Сочинение на тему язык мой враг мой прежде ума глаголет

13 вариантов

  1. Но порой слово ранит сильнее, чем кинжал. Не зря говорят – острое слово. Или, если очень точно о чем-то сказал, то можно услышать: «не в бровь, а в глаз». Это ведь тоже сравнение злых слов со стрелами, которые поражают точно в цель.
    Когда мы учимся говорить, нас хвалят. И это очень важно – уметь правильно и красиво говорить, чтобы нас понимали, чтобы мы могли общаться. Но когда человек взрослеет, он должен научиться говорить не все, что приходит ему в голову. Необходимо научиться молчать. Иногда это дается с большим трудом, но без этого умения нет взрослого человека. Многим это никогда и не удается.
    Почему же появилась вторая часть поговорки: «…враг мой?» Ведь пока мы говорили только о вреде для других людей, которым мы вольно или невольно можем словами причинить боль. Разобраться в этом непросто.
    Во-первых, обижая близкого человека, мы потом страдаем от этого сами. Правда, страдание бывает разным, в зависимости от наличия совести. Если она присутствует – человек страдает от мук, которые она причиняет, жалея того, кого он обидел, и виня себя. Если же совести нет (или она старательно спит), человек страдает только в том случае, если с ним обиженный близкий человек перестал общаться.
    Во-вторых, есть много ситуаций, когда говорить вслух полный объем правды или выражать свое настоящее отношение к чему-то или кому-то просто опасно для жизни, здоровья, карьеры или чего-то еще. Получается, что человек из-за своей болтливости может превратиться в настоящего врага самому себе.
    Друзья, отвечайте за свои слова, берегите себя и людей вокруг!

  2. Вот ответ из интернета. может поможет
    “Язык мой – враг мой”
    Наша речь – инструмент общения, а слова – составная часть людской речи, при помощи которой мы контактируем друг с другом. Через слова мы доносим до собеседника наши чувства, эмоции, убеждения, знания. Всегда хочется, чтобы тебя правильно поняли и услышали! Но, зачастую, сболтнув лишнего, мы выставляем себя в неловком положении. Вспоминается множество старых русских поговорок, сложившихся веками, например, такие: «При многословии не миновать греха», «Держи язык на привязи», «Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет», «Язык, как помело…». В этих пословицах звучит предостережение от неразумного пользования языком, что стало для общества болезненной проблемой.
    “Заговори, чтобы я тебя увидел” -, говорил Сократ. Эта фраза актуальна во все времена. Может, многим людям стоит во время дискуссии жевать свой обед и просто быть вольным слушателем, нежели вступать в разговор? Не секрет, что в наш язык коварно пробрались слова-паразиты, которые высасывают всю красоту и правильность русской речи. Не до конца собравшись с мыслями, не придумав достойный ответ на реплику собеседника, человек начинает вставлять своих любимых паразитов: “блин”, “вот”, “это самое” и т.д. Разве это выставит вроде бы уважаемую персону в лучшем свете перед другими людьми? Конечно, нет! Можно быть красивым, умным, иметь богатый внутренний мир, разбираться в искусстве и политике, но, если нет способности пользоваться языком в соответствии хотя бы с эстетическими нормами, то вряд ли такой человек будет пользоваться симпатией со стороны окружающих.
    Особенно аккуратно следует обращаться с языком людям журналистской профессии, в которой слово является главным рабочим инструментом. Вспомним недавний инцидент со статьей газеты “Московский комсомолец” с кричащим броским названием: “Политическая проституция меняет пол”. Использованная журналистом (главным редактором газеты) метафора так взволновала единороссов, что в своих выступлениях депутаты требовали, чтобы главный редактор «МК» принес публичные извинения, а также покинул пост главы Союза журналистов Москвы.
    Может, наш “великий, правдивый, могучий русский язык”, который должен быть нам “поддержкой и опорой”, как говорил И.С.Тургенев, становится нашим врагом от несдержанности в высказываниях, в выражениях, о привычке говорить лишнее во вред себе? А что делать? Все это зависит от скудности языка – первого признака равнодушия человека и к себе , и к другим людям, и к стране, сколько ни произноси громких слов. Лучше промолчать, если не знаешь, что сказать. И всегда надо помнить правило: «Язык мой — враг мой, прежде ума моего родился!»

  3. Всем с раннего детства известна фраза «Язык мой – враг мой». Кому-то даже на собственном горьком опыте приходится испытывать ее актуальность. Выражение используется в том случае, если человек, не подумав, произнес то, о чем стоило бы промолчать. Действительно, слова, сказанные сгоряча в адрес собеседника, порой уже сложно вернуть обратно. Всегда стоит задумываться над тем, как воспримут вашу речь окружающие, не нанесет ли она обиду, а уж, тем более, оскорбление. Даже неутешительную правду старайтесь преподносить мягко и без лишних эмоций. Помните: собеседник тоже живой человек.
    Каждому человеку необходимо знать элементарные правила этикета и применять их на практике. Обращаясь к кому-либо, используют вежливые слова и обращения. При общении не стоит повышать голос, открыто критиковать и обвинять. Чтобы оставить о себе приятное впечатление и никого не обидеть, будьте тактичнее, уважайте мнение собеседника, ведь каждый имеет право на высказывание собственной точки зрения. Наряду с фразой «Язык мой – враг мой» используют поговорку «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», так как они несут единую смысловую нагрузку.
    Говорят, что обидное слово может ранить острее ножа. Особенно больно приходится родителям. Они заботятся и переживают, не спят ночами, но порой получают в ответ от любимых чад неоправданные обвинения. Родные всё простят, но стоит ли обижать близких, оставляя глубокую рану в сердце? Дети не в праве так поступать. Берегите родителей, пока они живы.
    Произнося обидные слова, человек не только огорчает близкого, но и портит собственное самочувствие. В мире всё закономерно, поэтому плохие поступки сказываются на здоровье и физическом состоянии. Относитесь внимательнее к окружающим и не позволяйте себе быть грубым. Ведь к вам будут относиться так, как вы этого заслужили.

  4. 4
    Текст добавил: О_очумевшая_Я

    Ответ оставил Гость
    Вот ответ из интернета. может поможет
    “Язык мой – враг мой”
    Наша речь – инструмент общения, а слова – составная часть людской речи, при помощи которой мы контактируем друг с другом. Через слова мы доносим до собеседника наши чувства, эмоции, убеждения, знания. Всегда хочется, чтобы тебя правильно поняли и услышали! Но, зачастую, сболтнув лишнего, мы выставляем себя в неловком положении. Вспоминается множество старых русских поговорок, сложившихся веками, например, такие: «При многословии не миновать греха», «Держи язык на привязи», «Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет», «Язык, как помело…». В этих пословицах звучит предостережение от неразумного пользования языком, что стало для общества болезненной проблемой.
    “Заговори, чтобы я тебя увидел” -, говорил Сократ. Эта фраза актуальна во все времена. Может, многим людям стоит во время дискуссии жевать свой обед и просто быть вольным слушателем, нежели вступать в разговор? Не секрет, что в наш язык коварно пробрались слова-паразиты, которые высасывают всю красоту и правильность русской речи. Не до конца собравшись с мыслями, не придумав достойный ответ на реплику собеседника, человек начинает вставлять своих любимых паразитов: “блин”, “вот”, “это самое” и т.д. Разве это выставит вроде бы уважаемую персону в лучшем свете перед другими людьми? Конечно, нет! Можно быть красивым, умным, иметь богатый внутренний мир, разбираться в искусстве и политике, но, если нет способности пользоваться языком в соответствии хотя бы с эстетическими нормами, то вряд ли такой человек будет пользоваться симпатией со стороны окружающих.
    Особенно аккуратно следует обращаться с языком людям журналистской профессии, в которой слово является главным рабочим инструментом. Вспомним недавний инцидент со статьей газеты “Московский комсомолец” с кричащим броским названием: “Политическая проституция меняет пол”. Использованная журналистом (главным редактором газеты) метафора так взволновала единороссов, что в своих выступлениях депутаты требовали, чтобы главный редактор «МК» принес публичные извинения, а также покинул пост главы Союза журналистов Москвы.
    Может, наш “великий, правдивый, могучий русский язык”, который должен быть нам “поддержкой и опорой”, как говорил И.С.Тургенев, становится нашим врагом от несдержанности в высказываниях, в выражениях, о привычке говорить лишнее во вред себе? А что делать? Все это зависит от скудности языка – первого признака равнодушия человека и к себе , и к другим людям, и к стране, сколько ни произноси громких слов. Лучше промолчать, если не знаешь, что сказать. И всегда надо помнить правило: «Язык мой — враг мой, прежде ума моего родился!»

  5. Слово имеет огромную силу, доносит до людей суть мыслей. Словом можно не только подбодрить и пожалеть, но и начать конфликт.
    Я очень общительная девочка и у меня есть несколько подруг, мы дружим уже три года. Это немалый срок, чтобы считать их подругами. Мы много времени проводим вместе: ходим в один музыкальный класс, живём в одном дворе, гуляем, смотрим фильмы и слушаем музыку. У нас много общих интересов и именно они нас сближают. Мы нередко собираемся друг у друга в гостях и за чашкой чая делимся своим мнением насчёт других людей, а точнее о наших одноклассницах.
    Вот в очередной такой зимний вечер, мы сидим на диване, укутавшись в плед. Я была крайне эмоциональна сегодня, ведь одна из одноклассниц купила юбку, как у меня. Говоря все правды и неправды, я перешла на ее личность. Эта Оля была из обеспеченной семьи, но всегда выглядела неопрятно: грязные волосы, отсутствие макияжа и маникюра. Я и подумать не могла, что такая девичья беседа может выставить меня в некрасивом свете перед всеми. Мои подруги передали все мои слова Оле.
    Я стояла пунцово-красного цвета и не могла вымолвить ни слова. Я не понимала, почему так произошло и почему мои подруги поступили так со мной. В голове промелькнула мысль: «Язык мой – враг мой». Мне просто нужно было держать своё мнение при себе и язык за зубами и тогда бы такой ситуации не возникло.
    Добро, к сожалению, запоминают меньше, что зло. Я теперь была главной сплетницей в классе. Из-за этого конфликта мне пришлось перевестись в другую школу. Но ведь от проблемы не убежишь. Я решила что нужно измениться и быть более сдержанной в своих выражениях. Ведь наше слово – наша репутация.
    Самое главное: держать язык за зубами и думать, что и кому говоришь. В нашем мире доверять можно только себе, незачем дружить и делиться информацией, чтобы потом бояться, что завтра ты станешь неуважаемой личностью. Доверия уже к такому человеку не будет, никто не захочешь дружить с человеком, который рассказывает чужие секреты.
    Если уже вы решили с кем-то поделиться новостью, то выберите действительно надёжного человека или того, кто не заинтересован в передаче информации. А лучше всего – хранить все в себе. Нужно быть сундуком, который хранит новости под тяжёлым замком. Контролируйте свои слова!

  6. Часто ли вам приходилось слышать в детстве “Горюшко ты мое”, “глаза бы мои тебя не видели”, “за что мне такое наказание …”, “пора стать самостоятельным, что ты ведешь себя как маленький”? Не исключено, что вы таких слов и не припомните. Однако … бывает ведь так, что перед вами – важное дело, но вам хочется сделать что угодно другое (поесть, посмотреть телевизор, убрать комнату или вымыть посуду), только не заниматься поставленной перед собой задачей …. В результате выполнение важного дела откладывается до критической точки и, чтобы сделать его, вам приходится совершать над собой форменное насилие.
    А может, вам легче сделать что угодно для других, но попросить за себя – язык не поворачивается? Вы с радостью покупаете близким подарки и балуете их вкусными обедами, но никак не найдете времени, чтобы сделать утреннюю зарядку или принять витамины? Корень проблемы – вовсе не в особенностях характера. Скорее всего, он гораздо глубже: в детстве родители постоянно ставили вас в ситуацию, когда вы испытывали чувство вины за свой “Эгоизм”. Став взрослым, вы продолжаете испытывать то же чувство, но уже без посторонней помощи.
    Нечто почему же с нами происходит подобное? Американские психологи пришли к выводу, что в такой форме во взрослом человеке живет зависимость от кого-то из родителей, который в свое время снабжал свое дитя кодовыми фразами – установками. В психологии это явление получило название “Родительских Директив”, закладываемых в подсознание ребенка до шестилетнего возраста. Занявшись исследованием родительских директив, специалисты выделили двенадцать основных, наиболее часто встречающихся скрытых установок. Их формулируют вполне конкретные слова и действия родителей. Невыполнение этих указаний влечет за собой чувство вины перед родителями, которое даже теперь, став взрослыми, мы не можем объяснить.
    Со своей стороны, зная эти установки, мы можем попробовать избавить своих детей от давящего чувства собственного несовершенства.
    Установка “Не Живи”.
    Звучит очень страшно и даже противоестественно? А разве вы никогда не слышали, как родители (необязательно ваши) говорят в сердцах: “глаза бы мои тебя не видели! “, “Мне не нужен такой плохой мальчик” и даже “господи, как ты мне надоел! “Некоторые”сдержанные” родители просто проводят с ребенком беседы на тему, как трудно воспитывать детей, сколько хлопот, тревог и лишений несет с собой родительская доля.
    Скрытым смыслом этой установки является манипуляция ребенком при помощи внушения ему постоянного чувства вины перед родителями. В малыше (а через много лет и во взрослом) рождается уверенность в том, что он – вечный должник отца и матери. Между тем, решение обзавестись ребенком принадлежит исключительно родителям. Внимание! Только в том случае, если они не знали, что путь этот непрост и тернист, не стоит перекладывать на ребенка ответственность за свои заблуждения. А теперь попробуйте представить себе мысли и чувства ребенка, который слышит нечто подобное … он вполне может сделать вывод, что для мамы или папы было бы лучше, если бы его не было на свете. На самоубийство ребенок, скорее всего, не пойдет. Но не стоит удивляться, если, сполна проникшись установкой “не Живи”, он в раннем детстве будет получать частые травмы, а позже найдет другой способ разрушить свое здоровье.
    Еще один вариант реакции на установку “не Живи” – нарочито хулиганское поведение ребенка. Проще чувствовать себя виноватым за дело, нежели испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что. Во взрослой жизни человек с крепко усвоенной установкой “не Живи” будет чувствовать себя никчемным, считать, что его не за что любить и уважать. Возможно, он потратит жизнь, чтобы доказать собственную значимость. Но скорее всего так и будет жить с постоянным чувством “Плохости” – даже если к этому нет никаких объективных причин.
    Установка “Не Будь Ребенком”.
    Даже самым лучшим родителям редко удается избежать фраз: “ну что ты как маленький! “, “Пора стать взрослее”, “ты уже не ребенок, чтобы ныть из-за пустяков”. Подсознательный посыл таков: быть ребенком – плохо, быть взрослым – хорошо.
    Мы (по крайней мере, большинство) впитали в себя этот посыл. В результате боимся или не умеем общаться с детьми. Нам не о чем с ними говорить, нам легко учить и наставлять их, но бесконечно трудно разделять их интересы и жить их жизнью. В том случае, если вы испытываете чувство вины при желании побаловать себя или осуществить какое-либо ребяческое безумство, установка любой ценой не быть ребенком сидит в вашем сознании и отравляет вам жизнь. Поэтому постарайтесь не призывать своих детей “Быть Взрослыми” прежде, чем им исполнится хотя бы 8-10 лет.
    Установка “Не Расти”.
    Практика показывает, что многие родители с наслаждением внушают своим детям чувство собственной незаменимости. “Я никогда тебя не брошу! “, “Я всегда помогу своей маленькой деточке”… детское мышление может расшифровать эту заботу как: “если я вырасту и стану самостоятельным, то лишусь самого главного в жизни – родительской поддержки”. Выросши, человек с такой директивой чувствует себя виноватым, позволив себе влюбиться. Это очень преданные дети, согласные жить с мамой и папой даже ценой отказа от создания собственной семьи. Таким образом, если такой человек все же женится, семейная жизнь превращается для его избранника в кошмар. Часто, даже вступив в брак, так и не выросшие взрослые – дети отказываются жить раздельно с родителями, и уж во всяком случае не мыслят жизни без того, чтобы посвящать маму (папу) во все перипетии своих супружеских отношений.
    Установка “Не Думай”.
    Знакомо ли звучит: “ты что, самая умная? “, “Хватит рассуждать, делом занимайся”, “я старше, я лучше знаю, слушай меня – и все! ” Действительно, взрослые лучше разбираются в жизни. У них больше опыта. Гораздо проще переложить решение всех вопросов на них. Тем более, что они сами этого хотят. Результат? Человек, получивший в раннем детстве такую установку, часто испытывает беспомощность и полное отсутствие идей при необходимости решить возникшую проблему. Нередко их преследуют мучительные головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Они испытывают подсознательное недоверие к результатам своих размышлений, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие чувство недоумения: “как я мог такое совершить? Установка “Не Чувствуй”.
    Вообще-то этот запрет можно разделить на две части – стыдно испытывать боль, дискомфорт и стыдно испытывать эмоции. Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха: “такой большой мальчик, а боишься маленькую рыбку! “, “Как не стыдно плакать! “, “Немедленно прекрати топать, чего ты раскричался! ” Результат? Человек испытывает отрицательные эмоции, но не умеет их выпустить. Не может признать, что кто-то или что-то разозлило его. Копит негатив внутри, срывается на близких, ощущает себя “Раздраженными в Принципе”. Запрет испытывать неприятные физические ощущения тоже звучит очень знакомо: “Потерпи – Пройдет”, “не сахарный – не растаешь”… взрослые, усвоившие эту установку, часто страдают психосоматическими заболеваниями – аллергией, астмой, мигренями, необъяснимыми болями.
    Установка “Не Достигай Успеха”.
    Те, кто получил в детстве эту установку, как правило, очень трудолюбивы и старательны. Но их по жизни точно преследует злой рок: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, “Лопается” по не зависящим от них причинам. Они не догадываются, что в провале виновато подсознание, не позволившее подстраховаться, помешавшее создать запасной вариант. Какие высказывания установку “на провал формируют”? Как ни странно, самые невинные: “Ты Должен Ценить Наши Труды, мы Отказывали Себе во Всем, Чтобы ты мог Ходить на Этот Кружок, Брать Уроки Английского, Поступить в Университет”. В основе таких наставлений нередко лежит бессознательная зависть родителей к успеху ребенка, хотя осознанно они всего лишь хотят, чтобы дети достигли большего, чем они сами.
    Установка “Не Будь Лидером”.
    Вам приходилось слышать: “Не Высовывайся”, “будь как все”, “тебе что, больше всех нужно? ” Родителей можно понять: они хотят уберечь свое дитя от чувства зависти и других негативных эмоций, которые яркая личность вызывает в посторонних людях. Но если в результате подросшие дети обречены по жизни ходить дома и на службе в вечных подчиненных … есть и другое неприятное последствие – боящийся лидерства человек, даже достигнув каких-то высот, панически боится или просто не в состоянии взять на себя ответственность.
    Установка “Не Примыкай к Другим”.
    Эту установку часто внушают родители, имеющие проблемы в общении с другими людьми. Они всячески подчеркивают, что их дитя – единственная радость жизни, единственный родной человек, единственный друг. В общении со своим “Единственным” они всячески подчеркивают его исключительность, непохожесть на других, причем всегда в положительном смысле. Многие ведь слышали в детстве: “Ты Ведь у Меня не Такой, как все”. Результат? С ранних лет ребенок привыкает чувствовать себя отдельным существом. Он не сливается с коллективом, редко имеет близких друзей, хотя может иметь кучу поверхностных контактов. Со временем это начинает сильно мешать. А причины такого ощущения даже взрослый понять не может, ведь он делает то же, что и другие, и старается быть как все.
    Установка “Не Делай”.
    “Это Опасно, я за Тебя Сделаю”, “оставь все мамочке, сам не справишься” – слыхали, небось? В случае если установка повторялась достаточно часто и усвоилась хорошо, человек испытывает мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого – будь то сочинение романа, подготовка годового баланса или стирка белья. Этим людям мучительно не хватает времени, они никак не научатся планированию дел, они всегда не успевают и живут в режиме “дед – Лайн”, хотя на самом деле могли бы все делать вовремя.
    Установка “Не Желай”.
    “Хотеть не вредно! “, “Опять тебе чего-то надо! “, “Сколько же можно хотеть и просить? ” Эти слова внушают маленькому человеку, что испытывать желания – плохо. Вырастая, он с радостью будет радовать других и удовлетворять их потребности, однако попросить что-то для себя, тем более – настоять на правомерности своих желаний не сможет. Не позволит внутренний барьер. Именно те, кто в полной мере усвоил установку “Не Желай”, стыдятся отстаивать свои интересы в суде, бесконечно уступают в семейной жизни и на работе.
    Установка “Не Будь Самим Собой”.
    Особенно часто такая установка дается родителями, которые хотели ребенка одного пола, внешности или характера, а получили нечто прямо противоположное. Только в том случае, если в семье один из детей “Лучше” (удобней и больше отвечает требованиям родителей), второму тоже могут внушать: “будь похож на брата (сестру) “, “почему твой брат может, а ты – нет! ” И так далее. Наиболее частая фраза, которую доводилось слышать всем без исключения: “Ну Почему ты не … (Нужное Впишите Сами)”. Лишь в том случае, если подобные сравнения и упреки повторяются слишком часто, может вырасти взрослый, который постоянно неудовлетворен собой, живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта, который приводит к затяжной депрессии.
    Установка “Не Наслаждайся Здоровьем”.
    Во многих семьях высоко ценится преодоление. Ребенок, который отправился в школу с температурой, заслуживает всяческого поощрения. Тот же, кто позволяет себе во время болезни расслабиться и отдохнуть, воспринимается с некоторым осуждением. “Ты не должна болеть, ты мать детей! “, “Ничего, что плохо себя чувствуешь, обязанности никто не отменял” – расхожие фразы в таких семьях. Ребенок, а затем и взрослый, слыша подобный посыл, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия. В результате такие люди пополняют армию бедолаг, которые упрямо сидят на работе, даже если простуда берет за горло. И с огорчением узнают, что никакой похвалы их трудовой подвиг не заслуживает. Это становится поводом для ощущения своей недооцененности, заниженной самооценки или обид.
    Говорят, кто предупрежден – тот вооружен. Прочитав эту статью, вы можете сознательно избегать слов, которые могут испортить будущее вашего ребенка. Однако что делать, если эти установки вы неожиданно обнаружили у себя? Пытаться изменить родителей или выяснить с ними отношения по поводу ошибок вашего воспитания – дело совершенно бесперспективное. В свое время следование родительским установкам позволило вам, зависимому от взрослых ребенку, приспособиться к требованиям сильных, больших людей. Но сейчас ситуация изменилась. Взрослый – это вы. А значит, имеете полное право сознательно изменять бессознательные решения, которые навязывает нам собственное детство.

    В женщине характер-большое достоинство. Сияющий интерес в глазах

    Интерес, который женщина проявляет к своему избраннику, захватывает ум и сердце мужчины. Естественная и искренняя симпатия способна привлечь практически любого. Притягательная женщина не боится своих желаний и не стесняется сказать мужчине, чего именно она хочет, — ни в ресторане, ни в постели.

    Язык мой враг мой это. Язык мой – враг мой

    Язык мой – враг мой (значение) – так говорят когда сказал что-то лишнее, чего лучше было не говорить.
    Пословица указана в книге ” Пословицы русского народа ” (1853 г.) В.И. Даля (раздел – ” Язык – Речь “) – “Язык мой – враг мой”.
    Там же указаны близкие пословицы:
    “Свой язычок первый супостат”, “Язык мой – враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет”, “Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет”, “Мужик ражий, да язык-то вражий”, “Язык до добра не доведет”.
    Хорошей иллюстрацией к пословице является рассказ ” Пропащее дело ” (1882 г.) Чехова Антона Павловича , в котором молодой человек из небогатой семьи собирался жениться на девушке из богатой семьи. В благородном порыве он стал отговаривать ее выходить за него замуж, будучи уверен, что он ее не отговорит. Но он так страстно убеждал ее, что она с ним согласилась и отказалась от замужества.

    Примеры

    Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
    ” Жена ” (1891 г.), гл. VI – Врач сказал лишнее про главного героя:
    “- И я вовсе не просил его беспокоиться, – сказал я, готовый заплакать от волнения. – К чему, к чему всё это? Ну, да, положим, я был не прав, поступал я дурно, положим, но зачем они стараются, чтобы я был еще больше не прав?
    – Ну, ну, ну, ну! – сказал Соболь, успокаивая меня. – Ну! Я выпивши, потому и сказал. Язык мой – враг мой . Ну-с, – вздохнул он, – поели, наливки попили, а теперь на боковую.”
    Толстой Л.Н.
    “Война и мир” (1863 – 1869 гг.) – из дневника Пьера Базухого от 27 ноября – ” Язык мой – враг мой . Посетили меня братья Г. В. и О., была приуготовительная беседа для принятия нового брата. Они возлагают на меня обязанность ритора. Чувствую себя слабым и недостойным”

    Дополнительно

    Язык до Киева доведет
    Книга “Пословицы русского народа” (1853 г.), В.И. Даль

    Язык мой враг мой значение пословицы. Язык мой – враг мой: значение пословицы

    Пословица «Язык мой – враг мой» известна каждому. Сейчас мы постараемся разобраться в ее значении и правилах употребления. Зачастую данное высказывание произносится с неодобрением.

    Значение

    Выражение «Язык мой – враг мой», как правило, употребляется человеком в том случае, если он, не сдержавшись вовремя и не подумав, говорит в запале нечто, о чем впоследствии будет жалеть. Его можно использовать, когда кто-либо, а, возможно, и сам говорящий очень сильно разоткровенничался, незаслуженно обидел кого-либо словом, проговорился либо наобещал лишнего.

    Цитаты

    Теперь посмотрим, как употребляется в литературе выражение «Язык – мой враг». Стихи с упоминанием данной поговорки весьма многочисленны. Они принадлежат как классическим, так и современным авторам. Для примера можно рассмотреть произведение В. Гроссмана «Кухарка». В нем герой, Андрей Вениаминович, произносит «Язык мой – враг мой» после ухода гостя, жалуясь на то, что наговорил лишнего перед ним, и жалея, что его вовремя не остановили. Он испытывает раздражение, а также желание поучать и обвинять. Эта же пословица встречается у Островского в пьесе «Старый друг» во время описания случайно произошедшей ссоры.
    Выражение «Язык мой – враг мой» встречается и у Лескова в произведении «Смех и горе» и относится к выговору за глупость сказанных слов. Мамин-Сибиряк также использовал в своих произведениях эту поговорку.

    Истоки

    Теперь поговорим о происхождении пословицы. В минувшие времена активно использовалась полная версия поговорки. Она выглядит следующим образом: “Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет”. Вторая часть выражения также относится к несдержанности в выражениях и высказываниях. Кроме того, ею описывается привычка говорить лишнее, нанося тем самым вред себе.
    Данное выражение известно человеку с древних времен. Оно встречается у Ювенала – римского сатирика. Он утверждает, что язык глупого является гибелью для него. С идеей, высказанной в поговорке, перекликается и множество высказываний великих людей. Плутарх, к примеру, утверждал, что беседе человек учится у простых смертных, а молчанию – у богов.
    Публилий Сир утверждал, что неумение молчать напрямую связано с неспособностью говорить. Язык часто оказывается врагом представительниц прекрасного пола. Софокл по этом поводу говорил, что украшенье женщин – это молчанье. Дополнял его Томас Фуллер. Он утверждал, что, хотя молчание и лучшее украшение женщины, оно, к сожалению, почти не используется.
    Ф. Бэкон в свою очередь утверждал, что молчание является показателем мудрости. По мнению Сиднея Смита, именно отсутствие слов делает беседу интересной. Публилий Сир утверждал, что разумное молчание лучше глупых разговоров.
    В древние времена язык называли первым супостатом. На Руси было известно и еще одно похожее высказывание. Говорили, что язык беды ищет, и рыщет прежде ума. Елена Архипова в своей работе «Я и язык. Кто кого?» утверждает, что часто обращается к указанной поговорке и ведет неравный бой со сказанным. У. Гэзлитт называл молчание одним из величайших искусств разговора. Такое изречение также перекликается с пословицей «Язык мой – враг мой».

  7. С ранних лет ребенок начинает учиться говорить, ведь владение языком – поистине волшебное умение. Язык для любого человека – то, без чего он ни в коем случае не может обойтись ни в какой ситуации. Что же язык значит для меня?
    Язык – это культура, традиции, способ выражения своих эмоций. Любая проблема должна быть описана, любое ее решение должно быть четко сформулировано именно словами. При помощи языка можно выкрутиться из неловкой ситуации, рассказать историю, сформулировать свое мнение, попросить совета и поделиться мыслями с любым человеком. Человек – социальное существо, он обязан уметь говорить для того, чтобы поддерживать свое нахождение в обществе.
    Но ведь в любом случае есть как положительные, так и отрицательные моменты. Не всегда мы выражаемся чисто, вежливо и правильно. Например, человек может иметь дефекты речи, неправильно строить предложения, за счет чего у него не получится корректно объясниться, люди просто не смогут его верно понимать, а возможно, перестанут общаться. В силу эмоций человек может сказать что-то грубое в адрес собеседника, задеть его чувства и поссориться, а ведь слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
    Так кем же язык является для меня – другом или врагом? На самом деле, в определенных моментах мы скажем по-разному, однако я придерживаюсь мнения, что язык – это уникальное явление. Ведь разве не великолепно то, что мы умеем говорить?
    Реунова Валерия, 6Б класс
    Задумываемся ли мы о том, зачем человеку язык? С помощью языка мы можем вознести человека на небеса или же убить его. Ведь всего несколько слов могут нанести глубокую моральную рану или согреть человеку душу.
    Давайте представим Олю и Лизу. Эти девочки – лучшие подруги. Все жизненные препятствия они проходили вместе, никогда не бросали друг друга и просто жили не разлей вода. И вот однажды, выходя из школы, Оля услышала, как Лиза с кем-то обсуждала её на улице. Безусловно, Оле было обидно, ведь Лиза плохо и жестоко поступила с ней. В будущем, возможно, Оле будет очень трудно кому-либо довериться или завести новых знакомых.
    Зачастую мы не задумываемся о последствиях. Часто сначала скажем, а потом только подумаем о сказанном. И почти всегда это заканчивается плачевно для нас. Или же мы можем представить совсем другую ситуацию. Сейчас главные герои – это Лёня и его мама. У Лёни проблемы со здоровьем – мальчик не может ходить. Но его мама не сдаётся, она борется и верит, что всё будет хорошо. И в один прекрасный день доктор Лёни сказал его маме, что им все-таки удалось собрать нужную сумму денег на операцию, и её сын сможет встать на ноги. Вроде бы ничего особенного, всего каких-то четыре слова: «Ваш сын будет ходить», но для Лёниной мамы это счастье.
    Наш язык – вещь необыкновенная. С помощью него мы можем сказать такие слова, которые будут самыми желанными, или же те, что приведут к ужасным последствиям. Поэтому нам всем нужно научиться контролировать свой язык, и он всегда будет нам другом.
    Осмирко Ульяна, 6В класс
    Язык – это совокупность звуков, каждый из которых имеет определенное значение. Язык играет важную роль во взаимодействии и общении. Благодаря ему мы можем выражать свои мысли, чувства в речевой форме.
    С раннего возраста нас учат владеть языком. Первые слова получаются нелепые, невнятные и даже забавные. Существует такая пословица: «Язык до Киева доведет». И правда, чтобы облегчить себе жизнь, нужно просто владеть языком. При владении языком мы можем с легкостью построить отношения, устроиться на работу, влиться в коллектив, попросить помощи или совета у других. В таких ситуациях язык будет являться другом.
    Но есть и другие свойства и стороны языка. Любые грубые слова могут нанести сильный удар при общении с человеком, ранить его чувства. Мы очень часто говорим то, о чём впоследствии сожалеем. Есть подходящая пословица: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Это явно будет являться плохим качеством, и язык будет являться нашим врагом.
    В моей жизни были такие ситуации, когда я очень сожалела о том, что сказала. Обычно такое случается с друзьями. Когда хочу рассказать шутку, я пытаюсь привести примеры. Примеры иногда бывают обидными и неудачными. Я этого не замечаю, а мои друзья обижаются. И только в конце дня я понимаю, что поступила неправильно. Я стараюсь исправлять свои ошибки, работаю над собой и просто держу язык за зубами. Исходя из собственного опыта, хочу сказать, следите за своими словами, не говорите их просто так, чтобы в дальнейшем не сожалеть о сказанном.
    Антипина Ева, 6Б класс
    Язык. Это слово у каждого вызывает свои ассоциации. Но если вдуматься, то все языки (русский, китайский, английский и другие) – это способ передачи информации своему собеседнику.
    Язык – это наша гордость, наше наследие. Мы передаём знания о нем новым членам общества. Если мы перестанем делать это, то с языком пропадёт и культура, традиции страны. Это такое уникальное, полезное умение – умение разговаривать, выражать свои мысли.
    К сожалению, сейчас многие русские слова заменяются иностранными. Мы не должны допустить, чтобы наша гордость, наш язык ушёл в небытие.
    А может ли язык стать нашим врагом? Да, если неправильно с ним обращаться. В «руках» злых людей язык может даже причинить боль. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
    Давайте беречь наш язык, использовать его в мирных целях, стремиться знать его на «отлично». Язык – наше культурное наследие, мы обязаны сохранить его на долгие годы.
    Исакова Алена, 6Б класс
    Язык, а если выражаться точнее, речь – очень важный компонент в жизни любого человека. Мало того, что без неё мы бы совсем не отличались от животных, так речь ещё и может раскрыть многие тайны, встречающиеся как в быту, так и в деловых ситуациях. Не верите? Посмотрите сами…
    Я думаю, Вам известен случай из детства, когда человек сделал что-то, но скрывает свои действия. И в тот момент, когда с ним обсуждают случившееся, он начинает говорить нечисто. Он запинается практически в каждой реплике, старается всё проговорить быстро, думая, что это скроет его ошибку. Но он не прав. Не зря говорят: «У тебя всё на лбу написано». А ведь это правда! Люди умеют раскрывать чужие тайны, опираясь на речь, другое дело, что не все это практикуют. Если Вы совершили ошибку, то следует сразу в этом признаться. В этом случае язык – наш враг.
    Другом же он является в более простых ситуациях. Самое примитивное – это общение. Ведь без умения говорить Вы бы не смогли этого делать. Я, конечно, понимаю, что пример двойственный. Но кто может не согласиться с тем, что язык является нашим другом во время общения?
    Я хочу, чтобы современные люди уважали родной язык. Возможно, тогда из их лексикона уйдут слова, придуманные людьми с не самым высоким интеллектом. Я желаю русскому языку развития и приобретения новых, полезных для выражения своих мыслей слов.
    Жданова Ксения, 6Б класс
    Язык – мой друг или враг? Конечно, чтобы дать ответ на этот вопрос, надо немного об этом подумать и поразмышлять. Наверно, каждый человек задавался этим вопросом, кто ему язык: друг или враг.
    Все люди в течение своей жизни используют язык, каждый день они что-нибудь говорят. Хоть по делу, хоть просто так. С помощью языка человек в раннем детстве познает мир, учится говорить, иногда передает эмоции, пытается общаться, сообщать и т.д. Недаром существует пословица: «Язык до Киева доведет». Да, правда приятно общаться с человеком, который умеет грамотно разговаривать. Владея грамотной, хорошо поставленной речью и богатым словарным запасом, в жизни можно добиться многого. Так получают люди высокие должности, становятся директорами, министрами, профессорами, академиками, это могут только те, кто прекрасно владеет языком.
    Без знаний языка невозможно бы было изучать науки, познавать культуру, постигать искусство и заниматься строительством. Но порой мы не следим за словами. В дружеском общении сверстники часто произносят «слова-паразиты». А как часто мы говорим то, о чем потом сожалеем? Ведь грубое слово может обидеть человека, и даже ранить. Из-за этого люди становятся врагами, и именно так случаются конфликты между бизнесменами, политиками и целыми странами.
    Для меня язык – и друг, и враг. С помощью него я могу общаться, изучать и познавать мир. Но не всегда. В порыве злости я могу сказать что-то обидное или грубое, и позже об этом сожалею. Но каждый человек сам выбирает, как ему поступать, делая язык добрым другом либо опасным врагом.
    Болотная Ирина, 6А класс
    Перед нами сейчас стоит вопрос: язык наш друг или враг? На эту тему можно рассуждать долго, но я постараюсь изложить всё кратко.
    Слова могут как сильно ранить, так и заживить раны. Бывает так, что от одного неосторожного и грубого высказывания у человека падает самооценка, он начинает чувствовать себя хуже других. Обидчик забудет о конфликте уже через час, а у обиженного человека, может быть, жизнь сломается.
    Из-за излишней грубости возникают конфликты, ссоры, скандалы и иногда даже войны. Глобальные и не очень, но всё же война, она всегда война. Какая разница – какого масштаба?
    При сильной обиде люди могут перестать общаться. «Я с тобой больше не разговариваю!» И не разговаривает. А действительно – пускай помучается. И я помучаюсь. Мы все помучаемся.
    Обида, зависть, гнев, ненависть – целый спектр «прекрасных» эмоций, вызванных, так сказать, недобрым языком.
    Что же, хватит «о грустном». Ведь язык предстаёт перед нами не только как злодей. Им мы произносим слова любви и нежности, описываем красоту мира, создаём литературные произведения.
    Слова дают людям надежду на светлое будущее, утешают, мотивируют.
    Да просто сказать: «спокойной ночи», «люблю», «привет!», «как дела?», – вроде бы такая мелочь, пустяк. А сколько в этом пустячке нежности и тепла.
    Из всего сказанного можно сделать вывод: язык не друг и не враг. Важен человек. И то, как он пользуется языком.
    Кривоносова Дарья, 6В класс
    Язык – это важнейшая часть общения и наивысшее богатство для человека. Русский язык очень красноречив, в нём есть много красивых слов и словосочетаний, которые выражают с точностью наши эмоции и чувства. Каждый день вы общаетесь со своими сверстниками, учителями, родителями, друзьями и так далее. Поэтому на вопрос «Язык – мой друг или враг?» ответить трудно.
    С одной стороны, язык – наш друг, потому что при помощи языка мы получаем знания, задаём и решаем какие-то вопросы, делимся впечатлениями, общаемся с друзьями. Например, вам нужно узнать дорогу в музей, и с помощью языка вы вежливо можете спросить прохожих. Не зря в народе говорят «Язык и до Киева доведёт». С помощью языка можно делиться эмоциями и передавать чувства радости, лёгкости, нежности, благодарности. Например, когда мне мама говорит: «Доченька, ты у меня молодец!», я понимаю, что мама радуется за меня, гордится мной и благодарит. С помощью языка мы можем сделать людям приятно, раздавая им комплименты. Так, когда мой папа говорит моей маме комплимент, например, что она самая красивая, у мамы поднимается настроение, и она по-настоящему счастлива.
    Но с другой стороны, язык – наш враг, потому что при помощи языка мы говорим порой обидные слова. Так язык может сделать людей врагами. Например, однажды я поссорилась с подругой из-за того, что наговорила ей обидных слов. После этого мы долго не разговаривали.
    Язык может быть и другом, и врагом. Смотря как его использовать, но чтобы язык был вашим другом, никогда не оскорбляйте и не обижайте людей плохими словами.
    Ларина Дарья, 6В класс
    Я недавно задумался над тем, насколько для человека важен его родной язык, речь вообще. И пришёл к довольно неоднозначному мнению.Начну с хорошего. Я понял, что без языка, а именно: без речи, человек как личность не смог бы существовать в принципе.
    Хотя ты, конечно, мог подумать, мой дорогой читатель, что люди, жившие далеко до нашей эры, могли обмениваться мыслями только с помощью жестов, звуков и наскальных рисунков. Это да, но задай себе вопрос: являлись ли они личностями? Конечно же, нет. Они не могли абсолютно точно выразить свою мысль. Так что мне кажется, что в нашем обществе, городе, стране язык является другом.
    Но несмотря на это, не стоит забывать о том, что сколько людей, столько и мнений. Часто бывает, что для некоторых людей главной пословицей, характеризующей их жизнь, является пословица «Язык мой – враг мой». Они могут сказать много и при этом перейти тонкую грань, дополнить высказывание и сказать лишнее. Я это нередко замечал в людях, да что уж врать, я сам не раз переходил эту грань. Грубо говоря, в таких случаях язык для людей является врагом. Но даже в таких случаях мне кажется, что язык и письменность – это одни из главных вещей современного мира.
    Меркулов Андрей, 6А класс
    На нашей планете живет более семи миллиардов людей, и почти каждый из них наделен способностью разговаривать и общаться. Без сомнения, это прекрасное умение, но и у него есть свои минусы.
    Общение – важная часть всей нашей жизни. Человек начинает говорить с раннего детства и продолжает этим заниматься всю свою жизнь. Общение помогает нам заводить новых друзей, заниматься творчеством, любимым делом. Без общения человеку будет очень трудно уживаться в современном обществе.
    Но с другой стороны, человек может самовольно использовать своё умение, тем самым вредя и себе, и другим. Существует такая пословица: “Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь”, и я абсолютно с ней согласна. Можно словом очень сильно обидеть человека, оставив ему рану в душе, потерять друга или приятеля. Очень трудно определить, друг ли мне язык или же враг. Я думаю, что человек должен сам решить, кем ему будет умение разговаривать – другом или наоборот.
    Ханина Виктория, 6А класс
    Часто ли вы слышите пословицу «Язык мой – враг мой»? Скорее всего, да. Ведь эта пословица применяется тогда, когда человек скажет что-либо не в тему или, хорошенько перед этим не подумав, выдаст какой-либо секрет. Поэтому можно даже угадать, о чем человек думал в данный момент. Но виноват ли полностью в этом язык? Я думаю, что виноват он только наполовину.
    Как я уже писал, по случайно высказанной фразе можно узнать, о чем человек размышлял. Мечтать или думать человек может только головой. И поэтому виноват не язык, а мозг. Язык является лишь исполнителем определенных команд, которые дает мозг. Во всяком, случае мозгом управляет человек, поэтому, если во время разговора думать, то такого конфуза не произойдет.
    Однажды мы говорили с мамой.
    -Ты во сколько из школы пришел?
    Руки у меня задрожали, ведь пришел через три часа после окончания уроков.
    -В пол шес…,- я не договорил.
    Мама переспросила. Но язык помог:
    – В полчетвертого, как обычно!
    В этом случае я чуть не выдал тайну.
    В итоге получается, что язык для меня является скорее другом, чем врагом. Вреда язык не наносит. Вред человек наносит себе сам.
    Чевычелов Максим, 6А класс
    Наверное, у каждого человека возникала мысль, является ли его язык другом или врагом?
    Владея грамотной четкой речью, человек может грамотно выразить мысль, может легко найти общие интересы с другими людьми, успешно пройти собеседование при устройстве на работу. Зачастую разносторонне развитый человек является душой компании, имеет много друзей. В этом случае можно с уверенностью сказать, что язык – это его друг.
    Но бывают ситуации, когда язык превращается в нашего врага. Иногда скажешь что-то не подумав, а сказанное обернётся против тебя, так же оно может больно ранить человека. Как говорится: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Можно долго рассуждать о том, является ли язык врагом или другом. В разных жизненных ситуациях язык – и враг, и друг, но стоит помнить, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать, чтоб не пришлось потом жалеть.
    Радченко Юлия, 6А класс

  8. Другом же он является в более простых ситуациях. Самое примитивное – это общение. Ведь без умения говорить Вы бы не смогли этого делать. Я, конечно, понимаю, что пример двойственный. Но кто может не согласиться с тем, что язык является нашим другом во время общения?
    Я хочу, чтобы современные люди уважали родной язык. Возможно, тогда из их лексикона уйдут слова, придуманные людьми с не самым высоким интеллектом. Я желаю русскому языку развития и приобретения новых, полезных для выражения своих мыслей слов.
    Жданова Ксения, 6Б класс
    Язык — мой друг или враг? Конечно, чтобы дать ответ на этот вопрос, надо немного об этом подумать и поразмышлять. Наверно, каждый человек задавался этим вопросом, кто ему язык: друг или враг.
    Все люди в течение своей жизни используют язык, каждый день они что-нибудь говорят. Хоть по делу, хоть просто так. С помощью языка человек в раннем детстве познает мир, учится говорить, иногда передает эмоции, пытается общаться, сообщать и т.д. Недаром существует пословица: «Язык до Киева доведет». Да, правда приятно общаться с человеком, который умеет грамотно разговаривать. Владея грамотной, хорошо поставленной речью и богатым словарным запасом, в жизни можно добиться многого. Так получают люди высокие должности, становятся директорами, министрами, профессорами, академиками, это могут только те, кто прекрасно владеет языком.
    Без знаний языка невозможно бы было изучать науки, познавать культуру, постигать искусство и заниматься строительством. Но порой мы не следим за словами. В дружеском общении сверстники часто произносят «слова-паразиты». А как часто мы говорим то, о чем потом сожалеем? Ведь грубое слово может обидеть человека, и даже ранить. Из-за этого люди становятся врагами, и именно так случаются конфликты между бизнесменами, политиками и целыми странами.
    Для меня язык – и друг, и враг. С помощью него я могу общаться, изучать и познавать мир. Но не всегда. В порыве злости я могу сказать что-то обидное или грубое, и позже об этом сожалею. Но каждый человек сам выбирает, как ему поступать, делая язык  добрым другом либо опасным врагом.
    Болотная Ирина, 6А класс
    Перед нами сейчас стоит вопрос: язык наш друг или враг? На эту тему можно рассуждать долго, но я постараюсь изложить всё кратко.
    Слова могут как сильно ранить, так и заживить раны. Бывает так, что от одного неосторожного и грубого высказывания у человека падает самооценка, он начинает чувствовать себя хуже других. Обидчик забудет о конфликте уже через час, а у обиженного человека, может быть, жизнь сломается.
    Из-за  излишней грубости возникают конфликты, ссоры, скандалы и иногда  даже войны. Глобальные и не очень, но всё же война, она всегда война. Какая разница – какого масштаба?
    При сильной обиде люди могут перестать общаться. «Я с тобой больше не разговариваю!» И не разговаривает. А действительно – пускай помучается. И я помучаюсь. Мы все помучаемся.
    Обида, зависть, гнев, ненависть – целый спектр «прекрасных» эмоций, вызванных, так сказать, недобрым языком.
    Что же, хватит «о грустном». Ведь язык предстаёт перед нами не только как злодей. Им мы произносим слова любви и нежности, описываем красоту мира, создаём литературные произведения.
    Слова дают людям надежду на светлое будущее, утешают, мотивируют.
    Да просто сказать: «спокойной ночи», «люблю», «привет!», «как дела?», — вроде бы такая мелочь, пустяк. А сколько в этом пустячке нежности и тепла.
    Из всего сказанного можно сделать вывод: язык не друг и не враг. Важен человек. И то, как он пользуется языком.
    Кривоносова Дарья, 6В класс
    Язык – это важнейшая часть общения и наивысшее богатство  для человека. Русский  язык  очень красноречив, в нём есть много красивых слов и словосочетаний, которые выражают с точностью  наши эмоции и чувства. Каждый день вы общаетесь со своими сверстниками, учителями, родителями, друзьями и так далее. Поэтому на вопрос «Язык – мой друг или враг?» ответить трудно.
    С одной стороны, язык – наш друг, потому что при помощи языка мы получаем знания, задаём и решаем какие-то вопросы, делимся впечатлениями, общаемся с друзьями. Например, вам нужно узнать дорогу в музей, и с помощью языка вы вежливо можете спросить прохожих. Не зря в народе говорят «Язык и до Киева доведёт». С помощью языка можно делиться эмоциями и передавать чувства радости, лёгкости, нежности, благодарности. Например, когда мне мама говорит: «Доченька, ты у меня молодец!», я понимаю, что мама радуется за меня, гордится мной и благодарит. С помощью языка мы можем сделать людям приятно, раздавая им комплименты. Так, когда мой папа говорит моей маме комплимент, например, что она самая красивая, у мамы поднимается настроение, и она по-настоящему счастлива.
    Но с другой стороны, язык — наш враг, потому что при помощи языка мы говорим порой обидные слова. Так язык может сделать людей врагами. Например, однажды я поссорилась с подругой из-за того, что наговорила ей обидных слов. После этого мы долго не разговаривали.
    Язык может быть и другом, и врагом. Смотря как его использовать, но чтобы язык был вашим другом, никогда не оскорбляйте и не обижайте людей плохими словами.
    Ларина Дарья, 6В класс
    Я недавно задумался над тем, насколько для человека важен его родной язык, речь вообще. И пришёл к довольно неоднозначному мнению.Начну с хорошего. Я понял, что без языка, а именно: без речи, человек как личность не смог бы существовать в принципе.
    Хотя ты, конечно, мог подумать, мой дорогой читатель, что люди, жившие далеко до нашей эры, могли обмениваться мыслями только с помощью жестов, звуков и наскальных рисунков. Это да, но задай себе вопрос: являлись ли они личностями? Конечно же, нет. Они не могли абсолютно точно выразить свою мысль. Так что мне кажется, что в нашем обществе, городе, стране язык является другом.
    Но несмотря на это, не стоит забывать о том, что сколько людей, столько и мнений. Часто бывает, что для некоторых людей главной пословицей, характеризующей их жизнь, является пословица «Язык мой – враг мой». Они могут сказать много и при этом перейти тонкую грань, дополнить высказывание и сказать лишнее. Я это нередко замечал в людях, да что уж врать, я сам не раз переходил эту грань. Грубо говоря, в таких случаях язык для людей является врагом. Но даже в таких случаях мне кажется, что язык и письменность — это одни из главных вещей современного мира.

  9. Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! (В. Брюсов).
    Родной язык – это важнейшая часть общения и наивысшее богатство для человека. Язык – система словесного выражения и передачи мыслей. Он актуализируется, осуществляется, материализуется в устной и письменной речи. Мысль моего сочинения заключается в том, как родной язык важен и значим для нас с ранних лет, а именно с рождения. Он играет одну из главенствующих ролей в жизни человека. Конечно, каждая страна разговаривает на своем языке, родном для них. Например, в России разговаривают на русском языке, в Англии на английском.
    Родной язык может помогать в общении с окружающими людьми. Если ты хорошо знаешь родной язык, много читаешь художественной литературы для обогащения словарного запаса, изучаешь историю своего языка, конкретных слов, то при разговоре с людьми тебе не будет стыдно, тебя будут уважать за твои познания в языке, люди сами потянутся к тебе, потому что приятно общаться с человеком, который умеет грамотно строить свою речь. Естественно в таких ситуациях язык всегда является нашим верным другом.
    Язык также может и навредить. Ведь некоторые сказанные нами слова могут обидеть человека. Порой мы не следим за своей речью. Так, например, в общении с друзьями, мы допускаем слова-паразиты, но согласитесь, что при общении, что при общении так выражать свои мысли нельзя! Язык будет являться для нас врагом, если мы не умеем корректно выражать свои мысли. Поэтому следите за своей речью, говорите правильно и внятно, особенно на родном языке.
    В подтверждение вышесказанных слов, вспомним историю об Эзопе – знаменитом древнегреческом баснописце. Эзоп был рабом философа Ксанфа. Когда Ксанф, позвав гостей, повелел Эзопу приготовить самое лучшее, что только есть на  свете, то он подал гостям язык. Все удивились, а Эзоп объяснил: «Ты велел приготовить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? Ведь при помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».  В другой раз, Ксанф приказал купить Эзопу самое худшее. Эзоп снова гостям вынес языки, объяснив: «Что на свете может быть хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло». Гости и сам философ не шали, что ответить рабу. Человек сам выбирает как ему поступить, выбирая язык либо как лучшее, что есть на свете, либо как худшее.
    Сделаем вывод о том, что основная функция языка – быть средством общения. Язык – неотъемлемая часть человека, без которой существование на земле невозможно. Язык – один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Он выражает особенности народа, который им пользуется. Нужно любить свой родной язык, следить за правилами речи, ведь не всегда получается выражать свои мысли правильно и красиво.
    Хотелось бы закончить свое сочинение прекрасными словами Николая Васильевича Гоголя: «О, родной язык – святой язык, отца и матери язык!», «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи».

  10. Сочинение ученицы 9 класса Шаиховой Фариды на тему
    «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!» (В.Я.Брюсов)
    Язык играет важную роль в нашей жизни. Мы пользуемся им, когда общаемся, осознаем окружающий мир и прежде всего себя как личность. Язык –   «мой верный друг» во всех моих делах и начинаниях. С помощью языка я познакомилась со своими лучшими друзьями и со своим внутренним миром – это отдельный организм в нашем теле, без которого мы не можем обойтись.
    Язык – «мой враг коварный”, потому что русский язык, с одной стороны, кажется легким, простым,  но на самом деле это язык с множеством проблем: орфографическими,  лексическими,  синтаксическими,  грамматическими…
    В современной речи появляются слова – паразиты, которые портят великий русский язык. Цель нашего времени – не передать эти слова нашим потомкам  Мы должны понимать, что за тот период времени (от  второго – первого тысячелетий нашей эры и до наших дней) в русском языке многое изменилось. Некоторые слова поменяли свое значение, другие вошли из иных языков, например, слово  «лингвист» – языковед.
    В лексическом составе русского языка отражается история народа. Слова — это живые свидетели исторических событий, развития науки, культуры, это очевидцы изменений  в быту. Многие слова с исчезновением соответствующих понятий, предметов перестают употребляться в речи. Устаревшие слова включают архаизмы и историзмы, например, в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк»  слово «глагол» обозначает «слово»:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Язык – это наш царь. Он правит нами, делает мир лучше, иногда меняет жизнь людей, царит над нами, как небо. Люди хотят быть свободными и независимыми от того, кто правит ими, но на самом деле, если б не было царей, возможно, нарушился бы мировой порядок. Наш царь, который никогда не умрет – это могучий русский язык.
    Но, к сожалению, мы часто используем язык, как раба, издеваемся над ним и применяем не по назначению. А какое же назначение русского языка? На этот вопрос каждый ответит по – своему: кто – то скажет – для общения, кто- то, что русский  язык необходим нам для того, чтобы у нас была возможность грамотно формулировать наши  мысли на бумаге и не делать по четыре ошибки в каждом слове, как делают это некоторые.
    В стихотворении «Родной язык» В. Брюсов хотел показать нам, что  родной язык, будь это русский или какой – то другой, может быть и другом, и врагом, и царем, и рабом. Таково и есть положение русского в современном мире.
    Мы почти каждый день слышим нецензурные выражения. И становится страшно, кажется, что мир настолько портится… И нам  нечего будет передать нашим потомкам. Да, стремления человечества к самосовершенствованию не наблюдается … что  уж тут говорить: нам лень даже описать прекрасное. Писатели девятнадцатого – двадцатого  веков – это пример для нас. В этот период были написаны произведения, содержание которых актуально  и для двадцать первого века. Чего стоит творчество Н. В. Гоголя, пронизанное реальной жизнью и страстной любовью к родному слову!
    «Русский язык – это, прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький», –  так говорил про русский язык  Л. Н. Толстой.
    Я призываю всех беречь великий, могучий русский язык –  достояние России  отражение ее культуры. И помните слова К. Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и  поистине волшебный русский язык».

  11. Язык мой – враг мой?
    « Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь», – гласит русская пословица.
    Чтобы реже появлялось желание «ловить» сказанные слова, предлагаю повести разговор о том, как важны они для передачи смысла сказанного. А то бывает так, что и информация позитивная и намерения наши в общении самые дружелюбные, а ответная реакция со знаком «минус».
    Наша речь – это инструмент общения, при помощи которого мы контактируем с миром людей, а слова – составная его часть. В межличностном общении основная роль отводится пониманию речи, ее производству. Через речь мы доносим наши мысли и чувства, объясняем наши мотивы, предупреждаем о действиях, формулируем позицию, передаем свои глубинные ценности и установки. И при этом так хочется, чтобы нас услышали и поняли!
    Мы постоянно в процессе разговора соотносим слова говорящего со своим словарным запасом. От совпадения слов, понятий, от нашего понимания языка зависит и понимание сказанного. «Каждый слышит лишь то, что понимает» (А.Адлер)
    Как же избежать ошибки в понимании? Ответ на этот вопрос требует серьезного осмысления и научного подхода, так как процесс коммуникации для человека одна из жизненно необходимых потребностей.
    Язык в обществе находится в тесной связи с мышлением и психической деятельностью человека. Наука, которая ориентируется на изучение реальных процессов говорения и понимания речи – «на человека в языке», называется психолингвистикой. С точки зрения психолингвистики язык человека существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушащего, пишущего и читающего. Например: язык малышей в возрасте от 2-х до 5-ти лет. Богатый внутренний мир ребенка, созданный по сказкам и фантастическим картинкам, придуманный и реальный, понятен любому малышу в этом возрасте. Общаясь между собой, дети без сложностей понимают язык друг друга, причем каждый из них может говорить на своем «диалекте». Детские стишки и рассказики, примитивные для взрослого, для ребенка полны содержания и очень интересны.
    «Язык – наш друг и враг одновременно. Он как будто следит за нами и фиксирует самые важные наши проблемы и больные места. Он не дает ни соврать, ни обмануть самих себя. Более того, меняясь, язык начинает влиять и на самих людей, говорящих на нем». (доктор филологических наук М.А.Кронгауз)
    Как же все-таки так получается, что язык становится нашим врагом? Что мы делаем с ним или чего мы не делаем для того, чтобы найти понимание со своим собеседником?
    Вспоминаются старые русские пословицы и поговорки, в которых говорится о том, как аккуратно надо обходиться с языком, например такие: «Если напредки тебе…языком побаловать захочется, так ты вспомни пословицу: язык мой – враг мой, и вспомнивши плюнь». «При многословии не миновать греха», «Держи язык на привязи», «Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет», «Язык, как помело…». В этих пословицах звучит предостережение от неразумного пользования языком. Не многословием и не скоростью речи достигается понимание. Собеседники в разговоре используют доступные пониманию и восприятию друг другом слова и фразы, и своей реакцией на беседу сообщают, что смысл сказанного понятен. В этом случае слова и фразы, как обертка у конфет, которая привлекает наше внимание и заставляет представить содержимое и почувствовать желание понять смысл. Но вот обертка «не та», и нет желания…
    «Верно определяйте слова, и Вы освободите мир от половины недоразумений» (Р. Декарт)
    Не секрет, что наша сегодняшняя речь насыщена словами-паразитами. Они очень прочно вошли в нашу жизнь, и стали почти неотъемлемой частью нашей речи при передаче практически любой информации: мы слышим их в речи политиков, ученых, у ведущих телепередач, от преподавателей в учебных заведениях. Изначально слова-паразиты появлялись в языке определенных слоев общества, чаще – людей не очень грамотных, как слова-заместители. Они «приходили на помощь», когда человек испытывал сложность с подбором точного слова или фразы для выражения своей мысли, или у него вдруг прерывался процесс повествования («мысль ускользнула…»). В сегодняшней речи эти слова-паразиты у многих наслуху и в практике речи: «как бы», «это самое», «значит», «так», «вот», «так сказать», «типа того» и прочее. Их количество сейчас просто огромно! Они закрепились в нашей речи и без них порой нет разговора. Но думаю, что никто не будет отрицать и того, что, когда мы часто (буквально через слово) слышим такие слова в речи говорящего, то это мешает восприятию информации, создается впечатление, что он сам неуверен в том, что говорит. Отсюда страдает и понимание друг друга.
    Первоначально сленг в языке появился только в определенных, очень узких профессиональных кругах и использовался специалистами для ускоренного понимания при ведении профессиональных разговоров. Сегодня в языке очень распространен подростковый сленг, причем он давно вышел за рамки этого возраста и засоряет речь вполне презентабельных взрослых. Они слышатся и пишутся все чаще. Жаргонные слова все больше проникают в нашу речь и надолго остаются в языке человека. Если подросткам свойственна потребность в особом виде общения, им просто необходимо выделиться и не быть «как все», и это обусловлено их возрастом. Но, когда такой язык закрепляется у взрослого человека, и он продолжает говорить такие сленговые слова, как: «клево», «прикольно», «родаки», «бабло», «круто», «меня прет», «мне катит» и прочее, то невольно при общении с ним ловишь себя на мысли, что общаешься с малограмотным человеком.
    Серьезным врагом в достижении поставленных целей стали слова-сомнения. Такой язык влияет на настрой человека, подвергает сомнению его действия. А как, скажите, можно реагировать на речь собеседника, в которой постоянно встречаются слова «мне кажется», вместо слов: «я знаю», «я уверен». Поверим ли мы его доводам, когда он сам-то, похоже, в этом сомневается? А слова «мне хотелось бы», вместо конкретного – «я хочу»! Не понятно: хочет или нет?
    Установлено, что когда в речи говорящего слышны слова «нет» и «не», то у слушающих его возникает отрицательное отношение к сказанному. Такая речь воспринимается как запрет, ограничение, которое навязывается со стороны, в отличие от подобных по смыслу, но положительно воспринимаемых, слов. Например: «Вы не можете не знать» – «Вам конечно же известно», «Вы, вероятно, еще не слышали, что…» – «Вы конечно же слышали, что…», «Нельзя не отметить» – «Следует отметить».
    Безнадежно звучат фразы двойного отрицания, например: «Если ты не сделаешь уроки, я не куплю тебе велосипед». Что слышит в ней наш ребенок? А ничего для себя утешающего: зачем делать уроки, когда велосипеда по-любому не будет.
    Удивительно наблюдать, как иногда безобидная оговорка поднимает бурю эмоций и расстраивает до этого момента мирный разговор. Глубинный смысл оговорок, причины их появления в нашей речи исследовал известный психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он писал, что:
    – человек может обмолвиться, когда говорит о вещах, которые на самом деле не считает возможными. Он пытается найти мягкую форму своему выражению, но фразы-оговорки вырываются, потому что они ближе его сознанию, чем задуманные в речи слова.
    – Иногда против воли вырываются слова, которые созвучны с неприличными словами и вещами. Эта когда-то принятая манера у невоспитанных людей забавляться словами с целью напомнить о предосудительных вещах со временем прокладывает себе дорогу в бессознательное и засоряет речь человека. Что напоминает нам всем одно из самых популярных на сегодняшний день слово-оговорка – «блин»?
    – Очень сложно бывает признаться во время жаркого спора, что обмолвился, некоторые даже обижаются, когда им это говорят, но появившейся при этом стыд не лишен значения, всегда этому есть мотив. Шансы спорщика выиграть спор резко падают, так как обмолвка обычно подтверждает то, что человек оспаривает.
    – Случается и так, что к оговорке или замене задуманного слова у говорящего приводит его внутренний протест против собственных слов. Собеседник чувствует несоответствие, и ему сразу становится заметным, что ошибка вызвана неискренностью сказанного. Например, фраза: «Эту прелестную шляпку Вы сами себе обделали?»
    В обычной жизни при неформальных отношениях, личном контакте наша речь эмоциональна, слова и выражения в ней подбираются очень спонтанно, мы часто оговариваемся, совсем «не это имея в виду». Нет такого человека на Земле, который бы не совершал безобидные, на первый взгляд, оговорки. Ситуации, когда «с языка соскочило», знакомы любому. Ответная реакция собеседника нам показывает, что, какими бы близкими не были отношения, все равно для достижения взаимопонимания важен выбор слов и «подача» их собеседнику.
    «Враждебность языка» очень сильно снижается, когда сам процесс общения ценен обеим сторонам, когда есть обоюдное желание понять друг друга.
    Как же все-таки сделать наш язык своим другом и помощником на пути к взаимному пониманию?
    Здесь на помощь приходит наука психология, которая призвана не столько описывать поведение человека, сколько объяснять его, и предлагает рекомендации по правильному использованию нашего языка для построения межличностных контактов и создания атмосферы взаимопонимания:
    1. Всегда думать (или продумать заранее) «что» говорить, «как» и «какими» словами.
    Тема разговора чаще всего рождается произвольно, и создают ее оба собеседника в соответствии со своими интересами. Но какой бы не была тема, рассуждения должны строиться по законам правильного мышления – последовательно, точно, логично. Стройные мысли желательно излагать языком, понятным и близким собеседнику. Это даст возможность привлечь внимание к своей речи, а собеседнику – понять нас. Например, каждый из нас, хоть раз в жизни, имел опыт разговора с малышом. Как тщательно мы подбираем слова, как эмоционально и позитивно ведем с ним разговор, руководствуясь желанием привлечь его внимание к себе и достичь понимания! И тема разговора выбирается понятная обоим! На мой взгляд, именно общение с детьми очень наглядно дает нам понять, насколько важно в разговоре передавать свое особое эмоционально-чувственное отношение к тому, о чем мы сообщаем.
    2. Придавать своей речи выразительность, используя акустический спектр речи: мягкость и силу голоса, выразительность пауз, выделение отдельных слов и фраз интонацией. Эти приемы повысят ее убедительность.
    Особые доверительные отношения с ребенком возможны только, когда в нашем голосе звучат доброжелательные интонации при обращении к нему. Я думаю, что эти примеры есть в практическом опыте всех взрослых людей. Но, к сожалению, в конфликтных ситуациях, когда мы перестаем себя контролировать, а желание решить проблему велико, случается как раз обратное: мягкость голоса исчезает, а появляется «металл», темп речи ускоряется, все произносится без выразительных пауз и интонаций, тембр голоса повышается. Достигаем ли мы чего хотим?
    Даже тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
    3. Устанавливать общение, пользуясь языком своего взгляда и тела (жестами, мимикой, позой).
    Первое мгновение, когда люди встречаются и приветствуют друг друга, сопровождается первым взглядом «глаза в глаза». Наше сознательное восприятие другого человека всегда происходит с помощью зрительного контакта. Не случайно говорят, что «глаза – зеркало души». Язык взгляда способен сказать нам о многом, а точнее – об истинных чувствах нашего собеседника. Мимика лица отражает внутреннее эмоциональное состояние человека, его переживания. Иногда взгляд и мимика способны сказать больше, чем слова. При разговорах, причем любой эмоциональной окраски, человек жестикулирует, тем самым стимулирует себя к дальнейшему раскрытию мысли. В арсенале человека существует целый алфавит жестов, без которого крайне трудно достигнуть взаимопонимания.
    4. Придерживаться адекватной позиции по отношению к собеседнику.
    Свое общение в жизни человек выстраивает в основном, исходя из трех позиций: взрослый, родитель, ребенок (по концепции Эрика Берна). В соответствии с ситуацией при межличностном общении человек определяет для себя позицию, из которой он начинает взаимодействовать с собеседником. Взаимопонимание у собеседников будет лучше в том случае, если правильно будут выбраны позиции общения. Например:
    – деловые переговоры, дружеская беседа. Оба партнера и собеседника общаются из позиции «взрослый-взрослый»
    – разговор с собственным ребенком. У нас позиция «родитель», у него «ребенок». И никак наоборот!
    – разговор с супругом – это разговор двух взрослых людей. Нарушение этих позиций в семейной жизни ведет к разладу в семье.
    Есть еще одна очень важная, на мой взгляд, тонкость, о которой необходимо помнить, когда мы со всей страстью и увлеченно передаем свои мысли и смыслы, – это ответная реакция собеседника на то, что мы говорим. Ответная реакция, как ценный индикатор, дает нам знать, как идет процесс общения, интересно ли то, что мы говорим. Умение слышать обратную связь позволяет нам во время исправлять любые возможные недоразумения, увидеть, как нас слышат другие. Недопонимание в общении обычно возникает тогда, когда мы выступаем в роли ничего не замечающего наблюдателя.
    Закончить статью хочется отрывком, который, на мой взгляд, отражает суть общения между людьми. Это – монолог одного из героев книги Пауло Коэльо, его правдивый ответ собеседнику на недопонимание:
    «…Я отвечаю на Ваши вопросы потому, что уважаю Вас. И рад, если могу быть Вам чем-то полезен. Но отвечаю я на них, исходя из своих знаний. Вы можете подвергать их сомнению. Вы можете думать, что я заблуждаюсь. Вы можете относиться к моим словам, как угодно. Это Ваше право. Но, если Вы спрашиваете меня, я отвечаю Вам в соответствии с моими знаниями. Я отвечаю то, что думаю, что знаю и чему верю. Я честен с Вами, потому что я уважаю Вас и себя».
    источник: .psyput.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *