Сочинение на тему язык человека показатель его культуры

6 вариантов

  1. “Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры”
    Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
    Слово поднимает нас над окружающей природой как первый признак сознательной, разумной жизни. Слово – способ выражения наших мыслей и чувств. Слово даёт нам возможность понять окружающих и быть понятыми.
    Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Мысли наши формируются языком. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
    Слово хранит все, что создано человеком на протяжении всей истории развития человечества.
    Наш язык, наша речь – это наш мир, отражённый в слове. Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нём, о его интеллекте, образованности, воспитанности, о его мировоззрении. Найти общий язык – значит уметь высказать свои мысли, передать их так, чтобы быть понятым и найти общую точку зрения, обрести единомышленника. И помогает в этом слово. Надо ли объяснять, как важно для каждого из нас жить в мире, где тебя понимают?
    Конечно, печально осознавать, что сегодня русский язык, русское слово переживает не самые лучшие времена. Мы стали забывать язык Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского, Бунина. А ведь вместе с потерей слова утрачиваются духовные и нравственные ценности, заложенные в нем. Это страшно! Если сейчас люди не отдают отчета в опасности такого явления, то через несколько десятилетий, возможно, уже нечего будет спасать, язык «деградирует», слово потеряет свою ценность. Мне бы очень хотелось данной работой привлечь внимания к этой проблеме.
    Речь человека – это отражение его мыслей и чувств, в то же время слова влияют на формирование этих мыслей и эмоций, а следовательно, и на поведенческую сторону

  2. Самая большая ценность народа – это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
    Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
    Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
    Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
    О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
    Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении – с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.
    1. Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат – лексикой в первую очередь.
    2. Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков – в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.
    3. Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.
    4. В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.
    Ясно,что язык не развивается один,но он обладает языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы,письменности. А здесь такое множество жанров,типов литературного языка,разнообразие литературного опыта! Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов.
    Да,для языка нужна его история,нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений,знать идиоматические выражения,знать поговорки и пословицы. Должен быть фон фольклора и диалектов,фон литературы и поэзии. Язык, отторгнутый от истории народа,станет песком во рту.
    (По Д.С.Лихачеву)

  3. Речь – показатель уровня культуры человека
    Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Речь – это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.
    В филологии различают: речевую культуру личности и речевую культуру общества. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус
    На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которая из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нём. Именно культура, её виды должны составлять базовый компонент – ядро современного образования и выступать в качестве содержания обучения. Эта переориентация образования при усвоении языка сделает человека не только образованным, но и культурным, научит не мыслям, а мыслить, не готовым знаниям и их применению, а креативности. Механизм такого образовательного процесса по своей природе является коммуникативным, т.е. это общение, культура через язык и язык через культуру”, т. е. усвоение фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладение языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Именно в таком диалоге культур формируются умения в познании собственной культуры и культуры других народов. На уроках русского языка и литературы диалог различных культур осуществляется через произведения данной конкретной культуры и таким образом формируется базовая культура личности. Базовая культура личности представлена в её компонентах, включающих: культуру речи, коммуникативную культуру, культуру общения, художественную, нравственную, экологическую, демократическую, правовую и физическую культуру.
    Ослабление культуры личности –  особенность нашего времени, во многом связанная с сужением пространства языка, отпадением от литературной классики,  особенно от классической поэзии как образной школы воспитания мыслей и чувств. Степень косноязычия в обществе достигла таких масштабов, что необходимо ставить вопрос не только о потере вкуса к поэтическому языку, а о необходимости реабилитации языка или его открытия заново.
    В настоящее время перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения в связи с введением стандарта общего среднего образования второго поколения, принятием федерального закона о ЕГЭ как основной форме итоговой аттестации. Применительно к преподаванию русского языка это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышения внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию.
    Вопросы нормализации русского языка, борьба за повышение речевой культуры приобрели в последние десятилетия невиданную доселе актуальность в связи с резким снижением культуры речи, что вызвано, как ни странно это звучит, демократизацией общества, сменой приоритетов. Свобода слова, подчас воспринятая многими буквально, привела к анархии и вседозволенности в речи. В результате была потеряна практика тщательного редактирования и шлифовки печатного и звучащего слова.
    Устная речь обслуживает не только бытовое обслуживание, но и сферу книжной речи, интенсивно проникает в науку, информацию, публицистику, звучит в учебных заведениях, на собраниях, конференциях. Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Действительно, любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи.
    Перед учителем – словесником стоит задача не только работать над орфоэпией, расширять словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи.
    Учитель может выполнить стоящую перед ним задачу повышения культуры речи учащихся лишь в том случае, если сам будет носителем высокой речевой культуры, в совершенстве знать свой предмет, владеть методикой его преподавания.
    Слово учителя – один из важнейших инструментов воздействия на ученика. И воздействие это в большей мере определяется не только содержанием произносимого, но и его формой. Вот почему культура устной и письменной речи, умелое и бережное отношение к использованию выразительных возможностей языка могут и должны отличать каждого учителя словесности.
    Слово и его использование в речи предполагает языковой вкус. Поэтому, чтобы не вредить культуре и языку, культуре речи, мы обязаны воспитывать в себе хороший языковой вкус и, воспитывая и обучая других, беречь язык.

  4. Язык устный и письменный нашего народа – явление живое и постоянно изменяющееся. Почему? Народ живёт полной жизнью. В обществе то и дело происходят изменения, связанные с открытиями в науке, в промышленности, в искусстве.
    Всё это самым непосредственным образом связано с изменениями в языке: лексическими, нормативными и т.д.
    На колебания и сложность норм русского литературного языка сетует стар и млад. Впрочем, образованная часть общества никогда не была безразличной к своему языку. Одни из них ратовали за то, чтобы как можно меньше было в нём жёстких правил и норм
    Другие же считают, что необходимо сохранять чистоту и правильность старых, традиционных речевых навыков.
    И мы с вами, уважаемые читатели, дошли до той критической черты, переступив которую, мы можем потерять наш великий русский язык.
    А поэтому мы должны помнить о том, что владение русским литературным языком – это показатель уровня духовной культуры человека. Речь человека – это лакмусовая бумажка и его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности и что, наоборот, «языковая малограмотность», — как ещё говорил А.М. Горький, — всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической.
    А в наше сложное время именно язык становится оружием. Оружием уничтожения национальной памяти. Оружием уничтожения народа.
    Примечательны в этом смысле и слова К.Г. Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
    И мне очень хотелось бы, чтобы мои читатели и их дети любили свои родной русский язык, любили и знали его.
    Дед Буквоед.

    Поделиться ссылкой:

  5. Екатерина
    Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек на родном языке.
    Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.
    На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
    И, согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
    Мы ведь обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, разве не так? А судить о человеке можем только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.
    Как предупреждал талантливейший языковед В. И. Даль, создатель уникального толкового словаря: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть только одно чувство и мычание» . Я тоже считаю, что слово – это не игрушка. Именно умение сказать своё слово и выразить свои мысли показывает всю сущность человека. Все чаще и чаще в своей жизни мы встречаем людей, которые не умеют красиво говорить, употребляют нецензурные слова в своей речи. Такие люди, возможно, не понимают, что культурное общество о них дурного мнения. Ведь недаром есть такая поговорка: «Язык мой – враг мой» . А он должен быть другом человека! Поэтому перед тем как сказать, необходимо хорошо подумать и взвесить каждое слово.
    Обратимся к мудрости великих творцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своим искусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
    Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
    Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!
    Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?
    И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
    ” Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. “

  6. “Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры” Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Слово поднимает нас над окружающей природой как первый признак сознательной, разумной жизни. Слово – способ выражения наших мыслей и чувств. Слово даёт нам возможность понять окружающих и быть понятыми. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.
    Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Мысли наши формируются языком. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Слово хранит все, что создано человеком на протяжении всей истории развития человечества.
    Наш язык, наша речь – это наш мир, отражённый в слове. Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нём, о его интеллекте, образованности, воспитанности, о его мировоззрении. Найти общий язык – значит уметь высказать свои мысли, передать их так, чтобы быть понятым и найти общую точку зрения, обрести единомышленника. И помогает в этом слово.
    Надо ли объяснять, как важно для каждого из нас жить в мире, где тебя понимают? Конечно, печально осознавать, что сегодня русский язык, русское слово переживает не самые лучшие времена. Мы стали забывать язык Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского, Бунина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *