Сочинение на тему житие александра невского

13 вариантов

  1. Давайте напишем краткое сочинение об Александре Невском, и расскажем о жизни и бытии князя Александра, о его подвигах на ратном поле, и почему Александр Невский остался в народной памяти, как великий и справедливый князь.

    Кратко об Александре Невском

    Если говорить кратко о Александре Невском, то это был сын Ярослава и Феодосии. Наше краткое содержание повести Александр Невский мы начнем о том, как знатный человек Андреяш, что специально пришел посмотреть на Александра, сказал, что не видел таких царей среди всех царей и таких князей среди князей.
    Александр был высоким, голос, что труба голосит, к тому же очень красивый, храбрый и мужественный. Почему Александр Невский имеет такое прозвище? Ответ опять же найдем, когда познакомимся с князем Александром Невским в повести о нем. Из жизни Александра мы узнаем, что он посвятил всего себя борьбе с врагами, которые пытались завоевать нашу землю. Вот как раз в битве со шведами, что произошла на реке Неве, он и получил свое прозвище Невский.
    Великий князь Александр Невский постоянно становился на защиту своего края, а о его могуществе распространилась молва на всю округу, даже на пределах родной страны. Врагам Александр не давал покоя, и стоит ему узнать о предстоящем нападении с их стороны, как тут же Александр отправлялся на битву. Во всех битвах Александр Невский к себе на помощь призывал высшие силы. Он всегда обращался к Богу, просил у него помощи, и бог ему помогал. Ведь множество битв было выиграно, а об Александре Невском и его подвигах мы до сих пор знаем и слышим.

  2. «Повесть о житии Александра Невского» поднимает проблему противоборства завоевателям. Произведение повествует о героических поступках знаменитого князя, о том, как он отстаивал свою территорию. Правитель Руси был настоящим патриотом, искренне любящим свою Родину. Член княжеского отряда рассказал, что князь рьяно просил Господа за Русь, молился за нее и был ей предан. Вдохновение Александра и вера в свое государство помогли очистить землю от литовских, шведских и римских войск.
    Ощущается, что писатель жития описывал образ князя с особой любовью. Например, «красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа». Не исключительно внешностью славился Александр. Князь был богат духовно, внутренне: «храбрость же его — как у царя римского Веспасиана». Своими положительными качествами, такими как мудрость, храбрость, великая нравственность, правитель Руси завоевал любовь своего народа, которого защищал от различных напастей.
    Мужество и смелость Александра оставляет ощущение истинного восхищения, утверждает настоящее почтение к правителю. «Житие Александра Невского» считается национальным достоянием. Ведь именно из него мы узнаем о жизни, деятельности и поступках князя, о героическом прошлом Руси. И каждый из нас должен гордиться тем, что у нас был такой мудрый, справедливый и смелый правитель, обороняющий наши земли.

  3. Сказание об Александре Невском наполняет душу гордостью за то, что на Руси жили такие люди.
    Житие рассказывает о подвигах великого князя, о том, как он защищал родную землю. Александр Невский был истинным патриотом. По рассказу его дружинника, он горячо молил Господа Бога за Русь. И Бог помогал ему! Нет на нашей земле ни литовцев, ни римлян, ни шведов. Прогнал их Алек­сандр, и по сей день охраняет он нашу страну и наш город.
    Чувствуется, как автор чтил своего князя, и я верю, что сравнения, ко­торые он приводил, достойны Александра Ярославича. «Лицо — как лицо Иосифа», «сила его была частью от силы Самсона», «премудрость Соломо­на» завоевали любовь русского народа, который он оберегал от напастей.
    Отвага Александра оставляет глубокое впечатление и внушает истинное уважение к князю. На ум приходят его слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Множество врагов погибло от рук Александра.
    Житие Александра Невского, как мне кажется, является народным до­стоянием. Ведь из него мы узнаем о подвигах этого человека, и, я думаю, мы должны быть счастливы, что у нас был такой князь, и тем более, что он является святым покровителем нашего города.

  4. Александр Невский (1221-1263) – князь новгородский. Особенно прославился своей победой над немецкими рыцарями. Отец – Ярослав.
    Жанр: Житие Александра Невского – скорее воинская повесть. Характерные особенности Жития: Александр родился от благочестивых родителей, премудрый, особенный, идеализированный герой; последовательное изложение событий его жизни от рождения и до кончины. Элементы воинской повести – описание сражений, подвиги отдельных людей, нарушение житейских законов – в житие святой удаляется от мира, а здесь наоборот.
    Начало – шаблонное самоумоление своих качеств как агиографа ( «худый, грешный и недостойный»). Автор слышал о нем от старших и был знаком с ним лично.
    Дальше сообщаются сведения о рождении Александра Невского и его облике (огромный рост, великая сила, громогласность, премудрость)
    Александр побеждает с маленькой дружиной огромную армию из Швеции (краль части Римския), помолившись в церкви святой Софии и имея великую веру в Бориса и Глеба. Воинские повести о битвах на Неве и Чудском озере составляют основу жития.
    Западные соседи построили город во владениях Александра. Он пошел на них и уничтожил город. литовцы стали бояться его имени
    Освободил взятый немцами Псков и с большим войском отправился на немцев. С молитвой вступил Александр в сражение с ними на Чудском озере – 5го апреля 1242 года – Ледовое побоище.
    1245 – Литовцы напали и ограбили земли Александра. Князь разбил их, и литовцы стали бояться его имени.
    Батый признает Александра лучшим из князей, а потом опустошает Сульздальскую землю (четко!). Александр наводит там порядок – за это ему особая похвала от автора.
    Римский папа посылает к Александру кардиналов, которые предлагают ему принять католическую веру. Тот отказывается.
    Александр отправляется в Орду, Батый относится к нему уважительно. Но зато проявляет гнев относительно его младшего брата. Причины автор не указывает, однако отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем. Во второй раз князь едет в Орду “отмолить людей от беды”, то есть от участия русских воинов в походах татарских войск. На обратном пути Александр заболевает, отравленный в Орде, постригается в монахи , принимает схиму и умирает. Чудо: протягивает руку из гроба и берет “прощальную грамоту” у митрополита. Автор оплакивает кончину своего господина.
    Итак, А.Н. изображен как идеальный князь и воин. Все физические и духовные качества в наивысшей степени. Однако там не нашлось места христианским добродетелям – кротости и смирению.

  5. Князь был силен, красив и отличался большим умом. «Невским» его стали называть за битву со шведами. Несмотря на то, что Александр Невский искренне верил в Бога и не отличался агрессивным нравом, он всю свою жизнь посвятил борьбе с захватчиками. О могуществе князя стало известно далеко за пределами тогдашней Руси. Когда он узнал о нападении, которое готовят шведы, то немедленно встал на защиту родной земли.
    Считалось, что Александру помогает Бог, это значительно укрепило позиции христианства. Вскоре после победы над королем Невский разбил немцев на Чудском озере. Это надолго принесло мир на западные границы Руси.
    Примечательно, что князь показал себя не только доблестным полководцем, но и хорошим дипломатом. В те времена Русь была под гнетом татаро-монгольского ига, а князей русских назначал хан Золотой Орды. Александру приходилось проявлять чудеса дипломатии, чтобы заслужить доверие хана Батыя. Он не имел возможности избавить Русь от татаро-монгол военным путем, поэтому старался укрепить военную мощь державы, разбитой на множество княжеств.
    Русь тогда уже была православной и Римский Папа готов был поддержать Александра в борьбе с татарами, требуя за это принять католическую веру. Князь от этого предложения отказался.
    Основным правилом Александра было: «Не в силе Бог, но в прав­де». Он заботил­ся о благополучии своего народа и старался всегда быть справедливым. После его смерти люди горевали, считая, что потеряли «солнце земли Суздальской». Народная любовь к Александру была настолько сильна, что его имя было причислено к лику святых.

  6. Подтвердите с помощью текста, что Алек­сандр Невский описан как идеальный герой.
    В Александре нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость. Это бесстрашный, справедливый правитель, великий полко­водец, живущий по христианским запове­дям, тихий, приветливый, мудрый пра­ведник, человек высокой духовности.
    Образ князя дается через сравнения с библейскими героями (см. ответы на во­просы 3, 4).
    Славный полководец оборонял русские земли. Несмотря на юность, «князь Алек­сандр — побеждал, но был непобедим… один из именитых мужей Западной стра­ны… пришел, желая видеть зрелость си­лы его… повидав князя Александра, вер­нулся к своим и сказал: «Прошел я стра­ны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Да­же посторонний человек был поражен до­стоинствами князя.
    Когда Руси угрожала опасность и ко­роль страны Римской бросил князю вы­зов, Александр «вошел в церковь Святой Софии и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «…Суди, Гос­поди, обидящих меня и огради от борю­щихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». Александр полу­чил благословение архиепископа Спири­дона и начал укреплять дух дружины сво­ей, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной встретил он врага, бил­ся бесстрашно, так как знал, что защища­ет родную землю.
    Много славных подвигов совершил князь. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяж­ского и до великого Рима».
    Князь Александр победил короля, но хвалили и славили имя Творца, а не его: «Ты, Господи, помог… верному князю на­шему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александ­ровою». Заключительная часть жития на­поминает плач. Когда Александр умер, митрополит Ки
    На основании текста жития составьте план рассказа о жизни Александра Невского.
    План
    Портрет князя.
    Обращение Александра к Господу с просьбой о помощи в борьбе с врагами Земли Русской.
    Чудное видение.
    Битвы с немцами и со шведами и ос­вобождение русских городов.
    Ледовое побоище на Чудском озере.
    Смерть Александра Невского и по­смертное чудо.

  7. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского – литературное произведение XIII века, агиографического жанра. Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII—XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным … На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи. Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский. По предположению академика Д. С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл.
    По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263—1280 годами. После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная весть. Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то «сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита»
    Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

  8. Страница: [ 1 ] 2
    Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия.
    Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его.
    Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: Так говорит господь: “Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду”. И воистину – не без божьего повеления было княжение его.
    И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона (1), и дал ему бог премудрость Соломона (2), храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: “Оставили меня одного”. Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим.
    Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: “Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей”.
    Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской (3) из северной земли подумал про себя: “Пойду и завоюю землю Александрову”. И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: “Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою”.
    Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: “Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ”. И, припомнив слова пророка, сказал: “Суди, господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”.
    И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца (4), который сказал: “Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо””. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу.
    Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу (5).
    И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
    Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад (6), плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику (7) своему князю Александру”. Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
    Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: “Не рассказывай этого никому”.
    После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.
    Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве.
    На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.
    После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великй силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: “Покорим себе славянский народ”.
    А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: “Пойдем, И победим Александра, и захватим его”.
    Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: “О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя”. Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: “Суди меня, боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи…”
    Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
    А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил бог Александра пред всеми полками.
    И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: “Ты, господи, помог кроткой Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою”.
    И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.
    Много потрудившись богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его бог и больший чин принять – схиму (8). И такс миром богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на па мять святого апостола Филиппа.
    Митрополит же Кирилл говорил: “Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!”
    Было же тогда чудо дивное и памяти достойное.
    Страница: [ 1 ] 2

  9. Нашей стране доводилось знать трудные времена. Но всегда находились люди, настолько умные, храбрые и решительные, что им удавалось переломить ход истории.
    Таким человеком был князь Александр, прозванный Невским. Он жил в веке, когда Русь переживала тяжкие испытания. Хан Батый и его монголо-татары разорили множество русских княжеств. А не севере Новгороду и Пскову угрожали шведы и немецкие крестоносцы.
    Новгород и Псков были республиками. Князя здесь выбирали, и он был не правителем, а командующим войском. Конечно, новгородцы могли пригласить княжить опытного, известного воина. Но они позвали Александра Ярославича, хотя ему было всего двадцать лет. И не ошиблись в выборе.
    В июле 1240 года князь разгромил у берегов Невы шведское войско. Планы шведов по завоеванию Новгорода провалились. Так у Александра появилось прозвище.
    Прошло два года, и на Русь надвинулись войска рыцарей из Ливонского ордена. Это были немецкие крестоносцы. У них было большое, хорошо обученное войско. В бою рыцари строились клином, который проламывал оборону противника. Этот строй называли еще «свиньей». Он действовал очень эффективно. Крестоносцам удалось захватить Псков.
    Но князь Александр не допустил, чтобы ему «подложили свинью». Он принял бой ранней весной на Чудском озере, прямо на льду. Князь сумел так расположить свои войска, что «свинья» не смогла прорвать оборону. Новгородцы окружили и разгромили врага. Многие рыцари в своих тяжелых латах провалились сквозь подтаявший лед и утонули. Битву прозвали Ледовым побоищем.
    Князь Александр прожил недолгую жизнь, но сумел защитить родную землю от серьезной опасности. После понесенных поражений захватчики стали куда осторожнее вести себя на севере Руси. Имя Александра навеки осталось в памяти потомков. Ведь не так уж важно, много ли тебе лет. Важнее то, что ты можешь и хочешь сделать для других.
    Мини-сочинение на тему “Александр Невский” (вариант 2)

  10. Подтвердите с помощью текста, что Алек­сандр Невский описан как идеальный герой.
    В Александре нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость. Это бесстрашный, справедливый правитель, великий полко­водец, живущий по христианским запове­дям, тихий, приветливый, мудрый пра­ведник, человек высокой духовности.
    Образ князя дается через сравнения с библейскими героями (см. ответы на во­просы 3, 4).
    Славный полководец оборонял русские земли. Несмотря на юность, «князь Алек­сандр — побеждал, но был непобедим… один из именитых мужей Западной стра­ны… пришел, желая видеть зрелость си­лы его… повидав князя Александра, вер­нулся к своим и сказал: «Прошел я стра­ны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Да­же посторонний человек был поражен до­стоинствами князя.
    Когда Руси угрожала опасность и ко­роль страны Римской бросил князю вы­зов, Александр «вошел в церковь Святой Софии и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «…Суди, Гос­поди, обидящих меня и огради от борю­щихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». Александр полу­чил благословение архиепископа Спири­дона и начал укреплять дух дружины сво­ей, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной встретил он врага, бил­ся бесстрашно, так как знал, что защища­ет родную землю.
    Много славных подвигов совершил князь. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяж­ского и до великого Рима».
    Князь Александр победил короля, но хвалили и славили имя Творца, а не его: «Ты, Господи, помог… верному князю на­шему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александ­ровою». Заключительная часть жития на­поминает плач. Когда Александр умер, митрополит Ки
    На основании текста жития составьте план рассказа о жизни Александра Невского.
    План
    Портрет князя.
    Обращение Александра к Господу с просьбой о помощи в борьбе с врагами Земли Русской.
    Чудное видение.
    Битвы с немцами и со шведами и ос­вобождение русских городов.
    Ледовое побоище на Чудском озере.
    Смерть Александра Невского и по­смертное чудо.

  11. «Повесть…» посвящена теме мужества и противостояния за­хватчикам. Она вызывает чувство гордости за наше историческое прошлое.
    Рассказчик называет себя «ничтожным, многогрешным и не­разумным» и стремиться подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским.
    Автор повести говорит о том, что был его современником, так: «…И был самовидец деяний.его, потому и рад поведать о че­стной и славной жизни его».
    Для того чтобы подчеркнуть достоинства Александра Нев­ского, рассказчик уподобляет князя библейским героям: «пре­красному» Иосифу, сильному Самсону, мудрому царю Соломону и храброму Веспасиану. Мощную же дружину князя автор упо­добляет храбрым войнам царя Давида.
    Автор повествует о трёх подвигах Александра Невского: о Невской битве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига посвящены борьбе с иноземными захватчика­ми — шведами на реке Неве в 1240 году и немецкими кресто­носцами на Чудском озере в 1242 году, а последний — попыт­ке ослабить влияние Золотой Орды на Русь, «отмолить людей от беды той».
    Александр Невский прославился такими словами, которым старался соответствовать в жизни: «Не в силе Бог, но в правде».

  12. Тема защиты русских земель от нашествия врагов (на примере «Жития Александра Невского»)
    1. Александр — мужественный полководец. 2. Житие и его смысл. 3. Любовь к родине — лучшая защита страны.
    Все мы знаем Александра Невского как мудрого и мужественного полководца. Слава его была настолько велика, что ему посвятили житие. Житие представляет собой жизнеописание того или иного человека, причисленного к лику святых. Жизнеописание включает в себя краткое предисловие того, кто его написал, основную биографическую часть и похвалу. Произведение рассказывает нам о самом главном деле всей жизни Александра Невского — борьбе с немецко – шведскими захватчиками. Житие было создано в городе Владимире, в Рождественском монастыре — именно там и был погребен князь.
    Итак, что мы знаем о жизни храброго князя? В 1240 году на Русь напали шведские рыцари. Захватчики наступали на страну с воды: на своих кораблях они вошли в реку Неву «в силе великой». Князь Александр Ярославич, в то время очень молодой (ему едва исполнилось 20 лет), не испугался врага — с немногочисленной дружиной он напал на неприятеля, подошедшего к устью реки жоры. Русские воины громили противника и на суше, и на воде, так как не все они успели сойти с кораблей. Поддавшись панике, шведы бежали на суда, но и там их настигало бесстрашное войско решительного князя. Остатки разбитого войска ушли по Неве в море. За эту блестящую победу новгородского князя и прозвали «Невским».
    Но не долго пришлось отдыхать князю от ратных дел. Весной 1242 года Александр Невский возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. Сначала он освободил Псков, и только после этого состоялась решительная битва, показавшая истинную мощь Александрова войска. Это знаменательное сражение произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, вошедшее в историю по названием Ледовое побоище. Это была «сеча великая». Лед на озере весь покрылся кровью, разгромленный враг в страхе бежал. На этот раз враг был основательно напуган — длительный период в русских землях все было спокойно.
    В том, что Александр Невский был талантливым полкокодцем, нет нужды сомневаться. Картина прошлого ярко рисует нам его как храброго и отважного князя, готового бороться до победного конца. Но не только этим исчерпывались умения князя. Александр Невский также был тонким психологом своего времени, блестящим дипломатом. В отличие от многих других князей он смог поддерживать мирные отношения с ханом Золотой Орды, которая в то время фактически завладела Русью.
    Александр понимал, что в тех условиях бороться с Одой не было никакого смысла, и пытался сделать все, чтобы хоть как-то облегчить положение родной страны. Невский даже добился образовании в Сарае русской епископии, обслуживающей религиозные потребности русских людей, которых в Одре скопилось немало. На мой взгляд, это действительно большое достижение даже по меркам современного мира, нынешней политической жизни. Еще одно достижение Александра Невского на поприще дипломатии — освобождение русских от обязанности поставлять татарам войска. Невский также занимался объединением северо-восточной и северо-западной Руси, укреплял великокняжескую власть.
    Смысл жития заключается не только в том, чтобы рассказать о таком человеке, как князь Александр Невский, но и показать, что, несмотря ни на что, Русь по-прежнему сильна и может дать отпор даже самому грозному и всесильному врагу.
    Из самого текста жития мы видим, что автор его был лично знаком с князем, наблюдал за тем, как князь занимается государственными и ратными делами. Большинство исследователей склоняются к тому, что автором жития был митрополит Кирилл, ведь именно он вместе с Александром Невским добивался образования епископии в Сарае, был не только его приближенным, но и другом.
    Все житие проникнуто теплыми чувствами автора к личности князя. Автор старается быть искренним, показывает героя таким, каким он был в жизни. Образ смелого князя нисколько не страдает от этого — читатель лишь проникается большим уважением и восхищением к полководцу и дипломату. Со страниц жития перед нами встает мудрый правитель и храбрый полководец. Хотелось бы обратится непосредственно к тексту жития.
    Например, в битве на Неве «он крепко верил в помощь святых и мучеников Бориса и Глеба», лики которых явились старейшине Ижорской земли в видении. Они плыли по морю, в судне, когда тот их «увидел» «в одеждах червленых, держащих руки на плече друг друга, а гребцы сидели, словно мглою одеты. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру”. После этого видения князь наполнился уверенностью в том, что именно он одержит победу в сражении. «И была крепкая сеча с римлянами ; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьем».
    Обратимся теперь к эпизоду битвы на Неве. Он рассказывает об отличившихся в сражении героях, которые «бились, не имея страха в душе своей». «Здесь же в полку Александровом явились шесть мужей храбрых и сильных, которые бились вместе с ним крепко. Один — Гаврило, по прозвищу Алексии; увидев короля, которого тащили под руки, напал он на судно, въехал по доске до самого корабля, и побежали все от него, затем обротились и с доски, но которой всходили на корабль, сбросили его с конем в море; он же с помощью божьей выбрался из моря невредимым и снова напал на них и бился крепко с самим воеводою среди полков их. «Другой же — новгородец, по имени Збыслав Якунович; этот не раз нападал на врагов, не имея страха в сердце своем и сражаясь одним топориком, и многие пали от его топорка; дивился князь Александр Ярославич силе его и храбрости…».
    Не только это произведение, но вся древнерусская литература пропитана глубоким уважением и любовью к русской земле, к своим корням, истокам. И «Житие Александра Невского» еще раз подтверждает то, что только истинный патриот может стать настоящим защитником своей страны.

  13. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского – литературное произведение XIII века, агиографического жанра. Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII—XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным … На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи. Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский. По предположению академика Д. С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл.
    По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263—1280 годами. После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная весть. Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то «сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита»
    Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов
    .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *