Сочинение на тему жанры литературы

8 вариантов

  1. Жанр (от франц. genre – род, вид) – исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
    Жанры устного народного творчества (фольклора)
    Название
    Краткая характеристика
    Пример
    Сказка
    Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов
    “Колобок”, “Липовая нога”, “Василиса Премудрая”, “Лиса и Журавль”, “Заюшкина избушка”
    Былина
    Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы
    “Три поездки Ильи Муромца”, “Вольга и Микула Селянинович”
    Песнь
    Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека
    Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
    Малые жанры фольклора
    Загадка
    Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью
    “Висит сито, не руками свито” (паутина)
    Пословица
    Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии
    “Семеро одного не ждут”
    Поговорка
    Выражение, образно определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли
    “Легок на помине”
    Скороговорка
    Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов
    “Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап”
    Частушка
    Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера
    “Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки”.
    Жанры древнерусской литературы
    Название
    Краткая характеристика
    Пример
    художественного
    произведения
    Житие
    Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью
    “Житие Александра Невского”
    Хожение (хождение
    оба варианта верны)
    Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие
    “Хождение за три моря” Афанасия Никитина
    Поучение
    Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление
    “Поучение Владимира Мономаха”
    Воинская повесть
    Повествование о военном походе
    “Сказание о Мамаевом побоище”
    Летопись
    Историческое произведение, в котором повествование велось по годам
    “Повесть временных лет”
    Слово
    Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера
    “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона
    Эпические жанры
    Роман
    Определение
    Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии:
    – большой объем
    – несколько сюжетных линий
    – судьба нескольких персонажей во взаимосвязи
    Разновидности
    Разновидности романа по тематике и содержанию:
    – рыцарский (жанр средневековой куртуазной литературы XII – XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией);
    – пасторальный (судьбы людей, близких природе);
    – плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы);
    – роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей);
    – исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода);
    – семейно-бытовой (в центре – перипетии семейных взаимоотношений);
    – приключенческий (в центре – повествование о приключениях персонажей);
    – психологический (исследование внутреннего мира персонажей); – социальный (исследование социальных проблем);
    – философский (размышления героя над основными вопросами бытия);
    – роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя).
    Повесть
    Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.
    – средний объем
    – одна сюжетная линия
    – судьба одного героя, одной семьи
    – ощутимость голоса повествователя
    – преобладание хроникального начала в сюжете
    Рассказ
    Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
    Новелла
    Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
    Очерк
    Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
    Басня
    Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
    Лирические жанры
    Стихотворение
    Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
    Элегия
    Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
    Эпиграмма
    Небольшое по объёму сатирическое стихотворение
    Сонет
    Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах – две или три
    Эпитафия
    Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
    Песня
    Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
    Гимн
    Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
    Ода
    Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
    Послание
    Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
    Романс
    Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
    Лиро-эпические жанры
    Баллада
    Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
    Поэма
    Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
    Драматические жанры
    Трагедия
    Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
    Комедия
    Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни
    Разновидности комедии по характеру содержания:
    – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига);
    – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев);
    – комедия идей (источник смешного – идея писателя);
    – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни);
    – фарс (западноевропейская народная комедия XIV
    – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
    Драма
    Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
    Водевиль
    Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
    Интермедия
    Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов:
    1) самостоятельный жанр народного театра в Испании;
    2) галантно-пасторальные сцены в Италии;
    3) вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России
    Роды литературы и ЕГЭ по литературе онлайн

  2. СОЧИНЕНИЕ В ВЫПУСКНОМ КЛАССЕ
    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
    Школьное сочинение — это текст, и должно обладать всеми его признаками: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостыо.
    Из теоретических сведений о тексте вытекают определенные правила, помогающие написать сочинение:
    — определяется тема и основная мысль работы, обдумывается и записывается заглавие или формулировка темы; если даны готовые формулировки нескольких тем, выбирается та, которая заинтересует и, при хорошем знании художественного произведения, можно отобрать необходимый материал для раскрытия темы;
    — чтобы точно определить тему, а не писать о произведении вообще или герое, названном в формулировке, необходимо внимательно ее прочитать, найти ключевые слова, выражающие поставленную проблему, а также отметить все понятия, входящие в формулировку темы, и писать именно об этом; тем самым выполняется одно из требований к сочинению — соответствие теме;
    — решение поставленной в формулировке проблемы — это и будет основная мысль сочинения, доказываем правильность своего решения, используя текст художественного произведения, необходимый комментарий, литературную критику, исторические факты и другой литературный материал;
    — при этом рассуждения будут самостоятельными, это значит, что надо опираться на текст художественного произведения, разобраться в позиции автора, выразить свое отношение к событиям, поступкам героев, конечно же, необходимо толковать текст в соответствии с известными в литературоведении взглядами и оценками, но рассуждения и доказательства будут свои, они будут вытекать из художественного текста, именно это придаст работе самостоятельный характер;
    — показать в сочинении знание художественного текста и умение его отбирать применительно к данной теме, используя теоретико-литературные понятия, литературную критику и другие необходимые материалы; все это определяет содержательность работы, глубину и полноту раскрытия темы;
    — обеспечить связность текста, последовательность и логичность изложения; это значит, что каждое новое положение, развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего, выводы и обобщения явятся следствием рассуждений;
    — составить план сочинения, сделать это в черновике, в чистовик его лучше не переносить; план поможет написать логичную, стройную по композиции работу, в которой все части будут объединены темой и основной мыслью; план поможет избежать ненужных повторов, отклонений от темы и других просчетов;
    — в каждом пункте плана записать примеры и цитаты, необходимые для раскрытия темы; план составить в форме либо назывных, либо полных повествовательных предложений; можно дать отдельные пункты в виде цитат или полностью составить цитатный план;
    — цитаты в тексте сочинения подтверждают выдвинутые положения; однако не стоит перегружать работу цитированием;
    — основную идею сочинения можно выразить эпиграфом, для которого надо взять строчки из прозаического или стихотворного произведения, из письма, дневника писателя, из критической статьи, либо это будет афоризм, пословица, поговорка, но можно писать сочинение и без эпиграфа;
    — выделить абзацы в соответствии со смысловыми частями текста сочинения, написать их с красной строки.
    Важным требованием к сочинению является стилевое единство и выразительность повествования; чтобы добиться этого, нужно выбрать наиболее соответствующий теме стиль речи (научный, публицистический, художественный) и жанр (литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо, путешествие).
    Сочинения на литературную тему в форме дневника, письма необходимо писать от имени автора работы. Это позволяет без труда использовать текст художественного произведения и другой литературный материал.
    Не стоит писать работы перечисленных жанров от имени героев художественных произведений, так как это затрудняет работу с текстами и другими литературными материалами.
    Разумеется, что к языку и стилю ученического сочинения не могут предъявляться такие же требования, как к подлинно научным, публицистическим и художественным произведениям.
    Однако независимо от жанра работы и избранного стиля речи мы добиваемся в сочинении:
    — соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
    — точного подбора слов для выражения мыслей;
    — простоты изложения, исключения вычурных фраз и выражений, ложного пафоса, примитивных выражений, словесных штампов;
    — выразительности и эмоциональности речи, вызывающей у читающего сочинение наглядные представления и определенные чувства;
    — точности в изложении литературных и исторических фактов.
    Сочинение рекомендуется писать с черновиком, который надо тщательно проверить. Объем работы строго не регламентируется; как правило, она пишется на 5—7 листах.
    СОЧИНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
    Написать любой текст, в том числе школьное сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром.
    По всей видимости, сочинение можно писать в различных жанрах прозы, при этом сохраняется специфика школьного упражнения.
    Наиболее приемлемыми для сочинения жанрами являются литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему.
    Работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочинения более самостоятельны и разнообразны.
    Можно предложить следующие приемы обучения:
    — выяснение своеобразия жанра, освоение теории;
    — чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров, которые являются для нас образцами;
    — сравнение статей разных авторов, посвященных одному произведению;
    — составление примерных вопросов, помогающих освоить жанровую специфику художественного произведения или литературной критики;
    — составление примерных вопросов, помогающих ученикам написать работу в определенном жанре;
    — выполнение письменных работ и их анализ.
    Рассмотрим более подробно своеобразие жанров.
    Литературно-критическая статья
    Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни.
    Литературная критика рассматривает как современную, так и классическую литературу (современное ее прочтение), она тесно связана с эстетикой, теорией и историей литературы.
    Характер литературной критики меняется во времени. Сначала это была в основном общая оценка произведения, рекомендация его другим читателям. Затем ее цели и задачи усложняются. Важными критериями оценки становятся эстетическая, общественная и нравственная значимость произведения, которое рассматривается как целостное художественное явление в единстве формы и содержания.
    Однако зачастую одни критики рассматривали и оценивали художественные произведения в основном с позиций эстетической значимости (эстетическая критика), другие — исследовали содержание произведения, сверяя его с самой жизнью, подвергали анализу общественные процессы, выявляли типические явления, выносили приговор жизни, запечатленной писателем (реальная критика). Были и другие направления. Критика советского периода руководствовалась классовыми и партийными критериями в оценке произведений.
    Критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его качеств: общественной, эстетической, нравственной значимости и гуманистической направленности. Критик помогает читателю осмыслить идеи и образы, данные автором. При этом он учитывает особенности языка и стиля писателя, его художественную манеру.
    Критику важно быть доброжелательным в обращении, точным, искренним и честным в своей аргументации.
    Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др.
    Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.
    Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей одного произведения («Татьяны милый идеал» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Дворянская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов», «Онегин и Печорин — герои своего времени»), а также целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы или теоретико-литературному вопросу («Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», «Л. Н. Толстой о роли личности в истории» (по роману «Война и мир»), «Пейзаж и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
    Литературно-критические сочинения требуют прежде всего хорошего знания текста и умения его интерпретировать. Однако школьное истолкование художественного текста отличается от литературоведческого.
    Овладеть жанром статьи позволяет чтение и разбор статей русских критиков.
    Примерные вопросы, помогающие разобрать литературно-критическую статью:
    — В какое время написана статья?
    — Каковы взгляды автора, основные критерии оценки, которыми он пользуется, какое свойство художественной литературы выдвигает на первый план?
    — Во имя чего написана статья, какие цели и задачи поставил критик?
    — Какими приемами толкования текста он пользуется?
    — Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует? Культура полемики.
    — Какие еще написаны статьи об этом произведении? Какова точка зрения их авторов?
    — Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателя?
    — Как выражается личное отношение автора статьи к прочитанному?
    — Как начинается статья? Ее композиция, язык и стиль.
    — Как вы относитесь к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.
    При изучении содержания конкретной критической статьи можно использовать следующие приемы: дать историко-литературную справку, организовать комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему, предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям статьи.
    Обучая писать сочинения на тему, связанную с теоретико-литературным понятием, необходимо учитывать, что теория литературы имеет прикладное значение в школьном изучении и служит средством грамотной интерпретации и постижения художественного текста.
    Рецензия
    Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII — начале XIX века (от лат. recensio — осмотр, обследование).
    Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновременно дается библиографическое описание книги, информация о ее содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, ее роль в литературном процессе и в обществе. Все это сближает рецензию с критической статьей, однако она меньше по объему.
    Условно выделяют следующие основные виды рецензии:
    — небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
    — эссе; это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
    — развернутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);
    — авторецензия, в которой излагается взгляд автора на свое произведение (ученики могут писать авторецензии на свои сочинения).
    Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку, становится обзором (обозрением).
    Наряду с усвоением теоретических вопросов читаются и разбираются рецензии писателей, критиков, литературоведов. Делается это в связи с изучением произведений, но можно провести и специальный обзорный урок.
    Иногда учитель дает сам или совместно с учащимися составляет вопросы, помогающие разобрать рецензию:
    — Какую книгу рассматривает автор рецензии, когда она вышла в свет, где?
    — К какому условному виду можно отнести эту рецензию?
    — Какую оценку дает автор рецензии книге?
    — Как обосновывает свою оценку, как убеждает читателя?
    — Какие приемы анализа текста использует рецензент?
    — Какие проблемы поднимает в связи с прочтением художественного произведения?
    — Как рассказывает о своих впечатлениях?
    — Какова основная мысль рецензии?
    Примерный план, помогающий ученикам написать рецензию:
    — Краткие библиографические сведения о книге.
    — Смысл названия книги.
    — Личные впечатления от прочитанного.
    — Особенности сюжета и композиции.
    — Актуальность проблематики.
    — Язык и стиль произведения.
    — Мастерство автора книги в изображении характеров героев.
    — Какова основная мысль рецензии?
    (Ученик должен ясно представлять, с какой целью он пишет свою рецензию.)
    Если рецензия пишется по кинофильму или спектаклю, в основе которых лежит литературное произведение, то напоминаем детям, что нужно написать, кто автор сценария, кто поставил фильм или спектакль, сравнить режиссерский замысел с литературным произведением, отметить игру актеров, декорации, музыкальное оформление.
    Эссе
    Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства.
    Во французском языке слово «essai» значит «попытка, проба, очерк»; в латинском exagium — «взвешивание», exigo — «взвешиваю».
    Эссе могут быть не только литературно-критическими. Часто встречаются публицистические, философские, историко-библиографические, беллетристические эссе. Однако наибольшего расцвета этот жанр достиг в литературной критике.
    Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем манера изложения.
    Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.
    В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена «С того берега», Ф. М. Достоевского «Дневник писателя» и др. Жанр эссе разрабатывали В. Розанов, И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева, К. Г. Паустовский, И. Э. Эренбург и др.
    Очерк
    Очерк — эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя.
    Описание и повествование в очерке складываются из наблюдений рассказчика, который свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение, при этом он «открыто» сопоставляет или противопоставляет события, явления, факты, объединяя их одною идеей.
    Очерк включает в себя не только описания (портрет, пейзаж, вещный «интерьер»), которые могут занять в нем главенствующее положение, но и повествование о поступках и действиях персонажей.
    От повестей с их последовательностью событий, связанных каким-либо противоречием между персонажами и вытекающих одно из другого, очерк отличается свободной композицией, которая строится рассказчиком. По словам В. Г. Белинского, очеркист может ограничиться «бессвязными внешним образом, но дышащими одною мыслью картинами…».
    Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными.
    В документальном очерке описываются характерные факты и явления в том виде, в каком они существуют в самой действительности, точно передаются события, характеры героев, их внешность. Очеркист дает оценку этим реальным явлениям жизни и выражает свое обобщающее их понимание публицистическими средствами. В документальном очерке часто поднимаются новые для общественного сознания или литературы темы и проблемы, в образной форме передается информация.
    Некоторые литературоведы считают, что документальный очерк является единственно возможной формой очерка, а документальность — специфическим жанровым признаком. Они отказываются признавать художественный очерк.
    Предметом изображения в художественном очерке обычно является состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, т. е. устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Очеркист стремится показать устойчивые, неизменяющиеся явления жизни.
    Очеркиста могут интересовать не только среда в целом или ее типичные представители, но и яркая личность, особенности ее частной жизни.
    Художественные очерки разнообразны. Это «физиологический» очерк с преобладанием описания. Широко распространены очерки-биографии, очерки — путевые заметки.
    Документальный и художественный очерки, сохраняя свою самостоятельность, в историко-литературном процессе дополняют и взаимообогащают друг друга.
    В России очерк развивается во 2-й половине XIX века. Можно назвать «физиологические» очерки В. Даля, И. Панаева, Д. Григоровича, И. Тургенева и др., «Крестьянские» очерки Г. Успенского, Ф. Решетникова, В. Слепцова и др.
    В 20—30-е годы XX века можно отметить очерки А. Серафимовича, Д. Фурманова, Л. Райснер, М. Шагинян, М. Горького.
    В годы Великой Отечественной войны публицистические очерки писали И. Эренбург, Л. Леонов и др.; художественные — К. Симонов, В. Гроссман и др.
    В послевоенные годы получили признание очерки В. Овечкина «Районные будни», В. Тендрякова «Тяжелый характер», Ю. Казакова «Северный дневник» и др.
    Разновидности современного очерка: публицистический монолог; дневниковые заметки; очерк-портрет; очерк-исповедь; очерк-программа.
    Дневник
    Дневник — это форма повествования, которая ведется от первого лица. Реальные люди могут записывать те или иные текущие события своей жизни. Это, по сути дела, их подневные автобиографические записи, они всегда современны описываемым событиям.
    В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы.
    Дневник привлекает автора-рассказчика непринужденностью выбора темы, большими композиционными возможностями, позволяет создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений, а также полно и глубоко раскрыть характер героя, тончайшие движения его души.
    Дневник часто используют авторы путешествий. В этой форме могут быть написаны и отдельные части произведений («Журнал Печорина» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Демикатоновая книга» в «Соборянах» Н. С. Лескова).
    К художественным дневникам близки «записки» и «исповеди» («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя, тетрадь Ипполита в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»), а также письма, например «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, представляющие собой дорожный дневник.
    Всегда интересны «записки» самого писателя как реального лица, заранее предназначенные для постороннего чтения и литературно обработанные («Уединенное» В. Розанова и др.).
    Распространены дневники писателей, правда, они не всегда приобретают значение самостоятельного литературного произведения (дневники А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и др.), а также реальных людей, современников знаменитых писателей, художников, деятелей культуры, например В. С. Аксаковой, А. С. Суворина, А. Г. Достоевской и др.
    Примерная памятка для пишущего сочинение в жанре дневника:
    — сформулировать тему сочинения;
    — определить цель (для чего писать);
    — повествование ведется от первого лица;
    — полно, глубоко и объективно освещаются события современности, описываются факты, раскрываются характеры людей, их поступки и дела;
    — выражаются свои мысли, взгляды, впечатления (а также других людей в зависимости от замысла);
    — выбирается нужный стиль изложения (художественный, публицистический или их сочетание).
    Путешествие
    Литературный жанр путешествие имеет две разновидности.
    1. Это различные описания очевидцем-путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран и народов, т. е. документальные путешествия. Они имеют, как правило, познавательную и эстетическую ценность, особенно написанные в эпохи, когда проза еще не расчленилась на художественную и научную, например «Хождение за три моря» А. Никитина, созданное в средние века.
    2. Путешествие — это также и жанр произведений, сюжет и композиция которых излагаются и строятся как документальные путешествия.
    Художественный жанр путешествие формировался под влиянием путевых рассказов и записей самих путешественников. Значительную роль в его развитии сыграли легенды, возникшие на основе этих рассказов и записей.
    В мировой и русской литературе широко используются приемы описания документального путешествия в виде путевого дневника и очерка. Мотив странствий всегда был распространен во многих жанрах художественной поэзии и прозы.
    Увлекательные путевые описания эпохи Великих географических открытий XV—XVI веков, экспедиции XVII—XVIII веков сделали путешествие наиболее популярным в художественной литературе. В это время создаются пиратские и социально-утопические романы в виде путевых дневников, заметок или воспоминаний об удивительных странах. Сложился жанр просветительского романа-путешествия. Такой роман позволял широко вводить в изображение современного общества его противоречия («Путешествие из Петербурга в Москву» Н. А. Радищева).
    Жанр путешествие привлекал многие литературные направления. Сентименталисты использовали в основном форму дневника, наиболее полно передающего настроения и переживания «сентиментального» путешественника, например «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина.
    Часто обращались к теме путешествия писатели-романтики. Они разработали жанр лирического путевого очерка, в котором романтический герой, разочарованный в современном ему обществе, отправляется в дальние страны.
    В путешествии находят отражение разнообразные стороны материальной и духовной жизни людей, лирические размышления автора об истории, культуре страны, зарисовки нравов и обычаев, типичные бытовые сцены.
    Все это привлекает и писателей-реалистов, в творчестве которых используются все разновидности этого жанра. В XIX веке созданы многочисленные приключенческие романы-путешествия. В них включается и научная информация. В XX веке она прочно входит в содержание произведений, возникают новые варианты жанра путевого очерка: путевой репортаж, путеводитель, усиливается социальная тематика.
    Образцами путевого жанра в русской литературе является «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Фрегат «Паллада» И. А. Гончарова, «Из кругосветного плавания» К. М. Станюковича, зарубежные очерки Ф. М. Достоевского, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком» М. М. Пришвина, «Мое открытие Америки» В. Маяковского, «Уроки Армении» А. Битова, «Ветка сакуры» В. Овчинникова, «Дерсу Узала» В. Арсеньева и др.
    Из документальных научно-географических путешествий XIX века особого внимания заслуживают путешествия Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая.
    Школьное сочинение можно написать в жанрах путевого очерка или путевых заметок. Тема может быть публицистической или связанной с литературным краеведением.
    Примерная памятка для пишущего сочинение в жанре путешествие:
    — формулируется тема сочинения;
    — определяется цель (дать читателю информацию, вызвать у него определенные чувства: радости, гордости за родину; сформировать высокие нравственные качества, стремление преодолеть негативные явления и др.);
    — описывается увиденное, излагаются факты и события;
    — высказывается свое отношение к изложенному, можно представить и другие точки зрения;
    — выбирается стиль изложения (публицистический, художественный или их сочетание в зависимости от содержания).
    Эпистолярный жанр
    Этот жанр развился из бытовой переписки. В художественной литературе «корреспонденты» становятся персонажами, а их переписка — повествовательным приемом.
    Форма писем или посланий (эпистол) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.
    Форма письма используется в романах, в публицистике (открытое письмо), в критике.
    В русской литературе можно назвать следующие произведения, написанные в эпистолярном жанре:
    «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Роман в письмах» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и др.
    В эпистолярную литературу входит также переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение.
    Для школьного сочинения в эпистолярном жанре подходит как публицистическая, так и литературно-критическая тема, однако не стоит вести переписку от имени литературных героев, так как это затрудняет истолкование текста. Переписка двух друзей позволит раскрыть различные точки зрения на то или иное произведение или наиболее полно и глубоко доказать совпадающий взгляд, всесторонне осветив все аспекты рассматриваемой темы.
    Примерная памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре:
    — формулируется тема;
    — определяются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного вымышленного или реального лица);
    — ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражаются его мысли, взгляды, впечатления;
    — выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора письма).
    Рекомендуемая литература
    Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. Н. Развитие речи: теория и практика обучения. — М., 1994.
    Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.
    Каменская Л. Я. Школьное сочинение по литературе. — М., 1994.
    Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. — М., 1997.

  3. Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

    Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

    Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

    Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

    Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».

  4. Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.
    СОЧИНЕНИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА
    Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
    Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.
    В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения). Для последнего должны быть характерны высокое
    • эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, И поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание В поэтического произведения, осмыслить его язык через
    • изобразительно-выразительные средства, ритмику
    • стиха.
    • В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ 1 жизни. (Приложение 1, 2).
    СОЧИНЕНИЕ — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
    Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.
    Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. (Приложение 3).
    Очень близкими к литературному портрету могут быть сочинение-этюд и сочинение-эссе.
    СОЧИНЕНИЕ-ЭТЮД
    В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвящен- . ное какому-либо отдельному вопросу».
    Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие.
    Социнение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья. (Приложение 4).
    СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ
    Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
    Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Есть жанры, которые стали популярными у учителей литературы: это рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ).
    Об этом говорят экзаменационные сочинения выпускников.
    СОЧИНЕНИЕ-РЕЦЕНЗИЯ
    Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
    В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
    Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.
    Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
    Ученик должен сообщить немного об’ авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.
    Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.
    СОЧИНЕНИЕ-ОБОЗРЕНИЕ
    Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различным Ш произведениям одного или нескольких писателей или
    поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.
    В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.
    СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК
    Сочинение-очерк (или сочинение-рассказ) имеет одну отличительную черту — публицистичность изложения, то есть обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Сочинение-очерк — один . из трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся.
    Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.
    СОЧИНЕНИЕ-ДНЕВНИК
    Сочинение-дневник — жанр известный, но непростительно забытый. Это один из тех жанров, который -помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. Перед тем как обратиться к этому сочинению, нужно рекомендовать ребятам прочитать дневники великих людей.
    В основе дневника, как литературной формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование должно идти от первого лица. Большое место в сочинении-дневнике отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала. В программе литературного образования есть такие произведения, композиция которых располагает к написанию творческих работ в жанре путевые заметки (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).
    Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».
    СОЧИНЕНИЕ-ПИСЬМО
    Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести-, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии Н! нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к Н прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из Н XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»).
    Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.
    Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за .всех, дающих интервью,
    Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.
    Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников.
    Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.
    ⇐ Предыдущая12
    Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 1821 | Нарушение авторских прав
    Рекомендуемый контект:
    Похожая информация:
    I.6. Особенности сенсорного и умственного восприятия д. с недостатками интеллект. развития.
    II. Особенности австрийских отелей и пансионов. (5 мин)
    III. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту
    III. особенности обследования больного с перитонитом
    III. Примерные задания различных олимпиад
    IV.1. СВОЙСТВА И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИДКИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ И РАСТВОРОВ
    Quot;Статья 19_1. Особенности регулирования деятельности в области профессионального спорта
    V. Особенности личности и индивидуально-психологические особенности.
    V. Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства
    VI. Особенности взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности
    Автоматизированные Системы Контроля за Исполнением Документов. Принципы и особенности их проектирования.
    Автоматизированные Системы Контроля за Исполнением Документов. Принципы и особенности их проектирования.
    Поиск на сайте:
    © 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

  5. Сочинения данного вида  по праву считаются самыми сложными. Почему?
    Во-первых, такое сочинение построено на подробнейшем анализе литературного произведения, литературного героя или сопоставления литературных героев по произведениям классиков или современников. Оно никогда не будет полноценным без знания литературно-исторических  проблем, затрагиваемых в произведении. Большую роль играет знание истории, верная оценка исторической эпохи и общественно-социальных взглядов описываемого в произведении времени.
    Во-вторых, проводя художественный анализ произведения, следует помнить, что мировоззрение любого писателя и его творчество не могут  проявляться прямо и открыто, а проявляются несколько опосредованно, через существующие в его время эстетические и нравственные символы и идеалы.
    В-третьих, в сочинениях на литературоведческую тему  не следует пересказывать содержание произведения, так как сочинение — это, прежде всего, плод творческих усилий, самостоятельное произведение на материале прочитанного произведения.

    Сочинение на свободную тему

    Сочинение на свободную тему не намного легче литературоведческого сочинения — оно имеет свои особенности
    Во-первых, пишущий на свободную тему должен обладать обширной литературной эрудицией. Тему сочинения он  выбирает сам, при этом он должен умело соединить уроки истории, свои знания и свой жизненный опыт по данной теме и облечь это все в необходимую художественную форму.
    Задача пишущего убедить в своей точке зрения, найти необходимые аргументы, логически изложить материал, живо и доступно высказать свою  точку зрения.
    Обычно при написании этих сочинений используется публицистический стиль: пафос, риторические вопросы, повторы, восклицания, призывы и т.д.

    Типы школьных сочинений по жанру

    Существует три обязательных типа школьных сочинений:
    сочинение-описание природы, картины, человека и т.д. Для сочинений-описаний характерен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.п.
    сочинение-повествование, в котором ученик должен логически верно изложить любой текст повествовательного характера, выдерживая нормы для всех частей: завязки, кульминации и развязки.
    сочинение-рассуждение, считается самым сложным для написания, так как учащийся должен подобрать убедительные аргументы и сделать выводы к заданному тезису.
    По жанрам написания сочинения делятся на: личный дневник, очерк, публицистическая статья, рецензия к работе, письмо, эссе.
    Дневник — это форма литературно-бытовых записей, ведущихся от первого лица. Он всегда имеет личный характер на основе уже случившегося и пережитого. Этот жанр отличает высокая  искренность, правдивость высказываний. Сочинения этого жанра можно рекомендовать учащимся, которые не могут в силу психологических причин открыто высказывать свои мысли.
    Очерк — этот жанр — нечто среднее между повествовательным и публицистическим произведением, отличающееся малой литературной формой. Очерк, прежде всего, описывает реальные события, которые произошли с реально существующими людьми. В центре очерка всегда реально существующие социально-исторические проблемы. В очерке четко очерчена авторская позиция. Сочинения данного типа можно рекомендовать учащимся, умеющим отстаивать свою точку зрения и имеющим активную социальную позицию.
    Публицистическая статья — это один из наиболее традиционных жанров сочинения в старших классах. Особенностью композиции сочинения данного жанра является стройная композиция:
    вступление — одна четвертая часть текста;
    основная часть — одна вторая от всего объема текста;
    и заключение — одна четвертая текста.
    Все  три части должны быть логически связаны между собой и иметь единую идею (основную мысль), а также ясно связанные между собой подтемы, раскрывающие и подчиняющиеся основной теме — идее.
    Во вступлении необходимо указать, почему именно эта тема заинтересовала писавшего, какие задачи он ставит  перед собой в раскрытии данной темы, каково значение идеи и как она связана с темой произведения. Основная часть сочинения должна раскрывать тему на анализе прочитанного произведения или нескольких произведений, если же это сочинение на свободную тему, то оно должно опираться на жизненный опыт писавшего.
    Эссе — (в переводе с французского— «размышление»). Пишется, прежде всего, по поводу прочитанного, услышанного или пережитого.  Как в любом сочинении-рассуждении, обязательно должен быть тезис, доказанный или опровергнутый в заключительной части эссе. Здесь будут уместны цитирование, сопоставление различных точек зрения, сомнения и опровержения, то есть истина должна «рождаться в муках творчества».
    Рецензия — это своеобразный жанр литературоведческой критики. Существует алгоритм написания сочинений данного вида и стандартные фразы, которые обязательно должны присутствовать при написании рецензии.
    Например:  нельзя не отметить сильные стороны данного произведения, наряду с положительными сторонами следует  назвать и отрицательные, откровенно слабые стороны, на основании вышеизложенного можно сделать вывод и т.д.
    Несомненно, написание сочинения — творческая работа, подходить к которой следует систематически и целенаправленно, начиная с малых форм, постепенно приучая учеников к логически верному изложению своих мыслей.

  6. Жанровые разновидности:
    Сочинение-описание:
    Сочинение-повествование:
    Сочинение-рассуждение:
    передача общего впечатления от предмета (явления, лица), а затем раскрытие отдельных его признаков
    рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени
    самостоятельное размышление, отстаивание своей точки зрение
    Однако практика показывает, что в каждом ученическом сочинении есть и описание, и повествование, и рассуждение.
    Жанровые особенности определяются не только выбором темы, характером материала для сочинения, но и способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою, индивидуальность, своеобразие формы сочинения зависят от одаренности автора, способа его мышления. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический, сатирический), то есть эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
    В зависимости от этих факторов даже не самое сложное сочинение об одном литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка с суждениями о герое художественного произведения.
    Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре небольшой литературно-критической статьи, рецензии, литературного обзора (обозрения).
    Творческие сочинения на свободную тему могут быть составлены в форме рассказа, репортажа, заметки, воспоминания, литературное путешествия, публицистической статьи, дневниковые записей.
     

    Особенности сочинений различных жанров

    Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.

    Сочинение-характеристика

    Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
    Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.
    В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения).
    Для последнего должны быть характерны высокое эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, и поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание в поэтического произведения, осмыслить его язык через изобразительно-выразительные средства, ритмику стиха.
    В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ 1 жизни. (Приложение 1, 2).

    Сочинение — литературный портрет

    Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.
    Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. (Приложение 3).
    Очень близкими к литературному портрету могут быть сочинение-этюд и сочинение-эссе.

    Сочинение-этюд

    В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвящен- . ное какому-либо отдельному вопросу».
    Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие.
    Социнение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.

    Сочинение-эссе

    Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
    Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Есть жанры, которые стали популярными у учителей литературы: это рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ).
    Об этом говорят экзаменационные сочинения выпускников.

    Сочинение-рецензия

    Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
    В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
    Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.
    Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
    Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.
    Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

     Сочинение-обозрение

    Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.
    В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.

    Сочинение-очерк

    Сочинение-очерк (или сочинение-рассказ) имеет одну отличительную черту — публицистичность изложения, то есть обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Сочинение-очерк — один . из трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся.
    Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.

    Сочинение-дневник

    Сочинение-дневник — жанр известный, но непростительно забытый. Это один из тех жанров, который -помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. Перед тем как обратиться к этому сочинению, нужно рекомендовать ребятам прочитать дневники великих людей.
    В основе дневника, как литературной формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование должно идти от первого лица. Большое место в сочинении-дневнике отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала. В программе литературного образования есть такие произведения, композиция которых располагает к написанию творческих работ в жанре путевые заметки (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).
    Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».
     

    Сочинение-письмо

    Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести-, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии Н! нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к Н прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из Н XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»).
    Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.
    Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за .всех, дающих интервью,

    Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.
    Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников.
    Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.

  7. Эпистолярный жанр

    (от греческого epistole — послание, письмо) — художественные произведения в виде писем, посланий.
    Эпистолярный жанр сложился в XVIII в. и имеет широкое распро­странение. Эпистолярная форма является определенным жанром художе­ственной литературы. Эпистолярная литература, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая про­за, предполагает широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или но­минальному (именному) адресату. Однако, именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпи­столярной литературы, отличающий ее от записок и дневника.
    Письмо как литературный жанр с середины XVIII в. получило широ­кое распространение. В русскую литературу письмо было введено новым, антиклассицистическим западным искусством.
    Примеры эпистолярного жанра «Философические письма» П. Я. Чаадае­ва, «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя.
    Опыт и форма эпистолярного жанра использованы Ф. М. Достоев­ским в художественной повести «Бедные люди», А. П. Чеховым в рассказе «Ванька» и А. И. Буниным в повести «Неизвестный друг», С. А. Есениным в лирических стихотворениях «Письмо к матери», «Письмо к деду», К. М. Симоновым в поэме «Пять страниц».
    Иногда эпистолярная форма служит дополнительным средством социально-психологической характеристики в реалистическом произведении. (Письма Татьяны и Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», письмо Хлестакова в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя, письмо Анны Онегиной в лиро-эпической поэме «Анна Снегина» С. А. Есенина.)
    Возможность выразить всю глубину и искренность мыслей и чувств дает жанр сочинения-письма. (Может быть, адресованного даже к самому себе.)
    Письмо — это исповедь, признание человека, изложение своих дум, желаний, представлений, мыслей, чувств. Французский писатель Жюль Ренар признавался, что его книги — это «письма к самому себе», которые он «позволяет читать другим». Безадресных произведений нет. Все духов­ные ценности создаются людьми и для людей. Существует понятие «ма­нера письма». Манера письма — это не только умение особым образом соединять слова. Это особый художественный мир.
    Эссе

    Эссе

    — (от латинского exaquim — взвешивание, английского essay и французского essai — очерк, статья, попытка, проба) — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаическое сочинение небольшого объема и свободной ком­позиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на опреде­ляющую или исчерпывающую трактовку предмета. Автор эссе анализиру­ет какую-либо проблему (литературную, эстетическую, философскую и прочую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса.
    Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и имеет философский, историко-биографический, публици­стический, литературно-критический или чисто беллетристический харак­тер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора.
    Родоначальником жанра эссе явился французский писатель Мишель Монтень.
    В 1580 г. Монтень создал произведение «Опыты», в котором изложил мысли о судьбе человека и общества.
    В 1697 г. Ф. Бэкон продолжил жанр эссе. Затем Д. Локк, Д. Эддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит.
    В Германии употребляется термин «скитце» — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы.
    По словам критика А. Эльяшевича, «еще со времен „Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и „Путешествия в Арзрум“ Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления».
    Уникальным явлением жанра эссе в русской литературе стал роман
    И. Герцена «Былое и думы», который А. И. Эльяшевич назвал «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма». В «Былом и ду­мах» воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника — с очерком, исповедь с раздумьями социолога.
    В русской литературе XX в. жанр эссе открыл Д. С. Мережковский. Его субъективные статьи (он называл их «субъективная критика») о Гого­ле, Л. Толстом, Достоевском и особенно о Лермонтове, которого он назы­вает поэтом «сверхчеловечества», — образцы классического эссе. К жанру эссе обращались А. Белый, И. Эренбург, О. Олеша, К. Паустовский, В. В. Ро­занов. Значительное достижение жанра эссе — «Мой Пушкин» М. Цве­таевой.
    В истории эссеистики последнего десятилетия XX в. можно назвать имена М. Кольцова, М. Пришвина, В. Некрасова, Ю. Нагибина, В. Соло­ухина, А. Адамовича и такие произведения, как «Гамбургский счет»
    Шкловского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Золотая роза» К. Паус­товского, «Перечитывая Чехова», «Уроки Стендаля» И. Эренбурга, «Трава забвения» и «Святой колодец» В. Катаева, «Люди и нелюди» В. Тендрякова, путевые очерки Д. Гранина.
    В эпоху крутых общечеловеческих переломов авторская, исповедаль­ная проза аккумулирует в себе острейшее социальное содержание.
    «Поэт в России больше, чем поэт» — это воистину так.
    В литературном процессе современной России — новое явление — эссеизация жанров романа и повести: «Печальный детектив» В. Астафье­ва, «Всё течет», «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Пушкинский дом» А. Би­това, «Всё впереди» В. Белова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домб­ровского, «Ягодные места» Е. Евтушенко…
    В современном литературоведении эссе — очерк или статья, насы­щенные теоретическими, философскими размышлениями. Жанр эссе — развивающийся и обновляющийся жанр; в настоящее время интерес к произ­ведениям, написанным в жанре эссе, очень высок. Видимо, права И. И. Московкина, говорящая о заложенной в эссе духовной энергии.
    Итак, для жанра эссе, как сказано в определении, данном в «Словаре литературоведческих терминов», характерно:
    1)    обращение к важным, значимым, значительным проблемам, среди ко­торых — литературные;
    2)     субъективизм авторской позиции, открытость автора, предельная исповедальность;
    3)    свободная форма изложения;
    4)    небольшой объем.
    Критик А. Эльяшевич характеризует жанр эссе так: «Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира». Эссе — это вчувствование в мир другого и обретение себя в другом. Эссе — это размыш­ления, высказывание своих заветных мыслей.
    Успех сочинения в жанре эссе зависит прежде всего от выбора пред­мета описания, исследования. Чем ближе вам предмет, тем больше воз­можностей для самораскрытия.
    Советуем прочитать

  8. Написать любой текст, в том числе школьное сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром. По всей видимости, сочинение можно писать в различных жанрах прозы, при этом сохраняется специфика школьного упражнения. Наиболее приемлемыми для сочинения жанрами являются литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему.
    Работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочинения более самостоятельны и разнообразны. Можно предложить следующие приемы обучения: — выяснение своеобразия жанра, освоение теории; — чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров, которые являются для нас образцами; — сравнение статей разных авторов, посвященных одному произведению; — составление примерных вопросов, помогающих освоить жанровую специфику художественного произведения или литературной критики; — составление примерных вопросов, помогающих ученикам написать работу в определенном жанре; — выполнение письменных работ и их анализ.
    Рассмотрим более подробно своеобразие жанров. Литературно-критическая статья Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни. Литературная критика рассматривает как современную, так и классическую литературу (современное ее прочтение), она тесно связана с эстетикой, теорией и историей литературы. Характер литературной критики меняется во времени. Сначала это была в основном общая оценка произведения, рекомендация его другим читателям. Затем ее цели и задачи усложняются.
    Важными критериями оценки становятся эстетическая, общественная и нравственная значимость произведения, которое рассматривается как целостное художественное явление в единстве формы и содержания. Однако зачастую одни критики рассматривали и оценивали художественные произведения в основном с позиций эстетической значимости (эстетическая критика), другие — исследовали содержание произведения, сверяя его с самой жизнью, подвергали анализу общественные процессы, выявляли типические явления, выносили приговор жизни, запечатленной писателем (реальная критика). Были и другие направления. Критика советского периода руководствовалась классовыми и партийными критериями в оценке произведений. Критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его качеств: общественной, эстетической, нравственной значимости и гуманистической направленности. Критик помогает читателю осмыслить идеи и образы, данные автором.
    При этом он учитывает особенности языка и стиля писателя, его художественную манеру. Критику важно быть доброжелательным в обращении, точным, искренним и честным в своей аргументации. Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др. Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.
    Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей одного произведения («Татьяны милый идеал» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Дворянская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе И. А.
    Гончарова «Обломов», «Онегин и Печорин — герои своего времени»), а также целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы или теоретико-литературному вопросу («Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», «Л. Н. Толстой о роли личности в истории» (по роману «Война и мир»), «Пейзаж и его роль в романе И.
    С. Тургенева «Отцы и дети»).
    Литературно-критические сочинения требуют прежде всего хорошего знания текста и умения его интерпретировать. Однако школьное истолкование художественного текста отличается от литературоведческого. Овладеть жанром статьи позволяет чтение и разбор статей русских критиков.
    Примерные вопросы, помогающие разобрать литературно-критическую статью: — В какое время написана статья? — Каковы взгляды автора, основные критерии оценки, которыми он пользуется, какое свойство художественной литературы выдвигает на первый план? — Во имя чего написана статья, какие цели и задачи поставил критик? — Какими приемами толкования текста он пользуется?
    — Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует? Культура полемики. — Какие еще написаны статьи об этом произведении?
    Какова точка зрения их авторов? — Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателя? — Как выражается личное отношение автора статьи к прочитанному? — Как начинается статья? Ее композиция, язык и стиль. — Как вы относитесь к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.
    При изучении содержания конкретной критической статьи можно использовать следующие приемы: дать историко-литературную справку, организовать комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему, предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям статьи. Обучая писать сочинения на тему, связанную с теоретико-литературным понятием, необходимо учитывать, что теория литературы имеет прикладное значение в школьном изучении и служит средством грамотной интерпретации и постижения художественного текста. Рецензия Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII — начале XIX века (от лат. гесепзю — осмотр, обследование).
    Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновременно дается библиографическое описание книги, информация о ее содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, ее роль в литературном процессе и В обществе.
    Все это сближает рецензию с критической статьей, однако она меньше по объему. Условно выделяют следующие основные виды рецензии: — небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; — эссе; это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; — развернутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала); — авторецензия, в которой излагается взгляд автора на свое произведение (ученики могут писать авторецензии на свои сочинения). Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку, становится обзором (обозрением). Наряду с усвоением теоретических вопросов читаются и разбираются рецензии писателей, критиков, литературоведов.
    Делается это в связи с изучением произведений, но можно провести и специальный обзорный урок. Иногда учитель дает сам или совместно с учащимися составляет вопросы, помогающие разобрать рецензию: — Какую книгу рассматривает автор рецензии, когда она вышла в свет, где? — К какому условному виду можно отнести эту рецензию? — Какую оценку дает автор рецензии книге? — Как обосновывает свою оценку, как убеждает читателя?
    — Какие приемы анализа текста использует рецензент? — Какие проблемы поднимает в связи с прочтением художественного произведения? — Как рассказывает о своих впечатлениях?
    — Какова основная мысль рецензии? Примерный план, помогающий ученикам написать рецензию: — Краткие библиографические сведения о книге. — Смысл названия книги. — Личные впечатления от прочитанного. — Особенности сюжета и композиции.
    — Актуальность проблематики. — Язык и стиль произведения. — Мастерство автора книги в изображении характеров героев. — Какова основная мысль рецензии? (Ученик должен ясно представлять, с какой целью он пишет свою рецензию.

    Материалы по теме:

    Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы»
    Проблематика романа Е. И. Замятина «Мы»
    Роман «Мы»
    Идейный смысл романа Замятина «Мы»
    Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI»
    Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина Мы)
    Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *