Сочинение на тему зачем читать художественную литературу
5 вариантов
Книги не даром называют хранилищами мудрости, кладовыми знаний всего человечества. Люди должны помнить, что авторам было чрезвычайно трудно получить знания, которыми мы можем легко пользоваться. Каждый человек должен понимать чего стоило автору написать произведение.
Все должны уважать книги и относится к ним серьезно.
Чтение это всегда хорошо, так что надо приобщаться к литературе. Литература чрезвычайно разнообразна, она отражает воззрения людей разных эпох, мировоззрений, мест. Каждый найдет произведения себе по вкусу.
Не
всякая литература может менять личность. Время – один из самых надежных фильтров, самое авторитетное испытание для любой мысли, любого произведения. Поэтому художественная литература, проверенная веками, пользуется таким уважением и именно ее читают в школе.
Художественная литература – это, прежде всего нравственные ценности, передаваемые от поколения к поколению. Эти ценности вечны и художественная литература является очень важно частью воспитания, развития личности, духовного мира любого человека. Ведь от преемственности поколений зависит сохранность этноса, а как следствие и независимость целой
страны, где народ является государствообразующим. Множество принципов и устоев мы получаем из художественной литературы, где в народная и имеющая авторство мудрость получают контекст.
Тем самым мудрые мысли раскрываются глубже, получают тут же литературные иллюстрации. Даже совесть, которая у каждого своя, индивидуальная может меняться под влиянием высоконравственных литературных произведений. Но это не значит, что литература на всех влияет одинаково.
Каждый человек по-разному понимает и оценивает произведения, у каждого свое мнения о персонажах, событиях и конфликтах произведения.
Многие произведения носят глубокий философский характер и его можно воспринимать каждый раз по-разному. В детстве это сильные, порой непонятные размышления о самой сущности человека. В юношестве взгляд на произведения меняется.
Это самый сложный период, период поиска, неопределенности, формирования личности человека. Любое произведение производит сильное впечатление, меняет мировоззрение. Взрослый человек так же по-другому воспринимает художественную литературу. Ранее сложные образы и размышления автора, поступки взрослых героев становятся понятным, близкими.
Даже взрослый человек, являясь сложившейся личностью может меняться под влиянием литературы. Литература в любом возрасте влияет на человека, каждый раз по-новому, но всегда положительно.
Тем более художественная литература – это наша история. С помощью произведений мы узнаем подлинное общество тех времен, о которых рассказывает автор, человеческие отношения, мораль и совесть людей того времени. Надо относиться к художественной литературе серьезно и извлекать из каждого произведения урок. Ведь опыт персонажей может пригодиться нам и в нашей жизни. Недаром образы персонажей художественной литературы становятся нарицательными.
Митрофанушка Фонвизина – бездельник и разгильдяй, образ “маленького” человека, Дон Жуан – образ повесы и нарушителя моральных норм, Ромео и Джульетта – вечная история любви и множество других образов. Становятся вечными не только образы, но и конфликты: конфликт “отцов и детей”, конфликт поколений и другие.
В эпоху Интернета и портативных гаджетов книги не являются популярным и востребованным источником поиска информации и новых знаний. Хотя я думаю, что совершенно напрасно люди перестали уделять внимание чтению литературы.
Ведь книга – это не только интересно, но и весело и очень увлекательно. Когда открываешь первые страницы произведения, то с головой погружаешься в невероятные приключения и путешествуешь по разным странам и даже эпохам. Да, можно читать и электронные книги, но это совершенно не то. Вот, представьте, вам подарили на день рожденье красочную и занимательную книгу, открыв которую попадаешь как будто в другую реальность, сопереживаешь героями, радуешься их успехам и смеешься вместе с ними. И ты начинаешь читать страницу за страницей, порою, что называется взахлеб, так как стремишься узнать, что же произойдет дальше, какие происшествия или неприятности ожидают персонажей.
Благодаря книгам человек саморазвивается, обогащается его словарный запас, речь совершенствуется. Книги – как учителя, которые учат, как строить предложения, как правильно расставлять знаки препинания, они молчаливо наблюдают, как мы, листая страницы, познаем что-то новое, узнаем жизненные истины. Книги помогают нам фантазировать, включать воображение. Например, прочитав произведение до конца, можно согласиться с автором, а можно придумать, как бы ты придумал концовку, поменял что-то кардинально или нет. Ведь это так захватывающе! А еще книга – лучший друг, она утешит, рассмешит, даст совет, поделиться опытом. Книжка не обидит и не предаст, с ней так весело и занимательно проводить досуг.
К сожалению, люди не так часто читают, как столетие назад. Ни к чему хорошему не приведет такое поведение. Без книг человек постепенно деградирует. С малообразованными людьми не о чем поговорить, они не могут думать обширно, четко и ясно излагать мысли. С ними неинтересно, что может рассказать, человек, который за всю свою жизнь не прочитал и десятка книг? Да ничего! Поэтому, задумайтесь, что для вас лучше. Я выбираю книги! Мне нравится художественная литература. Я в восторге от приключений, например, очень люблю Майна Рида, его «Белый вождь» или Фенимора Купера «Зверобой».
выйти в сеть. Это ужасно важно во времена, когда мы ищем работу, рассылаем резюме, оформляем пенсию в интернете. Библиотекари могут помочь этим людям ориентироваться в мире.
Библиотеки — это ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему свету мы видим, как местные власти рассматривают закрытие библиотек как легкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обкрадывают будущее, чтобы заплатить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты.
Книги — это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.
Необходимо поддерживать библиотеки. Использовать библиотеки, поощрять других пользоваться ими, протестовать против их закрытия. Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость.
Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.
Мы должны читать вслух нашим
детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.
Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и каких применять, общаться
понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить
язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.
Писатели — особенно детские писатели — имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина — это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие.
В конце концов, литература — это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу.
Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой, — это история, от которой они не могут оторваться.
Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость,
которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире.
Зачем нужны книги, и почему я не читаю художественную литературу.
Безусловно необходимо читать, и читать много. Зачем?
Во первых, увеличивается словарный запас. Кто много читает, тот умеет говорить. Это факт. Начитанным стать не сложно, тем более в условиях современной информационний среды.
Большинство людей читают мало или не читают вообще, поэтому осилив с десяток книг Вы становитесь на порядок выше своих сверстников или друзей, если таковы еще останутся после прочтения этих самых книг.
Сегодня подавляющее большинство человечества состоит из людей – визуалов, людей, не способных к восприятию иных источников информации помимо кинематографии, телешоу, и разного рода тематических публикаций с мемчиками и скуднословными шаблонными вбросами. Подобные источники “информации” радикально сужают диапазоны деятельности мозга, и убивают способность анализировать. Вот почему люди привыкли к тому, что неумение конструктивно излагать свои мысли это норма.
Во вторых, Вам станет интереснее наедине с самим собой, Вы избавитесь от зависимости постоянного пребывания в сумбурных “impersonal” компаниях и перестанете нуждаться в чужих советах и мнениях, так как сформируете и отточите собственные.
Но есть один важный момент. Все упирается в то, какие именно книги Вы будете читать. Не скажу что я исключительно против художественной литературы, но перечитывая истории чужих жизней Вы не сможете ни поумнеть ни получить какой либо опыт, она не сделает Вас лучше.
Беллетристика не поможет Вам принять какое либо решение, или поддержать разговор. Не думаю, что Вашему собеседнику будет интересно услышать в кого была влюблена Наташа Ростова и чем закончилась история Розмэри и Дика Дайвера.
Вот почему я ставлю художественную литературу как продукт потребления на ряду с такими развлечениями как музыка и кинематограф.
Куда более практично владеть фактами или познаниями полезными в первую очередь для Вас, а так же способными по настоящему удивить, заинтересовать собеседника.
Поэтому не стоит бояться приставок “научная” или “прикладная”, эта литература специфическая и имеет свою «избранную» аудиторию.
ОтветитьУдалить
И, может быть, стоит задуматься об изменении школьной программы? От редакции: пожалуй, ни одна школьная дисциплина не вызывает столько споров, как литература. Начало нового учебного года – хороший повод в очередной раз поразмышлять о том, какие произведения стоит включить в школьную программу, а какие, возможно, отложить до поры до времени на полку. Наш новый автор tatiana_new по-своему отвечает на эти извечные вопросы.
«Зачем ты читаешь художественную литературу, если не можешь выразить свои мысли словами? – спросил меня один знакомый после того, как я не смогла объяснить, почему же все-таки надо ее читать, а только хлопала глазами. – Вот я, к примеру, знаю, для чего стены метрополитена делают из… – Я так и не запомнила, из чего. – А какая польза от твоего Достоевского или Толстого?»
Я ушла в себя на несколько дней. Ведь ответ так очевиден. Но как мне было обидно и стыдно, что я не смогла продолжить дискуссию и выдать собеседнику всё, что думаю по этому поводу.
В школе я не могла читать. То немногое, что я все-таки читала, пролетало по какому-то сквозному каналу – я ничего не понимала. Я могла думать о чем угодно, мысли убегали куда-то далеко, но сосредоточиться на сюжете было выше моих сил. Домашнее задание написать сочинение вызывало во мне панику. К счастью, мама покупала кучу вспомогательных книг, в том числе с кратким содержанием и примерами сочинений. Я обкладывалась ими и брала из каждой по кусочку, пытаясь переформулировать их, чтобы получилось «своими словами». За сочинения я всегда получала 5/5 или 4/5. К великой моей радости, на выпускном экзамене по русскому языку можно было писать изложение. Уже позже, в университете, когда читать художественную литературу никто не заставлял, так как училась я на факультете экономики, я постепенно перешла от иностранных авторов к русской классике.
На протяжении нескольких лет моей любимой книжкой был роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи», который я перечитывала по 2–3 раза в год. Я восхищалась тем мальчиком, его отношением к миру. Я жалела, что эта книжка не попала ко мне в руки раньше. Может быть, тогда я не чувствовала бы себя такой одинокой в 14–18 лет.
«Война и мир» перевернула мое восприятие литературы. Ведь в этой книге лучше других показано несовершенство человека; то, что он неидеален и не бывает идеальных людей. Перечитав некоторые произведения школьной программы, мне захотелось написать сочинения по каждому из них, так как все они вызывали во мне столько переживаний, столько появлялось ответов и возникало новых вопросов! Мне хотелось обсуждать их с друзьями, узнавать разные точки зрения, спорить.
Но начав перечитывать школьную литературу, я также задалась вопросом: зачем «Войну и мир», «Братьев Карамазовых» заставляют читать 14–16-летних подростков? Они, пропуская самые интересные сцены войны у Толстого и читая семейную драму Карамазовых в кратком изложении, в котором, конечно же, нет тех философских смыслов, ради которых всё было написано, начинают ненавидеть великих русских классиков. И одновременно: почему не включают в программу «Над пропастью во ржи», «Маленького принца», «451 градус по Фаренгейту», «Великого Гетсби», «1984», «Скотный двор»? Пусть современный школьник удивится богатому внутреннему миру своего ровесника – Холдена Колфилда – и пусть с радостью отметит, что не у него одного возникают забавные вопросы к окружающей действительности; пусть поймет, что других ребят волнуют те же проблемы и несправедливость. «А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца – так сразу подумаешь: хорошо бы, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочешь».
Я задумалась: может быть, это только я не воспринимала «чтиво» в школьные годы? Но, побеседовав с друзьями, пришла к выводу, что мозгов не хватало почти всем. Лишь единицы смогли понять и оценить романы-эпопеи.
«Ты не понимаешь: в этих книгах описываются разные характеры людей, как эти люди поступают в тех или иных ситуациях», – промямлила я. На что быстро получила ответ: «Сидя в баре и наблюдая, я так же понимаю, что каждый из себя представляет». Завидное мастерство. Теперь я знаю, почему мой приятель приходит на танцевальную латино-вечеринку и весь вечер сидит за столиком: наблюдает и анализирует. Да, полезно читать про устройство метрополитена, самолетов, политику, как меняется климат на земле, как делать ремонт в доме. Ну а как же духовное развитие? Как научиться думать?
tatiana_new
Фото с сайта Radiolemma.ru
Книги не даром называют хранилищами мудрости, кладовыми знаний всего человечества. Люди должны помнить, что авторам было чрезвычайно трудно получить знания, которыми мы можем легко пользоваться. Каждый человек должен понимать чего стоило автору написать произведение.
Все должны уважать книги и относится к ним серьезно.
Чтение это всегда хорошо, так что надо приобщаться к литературе. Литература чрезвычайно разнообразна, она отражает воззрения людей разных эпох, мировоззрений, мест. Каждый найдет произведения себе по вкусу.
Не
всякая литература может менять личность. Время – один из самых надежных фильтров, самое авторитетное испытание для любой мысли, любого произведения. Поэтому художественная литература, проверенная веками, пользуется таким уважением и именно ее читают в школе.
Художественная литература – это, прежде всего нравственные ценности, передаваемые от поколения к поколению. Эти ценности вечны и художественная литература является очень важно частью воспитания, развития личности, духовного мира любого человека. Ведь от преемственности поколений зависит сохранность этноса, а как следствие и независимость целой
страны, где народ является государствообразующим. Множество принципов и устоев мы получаем из художественной литературы, где в народная и имеющая авторство мудрость получают контекст.
Тем самым мудрые мысли раскрываются глубже, получают тут же литературные иллюстрации. Даже совесть, которая у каждого своя, индивидуальная может меняться под влиянием высоконравственных литературных произведений. Но это не значит, что литература на всех влияет одинаково.
Каждый человек по-разному понимает и оценивает произведения, у каждого свое мнения о персонажах, событиях и конфликтах произведения.
Многие произведения носят глубокий философский характер и его можно воспринимать каждый раз по-разному. В детстве это сильные, порой непонятные размышления о самой сущности человека. В юношестве взгляд на произведения меняется.
Это самый сложный период, период поиска, неопределенности, формирования личности человека. Любое произведение производит сильное впечатление, меняет мировоззрение. Взрослый человек так же по-другому воспринимает художественную литературу. Ранее сложные образы и размышления автора, поступки взрослых героев становятся понятным, близкими.
Даже взрослый человек, являясь сложившейся личностью может меняться под влиянием литературы. Литература в любом возрасте влияет на человека, каждый раз по-новому, но всегда положительно.
Тем более художественная литература – это наша история. С помощью произведений мы узнаем подлинное общество тех времен, о которых рассказывает автор, человеческие отношения, мораль и совесть людей того времени. Надо относиться к художественной литературе серьезно и извлекать из каждого произведения урок. Ведь опыт персонажей может пригодиться нам и в нашей жизни. Недаром образы персонажей художественной литературы становятся нарицательными.
Митрофанушка Фонвизина – бездельник и разгильдяй, образ “маленького” человека, Дон Жуан – образ повесы и нарушителя моральных норм, Ромео и Джульетта – вечная история любви и множество других образов. Становятся вечными не только образы, но и конфликты: конфликт “отцов и детей”, конфликт поколений и другие.
В эпоху Интернета и портативных гаджетов книги не являются популярным и востребованным источником поиска информации и новых знаний. Хотя я думаю, что совершенно напрасно люди перестали уделять внимание чтению литературы.
Ведь книга – это не только интересно, но и весело и очень увлекательно. Когда открываешь первые страницы произведения, то с головой погружаешься в невероятные приключения и путешествуешь по разным странам и даже эпохам. Да, можно читать и электронные книги, но это совершенно не то. Вот, представьте, вам подарили на день рожденье красочную и занимательную книгу, открыв которую попадаешь как будто в другую реальность, сопереживаешь героями, радуешься их успехам и смеешься вместе с ними. И ты начинаешь читать страницу за страницей, порою, что называется взахлеб, так как стремишься узнать, что же произойдет дальше, какие происшествия или неприятности ожидают персонажей.
Благодаря книгам человек саморазвивается, обогащается его словарный запас, речь совершенствуется. Книги – как учителя, которые учат, как строить предложения, как правильно расставлять знаки препинания, они молчаливо наблюдают, как мы, листая страницы, познаем что-то новое, узнаем жизненные истины. Книги помогают нам фантазировать, включать воображение. Например, прочитав произведение до конца, можно согласиться с автором, а можно придумать, как бы ты придумал концовку, поменял что-то кардинально или нет. Ведь это так захватывающе! А еще книга – лучший друг, она утешит, рассмешит, даст совет, поделиться опытом. Книжка не обидит и не предаст, с ней так весело и занимательно проводить досуг.
К сожалению, люди не так часто читают, как столетие назад. Ни к чему хорошему не приведет такое поведение. Без книг человек постепенно деградирует. С малообразованными людьми не о чем поговорить, они не могут думать обширно, четко и ясно излагать мысли. С ними неинтересно, что может рассказать, человек, который за всю свою жизнь не прочитал и десятка книг? Да ничего! Поэтому, задумайтесь, что для вас лучше. Я выбираю книги! Мне нравится художественная литература. Я в восторге от приключений, например, очень люблю Майна Рида, его «Белый вождь» или Фенимора Купера «Зверобой».
выйти в сеть. Это ужасно важно во времена, когда мы ищем работу, рассылаем резюме, оформляем пенсию в интернете. Библиотекари могут помочь этим людям ориентироваться в мире.
Библиотеки — это ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему свету мы видим, как местные власти рассматривают закрытие библиотек как легкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обкрадывают будущее, чтобы заплатить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты.
Книги — это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.
Необходимо поддерживать библиотеки. Использовать библиотеки, поощрять других пользоваться ими, протестовать против их закрытия. Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость.
Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.
Мы должны читать вслух нашим
детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.
Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и каких применять, общаться
понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить
язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.
Писатели — особенно детские писатели — имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина — это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие.
В конце концов, литература — это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу.
Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой, — это история, от которой они не могут оторваться.
Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость,
которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире.
Зачем нужны книги, и почему я не читаю художественную литературу.
Безусловно необходимо читать, и читать много. Зачем?
Во первых, увеличивается словарный запас. Кто много читает, тот умеет говорить. Это факт. Начитанным стать не сложно, тем более в условиях современной информационний среды.
Большинство людей читают мало или не читают вообще, поэтому осилив с десяток книг Вы становитесь на порядок выше своих сверстников или друзей, если таковы еще останутся после прочтения этих самых книг.
Сегодня подавляющее большинство человечества состоит из людей – визуалов, людей, не способных к восприятию иных источников информации помимо кинематографии, телешоу, и разного рода тематических публикаций с мемчиками и скуднословными шаблонными вбросами. Подобные источники “информации” радикально сужают диапазоны деятельности мозга, и убивают способность анализировать. Вот почему люди привыкли к тому, что неумение конструктивно излагать свои мысли это норма.
Во вторых, Вам станет интереснее наедине с самим собой, Вы избавитесь от зависимости постоянного пребывания в сумбурных “impersonal” компаниях и перестанете нуждаться в чужих советах и мнениях, так как сформируете и отточите собственные.
Но есть один важный момент. Все упирается в то, какие именно книги Вы будете читать. Не скажу что я исключительно против художественной литературы, но перечитывая истории чужих жизней Вы не сможете ни поумнеть ни получить какой либо опыт, она не сделает Вас лучше.
Беллетристика не поможет Вам принять какое либо решение, или поддержать разговор. Не думаю, что Вашему собеседнику будет интересно услышать в кого была влюблена Наташа Ростова и чем закончилась история Розмэри и Дика Дайвера.
Вот почему я ставлю художественную литературу как продукт потребления на ряду с такими развлечениями как музыка и кинематограф.
Куда более практично владеть фактами или познаниями полезными в первую очередь для Вас, а так же способными по настоящему удивить, заинтересовать собеседника.
Поэтому не стоит бояться приставок “научная” или “прикладная”, эта литература специфическая и имеет свою «избранную» аудиторию.
ОтветитьУдалить
И, может быть, стоит задуматься об изменении школьной программы?
От редакции: пожалуй, ни одна школьная дисциплина не вызывает столько споров, как литература. Начало нового учебного года – хороший повод в очередной раз поразмышлять о том, какие произведения стоит включить в школьную программу, а какие, возможно, отложить до поры до времени на полку. Наш новый автор tatiana_new по-своему отвечает на эти извечные вопросы.
«Зачем ты читаешь художественную литературу, если не можешь выразить свои мысли словами? – спросил меня один знакомый после того, как я не смогла объяснить, почему же все-таки надо ее читать, а только хлопала глазами. – Вот я, к примеру, знаю, для чего стены метрополитена делают из… – Я так и не запомнила, из чего. – А какая польза от твоего Достоевского или Толстого?»
Я ушла в себя на несколько дней. Ведь ответ так очевиден. Но как мне было обидно и стыдно, что я не смогла продолжить дискуссию и выдать собеседнику всё, что думаю по этому поводу.
В школе я не могла читать. То немногое, что я все-таки читала, пролетало по какому-то сквозному каналу – я ничего не понимала. Я могла думать о чем угодно, мысли убегали куда-то далеко, но сосредоточиться на сюжете было выше моих сил. Домашнее задание написать сочинение вызывало во мне панику. К счастью, мама покупала кучу вспомогательных книг, в том числе с кратким содержанием и примерами сочинений. Я обкладывалась ими и брала из каждой по кусочку, пытаясь переформулировать их, чтобы получилось «своими словами». За сочинения я всегда получала 5/5 или 4/5. К великой моей радости, на выпускном экзамене по русскому языку можно было писать изложение. Уже позже, в университете, когда читать художественную литературу никто не заставлял, так как училась я на факультете экономики, я постепенно перешла от иностранных авторов к русской классике.
На протяжении нескольких лет моей любимой книжкой был роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи», который я перечитывала по 2–3 раза в год. Я восхищалась тем мальчиком, его отношением к миру. Я жалела, что эта книжка не попала ко мне в руки раньше. Может быть, тогда я не чувствовала бы себя такой одинокой в 14–18 лет.
«Война и мир» перевернула мое восприятие литературы. Ведь в этой книге лучше других показано несовершенство человека; то, что он неидеален и не бывает идеальных людей. Перечитав некоторые произведения школьной программы, мне захотелось написать сочинения по каждому из них, так как все они вызывали во мне столько переживаний, столько появлялось ответов и возникало новых вопросов! Мне хотелось обсуждать их с друзьями, узнавать разные точки зрения, спорить.
Но начав перечитывать школьную литературу, я также задалась вопросом: зачем «Войну и мир», «Братьев Карамазовых» заставляют читать 14–16-летних подростков? Они, пропуская самые интересные сцены войны у Толстого и читая семейную драму Карамазовых в кратком изложении, в котором, конечно же, нет тех философских смыслов, ради которых всё было написано, начинают ненавидеть великих русских классиков. И одновременно: почему не включают в программу «Над пропастью во ржи», «Маленького принца», «451 градус по Фаренгейту», «Великого Гетсби», «1984», «Скотный двор»? Пусть современный школьник удивится богатому внутреннему миру своего ровесника – Холдена Колфилда – и пусть с радостью отметит, что не у него одного возникают забавные вопросы к окружающей действительности; пусть поймет, что других ребят волнуют те же проблемы и несправедливость. «А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца – так сразу подумаешь: хорошо бы, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочешь».
Я задумалась: может быть, это только я не воспринимала «чтиво» в школьные годы? Но, побеседовав с друзьями, пришла к выводу, что мозгов не хватало почти всем. Лишь единицы смогли понять и оценить романы-эпопеи.
«Ты не понимаешь: в этих книгах описываются разные характеры людей, как эти люди поступают в тех или иных ситуациях», – промямлила я. На что быстро получила ответ: «Сидя в баре и наблюдая, я так же понимаю, что каждый из себя представляет». Завидное мастерство. Теперь я знаю, почему мой приятель приходит на танцевальную латино-вечеринку и весь вечер сидит за столиком: наблюдает и анализирует. Да, полезно читать про устройство метрополитена, самолетов, политику, как меняется климат на земле, как делать ремонт в доме. Ну а как же духовное развитие? Как научиться думать?
tatiana_new
Фото с сайта Radiolemma.ru