Сочинение на тему женские судьбы в пьесах островского

14 вариантов

  1. Доля ты! — русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать.
    Н. Некрасов
    На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники, сцены из деревенской жизни, картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум его прославленным драмам— «Грозе» и «Бесприданнице», написанным соответственно в 1859 г. и 1878 г.
    В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была ; слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества, живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Таким образом, неравноправие было неотъемлемой частью того общества. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.
    Катерина — тихая и скромная молодая девушка, отданная за нелюбимого и страдающая от нападок свекрови. Главная героиня очень религиозна и набожна, она много получила от воспитания родителей, а ее юность — это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
    Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили— все равно».
    Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.
    Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня — Лариса Огудалова — принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».
    Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, — вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее — жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
    «Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» — цинизм буржуазной безнравственности.
    Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».

  2. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения –
    конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она
    была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и беспрекословного подчинения жестоким порядкам.
    Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила, ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
    Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить.
    Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей
    матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем одинокой.Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало
    чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия.
    Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис – причина
    опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не абом. В своем произведении А.Н. Островский показал трагедию женской судьбы в условиях, мещанской семья, которая следовала заветам и традициям домостроя. Писатель
    показал, как из жизнерадостной и наивной девушки жестокая семья делает человека, способного на самоубийство, то есть человека доведенного до крайней степени отчаяния и разочарования в жизни. Несмотря на то, что этому произведению более 140 лет, оно до сих пор остается во многом современным. Ведь еще во многих семьях женская
    доля остается такой же тяжелой, как и доля Катерины.

  3. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения –
    конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она
    была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и беспрекословного подчинения жестоким порядкам.
    Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила, ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
    Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить.
    Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей
    матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем одинокой.Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало
    чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия.
    Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис – причина
    опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не абом. В своем произведении А.Н. Островский показал трагедию женской судьбы в условиях, мещанской семья, которая следовала заветам и традициям домостроя. Писатель
    показал, как из жизнерадостной и наивной девушки жестокая семья делает человека, способного на самоубийство, то есть человека доведенного до крайней степени отчаяния и разочарования в жизни. Несмотря на то, что этому произведению более 140 лет, оно до сих пор остается во многом современным. Ведь еще во многих семьях женская
    доля остается такой же тяжелой, как и доля Катерины.

  4. Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
    Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, — ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, — вспоминает она.
    Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
    Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства”. На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
    Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка”. Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
    У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.
    Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
    У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

  5. Помогите пожалуйста нужно сочинение на тему: Женские судьбы в пьесах Островского.
    Драма А.Н.Островского «Гроза» была написана в 1859 г. Это время больших перемен, которые происходили в русском обществе. Эта пьеса была очень популярна; она ставилась на сценах почтя всех театров России. По словам В. Лакшина, «Гроза» поразила современников А. Н. Островского своей «поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины». Прочитав драму «Гроза», мы видим, что А. Н. Островский создал образ жестокого, бедного и судного города Калинова на фоне великолепных пейзажей, в котором представлены два различных мира: «темное царство» и противостоящая ему Катерина. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать домостроевских законов, на которых она выросла, то порядка не будет. Зависимые от нее люди относятся к ее поучениям по-разному. Тихон пытается угодить матери, а Варвара лишь притворяется, что подчиняется ей. И только Катерина заявляет о своих правах: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!., А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Почему же такая глубокая и цельная личность оказалась сломленной? Почему же сбылись ее пророческие предчувствия («Я умру скоро»)? Все дело в том, что она противостоит «темному царству» и не собирается подчиняться ему.] Но в своей борьбе с «темным царством» Катерина не находит союзников. Варвара не только не утешает ее, но и подталкивает к измене. Муж только и думает, как бы ему без матери пожить, пусть и две недели.
    Однако,удивительно, что Катерина стала «лучом света» в мире «диких» и «кабаних», ведь выросла в таких же условиях и с похожими людьми, хотя в молодости она, в отличие от всех, любила и, что самое важное, замечала природу: ходила на луг, собирала цветы — была счастлива. Ее никто не угнетал и не унижал: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем… Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!» Если Катерина искренна, нежна и мечтательна, то Кабаниха «вся прикована к… земным делам… она блюститель порядка». Кабаниха— хранительница и защитница старых порядком и устоев, и именно поэтому она сокрушается и говорит: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Она считает, что любые перемены несут за собой лишь беспорядок в делах да порчу. Она убеждена, что порядок в семье должен держаться. на страхе. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» — говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с Катериной. Но ее попытки взять власть в свои руки безуспешны, так как в обществе назревает «гроза», то есть перемены: люди «века нынешнего» постепенно смещают представителей «века минувшего», к которому относится Марфа Игнатьевна. А вот Варвара сестра Тихона, вроде бы и ровесница Катерины, но никак не может определиться, следовать ей указаниям Кабанихи или принять новые общественные устои. Однако, по-моему, она волнуется по этому поводу. Ее жизнь размеренна, у нее нет основных принципов, а существует лишь одна главная забота: «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варваре безразлична природа, она не любуется ею. Когда сноха описывает свою яркую, бушующую впечатлениями молодость, девушка не понимает подругу. Не замечая изменений ни в окружающей среде, ни в обществе, ей кажется, что все так и осталось, как и прежде. Если же Варей повелевают, то она подчиняется. А Катерина—«вольная птица». Она считает, что жизнь «взаперти» и постоянное унижение со стороны Кабанихи —это только лишь одно существование. Лучше умереть, чем быть несчастной на белом сеете, не имея ни поддержки, ни опоры в трудную минуту. Как и все девушки, по ее мнению, она боится грозы. В тот момент Катерина сказала: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно». Это доказывает то, что жена Тихона верующая и боится наказания, которое ей уготовано на небесах, если она не искупит свой грех на земле. Виной девушка считает измену мужу с Борисом. Но, по-моему, это произошло лишь из-за равнодушия Тихона. Если бы он был ласков, нежен и заботлив, то Катерине не пришлось бы искать «приюта» у другого мужчины.

  6. Сочинение.
    Женские образы в пьесах А.Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”

    Две
    драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению
    женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых
    женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
    Катерина отличается по складу характера от всех
    дей­ствующих лиц драмы “Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная,
    она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество.
    Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается
    невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины
    против Кабанихи — это борьба светло­го, чистого, человеческого против
    мрака лжи и жестокости “темного царства». Недаром Островский,
    который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не
    “Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает
    “вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В отличие от
    окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит
    ее. Именно красота природы на­туральна и искренна. “Встану
    я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу
    с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было
    много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа по­стоянно
    тянется к красоте. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями.
    Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она
    заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую
    возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться
    со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства
    никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит
    себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть
    бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела
    с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, — ангелы
    ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях!
    Искренняя вера Катерины отличается от религиознос­ти
    Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю
    человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов
    и высшей справедли­вости. “… До смерти любила я в церковь
    ходить! Точно, бы­вало, я в рай войду, и не вижу никого, и время
    не помню, и не слышу, когда служба кончится», — вспоминает она.
    Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия
    ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее
    детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь
    все как будто из-под неволи», — говорит Катерина. Неволя несовместима
    со свободолюби­вой душой героини. “А горька неволя, ох, как
    горька», — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли
    под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины,
    как говорил Добролюбов, проявился “решитель­ный, цельный русский
    характер», который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия,
    а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».
    Варвара — полная противоположность Катерине. Она
    не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение
    установленных обычаев. По своему положению она не может открыто
    выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется,
    что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться
    |из “темного царства». На слова Катерины о том, что она |не
    умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого
    нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится.
    И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара
    презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью
    матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только
    вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам
    окружающего ее старого мира.
    Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана
    в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейпшй. В ее характере
    нет той цельности, которая есть вКатерине. Поэтому Лариса не стремится,
    да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе
    с греческого означает “Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то
    белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует
    Ларисе.
    У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры,
    разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми,
    найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет
    к этой цели, преодоле­вая препятствия созданные устоями общества.
    Катерина не может соединиться с любимым человеком
    и находит выход в смерти.
    У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась
    в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья.
    Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из
    сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо
    смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору
    не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит
    из жизни.

  7. Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
    Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, — ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, — вспоминает она.
    Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
    Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.

  8. Творчество Александра Николаевича Островского — это целый этап русской литературы. Написанные в 40-60-е годы XIX столетия, его пьесы, в общем-то, стали первыми русскими драмами, так как в первой половине века создавались в основном водевили и комедии. А. Н. Островского недаром называют создателем русского национального театра: таких глубоких по проблематике, интересных пьес до него в России не писал никто.
    В драматургии Островского поднимаются очень серьезные проблемы: конфликт личности и общества и судьба женщины в нем. Последняя в пьесах раскрывается по-разному, но вывод, очень точно выраженный словами Карандышева, всегда один: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В русском обществе второй половины XIX века женщина — это существо либо бесправное, забитое, всю жизнь проводившее за спиной мужа и подчинявшееся ему, либо потерявшее не только чистоту и женственность, но даже способность любить.
    Первый случай— то, что было предназначено Катерине, героине драмы А. Н. Островского «Гроза». Эта женщина росла в счастливой семье, ее холили и лелеяли, тяжелой работой не нагружали, она слушала рассказы странниц и богомолок. Повзрослев, Катерина вышла замуж не по любви, а из жалости. После этого ее судьба круто изменилась. Постоянные ссоры со свекровью, тяжелая работа по дому, непонимание мужа — все это очень тяжело далось Катерине, а особенно после счастливого детства. Тем не менее это общепринятые нормы. Так жили женщины до Катерины, ее современницы,! а судьбы многих отягчались еще заботой о детях, побоями мужа.
    Катерина осмеливается бросить вызов обществу «диких» и «кабановых», всему «темному царству». Ей не надо многого, она не хочет ни золотых гор, ни огромных владений— Катерине простіш хочется любить и быть любимой. Мечта женщин всего мира скромна и необъятна — это счастье и, конечно, любовь. Осмелившись полюбить Бориса, будучи замужем за Тихоном, Катерина готова на все:! бросить дом, семью, поехать в Сибирь за любимым человеком. Ей все равно, что о ней будут думать и говорить: «Пусть все видят, пусть все знают, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсЯ ли я людского суда?» Но Борис не способен бороться за свое счастье, вырваться из пут материальном зависимости и страха перед «людским судом», и он уезжает, оставив Катерину. Что остается делать бедной женщине? Она говорит своему возлюбленному: «Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу! говорит: «Не верьте ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают». Не будет Катерине жизни, если она вернется к мужу. Единственный выход для нее — самоубийство. В обществе, уклад которого складывался веками, где женщина — это вещь, а назначение ее — работать по дому и рожать детей, любой протест против такого уклада обречен на провал. Островский недаром приводит Катерину к гибели: он не видит для нее другого выхода. Или живи по правилам, или умирай. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу… В могиле лучше!» Катерина предпочитает предстать перед Богом и ответить ему! за свои грехи, а не оправдываться всю жизнь перед людьми, которые ни за что не поймут ее поступка и, конечно, не простят. Если даже Кудряш порицает Катерину и Бориса, то что говорить об остальных?] На ум приходит фраза замечательного английского писателя Р. Хапарда о том, что Бог куда милосерднее тех, кто заставляет нас в него верить. В самом деле, из-за своих мелочности, эгоизма, жестокости и злобы люди порицают строже, чем самый грозный судья.
    Умирает (правда, не по своей воле) и другая героиня Островского — Лариса Огудалова из «Бесприданницы». Здесь вопрос о судьбе женщины поднимается в другом аспекте: к чему может привести социальная несправедливость, на что способна обманутая в своих надеждах и ожиданиях девушка — вот то, что волнует Островского.
    Лариса Огудалова едет кататься с Паратовым вовсе не случайно. Устав от обид и унижений, которыми мачеха-жизнь щедро ее одаривала, поняв, что будущее не сулит ей ничего хорошего, Лариса решила поехать с любимым человеком и хотя бы несколько часов побыть с ним, стать счастливой. Чем же это для нее обернулось? В итоге ее застрелил Карандышев. В предсмертном монологе Ларисы звучат горькие слова, которые объясняют причину ее поступка. Она была одинока среди людей, окружавших ее, жила среди унижений и обид, в атмосфере непонимания, «не слыхала теплого сердечного слова». «А ведь так жить холодно», — говорит она. Лариса оправдывается и отрицает свою вину одновременно. Такая жизнь и приводит ее к решению ехать в Париж с Кнуровым. Человек не может жить без цели, обязательно должен быть смысл существования, а иначе образовывается пустота, которую ничем не заполнить. Лариса думала, что любовь станет смыслом ее жизни, но ошиблась. В порыве отчаяния и безысходности она говорит Карандышеву, что любви-то нет, а значит, и искать ее нечего. Один выход — «искать золота». В Ларису стреляют, но для нее это легкое избавление, желанное решение проблемы.
    Такие концовки и «Грозы», и «Бесприданницы» отнюдь не случайны. Островский словно ходиш по заколдованному кругу: он понимает, что положение женщины крайне тяжелое, но любая попытка! изменить его терпит неудачу. Как быть? Ответа на этот вопрос нет. Островский, по крайней мере, его не видит, а герои пьес его не находят.
    Что касается меня, то я тоже не вижу выхода, но твердо уверена, что Лариса Огудалова и Катерина, что бы ни говорили, — тонкие лучики света в темном царстве, две искорки, вспыхнувшие в ночи зла, бесправия и безысходности. Они погасли, но зажгутся другие, так как человечество только потому и существует, что стремится к лучшему: правде, красоте и совершенству. Без этого оно просто погибнет. Так было, есть и будет вечно.

  9. Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
    Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, — ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, — вспоминает она.
    Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
    Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.

  10. Наши писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, — восклицал Некрасов. Лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души в своих пьесах А. Н. Островский, особенно поразила меня “Гроза”.
    “Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как семья была зажиточной. Дочь любили, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось, гуляла и мечтала. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж…” — так бы я начала рассказ о судьбе героини “Грозы”, если бы рассказывала о ней сказку. Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляет в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел перечить матери, хотя по-своему любит жену и жалеет ее. И вот девушку постоянно — день за днем, за дело и без дела — ест поедом свекровь, пилит ее, как ржавая пила. “Сокрушила она меня”, — размышляет Катерина.
    Есть ли у героини выход? Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них “весь дом держится”. И вот ее позиция: “А по моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. “Грех не беда — молва нехороша”, — так рассуждают очень многие. Но не такова Катерина. Она предельно честный человек, искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу.
    В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери. Если он знает, что две недели мать стоять над ним не будет, то до Катерины ли ему! С такой неволи и от красавицы-жены убежишь. Так говорит он перед расставанием Кате, которая надеется хоть в одном человеке обрести опору. Напрасно… И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя. “Перед кем я притворяюсь-то!..” — восклицает она и решается на свидание с Борисом.
    Борис — один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Где женщина, выйдя замуж, лишается свободы. “Здесь, что вышла замуж, что схоронили — все равно”, — рассуждает Борис. Самого героя тиранит дядя — купец Дикой, известный скандальным характером. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила “у ней на лице улыбка ангельская”, а лицо, кажется, “будто светится”.
    И все же герой в конечном счете оказывается не парой Катерине. Почему? Он тоже не способен полностью понять ее, чем-то помочь — он попросту сбегает из города. Для героини самое трудное — преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут свое счастье, тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины развод невозможен, это страшный грех: что Бог соединил, то человек не разъединяет. Героиня понимает, что с мужем ей жить “до гробовой доски”. И потому для совестливой натуры, которой не замолить этого греха, не замолить никогда, для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход — смерть. И Катерина решается на самоубийство.
    Нет, правда виден и еще один выход. Катерина предлагает его своему возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. “Возьми меня с собой отсюда!” — просит она. Но в ответ слышит, что нельзя Борису сделать это. Нельзя? А почему? И вспоминаются первые сцены пьесы, где Борис рассказывает Кулигину, как Дикой их с сестрой после смерти родителей ограбил. Герой знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними, а денег не даст, потому что очень не любит этот купец отдавать долги. Но несмотря на то, что Борис это знает, он продолжает подчиняться дяде. А ведь, наверное, смог бы заработать на жизнь и без Дикого. Для Бориса расставание с любимой женщиной — трагедия, но он слаб и просто постарается быстрее забыть о своей любви. Для Катерины же с отъездом Бориса кончается жизнь. Разность натур проявляется у них и в последних прощальных словах. Борис говорит, что только и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, — слова человека слабого и в чем-то, по-моему, эгоистичного. Последние же слова Катерины перед смертью обращены к любимому: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Островский в пьесе “Гроза” показал трагическую судьбу молодой женщины, осмелившейся на свободное чувство и одинокой в своем стремлении.

  11. Что касается повести «Бесприданница» то здесь главной героине Ларисе легче, так как она не замужем и в полне свободная девушка. Но почему-то это ей не мешает портить свою жизнь, хотя бы тем что, она дает согласие на замужество тому, кого не капельки не любит. А любит она своего бывшего жениха Паратова который бросил ее и уехал. И вернулся лишь тогда, когда Лариса уже почти была замужней девушкой. И как не трудно догадаться, конечно же портит жизнь и Ларисе, и ее жениху Карандышеву. Паратов обманывает наивную Ларису, можно даже сказать просто пользуется ею как игрушкой. И конечно же бросает и вовсе не собирается женится на ней, как он ее обещал это ранее. И она остается одна, несчастная и обманутая. Так как Лариса изменила своему жениху, она теперь не может вернутся к нему обратно, да и к тому же сам Карандышев уже знает обо всем и в гневе разыскивает Паратова и Ларису. А Лариса тем временем в отчаянии подходит к обрыву и хочет покончить с жизнью самоубийством , но не решается на это , и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь…» И проходят, какие- то минуты и ее желание воплощается в жизнь. А точней Лариса погибает от руки ее обманутого жениха Карандышыва .

  12. Трагедия женской души в произведениях А.Н. Островского
    План.
    I. Судьбы главных героинь в пьесах “Гроза” и “Бесприданница”.
    II. Трагедия женской души в произведениях А. Н. Островского.
    1. Субъективный трагизм Катерины Измайловой:
    а) описание характера Катерины;
    б) любовь Катерины;
    в) суть трагедии Катерины;
    г) неизбежность трагедии в судьбе Катерины.
    2. Субъективный трагизм Ларисы Огудаловой.
    3. Объективный трагизм Катерины и Ларисы.
    III. Значение образов главных героинь в творчестве А. Н. Островского.
    Лейтмотивом многих произведений А.Н. Островского является тема трагедии женской души, но “Бесприданница” и “Гроза” – произведения особенные. В них участвуют героини с трагической судьбой, причем их судьба необычна для того времени. Они своеобразные “жертвы времени”. В целом, мы можем сказать, что они погибли от косных предрассудков общества, но это не отражало бы и десятой части того, что Островский пытался передать нам через описания главных героинь в этих литературных шедеврах. Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости.
    В первое и второе действие “Грозы” Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у читателя складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге мы отмечаем ее простое, почти детское отношение к жизни: “… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась и полетела…”; ее религиозное воспитание, а так же панический страх перед будущим: “… И такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно стою я над пропастью, и меня кто-то туда толкает…” Во втором гораздо ярче проявляется порыв: “… Такая я уж зародилась горячая … дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..”
    В обоих этих диалогах Катерина описывает чувство, которое она не в силах ни понять, ни сдержать. Все ее попытки сопротивляться оканчивались ничем уже в разговоре, не говоря о ее душевном состоянии. Катерина не просто любит своего избранника, жизнь с ним кажется ей идеалом счастья и благополучия: “… каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…” Силу своего чувства она подчеркивает словами: “Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете”. В этом высказывании проявляется не только любовь к Борису, но и ненависть к домашним порядкам. Они держат Катерину и семью Кабановой в состоянии неопределенности и страха.
    В моем понятии, суть трагедии Катерины открывается в последнем явлении второго действия. Здесь в ней борется религиозное воспитание и романтическая натура. Ключ, который ей дала Варвара, стал олицетворением страстной любви Катерины. Она сознает, что ключ – “погибель” и что надо “бросить его, бросить далеко, в реку кинуть”, но поделать с собой ничего не может и оставляет его себе.
    Романтизм натуры Катерины стал, на мой взгляд, для нее роковым. Она обречена постоянно искать свое счастье. Катерина сама говорит, что пытается полюбить Тихона, но у нее ничего не получается. Встретив Бориса, она рисует в воображении тот идеал, который давно пыталась найти. И даже если бы обстоятельства сложились иначе и не было бы никакого Бориса, она бы продолжала искать свой идеал и, в конечном итоге, нашла бы его в ком-нибудь другом, что привело бы, на мой взгляд, к не менее трагичному финалу.
    Иная ситуация, по-моему, у Ларисы Огудаловой. Она была непонята своим окружением, а главное, Карандышевым, который пытался использовать ее для укрепления своего положения в обществе. Их представления о семейном счастье просто не сошлись, и, если бы ей попался другой человек, все могло кончиться совершенно иначе. Ее судьба могла бы, по-моему, совпасть с судьбой Вышневской из “Доходного места”, если бы жених был похож на Вышневского, или же все могло завершиться счастливым финалом, если бы их взгляды совпали.
    Кроме трагизма отдельно взятого персонажа, Островский поднимает проблему трагизма женской души в общем. В этих произведениях она заключается в несоответствии общественных устоев нормальным человеческим отношениям. Здесь очень ярко проявляется слишком серьезное отношение к институту брака. Фактически, если бы женщина замужем и незамужняя были уравнены в правах, то удалось бы избежать бессмысленных браков, показанных в пьесах, а, следовательно, и обеих трагедий. Еще одной проблемой является отношение окружающих к женщине как к вещи. В принципе, в “Бесприданнице” Ларису каждый считает только вещью, и это, в конечном итоге, приводит ее к смерти.
    Смерть главных героинь в пьесах символична. Умирая, они уходят из своего мира, причем уходят без страха, как будто покидают что-то давно надоевшее. Такие неординарные образы обогатили литературное пространство произведений Островского, сделали его более ярким и насыщенным.

  13. Сочинение по произведению на тему: Женские образы в пьесах Островского
    Женский образ в русской литературе многолик и многогранен. Немало выдающихся русских писателей и поэтов почли за честь отобразить течение жизни через призму женской судьбы. Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина Толстого, княжна Мери Лермонтова и сестры Прозоровы Чехова – каждая из женских судеб, раскрытых авторами с теплотой и любовью, по-своему отражает течение русской жизни на протяжении нескольких столетий…
    Женщины в пьесах Островского зависят от окружающей их социальной среды, Это определяет конфликт в подавляющем большинстве пьес. Конфликт между желаемым и действительным, между тем, что «дозволено» и «не дозволено», определяет многое в построении образа женской судьбы Островским.
    Как правило, главную героиню в пьесе непременно окружают героини второго плана. Они представляют собой как бы вариации на основную тему, отвечая на вопрос: «А что было бы, если бы героиня поступила не так, а иначе?» Это позволяет глубже взглянуть на события, происходящие с персонажами пьесы.
    В связи с этим замечательны, разнообразны и вместе с тем выступающие как одно целое маменьки Островского, пекущиеся о своих чадах, безраздельно любящие их, но зачастую не понимающие их желаний и возможностей. Это и матушки Елены Карминой и Липочки Большовой, видящие счастье своих дочерей только и исключительно в замужестве (причем для них неважно, что это будет за муж, главное, чтобы «приличия» были соблюдены, а там уж «стерпится – слюбится»), и Харита Игнатьевна Огудалова – несчастливая мать своих настрадавшихся дочерей, и даже мать Тихона Кабанова – страшная Кабаниха, по-своему безответно любящая своих сына и дочь, желающая им какого-то одного ей понятного счастья…
    По-разному складываются судьбы их дочерей. Например, героиня «Женитьбы Белугина» сумела победить в себе мелкодворянское чванство и по-настоящему полюбить «неподходящего» ей по сословию мужа. Елена Кармина – одна из немногих героинь Островского, заслужившая свое женское счастье в полной мере.
    У Липочки из пьесы «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» другая судьба, как, впрочем, другая и мечта, Замужество для нее – лишь возможность уйти из-под угнетающей родительской опеки, выйти, что называется, «в свет» (при этом она в полной мере дитя своего сурового и нечуткого отца: не видя от него в детстве ласки и родительской доброты, она, естественно, не может ответить ему тем же, хладнокровно отправляя его в долговую яму ради собственного благополучия). За судьбу Липочки, ставшей Олимпиадой Самсоновной, можно не опасаться – такие выживают в любых жизненных перипетиях… Однако самые яркие, наполненные женские образы, созданные Островским, говорят о том, что понятие счастья для женщины несовместимо с понятиями обмана, несправедливости, лжи себе и другим. Ни Катерина, ни Лариса Огудалова не смогли жить в неправде, в обмане самих себя ради внешнего благополучия.
    Катерина, живя в доме матери мужа, где все подчинено ханжеству Кабанихи, невозможности раскрытия истинного чувства, не умеет «выставиться» и «похвалиться», но готова всему подчиняться. Не видя со стороны мужа доброго к ней отношения (которое скрыто под маской страха перед матерью), Катерина безудержно ищет возможности любить и быть любимой. Борис для нее скорее быстро осуществляемая мечта, чем реальный человек, он олицетворяет возможность свободы, полета, достижения счастья. Нереальность объединения своих желаний и окружающей ее действительности заставляет предельно честную с самой собой Катерину уйти из жизни. Ее смерть – это подтверждение ее силы и свободы, воли и независимости.
    Протестом против подлости и низости, бесхарактерности и пресмыкания звучат и поступки, совершенные Ларисой Огудаловой – как ее отъезд с Паратовым за реку, так и отказ принять «помощь» зарвавшихся купцов – Кнурова и Вожеватова. Возможность оставаться самой собой – пусть брошенной, но любящей женщиной, не ставшей игрушкой в чужих руках, вполне оплачена Ларисой, ее смертью. Карандышев, пожалуй, пусть невольно, совершает один из самых честных поступков по отношению к Ларисе: он лишает ее жизни, тем самым не давая ей даже возможности пасть.
    Образы женщин в творчестве Островского принадлежат к лучшим образцам русской литературы, знаменуя собой новый этап в драматургии.
    ?

  14. Трагедия женской души в произведениях А.Н. Островского План. I. Судьбы главных героинь в пьесах “Гроза” и “Бесприданница”.
    II. Трагедия женской души в произведениях А. Н. Островского.
    1. Субъективный трагизм Катерины Измайловой:
    а) описание характера Катерины;
    б) любовь Катерины;
    в) суть трагедии Катерины;
    г) неизбежность трагедии в судьбе Катерины.
    2. Субъективный трагизм Ларисы Огудаловой.
    3. Объективный трагизм Катерины и Ларисы.
    III. Значение образов главных героинь в творчестве А. Н. Островского.
    Лейтмотивом многих произведений А.Н. Островского является тема трагедии женской души, но “Бесприданница” и “Гроза” – произведения особенные. В них участвуют героини с трагической судьбой, причем их судьба необычна для того времени. Они своеобразные “жертвы времени”. В целом, мы можем сказать, что они погибли от косных предрассудков общества, но это не отражало бы и десятой части того, что Островский пытался передать нам через описания главных героинь в этих литературных шедеврах. Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости.
    В первое и второе действие “Грозы” Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у читателя складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге мы отмечаем ее простое, почти детское отношение к жизни: “… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась и полетела…”; ее религиозное воспитание, а так же панический страх перед будущим: “… И такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно стою я над пропастью, и меня кто-то туда толкает…” Во втором гораздо ярче проявляется порыв: “… Такая я уж зародилась горячая … дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..”
    В обоих этих диалогах Катерина описывает чувство, которое она не в силах ни понять, ни сдержать. Все ее попытки сопротивляться оканчивались ничем уже в разговоре, не говоря о ее душевном состоянии. Катерина не просто любит своего избранника, жизнь с ним кажется ей идеалом счастья и благополучия: “… каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…” Силу своего чувства она подчеркивает словами: “Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете”. В этом высказывании проявляется не только любовь к Борису, но и ненависть к домашним порядкам. Они держат Катерину и семью Кабановой в состоянии неопределенности и страха.
    В моем понятии, суть трагедии Катерины открывается в последнем явлении второго действия. Здесь в ней борется религиозное воспитание и романтическая натура. Ключ, который ей дала Варвара, стал олицетворением страстной любви Катерины. Она сознает, что ключ – “погибель” и что надо “бросить его, бросить далеко, в реку кинуть”, но поделать с собой ничего не может и оставляет его себе.
    Романтизм натуры Катерины стал, на мой взгляд, для нее роковым. Она обречена постоянно искать свое счастье. Катерина сама говорит, что пытается полюбить Тихона, но у нее ничего не получается. Встретив Бориса, она рисует в воображении тот идеал, который давно пыталась найти. И даже если бы обстоятельства сложились иначе и не было бы никакого Бориса, она бы продолжала искать свой идеал и, в конечном итоге, нашла бы его в ком-нибудь другом, что привело бы, на мой взгляд, к не менее трагичному финалу.
    Иная ситуация, по-моему, у Ларисы Огудаловой. Она была непонята своим окружением, а главное, Карандышевым, который пытался использовать ее для укрепления своего положения в обществе. Их представления о семейном счастье просто не сошлись, и, если бы ей попался другой человек, все могло кончиться совершенно иначе. Ее судьба могла бы, по-моему, совпасть с судьбой Вышневской из “Доходного места”, если бы жених был похож на Вышневского, или же все могло завершиться счастливым финалом, если бы их взгляды совпали.
    Кроме трагизма отдельно взятого персонажа, Островский поднимает проблему трагизма женской души в общем. В этих произведениях она заключается в несоответствии общественных устоев нормальным человеческим отношениям. Здесь очень ярко проявляется слишком серьезное отношение к институту брака. Фактически, если бы женщина замужем и незамужняя были уравнены в правах, то удалось бы избежать бессмысленных браков, показанных в пьесах, а, следовательно, и обеих трагедий. Еще одной проблемой является отношение окружающих к женщине как к вещи. В принципе, в “Бесприданнице” Ларису каждый считает только вещью, и это, в конечном итоге, приводит ее к смерти.
    Смерть главных героинь в пьесах символична. Умирая, они уходят из своего мира, причем уходят без страха, как будто покидают что-то давно надоевшее. Такие неординарные образы обогатили литературное пространство произведений Островского, сделали его более ярким и насыщенным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *