Сочинение на тему я научилась просто мудро жить

17 вариантов

  1. Я была, как и
    ты, свободной,
    Но я слишком
    хотела жить
    Анна Ахматова
    При упоминании
    имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта
    женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты
    “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к
    этой королеве русской поэзии.
    В бурях века
    Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и
    запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева,
    расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына
    репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только
    “литударников”, но и государственных блюстителей партийной
    идеологии.
    И все-таки в
    огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была
    исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее
    произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила
    своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
    Ахматову
    волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской
    интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала
    психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:
    В кругу
    кровавом день и ночь
    Болит жестокая
    истома.,.
    Никто нам не
    хотел помочь
    За то, что мы
    остались дома.
    Замечательным
    памятником той скорбной поры является ее знаменитый “Реквием”. В
    этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:
    Там тюремный
    тополь качается
    И ни звука — а
    сколько там
    Неповинных
    жизней кончается…
    Но, конечно,
    основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее
    стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с
    мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:
    Милый мой! И я
    тоже.
    Умру с тобой…
    Ее любимый был
    сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения
    дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов.
    В своих
    мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: “Ахматова — в
    противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в
    семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…” Далее Неведомская
    вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о
    поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:
    И томное сердце
    слышит
    Тайную весть о
    дальнем…
    То вновь
    драматично, с тяжким предчувствием:
    А наутро
    встанешь с новою загадкой,
    Но уже не ясной
    и не сладкой.
    И омоешь
    пыточной кровью
    то, что люди
    назвали любовью…
    Последнюю
    строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того,
    что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как
    не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
    Не придумать
    разлуку бездонней,
    Лучше б сразу
    тогда — наповал…
    И, наверно, нас
    разлученней
    В этом мире
    никто не бывал.
    Жизнь и любовь
    Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.
    Тема Родины
    также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует
    просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней
    людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала
    заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес
    в себе ее голос.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  2. “Я
    научилась просто, мудро жить…”. (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой)

    Я была, как и
    ты, свободной,
    Но я слишком
    хотела жить
    Анна Ахматова
    При упоминании
    имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта
    женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты
    “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к
    этой королеве русской поэзии.
    В бурях века
    Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и
    запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева,
    расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына
    репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только
    “литударников”, но и государственных блюстителей партийной
    идеологии.
    И все-таки в
    огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была
    исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее
    произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила
    своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
    Ахматову
    волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской
    интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала
    психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:
    В кругу
    кровавом день и ночь
    Болит жестокая
    истома.,.
    Никто нам не
    хотел помочь
    За то, что мы
    остались дома.
    Замечательным
    памятником той скорбной поры является ее знаменитый “Реквием”. В
    этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:
    Там тюремный
    тополь качается
    И ни звука — а
    сколько там
    Неповинных
    жизней кончается…
    Но, конечно,
    основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее
    стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с
    мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:
    Милый мой! И я
    тоже.
    Умру с тобой…
    Ее любимый был
    сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения
    дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов.
    В своих
    мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: “Ахматова — в
    противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в
    семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…” Далее Неведомская
    вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о
    поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:
    И томное сердце
    слышит
    Тайную весть о
    дальнем…
    То вновь
    драматично, с тяжким предчувствием:
    А наутро
    встанешь с новою загадкой,
    Но уже не ясной
    и не сладкой.
    И омоешь
    пыточной кровью
    то, что люди
    назвали любовью…
    Последнюю
    строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того,
    что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как
    не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
    Не придумать
    разлуку бездонней,
    Лучше б сразу
    тогда — наповал…
    И, наверно, нас
    разлученней
    В этом мире
    никто не бывал.
    Жизнь и любовь
    Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.
    Тема Родины
    также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует
    просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней
    людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала
    заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес
    в себе ее голос.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  3. 3
    Текст добавил: *§···истерика···§*

    Первый сборник стихотворений Анны Ахматовой «Вечер» раскрывает перед читателем истинную суть мировоззрения поэтессы. Молодая женщина пытается донести до общественности мысль о том, что особи прекрасного пола намного сильнее и увереннее, чем это кажется со стороны. Ахматова однозначно знает о том, что мужчинам нечего соревноваться с женщинами, ведь последние намного решительнее и целеустремленнее.
    Первый сборник стихотворных работ выводит Анну Андреевну в общество. О ней узнают не только как о жене Гумилева, а и как о состоявшейся поэтессе.
    Стихотворная работа «Я научилась просто, мудро жить…» входит в число стихов из сборника «Вечер». Что наблюдает читатель? Духовное взросление главной героини, то есть самой поэтессы. Юная и неопытная девушка за год превращается в самостоятельную и сильную женщину, которая, ко всему, собирается в скором времени стать матерью.
    Анна Андреевна мечтает о тихой и уютной семейной жизни. Однако, ее супруг, Николай Гумилев был иного мнения. Он любил путешествовать, он не желал тратить свою жизнь на унылые супружеские посиделки. Именно по этой причине, в строках стихотворения появляется такая фраза: «я научилась просто, мудро жить…».
    На фоне развития таких событий, поэтессе не остается ничего кроме молитвы. Она подолгу вглядывается в небо и мечтает о простом женском счастье, о надежной мужской защите и опоре. Однако Ахматова осознает, что вышла замуж не за того человека. В его жизненном уставе нет никаких семейных ценностей. По этой причине, поэтесса испытывает гложущее чувство грусти и разочарования. Теперь она понимает, что должна стать сильной и самостоятельной, чтобы продолжать свой свободный жизненный путь. Внутренние ощущения, которые переполняли душу поэтессы, просто разрывали ее на части. Женщина так мечтает о домашнем уюте.
    В своей стихотворной работе она использует несколько символов – ассоциаций, которые напоминают семейное счастье. Конечно же, это пушистый кот, который своим шершавым языком лижет ладонь. Это крики и звуки аиста, который расположился на крыше дома. Все эти знаки угнетают поэтессу, ведь на самом деле ее семейное счастье уходит все дальше и дальше.
    В последних строках стихотворения Ахматова словно закрывает дверь перед своим супругом, говоря о том, что стук его прихода она уже не услышит. Женщина совершенно остыла в своих чувствах. Она разочарована и огорчена. И ей ничего больше не остается, как жить самостоятельно и мудро.

  4. Анна Ахматова – великий поэт своей эпохи, её творчество оценено не вполне, даже учитывая современное к нему отношение. Она не только поэт эпохи – она сама эпоха. В её жизни в полной мере отразились все перипетии конца девятнадцатого начала и середины двадцатых веков. Она вынесла на своих плечах войны, революции, репрессии – всё, чем так богат был страшный век: «Моё поколение мало мёду вкусило…» Но, тем не менее, в своей автобиографии она напишет: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Сколько мудрости в этих словах. Как после стольких испытаний быть счастливой и не проклинать ни время, ни судьбу. Для этого надо было научиться «…просто мудро жить».
    Начало творческого пути любого поэта, как правило, освещено какой-то юношеской радостью, светлым предчувствие будущего счастья. В стихах Ахматовой это не так. Тревога, несовершенство мира звучит уже в сборнике «Вечер»:
    Молюсь оконному лучу —
    Он бледен, тонок, прям.
    Сегодня я с утра молчу,
    А сердце — пополам.
    И все последующие стихи – выражение неизбывной муки, страдания. Она или «печальна…», полюбив кого-то, или ей холодно, и весёлый Бог её не посетит; или её грудь беспомощно холодеет и от волнения она «на правую руку надела перчатку с левой руки», и это необыкновенное желание умереть вместе с милым. Каждый поэт ещё в юности переживает свою будущую смерть, предсказывая её, ощущая её холод. Но у Ахматовой всё как-то болезненнее, отчаяннее:
    Я живу, как кукушка в часах,
    Не завидую птицам в лесах.
    Заведут — и кукую.
    Знаешь, долю такую
    Лишь врагу
    Пожелать я могу.
    Она в своих стихах так часто строит кельи, отходит от мира суеты, что, кажется, в этом её призвание, её назначение.
    Я пришла сюда, бездельница,
    Все равно мне, где скучать!
    На пригорке дремлет мельница.
    Годы можно здесь молчать…
    Замечаю все как новое.
    Влажно пахнут тополя.
    Я молчу. Молчу, готовая
    Снова стать тобой, земля.
    Ощущение смерти словно преследует её: «Хорони, хорони меня, ветер!» Но в них, этих предчувствиях, присутствует земля, туман, осока, птицы, ветер, всё выглядит, как освобождение от боли, как продолжение жизни.
    И всё-таки в её стихах так много страданий, муки. И её желание стать монахиней, быть ближе к Богу воспринимается её лирической героиней как предопределение. Кажется, что божий посланник присутствует рядом, что ей слышен тот голос, который не слышит никто, кроме поэта, и её собеседниками являются звёзды, Пушкин, вечность. В её философии восприятия судьбы такая глубина и ясность. Создаётся впечатление, что она знала свою судьбу, была готова к ней. Более того, она знала, что такова судьба её народа. Она запечатлела её в своей поэме «Реквием». Но ни её душа, ни её тело не подвластны миру и чьей-то воле:
    Как страшно изменилось тело,
    Как рот измученный поблек!
    Я смерти такой не хотела,
    Не этот назначила срок.
    Только она, лирическая героиня, определяет будущность: «…эти могилы предсказаны словом моим». И ещё один аспект её судьбы и поэзии в стихотворении «Клевета», она как будто предсказывает все нападки советского тоталитаризма в этих строчках:
    И всюду клевета сопутствовала мне.
    Ее ползучий шаг я слышала во сне
    И в мертвом городе под беспощадным небом,
    Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
    И отблески ее горят во всех глазах,
    То как предательство, то как невинный страх.
    Я не боюсь её…
    Но вспоминая её строчки о счастливой судьбе, прожитой в эту эпоху и в этой стране, вновь возникает мысль о её пророчестве. О той грязи, которая будет не раз обрушена на голову этой великой женщины в разные годы советской власти, как, например, статья Жданова фактически станет её крахом в стране, где и так её знали единицы, а теперь она официально была под запретом. Но жизнь расставила всё по своим местам. Великая Анна Ахматова стала нашим поэтом. Нашим великим русским поэтом, который так дорог и любим всеми современниками. А её умение мудро просто жить является главным устремлением сильных настоящих женщин.

  5. При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только “литударников”, но и государственных блюстителей партийной идеологии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога мне. «Я научилась просто мудро жить…» Моё знакомство с творчеством Анны Андреевны началось именно с этого стихотворения. Оно является шедевром лирики поэтессы. Потрясающее стихотворение, потрясающая Ахматова! Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Но уже в нем мы можем уловить тонкие ноты философской лирики. Поэтесса размышляет о жизни, о смерти, о столь драгоценных минутах, которые каждому нужно научиться находить в своей жизни. Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты. В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи». Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни. Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог». В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется. Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души. Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая – наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой. Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души. Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, и яркое пламя огня, и пушистый кот. Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. В то же время она – обычная смертная женщина. В стихотворении говорится о тленности жизни: ” жизни тленной, тленной и прекрасной”. Ничего нет вечного, всё приходящее. Но остановись, мгновенье! Посмотрите, как всё кругом прекрасно, божье творение. Часто ли мы это замечаем, задумываемся об этом. Вот об этом и стихотворение- миниатюра. Прислушайтесь, с каким по-женски добрым настроем звучит стих. Таким образом, анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной». То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают. Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем чудесным вещам, которые есть в нашей жизни. Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

  6. При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только “литударников”, но и государственных блюстителей партийной идеологии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю. Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях: В кругу кровавом день и ночь Болит жестокая истома.,. Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома. Замечательным памятником той скорбной поры является ее знаменитый “Реквием”. В этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий: Там тюремный тополь качается И ни звука — а сколько там Неповинных жизней кончается… Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви: Милый мой! И я тоже. Умру с тобой… Ее любимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов. В своих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: “Ахматова — в противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…” Далее Неведомская вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью: И томное сердце слышит Тайную весть о дальнем… То вновь драматично, с тяжким предчувствием: А наутро встанешь с новою загадкой, Но уже не ясной и не сладкой. И омоешь пыточной кровью то, что люди назвали любовью… Последнюю строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того, что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
    Не придумать разлуку бездонней,
    Лучше б сразу тогда — наповал…
    И, наверно, нас разлученней
    В этом мире никто не бывал.
    Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы. Тема Родины также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес в себе ее голос.

  7. Творчество Анны Ахматовой значительно разносторонней, чем это представляется некоторым читателям, сужающим ее поэзию лишь к одной теме. Безусловно, изображение любовного чувства было одной из главных тем лирики Ахматовой. И все же ее творчество — шире и глубже тех неправомерных представлений о нем, которые издавна сложились у ее читателей:
    И женщина какая-то
    Единственное место заняла,
    Мое законнейшее имя носит,
    Оставивши мне кличку, из которой,
    Я сделала, пожалуй, все, что можно.
    Я не в свою, увы, могилу лягу…
    Анна Андреевна — великий поэт с трагическим мироощущением, большой и глубокий проницательный художник. Она застала великую эпоху “смены времен”. События взрывной, апокалипсически грандиозной эпохи с масштабными революционными потрясениями, мировыми войнами и чрезвычайно убыстрившимся ритмом жизни окрашивали ее лирику, в том числе и ее “любовный роман”, преимущественно в трагедийные и в чем-то пророческие тона. Ахматова прошла большой творческий путь. Человек сильной воли и непреклонного мужества, с развитым чувством собственного достоинства и бескомпромиссной совестью, она перенесла тяжкие невзгоды, отразившиеся как в “Реквиеме”, так и в некоторых стихах послевоенных лет.
    В послевоенные годы она многое вспоминала — это и была дань возрасту. Но ее воспоминания менее всего походили на мемуары, созданные на досуге. В своих поздних произведениях она бескомпромиссно и сурово судила прежнюю, некогда воспетую и уже ранее запечатленную нею эпоху. Блуждания памяти и совести по кромешным далям давно отзвучавших времен неизменно приводили ее в день сегодняшний. Историзм мышления является в поздних стихах главным героем поэтического рассуждения:
    Суровая эпоха повернула.
    Мне подменили жизнь. В другое русло,
    Мимо другого потекла она,
    И я своих не знаю берегов.
    Поздние стихи Ахматовой, по-пушкински просветленные и мудрые, более гармоничны и музыкальны, чем прежние. В них вошла несвойственная раньше напевность, встречаются даже внутренние рифмы, делающие стих легким. В стихотворении “Летний сад” она пишет:
    И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
    Любуясь красой своего двойника.
    И замертво спят сотни тысяч шагов
    Врагов и друзей, друзей и врагов.
    А шествию теней не видно конца
    От вазы гранитной до двери дворца.
    Там шепчутся белые ночи мои
    О чьей-то высокой и тайной любви.
    И все перламутром и яшмой горит,
    Но света источник таинственно скрыт.
    Так же таинственно скрыт источник света и в некоторых поздних стихах Ахматовой. Они живописны и музыкальны, они мягко и ровно освещены доброй и всезнающей улыбкой, благодарно прощающейся с вечно прекрасным и нетленным миром:
    О своем я уже не заплачу,
    Но не видеть бы мне на земле
    Золотое клеймо неудачи
    На еще безмятежном челе.
    Философская сторона лирики Ахматовой представляет собой несомненный интерес. Ее взгляд на мир был своеобразен и достаточно последователен. Как акмеистка, в свой ранний период она была противницей растворения живого, вещно-телесного и материального мира в тех мистических категориях, которые были свойственны символистам. Ахматова признавала мир реально и объективно существующим. Он был для нее конкретным и многоцветным, его следовало переносить в строчки стихов, стараясь быть при этом точным и правдивым. Поэтому она считала пригодным для художественного изображения буквально все, что составляет повседневную жизнь и окружает человека: полночный свод, крохотная былинка, ромашка или лопух. То же и в чувстве — любая из человеческих эмоций может быть художественно исследована, закреплена в слове и передана будущим столетиям. Власть и могущество искусства представлялись ей огромными и вряд ли даже обозримыми. Ахматова любила передавать это удивление читателю, когда имела возможность еще раз убедиться в фантастической нетленности человеческой культуры, в особенности такого хрупкого и невечного материала, каким является слово.
    В ее поздней поэзии наиболее устойчивый мотив — прощание со всем прошлым, даже не с жизнью, а именно с прошлым: “На прошлом я черный поставила крест…”. Он звучит не только в лирике позднего периода, начиная с тридцатых годов, но, разросшись, этот мотив образовал собой масштабную “Поэму без героя”. Характерной особенностью военной и послевоенной лирики Ахматовой является удивительное своей неожиданной естественностью совмещение двух поэтических масштабов: это, с одной стороны, обостренное внимание к мельчайшим проявлениям окружающей поэта повседневной жизни (красочные мелочи, выразительные детали, штрихи), а с другой — огромное небо над головой и древняя земля под ногами, ощущение вечности:
    Из перламутра и агата,
    Из задымленного стекла,
    Так неожиданно покато
    И так торжественно плыла,—
    Как будто “Лунная соната”
    Нам сразу путь пересекла.
    Незыблемость вечных основ жизни, живительным и прочным элементом входившая в ахматовский стих, не могла упрочить и сохранить уникальное в своем единичном существовании человеческое сердце, но к нему-то, прежде всего, и должна быть обращена поэзия:
    Наш век на земле быстротечен,
    И тесен назначенный круг,
    А он неизменен и вечен —
    Поэта неведомый друг.
    Среди множества стихов военных и послевоенных лет есть такие, которые являются как бы спутниками создававшейся одновременно с ними “Поэмы без героя”. В них Ахматова уходит по дорогам памяти — в молодость, в 1913 год, вспоминает, взвешивает, судит, сравнивает. Глобальное понятие Времени властно входит в ее лирику и окрашивает ее в своеобразные тона:
    А все, кого я на земле застала,
    Вы, века прошлого дряхлеющий посев!..
    В стихотворении “На Смоленском кладбище” она как бы подытоживает прошедшую эпоху. Здесь главное — ощущение великого водораздела, пролегшего между двумя веками: прошлым и нынешним. Ахматова видит себя стоящей на этом берегу, на берегу жизни, а не смерти:
    Вот здесь кончалось все: обеды у Данона,
    Интриги и чины, балет, текущий счет…
    В этих строках речь идет о мнимом человеческом существовании, ограниченном пустой быстротекущей минутой. В одной этой фразе схвачена суть мнимой, а не подлинной человеческой жизни. Эта “жизнь”, утверждает Ахматова, равна смерти. Подлинная жизнь появляется у нее, как правило, тогда, когда в стих входит ощущение истории страны, народа. Когда-то в молодости в “Эпических мотивах” она писала о том, что в старости, в нищете, в болезнях, на грани смерти она, возможно, вспомнит мягкий зимний снег, медленно поднимающийся кверху:
    И я подумала: не может быть,
    Чтоб я когда-нибудь забыла это.
    И если трудный путь мне предстоит,
    Вот легкий груз, который мне под силу
    С собою взять, чтоб в старости, в болезни,
    Быть может, в нищете — припоминать:
    Закат неистовый, и полноту
    Душевных сил, и прелесть милой жизни.
    Прелесть “милой жизни” постоянно преодолевала мрак ее последних стихов. Возможно, на краю жизни она взяла с собой именно легкий груз, живые очертания царскосельских садов, и заснеженный Тучков переулок, и комаровские сосны… А нам она оставила поэзию, где есть все: и мрак жизни, и жестокие удары судьбы, и отчаяние, и благодарность солнцу, и “прелесть милой жизни”.

  8. Творчество Анны Ахматовой значительно разносторонней, чем это представляется некоторым читателям, сужающим ее поэзию лишь к одной теме. Безусловно, изображение любовного чувства было одной из главных тем лирики Ахматовой. И все же ее творчество — шире и глубже тех неправомерных представлений о нем, которые издавна сложились у ее читателей:
    И женщина какая-то
    Единственное место заняла,
    Мое законнейшее имя носит,
    Оставивши мне кличку, из которой,
    Я сделала, пожалуй, все, что можно.
    Я не в свою, увы, могилу лягу…
    Анна Андреевна — великий поэт с трагическим мироощущением, большой и глубокий проницательный художник. Она застала великую эпоху «смены времен». События взрывной, апокалипсически грандиозной эпохи с масштабными революционными потрясениями, мировыми войнами и чрезвычайно убыстрившимся ритмом жизни окрашивали ее лирику, в том числе и ее «любовный роман», преимущественно в трагедийные и в чем-то пророческие тона. Ахматова прошла большой творческий путь. Человек сильной воли и непреклонного мужества, с развитым чувством собственного достоинства и бескомпромиссной совестью, она перенесла тяжкие невзгоды, отразившиеся как в «Реквиеме», так и в некоторых стихах послевоенных лет.
    В послевоенные годы она многое вспоминала — это и была дань возрасту. Но ее воспоминания менее всего походили на мемуары, созданные на досуге. В своих поздних произведениях она бескомпромиссно и сурово судила прежнюю, некогда воспетую и уже ранее запечатленную нею эпоху. Блуждания памяти и совести по кромешным далям давно отзвучавших времен неизменно приводили ее в день сегодняшний. Историзм мышления является в поздних стихах главным героем поэтического рассуждения:
    Суровая эпоха повернула.
    Мне подменили жизнь. В другое русло,
    Мимо другого потекла она,
    И я своих не знаю берегов.
    Поздние стихи Ахматовой, по-пушкински просветленные и мудрые, более гармоничны и музыкальны, чем прежние. В них вошла несвойственная раньше напевность, встречаются даже внутренние рифмы, делающие стих легким. В стихотворении «Летний сад» она пишет:
    И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
    Любуясь красой своего двойника.
    И замертво спят сотни тысяч шагов
    Врагов и друзей, друзей и врагов.
    А шествию теней не видно конца
    От вазы гранитной до двери дворца.
    Там шепчутся белые ночи мои
    О чьей-то высокой и тайной любви.
    И все перламутром и яшмой горит,
    Но света источник таинственно скрыт.
    Так же таинственно скрыт источник света и в некоторых поздних стихах Ахматовой. Они живописны и музыкальны, они мягко и ровно освещены доброй и всезнающей улыбкой, благодарно прощающейся с вечно прекрасным и нетленным миром:
    О своем я уже не заплачу,
    Но не видеть бы мне на земле
    Золотое клеймо неудачи
    На еще безмятежном челе.
    Философская сторона лирики Ахматовой представляет собой несомненный интерес. Ее взгляд на мир был своеобразен и достаточно последователен. Как акмеистка, в свой ранний период она была противницей растворения живого, вещно-телесного и материального мира в тех мистических категориях, которые были свойственны символистам. Ахматова признавала мир реально и объективно существующим. Он был для нее конкретным и многоцветным, его следовало переносить в строчки стихов, стараясь быть при этом точным и правдивым. Поэтому она считала пригодным для художественного изображения буквально все, что составляет повседневную жизнь и окружает человека: полночный свод, крохотная былинка, ромашка или лопух. То же и в чувстве — любая из человеческих эмоций может быть художественно исследована, закреплена в слове и передана будущим столетиям. Власть и могущество искусства представлялись ей огромными и вряд ли даже обозримыми. Ахматова любила передавать это удивление читателю, когда имела возможность еще раз убедиться в фантастической нетленности человеческой культуры, в особенности такого хрупкого и невечного материала, каким является слово.
    В ее поздней поэзии наиболее устойчивый мотив — прощание со всем прошлым, даже не с жизнью, а именно с прошлым: «На прошлом я черный поставила крест…». Он звучит не только в лирике позднего периода, начиная с тридцатых годов, но, разросшись, этот мотив образовал собой масштабную «Поэму без героя». Характерной особенностью военной и послевоенной лирики Ахматовой является удивительное своей неожиданной естественно стью совмещение двух поэтических масштабов: это, с одной стороны, обостренное внимание к мельчайшим проявлениям окружающей поэта повседневной жизни (красочные мелочи, выразительные детали, штрихи), а с другой — огромное небо над головой и древняя земля под ногами, ощущение вечности:
    Из перламутра и агата,
    Из задымленного стекла,
    Так неожиданно покато
    И так торжественно плыла,—
    Как будто «Лунная соната»
    Нам сразу путь пересекла.
    Незыблемость вечных основ жизни, живительным и прочным элементом входившая в ахматовский стих, не могла упрочить и сохранить уникальное в своем единичном существовании челове240 ческое сердце, но к нему-то, прежде всего, и должна быть обращена поэзия:
    Наш век на земле быстротечен,
    И тесен назначенный круг,
    А он неизменен и вечен —
    Поэта неведомый друг.
    Среди множества стихов военных и послевоенных лет есть такие, которые являются как бы спутниками создававшейся одновременно с ними «Поэмы без героя». В них Ахматова уходит по дорогам памяти — в молодость, в 1913 год, вспоминает, взвешивает, судит, сравнивает. Глобальное понятие Времени властно входит в ее лирику и окрашивает ее в своеобразные тона:
    А все, кого я на земле застала, Вы, века прошлого дряхлеющий посев!..
    В стихотворении «На Смоленском кладбище» она как бы подытоживает прошедшую эпоху. Здесь главное — ощущение великого водораздела, пролегшего между двумя веками: прошлым и нынешним. Ахматова видит себя стоящей на этом берегу, на берегу жизни, а не смерти:
    Вот здесь кончалось все: обеды у Данона,
    Интриги и чины, балет, текущий счет…
    В этих строках речь идет о мнимом человеческом существовании, ограниченном пустой быстротекущей минутой. В одной этой фразе схвачена суть мнимой, а не подлинной человеческой жизни. Эта «жизнь», утверждает Ахматова, равна смерти. Подлинная жизнь появляется у нее, как правило, тогда, когда в стих входит ощущение истории страны, народа. Когда-то в молодости в «Эпических мотивах» она писала о том, что в старости, в нищете, в болезнях, на грани смерти она, возможно, вспомнит мягкий зимний снег, медленно поднимающийся кверху:
    И я подумала: не может быть,
    Чтоб я когда-нибудь забыла это.
    И если трудный путь мне предстоит,
    Вот легкий груз, который мне под силу
    С собою взять, чтоб в старости, в болезни,
    Быть может, в нищете — припоминать:
    Закат неистовый, и полноту
    Душевных сил, и прелесть милой жизни.
    Прелесть «милой жизни» постоянно преодолевала мрак ее последних стихов. Возможно, на краю жизни она взяла с собой именно легкий груз, живые очертания царскосельских садов, и заснеженный Тучков переулок, и комаровские сосны… А нам она оставила поэзию, где есть все: и мрак жизни, и жестокие удары судьбы, и отчаяние, и благодарность солнцу, и «прелесть милой жизни».

  9. Ахматова, Анна Андреевна –
    Биография и творчество

    “Я научилась просто, мудро жить…”. (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой)

    Я была, как и ты, свободной,
    Но я слишком хотела жить
    Анна Ахматова
    При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии.
    В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только “литударников”, но и государственных блюстителей партийной идеологии.
    И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
    Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:
    В кругу кровавом день и ночь
    Болит жестокая истома.,.
    Никто нам не хотел помочь
    За то, что мы остались дома.
    Замечательным памятником той скорбной поры является ее знаменитый “Реквием”. В этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:
    Там тюремный тополь качается
    И ни звука — а сколько там
    Неповинных жизней кончается…
    Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:
    Милый мой! И я тоже.
    Умру с тобой…
    Ее любимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов.
    В своих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: “Ахматова — в противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…” Далее Неведомская вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:
    И томное сердце слышит
    Тайную весть о дальнем…
    То вновь драматично, с тяжким предчувствием:
    А наутро встанешь с новою загадкой,
    Но уже не ясной и не сладкой.
    И омоешь пыточной кровью
    то, что люди назвали любовью…
    Последнюю строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того, что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
    Не придумать разлуку бездонней,
    Лучше б сразу тогда — наповал…
    И, наверно, нас разлученней
    В этом мире никто не бывал.
    Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.
    Тема Родины также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес в себе ее голос.

    Список литературы

  10. Главная
    Сочинения по литературе
    Я научилась просто, мудро жить – сочинение
    Эти стихи А.А. Ахматова пишет в 1912 году. Ей всего двадцать три, но она уже автор своей первой поэтической книги «Вечер», любящая жена и мать. Она молода, привлекательна и, безусловно, талантлива. А вокруг революции, война, крах устоев и традиций. И ей нужны мудрость и молитва, потому что слишком тяжелый крест взвалила она на свои плечи.
    Что мне поступь Железной Маски,
    Я еще пожелезней тех…
    «Железная» Ахматова гордилась тем, что даже в самые мрачные дни своей биографии «не переставала писать стихи».
    Мне близка поэзия А.А. Ахматовой, полная глубокого психологизма и чувственности, утверждающая права обыденных вещей. В ее стихах душа оживает «для великой земной любви», она «поет» «о великой щедрости Божией» и о России. Ее философия – это философия любви и искренности, поэтому так притягательны пленительные ахматовские строки.
    Как поэт А.А. Ахматова сформировалась под влиянием классической литературы и новых модернистских веяний, став неким звеном, соединяющим культуру прошлых десятилетий с нынешним веком. Она не дискутировала по поводу традиций в литературе и нового искусства, а создавала их. Ее стихи отличаются законченностью формы, неповторимостью образов, глубиной переживаний лирического героя, мудростью и философичностью.
    У А.А. Ахматовой своя философия – философия любви. Поистине, любить по-настоящему способен только талантливый человек. Ведь это чувство вечное, как сама жизнь. По признанию поэтессы, «должен на этой земле испытать каждый любовную пытку».
    В стихотворениях А.А. Ахматовой лирическая героиня – страдалица, и оттого «словно тронуты черной, густою тушью тяжелые веки» ее. Перед нами образ женской души, которая приняла любовь как сладкую боль, лихорадку. Ей нужна мука, трудно представить себе героиню счастливой:
    Я не плачу, я не жалуюсь,
    Мне счастливой не бывать…
    Героиня многолика. Она хочет быть прирученной, покоренной, почти рабыню видим мы в стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнем», в другом – картина почти не меняется:
    И висит на стенке плеть,
    Чтобы песен мне не петь.
    «Как соломинкой» пьют ее душу, но она «пытки мольбой не нарушит». Беззаветна, отреченна, смиренна ее любовь, но одновременно и страстна:
    Не любишь, не хочешь смотреть…
    О, как ты красив, проклятый!
    Когда же страдания почти невыносимы, возникает протест, исступленный крик:
    Я к тебе никогда не вернусь
    или грустный полушепот опустошенного сердца:
    И если в дверь мою ты постучишь,
    Мне кажется, я даже не услышу.
    Стихи А.А. Ахматовой о любви – это ее жизнь, исповедь, вышедшая за пределы личного, остающаяся в сердце навсегда.
    Однако любовные переживания все чаще соединяются с мыслями о державном Петербурге («Стихи о Петербурге»), войне 1914 года («Утешение»), революции («Для того ль тебя носила…»), Боге («Библейские стихи»). И это тоже философия Ахматовой – философия смысла жизни. Происходит наполнение традиционных мотивов новым содержанием. Дом, родная земля, Отечество все чаще тревожат сознание героини. Личная драма не сводится только к горечи переживаний, скорее дает представление о безграничных возможностях человека. В стихах о России как-то почти незаметно, но очень естественно сближаются драма личной жизни и подвиг человека.
    История и современность у А.А. Ахматовой переплетаются. Данное единство направлено на то, чтобы выразить свое понимание взаимоотношений человека и обстоятельств. Очень показательно в этом плане стихотворение «Лотова жена». Нравственная сила, тяга к добру, идеалу способны соперничать с неблагоприятными, драматическими обстоятельствами. Логическим завершением авторской мысли станет представление о возможности счастья, которое укладывается в один миг жизни, равный подвигу, и остается в памяти на века. Такова история Лотовой жены. Особую силу в этом произведении приобретают, на мой взгляд, два заключительных стиха:
    Лишь сердце мое никогда не забудет
    Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
    Аллегорический образ жены приобретает новое философское звучание в годы войны, когда поэтесса с болью и мужеством заговорила о возможности подчинить все свои чувства общенародной цели:
    И та, что сегодня прощается с милым, –
    Пусть боль свою в силу она переплавит.
    Мы детям клянемся, клянемся могилам,
    Что нас покориться никто не заставит.
    Перед нами другая героиня, другая Ахматова, и все-таки она та же. В тяжелое пятилетие голос поэтессы приобрел особую силу, стал звучать как торжественная клятва, проповедь взамен лирической исповеди. Вместе с тем, как и в начале века, так и во время войны драма человека неразрывно связана у А.А. Ахматовой с его мужеством. Пророчество «Клятвы», «Ветра войны» нашло свое продолжение в послевоенной лирике. Груз житейских забот не заглушил голос сердца, разума, честного и гордого человека.
    Ахматовская философия любви, жизни, истории необычна, поэтому так притягательны для меня ее стихи.

  11. Тема: – “Я научилась просто, мудро жить…”. (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой.)”

    Я была, как и ты, свободной,
    Но я слишком хотела жить,
    Анна Ахматова
    При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только “литударников”, но и государственных блюстителей партийной идеологии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю. Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях: В кругу кровавом день и ночь Болит жестокая истома.,. Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома. Замечательным памятником той скорбной поры является ее знаменитый “Реквием”. В этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий: Там тюремный тополь качается И ни звука — а сколько там Неповинных жизней кончается… Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви: Милый мой! И я тоже. Умру с тобой… Ее любимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов. В своих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: “Ахматова — в противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…” Далее Неведомская вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью: И томное сердце слышит Тайную весть о дальнем… То вновь драматично, с тяжким предчувствием: А наутро встанешь с новою загадкой, Но уже не ясной и не сладкой. И омоешь пыточной кровью то, что люди назвали любовью… Последнюю строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того, что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
    Не придумать разлуку бездонней,
    Лучше б сразу тогда — наповал…
    И, наверно, нас разлученней
    В этом мире никто не бывал.
    Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы. Тема Родины также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес в себе ее голос.

  12. 12
    Текст добавил: КоролеваКласса

    Сочинение: “Я научилась просто, мудро жить…”. (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой)
    “Я
    научилась просто, мудро жить…”. (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой)

    Я была, как и
    ты, свободной,
    Но я слишком
    хотела жить
    Анна Ахматова
    При упоминании
    имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта
    женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты
    \”серебряного века\” в своих стихах нередко признавались в любви к
    этой королеве русской поэзии.
    В бурях века
    Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и
    запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева,
    расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына
    репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только
    \”литударников\”, но и государственных блюстителей партийной
    идеологии.
    И все-таки в
    огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была
    исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее
    произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила
    своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
    Ахматову
    волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской
    интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала
    психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:
    В кругу
    кровавом день и ночь
    Болит жестокая
    истома.,.
    Никто нам не
    хотел помочь
    За то, что мы
    остались дома.
    Замечательным
    памятником той скорбной поры является ее знаменитый \”Реквием\”. В
    этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:
    Там тюремный
    тополь качается
    И ни звука — а
    сколько там
    Неповинных
    жизней кончается…
    Но, конечно,
    основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее
    стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с
    мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:
    Милый мой! И я
    тоже.
    Умру с тобой…
    Ее любимый был
    сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения
    дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов.
    В своих
    мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: \”Ахматова — в
    противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в
    семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…\” Далее Неведомская
    вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о
    поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:
    И томное сердце
    слышит
    Тайную весть о
    дальнем…
    То вновь
    драматично, с тяжким предчувствием:
    А наутро
    встанешь с новою загадкой,
    Но уже не ясной
    и не сладкой.
    И омоешь
    пыточной кровью
    то, что люди
    назвали любовью…
    Последнюю
    строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того,
    что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как
    не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
    Не придумать
    разлуку бездонней,
    Лучше б сразу
    тогда — наповал…
    И, наверно, нас
    разлученней
    В этом мире
    никто не бывал.
    Жизнь и любовь
    Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.
    Тема Родины
    также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует
    просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней
    людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала
    заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес
    в себе ее голос.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  13. Лирика Ахматовой — одно из вершинных достижений русской литературы XX века. По своей глубине и философской насыщенности она по праву стоит в одном ряду с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета. Уходя своими корнями в век XIX и являясь продолжателем лучших традиций русской поэтической школы, Ахматова создала свой собственный, ни на что не похожий лирический мир.
    Уже с первых сборников поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
    Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» является одним из самых ярких примеров философской лирики Ахматовой. В нем с особой силой ощущается влияние А. С. Пушкина. Чувствование мира Ахматовой столь же гуманистично и близко природе, как и у великого русского поэта. Естественность и красота того, что происходит вокруг, является для Пушкина своеобразным мерилом духовности человека. Понимание и принятие законов природы и принятие их в качестве высшего арбитра в оценке человеческой жизни — основной постулат Пушкина. У Ахматовой мы видим сходные по общему ощущению строки:
    Я научилась просто, мудро жить,
    Смотреть на небо и молиться Богу…
    Только природа, бытие дает человеку силы, является для него источником неисчерпаемой энергии. И именно этот избыток жизненных сил (по-моцартиански, как у Пушкина) становится источником поэтических вдохновений.
    Когда шуршат в овраге лопухи
    И никнет гроздь рябины желто-красной,
    Слагаю я веселые стихи
    О жизни тленной, тленной и прекрасной.
    Жизнь прекрасна, несмотря на то, что она «тленна». Смерть воспринимается как органичная часть бытия, составляющая часть всеобщего круговорота мироздания. Благословить мироздание, несмотря на то, что в нем есть смерть и страдание, — в этом призвание поэта-гуманиста. Следуя заветам Пушкина, лирический герой Ахматовой принимает все, что дает жизнь, с благодарностью и радостью.
    Лишь изредка прорезывает тишь
    Крик аиста, слетевшего на крышу.
    И если в дверь мою ты постучишь,
    Мне кажется, я даже не услышу.
    Перед этой всеобъемлющей любовью, разлитой в мироздании, перед этим «всечувствованием» меркнет любовь женщины к мужчине. Лирический герой Ахматовой как бы перерастает рамки личных чувств, выходит за пределы любовных взаимоотношений, приобретая способность, подобно пушкинскому пророку, видеть и чувствовать то, что не видно обычным людям («виждь и внемли, исполнись волею моей»).
    Образная структура стихотворения нарочито приземлена. Оно насыщено прозаизмами — «крыша», «крик аиста», «лопухи», «камыши». Однако это вполне логично вытекает из первых двух строчек:
    Я научилась просто, мудро жить,
    Смотреть на небо и молиться Богу…
    Дальнейшее стихотворение как бы раскрывает их конкретное значение, их «осуществление» в реальной жизни.
    Итак, стихотворение является ярким примером философской лирики Ахматовой. Усваивая традиции русской поэтической школы (в особенности через поэтический мир Пушкина), Ахматова развивает их, насыщает свои стихи психологизмом, придает им особую, доверительную интонацию.
    Творчество А. Ахматовой оказало огромное влияние на русскую поэзию XX века. Во многом под ее влиянием сформировалось мастерство таких поэтов, как М. Цветаева, И. Бродский и многих других.

  14. Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Хотя, наверно, нельзя так говорить о женщине, чей муж был расстрелян, а сын несколько раз находился в тюрьме и ссылке. Ее гнали и травили, она почти всегда жила в бедности и в бедности умерла. Но с нею всегда были ее стихи. Она поэт. Впервые в ее лице женщина обрела поэтический голос такой силы. «Я научила женщин говорить», — заметила Анна Ахматова в одной из эпиграмм. За пятьдесят лет творческого труда поэзия Анны Ахматовой нашла всемирное признание.
    Литературную деятельность Ахматова начала как поэт-акмеист. Яркий, предметный мир переполняет ее ранние стихи. Она ищет идеалы, к которым будет стремиться всю жизнь. Любовь, творчество, искусство. . . Именно любовная лирика была ее главным достижением. Но любовь у поэтессы почти никогда не показана спокойной. Ее стихи — как поэтические новеллы.
    Сжала руки под темной вуалью. . .
    «Отчего ты сегодня бледна?»
    Оттого, что я терпкой печалью
    Напоила его допьяна.
    Стихи Ахматовой грустны, они хранят какую-то тайну, а может, и скрытую радость. Тоска — это состояние, через которое молодая Ахматова воспринимает мир. Любовь у поэта всеохватывающая. Это и чувство к близкому человеку, и к родной земле, и к Родине.
    Мне голос был.
    Он звал утешно.
    Он говорил: «Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда. . . »
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.
    Вершиной творческого подъема молодой Ахматовой стал сборник «Anno Domini», вышедший в 1921 году. Это период творчества, совпавший с послереволюционным периодом, когда старая жизнь рухнула, а новая только началась. В стихотворениях сборника звучат гражданские и философские мотивы.
    Все расхищено, предано, продано,
    Черной смерти мелькало крыло,
    Все голодной тоскою изглодано,
    Отчего же нам стало светло?
    Вместе с первыми стихами в поэзию Ахматовой вошла тема любви к Родине. Родина для Ахматовой — это не предмет для размышлений. Родина — это жизнь, это стихи, это родная речь. Боль и трагедия страны — это ее боль. А. Ахматовой пришлось пережить две войны, революцию, сталинские репрессии. Но она никогда не была посторонним наблюдателем. Поэма «Реквием» — яркое подтверждение тому: «Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был». В основу произведения положены трагические события тридцатых годов, всю тяжесть которых поэтесса разделила со своим народом.
    Поэзия А. Ахматовой — образец поэтического величия. Михаил Дудин так сказал об этой удивительной женщине:
    Голос ее благороден.
    Облик ее прекрасен.
    Подвиг ее народен.
    Смысл ее песен ясен.
    А.
    «
    1
    2
    »

  15. Я была, как и ты, свободной,
    Но я слишком хотела жить
    Анна Ахматова
    При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии.
    В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только “литударников”, но и государственных блюстителей партийной идеологии.
    И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
    Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:
    В кругу кровавом день и ночь
    Болит жестокая истома.,.
    Никто нам не хотел помочь
    За то, что мы остались дома.
    Замечательным памятником той скорбной поры является ее знаменитый “Реквием”. В этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:
    Там тюремный тополь качается
    И ни звука — а сколько там
    Неповинных жизней кончается…
    Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:
    Милый мой! И я тоже.
    Умру с тобой…
    Ее любимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов.
    В своих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: “Ахматова — в противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…” Далее Неведомская вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:
    И томное сердце слышит
    Тайную весть о дальнем…
    То вновь драматично, с тяжким предчувствием:
    А наутро встанешь с новою загадкой,
    Но уже не ясной и не сладкой.
    И омоешь пыточной кровью
    то, что люди назвали любовью…
    Последнюю строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того, что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
    Не придумать разлуку бездонней,
    Лучше б сразу тогда — наповал…
    И, наверно, нас разлученней
    В этом мире никто не бывал.
    Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.
    Тема Родины также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес в себе ее голос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *