал окружающую его действительность. Читая строки романа, проникаешься сочувствием к героям, переживаешь вместе с ними. А благодаря красивому слогу его хочется перечитывать снова и снова.
“Евгений Онегин” – зеркало эпохи
Много замечательных шедевров подарил нам Александр Сергеевич, но роман “Евгений Онегин” по праву занимает центральное место в его творчестве. Это самое крупное художественное произведение Пушкина, наиболее сильно повлиявшее на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был написан Пушкиным в течении 8 лет. Это были годы апогея творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Фабула охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это было время правления царя Александра 1 – годы подъема русского общества .
История и современная автору действительность гармонично сочетаются в романе. Сюжет прост и хорошо известен. В центре романа – извечная любовная тема: проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря их взаимное чувство, они не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильные решения в сложных задачах жизни. Над глубинными причинами этих ошибок заставляет Пушкин задуматься своего читателя.
На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано немало живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это “собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных” показывало эпоху.. . Какова же главная идея, главная мысль “Евгения Онегина”?
На мой взгляд, она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди ограниченные, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чуткой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться “в бездействии пустом”, как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна. Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та обстановка, сформировавшая подобные нравы. Эта среда сделала несчастными по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Крепостнический строй, “барство дикое”, тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти горькие мысли об ужасной несправедливости всего жизненного уклада отражены Пушкиным в последних грустных строках романа.