Сочинение на тему я творец культуры

7 вариантов

  1. Человек – не только творец культуры, но и её творение. Наши потребности, способности и умения (даже те, которые обусловлены биофизиологической природой) , являются даром культуры и ею обработаны. Чем богаче у человека состав потребностей, способностей и умений, чем он более духовен, тем выше уровень его культуры. Своеобразие культуры каждого человека определяется конкретным соотношением в нём знаний, ценностей, идеалов, мерой его общительности и качеством его художественного вкуса.
    Хроноструктура онтогенеза, определяющая динамику вхождения человека в культуру, может быть представлена следующим образом:
    1. Первый его этап – младенчество (примерно первые три года) . В этот период единственно доступная ребёнку форма деятельности – общение. Оно начинается с обмена улыбками с матерью, с обращения к ней неартикулированными, но эмоционально-выразительными звуками (“гуление”, “лепет”) и развивается дальше по мере овладение речью, способностью ходить, пользоваться руками и т. д. Первые звуковые, мимические и жестовые обращения являются ещё в сущности природными средствами общения, но словесная речь и формы поведения, которым взрослые учат ребёнка, – уже продукты культуры. Процесс культурации на этом этапе только начинается.
    2. Второй этап онтогенеза – детство (примерно от 3 до 6-7 лет, т. е. до поступления в школу) . Психологи полагают, что на этом этапе ведущим видом деятельности является ролевая игра (художественно-образное воссоздание поведения и действий взрослых) , т. е. можно сказать, что основная сила, формирующая ребёнка в это время, – художественное общение. Оно дополняется влиянием результатами художественного творчества взрослых, создаваемыми специально для детей (сказки, картинки, песни и др.) . Хотя в эти годы можно уже учить ребёнка читать, писать и считать, но развитие воображения и способности к общению значительно опережают процесс обретения знаний, и роль знаний и умений несравнимо меньше, чем роль искусства.
    3. Третий этап начинается с переломного для ребёнка события – прихода в школу, т. е. перехода от “возраста игр” к “возрасту учения”, и завершается другим переломным периодом – половым созреванием (от 6-7 до 13-14 лет) . На этом этапе у ребёнка происходит зарождение самосознания. Деятельностная доминанта – познание мира, которое ребёнок осуществляет с помощью учителей. Это приводит к активному развитию абстрактного мышления, опережающего все другие психические процессы.
    4. Четвёртый этап начинается периодом превращения ребёнка во взрослого человека и заканчивается завершением учения в средней или высшей школе, т. е. выходом в самостоятельную жизнь. Это начало самостоятельной предметно-созидательной деятельности, профессионального труда. В этот период активно развивается потребность в мировоззренческой рефлексии, в обдумывании системы ценностей и обретении их в собственном опыте. Получение знаний становится средством для обоснования мировоззрения и самосознания. Роль искусства в этот период опять очень высока, так как оно расширяет и обогащает представления о жизни. Преодолевается неравномерность развития сознания молодого человека: формирование духовных чувств (нравственных, политических, эстетических, религиозных) “догоняет” уровень абстрактного мышления, а потребность в идеалах развивает воображение. Возможность участия в общественной жизни повышает роль социализации и побуждает участвовать в различных социальных движениях. Выбери самое главное!

  2. Эссе «Язык и культура – творцы человека?»
    У медиков бытует мнение: мы то, что мы едим. Пожалуй, также можно сказать и о языке. То, как формировался и развивался язык, что он в себя включает, как отражает реальность, интегрируется с культурой и становится частью любого говорящего на нем.
    Еще юморист Задорнов отмечал, что в опасной ситуации русские пошлют сигнал SOS («спасите наши души»), а американцы будут уносить другую часть тела. Вот оно – столкновение материалистичного и духовного взгляда на мир! Ведь из культуры и национального характера родилось такое выражение, как «американская мечта».
    Яркой особенностью английского языка является правописание личного местоимения «I» («Я»): оно всегда пишется с большой буквы. А для русскоязычного человека характерно употребление «мы» в научных или иных работах.
    Западный мир обращается к людям по фамилии – мистер Смит, мадам Мерсье, синьорита Антонелли… Мы же называем друг друга по имени и отчеству, выказывая уважение.
    Но не только человек меняется под влиянием языка – язык тоже меняется вместе с обществом. В дореволюционной России существовала нейтральная уважительная форма обращения к человеку – «сударь», «господин». В советское время их сменили такие формы, как «товарищ» и «гражданин». В настоящее время предпочтительными являются безличные формы «простите», «будьте добры». Но часто мы слышим, как людей окликают, опираясь на гендерный признак: «мужчина», «женщина», «молодой человек». И уж куда нелепее, когда к пожилой продавщице обращаются, называя ее «девушкой». И хотя в более высоких кругах вновь появляется «господин», трудно представить, что дворника станут так звать.
    Категория рода отсутствует во многих языках мира. И нам сложно даже представить себе восприятие жизни, где не будет такого деления. Что это: признание равноправия или обезличивание? А деление языка на мужскую и женскую форму – это еще одна граница внутри страны?
    Разные языки развиваются по-разному, имеют свои способы пополнения. Богатейшим источником словообразования являются русские суффиксы: и уменьшительные, и ласкательные, и уничижительные. Слово «талант» скажет о человеке, что он не ординарный, «талантище» – радостно восхитится, «талантик» – презрительно нивелирует значимость его. А ведь помимо формы слова на смысл и значение влияет и сочетание слов. Не зря русский язык называют богатейшим языком в мире!
    Язык называет все предметы и явления мира, отражает мысли и чувства, дает человеку осознать себя  частью мироздания. Однако разные языки делают это по-разному. Случилось мне как-то объяснять иностранным студентам дорогу к общежитию. Вот тогда я впервые задумалась о том, как мы видим себя и пространство вокруг. Для русского человека характерно точкой отсчета считать себя: «Идите прямо, сверните налево, дойдете до перекрестка – поверните направо». А европейцы отталкиваются от сторон света: «Идите на юг, через квартал сверните на запад». Немаловажную роль играет и свободная структура русского предложения, в отличие от английского жесткого порядка. Это ведь тоже говорит о национальном характере, не так ли?
    Как показывает автор лекций, язык обманчиво очевиден, как дыхание. Мы впитываем его богатство, оттенки, многозначность и противоречия, не замечая этого. Очень ярко выражается отношение к себе и другим в международных анекдотах: здесь и высокомерное отношение к чукчам, евреям, китайцам… В первую очередь это касается ближайших соседей. Но и культура дальних народов в эпоху глобализации влияет на всех нас.
    Все больше американских фильмов идет на наших экранах. Взрослому человеку сложно заметить сразу их влияние. Манера речи и языковые клише персонажей прочно перекочевали в лексикон подростков. Упрощенная схема, когда все имеет только два цвета – черный и белый, а герои истории – «хорошие» и «плохие», незаметно оказывает влияние на формирование мировоззрения. И когда студент на уроке литературы рассуждает о героях книги и говорит, что жена главного героя должна умереть по сюжету, чтобы не мешать его счастью с другой, становится жутковато. То есть, «лишний» персонаж должен быть убит, и тогда ничто не нарушит гармонию? Привыкнув так воспринимать вымышленный мир, не перенесем ли мы все в реальный?
    В противоположность черно-белому миру запада можно противопоставить азиатский мир полутонов. Неискушенный зритель, желающий наказания злодеям, хэппи-энда главным героям и полной ясности финала, будет разочарован. «Все течет, все изменяется» – вот главный принцип их искусства. И в этом он родственен Л.Н. Толстому, который говорил, что нет абсолютно хороших людей, как нет и абсолютно плохих, все мы бываем разными, все неповторимые, все способны к переменам.
    Россия – страна, соединяющая Восток и Запад. Ее язык впитал традиции самых разных народов. Он стал гибким и чутким. И люди, говорящие на нем, образуют народы с такими же чертами.

  3. эссе на тему человек-творец культуры

    Ответы:

    В 2014 году наш район  отмечает  свое 70-летие.  Курумкан – район маленький, где дружно бок о бок живут люди.  Среди них нет ни одного случайного человека. Со всеми тебя что-то связывает – вокруг тебя  родные, друзья, соседи, знакомые. Это передовики производства, ветераны войны и тыла, Герои труда, орденоносцы, Заслуженные работники, доктора и кандидаты наук и просто хорошие люди. Эти люди творят историю  района, республики, через них я ощущаю  свою  сопричастность к истории.   Человек живет и развивается. Фундамент человеческой жизни – культура. Фридрих Ницше понимал культуру как стиль жизни народа, выполняющую различные функции. Я попытался установить взаимосвязь между  функциями культуры и поворотными событиями в жизни района на примере моего деда- Берельтуева О.С.,  проследить его жизненный путь и выявить те моменты биографии, которые могли  бы служить примером значимости трудового человека в становлении культуры района.   -Берельтуев О.С. –  Это человек, посвятивший  всю жизнь нелегкой работе  животновода. Во времена разрухи «90-х  в Курумканском районе шел процесс преобразования колхозов и совхозов в фермерские хозяйства. И Орочен Степанович одним из первых в районе создал семейно-родовую общину, показав себя руководителем, сумевшим построить крепкое хозяйство. В этом случае мы можем говорить о регулятивной, или нормативной функции культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми.- Берельтуев О.С. стоял у истоков   образования в 1990 году районной ассоциации  коренных малочисленных народов Севера.  Мой дедушка – это человек, который не забывает своих предков, обычаев, языка своего народа.  Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Это познавательная и информационная функции,  выступают при этом как социальная и интеллектуальная память человечества.- Важность  демографической ситуации для развития района неоценима.    Орочен Степанович – это отец, воспитавший девятерых детей, создавший свою семью на принципах уклада эвенкийских традиций.  Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности. Эта нормативная функция культуры осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.  Дети и внуки Берельтуевы сейчас заняты во всех сферах деятельности, добиваются успеха.- Орочен Степанович практически единственный шаман во всей баргузинской долине, к  которому ездят не только за совершением ритуалов, но и за советом и поддержкой. Данная ценностная, или аксиологическая функция культуры способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и экологические ценности. Эвенки всегда трепетно относились к местам своего проживания. Это  способствовало сохранению в естественном состоянии родовых земель окрестностей Джирги, где сейчас находится Джергинский заповедник, образованный в 1992 году. Дочь Светлана сейчас егерь заповедника.В последние годы в республике бурно развивается кинематограф. Выходцы из нашего района активно участвуют в этом. Так, Орочен Степанович  в 78 лет сумел сняться в фильме российско-французского производства «Серко». Таким образом, творческая функция культуры  находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.И, как одно из высших признаний – Орочен Степанович является  лауреатом республиканской премии «Человек года – 2011». За активное участие в хозяйственном и культурном строительстве он награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Бурятской АССР.В данном проекте проведена параллель между историческими событиями в районе и основными вехами в судьбе моего деда Берельтуева О.С., которые  его духовно обогатили. Но что особенно важно, эти вехи являются значимым вкладом в историю культуры нашего района. Я пришел к выводу, что человек творец культуры. В итоге мы видим, что культурный человек – это не человек, умеющий хорошо петь и танцевать, это не обязательно  человек с высшим образованием, знающий нормы этикета, а
    человек, стремящийся к самосовершенствованию, который духовно и нравственно богат,  и делится этим с окружающими.Веха – переломный момент в жизни страны,  человека. И когда человек переживает переломные моменты, он становится духовно богаче. И наш район,  преодолевая все новые и новые вехи, растет и развивается, становится сильнее, богаче, лучше.

  4. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, очень скоро, возможно, людей на производстве заменят роботы, вся цепочка ДНК будет расшифрована, люди перестанут болеть, будут жить вечно. И именно сейчас перед нами наиболее остро встал вопрос — нужна ли человечеству культура?  «Конечно, нет», — скажет кто-то. Но будет ли он прав? Я думаю, будет, но лишь в том случае, если посмотрит на культуру с одной стороны. Действительно, зачем человеку уметь красиво общаться, если мы все чаще общаемся друг с другом при помощи интернета?  Зачем человеку быть художником, уметь писать картины на холсте, если любой понравившийся сюжет можно увековечить с помощью фотоаппарата? Разве нужно быть композитором, чтобы сочинить модную нынче клубную музыку? Я думаю, совсем необязательно.  Но разве все это можно назвать искусством? По-моему, нет. Конечно, в любом деле есть мастера, есть люди, способные довести свое дело до высшего уровня. Но мода очень изменчива, и то, что вчера казалось красивым, сегодня потеряло актуальность. А выйдет ли из моды настоящее искусство: картины Рафаэля, музыка Бетховена, стихотворения Пушкина? Нет, не выйдет, потому что оно вечно.  Но почему сейчас не модно быть скульптором, художником, поэтом? Может быть, потому, что люди перестали замечать красоту природы.  Стремясь к прогрессу, человечество забыло о том, что такое красота, оно видит перед собой лишь сложные механизмы, чертежи и конструкции.  Так нужна ли человечеству культура? Да, нужна. Ведь именно культура — ценнейшая и прекраснейшая вещь на свете. Это то, ради чего следует жить.
    Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но одинокий человек – это несчастливый человек. Общение с другими людьми обогащает человека. Мы смотрим на мир не только своими глазами, но и глазами наших друзей, родных, знакомых. В общении человек раскрывает себя. Дмитрий Лихачев утверждал, что «важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит». А если еще обратить внимание на то, как незнакомый человек говорит, то, пообщавшись совсем немного, можно сделать о человеке определенные выводы.
    Общение – это то, без чего человек не может жить. В наше время нередко можно услышать от взрослых, постоянно занятых своими проблемами, работой, что им даже пообщаться времени нет. Молодежь, наоборот, постоянно находит время для разговоров. Мы, правда, общаемся в основном по мобильному телефону и через интернет. Общаемся часто по делу и просто так и, наверное, никогда не задумываемся о том, сколько времени тратим впустую. Мы не думаем о том, что свое и чужое время нужно ценить. Ибо тот, кто умеет разумно распределить время, многое успевает. Нам трудно избавиться от привычки говорить больше о себе и занимать собеседников своими проблемами.
    Мы знаем правила общения, но зачастую забываем их. Встречаясь со своими знакомыми и друзьями, мы выражаем громко свой восторг, шумим, кричим, не замечая других, а иногда даже не слышим своих собеседников. А если мы о чем то спорим, то каждый из нас пытается любым способом доказать свою точку зрения. Может быть, в таком случае просто нужно перевести разговор на другую тему. Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, и своей радостью он хочет поделиться с другими.
    С одной стороны, в этом ничего плохого нет. С другой стороны, человек может не заметить, что его собеседник чем то удручен и ему совсем не хочется разделять, чью то радость. Мы очень часто забываем основное правило общения: умение выслушать своего собеседника. Культура общения требует соблюдения «золотого правила»: относись к собеседнику так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. Ведь нам так хочется, чтобы нас выслушали. Мы испытываем чувство дискомфорта, когда нас перебивают и начинают говорить о чем то своем. Мы огорчаемся, расстраиваемся. Но все же нужно начинать с самих себя: каждому из нас надо учиться умению выслушать собеседника.
    Казалось бы, нет ничего проще, чем вести себя так, как требуют правила этикета. Но можно овладеть хорошими манерами и не уметь находить общий язык с другими людьми. Можно выучить правила поведения и не быть воспитанным человеком, не быть приятным и внимательным собеседником. Воспитанный человек уверенно и спокойно чувствует себя в любом обществе, в любой обстановке. Он быстро находит общий язык с различными людьми. Он не испытывает комплексов неполноценности, страха. Самое главное – воспитанный человек уважает собеседника и умеет его слушать.
    Человек создал культуру, а культура — человека. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного существования, который выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении людей к соотечественникам, к работе, к родному языку. Я считаю, что чем крепче связи человека с культурой своего народа, тем больше можно надеяться на него как на гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ, патриота и интернационалиста.
    Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по-своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание понятия культуры. По моему мнению, культурный человек – это человек, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый прийти на помощь. Вместе с тем, культуру невозможно вообразить без умения общаться, придерживаться норм этикета. В народе говорят: по одежде человека встречают, а по уму провожают. То есть, первое впечатление о нас создается по нашей одежде. Как приятно наблюдать за человеком, который со вкусом одет! Вы скажите, что на это нужны большие средства? Думаю, это не всегда так. Умение одеваться за деньги не купишь. Я часто вижу на улице людей, одетых, будто “из инкубатора”, хотя их одежда и вещи являются довольно дорогими. И очень досадно, когда элегантная госпожа, будто жемчугом, сыпет грубыми словами.  Сразу забывается, во что она одета, а грязный поток слов еще долго звучит в ушах прохожих.
    Человек живет среди людей и потому не имеет права забывать о соблюдении норм поведения в обществе. Этому необходимо учиться всю жизнь.
    Заканчивая школу, я сознаю, как хорошо было  возле друзей, понимать их, видеть в их глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. Что же возьму я в жизненную дорогу из родной школы, какие черты культурного человека воспитали во мне учителя? Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. “Без языка нашего и народа нашего нет”. Уровень развития родного языка, по моему мнению, отображает уровень духовного развития нации: словарь – это то, что нация знает о мире, а грамматика – это то, как она об этом мире говорит. Меня учат в школе знать и словарь, и грамматику, беречь и приумножать богатства родного языка. Я твердо осознаю, что это является моей обязанностью, так как человек, который не понимает значения родного языка, отдаляет себя от культурно-исторического опыта и достижений своего народа, его культурно-духовных достояний.
    Я очень признательна учителям за то, что учат меня различать щедрость и скупость, настоящее богатство души и убогость, а также смотреть на вещи реально. Я скромная, умею жалеть и сочувствовать, беречь и оберегать, умею видеть настоящую человеческую ценность. Признательна тем одноклассникам, которые меня поддерживают, так как это есть шанс двигаться к совершенству, а когда они ставят мне что-то в укор или осуждают, то также учат меня – быть лучше, добрее, мудрее.
    Скромность помогает оберегать себя и других от наглости, несправедливости. Я очень люблю и уважаю своих родителей, так как только они дали мне жизнь, сформировали меня как человека, научили вере в Бога, придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять нашу культуру. Но мне еще очень много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Прежде всего, глубже выучить исторические и художественные ценности, овладеть как минимум двумя иностранными языками, чтобы ознакомиться с жизнью других народов. Мне необходимо еще очень много учить, чтобы быть культурным человеком.

  5. Современный культурный человек
    2014 год объявлен в России Годом культуры. В ходе изучения культурологии студенты ИГЭУ написали эссе по проблемам определения понятий «культура» и «современный культурный человек».
    Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.
    Студенческое научное историческое общество «КЛИО»
    Гусева Нина, 1-4:
    Культура — это стремление
    к совершенству посредством познания
    того, что более всего нас заботит,
    того, о чем думают и говорят…
    Мэтью Арнольд.
    Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.
    Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.
    Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро —  это, прежде всего, счастье всех людей.
    Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…».
    Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.
    Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.
    В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».
    Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.
    Галкин Олег, 1-4:  
    В толковом словаре С.И. Ожегова понятие культуры трактуется так: «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;» культурный человек – «это находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему», а так же «относящийся к просветительской или интеллектуальной деятельности».
    Это определение размытое и не очень понятное. Попробуем порассуждать на тему: «Какого человека принято считать культурным? Как соотносятся образование и культура?» Русские философы (например, Иван Ильин), писатели, публицисты: (Д.С. Лихачёв, Д.А. Гранин, В.А. Солоухин, Л.В. Успенский и др.) не раз полемизировали на эту тему в дискуссиях, очерках и статьях.
    Интересные размышления о традициях в культуре находим у Ивана Ильина. Он считает, что будущее культуры в умении быть благодарным за прошлое, то есть впитывать в себя всего того, что уже было создано, но не холодного и расчётливого, « ответной реакции сердца, на уже оказанное тебе благодеяние».
    Нельзя не согласиться с этим мнением. Культурный человек способен к познанию мира в его прошлом, настоящем и будущем (это и есть познавательная функция культуры) такой человек способен воспринять всё, что создано другим человеком, его умом руками. Но не завидовать, и тем более «чернить», а воспринимать как интересное явление, оценить и, может быть, познать глубже.
    Образованность и культура – понятия соотносимые, но далеко не однозначные.  Что значит образованность? Это совокупность определённых знаний из какой либо области. Кстати, кто более образован? Кто углублённо познал определённую науку или имеет широкие представления из целого ряда знаний о мире? Несомненно, образование, знания питают культуру человека, но это лишь часть её. Хорошо об этом сказал Д.С. Лихачёв «Культурный человек-это человек интеллигентный. А интеллигентность не только в знаниях – она в способности понимания другого и уважении его Я».
    Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения – одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек – человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.
    Итак, «культурный человек» – понятие достаточно широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру.
    Блеченкова Анастасия, 1-4:
    «Культура – суть организма. История культуры их биография. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечнодетского человечества пробуждается и выделяется великая душа» (Освальд Шпенглер).
    Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.
    Человек – творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.
    Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.
    В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад,  позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.
    Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.
    Культура есть реализация  человеческого творчества и свободы, отсюда – многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.
    Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.
    Информацию предоставила А.Г. Горюнова

  6. Вопрос:

    эссе на тему человек-творец культуры

    Ответы:

    В 2014 году наш район  отмечает  свое 70-летие.  Курумкан – район маленький, где дружно бок о бок живут люди.  Среди них нет ни одного случайного человека. Со всеми тебя что-то связывает – вокруг тебя  родные, друзья, соседи, знакомые. Это передовики производства, ветераны войны и тыла, Герои труда, орденоносцы, Заслуженные работники, доктора и кандидаты наук и просто хорошие люди. Эти люди творят историю  района, республики, через них я ощущаю  свою  сопричастность к истории.   Человек живет и развивается. Фундамент человеческой жизни – культура. Фридрих Ницше понимал культуру как стиль жизни народа, выполняющую различные функции. Я попытался установить взаимосвязь между  функциями культуры и поворотными событиями в жизни района на примере моего деда- Берельтуева О.С.,  проследить его жизненный путь и выявить те моменты биографии, которые могли  бы служить примером значимости трудового человека в становлении культуры района.   -Берельтуев О.С. –  Это человек, посвятивший  всю жизнь нелегкой работе  животновода. Во времена разрухи «90-х  в Курумканском районе шел процесс преобразования колхозов и совхозов в фермерские хозяйства. И Орочен Степанович одним из первых в районе создал семейно-родовую общину, показав себя руководителем, сумевшим построить крепкое хозяйство. В этом случае мы можем говорить о регулятивной, или нормативной функции культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми.- Берельтуев О.С. стоял у истоков   образования в 1990 году районной ассоциации  коренных малочисленных народов Севера.  Мой дедушка – это человек, который не забывает своих предков, обычаев, языка своего народа.  Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Это познавательная и информационная функции,  выступают при этом как социальная и интеллектуальная память человечества.- Важность  демографической ситуации для развития района неоценима.    Орочен Степанович – это отец, воспитавший девятерых детей, создавший свою семью на принципах уклада эвенкийских традиций.  Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности. Эта нормативная функция культуры осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.  Дети и внуки Берельтуевы сейчас заняты во всех сферах деятельности, добиваются успеха.- Орочен Степанович практически единственный шаман во всей баргузинской долине, к  которому ездят не только за совершением ритуалов, но и за советом и поддержкой. Данная ценностная, или аксиологическая функция культуры способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и экологические ценности. Эвенки всегда трепетно относились к местам своего проживания. Это  способствовало сохранению в естественном состоянии родовых земель окрестностей Джирги, где сейчас находится Джергинский заповедник, образованный в 1992 году. Дочь Светлана сейчас егерь заповедника.В последние годы в республике бурно развивается кинематограф. Выходцы из нашего района активно участвуют в этом. Так, Орочен Степанович  в 78 лет сумел сняться в фильме российско-французского производства «Серко». Таким образом, творческая функция культуры  находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.И, как одно из высших признаний – Орочен Степанович является  лауреатом республиканской премии «Человек года – 2011». За активное участие в хозяйственном и культурном строительстве он награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Бурятской АССР.В данном проекте проведена параллель между историческими событиями в районе и основными вехами в судьбе моего деда Берельтуева О.С., которые  его духовно обогатили. Но что особенно важно, эти вехи являются значимым вкладом в историю культуры нашего района. Я пришел к выводу, что человек творец культуры. В итоге мы видим, что культурный человек – это не человек, умеющий хорошо петь и танцевать, это не обязательно  человек с высшим образованием, знающий нормы этикета, а
    человек, стремящийся к самосовершенствованию, который духовно и нравственно богат,  и делится этим с окружающими.Веха – переломный момент в жизни страны,  человека. И когда человек переживает переломные моменты, он становится духовно богаче. И наш район,  преодолевая все новые и новые вехи, растет и развивается, становится сильнее, богаче, лучше.

  7. Культура есть реализация творчества и свободы человека, это приводит к многообразию культур и форм культурного развития.
    Культура есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя. Человек – творец, и лишь в силу этого обстоятельства – творение культуры.
    Возникает вопрос: что самоценно само по себе – человек или культура? Вне культуры человек не может осуществить себя в качестве человека, реализовать свой духовный потенциал. Но ценность культуры есть производное от самоценности человека. Через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Приобщение это осуществляется тогда, когда человек начинает не просто созерцает культурные символы, а «оживляет» культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве.
    Традиционная культура
    Традиция– передача и закрепление социального опыта от поколения к поколению, при которых поддержание этого опыта обосновывается и узаконивается простой ссылкой на его существование в прошлом. Традиция – это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъекта культуры.
    Однако рано или поздно традиция разрушается, и возникают другие, более развитые культуры. Традиция оттесняется и дополняется другими средствами воспроизводства и поддержания культуры – идеологией, правом, искусством и др. Главной функцией традиции оказывается узаконение определенных норм и форм деятельности и поведения.
    Традиционные формы деятельности и поведения ориентированы не на достижение определенной цели, а на повторение некогда заданного образца или стереотипа. В этом смысле традиция обеспечивает устойчивость общества.
    Традиция остается наиболее сильной и влиятельной там, куда не в состоянии проникнуть характерные для данной культуры механизмы регулирования.
    Важную роль традиция играет в тех социальных движениях, которые стремятся представить свои цели возвращением к традиционным порядкам, близким и понятным широким народным массам, или определенным типам сознания.
    Таким образом, культура включает в себя две стороны:
    – культурную традицию;
    – культурную новацию – как культуросозидающую деятельность человека, приращение нового культурного богатства.
    Формы культуры
    В зависимости от того, кто является создателем культуры и каков уровень ее развития, различают три формы культуры:
    – элитарную (высокую) культуру;
    – народную (фольклор);
    – массовую культуру.
    Прогресс культуры
    Преемственность элементов и ценностей культуры в поступательном историческом развитии общества, во взаимоотношении различных исторических эпох и периодов развития человечества, народов и сообществ составляет суть прогресса культуры.
    Различают 2 основных подхода к проблеме прогресса:
    1-й подход: формы и типы развития культуры при своем различии образуют единство духовного и материального развития человечества. Каждый новый тип культуры – как способ познавательной и практической деятельности, как система ценностей и правил – будет более прогрессивным, так как выводит человечество на новую ступень развития приближает к универсальности и всеобщности культур.
    2-й подход ставит под сомнение наличие культурного процесса как поступательного развития единой культуры (Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Флоренский).
    Виды культуры
    Доминирующая культура
    Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
    Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многонациональной является данная страна.
    Этническая культура – представляет собой культуру, преимущественно обыденную, бытовую культуру. В нее включают орудия труда, нравы, обычаи, нормы «обычного» права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.[6]
    Специалисты различают в этнической культуре два слоя:
    – исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;
    – исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.
    Национальная культура наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной включает специализированные области культуры. Поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Например: США или Бразилию прозвали этническими «котлами». Американская национальная культура гетерогенна, т.к. она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.
    Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.[7]
    В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно – родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождением литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.[8]
    Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.
    Культурный лаг
    Культурный лагом называют уровень разрыва культурного развития между городом и селом. Иногда он может достигать катастрофических размеров. С массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические исследования, уже не служит основной причиной миграции в город.[9] Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества. В 1990-е годы в деревню широким потоком хлынула низкопробная «массовая культура» – порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в советские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль. В годы экономических реформ никаких препятствий на этом пути нет.
    Городская культура
    Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) – это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тысяч жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.
    Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим положением, численностью населения и размерами, но также специализацией.
    Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.
    Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе: широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.
    Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры – транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).
    Городская среда насыщена значительно большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологически человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень медицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня – непременные атрибуты городской культуры.
    Если для сельской культуры характерно триединство – единство места работы, места жительства и места отдыха – то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.
    Ментальность
    Понятие «ментальность» происходит от латинского слова mens – ум, мышление, образ мысли, душевный склад.
    Ментальность – относительно целостная совокупность мыслей, верований, идеалов, позволяющая создать картину мира какой-либо общности людей скрепленной единством культурной традиции или какого-нибудь сообщества.
    Ментальность представляет собой особый тип мышления и характеризует специфические уровни индивидуального и коллективного сознания. На оценку конкретным индивидом любого явления влияют социальный опыт, здравый смысл, эмоциональные впечатления. Восприятие мира формируется в глубинах подсознания. Следовательно, ментальность – то общее, что рождается из природных данных социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире.
    Ментальность как самостоятельный феномен следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентаций, идеологий по следующим причинам:
    1)Ментальность выражает пристрастия, привычки, коллективные установки и характеризуется устойчивым характером (общественные настроения изменчивы и зыбки);
    2)Ментальность включает в себя ценностные ориентиры, но не исчерпывается ими. При этом ценностные ориентиры осознаваемы, выражают жизненную установку, менталитет же восходит к бессознательным глубинам психики;
    3)Ментальность, как и идеология, мотивирует образ действий, но не всегда предполагает отчетливые схемы поведения.
    Ментальность – не сформулированные явно, не высказанные, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания людей той или иной эпохи и нации.
    В современной культурологии выделены и описаны несколько типов ментальности:
    – по нациям;
    – по эпохам (античность, средневековье, Возрождение).
    Также выделяются уровни ментальности: индивидуальный, групповой, коллективный, менталитет всего народа.
    Язык и культура
    Язык – сложное явление, которое можно рассматривать с разных точек зрения. Долгое время лингвисты смотрели на язык как на код для передачи информации, или как на совокупность обусловленных друг другом средств выражения. Такой подход к языку искажал саму его природу. Проблема взаимодействия языка и культуры впервые была сформулирована В. фон Гумбольдтом, который верил в определяющее воздействие языка на духовное развитие народа.
    Культура – продукт социальной, а не биологической активности людей. Язык же выступает как явление и культуры, и природы. В языке многое определено возможностями физиологии и психофизиологии речевой деятельности (наличие гласных и согласных звуков). Как в культуре каждого народа есть общечеловеческое и сугубо национальное, так и в языке есть интернациональные элементы и языковые единицы с национально-культурным компонентом – та часть языка, которая выражает менталитет нации и свидетельствует о ее культурных особенностях.
    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
    Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав
    Рекомендуемый контект:
    Похожая информация:
    C) деятельность человека, направленная на создание материальных, духовных и других ценностей, необходимых для жизни и удовлетворения потребностей человека и общества
    Captain Beefheart – ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ
    D) формализация ряда управленческих функций, сочетание труда человека и ЭВМ
    I. Определение культуры и цивилизации
    III. Опасности рабочих зон и среды обитания человека
    IV. Преобразования в области культуры.
    IV. Происхождение и развитие сознании человека
    Quot;БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК” (1943—1951, опуб­ликована в 1951) — книга Камю
    Quot;ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Quot;Человек за бортом!”.
    Quot;ЭРИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА” – трактат Шопенгауэра, предметом которого выступает “учение о свойственной человеку от природы страсти к спору”.
    VI. Отчет о выполнении ЧВОК стандартов по защите прав человека и государственного суверенитета
    Поиск на сайте:
    © 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *