Сочинение на тему за что и против чего борется чацкий

14 вариантов

  1. За
    что и против чего борется Чацкий.

    «Горе
    от ума» Грибоедова – это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в
    первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом
    «дурацкий»:
    Простите,
    право, как Бог свят,
    Хотела
    я, чтоб этот смех дурацкий
    Вас
    несколько развеселить помог.
    К вам
    Александр Андреич Чацкий
    Это
    слова Лизы. И вправду, так ли уж нужна борьба Чацкого, чтобы сам автор
    использовал такие рифмы, не глупо ли бороться с химерами. На дворе 20-е годы
    XIX столетия – время реакции и цензуры, когда предпочитали закрывать глаза на
    все и на всех и только «ударятся затылками», как небезызвестный Максим
    Петрович. Но все же исподволь зреет плод свободы, и кто знает, не был ли наш
    Чацкий на Сенатской площади вместе с осмелившимися. Но нужна ли эта борьба, и
    вообще, что в ней – этой борьбе?
    Конфликт
    комедии многогранен. Одна коллизия вырастает из другой, но всюду мы видим эту
    борьбу Чацкого, будь то любовь или споры с «веком минувшим». Без борьбы нет
    Чацкого, и скорее он борется против. Против членов «Английского клоба», против
    «троих из бульварных лиц, которые с полвека молодятся», против «чахоточного»
    господина, «врага книг». Но раз борется Чацкий, то, видимо, должны бороться и
    они, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, возражать. Чем могут отразить
    они, например такой вызов:
    Как тот
    и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не
    в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали
    об пол не жалея!
    Кому
    нужда – там спесь, лежи они в пыли,
    А тем,
    кто выше, лесть, как кружево плели.
    Прямой
    был век покорности и страха.
    Это
    прямо-таки оскорбление, вызов на дуэль, хоть и словесную. Наверное, у века
    минувшего были аргументы, свои аргументы, но высказать их вслух он то ли не
    решился, то ли испугался. Все же если спорить, то, значит, отдавать себе отчет
    в том, что необходимо искать истину, а истина здесь на стороне Чацкого. Они,
    этот «полк шутов», конечно глупее, но и хитрее. Ведь Чацкий не приемлет
    хитрость, он идет на войну с открытым забралом, держа копье наперевес, готовый
    в честном бою сразиться с противником, на стороне которого численный перевес. А
    ему втыкают нож в спину, крича при этом «Ах! боже мой! он карбонари!».
    Наверное, это война с ветряными мельницами, но она достойна называться войной.
    Ибо кто-то же должен обратить наше внимание на всю эту косность и
    чинопочитание, на это господство «смешенья языков: французского с
    нижегородским», на предрассудки, которые не истребят «ни годы их, не моды, ни
    пожары», кто-то же должен бороться со скалозубами и молчалиными, кто-то должен
    сказать хоть слово правды.
    Невежество
    – это еще один ключевой момент, который претит Чацкому, здесь он готов
    сражаться до победного, и, думается, злосчастное слово «карбонари» звучит
    скорее как комплимент ему. Чацкий образован, начитан, объехал полсвета и знает,
    что мир не ограничивается только Москвой и светскими балами. Ведь в нем, этом
    мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы.
    Презрение наук – вот худший грех, мы видим, как яростно он защищается:
    Теперь
    пуская из нас один,
    Из
    молодых людей, найдется – враг исканий,
    Ни
    требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки
    он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в
    душе его сам Бог возбудит жар
    К
    искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
    Они тот
    час: разбой! пожар!
    Итак
    «один в поле воин», – по словам Гончарова, но только если он Чацкий!
    Однако,
    Чацкий не только идет в атаку, но он еще и защищается, а, вернее сказать,
    борется за… Он борется за свою любовь, тоже до конца. И вот здесь он разбит и
    повержен, а его знамена втоптаны в грязь конницей врага, который обманом проник
    во «дворец». Вот к этому он был не готов. Он чувствует в себе достаточно сил,
    чтобы бороться со всем московским светом, но у него их нет, чтобы противостоять
    «ничтожному» Молчалину.
    Слепец!
    я в ком искал награду всех трудов!
    Спешил!..
    летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко.
    Чацкий
    повержен, это была последняя, смертельная рана, от которой, он возможно,
    никогда не оправиться. Борьба окончена…
    В
    произведении Грибоедова печальный конец, однако, автор назвал его комедией.
    Наверное, потому что все сложилось для главного героя хорошо: он не остался с
    женщиной, которая обманывала бы его, его не отправили в тюрьму за вольные речи,
    он ни с кем не стрелялся из-за нанесенных оскорблений. Он просто смеялся и
    боролся, с такой же улыбкой на устах. Чацкий не победил в своей борьбе, вернее
    в то время не победил, нам-то, читателям, хорошо известен ход истории. Но
    победа была не так уж и важна. Чацкий – зачинатель этой борьбы «двух веков»,
    потом ее продолжат Декабристы, Герцен и многие другие, в XX веке она, эта
    борьба, наверняка бы, превратилась в Красный террор, но мы этого знать не
    можем. Нам нравится Чацкий, мы любим его всей душой, и вместе с ним уезжаем из
    Москвы, от этой борьбы, от разбитых мечтаний. «Карету мне, карету!»

    Список
    литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

  2. За что и против чего борется Чацкий.
    Горе от ума Грибоедова это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом дурацкий:
    Простите, право, как Бог свят,
    Хотела я, чтоб этот смех дурацкий
    Вас несколько развеселить помог.
    К вам Александр Андреич Чацкий
    Это слова Лизы. И вправду, так ли уж нужна борьба Чацкого, чтобы сам автор использовал такие рифмы, не глупо ли бороться с химерами. На дворе 20-е годы XIX столетия время реакции и цензуры, когда предпочитали закрывать глаза на все и на всех и только ударятся затылками, как небезызвестный Максим Петрович. Но все же исподволь зреет плод свободы, и кто знает, не был ли наш Чацкий на Сенатской площади вместе с осмелившимися. Но нужна ли эта борьба, и вообще, что в ней этой борьбе?
    Конфликт комедии многогранен. Одна коллизия вырастает из другой, но всюду мы видим эту борьбу Чацкого, будь то любовь или споры с веком минувшим. Без борьбы нет Чацкого, и скорее он борется против. Против членов Английского клоба, против троих из бульварных лиц, которые с полвека молодятся, против чахоточного господина, врага книг. Но раз борется Чацкий, то, видимо, должны бороться и они, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, возражать. Чем могут отразить они, например такой вызов:
    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!
    Кому нужда там спесь, лежи они в пыли,
    А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
    Прямой был век покорности и страха.
    Это прямо-таки оскорбление, вызов на дуэль, хоть и словесную. Наверное, у века минувшего были аргументы, свои аргументы, но высказать их вслух он то ли не решился, то ли испугался. Все же если спорить, то, значит, отдавать себе отчет в том, что необходимо искать истину, а истина здесь на стороне Чацкого. Они, этот полк шутов, конечно глупее, но и хитрее. Ведь Чацкий не приемлет хитрость, он идет на войну с открытым забралом, держа копье наперевес, готовый в честном бою сразиться с противником, на стороне которого численный перевес. А ему втыкают нож в спину, крича при этом Ах! боже мой! он карбонари!. Наверное, это война с ветряными мельницами, но она достойна называться войной. Ибо кто-то же должен обратить наше внимание на всю эту косность и чинопочитание, на это господство смешенья языков: французского с нижегородским, на предрассудки, которые не истребят ни годы их, не моды, ни пожары, кто-то же должен бороться со скалозубами и молчалиными, кто-то должен сказать хоть слово правды.
    Невежество это еще один ключевой момент, который претит Чацкому, здесь он готов сражаться до победного, и, думается, злосчастное слово карбонари звучит скорее как комплимент ему. Чацкий образован, начитан, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только Москвой и светскими балами. Ведь в нем, этом мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Презрение наук вот худший грех, мы видим, как яростно он защищается:
    Теперь пуская из нас один,
    Из молодых людей, найдется враг исканий,
    Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в душе его сам Бог возбудит жар
    К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
    Они тот час: разбой! пожар!
    Итак один в поле воин, – по словам Гончарова, но только если он Чацкий!
    Однако, Чацкий не только идет в атаку, но он еще и защищается, а, вернее сказать, борется за… Он борется за свою любовь, тоже до конца. И вот здесь он разбит и повержен, а его знамена втоптаны в грязь конницей врага, который обманом проник во дворец. Вот к этому он был не готов. Он чувствует в себе достаточно сил, чтобы бороться со всем московским светом, но у него их нет, чтобы противостоять ничтожному Молчалину.
    Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
    Спешил!.. летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко.
    Чацкий повержен, это была последняя, смертельная рана, от которой, он возможно, никогда не оправиться. Борьба окончена…
    В произведении Грибоедова печальный конец, однако, автор назвал его комедией. Наверное, потому что все сложилось для главного героя хорошо: он не остался с женщиной, которая обманывала бы его, его не отправили в тюрьму за вольные речи, он ни с кем не стрелялся из-за нанесенных оскорблений. Он просто смеялся и боролся, с такой же улыбкой на устах. Чацкий не победил в своей борьбе, вернее в то время не победил, нам-то, читателям, хорошо известен ход истории. Но победа была не так уж и важна. Чацкий зачинатель этой борьбы двух веков, потом ее продолжат Декабристы, Герцен и многие другие, в XX веке она, эта борьба, наверняка бы, превратилась в Красный террор, но мы этого знать не можем. Нам нравится Чацкий, мы любим его всей душой, и вместе с ним уезжаем из Москвы, от этой борьбы, от разбитых мечтаний. Карету мне, карету!
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  3. За что и против чего борется Чацкий
    План
    I. Смысл названия пьесы.
    II. Чацкий – борец за новые, прогрессивные идеалы.
    1. Необходимость служить “делу, а не лицам”.
    2. Протест против крепостного права.
    3. Взгляды Чацкого на воспитание.
    4. Патриотизм, уважение к родному языку и национальным традициям.
    5. Протест против унижения человеческого достоинства.
    III. Слово – орудие Чацкого.
    Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой…
    А. С. Грибоедов
    Современники называли пьесу “Горе от ума” “светским
    Евангелием”. Несерьезно, иронично, на первый взгляд, звучащее название имеет высокий смысл, заставляет вспомнить слова Екклезиаста о том, что “в многой мудрости много печали”. Много печали встретит в жизни Чацкий, провозглашающий законы, которые никто не готов принять.
    Александр Андреевич Чацкий – герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои. Смысл его жизни – борьба. За что и против чего?
    Легче
    ответить на вопрос, против чего борется Чацкий. Прежде всего, против потребительского взгляда на жизнь, на государственную службу. Его горячее “служить бы рад, прислуживаться тошно” объясняет, почему он не служит, не стремится к чинам. “Чины людьми даются, а люди могут обмануться”, – объясняет он Молчалину. Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.
    Чацкий направляет свои обличительные речи против крепостного права. Объектом его критики становятся хозяин крепостного театра, продавший поодиночке своих актеров, “Амуров и Зефиров”, а также “тот Нестор негодяев знатных”, который выменял “борзые три собаки” на преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.
    Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что
    “нынче так же, как издревле,
    Хлопочут набирать учителей полки
    Числом поболее, ценою подешевле”.
    С возмущением вспоминает он родственника Софьи,
    В ученый комитет который поселился
    И с криком требовал присяг,
    Чтоб грамоте никто не знал и не учился.
    Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.
    Александр Андреевич Чацкий – горячий патриот, его оскорбляет пренебрежение русскими обычаями, традициями, идеалами. Его до глубины души возмутила “незначащая встреча” с французиком из Бордо, чувствующим себя в России “маленьким царьком”, принимаемым светскими барышнями как посланца высшей культуры.
    Как с ранних пор привыкли верить мы,
    Что нам без немцев нет спасенья! –
    Горько восклицает он. В азарте Чацкий нападает даже на “чужевластье мод”: на покрой фраков, прически… “Как платья, волосы, так и умы коротки!” – возмущается герой.
    Чацкий выступает за чистоту родного языка. В стране, где “господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским”, он призывает к уважению к русскому языку, заботится о том,
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя б по языку нас не считал за немцев,
    Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
    Пустого, рабского, слепого подражанья.
    Александр Андреевич Чацкий выступает против унижения человеческого достоинства, считая, что прошли времена, когда чинов и богатства можно было добиться, “отважно жертвуя затылком”:
    Свежо предание, а верится с трудом,
    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!..
    …Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
    Хочется верить, что давно минул “век покорности и страха”, но Чацкий понимает: “Дома новы, но предрассудки стары”, их не истребить.
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы? –
    Риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам – старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей. Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.
    Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром. У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова…
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе…
    ОНЕГИН И ЧАЦКИЙ – РОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ Пушкинскому Онегину свойственны разочарование в жизни, русская хандра, ощущение пустоты. Все это гнетет его, и он едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей. Но он забывает…
    ИЗ КАКОЙ МОСКВЫ БЕЖИТ ЧАЦКИЙ КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ИЗ КАКОЙ МОСКВЫ БЕЖИТ ЧАЦКИЙ Комедия “Горе от ума” была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в…
    Чацкий и фамусовское общество Русская литература 1-й половины XIX века Чацкий и фамусовское общество Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” – столкновение “века нынешнего” в лице Александра Андреевича Чацкого с “веком…
    С чего начинается Родина? План 1. Россия, Родина, Отчизна… 2. Малая и большая Родина: А) родина начинается с мамы; Б) край, где ты родился; В) размышления о Родине. 3. Родина у каждого одна. Человеку…
    “Все то, чего коснется человек” С. Я. МАРШАК * * * Все то, чего коснется человек, Приобретает нечто человечье. Вот этот дом, нам прослуживший век, Почти умеет пользоваться речью. Мосты и переулки говорят, Беседуют между…
    Анализ стихотворения Толстого “Против течения Алексей Толстой по своей натуре не был бунтарем, однако его увлечение литературой мало кто одобрял в светском обществе. Виной всему было графское происхождение поэта, который хоть и воспитывался без отца,…
    Сочинение на тему Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”) А. С. Пушкин всю свою жизнь ненавидел подлость, несправедливость и самодурство. Своими произведениями он боролся против них, Особенно ярко это проявляется в его романе “Дубровский”. В этом романе Пушкин противопоставляет…
    “Бунт против единого государства” (по роману Е. Замятина “Мы”) 1921 г., начало ХХ в. – тяжелое время в истории России и жизни русского народа. Расстрелян Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова начинает работу над “Реквиемом”, начинается эпоха НЭПа, умирает…
    Не делай другому того, чего не желаешь для себя Народные пословицы являются сгустком человеческого морального опыта. Но мы не всегда придерживаемся правил, завещанных нашими родителями. Все эти правила называют этикой. Этика является элементом культуры. Один древний миф рассказал древнегреческий…
    Для чего нужны диктанты Мы с детства, еще со школьных лет, привыкли к такой форме контрольных работ, как диктант. Он воспринимался, как неотъемлемая часть урока языка. Никто не сомневался, что к его целесообразности, и…
    Для чего надо изучать иностранные языки? Без слов понятно, что английский язык является одним из самых универсальных в мире. Владея Иностранным языком, человек может не только читать газеты, журналы, книги зарубежных авторов, но и смотреть передачи…
    “ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…” А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедия “Горе от ума” останется актуальной, до тех пор пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни,…
    Что возмущает Чацкого в эпизоде с “французиком из бордо”? Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до этого гневного и обличительного выступления Чацкого. Итак, Чацкий ясно…
    Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) Василии Андреевич Жуковский – поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик, заслуживший славу “литературного Коломба Ру­си” (В. Г. Белинский). Романтизм…
    Драма интеллигента в обществе “глупцов” Одной из центральных тем в гениальной, на мой взгляд, пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума” является тема участи интеллигента в “обществе глупцов”. Эта проблема – один из вариантов темы…
    Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев,…
    Пушкин А. С Пушкин А. С Письмо к А. А. Бестужеву, конец января 1825 г (отрывок) Слушал Чацкого, но только один раз и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком…
    “ГОРЕ ОТ УМА” – БЕССМЕРТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала…
    СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ОБРАЗОВ ЧАЦКОГО И ОНЕГИНА После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период…
    ЧТО ДУМАЛ АВТОР, НАЗЫВАЯ СВОЮ КОМЕДИЮ “ГОРЕ ОТ УМА” КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО ДУМАЛ АВТОР, НАЗЫВАЯ СВОЮ КОМЕДИЮ “ГОРЕ ОТ УМА”? Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или…
    КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий…
    ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и…
    ГОРЕ ОТ УМА А. С. ГРИБОЕДОВ (1795-1829) ГОРЕ ОТ УМА Комедия в 4-х действиях, в стихах Действие первое В доме Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном доме, – раннее утро. Горничная Лизанька в…
    Ум подлинный и ум мнимый в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Русская литература 1-й половины XIX века Ум подлинный и ум мнимый в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” – одно из бессмертных…
    Сюжет и композиция “Горя от ума”. Проблема жанра Сюжет и композиция “Горя от ума”. Проблема жанра. Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) Грибоедов – Личность уникальная. Один из самых ярких дипломатов своей эпохи (1828 год Туркменчайский договор). Талантливый драматург, блистательный…
    ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы,…
    ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРОВ И НРАВОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений в русской литературе. Это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль…
    В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века изображаются сцены безудержного вранья и как они характеризуют героев? В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века изображаются сцены безудержного вранья и как они характеризуют героев? Выделите ряд произведений XIX века, в которых представлена заданная сцена: например, “Горе от…
    Конфликт Конфликт Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого…
    За что и против чего борется Чацкий

  4. «Горе от ума» Грибоедова – это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом «дурацкий»:
    Простите, право, как Бог свят,
    Хотела я, чтоб этот смех дурацкий
    Вас несколько развеселить помог.
    К вам Александр Андреич Чацкий
    Это слова Лизы. И вправду, так ли уж нужна борьба Чацкого, чтобы сам автор использовал такие рифмы, не глупо ли бороться с химерами. На дворе 20-е годы XIX столетия – время реакции и цензуры, когда предпочитали закрывать глаза на все и на всех и только «ударятся затылками», как небезызвестный Максим Петрович. Но все же исподволь зреет плод свободы, и кто знает, не был ли наш Чацкий на Сенатской площади вместе с осмелившимися. Но нужна ли эта борьба, и вообще, что в ней – этой борьбе?
    Конфликт комедии многогранен. Одна коллизия вырастает из другой, но всюду мы видим эту борьбу Чацкого, будь то любовь или споры с «веком минувшим». Без борьбы нет Чацкого, и скорее он борется против. Против членов «Английского клоба», против «троих из бульварных лиц, которые с полвека молодятся», против «чахоточного» господина, «врага книг». Но раз борется Чацкий, то, видимо, должны бороться и они, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, возражать. Чем могут отразить они, например такой вызов:
    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!
    Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
    А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
    Прямой был век покорности и страха.
    Это прямо-таки оскорбление, вызов на дуэль, хоть и словесную. Наверное, у века минувшего были аргументы, свои аргументы, но высказать их вслух он то ли не решился, то ли испугался. Все же если спорить, то, значит, отдавать себе отчет в том, что необходимо искать истину, а истина здесь на стороне Чацкого. Они, этот «полк шутов», конечно глупее, но и хитрее. Ведь Чацкий не приемлет хитрость, он идет на войну с открытым забралом, держа копье наперевес, готовый в честном бою сразиться с противником, на стороне которого численный перевес. А ему втыкают нож в спину, крича при этом «Ах! боже мой! он карбонари!». Наверное, это война с ветряными мельницами, но она достойна называться войной. Ибо кто-то же должен обратить наше внимание на всю эту косность и чинопочитание, на это господство «смешенья языков: французского с нижегородским», на предрассудки, которые не истребят «ни годы их, не моды, ни пожары», кто-то же должен бороться со скалозубами и молчалиными, кто-то должен сказать хоть слово правды.
    Невежество – это еще один ключевой момент, который претит Чацкому, здесь он готов сражаться до победного, и, думается, злосчастное слово «карбонари» звучит скорее как комплимент ему. Чацкий образован, начитан, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только Москвой и светскими балами. Ведь в нем, этом мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Презрение наук – вот худший грех, мы видим, как яростно он защищается:
    Теперь пуская из нас один,
    Из молодых людей, найдется – враг исканий,
    Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в душе его сам Бог возбудит жар
    К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
    Они тот час: разбой! пожар!
    Итак «один в поле воин», – по словам Гончарова, но только если он Чацкий!
    Однако, Чацкий не только идет в атаку, но он еще и защищается, а, вернее сказать, борется за… Он борется за свою любовь, тоже до конца. И вот здесь он разбит и повержен, а его знамена втоптаны в грязь конницей врага, который обманом проник во «дворец». Вот к этому он был не готов. Он чувствует в себе достаточно сил, чтобы бороться со всем московским светом, но у него их нет, чтобы противостоять «ничтожному» Молчалину.
    Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
    Спешил!.. летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко.
    Чацкий повержен, это была последняя, смертельная рана, от которой, он возможно, никогда не оправиться. Борьба окончена…
    В произведении Грибоедова печальный конец, однако, автор назвал его комедией. Наверное, потому что все сложилось для главного героя хорошо: он не остался с женщиной, которая обманывала бы его, его не отправили в тюрьму за вольные речи, он ни с кем не стрелялся из-за нанесенных оскорблений. Он просто смеялся и боролся, с такой же улыбкой на устах. Чацкий не победил в своей борьбе, вернее в то время не победил, нам-то, читателям, хорошо известен ход истории. Но победа была не так уж и важна. Чацкий – зачинатель этой борьбы «двух веков», потом ее продолжат Декабристы, Герцен и многие другие, в XX веке она, эта борьба, наверняка бы, превратилась в Красный террор, но мы этого знать не можем. Нам нравится Чацкий, мы любим его всей душой, и вместе с ним уезжаем из Москвы, от этой борьбы, от разбитых мечтаний. «Карету мне, карету!»

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

  5. Два противостоящих друг другу лагеря: лагерь молодой России и лагерь крепостников, выведенных Грибоедовым на сцену, были явлением самой русской жизни десятых — двадцатых годов XIX века. В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры — сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое, за движение страны вперед. Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой. Детство его прошло в Москве, он часто бывал в доме Фамусова, учился у тех же гувернеров, что и Софья, любил Софью. Для завершения образования уехал за границу. Он не богат, не заботится о своем небольшом имении, управляет им «оплошно», служил некоторое время, имея связь с министрами, побывал в армии.
    Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софью. «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выряжает Софье свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Чацкий говорит языком литературным, для выражения любви к родине цитирует Державина:
    И дым Отечества нам сладок и приятен.
    Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы.
    Ах, боже мой! Ужли я здесь, опять в Москве.
    Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. Софья говорит о нем:
    Остер, умен, красноречив.
    Чацкого рекомендует Фамусов:
    Он малый с головой, и славно пишет, переводит.
    Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Ум с сердцем не в ладу». А многие афоризмы звучат как эпиграммы:
    Господствует еще смешенье языков:
    французского с нижегородским.
    Его эпиграммы обличают защитников крепостничества и самодержавия. Чацкий — оратор, деятель того периода истории русского общества, когда формировались взгляды декабристов, когда лучшие люди из дворян боролись словом против старого мире. Уже в первом выступлении Чацкого в гостиной Фамусова слышится негодование, острая бичующая насмешка. Он требует службы «делу, а не лицам» и заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Карьеризм и низкопоклонство ему ненавистны, он с презрением отзывается о тех, «кто не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея» и «лесть как кружево плели».
    Чацкий стоит за истинное просвещение, обличает стремление заменить серьезное образование внешним лоском, при котором стремятся «набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле». Главный герой комедии страстно провозглашает:
    Теперь, пускай из нас один,
    Из молодых людей найдется — враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний.
    Наиболее острое обличение направляет Чацкий против крепостничества. Крепостное право, по его мнению, источник всех зол. С негодованием клеймит он помещиков-крепостников, «негодяев знатных». Один из них променял своих верных слуг на борзых собак, а другой — помещик-театрал:
    На крепостной балет согнал во многих фурах
    От матерей, отцов отторженных детей,
    Заставил всю Москву дивиться их красе!
    А когда театр прогорел, маленькие актеры были «распроданы поодиночке». Эти слова Чацкого, по свидетельству очевидца, приводили декабристов в ярость. Чацкий любит свой народ и скорбит о том, что существует пропасть между ним и дворянской интеллигенцией.
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
    Чтоб умный добрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев, —
    восклицает Чацкий, направляя свои стрелы против слепого подражания всему иностранному. Отмечая это, он берется за укрепление русской культуры, за распространение среди народа просвещения. Его достоинство русского человека оскорблено тем, что среди дворянства «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским». Чацкий возмущен неоправданно бурной встречей, оказанной именитыми москвичами безродному иностранцу, который «приехал и нашел, что ласкам нет конца; ни звука русского ни русского лица не встретил». Блестящая речь Чацкого — неизменное свидетельство его таланта, незаурядного ума. Однако благородный протест умного человека не находит отклика в барской реакционно настроенной Москве. По словам критика В. Орлова, «в грибоедовское время сама проблема «ума» осмыслялась очень широко, как проблема интеллигентности, просвещения, культуры; с понятием «ум», «умный», «умник» ассоциировалось представление о человеке вольнодумном, о члене тайного общества, о будущем декабристе».
    Ум Чацкого — это прежде всего передовые взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения. Чацкого удерживает в чужом ему по духу обществе только любовь к Софье. Однако выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и именно она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого. Горе от ума — это трагедия умного, честного, гордого человека, который чужд тому миру, в котором живет.
    Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значения. Об этом говорил писатель Гончаров: «Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим… Чацкие живут и не переводятся в обществе… где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым… Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

  6. I Чацкий – центральный герой в комедии “Горе от ума”
    II За что и против чего борется Чацкий
    “Служить бы рад, прислуживаться тошно”
    Сравнение Чацкого и Молчалина
    Чацкий – герой нашего времени
    III “Горе от ума” – отражение нашего общества Комедия “Горе от ума”, написанная А.С.Грибоедовым, думаю, на каждого читателя произведет глубокое впечатление. Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить: Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей, найдется – противник исканий,
    Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в душе его сам Бог возбудит пыл
    К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
    Они тот час: разбой! пожар!
    Я одаль воссылал желанья
    Смиренные , однако вслух ,
    Чтоб истребил всевышний нечистый тот самый дух
    Пустого , рабского , слепого подражанья ;
    Чтоб искру заронил он в ком – нибудь с душой ;
    Кто мог бы словом и примером
    Нас удержать как крепкою вожжой ,
    От жалкой тошноты по стороне чужой…
    Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей: Служить бы рад, прислуживаться тошно… Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это: Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!
    Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
    А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
    Прямой был век покорности и страха…
    Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал “умеренность и аккуратность”, их мечта – “забрать все книги бы да сжечь”. Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
    За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей. Да, мочи нет: мильон терзаний
    Груди от дружеских тисков,
    Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
    А пуще голове от всяких пустяков.
    Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти “ключ” к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. “Всегда на цыпочках и не богат словами”, он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Не зря Чацкий так отзывается о Молчалине: Тут был, как громовой отвод.
    Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
    Там моську вовремя погладит!
    Тут в пору карточку вотрет!
    Конечно многое нам говорят монологи Чацкого. Благодаря именно им, мы узнаем о чем думает, что чувствует герой: Французик из Бордо, надсаживая грудь…
    Он чувствует себя здесь маленьким царьком…
    Как отдал все в обмен на новый лад –
    И нравы, и язык, и старину святую,
    И величавую одежду на другую
    По шутовскому образцу
    Хоть у китайцев бы нам несколько занять
    Премудрого у них незнанья иноземцев.

    Не зря автор пометил, что во время всех этих слов Чацкого, никто его не слушал, и скорее всего не хотел слушать: Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам… Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени. Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
    Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.

  7. .
    «Горе от ума» Грибоедова – это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом «дурацкий»:
    Простите, право, как Бог свят,
    Хотела я, чтоб этот смех дурацкий
    Вас несколько развеселить помог.
    К вам Александр Андреич Чацкий
    Это слова Лизы. И вправду, так ли уж нужна борьба Чацкого, чтобы сам автор использовал такие рифмы, не глупо ли бороться с химерами. На дворе 20-е годы XIX столетия – время реакции и цензуры, когда предпочитали закрывать глаза на все и на всех и только «ударятся затылками», как небезызвестный Максим Петрович. Но все же исподволь зреет плод свободы, и кто знает, не был ли наш Чацкий на Сенатской площади вместе с осмелившимися. Но нужна ли эта борьба, и вообще, что в ней – этой борьбе?
    Конфликт комедии многогранен. Одна коллизия вырастает из другой, но всюду мы видим эту борьбу Чацкого, будь то любовь или споры с «веком минувшим». Без борьбы нет Чацкого, и скорее он борется против. Против членов «Английского клоба», против «троих из бульварных лиц, которые с полвека молодятся», против «чахоточного» господина, «врага книг». Но раз борется Чацкий, то, видимо, должны бороться и они, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, возражать. Чем могут отразить они, например такой вызов:
    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!
    Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
    А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
    Прямой был век покорности и страха.
    Это прямо-таки оскорбление, вызов на дуэль, хоть и словесную. Наверное, у века минувшего были аргументы, свои аргументы, но высказать их вслух он то ли не решился, то ли испугался. Все же если спорить, то, значит, отдавать себе отчет в том, что необходимо искать истину, а истина здесь на стороне Чацкого. Они, этот «полк шутов», конечно глупее, но и хитрее. Ведь Чацкий не приемлет хитрость, он идет на войну с открытым забралом, держа копье наперевес, готовый в честном бою сразиться с противником, на стороне которого численный перевес. А ему втыкают нож в спину, крича при этом «Ах! боже мой! он карбонари!». Наверное, это война с ветряными мельницами, но она достойна называться войной. Ибо кто-то же должен обратить наше внимание на всю эту косность и чинопочитание, на это господство «смешенья языков: французского с нижегородским», на предрассудки, которые не истребят «ни годы их, не моды, ни пожары», кто-то же должен бороться со скалозубами и молчалиными, кто-то должен сказать хоть слово правды.
    Невежество – это еще один ключевой момент, который претит Чацкому, здесь он готов сражаться до победного, и, думается, злосчастное слово «карбонари» звучит скорее как комплимент ему. Чацкий образован, начитан, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только Москвой и светскими балами. Ведь в нем, этом мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Презрение наук – вот худший грех, мы видим, как яростно он защищается:
    Теперь пуская из нас один,
    Из молодых людей, найдется – враг исканий,
    Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в душе его сам Бог возбудит жар
    К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
    Они тот час: разбой! пожар!
    Итак «один в поле воин», – по словам Гончарова, но только если он Чацкий!
    Однако, Чацкий не только идет в атаку, но он еще и защищается, а, вернее сказать, борется за… Он борется за свою любовь, тоже до конца. И вот здесь он разбит и повержен, а его знамена втоптаны в грязь конницей врага, который обманом проник во «дворец». Вот к этому он был не готов. Он чувствует в себе достаточно сил, чтобы бороться со всем московским светом, но у него их нет, чтобы противостоять «ничтожному» Молчалину.
    Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
    Спешил!.. летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко.
    Чацкий повержен, это была последняя, смертельная рана, от которой, он возможно, никогда не оправиться. Борьба окончена…
    В произведении Грибоедова печальный конец, однако, автор назвал его комедией. Наверное, потому что все сложилось для главного героя хорошо: он не остался с женщиной, которая обманывала бы его, его не отправили в тюрьму за вольные речи, он ни с кем не стрелялся из-за нанесенных оскорблений. Он просто смеялся и боролся, с такой же улыбкой на устах. Чацкий не победил в своей борьбе, вернее в то время не победил, нам-то, читателям, хорошо известен ход истории. Но победа была не так уж и важна. Чацкий – зачинатель этой борьбы «двух веков», потом ее продолжат Декабристы, Герцен и многие другие, в XX веке она, эта борьба, наверняка бы, превратилась в Красный террор, но мы этого знать не можем. Нам нравится Чацкий, мы любим его всей душой, и вместе с ним уезжаем из Москвы, от этой борьбы, от разбитых мечтаний. «Карету мне, карету!»

  8. Александр Андреевич Чацкий – герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои. Смысл его жизни – борьба. За что и против чего?
    Легче ответить на вопрос, против чего борется Чацкий. Прежде всего, против потребительского взгляда на жизнь, на государственную службу. Его горячее «служить бы рад, прислуживаться тошно» объясняет, почему он не служит, не стремится к чинам. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», – объясняет он Молчалину. Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.
    Чацкий направляет свои обличительные речи против крепостного права. Объектом его критики становятся хозяин крепостного театра, продавший поодиночке своих актеров, «Амуров и Зефиров», а также «тот Нестор негодяев знатных», который выменял «борзые три собаки» на преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.
    Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что
    «нынче так же, как издревле,
    Хлопочут набирать учителей полки
    Числом поболее, ценою подешевле».
    С возмущением вспоминает он родственника Софьи,
    В ученый комитет который поселился
    И с криком требовал присяг,
    Чтоб грамоте никто не знал и не учился.
    Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.
    Александр Андреевич Чацкий – горячий патриот, его оскорбляет пренебрежение русскими обычаями, традициями, идеалами. Его до глубины души возмутила «незначащая встреча» с французиком из Бордо, чувствующим себя в России «маленьким царьком», принимаемым светскими барышнями как посланца высшей культуры.
    Как с ранних пор привыкли верить мы,
    Что нам без немцев нет спасенья! —
    горько восклицает он. В азарте Чацкий нападает даже на «чужевластье мод»: на покрой фраков, прически… «Как платья, волосы, так и умы коротки!» – возмущается герой.
    Чацкий выступает за чистоту родного языка. В стране, где «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским», он призывает к уважению к русскому языку, заботится о том,
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя б по языку нас не считал за немцев,
    Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
    Пустого, рабского, слепого подражанья.
    Александр Андреевич Чацкий выступает против унижения человеческого достоинства, считая, что прошли времена, когда чинов и богатства можно было добиться, «отважно жертвуя затылком»:
    Свежо предание, а верится с трудом,
    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!..
    …Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
    Хочется верить, что давно минул «век покорности и страха», но Чацкий понимает: «Дома новы, но предрассудки стары», их не истребить.
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы? —
    риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам – старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей. Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.
    Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром. У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова…

  9. «Горе
    от ума» Грибоедова – это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в
    первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом
    «дурацкий»:
    Простите,
    право, как Бог свят,
    Хотела
    я, чтоб этот смех дурацкий
    Вас
    несколько развеселить помог.
    К вам
    Александр Андреич Чацкий
    Это
    слова Лизы. И вправду, так ли уж нужна борьба Чацкого, чтобы сам автор
    использовал такие рифмы, не глупо ли бороться с химерами. На дворе 20-е годы
    XIX столетия – время реакции и цензуры, когда предпочитали закрывать глаза на
    все и на всех и только «ударятся затылками», как небезызвестный Максим
    Петрович. Но все же исподволь зреет плод свободы, и кто знает, не был ли наш
    Чацкий на Сенатской площади вместе с осмелившимися. Но нужна ли эта борьба, и
    вообще, что в ней – этой борьбе?
    Конфликт
    комедии многогранен. Одна коллизия вырастает из другой, но всюду мы видим эту
    борьбу Чацкого, будь то любовь или споры с «веком минувшим». Без борьбы нет
    Чацкого, и скорее он борется против. Против членов «Английского клоба», против
    «троих из бульварных лиц, которые с полвека молодятся», против «чахоточного»
    господина, «врага книг». Но раз борется Чацкий, то, видимо, должны бороться и
    они, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, возражать. Чем могут отразить
    они, например такой вызов:
    Как тот
    и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не
    в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали
    об пол не жалея!
    Кому
    нужда – там спесь, лежи они в пыли,
    А тем,
    кто выше, лесть, как кружево плели.
    Прямой
    был век покорности и страха.
    Это
    прямо-таки оскорбление, вызов на дуэль, хоть и словесную. Наверное, у века
    минувшего были аргументы, свои аргументы, но высказать их вслух он то ли не
    решился, то ли испугался. Все же если спорить, то, значит, отдавать себе отчет
    в том, что необходимо искать истину, а истина здесь на стороне Чацкого. Они,
    этот «полк шутов», конечно глупее, но и хитрее. Ведь Чацкий не приемлет
    хитрость, он идет на войну с открытым забралом, держа копье наперевес, готовый
    в честном бою сразиться с противником, на стороне которого численный перевес. А
    ему втыкают нож в спину, крича при этом «Ах! боже мой! он карбонари!».
    Наверное, это война с ветряными мельницами, но она достойна называться войной.
    Ибо кто-то же должен обратить наше внимание на всю эту косность и
    чинопочитание, на это господство «смешенья языков: французского с
    нижегородским», на предрассудки, которые не истребят «ни годы их, не моды, ни
    пожары», кто-то же должен бороться со скалозубами и молчалиными, кто-то должен
    сказать хоть слово правды.
    Невежество
    – это еще один ключевой момент, который претит Чацкому, здесь он готов
    сражаться до победного, и, думается, злосчастное слово «карбонари» звучит
    скорее как комплимент ему. Чацкий образован, начитан, объехал полсвета и знает,
    что мир не ограничивается только Москвой и светскими балами. Ведь в нем, этом
    мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы.
    Презрение наук – вот худший грех, мы видим, как яростно он защищается:
    Теперь
    пуская из нас один,
    Из
    молодых людей, найдется – враг исканий,
    Ни
    требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки
    он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в
    душе его сам Бог возбудит жар
    К
    искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
    Они тот
    час: разбой! пожар!
    Итак
    «один в поле воин», – по словам Гончарова, но только если он Чацкий!
    Однако,
    Чацкий не только идет в атаку, но он еще и защищается, а, вернее сказать,
    борется за… Он борется за свою любовь, тоже до конца. И вот здесь он разбит и
    повержен, а его знамена втоптаны в грязь конницей врага, который обманом проник
    во «дворец». Вот к этому он был не готов. Он чувствует в себе достаточно сил,
    чтобы бороться со всем московским светом, но у него их нет, чтобы противостоять
    «ничтожному» Молчалину.
    Слепец!
    я в ком искал награду всех трудов!
    Спешил!..
    летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко.
    Чацкий
    повержен, это была последняя, смертельная рана, от которой, он возможно,
    никогда не оправиться. Борьба окончена…
    В
    произведении Грибоедова печальный конец, однако, автор назвал его комедией.
    Наверное, потому что все сложилось для главного героя хорошо: он не остался с
    женщиной, которая обманывала бы его, его не отправили в тюрьму за вольные речи,
    он ни с кем не стрелялся из-за нанесенных оскорблений. Он просто смеялся и
    боролся, с такой же улыбкой на устах. Чацкий не победил в своей борьбе, вернее
    в то время не победил, нам-то, читателям, хорошо известен ход истории. Но
    победа была не так уж и важна. Чацкий – зачинатель этой борьбы «двух веков»,
    потом ее продолжат Декабристы, Герцен и многие другие, в XX веке она, эта
    борьба, наверняка бы, превратилась в Красный террор, но мы этого знать не
    можем. Нам нравится Чацкий, мы любим его всей душой, и вместе с ним уезжаем из
    Москвы, от этой борьбы, от разбитых мечтаний. «Карету мне, карету!»

    Список
    литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

  10. За что и против чего борется Чацкий
    План
    I. Смысл названия
    пьесы.
    П. Чацкий
    – борец за новые, прогрессивные идеалы.
    1. Необходимость служить
    «делу, а не лицам».
    2. Протест против
    крепостного права.
    3. Взгляды Чацкого на
    воспитание.
    4. Патриотизм, уважение
    к родному языку и национальным традициям.
    5. Протест против
    унижения человеческого достоинства. III. Слово – орудие Чацкого.
    Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с
    душой. А. С. Грибоедов
    Современники называли пьесу «Горе от ума»
    «светским Евангелием». Несерьезно, иронично,
    на первый взгляд, звучащее название имеет высокий смысл, заставляет вспомнить слова Екклезиаста о том, что «в многой мудрости
    много печали». Много печали встретит в жизни
    Чацкий, провозглашающий законы, которые никто не готов принять.
    Александр Андреевич
    Чацкий – герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не
    единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже
    Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои. Смысл его
    жизни – борьба. За что и против чего?
    Легче ответить на вопрос, против чего
    борется Чацкий. Прежде всего, против потребительского
    взгляда на жизнь, на государственную службу. Его горячее «служить бы рад, прислуживаться тошно» объясняет, почему он
    не служит, не стремится к чинам. «Чины людьми
    даются, а люди могут обмануться», – объясняет он Молчалину. Чацкого трудно, невозможно
    представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.
    Чацкий направляет свои обличительные речи против
    крепостного права. Объектом его критики
    становятся хозяин крепостного театра, продавший поодиночке своих актеров, «Амуров
    и Зефиров», а также «тот Нестор негодяев знатных», который выменял «борзые три собаки» на преданных слуг, не раз спасавших
    его жизнь и честь.
    Чтобы строить новую
    жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой
    государства то, что «нынче так же, как издревле,
    Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле».
    С возмущением
    вспоминает он родственника Софьи,
    В ученый комитет который поселился
    И с криком требовал присяг,
    Чтоб грамоте никто не знал и не учился.
    Героя пьесы возмущает воинствующее
    невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому
    правлению.
    Александр Андреевич Чацкий – горячий
    патриот, его оскорбляет пренебрежение русскими
    обычаями, традициями, идеалами. Его до глубины души возмутила «незначащая
    встреча» с французиком из Бордо, чувствующим себя в России «маленьким царьком»,
    принимаемым светскими барышнями как посланца высшей культуры.
    Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! —
    горько восклицает он.
    В азарте Чацкий нападает даже на «чужевластье мод»: на покрой фраков, прически. «Как платья, волосы, так
    и умы коротки!» – возмущается герой.
    Чацкий выступает за
    чистоту родного языка. В стране, где «господствует еще смешенье языков: французского
    с нижегородским», он призывает к уважению к русскому языку, заботится о том,
    Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя б по языку нас не считал за немцев, Чтоб истребил
    Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья.

  11. Теперь, пускай из нас один,
    Из молодых людей найдется — враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний.
    Наиболее острое обличение направляет Чацкий против крепостничества. Крепостное право, по его мнению, источник всех зол. С негодованием клеймит он помещиков-крепостников, «негодяев знатных». Один из них променял своих верных слуг на борзых собак, а другой — помещик-театрал:
    На крепостной балет согнал во многих фурах
    От матерей, отцов отторженных детей,
    Заставил всю Москву дивиться их красе!
    А когда театр прогорел, маленькие актеры были «распроданы поодиночке». Эти слова Чацкого, по свидетельству очевидца, приводили декабристов в ярость. Чацкий любит свой народ и скорбит о том, что существует пропасть между ним и дворянской интеллигенцией.
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
    Чтоб умный добрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев, —
    восклицает Чацкий, направляя свои стрелы против слепого подражания всему иностранному. Отмечая это, он берется за укрепление русской культуры, за распространение среди народа просвещения. Его достоинство русского человека оскорблено тем, что среди дворянства «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским». Чацкий возмущен неоправданно бурной встречей, оказанной именитыми москвичами безродному иностранцу, который «приехал и нашел, что ласкам нет конца; ни звука русского ни русского лица не встретил». Блестящая речь Чацкого — неизменное свидетельство его таланта, незаурядного ума. Однако благородный протест умного человека не находит отклика в барской реакционно настроенной Москве. По словам критика В. Орлова, «в грибоедовское время сама проблема «ума» осмыслялась очень широко, как проблема интеллигентности, просвещения, культуры; с понятием «ум», «умный», «умник» ассоциировалось представление о человеке вольнодумном, о члене тайного общества, о будущем декабристе».
    Ум Чацкого — это прежде всего передовые взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения. Чацкого удерживает в чужом ему по духу обществе только любовь к Софье. Однако выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и именно она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого. Горе от ума — это трагедия умного, честного, гордого человека, который чужд тому миру, в котором живет.
    Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значения. Об этом говорил писатель Гончаров: «Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим… Чацкие живут и не переводятся в обществе… где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым… Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

  12. План
    I. Смысл названия пьесы.
    II. Чацкий – борец за новые, прогрессивные идеалы.
    1. Необходимость служить «делу, а не лицам».
    2. Протест против крепостного права.
    3. Взгляды Чацкого на воспитание.
    4. Патриотизм, уважение к родному языку и национальным традициям.
    5. Протест против унижения человеческого достоинства.
    III. Слово – орудие Чацкого.
    Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой…
    А. С. Грибоедов
    Современники называли пьесу «Горе от ума» «светским Евангелием». Несерьезно, иронично, на первый взгляд, звучащее название имеет высокий смысл, заставляет вспомнить слова Екклезиаста о том, что «в многой мудрости много печали». Много печали встретит в жизни Чацкий, провозглашающий законы, которые никто не готов принять.
    Александр Андреевич Чацкий – герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои. Смысл его жизни – борьба. За что и против чего?
    Легче ответить на вопрос, против чего борется Чацкий. Прежде всего, против потребительского взгляда на жизнь, на государственную службу. Его горячее «служить бы рад, прислуживаться тошно» объясняет, почему он не служит, не стремится к чинам. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», – объясняет он Молчалину. Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.
    Чацкий направляет свои обличительные речи против крепостного права. Объектом его критики становятся хозяин крепостного театра, продавший поодиночке своих актеров, «Амуров и Зефиров», а также «тот Нестор негодяев знатных», который выменял «борзые три собаки» на преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.
    Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что
    «нынче так же, как издревле,
    Хлопочут набирать учителей полки
    Числом поболее, ценою подешевле».
    С возмущением вспоминает он родственника Софьи,
    В ученый комитет который поселился
    И с криком требовал присяг,
    Чтоб грамоте никто не знал и не учился.
    Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.
    Александр Андреевич Чацкий – горячий патриот, его оскорбляет пренебрежение русскими обычаями, традициями, идеалами. Его до глубины души возмутила «незначащая встреча» с французиком из Бордо, чувствующим себя в России «маленьким царьком», принимаемым светскими барышнями как посланца высшей культуры.
    Как с ранних пор привыкли верить мы,
    Что нам без немцев нет спасенья! —
    горько восклицает он. В азарте Чацкий нападает даже на «чужевластье мод»: на покрой фраков, прически… «Как платья, волосы, так и умы коротки!» – возмущается герой.
    Чацкий выступает за чистоту родного языка. В стране, где «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским», он призывает к уважению к русскому языку, заботится о том,
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя б по языку нас не считал за немцев,
    Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
    Пустого, рабского, слепого подражанья.
    Александр Андреевич Чацкий выступает против унижения человеческого достоинства, считая, что прошли времена, когда чинов и богатства можно было добиться, «отважно жертвуя затылком»:
    Свежо предание, а верится с трудом,
    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!..
    …Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
    Хочется верить, что давно минул «век покорности и страха», но Чацкий понимает: «Дома новы, но предрассудки стары», их не истребить.
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы? —
    риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам – старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей. Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.
    Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром. У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова…

  13. План
    I. Смысл названия пьесы.
    П. Чацкий – борец за новые, прогрессивные идеалы.
    Необходимость служить «делу, а не лицам».
    Протест против крепостного права.
    Взгляды Чацкого на воспитание.
    Патриотизм, уважение к родному языку и национальным традициям.
    Протест против унижения человеческого достоинства. III. Слово – орудие Чацкого.
    Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой. А. С. Грибоедов
    Современники называли пьесу «Горе от ума» «светским Евангелием». Несерьезно, иронично, на первый взгляд, звучащее название имеет высокий смысл, заставляет вспомнить слова Екклезиаста о том, что «в многой мудрости много печали». Много печали встретит в жизни Чацкий, провозглашающий законы, которые никто не готов принять.
    204
    Александр Андреевич Чацкий – герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои. Смысл его жизни – борьба. За что и против чего?
    Легче ответить на вопрос, против чего борется Чацкий. Прежде всего, против потребительского взгляда на жизнь, на государственную службу. Его горячее «служить бы рад, прислуживаться тошно» объясняет, почему он не служит, не стремится к чинам. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», – объясняет он Молчалину. Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.
    Чацкий направляет свои обличительные речи против крепостного права. Объектом его критики становятся хозяин крепостного театра, продавший поодиночке своих актеров, «Амуров и Зефиров», а также «тот Нестор негодяев знатных», который выменял «борзые три собаки» на преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.
    Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что «нынче так же, как издревле,
    Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле».
    С возмущением вспоминает он родственника Софьи,
    В ученый комитет который поселился
    И с криком требовал присяг,
    Чтоб грамоте никто не знал и не учился.
    Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.
    Александр Андреевич Чацкий – горячий патриот, его оскорбляет пренебрежение русскими обычаями, традициями, идеалами. Его до глубины души возмутила «незначащая встреча» с французиком из Бордо, чувствующим себя в России «маленьким царьком», принимаемым светскими барышнями как посланца высшей культуры.
    Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! —
    горько восклицает он. В азарте Чацкий нападает даже на «чужевластье мод»: на покрой фраков, прически. «Как платья, волосы, так и умы коротки!» – возмущается герой.
    Чацкий выступает за чистоту родного языка. В стране, где «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским», он призывает к уважению к русскому языку, заботится о том,
    Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя б по языку нас не считал за немцев, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья.
    205
    Александр Андреевич Чацкий выступает против унижения человеческого достоинства, считая, что прошли времена, когда чинов и богатства можно было добиться, «отважно жертвуя затылком»:
    Свежо предание, а верится с трудом,
    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!..
    … Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
    Хочется верить, что давно минул «век покорности и страха», но Чацкий понимает: «Дома новы, но предрассудки стары», их не истребить.
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы? —
    риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам – старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей. Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.
    Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром. У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *