Сочинение на тему захар второй обломов

15 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: тётя ВКонтакте

    Роман И. А. Гончарова «Обломов” — «роман-монография». Создавая ее, автор имел целью написать историю жизни одного человека — Ильи Ильича Обломова. Писатель на протяжении всего романа показывает духовный путь своего героя. Взращенный Обломовкой, тот привык к лени и «ничегонеделанию». С детства окруженный слугами, Илья Ильич не может самостоятельно даже вытереть нос.
    «Главным» слугой Обломова является Захар — мажордом, лакей, нянька и все остальное в одном лице. Обломов помнит Захара «молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем». Но это было очень давно. Сейчас его облик совсем иной: «В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Захар неряшлив, неаккуратен, нерасторопен, ленив так же, как и его хозяин, если не больше.
    Это человек двух эпох. От одной из них ему досталась безграничная преданность дому Обломовых, а от другой, более поздней, — «утонченность и развращение нравов».
    Автор подчеркивает, что Захар умер бы за своего барина, считая это долгом, без малейших раздумий. Но если бы Обломов заболел, а его попросили бы провести ночь у постели больного, то Захар бы непременно уснул. Мы узнаем, что этот герой любит выпить и позлословить о своем барине, таскает у него пятаки и гривны, разбивает все, что бьется, и безбожно ленится. Но все же всегда выясняется, что это глубоко преданный своему барину слуга.
    Вообще, образ слуги в литературе — это отдельная тема, которая разрабатывалась в произведениях многих писателей. В «Обломове» подчеркивается, что слуга и барин во многом сходны. Штольц, например, замечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в самом Обломове.
    Все, что есть в характере Захара, корнями своими уходит в Обломовку, над которой царит вечный сон: «Захар любил Обломовку как кошка свой чердак, лошадь — стойло, собака — конуру, в которой родилась и выросла».
    Своей преданностью Захар пагубно влияет на характер главного героя. Зачем человек будет трудиться и делать что-либо вообще, если у него есть «триста Захаров», которые со всем этим прекрасно справятся? И сам Захар вполне согласен с подобной точкой зрения. Он считает, что барин абсолютно прав, когда сердится за то, что слуга сравнивает его «с другими»: «Я «другой»! Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать — есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу!
    Вот такова жизненная философия Обломова. Но Захар не видит в этом ничего возмутительного или задевающего его достоинство. Напротив, он горячо поддерживает хозяина, считая, что настоящий барин должен быть именно таким.
    Автор неспроста берется за разработку образа Захара. Велика его роль в раскрытии особенностей характера Обломова. Захар — олицетворение всех крестьян Обломовки. На примере его взаимоотношений с барином показаны отношения господ со своими слугами вообще.
    Прошло то время, когда крестьяне за своего хозяина бросились бы в драку, а те, в свою очередь, были благодетелями для своих слуг. Теперь слуги, в частности, Захар, осмеливаются перечить своим господам, а то и попросту пренебрегать их пожеланиями.
    Но, несмотря на мелкое недовольство как со стороны Обломова, так и со стороны Захара, живут они душа в душу. Никто не знает Илью Ильича лучше, чем Захар. Если следовать утверждению «каков слуга, таков и хозяин», мы получим неприглядный, но вполне правдивый портрет души Обломова. Он попрекает Захара, что грязно, что все время что-то пропадает, но слуга знает, что это все — лишь пустые разговоры, которые на самом деле ни к чему не приведут. Как и Обломов, Захар большую часть времени лежит, а нет — так болтает с дворней. Он отражает, пусть более утрированно, все основные черты характера своего хозяина.
    Как уже было сказано выше, образ слуги в романе не случаен. Они одинаковы — и хозяин, и слуга. Но на первого еще оказывают положительное влияние Штольц и Ольга Ильинская, а второй — самобытный характер, не призванный измениться в каком бы то ни было случае.

  2. Роман И. А. Гончарова «Обломов»- «роман-монография». Создавая ее, автор имел целью написать историю жизни одного человека – Ильи Ильича Обломова. Писатель на протяжении всего романа показывает духовный путь своего героя. Взращенный Обломовкой, тот привык к лени и «ничегонеделанию». С детства окруженный слугами, Илья Ильич не может самостоятельно даже вытереть нос.
    «Главным» слугой Обломова является Захар – мажордом, лакей, нянька и все остальное в одном лице. Обломов помнит Захара «молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем». Но это было очень давно. Сейчас его облик совсем иной: «В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Захар неряшлив, неаккуратен, нерасторопен, ленив так же, как и его хозяин, если не больше.
    Это человек двух эпох. От одной из них ему досталась безграничная преданность дому Обломовых, а от другой, более поздней, – «утонченность и развращение нравов».
    Автор подчеркивает, что Захар умер бы за своего барина, считая это долгом, без малейших раздумий. Но если бы Обломов заболел, а его попросили бы провести ночь у постели больного, то Захар бы непременно уснул. Мы узнаем, что этот герой любит выпить и позлословить о своем барине, таскает у него пятаки и гривны, разбивает все, что бьется, и безбожно ленится. Но все же всегда выясняется, что это глубоко преданный своему барину слуга.
    Вообще, образ слуги в литературе – это отдельная тема, которая разрабатывалась в произведениях многих писателей. В «Обломове» подчеркивается, что слуга и барин во многом сходны. Штольц, например, замечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в самом Обломове.
    Все, что есть в характере Захара, корнями своими уходит в Обломовку, над которой царит вечный сон: «Захар любил Обломовку как кошка свой чердак, лошадь – стойло, собака – конуру, в которой родилась и выросла».
    Своей преданностью Захар пагубно влияет на характер главного героя. Зачем человек будет трудиться и делать что-либо вообще, если у него есть «триста Захаров», которые со всем этим прекрасно справятся? И сам Захар вполне согласен с подобной точкой зрения. Он считает, что барин абсолютно прав, когда сердится за то, что слуга сравнивает его «с другими»: «Я «другой»! Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать – есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу!
    Вот такова жизненная философия Обломова. Но Захар не видит в этом ничего возмутительного или задевающего его достоинство. Напротив, он горячо поддерживает хозяина, считая, что настоящий барин должен быть именно таким.
    Автор неспроста берется за разработку образа Захара. Велика его роль в раскрытии особенностей характера Обломова. Захар – олицетворение всех крестьян Обломовки. На примере его взаимоотношений с барином показаны отношения господ со своими слугами вообще.
    Прошло то время, когда крестьяне за своего хозяина бросились бы в драку, а те, в свою очередь, были благодетелями для своих слуг. Теперь слуги, в частности, Захар, осмеливаются перечить своим господам, а то и попросту пренебрегать их пожеланиями.
    Но, несмотря на мелкое недовольство как со стороны Обломова, так и со стороны Захара, живут они душа в душу. Никто не знает Илью Ильича лучше, чем Захар. Если следовать утверждению “каков слуга, таков и хозяин”, мы получим неприглядный, но вполне правдивый портрет души Обломова. Он попрекает Захара, что грязно, что все время что-то пропадает, но слуга знает, что это все – лишь пустые разговоры, которые на самом деле ни к чему не приведут. Как и Обломов, Захар большую часть времени лежит, а нет – так болтает с дворней. Он отражает, пусть более утрированно, все основные черты характера своего хозяина.
    Как уже было сказано выше, образ слуги в романе не случаен. Они одинаковы – и хозяин, и слуга. Но на первого еще оказывают положительное влияние Штольц и Ольга Ильинская, а второй – самобытный характер, не призванный измениться в каком бы то ни было случае.

  3. В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
    Илья Ильич Обломов — человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам… Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка — всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий. Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные крошки.
    Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком. Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи — и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды. Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара — нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.
    Захар и Илья Ильич Обломов — порождения “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.

  4. Роман И. А. Гончарова «Обломов»- «роман-монография». Создавая ее, автор имел целью написать историю жизни одного человека – Ильи Ильича Обломова. Писатель на протяжении всего романа показывает духовный путь своего героя. Взращенный Обломовкой, тот привык к лени и «ничегонеделанию». С детства окруженный слугами, Илья Ильич не может самостоятельно даже вытереть нос.
    «Главным» слугой Обломова является Захар – мажордом, лакей, нянька и все остальное в одном лице. Обломов помнит Захара «молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем». Но это было очень давно. Сейчас его облик совсем иной: «В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Захар неряшлив, неаккуратен, нерасторопен, ленив так же, как и его хозяин, если не больше.
    Это человек двух эпох. От одной из них ему досталась безграничная преданность дому Обломовых, а от другой, более поздней, – «утонченность и развращение нравов».
    Автор подчеркивает, что Захар умер бы за своего барина, считая это долгом, без малейших раздумий. Но если бы Обломов заболел, а его попросили бы провести ночь у постели больного, то Захар бы непременно уснул. Мы узнаем, что этот герой любит выпить и позлословить о своем барине, таскает у него пятаки и гривны, разбивает все, что бьется, и безбожно ленится. Но все же всегда выясняется, что это глубоко преданный своему барину слуга.
    Вообще, образ слуги в литературе – это отдельная тема, которая разрабатывалась в произведениях многих писателей. В «Обломове» подчеркивается, что слуга и барин во многом сходны. Штольц, например, замечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в самом Обломове.
    Все, что есть в характере Захара, корнями своими уходит в Обломовку, над которой царит вечный сон: «Захар любил Обломовку как кошка свой чердак, лошадь – стойло, собака – конуру, в которой родилась и выросла».
    Своей преданностью Захар пагубно влияет на характер главного героя. Зачем человек будет трудиться и делать что-либо вообще, если у него есть «триста Захаров», которые со всем этим прекрасно справятся? И сам Захар вполне согласен с подобной точкой зрения. Он считает, что барин абсолютно прав, когда сердится за то, что слуга сравнивает его «с другими»: «Я «другой»! Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать – есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу!
    Вот такова жизненная философия Обломова. Но Захар не видит в этом ничего возмутительного или задевающего его достоинство. Напротив, он горячо поддерживает хозяина, считая, что настоящий барин должен быть именно таким.
    Автор неспроста берется за разработку образа Захара. Велика его роль в раскрытии особенностей характера Обломова. Захар – олицетворение всех крестьян Обломовки. На примере его взаимоотношений с барином показаны отношения господ со своими слугами вообще.
    Прошло то время, когда крестьяне за своего хозяина бросились бы в драку, а те, в свою очередь, были благодетелями для своих слуг. Теперь слуги, в частности, Захар, осмеливаются перечить своим господам, а то и попросту пренебрегать их пожеланиями.
    Но, несмотря на мелкое недовольство как со стороны Обломова, так и со стороны Захара, живут они душа в душу. Никто не знает Илью Ильича лучше, чем Захар. Если следовать утверждению “каков слуга, таков и хозяин”, мы получим неприглядный, но вполне правдивый портрет души Обломова. Он попрекает Захара, что грязно, что все время что-то пропадает, но слуга знает, что это все – лишь пустые разговоры, которые на самом деле ни к чему не приведут. Как и Обломов, Захар большую часть времени лежит, а нет – так болтает с дворней. Он отражает, пусть более утрированно, все основные черты характера своего хозяина.
    Как уже было сказано выше, образ слуги в романе не случаен. Они одинаковы – и хозяин, и слуга. Но на первого еще оказывают положительное влияние Штольц и Ольга Ильинская, а второй – самобытный характер, не призванный измениться в каком бы то ни было случае.

  5. Роман И. А. Гончарова «Обломов»- «роман-монография». Создавая ее, автор имел целью написать историю жизни одного человека – Ильи Ильича Обломова. Писатель на протяжении всего романа показывает духовный путь своего героя. Взращенный Обломовкой, тот привык к лени и «ничегонеделанию». С детства окруженный слугами, Илья Ильич не может самостоятельно даже вытереть нос.
    «Главным» слугой Обломова является Захар – мажордом, лакей, нянька и все остальное в одном лице. Обломов помнит Захара «молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем». Но это было очень давно. Сейчас его облик совсем иной: «В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Захар неряшлив, неаккуратен, нерасторопен, ленив так же, как и его хозяин, если не больше.
    Это человек двух эпох. От одной из них ему досталась безграничная преданность дому Обломовых, а от другой, более поздней, – «утонченность и развращение нравов».
    Автор подчеркивает, что Захар умер бы за своего барина, считая это долгом, без малейших раздумий. Но если бы Обломов заболел, а его попросили бы провести ночь у постели больного, то Захар бы непременно уснул. Мы узнаем, что этот герой любит выпить и позлословить о своем барине, таскает у него пятаки и гривны, разбивает все, что бьется, и безбожно ленится. Но все же всегда выясняется, что это глубоко преданный своему барину слуга.
    Вообще, образ слуги в литературе – это отдельная тема, которая разрабатывалась в произведениях многих писателей. В «Обломове» подчеркивается, что слуга и барин во многом сходны. Штольц, например, замечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в самом Обломове.
    Все, что есть в характере Захара, корнями своими уходит в Обломовку, над которой царит вечный сон: «Захар любил Обломовку как кошка свой чердак, лошадь – стойло, собака – конуру, в которой родилась и выросла».
    Своей преданностью Захар пагубно влияет на характер главного героя. Зачем человек будет трудиться и делать что-либо вообще, если у него есть «триста Захаров», которые со всем этим прекрасно справятся? И сам Захар вполне согласен с подобной точкой зрения. Он считает, что барин абсолютно прав, когда сердится за то, что слуга сравнивает его «с другими»: «Я «другой»! Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать – есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу!
    Вот такова жизненная философия Обломова. Но Захар не видит в этом ничего возмутительного или задевающего его достоинство. Напротив, он горячо поддерживает хозяина, считая, что настоящий барин должен быть именно таким.
    Автор неспроста берется за разработку образа Захара. Велика его роль в раскрытии особенностей характера Обломова. Захар – олицетворение всех крестьян Обломовки. На примере его взаимоотношений с барином показаны отношения господ со своими слугами вообще.
    Прошло то время, когда крестьяне за своего хозяина бросились бы в драку, а те, в свою очередь, были благодетелями для своих слуг. Теперь слуги, в частности, Захар, осмеливаются перечить своим господам, а то и попросту пренебрегать их пожеланиями.
    Но, несмотря на мелкое недовольство как со стороны Обломова, так и со стороны Захара, живут они душа в душу. Никто не знает Илью Ильича лучше, чем Захар. Если следовать утверждению “каков слуга, таков и хозяин”, мы получим неприглядный, но вполне правдивый портрет души Обломова. Он попрекает Захара, что грязно, что все время что-то пропадает, но слуга знает, что это все – лишь пустые разговоры, которые на самом деле ни к чему не приведут. Как и Обломов, Захар большую часть времени лежит, а нет – так болтает с дворней. Он отражает, пусть более утрированно, все основные черты характера своего хозяина.
    Как уже было сказано выше, образ слуги в романе не случаен. Они одинаковы – и хозяин, и слуга. Но на первого еще оказывают положительное влияние Штольц и Ольга Ильинская, а второй – самобытный характер, не призванный измениться в каком бы то ни было случае. .

  6. Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов”
    В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
    Илья Ильич Обломов — человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам… Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”.
    Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка — всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий.
    Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные крошки.
    Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком.
    Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи — и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды.
    Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара — нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.
    Захар и Илья Ильич Обломов — порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.

  7. 7
    Текст добавил: Каждому своё

    “Обломов” — вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, — ленивый барин, не приспособленный к жизни, не имеющий целей и интересов.
    Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Образ Захара выполняет в романе важную идейно-композиционную роль. Слуга не только “отражает” худшее в Обломове, но и определенным образом влияет на процесс нравственного и физического угасания Ильи Ильича.
    Захар – крепостной Обломовых. Во время действия романа слуга – пожилой человек, которому за пятьдесят лет. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Леность дана Захару от природы. Он родился и вырос в благословенном уголке, где “все тихо и сонно”. Крестьяне в Обломовке жили счастливой жизнью, ибо думали: нельзя иначе как-нибудь пахать, сеять, жать, продавать. Они были уверены, “что и все другие живут точно так же и что иначе — грех”. Лакейская служба развила в Захаре леность, полученную от природы, до крайних пределов. В молодости он был “проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Когда Захар стал лакеем, его обязанностью стало провожать господ в церковь и гости. В остальное время слуга дремал в прихожей, сплетничал на кухне, целыми часами стоял у ворот. После того, как он был произведен в дядьки к маленькому Обломову, Захар стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.
    Захар очень неловок. Все из его рук падает, все в его руках ломается: “Иная вещь… стоит года три, четыре на месте – ничего; чуть он возьмет ее, смотришь — сломалось”. Обломов вообще ничего не делает, Захар, в принципе, тоже: он создает только видимость деятельности. Его неловкость – отражение той же неприспособленности к жизни, какая существует у Ильи Ильича.
    Одежда – важная деталь в образе Захара, так же, как и в образе Обломова. Одежда меняется, но не претерпевают изменений ее носители. В Обломовке Захар носит ливрею – форменную одежду лакеев, расшитую тесьмой. В Петербурге на Гороховой ливрею заменяет серый сюртук с медными пуговицами, в котором еще заметны атрибуты форменной одежды слуги, а в доме Пшеницыной Захар будет носить непонятного вида одежду. Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют костюмы Обломова: халат – сюртук – халат. Удобный халат – символ барства Обломова, это “цепи” для ума, души. Возвращение к халату – путь к деградации личности. У Захара предметы одежды тоже символичны. Ливрея свидетельствует о привязанности к хозяину, раскрывает его рабскую натуру. После смерти Обломова Захар носит шинель без одной полы. Он как будто потерял свою вторую половину – любимого барина, он как вещь, которая лишилась хозяина. Захар всегда желал быть чьей-то принадлежностью. Это обеспечивало ему кров и кусок хлеба. Таким образом, д етали одежды раскрывают паразитизм существования барина и его слуги.
    Главной деталью портрета Захара являются бакенбарды, необъятно широкие и густые, с проседью, “из которых каждой бы хватило на три бороды”. Они, как сюртук и ливрея, напоминают о былом величии господского дома. Захар дорожит своими бакенбардами, аристократическим украшением многих слуг, которых он видел в детстве.
    Захар женился в пятьдесят пять лет. Его избранницей стала Анисья, “живая, проворная баба”. Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: проворностью, легкостью, гибкостью. На фоне Анисьи ярче выделяется беспомощность Захара. Точно так Ольга Ильинская своей живостью оттеняла худшие черты Обломова. Анисья была умнее мужа, Захар не мог ей этого простить и стремился унизить или обидеть ее. Несмотря на враждебное отношения Захара, Анисья становится его спасительницей. Она сглаживает конфликты между барином и слугой. После смерти Обломова Захар полностью переходит на попечение Анисьи. Без нее он становится беспомощным: “когда Анисья была жива, так я не шатался, был кусок и хлеба, а как она померла в холеру… братец барынин не захотели меня держать, звали дармоедом”. Семейная жизнь Захара представляет неизбежный будничный финал романтической любви Обломова. Ольга Ильинская не захотела принять Обломова таким, каков он есть, не захотела стать нянькой для него; как Анисья для Захара.
    С одной стороны, Захар безгранично предан барину, а с другой, — под влиянием жизни в городе он научился лгать и грубить Обломову, пил с приятелями за его счет, обворовывал Илью Ильича, сплетничал о нем. Такой образ жизни в другом варианте, на другом уровне вынужден был бы вести Илья Ильич в “высшем свете”. В этом отношении Захар – нравственный антипод Обломова. У Ильи Ильича есть ум, хорошие задатки, он восстает против светской суеты, любит одиночество. Захар же – темный, крепостной мужик, долгие годы рабства развратили его, в нем нет достойных черт.
    Этот герой не способен понять чувства барина. Для него Обломов тоже своего рода собственность. Он ревнует его к Ольге Ильинской. Так, накануне приезда девушки Обломов просит Захара уйти из дома, но он глухо отнекивается, отговаривается, лениво глядит в окно. Своей грубостью, приземленностью Захар разрушает в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы и семейного счастья. Краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими. Он ясно увидел вдруг, что “тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…” Захар никогда не меняет своих привычек, не выходит за круг своих обязанностей. Именно Захар препятствует попыткам барина выйти из состояния обломовщины. На сообщение Обломова о намерении поехать за границу Захар иронически замечает: “А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!”
    Несмотря на постоянные ссоры слуги и барина, они не могут обходиться один без другого. Без помощи Захара Илья Ильич “не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать”. Захар же “не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним”.
    Захар – зеркальное отражение Обломова, между ними существует глубинное сходство. Захар воплощает одну из худших черт хозяина – барство, праздность. После смерти Обломова завершается и судьба Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить в других местах. Автор показывает, как крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его цели в жизни. Обломов не нашел своего пути, ничего не сделал, чтобы сохранить свои лучшие качества. Н.А.Добролюбов писал об Обломове: “Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого”.

  8. Захар знал Обломова с самых малых лет, поэтому прекрасно видел его достоинства и недостатки, понимал, когда с барином можно поспорить, а когда лучше смолчать. Илья Ильич был для слуги связующим звеном между Обломовкой и большим городом: «в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие». Воспитанный как преданный слуга своего барина, а не самостоятельная личность, как часть большого дома и рода «без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно».
    Захар не воспринимал своей жизни в другой ипостаси, не как слуги Обломова, а, например, свободного ремесленника. Его образ не менее трагичен, чем образ Ильи Ильича, ведь в отличие от барина, он не может изменить свою жизнь – переступить через «обломовщину» и двигаться дальше. Вся жизнь Захара сосредоточена вокруг Обломова и его благополучие, комфорт и важность для слуги являются основным смыслом жизни. Показательным доказательством является эпизод спора между слугой и Ильей Ильичем, когда Захар уподобил барина другим людям и сам почувствовал, что сказал что-то действительно обидное для Обломова.
    Как и в детстве Ильи Ильича, в его зрелые годы слуга продолжает заботиться о своем барине, хотя эта забота иногда и выглядит несколько странно: например, Захар может подать обед на побитой либо немытой посуде, уронить еду и, подняв с пола, предложить Обломову. С другой стороны, весь быт Ильи Ильича держится именно на Захаре – он знает все хозяйское добро наперечет (даже запрещает Тарантьеву брать вещи Обломова, когда тот не против), всегда готов оправдать своего барина и показать его лучшим (в беседах с другими слугами).
    Илья Ильич и Захар дополняют друг друга, так как представляют два основных проявления «обломовских» ценностей – барских и его преданного слуги. И даже после смерти Обломова мужчина не соглашается уехать к Штольцу, желая остаться рядом с могилой Ильи Ильича.

    Заключение

    Образ Захара в Обломове – это метафора обветшалой Обломовки и устарелых, архаичных взглядов на мир и общество. Сквозь его нелепый костюм, постоянную лень и своеобразную заботу о барине прослеживается бесконечная тоска по тем далеким временам, когда Обломовка была процветающей помещичьей деревней, действительно райским уголком, полным спокойствия, умиротворения, понимания, что завтра будет так же тихо и однообразно, как и сегодня. Илья Ильич умирает, но Захар остается, как остается и сама Обломовка, которая, возможно, в дальнейшем перейдет сыну Ильи Ильича, но станет уже совершенно другим поместьем.

  9. В творчестве И.А. Гончарова романы — “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” — занимают главнейшее место. На глубокое внутренне единство этой своеобразной трилогии, созданной на разных этапах творческого пути писателя и посвященной различным периодам русской жизни, указывал сам автор. Но несомненно, что в трилогии Гончарова особое, центральное место принадлежит “Обломову” — одному из “самых лучших романов нашей литературы”, по выражению М. Горького.
    Глубокий социальный смысл образа Обломова и всей обломовщины был вскрыт Добролюбовым. Он показал, что подобные уродливые явления есть порождение крепостнического строя, паразитизма, основанного на помещичьих привилегиях и дармовом труде крепостных. Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда есть на это “триста Захаров”!), постепенно опускается. Праздность становится его идеалом. “Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него синонимы; другая — из покоя и мирного веселья”. Праздность, лень и апатия настолько укоренились в Обломове, что он иной идеал жизни считает даже противоестественным. Немудрено, что Обломов далек от интересов практической жизни, тяготится ее запросами, не способе оградить даже собственные интересы. Когда втершийся в доверие Обломова жулик и шантажист расспрашивает о состоянии его дел, Обломов дает ответ, потрясающий своей откровенностью: “Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, богат ли я или беден, буду ли я через год сыт или я буду нищий — я ничего не знаю!”. Перед ним, может быть впервые, предстал весь трагизм и беспомощность его положения. И, несмотря на это осознание, гибель Обломова неизбежна.
    Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. “Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”.
    Но еще одна жертва, еще одна разбитая жизнь предстает перед читателями. Это образ Захара. Этот образ играет огромную роль в раскрытии характера Обломова. Крепостной Захар — это как бы микро-Обломов, это яркая иллюстрация к той мысли, которую выстрадал еще Пушкин: крепостное рабство губительно сказывается не только на угнетателях, но и на угнетаемых. Если в Обломове с такой глубиной была отражена мертвящая сила крепостнических отношений в применении к господствующему классу, то в судьбе крепостного Захара та же опустошающая сила подтверждает мысль Пушкина. Оба они — и барин, и его слуга — олицетворяют кризис и распад патриархально-крепостнического уклада жизни.
    Обломовщина — это не только сам Илья Ильич, но и его слуга Захар с рабской преданностью барину. Таким образом, в романе обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. Отвратительная привычка Обломова получить удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу. Обломов — раб своего крепостного Захара, потому что полностью зависит от него. И трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По словам Добролюбова, “чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится”. Поэтому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином. Полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — “праздность и покой” — является в такой же мере вожделенной мечтой и Захара. Оба они, господин и слуга, дети Обломовки.

  10. Захар всегда был рядом с Ильей. За долгие годы совместного существования эти двое стали очень похожими. Поэтому Захар не соблюдал строгой дистанции, которая была принята между барином и слугой. Он мог грубо ответить Обломову или не выполнить поручение из-за свойственной ему лени. Илья рассказывал об этом своему другу детства Штольцу. Андрей, видя поведение этих двоих, говорил, что Захар еще более ленивый, чем его хозяин, да еще и не следит за порядком в доме, не убирает ни пыль, ни паутину. Захар же глядя на своего хозяина размышлял о том, что тот только и умеет лежать на диване, да слова мудреные говорить, а до порядка в доме у него нет никакого дела.
    Иногда Захар и Илья вступали в перебранку почти как равные. Захару не нравилось капризное поведение барина, а Обломова раздражала лень и грубость слуги. Глядя на их поведение можно было подумать, что они недолюбливали друг друга, но, несмотря на внешнюю неприязнь, эти люди уже не могли друг без друга. Обломов требовал постоянного присутствия Захара возле себя. Захар хоть и возмущался поведением барина, но в душе любил, восхищался Обломовым и не представлял своего существования без него.
    Захар по сути был двойником своего хозяина, он перенял и его повадки, и черты характера. Оба были страшно ленивые, любили поесть, поспать, полежать. Разница была в том, что Илья лежал на мягком диване, а Захар – на неудобной лежанке.
    Барин и его слуга не имели желания что-то менять в своей жизни, им было лень. Даже приобрести новую одежду тоже им было очень проблематично, пришлось бы встать с дивана и что-то для этого сделать. Илья годами носил свой старый потертый халат, а Захар – свой старый и уже дырявый сюртучок. И такое положение их устраивало. Объединяла их и любовь к своей родной деревне Обломовке, которая была идеальным сонным и тихим местом для них.

  11. В романе И.А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства: идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного – мир отвлеченный, идеальный, для другого – материальный и практический. Эти два типа Гончаров описал в Захаре и Обломове.
    Захар – слуга Ильи Ильича Обломова. Это человек старой закалки, с трудом вживающийся в новые жизненные условия. Захар – вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он верен не только своему барину, но и всему его роду.
    При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро – когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. Обломов теряется перед его твердостью. Захар не лишен недостатков. Гончаров определяет своего персонажа как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар очень верен своему барину: он отдал бы жизнь за Обломова, считая это своим долгом. Захар не показывал не только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним,
    сердился на него не шутя, за всякую мелочь.
    Илья Ильич Обломов – главный герой романа, молодой человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием
    всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость… была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так
    открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки”. Таким мы
    видим Обломова в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.
    В Обломовке ребенок рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на
    все его нравственное и умственное образование. Когда Обломов вырастает, он становится апатичным и бесхарактерным, полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере – чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего хочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Но потому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича – “праздность и покой” – является в такой же мере
    вожделенной мечтою и Захара.
    Оба они, господин и слуга, – дети Обломовки. Илья Ильич зная такое достоинство Захара, как преданность, привык к ней, сносил терпеливо бесчисленные мелкие недостатки Захара.
    Они давно знают друг друга и давно живут вдвоем. Обломов и Захар не могут жить друг без друга, спать; с годами все больше и отчетливее между ними вырисовывается нерасторжимая связь. Два последних представителя Обломовки по-своему свято хранят в душе те “преданья старины глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и
    взаимоотношения.
    В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
    Илья Ильич Обломов – человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а
    безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам… Вообще
    же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет
    халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”.
    Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но
    приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка – всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий.
    Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не
    стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные
    крошки.
    Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы.
    Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то
    предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем
    спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для
    него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет
    расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего
    он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше
    не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого
    существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству,
    Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком.
    Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обломовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за
    барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что
    такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова,
    к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи – и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет
    конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды.
    Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга
    взаимно дополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара – нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.
    Захар и Илья Ильич Обломов – порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.
    В романе “Обломов” И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.
    Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар – слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне – серый сюртук. “Дом Обломовых, был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею”. Захар представлял собой “пожилого человека, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой… в сером же жилете, с медными пуговицами… и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. Портрет Захара, изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом: герой не говорит, а ворчит, как собака, или хрипит. Голос же, данный Богом, по словам Захара, “он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло”. Этому типу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный “Слуги старого века”, в котором вспоминает хорошо известных представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.
    Литературная родословная Захара идет от пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”).
    При всей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго – вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду. Верность Захара своему барину и всем давно забытым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом – прибегая к “жалким словам” и называя Захара “ядовитым человеком”. В минуту раздражения Захар позволил себе сравнить Обломова с другими, которые и с квартиры на квартиру легко переезжают, и за границу отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни было. И это пробирает Захара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что
    переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар
    является пародией на своего барина. У него те же привычки, что и у хозяина, только
    доведенные до абсурда, показанные в смешном, комическом свете. С первых же страниц
    романа Захар не может не вызвать улыбки своей внешностью, своей ленью и неопрятностью. Он чем-то даже напоминает гоголевские типажи: Осипа – слугу
    Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”. Но Захар – лишь уродливое отражение образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара за неряшливость и день, за то, что он не убирает пыли и грязи. Захар возражает, что “чего ее убирать, если она снова наберется”. Полное равнодушие к пыли, сору, грязи отличает этого слугу от других слуг – персонажей отечественной литературы. Захар на этот счет составил
    собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и
    клопами, раз они выдуманы самим Господом. Когда Обломов приводит своему слуге в
    пример живущее напротив семейство настройщика, Захар приводит в ответ следующие аргументы, в которых видна незаурядная наблюдательность: “А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни… Где им сору взять? У них нет
    этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или
    набрался целый угол корок хлеба за зиму… У них и корка зря не валяется: наделают
    сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро –
    когда земляк Обломова, жулик Тарантьев просит Илью Ильича дать ему на время фрак,
    Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше
    Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.
    Захар не лишен и недостатков. Гончаров видит его как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: “Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул”. С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между Ильей Ильичом и Захаром – последними представителями Обломовки, являющейся лишь
    прекрасным сном. Они каждый по-своему свято хранят в душе те “преданья старины
    глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Они давно
    знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а
    Обломов помнит его “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. “Как Илья
    Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без
    помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в
    то же время внутренне благоговеть перед ним”. Даже когда Захар женится в середине романа на Анисье, кухарке Обломова, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мыслит жизни.
    После смерти Обломова порвалась связь между Захаром и Обломовым, и жизнь его
    превратилась в ненужное и горькое прозябание. Конец Захара не просто трагичен,
    он страшен. Как метко сказал Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:
    Порвалась цепь великая…
    Одним концом по барину,
    Другим – по мужику!..

  12. В романе И.А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства: идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного — мир отвлеченный, идеальный, для другого — материальный и практический. Эти два типа Гончаров описал в Захаре и Обломове.
    Захар — слуга Ильи Ильича Обломова. Это человек старой закалки, с трудом вживающийся в новые жизненные условия. Захар — вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он верен не только своему барину, но и всему его роду.
    При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро — когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. Обломов теряется перед его твердостью. Захар не лишен недостатков. Гончаров определяет своего персонажа как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар очень верен своему барину: он отдал бы жизнь за Обломова, считая это своим долгом. Захар не показывал не только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним, сердился на него не шутя, за всякую мелочь.
    Илья Ильич Обломов — главный герой романа, молодой человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость… была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки”. Таким мы видим Обломова в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.
    В Обломовке ребенок рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на все его нравственное и умственное образование. Когда Обломов вырастает, он становится апатичным и бесхарактерным, полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере — чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего хочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Но потому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — “праздность и покой” — является в такой же мере вожделенной мечтою и Захара.
    Оба они, господин и слуга, — дети Обломовки. Илья Ильич зная такое достоинство Захара, как преданность, привык к ней, сносил терпеливо бесчисленные мелкие недостатки Захара.
    Они давно знают друг друга и давно живут вдвоем. Обломов и Захар не могут жить друг без друга, спать; с годами все больше и отчетливее между ними вырисовывается нерасторжимая связь. Два последних представителя Обломовки по-своему свято хранят в душе те “преданья старины глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения.

  13. Обломов и
    Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов”

    В 1858 году
    И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в
    первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать
    о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
    Илья Ильич
    Обломов — человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной
    наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а
    безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам…
    Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких
    пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном
    герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так что
    Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни
    необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет
    спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя:
    это было его нормальным состоянием”.
    Комната, где
    лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но
    приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка — всего лишь
    желание соблюсти видимость неизбежных приличий.
    Во всех
    комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина.
    На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на
    столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись
    хлебные крошки.
    Теперь я бы
    хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован,
    не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми
    днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять,
    но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно
    лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для
    него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет
    расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять,
    отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу.
    Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться,
    умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к
    подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги.
    Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал,
    когда еще был ребенком.
    Захару было за
    пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не
    снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в
    Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему
    барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого
    времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с
    друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем,
    что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и
    скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в
    кабинете переломаны почти все вещи — и все по милости Захара. А если Захар
    захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка,
    падение разных вещей, битье посуды.
    Захар еще и
    ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга
    взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара
    “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже
    много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить
    без Обломова, а Обломов без Захара — нет. Потому что он абсолютно беспомощен,
    он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно
    сказать, кто барин, а кто слуга.
    Захар и Илья
    Ильич Обломов — порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и
    лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  14. Захар с самого детства Ильи Ильича прислуживал ему, всегда был рядом, помогал и поддерживал своего барина. И пребывающим в рабстве считается Захар, но так ли это на самом деле?
    Я думаю ответить на этот вопрос можно воспользовавшись для примера тем случаем, когда Захар сказал Обломову “другие”. Очень хорошо показана реакция Обломова на эти слова Захара: “Обломов долго не мог успокоиться: он ложился, вставал, ходил по комнате и опять ложился. Он в низведении себя Захаром до степени других видел нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина всем и каждому… наконец, сознательно ли оскорбил его Захар, то есть убежден ли он был, что Илья Ильич все равно что “другой”, или так это сорвалось у него с языка, без участия головы”. Обломов просто не мог поверить, что он, Илья Ильич, для Захара то же самое, что другой. Неужели Захар видит что-то общее между своим барином и “другими”? Это просто возмутительно. Обломов боялся потерять Захара, или сам боялся потеряться? “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги!.. не ты ли с самого детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно”, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”. Без Захара он как без рук, я бы даже сказала, как без воздуха. Илья Ильич лишний раз рукой не шевельнет, ему лишь бы где поспать, можно и на приеме, да поесть, можно и посреди ночи. Обломов ни на день не расставался со своим верным слугой, или все-таки господином? Да, привилегий у Ильи Ильича больше – приказывает, отчитывает и ругает Захара, но средства для жизни он получает от Захара – еду, питье, одежду, за советом, если нет Штольца, идет к Захару. Но Обломов никогда бы не признал, что зависит от Захара. Также очень повезло “господину” со “слугой”, то есть Обломову с Захаром. Захар настолько предан ему, так заботился об Обломове всю жизнь. Захар не хотел уезжать от могилки своего барина. “Этакого барина отнял господь! На радость людям жил, жить бы ему сто лет”. Можно с уверенностью сказать, что Захар любил своего барина, души в нем не чаял. “Жил на радость людям”, каким людям, какая радость? Агафье Матвеевне, которая все время на него работала: варила, консервировала, вязала, штопала, убирала, с братом своим воевала? Она считала это счастьем, по крайней мере говорила, что это счастье. Счастье было Захару ходить за ним. Но не было бы Обломова, был бы другой, которого Захар бы так же любил. А Ольга и Штольц все время с ним мучились – сходи туда, сделай то. Значит так мог сказать только любящий человек.
    Кто любит, тот в плену, но и любимый в рабстве. Без этой любви он погибнет, а так она греет и поддерживает жизнь в пленении и все-таки плененный в этих отношениях Обломов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *