Говорить – это так просто!Слова не нужно натужно переносить на руках, чтобы из них ровно выстроилась качественная и изысканная речь. Слова не нужно с трудом обтёсывать, длительно придавать им форму, кропотливо вырезать. Они без всяких специальных усилий стремительно и легко извергаются из нас зачастую бесконечным, а ещё чаще неконтролируемым потоком. Мы больше половины времени этой жизни перманентно проводим в окружении слов: своих и чужих. Мы ежечасно говорим, пишем, читаем, думаем – словами. Мы становимся бездонным источником, из которого они решительно устремляются в эту мирскую жизнь, и ещё ни одно выпущенное на волю слово не вернулось обратно, к своему зачастую незадачливому хозяину. Поэтому народная мудрость справедливо гласит: слово не воробей, вылетело – не поймаешь. Но основная проблема человеческой речи состоит не в том, что обратно не вернуть, а в том, что за всё однажды произнесённое предстоит дать детальный отчёт в День Суда. Между тем нередко мы относимся к своим речевым грехам и погрешностям беспечно, словно к милому недоразумению. Сболтнула лишнего
«Эх, наболтала я сегодня», – как часто приходит нам эта мысль, когда мы покидаем некое дружеское чаепитие с милой женской беседой? Как часто воспоминание о вечере вызывает в нас смутное ощущение неправильности проведённого времени? Что говорим мы себе в этот момент? Отправляемся на молитвенный коврик, заливаясь горючими слезами покаяния? Или спешно отмахиваемся от досадного ощущения, как от надоедливой мухи: «Подумаешь, не так уж я и…» Или убеждаем себя: «Ничего особенного, я же там сказала то, что есть». Какими бы словами мы ни успокаивали себя, если по окончании встречи у нас неспокойно на душе – значит, там были перейдены границы халяля.
Как же часто доводится слышать откровенные сплетни, которые начинаются словами: «Я никогда не сплетничаю, но…» или «я никогда никого не осуждаю, но…» или «обычно я не обсуждаю людей, но…»! Люди, которые так говорят, на самом деле уверены, что не являются закоренелыми грешниками, однако именно они чаще всего оказываются самыми заядлыми сплетниками и клеветниками. Они настолько самообманулись, что сказанное о грешащих языком не о них, что даже уже не анализируют собственные речи.У них как раз после самых грязных разговоров на сердце полный покой, совесть мирно почивает, успокоенная уверенным: «обычно я не…».Это самое опасное состояние сердца, когда на нём нет даже тени сомнения о том, что творит язык.
Речь – переводчик сердца. Вспомните последние десять ваших походов в гости: о чём вы там говорили за чашкой чая? Если это были исключительно чистые разговоры, то ваше сердце пребывает в правильном состоянии. Если же эти повседневные разговоры хотя бы в половине случаев были далеки от того, что вам не стыдно было бы повторить в присутствии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), – у вас есть существенные проблемы,расположенные в области сердца. Лейла Наталья Бахадори
Говорить – это так просто!Слова не нужно натужно переносить на руках, чтобы из них ровно выстроилась качественная и изысканная речь. Слова не нужно с трудом обтёсывать, длительно придавать им форму, кропотливо вырезать. Они без всяких специальных усилий стремительно и легко извергаются из нас зачастую бесконечным, а ещё чаще неконтролируемым потоком. Мы больше половины времени этой жизни перманентно проводим в окружении слов: своих и чужих. Мы ежечасно говорим, пишем, читаем, думаем – словами. Мы становимся бездонным источником, из которого они решительно устремляются в эту мирскую жизнь, и ещё ни одно выпущенное на волю слово не вернулось обратно, к своему зачастую незадачливому хозяину. Поэтому народная мудрость справедливо гласит: слово не воробей, вылетело – не поймаешь. Но основная проблема человеческой речи состоит не в том, что обратно не вернуть, а в том, что за всё однажды произнесённое предстоит дать детальный отчёт в День Суда. Между тем нередко мы относимся к своим речевым грехам и погрешностям беспечно, словно к милому недоразумению.
Сболтнула лишнего
«Эх, наболтала я сегодня», – как часто приходит нам эта мысль, когда мы покидаем некое дружеское чаепитие с милой женской беседой? Как часто воспоминание о вечере вызывает в нас смутное ощущение неправильности проведённого времени? Что говорим мы себе в этот момент? Отправляемся на молитвенный коврик, заливаясь горючими слезами покаяния? Или спешно отмахиваемся от досадного ощущения, как от надоедливой мухи: «Подумаешь, не так уж я и…» Или убеждаем себя: «Ничего особенного, я же там сказала то, что есть». Какими бы словами мы ни успокаивали себя, если по окончании встречи у нас неспокойно на душе – значит, там были перейдены границы халяля.
Как же часто доводится слышать откровенные сплетни, которые начинаются словами: «Я никогда не сплетничаю, но…» или «я никогда никого не осуждаю, но…» или «обычно я не обсуждаю людей, но…»! Люди, которые так говорят, на самом деле уверены, что не являются закоренелыми грешниками, однако именно они чаще всего оказываются самыми заядлыми сплетниками и клеветниками. Они настолько самообманулись, что сказанное о грешащих языком не о них, что даже уже не анализируют собственные речи.У них как раз после самых грязных разговоров на сердце полный покой, совесть мирно почивает, успокоенная уверенным: «обычно я не…».Это самое опасное состояние сердца, когда на нём нет даже тени сомнения о том, что творит язык.
Речь – переводчик сердца. Вспомните последние десять ваших походов в гости: о чём вы там говорили за чашкой чая? Если это были исключительно чистые разговоры, то ваше сердце пребывает в правильном состоянии. Если же эти повседневные разговоры хотя бы в половине случаев были далеки от того, что вам не стыдно было бы повторить в присутствии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), – у вас есть существенные проблемы,расположенные в области сердца.
Лейла Наталья Бахадори