Сочинение на тему железная дорога

9 вариантов

  1. В своем стихотворении «Железная дорога» автор изобразил присущие русскому народу испокон веков качества: трудолюбие, упорство, долготерпение. Но ничто не смогло облегчить или улучшить их жизнь. Народ был поставлен в рабское положение, из которого не мог найти выхода. С разных концов страны были согнаны тысячи людей, чтобы строить железную дорогу. Некрасов с болью рассказывает о том, что многие из них нашли здесь смерть из-за тяжелейшего труда.
    Поэт очень чутко ощущал тенденции времени. Начало 60-х годов 19 века дало надежду на то, что народ сможет свергнуть крепостное право и самодержавие. Тогда должно наступить счастливое время, человека будут оценивать не по богатству или статусу, а по его делам и заслугам. Вся отчизна расцветет и будет для народа.
    Однако крепостное право свергли, но счастья и свободы народ так и не увидел. Это приводит к осознанию того, что путь к новой жизни – это сложный исторический процесс, результата которого ни сам поэт, ни новое поколение увидеть не успеют. Что же заставляет Некрасова сомневаться в быстрой перемене жизни населения к лучшему? Это рабская покорность и терпеливость народа.
    Стихотворение строится не на отдельных героях или сюжете, а на картинах тяжелой народной жизни, создавая обширную социальную панораму. Красной нитью сквозь все произведение проходит возмущение поэта ужасными условиями, в которые поставлен его народ, и тем, что заслуга за строительство дороги присваивается начальнику-казнокраду, а не людям.
    Это стихотворение подверглось жестокой цензуре и многим искажениям, потому что угрожало серьезным резонансом. Оно и сегодня остается актуальным и наиболее цитируемым стихотворением Некрасова. Ведь «Железная дорога» предсказала долгий путь к свободе.

  2. 2
    Текст добавил: Евгений Тихий

    Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов, русский классик 19 века, раскрывает очень важную проблему – проблему судьбы русского народа. Писателя сильно волновал этот вопрос, он не мог оставаться равнодушным по отношению к окружающим его крестьянам. Он хотел, чтобы его творчество побудило простой народ к действию, чтобы они перестали терпеть все издевательства над ними.
    Эта волнующая тема не обошла стороной и просто потрясающее стихотворение «Железная дорога», которое было написано Некрасовым в 1864 году, то есть уже после отмены крепостного строя в Российский Империи. Произведение основано на абсолютно реальных событиях: в нем рассказывается про строительство первой железной дороги из Москвы в Петербург. Для этого, казавшегося изначально благим, дела эксплуатировали крепостных крестьян.
    Стихотворение состоит из четырех глав. Немаловажным является эпиграф, основанный на диалоге отца и сына. Как можно заметить, генерал считает, что дорогу строили вовсе не простые крестьяне, а граф Петр Андреевич Клейнмихель. Главных героев в произведении нет, все события показаны в общей картине. На мой взгляд, этим автор хотел типизировать происходящее, сказать своему читателю то, что такие случаи не единичны, они встречались повсеместно в то трудное для страны время.
    Это произведение затронуло меня до глубины души, помогло понять то, как все-таки тяжело жилось крестьянам в то время.

  3. Н. Некрасов – один из пионеров русской гражданской лирики. Особенность его стихотворений данного направления – реализм. Автор нисколько не пытается приукрасить действительность, какой бы тяжелой она не была. В 1864 году поэт написал произведение «Железная дорога». На выбор темы повлияли историко-социальные мотивы: отмена крепостного права и особенности иерархии общества. Н. Некрасов имел возможность наблюдать как за более богатыми людьми (его отец был помещиком), так и за простыми рабочими. Это отобразилось в анализируемом стихе.
    Тема произведения – правда о строительстве железной дороги, пролегающей через российские земли. Автор показывает обратную сторону прогресса, построенного на человеческом поте и костях, разоблачает отношение «верхушки» к простому народу.
    В начале произведения «Железная дорога» Н. Некрасов подает диалог отца и сына о строительстве этого пути. Далее герои эпиграфа перерастают в образы произведения. Автор не говорит о том, к какому слою общества принадлежат собеседники, но это понятно и так из их внешнего вида и транспорта которым они пользуются. Кроме того, слово «папаша» некогда употребляли дети из богатых семей. «Папаша» утверждает, что железную дорогу построил граф, но этот миф опровергает лирический герой.
    Лирический герой появляется с первых строк. Сначала он любуется прекрасным русским осенним пейзажем с окна поезда. Эта обстановка побуждает в нем желание поведать правду Ване (сыну, который упоминался в эпиграфе). Лирический герой рассказывает ребенку, как в тяжелых условиях труда умирали люди, кости которых «разбросаны» возле рельсов, а сами они приведениями бродят неподалеку. Лирический герой пытается привить мальчику уважение к «мужику», призывает перенять «привычку к труду». Описание каторжной работы оказалось просто сном, но даже в нем мужиков разгоняет генерал.

  4. За окном мелькают судьбы
    Жизней прожитых года…
    Викорук Д. Г..
    Вряд ли в средней полосе России найдется человек, который ни разу не пользовался услугами железной дороги, будь то простая поездка на дачу или путешествие к морю. Каждый раз, оказываясь на вокзале, ощущаешь благоговейный трепет перед поездкой.
    Российские железные дороги имеют длинную историю и славные традиции. 1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан высочайший Указ о сооружении первой в России железной дороги: Санкт-Петербург — Москва. На ней были построены 34 станции и возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам известного архитектора К. А. Тона. Они и по сей день радуют пассажиров совершенством своих форм. Первого ноября 1851 года самая большая по протяженности двухпутная железная дорога была открыта.
    Первая русская магистраль, являющаяся в наши дни частью Октябрьской железной дороги, начала работать. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Расстояние от Петербурга до Москвы — 650 километров — скорый поезд преодолевал за 12 часов.
    В середине 19 века в правительственных кругах возник вопрос о соединении Москвы с волжскими губерниями. В результате была построена Приволжская железная дорога, которая постепенно разрасталась и расширялась. Так, в 80-е и 90-е годы XIX века появилось несколько проектов строительства железной дороги до Астрахани. Были проведены изыскания, но ни один из проектов не нашел поддержки правительства. Около 10 лет шли споры о выборе направления, которые разрешились лишь в начале 20 века, когда 10 июня 1902 года вышло высочайшее повеление о строительстве ширококолейной линии от Астрахани до станции Красный Кут. В 1909 было завершено строительство линий на Астрахань.
    В годы Великой Отечественной войны приволжские железнодорожники обеспечивали необходимые перевозки для снабжения фронта, особенно в районе Сталинграда. По решению Госкомитета Обороны осенью 1941 началось строительство линий Ахтуба — Паромная и Астрахань — Кизляр с сооружением паромных переправ через Волгу у Астрахани и Сталинграда. Решающее значение в снабжении Сталинградского фронта войсками, техникой и боеприпасами приобрела линия Урбах — Верхний Баскунчак — Астрахань. На этом участке было применено караванное движение: поезда шли днём и ночью с интервалом 10 мин, безопасность движения обеспечивали сигналисты паровозных бригад, которые сидели на передней площадке паровоза и последней тормозной площадке поезда.
    После второй мировой войны железнодорожная сеть СССР стала восстанавливаться, а затем и возрастать. Все направления стали хорошо оснащаться технически, увеличивалось количество сотрудников, усовершенствовалась работа. Известно, что в1989 году общая длина российских дорог составила 1234,9 тыс км.
    Сейчас Приволжская железная дорога успешно развивается. Об этом говорят и статистические данные за 2006 год. Эксплуатационная длина этой железной дороги составляет 4236,8 км, здесь работает 41355 человек. Только за 2006 год на Приволжской дороге было перевезено 42 млн. 284 тыс. тонн грузов, а пассажиров — 10 млн. 600 тыс. человек.
    Приволжское отделение РДЖ имеет несколько отделений: Астраханское, Волгоградское, Саратовское.
    В настоящее время Астраханское отделение Приволжской железной дороги возглавляет Александр Евгеньевич Сюськин. У этого отделения, впрочем, как и у всей российской железной дороге в целом, есть одно направление деятельности, на которое направлены все силы и администрации, и сотрудников: «Своевременное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров».
    Астраханское железнодорожное отделение успешно развивается. Известно, что в том же 2006 году грузооборот здесь составил больше 10 млрд. тонн. Как сообщает пресса, за 9 месяцев 2006 года поездами дальнего следования здесь воспользовались 2 млн. 276 тыс. человек, поездами пригородного сообщения — 945 тыс. человек. План по пассажирообороту во всех видах движения выполнен на 104,8%.
    Каким же будет будущее российской железной дороги? Не отпадет ли в ней надобность уже в скором времени? Я думаю, что в ближайшем будущем — наверняка, нет. Билеты на поезд стоят гораздо дешевле, чем авиабилеты. Кроме того, в железнодорожных путешествиях есть своя невыразимая прелесть, своя романтика. Мне кажется, что людям будет трудно отказаться от всего этого, даже под воздействием безжалостной экономики.
    Что же касается далекого будущего… В фантастических книгах мы читаем, что появятся совершенно новые виды транспорта, которые будут отличаться невероятными скоростями и возможностями. Мне кажется, что железнодорожный транспорт будет развиваться и усовершенствоваться вместе со временем, что он не раз уже доказывал. Поэтому, на мой взгляд, паутина железных дорог всегда будет опутывать не только территорию нашей Родины, но и всего мира, снабжая людей всем необходимым.

  5. В своих произведениях Некрасов не только опирался на русское народное творчество, но также продолжал традиции Гоголя, Тургенева, изображая народ реалистически. Поэт преклоняется перед трудолюбием, внутренней силой народа, его умом и широтой души. С болью описывает он в своих произведениях трудности крестьянской жизни, страдания простого человека и жестокость в отношении к нему.
    Стихотворение «Железная дорога » Н. А. Некрасов посвящает тяжелому труду народных масс. Генерал считает, что простой народ — это ничего не значащие и нестоящие существа, «варвары», «дикое скопище пьяниц». Но автор произведения считает по-другому. По его мнению, народ — это созидатель, творец и духовных, и материальных ценностей. И поэт спешит доказать нам это. Он рассказывает, как строилась железная дорога и сколько людей «гроб обрели здесь себе». Чтобы ярче раскрыть затронутую им тему, автор использует как реалистические элементы, так и фантастические.
    К фантастическим, например, относится появление лунной ночью мертвецов, которые поют песню о своей тяжелой судьбе и лишениях при жизни. Они рассказывают, как «надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролись с голодом, мерзли и мокли, болели цингой». И перед нами встают поражающие своей реалистичностью картины тяжелой жизни русских мужиков. Их «пение дикое» разносится над всей Россией, но автор говорит мальчику, что бояться его не стоит. Ведь «это все братья твои — мужики!». И перед Ваней возникает призрак белоруса. Он «изможден лихорадкою», болен. У него «губы бескровные, веки упавшие», язвы на руках, опухшие ноги и «колтун в волосах». С поражающей воображение реалистичностью автор рисует перед нами образ мужика, чьи силы и здоровье разрушены тяжелым трудом и бесчеловечными условиями существования. Но в голосе автора звучат и оптимистические нотки. Он верит в силу русского народа:
    * Да не робей за отчизну любезную…
    * Вынес достаточно русский народ.
    * Вынес и эту дорогу железную
    * Вынесет все, что Господь ни пошлет!
    Использование реальных картин народного быта и фантастических элементов помогает Н. А. Некрасову более полноценно раскрыть перед читателями картину страданий простых людей. И обличающие слова звучат еще более впечатляюще от того, что произносят их не живые люди, а мертвецы, восставшие из могил, чтобы увидеть плоды своего труда.

  6. Сочинение-анализ, на мой взгляд, писать немного легче: для этого достаточно прочитать само произведение, чтобы иметь представление о чём речь; почитать критические статьи; ознакомиться с историческими реалиями того времени и отношением к ним автора.
    Во вступлении стоит упомянуть о том, что сама жизнь подвела поэта (дворянина по происхождению) к теме русского народа, его трудной судьбе. Служение интересам народа – таков был принцип русских литераторов так называемого гражданского направления, в том числе и Н.А. Некрасова. Привести примеры.
    Далее отметить реалистичность повествования, присущую всем произведениям автора и помогавшую современникам поэта переосмыслить восприятие окружающей действительности.
    Теперь собственно анализ. Заострить внимание на том факте, что, хотя произведение имеет небольшой объём: всего четыре части, разных по длине, его смело можно назвать поэмой в связи с глубиной поднятой темы. И перейти к характеристике каждой части: первая – лирическая, умиротворённая. Дать цитаты о местности и явлениях природы, наблюдаемых из окна вагона.
    Вторая: нечаянный свидетель разговора отца и сына в начале путешествия о строительстве железной дороги в своих мыслях ведёт разговор с мальчиком, приводя примеры тягот работ, жертв, которые претерпел “свободный” крестьянский люд, выгнанный с родных мест голодом – этим “царём” новой жизни (отмена крепостничества). Привести строчки, дающие реальное понимание о положении дел. Отметить язык изложения – глаголы: мёрзли, мокли, давило, секло, претерпели и т.д., прилагательные: бескровные, тощие, упавшие…
    Третья: чудесным образом мальчик внял неслышимому рассказу, который дал понять ему правду о действительном строителе железной дороги – русском мужике. Он говорит об этом отцу, чем вызывает его на спор. Мы понимаем, что устами ребёнка спорит сам автор, пытаясь доказать, что всё, что ни есть на земле, создано трудовыми руками того самого народа, который подвергался унижению правящего класса. Здесь впору придутся множественные цитаты из стихотворения.
    Четвёртая: продолжение спора, переходящее в показ итога стройки с точки зрения мужиков-строителей: не получив ничего за работу, обманутые господами – хозяевами жизни, которые вдобавок присвоили себе лавры за их тяжкий труд.
    Где-нибудь по тексту стоит упомянуть о дате написания произведения.
    В сочинении-размышлении приветствуются личные оригинальные мысли по поводу содержания произведения и о творчестве автора в целом тоже надо упомянуть – для сравнения.

  7. Голоса железных дорог.
    Рельсы, рельсы,
    Шпалы, шпалы.
    Едет поезд запоздалый.
    Вдруг из последнего вагона посыпалось зерно…
    Когда я был совсем  маленьким, мама каждый вечер делала мне массаж, напевая эти строки. А я лежал и представлял, а какой это поезд?
    Там где я родился, железной дороги рядом не было, и поезда я видел только на картинках и по телевизору. Но я всегда мечтал прокатиться на настоящем поезде. Они мне казались какими-то сказочными, необычными, в общем живыми. Рассматривая картинки, я подолгу разговаривал с ними, и они мне отвечали. Я слышал в ответ чёткие звуки поезда: «Ту-у-у-у»
    Однажды, когда мне уже исполнилось шесть лет, моя семья переехала жить на станцию Мана. И  первое, что я увидел, это железнодорожный переезд. Тут я понял, что моя мечта сбылась – и я буду жить там, где ходят поезда.
    Из окна моего нового дома была видна станция. С тех пор я стал наблюдать за жизнью на железной дороге.
    Каждый раз, как только поезд приближался к станции, я старался отгадать, что это за поезд. Ведь оказалось, что поезда действительно умеют «разговаривать».
    Слышите чёткие «Тук- тук-тук» – приближается товарный поезд, который везёт цистерны. Груз этот не только необходимый, но и очень опасный. И своими звуками поезд предупреждает нас: «Будьте осторожны! Опасный груз!»
    А вот в ночи послышались приглушённое: «Чух-чух-чух» это идёт пассажирский поезд и предупреждает: «Тихо-тихо! Ведь сейчас многие пассажиры спят!»
    А утром на станции раздаётся весёлое, пронзительное «Ту-у-у». Это обозначает: «Доброе утро!»
    Это приближается электричка, которая повезёт железнодорожников на свои рабочие места.
    И каждому звуку я очень рад, на каждое приветствие я тоже отвечаю приветствием.
    Поступив в школу я в первый же год записался в кружок «Юный железнодорожник». На занятиях нам много рассказывают о профессиях железнодорожников, мы часто ходим на экскурсии. Особенно мне понравилось в депо, где находится дрезина. Машинисты разрешили нам посидеть в кабине, где я почувствовал себя настоящим машинистом.
    На самом деле я не знаю кем я стану, когда стану взрослым, но я точно знаю, что я буду работать на железной дороге. Своими разнообразными звуками дорога зовёт нас к себе.

  8. Стихотворение «Железная дорога» было написано Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1864 году. В это время уже отменили крепостное право, и всем казалось, что жизнь в России станет лучше и счастливее, что народ не будет больше так тяжело страдать. Однако Некрасов показывает, что это не так. Стихотворение «Железная дорога» – очень драматичное и тяжелое
    произведение. В нем он не верит, что русский народ когда-нибудь будет жить хорошо. Почему? Мне кажется – потому, что он не умеет жить хорошо. В этом стихотворении Некрасов показывает, что с отменой крепостного права жизнь народа не изменилась. Он по-прежнему закрепощен, его угнетают, но не помещики, а капиталисты. Некрасов все-таки хочет верить в то, что в будущем все будет лучше. Вот почему сон о людях из народа видит молодой сын генерала Ваня. Так Некрасов хочет показать, что молодые люди должны думать о народе, бороться за его достойную жизнь. Ваня даже спорит со своим отцом-генералом, который не любит русский народ.
    Ваш славянин, англосакс и германец
    Не создавать – разрушать мастера,
    Варвары! дикое скопище пьяниц! ..
    Ваня защищает русский народ, говоря, что он построил железную дорогу, что он трудится самоотверженио и героически, что в нем много силы и красоты. Но генерал не верит в это, для него все простые люди-рабы. Русский народ слишком много терпит. Вот поэтому Некрасов
    сомневается, что счастье наступит быстро. Прошло много лет со дня написания этого стихотворения, но строки Некрасова не потеряли своего значення:
    Вынесет все – и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только, жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется ни мне, ни тебе.

  9. Одной из важнейших тем творчества Николая Алексееви­ча Некрасова была тема народных страданий. В этом легко убе­диться, взяв наугад практически любое его произведение. Ярки и убедительны под его пером описания тяжелой доли пахаря, переживания женщины-крестьянки, их детишек, с малых лет приучающихся к тяжелому труду. Известный нам с дошкольно­го возраста «мужичок с ноготок» из стихотворения «Крестьян­ские дети» не забавы ради ведет по лесу свою лошадку. Нет, он помогает отцу запасаться на зиму дровами. А какова судьба его родителей? Может быть, отца этого ребенка вспоминает поэт в стихотворении «Несжатая полоса»:
    Знал, для чего и пахал он, и сеял,
    Да не по силам работу затеял…
    Руки, что вывели борозды эти,
    Высохли в щепку, повисли как плети.
    И вполне могла бы оказаться матерью маленького помощ­ника родителей изнуренная тяжким трудом женщина, изобра­женная в стихотворении «В полном разгаре страда деревен­ская…», к которой поэт обращается с горьким вопросом:
    Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам?..
    Но не только картины сельской жизни нашли воплощение и поэзии Некрасова. С не меньшим участием он присматрива­ется к жизни капиталистического города, полного социальных контрастов. В стихотворении «Размышления у парадного подъезди» мы видим ходоков-просителей, пытающихся про­никнуть на прием к сановному вельможе, и понимаем, какая пропасть разделяет его, проводящего жизнь в постоянной праздности, и их, бесправных тружеников.
    А в стихотворении «Железная дорога» Некрасов в поэти­ческой форме высказывает свою точку зрения на новое для тогдашней России явление — строительство железных дорог. Сейчас мы привыкли к поездкам по железной дороге. В этом для нас нет ничего необычного. Но во времена Некрасова в России прокладывались только первые сотни километров рельсовых путей. И вот, проезжая по железнодорожной маги­страли, связавшей две российские столицы: Санкт-Петербург и Москву — поэт рассуждает об увиденном и услышанном.
    Стихотворению предпослан эпиграф. В нем воспроизво­дится разговор в вагоне между неким генералом и его малолет­ним сыном Ванечкой. На вопрос, кто построил дорогу, по ко­торой они едут, генерал отвечает, что это сделал граф Клейнми­хель. Это фамилия одного из руководителей строительства. Но поэта такой ответ возмущает. Он знает, что дорогу построил народ. И она стала результатом тяжелого подневольного руда. И своем воображаемом разговоре с Ванечкой Некрасов пока­зывает ему настоящих строителей — простых русских мужиков. И взволнованно восклицает:
    Труд этот, Ваня, был страшно громаден —
    Не по плечу одному!
    В мире есть царь: этот царь беспощаден,
    Голод названье ему.
    Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,
    Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *