Сочинение на тему язык зеркало нации

12 вариантов

  1. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит идумает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходитчерез родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, аэмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек народном языке.
    Есть язык народа как показатель его культуры, аесть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека -это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так,следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека -прислушаться к тому, что и как он говорит.
    На государственномуровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указомпрезидента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
    И,согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен.Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
    Мыведь обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку илицо, разве не так? А судить о человеке можем только по этим признакам -значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показательего нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чемчеловек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надоследить постоянно.
    Как предупреждал талантливейший языковед В. И.Даль, создатель уникального толкового словаря: «С языком, с человеческимсловом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека –это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: безслов нет сознательной мысли, а есть только одно чувство и мычание» . Ятоже считаю, что слово – это не игрушка. Именно умение сказать своёслово и выразить свои мысли показывает всю сущность человека. Все чаще ичаще в своей жизни мы встречаем людей, которые не умеют красивоговорить, употребляют нецензурные слова в своей речи. Такие люди,возможно, не понимают, что культурное общество о них дурного мнения.Ведь недаром есть такая поговорка: «Язык мой – враг мой» . А он долженбыть другом человека! Поэтому перед тем как сказать, необходимо хорошоподумать и взвесить каждое слово.
    Обратимся к мудрости великихтворцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своимискусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он такпопулярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе былипроизнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
    Какни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говоритьпо душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешьблеснуть, тогда другое дело.
    Наполняешься гордостью за наш роднойязык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве,живости, многогранности и меткости!
    Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?
    И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
    ” Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. “

  2. Язык я считаю одной из главных ценностей всего человечества. Ведь он возник в глубокой древности. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. Поколения за поколением наши предки уважали и ценили родной язык. Язык также является удивительным даром человека. Оно самое совершенное средство общения. С помощью языка мы можем объяснить и вспомнить радостные и веселые минуты в наших школьных конкурсах и в классе. Участвуя в различных мероприятиях и интеллектуальных играх, мы можем представить свою речь и свои знания с прекрасной и красивой стороны . С помощью языка мы понимаем и чувствуем такие слова , как любовь, добро, горе, обида и счастье. В языке хранится все богатство мыслей, все самые глубокие искренности и опыт, накопленный человечеством.
    На мой взгляд, гражданин любого государства- это прежде всего человек неравнодушный, знающий, любящий и ценящий культурное наследие своих предков. Именно язык и является культурным наследием каждой нации. Потому что язык- это целый мир, у которого своя судьба. Кайсын Кулиев в своем высказывании о языке говорит, что «язык не только предмет изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище». Недаром гласит пословица: «Язык- зеркало души. Язык- сокровищница культуры». Я уверена в том, что язык у каждого из нас вызывает горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Еще в детстве каждый из нас должен изучать родной язык и язык того государства, в котором он проживает. Не зная или забывая родной язык, мы можем утратить свое национальное достоинство. Люди одной страны, одного государства могут говорить на разных языках, но для развития общества, его культуры, науки нужен государственный язык. Таким языком и является казахский язык в нашей республике.
    Я счастлива и горда тем, что на моей родной земле, именуемой Казахстан, на протяжении многих лет дружно в мире и согласии проживают десятки разных народов, уважая, почитая традиции и обычаи друг друга. Как писал великий Жамбул:
    Народы родины моей
    Живут, как дружная семья.
    Десятки братских языков
    Журчат ручьями на свободе.
    Я чувствую кипенье сил
    И вдохновенье соловья,
    И песни дружбы всех племен…
    Этому успеху, которому может позавидовать любая другая страна в мире, мы должны быть благодарны главе государства Н. А. Назарбаеву. По указу Президента 22 сентября представители всех национальностей нашей республики отмечают День языков. И никогда они не желают друг другу зла, а только добрые слова. У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов- как звезда на небе. Я хотел бы, чтобы все звезды слились бы в одну огромную, занимающую полнеба звезду, то есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда…»
    Да, действительно, пусть у каждого народа будет своя звезда под именем «Язык»
    Язык наш прекрасный-
    Богатый и звучный,
    То мощный и страстный,
    То нежно-певучий.
    В нем есть и усмешка,
    И мягкость, и ласка.
    Написаны им
    И рассказы и сказки-
    Страницы волшебных,
    Волнующих книг!
    Люби и храни
    Наш волшебный язык!

  3. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит идумает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходитчерез родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, аэмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек народном языке.
    Есть язык народа как показатель его культуры, аесть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека -это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так,следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека -прислушаться к тому, что и как он говорит.
    На государственномуровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указомпрезидента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
    И,согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен.Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
    Мыведь обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку илицо, разве не так? А судить о человеке можем только по этим признакам -значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показательего нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чемчеловек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надоследить постоянно.
    Как предупреждал талантливейший языковед В. И.Даль, создатель уникального толкового словаря: «С языком, с человеческимсловом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека –это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: безслов нет сознательной мысли, а есть только одно чувство и мычание» . Ятоже считаю, что слово – это не игрушка. Именно умение сказать своёслово и выразить свои мысли показывает всю сущность человека. Все чаще ичаще в своей жизни мы встречаем людей, которые не умеют красивоговорить, употребляют нецензурные слова в своей речи. Такие люди,возможно, не понимают, что культурное общество о них дурного мнения.Ведь недаром есть такая поговорка: «Язык мой – враг мой» . А он долженбыть другом человека! Поэтому перед тем как сказать, необходимо хорошоподумать и взвесить каждое слово.
    Обратимся к мудрости великихтворцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своимискусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он такпопулярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе былипроизнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
    Какни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говоритьпо душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешьблеснуть, тогда другое дело.
    Наполняешься гордостью за наш роднойязык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве,живости, многогранности и меткости!
    Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?
    И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
    ” Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. “

  4. Язык нации, по мнению Д.С. Лихачева, является сам по себе сжатым, алгебраическим выражением всей культуры нации.
    Судьбы языка и этноса всегда были тесно связаны, поэтому без обращения к этнической истории носителей языка нельзя себе представить конкретных исследований в области языкознания [16, с.34].
    Язык накапливает и закрепляет в своих единицах (главным образом в словах, словосочетаниях, фразеологических оборотах) знания, опыт, приобретенные людьми на протяжении многих веков. Язык становится своеобразным зеркалом жизни народа, но не только в настоящем, но и в силу способности закреплять и накапливать «память поколений» в своих единицах он сохраняет в народной памяти «следы» далеких эпох и недавнего времени. Поэтому любой язык – бесценное национальное достояние, воплотившее национальный склад ума, самобытность внутреннего мира, психологии, философии народа, неповторимость его исторического пути.
    Будучи средством выражения национальной культуры, язык сам становится в ходе исторического развития народа, по мере развития его культуры, феноменом данной культуры. Язык как феномен культуры, как зеркало духа нации является предметом исследования одного их актуальных направлений современного языковедения – этнолингвистики.
    Этнолингвистика – дисциплина, сформировавшаяся «на пересечении этнографии и лингвистики для изучения взаимоотношений между этносом, языком и культурой, а также для выявления роли языка в этнической культуре, обществе и в отдельных этносоциальных группах» [11, с.41].
    Этнолингвистика, по Н.И. Толстому, «раздел языкознания или шире – направление в языкознании, ориентированное на рассмотрение соотношения и связи языка и духовной культуры, языка и народного менталитета, языка и народного творчества, их взаимозависимости и разных видов их корреспонденции» (Толстой Н.И. Указ. раб. – С.27).
    В этнолингвистических разысканиях, отмечает ученый, язык является основным предметом исследования независимо от того, «какая субстанция (языковая или неязыковая) и какая функция (коммуникативная, обрядовая, мифологическая и т.п.) подвергается анализу» (Толстой Н.И. О предмете этнолингвистики и ее роли в изучении языка и этноса // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (язык и этнос) : Сб. науч. тр. – Л.: Наука [ЛО], 1983. – С.182).
    В настоящей работе делается попытка описать в рамках указанного подхода одно из ключевых понятий, релевантных для русской ментальности, – понятие гость. Культурная детерминированность этого понятия для русской модели мира ярко проявляется в ходе сопоставительного анализа с казахской моделью мира, объективированной в языке.
    Гостеприимство является одной из характерных черт русского и казахского национальных характеров. И русскому, и казахскому народу свойственны готовность и желание принять гостей, угостить их, поскольку в них укоренен культ гостеприимства. В какой бы далекий путь не отправлялся казах, он никогда не брал с собой никакой еды: он знал, что в любом ауле, у любого очага он найдет кров, тепло и еду. Не принять и не накормить путника у казахов считалось большим позором, преступлением. Ср. в этой связи представление о гостеприимстве как готовности приветить странника или нищего в Древней Руси, которое осознавалось как добродетельное, одобряемое в морально-религиозном смысле: гостеприимство и гостеприятие ‘добродетель, состоящая в принимании в дом свой и угощение странных, бедных и пришельцев, без всякого за то воздаяния’ [12, с.276]; гостеприимный ‘любящий гостей принимать, угощать’, ‘страннолюбивый, любящий принимать в дом свой странных и бедных’ [12, с.277]. Известно, что в народной традиции Бог может ходить по земле в одиночку в виде странника, нищего или в сопровождении святых [1, с. 202]. Ср., например: Раз как-то принял на себя Христос вид старичка-нищего и шел через деревню с двумя апостолами… [2, с.31]; Давно было – странствовал по земле Христос с двенадцатью апостолами. Шли они раз как бы простые люди, и признать нельзя было, что это Христос и апостолы. Вот пришли они в деревню и попросились на ночлег к богатому мужику… [2, с.34–35]. Поэтому нельзя было проявить невнимание к незнакомому человеку, пришедшему в дом нежданным гостем. Эти представления, несомненно, соотносятся с христианской моралью: «Под взаимным вниманием находится народное и церковное понимание гостеприимства не только как проявление братской любви, которую христианин должен испытывать ко всем, но и как возможное воздаяние («контекст обменных отношений») за гостеприимство: через гостя-странника признают или не признают, принимают или отвергают Господа; принявшим Гостя воздастся во время второго пришествия» [10, с.448]. Значимо также, что «гость» обусловливает внутреннюю форму самого имени Господь, основного распределителя благ и доли.
    На индоевропейском уровне можно заметить уникальное соседство трех значений слова гость: «Понятия врага, чужого (и чужестранца) и гостя, являющиеся для нас тремя различными семантическими и юридическими категориями, в древних индоевропейских языках теснейшим образом связаны» [4, с.368].
    Э.Бенвенист, исследуя понятие гость в ряду других социальных терминов, семантическое развитие в нем от ‘чужой (чужестранец), враг’ до ‘гость’ объясняет архаичным представлением о чужом как враге, превращение которого в «гостя» возможно лишь при наличии отношений взаимопомощи, взаимных обязанностей и связано с ритуализованными формами обмена, включающими пиры, угощения, чествование [5, с.74-83].
    В русском языке значение ‘враг’ было утрачено, зато выделилось в самостоятельное значение ‘торговец, купец’. Ср. др.-рус. гость ‘гость’, ‘чужеземец’, ‘иноземный, приезжий купец, иногда и вообще купец’ [15, с.569].
    И если в представлении русского народа гость – лицо, соединяющее сферы «своего» и «чужого», представитель «иного мира», то для казахского народа ?она? (‘гость’) прежде всего ??дайы ?она? ‘божий посланец’, которому предназначается ?она?асы (?она? ‘гость’ + асы, здесь ас выражает обобщенное понятие пищи) – пища, которая готовится специально для гостей. Ср. казахскую поговорку: ?ыры?ты? бірі – ?ыдыр, мы?ны? бірі – У?лі ‘Один из сорока гостей – Кыдыр (имя пророка), один из тысячи – Уали (имя пророка)’. Казахи изливают море благожелательности на гостя только за то, что именно к их очагу он повернул своего коня. Общеизвестно, что казахи высказывают обиду человеку, обошедшему их дом своим посещением, воспрошая: «Разве кто-нибудь слышал, что я не мог достойно встретить гостя?»
    Согласно традиции, заметив приближающегося путника, старшие дети выбегали ему навстречу, помогали гостю сойти с коня, провожали в дом. Приближаясь к аулу, путник, обычно давал о себе знать возгласами и прежде чем сойти с коня узнавал, чей это аул, чей дом. С должным почтением относились и к коню гостя. Об этом свидетельствуют строки из произведений Махмуда Кашгарского (Х в.): «Придет гость – встреть его с подобающим уважением, не беспокой его, дай его коню корма, воды и пусть он тоже будет доволен».
    Хождение же в гости у русских в достаточной степени регламентированно: на большие семейные торжества (крестины, свадьбу и др.), на некоторые праздники, связанные с хозяйственной жизнью семьи (новоселье, начало или завершение жатвы, начало стрижки овец и т.п.) гости приходят только по приглашению. Ср. пословицы: К обедне ходят по звону, а к обеду (в гости) по зову; Незванный гость хуже татарина; Не вовремя (не в пору) гость хуже татарина; «Незванные (поздние) гости глодают кости [8, с.404]. В то же время известны случаи, когда не принято приглашать, но принято приходить в соответствии с этикетной и ритуальной необходимостью. Так, в первые дни после родов роженицу посещают ближайшие соседки и приятельницы; существует целая система взаимных посещений молодоженов и их родственников в течение первого года после свадьбы; в Прощеное воскресенье родственники наносят визиты друг к другу, причем младшие едут к старшим. Вместе с тем есть дни, когда возбраняется ходить в гости: это первые дни Рождества, Пасхи и др. Кроме того, «нежелательным было появление в доме постороннего в момент выполнения некоторых домашних работ (тканья, снования, замешивания хлеба); в этом случае отношения гостя и хозяев регулировались с помощью специальных приветствий, имеющих цель обезопасить хозяйство и достаток от порчи и возможного урона» [1, с.531].
    Угощение, наряду с чествованием и одариванием, как часть ритуала гостеприимства предполагает превращение «чужого» в «гостя»: «Принуждение гостя к еде – обязательный элемент поведенческой тактики хозяев» [1, с.531-532]. Как правило, роль гостя достаточно пассивная, хозяин же ведет себя активно. Ср.: Гость невольный человек, где посадят, тут и сиди; В гостях воля хозяйская [14, с.85; 8, с.404.]; Гость во власти хозяина; В гостях, что в неволе; У себя как хочешь, а в гостях как велят; Гость хозяину не указчик; В чужом доме не осуждай! [6, с.235] и др. Гость вынужден подчиниться определенным этикетным требованиям. Так, он не может отказаться от угощения, поскольку это не только оскорбит хозяев, но и «может привести к негативным последствиям для хозяйства (умрут пчелы, сдохнет корова, поля зарастут сорняками и т.п.), а также обернуться несчастьями (главным образом болезнями) и для самого гостя» [1, с.532]. Согласие гостя принять угощение является залогом будущего благополучия хозяев.
    В русской культуре, таким образом, гость ассоциируется с носителем судьбы, способным «повлиять на все сферы человеческой жизни», и «подателем благ». Хозяин «стремится как можно лучше принять гостя, надеясь путем символического договора с высшими силами, представителем которых является гость, обеспечить свое будущее» [1, с.532].
    Анализируя понятие «хозяин» и функции, которое выполняет обозначаемое лицо в восточнославянской традиции, Е.Е.Левкиевская замечает, что заимствованное из тюркских языков слово хозяин вытеснило из русского языка слово господарь (последнее существовало в древнерусском языке и имело значение ‘господин, хозяин’, ‘государь’) [9]. По всей вероятности, именно в этимологии общеславянского слова господарь мы найдем первоначальные истоки ритуальных и магических функций восточнославянского хозяина. Лексема господарь производна от существительного господа (ср. др.- рус. господа ‘дом, хозяйство’) и через него восходит к праслав. *gospodь/ *gospodin, которое в славянских языках получило два основных значения: социально-юридическое ‘господин’, ‘лицо, пользующееся властью по отношению к другим людям, зависимым от него; повелитель’ и сакральное ‘Господь Бог’[17, с.59; 61]. Праславянское *gospodь< *gost-pod- представляет собой сложение двух и.-е. основ: *gost- (откуда, в частности, рус. гость) и *pot- со значением власти, обладания, владения. Праслав. *gospodь по своим важнейшим особенностям, этимологии и значению близкородственно лат. hospes ‘хозяин’ и может быть истолковано как ‘господин гостя/гостей’, т.е. ‘тот, кто способен дать прибежище гостю/гостям в своем доме, предоставить кров, оказать гостеприимство’[17, с.61-62; 5, с.74]. Таким образом, поскольку первоначальная семантика славянского хозяина-господаря связана с ритуалом гостеприимства, то это делает первичной доминантой образа не прагматические, хозяйственные, а ритуальные функции [9]. Русское угощение, предлагаемое гостю хлеб-соль. Хлеб-соль, по В.И. Далю, это обед, стол, пища, предлагаемая посетителю, а также угощение: Хлеб да соль, и обед пошел!, Без хлеба-соли обедать не садятся, Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай, Без хлеба, без соли худая беседа, От хлеба-соли не отказываются; Хлеб-соль! или Хлеб да соль! – пожелание, привет вошедшего в избу во время обеда [7, с.553]. Русское хлебосольство=гостеприимство, переходящее в чрезмерное угощение против воли гостя (это, по всей вероятности, крайности проявления «широты русской души»), когда гость уже не в состоянии есть или пить, а хозяин с женой и детьми становятся перед ним на колени, получило в народе название «Демьянова уха». Разнообразны приметы, сообщающие хозяевам о предстоящем появлении гостей: «Появление гостя предвещают бытовые события, а также некоторые особенности в поведении человека и домашних животных» [1, с.533]. Так, по поверью, гостей следовало ожидать, «если внезапно на пол упадет ложка (вилка, нож), треснет хлеб в печи, из печки на пол выскочит искра или уголек, если хозяйка по ошибке поставит на стол лишний прибор, если окажется, что в доме приоткрыта дверь…, если кошка умывается, если петух запел, сидя на пороге, а затем повернулся к дому и т.п.» [1, с.533]. Приметы свидетельствуют о повышенном внимании к гостю, а также к самому процессу его прихода и приема хозяевами. Их предназначение – неожиданное (а значит, опасное) сделать ожидаемым, предсказуемым, то есть обезопасить себя и свою семью. По мнению А.К. Байбурина и А.Л. Топоркова, ритуал гостеприимства представляет собой «очень удобную и продуктивную модель, позволяющую строить взаимоотношения с самыми разными представителями иного мира, не только мифическими, такими как Бог и духи предков, но и вполне реальными: с природными стихиями, болезнями, которые мыслились как антропоморфные существа, и даже с промысловыми животными» [3, с.124]. Так, в русской народной традиции нередко встречаются табуистические обозначения болезней: северодвин. госьи ‘галлюцинации’ [13, с.96]; волог. гостейка, вологод., олонецк. гостья и пермск. госья ‘лихорадка’ (У него, должно быть, гостья; У нее госья; Хозяин у меня чо-то не может. – Да чем он не может? – Да токо не госья схватила, то в озноб бросат, то в жар, да трясти зачинат.) [13, с.91; 98], олонецк. гостьица и олонецк., пермск. гостья ‘оспа’ (Гостья идет, гостьица Ивановна, значит, ходит оспа) [13, с.97; 98]. В подобных именованиях болезней, особенно эпидемических, прослеживается осознаваемая их иномирность, чужеродность и осторожно подчеркивается их нежелательность, временность присутствия в «своем» локусе. Следует отметить, что в традиционной казахской культуре каждый человек рассматривается как гость, приходящий на эту землю, в этот мир. Суть эта выражена в философском изречении: «?арасам б?л д?ние шола? екен, адам деген бiр бiрiне – ?она? екен». – ‘Несовершенен этот мир, человек человеку – лишь гость’. Возможность преодоления этого «несовершенства», этой «гостевой ситуации» человека на земле и таится в общении-гостеприимстве, в выражении человеку во всевозможных формах доброжелательности, благосклонности. Традиционное казахское гостеприимство, таким образом, воспринимается не только как готовность приветить, обогреть, угостить человека, но и как душевно-духовная расположенность хозяина к гостю, как возможность бір-бірімен іштесу (іш ‘внутреннее, нутро’, не могущее быть воспринято внешне) – общения, сосредоточенного на внутреннем, потаенном душевно-духовном уровне, едва ли не позволяющем приблизиться к «краю» тайны общающихся, их эмоционально-интеллектуальному миру. Это общение невозможно переоценить, поэтому казахи всегда жаждут гостя. Как видим, даже описание одного из ключевых понятий дает возможность убедиться в том, что в ткани языка специфическим образом объективируются культурные феномены, которые создают уникальность и неповторимость языковых картин мира. Приведенные данные подтверждают мысль о том, что модель мира у представителей того или иного этноса формируется под влиянием различных социально-когнитивных опор и вербальных стереотипов. Таким образом, различные языки по-разному членят один и тот же мир и обозначают одни и те же реалии. Каждый народ создает свою культуру, а культура так или иначе отражается в языке.

    Библиографическая ссылка
    Маймакова А.Д. ЯЗЫК КАК ЗЕРКАЛО КУЛЬТУРЫ НАРОДА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-5. – С. 875-879;
    URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34963 (дата обращения: 05.10.2019).

  5. зык – зеркало народа
    Общество
    В конце этого месяца на очередных парламентских слушаниях планируется обсудить проблемы калмыцкого языка, его современное состояние, перспективы развития и пути расширения среды его употребления. Проблемы, присущие калмыцкому языку, характерны вообще языкам малочисленных народов. Выдающиеся умы человечества не первый год поднимают вопросы выработки комплексамер по всесторонней защите и сохранению языков – уникальной способности человека общения с себе подобными. В предлагаемой статье речь идет об общих принципах соотношения языка и культуры народа.
    Для многонациональной России вопросы языка и культуры всегда имели и будут иметь чрезвычайно важное значение, ибо они касаются напрямую будущего десятков народов и будущего самой России какмногонационального сообщества. На сегодняшний день на Земле существует свыше двух с половиной тысяч языков. Но человечество утратило десятки тысяч языков, наречий, говоров, диалектов. Исчезновение языков не является фактом исторического прошлого. Ныне все мы современники и свидетели угасания языков караимов, крымчаков, гагаузов, закарпатских русинов, греков Приазовья. В начале XX века в России проживало свыше 200национальностей. За годы советской власти их стало на 60 меньше. Сегодня, в начале XXI века, насчитывается уже 176 народов. Малые народы возрождаются, и это еще одно свидетельство их жизнестойкости, приверженности людей к этнической самоидентификации, несмотря на многолетнее государственное забвение.
    Одна из проблем нашего времени – это защита культуры национальных меньшинств от процесса единообразия, который размываетнациональные элементы, это защита истории и литературы малочисленных народов от стандартных учебных планов, в которых едва ли можно найти даже намек на национальное. Такие процессы уравнивания уже привели к утрате большого количества редких языков, к утрате национального в культурах, увеличению пропасти между поколениями.
    С позиции диалога культур как жизненной философии любая культура представляетсобой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для развития наций, заставляя черпать силы не только в своем прошлом, но и усваивая элементы других культур, тем самым продолжая процесс самосозидания.Республика Калмыкия, являясь одним из субъектов Российской Федерации, наравне с другими регионами реализует программу социально-экономического и национально-культурного возрождения. Приоритетным направлением этой программы является сохранение родного языка.
    Как мы знаем, язык – зеркало всего народа и каждой личности, драгоценное достояние и хранилище тысячелетнего опыта народа, его культуры. Ссудьбой языка неразрывно связана судьба народа. В своем родном языке мы видим отражение нашей истории, основных литературных творений, наши поколения вместе с поколениями предков наших – голоса прошлого и обещания будущего. Культура встраивается в наше сознание, поэтому человек способен в родном языке почувствовать признаки всего того, что вошло с другого языка.
    Ошибочно мнение, что язык и культура далекидруг от друга. Культура так глубоко пронизана традиционно ассоциируемым с ней языком, что без него она не была бы и не могла бы быть таковой, какая она есть. Смысл обычаев, традиций, молитв и церемоний, песен, сказок, пословиц, поговорок, приветствий, ругательств, шуток и литературы – все это хранится в языке и передается через него в культуре каждого народа.
    Хотя у языка есть собственные,внутренние закономерности развития, он находится под влиянием процессов, происходящих в обществе. И это естественно: ведь язык – общественное явление, и, существуя в обществе, он не может не испытывать влияния социальных факторов.
    Язык создает искусственное, сверхчувственное, социальное пространство – время культуры. В этом проявляется его…

  6. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и
    думает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит
    через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а
    эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек на
    родном языке.
    Есть язык народа как показатель его культуры, а
    есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека –
    это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так,
    следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека –
    прислушаться к тому, что и как он говорит.
    На государственном
    уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом
    президента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
    И,
    согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен.
    Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
    Мы
    ведь обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и
    лицо, разве не так? А судить о человеке можем только по этим признакам –
    значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель
    его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем
    человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо
    следить постоянно.
    Как предупреждал талантливейший языковед В. И.
    Даль, создатель уникального толкового словаря: «С языком, с человеческим
    словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека –
    это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без
    слов нет сознательной мысли, а есть только одно чувство и мычание» . Я
    тоже считаю, что слово – это не игрушка. Именно умение сказать своё
    слово и выразить свои мысли показывает всю сущность человека. Все чаще и
    чаще в своей жизни мы встречаем людей, которые не умеют красиво
    говорить, употребляют нецензурные слова в своей речи. Такие люди,
    возможно, не понимают, что культурное общество о них дурного мнения.
    Ведь недаром есть такая поговорка: «Язык мой – враг мой» . А он должен
    быть другом человека! Поэтому перед тем как сказать, необходимо хорошо
    подумать и взвесить каждое слово.
    Обратимся к мудрости великих
    творцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своим
    искусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он так
    популярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе были
    произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
    Как
    ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить
    по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь
    блеснуть, тогда другое дело.
    Наполняешься гордостью за наш родной
    язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве,
    живости, многогранности и меткости!
    Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?
    И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
    ” Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. “

  7. Язык-зеркало души
    Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык – это только
    зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. (С.Довлатов)
    Язык ? важнейшее средство общения людей между собой, без которого невозможно представить нашу жизнь. Используя слово, человек создает произведения искусства, которые обогащают национальную и мировую культуру, а также производит обычные канцелярские документы, от которых зависит нормальная жизнедеятельность общества и государства. Но словом также можно  оскорбить, обмануть, спровоцировать конфликты… Язык ? это зеркало души: в нем отражается и  хорошее, что происходит внутри нас, и плохое.   В зависимости от того, как ты владеешь языком, можно судить  о твоей культуре, образованности.  Прав  С. Довлатов в своем  суждении: «Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять».
    Безусловно, все мы в школе изучаем литературный  язык,  язык  классиков литературы (писателей, поэтов), язык и стиль которых рассматривается, как образцовый;  произведения изучаются сначала на уроках русского языка в составе грамматических примеров, а затем -литературы. Нами  усваиваются орфоэпические нормы устной речи, морфологические нормы построения слов, словообразовательные нормы, лексические нормы. Но почему эти нормы  не востребованы в обществе?
    Может это влияние современных средств массовой информации, которые  во многом определяют языковую, культурную ситуации в обществе. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй нашего  мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня.  Язык СМИ  мы почему-то выбираем за своеобразную  модель национального языка,  но в ней можем встретить различные отступления от литературной нормы, присутствие жаргонизмов  и иноязычных  слов…   А как же язык Пушкина, Тургенева…?
    А что можно услышать из уст политиков, подростков…?  Сквернословие. «Сквернословие – это склонность к совершению дурных поступков», – сказал Аристотель. Недаром, в древности сквернословов изгоняли из общества, как прокаженных.  А сейчас? Такое ощущение, что это стало одной из норм языка. Наравне с мужчинами даже девушки сквернословят. Вроде заботятся о внешнем виде, но при этом забывают о внутренней красоте, забывают или не придают значения, что «внешней красоте должна соответствовать красота того, что говорит и делает человек, и язык здесь должен быть  нашим помощником, а не врагом». А ведь ненормативная лексика развращает душу, пагубно влияет на нее. Душа становится бессловесной. И это не просто скудный запас слов. Слов как бы вообще нет.
    Жаргон, легкомысленные заимствования из чужих языков, сквернословие  убивают мысль, делают живую, яркую родную  речь  вялой,  расплывчатой, приблизительной.  Из языка уходит  доброта, мудрость, любовь. Скорее не из языка (он остается богатым, выразительным), а из нашей речи.  Ведь это только мы виноваты в том, что не владеем богатством родного языка, часто не знаем лексических значений, не умеем  грамотно писать, произносить.

  8. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. даже думает человек на родном языке. есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. язык человека – это его мировоззрение и поведение. и, заметте, как говорит человек, так, следовательно, и думает. поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит. на государственном уровне огромное значение придается языку. в россии 2007 год указом президента в. в. путина был объявлен годом языка. и, согласитесь, народ немыслим без языка. народ без языка был бы безумен. главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей. мы ведь обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, разве не так? а судить о человеке можем только по этим признакам – значит ошибаться. а вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно. как талантливейший языковед в. и. даль, создатель уникального толкового словаря: «с языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть только одно чувство и мычание» . я тоже считаю, что слово – это не игрушка. именно умение сказать своё слово и выразить свои мысли показывает всю сущность человека. все чаще и чаще в своей жизни мы встречаем людей, которые не умеют красиво говорить, употребляют нецензурные слова в своей речи. такие люди, возможно, не понимают, что культурное общество о них дурного мнения. ведь недаром есть такая поговорка: «язык мой – враг мой» . а он должен быть другом человека! поэтому перед тем как сказать, необходимо хорошо подумать и взвесить каждое слово. обратимся к мудрости великих творцов и мыслителей языка. они же нам доказали своим искусством, что это язык великой , и поэтому он так популярен в мире. вспомним с , первые слова в космосе были произнесены на языке, это первый язык общения в космосе. как ни говори, а родной язык всегда останется родным. когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости! язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. не так ли ? и на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой с. довлатова : ” язык не может быть плохим или хорошим.. ведь язык – это только зеркало. то самое зеркало, на которое глупо пенять. “

  9. Гость
    Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит идумает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходитчерез родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, аэмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек народном языке.
    Есть язык народа как показатель его культуры, аесть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека -это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так,следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека -прислушаться к тому, что и как он говорит.
    На государственномуровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указомпрезидента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
    И,согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен.Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
    Мыведь обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку илицо, разве не так? А судить о человеке можем только по этим признакам -значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показательего нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чемчеловек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надоследить постоянно.
    Как предупреждал талантливейший языковед В. И.Даль, создатель уникального толкового словаря: «С языком, с человеческимсловом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека –это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: безслов нет сознательной мысли, а есть только одно чувство и мычание» . Ятоже считаю, что слово – это не игрушка. Именно умение сказать своёслово и выразить свои мысли показывает всю сущность человека. Все чаще ичаще в своей жизни мы встречаем людей, которые не умеют красивоговорить, употребляют нецензурные слова в своей речи. Такие люди,возможно, не понимают, что культурное общество о них дурного мнения.Ведь недаром есть такая поговорка: «Язык мой – враг мой» . А он долженбыть другом человека! Поэтому перед тем как сказать, необходимо хорошоподумать и взвесить каждое слово.
    Обратимся к мудрости великихтворцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своимискусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он такпопулярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе былипроизнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
    Какни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говоритьпо душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешьблеснуть, тогда другое дело.
    Наполняешься гордостью за наш роднойязык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве,живости, многогранности и меткости!
    Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?
    И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
    \” Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. \”
    комментариев 1 :
    Молодец

  10. Размещено на http://www.allbest.ru
    «Язык – зеркало культуры человека»

    Каждый из нас познает мир: одним познание дается труднее, другим- полегче ,один взрослеет быстрее, другой- помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без самых простых слов и выражений.
    В мире существует очень много разных языков, так как национальностей тоже много. У каждых народов мира есть свой язык. У русских- великий и могучий русский язык. У англичан – английский. На Украине говорят на украинском. Так же есть языки: арабский, немецкий, испанский, французский. Языки бывают разные, но для разных народов мира есть свой родной язык. Для меня родной язык – удмуртский. Я горжусь этим, потому что живу в Удмуртии.
    Язык – это целый мир. С раннего детства мы познаем мир. Сначала только из любопытства, а потом по необходимости, чтобы найти свое место в нем. Каждый человек на своем жизненном пути сталкивается с какой- либо проблемой. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами. Умение правильно выражать словами свою мысль- дело нелегкое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить свою мысль, чтобы слушающий понял ее соответственно. Плохо выраженная мысль это не только неумение говорить, но и неумение мыслить. Поэтом можно сказать, что язык – это культура речи.
    Язык, как культура речи, занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством. Человек обладающий культурой речи, это человек который умеет выразить свои мысли четко и ясно. Владение человеком культуры речи является показателем не только высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и показателем профессиональной пригодности для людей самых разных профессий. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры. язык культура духовный
    От того, что говорить человек очень много зависит. Если человек умеет высказывать свои мысли, то ему на много проще общаться с другими. Когда человек грамотно говорит, то с ним на много интересней общаться. Культура речи показывает на сколько образован человек. Сейчас очень часто люди выражаются нецензурной бранью, они этим хотят заработать авторитет, и не замечают как это некрасиво.
    Каждый человек должен овладеть искусством общения, так как от его уровня общения зависит успех в личной и профессиональной сферах жизни.
    Итак, язык – зеркало культуры человека. Под словом культура подразумевается чаще всего уровень развития человека. А так же культура может означать степень духовного развития человека и уровень его воспитания. Духовную культуру человек тоже должен развивать, прививать любовь к прекрасному, чаще посещать музеи и просто смотреть на красивые вещи.
    Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание понятия культуры. По моему мнению, культурный человек- это человек, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый придти на помощь, скромный, гуманный. Скромность помогает оберегать себя и других от наглости, несправедливости. Вместе с тем, культуру невозможно представить без умения общаться, придерживаться норм этики. Так же человек не должен забывать о соблюдении правил поведения, так как он живет среди людей. Этому, конечно, необходимо учиться всю жизнь.
    Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. Ведь без уважения , без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи.
    А в заключении хочу сказать, что я очень люблю и уважаю своих родителей. Так как они дали мне жизнь, сформировали меня как человека, научили вере в Бога и придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять нашу культуру. Но мне еще много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Мне необходимо еще очень многому учиться, чтобы стать культурным человеком.
    Размещено на Allbest.ru

  11. 11
    Текст добавил: DиkаЯ_k0шkА_РыЖеЙ_МаSтИ

    Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия
    (Коми национальная гимназия)
    Городской  конкурс  сочинений-рассуждений на лингвистическую тему
    (лингвистические миниатюры) среди учащихся 7-9 классов.
    Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. (С.Довлатов)
    Работу выполнила
    учащаяся 9 «Б» класса
    Лобанова Ирина.
    Учитель – консультант
    М.И.Павлова
    Сыктывкар
    2011г.
    Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык – это только
    зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. (С.Довлатов)
    Язык ? важнейшее средство общения людей между собой, без которого невозможно представить нашу жизнь. Используя слово, человек создает произведения искусства, которые обогащают национальную и мировую культуру, а также производит обычные канцелярские документы, от которых зависит нормальная жизнедеятельность общества и государства. Но словом также можно  оскорбить, обмануть, спровоцировать конфликты… Язык ? это зеркало души: в нем отражается и  хорошее, что происходит внутри нас, и плохое.   В зависимости от того, как ты владеешь языком, можно судить  о твоей культуре, образованности.  Прав  С. Довлатов в своем  суждении: «Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять».
    Безусловно, все мы в школе изучаем литературный  язык,  язык  классиков литературы (писателей, поэтов), язык и стиль которых рассматривается, как образцовый;  произведения изучаются сначала на уроках русского языка в составе грамматических примеров, а затем -литературы. Нами  усваиваются орфоэпические нормы устной речи, морфологические нормы построения слов, словообразовательные нормы, лексические нормы. Но почему эти нормы  не востребованы в обществе?
    Может это влияние современных средств массовой информации, которые  во многом определяют языковую, культурную ситуации в обществе. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй нашего  мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня.  Язык СМИ  мы почему-то выбираем за своеобразную  модель национального языка,  но в ней можем встретить различные отступления от литературной нормы, присутствие жаргонизмов  и иноязычных  слов…   А как же язык Пушкина, Тургенева…?
    А что можно услышать из уст политиков, подростков…?  Сквернословие. «Сквернословие – это склонность к совершению дурных поступков», – сказал Аристотель. Недаром, в древности сквернословов изгоняли из общества, как прокаженных.  А сейчас? Такое ощущение, что это стало одной из норм языка. Наравне с мужчинами даже девушки сквернословят. Вроде заботятся о внешнем виде, но при этом забывают о внутренней красоте, забывают или не придают значения, что «внешней красоте должна соответствовать красота того, что говорит и делает человек, и язык здесь должен быть  нашим помощником, а не врагом» (цитата из выступления митрополита  Волоколамского  Илариона в МГЛУ о значении языка). А ведь ненормативная лексика развращает душу, пагубно влияет на нее. Душа становится бессловесной. И это не просто скудный запас слов. Слов как бы вообще нет.
    Жаргон, легкомысленные заимствования из чужих языков, сквернословие  убивают мысль, делают живую, яркую родную  речь  вялой,  расплывчатой, приблизительной.  Из языка уходит  доброта, мудрость, любовь. Скорее не из языка (он остается богатым, выразительным), а из нашей речи.  Ведь это только мы виноваты в том, что не владеем богатством родного языка, часто не знаем лексических значений, не умеем  грамотно писать, произносить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *