Сочинение на тему юбиляр

11 вариантов

  1. В 2018 году в литературном мире произойдёт немало знаменательных событий. В первую очередь это юбилеи российских писателей: каждый из них мастер своего дела, каждый – творческая личность с большой буквы, все они абсолютно разные, но каждый внёс свой вклад в историю литературы и музыки. Эти писатели работали в разных жанрах, жили в разные времена, разнятся их исторические эпохи и взгляды на жизнь. Но все они, безусловно – гениальные люди, популярные и любимые народом. Публика будет всегда вспоминать их добрым словом, перечитывать их творения, торжественно отмечать их дни рождения.
    Небольшой юбилей в 2018 году отметят и поклонники Владимира Высоцкого. В грядущем году 25 января как раз на Татьянин день исполнится 80 лет со дня рождения великого поэта, барда и актёра. У памятников Владимиру Семёновичу соберутся его многочисленные поклонники с цветами, с гитарами, будут петь его глубокие жизненные песни и декламировать стихи.
    О юбилее Высоцкого ни за что не забудет мой папа, который стал поклонником Высоцкого ещё в то время, когда был школьником. В нашем городе, к сожалению, нет памятника Владимиру Семёновичу, но всё же мой папа никогда не пропустит День Рождения своего кумира.
    А 16 марта любителей литературы порадует круглая юбилейная дата – в этот день исполнится 150 лет с момента появления на свет великого прозаика Максима Горького, он же Алексей Максимович Пешков. Его творчество очень любит моя бабушка, она часто перечитывает произведения этого талантливейшего человека.
    9 ноября 2018 года Россияне отметят юбилей Ивана Сергеевича Тургенева. В культурной сфере этот праздник обязательно будут широко отмечать, со дня рождения Тургенева в этот день пройдёт ровно 200 лет. К примеру, на сценах театров будут играть спектакли по «Асе» и «Накануне», в библиотеках будут проходить литературные вечера по бессмертному роману «Отцы и дети». Думаю, и я посещу какое-либо мероприятие, посвящённое Тургеневу, и оно придётся мне по душе.

  2. При жизни Николая Васильевича его юбилеев не было: он не добрался и до полувековой своей даты. Но прилежно, по православной традиции, отмечал свои именины и старался этот день, 9 мая (по тогдашнему стилю), несмотря на бездомье, не пропустить.
    Сергей Тимофеевич Аксаков вспоминает, что, находясь в Москве, свои именины Гоголь праздновал на Девичьем поле (ныне Погодинская улица, дом 12), в большом саду при городской усадьбе историка и писателя Михаила Петровича Погодина, человека, значение которого для русской культуры до сих пор вполне не оценено.Реверс российской юбилейной
    серебряной монеты (2 рубля), выпущенной
    к 185-летию со дня рождения Н. В. Гоголя
    в серии «Выдающиеся личности России»Вот и в 1840 году Гоголь (ему 31 год) захотел угостить обедом всех своих приятелей и знакомых в саду у Погодина. “Можно себе представить, как было мне досадно, что я не мог участвовать в этом обеде: у меня сделался жестокий флюс… — пишет Аксаков. — Несмотря на то, я приехал в карете, закутав совершенно свою голову, чтобы обнять и поздравить Гоголя; но обедать на открытом воздухе, в довольно прохладную погоду, не было никакой возможности. На этом обеде, кроме круга близких приятелей и знакомых, были: А. И. Тургенев, князь П. А. Вяземский, М. Ю. Лермонтов, М. Ф. Орлов, М. А. Дмитриев, Загоскин, профессора Армфельд и Редкин, и многие другие. Обед был весёлый и шумный, но Гоголь, хотя был также весел, но как-то озабочен, что, впрочем, всегда с ним бывало в подобных случаях. После обеда все разбрелись по саду, маленькими кружками. Лермонтов читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы «Мцыри», и читал, говорят, прекрасно. Потом все собрались в беседку, где Гоголь, собственноручно, с особенным старанием, приготовлял жжёнку. Он любил брать на себя приготовление этого напитка, причём говаривал много очень забавных шуток. Вечером приехали к имениннику пить чай, уже в доме, несколько дам: А. П. Елагина, Е. А. Свербеева, Е. М. Хомякова и Черткова”. Эту встречу до сих пор так и этак рассматривают историки русской литературы. Действительно, славное было собрание! Немало гостей, по свидетельству того же Аксакова, гуляло в саду Погодина на именинах Гоголя и в 1849 году.
    А сами традиции литературных юбилейных торжеств в России тогда только складывались. Например, даже во второй половине XIX века было принято отмечать юбилеи не самого писателя, а его литературной деятельности, например, 25-летие, что, очевидно, связано с тогдашним естественным разделением религиозных традиций и светских предприятий.
    Вместе с тем открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 году (то есть через год после семидесятилетия Гоголя, кажется, никаким особенным образом не отмеченного) стало событием, значительно повлиявшим на возвышение места литературы в общественной и исторической жизни нашей страны. Выступая в дни пушкинских торжеств, драматург Алексей Потехин предложил сделать Москву “пантеоном русской литературы” и начать, так же как в случае с памятником “солнцу нашей поэзии”, всенародный сбор средств на сооружение монумента Гоголю. “Да воздвигнется память Гоголя в центре России — в Москве!” Первые взносы сделали многие присутствующие — учёные, писатели, среди них был Иван Сергеевич Тургенев, в своё время попавший в опалу за проникновенный некролог Гоголю.Аверс украинской серебряной монеты
    (20 гривен, 2005) «Сорочинская ярмарка»Но в России торопятся очень редко. Тем более — с сооружением памятников. Подавно — Гоголю. К восьмидесятилетию гения особых разговоров о памятнике не было. Оно опять-таки ознаменовалось своеобразно, хотя очень весомо: под редакцией председателя Общества любителей российской словесности, профессора Московского университета Николая Саввича Тихонравова в Москве было выпущено собрание сочинений Гоголя, где “текст был сверен с собственноручными рукописями автора и первоначальными изданиями его произведений”. (В следующем, 1890 году выдающийся историк литературы и текстолог Тихонравов стал академиком Императорской Академии наук.) Но знаменательно, что в «Предуведомлении» к этому собранию сочинений (в обиходе его называют “десятым”), заложившему основы научного гоголеведения и продвинувшему далеко вперёд отечественную текстологию в целом, Тихонравов пишет о юбилее идиллии «Ганц Кюхельгартен» (“шестьдесят лет с появления в печати”), о грядущем пятидесятилетии “со времени напечатания первой части «Мёртвых Душ»”, но ничего не говорит о юбилеях Гоголя-человека.
    В 1902 году в Российской империи торжеств по случаю полувековой даты безвременного ухода Гоголя из жизни, естественно, не устраивалось. Понятно: была не та, как теперь принято говорить, ментальность. Правда, не могу не отметить, что в том как раз году в тогда российско-финском Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) вышло фундаментальное исследование профессора тамошнего университета Иосифа Емельяновича Мандельштама «О характере гоголевского стиля». Вспоминаю о нём ввиду его поистине гротесковой судьбы в гоголеведении

  3. 3
    Текст добавил: )(Милашка-Какашка)(

    В грядущем году в литературном мире произойдет несколько праздничных событий. Это юбилеи писателей: хороших и разных, но все они из России, и всех их можно назвать великими. Стили и жанры, в которых работали эти писатели, разные и интересные, и время жизни было разным, разнятся исторические эпохи. Но все они – гениальные люди, популярные и любимые народом. И все заслуживают того, чтобы публика вспомнила их добрым словом, перечитала их творения снова, торжественно отметила их дни рождения.
    Небольшой юбилей отмечают в этом году и поклонники Владимира Высоцкого. В этом году, 25 января, как раз на Татьянин день, исполняется 80 лет со дня рождения великого поэта, барда и актера. Несмотря на мороз, у памятников Владимиру Семеновичу соберутся поклонники с цветами, с гитарами, будут петь его песни и декламировать стихи.
    Думаю, юбилей Высоцкого никак не пропустит мой папа, который является большим поклонником Высоцкого и слушал его записи еще на кассетах в школе. Благо, в нашем городе есть памятник Владимиру Семеновичу, где смогут собраться ценители и любители его творчества.
    А 16 марта в стране любители литературы, особенно, литературы реализма, отметят круглую юбилейную дату. В этот день исполнится 150 лет, как на свет появился великий и честный прозаик Максим Горький, он же Алексей Максимович Пешков. Читать его всегда любила и любит моя бабушка, поклонница советского реализма.
    9 ноября 2018 года грядет большой юбилей русского классика Ивана Сергеевича Тургенева, которого я искренне люблю читать. Конечно, в стране, в культурной сфере, праздник будут широко отмечать, ведь юбилей – это двухсотлетие со дня рождения Ивана Тургенева. Например, на сценах театров будут играть спектакли по «Асе» и «Накануне», в библиотеках организуют литературные вечера по бессмертному роману «Отцы и дети». Думаю, и я посещу что-то из мероприятий, посвященных Тургеневу, и они придутся мне по душе.
    Писатели-юбиляры 2017 годаВ 2017 году литературный мир будет отмечать десятки юбилеев гениев пера. Благодаря их произведениям каждый человек может окунуться в атмосферу радости и грусти, забыть о насущных проблемах и найти ответы на свои вопросы. Литература – это цитадель знаний и, несомненно, писатели-юбиляры 2017 года внесли значимый вклад в строительство этой вечной стены вдохновения и праздника.
    10 апреля 1937 года родилась Белла Ахмадулина – одна из самых проникновенных поэтесс XX века. Ее стихи переписывались и перепевались, а сборники с ее произведениями разлетались с книжных полок, не успев на них задержаться.
    80-летний юбилей в 2017 году празднует современная писательница Виктория Токарева. Она знаменита тем, что стала автором сценария к любимому многим кинофильму «Джентльмены удачи», а также по многочисленным романам и рассказам, имеющим в литературе жанр современной прозы.
    27 января 2017 года 85-летний юбилей отметила бы Римма Казакова – русская поэтесса и автор многих песен.
    13 марта отпразднует свой юбилей Владимир Семенович Маканин – русский писатель, известный своим романом «Андеграунд, или Герой нашего времени», по его романам снимали фильмы Данелия и Учитель. Его книги переведены на английский, немецкий, французский и испанский языки.
    Владимир Семенович Маканин
    Один из самых «громких» праздников будет отмечать русская литература 15 марта 2017 года, когда 80 лет исполнится со дня рождения известному «деревенскому» писателю Валентину Распутину.
    2 июня 80-летний порог перейдет отечественная поэтесса Юнна Петровна Мариц, известная своим творчеством для детей.
    19 августа 2017 года известному русскому драматургу Александру Вампилову исполнилось бы 80 лет. Его комедия «Старший сын» в действительности имеет трагическую подоплеку доверия, грусти и одиночества взрослого человека. Произведения Вампилова и поныне имеет жизнь в постановках театральных сцен.
    Поэт и по совместительству сценарист Геннадий Шпаликов отметил бы в сентябре 2017 года 80-летний юбилей.
    95 лет в 2017 году отпраздновал бы известный поэт-фронтовик, участник Великой Отечественной войны Семён Петрович Гудзенко.
    В этом же месяце 85 лет исполняется российскому и современному писателю, автору «Монументальной пропаганды» Владимиру Николаевичу Войновичу.
    Владимир Николаевич Войнов
    Романтик и поэт, чьи стихи звучат современно сегодня, — Роберт Рождественский в 2017 году отметил бы 85-летний юбилей.
    Известные и любимые детские писатели отмечают юбилей в 2017 году – 70 лет исполняется Григорию Остеру и 80 лет – Эдуарду Успенскому.
    80 лет — Ольга Александровна Фокина, советская русская поэтесса, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького, а также Большой литературной премии России в 2007 году.

    Советские и русские писатели

    Юбилярами 2017 года в области литературы являются талантливые советские, русские прозаики и поэты.
    25 ноября празднуется 300-летний юбилей у гениального, по выражению Белинского, и того, к кому «Торжественной хвалы к нему несется шум», как писал о нем Пушкин, — писателя Александра Петровича Сумарокова. 10 апреля 200-летний юбилей празднуется у русского прозаика, поэта, публициста, автора исследования «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», которое принесло ему степень магистра русской словесности — Константина Аксакова. 200-летний писатель-юбиляр 2017 года — Николай Иванович Костомаров.
    Великий отечественный драматург, творец трилогии «Картины прошлого» и человек нелегкой судьбы – Александр Васильевич Сухово-Кобылин родился 200 лет назад 29 сентября 1817 года.
    Александр Васильевич Сухово-Кобылин
    Современник Сухово-Кобылина и Аксакова – талантливый поэт Алексей Константинович Толстой родился 200 лет назад 5 сентября 1817 года. Это одна из ключевых литературных фигур в учебной литературе. Школьникам он известен по историческим произведениям – циклу из трех произведений «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», а также роману «Князь Серебряный».

  4. Не только у людей, но и у книг бывает разная судьба. Одни произведения быстро забываются, а другие оставляют неизгладимый след в душе.
    Книги-юбиляры 2016-2017 учебного года — это шедевры, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни.
    Зачем же мы празднуем юбилеи книг? Давайте разберемся…
    В наш век сплошной арифметики, когда все покупается и продается, очень большое значение имеют духовные ценности человека. Очень важно знать, что не все можно оценить деньгами.
    В последнее время понятия чести, совести, стыда стали чем-то эфемерным. Аптекарю предлагают поддельные лекарства и он продает их не потому что хочет всех отравить, а потому что это выгодно. Совесть не важна – на первом месте выгода. Преподавателю вуза предлагают взятку, и он завышает оценку студенту, давая ему шанс получить диплом не по заслугам. Честь опять ушла на второй план, на первый план вышла опять выгода. Производитель делает то, что выгодно, а не полезно. В итоге теряется нравственный стержень общества.
    Лучшие образцы мировой литературы как раз и направлены на формирование понятий добра, зла, чести, совести, преданности, порядочности. Человек, прочитавший в жизни классический минимум, никогда не переступит общепринятые границы.
    Для того, чтобы общество продолжало развиваться и дальше необходимо постоянно помнить тех, кто создает нравственные ориентиры, а именно наших писателей, поэтов, других мастеров пера. Празднование юбилеев их книг – это лишний повод прочитать их вновь.
    В наш стремительный век научных открытий и коммуникаций трудно кого-то удивить обычной книгой, а ведь раньше именно книга была источником знаний. Благодаря ей, мы изучали первые буквы, учились читать, получали образование, но кроме учебников существует и художественная литература. Именно благодаря ей мы могли прожить чужую жизнь, путешествовать в другие страны и даже иные планеты. Детские книги познакомили нас с такими понятиями как дружба, любовь, вера, героизм, преданность и пр.
    Книги, как люди – имеют разную судьбу. Одни рождаются и скоро умирают, другие — живут века и продолжают радовать все новые поколения.
    Есть произведения, которые воспитали не одно поколение. Не зря такие книги включены в России в школьную программу и их должен прочитать любой школьник. Книги для школьников формируется кругозор ребенка, делают его социально активным. В 2017 году их, как некогда, большое количество:
    орок пятую годовщину празднует произведение Т. Александровой, которое называется «Дoмовенок Кyзя».
    Немного больше – пятьдесят пять лет исполнится книге В. Мeдведева «Бaранкин, будь человеком!».
    Одногодкой является и «Мнoготрудная, пoлная невзгод и oпасностей, жизнь Ивaна Сeмёнова, вторoклассника и вторoгодника» Л. Дaвыдычева.
    Уже шестьдесят лет будет работе И. Ефремова «Тумaнности Андрoмеды».
    Культовый писатель Э. Хэмингyэй написал свое произведение «Стaрик и мoре» ровно шестьдесят пять лет назад.
    Всех и не перечесть….
    Есть книги-юбиляры и в фонде библиотеки «Лицея – инженерного центра». Им посвящена выставка, которая открылась в январе в здании по адресу: А. Кутуя, 114.

  5. 5
    Текст добавил: ХайповыйКошаК

    Тематическое направление: Юбилеи российских писателей
    Тема сочинения: Хранители нашего детства
    Когда мы были маленькими, то частенько просили маму рассказать или почитать что-нибудь интересное. Мама, оставив дела и хлопоты, открывала книгу, и мы погружались в мир сказок, в котором говорят деревья и животные, герои путешествуют на ковре-самолете или опускаются на дно морское. Наверное, у вас захватило бы дух, если бы рядом с вами человеческим языком заговорили птицы или кошка в платье с золотою бахромой важно прошлась по переулку? Каждый раз задаешь себе вопрос, как создается это волшебство, кто знает тайну превращения нашего мира в сказку?  Это  знают  писатели- Хранители детских сказок.
    Одним из известнейших авторов детской литературы был Самуил Яковлевич Маршак, который бы в этом году отметил 130-летие со дня рождения. Начинал он свое творчество с переводов сказок и стихотворений разных народов мира. Кто не знает “Дом, который построил Джек”? А перевел это прекрасное английское стихотворение С. Я. Маршак, и именно в его переводе оно известно всем нам. И хочется без остановки, скороговоркой повторять вслед:
    Вот пёс без хвоста,
    Который за шиворот треплет кота,
    Который пугает и ловит синицу,
    Которая часто ворует пшеницу,
    Которая в тёмном чулане хранится
    В доме, который построил Джек.
    Юный Маршак постоянно занимался своим самообразованием, постигал тайны стихосложения в публичной библиотеке. Поэтические тетради молодого вундеркинда попали в руки знаменитому русскому критику В.В. Стасову, который познакомил юношу с многими известными людьми, и скоро Маршак начинает издавать свои первые произведения.
    Все детские стихи Самуила Яковлевича носят поучительный характер, как бы напоминая нам, что правильно, а что нет.  Мы смеемся, когда читаем про Рассеянного с улицы Бассейной. Я даже искренне сочувствую этому чудаку, который не умеет одеваться:
    Сел он утром на кровать,
    Стал рубашку надевать,
    В рукава просунул руки –
    Оказалось, это брюки.
    Вот какой рассеянный
    С улицы Бассейной!
    Может быть, кто-то узнает себя в этом немного смешном и печальном человечке?
    А как многие ребята хотели быть похожими на молодого человека из стихотворения «Рассказ о неизвестном герое»! Он совершил подвиг, спас девочку из огня, а его ищут и никак не могут найти! И больше всего мне нравилось, что таких юношей было много в то время:
    Многие парни
    Плечисты и крепки.
    Многие носят
    Футболки и кепки.
    Много в столице
    Таких же значков.
    Каждый
    К труду-обороне
    Готов!
    Шутливыми стихотворениями Маршак не раз выручал взрослых, когда нужно было успокоить или порадовать ребёнка. Эмоциональные строчки и сейчас вызывают широкую улыбку родителей и детей.  Мы представляем себе глаза дамы, которая получила свой багаж: диван, чемодан, саквояж и бо-о-о-льшую собачку: «Однако за время пути собака могла подрасти!» -успокаивает ее носильщик.
    «Кошкин Дом», «Усатый полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Робин Бобин» – все помнят эти стихи. По многим из них были сняты лучшие советские мультфильмы. Они до сих пор любимы зрителями по всей стране и за ее пределами!
    Маршак говорил, что за него пишет воображение. Своими стихотворениями Самуил Яковлевич раздвигал мир детей до невероятных размеров, позволяя своим героям: львятам, мышатам, слонятам рассказывать о семье, добре и зле. С. Я. Маршак помог многим детям открыть новый волшебный мир.
    Я думаю, что писатели и поэты – это люди с большим сердцем и широко распахнутой душой. Именно таким человеком был и Самуил Яковлевич Маршак, книгу которого часто открывала мама. И сказка оживала…

  6. Книги действительно очень похожи на людей. Какие-то проходят мимо тебя, не оставляя в жизни следа. Прочитано – прожито и забыто… С другими же ты не можешь расстаться всю жизнь. Держишь в шкафу, как нечто важное, как дорогой сердцу подарок. Некоторые книги повторяют судьбу своих авторов. Те из них, что в конце своего пути получили приставку «великая», зачастую начинали свой путь с нескольких страниц в какой-нибудь малоизвестной газете. Сначала незамеченные, они постепенно пробивали себе дорогу от читателя к читателю. Они несли свет знания или вкус нового чувства. Выражали потаенное мнение миллионов людей, превращали едва слышное ощущение будущего в осязаемый сюжет или просто несли настоящее, «разумное, доброе, вечное». Сменив скромные обложки на позолоченные переплеты, они занимали почетное место в самых главных библиотеках рядом с портретом своего не менее великого автора. Другие, став в какой-то момент востребованы в силу политического момента или моды, позже ниспадали до мусорной корзины, уходили в небытие.
    Я же хочу рассказать о книге с драматической судьбой. Книге, которая сделала своего автора знаменитым, но лишила его Родины. Книге, пропитанной смертью, но утверждающей жизнь! Книге, выразившей чувства целого поколения европейцев: немцев, французов, англичан, итальянцев. Поколения Первой мировой войны, которое позже с подачи Хемингуэя назовут потерянным поколением.
    Девяносто лет назад – в 1928 году- Эрих Мария Ремарк сдал в издательство финальную версию рукописи своего первого знаменитого романа «На западном фронте без перемен». Автор был неизвестен – до того небольшим тиражом вышла всего одна его книжка, не оцененная критиками,- но издатель чувствовал – новая книга не останется незамеченной! Роман рассказывал о войне 1914-1918 годов глазами рядового немецкого солдата – вчерашнего школьника. Без героического пафоса и пропагандистских лозунгов, словами простого немецкого юноши Пауля Боймера говорило поколение: «Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце». Молодой парень за несколько месяцев войны душой и разумом превратился в старика. Он рассуждал о вещах, о которых люди задумываются обычно в более позднем возрасте. Он понял, что жизнь – это таинство, не подвластное нашему сознанию: «пока я жив, жизнь проложит себе путь, хочет или не хочет это нечто, живущее во мне и называемое «я». Пауль осознал, что жизнью людей управляет Случай. «Меня могут убить, — это дело случая. Но то, что я остаюсь в живых, — это опять-таки дело случая». И в конце концов пришел к выводу, что смысл жизни в том, чтобы жить. Жить, несмотря на внешние обстоятельства. Что жизнь – самая главная ценность и что никакие цели не могут оправдать убийство.
    За несколько месяцев до публикации фрагменты произведения были представлены на суд разным фокус-группам читателей. Домохозяйки и ветераны, старушки-вдовы и молодежь были поражены неприглаженным изложением трагических событий войны, ее ужаса, ставшего для людей военного времени уже чем-то привычным. На такое честное изложение, на такую правду был способен только солдат. Ремарк писал о себе, о своих товарищах и врагах – солдатах, к которым он испытывал большее уважение, чем к политикам, затеявшим кровавую мясорубку, унесшую миллионы жизней, уничтожившую целое поколение молодых европейцев.
    Книгу готовили в тираж к юбилею перемирия, что называется, «на злобу дня». Название книги обыгрывало сводки немецких газет периода Первой мировой войны. И хотя она обещала стать «бомбой», вряд ли тогда автор и издатель могли предвидеть, какая сложная судьба ее ждет.
    В ноябре 1928 года роман вышел частями в небольшой берлинской газете. Спрос на книгу тут же поднял продажи газеты до немыслимых объемов, так что издатель задумался о выпуске полноценной книги. К моменту выпуска книжного варианта издания предзаказ на нее составлял тридцать тысяч экземпляров!
    В предисловии автора к книжному изданию есть такие слова: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Тема войны в послевоенной Германии была очень болезненной темой. Судьба простого юноши, у которого война отняла детство, друзей (в первые дни войны из 150 человек его роты вживых осталось 32), а затем и жизнь, взбудоражила общество.
    В немецком обществе кипели страсти по поводу судьбы великой Германии. Страна находилась в упадке. Существовавший и ранее разрыв между буржуазией и простыми людьми после поражения в Великой войне стал пропастью. Унижение от поражения, недовольство состоянием жизни подняло из глубин человеческих душ самые низменные порывы. Национал-социалисты и либералы, коммунисты и «христиане» боролись за право прикончить Веймарскую республику. Те и другие обещали прекрасное будущее, для которого и нужно – то было совсем немного – уничтожить врагов: евреев, коммунистов, националистов – варианты, кого нужно было убить в первую очередь, у каждой партии были свои. Выжившие в войне ветераны в большинстве своем понимали, что так уже было. Так начиналась Первая мировая война. Они не желали новой, еще более страшной Второй мировой войны. Книга выразила их отношение к политике, но вместе с тем не стала сиюминутным актуальным произведением. Благодаря таланту автора, его честности в изложении материала книга стала реквиемом целому поколению немцев. Популярность ее росла. Так, в 1929-1930 годах в США было продано 600 тысяч экземпляров книги. Она имела большой резонанс в области культуры. Славы ей добавила американская экранизация 1930 года режиссера Л. Майлстоуна, получившая два «Оскара».
    Однако книга, талантливо и проникновенно призывающая положить конец любой войне, не устраивала новых вождей. Они жаждали крови! Стараниями националистической партии Гитлера 11 декабря 1930 года книга была запрещена в Германии как «оскорбляющая идеалы дома и отечества». Ремарк стал врагом той части общества, которая слышала о войне от тех, кто сам там не был, и жаждала реванша. В мае 1933 года книги Ремарка впервые были публично сожжены на площади перед Берлинским универсамом. В том же 1933 году антивоенный роман запрещен фашистским правительством Муссолини в Италии.
    В 1932 году Э.М. Ремарк, запрещенный на Родине, через Швейцарию бежал в США и в Германию больше уже не вернулся. Там книгу пытались запрещать по этическим соображениям, но она смогла устоять в борьбе с цензурой, пережила Вторую мировую войну. После Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов книги Ремарка в переводах вышли и в СССР. Это совпало со временем оттепели. Мир залечивал свои раны, а его правители уже замышляли новую – холодную войну.
    «Они всё ещё писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих» – говорил двадцатилетний солдат Пауль Боймер. «Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: «На Западном фронте без перемен».
    На мой взгляд, именно сейчас, во время очередного витка политического напряжения сил, международному сообществу было бы полезно вновь обратиться к великому антивоенному роману Ремарка. Может, тогда бы власти предержащие задумались о том, к какой катастрофе могут привести их непродуманные заявления и действия…Или нам мало Холокоста, блокадного Ленинграда, Хатыни, Освенцима?!… Список можно продолжить…

  7. В грядущем году в литературном мире произойдет несколько праздничных событий. Это юбилеи писателей: хороших и разных, но все они из России, и всех их можно назвать великими. Стили и жанры, в которых работали эти писатели, разные и интересные, и время жизни было разным, разнятся исторические эпохи. Но все они – гениальные люди, популярные и любимые народом. И все заслуживают того, чтобы публика вспомнила их добрым словом, перечитала их творения снова, торжественно отметила их дни рождения.
    Небольшой юбилей отмечают в этом году и поклонники Владимира Высоцкого. В этом году, 25 января, как раз на Татьянин день, исполняется 80 лет со дня рождения великого поэта, барда и актера. Несмотря на мороз, у памятников Владимиру Семеновичу соберутся поклонники с цветами, с гитарами, будут петь его песни и декламировать стихи.
    Думаю, юбилей Высоцкого никак не пропустит мой папа, который является большим поклонником Высоцкого и слушал его записи еще на кассетах в школе. Благо, в нашем городе есть памятник Владимиру Семеновичу, где смогут собраться ценители и любители его творчества.
    А 16 марта в стране любители литературы, особенно, литературы реализма, отметят круглую юбилейную дату. В этот день исполнится 150 лет, как на свет появился великий и честный прозаик Максим Горький, он же Алексей Максимович Пешков. Читать его всегда любила и любит моя бабушка, поклонница советского реализма.
    9 ноября 2018 года грядет большой юбилей русского классика Ивана Сергеевича Тургенева, которого я искренне люблю читать. Конечно, в стране, в культурной сфере, праздник будут широко отмечать, ведь юбилей – это двухсотлетие со дня рождения Ивана Тургенева. Например, на сценах театров будут играть спектакли по «Асе» и «Накануне», в библиотеках организуют литературные вечера по бессмертному роману «Отцы и дети». Думаю, и я посещу что-то из мероприятий, посвященных Тургеневу, и они придутся мне по душе.

  8. 15 апреля — 23 октября 2019 года

    Предлагаемые направления всероссийских сочинений в Санкт-Петербурге

    Ниже представлены НАПРАВЛЕНИЯ (ШИРОКИЕ ТЕМЫ). Узкую тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, жанра и содержания своей работы.
    Пример
    Направление: «Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер: юбилеи литературных произведений в 2018 году» («Человек-амфибия» А. Беляева);
    Тема: «Из альбома Гуттиэре»;
    Жанр: дневник.
    Красным выделены тематические направления, которые учитель рекомендует седьмому классу.
    Тематическое направление «Театр жив, пока у него есть зрители» приурочено к Году театра (Указ Президента России от 28 апреля 2018 г. №181) и предполагает несколько вариантов раскрытия: актуализация зрительского или актерского опыта автора сочинения; рассмотрение проблемы существования и востребованности традиционного театра в современном культурном пространстве, формируемом цифровыми технологиями; размышления о будущем театра.
    Тематическое направление «Химия – это область чудес» приурочено к Международному году периодической системы Д.И. Менделеева, однако может рассматриваться шире и включать в себя как максимально широкое содержание, связанное с вопросами настоящего и будущего развития науки, так и рассмотрение более локальных проблем, таких как изучение химии в школе, стимулирование интереса к этой области знаний у школьников и др.
    Тематическое направление «Бессмертие народа – в его языке», посвященное Международному году языков коренных народов, напротив, не предполагает общих рассуждений о значении языка в жизни человека. В сочинениях, написанных в рамках этого тематического направления, хотелось бы увидеть прежде всего обращение к проблемам существования и функционирования языков коренных народов России, к конкретному краеведческому, этнокультурному и литературно-фольклорному материалу.
    (Можно написать об особенностях петербургского говора («парадная», «греча» и т.п.), но при этом не забыть о пафосе заявленного направления. — Я. А. Г.)
    Тематическое направление «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают» традиционно посвящено юбилеям российских писателей. В 2019 году мы отмечаем юбилеи А.Н. Радищева (270 лет со дня рождения), И.А. Крылова (250 лет со дня рождения), И.И. Козлова (240 лет со дня рождения), А.С. Пушкина (220 лет со дня рождения), Н.В. Гоголя и А.В. Кольцова (210 лет со дня рождения), Я.П. Полонского (200 лет со дня рождения), Г.П. Данилевского (190 лет со дня рождения), К.Л. Хетагурова (160 лет со дня рождения), З.Н. Гиппиус (150 лет со дня рождения), П.П. Бажова (140 лет со дня рождения), А.А. Ахматовой и Н.Н. Асеева (130 лет со дня рождения), Ю.К. Олеши, В.В. Набокова, А.П. Платонова, И.Л. Сельвинского, Л.М. Леонова и А.А. Суркова (120 лет со дня рождения), А.И. Шарова (110 лет со дня рождения), Д.А. Гранина, Н.И. Глазкова, Мустая Карима и К.Д. Воробьева (100 лет со дня рождения), Ф.А. Искандера, В.М. Шукшина, И.П. Токмаковой (90 лет со дня рождения). В сочинениях в рамках данного тематического направления следует избегать пересказа биографий писателей и содержания их произведений, избыточного цитирования историко-литературных источников. Желательно, чтобы в сочинении нашел отражение смысл, заложенный в формулировке «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают», звучал ответ на вопрос, почему современный читатель обращается к произведениям этих писателей и поэтов, прочитывалось личное отношение автора работы к их творчеству.
    «Книга – это товарищ, это верный друг» посвящено юбилеям литературных произведений: 190 лет со дня первой публикации повести-сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»; 160 лет с момента первой публикации романов И.А. Гончарова «Обломов» и И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», написания и первой постановки драмы А.Н. Островского «Гроза»; 150 лет с момента завершения полной публикации романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; 120 лет со дня первой публикации рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»; 90 лет с момента первой публикации сказки К.И. Чуковского «Айболит»; 80 лет с момента первой публикации сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (60 лет с момента публикации второй версии сказки), повестей А.П. Гайдара «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», сборника К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»; 60 лет с начала публикации «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского; 50 лет со дня первой публикации повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Формулировка «Книга – это товарищ, это верный друг» предполагает прежде всего обращение к читательскому опыту участников Конкурса. Не следует пересказывать произведение, подменять сочинение о книге сочинением об авторе, рассуждать о значении книг в жизни человека вообще, злоупотреблять цитатами. В то же время приветствуется уместное, грамотное и корректное использование художественного текста, литературоведческого и литературно-критического материала, обращение к историко-литературному контексту.
    Тематическое направление «Экология стала самым громким словом на земле» предполагает рассмотрение в рамках ВКС-2019 сочинений участников конкурса «Вместе – ярче!». Работы участников конкурса «Вместе – ярче!» принимаются и оцениваются в рамках ВКС в общем порядке, предусмотренном Положением о ВКС-2019. Тематическое направление предполагает прежде всего поиск ответов на вопросы: почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте; почему для нашей страны с ее огромными территориями эта проблема особенно актуальна; может ли переход на чистые источники энергии (чистое топливо) изменить экологию; что важнее – удобства, которые предоставляет человеку современный транспорт, или безопасность среды обитания человека, какие компромиссы возможны в разрешении этой дилеммы, что может остановить глобальное загрязнение атмосферы и др.
    Тематическое направление «Стражи и форпосты России» приурочено к подготовке празднования 500-летия Тульского кремля (Указ Президента №599 от 10.11.2016) в 2020 году. Несмотря на то, что тема, на первый взгляд, представляется довольно локальной и интересной главным образом для обучающихся из Тульской области, она имеет большой потенциал и для других участников конкурса, проживающих в разных регионах России. Возможные варианты раскрытия темы: роль и значение Тульского кремля и Большой засечной черты в истории становления Российского государства; Тульский кремль как символ обороны государства; история оборонительных сооружений на южных и юго-восточных границах Русского государства; историко-культурное значение русских кремлей; охрана и восстановление памятников истории и культуры в российских городах.
    Тематическое направление «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый» посвящено двум юбилейным датам: 70-летию учреждения Международного дня защиты детей (учрежден в 1949 г. на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин) и 30-летию принятия Конвенции о правах ребенка (1989 г.). В сочинениях в рамках этого тематического направления желательно сделать акцент на то, какое значение в современном мире придается детям, детству, проблемам подрастающего поколения, как изменилось положение детей в социуме, как сами дети видят себя в настоящем и будущем, с какими проблемами сталкивается ребенок и какие победы может одерживать.
    Тематическое направление «Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты» предполагает размышления над вечной проблемой соотношения разума и чувств, мудрости и нравственности, науки и этики. Сочинения в  рамках этого тематического направления могут быть, в частности, основаны на литературном, историческом, биографическом материале.

    Что будет оцениваться в конкурсной работе

    Содержание сочинения.
    соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса;
    формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность);
    полнота раскрытия темы сочинения;
    соответствие содержания теме сочинения;
    использование литературного, исторического, фактического, научного материала, соответствующего тематическим направлениям Конкурса.
    Выражение в сочинении авторской позиции.
    Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра.
    Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения.
    цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения;
    богатство лексики;
    разнообразие синтаксических конструкций;
    уместное использование / неиспользование изобразительно-выразительных средств языка;
    уместное и грамотное употребление цитат, афоризмов, пословиц;
    соответствие стиля сочинения художественному замыслу;
    точность и ясность речи.
    Грамотность сочинения.
    Общее читательское восприятие текста сочинения.

    Жанры конкурсных работ

    2.1. Рассказ:

    Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
    Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
    Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

    2.2. Сказка:

    Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
    Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
    Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

    2.3. Письмо:

    Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
    Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

    2.4. Дневник:

    Совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты.
    Жанр художественной литературы, произведение, написанное в виде небольших, обычно датированных заметок о событиях в жизни героя, его чувствах и мыслях. Особенность дневника как бытового письменного жанра – предельная искренность.

    2.5. Заочная экскурсия:

    Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
    Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

    2.6. Очерк:

    Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
    В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
    Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.

    2.7. Репортаж:

    Репортаж – это жанр информационной журналистики, который главной своей целью имеет передачу актуальных сведений прямо с места события, то есть «глазами» автора. Это помогает создать у читателя впечатление, что он сам присутствует в процессе развития событий, видит все описанное в репортаже.
    Репортаж — публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события.

    2.8. Слово:

    Жанр ораторской прозы и публицистики.
    Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.
    В древнерусской литературе — название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

    2.9. Эссе:

    Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
    Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
    Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
    В современном литературоведении — очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.
    2.10. Рецензия – отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики, выражающий отношение рецензента к исследуемому произведению.
    БЛАНК РАБОТЫ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
     ПОЛОЖЕНИЕ о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений ЗДЕСЬ.
    Вопросы можно задавать в комментариях к этому посту или в ЛС.

  9. 6 июня вся Россия  говорит стихами национального, русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. В этот день в 1799 году родился Саша Пушкин.
    Под сказки Пушкина многие из нас с детства засыпали, в школе мы заучивали строки его стихотворений и преподаватели читали нам с упоением и восторгом его стихи  сами, но есть глубокое убеждение, что личностного, “усвоенного”, ставшего своим, глубоко заронившего в сердце строки, слова, Пушкина, мы открываем для себя уже позднее и без чьего-либо участия.
    Собственные переживания и испытания, выстраданные, вымученные рождают в душе строки: “Я вам пишу, чего же боле…” или “Цветок засохший, безуханный,
    Забытый в книге вижу я;
    И вот уже мечтою странной
    Душа наполнилась моя:
    Где цвел? когда? какой весною?
    И долго ль цвел? и сорван кем,
    Чужой, знакомой ли рукою?
    И положен сюда зачем?
    На память нежного ль свиданья,
    Или разлуки роковой,
    Иль одинокого гулянья
    В тиши полей, в тени лесной?
    И жив ли тот, и та жива ли?
    И нынче где их уголок?
    Или уже они увяли,
    Как сей неведомый цветок?”
    Пушкин и Православие – отдельная тема. Как Пушкин – гордость и величие России, Пушкин – облик нашего Отечества.
    В русской культуре XIX в. есть несколько великих имен, которые в своем духовном развитии прошли путь от нейтрального или даже критического отношения к православию до полного его признания и в некоторых случаях – воцерковления. Это прежде всего А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский.
    Наверно, так каждый из нас, русский, проходит этот путь и тем он ценнее и дорог для него, хотя бывает длиною и мерою в целую жизнь. Вера без дел мертва.
    Для многих Пушкин не является образом христианской жизни и тем не менее умер Пушкин как христианин. “Если бы он пал на месте поединка или тотчас после него, – пишет митрополит Анастасий, – то он не только ушел бы из мира с неискупленною виною за дуэль, но унес бы с собою действительно неутолимую “жажду мести”, как сказал о нем Лермонтов… Бог оставил ему еще два дня (45 часов) жизни для искупления своего греха и достойного приготовления к вечности. Это была для него подлинно милость Божия, которую не мог не оценить он сам”. Получив известие о серьезности своей раны, Пушкин просил послать за священником. Отец Петр, священник Конюшенной церкви, исповедовал и приобщил его Святых тайн. Простил Пушкин и Дантеса. Этот шаг был воспринят его друзьями и родными как естественный. Князь Вяземский писал: “В последние годы жизни своей он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их”.
    Христианская кончина стала оправданием и венцом его жизни. “Если ничто в жизни не случайно, то менее всего случайна смерть, – писал М. Волошин. – Вспомните те черты, которые она накладывает на человека: вспомните Лермонтова, умирающего в горах во время грозы, и Бетховена, умирающего тоже во время раската грома в покинутой комнате, и три мученических дня для Пушкина после дуэли… Все это огненные черты, от которых меркнет текущий, встает непреходящий облик. Смертью осмысливается вся жизнь человека”.
    Митрополит Анастасий отмечает, что Пушкин вместе с художественной правдой ищет везде и всюду правду нравственную. “Смирение возвышает его и самое его творчество, к которому он питал… высокое, поистине религиозное благоговение. Он не только не превозносился своим гениальным дарованием, а скорее смирялся перед его величием. Вдохновение, посещавшее его в минуты поэтического озарения, приводило его в священный трепет и даже “ужас”:
    Твоим огнем душа палима
    Отвергла мрак земных сует,
    И внемлет арфе Серафима
    В священном ужасе поэт.
    В эпоху, когда  русская культура и язык претерпевали массу иноязычных заимствований обычаев и лексики, Пушкин “явил собою меру следования за Петром по пути следования за Западом… Можно брать и должно брать с Запада все, что на потребу, но не угашая своего духа, не посрамляя своих святынь”.
    Надеюсь, спустя, столетия и веки, все так же молодые люди будут признаваться  друг другу в любви стихами великого, русского поэта, а потом уже создав семью, читать на ночь своим детям сказки “О рыбаке и рыбке” или “О царе Салтане” и когда тебе взгрустнется невольно ты вспомнишь о запылившемся  на полке томике чудных стихотворений и прочтешь:
    “Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.”
    Говоря словами В. Зеньковского “Всеобщая, неподдельная любовь к Пушкину сама по себе есть какой-то удивительный факт в истории русского духа, есть творческая сила нашей культуры”.
    Победителями проекта “Имя России” стали Hевский, Пушкин и Достоевский.
    На фото: Музей – квартира А.С. Пушкина 

  10. ?
    В XXI веке школьники всё реже берут книгу в руки и читают. Заставить ребёнка читать — большая проблема современности. Для этого стараюсь привлечь детей к чтению, заинтересовать книгой. С этой целью провожу много инсценированных уроков, различных литературных конкурсов, пытаюсь много говорить о книге и чтении. Примером является урок на тему «Цветы — любимому поэту и писателю-юбиляру», цель которого помочь учащимся доказать, что изучение литературы необходимо, что книга побуждает нас к серьезной и душевной работе, к стремлению стать выше, чище, добрее; учить высказывать свои мысли, выразительно читать; научить получать от литературы эстетическое наслаждение.
    Это урок-отповедь сомневающемуся в целесообразности изучения литературы. Урок начинается с эмоционального настроя:
    Прозвенел звонок весёлый.
    Мы начать урок готовы.
    Будем слушать, рассуждать
    И друг другу помогать.
    Затем слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о необходимости изучения литературы, о том, что книга побуждает нас к серьёзной и душевной работе, к стремлению стать выше, чище, добрее; будем учиться высказывать свои мысли, выразительно читать стихи и прозу, получать эстетическое наслаждение от литературы. Для этого к уроку я подобрала следующие эпиграфы:
    Благодарность к великим отошедшим именам должна быть присуща молодому поколению.
    Ф.Достоевский
    Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку.
    М.Шолохов
    — Я знаю: книги не кривят душой,
    И много смысла в правде их большой.
    Они — мои советчики, друзья,
    Попутчики в далекие края.
    Мне лишний груз в дороге — ни к чему,
    Но книги — обязательно возьму.
    Так сказал Игорь Тихонов.
    Эти слова мы взяли эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, который будет называться: «Цветы — любимому поэту и писателю-юбиляру».
    Кластер. Звучит «Вальс цветов» П.Чайковского, а учащиеся записывают в тетрадь ассоциации, которые возникают у них, когда они видят и слышат слово «цветы».
    Готовясь к уроку и перелистывая страницы ряда журналов, я наткнулась на письмо одного юноши, который считает, что литературу изучать вовсе не обязательно. Вот что он пишет: «В жизни всех больше преуспевают убежденные нечитатели…Если бы книги что-то могли, мир давно бы изменился полностью, не было бы ни насилия, ни лжи, ни жадности, ни жестокости. Угрозы войны тоже не было бы. И значит, книги не могут ничего. Выходит, что литература не нужна вообще». Так ли это? (Учащиеся высказывают свое мнение).
    У каждого из вас, ребята, есть любимый писатель, поэт, перед которым вы преклоняетесь, которого чтите. А вот сегодня мне бы хотелось, чтобы вы посвятили свои выступления и преподнесли цветы поэтам и писателям-юбилярам 2013 года. Пусть ваши выступления докажут и Максиму, и всем тем, кто против изучения литературы, что невозможно даже представить жизнь без таких имен, как Александр Пушкин, Михаил Михайлович Пришвин, Фёдор Иванович Тютчев, Александр Николаевич Островский …Для этого мы разбились на четыре группы. Каждая попробует сказать о своём писателе или поэте и преподнесёт в юбилейный год ему цветы. Итак, кто первый?..
    Выступления учащихся по группам.
    ЦветыА.С.Пушкину. (Учащиеся предлагают подарить Пушкину алые маки, объясняют почему, аргументируя свой ответ.)
    Звучат стихи А. С. Пушкина: «Храни меня, мой талисман», «Поэт», «Памятник».
    Цветы Александру Николаевичу Островскому. (Учащиеся предлагают подарить Островскому кактус, объясняют почему, аргументируя свой ответ.)
    Инсценирование отрывка из пьесы «Гроза» и выразительное чтение отрывка-монолога Катерины.
    Цветы Михаилу Пришвину. (Учащиеся предлагают подарить Пришвину букет с веточками вечнозелёных растений, объясняют почему, аргументируя свой ответ.)
    Выразительное чтение рассказов М.Пришвина «Поздняя осень», «Зарастающая поляна», «Лесная капель».
    Цветы Фёдору Ивановичу Тютчеву. (Учащиеся предлагают подарить Тютчеву розы, объясняют почему, аргументируя свой ответ.)
    Выразительное чтение стихотворений «Она сидела на полу», «Люблю грозу в начале мая», «Ещё томлюсь тоской желаний».
    — Ребята, вы с большой любовью говорили о своих писателях и поэтах. Их, конечно, больше. Просто рамки урока тесны для того, чтобы сполна выразить нашу признательность всем. Мне бы хотелось, чтобы свои слова о любви вы подкрепили делами — знанием их произведений.
    В классе работает БЮРО ЛИТЕРАТУРНЫХ НАХОДОК.
    На столе — забытые вещи героев многих хорошо известных вам книг. Вернем их хозяевам:
    Какому литературному герою были принесены из Петербурга царские черевички? (Оксане, Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
    Кто автор рассказа, в котором герой потерял в трамвае галошу? (М.Зощенко).
    А что это за кот? Откуда он? («Кот-ворюга» Паустовского).
    Какой литературный герой ни одного дня не мог обойтись без этих вещей? (зонтик, очки, галоши) (Беликов «Человек в футляре»)
    Кто из героев, отправляясь в лес, не мог не взять ружьё и компас? (Митраша, М. М. Пришвин «Кладовая солнца»)
    А кто оставил эту корзину? В ней картошка, хлеб, молоко, полотенце? (Настя, М. М. Пришвин «Кладовая солнца»)
    Кому принадлежит этот свёрток? (пакет перевязан розовой ленточкой) Как сам хозяин назвал его? (Манилов «Мёртвые души»)
    Заключительное слово учителя.
    — Ребята, вы уже в девятом классе и заниматься литературой будете еще три года, но мне очень хочется, чтобы всегда помнили своих духовных учителей — писателей и поэтов и всегда с любовью читали их, учили наизусть полюбившиеся строки. В заключении хочу снова вернуться к началу нашего урока — к письму Максима. Не знаю, как вам, а мне приятен этот юноша. И не потому, что я согласна с ним. Нет, совсем наоборот. Просто он, мне кажется, умеет думать. И мне очень хочется, чтобы вы тоже умели это делать. И пусть к серьезной и душевной работе вас побуждает книга.
    Составление синквейна на тему «Книга (литература, поэзия, проза)».
    Подведение итогов учителем. Атеперь мне бы хотелось услышать ваше мнение об уроке. Все, кому понравилось наше мероприятие, возьмите цветок, лежащий у вас на столе, и поставьте его в корзину… Попробуем собрать корзину цветов для писателей-юбиляров.
    Подобные уроки заставляют ребят прикоснуться к книге. Пусть так, но они иногда обращаются к нашей литературе.

  11. Королева Катя 4 класс
    СКАЗКА
    Королевство Великого Сказочника
    Я очень люблю читать сказки Ганса Христиана Андерсена. Это увлекательный мир, в который хочется погружаться снова и снова. Когда я была маленькой, мама читала мне сказки на ночь, а теперь я читаю перед сном сама. И вот какая история со мной приключилась.
    Однажды вечером я перечитывала сказку «Снежная королева». Я увлеклась, а когда оторвалась от книги, то поняла, что лежу не в своей кровати,  а в разбойничьем замке, о котором только что читала. Рядом стояла маленькая разбойница.
    – Ты кто? – удивленно спросила она меня.
    – Я Катя, учусь в 4-м классе и очень люблю эту сказку, но я не могу понять, как я здесь очутилась! Ты не знаешь, как мне попасть домой?
    – Я не знаю, – ответила разбойница, – но Великий Сказочник должен знать. Давай я тебя проведу?
    Мы пошли через лес и очутились совсем в другом месте – это была какая-то другая сказка.
    – Все дальше мне идти нельзя, а ты ступай и найди лебедя, который был гадким утенком, расскажи ему все, он поможет.
    Я побрела вдоль озера и увидела трех красивых лебедей. Я всё им рассказала, и они согласились мне помочь. Птицы подхватили меня, и мы полетели над озером, над полями и лугами, а когда лебеди опустили меня на землю, я увидела чудесный домик.
    – Это дом удивительного человека, который поможет тебе, сказали лебеди, –      а нам пора возвращаться.
    И птицы, грациозно взмахнув крыльями, улетели.
    Я подошла к домику и постучала. Мне открыл дверь очень интересный человек. На нем был шелковый кафтан, переливающийся разными цветами, а под мышками у него было по зонтику.
    – Что тебя привело к нам, девочка? – спросил он.
    – Я ищу Великого Сказочника, чтобы он помог мне вернуться домой, – ответила я.
    – Я готов тебе помочь. Меня зовут Оле-Лукойе. Давай руку и полетели.
    Мы взлетели и через мгновение очутились перед дверью. Я постучала и вошла. За столом у окна сидел человек и что-то увлеченно писал. Не оборачиваясь, он сказал:
    – А, Катя, здравствуй! Я тебя уже давно жду!
    – Здравствуйте, – ответила я, – а как вы догадались, как меня зовут?
    – Я знаю, потому что я тот, кого ты ищешь.
    Я Ганс Христиан Андерсен, и ты путешествовала по моим сказкам. Я помогу тебе вернуться домой. Закрой глаза и посчитай до десяти.
    Я так и сделала, а когда открыла глаза, то оказалась в своей комнате и в своей кровати.
    Вы думаете, что мне все это приснилось? А я верю, что это было на самом деле. И что существует где-то сказочное королевство Великого Сказочника. И если очень захотеть, то можно туда попасть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *