ЯЗЫК — ВОЛШЕБНОЕ ОРУДИЕ. Каждый день, не задумываясь, мы пользуемся множеством разных слов, образных, красивых, звучных. Слов, которые, выстраиваясь в определенном порядке, образуют собственный интересный и своеобразный мир. Мир, в котором действуют свои закономерности, свои не раскрытые еще тайны и загадки, мир, который имеет свою неповторимую историю. Понимаем ли мы до конца, всегда ли осознаем, почему те или иные слова оказывают такое сильное воздействие на нас, на нашу душу, наши мысли, нашу жизнь?
Язык — одно из самых важных и самых древних общественных явлений. Трудно найти что-нибудь в нашей жизни, что было бы таким значимым для нас, для нашего существования. Очень легко можно представить себе жизнь без компьютера и телевидения, газа или электричества, без чернил, газет и журналов. Но разве могло бы существовать человечество, если бы оно лишилось речи?!
В повседневной жизни мы часто пользуемся словами родного языка так же естественно, как ходим, дышим, смотрим. Слово является для нас обычным и важным средством общения, средством восприятия художественной литературы. Используя те или иные слова и выражения, мы редко задумываемся над тем, что слово само по себе имеет свое происхождение, свою историю, свой облик, свое значение. От того, насколько грамотно мы используем средства нашего языка, зависит то, как мы будем восприняты окружающими. Ведь нередко одно и то же слово, сказанное в различных ситуациях, окруженное разными словами и наделенное различными значениями, может оказывать на собеседника совершенно противоположное действие.
У мение в нужной форме использовать все богатства русского языка играет невероятно важную роль в нашей жизни. Слово может стать настоящим оружием — великим, способным и ранить, и исцелить. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, язык способствует развитию науки, техники, развитию всего человеческого мира.
Культура речи — это правильное произношение, знание всех норм и правил словоупотребления, умение пользоваться выразительными средствами языка. Культура общения заключает в себе намного больший и глубокий смысл, это одна из самых важных составных частей в общей культуре человека.
Владение всеми богатствами языка — важный показатель культурного уровня развития любого человека независимо от его возраста, национальности, профессии. Умение четко, точно и ясно выражать свои мысли поможет быть правильно понятым окружающими. В этом заключена эстетическая сторона человеческой личности, потому что умелое владение родным языком отражает в целом культуру не только отдельного человека, но и всего народа, общества. Язык — великое чуда культуры, созданное народом, приумноженное лучшими писателями и публицистами, духовная ценность общества, поэтому наше общество имеет полное право называться богатым духовно.
Грустно, что в последнее время мы все меньше внимания уделяем развитию своего языка — чудесного, красивого, волшебного. На русском и украинском языках написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Русский и украинский языки, в которых столько общего, имеют общее происхождение. Они представляют собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотно пользоваться всеми богатствами своего языка — вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.
Думаю, все согласны с тем, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, — важная задача каждого из нас.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», — утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения — нужно уметь быть услышанным! «Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? — задавал себе вопрос Н. М. Карамзин. — Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному». Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т.д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что «нравственность человека видна в его отношении к слову». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке», а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово — это отражение мыслей, чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках.
Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты? Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих Поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой. Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека: «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке.
Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным!
Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т.д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно.
Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово—это отражение мыслей .чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках. Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты?
Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста.
Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души.
Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений.
«Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой.
Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека:
«Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
Материалы по теме:
Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева
У зоряній пустелі
Анализ одной из поэм С. Есенина — «Анна Снегина»
Лорка Федерико Гарсия
Фронтовая судьба связиста
Образ и характеристика Максим Максимыча в романе «Герой нашего времени»
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке. Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным! Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т.д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово—это отражение мыслей.чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках.
Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты? Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен.
, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой. Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека:
* «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке. Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным! Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т.д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово—это отражение мыслей .чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках.
Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты? Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой. Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека:
«Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке. Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным! Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т. д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово—это отражение мыслей . чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках.
Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты? Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой. Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека:
«Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке. Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели.
Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным! Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т. д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно.
И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова.
А если слово—это отражение мыслей. чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках. Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты?
Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей.
И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение.
В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. , былин сохранились до наших дней с незапамятных времен.
И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой.
Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека: «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
ЯЗЫК — ВОЛШЕБНОЕ ОРУДИЕ. Каждый день, не задумываясь, мы пользуемся множеством разных слов, образных, красивых, звучных. Слов, которые, выстраиваясь в определенном порядке, образуют собственный интересный и своеобразный мир. Мир, в котором действуют свои закономерности, свои не раскрытые еще тайны и загадки, мир, который имеет свою неповторимую историю. Понимаем ли мы до конца, всегда ли осознаем, почему те или иные слова оказывают такое сильное воздействие на нас, на нашу душу, наши мысли, нашу жизнь?
Язык — одно из самых важных и самых древних общественных явлений. Трудно найти что-нибудь в нашей жизни, что было бы таким значимым для нас, для нашего существования. Очень легко можно представить себе жизнь без компьютера и телевидения, газа или электричества, без чернил, газет и журналов. Но разве могло бы существовать человечество, если бы оно лишилось речи?!
В повседневной жизни мы часто пользуемся словами родного языка так же естественно, как ходим, дышим, смотрим. Слово является для нас обычным и важным средством общения, средством восприятия художественной литературы. Используя те или иные слова и выражения, мы редко задумываемся над тем, что слово само по себе имеет свое происхождение, свою историю, свой облик, свое значение. От того, насколько грамотно мы используем средства нашего языка, зависит то, как мы будем восприняты окружающими. Ведь нередко одно и то же слово, сказанное в различных ситуациях, окруженное разными словами и наделенное различными значениями, может оказывать на собеседника совершенно противоположное действие.
У мение в нужной форме использовать все богатства русского языка играет невероятно важную роль в нашей жизни. Слово может стать настоящим оружием — великим, способным и ранить, и исцелить. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, язык способствует развитию науки, техники, развитию всего человеческого мира.
Культура речи — это правильное произношение, знание всех норм и правил словоупотребления, умение пользоваться выразительными средствами языка. Культура общения заключает в себе намного больший и глубокий смысл, это одна из самых важных составных частей в общей культуре человека.
Владение всеми богатствами языка — важный показатель культурного уровня развития любого человека независимо от его возраста, национальности, профессии. Умение четко, точно и ясно выражать свои мысли поможет быть правильно понятым окружающими. В этом заключена эстетическая сторона человеческой личности, потому что умелое владение родным языком отражает в целом культуру не только отдельного человека, но и всего народа, общества. Язык — великое чуда культуры, созданное народом, приумноженное лучшими писателями и публицистами, духовная ценность общества, поэтому наше общество имеет полное право называться богатым духовно.
Грустно, что в последнее время мы все меньше внимания уделяем развитию своего языка — чудесного, красивого, волшебного. На русском и украинском языках написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Русский и украинский языки, в которых столько общего, имеют общее происхождение. Они представляют собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотно пользоваться всеми богатствами своего языка — вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.
Думаю, все согласны с тем, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, — важная задача каждого из нас.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», — утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения — нужно уметь быть услышанным! «Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? — задавал себе вопрос Н. М. Карамзин. — Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному». Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т.д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что «нравственность человека видна в его отношении к слову». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке», а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово — это отражение мыслей, чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках.
Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты? Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих Поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой. Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека: «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке.
Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным!
Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т.д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно.
Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово—это отражение мыслей .чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках. Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты?
Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста.
Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души.
Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений.
«Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой.
Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека:
«Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
Материалы по теме:
Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева
У зоряній пустелі
Анализ одной из поэм С. Есенина — «Анна Снегина»
Лорка Федерико Гарсия
Фронтовая судьба связиста
Образ и характеристика Максим Максимыча в романе «Герой нашего времени»
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке. Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным! Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т.д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово—это отражение мыслей.чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках.
Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты? Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен.
, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой. Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека:
* «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке. Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным! Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т.д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово—это отражение мыслей .чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках.
Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты? Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой. Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека:
«Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке. Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным! Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т. д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово—это отражение мыслей . чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках.
Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты? Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой. Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека:
«Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!
.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке. Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели.
Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения—нужно уметь быть услышанным! Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т. д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно.
И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что « нравственность человека видна в его отношении к слову ». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке », а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова.
А если слово—это отражение мыслей. чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках. Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты?
Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей.
И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение.
В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. , былин сохранились до наших дней с незапамятных времен.
И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой.
Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека: «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!