Сочинение на тему язык есть самая живая самая обильная и прочная связь

3 варианта

  1. .(Комплексный анализ текста. вариант 4. в любом названи.. места скрывает..ся тайна. и чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. каждый из нас об..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. мы без труда
    решили , если нашу деревню называют сосновка осиновка дубровка берёзовка. тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. но вот уже чуть сл..жнее . село орлово. я родился в этом селе и конечно где (то) лет в
    десять зад..ваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. отец с которым под..лился своим открытием сказал что ( селом правил барин орлов. с возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает.
    я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. я обн..ружил что ( какой барин орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. почему городок назывался орловым так и (не) уд..лось док..паться. иногда (не)
    надо много усилий, что (бы) док..пат..ся до смысла названий. но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий. (по в. пескову.) грамматические . 1. озаглавьте текст. 2. докажите, что это текст. 3. тема
    текста. 4. основная мысль текста. 5. стиль текста (докажите своё мнение). 6. тип текста (докажите своё мнение). 7. расставьте недостающие знаки препинания. вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 8. запишите ряд однокоренных слов к
    собственным наименованиям. 9. произведите фонетический разбор слова конечно. 10. найдите в тексте 2-3 многозначных слова. в каких значениях они употреблены? подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других
    значениях. 11. выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам: 12. произведите морфологический разбор слова орлово. 13. определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3. 14. выпишите из текста
    выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор. 15. найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их. 16. выпишите из текста
    предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: запятая между однородными членами предложения; обособление обстоятельств.).

  2. Язык  есть  исповедь  народа,
    В  нем  слышится  его  природа,
    Его  душа  и  быт  родной…
    П.Вяземский
    Русский  язык  – язык  русского  народа.   В Российской  Федерации  он  является  государственным  языком.  Русский  язык  занимает  главное  место  в  системе  образования  российских  школьников.  Концепция  преподавания  русского  литературного  языка  базируется  на  четком  представлении  о  целях  и  задачах  школьного  образования  и  воспитании  гармонической  личности,  формирования  человека  высоконравственного,  образованного,  духовно  богатого,  физически  развитого  и  способного  к  самообразованию,  к  упорному  одухотворенному  труду  в  избранной  сфере  деятельности.
    «В  языке  одухотворяется  весь  народ  и  вся    родина, –  писал  замечательный  русский  педагог  К.Д.Ушинский. – Язык  есть  самая  живая,  самая  обильная  и  прочная  связь,  соединяющая  отжившие,  живущие  и  будущие  поколения  народа  в  одно  великое  историческое живое  целое… Пока  жив  язык  народный  в  устах  народа,  жив  и  народ.»  Много  тайн  и  любопытных  историй  связано  с  языком,  а  потому  никогда  не  наскучат  рассказы  о  жизни  языка. Сохранилось  предание,  что  первая  фраза,  которую  перевел  в  9  веке  с  греческого  языка  создатель  славянской  азбуки  гласила:  «В  начале  было  Слово,  и  Слово  было  у  Бога,  и  Слово  было  Бог». Так  начинается  библейский  рассказ  о  сотворении  мира,  о  появлении  первого  человека  на  нашей  планете  и  о  том,  как  он  научился  говорить  и  как  появились  на  Земле  первые  слова. « Обращаться  со  словом  нужно  честно.  Оно  есть  высший  подарок  Бога  человеку,» – писал  Н.В.Гоголь  в  статье  «О  том,  что  такое  слово».  Для  начала  попробуем  рассмотреть  слова,  исследуя  его  корень,  составляющие  его  слоги,  а  также  буквы.  Возьмем  слово  «слово».  Оно  состоит  из  приставки» с»  и  корня »лов».  Будем  «зреть  в  корень» .  Нам  сразу  вспоминается  слово  ЛОВИТЬ.  И действительно,  слова  ловят  наше  внимание,  и  одновременно  мы  улавливаем  их  из  пространства. С  другой  стороны,  вспомним  Библию.  Христос  объяснял своим  ученикам: »Я  ловец  душ  человеческих.  Христос –  это  ипостась  любви  Всевышнего,  а  любовь –  это  притяжение.  Люди  стремятся  к  объединению,  когда  их  души  наполнены  любовью. Поэтому  можно  сделать  вывод:  слово – это  то,  что  дано  людям  Богом  с  любовью.
    Сегодня  проблема  экологии  волнует  всех  и  каждого.  Речь  идет  о  катастрофическом  состоянии  природной  среды.  Академик  Лихачев  расширил  понятие  экологии,  поставив  проблему  экологии  духовной  культуры.  Бесспорно,  существует  и  проблема  экологии  языка.  Неблагополучное  состояние  языковой  среды  вызывает  духовную  деградацию  отдельной  личности  и  всего  народа,  может  уничтожить  народ  как  культурно – исторический  феномен.
    От  русского  человека    можно  услышать,  что  русский  язык  -«самый  трудный,  что  он  не  «любит  русский  язык».  Дитя  входит   в  духовную  жизнь  окружающих  его  людей  единственно  через  посредство  отечественного  языка.  Другими  словами,  на  уроках  русского  языка  мы  должны  воспитывать  языковую  личность  с  ценностным  взглядом  на  язык.
    Школьная  программа  последних  десятилетий  сложилась  так,  что  на  уроках  русского  языка  вне  поля  зрения  по  существу  осталась  эстетическая  функция  слова,  находящая  наиболее  полное  выражение  в  художественной  литературе.  Дети  не  видят  в  родном  языке  его  удивительного  богатства  и  красоты,  того,  чем  может  гордиться  каждый  ,  кто  считает  русский  язык  своим  родным.  Не  потому  ли  не  отзывается  душа  ребенка  на  проникновенные  и  авторитетные  высказывания  о  величии,  силе  и  богатстве  русского  языка.  Размышления  о  языке  можно  найти  у  многих  русских  писателей,  в  частности  –  у  И.С.Тургенева »Русский  язык»
    Во  дни  сомнений,  во  дни  тягостных  раздумий  о  судьбах  моей  родины, – ты  один  мне  поддержка  и  опора,  о  великий,. могучий,  правдивый  и  свободный  русский  язык!  Не  будь  тебя –  как  не  впасть  в  отчаяние  при  виде  всего,  что  совершается  дома.  Но  нельзя  верить,  чтобы  такой  язык  не  был  дан  великому  народу!
    Учащимся предложены карточки  с  данным  текстом. Они  определяют основную  идею  текста. На  экран  проецируется  высказывание  К.Бальмонта  о  том,  что  Тургенев  «спел  гимн  русскому  языку,  что  он  будет  жить  до  тех  пор,  пока  будет  жить  русский  язык,  значит  всегда.»
    –  Согласны  ли вы  с    тем,  что  анализируемое  стихотворение  можно  считать
    гимном  русскому  языку. Далее  можно  провести  анализ  средств  речевой  выразительности.  Учащиеся  находят  метафоры  (поддержка  и  опора)  и  делают  вывод,  что  с их  помощью  автор  выражает  свое  глубокое  личное  отношение  к  родному  языку.  Легко  обнаруживаются  эпитеты,  есть  лексические  повторы,  дается  толкование  слову  СОВЕРШАЕТСЯ (  оно  заимствовано  из  старославянского  языка,  на  что  указывает  приставка  СО-  ,  образовано  от  ВЕРШИТЬ,а  оно  –  от  »верх.»).  Далее  следует  анализ  синтаксиса  и  пунктуации.  Последняя  фраза  стихотворения  вносит  в  текст  полемичноть  и   выражает  обоснованную  позицию  автора. Подобный  дидактический  материал  помогает  учащимся  увидеть  связь  языка  и  культуры,  осознать,  что  уважительное  отношение  к  родному  языку –  соотнести  свое  представление  об  уникальности  родного  языка  с  мнением  мастера  слова.  Используя  на  уроках  по  разным  темам  тексты  и  отдельные  фрагменты,  содержащие  наблюдения  над  фактами  языка  и  речи,  размышления  о  языке,  учитель  не  только  формирует  знания,  умения  и  навыки,  но  и  реализует  культуроведческую  направленность  в  преподавании  русского  языка.
    Возьмем,  к  примеру,  рассказ  Ф.Абрамова  «По  ребячьему  крику  соскучилась».  Анализ  текста   предполагает  не  только  глубокое  осмысление  содержания,  понимание  авторского  замысла,  но  и  возможность  насладиться  ювелирной  работой  автора  над  языком.
    Что  значит  для  деревни» звоном  звенеть  от  ребячьего  крика».  –  Это  значит- продолжение  жизни, традиций, рода.  При  работе  с  текстом  дети  приходят  к  выводу,  что  с  гибелью  деревни  из  нашей  жизни  исчезают  такие  понятия ,  как  преемственность  традиций,  честь  рода,  душевная  доброта  и  чистота.  Включение  в  работу  таких  текстов  позволяет  учащимся  убедиться  в  том,  что  судьба  деревни  волнует  писателей,  что  деревня –  корни  России  и  вот  сейчас  эти  корни  слабеют,  а  кое – где  отмирают.
    Язык  в  известном  смысле  –  это  наш  Дом,  наше « духовное  жилище.»  Что  означает,  например,  слово  СПАСИБО. Изначально-  спаси  Бог!  В  быстрой  разговорной  речи  словосочетание  сначала  срослось  в  одно  слово,  а  потом  потеряло  конечный  согласный.  У  каждого  человека  своя  судьба.  А  как  объяснить  значение  слова  ЧЕЛОВЕК.  А.С.Шишков  возводит  его  этимологию  непосредственно  к  понятию  «слово»:  СЛОВО –  СЛОВЕК,-ЦЛОВЕК-  ЧЛОВЕК-  ЧЕЛОВЕК.  А  слово  судьба  образовано  от  глагола  СУДИТЬ.  Первоначально  употреблялось  в  значении  «приговор»,  потом  появилось  значение  «Божий  суд»,  потом  «ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ,  УЧАСТЬ».  Порой  мы  не  осознаем,  как  высок  подлинный  смысл  слова.  К  примеру,  обыкновенное  слово  ПОЛ,  которое  возводит  нас  к  Священному  Писанию,  к  истории  сотворения  человека.  В  отличие  от  других  языков,  где  понятия  МУЖЧИНА  И  ЧЕЛОВЕК  выражены  одним  словом,  в  русском  языке  слово  пол  означает  половина.  Две  половины,  мужчина  и  женщина  ,  по  замыслу  Божию  о  человеке  становятся  единым  целым.  В  нашей  речи  часто  присутствуют  библейские  фразеологизмы,  привнося  в  нее  высокую  духовность  и  поучительный  оттенок.  Многие  высказывания  и  цитаты  из  Библии  стали  крылатыми  выражениями.  Например,  «талант  зарыть»,  «зарыть  талант  в  землю».  Существует  притча,  которая  описана  в  Евангелие.  Один  богатый  человек,  уезжая  из  дома  в  дальние  края,  раздал  свои  деньги  работникам,  чтобы  они  сохранили  их.  Один  работник  получил – 5  талантов, другой  –  2  таланта,  а  третий-1.( В  Древней  Греции  талантом  называлась  денежная  единица )Вернувшись,  он  спросил,  как  они  поступили  с талантами.  Оказалось,  что  два  работника  вложили  таланты  в  разные  дела  и  получили  прибыль,  а  третий  зарыл  свой  талант  в  землю,  сохранив   без  пользы.  Двух  первых  работников  хозяин  похвалил,  а  третий  вызвал  у  него  осуждение.
    Как  известно,  средства  массовой  информации  оказывают  сильное  влияние  на  речь  слушателей  и  читателей,  в  том  числе  на  распространение  иноязычной  лексики.                                                                                        Обидно  и  прескорбно,  что  терпимость в  наше  время   обернулась    толерантностью,  разномыслие –  плюрализмом.  Русскому  человеку  предписывают  отныне  испытывать   не  кураж  или  азарт,  а  драйв.  А  что  представляют  собой  рекламные  щиты.  Не  поймешь,  на  каком  тарабарском  языке  там  написано.  Отдельного  разговора  заслуживает  агрессивное  вторжение  в  нашу  речь  компьютерной  лексики.  Дрожь  пробирает,  когда  слышишь  из  уст  молодого  человека  о  том,  что  ему  надо  АПГРЕЙДИТЬ  машину  или  дачу (усовершенствовать).  Сленг,  в  котором  родные  корни  отсутствуют,  перекочевал  в  повседневную  речь  молодежи,  потеснив  слова  родного  языка.  Косноязычие  стало  болезнью.
    Сквернословие  также  проникло  в  наши  жилище  и  дворы,  школы  и  улицы.  Сквернословят  стар  и  мал:  отцы  семейства  и  будущие  матери.  Причем  слабая  половина  нашего  общества  ныне  дает  фору  мужской.  Русская  женщина  утрачивает  свою  воспетую  в  веках  святость,  на  что  более  рассчитывать.  В азербайджанском  языке  слово  мат  означает  состояние  остолбенения,  шока.  И  как  было бы  здорово,  если  бы  все  мы  и  в  самом  деле  испытывали  шок,  услышав  матерную  ругань.  А  что  преподносят  нам  передачи  телевидения.  Мы  ужасаемся  тому,  какое  огромное  количество  ошибок  ежедневно  обрушивается  на  нас  с  экранов  телевидения.  Надо,  наверное,  анализировать  эти  ошибки.  Учить  детей  «от  противного» –  как  не  надо  говорить  и  писать.                                                      На    уроках  русского  языка  больше  внимания  уделять  развитию  монологической  речи  учащихся,  ведь  школьникам  приходится  выступать  с  похвальным  словом  на  выпускном  вечере,  школьном  празднике.  В  последнее  время  часто  можно  прочитать  объявления  какого – либо  учреждения  или  фирмы  о  найме ,  подборе  сотрудников.  В  одних  объявлениях  указан  телефон,  в  других- адрес  для  корреспонденции.  Значит,  необходимо  направить  по  нему  резюме – вид  деловой  бумаги,  в  которой  кратко  излагаются  необходимые  для  нанимателя  сведения  о  том,  кто  претендует  на  предложенную  работу.                                                                                                                       Перед  учителем  русского  языка  стоит  задача  совершенствования  экологии  языка  и  культуры  в  нашем  обществе.
    Учитель – словесник  должен  быть  образцом  для  подражания  в  речевой  деятельности,  образцом  в  морально- этическом,  нравственном,  патриотическом  и  духовном  плане.  Он  воспитывает  личностью  своей,  своими  знаниями  и  любовью,  своим  отношением  к  миру.  Он  должен  видеть  в  ребенке  личность,  проявлять  к  нему  гуманность.
    Российский  язык  в  полной  силе  и  богатстве  утвердится,  переменам  и  упадку  неподвержен,  коль  долго  церковь  Российская  славословием Божиим  на  словенском  языке  украшаться  будет.
    Спешите  в  храмы  Божии!
    Русь  Святая  зовет!
    Звон  плывет  как  встарь,
    Русь  Святая  живет!
    ….Там  стройно  клирное
    Несется  пение…    на  церковном,  на  нашем,  на  славянском  языке,  тайно  образующем  священные  одежды  русского  языка  и  культуры,  колыбель,  щит  и  защиту  народа  русского  и  государства  Российского…

  3. 7
    Историзмы – слова, обозначающие предметы, понятия или явления, которые ушли из жизни: кафтан, гусар, продразверстка. Архаизмы – это устаревшие названия явлений, существующих и сейчас: глаголить, ведать, зело.
    8
    Словарный состав современного русского Словарный состав современного русского языка прошел длительный путь становле- ния. Наша лексика состоит не только из исконно русских слов, но и слов, заимство- ванных из других языков. Иноязычные источники пополняли и обогащали русский язык на протяжении всего процесса его исторического развития. Одни заимствова- ния были сделаны еще в древности, другие сравнительно недавно.
    9
    Лексика современного русского языка Лексика современного русского языка исконно русские заимствованные исконно русские заимствованные слова слова слова слова индоевропеизмы из славянских языков общеславянская из неславянских языков: восточнославянская тюркские, латинские, собственно русская греческие, французские, лексика английские, немецкие и др. заимствования др. заимствования
    10
    Из истории русской фонетики
    11
    В XIX же веке в московском произношении стали образцовыми некоторые черты, которые сейчас называют старомосковским произношением. Вот они: В XIX же веке в московском произношении стали образцовыми некоторые черты, которые сейчас называют старомосковским произношением. Вот они: – звук [р] мягкий, например: пе[р]вый, четве[р]г; – твёрдое [с] в постфиксе -сь, -ся в глаголах прошедшего времени и в повелительном наклонении, вопреки орфографии. Пример тому находим в стихах А.С. Пушкина, во второй строчке -сь надо читать как [с]: «И лавр, и тёмный кипарис / На воле пышно разрослись…»; – произношение сочетания ЧН как [шн]: було[шн]ая, кори[шн]евый. – звуки [г], [к], [х] произносились твердо перед окончаниями прилагательных именительного падежа, мужского рода: гладк[ъ]й (гладкий). _ – сочетания ЖЖ, ЗЖ, ЖД произносились как долгий мягкий [ж]: _ дро[ж]и (дрожжи) дро[ж]и (дрожжи) – глаголы 2-го спряжения в 3-м лице множественного числа в настоящем времени произносились с окончанием –УТ, -ЮТ: хо[ду]т (ходят), ды[шу]т (дышат)
    12
    «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» И.С.Тургенев И.С.Тургенев «…он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *