Сочинение на тему женские образы в герой нашего времени сочинение

15 вариантов

  1. Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.
    Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
    Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.
    В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

    Вера

    Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
    Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.
    Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.
    Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

    «Ундина»

    Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.
    Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.
    Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.
    Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

  2. Все поэты во все времена воспевали женщин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин называют прекрасной половиной человечества. Они могут вдохновить на подвиг и толкнуть на преступление. В русской литературе создано много женских образов, ярких и запоминающихся. Они привлекают нас своей поэтичностью, добротой, нежностью и чистотой. Это и пушкинская Татьяна, и тургеневские девушки, и некрасовские героини, и многие другие женщины. У каждой из них свой мир, сложный или простой, но обязательно неповторимый.
    В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описал нескольких женщин, совсем непохожих друг на друга. Их объединяет единственное: они любят главного героя романа — Григория Александровича Печорина. Это типичный молодой человек 30-х годов XIX века. Он умен, не лишен очарования, остроумен, речь его правильна и литературна. Печорин хорошо разбирается в истории, философии, способен к глубокому анализу. Вместе с тем он эгоистичен, насмешлив, жесток, холоден и, как следствие этого, одинок.
    Мы знакомимся с Печориным в повести «Бэла». Печорин встретился с Бэлой на свадьбе ее сестры, где эта шестнадцатилетняя девушка приглянулась ему. «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла влюбляется в Печорина всем сердцем. В ее душе сталкиваются две страсти — вера и любовь к Печорину. Вторая побеждает, и Бэла целиком отдается любви. Печорин для нее единственный человек на земле. В сущности, так оно и было. Бэла покинула свой дом, отказалась от людей своей веры, отец ее погиб, а брат исчез. Она добрая, нежная, самоотверженная, но она — только капля из того моря, которое может утолить Печорина. Печорин некоторое время был привязан к девушке, но потом это ему наскучило, любви Бэлы ему оказалось мало, его жизнедеятельная натура ищет новых развлечений. Бэла не принесла ему той новизны, которой он от нее ждал, она оказалась такой же, как все. Для Печорина «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Девушка глубоко страдает, смерть ее закономерна, она становится избавлением для покинутой души. И все же нам искренне жаль эту дикую и прекрасную девочку-горянку, В рассказе о Бэле еще только начинает раскрываться характер героя, но мы уже можем сделать некоторые выводы.
    Немного похожа на Бэлу другая девушка — юная контрабандистка. Но так кажется только на первый взгляд. Эта схожесть девушек в том, что обе они не из круга Печорина, не барышни светского общества, поэтому кажутся ему очаровательными и загадочными. В девушке-контрабандистке есть что-то неизведанное, таинственное, к чему так стремится Печорин в надежде избавиться от скуки. Она, как лодочка в море, про которую поет песню.
    Лермонтов большое внимание уделяет глазам «ундины», они-то и привлекают внимание Печорина. Глаза девушки излучают необычный свет, обладают «какой-то магнетической властью». «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос» — все это было, по словам Печорина, для него обворожительно. Дикарка притягивает Печорина новизной, неповторимостью, но для него главное — очередное приключение, спасение от скуки. Печорин чувствует в себе силу, способность к настоящему подвигу, но растрачивает себя по мелочам. Переполошив «честных контрабандистов», он и сам сожалеет об этом.
    Совсем не похожа на Бэлу княжна Мери. Она — светская кокетка, но еще молода и неопытна, плохо разбирается в людях, ее привлекает внешний блеск светской жизни. В то же время княжна Мери — нежная, романтическая, мечтательная натура. Вспомним, как описывает ее Лермонтов: бархатные глаза, длинные ресницы, преграждающие путь солнцу, нежная розовая кожа, хорошенькая маленькая ножка. У нее девичье обаяние, добрая душа, ум. Чем же привлекает ее Печорин? Она создает для себя образ любимого, опираясь не на жизненные впечатления, а на прочитанные книги. Мери ищет героя и готова увидеть его в первом встречном. Сначала ей нравится Грушницкий, «серая шинель» которого создавала ореол романтичности и загадочности, потом появляется Печорин. Но Печорин не такой, как Грушницкий и ему подобные, у него более сложная натура. Ухаживания Печорина девушка принимает за чистую монету. Она видит настойчивость Печорина и, естественно, делает вывод, что он ее полюбил. Так принято в ее обществе, где набор книжных слов: «мой ангел», «моя княжна», «ваш божествен
    ный образ» — заменяет истинные чувства. Печорин — другой. Девушка слышит странные его речи, понимает, что человек он необыкновенный, не такой, как все, и поэтому влюбляется в него. В любви она готова даже на самопожертвование, на прнебрежение законами общества, готова первая открыться в своей любви. Она надеется услышать ответные слова и от Печорина, но тот молчит. Любила ли она Печорина? Да, любила, но любила созданный ею образ, а не настоящего Печорина. Настоящего Печорина она не знала, не понимала, да и не стремилась понять. Для Печорина она была лишь очередным увлечением, новой игрой, которой он увлекался, пока она ему не наскучила. Мери не смогла понять, что Печорин — настоящий, а Грушницкий — подделка, она стремилась дать Печорину то счастье, которого хватило бы только для Грушницкого. В этом ее беда. Но мы искренне жалеем Мери и осуждаем Печорина, осуждаем за то, что он забавляется игрой с Мери. Печорин прекрасно понимает, какие страдания приносит девушке, но не жалеет ее, а наслаждается происходящим: «…она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира…»
    И наконец, Вера, которую Печорин любит. За что? Он сам говорит, что она — единственная женщина, которая смогла понять его и принять со всеми достоинствами и недостатками. Да, Вера сумела полюбить Печорина таким, каков он есть. Но взаимоотношения Печорина и Веры гораздо сложнее, чем взаимоотношения Печорина и Бэлы или Печорина и Мери. Лермонтовский герой — натура двойственная и противоречивая. С одной стороны, он устал любить, разуверился в женщинах и теперь требует только любви для себя. Вера дает ему эту любовь. С другой стороны, Печорин — эгоист, охотник за приключениями, для которого главное — добиться поставленной цели. Вера замужем, и ему интересно добиться любви замужней женщины.
    Печорин искренне страдает, когда получает от Веры последнее письмо. Он загоняет лошадь и плачет на мокрой земле. Но чувства его мимолетны. Еще мгновение — и перед нами снова холодный, расчетливый человек, у которого рассудок берет верх.
    Всем женщинам, с которыми сталкивается Печорин, он приносит одни страдания. Впрочем, от одиночества и непонятости страдает и сам Печорин. Лермонтов пополнил галерею женских образов русской литературы своими героинями. Нежность Мери, грусть Веры, обаяние, пластичность Бэлы и загадочность «ундины» контрабандистки придают неповторимое очарование лермонтовской прозе.

  3. Ключевую роль в романе М.Ю. Лермонтова играют образы женщин, так или иначе связанных судьбой с главным героем – Григорием Печориным. Замужняя Вера, ее родственница Мери Лиговская, черкесская княжна Бэла, Ундина – все они связаны между собой общим несчастьем: знакомством с Печориным. Кого-то любил он (или же думал, что любил), кто-то любил его, кто-то просто имел несчастье встретиться ему на пути, а итог – разбитые сердца и даже смерть.
    Наверняка самый горячий отклик в сердцах читателей получила Бэла – гордая черкешенка, преданная братом, который помог Печорину похитить ее и тем самым осквернить ее честь. Очень трогательна и грустна любовь Бэлы к Григорию, не отвечающему ей взаимностью, а ее судьба несчастна. Безответная любовь принесла ей смерть, которая стала словно освобождением для израненной и измученной души девушки.
    Княжна Мери – дворянка. Она горда, умна, прекрасна. В ней Печорин увидел удивительную силу духа. Влюбившись в главного героя, девушка нашла в себе смелость поступить так, как в те времена не было принято делать: призналась в своих чувствах объекту любви. Ее несчастье связано именно с этим поступком. Себялюбивый Печорин польщен вниманием, однако словно какая-то сила заставляет его пользоваться уязвимостью Мери, подавлять ее и унижать. Сердце девушки разбито и никогда уже ее жизнь не станет прежней.
    Вера – в прошлом возлюбленная Григория Александровича – встречается ему снова, и оба вспоминают о своих чувствах. Ее образ очень противоречив. Возможно, именно поэтому героиня лучше всех видит душу и переживания Печорина, понимает его. Однако события складываются не лучшим образом: из-за неверности Веры муж навсегда увозит ее из города.
    Самой загадочной девушкой в романе является Ундина. Так называл ее главный герой. Она одна не была влюблена в Григория, однако тоже необратимо пострадала из-за встречи с ним и из-за своей любви к контрабандисту Янко. Любовь ее была неправильной, так как толкнула ее на преступление. Она готова была пойти на убийство Печорина, чтобы защитить любимого человека, но все обернулось иначе: Печорин выбросил девушку из лодки.
    Через весь роман тонкой красной нитью проходит тема несчастной любви, когда в сердце господствуют эгоизм и себялюбие.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени», 9 класс» читают:
    Сочинение на тему «В чём противоречивость характера Печорина?»
    Сочинение на тему: Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» (9 класс)
    Сочинение на тему: Печорин и Грушницкий в романе «Герой нашего времени»

  4. Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата. Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.
    Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.
    Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.

    Бэла

    Гордая черкешенка. Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость, но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня. Долго девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от похитителя, не подпускала к себе. Сердце постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви. Но что ожидать от самовлюбленного эгоиста. Григорий быстро охладел к Бэле. Наигрался и бросил.
    Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс-капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви. Для Печорина ее смерть ничего не значила. Во время похорон на лице не дрогнул ни один мускул. Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по-другому. Бэла ушла в мир иной с сожалением, что на том свете не сможет быть вместе с любимым. Разная вера мешала объединить души на небесах. Загубленная Печориным юная душа, не сумевшая противостоять его чарам.

  5. Центральной фигурой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Печорин — молодой аристократ, образ которого воспроизводит ярких представителей постдекабристских идей в России 30-х годов. Ему неинтересны ни образование, ни развлечения; имея острый и проницательный ум и критическое мышление, Печорин стремится найти свое предназначение в чем-то действительно важном и имеющем значение, но все его стремления разбиваются о реалии времени.
    В повествовании автор не выражает своего отношения к персонажу; раскрыть его характер и направить мнение читателя помогают образы прочих героев, с которыми Печорину приходится сталкиваться на своем пути. Особенно ярко характеризует Григория его отношение к женщинам — в романе присутствует несколько важных образов, анализ которых позволяет лучше понять главного героя.
    Первой девушкой, появившейся в повествовании, является черкешенка Бэла. Красивая, гордая и диковатая, она пленяет своей таинственностью как читателя, так и Печорина. Григорий похищает девушку и страстно пытается добиться её любви. Однако заполучив сердце непокорной красавицы, он охладевает к Бэле. В беседе с Максимом Максимычем герой говорит о том, что любовь дикарки ему не интересней любви «знатной барышни». Даже смерть Бэлы вызывает у него лишь странный смех. Мимолетное увлечение, желание обладать, подчинить дикарку – лишь одно из проявлений загадочного характера Печорина.
    Другим подобным увлечением стала княжна Мери – «знатная барышня». Чистая, невинная девушка, наделенная не только красотой и положением в обществе, но и незаурядным умом и романтизмом. Печорин сразу признает, что не испытывает к Мери глубоких чувств; ему приносит удовольствие обольщение молодой и чистой души. Осознавая эту черту своего характера, он презирает себя, но продолжает губить окружающих: если в результате первого романа от тоски погибает сама Бэла, то результатом отношений Печорина и Мери становится смерть Грушницкого на дуэли.
    Особой женщиной в жизни героя является Вера. В произведении её образу уделяется намного меньше внимания, что наделяет Веру некой загадочностью. Будучи замужем, она продолжает преданно любить Григория, прощая и принимая все его порывы. Только Вера способна понять тайну страдающей души Печорина — потому что их характеры схожи. И неспособный на любовь Печорин раскрывается перед читателем с другой стороны в единственном эпизоде — пытаясь догнать Веру во время её отъезда. Страх потерять её, слезы отчаяния и одновременная радость этим слезам — чувства, несвойственные для одинокого и замкнутого Григория, но именно эта женщина вызывает их.
    Каждый из этих образов появляется в романе, чтобы максимально полно раскрыть характер главного героя. В отношениях Печорина с женщинами мы видим все его пороки: отчужденность, холодность, жажда обладания, порой доходящая до жестокости. Но вместе с тем герой способен на искренние и яркие порывы, в достижении цели используя все возможные методы. Это говорит о страстности и деятельности Печорина, огромных силах, которые так и остались дремлющими в его душе.

  6. Основным замыслом романа «Герой нашего времени» стало желание автора создать и раскрыть образ молодого человека, обладающего умом, энергией, имеющего хорошее образование, но который не может реализовать свои способности в условиях той эпохи и того общества.

    Женские образы как способ раскрытия характера героя

    Этим молодым человеком становится Григорий Печорин. Описание природы, жизненные ситуации, действующие лица – все это призвано наиболее полно раскрыть личность героя романа. Большое значение при этом имеют женские образы, созданные Лермонтовым в своем произведении: Бэла, княжна Мери и Вера.

    Бэла

    Эта девушка была дочерью кавказского князя. Красавица с пылкими очами, чудесно танцевавшая, умелая рукодельница – такой она предстает впервые перед нами. Неискушенная в «науке страсти нежной», она не умеет хитрить, а все ее чувства честны и открыты. Гордая горянка, верная законам своего народа, отвергает Григория, не подкупается она и дорогими подарками.
    После похищения, уже влюбившись в своего похитителя, Бэла и в этой ситуации не теряет достоинства – даже муки ревности и обманутой любви не заставляют ее выяснять отношения.
    Как бы сильно она ни страдала, гордая девушка держит себя в руках, и лишь по ее похудевшему личику и страдающим глазам Максим Максимыч угадывает, какие душевные муки испытывает Бэла.
    Лишенная привычной среды обитания, оторванная от семьи, обманутая в своих чувствах, она неизменно должна была погибнуть. Смерть ее, хоть и косвенно, лежит на совести Печорина.

    Княжна Мери

    Печорин приносит горе всем женщинам, которые его окружают. Еще одной его жертвой его амбиций, эгоизма и неудовлетворенности судьбой становится и княжна Мери.
    Он с первой встречи обратил на нее внимание, и это неудивительно, потому что, помимо красоты, она была еще и скромна, обладала добрым характером и заметно выделялась своим благородством манер на фоне остального женского общества.
    Конечно, на неискушенную красавицу такая сильная личность, как Печорин, не могла не произвести впечатление. Он значительно выигрывал в сравнении с другими поклонниками, жалкими и скучными. Мери привлекает этот человек, и она всей душой отдается ему.
    Ей не понять, что его жизнь протекает в бесконечной битве между собой и окружающим миром. Для Григория девушка является всего лишь еще одной представительницей презираемого им аристократического круга. Он, завладев любовью Мери, легко и равнодушно отвергает княжну.

    Вера

    Полностью подчинена воле Печорина и Вера. Она ужасно страдает от ревности, когда узнает о том, что ее возлюбленный затеял интрижку с молодой девушкой. Это страстное чувство буквально убивает женщину, и без этого ослабленную тяжелой болезнью.
    Вера настолько влюблена в Григория, что безоговорочно принимает его со всеми недостатками и дурными наклонностями. И эта любовь могла бы, возможно, спасти героя романа.
    Искренность и сила ее чувства пробили панцирь жестокости и равнодушия в его сердце. Когда Печорин понимает, что он потерял Веру, он загнал лошадь, стремясь вернуть любящую его женщину.

    Без вины виноват

    Во взаимоотношениях Григория Печорина с женщинами, в истории их трагической любви к страдающему эгоисту хорошо видны особенности личности молодого человека. По отношению к возлюбленным он ведет себя жестко и отстраненно.
    Погибает Бэла, разрушена спокойная жизнь княжны Мери, морально разбита Вера. Но нельзя без оглядки обвинять главного героя во всех ситуациях. Он не является бездушным существом, глубоко переживает смерть Бэлы, внутренне корчится от стыда, объясняясь с Мери, рыдает, когда не может догнать уехавшую Веру.
    Печорин приносит беды своим женщинам, но не потому, что стремится так поступить, а потому, что характер его порожден борьбой между собственной личностью и лживым светом.

  7. Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 гг. Это один из первых романов лирическо-психологической направленности в русской классике. Восхищению Лермонтовым нет предела, так как он в достаточно юные годы создал поистине сложный роман, который отражает переломный период в обществе в те времена, а также показывает трансформацию личности по всей сюжетной линии. Читая это роман, понимаешь, что он написан о глубокой печальной душе, которая чересчур требовательна к себе и смотрит на происходящее в обществе трезвым взглядом.
    В романе автор уделил большое внимание женским образам, которых немало, каждый из них он сделал неповторимым и уникальным. Лермонтов создал монументальные образы, с которыми соперничать могли лишь единицы. Это умные и красивые женщины, знающее себе цену и желающие реализовать себя как личность в обществе. Все эти женщины поначалу кажутся несчастными, но именно через них автор пытался еще раз передать натуру Печорина.
    Всего в романе четыре главных женских образа – это Вера, княжна Мери, Бэла и Ундина. Роль женщин в романе очень велика, через их взаимоотношения с Печориным раскрываются новые черты главного героя.
    Один из главных образов – это образ замужней светской дамы Веры, которая была влюблена в Печорина. Она понимала его душу, чувствовала его и знала все его пороки, такие как эгоизм и самолюбие. Однако эта любовь обернулась для Печорина бедой, так как Вера толкнула его на дуэль с Грушницким.
    Образ княжны Лиговской либо просто княжны Мери – это образ гордой девушки из знатной семьи, которая, переступив через это, клялась в любви Печорину, хотя в те времена это было недопустимо. Понимая это, главный герой играл чувствами девушки, стараясь еще больше влюбить в себя и подчинить, только зачем ему это – он так и не понял.
    Самый трогательный женский образ в романе – это образ Бэлы, которую Печорин похитил. Это очень мужественный образ, несмотря на предательство брата, который продал ее Печорину за коня, она все переносила мужественно и стоически. Она была влюблена также в главного героя, но это было не взаимно. Эту девушку поджидала смерть и она была убита человеком, который любил ее. Главные ее черты – это нравственность и душевная чистота.
    Образ загадочной девушки – русалки Ундины также был достаточно интересным. Это образ любовницы контрабандиста Янко, в которого девушка была сильно влюблена. Печорин застал их вместе, и девушка боялась, что он донесет на них властям. В итоге она заманила его в лодку и пыталась утопить, но сама оказалась за бортом. Это образ сильной женщины, которая обладала страшной любовью и ради своего любимого была способна на убийство.
    Все образы уникальны и над каждым из них Лермонтов потрудился очень скрупулёзно, придав роману неповторимость и уникальность.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени» читают:
    Сочинение на тему «В чём противоречивость характера Печорина?»
    Сочинение на тему: Грушницкий и Печорин в романе «Герой нашего времени»
    Сочинение на тему: Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» (9 класс)
    Сочинение по произведению «Герой нашего времени»

  8. 8
    Текст добавил: Добавляйтесь

    При помощи женских образов перед читателями полностью раскрывается образ и характер Печорина. Его поступки говорят сами за себя.
    Судьба Бэлы была очень сложна. Кавказскую девушку Печорин буквально выкрал и этому поспособствовал ее собственный брат. Он думал, что отдает свою любимую сестру в руки человека, который будет любить ее также горячо и сильно, как он. Девушка была гордой и знала себе цену. Но это не спасло ее и она начала испытывать нежные искренние чувства к своему похитителю. Только чувства Бэлы так и остались без ответа. Печорина не смогли изменить светлые чувства. Они ему очень быстро наскучили, и он продолжил свою дорогу дальше.
    Будучи совсем юной, княжна Мэри была слишком наивной. Ей симпатизировали юноши, которые не были похожи на всех. Таким оказался именно Печорин. Он был самым дерзким, не боялся сказать слово против и поражал всех своим поведением. Не нашлось бы другого такого удивительного человека. У Мэри все началось с легкой симпатии, которая постепенно перешла в любовь. Кажется, что сам Печорин был бы готов полюбить княжну, но решает разорвать все отношения немедленно. Он не способен принести в жертву отношениям свою свободу. Григорий остается своенравным и необузданным человеком, даже несмотря на то, что заставляет страдать других людей. На самом деле мужчина сам страдает от того, что ему чужды такие обыденные людские понятия, как любовь или дружба.
    Единственной женщиной, которая смогла понять Печорина, была Вера. Она смогла не только понять его, но и принять таким, каким он был. Вскоре женщина полюбила как все положительные черты характера Григория, так и отрицательные. Она даже мирится со всей той болью, которую приносит ей Печорин. Только есть одна проблема, которая всему мешает – замужество самой Веры. Но вряд бы, если бы женщина была свободна, то Григорий решил продолжить отношения, ведь он слишком сильно ценит свою свободу.
    И последней женщиной, которая заинтересовала Печорина, была Ундина. В этом случае девушка сама привлекла мужчину к своей персоне. Она была весьма незаурядной личностью, которую тот не смог оставить без внимания. Только Ундина любила контрабандиста, и Григорий чуть не стал жертвой по ее вине.
    Каждая из этих женщин достойна счастливой жизни, которую они не смогли получить. Все прошли через своего собственного мучителя, который подавал надежды, но и сразу исчезал.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени», 9 класс» читают:
    Сочинение на тему «Герой нашего времени», 9 класс
    Сочинение на тему: Грушницкий и Печорин в романе «Герой нашего времени»
    Сочинение на тему: Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»

  9. Нет ничего на свете прекраснее женщины…
    Тютчев
    Основа творчества писателя — вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Неслучайно муза — женщина. К женским ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасет мир. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится передать через нее свое представление о прекрасном. Отношение писателя к своему герою чаще всего раскрывается именно через отношение этого героя к женщине: ему дана красота, но как сумеет герой обойтись с тем, что дано ему? Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. А о своем поколении Лермонтов писал: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови”. Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.
    Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев девушку на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: “…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой”. Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный, цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.
    Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано “водяное общество” Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествователя. Мери Литовская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.
    Думаю, что в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неординарная личность, следовательно, он по-своему искал пару среди женщин, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.
    Любовь Печорина дана в набросках. Лермонтов не показал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.
    Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Веры — это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Лопухиной (Бахметевой). Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: “У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней”. Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.
    О жизни М. Ю. Лермонтова написана замечательная книга Новикова “О душах живых и мертвых”, о нем создано много критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа о современности, то Лермонтов — автор первого реалистического романа в прозе. Его роман отличается той глубиной психологического анализа, которая позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшественника Льва Толстого.
    М. Ю. Лермонтов, по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем, было использование принципа: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и четкость его восприятия, а также тот комплекс переживаний, который глубоко проникает в душу и остается там навсегда.

  10. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» женские образы описаны автором довольно скупо. Характеры каждой из женщин представлены расплывчато и не дают общего представления о внутреннем мире персонажа. Поэтому складывается впечатление о женщинах, как о предмете неодушевленном, что подчеркивает и сам главный герой романа Печорин. Читатель вынужден домысливать персонаж за автора, исходя из кратких фраз и нечетких предложений в тексте.
    В романе можно выделить четыре основных женских персонажа: Бэла, контрабандистка, княжна Мери и Вера. Упоминается также княгиня Лиговская, мать княжны Мери, которая имеет косвенное отношение к событиям.
    Бэла предстает в образе невежественной девушки, почти ребенка. В качестве основной черты ее характера хочется выделить покорность. Сначала это покорность отцу, затем – покорность Печорину, а в целом покорность обстоятельствам. Складывается впечатление, что Бэла – это вещь, предмет для торга (плата за коня Казбича). Даже гордость девушки, отвергающей подарки Печорина, основана на покорности, как дань традициям предков и воспитанию.
    Девушка-контрабандистка из главы романа «Тамань» предстает в образе разбойницы. Смелая и отважная; она не поддается на чары Печорина и остается верна своему Янко. При этом она лукава, хитра и безжалостна. Поражает, что в этой 18-летней девушке живет убийца, насколько хладнокровно она пытается утопить Печорина, чтобы сохранить тайну контрабандистов.
    Образ княжны Мери очень хочется противопоставить образу Бэлы. Юная княжна имеет светское воспитание и хорошее образование. Она не задавлена покорностью, как Бэла, и имеет право на свое собственное суждение о людях и событиях, а также на выбор спутника жизни. При этом Мери – типичная девушка из «высшего» круга того времени. Она увлечена приемами гостей, прогулками в обществе молодых людей, сплетнями, балами и нарядами.
    Самый загадочный персонаж романа – Вера. Читатель о ней узнает только то, что она в который раз замужем и тяжело болеет. Еще о ней известно, что она любит Печорина и не без взаимности. Основная черта этой героини – мудрость сердца, потому что ее любовь не «слепая», как у Бэлы и Мери. Она видит все достоинства и недостатки своего возлюбленного, прощает их и предоставляет Печорину полную свободу в чувствах, мыслях и поступках. Но и сама оставляет за собой право на свободу выбора образа жизни и дальнейшего жизненного пути.
    Княгиня Лиговская – светская дама, богатая и избалованная. Основная ее черта – это любящее сердце матери, которая готова пойти на все ради счастья дочери.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени», 9 класс» читают:
    Сочинение на тему: Грушницкий и Печорин в романе «Герой нашего времени»
    Сочинение на тему: Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» (9 класс)
    Поделиться:

  11. Роман М.Ю. Лермонтова недаром назван “Герой нашего времени”, весь строй произведения, его композиция, образная система подчинены раскрытию образа Печорина. То же с полным правом можно сказать и о женских образах романа.
    Первый женский персонаж, с которым знакомит нас автор — Бэла, дикарка, дочь горного народа. Что привлекает Печорина в этой женщине? Безусловно, она была хороша, автор создал романтический живописный портрет, в котором подчеркивается, что она была тоненькая, высокая, выделяются глаза — “черные, как у горной серны”. Бэла горда и независима, в ней течет та же “разбойничья кровь” ее народа. И все же история любви Печорина и Бэлы оставляет множество загадок, эта повесть в романе призвана создать тайну характера Печорина. Чего стоит в рассказе Максима Максимыча странный смех Печорина после смерти Бэлы. Автор больше скрыл от читателя в этой повести. Но мы можем понять отношение Печорина к любви. Мы с некоторым удивлением узнаем из уст Печорина, что любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. Он готов отдать за Бэлу жизнь, но с нею скучно. Однако это подчиненное положение образа Бэлы в повести не лишает его очарования, это один из пленительных и трогательных образов романа.
    Романтический и таинственный образ ундины появляется в самом начале дневника Печорина. Печорин попал в чуждую ему среду контрабандистов и порывы странного существа сталкиваются в повести с неожиданным прозаизмом Печорина: ему надоедало молчание семьи и прервать его хотелось самым неожиданным образом, предложив стакан чаю. Печорин проигрывает рядом с этой истинно романтической героиней, появляются ироничные интонации при оценке его романтических порывов.
    Другой женщиной на пути Печорина была княжна Мери, та самая знатная барыня. Образ княжны Мери нарисован наиболее полно. Она наделена целым рядом незаурядных качеств. Она умна, остроумна, чиста и наивна, увлечена романтизмом, любит рассуждать о чувствах и страстях. Ее чистота выявляет эгоизм Печорина. По его собственному признанию, Мери он не любит, хочет обольстить и никогда не женится. Печорина привлекает наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой. История обольщения княжны Мери является поводом для глубокого самоанализа Печорина и развернутых монологов в дневнике, является лишь частным случаем в общей картине. Страдания других — лишь пища для наблюдений героя, он стремится подчинить всех своей воле. Печорин презирает себя, а потому презирает и других, живет не сердцем, а головою.
    Единственной женщиной, которая способна была понять и почувствовать Печорина была Вера. Образ ее очерчен неполно, дан лишь намеками, что можно объяснить как раз схожестью с характером самого Печорина. Вера, любящая преданно и беззаветно, могла бы составить счастье Печорина. Понимая это, Печорин после отъезда Веры пытается догнать ее, загоняет коня, плачет и радуется, что может плакать. Но эта любовная история еще больше подчеркнула одиночество героя, его неспособность на истинное чувство.
    Таким образом, женские образы романа “Герой нашего времени” выявляют черты характера Печорина. Однако мастерство Лермонтова-повествователя заключается в том, что даже не создавая развернутых, полных образов, иногда используя лишь характерные детали, автор создает яркие и запоминающиеся портреты. Читатель Лермонтова невольно сопереживает женским слезам и страданиям.

  12. 12
    Текст добавил: ЧЕЛОВЕК Всегда будь добр

    http://all-biography.ru/books/lermontov/geroy-nashego-vremeni/zhenskie-obrazy-v-romane
    http://fb.ru/article/174230/jenskiy-obraz-v-romane-geroy-nashego-vremeni-sochinenie
    http://sovetclub.ru/zhenskij-obraz-v-romane-geroj-nashego-vremeni
    http://www.litra.ru/composition/get/coid/00086101184864177453
    Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
    Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу.
    Эти женщины умны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.
    Образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.
    В произведении представлено несколько центральных женских образов.
    Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге.
    Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя.
    Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы.
    И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.
    Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.
    Бэла
    В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.
    Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
    Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.
    Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере: черты Бэлы – преданность и нравственная чистота.
    Княжна Лиговская
    Образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.
    Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

  13. В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лер­монтов сумел показать героя неординарного, мыслящего, талантливого, но искалеченного средой. Во взаимоотноше­ниях с различными людьми раскрывается внутренний мир героя, его ценности, стремления, истоки его трагического разочарования в жизни. Особое место здесь занимают жен­ские образы, с помощью которых автор проверяет своего героя на благородство, способность любить, жертвовать со­бой. И с горечью мы понимаем, что каждой из четырех описанных в романе женщин Печорин принес несчастье и страдание.
    Впервые характер Печорина раскрывается в его взаи­моотношениях с Бэлой. В своей очередной попытке скрыть­ся от окружающего мира Печорин ищет выход в любви к этой доброй, нежной, самоотверженной, но очень гордой гор­ской девушке. Ее образ очень поэтичен: «…высокая, то­ненькая, глаза черные, как у горной серны, так и загляды­вали к вам в душу». Однако Печорин вскоре понимает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной бары­ни». В Бэле безоглядная любовь к Печорину соединяется с чувством собственного достоинства. Поняв охлаждение к себе, Бэла не желает оставаться игрушкой даже в руках у любимого: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой?.. А если это так будет продолжать­ся, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!..» Бэла не успела самостоятельно распорядиться своей судь­бой, она трагически погибла, и часть вины за ее смерть, несомненно, лежит на Печорине.
    Загадочен и очарователен образ «ундины» — подруги «мирных контрабандистов»: необыкновенная гибкость ста­на, особенный, ей только свойственный наклон головы, длин­ные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно привлека­тельный нос вызывали интерес и любопытство Печорина, не меньше, чем сама таинственная история, свидетелем которой он стал. Однако надежды на любовь обернулись для героя романа враждебностью, а свидание — схваткой, поскольку он в стремлении к новому стал нежданным гостем в среде контрабандистов.
    Более детально и подробно внутренний мир Печорина раскрывается в его отношениях с женщинами светского общества: княжной Мери Лиговской и Верой.
    Княжна Мери — умная, нежная, мечтательная девуш­ка — становится жертвой игры, которую поначалу затеял Печорин с целью подразнить Грушницкого и заодно разве­ять скуку. Вначале эта игра велась очень холодно и рас­четливо, поскольку Печорин видел в Мери светскую ба­рышню, избалованную поклонниками. Однако его отноше­ние к княжне сейчас же смягчается, как только он обнару­живает, что в Мери растет искреннее и глубокое чувство. Сам же Печорин не находит в своем сердце ответного чувства, мало того, беспокойство за княжну, вызванное из­вестием о ее болезни, пугает и даже ужасает его: «Неуже­ли я влюблен?» Страх потерять свободу, оказаться безза­щитным оберегает сердце Печорина от привязанностей, поэтому-то он и ничем не жертвовал для тех, кого любил: «…я полюбил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жад­ностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания — и никогда не мог насытиться». Поэтому то, что вначале было для Печорина только игрой, княжне при­несло жестокую трагедию и разочарование в своей первой любви.
    «Орудием казни» Печорин остается даже в отношениях с Верой — единственной женщиной, которую он искренне любит. В образе Веры Лермонтов воплотил образ самозаб­венной, преступающей через запрет общества любви, кото­рая не становится меньше от глубокого понимания поро­ков и недостатков влюбленного. К тому же Вера для Пе­чорина — это еще и воспоминание о «благотворных бурях» его молодости. Но даже здесь проявляется эгоизм Печорина в чувствах, который доставляет любимой жен­щине горе и страдания: «Ты любил меня как собствен­ность, как источник радостей, тревог и печалей», — пишет ему Вера в прощальном письме. И только разлука с един­ственной женщиной в мире, которую Печорин любил так, что «не в силах был бы обмануть», женщиной, потерявшей ради него все на свете, раскрывает в Печорине человека, способного жертвовать собой, открытого для человеческих привязанностей. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!» Неожиданно для себя Печорин находит в себе способности «безумствовать под влиянием страсти». Потеряв коня и надежду догнать Веру, он «упал на мокрую траву и как ребенок заплакал».
    Женские образы, созданные Лермонтовым в романе «Ге­рой нашего времени», привлекают нас своей поэтичностью, нежностью, душевностью, добротой, неповторимостью и по­могают автору полнее раскрыть внутренний мир, сложную и противоречивую натуру главного героя романа — Печо­рина.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  14. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, вслед за своим прямым ли­тературным предшественником пушкинским Онегиным, ста­новится ярким представителем типа «лишнего человека». Как и Онегин, пустоту своей жизни, отсутствие в ней полезной де­ятельности он пытается заполнить женской любовью. Поэто­му женские образы в романе Лермонтова очень важны для по­нимания характера героя.
    По ходу действия романа мы близко знакомимся и с дикой горянкой Бэлой, и с обаятельной княжной Мери, и с загадоч­ной Верой. К ним можно добавить эпизодический персонаж из повести «Тамань» — безымянную восемнадцатилетнюю подру­гу «честного контрабандиста» Янко.
    Каждый женский образ в романе резко индивидуален и по-своему привлекателен. Если рассматривать отношения Печорина с женщинами в хронологической последователь­ности, то первой из перечисленных в его жизнь входит Вера. Это замужняя дама. Печорин любит ее давно и, насколько можно судить по его поведению, достаточно глубоко. Так, когда он получил ее прощальное письмо, то вскочил на коня и помчался за ней вдогонку. А затем, когда остался без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Впрочем, эта вспышка отчаяния и непосредственного чув­ства оказалась недолгой. Нужно отметить, что образ Веры в романе получился недостаточно конкретным и объемным. О предыстории ее отношений с Печориным читатель может только догадываться.
    Более выразительно обрисован образ княжны Мэри. Это искренняя, чистосердечная семнадцатилетняя девушка. Она вызывает у Печорина симпатию, и на какое-то время общение с нею занимает его. Но попытка добиться ее любви — это все­го лишь прихоть пресыщенного женским вниманием и много­численными победами честолюбца. Можно сказать, что Печо­рин ищет внимания княжны скуки ради, так сказать, «из спортивного интереса». К тому же делает это на глазах той же Веры. А для княжны Мэри чувство к Печорину оказывается первым в жизни любовным испытанием. И это испытание за­канчивается для нее горьким разочарованием.
    Вера и княжна Мэри — представительницы дворянского общества, обе принадлежат к одной среде с Печориным. Но ему доводится, и опять от скуки, вызвать к себе любовь суще­ства из совсем другой социальной среды — красавицы дикар­ки Бэлы. И для нее отношения с Печориным становятся при­чиной горя и, в конечном счете, гибели от руки Казбича. А Максиму Максимычу Печорин хотя и грустно, но и с оттен­ком цинизма говорил о Бэле: «…Любовь дикарки немногим больше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
    Даже случайной знакомой «ундине» из повести «Тамань» Печорин приносит несчастье тем, что без особой цели разру­шает привычное течение ее жизни.
    Итак, никому из женщин, любивших Печорина, он не при­нес счастья. Более того, каждая в той или иной мере пострадала от знакомства с ним. Его отношение к Бэле и княжне Мери можно назвать аморальным с любой точки зрения. Сам не ис­пытывая глубоких чувств, а лишь исполняя свои прихоти, он причиняет боль и страдание женщинам, которые не сделали ему ничего дурного, а открыто и бескорыстно подарили свою любовь.
    Тем не менее Белинский объяснял отрицательные черты характера Печорина обстоятельствами времени и среды, воспи­тавшими его характер. Свою статью о «Герое нашего времени» критик закончил предположением, какова будет дальнейшая судьба героя, если автор продолжит повествование о нем. Вы­дающийся критик считал, что это будет «совершенно новый» Печорин. Он либо израсходует свои силы в борьбе, еще больше ожесточится, либо станет «причастником радостей жизни». И, по мнению критика, в любом случае вина его будет искуп­лена благодаря женщине.

  15. Введение
    Бэла
    Княжна Лиговская
    Вера
    «Ундина»

    Введение

    Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.
    Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.
    Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.
    В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.
    Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

    Бэла

    Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
    В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.
    Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
    Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.
    Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

    Княжна Лиговская

    Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.
    Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.
    Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
    Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.
    В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

    Вера

    Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
    Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.
    Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.
    Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

    «Ундина»

    Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.
    Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.
    Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.
    Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.
    Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».
    Женские образы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова роль и характеристика для сочинения по теме | источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *