Сочинение на тему женское счастье в поэме кому на руси жить хорошо

12 вариантов

  1. План
    I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе.
    II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова.
    1. Попытка найти счастливого среди простого люда.
    2. Счастье юной Матрены Корчагиной.
    3. Ад среди мужниной родни.
    4. Трагическая смерть Демушки.
    5. «Гроза душевная» простых русских женщин.
    III. Восхищение Некрасова русской женщиной.
    Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого.
    Н. А. Некрасов
    Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем творчестве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авторов, являясь предметом восхищения, источником вдохновения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один творец?мужчина, кроме Некрасова, не задумыва?ся о том, каково оно – женское счастье, и в особенности – счастье простой крестьянки.
    Ве?икий и истинно народный русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобрази? судьбу простого русского народа в период отмены крепостничества. Г?авные герои произведения ищут счаст?ивых ?юдей по всей Руси. Отчаявшись найти счаст?ивца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских се?янок, счаст?ивы ?и они. О том, каково оно – бабье счастье, поведа?а им Матрена Корчагина.
    Что такое женское счастье и есть ?и оно? Матрена вспоминает, что быва?а счаст?ивой в детстве и юности:
    Мне счастье в девках выпа?о…
    За батюшкой, за матушкой,
    Как у Христа за пазухой,
    Жи?а я.
    Счастье юной Матрены бы?о вовсе не в том, чтобы подо?ьше поспать да повкуснее поесть: с ма?ых ?ет приучена она к труду и ?юбит его:
    И добрая работница,
    И петь?п?ясать охотница
    Я смо?оду бы?а.
    На сердце становится теп?о от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке освежиться и си? набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матрена не строит г?азки парням, а наоборот, сторонится их. Но все?таки, «на беду», выиска?ся жених ей из да?екого Петербурга и доби?ся?таки ее ?юбви и руки. «Тогда и бы?о счастьице» – вздыхает Матрена.
    А потом – чужая семья, «бо?ьшущая, свар?ивая», где всем она г?аза мозо?ит, всяк ее хочет унизить и оскорбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые раз?уки с ?юбимым преврати?и ее жизнь в ад.
    С рождением первенца Демушки жизнь Матрены озари?ась божественным светом: с ?егкостью переносит она теперь ?юбые невзгоды и ?ишения, терпит ?юбые нападки родни… Но недо?го прод?ившееся счастье оборва?ось трагической смертью Демушки. И хоть пос?е Матрена роди?а пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.
    Такое оно – бабье горькое счастье: трудись не пок?адая рук, терпи да помалкивай, расти детей – «На радость ли? (…) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь – вроде бы и жаловаться не на что: здоровая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:
    По мне – тиха, невидима –
    Прошла гроза душевная,
    Покажешь ли ее?
    Образ Матрены – собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина – воплощение бесхитростной прямоты, добродушия, нравственной чистоты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жизни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что?то близкое.
    Некрасов с почтением и восхищением описывает русскую женщину – любящую жену и мать, которая, одному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, – пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.

  2. Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем твор­честве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авто­ров, являясь предметом восхищения, источником вдох­новения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один тво­рец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно — женское счастье, и в особенности — счастье простой крестьянки.
    Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Не­красов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепост­ничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских селя­нок, счастливы ли они. О том, каково оно — бабье счас­тье, поведала им Матрена Корчагина.
    Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности: Мне счастье в девках выпало… За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я.
    Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы по­дольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приуче­на она к труду и любит его:
    И добрая работница,
    И петь-плясать охотница
    Я смолоду была.
    На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке осве­житься и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матре­на не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, «на беду», выискался жених ей из далеко­го Петербурга и добился-таки ее любви и руки. «Тогда и было счастьице» — вздыхает Матрена.
    А потом — чужая семья, «большущая, сварливая», где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и ос­корбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.
    С рождением первенца Демушки жизнь Матрены оза­рилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые напад­ки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена ро­дила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.
    Такое оно — бабье горькое счастье: трудись не пок­ладая рук, терпи да помалкивай, расти детей — «На радость ли? (…) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь — вроде бы и жаловаться не на что: здоро­вая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:
    По мне — тиха, невидима —
    Прошла гроза душевная,
    Покажешь ли ее?
    Образ Матрены — собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина — воплощение бес­хитростной прямоты, добродушия, нравственной чисто­ты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жиз­ни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.
    Некрасов с почтением и восхищением описывает рус­скую женщину — любящую жену и мать, которая, од­ному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, — пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.

  3. Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем твор­честве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авто­ров, являясь предметом восхищения, источником вдох­новения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один тво­рец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно — женское счастье, и в особенности — счастье простой крестьянки.
    Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Не­красов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепост­ничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских селя­нок, счастливы ли они. О том, каково оно — бабье счас­тье, поведала им Матрена Корчагина.
    Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности: Мне счастье в девках выпало… За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я.
    Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы по­дольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приуче­на она к труду и любит его:
    И добрая работница,
    И петь-плясать охотница
    Я смолоду была.
    На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке осве­житься и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матре­на не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, «на беду», выискался жених ей из далеко­го Петербурга и добился-таки ее любви и руки. «Тогда и было счастьице» — вздыхает Матрена.
    А потом — чужая семья, «большущая, сварливая», где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и ос­корбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.
    С рождением первенца Демушки жизнь Матрены оза­рилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые напад­ки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена ро­дила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.
    Такое оно — бабье горькое счастье: трудись не пок­ладая рук, терпи да помалкивай, расти детей — «На радость ли? (…) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь — вроде бы и жаловаться не на что: здоро­вая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:
    По мне — тиха, невидима —
    Прошла гроза душевная,
    Покажешь ли ее?
    Образ Матрены — собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина — воплощение бес­хитростной прямоты, добродушия, нравственной чисто­ты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жиз­ни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.
    Некрасов с почтением и восхищением описывает рус­скую женщину — любящую жену и мать, которая, од­ному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, — пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.

  4. План
    I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной
    литературе.
    II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова.
    1. Попытка найти счастливого среди простого люда.
    2. Счастье юной Матрены Корчагиной.
    3. Ад среди мужниной родни.
    4. Трагическая смерть Демушки.
    5. «Гроза душевная» простых русских женщин.
    III. Восхищение Некрасова русской женщиной.
    Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого.
    Н. А. Некрасов
    Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем творчестве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авторов, являясь предметом восхищения, источником вдохновения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один творец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно – женское счастье, и в особенности – счастье простой крестьянки.
    Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепостничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских селянок, счастливы ли они. О том, каково оно – бабье счастье, поведала им Матрена Корчагина.
    Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности:
    Мне счастье в девках выпало…
    За батюшкой, за матушкой,
    Как у Христа за пазухой,
    Жила я.
    Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы подольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приучена она к труду и любит его:
    И добрая работница,
    И петь-плясать охотница
    Я смолоду была.
    На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке освежиться и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матрена не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, «на беду», выискался жених ей из далекого Петербурга и добился-таки ее любви и руки. «Тогда и было счастьице» – вздыхает Матрена.
    А потом – чужая семья, «большущая, сварливая», где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и оскорбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.
    С рождением первенца Демушки жизнь Матрены озарилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые нападки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена родила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.
    Такое оно – бабье горькое счастье: трудись не покладая рук, терпи да помалкивай, расти детей – «На радость ли? (…) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь – вроде бы и жаловаться не на что: здоровая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:
    По мне – тиха, невидима —
    Прошла гроза душевная,
    Покажешь ли ее?
    Образ Матрены – собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина – воплощение бесхитростной прямоты, добродушия, нравственной чистоты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жизни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.
    Некрасов с почтением и восхищением описывает русскую женщину – любящую жену и мать, которая, одному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, – пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.

  5. Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем твор­честве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авто­ров, являясь предметом восхищения, источником вдох­новения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один тво­рец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно — женское счастье, и в особенности — счастье простой крестьянки.
    Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Не­красов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепост­ничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских селя­нок, счастливы ли они. О том, каково оно — бабье счас­тье, поведала им Матрена Корчагина.
    Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности: Мне счастье в девках выпало… За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я.
    Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы по­дольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приуче­на она к труду и любит его:
    И добрая работница,
    И петь-плясать охотница
    Я смолоду была.
    На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке осве­житься и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матре­на не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, «на беду», выискался жених ей из далеко­го Петербурга и добился-таки ее любви и руки. «Тогда и было счастьице» — вздыхает Матрена.
    А потом — чужая семья, «большущая, сварливая», где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и ос­корбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.
    С рождением первенца Демушки жизнь Матрены оза­рилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые напад­ки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена ро­дила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.
    Такое оно — бабье горькое счастье: трудись не пок­ладая рук, терпи да помалкивай, расти детей — «На радость ли? (…) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь — вроде бы и жаловаться не на что: здоро­вая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:
    По мне — тиха, невидима —
    Прошла гроза душевная,
    Покажешь ли ее?
    Образ Матрены — собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина — воплощение бес­хитростной прямоты, добродушия, нравственной чисто­ты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жиз­ни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.
    Некрасов с почтением и восхищением описывает рус­скую женщину — любящую жену и мать, которая, од­ному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, — пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.

  6. Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.
    Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «… на место сетей крепостных люди придумали много иных».
    Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.
    С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень – «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож» – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.
    Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же – «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:
    Эй, счастие мужицкое!
    Дырявое с заплатами,
    Горбатое с мозолями,
    Проваливай домой!
    Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?
    С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «картиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.
    Другой персонаж поэмы – Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.
    Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?
    По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой – Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.
    Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпать – пропасть». Однако он не один такой богатырь на Руси:
    Ты думаешь, Матренушка,
    Мужик – не богатырь?
    … Цепями руки кручены,
    Железом ноги кованы,
    Спина… леса дремучие,
    Прошли по ней – сломалися…
    … Не гнется, да не ломится,
    Не ломится, не валится…
    Ужин не богатырь?
    Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство – неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:
    Пошла по жилам чарочка,
    И рассмеялась добрая
    Крестьянская душа!
    Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.
    Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.
    Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.
    Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».
    Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир – на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.
    В этот хор народных голосов органично вплетаются песни Гриши Добросклонова, которому Некрасов придает многие черты Добролюбова. Будущее Гриши трагично:
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Однако именно этот герой у Некрасова – обладатель наивысшего счастья. Здесь-то и заключается настоящий ответ на поставленный Некрасовым вопрос: истинно счастливы те самоотверженные борцы за народное благо, которые, подобно Грише, видят в служении народу цель своей жизни. Счастье Добросклонова еще и в том, что он определил свой жизненный путь:
    Григорий твердо знал уже,
    Кому отдаст всю жизнь свою.
    Однако сложно согласиться с тем, что Гриша Добросклонов единственно счастливый в поэме. Разве несчастны Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна? На мой взгляд, человек ощущает себя счастливым уже тогда, когда живет честно, поступает справедливо и душа у него спокойна этой справедливостью и честностью, когда «сердце свободное».
    Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?
    С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое… А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!
    Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо – все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности.

  7. Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа:
    Осанистая женщина,
    Широкая и плотная,
    Лет тридцати осьми,
    Красива; волос с проседью,
    Глаза большие, строгие,
    Ресницы богатейшие,
    Сурова и смугла.
    Эта удивительная женщина многое перенесла на своем жизненном пути. Начала свой рассказ Матрена Тимофеевна с самых ранних лет жизни. Говорит, как ее любили в отчем доме. Но появился в жизни суженый Филипп Корчагин, который и увез героиню из родного дома.
    Особую роль в главе «Крестьянка» играют песни, ибо они составляют важную часть жизни народа и характеризуют его. Глава изобилует элементами фольклорных произведений. Здесь можно встретить песни, пословицы, поговорки, плачи, причитания.
    Трудно приходилось героине в новой семье:
    Семья была большущая,
    Сварливая… попала я
    С девичьей холи в ад!
    В работу муж отправился,
    Молчать, терпеть советовал:
    Не плюй на раскаленное
    Железо – зашипит.
    Но это было не самое тяжелое в жизни Матрены Тимофеевны. Она повествует о гибели своего младшего ребенка. Здесь автором показан трогательный образ пташечки, которая оплакивает своих птенчиков, сгоревших во время грозы. Некрасов, по моему мнению, нарисовал такую картину событий из жизни женщины, которые глубже позволяют читателю почувствовать и понять трагедию матери-крестьянки. В жизни Матрены Тимофеевны не раз возникали такие ситуации, когда эта удивительная женщина из народа была готова на решительные действия. Так, например, лекари начинают вскрытие Демушки, несмотря на все мольбы и причитания матери:
    Металась и кричала я:
    – Злодеи! Палачи!
    Падите мои слезоньки
    Не на землю, ни на воду,
    Не на господень храм!
    Падите прямо на сердце
    Злодею моему!
    Но никто не считается с болью матери. Становой даже велит связать ее.
    В другой раз староста решает наказать Федотушку, который пожалел голодную волчицу и стал «овечками покармливать»:
    Волчица так ли жалобно
    Глядела, выла… Матушка!
    Я бросил ей овцу!
    Барин решает простить маленького мальчика, но наказать мать – «бабу дерзкую». В этом эпизоде и проявляется важная черта характера героини: с чувством собственного достоинства ложится она под розги, так и не унизившись до мольбы о прощении. Она гордо выносит физическую боль и позор подобного наказания. Только речке выплакала Матрена Тимофеевна свое горе:
    Я пошла на речку быструю,
    Избрала я место тихое
    У ракитова куста.
    Села я на серый камушек,
    Подперла рукой головушку,
    Зарыдала, сирота.
    Несмотря на все сложности жизни, Матрена Тимофеевна все же не опускает руки, а до конца борется за свое счастье. Достаточно вспомнить эпизод, когда ее мужа забирают в солдаты. Она обращается с молитвой к Божьей матери, которая и придает ей душевных сил. Героиня даже обращается к губернаторше, которая помогает Матрене Тимофеевне в ее горе.
    После этого весь народ начинает называть эту женщину счастливой. Просто удивительно, что крестьяне считают счастьем: не быть солдаткой, уметь все переносить и терпеть. А сама героиня, рассказав историю своей жизни, все же приходит к выводу, что нет среди женщин-крестьянок счастливых:
    Не дело – между бабами
    Счастливую искать!
    Сложна жизнь крестьянская, много бед и трудностей на их пути. Но как люди глубоко верующие, любящие и сильные, они могут идти по жизни с гордо поднятой головой. Здесь проявляется духовное богатство русского народа. Матрена Тимофеевна, по моему мнению, – обобщенный образ, поскольку она обладает всеми основными чертами характера, свойственными крестьянкам. И ее судьба типична для людей из народа.
    Я думаю, что Некрасов – удивительный поэт, прекрасно чувствующий боль и страдания целого класса, с которым в те времена никто не стремился считаться, не хотел понять и помочь.

  8. Тема поэмы.
    Образ женщины-крестьянки.
    Матрена Тимофеевна как яркий представитель крестьянской женщины.
    Особенность женского характера у Некрасова.
    Свое итоговое произведение, поэму «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», – прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, героиня главы «Крестьянка». Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.
    Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии.
    У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т.д. Да еще счастье – попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки.
    Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это – женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества – сила воли, умение любить, верность – роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе – это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки.
    Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего».
    Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний.
    Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз – когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй – когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу.
    Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится . под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, – это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей.
    Ключи от счастья женского, -Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны… –  таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной.
    Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.

  9. Н.А. Некрасов создал галерею прекрасных женских образов. Среди них образ русской крестьянки Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.
    Часть «Крестьянка» в поэме и самая большая по объему, и написана она от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожай; угроза остаться солдаткой. Однако эти испытания не могут сломить ее духа, в них она сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:
    Ходила с гневом на сердце,
    А лишнего не молвила
    Словечка никому.
    Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале в порыве отчаяния готова все стерпеть:
    И тут я покорилася,
    Я в ноги поклонилася…
    Но затем неумолимость «неправедных судей», их жестокость рождают в ее душе чувство протеста:
    В груди у них нет душеньки,
    В глазах у них нет совести,
    На шее — нет креста!
    Характер героини закаляется именно -в этих тяжких испытаниях. Это — женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.
    Глава «Крестьянка» почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.
    В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы («ползком ползет», «шумят-бегут», «горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики»), постоянные эпитеты («буйную голову», «свету белого», «горе лютое»), синонимические выражения, слова («удобрили, ухолили», «как зыкнула, как рыкнула»), восклицательные формы при построении предложений, обращения («Ой, матушка, ты где?», «Ой, бедная молодушка!», «Сноха в дому последняя, последняя раба!»), народные поговорки и пословицы («Не плюй на раскаленное железо — зашипит», «Рабочий конь солому ест, а пустопляс — овес»), повторение частицы -ся в глаголах («крестьяне… разбежалися, заметапися»), обилие уменьшительно-ласкательных слов («матушка», «бледнешеньки», «камушек»); особый характер сравнений, связанных с природой, с крестьянским трудом и социально-бытовыми представлениями: «как кошка, я прокралася», «как зверь в лесу порыкивал», «краса взята у солнышка, у снега белизна, у маку губы алые».
    Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
    Благодаря приобщению к устной народной поэзии частным факгам из жизни Матрены Тимофеевны придается обобщающий смысл. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и «хором» подхватывают странники, что «промерили полцарства». Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрены Тимофеевны, а просто «Крестьянка». Этим подчеркивается то, что судьба Матрены Тимофеевны вовсе не исключение из правил, а судьба миллионов таких же русских крестьянок.

  10. Главными действующими лицами в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются семеро простых мужиков «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разуто-ва, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Названия их деревень говорят сами за себя: русскому крестьянину счастья не видать. Поэтому, своего счастья не имеючи, хоть на чужое поглядеть захотелось этим му­жикам. Но что же, по их мнению, счастье? И где его искать?
    Каждый из героев уверен, что счастливее всех живется на Руси помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможно­му боярину, министру государеву или царю. В беседе со встретившимся попом они соглашаются с его пониманием счастья:
    — В чем счастие, по вашему?
    Покой, богатство, честь —
    Не так ли, други милые? —
    Они сказали: «Так»…
    Но выясняется: не имеет поп такого счастья. Поме­щик же, встреченный крестьянами далее, рисует картину своего счастья — обладания: землею, всем и всеми, кто на этой земле есть:
    Все веселило барина,
    Любовно травка каждая Шептала: «Я твоя!»
    Но это все — в прошлом. Реформа, отменившая кре­постное право, разрушила помещичье счастье.
    На ярмарке другие люди уверяют семерых искате­лей счастья, что они нашли счастливца: «дьячок уволен­ный, тощой, как спичка серная» утверждает, что счастье «в благодушестве»:
    — …Коль обогреет солнышко
    Да пропущу косушечку,
    Так вот и счастлив я!
    Горькое счастье свое описывает солдат: «…в двадца­ти сражениях я был, а не убит!», «Я и во время мир­ное ходил ни сыт ни голоден. А смерти не дался!»; за
    всякие провинности не раз был жестоко избит, «А хоть пощупай — жив!»
    Жалкое лакейское счастье восторженно расписывает бывший «любимый раб»:
    С французским лучшим трюфелем
    Тарелки я лизал,
    Напитки иностранные
    Из рюмок допивал…
    О недолгом счастье — детстве в родной, любящей се­мье — рассказывает Матрена Тимофеевна Корчагина. Но это счастье так быстро прошло! «Не дело — между бабами счастливую искать!..» — печально говорит она мужикам. Ведь, как сказала за всех русских женщин бабка-богомолица:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны
    У Бога самого!
    Так и не находят мужики настоящего счастливца. Все эти поведанные им счастья половинчаты, ущербны, скоротечны. И только в финале поэмы из уст Григория Добросклонова звучит авторское понимание истинного счастья: служить народу своему, бороться за его светлое будущее, за процветание Родины — убогой и обильной, забитой и всесильной одновременно. Некрасов говорит:
    Быть бы нашим странникам под родною крышею,
    Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
    Если бы могли заглянуть мужики в его сердце — каким бы пылающим они его увидели! И этот огонь — горячая, пламенная любовь к родному народу (несмотря на то, что Грише, как и многим борцам за долю народа, судьба гото­вила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь») делает его самым счастливым челове­ком в мире.

  11. Порвалась — расскочилася:
    Одним концом по барину,
    Другим по мужику!..
    Еще один из путей поиска счастья на Руси заходит в тупик.
    Автор не рассматривает более подробно прочих из семи кандидатур, выдвигаемых первоначально на роль носителей счастья, потому что находятся несколько сюжетных линий, а с ними и новых образов, значи­тельно более интересных с точки зрения обнаружения в них заветного зернышка счастья.
    Одним из этих образов в поэме Некрасова — «гу­бернаторша» Матрена Тимофеевна. История жизни этой женщины вначале не производит впечатления возможного олицетворения в этом образе счастья. От­данная замуж в далекую сторону, в чужую недружную семью, она оказалась на положении незваного гостя, к которому нет и не может быть хорошего отношения. И вступиться за нее было некому — муж ее уезжал надолго на заработки.
    Матрена пережила многое —: чужбину, тяжкий труд, потерю ребенка. В довершении всех бед мужа за­бирают в солдаты, что по тем временам означало конец всему — солдатчина длилась целых двадцать пять лет и с нее возвращались далеко не все. К тяготам службы добавлялась еще и опасность погибнуть — в те времена войны были не таким уж и редким явлением.
    Муж Матрены попал в солдаты не по-честному, об­маном. И казалось, полагаясь только на свои силы, правды добиться было нельзя. Но женщина совершила поступок, который требовал от простой мужички нема­лой воли и мужества. Она пошла на поклон к губерна­тору, сумела пробиться к нему и добиться для Филип­па избавления от службы.
    Матрена Тимофеевна сама говорит мужикам, что в женской доле на Руси ничего похожего на счастье отыскать нельзя. Но ведь она была счастлива, когда вновь обрела мужа. А значит, есть и в тяжелой доле русской бабы место неуловимому счастью, которое упорно ищут семеро героев.
    Вторым образом воплощения мимолетного счастья стал дед Савелий, бывший каторжник, которому было уже сто лет и который в своей жизни повидал еще больше невзгод. Савелий вообще производит на чита­теля впечатление человека если не счастливого, то уж точно не несчастного. Савелий — это настоящий бога­тырь не только физически, но и духовно.
    Именно благодаря образу Савелия читатель начнет по-настоящему понимать, в чем истинное счастье русско­го человека. В предыдущих главах встречалось немало моментов, когда оно было рядом, но осознания подлинных причин и самой сущности счастья еще не наступало.
    В самом деле, предыдущие его проявления были иллюзорными и сиюминутными. Настоящим собранием всевозможных вариантов обманчивого счастья являет­ся глава «Счастливые». Несмотря на многообещающее название, ее содержание наполнено горькой иронией Некрасова.
    Кто из них, мимолетных героев главы, счастлив по- настоящему, а не только потому, что все могло быть хуже, да вот, обошлось?
    Счастливым себя полагает старый, чуть живой сол­дат, довольный тем, что выжил в многочисленных сра­жениях, что не умер в мирное время, когда солдатское житье едва ли можно было назвать более легким. Но на самом деле этот солдат, вернувшись из армии, оказался почти нищим, больным и никому не нужным. Счастья нет, потому что старый солдат просто-напрос­то не знает, как оно выглядит.
    И похваляющийся своей силой каменотес тоже не видит своего будущего, которое наглядно является пе­ред ним в облике Трифона, сорвавшего спину по моло­дой запальчивости на непосильной работе. Получается, что для рабочего человека счастье находится за семью замками. Хоть и рассказывает тот же самый Трифон историю того, как он сумел выжить, проехав в вагоне, где кроме него было еще немало лихорадочных. Каждо­го, кто в невыносимой жаре и духоте не выдерживал, высаживали из поезда, обрекая практически на смерть. Трифон пытается это выдавать за счастье.
    Вовсе уж карикатурно выглядят похвальбы дворо­вого человека, любимого раба князя Переметьева. Он гордится тем, что болеет подагрой — господской болез­нью, что ему доводилось вылизывать за князем тарел­ки и допивать иностранные напитки. Ответ ему был очень прямым и четким:
    …Проваливай!
    У нас вино мужицкое,
    Простое, не заморское —
    Не по твоим губам!
    Свое счастье доказывал белорус, которому медве­дица изодрала лицо, и нищие, которые вообще живут, выпрашивая по дворам подаяние.
    Счастье в поэме ведет себя очень необычно. Оно должно было бы присутствовать у богатых, привилеги­рованных, но и у них нет счастья в жизни. Недаром жаловались на свою судьбу поп и помещик, недаром автор показывает полупарализованного Последыша, богатство которого оказывается всего лишь лакомым кусочком для родственников. Оказывается, в таких людях материальное благополучие и власть убили жажду быть счастливыми.
    Именно желание счастья становится в поэме важ­ной ступенью, до которой обязательно надо добраться, если хочешь его обрести. Пусть глава «Счастливые» и оказывается всего лишь набором недоразумений, но
    все равно эти люди, каждый по-своему, хотели счастья.
    Образ богатыря Савелия — это уже настоящий ключ к счастью. Савелий рассказывая Матрене историю своей жизни, говорит о том, как давным-давно он и многие другие люди жили где-то далеко в лесу, куда было не­легко дотянуться не только загребущим рукам помещи­ка, но и полиции. Это время описывается как настоящее благо, потому что люди были хозяевами сами себе.
    Именно ощущение самих себя господами своей жиз­ни помогало Савелию и его односельчанам бороться. Попав на каторгу за расправу с немцем-приказчиком, Савелий все равно не был сломлен. Душа его осталась свободной, а свобода оказалась одним из важнейших факторов, которые позволяли человеку назвать себя счастливым. Причем это должна быть свобода настоя­щая. «Счастливые» обладали свободой в очень малой степени. А вот Савелий был свободен куда полнее.
    Главой «Пир на весь мир» Некрасов подводит итог поискам счастья. Описанию счастья посвящены именно ее строки, песни и рассказы богомольцев.
    Показательным является рассказ странника-бого­мольца Ионушки о разбойнике Кудеяре. Разбойничий атаман, наложивший на самого себя покаяние и для от­пущения грехов обязанный ножом срезать вековой дуб, убивает этим самым ножом пана. Дуб рушится, пропадает груз грехов и вместе с этим освобождением Кудеяр обретает счастье.
    В подтверждение необходимости свободы служит и рассказ Игнатия о мужицком грехе. Именно грехом Некрасов считает готовность многих людей оставаться в кабале. Добровольный отказ от счастья через отказ от его важнейшего элемента — свободы, действительно есть грех. Это предательство:
    Все прощает Бог, а Иудин грех Не прощается.
    Ой, мужик, мужик! ты грешнее всех И за то тебе вечно маяться.
    В последних строках автор показывает нам, что сча­стье заключается не просто в том, чтобы жить со сво­бодной душой, но и в том, чтобы нести эту свободу дру­гим. И неспроста носителем счастья оказывается песен­ник Григорий, сын Трофима. Именно песня всегда была самым доступным средством украшения жизни.

  12. Главная
    Сочинения по литературе
    Народное счастье в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо – сочинение
    Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.
    Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «… на место сетей крепостных люди придумали много иных».
    Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.
    С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень – «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож» – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.
    Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же – «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:
    Эй, счастие мужицкое!
    Дырявое с заплатами,
    Горбатое с мозолями,
    Проваливай домой!
    Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?
    С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «картиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.
    Другой персонаж поэмы – Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.
    Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?
    По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой – Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.
    Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпать – пропасть». Однако он не один такой богатырь на Руси:
    Ты думаешь, Матренушка,
    Мужик – не богатырь?
    … Цепями руки кручены,
    Железом ноги кованы,
    Спина… леса дремучие,
    Прошли по ней – сломалися…
    … Не гнется, да не ломится,
    Не ломится, не валится…
    Ужин не богатырь?
    Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство – неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:
    Пошла по жилам чарочка,
    И рассмеялась добрая
    Крестьянская душа!
    Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.
    Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.
    Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.
    Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».
    Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир – на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.
    В этот хор народных голосов органично вплетаются песни Гриши Добросклонова, которому Некрасов придает многие черты Добролюбова. Будущее Гриши трагично:
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Однако именно этот герой у Некрасова – обладатель наивысшего счастья. Здесь-то и заключается настоящий ответ на поставленный Некрасовым вопрос: истинно счастливы те самоотверженные борцы за народное благо, которые, подобно Грише, видят в служении народу цель своей жизни. Счастье Добросклонова еще и в том, что он определил свой жизненный путь:
    Григорий твердо знал уже,
    Кому отдаст всю жизнь свою.
    Однако сложно согласиться с тем, что Гриша Добросклонов единственно счастливый в поэме. Разве несчастны Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна? На мой взгляд, человек ощущает себя счастливым уже тогда, когда живет честно, поступает справедливо и душа у него спокойна этой справедливостью и честностью, когда «сердце свободное».
    Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?
    С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое… А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!
    Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо – все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *